Домой Нумерология судьбы Церковь иоанна лествичника. Московская успенская звонница. Архитектурный ансамбль сооружения

Церковь иоанна лествичника. Московская успенская звонница. Архитектурный ансамбль сооружения

Колокольня, получившая название «Иван Великий», была возведена в 1505-1508 гг. итальянским архитектором Боном Фрязиным вместо разобранной белокаменной церкви типа «иже под колоколы», возведенной при Иване Калите на Соборной площади.

Согласно летописным данным, в мае 1329 года на Соборной площади Кремля была заложена, а в сентябре уже освящена, церковь св. Иоанна Лествичника, византийского богослова, жившего в VI-VII веках, автора трактата «Лествица» (от старославянского «лестница»). Самые ранние сведения о существовании в сакральной топографии Москвы престола св. Иоанна Лествичника относятся ко времени княжения Ивана Калиты, с 1325 по 1340 гг.

Хотя колокольня «Иван Великий» является одним из ключевых памятников средневековой русской архитектуры, причины посвящения престола главной церкви-колокольни Москвы, как и церкви 1329 года, святому Иоанну Лествичнику по‑прежнему неизвестны. По одной из версий престол был посвящён патрональному святому одного из членов великокняжеской семьи, возможно — сына Калиты, Ивана Ивановича Красного. По другой — оба князя, сын и отец, имели покровителем одного святого — Иоанна Лествичника. Однако на печатях, привешенных к духовным грамотам этих князей, изображены другие святые. Поэтому исследователь Иван Егорович Забелин предположил, что выбор посвящения и замысел строительства имели политическую мотивацию: храм был сооружён по обету после удачного бескровного похода на Псков, где скрывался тверской князь Александр Михайлович. Многие разделяют позицию И.Е. Забелина и в наши дни, однако и его мнение является гипотезой. (А. Баталов. Колокольня «Иван Великий» Московского Кремля. Музейный гид, 2013).

Об истории церкви известно немного. По мнению исследователей, возведенный за три месяца храм был, скорее всего, малых размеров. В 1346 году при великом князе Симеоне Гордом церковь Иоанна Лествичника была расписана; в том же году некий мастер «Бориско», судя по прозвищу, данному в одном из летописных сводов, — Римлянин — итальянского происхождения, отлил для неё колокола — три больших благовестника и два малых, зазвонных. В 1475 году в летописи упоминаются саркофаги с мощами московских святителей, перенесенные под своды церкви из Успенского собора на время строительства нового храма.

Храм 1329 года был разобран, вероятно, в конце весны 1505 года. Вопреки устоявшейся традиции строительство новой каменной церкви Иоанна Лествичника, судя по некоторым сообщениям летописи и мнению исследователей, велось уже на другом месте, намного дальше к востоку. В 1913 году возможные остатки первой церкви XIV века были выявлены при земляных работах на Соборной площади: фрагменты основания небольшого восьмигранного белокаменного сооружения, найденные к западу от современной нам церкви-колокольни. Однако находку сочли часовней XVIII в., частично срыли, частично опять засыпали. (Кавельмахер В.В., Панова В.Д. Остатки белокаменного храма XIV в. на Соборной площади Московского Кремля // Культура средневековой Москвы XIV-XVII вв. М., 1995 г.)

Фото: Церковь Иоанна Лествичника с колокольней Ивана Великого в Кремле

Фото и описание

Церковь Иоанна Лествичника, расположенная на территории московского Кремля, является одним из старейших храмов столицы. Храм стоит на Соборной площади, а рядом с ним возвышается колокольня, прозванная «Иваном Великим».

Церковь стала одним из трех первых белокаменных храмов, которые заложил в первой половине XIV столетия князь Иван Калита. Первым был заложен храм Рождества Иоанна Предтечи на Бору, затем Успенский собор и третьим – Иоанна Лествичника в 1329 году. Святой, в честь которого был освящен этот храм, жил в VI-VII веках и стал автором труда «Лествица» о пути человека к Богу. После окончания строительства церковь и колокольня были приписаны к Успенскому собору как придельный храм.

Колокольня церкви Иоанна Лествичника стала первым подобным сооружением на Москве и долгое время считалась самым высоким.

Церковь изначально была построена «под колоколы»: храм размещался в нижнем ярусе, а звонница – в верхнем. Свой нынешний облик этот ансамбль религиозной архитектуры приобрел в XVI-XVII столетиях, когда проводилось переустройство всего Кремля. Предыдущее здание в 1505 году было разобрано, а на его месте итальянский архитектор Алевиз Новый построил новую двухъярусную колокольню, а в ее основании – новую церковь. Спустя примерно 25 лет рядом была построена еще и Успенская звонница.

В начале XVII века по приказу Бориса Годунова колокольня была надстроена еще на один ярус, за что была названа «Годуновым столпом». Чуть позже по распоряжению патриарха Филарета была пристроена еще одна звонница, названная по его имени.

В советское время церковь Иоанна Лествичника была закрыта, а в здание использовалось в других целях. После смерти Иосифа Сталина в 1953 году Кремль открыли для посетителей, а в здании церкви стали проводить выставки.

Колокольня Ивана Великого занимает особое место в списке шедевров мирового и русского зодчества и считается одним из главных украшений Москвы.

Ее история полна мистических тайн, которые исследователи не могут разгадать и по сей день.

История колокольни

История Ивановского столпа напрямую связана со становлением российского государства.

Церковь Иоанна Лествичника

Преподобный Иоанн Лествичник был византийским богословом, автором учения о духовном возрождении и трактата «Лествица». Именно в честь этого святого по приказу московского князя Ивана Калиты в 1329 году была воздвигнута церковь.

Есть версия, что храм построили согласно обету, который дал Калита перед походом московской дружины на Псков. Удача сопутствовала Ивану Даниловичу, и он сдержал обет.

Так всего за три месяца появилась церковь Иоанна Лествичника . Она имела форму восьмиугольника с полуколоннами по углам.

Внутреннее крестообразное пространство храма Иоанна Лествичника без учета помещения алтаря имело небольшие размеры - всего пять на пять метров.

Церковь Иоанна Лествичника в Московском кремле простояла более 170 лет, была разобрана в 1505 году, но заняла свое место в истории как первая известная исследователям каменная церковь под звоном, первая столпообразная церковь-колокольня и первый храм, построенный между двумя соборами.


Возведение и основание колокольни

Храм Ивана Великого не испытывал недостатка в талантливых архитекторах. Поэтому ответить на вопрос, кто его построил, достаточно сложно.

Когда в начале шестнадцатого века старый храм был демонтирован, на восточной стороне возвели новую церковь. В честь кого она названа? Имя храму дал Иван III.

Строительством руководил итальянский зодчий Бон Фрязин. Свой шедевр он завершил в 1508 году.

Постройка не имела аналогов по прочности благодаря уникальному фундаменту и революционным по тем временам способам строительства.

В 1600 году при Борисе Годунове теперь уже русский зодчий Федор Конь надстроил третий ярус колокольни. Высота колокольни Ивана Великого в Москве - 81 метр.

Существует столичная легенда о запрете на строительство колоколен выше звонницы Ивана III. До 1860 года, когда был возведен Храм Христа Спасителя, колокольня оставалась самым высоким зданием Москвы.

Историческая судьба

Храму довелось пройти через множество испытаний.

Смутные времена, нашествия чужеземных завоевателей и политические амбиции отечественных атеистов не раз ставили под угрозу само существования столпа Ивана III:

  1. Лжедмитрий собирался устроить там костел для польских подданных Марины Мнишек.
  2. Наполеон приказал взорвать Кремль. Это решение стало роковым. Взрывы превратили в руины Успенскую звонницу и Филаретову пристройку, сорвали крест с купола колокольни, привели к образованию трещины на третьем ярусе. Однако сама колокольня выстояла. Уже 12 декабря 1813 года вновь запели звоны столпа Ивана III, приглашая москвичей на церковную службу.
  3. Есть легенда, повествующая о том, что в 1950-е или 1960-е годы кто-то попытался нарушить запрет на звон колоколов, после чего их языки приковали.
  4. Советские вожди заставили звонницу умолкнуть на семьдесят пять лет.

Лишь на Пасху 1992 года колокола зазвучали вновь.


В 1624 году зодчий Огурцов создал Филаретову пристройку, названную в честь патриарха Филарета.

Архитектором шатра пристройки стал англичанин Талер, работавший в годы правления Алексея Михайловича.

К концу XVII века звонница стала одним из символов Москвы.

С колокольни открывался великолепный вид на прилегающею местность, а приближение войск неприятеля можно было увидеть за 30 (!) километров.

Здание Успенской звонарни, пристроенное к северной грани колокольни, было возведено в 1815 году на фундаменте разрушенной в 1812 году старой постройки ХVI века.

Эти сооружения стали неотъемлемой частью колокольни.


Послевоенная реставрация

Масштабным реконструкциям колокольни всегда что-то мешало: войны и послевоенные разрухи, недостаток финансовых средств, споры архитекторов. Тем не менее, Филаретовская пристройка и звонница, разрушенные французами, были вновь отстроены в 1819 году.

Первая серьезная реставрация прошла в 2005 году.

Мастера произвели полное переоборудование и приспособили древнее сооружения к музейной эксплуатации, а фасады и наружные интерьеры колокольни подготовили к музейному показу.

Современное положение

В наши дни архитектурный объект используется как по своему прямому назначению, так и в качестве музейной экспозиции.

Сегодня на первом этаже Успенской звонницы организуются выставки музея «Московский Кремль», других российских и зарубежных музейных собраний.

Для полноты картины посетителям демонстрируют видеопроекцию реконструкции собора, используя для этого беленые стены колокольни.

Периодически все проекции выключаются, остается только подсветка, и посетители получают возможность осмотреть сохранившиеся интерьеры колокольни.

Условно этот музей можно разделить на три экспозиции: сама колокольня или ее части, выделенные светом, сохранившиеся фрагменты кремлевских построек и виртуальные экспонаты.

На верхнем ярусе колокольни открыта смотровая площадка.

Посетители могут подняться на нее в теплое время года, преодолев путь в 329 ступеней.


Месторасположение сооружения

Можно говорить о том, что Ивановский столп является своего рода архитектурным центром Московского Кремля, объединяющим все его сооружения в единое целое.

Поскольку столп Ивана III является частью архитектурного ансамбля центра Москвы, рядом расположено множество достопримечательностей, снискавших мировую известность:

  • Успенский собор;
  • Архангельский собор;
  • Патриаршая палата;
  • Грановитая палата;
  • Церковь Ризоположения;
  • Царь-колокол;
  • Царь-пушка.

Таким образом, турист, намеренный посетить колокольню, неминуемо увидит и другие шедевры московской архитектуры.

Как добраться

Чтобы своим глазами увидеть колокольню Ивана III, оценить ее масштабы и насладиться архитектурными изысками, туристам следует ориентироваться на простой адрес - Москва, Кремль, Соборная площадь.

Добраться до центра российской столицы можно по четырем веткам метро:

  • Сокольническая линия - станции «Библиотека имени Ленина» и «Охотный Ряд»;
  • Серпуховско-Тимирязевская линия - станция «Боровицкая»;
  • Арбатско-Покровская линия - станция «Площадь Революции»;
  • Филевская линия - станция «Александровский Сад».


Действующие колокола

Изготовленные русскими и иностранными мастерами, колокола располагаются на всех трех ярусах колокольни.

Самые массивные и басовитые - на галерее первого яруса, а легкие и мелодичные - наверху:

  1. На Успенской звоннице и Филаретовой пристройке действуют три колокола.
  2. В центральном проеме находится второй по величине после Царь-колокола и самый большой из ныне действующих колоколов - Успенский. Он украшен портретами императора Александра I и его семейства, изображениями Христа, Божьей Матери, Иоанна Крестителя, митрополитов Петра и Алексия и композицией «Успение Божией Матери». Вес языка колокола, диаметр которого достигает 4,3 метра, составляет 1,75 тонны, а сам колокол весит около 65 тонн 320 килограммов. Успенский колокол считается лучшим по тону и звуку.
  3. Колокол Ревун массой 32 тонны 760 кг изготовлен по указу царя Михаила Романова в 1622 году мастером Андреем Чоховым, автором Царь-пушки.
  4. Великопостный, или Семисотный колокол весит 13 тонн 71 кг и расположен на Филаретовой пристройке.
  5. Древнейший из колоколов - Медведь. Он назван так за мощный голос и низкое звучание.
  6. Колокол Лебедь получил название за звон, похожий на лебединый крик.
  7. Новгородский колокол впервые отлит при Иване IV для Софийского собора Новгорода. Затем был перевезен в Москву. Рядом находятся колокола Широкий, Слободской и Ростовский.
  8. На втором ярусе звонницы расположены Корсунский колокол, Немчин Новый Успенский, Даниловский, Ляпуновский, Марьинский, Глухой, Первый и Второй безымянный колокола.
  9. Третий ярус образуют колокола меньшего размера.


Архитектурный ансамбль сооружения

Цоколь звонницы построен из белого камня. Потом идет кладка из крупного кирпича, скрепленная прочными железными связями. Нижние этажи колокольни, представляющие почти сплошной массив, слились в единый мощный монолит с фундаментом.

Данный архитектурный ансамбль замыкает с восточной стороны Соборную площадь Московского Кремля.

Стены нижнего яруса достигают в ширину пяти метров.

Второй ярус колокольни как бы повторяет первый: нижняя часть - сплошной массив с несколькими узкими окнами, а над ними - открытая галерея, где находятся колокола.

Стены второго яруса в два раза тоньше стен нижнего. Такая повторяемость форм обоих восьмигранников с более массивной нижней частью и облегченной верхней зрительно подчеркивает устремленность всего сооружения ввысь.

Архитекторы, участвовавшие в строительстве и реконструкции Ивановского столпа:

  • Бон Фрязин;
  • Петрок Малой;
  • Федор Конь;
  • Бажен Огурцов;
  • Джон Талер;
  • Доменико Жилярди;
  • Константин Тон.

Храм Ивана III объединил в себе характерные особенности зодчества двух эпох: строгие конструктивные формы XV и декоративную отделку XVI веков.


Возможности посещения колокольни

Помещение внутри Успенской звонницы переоборудовано под музей. В музее, расположенном внутри Успенской звонницы, собраны старинные артефакты, иллюстрирующие архитектурную историю Кремля.

В этой коллекции посетители могут увидеть фрагменты существующих и уже исчезнувших построек.

В выставочном зале размещаются передвижные экспозиции.

Стоимость билета в 2018 году - 250 рублей.

Значение здания

Время не щадит никого и ничего. Уходят люди. Ветшают и разрушаются здания. Трескаются и утрачивают чистоту звука колокола.

Однако столп Ивана Великого стал исключением из правила.

Его колокола не раз пытались заставить умолкнуть, а саму церковь разрушали.

Она выстояла под напором времени и человеческой ненависти, став объектом поклонения для детей и взрослых.

И сегодня во время служб в кремлевских соборах разносятся над Москвой голоса этих колоколов, которые, словно люди, имеют собственные имена. Гордо возвышается над мирской суетой златоглавый храм, доказывая всем нам, что истинное искусство неотделимо от веры, а вместе они способны творить чудеса.

Видео о прошлом и настоящем колокольни

В этом видео вы можете ознакомиться с прошлым и настоящим знаменитого объекта.

Колокольня Ивана Великого входит в архитектурный ансамбль Московского Кремля вместе с церковью Святого Иоанна Лествичника, расположенной в основании, образуя собой единую церковь-колокольню. Храм относится к знаменитым памятникам древнерусского зодчества, наряду с Успенским собором. После надстройки в 1600 г., колокольня являлась самым высоким зданием России вплоть до начала XVIII века. Высота колокольни 81 м.

История.

В 1329г. Иван Калита заложил здесь церковь Иоанна Лествичника «под колоколы» в честь рождения у него сына, Иоанна.

Иоанн Лествичник - религиозный византийский писатель VII в. Главным делом его жизни стал знаменитый труд "Лествица райская, Скрижали духовные" (оригинальное название др.греч. «Κλῖμαξ» .), где был образно представлен путь человека к Богу,

по ступеням той духовной Лествицы, по которой человек шаг за шагом, подвигами и усердием, совершает свое трудное и долгое восхождение к небесам.

Сочинение Иоанна Лествичника состоит из 30 глав, представляющих собой «ступени» добродетелей, по которым христианин должен восходить на пути к духовному совершенству:

  • Ступени 1-4. Борьба с мирской суетой : беспристрастность, странничество
  • Ступени 5-7. Скорби на пути к истинному блаженству : покаяние, память о смерти
  • Ступени 8-17. Борьба с пороками : молчание, правдивость, отсутствие уныния и лености, борьба с чревоугодием, целомудрие
  • Ступени 18-26. Преодоление преград в аскетической жизни: отсутствие гордыни, кротость, простота и незлобие, смиренномудрие
  • Ступени 27-29. Душевный мир : молитва, бесстрастие
  • Ступень 30. Вершина пути - союз трёх главных добродетелей: вера, надежда и любовь.

Кремлевская колокольня, устроенная в самом сердце Москвы, стала архитектурно-символическим образом Лествицы, символизируя восхождение к небесам.

Здание было восьмигранным снаружи и крестообразным внутри, во втором ярусе были прорезаны арки для колоколов - как в сохранившихся церквах «под колоколы» Спас-Каменского и . Церковь задумывалась как одна общая звонница для кремлевских соборов.

В 1505 году во время общей перестройки Кремля приглашенными итальянскими мастерами колокольня с церковью были разобраны, на этом месте итальянский архитектор по прозвищу Бон Фрязин, выстроил новую колокольню высотой в два яруса, также с церковью в основании столпа. Строительство было приурочено памяти об умершем в тот год Иване III и закончено в 1508 году.

Крылатая фраза «во всю Ивановскую» появилась именно благодаря колокольне Ивана Великого. В старину рядом с ним находилась Ивановская площадь, на которой озвучивались царские указы и приводились в исполнение приговоры. Высокая каменная колокольня казалась чудом, ничего подобного на Руси не было.

В 1532 году другой итальянский архитектор Петрок Малый, ученик и подмастерье знаменитого Аристотеля Фиораванти, пристроил к этой колокольне Успенскую звонницу с колоколами - среднюю часть современного ансамбля Ивана Великого. В Успенской звоннице тоже была устроена церковь.

В 1600 году Борис Годунов приказал надстроить на колокольне еще один ярус, и ее высота достигла 81 метра.

В 1620-х годах по инициативе патриарха Филарета была построена третья, крайняя часть кремлевской звонницы - так называемая Филаретова звонница, с зеленым черепичным шатром. Есть историческое предположение, что она была сооружена просто как красивая лестница для подъема на Успенскую звонницу, взамен прежней, стоявшей отдельно. В ее возведении участвовал знаменитый русский зодчий Бажен Огурцов - автор зеленых черепичных шатров над кремлевскими башнями и установления кремлевских курантов.

Главная кремлевская колокольня была самым высоким сооружением до возведения в городе запрещалось строить здания выше Ивана Великого.

В праздники по удару колокола Ивана Великого начинали звон колокола во всех московских церквях. Колокольный звон на Руси сопровождал все великие торжества, знаменовал печальные и радостные события, созывал православный народ на церковную службу, а тех, кто не мог придти в храм - побуждал к внутренней молитве. В середине XIX века мастер А.Завьялов отлил Большой Успенский колокол - самый большой из всех кремлевских колоколов, и ныне находящийся на звоннице.

В 1734-35 гг. московскими литейщиками Иваном и Михаилом Моториными для Успенской звонницы был отлит , но так и не был установлен, т.к. треснул во время пожара.

В 1812 г. отступавшие из Москвы наполеоновские войска пытались взорвать колокольню. Она уцелела, но звонница и Филаретовская пристройка разрушились. В 1819 г. их восстановил архитектор Д. Жилярди по типу старых, но с некоторыми элементами архитектуры XIX в.

После революции церковь св. Иоанна Лествичника в кремлевской колокольне была закрыта, и ее помещение использовалось под различные хозяйственные и административные нужды. После смерти Сталина Кремль открыли для посещения, а в первом этаже звонницы стали проводить выставки. В настоящее время на первом этаже Успенской звонницы так же действует выставочный зал, на остальных ярусах располагаются научные отделы музея. Во время проведения церковных служб в соборах Кремля звонница используется по прямому назначению.

На колокольне Ивана Великого и звоннице установлен 21 колокол.

Всего текстов: 2

Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 1: Кремль и монастыри. М., 1992, с. 59-63

Церковь Иоанна Лествичника "что под колоколами в Кремле, в нижнем этаже колокольни, которая по этой церкви называется Иваном Великим"

Соборная и Ивановская (Царская) площади

"Колокольня принадлежит вместе к Успенскому, Архангельскому и Благовещенскому соборам, своих отдельных звонниц не имущим".

"Все сложное здание этой колокольни состоит из трех частей. Ивановская часть - вверху круглый, внизу восьмиугольный столп". Это южная и самая высокая часть комплекса.

"В 1329 г. на месте современного столпа Ивана Великого был сооружен Калитой второй кремлевский белокаменный храм Иоанна Лествичника", "освященный 1 октября 1329 г.".

"В 1329 г. построена каменная церковь Иоанна Лествичника "что под колоколами" - первая колокольня в Москве, а может быть и на Руси".

"Церковь была каменная, над нею сделана была колокольня, служившая и ранее для Успенского собора, при котором особой колокольни никогда не было, и потому церковь была известна под названием "Ивана Святого под колоколами" для отличия от Ивановской церкви на Бору и считалась придельною Успенского собора до конца XVIII в.

По прошествии 176 лет обветшавшая церковь была разобрана и на ее месте была заложена новая одновременно с Архангельским собором". "Церковь 1329 г. была разобрана в 1505".

"Новая церковь построена в 1505-1508 гг. Боном Фрязином; первоначально это был двухъярусный столп с церковию Иоанна Лествичника в нижнем ярусе. В 1600 г. по велению Бориса Годунова колокольня была надстроена и завершена позолоченным куполом, что было увековечено надписью золотыми буквами по черному фону у основания колокольни".

"Надпись эта гласит: "Изволением Святыя Троицы, повелением Великого Государя, Царя и Великого Князя Бориса Феодоровича, всея Руси самодержца и сына его благоверного Великого Государя Царевича и Великого Князя Феодора Борисовича всея Руси храм совершен и позлащен во второе лето Государства их 108 года" - т. е. 7108 г. от сотворения мира, 1600 по Рождестве Христовом.

По смерти Годунова надпись эта была залеплена, но вновь открыта по повелению Петра I". Последний раз надпись реставрировалась в конце 1970-х гг.

"Нижний восьмерик разделен внутри на два этажа. Внизу была церковь, наверху - парадные помещения, назначение которых неизвестно. Интерьер церкви отличает наличие полукруглых ниш для размещения алтаря, дьяконника и жертвенника, а также сходные ниши на южной и северной гранях. Реставрацией здесь раскрыт первоначальный ("в ёлочку") пол".

"Колокольня построена, чтобы дать работу стекавшемуся в Москву во время голода люду".

"Есть предположение, что годуновская надстройка осуществлена зодчим Ф. Конём. Высота столпа Ивана Великого стала равна 81 м". "Зодчий, построивший верх столпа, неизвестен; впрочем, указывают на некоего зодчего Ивана Вилье" .

"В течение трех с половиной веков, до середины 20 столетия, Иван Великий был самым большим сооружением Москвы. Он использовался и для наблюдения за приближением к Москве неприятельских войск, за возникавшими пожарами. В большие праздники на площади собирались толпы людей, ожидавших первого удара большого колокола с Ивановской колокольни. По его сигналу начинали трезвон колокола во всех московских церквах, число которых доходило до 260. Этот большой колокол издавал не звон, а своеобразный мощный глуховатый гул. Один из поэтов писал о нем: "...гудит, гудит Иван Великий, как бы из глубины веков идущий звон!".

"Рядом с Иваном Великим стоят две его звонницы. Непосредственно примыкающая к нему с севера воздвигнута в 1532-1543 гг. обрусевшим итальянским зодчим Петроком Малым, почему и называется Петроковской. Другое ее название - Успенская. Вторая, завершающаяся небольшим восьмигранным шатром с башенками по углам, пристроена в 20-х гг. XVII в. по распоряжению Патриарха Филарета. Отсюда и ее название Филаретовская". "Филаретовская часть построена в 1624 г. Б. Огурцовым".

В Успенской (Петроковской) части в древности начали устраивать церковь Воскресения, которая после завершения, однако, была освящена при Иване Грозном во имя Рождества Христова. Позже она была упразднена. Но с 1817 г. во второй ярус Успенской части Ивана Великого перенесли церковь Николы Гостунского, действовавшую до 1918 г.

"В старину около Ивана Великого была площадь, на которой читались царские указы громогласно, "во всю ивановскую", как тогда говорили".

"Между нижним и вторым ярусом Ивана Великого - а всех ярусов в нем пять - есть высокая цилиндрическая пустота шириною более 4 сажен, около которой идет винтом лестница выше. Тут, по преданию, первый самозванец, сделавшись царем, хотел устроить римско-католический костел".

Существовал царский указ, долгое время воспрещавший строительство в России зданий, превышающих высотою Ивана Великого. Первым нарушила его церковь Архангела Гавриила - "Меншикова башня", возведенная в 1707 г., - но уже в 1723 г. верх ее был сожжен ударом молнии. И даже в 1913 г. при построении колокольни на Рогожском старообрядческом кладбище в Москве было сделано специальное предписание о том, чтобы высота ее была одним метром меньше кремлевской звонницы.

При нашествии французов колокольня сильно пострадала.

"2 сентября 1812 г., когда колокол Ивановской колокольни благовестил к вечерне, неприятельские войска входили в Москву.

При выезде из Москвы французы сделали в разных местах Кремля подкопы для взрыва.

В ночь на 11 октября последовали взрывы: Арсенала, Никольской башни и Ивановской колокольни (Филаретовской башни). Грудами каменьев завалило Кремлевскую, Казанскую площади и их окрестности. Остальные подкопы не удались, огонь до пороха не дошел. Из неудавшихся подкопов было вынуто 60 бочек пороха.

Одна часть Ивановской колокольни (Филаретовская с Рождественской церковию при ней) была подорвана и пала в развалинах; другая часть (Годуновская) треснула сверху донизу.

В 1813 г. 3 мая архитекторы Еготов, Соколов и Бакарев осмотрели колокольню и решили, что большой опасности не будет, если оставшуюся колокольню не ломать, а исправить. На восстановление колокольни составили смету в 391,8 тыс. руб.

Государь для осмотра колокольни прислал из Петербурга архитектора Луиса Руско. 7 дек. 1813 г. Руско собрал всех архитекторов Москвы для осмотра колокольни, и решили также не разбирать оставшуюся часть. Смета составлена на 253,8 тыс. руб.

Руско объяснял:

1. Самое большое повреждение в колокольне (Годуновской) под третьим ярусом колоколов; верхняя часть, круглая, ничем не повреждена кроме купола, у которого сорвало часть медных листов да крест. От этого повреждения донизу есть малые трещины, ничего не значащие. Если сломать колокольню до третьего яруса или всю, а потом построить, то и тогда не будет прочнее, чем существующая после ремонта.

2. Под разрушенную пристройку (Филаретовскую) положено было мало пороху, отчего башня села и материал остался на месте, далеко не разбросан.

Руско, француз, оставаться в Москве не мог. На восстановление колокольни назначил архитекторов Жилярди и Бове, тоже из французов".

"Нельзя пройти молчанием и того, что, по народному преданию, четвероконечный крест, находящийся на средней, возвышенной над прочими главе Благовещенского собора, - весь золотой. Рассказывают, что Наполеон, слышавший об этом, снял с Ивана Великого железный крест, покрытый позолоченными медными листами, полагая, что это есть именно золотой крест. Есть предание, что крест этот не могли снять ни наполеоновские техники, ни инженеры. Но нашелся русский мужичок, который, взобравшись на верх колокольни, по веревке снял крест. Наполеон тут же приказал расстрелять предателя" .

"В 1812 г. сооружение было взорвано по приказу Наполеона. Но в 1814-1815 гг. были восстановлены, с введением ряда классицистических деталей, две из трех частей Ивана Великого - Филаретовская и Успенская. Восстановление провел И. Жилярди по проекту И. В. Еготова и Л. Руска. Столп Ивана Великого устоял".

"От французских взрывов в 1812 г. наиболее пострадала Филаретовская пристройка, которая поэтому перестроена почти заново. В Успенской части пострадал верх, где висят большие колокола; при возобновлении допущены некоторые отступления от старины, например, в форме окон. Ивановская часть почти не пострадала".

"Теперь (в 1910 г. - П. П.) в нижней части Ивановской колокольни по-прежнему находится церковь св. Иоанна Лествичника, возобновленная проф. Мудровым и освященная в 1822 г. Возобновлена также еще в 1874 г. московскими хоругвеносцами.

Глава на колокольне вызолочена. Крест составлен из нескольких железных полос и обит медными позолоченными листами. Он сделан вновь после 1812 г., а старый снят Наполеоном.

Неизлишне будет заметить, что от входа в колокольню до нижнего круга находится на крутой винтообразной лестнице 151 ступень, от нижнего до среднего 157, а от среднего до верхнего 121, итого всех ступеней 429.

Под нижним ярусом колокольни живут в настоящее время пономари и сторожа соборов.

Вид с колокольни Ивана Великого на Москву и ее окрестности, особенно в ясную погоду, очарователен необыкновенно: видны даже села и строения, находящиеся в 30 и 40 верстах от Москвы".

"В 1917 г. повреждены снарядами восточная и юго-восточная стороны Ивана Великого, по стенам много выбоин и пулевых ран".

В помещениях колокольни находилась часть Патриаршей ризницы.

В середине 1950-х гг. колокольня реставрировалась. Новый внешний ремонт прошел в конце 1970-х гг. Внутрь, а тем более наверх, доступа посетителям нет. Помещение бывшей церкви Иоанна Лествичника занято под хозяйственные нужды. Время от времени в нижнем этаже Филаретовской части устраиваются выставки.

К Олимпиаде 1980 г. был выпущен интересный панорамный альбом. С одной его стороны были нарочито нерезко воспроизведены снимки панорамы Москвы с храма Христа Спасителя середины прошлого века, выпущенной Н. А. Найденовым. С другой - цветные фотографии примерно в такой же последовательности, сделанные в наше время - за отсутствием разрушенного храма Христа - с Ивановской колокольни.

Отдельно следует сказать о колоколах Ивана Великого.

"Всех колоколов на Иване Великом, с пристройками, ныне (в 1910 г. - П. П.) 34, общий вес их 16 000 пудов. Некоторые, висящие на самом Ивановском столпе, имеют любопытные надписи, но самых старых колоколов немного. Между ними находится Новгородский XV в., перелитый, как полагают, из знаменитого Вечевого.

Вот колокола, находящиеся в Филаретовской пристройке.

1. Успенский, называвшийся в старину царь-колокол. Он был отлит в первой половине XVI в., вероятно, иностранцем, весом в 1000 пудов и висел на брусяном срубе между Ивановской колокольней и соборами. В него звонили только в чрезвычайных случаях. как-то: по кончине царя, или кого-либо из царской фамилии, или митрополита, а впоследствии Патриарха. Потом колокол помещался уже на самой Филаретовской колокольне и, быв перелит в 1760 г. мастером Елизовым, имел весу 3551 пуд. При взрыве в 1812 г. он совершенно разбился, и сделан в 1819 г. новым, мастером Богдановым, с лишком в 4000 пудов.

2. Реут. Вылит в 1689 г. по повелению Патриарха Иоакима пушечным мастером Андреем Чоховым. Он назван Полиелейным и весу в нем до 2000 пудов. Этот колокол замечателен тем, что при взрыве в 1812 г. у него отбило уши, которые, однако ж, искусно приделаны, и колокол не изменил своего тона.

3. Семисотенный, или Воскресный, имеющий весу 798 пудов. Надпись на колоколе свидетельствует, что он отлит в 1704 г. мастером Иваном Маториным.

4. Вседневный. Первоначально отлит был в 1652 г. мастером Емельяном Даниловым и имел весу 998 пудов 30 фунтов. Потом, при Екатерине И, в 1782 г. перелит мастером Яковом Завьяловым с весом в 1017 пудов и 14 фунтов. Все это изъяснено надписью на колоколе. Вседневным он назван Патриархом Иоакимом.

Звон всех этих колоколов вместе, что бывает только в самые большие праздники и особенно торжественные дни, производит чарующее впечатление".

"На Ивановской колокольне всех колоколов 34. Самый большой - Успенский, весом 4000 пудов; Реут, или Ревун, или Полиелейный 2000 пудов. Древнейший колокол Медведь, 1501 г., 450 пудов; Татарин - 40 пудов. Другие колокола: Лебедь, Баран, Полиелейный, или Голодарь, Корсунский, Ясачный и проч.".

В начале 1920-х гг. звонарь-виртуоз К. К. Сараджев, различавший тончайшие оттенки колокольных звонов, говорил: "Звон Ивана Великого ничего, совершенно ничего не представляет собой, только темный, оглушительный, совсем бессмысленный гром, но колокола сами по себе там - превосходные; всего их 36, и в смысле подбора дело обстоит великолепно".

В настоящее время число колоколов на Иване Великом уменьшилось почти вполовину: "На колокольне Ивана Великого 18 колоколов. Самый большой колокол - Успенский, весит 4000 пудов (он был отлит в XIX в. мастерами Завьяловым и Русиновым)".

С востока от Ивана Великого установлен и расколовшийся знаменитый Царь-колокол, голос которого, в недавнее время искусственно синтезированный и воспроизведенный, должен был бы быть еще более низким и "незвонким", чем звучание Успенского.

Александровский, № 38.

Кондратьев И. К. Московский Кремль, святыни и достопамятности. М., 1910. С. 102-105, 61.

Рукопись Александровского, № 10.

Путеводитель Машкова. С. CLIV-CLV.

Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979. С. 428-429.

Настольный энциклопедический словарь Гранат 1903 г.

Сытин. С. 46-50.

Розанов Н. История московского епархиального управления. М., 1871. Ч. 3. Кн. 2.

Отечественные записки. 1821. № 18.

Нестор, еп. Камчатский. Расстрел Московского Кремля. М., 1917. С. 19.

Цветаева А. Сказ о звонаре московском // Москва. 1977. № 7. С. 143.

По Москве / Под ред. Н. А. Гейнике и др. М., 1917. С. 176.

Александровский М. И. Иван Великий (рукопись) 1936 г. // ОПИ ГИМ, ф. 465, ед. хр. 12.

Рзянин М. И. Иван Великий. М., 1946.

Иванов В. Московский Кремль. М., 1971.

Платонов. Путеводитель: Москва и окрестности. М., 1896.

Москва. Памятники архитектуры XIV-XVII вв. М., 1973.

Материалы. С. 194.

Истомин Г. Ивановская колокольня и церкви при ней. М., 1893. 40 с.

Михайлов А. И. Колокольня Ивана Великого в Московском Кремле. М., 1963. 80 с.: ил.

Маршкова Т. Хранитель Московского звона // Там же.

Путеводитель Машкова = Путеводитель по Москве, изданный Московским Архитектурным обществом для членов V Съезда зодчих в Москве / Под ред. И. П. Машкова. М., 1913.

Рукопись Александровского = Александровский М. И. Исторический указатель московских церквей. М., 1917 (с дополнениями до 1942 г.). Гос. исторический музей, отдел ИЗО, Фонд архитектурной графики.

Синодальный справочник = Москва: Святыни и памятники. М.: Изд. Синодальной типографии, 1903.

Список Бахима = Описание московских монастырей, соборов, храмов, а также молитвенных домов и часовен с указанием местонахождения и года постройки / Сост. сотрудником Комиссии по охране памятников искусства старины Бахимом в 1917 г. (с позднейшими дополнениями). Машинопись.

Сытин = Сытин П. В. Из истории московских улиц. 3-е изд. М., 1958.

Якушева = Якушева Н. И. Сорок сороков. М., 1962-1980 (с позднейшими дополнениями). Машинопись.

Указатель кремлевских церквей. М., 1916, с. 18-19

Церковь Иоанна Списателя Лествицы. Находится в нижнем этаже соборной колокольни, которая по этой церкви называется "Иваном Великим" или "колокольнею Ивана Великого". Построена первоначально в 1329 году. Над церковью были помещены соборные колокола, и все здание было первою на Руси колокольнею башенного типа. В 1505 году ее заменил новый храм-колокольня, построенный фрязином Боном. В 1532-1542 годах была пристроена доныне существующая широкая звонница для больших колоколов; зодчим был фрязин Петрок Малый, строитель стены Китай-города. В этой звоннице предполагалось устроить церковь Воскресения Христова, но с 1555 года здесь уже находилась церковь другого имени, Рождества Христова. В 1600 году Боновская колокольня была заменена нынешним Ивановским столпом, который в Москве по высоте теперь уступает Храму Спасителя; внизу по-прежнему устроена церковь Иоанна Лествичника. Неизвестно, кто был архитектором итого столпа, но некоторые наружные украшения чисто русские. В 1624 году патриарх Филарет пристроил с севера третью часть соборной колокольни, уже не с золоченой главой, а с шатровым верхом, крытым зеленою черепицей. В 1812 году от французских взрывов особенно пострадала эта филаретовская пристройка, так что ее перестроили почти заново. У Петроковской звонницы пострадал весь верх и висевшие там большие колокола; при восстановлении допущены некоторые отступления от старины, напр. в форме окон; церковь Рождества Христова заменена церковью Николы Гостунского. Ивановский столп остался почти неповрежденным. Самые большие колокола весят 4000 п., 2000 п., 1017 п. и 798 пудов. Внизу находится на особом фундаменте "Царь-колокол", вылитый в 1735 году мастером Михаилом Моториным и пострадавший от пожара 1737 года; в этом колоколе весу 12327 п. 19 ф. Кроме колоколов и двух церквей, на Иване Великом с 1898 года помещается Патриаршая ризница. Это - весьма богатое собрание предметов церковного употребления и домашнего обихода Всероссийских митрополитов и патриархов, драгоценное не только по стоимости, но еще более по историческому и художественному значению.

Новое на сайте

>

Самое популярное