Домой Гороскоп на неделю Диалектико материалистическое понимание истины. Теории истины (классическая, когерентная, прагматистская, конвенциональная, диалектико-материалистическая). С какими трудностями столкнулась классическая концепция истины? Истина это знание подтвержденное ми

Диалектико материалистическое понимание истины. Теории истины (классическая, когерентная, прагматистская, конвенциональная, диалектико-материалистическая). С какими трудностями столкнулась классическая концепция истины? Истина это знание подтвержденное ми

Можно сказать, что вопрос, что такое истина относится к одному из вечных вопросов гносеологии. Имеются разные понимания истины "Истина - есть соответствие знания действительности". "Истина - это опытная подтверждаемость", "Истина - это свойство самоорганизованности знаний", "Истина - это соглашение", "Истина - это полезность знания, его эффективность".

Первое положение, согласно которому Истина - есть знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним, - есть соответствие знания действительности. Оно является главным в классической концепции истины. Такое её понимание разделяли Платон и Аристотель, Фома Аквинский и Г.В. Гегель, Л. Фейербах и Маркс, многие философы XX Века. Ей придерживаются и материалисты, и идеалисты, метафизики и диалектики и даже агностики. Различия внутри её проходят по вопросу отражаемой действительности и по вопросу о механизме соответствия. Современная трактовка истины включает в себя следующие моменты характеристики:

1) Объективность, она - в обусловленности реальной действительности в которую входит - объективная реальность, субъективная реальность она - в связи с предметно-чувственной деятельностью человек, с практикой она - в независимости содержания истины от отдельных людей

2) Субъективность, поскольку истину познают люди она субъективна по своим внутренним идеальным содержанию и форме (например, всемирное тяготение изначально присуще миру, но истиной стала благодаря Ньютону)

3) Истина есть процесс, она не постигается сразу, целиком в полном объёме, а постепенно углубляется и вместе с тем всегда неполна и неточна. Для характеристики объективной истины как процесса применяются категории абсолютного (выражающего устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражающей изменчивое, преходящее). Абсолютная истина (абсолютное в объективной истине) - это полное, исчерпывающее знание о действительности, которое в границах конкретного этапа развития науки не уточняется и не дополняется; это идеал, который не может быть достигнут, хотя познание и приближается к нему; это элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем: "люди смертны" и т.д. - это вечные истины.



Движение к абсолютной истине идёт через нахождение множества относительных истин. Относительная истина (относительное в объективной истине) - это неполное, приблизительное, незавершённое знание о действительности, которое углубляется и уточняется по мере развития практики и познания.

При этом старые истины либо заменяются новыми (как классическая механика квантовой), либо опровергаются и становятся заблуждением (как истины о флогистоне, теплороде, эфире, вечном двигателе). В любой абсолютной истине мы находим элементы относительности, а в относительной черты абсолютности. Признание только относительного в объективной истине грозит релятивизмом. преувеличение устойчивого момента - есть догматизм. Диалектика абсолютной и относительной истин ставит вопрос о конкретности истины. Это означает, что любое истинное знание определяется

1)характером объекта к которому относится;

2)условиями места, времени;

3)ситуации, историческими рамками.
Распространение истинного знания за пределами его действительной применимости превращает его в заблуждение. Даже 2+2=4 является истиной только в десятичной системе исчисления.

Таким образом, объективная, абсолютная, относительная и конкретная истина - это не разные "сорта" истин, а одно и тоже истинное знание с этими свойствами. Кроме названных выделяются и другие свойства истины: непротиворечивость (с точки зрения формальной логики), когерентность (согласованность знания с фундаментальными идеями), простота, красота, эвристичность. плюрализм, антиконьюктурность, способность к самокритичной рефлексии (В.И.Ленин). Существуют и разные формы истины: экзистенциальная (понимание духосного мира), предметная (знание о материальных системах), концептуальная, а также истины обусловленные видами познавательной деятельности: научная, обыденная, нравственная.

При этом постоянный спутник истины -заблуждение. И истина и заблуждение - две противоположные, но неразрывные стороны единого процесса познания. Заблуждение - знание, не соответствующее своему предмету, несовпадающее с ним. Это неадекватная форма знания, возникает непреднамеренно из-за ограниченности, неразвитости или ущербности практики и самого познания. Заблуждения неизбежны, но они необходимый предмет познания истины. Заблуждения многообразны по своим формам: научные и ненаучные, религиозные и философские, эмпирические и теоретические. Заблуждение следует отличать ото лжи - преднамеренного искажения истины в корыстных целях и дезинформации - передачи ложного знания (как истинного) или истинного знания как ложного.

Все эти явления имеют место в научном знании, но встречается и мошенничество, и подлог. Чаще встречаются ошибки - как результат неправильных действий в вычислениях, в политике, в жизни. Они бывают логическими и фактическими.

Заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены (учение о "вечном двигателе"), либо становятся истиной (превращение алхимии в химию, астрологии в астрономию).

Вопрос о том, можно ли ограничить истину от заблуждения, и каким образом, есть вопрос о критерии истины.

Есть разные точки зрения на критерий истины(критерий - это средство проверки достоверности знания). Так, Декарт критерием истинных знаний считал их ясность, самоочевидность. Фейербах такой критерий искал в чувственных данных. Но оказалось -никаких самоочевидных положений нет, ясность мышления - вопрос крайне субъективный, а чувства - зачастую нас обманывают (ложка в стакане воды изломана...).
Коренным пророком этих критериев то, что они находятся в самом знании, в его особых привилегированных частях. Необходим критерий, который был бы теоретическим (для отражения объекта) и внетеоретическим (для проверки знаний), отличался бы от субъективных процессов познания и от объективных естественных процессов. Такими свойствами обладает практика, но во всём её объёме и историческом развитии. При этом практику, дополняют и другие критерии -общезначимость (то, что признаётся многими людьми), - прагматизм (то, что признают полезным, что приводит к успеху); когерентность (взаимосоответствие суждений); -конвенционализм (то, что соответствует соглашению).

Так, математики склоняются когерентной концепции истины, гуманитарии к общезначимости и конвенционализму,

инженеры, научные работники, к практицизму и практике.

Понятие "практика" раскрывалась через широкий спектр терминов "действие", "деятельность", "деятельная жизнь", "опыт", "опыт в целом", "труд". Практика считалась важным условием процесса познания, высказывалась идея о единстве теории и практики (Гегель, Чернышевский, Соловьев, Поппер). Мы определим практику через понятие "деятельность".

Практика - активная, целенаправленная чувственно-предметная деятельность людей, направленная на изменение реальной действительности.

С введением практики в теорию познания было установлено, что человек активно, через предметы, целенаправленно, воздействует на действительность и в ходе её изменения познаёт её.

В процессе практики человек создаёт "вторую природу", культуру. Практика и познание - две стороны единого процесса, вместе они целостная система человеческой деятельности. Но, практика играет решающую роль, ибо её законы - это законы реального мира, который преобразуется в этом процессе. Назовем важнейшие формы практики: Это:

Материальное производство (труд);

Социальная деятельность;

Научный эксперимент;

Техническая деятельность;

Военно-политическая деятельность. Практика и познание тесно связаны, практика имеет познавательную сторону, а познание - практическую. Практика является источником информации для познания. Своеобразие практики выражается в её функциях в процессе познания:

1. практика является источником познания, ибо все значения вызваны к жизни потребностями практики - креативная функция;

2.практика выступает как основа познания, его движущая сила. Она пронизывает все его стороны, ставит проблемы, обнаруживает новые свойства и стороны мира, обеспечивает познание техническими средствами детерминирующая функция;

3.практика является целью познания, поскольку служит для преобразования мира и регулирует деятельность людей - целеполагающая функция;

4. практика представляет собой и решающий критерий истины - критериальная функция.
Остановимся на последней функции. Проверка знания практикой не есть одноразовый акт, а есть длительный процесс, носящий исторический, противоречивый характер. Это означает, что критерий практики одновременно и абсолютен и относителен. Абсолютен в том смысле, что только практика может окончательно доказать какие-либо положения.

Относителен потому, что сама практика развивается, совершенствуется и потому не может в каждый данный момент доказать истинность развивающегося знания.

Вот почему, возникает необходимость дополнения практики иными критериями, которые дополняют, но не отменяют или заменяют его. Особо важен логический критерий истины, сочетающий и формально­логический и диалектический методы, а также аксиологический критерий. Своеобразны подходы к пониманию истины и её критерия у М. Хайдеггера и К. Лоппера. Сущность истины открывается как свобода человека, считает Хайдеггер. Истина - образец, утверждает Поппер. Заблуждение как противоположность истины - дело рук человеческих, следствие его ошибок, свободы, хотения.

Понятие истины близко к понятию правда. Правда - истина на деле, истина в образе, благе, честности, справедливости, поступать по правде, значит поступать поистине, по справедливости (Вл. Даль). Тем самым правда, шире чем истина, так как включает в своё определение и мораль. С другой стороны, это свидетельство об аксиологическом аспекте истины. Таким образом, практика является наиболее точным критерием позволяющим отличить заблуждение от истины, при дополнении другими критериями обеспечивает процесс познания истины.

Субъективные критерии истины:

− критерий верификации – сведение утверждений к конечным основам вещи;

− фальсификация – истинное утверждение только то, которое содержит в себе исключения из данного правила;

− непротиворечивость утверждений, логичность анализа.

Б. истины

В. красоты

Г. пользы

Д. успеха

Способ непосредственного постижения истины без обоснования с помощью доказательств есть...

А. интеллект

Б. интуиция

В. мышление

Г. представление

Д. ощущение

Оценка информации как истинной без достаточных логических и фактических обоснований называется...

Б. восприятием

В. знанием

Г. обманом

Д. иллюзией

Заблуждение отличается от лжи и дезинформации...

А. большей распространенностью

Б. свойством непреднамеренности

В. степенью объективности

Г. степенью субъективности

Д. степенью обоснованности

Марксистское понимание истины основывается на:

А. когерентной концепции истины

Б. конвенциональной концепции истины

В. корреспондентской концепции истины

Г. прагматической концепции истины

Д. религиозной концепции истины

Корреспондентская (классическая) концепция истины предполагает, что...

А. высказывание истинно, если то положение дел, о котором утверждается в высказывании, имеет место в мире

Б. высказывание истинно, если оно логически дедуцируется из исходных постулатов некоторой непротиворечивой теории

В. высказывание истинно, если его практическое использование ведет к достижению цели

Г. высказывание истинно, если оно соответствует принятым соглашениям

Материальная, чувственно-предметная деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов обозначается в марксизме понятием…

Б. политика

В. практика

Г. производство

Д. экономика

Главным критерием истины для диалектического материализма является (-ются)...

А. логическая непротиворечивость

Б. практическая деятельность

В. самоочевидность

Г. однозначность

Д. неизменность

Свойство истины, характеризующее ее независимость от познающего субъекта, - ...

А. абсолютность

Б. абстрактность

В. объективность

Г. реальность

Д. субъективность

Зависимость истины от условий, места и времени выражается в понятии ...

А. «абсолютность»

Б. «абстрактность»

В. «заблуждение»

Г. «конкретность»

Д. «объективность»

Постклассическое направление западноевропейской философии, представители которого поставили вопрос о познавательном статусе философского знания, получило название...

А. марксизм

Б. прагматизм

В. позитивизм

Г. экзистенциализм

Д. фрейдизм

Кому принадлежит следующее высказывание: «Человеческий дух по самой природе своей, в каждом из своих исследований пользуется последовательно тремя методами мышления, по характеру своему существенно различными и даже прямо противоположными друг другу: сначала теологическим методом, затем метафизическим и, наконец, положительным методом»?

А. Л. Витгенштейну

Б. О. Конту

В. Т. Куну

Г. К. Попперу

Д. Г. Спенсеру

Какое направление позитивизма носит так же название «эмпириокритицизм»?

А. неопозитивизм

Б. классический позитивизм

В. второй позитивизм

Г. постпозитивизм

Д. экзистенциализм

Мировоззренческие ориентации, в основе которых лежит признание или, соответственно, отрицание значения науки как общественного эталона и как достаточного условия для решения общественных проблем, обозначаются такими парными понятиями как:

А. альтруизм - эгоизм

Б. идеализм - материализм

В. рационализм - эмпиризм

Г. сциентизм – антисциентизм

Д. прогрессизм - консерватизм

Какую из научных дисциплин О. Конт поставил в основание своей «иерархии наук»?

А. астрономию

Б. биологию

В. математику

Г. физику

Д. социологию

Какое из направлений объединяет таких ученых как М. Шлик, Б. Рассел, Л. Витген-штейн ?

А. неопозитивизм

Б. классический позитивизм

В. второй позитивизм.

Г. постпозитивизм

Д. прагматизм

Представителю какого философского направления принадлежит следующее высказывание: Кому принадлежит следующее высказывание: «Большинство предложений и вопросов, высказанных по поводу философских проблем, не ложны, а бессмысленны»?

А. марксизма

Б. прагматизма

В. позитивизма

Г. экзистенциализма

Д. фрейдизма

Какое из приведенных предложений является общей посылкой неопозитивизма ?

А. предложения наук, использующих описания предметов в терминах наблюдения, должны быть адекватно переведены на предложения из тех терминов, которые используются физикой

Б. реальное знание должно быть сведено к конечным и простым метафизическим сущностям – «логическим атомам»

В. логика и математика есть формальные преобразования в языке науки

Г. только те предложения имеют смысл, которые допускают сведение к предложениям, фиксируемым непосредственный чувственный опыт индивида или записи ученого

Непосредственной целью познания является постижение истины, но поскольку процесс познания - это сложный процесс приближения в мышлении образа к объекту, по-

стольку диалектико-материалистическое понимание исти-

ны включает несколько аспектов ее рассмотрения. Точнее, истину следует рассматривать как определенную гносеологическую систему . Теория же истины предстает как система взаимосвязанных категорий. Важнейшее понятие теории истины - «объективность истины». Под этим понимается обусловленность содержания знания предметом познания. Объективной истиной называют такое содержание знания, которое не зависит от познающего субъекта («человека и человечества»). Например, утверждение «Земля вращается вокруг своей оси».

Объективность истины - самое существенное свойство истины. Знание только тогда значимо (ценно), когда оно заключает в себе объективное содержание. В.Г. Белинский писал: «Убеждение должно быть дорого потому только, что оно истинно, а совсем не потому, что оно наше». Однако, подчеркивая объективность истины, не следует забывать, что как способ освоения действительности человеком истина субъективна .

Диалектико-материалистическое учение об истине существенно отличается от постановки этого вопроса не только у идеалистов, но и у домарксовских материалистов, не понимавших диалектики познания. После признания объективной истины возникает новый вопрос: могут ли человеческие представления выражать объективную истину сразу, целиком, абсолютно или только приблизительно, относительно? Гегель писал: «Истина не есть отчеканенная монета, которая

может быть дана в готовом виде и в таком же виде спрятана в карман» (Гегель Г. Соч. – М.; Л., 1929–1937. Т. 4. С. 20).

Постижение истинностного знания - внутренне противоречивый процесс , связанный с постоянным преодолением заблуждений. Познание есть процесс движения от знания ограниченного, приблизительного ко все более глубокому и всеоб-

щему. На различиях степеней полнотыотражения , присущих разным этапам становления и развития знания, основывается разграничение между относительной и абсолютной истинами, а также понимание познания как диалектического движения от относительных истин к абсолютной истине как наиболее полному и точному воспроизведению мира.

Относительная истина - это приблизительное совпадение знания с объектом. Относительность истины обусловлена следующими факторами: (1) субъективностью форм отражения (актов человеческой психики); (2) приблизительностью (ограниченностью) всякого знания; (3) ограниченностью области отражения в конкретных актах познания;

(4) влиянием на отражение идеологии; (5) зависимостью истинности суждений от типа и структуры языка теории;

(6) ограниченностью уровня практики. Примером относительной истины можно считать утверждение «Сумма внутренних углов треугольника равна 180˚», так как оно верно только в эвклидовой геометрии.

Абсолютная истина характеризует знания со стороны их устойчивости, полноты и неопровержимости. В диалек- тико-материалистической гносеологии термин «абсолютная истина» употребляется в трех различных смыслах : (1) как полное исчерпывающее знание обо всем, что было, есть и будет; (2) объективное содержание знания в составе знания относительного; (3) так называемые «вечные» истины, то есть истины конкретного факта. Например, «Наполеон умер 5 мая 1821 года», «Белинский - 26 мая 1848 года».

Единство теории и практики, знания и деятельности находит выражение в принципе конкретности истины. Конкретность истины - это свойство истины, основанное на полноте отражения и учете конкретных условий существования и познания того или иного объекта в связи с практическими потребностями.

3. Практика как критерий истины

В диалектико-материалистической гносеологии общест-

венно-историческая практика выступает критерием исти-

ны потому, что она как материальная деятельность людей имеет достоинство непосредственной действительности. Практика соединяет и соотносит объект и действие, которое производится в соответствии с мыслью о нем. Именно в практике проявляется действительность и мощь нашего мышления. Не случайно Карл Маркс отмечал: «Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, - вовсе не вопрос теории, а практический вопрос» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. С. 1). Еще более убедителен Фридрих Энгельс: «…мы можем доказать правильность нашего понимания данного явления природы тем, что сами его производим, вызываем его из его условий, заставляем его к тому же служить нашим целям…» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 284). Практика является одновременно и абсолютным (в смысле фундаментальности), и относительным критерием истины. Как основной критерий истины практика позволяет нам бороться против идеализма и агностицизма . Практика является относительным критерием, так как она носит конкретно-исторический характер. И это не позволяет нашим знаниям превратиться в «абсолют». Практика в этом случае направлена против догматизма . В то же время, когда знание (теория) расходится с

практикой, надо отнестись критически не только к знанию,

но и к практике.

Практика является не только определенным критерием истины, но и критерием определенности познания и знания. Именно она задает им определенность. Соотнесенность понятий, знания с практикой наполняет их конкретным содержанием и устанавливает пределы учета в принципе бесконечной связи познаваемого объекта с другими объектами. И в пределах, установленных практикой (уровнем ее развития, практическими потребностями и задачами), соответствие знания действительности становится достаточно определенным и может быть в этом смысле исчерпывающим. В противном случае мы будем оставаться на позициях абсолютного релятивизма и не сможем решить даже простой познавательной задачи обыденной жизни типа шутки «Сколько надо на зиму дров?». Философский смысл указанной шутки легко улавливается из ее содержания. Один молодой человек, городской по своей природе житель, переехал в сельскую местность и решил уточнить у своего сельского приятеля: сколько надо на зиму дров? Приятель обладал не только житейским опытом деревенской жизни, но и юмором, поэтому на вопрос он ответил вопросом:

- Это смотря какая изба? Городской пояснил какая. Первый снова спросил:

- Это смотря сколько печей? Второй ответил сколько. Вновь последовал вопрос:

- Это смотря какие дрова?

- Березовые, - сказал городской.

- Это смотря какая зима? - рассуждал деревенский.

И диалог продолжался. И мог продолжаться без конца.

Диалектика-материалистическая концепция истины базировалась на принципах активного отражения действительности, признания объективности истины, а также на раскрытии механизмов процесса постижения истины. Всякая ис- тина, коль она является отражением объективного (т.е. существующего независимо от человека) мира, включает в себя содержание, которое не зависит от че- ловека и человечества. По форме наши знания субъективны, они представляют собой продукт познавательной деятельности, человеческой активности. По со- держанию же истины объективны: это содержание суть отраженная реальность, а сама эта реальность не зависит от человека. Поэтому всякая истина представ- ляет собой объективную истину. Таким образом, постулат (принцип) объектив- ности характеризует ее с точки зрения содержания знания. Признавать объек- тивную истину, значит признавать, что мир существует независимо от нас, объективно, и, что наше знание способно адекватно, т.е. верно отразить мир. Отрицание же объективной истины подрывает науку, низводя ее до простой ве- ры, конвенции (соглашения).
Одной из попыток совершенствования классической концепции истины является семантическое определение истины, данное польским логиком А. Тарским (1902-1984) в его работе «Понятие истины в форма лизованных языках». Цель данного подхода заключается не в опровержении классической концепции истины, а в ее совершенствовании, рационализации, ибо, как считал А. Тар- ский, любая реконструированная формулировка понятия истины должна соответствовать аристотелевскому ее определению и отвечать двум требованиям: материальной адекватности и формальной непротиворечивости. Например, ут- верждение «снег бел» - истинно, если снег действительно бел (т.е. формулиров- ка или предложение обозначает определенную ситуацию в реальности и отвеча- ет первому требованию - материальной адекватности); «Р» истинно - имя этого предложения в рамках формализированного объектного языка. Формулируя второе требование - формальной непротиворечивости, - Тарский осуществляет формально-логическое уточнение классической концепции истины. В этом плане его теория истины является логической, а не философской теорией, поскольку она предполагает перевод предложения «Р» из формализованного объектного языка в метаязык (греч. meta- после, за, позади; это язык, на основе которого
происходит исследование объектного языка), в котором оказывается возможным построить непротиворечивое определение истины.
В современной философии предпринимаются попытки критического пере- смотра классической концепции истины и замены ее некоторыми альтернатив- ными подходами. В данном случае истина лишается ее классического статуса и трактуется как такое знание, которое непротиворечиво, самосогласованно, коге- рентно (истоки данного подхода можно увидеть у Канта, с точки зрения которо- го существует взаимная согласованность, единство чувственного и логическо- го, что и определяет содержание и смысл истины; эта тенденция прослежива- ется в рамках неопозитивизма, когда истина рассматривается как логическое совершенствование системы знания); как форма психического состояния лич- ности (Кьеркегор); как ценность, которая не существует, но значит (Риккерт); как идеальный конструкт (Н. Гартман); как такое знание, которое полезно для человеческих действий (что характерно для прагматизма и его представите- лей Ч. Пирса, У. Джемса и др.). При таком подходе отвергается принцип объ- ективности знания. Так, с точки зрения прагматизма, реальность внешнего мира недоступна для человека, поэтому единственно, что может установить человек, это не соответствие знаний действительности, а эффективность, полезность знаний. Именно полезность и есть основная ценность человеческих знаний, ко- торая достойна именоваться истиной.
Оставаясь лишь в пределах знания, не представляется возможным решить вопрос о критерии истинности. Единственной формой выхода за пределы знания является практика, практическая деятельность людей. Практика - уникальный процесс, который обеспечивает контроль за истинностью наших знаний. В прак- тике решается вопрос соотношения знания и реальности.
К самой практике необходим исторический подход, ибо всякая практика представляет собой жизнь общества в различных его измерениях в определен- ных исторических условиях, а значит и практику как критерий истины необхо- димо рассматривать исторически. Это означает, что практика представляет со- бой единство абсолютного и относительного. Момент абсолютности практики оз- начает, что именно этот критерий позволяет установить объективную истинность знания, его соответствие реальности. Относительность практики как критерия истины выступает тогда, когда мы рассматриваем отдельный отрезок историче- ского развития в соответствии с достигнутым уровнем практической деятельно- сти людей. Так, практика греков не могла установить факт делимости атомов, который был установлен в конце XIX века. На современном этапе развития
практика не может подтвердить все теории, гипотезы, обосновываемые учены- ми. Однако практика - единственный процесс, который обеспечивает контроль за истинностью наших знаний.

Новое на сайте

>

Самое популярное