Домой Магия Чем прославился василий блаженный. Василий Блаженный – краткая биография. Вериги святого Василия Блаженного хранятся в Московской духовной академии

Чем прославился василий блаженный. Василий Блаженный – краткая биография. Вериги святого Василия Блаженного хранятся в Московской духовной академии

Юродивые... Люди, которые вступали на эту нелегкую стезю, намеренно представлялись безумными, пренебрегали всеми мирскими благами, смиренно сносили град бесконечных насмешек, презрительное отношение, разные наказания со стороны окружающих. Используя иносказательную форму, они старались найти путь к людским сердцам и душам, проповедовали идеи добра и милосердия, изобличали обман и несправедливость. Не у всех получалось подавить в себе зачатки гордыни, не принимать во внимание потребности тела, духовно стать выше окружающих. Один из тех, кому это удалось сделать, - Блаженный Василий - самый известный и почитаемый юродивый. О нем наш материал.

Василий Блаженный: житие

Его жизненный путь удивителен с самого первого дня. Декабрь 1469 года. Даты разнятся, и некоторые источники называют 1464 год. На паперти (Богоявленский собор села Елохово) появляется простая женщина по имени Анна. Она пришла сюда с молитвами о благополучном рождении ребенка. Слова женщины были услышаны Богородицей. И на этом же месте у Анны родился мальчик, получивший имя Василий (Василий Нагой - так его тоже называют). Чистая душа и открытое сердце - это то, с чем он пришел в мир.

Его родители из числа простых крестьян отличались набожностью, почитали Христа, строили свою жизнь по его заповедям. С ранних лет они стремились привить сыну уважительное и благоговейное отношение к Богу. Блаженный Василий подрастал, и, мечтая о хорошей доле для сына, отец с матерью решили приобщить его к сапожному мастерству.

Работа подмастерьем

Молодой подмастерье отличался трудолюбием и послушанием. Трудиться бы ему так долго, если бы не одно удивительное происшествие, после которого его мастер понял, каким необыкновенным человеком является Василий. Однажды в мастерской появился купец с просьбой изготовить такие сапоги, чтобы сносу им не было целый год. Блаженный Василий, прослезившись, пообещал ему обувь, которую тот ни за что не износит. Недоуменному мастеру ученик позже пояснил, что заказчику даже не удастся обуть заказанную пару, в скором времени его ожидает смерть. Прошло совсем немного времени, и эти слова сбылись.

Путь в Москву

После этого случая Василий принял решение расстаться с сапожным ремеслом и провести жизнь, следуя по тернистому пути юродства. До своей кончины он жил без каких-либо сбережений, незащищенным ни от насмешек, ни от обид, имея лишь незримый оберег - веру и всеобъемлющую любовь к Богу. Всю его одежду составляли одни вериги.

Василий, оставив родителей, отправился в Москву. Народ на первых порах с удивлением и насмешками воспринимал странного нагого парня. Но в скором времени москвичами был признан в нем Божий человек, Христа ради юродивый.

Василий Блаженный: чудеса

Люди, обычно не понимая его странных поступков, сердились. Только позже выяснялся их тайный смысл. Как-то специально раскидав калачи у одного из торговцев, Василий покорно снес сыпавшиеся на него ругательства и битье. Позже незадачливый калачник сознался о добавленных в тесто извести и меле.

Известны и другиечудеса Василия Блаженного. Однажды к нему обратился купец: своды церкви, которую он строил, трижды по непонятным причинам обрушивались. Московский юродивый посоветовал ему найти в Киеве бедняка Ивана. Сделав это, купец обнаружил в небогатом доме человека, который качал пустую люльку. Купец поинтересовался, что это означает. Бедняк объяснил, что таким образом он решил отдать дань своей матери. Неудачливому «строителю» стало понятно, зачем Василий отправлял его сюда. Ведь еще раньше он прогнал мать из своего жилища. Не раскаявшись в сделанном, он мечтал прославить Всевышнего построенным храмом. Господь же отказывался принимать дар от человека, который низок душой. Блаженный Василийсмог помочь этому человеку: он раскаялся, помирился с матерью, и женщина его простила. Затем и строительство Божьего храма было успешно завершено.

Дальнейшее проявление дара

Василий Блаженный, краткая биография которого до нас дошла, всегда воздерживался от наслаждений, покорно переносил тяготы своего существования, жил на улице посреди большого количества людей, терпеливо сносил все лишения. При этом душа его оставалась невинной и светлой. Со временем же его дар проявлялся с все большей силой.

При помощи Всевышнего Блаженный Василий, московский чудотворец,смог предречь нашествие на Москву. Дело обстояло так: он, как обычно, молился ночью, когда явилось знамение - пламя, которое вырывалось из церковных окон. Молитвы Василия стали ревностнее. Постепенно огонь затух. Спустя какое-то время после данного происшествия произошло нападение крымских татар на Николо-Угрешский монастырь и близлежащие к нему села, они были разграблены и сожжены, но Москва осталась нетронутой.

Следующее чудесное событие. 1543 год. Июль. Василия Блаженного вновь посещает видение, которое предсказало сильный пожар: выгоревшими оказался ряд улиц, беда коснулась Крестовоздвиженского монастыря, Царского и Митрополичьего дворов.

Однажды в зимний день одному боярину удалось уговорить юродивого принять от него подарок - шубу. Василий после долгих протестов согласился. Идя в этой шубе, он повстречал шайку воришек. Те, опасаясь отбирать насильно одежду, не поленились разыграть перед почитаемым юродивым настоящее представление. Один изображал мертвого, другие начали выпрашивать шубу, якобы для накрытия умершего друга. Юродивый, укрывая притворившегося, спросил, правда ли тот мертв. Воришки его заверили в правдивости случившегося. Пожеланием Василия Блаженного на их ответ было наказание лицемерия. После его ухода воры буквально застыли - их товарищу уже не требовалось притворяться, он умер на самом деле.

Все свою жизнь юродивый помогал людям, сочувствовал им. Причем, абсолютно всем. В особенности тем, кому было стыдно просить о помощи. Так, полученные от царя подарки, он передал иноземному купцу. Тот потерял деньги и голодал не один день. С просьбами о помощи он не обращался - стыдно было из-за своих богатых одежд.

Василий был частым гостем в Китай-городе. Он заходил в расположившуюся там исправительную тюрьму для пьяниц. Ободряющие слова и увещевания - это то, чем он помогал опустившимся людям возвратиться к нормальному образу жизни.

Отношение Ивана Грозного к юродивому

Василий Блаженный, житие его мы продолжаем рассматривать, жил при двух самодержцах. Почитание и боязнь - с такими чувствами к нему относился один из них - Иван Грозный. Божий человек, которого он видел в юродивом, был для царя постоянным напоминанием о том, что необходимо жить справедливо и не скупиться на добрые поступки и дела.

Столкнувшись с несколькими случаями, Грозный убедился, что речь на самом деле идет о благочестивом, отрешенном от дел мирских юродивом. Однажды Василий Блаженный был приглашен царем на пиршество. Государь разгневался, когда на его глазах трижды юродивый выплеснул поданное ему вино. Иван Грозный до тех пор сомневался в объяснении юродивого о, дескать, потушенном пожаре в Великом Новгороде, пока из города не объявился гонец. Он принес весть о происшествии и о том, что вмешался какой-то нагой человек и залил огонь. Приехавшими в Москву новгородцами в юродивом и был признан тот самый человек.

Задумавший строительство дворца на Воробьевых горах, царь только об этом и думал. Оказавшись на церковной праздничной службе, он вел себя так же задумчиво и невнимательно к происходящему вокруг него. Находившегося там Василия Блаженного царь попросту не приметил, будучи погруженным в собственные думы. По окончании службы Грозный начал пенять юродивому за его отсутствие в храме. На эти слова Василий Блаженный усовестил царя, ответив, что тело его находилось на службе, а душа витала возле возводимого дворца. С той поры у Грозного появилось еще больше уважения и боязни по отношению к юродивому. Когда последний слег от тяжелой болезни, царь приходил его навестить.

Конец пути Василия Блаженного

Невзирая на то, что жизнь его была полна лишений, Василий дожил практически до девяноста лет. Пришедшему его навестить царю с семьей он изрек еще одно предсказание: царский сын Федор в будущем станет правителем Руси. И в этом он также не ошибся. Ведь все мы знаем, что разгневанный царь сам поднял руку на Ивана (своего старшего сына).

Дата смерти Василия Блаженного - 2 августа 1557 года (по новому стилю это 15 августа). Царь и бояре несли гроб с телом юродивого. Церемония отпевания и погребения проводилась митрополитом Московским и всея Руси Макарием. Когда проводилось погребение, у многих больных наступило выздоровление. Местом захоронения было выбрано кладбище Троицкой церкви (во Рву около Кремля). Немногим позже здесь был возведен Покровский собор. В нем и построили придел в честь юродивого. Его с такой силой почитали, что с того времени для Троицкого храма и Покровского собора закрепилось одно общее название - храм Василия Блаженного. Причем, историяего интересна не только одним названием.

Храм Василия Блаженного: сочетание разных стилей

В этом храме соединены готическая и восточная архитектура. Его невиданная красота породила настоящую легенду: якобы по приказу царя Ивана Грозного зодчему выкололи глаза, чтобы он не смог больше построить подобные сооружения.

Храм не один раз пробовали разрушить. Но он каким-то чудесным образом продолжает возвышаться на своем месте. В 1812 году при побеге из столицы Наполеоном был отдан приказ о разрушении Покровского собора вместе с Кремлем. Но спешащие французы не смогли управиться с нужным количеством подкопов. Покровский собор оказался невредимым, так как во время дождя погасли зажженные ими фитили.

В послереволюционные годы собор также избежал сноса. Его последнего настоятеля, протоиерея Иоанна Восторгова, расстреляли в 1919 году, а в 1929 году храм Василия Блаженного совсем закрыли, его колокола отдали в переплавку. В 30-ые годы Лазарем Кагановичем, преуспевшим в разрушении многих московских храмов, было предложено снести и Покровский собор. Причину он выдвинул вескую: якобы это позволяло освободить место для проведения торжественных парадов и демонстраций.

Бытует легенда, что им был изготовлен макет Красной площади со съемным Покровским собором. Со своим творением он пришел к Сталину. Убеждая, что храм является помехой, он внезапно для вождя сорвал его места. У ошарашенного Сталина вырвалась при этом историческая фраза: «Лазарь, поставь на место!». Известным реставратором П. Д. Барановским посылались телеграммы на имя Сталина с обращением уберечь храм. Говорили о том, что Барановский, которого пригласили для решения данной проблемы в Кремль, не постеснялся встать на колени перед членами ЦК и умолял сохранить храм. К нему прислушались. Храм Василия Блаженного (история могла бы на этом и закончиться) оставили в покое. Только позже Барановскому присудили внушительный срок.

День памяти Василия Блаженного

После смерти Василия чудесные явления не прекратились. Выше мы писали, что люди столкнулись с ними и около гроба. По этой причине в 1588 году (это время, когда царствовал Федор Иванович) московским патриархом Иовом святой был канонизирован. Также установили день его памяти - 2 августа (день его смерти). До 1917 года День памяти Василия всегда праздновали торжественно. Обычным было присутствие императора с близкими. Служба проводилась патриархом. Присутствовали высшее духовенство, а также жители Москвы, которые свято почитали чудотворца.

Отвлечемся немного и вспомним еще одну историю. Василий Блаженный, пророчества которого дошли до нашего времени, однажды не самым лучшим образом повел себя по отношению к образу Богоматери. Взяв камень, он его разбил. Образу этому приписывались чудодейственные свойства. Не выдержав, паломники избили Василия. Он вытерпел все покорно. А потом дал совет убрать с образа один из слоев краски. К нему прислушались, и оказалось, что под ним было скрыто дьявольское изображение.

Иконы святого угодника

Богатой москвичке, ослепшей в возрасте двенадцати лет (ее звали Анна), было известно о том, что прозревали слепцы, молившиеся Василию. Она отыскала иконописца и обратилась к нему с поручением: женщина хотела, чтобы была написана икона Василия Блаженного. Эта икона была дарована Анной храму. Точно известно, это был храм Василия Блаженного. Историяна этом не заканчивается. Ежедневно она приходила туда молиться. По преданию, по прошествии некоторого времени у Анны наступило полное излечение: зрение к ней вернулось.

На ранних работах Василий был представлен нагим, на поздних святой стал изображаться опоясанный полотенцем. Часто Блаженный оказывался изображен на кремлевском фоне и на фоне Красной площади, ведь именно здесь он прожил. Такую икону сегодня хранят в храме Василия Блаженного. В других российских храмах также имеются иконы, на которых изображен святой.

Итак, перед нами предсталаистория Василия Блаженного.Этот человек с удивительной силой духа показал своими делами и жизнью, что все земное не вечно. Что если помнить о добре и справедливости, то можно выстоять в любых сложных ситуациях.

Икона святого Василия Блаженного. Средник - XVI век, сцены жития - конец XIX века. Покровский собор на Красной площади. Изображение с сайта varvar.ru

Один из самых известных московских юродивых - Василий Блаженный. На Руси всегда почитали юродивых Христа ради - людей, живших в мире по закону евангельского духа, и своей жизнью обострявших до предела противоречие между житейским и небесным, отчего их жизнь порой казалась безумием. Презирая внешние «приличия», они нередко и сами притворялись «дураками», чтобы скрыть святость и прозорливость и обличить мир в духовной спячке. Право на обличение святым давало бесстрастие и чистое сердце.

Инфантильный подросток или обличитель неправды?

Сколько сейчас случаев, когда шестнадцатилетние подростки бездумно бьют стекла автомобилей, портят вещи, стараются «выразить себя» через вызывающую одежду, прическу.

На первый взгляд, святой Василий в свои 16 порой казался похожим на молодых инфантилов: ходил неформально одетый в рубище и вериги (или раздетый), безобразничал в общественных местах - бросал на рынке калачи с прилавков, выливал квас с кувшинов у торгующих.

Ответная реакция продавцов не запаздывала: в ярости они били блаженного чем ни попадя, принимая его за безумного. Но позже оказывалось, что продукты, которые святой опрокидывал, были негодны к употреблению: испорчены, а то и отравлены.

И торговцы понимали, что это не дурачок, а настоящий юродивый, святой, который за безобразием скрывает свою помощь, уберегает от дурной славы, а сам принимает побои.

Если не идет доброе дело

Икона святого Василия Блаженного. Конец 16 - начало 17 века. Изображение с сайта varvar.ru

У одного купца не получалось возвести храм: как только искусные мастера устанавливали каменные своды, строение с грохотом валилось на землю. Так было трижды. Растерянный купец пришел за помощью к святому Василию Блаженному: доброе дело, искусные мастера, а дело не идет. Почему?

Блаженный отправил купца в Киев, велев ему найти там убогого Иоанна и спросить совета у него. Конечно, он мог и сам ответить купцу, но блаженные часто скрывали свою прозорливость, чтобы избегнуть славы и гордости. Купец немедленно отправился в указанное место, а когда зашел к Иоанну в дом, увидел следующую картину: бедняк сидел в своей хижине и качал колыбель, в которой не было ребенка.

Купец спросил у Иоанна, зачем он это делает. В ответ услышал: «Я качаю родную матушку, плачу неоплатный долг за рождение и воспитание». В то мгновение купец осознал:

построить храм он не мог из-за того, что выгнал свою мать из дома.

Возвратившись, купец первым делом попросил прощение у родительницы, и вернул ее к себе в жилище. После этого храм был построен.

Лукавый дух под видом нищего

Современная икона святого Василия Блаженного со сценами из жития. Изображение с сайта sophiya.net

Василий Блаженный учил людей не делать добро формально, а тем более корыстно. Сердце человека ему было открыто, и он знал, что нередко человек, подающий милостыню, рассуждает приблизительно так: «Я помогу этому бедняку, а Господь за это пошлет мне успех в делах». Обличая такое «милосердие», Василий Блаженный говорил, что лукавый дух специально принимает на себя вид нищего: когда ему кто-то давал деньги, он тут же устраивал его житейские вопросы, подталкивая таким образом человека к добру в духе «ты - мне, я - тебе». Настоящее милосердие бескорыстно и сострадательно, говорил святой.

Сам блаженный в первую очередь помогал тем, кто не просил о помощи, хотя в ней и имел нужду.

Например, был один купец, который в течение трех суток не имел даже крошки хлеба во рту, но не решался просить милостыню, так как был богато одет. Святой отдал ему дорогие царские подарки, которые сам недавно получил.

Лаской и молитвой

Московский чудотворец Блаженный Василий. Художник Виталий Графов, 2005 год. Изображение с сайта bankgorodov.ru

Как часто можно услышать колкие слова осуждения в адрес тех людей, которые сбились с жизненной колеи: вот такой сякой, пьет, не работает, только перед компьютером сидит… Но гневом и осуждением людские пороки не исправишь…

Блаженный часто подходил к корчмам, где ласково беседовал с «опустившимися», пытался вселить в них надежду.

И многим это помогало вернуться к нормальной жизни. Конечно, за лаской святого стояла его огненная молитва, быстро доходившая до Бога.

А если святому доводилось проходить возле дома, из которого доносились звуки хмельного гулянья и брани, он обнимал угол этого дома и плакал. Когда блаженного просили объяснить, почему он обнимает углы трактиров, он говорил: «Ангелы скорбные стоят у дома и сокрушаются о грехах людских, а я со слезами упрашивал их молить Господа об обращении грешников».

Любовью тушил пожары

Василий Блаженный. Книжная миниатюра, 19 век. Изображение с сайта varvar.ru

Однажды Иван Грозный пригласил блаженного для беседы в царские палаты. В знак уважения блаженному поднесли кубок с вином. Блаженный его вылил. Поднесли еще раз - опять вылил, и так три раза. Царь Иоанн Васильевич разгневался. А Василий сказал, что он так тушит новгородский пожар.

Вскоре гонцы царя подтвердили слова блаженного: по свидетельству новгородцев, во время пожара всюду видели нагого мужа с водоносом, заливающего пламень огненный, отчего пожар прекратился. Известно и чудесное тушение святым Василием страшного московского пожара в 1547 году.

Преставился Василий Блаженный 2 августа (по новому ст. - 15) 1552 года. Погребение его возглавил сам митрополит Московский Макарий. Мощи блаженного первоначально были положены в церкви Святой Троицы (что на Рву).

При сыне Ивана Грозного Федоре Иоановиче летописи пишут о многих свершавшихся чудесах от мощей святого Василия.

В 1560-х годах на месте храма Святой Троицы был выстроен собор Покрова Божией Матери на Рву. Один из приделов воздвигли над могилой святого Василия Блаженного, и с тех пор собор иначе как его именем в народе не называли.

Многие века Василий Блаженный почитается как целитель и покровитель Москвы, а, значит, и каждого, кто живет на Земле Русской. А потому храмы и приделы, ему посвященные, есть во многих городах России – и помогает Василий Блаженный каждому, кто сердцем чист и искренно просит о помощи. Обратитесь к святому Земли Русской, когда настиг вас недуг или вам тяжело на душе, молитесь ему, чтобы уберег он ваш дом от разорения и пожара. Он обязательно поможет. Тому свидетельства многих и многих.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вам поможет чудотворец Святой Василий Блаженный (Сергей Волков) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Московский чудотворец Василий Блаженный

Чтобы понять, какой путь прошел Христа ради юродивый Василий, предлагаю уважаемым читателям ознакомиться вначале с энциклопедической справкой более чем вековой давности из знаменитого справочника.

Василий Блаженный

Василий Блаженный – юродивый московский; умер в 1551 г. Память празднуется 2 авг. Мощи находятся в московском Покровском соборе, называемом в народе Василием Блаженным. Василий Блаженный родился в 1469 г., в московском подгородном селе Елохове. Родители его, крестьяне, отдали его в обучение сапожному мастерству. Трудолюбивый и богобоязненный юноша – повествует житие, – В. был удостоен дара прозрения, который обнаружился случайно. К хозяину Василия пришел человек заказывать сапоги и просил сделать такие, которые стали бы на несколько лет. Василий при этом улыбнулся. На вопрос хозяина, что значит эта улыбка, В. ответил, что человек, заказывавший сапоги на несколько лет, умрет завтра. Так действительно и случилось. Василий, шестнадцати лет от роду, оставил хозяина и мастерство, и начал подвиг юродства, без крова и одежды, подвергая себя великим лишениям, отягчая тело веригами, которые и доныне лежат на его гробе. Житие Блаженного описывает, как он и словом и примером учил народ нравственной жизни.

Однажды Блаженный Василий разбросал на базаре калачи у одного калачника, и тот сознался, что в муку подмешивал мел и известь. Однажды воры, заметив, что святой одет в хорошую шубу, подаренную ему некоторым боярином, задумали обманом выманить ее у него; один из них притворился мертвым, а другие просили у Василия на погребение. Василий точно покрыл мертвого своею шубою, но, видя обман, сказал при этом: «Буди же ты отныне мертв за лукавство твое; ибо писано: лукавии да потребятся». Обманщик действительно умер.

В Степенной книге рассказывается, что летом 1547 г. Василий пришел в Вознесенский монастырь на Остроге, что ныне Воздвиженка, и пред церковью долго молился со слезами, в молчании. Это было предвестием страшного московского пожара, на следующий день начавшегося именно с Воздвиженского монастыря и испепелившего Москву. Царь Иван Васильевич Грозный чтил и боялся Блаженного, «яко провидца сердец и мыслей человеческих». Когда, незадолго до кончины, В. впал в тяжкую болезнь, сам царь посещал его с царицею Анастасиею. Василий скончался 2 августа 1551 года.

Сам царь с боярами нес его одр; митрополит Макарий совершал погребение. Тело Блаженного было похоронено на кладбище Троицкой церкви, что во Рву, где царь Иоанн Грозный указал строить Покровский собор, в память покорения Казани. Собор этот известен под названием собора Василия Блаженного.

С 1588 г. стали говорить о чудесах, совершающихся у гроба Блажен. Василия; вследствие этого патриарх Иов определил праздновать память чудотворца в день его кончины, 2 августа. Царь Феодор Иоаннович велел устроить в Покровском соборе придел во имя Василия Блаженного, на месте, где он был погребен, и соорудил для мощей его серебряную раку. Память Блаженного в Москве издревле праздновалась с большою торжественностью: служил сам патриарх, и при богослужении присутствовал обыкновенно сам царь.

Из «Энциклопедического словаря» Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, С.-Петербург, 1890–1907 гг.

О чем можно просить в молитве у московского чудотворца Василия Блаженного

Христа ради юродивого Блаженного Василия, московского чудотворца просят:

Об исцелении от слепоты, косоглазия и других глазных болезней,

Об исцелении от эпилепсии, припадков, судорог и других мозговых недугов,

Об исцелении от хромоты, ломоты, паралича и других болезнях ног,

Об исцелении от язв и кожных болезней,

Об исцелении от расстройств, вызванных нервными причинами,

Об избавлении от неудач и катастроф,

О защите от войн междоусобных и спасения на бранном поле,

От плена варварского и идейного,

О силе для покаяния и смирения,

Об избавлении от пожаров.

Многие века Василий Блаженный почитался как целитель и покровитель Москвы, а через нее, и всех проживающих на Земле Русской.

Молитва блаженному Василию, Христа ради юродивому:

О великий угодниче Христов, истинный друже и верный рабе Всетворца Господа Бога, преблаженне Василие! Услыши ны, многогрешныя, ныне вопиющия к тебе и призывающия имя твое святое, помилуй ны, припадающия днесь к пречистому образу твоему, приими малое наше и недостойное сие моление, умилосердися над убожеством нашим и молитвами твоими исцели всяк недуг и болезнь души и тела нашего грешнаго; и сподоби ны течение жизни сея невредимо от видимых и невидимых врагов и безгрешно преити, и христианскую кончину непостыдну, мирну, безмятежну и Небеснаго Царствия наследие получити со всеми святыми во веки веков. Аминь.

2 года назад, когда у меня почти перестал видеть правый глаз, я пошел к врачу. Он сказал, что у меня какая-то форма глаукомы (я не запомнил). Голова часто разламывалась от боли, вдруг возникала тошнота, появилась светобоязнь, глаз слезился, роговица жутко увеличилась. Сначала я капал капли, потом сразу несколько разных видов капель. Потом решился на операцию. Симптомы после нее стали полегче. Но все равно было неприятно. И только, когда я, по совету друзей, сходил этим летом в нашу церковь и помолился Василию Блаженному за исцеление глаза, наступило облегчение. Врачи даже удивились, и все спрашивали – не принимаю ли я каких-то новых препаратов? А я в ответ только улыбаюсь и мысленно благодарю блаженного Василия…

Никита Раков, 61 год, Волгореченск, Костромская область

Я много работаю у компьютера, работа секретаря обязывает. И вот, весной, вдруг, у меня резко развился, так называемый «синдром сухого глаза». Появился зуд, жжение, раздражение и покраснение глаз. Я почти не могла смотреть телевизор и работать на компьютере, – дискомфорт был ужасный. Иногда зрение просто расплывалось, и, только часто и долго моргая, я могла его восстановить. Иногда же начиналось такое слезотечение, что серьезно окружающие боялись за мое здоровье. И тут к нам из Краснодара приехал дядя Иван, который только посмеялся над моими хворями. Он так и сказал:

– Живите в Москве, и не знаете, что надо просто помолиться московскому старцу Василию Блаженному! Он в глазных делах – главный помощник.

Я отнеслась к его словам с недоверием. Но в храм все же пошла… И, о, чудо! Уже через неделю моя болезнь исчезла совсем! Спасибо российскому чудотворцу!

Вера Лямкина, Москва

Житие блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца

Казалось бы, о чем еще можно рассказать, когда, вон, как все подробно и с душой описано в знаменитом словаре. Ан, нет. Ведь это только поверхностная канва жития российского чудотворца. Без особого понимания того факта, что Василий «блаженным» был назван за всю жизнь свою многострадальную, за все те грехи, которые он замолил за своих сограждан, за то, что смог остаться ЧЕЛОВЕКОМ в жесточайшее время.

И именно потому он и поныне помогает людям. Покаявшись и обратившись к чудотворцу с чистым сердцем, каждый может рассчитывать на его помощь.

Откуда же узнаем мы о житии блаженного Василия, московского чудотворца?

Василий Блаженный

Наиболее ранним источником, сообщающим о Василии Блаженном, является «Книга степенная царского родословия» (1-я редакция создана ок. 1563). Сведения из нее были заимствованы в житие Василия Блаженного, известное в трех разновидностях: полной, сокращенной и особого состава (последняя является компиляцией первых двух редакций, дополненной описанием прижизненных чудес святого). Все три редакции жития с дополнениями о Василии Блаженном изданы прот. И. И. Кузнецовым.

Древнейший список полного жития сохранился в составе августовской Четьи Минеи (ГИМ. Чуд. № 317. Л. 60–99, кон. XVI в.; озаглавлен «В той же день житие вкратце и слово похвальное святому и праведному Христа ради оуродивому, богоблаженному Василию, досточудному новому чудотворцу Московскому»). За житием следуют похвальное слово, чудеса (24) и два сказания – о видении, бывшем Василию Блаженному в 1521 г. перед нашествием на Москву крымского хана Магмет-Гирея, и о предсказании святым пожара в Москве 21 июня 1547 г. (оба заимствованы из Степенной книги). Полное житие Василия Блаженного было составлено по распоряжению Патриарха св. Иова, по-видимому, вскоре после канонизации Василия Блаженного, не ранее 1589 г. Пространный текст жития содержит краткое и неточное жизнеописание, выдержанное в стиле «плетения словес».

Сокращенное житие известно в трех списках, из которых самый ранний опубликован в Прологе (М., 1660). В этом варианте изменена хронология жизни святого, текст полного жития сокращен и отредактирован. Данная редакция возникла, по-видимому, ок. 1646 г., поскольку в Святцах (М., 1646) опубликованы текстуально сходные с ней отрывки. Сказания о прижизненных чудесах Василия Блаженного, являющиеся отличительной чертой разновидности жития особого состава, известны по спискам № 41 из собр. Кузнецова и по списку Покровского собора 1803 г. (обе рукописи утрачены, известны по публикациям Кузнецова). Описание прижизненных чудес Василия Блаженного было создано не ранее второй пол. XVII в., тогда же оно было скомпилировано с отрывками из полного и сокращенного житий. В более ранних рукописях описаны только посмертные чудеса блаженного; в житии полной редакции упомянуто, что «житие его Бог прослави и чудесы, паче же по преставлении неизреченными чюдесы больным целитель, печалным оутешение» (Житие. С. 55). Поздние памятники, посвященные Василию Блаженному, стремятся к детализации в описании жизни святого, источником которой являются московские предания. Сведения о Василии Блаженном содержатся также в «Новом летописце», Пискаревском летописце, ряде кратких рус. летописцев XVII–XVIII вв., в записках Дж. Флетчера «О государстве Русском».

Часть статьи V т. «Православной энциклопедии», М., 2002 г.

Детство и отрочество

По многим источникам Василий родился в декабре 1468 г. от отца Иакова и матери Анны недалеко от Москвы в селе Елохове. Это сейчас эта местность является, чуть ли не центром Москвы. А в те, давние времена, это была, казалось, Богом забытая подмосковная окраина. Сельцо Елох известно с XIV века, со времен Дмитрия Донского. «Елох», «елоха», по словарю Даля, – это ольха. Вероятно, когда-то здесь рос густой ольховый лес. А еще «ольхой» в старину называли мокрое, подтопленное место. Некогда здесь протекали речка Ольховка и ручей Ольховец, взятые ныне в трубы. В пользу толкования названия села говорит и то, что одна из улиц вблизи Богоявленского собора называется Ольховской.


Родители св. Василия Блаженного Иаков и Анна молятся о чадородии. Клеймо иконы «Св. Василий Блаженный в житии». XVII–XIX вв. (ГИМ)

Родители Василия были крестьянами, людьми простыми и добрыми. В летописях XVII в. так и говорится: «Святой Василий был сыном простых родителей». По полному житию известно, что Иаков и Анна испросили себе ребенка молитвами.

По преданию, Василий родился на паперти подмосковного Елоховского храма в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, где в этот момент его мать горячо молилась Господу нашему. И тот услышал ее и дал ей сына, который впоследствии стал чудотворцем.

На этом примере, мы видим, что искренняя молитва всегда помогает. И, не только людям, но и целым селениям, но об этом речь ниже пойдет.

Об отрочестве Василия остались довольно скудные сведения. Известно только, что родители воспитывали его в благочестии. А он всегда послушал их и был примерным сыном. Конечно, в крестьянской семье его никто не обучал грамоте. Зато, чтить Господа он научился с младых ногтей. И пронес это почитание через всю свою долгую и трудную жизнь.

И только в одном документе (т. н. списки «Житие Василия Блаженного», XIX в.) удалось найти такие слова:

«Егда доспе возраста того ж в нем же обычно отроку навыкати научитися рукоделию, грамоте бо не учися, но отдан бысть родительми рукоделию сапожному, и зело то ремесло добре извыче».

Поэтому чаще всего в летописях говорится, что в 16 лет Василий был отдан в ученики одному московскому сапожнику. Тот жил и работал в Китай-городе, почти рядом с Кремлем. Казалось, вот она – великая удача для крестьянского сына. Попасть в услужение к мастеру, как бы сегодня сказали, «престижной профессии»! Да еще и жившему совсем недалеко от царских палат! Это ли не знак благосклонности судьбы, сулившей преуспевание?


Св. Василий Блаженный прощается с родителями. Миниатюра из жития Василия Блаженного. Нач. XIX в. (ГИМ. Муз. № 32. Л. 107 об.)

Но Божье провидение и светлая душа отрока Василия стремились не к этому. Не к благосостоянию, а благочестию . Не к славе мирской, а служению правде и подвижничеству . И уже вскоре чудесные способности юноши предстали пред миром…

Однажды к мастеру, наставлявшему Василия, пришел купец, и попросил сделать ему сапоги. Мастер согласился. Купчишко тот был молод и богат. И привез на нескольких баржах в Москву продавать хлеб. Он был здоров и видом и телом. Громким голосом, заполнившим всю мастерскую, купец заказал сапоги. И особенно настаивал на том, чтобы они были крепкими. Да такими крепкими, чтобы он мог их потом носить целый год. Отрок же Василий только глянул на купца, вздохнул, да и сказал: «Сошьем мы тебе сапоги такие, что и не износишь их». При этом слезы стали капать из его глаз, будто увидел он что-то печальное или скорбное. Мастер удивился поведению своего ученика, но пообещал гостю сделать сапоги за две недели, и заказчик дал ему хороший задаток.

Как только купец ушел, Василий еще раз тяжело вздохнул, а потом, утирая слезы, почти прошептал: «А деньги то его пропадут понапрасну…». Тогда мастер рассердился и вскричал: «Здесь, Вася, денег напрасно не берут». На что подмастерье расплакался еще больше и ничего не сказал в ответ. Но мастер его не успокоился и стал донимать отрока недоуменными вопросами. И только тогда его ученик объяснил, что купец никогда не обует эти сапоги, так как очень скоро скончается.

Конечно, сапожник не поверил ни одному слову Василия и начал тачать сапоги. Когда же через две недели он принес ладно сделанные сапоги заказчику прямо ему на баржу, то сразу увидел великое количество народу, пришедшего на похороны внезапно скончавшегося накануне купца. Тогда то он сразу вспомнил пророческие слова своего ученика. И пришел в удивление и ужас.

С того самого времени тот сапожник и начал почитать Василия Блаженным.

Он понял, что его ученик – НЕ обыкновенный человек.

Жизнь в юродстве Василия Блаженного

Вскоре после случая с купцом, Василий уже начал тернистый подвиг юродства и блаженного. В дикий мороз и страшный зной он ходил по улицам Москвы практически голым и босым. При этом он часто совершал поступки, которые сначала вызывали гнев и непонимание окружающих.

Так он намеренно опрокидывал лоток с калачами или специально проливал кувшин с квасом. Торговцы и их ближние тут же избивали Василия, таскали его за волосы, браня последними словами за испорченный товар. А он лишь улыбался и принимал любые побои с благодарностью Богу.

Вообще же, Василий был молчалив. А, если и говорил, то люди его зачастую не понимали, столь странными были его речи. И только потом, когда он уходил, покупатели и зеваки выясняли, что хлеб был испечен из плохой муки, а квас был мерзкого вкуса. В тот момент людям и становился ясен духовный и поучительный смысл в действиях блаженного. Они понимали, что он – обличитель неправды и человек Божий.

Юродство Христа ради – один из высших духовных подвигов христианства. Сокрытие за внешним безумием высоких духовных идеалов – несказанно трудное дело. Даже Старец Серафим Саровский никого не благословлял на сей подвиг, памятуя о людской немощи. Истинные блаженные узнаются по образу жизни, по необъяснимой словами чистоте и святости проникающего в сердце взора, и в особенности по неподражаемой речи.

Постепенно Василий начал пользоваться все большим вниманием и искренним почитанием. Потому что юродство, этот христианский подвиг, всегда были близки народу российскому, который и в старину понимал и сейчас понимает, что главное в нем – не отречение от земных благ, не самоуничижение, не благодарное восприятие оскорблений, а обличение грехов и пороков человеческих. Потому что юродивому абсолютно все равно: понимают ли или, не понимают его окружающие. Главная же цель любого юродивого – не отворачиваться от грешников и всеми своими силами направлять их на путь истинный.


Св. Василий Блаженный в молении. Клеймо иконы «Св. Василий Блаженный в житии». XVII–XIX вв. (ГИМ)

Нравственный смысл юродства во многом определяется тремя характерными чертами, присущими данному подвигу: а) аскетическим попранием тщеславия, принимающим форму притворного безумия или безнравственности с целью «поношения от людей»; б) выявлением противоречия между Христовой правдой и моральным законом с целью «посмеяния миру»; в) служением миру своеобразной проповедью, совершаемой не словом и не делом, а силой Духа, духовной властью личности юродивого, наделенного даром пророчества. Между первой и третьей чертой юродства существует жизненное противоречие: аскетическое попрание собственного тщеславия покупается ценою введения ближнего в соблазн и грех осуждения, а то и жестокости.

По изданию: Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р. Г. Апресяна, А. А. Гусейнова. – М.: Гардарики, 2001. – С. 602–603.

Посему блаженный Василий посещал даже корчмы. Он видел добро в каждом. Тем более – в падших людях. Становившийся святым при жизни, он таких укреплял ласковым словом и страстными молитвами.

Был еще случай, когда зайдя в корчму, святой юродивый увидел такую картину: совершенно опустившийся пьяница трясущимися руками подал хозяину одну медну монету, и умолял его дать ему вина. Тот же, согласившись и налив пьянице вина, подал ему его с презрением сказав: «На, возьми, и черт с тобой!». Но пьяница взял сосуд только после того, как осенил себя и вино крестным знамением. После чего счастливо улыбнулся и прошествовал в свой угол. В этот момент Блаженный громко рассмеялся и ободрил падшего человека. А на недоуменные же вопросы окружающих отвечал так: когда корчемник сказал пьянице «черт с тобой» и подал ему вино, то в него вошел бес; когда же пьяница осенил себя и вино крестным знамением, тот бес тут же выпрыгнул из сосуда, и бросился бежать наутек, как ошпаренный.

Летописи рассказывают, что, проходя мимо домов, где происходили безумные пьянки, Василий, обливаясь слезами, обнимал и целовал их углы. Тем самым он хотел упрашивал скорбных ангелов, сокрушающихся о пороках человеческих, молиться об обращении грешников к Богу.

Эти и множество других подобных случаев, описанных в летописях, показывают, насколько чудодейственным оказывается обращение к Христа ради юродивому Василию, когда человек просит дать ему силы для покаяния и смирения. В наше время, когда суета мирская часто отвращает человека от церкви, наступает час, когда приходит осознание необходимости в чистоте душевной. И тогда люди идут в храм, но долог путь раскаяния, труден подвиг покаяния. Помочь в этом каждому сможет Василий Блаженный.

Спасибо Христа ради юродивому Василию Блаженному, московскому чудотворцу! Да будет он благословен отныне и во веки веков! Спас он дитятко мое, сыночку любимого от погибели лютой. Всего осемнадцать годков ему было, когда пристрастился он к дурной компании, пить стал, как портовый грузчик. Что я только ни делала, как ни держала дома, как ни увещала – не помогало ничего. И по пьяни как-то упал в сугроб, да и замерз бы, да шел мимо человек хороший, батюшка, что служил в церковеньке наискосок. И принес он сыну маго в тепло, положил перед иконами и стал дожидаться, когда тот проснется. Не знаю, что у них там было, но наутро пришел сыночка, кровушка моя, кинулся мне в ноги с покаянием, да признался, что бес его попутал. Достал мне из кармана иконочку маленькую, да и поведал, что отец Феофан, что в церкви соседней служит, повелел кажный день молиться на иконку эту. Так и вышло. Сынушка мой, Василий, стал молиться каждодневно, с компанией своей порвал, пить бросил. А вскоре и в армию ушел. А как вернулся, пошел и выучился на инженера в самой Москве. Теперь вот строит мосты по всей стране, горькую в рот не берет и мне всегда помогает, письма шлет, да деньги, и кажное лето домой приезжает в родну деревню свою, с супругой своей Ольгой. И иконка та давешняя у него по сей день всегда с собою. Только через много лет узнала я, что на иконке той был святой Василий, Христа ради юродивый. Он-то сына от беды и спас, и научил его жить достойно. Блаженный Василий, моли Бога о нас!

Анастасия Петровна Пахова, деревня Кольцы

Икос 10

Господа Бога непрестанно умом зря, не дал еси очима своима сна, ни веждома – дремания, в молитве церковней нощи пребывая. Людие же видяще таковое твое к Богу усердие, взываху ти: Радуйся, высотою смирения твоего умы наша удивляющий, глубиною смирения сердца наша умиляющий; Радуйся, душу свою храмину духа святаго сотворивый и страстем вход в ню заградивый. Радуйся, креста Господня носитель терпеливый, всем сердцем его взыскавый; Радуйся, иго Господне яко благое возлюбивый, бремя легкое его радостно подъявый. Радуйся, преблаженне Василие, юроде богомудре, московский чудотворче.

Сострадание смиренным

Проповедуя милосердие, Василий Блаженный сострадал прежде всего тем, кто стыдился просить милостыню, хотя очень нуждался в ней. Сразу в нескольких летописях описывается случай, когда он попросту отдал богатые царские подарки купцу-иностранцу, одночасье ставшему нищим.

Купец тот три дня ничего не ел. Но никого не молил и ни к кому не обращался за помощью. Царь же, Иван Грозный, имея желание испытать святого златом, буквально умолил его одеться в богатые одежды и принять от него золото. А сам приказал слугам следить за юродивым. Василий же, выйдя из дворца, сразу пошел к Лобному месту, где отдал все эти богатства купцу-иностранцу. Об этом немедленно было доложено царю. Иван Грозный страшно удивился, и срочно позвал Блаженного к себе. Когда тот пришел, он спросил его, куда тот дел золото. «Христу отдал», – был ответ. На вопрос же царя, почему юродивый отдал злато не нищим, а купцу, Василий сказал, что купец тот иностранный был весьма богат, имея под своим началом множество кораблей, да утонули они все внезапно, и иностранец остался безо всего. Но не стал он жалобить всех своими горестями и повел себя по-христиански, смиренно, стыдясь просить милостыню. Из-за этого купец уже три дня ничего не ел, и был близок к голодному обмороку. Поэтому-то, Блаженный помог именно ему. Что же до нищих, которые по городу бродят и не стесняются просить на хлеб, то они всегда сыты будут. И безо всякого его участия. Дивился царь таким речам. Но признал правоту юродивого, и отпустил его с миром.

Василий не имел своего дома, или какого другого жилища. Пристанищем ему чаще всего служила церковь. Обычно же Блаженный проводил ночь на церковной паперти. Там он оплакивал и молился за грехи людские. Часто уединялся он на одной из башен Китай-города, что на берегу Москвы-реки, близ устья Яузы располагалась.

Правда, иногда он просил приюта у одной боярской вдовы Стефаниды Юрловой, что жила на Кулишках за Варварскими вратами, что близ Ивановского монастыря в Белом городе.

Сейчас тут стоит церковь Всех Святых, построенная в XVII веке в честь русских воинов, павших на Куликовом поле.

Церковь Всех Святых на Кулишках

Этот храм располагается ныне на Славянской площади Москвы, в Зарядье, недалеко от Китай-города. А во времена Василия Блаженного на этом месте была другая церковь. Первоначальное основание здесь храма связывают с освоением и заселением этой местности близ московского посада. Тогда это была дикая, болотистая местность, название которой, по-видимому, дали гнездящиеся здесь кулики. Выражение «на куличках» как синоним «далеко-далеко, в глухомани, на краю земли» пошло именно с этого места, бывшего тогда на задворках Москвы, хотя сейчас это исторический центр столицы.

В летописях от 1365 года мы находим, что первая деревянная церковь на этом месте была построена во времена, когда Дмитрий Донской был еще юношей. Затем после нескольких пожаров на месте этой церкви было начато строительство храма с увековечиванием памяти воинов, павших 8 сентября 1380 года на Донском побоище. Впоследствии церковь еще дважды перестраивалась в камне в 1488 году и затем вновь уже в стиле московского барокко в 1687–1689 годах. Между этими двумя перестройками и существовала та каменная церковь, что давала приют Христа ради юродивому Василию.

В житии говорится, что блаженный, ведя суровую жизнь, вкушая совсем немного пищи и воды, «ни вертеп, ни хлевину же имея, бескровен (без крова) пребываше» (Житие. С. 45).

Ум Василия был неизменно проникнут мыслями о Боге, а в молитвах он вел постоянные беседы с Ним. Целыми днями мог ходить он по улицам молча, ни с кем не заговаривая, на вопросы, порой весьма обидные, не отвечая. В служении своем, изнурял он себя голодом и жаждой. Круглый год пребывал Василий босым и нагим, ибо плоть его согревала благодать Божья, которая была сильней и летнего жара, и зимних морозов. И приходило к нему просветление, и помогал ему Господь сносить все лишения, давал силы сострадать и помогать смиренным.

В описаниях прижизненных чудес Василия Блаженного с его наготой связано чудо исцеления святым торговок, смеявшихся над его обликом и за это наказанных слепотой. Раскаявшись, они исцелились через Василия Блаженного.

С тех пор и поныне тысячи и тысячи людей, испытывая проблемы с глазами, обращаются к московскому чудотворцу Василию Блаженному, и помогает им поелику искренним бывает то обращение.

Никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь. Не имела никаких проблем с глазами до сорока лет, а зоркая была – как сокол, все подруги завидовали. Говорили: «Ты, Ксюш, какая-то заговоренная. Наверное, до старости без очков будешь ходить». Вот и сглазили, наверное… буквально в одночасье зацепила меня гиперметропия, дальнозоркость по-нашему. Я стала не только плохо видеть вблизи, но у меня стало отвратительное зрение вдаль. Читать практически вообще не могла. Сразу появлялось жжение в глазах. Начинала болеть голова. Я быстро уставала. А ведь для меня не читать – это катастрофа. С детства люблю чтение. У нас с мужем дома огромная библиотека, мы с ним завсегдатаи всех книжных выставок в Питере. В общем, я просто впала в отчаяние.

Хорошо, что в этот момент я случайно встретила давнюю школьную подругу, Светлану. Узнала, что та ушла от жизни мирской и посвятила себя служению Господу нашему. Она-то мне и посоветовала пойти в церковь, купить иконку и помолиться святому Василию Блаженному. И вы знаете, помогло! Во всяком случае, я теперь спокойно читаю. И никакие головные боли и жжение в глазах больше не беспокоят! Просто чудо случилось. Теперь каждый вечер молюсь великому избавителю, чудотворцу Василию…

Ксения, Ленинградская область

Еще в школе у меня глаза сдали. Очки было стыдно носить, засмеют ведь одноклассники, а что учитель на доске пишет – почти не видел. А тут поехали мы летом в деревню, к моей прабабке Ефросинии. Она старая совсем, а очков не носит. И углядела, как я за утками в пруду наблюдаю, щурясь. Ни слова не сказала, а на следующий день утром взяла меня за руку и повела в маленькую церковку, что недавно тут построили. Завела внутрь, и мы с ней прослушали проповедь местного батюшки Василия. А после подвела она меня к нему и попросила помочь. Он велел взять мне образок с изображением совершенно голого мужика. Я так поразился, разглядывая, что и не слышал, о чем они говорят с прабабкой. А дома она мне сказала, что на картинке изображен святой Василий Блаженный, храм которого я видел в прошлом году в Москве – красивый, расписной собор, у самой Красной площади. Как же так, на картинке совсем нагой святой изображен, а храм такой богатый? А прабабка Ефросиния рассказала мне, что многим людям он помог зрение вернуть. Не поверил я ей. А потом подумал, что, наверное, собор тот такой красивый из-за того, что Василий Блаженный людям зрение вернул и заставил их радоваться красоте жизни. Много таких мыслей было, все теперь и не вспомнить. Но однажды вечером, перед сном, взял, да и помолился, глядя на картинку. Днем занят был все время, то прополка, то сенокос, то с местными ребятами по окрестностям гуляли. Но вечером, перед сном, стал каждый день молиться Василию. А когда вернулся с каникул и пришел в школу, оказалось, что даже с последней парты вижу все, что на доске написано. И подписи на портретах, что по стенам развешаны, а ведь раньше не видел, даже когда с глазами еще проблем не возникало. А в кабинете химии увидел, что на таблице Менделеева не только буквы, но и цифирьки мелкие указаны… Следующим летом снова поехал я к прабабке. И зашел в ту церквушку. Попросил отца Василия меня крестить. В то лето мы о многом с ним говорили, не только о вере и церкви, но и вообще о жизни… Вот уже 15 лет с тех пор прошло, я институт окончил, свою фирму открыл, работы невпроворот. А двум Василиям до сих пор благодарен, они мою жизнь изменили, сделали успешным человеком.

Денис, благодарный верующий, Рязань

Кондак 11

Пение всеумиленное тебе, всеблаженне, приносяще, вопием: якоже древле чудодействуя, разслабленных исцелял еси, слепым прозрение даровал еси, тако и ныне души наша, грехами разслабленныя и похотьми ослепленныя, исцели, да вопием Богу: Аллилуиа.

Суровость к корысти и любовь к ближнему

День проходил у Василия за днем, а он все истово молился и юродствовал Христа ради, раскрывая людям неправду окружающего мира. Святой не уставал корить их за слабости и пороки, но только лишь для того чтобы направить встретившихся ему на путь истинный. На путь добрых дел. Его слова всегда были проникнуты любовью к окружающим. И люди верили ему. Ибо видели: любовь эта идет от Бога.

Зато суров был Василий Блаженный с теми, кто давал милостыню не из сострадания к бедности и несчастью, а в корыстной надежде привлечь на себя и дела свои Божье благословение. В этом юродивый ясно видел искушение дьявольское, которому поддался сей человек. Вот как описывается один такой случай в «Житие Василия Блаженного».

Шел святой мимо Пречистенских ворот в Москве и увидал, что сидит около них бес, принявший облик нищего. Он просил у проходящих милостыню и обещал вспомоществовать всякому, кто подаст ее ему. Так он искушал много народу. И многие давали ему на милость. А бес делал вид, что за всех, кто ему подавал, он немедленно молится, дабы пришел к ним успех в делах их. Василий сразу же понял лукавство такого поступка, и громко вскричал на дающих, назвав их корыстолюбцами. После чего изгнал с насиженного места беса. «Нищий» было метнулся в сторону Кремля, пытаясь скрыться среди многочисленных палат царских. Но и там его настиг юродивый, и с позором прогнал из города.

Случалось Василию Блаженному наказывать людей и за лукавство корыстное. Особенно, когда те притворялись для этого несчастными и сирыми. Так однажды он сурово обошелся с безбожниками, которые пытались обманом завладеть его шубой.

Шуба та попала к юродивому лютой зимой от одного сострадательного боярина. Тот стал уговаривать юродивого принять в подарок шубу, дабы тот не замерз насмерть. Василий несколько раз переспросил боярина честен ли он в своих пожеланиях. Но сострадательный человек каждый раз крестился и клялся: «Искренним сердцем люблю тебя, прими в знак любви моей!». Блаженный светло улыбнулся и со словами: «Пусть так, и я люблю тебя», взял шубу.

Именно эту дорогую шубу на Василии и приметили воры, как только тот сошел со боярского двора. Тогда они сговорились, и один из них лег на дороге, притворившись мертвым. Другие же подбежали к юродивому и стали просить подать хоть что-нибудь на погребение усопшего.

Святой сразу понял всю чудовищность сего обмана. Искренне возмущенный этим, со страждущим сердцем Блаженный скорбно вздохнул и внимательно посмотрел на лукавых. Но те не поняли его взгляда и продолжали делано рыдать над «умершим». Тогда юродивый снял шубу и накрыл ею мнимого мертвеца. При этом он сказал, глядя прямо в глаза воров: «Будь же ты отселе поистине мертв, так как, не убоявшись Бога, захотел обманом милостыню принять».

Потом он с грустью еще раз обвел глазами корыстных грешников, и пошел своей дорогою, обливаясь слезами. Обманщики же еще долго потешались над простодушием Василия. Они были рады, что им так просто удалось получить дорогую шубу. Но, каковы же были их смятение и ужас, когда, подняв шубу, они увидели, что их товарищ действительно мертв!

После этого случая воры еще долго боялись промышлять в центре столицы…

Святые Земли Русской

Первым из юродивых, который был причислен Русской Православной Церковью к лику святых, был Прокопий-Устюжанин, который своими молитвами отвёл от родного города страшную грозу. В XIII веке немецкий купец прибыл в Новгород, подивился на красоту церквей, да и остался здесь, приняв имя Прокопия. И благодать коснулась сердца его. Тогда принял он православие, роздал все свое имущество и начал свой путь юродствования, отрекшись от мирской жизни. Покинув новгородский монастырь, он отправился в путь по Руси. Добравшись до Устюга, избрал он для своего жительства угол паперти огромного высокого соборного храма Успения Божией Матери, срубленного из дерева. Здесь стал он пребывать лето и зиму, не опуская ни одной церковной службы, ночи проводил в молитвах, а днем юродствовал на улицам города. Однажды он обратился во время службы в соборе к прихожанам: «Приближается гнев Божий, покайтесь, братия, во грехах ваших, умилостивляйте Бога постом и молитвой, иначе город погибнет от града огненного». Не обратили устюжане никакого внимания на слова праведника. А тот плакал, молился и уговаривал народ покаяться целую неделю. И вот на небе вдруг показалась черное облако, и вспомнили люди о словах Прокопия, и бросились в храмы с мольбами. А сам Прокопий молился перед иконой Благовещения Богордицы. От жаркой молитвы его от иконы потекло вдруг миро ручьями и по храму разлилось благоухание. И в тот же момент, утихли громы и молнии, рассеялось темное облако. А позже люди узнали, что за 20 верст от Усюга в тот день падали на землю градом раскаленные каменья, ломая и паля лес. А миры от иконы натекло столько, что им наполнили церковные сосуды и все прикоснувшиеся к ним исцелялись от своих болезней. Много чудес совершил Прокопий при жизни, а после смерти на могиле его по сей день исцеляются люди и совершаются чудеса. Московский Собор 1547 г. причислил праведного Прокопия к лику святых и установил совершать ему память 8 / 21 июля.

Святой и царь

Не боялся Василий, не только воров, но и царствующих особ. Однажды он прямо укорил самого царя Ивана Грозного за то, что тот во время Богослужения думал не о Господе нашем и спасении своей души, а делах мирских.

Случилось это во время на один из православных праздников. Шла большая церковная служба в Кремле. Во время нее Василий Блаженный заметил, что царь находится далеко в мыслях своих от молитвенных слов. И тут же он понял, что Иван Грозный сейчас думает о сооружении своего нового дворца на Воробьевых горах.

Сразу после службы юродивый приблизился к царю, вышедшему из храма, и спросил его, как она ему понравилась. Тот смутился и ушел от прямого ответа. Зато сам вопрошал: «А, где ты был, Василий? Я, что-то не видел тебя сегодня в храме». Блаженный лишь улыбнулся и произнес: «А я видел тебя. Только ты был не в храме, а на Воробьевых горах, где дворец себе хочешь построить». Еще больше смутился царь и ничего не ответил святому.

Помимо этого случая, в различных летописях не раз упоминается и то, что Василий очень часто корил Ивана Грозного за грешные дела его. Причем говорили об это не только в народе, но и заморские дипломаты и торговцы. И царь принимал его слова, как должное. И ни разу не рассердился на юродивого.

Первый царь всея Руси Иван Грозный (1530–1584)

Иван IV, Иоанн (Иван) Васильевич, Иван Великий, Иван Грозный – так величали великого князя и первого царя всея Руси в жизни его и после смерти.

Отец его, великий князь Василий III (1479–1533), происходил из династии хитрого и жестокого правителя, князя новгородского, владимирского и московского Ивана Калиты (1288–1340), прозвище свое «Калита» получившего за несметные свои богатства, нажитые как праведным, так и неправедным путем. Мать Ивана, Елена Глинская, происходила из литовских князей Глинских, которые род свой вели от Мамая.

Василий III умер, оставив престол своему младшему сыну Ивану, когда тому было лишь 3 года.

Сам Иван IV уже в младые годы проявлял стремление к власти и в 16 лет высказал пожелание венчаться на царство «по примеру прародителей», царей византийских, и уже через 5 недель, 16 января 1547 года это венчание состоялось. До этого на Руси царей не было, а были князья и великие князья. Цари с тех пор правили Россией вплоть до Петра I Великого, который в 1721 г. принял титул «император», просуществовавший до 1917 года.

За свое долгое царствование Иван Грозный провел силовыми способами множество реформ, направленных на централизацию государственной власти, развивал и укреплял армию, заменил Избранную Раду опричниной (1565–1572) – государственным террором и системой чрезвычайных мер, в ходе которой были казнены тысячи «неугодных царю», и отмененной лишь потому, что ее бойцы, привыкшие в основном лишь грабить население и крушить монахов, не захотели выйти на войну. Там, где прошли опричники, творилось полное запустение, народ вымирал с голоду, а бояре, сумевшие спастись, удирали хоть на край света. И хоть опричнина и была ошибкой, которую признал сам Иван Грозный, но она заложила основы самодержавия – неограниченной власти царя.

Пощады грозный царь не знал никому – ни ближним, ни дальним, ни князьям, ни простолюдинам, ни священникам, ни святым людям, ни даже сыну своему, Ивану Ивановичу (1554–1581), которого он убил самолично.

Тем удивительнее его доверие, которое он всегда выказывал святому юродивому Василию Блаженному, которого слушался и почитал настолько, что даже безропотно нес одр старца, когда тот скончался.

Видение и предвидение

Василий Блаженный всегда славился тем, что видел все и предвидел многое. И не только в самой Москве, но и по всей Руси. Душевная же его чистота не позволяла ему проходить мимо бед, которые он предчувствовал.

Но особенно венценосного самодержца Ивана Грозного впечатлил случай, произошедший во время одних из его именин.

В начале лета 1521 года Василий беспрерывно молился о спасении Москвы от татарского нашествия. День проходил за днем, неделя за неделей и вот и крымский хан Мухаммед-Гирей действительно подошел к стенам русской столицы и встал в поле. Войска его остановились в 60 км к югу от Москвы, но вскоре бежали обратно с огромным «полоном», узнав о приближении русских ратей. Так и получилось, что города он не взял, а ушел назад в степь. Москвичи посчитали это чудо результатом заступничества Василия Блаженного.

Тропарь Василию Блаженному, Христа ради юродивому

Житие твое, Василие, неложное и чистота нескверна, Христа ради тело твое изнурил еси постом и бдением, и мразом и теплотою солнечною, и слотою и дождевным облаком, и просветися лице твое, яко солнце: и ныне приходят к тебе Российстии народи и вси людие, прославляюще святое твое успение. Тем Христа Бога моли, да избавит ны от варварскаго пленения и междоусобныя брани и мир мирови подаст, и душам нашим велию милость.

Юродивый не боится говорить правду и самому царю. И даже более того – царя он обличает и чаще, и суровее, потому что преступления царя и заметнее, и ужаснее по своим последствиям. Вот свидетельства и воспоминания иностранцев-путешественников: «Русский народ особенно чтит юродивых… Они, подобно пасквилям, указывают на недостатки знатных и государя, о которых скажи кто другой, сразу подвергнет себя смертельной опасности». Юродивые выступают как обличители произвола, насилия и корыстолюбия неправедной власти. В XVI веке на Руси обличение царей и сильных мира сделалось неотъемлемой принадлежностью юродства. Этот же век дал и одного из самых почитаемых московских юродивых – святого Василия Блаженного.

Научный богословский портал «Богослов. ру»

Конец ознакомительного фрагмента.

Люди, сознательно выдающиеся себя за безумных ради духовного совершенствования и проповедования добра и смирения, жили и в Европе, и в России. Их называли юродивыми или блаженными. Одним из них был Василий Ногой, живший в Москве в конце XV - начале XVI века.

Житие блаженного

Блаженный Василий прожил длинную жизнь, бо́льшую часть которой он пытался направить людей на путь истинной веры и благочестивой жизни.

Блаженный Василий Московский

Рождение и отроческие годы

В декабре 1469 года на ступенях церкви Богоявления в подмосковном селе Елохово молилась простая крестьянка по имени Анна. Она молила Богородицу об удачном разрешении от бремени и здоровье для ребёнка. Молитва была услышана - женщина родила сына. Произошло это событие здесь же, на ступенях храма.

Жития других православных святых:

Мальчик, названный Василием, рос добрым и отзывчивым ребёнком. Его семья вела благочестивый, праведный образ жизни. Подросшего мальчика родители отдали в подмастерья сапожнику. Трудолюбивый и послушный юноша мог бы добиться больших успехов в сапожном деле, если бы не чудесный случай.

В сапожную мастерскую пришёл богатый купец и попросил сделать для него пару крепких сапог. Юноша Василий, услышав просьбу купца, сильно расстроился и прослезился. Сапожнику, озадаченному поведением помощника, подмастерье ответил, что заказанную обувь богач не успеет одеть, так как через несколько дней умрёт. Когда предсказание юноши сбылось, мастер понял, что непростой юноша ему в мастерской помогает.

После этого случая Василий решил вступить на путь юродства и отправился в Москву. Зимой и летом блаженный Василий оставался нагим, одевания на тело лишь вериги. Над странным парнем насмехались и потешались все горожане, но вскоре в нём признали Божьего человека, притворяющегося умалишенным ради несения добра и проповедования заповедей Господних.

Прижизненные чудеса

Для простых горожан деяния Блаженного Василия были непонятны. Их смысл раскрывается лишь после беседы с юродивым или спустя некоторое время. До нашего времени дошли сведения о многих деяниях этого святого человека:

Пророчества и прозрения

Господь даровал блаженному Василию дар прозрения и предвидения. Множество бед предвидел святой, от многих из которых он смог защитить.

В 1521 году святой Василий молился на ступенях о спасении земель русских от нашествия татарских войск. В ходе молитвы было ему видение пламени, вырывающегося из окон собора. Он начал молиться с ещё большим усердием, и страшная картина исчезла. Вскоре татары были остановлены и изгнаны с Руси.

За день до начала большого пожара, уничтожившего бо́льшую часть столицы, блаженный лил горькие слезы на пороге церкви Воздвиженского монастыря, с которой и началось страшное бедствие.

Другие статьи о православии:

Другой пожар, происходящий в Новгороде, блаженный муж помог потушить. В тот день в Москве Василий был приглашён на пир к царю, который уважал и любил святого юродивого. Во время застолья правитель заметил, что блаженный трижды вылил вино в окно. Объясняя свой поступок, он сказал, что тушит Новгород. Вскоре в столицу прибыли новгородцы, рассказывающие о пожаре, которому не дал разгореться полностью обнажённый человек. Увидев Блаженного Василия, они указали на него, как на спасителя древнего города.

Икона Василия Блаженного

Царь Иван Грозный и уважал, и боялся святого. Однажды Василий попенял ему, что присутствуя в соборе телом, душой правитель был на Воробьёвых горах, где строились новые царские палаты.

Зная о даре прозрения святого Василия, к нему приходили многие люди за помощью и советом.

Купец, строивший церковь, пришёл к блаженному за советом. Он не мог закончить строительство, так как купол здания трижды разрушался по непонятной причине. Василий посоветовал ему поехать в Киев и найти там бедняка по имени Иван. Сделав это, купец увидел, что бедняк качает пустую люльку в знак уважения к своей матери. Богатый московский горожанин понял, что не сможет достроить церковь, пока не попросит прощения у своей родительницы, которую он выгнал из дому. Мать простила купца, и храм был вскоре достроен.

Завершение земного пути

Несмотря на аскетический полный лишений образ жизни, святой блаженный Василий прожил до 88 лет. В последние земные дни его навещал царь Иван, которому старец поведал, что его сыну Фёдору суждено править государством.

Умер московский юродивый 2 (15) августа 1557 года. Гроб с телом его к месту захоронения несли царь и знатные бояре, а обряд отпевания проводил митрополит Макарий. Похоронили святого мужа на погосте у Троицкой церкви. На этом месте вскоре возвели собор Покрова Пресвятой Богородицы.

Канонизация и почитание

Ещё при жизни многие признавали Василия Блаженного святым человеком. В день его похорон было явлено чудо исцеления большого количества больных людей. В 1588 году московского юродивого причислили к лику святых. В этом же году к Покровскому собору присоединили , расположенный над местом его погребения, которое накрыли серебряной ракой.

Важно! День памяти святого Василия - 2 (15) августа - установил патриарх Иов. В этот день до 1917 года поминальную службу служили Московские патриархии в присутствии российских правителей. Ежегодный патриарший молебен в день памяти Василия Блаженного возобновился 15 августа 1991 года.

Жизнь святого Василия Блаженного - пример отречения от мирских благ ради достижения духовного совершенства. Окружающие люди уважали и прислушивались к его словам, несмотря на видимое безумие и непонятное им поведение.

Житие блаженного Василия Московского, Христа ради юродивого

Новое на сайте

>

Самое популярное