Домой Мистика План конспект урока по религиоведению. Таинство елеосвящения или соборование. Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные

План конспект урока по религиоведению. Таинство елеосвящения или соборование. Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные

Акмолинская область

Буландынский район

Шубарагашская средняя школа

ПЛАН

урока по основам религиоведения

Тема: «Священная книга Коран и вероучение ислама»

Учитель истории, основ права и экономики: Ахметова Жанар Бегендыковна

2016 г

План урока

Ахметова Жанар Бегендыковна

Предмет

Основы религиоведения

Класс

Тема урока

Священная книга Коран и вероучение ислама.

Смарт цели

    Учащиеся будут знать основные понятия Коране, течениях, существующих в исламе .

    Учащиеся самостоятельно про работа ют материал учебника и про анализир уют результаты своей деятельности, выделя я главное;

    Создать условия для развития умения делать логические заключения, сравнения.

Воспитание чувства уважительного отношения, веротерпимости, толерантности.

Ожидаемые результаты

Учащиеся знают основные термины и понятия в исламе, грамотно и полно отвечать на вопросы, составляют диаманту, умеют составлять кластер, делать выводы и умозаключения, проводят оценивание по установленным критериям

Тип урока : комбинированный

Структура урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний «Вопрос-ответ»

3. Работа в группах:

1) Составление кластера

2) решение кроссворда

4. Индивидуальная работа

1) Работа с терминами

2) «Тонкие» и «толстые» вопросы

5. «6 шляп»

6. Рефлексия «Корзина идей»

7. Самооценивание

Оборудование : учебники, презентация, раздаточный материал, ватман, маркеры, 6 цветных шляп, интерактивная доска, оценочные листы.

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

3 мин

1.Оргмомент. Психологический настрой.

«Корзина идей»

Давайте, ребята, попробуем подумать о чем будет наш урок, в этом нам поможет корзина идей. нам необходимо подобрать ассоциации и идеи к слову «Коран».

Выходят к доске и маркером пишут на ватмане идеи и ассоциации к слову «Коран»

2 мин

2.Актуализация знаний. Повторение пройденного материала. «Вопрос-ответ»

1.Перечислите мировые религии.

2. Назовите основные даты биографии пророка Мухаммеда.

3. Что такое хиджра?

Отвечают на вопросы

13 мин

3. Работа в группах. Составить проект и защитить его.

1) Коран и Сунна

2) Основы вероучения ислама. Пять столпов ислама.

Ребята делятся на группы, составляют проект. Защищают проект

Правила: работать всем вместе, говорить тихо, слушать и слышать друг друга, правила поднятой руки.

3мин

4. Работа в группах. Решить кроссворд.

Учащиеся в группах решают кроссворд

3 мин

4мин

4. Индивидуальная работа.

1) Приведите в соответствие

2) Составить 2 «тонких» и 1 «толстый» вопросы.

Индивидуально работают по карточкам

Составляют 2 «тонких» и 1 «толстый» вопросы,

Обмениваются ими и отвечают.

7 мин

5. «6 шляп»

Красная шляпа: предполагает выражение своих чувств, без объяснения причин их возникновения.

Белая: перечень фактов.

Черная : выявление недостатков и их обоснование (негативное мышление).

Желтая : позитивное мышление, что было хорошего и почему.

Зеленая шляпа: ищут ответы на вопрос, где и как можно применить изученный материал.

Синяя шляпа: предполагает общий, философский вывод.

Текст со стр 162 учебника.

«Одним из предписаний мусульманской религии является усердие в своей вере, или джихад. в наши дни многие трактуют эти понятия как «священную войну». На самом деле применение силы ради защиты веры – лишь один из аспектов джихада. Необходимо помнить, что слово джихад переводится как усилие или усердие, а именно усердие в своей вере. Оно означает, прежде всего, духовные усилия в отношении совершенствования собственной личности. Джихад предполагает борьбу за нравственную чистоту, против пороков. он также направлен на защиту земель правоверных от завоевателей. Однако в наши дни многие утрируют в политических целях концепцию джихада, заявляя о фанатизме и жестокости мусульман. Абсолютизируют военные аспекты джихада и представители ряда фундаменталистских течений, призывающие к борьбе со всеми неверными».

Распределение шляп

Красная - Надежда

Белая - Евгения

Черная – Темирхан

Желтая - Валентина

Зеленая - Камилла

Синяя - Мадина

Учащиеся работают с текстом, свои выводы записывают в тетради.

В установленном порядке озвучивают свои выводы.

4 мин

6. «Диаманта»

1 существительное

2 прилагательных

3 глагола

4 существительных омонима (Ассоциации)

3 глагола-антонима

2 прилагательных-антонима

1 существительное-антоним

Учащиеся высказывают свои предположения к слову «Вера».

    Вера

    истинная, чистая

    обнадеживает, дает силы, направляет

    правда, добро, свет, истина

    разрушает, угнетает, убивает

    злой, мрачный

    безверие

3 мин

7. Рефлексия

«Корзина идей»

Зачитывает ассоциации и идеи на начало урока записанные на ватмане

Учащиеся обсуждаю и делают выводы, правильны ли были их суждения, если нет, то исправляют.

3мин

Подведение итогов урока, оценивание .

Критерии оценивания

А

Знания и умения

Написал(а) ассоциации для Корзины идей

Правильно ответил(а) на вопросы (Вопрос-Ответ)

Знаю основные термины и понятия

Знаю постулаты религии ислам

Знаю пять столпов ислама

В

Применение

Правильно и полностью заполнил(а) таблицу

Правильно решил(а) кроссворд

Участвовал(а) в составлении проекта (флипчарта), Защитил(а) проект

Составил(а) 2 «тонких» и 1 «толстый» вопросы

С

Анализ и синтез

Проанализировал(а) ассоциации, написанные мной для Корзины идей

Аргументировано отвечал(а) на вопросы, приводил(а) примеры

Сделал(а) вывод по технологии «6 шляп»

Итого

Шкала перевода баллов в оценку

Максимальное количество баллов - 12

Примечание: В виду того что по данному предмету оценки в журнал не выставляются, разработала иные критерии оценивания

Приложение № 1

Кроссворд.

1. Одна из трех мировых религий.

2. Полуденный намаз.

3. Вера в единого Бога, выражающаяся в произнесении свидетельства.

4. Послеполуденный намаз.

5. Вечерний намаз.

6. Обязательная каждодневная пятикратная молитва.

7. Священный город мусульман.

8. Паломничество в Мекку.

Приложение № 2

Приведите в соответствие

Источники.

1. Учебник «Основы религиоведения» Гарифолла Есим, «Білім» Алматы 2011г.

2. Nazarbaev Intellektual Schools. C enter of Excellence . “Эффективное планирование», Астана 2015 г.

3. Интернет-ресурсы. www

Технологическая карта (план) занятия

Учебная дисциплина : Религиоведение

Тема занятия : Мировые религии и их конфессии

Вид занятия (тип занятия): Урок – лекция с применением информационных технологий (презентация)

Цели занятия:

Дидактическая: дать представление о классификации религий, их распространенности и видах

Развивающая: развивать умение слушать и задавать вопросы; умение выступать перед аудиторией, умение выделять главное и запоминать, умение работать с информационными источниками

Воспитательная : подвести студентов к пониманию важности религии в современном обществе, как источника нравственного развития человека и общества в целом. Сформировать отношение к религии, религиозному сознанию, толерантное отношение к представителям различных религиозных конфессий.

Межпредметные связи

Обеспечивающие: внутрипредметные связи – социальная работа с представителями религиозных сообществ

Обеспечиваемые: с предметами: история, теория, методика и практика социальной работы, социальная работа с людьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, философия

Обеспечение занятия

  1. Наглядные пособия : таблица и понятия
  2. Раздаточный материал __ ______________________________________
  1. Технические средства обучения : мультимедиа
  2. Учебные места (для практ. занятий, лаб.работ)_ _________________

________________________________________________________________

5. Литература

Основная: А.Е Кулаков Религии в России

Дополнительная : С.Ф.Панкин История мировых религий

Ильин В.В, Кармин А.С. Религиоведение

Конспект урока

I этап: организационный.

Здравствуйте!

Тема нашего урока: Мировые религии и их конфессии

При изучении этой темы мы рассмотрим классификацию религий, основные понятия, связанные с религиями, виды религий, их распространенность.

Урок я хочу начать со слов известного писателя Н. Гумилева:

…Есть Бог, есть мир, они живут во век,

А жизнь людей мгновенна и убога,

НО ВСЁ В СЕБЕ ВМЕЩАЕТ ЧЕЛОВЕК,

Который любит мир и верит в Бога

Что означают слова этого писателя?

И каким образом изучение данной темы поможет вам в вашей профессиональной деятельности? (можно ответить в конце урока).

II этап: проверка домашнего задания.

Проверка происходит при помощи фронтального опроса, вопросы передаются через презентацию.

Дополнительные вопросы:

  1. Имеет ли место религия в современном мире? (Она продолжает воздействовать на умы людей, их нравы, обычаи, взаимоотношения.)
  2. Приведите примеры, подтверждающие влияние религии на политику, экономику стран. Примеры:

Ряд общественных организаций и партий имеют религиозную окраску: христианско-демократические, христианско-социальные партии, христианские профсоюзы, необуддиские организации и прочее.

Почти во всех “горячих точках” планеты замешаны религиозные различия между людьми. Бывшая Югославия проживали сербы – православные, хорваты – католики, боснийцы – мусульмане. В Грузии абхазы являются мусульманами, а грузины – православные. В Палестине арабы – мусульмане воюют с иудеям. Конфликтная ситуация между Индией и Пакистаном за штаты Джамму и Кашмир обусловлена проживанием на индийской стороне сикхов, приверженцев ислама. Жестокость войны в Чечне основывается на религиозной почве.

Принадлежность к той или иной религии определяет социальное положение отдельных групп населения, что также определяет жесткое противостояние, например, между католическое меньшинством в Ольстере и протестантами Великобритании, или, наоборот, между протестантским меньшинство и католиками Испании.

  1. Определите роль религии в жизни человека и общества.

III этап: изучение нового материала:

Итак, давайте откроем тетради и запишем тему нашего урока: Мировые религии и их конфессии

На уроке должны рассмотреть:

  1. Классификация религий
  2. Родоплеменные религии
  3. Национальные религии
  4. Мировые религии

Во время урока вы самостоятельно составляете хронологическую таблицу: Распространение религий.

  1. Классификация религий

Составляют классификацию мировых религий и их конфессий на основе лекции преподавателя

В мире существует множество религий. Точных сведений об их количестве нет, но можно полагать, что число различных конфессий (считая и сектантские) доходит до сотни, а если учитывать исторически возникающие почти во всех религиях их разновидности, то, вероятно, можно говорить о нескольких тысячах. Существуют разные классификации религии. Принимая во внимание историческую судьбу религии, целесообразно разделить ее на 3 основных типа: 1. Древние религии

  1. Традиционные религии
  2. Нетрадиционные религии

Древние религии – существовавшие в давние времена. К ним относятся верования, бытовавшие в эпоху Древней истории (например, древнеегипетская, древнекитайская, древнегреческая и т.д.).

Все древние религии были политеистическими, их называли языческими. В них существовало представление о духах, богах, о бессмертной душе, о загробном мире. Общей чертой их обязательно было проведение магических ритуалов, требовавших жертвоприношений богам. Кое-где эти верования дожили до наших дней в виде так называемых местных или родоплеменных религий.

Традиционные религии - возникшие столетиями назад и существующие доныне. Характерно то, что все они утверждают бессмертие душ и загробный мир, однако отказываются от принесения человеческих жертв богам. Традиционные религии принято разделять на национальные и мировые.

Национальные религии – это религии, являющиеся специфичными для национальной культуры определенного народа. Такие религии, как правило, в значительной степени определяют особенности быта, поведения, народных обычаев.

Мировые религии в отличие от национальных, возникнув первоначально в культуре какого-то одного народа, затем распространились по всему миру. Таких религий в настоящее время 3: буддизм, христианство, ислам.

Новые (нетрадиционные) религии – появляющиеся в наше время. Большей частью эти религии основываются на возрождении древних культов или являются ересями ответвлениями от традиционных религий. Многие из новых религий имеют сектантский характер.

  1. Родоплеменные религии

На прошлом уроке мы с вами уже рассмотрели родоплеменные религии. Давайте их вспомним (слайды). Единственный вид родоплеменной религии, который мы не рассмотрели – шаманизм. Запишите себе в тетради.

  1. Национальные религии (слайды)

Конфуцианство – этико-философское учение великого мыслителя и педагога Конфуция. Основное положение учения – положение о необходимости постоянного совершенства человека, общества, государства. Главный принцип идеологии Конфуция – жесткое распределение социальных ролей и функций: “Пусть отец будет отцом, сын сыном, государь государем, чиновник чиновником”. Важнейшим регулятором жизни общества Конфуций считает строгое, безусловное повиновение старшим.

Даосизм – происходит от слова “Дао” (путь, закономерность, учение, правда). Основатель Лао-Цзы. В даосизме нет веры в бессмертие души как таковой. Смерть тела влечет за собой смерть духа.

Синтоизм национальная религия японцев. Синто означает “путь богов”. Синтоизм религия политеистическая. Синтоизм сегодня сохраняет связь с архаичными религиозными представлениями – культом предков и почитаем духов, божеств природы.

  1. Мировые религии (доклад студентов о каждой религии)

Буддизм мировая религия, зародившаяся в сер. I тыс. до н.э. на севере Индии. В основе этой религии лежит проповедь Будды Сиддхартха Гаутама Шакья –Муни, который учил, что жизнь есть страдание, и указал путь избавления от него.

Конфессии буддизма:

Ламаизм – разновидность махаянстского направления буддизма, возникло в Тибете. Основателем считается лама Цзонкаба, живший в конце XIV – нач. XV вв. в основе вероучительных положений не отличается от ортодоксального буддизма.

Махаяна (широкий путь спасения) – одно из главных направлений буддизма, сформировалось и получило распространение в I в. Сторонники этого направления не считают монашескую жизнь единственным путем спасения. Спастись может не только монах, но и любой мирянин, соблюдающий обеты духовного совершенства, возносящий молитвы, творящий заклинания, прибегающий к помощи монахов.

Христианство – мировая религия, возникшая в I в. В восточной провинции Римской империи. В основе этой религии лежит учение о богочеловеке Иисусе Христе, его искупительной жертве, воскресении и грядущем его пришествии.

Конфессии христианства:

Католицизм – одно из направлений в христианстве, противопоставившее себя православию после разделения церквей в 1054г. Католицизм имеет ряд особенностей в вероучении, культе, структуре религиозной организации, в которых нашла отражение специфика социокультурного развития Западная Европа.

Протестантизм – одно из направлений в христианстве, возникшее в XVI вв. в связи с антикатолитическим движением в Европе. Отвергает авторитет Священного Предания, провозглашает принцип спасения личности верой и принцип священства всех верующих. Представляет собой совокупность многочисленных течений, церквей и сект.

Ислам – мировая религия, возникшая в первой половине VII в. На Аравийском полуострове и получившее распространение во многих странах Азии и Африки. Главный догмат ислама провозглашает существование единого и неделимого бога – Аллаха.

Конфессии ислама:

Суннизм – одно из главных направлений в исламе, возникшее во 2 ½ VII в. в Аравии. суннисты наряду с Кораном признают святость Сунны, возвеличивающей помимо пророка Мухамада ряд халифов, отвергаемых шиитами.

Шиизм – 2 по числу приверженцев направление в исламе. Шииты считают, что законным приемником Мухамада могут быть только его прямые потомки, т.е. дети, внуки, правнуки, и т.д.

IVэтап: подведение итогов.

Во время урока вы должны были самостоятельно составить хронологическую таблицу. Давайте сейчас с вами проверим, что у вас получилось. Меняются тетрадями и проверяют.

Решить ситуацию:

Максим К., с детства увлекавшийся мистикой, мечтал вступить в секту сатанистов. Однако войти в ряды дьявольской организации он мог только после того как совершит убийство. Он не решался на злодейство, пока кандидатуру на роль жертвы не выбрала его жена Ирина. Женщина обрекла на смерть своего бывшего любовника Юрия А., которому незадолго до трагедии исполнилось 33 года. Сатанистка заманила несчастного на берег пруда, где их ждал Максим вместе с активистом секты по прозвищу Сатан. Приверженцы дьявола напоили жертву водкой и спиртом дождались, когда он уснет, и начали свой кровавый обряд.

Сразу после окончания обряда Максим раскаялся в содеянном. Он постригся в монахи и стал жить при одном из храмов в Ярославской области. Там его и задержали сотрудники полицииВопросы:

Какие меры профилактики сектантства среди молодежи вы считаете наиболее продуктивными?

Известны ли вам случаи проявления сектантства в вашей местности?

Какую работу предстоит провести социальному работнику в приведенном случае?

V этап: домашнее задание: конспект, термины


Лекция №1 Предмет религиоведения

28.09.2011 19167 1465

Занятие 1.

Лекция №1.

Тема:Предметрелигиоведения. 2ч.

Цель лекции: способствовать пониманию студентами сущности предмета

религиоведения, показать историю зарождения

религиоведения,нацелить студентов на понимание задач и

функций религиоведения; помочь студентам увидеть

необходимостьи особенность религиоведческого знания и

роль религиоведенияв формировании мировоззрения

личности.

План лекции:

  1. Предмет религиоведения.

Конспект лекции.

1.Предмет религиоведения.

Уже само название предмета «религиоведение» подсказывает, что это область знания, изучающая религию, однако этой подсказки мало для определенияпредмета религиоведения. Совершим экскурс в историческое прошлое.

Ø Отношение к религии различных слоев общества формировалось уже в эпоху древних государств. Так, у КсенофанаКолофонскогоесть мысль о том, что люди создают себе богов по своему образу и подобию: « Эфиопы говорят, что их боги курносы и черны, фракийцы же представляют своих богов голубоглазымиирыжеватыми», «Если бы быки и другие животные умели бы рисовать, - говорилонже,- то быки изображали бы богов, похожими на быков, лошади- похожими на лошадей».

(С.А. Токарев. Религия в истории народов мира. - М;

1986. С.10)

-Ксенофанвместе со своей кифарой пел:

Если бы руки имели быки, или львы, или кони,

Если б писать, точно люди, умели они что угодно,

Кони конямбы богов уподобили, образ бычачий

Дали б бессмертным быки, их наружнстью каждый сравнил бы

С той породой, к какой он и сам на земле сопричастен.

Черными мыслят богов и курносыми все эфиопы.

Голубоокимиих же и русыми мыслят фракийцы.

-АфинскийфилософКритий(У век до н. э.) считал, что люди выдумали богов, чтобы внушить другим страх и заставить их исполнять законы. Демокрит (У-1У в. до н.э.) первым указал, что воснове религии лежит страх перед грозными явлениями природы.

-Тит Лукреций Кар (1 в. до н.э.) считал:

И оттого только страх всех смертных объемлет, что много

Видят явлений они на земле и на небе нередко,

Коих причины никак усмотреть и понять не умеют,

И полагают, что все это божьим веленьем творится.

(Лукреций Кар. О природе вещей-М;1983.С.31)

-Сократ, великий проповедник нравственности древней Греции (Ув. до н.э.),

хотя и не оставил после себя никаких трактатов, но оставил мысли, донесенные до нас трудами Платона и Ксенофонта: центром своей философии Сократ сделал человека, его отношение к обществу, законам, к богу или богам. Он считал, что мир является творением божества «великого и всемогущего, вездесущего и обо всем пекущегося»

(История философии в кратком изложении./Пер. с чеш.

И.И.Богута.-М.:Мысль.1991. С.130)

И погиб Сократ, защищая свои идеи:

В чем обвинен? В том, что не чтит богов,

Которых город чтит, а вводит новых.

Что развращал своих учеников,

Бросалось в обвинениях суровых.

(А.Суслова. Прикосновение. Костанай.2003.)

Катарина Лориллард. Сократ. 1931.

(Сократ перед смертью показывает своим ученикам, среди которых был Платон (сидит у ног учителя), что душа человека бессмертна.)

Ø В более поздние исторические эпохи отношение к религии и религиям формировалось в обществе в зависимости от социальных условий: возникали теоретические суждения, как поддерживающие религиозное мировоззрение, так и отрицающие сам способ религиозного миропонимания:

-так, Фома Аквинский, великий богослов, учитель церкви ХШ века, видевший в человеке способность постижения мира через чувственное восприятие, составил пять доказательств существования Бога; а также считал, что между наукой и верой нет противоречия,но вера стоит выше разума, и роль религии в познании мира велика.

-Так, Фрэнсис Бэкон, философ нового времени (1561-1626), когда начала крепнуть наука, считал. Что у философии есть тягостный противник в лице слепого, неумеренного религиозного рвения. Противопоставление науки и религии было явным.

-Так, Франсуа Вольтер (1694-1778) в Назидательных проповедях исследует вопрос о взаимодействии в обществе верующих людей и атеистов.

-Людвиг Фейербах (1804-1872) в работе «Необходимость реформы философии» писал о значении религии: «Периоды человечества отличаются один от другого лишь переменами в религии. Только тогда историческое движение захватывает самое основное, когда оно захватывает человеческое сердце. Сердце не есть форма религии, в таком случае она должна бы находиться также в сердце; сердце- сущность религии». (Мир философии: Книга для чтения. В 2-х тт. - М.: Политиздат.1991.Ч.2.С.338.)

Ø Можно до бесконечности долго приводить цитаты и доказательства начала религиоведения. Вывод напрашивается один: уже с появлением религиозных верований начало формироваться отношение к ним, а, следовательно, и появился со временем анализ религиозных течений и направлений. А как самостоятельная отрасль знания религиоведение формируется лишь в начале Х1Х века, когда накапливаются знания о религиях и возникает необходимость поиска закономерностей возникновения и развития религий. В формирование религиоведения свой вклад внесли: братья Гримм, Адальберт Кун, Вильгельм Шварц, Макс Мюллер, представители первой, так называемой мифологической школы, которая глубоко изучала вопросы возникновения религий. В середине Х1Х века сторонниками мифологической школы стали также русские исследователи: А.Н.Афанасьев, А.А.Потебня, Ф.И.Буслаев, О.Ф.Миллер и др.

В 70-х годах Х1Х века ярко проявила себя антропологическая школа и её представители: Л.Фейербах, Э.Тэйлор, Г. Спенсер, Дж.Лёббок и др., которые сделали попытку объяснить причину зарождения религии из человеческой потребности ответить на множество волнующих вопросов, возникающих в процессе эволюции сознания человека.

Позже, в Х1Х веке появились и новые теории: клерикальная, защищавшая первобытный монотеизм, преанимистические теории, объяснявшие причины появления религии в существовании веры в магическую силу человека, природы, безличной сущности, магическую силу предметов.

В начале ХХ века возникло биологическое направление в религиоведении, связанное с именем Зигмунда Фрейда, который доказывал, что в религиозных верованиях проявляются человеческие неврозы, полученные в детстве.

На рубеже Х1Х и ХХ веков складывается французская социологическая школа, основателем которой стал Эмиль Дюркгейм, доказывающий, что причина зарождения религии кроется в потребностях общества, а если признать, что общество будет существовать всегда, то значит - религия вечна. Американские прагматисты Д.Дьюи и У.Джеймс в начале ХХ века предложили свою точку зрения на причину существования религии - полезность! Если на протяжении веков религия существует, следовательно, она полезна.

Марксистская теория тоже внесла свой вклад в развитие религиоведения, так как разработала теорию, признающую религию как искаженную, извращенную форму общественного сознания, порожденную бессилием человека в процессе познания мира на определенной ступени развития.

Вывод: «Религиоведение - самостоятельная отрасль знания, предметом которой являются закономерности возникновения, развития и функционирования религии, её структура, многообразные исторические типы (формы), взаимодействие религии с другими явлениями общества и культуры». (Дик П.Ф. Основы религиоведения (этнокультурный аспект): Учебник для слушателей юридических специальностей. - Астана-Костанай.2000. С. 5.)

2.Связь религиоведения с другими науками, отраслями знания.

Давайте выясним, какие науки изучают религию или так или иначе соприкасаются с ней? Студенты перечисляют: философия, культурология, социология, история, психология, этнология, филология, языкознание, естествознание, искусствознание, этика, астрономия, биология, теология и много других.

Обсуждение вопроса : какие стороны религии изучаются перечисленными науками?

3.Задачи и функции религиоведения.

Из перечисления наук и обсуждения граней религии, изучаемых данными науками, становятся очевидными задачи религиоведения: (предлагается студентам самостоятельно написать в конспектах предполагаемые ими задачирелигиоведения в течение 3-4 минут. Обсуждение задач.)

Желательные итоги обсуждения. Задачи религиоведения:

Ø интегрирование разрозненных знаний о религии;

Ø поиск закономерностей развития религии;

Ø обобщение полученных знаний;

Ø критическое отношение к точкам зрения, требующим доказательств или убедительности;

Ø изучение истории развития религии;

Ø изучение особенностей культов в различных религиях;

Ø выделение функций религиоведения;

Ø изучение взаимодействия религии с обществом, культурой и др.

4.Особенность религиоведческого знания.

Обратимся к вышеназванной книге Дика П.Ф. (С.7-8):

«Изучение курса религиоведения вносит свой вклад в гуманизацию и гуманитаризацию образования. Курс содействует получению светского общеобразовательного стандарта знаний в сфере религии и на её основе-совершенствованию профессиональной подготовки студентов гуманитарных специальностей…

Религиоведение приглашает к рассмотрению мировоззренческих вопросов в специфическом аспекте и помогает приобретать навыки мировоззренческого диалога, оптимального межкультурного общения в полиэтническом социуме.

Религиоведение содействует пониманию свободы совестив системе прав, свобод и обязанностей гражданина, человека, личности, а также её реализации как личной свободы, способствует формированию, развитию правовой и политической культуры.

Трудно переоценить значение курса в понимание гуманизма, духовности, в обеспечении национального единства и гражданского согласия представителей разных религий, религиозного и светского мировоззрения».

Вопрос: прочтите еще раз характеристику религиоведческого знания и добавьте, чем интересно религиоведение учителю?

Предположительно: курс религиоведения для учителей важен также, как кладовая, для поиска форм и методов работы по формированию мировоззрения воспитанников, а в связи с тем, что министерство образования и науки РК предложило с сентября 2001г. ввести во всех школах специальный курс «Религиоведения», будущему учителю важно иметь глубокие и прочные знания по основам религии для грамотной работы с учащимися. Специализация «Основы религиоведения» дает возможность студентам быть, в какой-то мере, защищенными на рынке труда через полученное дополнительное образование, и знания, полученные на занятиях, станут базовыми при самостоятельной подготовке будущих учителей к ведению в школе нового курса «Религиоведение».

Повторение:

1.В какие исторические эпохи начали складываться религиоведческие точки зрения на вопросы о сущности религии?

2.На каких позициях стояли древние философы относительно религии?

3.Как социальные условия общества влияли на отношения мыслителей к религии?

4.Когда сформировалось религиоведение как самостоятельная отрасль знания?

5.Какие крупные религиоведческие школы внесли свой вклад в развитие отрасли?

6.Дайте определение религиоведения.

7.С какими науками тесно связано религиоведение?

8.Каковы задачи религиоведения?

9.Каковы функции религиоведения?

10.Какая роль отводится религиоведению в системе образования?

11.Почему будущему учителю так важно знать курс религиоведения?

СРС :

1.Сформулируйте вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы при изучении курса религиоведения.

2. Написать размышление-миниатюру «Моё отношение к религии».

3. В электронной программе «Культура древнего мира» найти ответ на вопрос: существовали ли религиозные верования в древней Греции и древнем Риме?

Литература:

1. Дик П.Ф. Основы религиоведения (этнокультурный аспект): Учебник для студентов юридических специальностей.- Астана-Костанай.2000.

2. История философии в кратком изложении. Пер. с чеш. И.И.Богута.-М.:Мысль. 1991.

3. Лобазова О.Ф. Религиоведение. - М., 2002.

4. Лукреций Кар. О природе вещей. - М., 1983.

5. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч.-М.: Политиздат. 1991.

6. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. - М.: Политиздат. 1986.

7. Туфан З.Религия в системе духовной культуры. - Алматы. 1999.

8. Что происходит после смерти? - Нью-Йорк. 1998.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Новое на сайте

>

Самое популярное