Домой Магия Сан-Пьетро-ин-Винколи – римская церковь с шедевром Микеланджело. Сан-Пьетро-ин-Винколи – римская церковь с шедевром Микеланджело Евдокия передала присланную из Иерусалима цепь в храм Святых Апостолов, и папа торжественно поместил их в алтаре. Вместе с иер

Сан-Пьетро-ин-Винколи – римская церковь с шедевром Микеланджело. Сан-Пьетро-ин-Винколи – римская церковь с шедевром Микеланджело Евдокия передала присланную из Иерусалима цепь в храм Святых Апостолов, и папа торжественно поместил их в алтаре. Вместе с иер

Вообще-то в этом блоге о топовых достопримечательностях обычно не пишется, а базилика святого Петра в оковах как раз к таковых и относится. Но правила не нарушены и в этом случае: просто о "Моисее" Микеланджело будет пара строк, а все остальное будет посвящено тем частям базилики, которые при беглом осмотре обычно никто не замечает.


Базилика Сан-Пьетро-ин-Винколи в своем нынешнем виде - плод реставрации 1503 года при папе Юлии II. На самом деле храм гораздо древнее: он был впервые освящен в 439 году папой Сиктом III. Вскоре церковь стала местом хранения некоей прелюбопытной реликвии: цепей апостола Петра.

Легенда гласит, что в Риме издавна почитались оковы апостола Петра, которые были на нем во время заключения в Мамертинской темнице. А в 442 году в Рим были привезены еще одни цепи Петра, из Палестины; это были (это легенда рассказывает) те самые цепи, что упали с Петра в Деян. 12. Эти вторые цепи патриарх Иерусалимский св. Ювеналий (редкостная сволочь, которая в 449 году на II Эфесском соборе был за монофизитов против православных, а через два года вместе с генеральной линией партии на Халкидонском соборе был уже за православных против монофизитов) подарил императрице Евдокии, жене восточного императора Феодосия II, а та, в свою очередь, переподарила их своей дочери Лицинии Евдоксии, жене западного императора Валентиниана III. Лициния Евдоксия была тоже немалой дрянью: когда после убийства ее мужа узурпатор Петроний Максим вступил с ней в брак, а она (прямо с брачного ложа, надо полагать) призвала на помощь вандалов, что привело к известному погрому 455 года. Как видите, у истоков появления цепей св. Петра в Риме стоят еще те благочестивые и благородные люди. А посему был необходимо привести благостный финал истории: папа Лев I, получив из рук императрицы иерусалимские оковы, приложил их к римским, и обе цепи чудесным образом соединились.

Я не берусь рассуждать о подлинности цепей, но можно быть уверенным в том, что демонстрируемые в Сан-Пьетро-ин-Винколи цепи - не моложе V века, что уже неплохо.

В дальнейшем базилику св. Петра в оковах перестраивали при Адриане I (780), Сиксте IV (1471) и Юлии II (1503); плюс неизбежные поновления XIX-XX веков.

Конечно же все идут сюда смотреть гробницу Юлия II. Кто желает, можно почитать сложную историю проекта этой гробницы: стартовали с огромной пирамиды перед Ватиканской базиликой (1505), а затем методом последовательного удешевления дошли до довольно скромного мемориала в Сан-Пьетро-ин-Винколи (1545). Зато все эти проекты, в том числе и финальный реализованный, принадлежали Микеланджело.

Микеланджело выполнил лишь одну статую - двухметрового Моисея:

Все остальные статуи монумента выполнены помощниками, а потому ими обычно пренебрегают.

А вот чем не стоит пренебрегать, так памятниками, выстроившимися в ряд вдоль левой стены базилики; в любой другой церкви, где нет Микеланджело, туристы торчали бы здесь толпами:


Надгробие Николая Кузанского


Надгробие Чинцио Альдобрандини


Надгробие Пьетро Веккьярелло

Здесь же можно увидеть прелюбопытную византийскую мозаику IX века.

Имя святого легко читается, в этом имени и состоит прелюбопытность мозаики. Это...святой Себастиан, тот самый расстрелянный из лука красавец-атлет, растиражированный сотнями и тысячами скульпторов после Ренессанса. А вот во времена Византии это был благообразный усатый-бородатый-седой дяденька.

Ну уж фрески апсиды точно все пропускают, больно их неудобно рассматривать. А меж тем неумеющим читать можно узнать из них историю оков св. Петра


Фрески эти написаны в 1573 году Якопо Коппи.


Вот ангел освобождает Петра из темницы


Евдокия получает драгоценные цепи в Иерусалиме (я так полагаю)


Лициния Евдоксия приносит цепи в Рим

Ну а теперь самый сок - крипта. Я там ни разу не был, хотя аккуратно захожу в Сан-Пьетро-ин-Винколи каждый раз, когда бываю в Риме. Но кто-то из фотографов Вики туда умудрился проникнуть и заснял саркофаг семи братьев Маккавеев.


Саркофаг был обнаружен во время ремонта пресвитерия в 1876 году. Предположительно он был перенесен в базилику при папе Пелагии II. Внутри саркофаг поделен на семь отделений; утверждается, что в каждом из них останки одного из братьев Маккавеев (2Макк. 7). Как водится, вопрос о содержимом саркофага мы не обсуждаем, дабы не отвратить простодушных от веры чтения этого блога. А вот саркофаг - самый настоящий античный со сценами воскресения Лазаря, умножения хлебов, диалогом Христа с самаритянкой, беседой воскресшего Христа с Петром и traditio legis.

Росписи в крипте выполнены в XIX веке в катакомбном стиле:

А над саркофагом можно видеть сцену казни братьев Маккавеев (Сильверио Каппарони, 1876):

Если кто-то из читателей сумеет проникнуть в крипту и заметит неточности, оттелеграфируйте, пожалуйста! Интересно же, что там на самом деле; хватит смотреть на мир глазами Википедии и Sibeaster"а.

Ну а неожиданности Страстной пятницы на том не кончились: мне удалось проникнуть в доселе невиданную церковь Санти-Доменико-э-Систо, что напротив башни Милиции.

Сан-Пьетро ин Винколи находится не более чем в пяти минутах ходьбы от Колизея. Она была бы лишь одной из многих подобных ей церквей, если бы не удивительная статуя и знаменитейшая реликвия, хранящиеся в ней.

Церковь (442 г. н.э.), по преданию, основана на месте, где за четыре века до этого был осужден на смерть апостол Петр. В церкви Сан-Пьетро хранятся цепи (винколи) , в которые был закован святой Петр в Иерусалиме. Одну из цепей передала папе Льву I императрица Евдокия, жена римского императора Валентиниана III. Немного позднее в Рим из Константинополя была привезена вторая цепь. Эти цепи, воссоединившиеся чудесным образом, дошли до наших дней, и их можно увидеть в реликварии перед главным алтарем.

Еще более впечатляющее зрелище ожидает нас в правом нефе церкви — монументальная скульптура «Моисей» работы Микеланджело .

В 1505 г. Папа Римский Юлий II заказал у Микеланджело своё надгробие. Проект предусматривал создание, в отличие от традиционных для Италии того времени пристенных надгробий, величественного, свободно стоящего мавзолея, украшенного 40 статуями больше человеческого роста. Однако работа над надгробием была прервана, когда Микеланджело расписывал Сикстинскую капеллу. Потом она неоднократно возобновлялась и прерывалась. Уже спустя 30 лет после смерти Папы, в 1545 в церкви Сан-Пьетро ин Винколи было установлено двухъярусное пристенное надгробие, включившее 6 статуй, выполненных Микеланджело в «свободное время». Среди них была статуя «Моисея», над которой мастер работал с 1513 по 1516 годы. Символический смысл статуи был таков: библейский Моисей - освободитель своего народа из египетской неволи, и художник надеялся, что Юлий освободит Италию от завоевателей. Всепоглощающая страсть, нечеловеческая сила напрягают мощное тело героя, на его лице отражаются воля и решительность, страстная жажда действий. Считается, что вождь иудеев изображен в тот момент, когда он, спустившись с горы Синай с заповедями, обнаружил вдруг, что его народ, не дождавшись лидера, придумал себе идола – золотого тельца, и поклоняется ему. Отсюда и грозный взгляд, и отведенная назад левая нога – готовность встать.

Единственный вопрос, который задают почти все, кто видит эту статую: «А почему у него рога?». Моисей – великий вождь иудейского народа, законодатель и основатель официальной религии, брат Аарона. Книга Исхода повествует о том, как Моисей вывел народ Израиля из египетского пленения, и о том, как он получил от Бога десять заповедей. Среди ветхозаветных фигур Моисей был даже более значительной, чем Давид, и между его жизнью и жизнью Христа проводилось много параллелей. Моисея чтут последователи трех религий - иудеи, христиане и мусульмане. А тут Микеланджело изображает его рогатым... как же так?
А дело тут вот в чём. Микеланджело жил в католической Италии, и Библия, в которой он мог прочитать про Моисея – это так называемая Вульгата - латинский перевод Библии за авторством блаженного Иеронима (покоится в базилике Санта-Мария Маджоре). Вульгата представляет собой “уточненное и исправленное издание более старого перевода – Септуагинты" - собрание переводов Ветхого Завета на древнегреческий язык, выполненных в III—II веках до н. э. в Александрии. Что же написано про Моисея в Вульгате? Вот что: Исх. 34: 29. «Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало рогато оттого, что Бог говорил с ним». ("Сornuta esset facies sua"). Текст на иврите: כי קרן אור פניו («ky qrn ‘wr pnw»). Ошибка была в переводе слова qrn. Дело в том, что в семитской традиции гласные не пишутся и слово qrn можно прочитать несколькими способами, в частности:
1) qeren – рог;
2) qeren – луч;
3) qaran – сиял, излучал, лучился
Таким образом перевод должен быть таким: Исх. 34: 29. «Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним».


Базилика Сан-Пьетро в Винколи (Basilica di San Pietro in Vincoli), что означает «Святой Петр в Веригах» — одна из семи больших паломнических базилик Рима, построенная для хранения вериг (цепей) Святого Петра.

Церковь Сан Пьетро в Винколи возвели в 440 году на средства императрицы Евдоксии. Супруга императора Феодосия II славилась благочестием, собирала христианские святыни и вошла в историю как «Вторая Елена». Вериги Святого Петра были преподнесены ей в дар. Первоначально этот храм был назван в честь Евдоксии, но это название вскоре забылось.

Трехнефная базилика затерялась на улочках неподалеку от Колизея. Крыльцо храма построено по проекту Бачо Понелли (Baccio Ponelli), оно состоит из пяти арок, опирающихся на шесть восьмигранных колонн. На массивных бронзовых воротах можно увидеть герб Папы Юлия II. Фасад был выполнен в 1475 году во время реконструкции, а дворик перед храмом – несколькими годами позже.

После завершения строительства в стенах нового храма произошло чудо. В руках папы Льва I римские цепи, которыми сковывали Святого перед казнью, соединились с иерусалимскими, которыми он был скован ранее, в 42 году н.э. в Иерусалиме.

Вериги Святого Петра хранятся под алтарем в бронзовой позолоченной раке со стеклянными стенками, созданной по проекту Андрея Барлуцци.

Считается, что эти вериги исцеляют от болезней. Ежегодно 29 января их выставляют на всеобщее обозрение для поклонения. Цепи чуть меньше двух метров в длину, на одном конце расположено фиксирующее кольцо.

Первоначально здание базилики имело 61 метров в длину и 29 метров в ширину. Храм много раз перестраивали. 20 колонн, которые разделяют неф, сохранились от античной постройки. 17 веке были проведены глобальные реставрационные работы внутри храма, затем работу продолжили в 1875 году.

В одном из алтарей собора находится мозаичная икона Святого Себастьяна (VII век н.э.). Предположительно, это фрагмент византийской мозаики одной из римских церквей.

В капелле слева от входа хранится картина Помаранчо «Снятие с креста».

Апсида и купол базилики Сан-Пьетро в Винколи расписаны фресками художником-маньеристом Якопо Коппи в 1577 году.

Орган установлен необычно высоко на стене. Почему так редко можно услышать звучание органа в соборах?

В наши дни благочестивых паломников, поклоняющихся цепям Святого Петра, немного. Основная масса посетителей приходят в храм Сан-Пьетро в Винколи увидеть гробницу могущественного папы Юлия II, созданную по проекту Микеланджело Буонаротти. Великий мастер работал над гробницей около 40 лет (1505-1542), параллельно занимаясь росписью потолка Сикстинской капеллы. Микеланджело предложил 6 различных проектов гробницы, но так окончательно и не завершил работу. Первоначальный проект гробницы предусматривал 40 скульптур, установленных на трёх уровнях.

Микеланджело написал такие поэтические строки:

Кто создал все, тот сотворил и части.

И после, выбрав лучшую из них,

Чтоб здесь явить вам чудо дел своих

Достойное великой власти…

Здесь находятся знаменитая статуя Моисея с рожками, символизирующими лучи света, исходящие от головы пророка. Моисей изображен сидящим на троне после спуска с горы Синай. Он держит в руках заповеди. Скульптура получилась настолько натуральной, что Микеланджело стукнул ее молотком по колену, спрашивая, почему она не говорит. Эту вмятину можно увидеть и сегодня.

Справа от Моисея – статуя Рахили со сложенными руками, она олицетворяет жизнь созерцательную. Слева – сестра Рахили Лия с зеркалом в одной руке и цветочной гирляндой в другой, символизирует жизнь деятельную. Статуи Лии и Рахили исполнены учеником Микланджело Раффаэлло да Монтелупо.

Для гробницы Юлия II Микеланджело создал еще статуи рабов, которые, к сожалению, были вывезены из Рима. Две из них - «Связанный раб» и «Умирающий раб» сейчас находятся в Париже, в Лувре, а статуи «Молодой раб», «Атлант», «Бородатый раб» и «Пробуждающийся раб» — в Музее Академии во Флоренции.

Около гробницы всегда толпятся посетители. Будьте осторожны! Среди них могу оказаться воры-карманники, которые приходят в храм отнюдь не любоваться шедевром Микеланджело.


Значительный интерес посетителей базилики Сан-Пьетро в Винколи захоронение талантливого флорентийского художника и скульптора Антонио Полайоло. Он жил в XV веке и, чтобы создавать свои творения более реалистично, изучал анатомию. На его мраморной гробнице расположили пару скелетов, как напоминание о его интересах.

В храме также захоронены останки брата Антонио, тоже художника, Пьеро Полайоло, философа Мариано Веккьярелли, братьев Маккавеев. На могиле кардинала Синдзи Пассери Альдобрандини установлена скульптура, изображающая аллегорический скелет смерти.

Адрес базилики Сан-Пьетро в Винколи в Риме: Piazza di San Pietro in Vincoli, 4/a. Можно быстро дойти пешком от станций метро Cavour или Colosseo, расположенных на линии В.

Церковь Святого Петра в оковах обязательная к посещению не только из-за реликвии — вериг апостола, тут хранящихся, но и за возможность увидеть одну из лучших работ великого Микеланджело — Гробницу папы Юлия II со скульптурой Моисея.

Базилика Сан-Пьетро-ин-Винколи (San Pietro in Vincoli) стоит на одноимённой площади . «Святой Пётр в веригах» (оковах) – так буквально переводится название этого храма. Вериги апостола – священная реликвия, которая хранится в храме, привлекая к нему тысячи паломников.

История Сан-Пьетро-ин-Винколи

История базилики началась ещё в V столетии. Евдокия (Афинаида) – супруга императора Феодосия II, за своё благочестие получила в дар от патриарха Иерусалима вериги апостола Петра. Драгоценные цепи она привезла в Константинополь, одну из них передала в Рим, дочери Евдоксии – супруге императора Валентиниана. В 440 году для хранения ценности на средства императорской четы была построена базилика. Вериги содержатся в этом храме под алтарём, в специальном ларце. Ежегодно 29 января реликвию выносят на поклонение верующим.

Реконструкции храма

Облик храма с V века не сохранился. В VIII веке его расширили, в 1475 году был перестроен фасад, немного позднее реконструировали клуатр. Снаружи базилика представляет собой скромное двухуровневое строение с арочной галереей. 5 арок поддерживают восьмиугольные колонны, в капителях которых виден герб папы Юлия II.

Внутреннее пространство церкви разбито на 3 нефа, которые разделяют 20 дорических колонн из греческого мрамора. Интерьеры храма были радикально изменены в XVIII веке. Самыми яркими элементами убранства базилики считаются деревянный кессонный плафон с фреской XVIII века «Чудо цепей»; капельные фрески «Святой Августин» и «Снятие с креста» и алтарные фрески «Святая Маргарита» и «Освобождение святого Петра».

Усыпальница Антонио Поллайоло

В храме находится усыпальница флорентийского живописца и скульптора XV века – Антонио Поллайоло. На мраморной гробнице, по краям барельефа с портретом покойного изображены два скелета. Они символизируют не смерть, а увлечение Поллайоло (художник изучал анатомию, чтобы создавать в своих работах достоверные образы).

Гробница папы Юлий II

В большом мавзолее покоится папа Юлий II. Композицию усыпальницы создал Микеланджело Буонарроти. Работать над монументом скульптор начал при жизни Юлия II, в 1513 году. Планировалось создание масштабной скульптурной группы, однако впоследствии проект был сокращён из-за денежных трудностей.

Композиция папской гробницы выстроена в два уровня. Внизу установлена статуя Моисея, сидящего на троне. Её называют «Моисей с рожками». Действительно, голову пророка украшают выступы, напоминающие рога. Такое толкование образа появилось из-за неверного перевода Ветхого завета. В тексте оригинала было сказано, что голову Моисея, спустившегося с Синая, окружало сияние. Переводчик истолковал слово «лучи», как «рога».

С двух сторон от фигуры пророка стоят статуи Рахили и Лии; в нише наверху расположена Мадонна с младенцем, у её ног – фигура Юлия II.

Микеланджело изваял для усыпальницы ещё две скульптуры: «Восставший раб» и «Умирающий раб», но в композицию они не вошли. Создание монумента затянулось на сорок лет. Работу закончили ученики Микеланджело.

Как добраться

Ехать метро линии В до станции Colosseo или Cavour;
автобусами 51, 75, 85, 87, 118, N2 до остановки Colosseo или автобусами 75, №2 до остановки Cavour- Annibaldi.

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Название базилики Сан-Пьетро-ин-Винколи (от итал. "in vincoli" - "в цепях") связано с преданием о жене Феодосия II, правителя Остготской империи. Согласно легенде, Евдокия отправилась вместе с паломниками в Иерусалим. Во время нелегкого путешествия женщина нашла цепи, в которые когда-то дважды был закован апостол Петр. Первый раз - за проповедь Иисуса Христа в Иерусалиме по приказу царя Ирода. Второй раз Петр был закован в Мамертинской тюрьме легионерами императора Нерона.

Цепи были отправлены в Константинополь, а несколько звеньев достались Евдокии, которая подарила их папе Льву Великому. Стоило ему взять в руки эти звенья, как произошло чудо: они неожиданно непонятным образом соединились с другими звеньями той же цепи. Церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи была построена на Эксвилинском холме на развалинах древнего храма, датируемого III в. Строилась базилика в V в. пресвитером Филиппом. Тогда же она и была освящена.

Наиболее известна церковь благодаря скульптурной композиции Микеланджело и его учеников, центром которой является Моисей. Не так просто оказалось сфотографировать этот шедевр мастера: подсветка работает 3 минуты и гаснет, а чтобы загорелась снова, этим капиталистам нужны наши трудовые деньги требуется бросить монетку в 0,5 евро в специальный автомат.

1.

У меня, как и большинства туристов, тоже возник вопрос относительно того, что же это такое на голове у Моисея, очень похожее на рога? "Бесовщина какая-то "Интересное кино", думаю я. Оказывается, причиной этой ситуации стал перевод Священного писания. В тексте говорилось, что когда Моисей нес скрижали, «лучи исходили от его головы». По-древнееврейски слова «лучи» и «рога» пишутся одинаково. Поэтому Моисея и стали изображать с рогами рожками, почитая за символ божественной мудрости. Отмаз не засчитан Конечно, объяснение сомнительное, но т.к. другого нет, то приходится его принять.

2.

Такие рождественские композиции были во всех церквях, и Сан-Пьетро-ин-Винколи исключением не стала.

Что-то все-таки недоговаривают источники про эту базилику... Например, что сие означает, кто может объяснить?

4.

5.

6.

Теперь перейду к обзору другой церкви - Санта-Мария-Маджоре , одной из четырех главных базилик Рима. Как водится, без легенд об основании не обошлось и в данном случае: в одну из летних ночей 352 года папе Либерию и богатому римлянину Джованни Патрицио явилась во сне Мадонна и приказала построить на том месте, где назавтра выпадет снег, церковь. На следующее утро, 5 августа 352 года, на Эсквилине, там, где теперь стоит базилика, лежал снег. После этого и стали возводить церковь. Её сменила базилика, построенная в 440-х гг. папой Сикстом III и посвящённая Богоматери.

7.

Многие папы, стремясь сделать эту весьма почитаемую римскую церковь ещё прекрасней, достраивали и украшали её. Колокольня, самая высокая в Риме (75 м), датируется 1377 годом. Нынешний фасад с портиком и лоджией построил в 1740-х гг. Фердинандо Фуга.

8.

Редкий кадр, когда хотя бы секунду эту скульптуру не держит за ногу турист, чтобы сфотографироваться. Якобы, если подержаться за ногу, снизойдет провидение, уйдут болезни, невзгоды и печали. Особенно радовали наши соотечественники, которым что католические церкви, что православные - все одно - и свечки ставят, и статуи за ноги хватают.

9.

10.

11.

12.

К разговору о свечках. До чего дошел прогресс! Обычные восковые свечи исчезают как архаизм и постепенно заменяются такими вот современными решениями. Кинул монетку, свечка-лампочка загорелась, а через сколько-то минут погасла.

13.

14.

«Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его» (Пс.32:18)

15.

На этом все. До встречи в эфире!

Новое на сайте

>

Самое популярное