Домой Гороскоп на завтра Старец илия оптина пустынь наставления. Старец Илий (Ноздрин). Эксклюзивное интервью (полная версия). Путь к любви и вере

Старец илия оптина пустынь наставления. Старец Илий (Ноздрин). Эксклюзивное интервью (полная версия). Путь к любви и вере

Дата рождения: 1932 г. Страна: Россия Биография:

Родился в 1932 г. в с. Становой Колодезь Орловского р-на Орловской обл. в благочестивой крестьянской семье. При крещении был наречен в честь Алексия, человека Божиего. Его отец скончался в госпитале после боевого ранения в 1942 г., мать вырастила четверых детей одна.

В 1949 г. закончил среднюю школу в родном селе. Служил в армии. В 1955-1958 гг. обучался в машиностроительном техникуме в Серпухове. По окончании учебы по распределению направлен в г. Камышин Волгоградской области. Там он принял решение посвятить жизнь служению Церкви, поступил в духовную семинарию г. Саратова.

После закрытия Саратовской семинарии в 1961 г. продолжил образование сначала в , затем в академии. Во время обучения пострижен в монашество с именем Илиан в честь одного из сорока мучеников Севастийских. Тем же Преосвященным был рукоположен во иеродиакона и иеромонаха.

В годы пребывания в трудился на различных приходах.

В 1966 г. поступил в Псково-Печерский монастырь, где нес послушания в течение десяти лет.

Решением Священного Синода от 3 марта 1976 г. иеромонах Илиан вместе с четырьмя другими монахами был направлен нести иноческое послушание в русскую Афонскую Свято-Пантелеимонову обитель, где вместе с другими насельниками сумел сохранить в ней монашескую жизнь, поддержать связь обители с русским Православием и предотвратить закрытие монастыря. Нес послушание в скиту, скрытом в горных ущельях. Ему было также доверено духовничество в Пантелеимоновой обители.

В конце 1980-х гг. направлен в качестве духовника в восстанавливающуюся после 65-летнего запустения Оптину пустынь. Здесь принял постриг в великую схиму с именем Илий в честь другого Севастийского мученика. В течение 20 лет схиигумен Илий возрождал старческое служение, которым всегда славился монастырь.

В 2009 г. поселился на Патриаршем подворье в подмосковном пос. Переделкино.

Является духовником Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Образование:

Саратовская духовная семинария.

Ленинградская духовная семинария.

Ленинградская духовная академия.

Награды:

Церковные:

  • 2012 г. — прп. Сергия Радонежского I ст.;
  • 2017 г. ― прп. Серафима Саровского I ст.

Светские:

  • 2004 г. — награда «За вклад в духовное возрождение Отечества»;
  • 2011 г. — ;
  • 2019 г. — Почета.

У старца спросили:

Сколько видов друзей существует? - Четыре, - подумав, ответил он.
1. Есть друзья, как еда - каждый день ты нуждаешься в них.
2. Есть друзья, как лекарство - ищешь их, когда тебе плохо.
3. Есть друзья, как болезнь - они сами ищут тебя.
4. Но есть такие друзья, как воздух - их не видно, но они всегда с тобой.

Схиархимандрит Илий (Ноздрин) — один из самых известных священнослужителей Русской церкви, духовник братии Оптиной пустыни, более того, личный духовник Святейшего патриарха Кирилла. Многие называют его сегодняшним оптинским старцем, но сам отец Илий отшучивается:

— Я просто старик...

Многолетний помощник батюшки Георгий Богомолов сопровождает его и в Оптиной, и в Патриаршей резиденции в Переделкине, где отец Илий в последние годы бывает едва ли не чаще, чем в монастыре. Но многотысячные потоки людей, стремящихся к старцу, сильно отличаются.

— В Оптину едут в основном люди воцерковленные, за наставлением и благословением, а в Переделкино — нередко просто за чудом. Пришли, прикоснулись и будто бы автоматически получили то, что хотели. Но ведь так не бывает! Еще Амвросий Оптинский говорил, что важнее всего — труд, молитва и смирение, а попасть в Переделкино — несложно, по дороге можно и к экстрасенсу заехать, а потом — сравнивать, чей совет лучше.

Георгий Богомолов
За чашкой чая батюшка не столько учит жизни, сколько тихо рассуждает о тех проблемах, которые привели нас к отходу от Бога.

— Отче, а о чем должны писать мы, светские журналисты? — спрашиваю я отца Илия.

— Все очень просто. О целомудрии и крепкой семье, против наркомании и пьянства. Но самое главное — это остановить машину пессимизма, которая постоянно запугивает наш народ — мором, голодом, революциями, вгоняя его в уныние — один из самых страшных грехов, который отдаляет человека от Бога.

Все очень просто, хотя и неимоверно сложно. Ведь мы уже очень давно разучились жить так, как учил один из первых оптинских старцев — преподобный Амвросий: «не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать». И чтобы вернуться к этому простому умению, нужно остановить ту самую информационную машину пессимизма, машину уныния, шестеренками которой мы сами подчас являемся. Причем остановить, прежде всего, в самом себе. (ц)

Биографию нынешнего духовника патриарха Кирилла, схиархимандрита Илия (Ноздрина) не раз публиковали во многих источниках. Она довольно краткая, но в ней есть такие моменты, которые могут восприниматься нынешним российским обществом, как некие противоречия.

Он родился в 1932 году в семье верующих православных христиан и, по его словам, начал осознанно молиться с трёх лет. Однако в 1949 году он вступил в Комсомол. Хотя через несколько лет, по его признанию, сжёг комсомольский билет и стал противником советской власти. Об этих взглядах, как и о других политических воззрениях отца Илия, будет сказано чуть ниже.

Владыка Никодим

Пока же стоит сказать, что его семинарские годы и его становление как монаха и священника пришлись на шестидесятые прошлого века. Учился он в Ленинградской духовной семинарии (само название этого церковного учебного заведения советских лет для любого верующего уже является оксюмороном).

При этом Илий был пострижен в монашество и возведен в сан иеромонаха никем иным, как владыкой Никодимом (Ротовым). Митрополит Никодим – фигура отчасти противоречивая, вокруг которой страсти не утихают и по сей день. С одной стороны, он в какой-то момент стал этаким «советским функционером» на внешнеполитическом фронте, и действовал в этом качестве осознанно и публично. С другой стороны, не было в то время более неудобной личности в его лице для уполномоченных по правам религий и прочих «профессиональных советских атеистов»: пользуясь своим авторитетом, в том числе тесными отношениями с высшей советской номенклатурой, он всеми силами отстаивал интересы Церкви.

То что Ленинградская семинария не закрылась, а священники рукополагались и в советские годы (главное, в период «хрущёвской оттепели», которая оттепелью была для кого угодно, кроме Церкви) и не прерывалась цепочка преемственности священнослужителей – все это было заслугой в том числе и митрополита Никодима.

При этом интересно, что в церковной среде, когда говорят «никодимовцы», подразумевают деятельных в миру церковных иерархов. К примеру, самый известный «никодимовец» в Русской Православной Церкви сегодня – это её нынешний предстоятель патриарх Кирилл.

Псково-Печерский монастырь

После окончания обучения в 1966 году отец Илия попал в Псково-Печерский монастырь. Псковские Печоры советского времени – это отдельная и драматичная история, также полная противоречий.

В годы послушания отца Илия архимандритом Псково-Печерского монастыря был архимандрит Алипий (Воронов). Именно он опубликовал в газете «Советская Россия» статью, в которой заявил о необходимости найти и вернуть в монастырь реликвии, похищенные фашистами (их нашли и вернули). Он же сжёг распоряжение советских властей о закрытии Псково-Печорского монастыря.

Духовник Оптиной

В 1976 году отец Илий приезжает на Афон. Живет в молитве и труде в скиту Пантелеимонова монастыря. Здесь происходит его становление как духовника этой обители. В скупых строках официальной биографии отца Илия значится: «Сумел предотвратить закрытие монастыря».

Далее, с конца 1980-х годов, – духовничество в Оптиной пустыни. Кстати, возвращение в лоно Русской Церкви этой святыни, на территории которой в советское время были и фильтрационные лагеря, и лагеря для военнопленных, и санатории, тоже произошло парадоксальным образом. Дело в том, что в ведомство Русской Церкви этот монастырь передало в 1987 году советское правительство по инициативе одного из членов Политбюро.

В 2009 году, через год после Поместного Собора Русской Церкви и избрания патриархом митрополита Кирилла, отец Илий стал патриаршим духовником и переселился на Патриаршее подворье Троице-Сергиевой лавры.

Схимник в миру

В 2010 году отец Илий принял великую схиму, став схиархимандритом. Но при этом он превратился и в человека публичного. И здесь снова парадокс: монахи, принимая великую схиму, берут на себя дополнительные обеты и послушания и ещё дальше, если можно так выразиться, уходят от мира. С отцом Илием, кажется, получилось всё наоборот, опять обернулось неожиданным образом.

Эта публичность стала сопрягаться с самого разного рода «скандалами» и весьма громкими эпитетами в его адрес, в связи с его политическими высказываниями. Отца Илия теперь называют по-разному то «прозорливый старец», то «лжестарец» и «конъюнктурщик и политикан».

Политические взгляды

О воззрениях схиархимандрита стоит рассказать хотя бы кратко. Дело в том, что в политическом смысле отец Илий умудряется не нравиться всем. С одной стороны, он кардинальный противник советской власти и советского наследия.

Ленин у него – русофоб, Сталин – бандит. Заградотряды, некомпетентные приказы Сталина во время Великой Отечественной (вопреки которым и победили) – казалось бы, полный набор идеологических штампов. Однако нет.

В 2011 году отец Илий высказался против массовых протестных выступлений на Болотной, назвав протестную волну «попыткой новой смуты», а сейчас говорит о необходимости выбирать «верующего президента». И тут уже вырисовывается некий образ «охранителя» с соответствующим набором идеологем.

И снова нет – отец Илий сравнивает Бориса Ельцина с Георгием Победоносцем и в одном из своих интервью убеждает в необходимости поставить первому российскому президенту памятник. А через несколько лет участвует в открытии памятника… нет, не Ельцину, а Ивану Грозному.

Самое распространённое мнение от людей, как минимум, испытывающих тёплые чувства к православию и Церкви, по поводу отца Илия: «Батюшка просто некомпетентен в вопросах политики, оставьте вы его с политикой в покое».

Ни нашим ни вашим

Но если разобрать все эти политические высказывания и действия патриаршего духовника, то создается впечатление, что это своеобразная форма юродства: стремление не примыкать ни к одному из формальных или неформальных политических пластов, говорить вещи, которые бы не вписывались ни в одну современную российскую идеологическую парадигму. Ведь, например, Грозный и Сталин вполне идентичны в массовом сознании, и выражать неприязнь к одному, а потом присутствовать на открытии памятника другому – это уже как-то странно.

И как совместить все это с почтительным отношением к Ельцину, открытой симпатией к Путину и призывами «не допустить смуту» в 2011-2012 году?

Впрочем, во всех подобных действиях и словах отца Илия всё же прослеживается очень чёткая, последовательная линия – приумножение влияния Православной Церкви в России. Для него Церковь значительно выше политики, конъюнктуры и любой идеологии.

И, с этой точки зрения, он отнюдь не парадоксален, как и те священнослужители, а то и советские партийные деятели, на фоне деятельности которых проходила его жизнь.

Человек, принимая крещение Христово, имеет возможность стать на христианский путь спасения своей души. Осознание и выбор этого пути происходит либо по вере родителей с младенчества, либо уже во взрослом возрасте. Чтобы идти правильным вектором православный христианин ищет духовного наставника.

Православная вера славится своими духовниками. Один из таких ярких пастырей православного христианства служит в храме Спаса Преображения в Переделкино — отец Илий Ноздрин.

Он является духовником Святейшего Патриарха Кирилла и не только его. Встретиться с ним стараются сотни тысяч верующих людей, поэтому многих интересует вопрос: как попасть в Переделкино, когда отец Илий принимает людей.

Славой Божьего человека батюшку одарили люди, получившие и получающие помощь в своих духовных, душевных терзаниях, бытовых проблемах и неразрешимых для человека, вопросах.

Биография отца Илии Ноздрина началась в 1932 году 8 марта, на Орловщине, село Становой Колодец. Семья была крестьянская. Как говорит сам батюшка, интерес к молитве проявился в раннем возрасте, около 3- х лет.

Закончил школу, прошёл армейскую службу. Отец Илий был комсомольцем, но глубоко раскаялся в этом поступке и сжёг комсомольский билет.

Не мудрено, что при той не прекращающейся богоборческой пропаганде многих людей просто обманули призрачными идеалами коммунизма. При крещении будущего старца нарекли Алексеем в честь человека Божьего Алексея, память которого отмечается 30 марта. В Серпухове Алексей Ноздрин закончил техникум, по специальности машиностроения.

Получив распределение в город Камышин Волгоградской области, началось духовное становление будущего священника. В городе был единственный храм в честь Николая Угодника, где Алексей встретил своего первого духовного отца священника Иоанна Букоткина.

Пока она действовала, он его направил в Саратовскую духовную семинарию, но духовное образования Илий получил уже в Ленинградской духовной академии.

Духовное становления батюшки Илии

В 1966 году 13 марта Алексей принимает монашеский постриг с именем Илиан, в честь одного из 40-ка Севастийских мучеников. Служение отец Илий нёс во многих храмах Ленинградской епархии. Больше всего времени, 10 лет, он провёл в Псково – Печерской обители. Там им было принято решение уехать на Афон.

В начале марта 1976 года Священный Синод направляет батюшку на иноческое послушание в Пантелеймонов монастырь на Афон. Большое влияние на монаха Илия оказали духовные творения Силуана Афонского.

Такой духовный опыт требовал реализации. В конце 80 – х годов начинается восстановление знаменитой своими старцами Оптиной Пустыни. Именно в эту обитель отец Илий получает назначение духовника обители. Это место навсегда связано с его именем.

Как попасть в Оптину Пустынь, где отец Илий в 2019 году иногда ведёт приём, волнует многих людей, ибо застать его там не просто. Эта обитель, где принимает батюшка постриг в великую схиму, становится местом восстановления особенного служения в православии — старчества. Хотя сам он говорит, что не это есть цель, а дело спасения душ человеческих.

В начале апреля 2010 года батюшка получает сан схиархимандрита. Как попасть к нему сейчас в 2019 году в Переделкино отец Илий не имеет чёткого расписания, потому что под его руководством проходит большое количество миссионерских служений в различных городах России.

Они требуют личного присутствия старца, не смотря на преклонный возраст. Переделкино стало местом паломничества, где сейчас чаще всего можно встретиться с батюшкой Илием. Частым гостем он бывает в духовном центре «Вятский Посад», который находится на малой родине старца – Орловской области. Старец является духовным покровителем этого духовного центра.

С 2012 года здесь ведутся активные строительные работы одним из итогов, стал храм в честь Сретения Господня, православная гимназия, животноводческая ферма, фабрика ремёсел, детская и спортивная площадка.

В перспективе дальнейшее развитие инфраструктуры и постройка коттеджного посёлка.

Как попасть к старцу Илию Ноздрину

Отзывы о встречах с отцом Илием несут столько света, тепла, благодати. Это только впечатления встретившихся, что же чувствуют люди, находясь физически близко к нему. Как к нему попасть делятся своими историями известные в публичном медийном пространстве персоны: Ираклий Пирцхалава, Евгений Миронов, Борис Корчевников в телепрограмме «Слово» на канале «Спас».

Но это не значит, что к батюшке могут попасть только известные люди, это лишь подтверждает, что без Бога невозможно строить счастливую жизнь и достойно пройти путь на Земле никому.

Выбор лишь за человеком. Батюшка даёт разъяснение об онкобольных, сравнивая общечеловеческий образ жизни с раковой опухолью. К нему огромное количество людей приезжает именно с этим диагнозом, за исцелением, облегчением болезни. Но не все имеют возможность преодолеть расстояния, чтобы встретиться с прозорливцем лично.

Поэтому отец Илий рассказывает не как попасть к нему на приём, а как найти Бога, дорогу к Нему, что нужно делать, не откладывая, не ожидая случая личной встречи.

Времени не много, ибо полагаться на себя христианин не может, есть ли у каждого из нас это время, мы не знаем. Значит, исправляться надо не с очередного понедельника или первого числа, а уже сейчас.

Великопостные дни это время покаянного состояния, а для него нет удобного времени, для него должно быть здесь и сейчас, как только приходит осознание своей греховности и безбожности.

Наставления батюшки Илия

Батюшка настраивает душу человека на Промысел Божий, а не на судьбу, как полагают многие люди. Выбирая судьбу – мы выбираем неопределённость, ибо она является следствием разного выбора человека, который чаще всего приводит к самой страшной правде о нас. Самая страшная правда это грех, в каждом из нас есть это семя тли.

Если нарушается закон физики, химии, природы весь процесс развития становится искажённым, неправильным.

Даже нарушая юридический закон, следует наказание. А что же происходит, если нарушается самый основной закон — Божий. Что ещё нам нужно, чтобы доказать существование этого закона и признать первенство в жизни человека за Божьим законом?

Последствия планетарного масштаба мы слышим и видим каждый день: в новостях, вокруг себя, в наших жизнях. Отца Илия в 2019 году в Переделкино застать так же не просто, как попасть к нему сейчас, можно ориентируясь на отзывы, тех, кто бывает на встречах с ним.

Официальная информация Патриаршего Подворья в Переделкине не имеет информации о планах отца Илии, здесь пример того, что такое воля Божья, если вы, действительно имеете важный духовный вопрос, Господь приведёт вас к нему.

Если батюшка служит божественную литургию, вы сможете взять у него благословение, поэтому правильнее будет ориентироваться на расписание богослужений Патриаршего Подворья храма Спаса Преображения в Переделкине.

Имейте в виду, что отец Илий много путешествует, поэтому организуя свою поездку, запаситесь дополнительным временем, планируйте паломничество на несколько дней, тогда вероятность встречи возрастёт.

13 марта 1966 года митрополитом Никодимом (Ротовым) Алексей Ноздрин был пострижен в монашество с именем Илиан в честь одного из сорока мучеников Севастийских. Позднее митрополитом Никодимом был последовательно рукоположён в сан иеродиакона и иеромонаха. Нёс своё служение в разных храмах Ленинградской епархии.

10 лет батюшка Илий провёл в Псково-Печерском монастыре, и под влиянием книги о Силуане Афонском принял решение о поступлении в Пантелеимонов монастырь на Афоне.

3 марта 1976 года определением Священного Синода он был направлен нести иноческое послушание на Афоне, где батюшка жил в Старом Русике, исполнял обязанности духовника Пантелеимонова монастыря. Вместе с другими насельниками будущий старец сумел сохранить здесь монашескую жизнь, поддерживал связь обители с русским Православием и предотвратил закрытие монастыря. Нёс послушание в скиту, скрытом в горных ущельях.

В конце 1980-х гг. направлен в качестве духовника в восстанавливающуюся после 65-летнего запустения Оптину пустынь. В те годы в знаменитом монастыре царила сильная разруха, приходилось поднимать монастырь с нуля. Здесь принял постриг в великую схиму с именем Илий в честь другого Севастийского мученика. В течение 20 лет схиигумен Илий возрождал старческое служение, которым всегда славился монастырь.

В 2009 году батюшка Илий был избран духовником своего сокурсника по Ленинградской духовной академии - новоизбранного патриарха Московского Кирилла (Гундяева). 4 апреля 2010 года на праздник Пасхи Христовой в кафедральном храме Христа Спасителя в Москве патриархом Кириллом был возведён в сан схиархимандрита.

Сейчас схиархимандрит Илий проживает в Переделкине на территории Патриаршего подворья. Но бывает старец там нечасто. Несмотря на преклонный возраст, батюшка возглавляет миссионерские экспедиции по всей стране, и, как мы уже писали, старец часто бывает на Орловщине – своей малой Родине.

Образование

  • Саратовская духовная семинария.
  • Ленинградская духовная семинария.
  • Ленинградская духовная академия.

Награды

Церковные:

  • 2012 г. - орден прп. Сергия Радонежского I ст.
  • 2017 г. ― орден прп. Серафима Саровского I ст.

Светские:

  • 2004 г. - награда «За вклад в духовное возрождение Отечества»;
  • 2011 г. - почётный гражданин г. Орла.

Новое на сайте

>

Самое популярное