Домой Магия Египетский человек с головой собаки. Тату Анубис: древнеегипетский бог смерти как герой современной татуировки. Анубис, значение египетского бога смерти в культуре

Египетский человек с головой собаки. Тату Анубис: древнеегипетский бог смерти как герой современной татуировки. Анубис, значение египетского бога смерти в культуре

Инструкция

Анубис изображался всегда с головой шакала и вполне атлетическим телом человека-мужчины. Его отличали большие остроконечные уши и вытянутый нос. На дошедших до нас папирусах глаза Анубиса написаны также, как писали глаза или жрецов: они большие и распахнутые, обрамленные традиционным татуажем.

Известны 2 вида изображений Анубиса – каноническое, с телом черного цвета (черный цвет должен был напоминать мумифицированное тело человека и землю), и «новое» - с телом песчаного цвета, облаченным в (набедренную повязку) и трапецеобразный фартук. На голове всегда был клафт – убор высшей знати в виде плотного платка, два свободных конца которого спадали на грудь в виде закрученных жгутов.

Знаменитые уреи – витые , которые словно готовы к прыжку на неприятеля, венчавшие голову и запястья фараонов, были чужды образу Анубиса, на руках видны лишь цветные ленты, которые говорили о его особой значимости и скромности.

У был отдельный иероглиф, обозначающий этого бога, в переводе иероглиф значит «ведающий тайнами». В усыпальницы умерших непременно клали статуэтку бога Анубиса – выточенную из камня или дерева фигурку шакалообразной собаки, лежащую с вытянутыми вперед лапами.

Анубис служил проводником умерших людей в загробный мир. Чтобы попасть после приемлемые условия, египтяне старались не сердить Анубиса – ведь встреча с ним, согласно мифам, предстояла каждому человеку.

Интересно, что проводником в мир мертвых, то есть вторым персонажем, Анубис был не всегда. Долгое время именно ему принадлежала главенствующая роль, он судил людей, попавших в мир иной, был царем мертвых. Спустя время, эта функция отошла к его отцу, Осирису, и Анубис в египетской мифологии занял второе место, став важным, но не главным персонажем. Согласно мифам, Осирис перенял функции судьи, сняв это бремя с плеч сына, произошедшие изменения сделали Анубиса на ступеньку ниже отца.

Голова шакала, с которой изображают Анубиса, скорее всего, используется потому, что именно шакалы охотились на краю пустыни, вблизи некрополя, по всему Египту. Голова Анубиса черного цвета, что свидетельствует о его принадлежности к миру мертвых. Впрочем, в некоторых мифах можно встретить описание бога и с собачьей головой.

Центром поклонения Анубису считается город Кинополис, хотя чтили Анубиса повсеместно. Согласно мифологии, именно Анубис положил начало мумификации, собрав буквально по кусочкам тело отца: запеленав останки в чудодейственную ткань, он способствовал последующему воскрешению своего родителя. То есть, именно Анубис мог превратить мумию в ожившую субстанцию, некое просветленное, возвышенное существо, которое могло жить и в загробном мире.

Мумии, только ожидающие магического превращения, Анубис охранял от злых духов, которых в Древнем Египте опасались, считая главными врагами в мире мертвых. Правильно проведенный обряд мумификации становился залогом того, что в загробном мире, в жизни, которая идет за земным существованием, Анубис воскресит почившего, подарив ему свое покровительство и защиту.

Культура Древнего Египта завораживает как исследователей, так и творческих личностей, которые пытаются связать выдуманные миры с фараонами, божествами, гробницами, саркофагами и мумиями. Мистический бог Анубис, уводящий души в чертоги подземного царства, стал пользоваться популярностью не только в стране пустынь и разливающегося Нила, но и в современном мире.

История создания

Практически в каждой религии встречаются предпосылки к анимизму – вере в одушевленность природы. В период анимистических представлений, с 3100 до 2686 года до н.э., Анубис прочно ассоциировался с шакалом или собакой Саб (некоторые видят в ней схожесть с доберманом). Но так как религия не стояла на месте, вскоре образ хранителя подземного мира модернизировался: Анубис изображался с головой животного и с человеческим телом.

Обо всех метаморфозах сподвижника смерти могут свидетельствовать изображения на камнях, которые сохранились со времен царствования первой династии фараонов: рисунки и иероглифы рассказывают, как менялось божество пантеона функционально и внешне.

Возможно, с Анубисом стали ассоциироваться шакалы, потому что в те времена людей хоронили в неглубоких ямах, которые эти животные часто разрывали. В конечном итоге египтяне решили положить конец этому произволу путем обожествления. Кроме того, жители жаркой страны полагали, что шакалы, бродящие по могилам ночью, будут защищать мертвецов после захода Солнца.


Имя Анубис тоже было придумано египтянами не просто так. Первоначально (с 2686 до 2181 года до н.э.) прозвище бога записывалось в виде двух иероглифов. Если переводить символы дословно, то получится «шакал» и «мир ему». Затем значение имени Анубиса преобразовалось в словосочетание «шакал на высокой подставке».

Культ бога быстро распространился по всей стране, а столица семнадцатого египетского нома Кинопль стала центром почитания Анубиса, о чем упоминал Страбон. Самые древние упоминания о покровителе умерших археологи нашли в текстах пирамид.

Как известно, с захоронением фараонов были связаны всевозможные ритуалы, которые включали в себя технику бальзамирования. Анубис как раз-таки встречается в рукописях, где указывались правила погребения погибшего владельца египетского трона. Жрицы, которые подготавливали труп к погребению, носили маски Анубиса из раскрашенной глины, так как бог считался специалистом в данной области.


В Старом царстве (время правления III-VI династий) Анубис считался покровителем некрополей и кладбищ, а также являлся хранителем ядов и лекарств. Тогда божество с головой шакала считалось самым значимым из всего списка.

Такой популярностью путеводитель умерших пользовался до тех пор, пока не появился , к которому перешло большинство функций хозяина Дуата (загробного мира), а Анубис остался проводником и выполнял функцию слуги, взвешивая сердца на суде мертвых. Животных, посвященных богу, держали в соседних с храмами зданиях. Когда они умирали, их тоже мумифицировали и отправляли в мир иной со всеми почестями и ритуалами.

Мифология

В мифологии Древнего Египта загробный мир называется Дуат. В представлениях Додинастического периода царство мертвых находилось в восточной части неба, а души умерших египтян вселялись в звезды. Но позже концепция Дуата изменилась: появился бог Тот, который перевозит души на серебряной ладье. Также загробный мир находился в Западной пустыне. А между 2040 и 1783 годами до н.э. сложилось понятие о том, что царство мертвых находится под землей.


По легенде, Анубис – сын Осириса, бога возрождения и загробного мира. Осирис изображался в виде мумии, обернутой белой тканью, из-под которой виднеется зеленая кожа.

Этот бог царствовал над Египтом и покровительствовал плодородию и виноделию, но был убит своим братом Сетом, желавшим узурпировать власть. Шакалоголовый бог Анубис собрал разрубленные части отца воедино, забальзамировал и запеленал. Когда Осирис воскрес, он стал заведовать царством мертвых, предоставив Гору возможность править миром живых.


Мать Анубиса – Нефтида, сущность которой практически не раскрыта в религиозной литературе. В мифологических текстах она выступает во всех заупокойных магических обрядах и мистериях Осириса, участвует в поисках его тела и охраняет мумию.

Эта богиня рассматривается исследователями как аспект Черной Исиды или как богиня смерти. Иногда ее называли Владычицей свитков. По поверью, Нефтида выступала автором скорбных текстов, поэтому нередко ассоциировалась с богиней Сешат, которая заведует продолжительностью правления фараонов и руководит царскими архивами.


Женщина считается законной женой Сета. Влюбившись в Осириса, она приняла облик Исиды и совратила его. Так на свет появился Анубис. Чтобы не быть уличенной в измене, мать бросила младенца в тростниковых зарослях и тем самым обрекла сына на верную смерть. Благодаря счастливому случаю подкидыша нашла Исида. Анубис воссоединился с собственным отцом Осирисом, пусть и необычным способом.

Древнегреческий писатель и философ считал, что на самом деле проводник мертвых и есть сын Сета и Нефтиды, которого нашла и воспитала Исида. Некоторые ученые тоже считают, что Анубис происходил от злобного, свирепого божества Сета и был полноправным хозяином царства мертвых. Когда в пантеоне появился Осирис, Анубис стал его соратником. Поэтому в мифологии была придумана новая ветвь, представляющая Анубиса как незаконнорожденного сына Осириса.

  • Анубис появляется как на книжных страницах, так и в фильмах и анимационных работах. По слухам, в 2018 году на суд заядлых киноманов представят ленту, посвященную этому богу. В роли главного героя выступит доктор Джордж Генри, душа которого попала в обитель египетского бога.
  • В Древнем Египте существовала «Книга мертвых», содержавшая религиозные гимны. Она помещалась в гробницу умершего, чтобы помочь душе преодолеть преграды потустороннего мира.

  • Кинодеятели и литераторы используют образ Анубиса в своих произведениях, а художники стараются поместить его на лист бумаги. Простые любители мистики и древних религиозных мотивов увековечивают изображение Анубиса на своей коже, причем значение татуировки и ее характеристику каждый придумывает для себя сам.
  • Каждый умерший попадал на суд Осириса, который восседал на троне с жезлом и плетью. Его помощники Анубис и Тот взвешивали сердце, которое у египтян считалось символом души. На одной чашке располагалось сердце усопшего (совесть), а на другой Правда. Как правило, это было перо или статуэтка богини Маат.

  • Если человек вел благочестивый образ жизни, то обе чаши весов находились наравне, а если он совершал грехи, то сердце преобладало в весе. После суда неправедные съедались Амат – львом с головой крокодила. А праведные отправлялись в рай.
  • Некоторые задаются вопросом: «Анубис – злой или добрый бог?» Стоит сказать, что его нельзя поместить в категоричные рамки, потому что во время суда он руководствуется справедливостью.

По утверждению некоторых исследователей, в Древнем Египте было пять тысяч богов. Столь огромное их количество связано с тем, что в каждом из многочисленных местных городов были свои боги. Поэтому не следует удивляться сходству функций многих из них. В нашем списке мы по возможности старались не только дать описание того или иного небожителя, но и указать центр, в котором он более всего почитался. Помимо богов перечислены некоторые монстры, духи и волшебные существа. Наша таблица даёт персонажи в алфавитном порядке. Имена некоторых богов оформлены как гиперссылки, ведущие на подробные статьи о них.

Таблица богов может использоваться в школе для подготовки учеников 5 класса.

10 главных богов Древнего Египта

Амат ужасное чудовище с туловищем и передними ногами львицы, задними ногами бегемота и головой крокодила. Оно обитало в огненном озере подземного царства мёртвых (Дуата) и пожирало души умерших, которые на суде Осириса признавались неправедными.

Апис – черный бык с особыми отметинами на шкуре и лбу, которому поклонялись в Мемфисе и по всему Египту как живому воплощению богов Пта или Осириса. Живого Аписа содержали в особом помещении – Апейоне, а умершего торжественно погребали в некрополе Серапеуме.

Апоп (Апофис) – громадный змей, олицетворение хаоса, мрака и зла. Живёт в преисподней, куда каждый день после заката спускается бог Солнца Ра. Апоп бросается на барку Ра, чтобы проглотить её. Солнце и его защитники еженощно ведут битву с Апопом. Попыткой змея пожрать Ра древние египтяне объясняли и солнечные затмения.

Атон – бог солнечного диска (или, скорее, солнечного света), упоминавшийся ещё в эпоху Среднего царства и провозглашённый главным богом Египта во время религиозной реформы фараона Эхнатона . В отличие от большинства других представителей местного пантеона изображался не в «зверочеловеческой» форме, а в виде солнечного круга или шара, от которого тянутся руки с ладонями к земле и людям. Смысл реформы Эхнатона, видимо, состоял в переходе от конкретно-образной религии к философско-абстрактной. Она сопровождалась жестоким гонением на приверженцев прежних верований и была отменена вскоре после смерти её инициатора.

Атум – почитавшийся в Гелиополе солнечный бог, создавший сам себя из первоначального хаотического Океана Нун. Посреди этого Океана поднялся и первозданный холм земли, из которого произошла вся суша. Прибегнув к мастурбации, выплевывая собственное семя, Атум создал первую божественную пару – бога Шу и богиню Тефнут, от которых произошли и остальные члены Эннеады (см. ниже). В архаической древности Атум являлся главным солнечным богом Гелиополя, но позже его оттеснил на второй план Ра. Атум стал почитаться лишь как символ заходящего солнца.

Бастет – кошачья богиня из города Бубастис. Олицетворяла собой любовь, женскую красоту, плодородие, веселье. Весьма близка по религиозному смыслу к богине Хатхор, с которой часто объединялась.

Бес – (Бесы) благосклонные к человеку демоны-карлики с безобразным лицом и кривыми ногами. Своеобразные добрые домовые. В Древнем Египте были широко распространены статуэтки Бесов.

Маат – богиня вселенской правды и справедливости, покровительница нравственных устоев и твёрдой законности. Изображалась в виде женщины со страусовым пером на голове. Во время суда в царстве мёртвых душа усопшего клалась на одну чашу весов, а «перо Маат» – на другую. Душа, которая оказывалась тяжелее пера, признавалась недостойной вечной жизни с Осирисом. Её пожирало страшное чудовище Амат (см. выше).

Мафдет – (букв. «быстро бегущая») богиня сурового правосудия, защитница священных мест. Изображалась с головой гепарда или в виде генетты – зверька из семейства виверровых.

Мертсегер (Меритсегер) – богиня мёртвых в Фивах. Изображалась в виде змеи или женщиной со змеиной головой.

Месхенет – богиня родов, пользовавшаяся особым почётом в городе Абидосе.

Мин – бог, почитавшийся как податель жизни и плодородия в городе Коптос. Изображался в итифаллическом виде (с ярко выраженными мужскими половыми признаками). Поклонение Мину было широко распространено в ранний период египетской истории, однако потом он отступил на второй план перед своей же местной фиванской разновидностью – Амоном.

Мневис – чёрный бык, которому поклонялись как богу в Гелиополе. Напоминал мемфисского Аписа.

Рененутет – богиня, почитавшаяся в Файюме как покровительница урожаев. Изображалась в виде кобры. Её сыном считался бог зерна Непри.

Себек – крокодилообразный бог файюмского оазиса, где находилось большое озеро. В его функции входило управление водным царством и обеспечение земного плодородия. Иногда почитался как добрый, благожелательный бог, которому молились о помощи в болезнях и жизненных трудностях; иногда – как грозный демон, враждебный Ра и Осирису.

Серкет (Селкет) – богиня умерших в западной части Дельты Нила. Женщина со скорпионом на голове.

Сехмет – (букв. – «могучая»), богиня с головой львицы и солнечным диском на ней, олицетворявшая зной и палящий жар Солнца. Жена бога Пта. Грозная мстительница, истребляющая враждебные богам существа. Героиня мифа об истреблении людей, которое поручил ей бог Ра из-за моральной порчи человечества. Сехмет убивала людей с такой яростью, что даже решивший отказаться от своего намерения Ра не смог остановить её. Тогда боги разлили по всей земле красное пиво, которое Сехмет стала лизать, принимая за людскую кровь. От опьянения ей поневоле пришлось прекратить свою бойню.

Сешат – богиня письма и счета, покровительница писцов. Сестра или дочь бога Тота. При воцарении фараона записывала на листьях дерева ишед предстоящие годы его правления. Изображалась в виде женщины с семиконечной звездой на голове. Священным животным Сешат была пантера, поэтому её представляли в леопардовой шкуре.

Сопду – «соколиный» бог, почитавшийся в восточной части Дельты Нила. Близок к Хору, отождествлялся с ним.

Татенен – хтонический бог, почитавшийся в Мемфисе наряду с Пта и иногда отождествляемый с ним. Имя его буквально означает «поднимающаяся (т. е. возникающая) земля».

Таурт – богиня из города Оксиринха, изображавшаяся в виде гиппопотама. Покровительница рождения, беременных и младенцев. Отгоняла злых духов от жилищ.

Тефнут – богиня, которая вместе со своим мужем, богом Шу, символизировала пространство между земной твердью и небосводом. От Шу и Тефнут родились бог земли Геб и богиня Неба Нут.

Уаджет – богиня-змея, считавшаяся покровительницей Нижнего (Северного) Египта.

Упуаут – бог мёртвых с головой шакала, почитавшийся в городе Ассиуте (Ликополь). По внешнему виду и смыслу сильно напоминал Анубиса и постепенно слился с ним в одном образе.

Феникс – волшебная птица с золотыми и красными перьями, которая, по египетскому преданию, прилетала в город Гелиополь один раз в 500 лет, чтобы предать погребению в храме Солнца тело своего умершего отца. Олицетворяла душу бога Ра.

Хапи – бог реки Нил, покровитель урожаев, обеспечиваемых её разливом. Изображался человеком синего или зелёного цвета (цвет нильской воды в различные времена года).

Хатхор – богиня любви, красоты, радости и танцев, покровительница родов и кормилиц, «Небесная корова». Олицетворяла собой дикую, стихийную силу страсти, которая могла принимать и жестокие формы. В таком необузданном образе часто отождествлялась с богиней-львицей Сехмет. Изображалась с рогами коровы, внутри которых – солнце.

Хекат – богиня влаги и дождя. Изображалась в виде лягушки.

Хепри ­– один из трёх (часто признаваемых тремя атрибутами одного и того же существа) солнечных богов Гелиополя. Олицетворял солнце во время восхода . Двое его «коллег» – Атум (солнце на закате ) и Ра (солнце во все другие часы суток). Изображался с головой жука-скарабея.

Хершеф (Херишеф) главный бог города Гераклеополя, где ему поклонялись как творцу мира, «чьё правое око – солнце, левое – луна, а дыхание – всё оживляет».

Хнум – бог, почитавшийся в городе Эсне как демиург, создавший мир и людей на гончарном круге. Изображался с головой барана.

Хонсу – лунный бог в Фивах. Сын бога Амона. Вместе с Амоном и своей матерью Мут составлял фиванскую триаду богов. Изображался с лунным серпом и диском на голове.

В глубокой древности, согласно Текстам пирамид, главным богом царства умерших считался Анубис (егип. Anupu), изображавшийся в виде лежащего черного шакала, или человека с головой шакала, или в виде дикой собаки Саб. По-египетски "саб" - "судья" писался со знаком шакала, и судя по всему, «в более ранний период Анубис был единственным судьей умерших". Он отождествлялся с богом-волком Упуатом, его основными эпитетами были Хентиаменти, "владыка Ра-сетау" (царства мертвых), "стоящий впереди чертога богов". Постепенно с конца 3-го тыс. до н. э. роль верховного владыки подземного мира переходит к Осирису, а за Анубисом закрепляются функции хранителя некрополя и защитника Осириса. Лежащая черная собака или шакал изображались в качестве охранников на дверях многочисленных гробниц. Однако тексты сохраняют свидетельство первоначальной значительности этого бога-шакала. В одном из магических изречений текста, обращенного к умершему фараону, говорится: "Ты сидишь на троне Осириса… твои руки - руки [бога] Атума, твое чрево - чрево Атума, твоя спина - спина Атума… но голова твоя - голова Анубиса".

Анубис считался сыном Бастет или сыном белой божественной коровы Хесат, а после объединения Анубиса с Осирисом бога-шакала стали называть сыном (реже братом) Осириса или бога-солнца, или сыном Сета. Плутарх называет Анубиса сыном Осириса и Нефтиды. Анубис помогал Исиде в поисках расчлененного тела Осириса, в бальзамировании и составлении его мумии с целью предохранения от уничтожения. Именно это представление побуждало умерших молить Анубиса позаботиться об их телах. Когда-то, выполняя функции бога мертвых, Анубис считал сердца умерших, но войдя в круг богов, связанных с мистериями Осириса, он стал взвешивать сердца, определяя нравственную чистоту умершего и признавая его право занять место в загробном мире, избежав участи полного уничтожения в пасти чудовища. Атрибутом Анубиса становятся весы, на одну чашу которых кладется перо богини истины Маат, на другую - сердце умершего.

Геральдическая эмблема Анубиса imj·wt ("тот, который находится в оболочке") представляла собой обезглавленную тушу быка или его шкуру, с хвостом в виде лотоса, своим стеблем обвивающим верхнюю часть шеста, в то время как передние конечности были привязаны к нижней части лентой, завязанной бантом. Конец шеста упирался в дно сосуда, похожего на цветочный горшок. Лотосу, как и Анубису, отводилась огромная роль в заупокойном культе: «Через лотос совершалось магическое оживление мертвых... Считаясь предвозвестником солнца, он символизировал обновление жизненных сил и был причастен к возвращению молодости». Как символы воскресения букеты лотосов занимали видное место среди приношений в культе жертвенного быка Мневиса - священного быка Гелиополя. Иногда сам хвост Мневиса на изображениях ««процветает», подобно распустившемуся цветку».

По мнению Макса Мюллера символ Анубиса первоначально мог представлять совсем иного бога. «Во всяком случае этот символ-кожу постоянно изображали перед Осирисом». Титул Emi-uet (возможно, «Та, которая в городе»), означающий этот символ, «позднее переводили как «Бальзамировщик» и, таким образом, переадресовывали Анубису». При бальзамировании тела жрец в маске шакала играл роль Анубиса. Шкура, тесно связанная с представлениями о посмертном возрождении, вообще была главным компонентом погребального культа. В глубокой древности тела умерших хоронили в вырытых в песке ямах, завернув их в шкуру. Позже, в сопровождении богов с головой собаки, шакала, Сета, Анубиса и Упуата (двое последних были «богами шкуры») умерший царь или жрец, одетые в шкуру проходили "путь от возрождения до небес". Сущностью египетских таинств было "сохранение тела жрецов, специально для этого расчлененное с целью прославления". Таинства состояли из ряда обрядов, которые отправлялись в соответствии с Книгой жрецов и проходили в самых дальних и скрытых от людских взоров помещениях храма.

Главный обряд состоял из окуривания помещения с целью изгнания злых духов, окропления тела водой, соединения отдельных кусков тела воедино и призыв к душе умершего вернуться в мумифицированное тело. Затем описывалось возрождение Осириса в его растительном и животном проявлениях. На последнем этапе совершалось жертвоприношение коровы, шкура которой использовалась как колыбель, через которую бог мог возродиться как сын своей матери-коровы Нут, богини неба, "обретая в этом обряде вечную жизнь". Анубис сам ложился на шкуру, показывая пример Осирису, побуждая его сделать то же самое и тем самым возродиться. На раннем этапе в качестве жертвы приносили человека, позже эту роль стал играть "Тикену, человек, иногда карлик, завернутый в саван, раскрашенный в виде коровьей шкуры". Он играл роль человеческого зародыша, который "рождается" подобно новорожденному из шкуры-колыбели - чрева коровы-матери. Еще позже место Тикену занял служитель храма, который и имитировал сон и пробуждение, принося с собой возрожденную душу Осириса.

Анубису, как и другим богам Египта, полагалась семья. Войдя в круг Осириса, Анубис стал признаваться сыном Нефтиды и внебрачным сыном Осириса. Супругой бога-шакала была Анупет, которую называли "борзой", хотя, возможно она выступала женской формой Анубиса. Его дочерью признавалась Кебхут, богиня-покровительница 10-го нома и города Летополиса. Имя богини означает "Та, что прохладная" и восходит к представлениям раннего периода, отражая ее связь с небом или водой. Местность в районе первого порога тоже называлась Кебху. Воплощаясь в образе змеи, Кебхут отождествлялась с богиней Уто. Египтяне почитали ее как богиню прохладной, чистой воды, а Тексты пирамид «отчетливо характеризуют как богиню смерти». Именно она встречала первой царя после смерти, и царь вновь оживал при этой встрече, но «уже «очищенным» и принявшим образ шакала». «Характерно, что эта богиня, приносящая царю смерть, а потом воскресение, является его возлюбленной». Считалось, что Кебхут совершала возлияния всем умершим, помогая им подняться на небо.

Ряд фактов позволяет предположить, что древнейших правителей долины Нила предавали ритуальной смерти через утопление. Именно таким способом продолжали умерщвляться коровы, посвященные Исиде. «Тексты называют место утопления этих животных - kbhw . Анализ этого термина и других слов того же корня дает очень важный материал. Основное значение глагола - kbh - "быть холодным", но kbh значит и "прохлаждаться в тени гробницы", "умирать"». Об утопленной корове Исиды говорилось: «Она вышла из Кебху, ее душа поднялась к небу и соединилась с богом Ра», и Тексты пирамид прямо называют умершего царя «вышедшим из Кебху», «прошедшим через озеро Кебху»: «Ты вышел из озера жизни, ты чист из озера Кебху, ты - Вепуат...».

Во многих местах Египта Анубису были построены храмы. Центром культа был Ликополь в Верхнем Египте, современный Сиут. Здесь ему поклонялись под именем Упуат, Открывающий Путь, т. е. путь в подземное царство. В долине Нила ему же был посвящен второй город Ликополь, что вероятно, и обусловило представление египтян о двух Анубисах - Анубисе Юга и Анубисе Севера. На погребальных стелах изображались два шакала, охраняющих умершего.


Древнеегипетский бог Анубис

Анубис (по-египетски Инпу) –бог Древнего Египта, который изображался с головой шакала и человеческим телом, проводник в загробный мир. В период Старого Царства появлялся людям в образе бога Дуата. В древнеегипетской мифологии является сыном богини Нефтиды. Супругой Анубиса считалась богиня Инут.

Наиболее широко Анубис почитался в столице 17 египетского нома – городе Кинополь. В цикле Осириса описывается, как он помогал Изиде искать части Осириса, разбросанные по земле.

В период анимистических представлений Анубис представлял собой черную собаку. Начиная с определенного периода развития египетской религии в Древнем Египте, Анубис стал изображаться как человек с собачьей головой, при этом все функции бога сохранились. Город Кинополь всегда был центром поклонения Анубису . Египтологи утверждают, в ранний период культ Анубиса распространялся с неимоверной быстротой. В Древнем Царстве бог Анубис был хозяином загробного мира и звался Хентиаментиу . Кроме того, до появления в Египте культа Осириса он был главным богом всего Запада. Согласно некоторым книгам Хентиаментиу было названием местоположения некоторого храма, в котором поклонялись данному богу.

По одному из переводов данный эпитет являлся «Самый первый западный житель». После расцвета культа Осириса, как верховного бога, эпитет царя Дуата и определенные функции Анубиса переходят к самому Осирису (в период Старого Царства он был олицетворением умершего фараона). Сам Анубис стал проводником мертвых по области Дуата (Аменти), сквозь которую душа должна была пройти на суд Осириса.

В одном из разделов египетской Книги Мертвых, который приводится на Папирусе Ани, подробно описываются представления египтян о загробном царстве. Этот раздел, написан приблизительно во времена XVIII династии. Одна из глав приводит описание Великого Суда Осириса, на котором бог Анубис клал на Веса Истины сердце умершего. В левую чашу клали сердце, а в правую – перо египетской богини Маат, которое должно было символизировать истину.

При исследовании египетской мифологии , начиная с историков Древней Греции и заканчивая историками современности, сформировались некоторые представления о положении Анубиса в египетском пантеоне. Анубис был богом Дуата, причем до самого конца периода Старого Царства он был его царем и судьей мертвых. Впоследствии его функции переходят к Осирису, а сам он становится божеством погребальных мистерий и некрополей. На Суде помогает Осирису судить умерших.

Новое на сайте

>

Самое популярное