Домой Нумерология судьбы Диалектические понятия. Значение слова диалектика. Диалектика в качестве теории развития

Диалектические понятия. Значение слова диалектика. Диалектика в качестве теории развития

38. Диалектика как теория развития

1) Понятие диалектики, ее основные принципы, категории, законы.

Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод

Принципы:

Ø принцип развития ,( движение основной атрибут материи)

Ø принцип всеобщей связи, (Возникновение, изменение, развитие невозможно в изолированном состоянии, оно предполагает связь внутреннего и внешнего.)

Ø принцип тождества логики и теории познания (единство законов развития, тотальность процесса развития, захватывающего природу, и человеческое мышление, и общество)

Ø принцип восхождения от абстрактного к конкретному ,( аккумулируют в себе познавательную возможность законов и категорий диалектики, он организует процесс познания)

Ø принцип единства исторического и логического .(помогает понять, как конкретное в действительности трансформируется в конкретное в познании.)

Закон - объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.

Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики) своей все-общностью и универсальностью, т.к. они:

Охватывают все сферы окружающей действительности;

Раскрывают глубинные основы движения и развития - их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.

3 базовых закона диалектики:

· - единства и борьбы противоположностей;

· - переход количества в качество;

· - отрицания отрицания.

Ø Закон единства и борьбы противоположностей.

Заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи единичными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (день и ночь, зи-ма и лето, горячее и холодное и т.д.).

Единство и борьба противоположных начал - внутренний источник движения и развития всего сущего.

Ø Закон перехода количественных изменений в качественные.

Качество - тождественная бытию определенность, стабильная система определенных ха-рактеристик и связей предмета.

Количество - исчисляемые параметра предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.).

Мера - единство количества и качества. При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. Качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (т.е. системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений):

Ø Закон отрицания

Заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

Сущность и явление;

Форма и содержание;

Причина и следствие;

Единичное, особенное, всеобщее;

Возможность и действительность;

Необходимость и случайность.


В философском словаре диалектика определяется как «наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления», а в учебнике по философии (под редакцией академика И. Т. Фролова, 1989 г.) диалектика рассматривается как «наиболее полное и всестороннее учение о развитии».

Чтобы понять диалектику, надо выяснить некоторые исходные положения. Диалектика, как понятие, употребляется в трех значениях:

1) Под диалектикой понимается совокупность объективных диалектических закономерностей, процессов, действующих в мире независимо от сознания человека. Это диалектика природы, диалектика общества, диалектика мышления, взятая как объективная сторона мыслительного процесса. Это объективная реальность;

2) Субъективная диалектика, диалектическое мышление. Она представляет собой отражение объективной диалектики в сознании;

3) Философское учение о диалектике или теория диалектики. Выступает как отражение отражения. Называется учением о диалектике, теорией диалектики.

Диалектика может быть материалистической и идеалистической. Материалистическая диалектика представляется в виде целостной системы, в которой каждый закон, каждая категория занимают строго определенное место и находятся во взаимосвязи с другими законами и категориями. Знание такой системы позволяет наиболее полно раскрыть содержание всеобщих свойств и связей действительности, всеобщих форм бытия, диалектических закономерностей движения и развития.

Диалектика — наука о наиболее общих законах всякого движения, но прежде всего развития. Ныне в науке аксиоматично и бесспорно положение о том, что наше мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам и поэтому противоречия между ними быть не может

Диалектика как теория развития. Гегель установил, что истина представляется не в виде собранных готовых догматических положений, а заключается в самом процессе познания, в длительном историческом развитии науки, поднимающейся с низших ступеней на все более высокие, но никогда не достигающей наивысшей точки.

Все явления и общественные порядки, сменяющие друг друга в ходе истории, представляют собой лишь преходящие ступени бесконечного развития от низшей ступени к высшей. Каждая ступень необходима и имеет свое оправдание для того времени и для тех условий, которым она обязана своим происхождением. Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного.

Законы диалектики .

1) Закон единства и борьбы противоположностей обычно записывается следующим образом: «наличие противоречий в системе вызывает движение, направленное на разрешение этих противоречий» /прямая формулировка/ и «движение системы означает существование в ней противоречий» /обратная формулировка/. Данный закон позволяет рассматривать эволюцию замкнутой системы, не прибегая к посторонним силам.

2) второй закон диалектики, который принято называть законом перехода количества в качество, чаще всего записывается в следующем виде: накопление незаметных, постепенных изменений в определенный для каждого процесса момент приводит к существенным, коренным, качественным изменениям, к скачкообразному переходу от старого качества к новому.

Наиболее простая и точная структурная формулировка второго закона диалектики выглядит следующим образом: «структурные факторы системы квазиустойчивы». /Закон динамики структур./ В развернутой форме данное утверждение означает, что в течение определенного /длительного/ времени система развивается, сохраняя свою структуру, а затем происходит качественный скачок, выражающийся в замене одной структуры другой.

3) Закон отрицания отрицания. У В. Свидерского: «данный закон содержит в себе четыре основные черты: развитие как отрицание, поступательный характер развития, ступенчатость развития и известное повторение на последней стадии развития некоторых существенных черт первой ступени, но на новой основе». Структурная формулировка третьего закона диалектики: «Структурность системы сохраняется в процессе движения».

· Сущность - нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще.

· Явление - непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия органов чувств субъекта познания. Явление - это проявление сущности.

· Единичность - категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определённость.

· Случайность - такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними дл данного явления причинами. Бывает внешней и внутренней.

· Необходимость - закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения и развития.

· Свобода - способность человека принимать решения и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами.

Уже две с половиной тысячи лет назад вместе с философией зародилась ранняя диалектика.

Диалектика в философии - это теория о закономерности и развитии всего сущего, которое связано между собой. Согласно ей, все в мире имеет внутренние противоречия, которые и становятся главной движущей силой развития.

Первые философы, еще до того, как сформировалось само понятие, уже использовали диалектику для объяснения природы материи, общества, человеческого духа.

Считается, что первым, кто употребил термин «диалектика», стал . Этим понятием он обозначил умение вести диалог и диспут, при котором обсуждается проблема и ищутся пути ее решения через противостояние диаметральных мнений. Учеником Сократа, Платоном, диалектическое мышление было определено как высшая форма метода познания.

Софистам данная концепция использовалась как способ заработка с помощью своего интеллекта. А в средневековье и позже, вплоть до XVIII века под этим термином понималась обычная логика, которую преподавали в школе.

Не признавал диалектику как часть философии и называл ее иллюзорной за то, что эта доктрина не опиралась на опыт, а была метафизична.

Тема диалектики в ее современном значении впервые была затронута Гегелем в его трудах. Он называл ее навыком, который позволяет находить противоположности в самой реальности. В XX веке последователи марксизма пытались развить свое учение, опираясь на данную теорию.

Период античности

Понятие «диалектика» появилось еще в античности. Первоначально она носила стихийный характер.

Наиболее полно суть диалектизации философии изложил Гераклит. Согласно его работам, в мире непрерывно происходит вечный процесс появления и исчезновения. Вслед за ним и другие мудрецы Древней Греции в своих работах воспринимали действительность как изменчивую структуру, которая объединяет в себе противоположности.

Диалектичность философии классического периода заключалась в совмещении идеи вечного движения всего сущего, но представлении Космоса как единого целого, пребывающего в покое.

Сократ много сделал для развития диалектики. Его метод интеллектуальных споров как пути к истине повлиял на всю последующую античную философию.

Платон развил мысль своего учителя, не только проводя поиски истины с помощью вопросов и отчетов, но и объединяя противоречивые сведения о предмете спора в одно целое. Свои работы Платон оформлял в виде диалогов.

Аристотель взял идеи Платона, прибавил к ним учение об идейном потенциале и энергии. В результате возник способ познания реального космоса через обобщение всех движущихся вещей в движение самой действительности.

Традиционная китайская философия

Вопрос диалектичности зародился вместе с самой философией. Это произошло почти одновременно в землях Средиземноморья, Китае и Индии.

Стихийная диалектика была распространена среди обитателей . Первые мудрецы даосизма в своих рассуждениях вывели идеи невозможности существования в мире чего-либо неизменного. Все приходит и уходит, рождается и умирает, появляется и разрушается.

Философские изыскания даосистов, подобно древним грекам, опирались на идею сдвоенности категорий мышления, и поисков их общего начала. Борьба и единство антиподов отразились на двойственности мышления китайских мудрецов. Они искали неразрывное начало в различных, иногда противопоставленных друг другу идеях, образах, символах и понятиях.

Так зародились традиционные символы инь и янь: они противопоставлены друг другу, но взаимосвязаны и на изображении переходят один в другой. Если инь – темное, янь – светлое. Инь переходит в янь – темное светлеет, янь переходит в инь – светлое темнеет.

Инь и янь – это первичные субстанции, которые используются как в философском, так и эзотерическом направлении познания мира.

С помощью данных обозначений была сформулирована основа традиционного китайского учения: лицезреть вечное в суетности мира преходящего и постигать гармонию.

Средние века

Диалектика философии продолжила свое развитие в средневековье. Главенство религиозного монотеизма перевело диалектику в теологическую область. В отличие от античности, ее трактовали уже по-другому. Обычно под этим понятием означалось любое искусство дискуссии, если заданные вопросы и последовавшие ответы были правильными и доводы подобраны правильно, а рассматриваемая тема логически проанализирована еще до того, как была озвучена слушателям.

Диалектичность средневековья по своей сути опиралась на коллективизм феодальное общество.

Мыслители того времени пытались выполнить глобальную цель: обрести рай, на небесах или на земле. Основной проблемой, подлежащей рассмотрению, был переход от несовершенной реальности к идеальному будущему.

В своих учениях религиозные мыслители объединяли земной мир с идеальным небесным миром, от Бога-Сына к Богу-Отцу через Бога-Духа. Их целью оказывалось стремление охватить две ипостаси мира: телесную и духовную, низменную и возвышенную, земное и небесное, жизнь и смерть. И диалектика для средневековых философов выступала как предпосылка для решения данной проблемы.

Стоит отметить, что уже в средние века философия выработала все основные элементы диалектики, которые позднее включил в свои труды Гегель и которые используются и в наше время.

Классическая немецкая философия

С конца XVIII века в истории диалектики наступил новый этап. Связан он с работами немецких философов. В своих научных трудах мыслители Германии сделали основой диалектики понятие идеала. Диалектическое учение стало универсальным методом познания мира. Немецкие мыслители считали диалектику первоначалом бытия.

Работы Канта об антиномии, противоречиях разума стали значительным шагом для всей философии в целом и диалектики как ее части. В них представитель немецкой философии выразил объективные противоречия . Сам Кант считал их причиной самопротиворечия разума. Антитезисы, иллюзии разума, которые тот порождает в стремлении к абсолютному знанию, разоблачаются диалектикой.

Другой философ Германии – Фихте, применил диалектику как способ восхождения от одного к другому через противоположности. Точкой отсчета, относительно взглядов немецкого ученого, является самосознание.

Последователь Канта, философ Шеллинг, развивал в своих трудах понимание противоречивости природных процессов.

Тема диалектики занимает центральное место в работах Гегеля. Многие философы обращались к этой теме до него. Но именно этот философ внес большой вклад в развитие диалектики.

Этим термином он обозначает перерождение одного определения в другое, при котором открылось, что они оба отрицают сами себя, потому что являются односторонними и ограниченными.

Гегель преподнес миру главные законы диалектики в философии:

  1. Отрицание отрицания. Борьба со старым через преемственность развития возвращает к старому, но в новом качестве.
  2. Метаморфозы количества изменений в качество и обратно.
  3. Борьба и единство противоположностей.

Гегель трактовал диалектику как единственно верный, пусть и своеобразный, способ познания, который противостоит метафизике.

Марксизм

Диалектика была одним из главных методов для марксистских философов. Маркс и его последователи пользовались в своих трудах принципом диалектики, переводя его в материалистическую область. В материи происходит отображение самой себя. Она находится в постоянном движении и автономном развитии. В диалектике отражаются материалистические законы развития. Маркс противопоставил Гегелю свою трактовку диалектики. Он считал, что первичен не дух, а материя, вечная и бесконечная. Поэтому и диалектический метод основоположник марксизма использовал для осмысления законов развития действительности, а не теоретических представлений об этом.

Для материализма диалектическое учение являлось в первую очередь закономерностью экономического развития, из это следует, что оно становится закономерностью всего. Диалектику последователи марксизма определяли, как залог развития прогресса по пути глобального благополучия всех людей в мире.

Маркс вывел свою триаду: тезис-антитезис-синтез. Капитализм является тезисом, антитезис представлен диктатурой пролетариата, а их синтезом – достижение общего счастья для всего общества без разделения на классы.

Описывая развитие материи, соратник Маркса Энгельс опирался на труды другого немецкого философа, Гегеля и его законы диалектики:

  • отрицание отрицания;
  • единство и борьба противоположностей;
  • переход из количества в качество.

Особое место в трудах марксизма отведено закону о борьбе противоположностей. Именно опираясь на него, Ленин развил теорию Маркса и пришел к выводу о неизбежности мировой революции пролетариата.

СССР и современная Россия

В период Советского союза единственной разрешенной диалектикой оказалась материалистическая. Сутью этого учения стало то, что старое понятие философии, основанное на теоретических рассуждениях, упразднилось. Ее место занял научный подход. Диалектику философам новой идеологии следовало систематизировать в соответствии с позициями материализма. Выведенные ими законы стали сутью бытия и познания для советских граждан.

По мнению Ленина и его последователей, целью материалистической диалектики стало научное понимание объективной реальности, для чего необходимо обобщение всех человеческих знаний. Советские философы пытались на основе теоретических работ Маркса и Гегеля вывести обоснование идеи Ленина о неизбежном крахе буржуазии и торжестве пролетарского мировоззрения. Именно пролетариат был выведен как воплощение диалектики в мире материи. А сама диалектика – как его теоретическое оружие.

Распад СССР внес свои коррективы, появились новые оригинальные концепции диалектики. Хотя часть мыслителей современности продолжают придерживаться ее марксистко-ленинской трактовки. Многие современные философы России не выступают открыто против материалистической диалектики прошлого, но признают ее устаревшей из-за главного для последователей Ленина революционного принципа: закона единства и борьбы. Хотя отмечается, что материалистическая теория обладает стройной системой законов, которые гармонично связаны между собой.

Современный мир

Современная диалектика развивается в нескольких направлениях. Можно отметить активное использование наработок этого философского учения в различных науках для разъяснения противоречий. В прикладной математике, социологии и психологии. Квантовая механика, генетика, кибернетика, астрофизика – все они обрели теоретическое осмысление законов природы через диалектику.

Приверженцы ее материалистической концепции смогли найти ряд подтверждений своей теории в мире биологии, выявив, что происходит непрерывное изменение живых организмов под воздействием эволюции и метаболизма.

Некоторые современные философы ограничивают диалектику лишь в рамках деятельности человека. Диалектику природы и ее законов вне человеческого общества они не принимают в расчет.

Содержание, которое вкладывается философами в понятие «диалектика» меняется вслед за научным прогрессом. Современная научная картина мира диалектична по своей сути. Любая система рассматривается как конкретное единство и расчлененная целостность одновременно. Во главу всего ставится внутренняя связь вещей, а противоречие выступает как главный принцип научного исследования.

ДИАЛЕКТИКА [греческий διαλεκτική (τέχνη) - искусство вести беседу или спор], одно из основополагающих философских понятий, смысл которого существенно менялся на протяжении истории и в разное время означал искусство ведения беседы или спора, искусство убедительного пустословия, способ поиска истины, метод философского познания, логического движения понятий, философское учение о единстве и противоречивости бытия и т. д.

Диалектика в античности. Родоначальником диалектики считали Парменида («скала Парменида», Гуго Сен-Викторский), Зенона Элейского (Аристотель), Гераклита (последователи Г. В. Ф. Гегеля). Негативное значение диалектики как искусства при помощи ложных доказательств и софизмов выдавать за истину мнимое приписывали софистам. Первое употребление термина «диалектики» в устной форме относят к Сократу, а в письменной - к Платону.

Диалектика Сократа направлена на прояснение и определение понятий и тесно связана с иронией (притворством) и майевтикой («повивальным искусством» мысли и истины). Первая развёрнутая трактовка диалектики дана Платоном, для которого диалектика как «царское искусство» является умением «ставить вопросы и давать ответы» (Собр. соч. М., 1990. Т. 1. С. 182, 622). Платон противопоставил диалектику как способ беседы или рассуждения, направленного на поиск объективной истины, эристике - как методу спора, имеющему дело с субъективной правотой. Диалектика Платона состоит как в различении, так и в обобщении: в различении всего по родам и в «природной способности охватывать взглядом единое и множественное» (Там же. М., 1993. Т. 2. С. 176). Способность к диалектике тесно связана с познанием подлинного и вечно тождественного по своей природе бытия: минуя ощущения, диалектика при помощи одного лишь разума устремляется к сущности любого предмета вплоть до постижения сущности блага - вершине умопостигаемого.

Развиваемое Аристотелем понятие диалектики весьма многозначно: диалектика «прокладывает путь к началам всех учений» (Соч. М., 1978. Т. 2. С. 351), является «искусством ставить наводящие вопросы» (Там же. С. 556), трактует единое и многое, делая из многого одно (выдвижение посылок) и из одного многое (выдвижение возражений), противостоит софистике (мнимой мудрости), эристике, имеющей целью спор ради спора или мнимой победы, философии, изучающей само сущее как таковое, а не привходящие свойства вещи. Включая в себя искусство испытывания, диалектика сходна с риторикой, ибо обе занимаются выводами из противоречивых посылок и имеют дело с противоположностями. В «Аналитике» диалектика предстаёт учением о правдоподобном или вероятном. В отличие от доказывающих силлогизмов, исходящих из истинных положений, диалектические силлогизмы исходят лишь из правдоподобных посылок, основанных на мнении или на том, что кажется правильным. В то же время к диалектическим доводам Аристотель относил не только силлогизмы (дедукцию), но и наведение (индукцию). В «Топике» диалектика понималась Аристотелем в качестве некоей изначальной части логики - способа, «при помощи которого мы в состоянии будем из правдоподобного делать заключения о всякой предполагаемой проблеме и не впадать в противоречие, когда сами отстаиваем какое-нибудь положение» (Там же. С. 349). Вследствие этой двусмысленности представления о диалектике у Аристотеля в средневековой схоластике возникли споры об отношении диалектики к аналитике, о том, охватывает ли диалектика всю логику и как следует понимать её вероятность или правдоподобность. Во всех последующих интерпретациях диалектики так или иначе просматриваются аристотелевские или платоновские черты.

Диалектика стоиков - учение о правильном споре при помощи рассуждений вопросноответного типа, «наука о том, что есть истина, что ложь, а что - ни то ни другое», «наука об обозначениях и обозначаемом» (Диоген Лаэртий. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986. С. 266), добродетель, необходимая всякому мудрецу. Слава в искусстве диалектики таких стоиков, как Хрисипп, была такова, что многим казалось: «если бы боги занимались диалектикой, они бы занимались диалектикой по Хрисиппу» (Там же. С. 300). У некоторых стоиков (Марк Аврелий) диалектика отождествлялась с логикой, однако чаще она всё же понимается как её часть наряду с риторикой и наукой об определениях и канонах. В этом случае диалектика распадалась на область означаемого, включающую разделы о представлениях, суждениях, рассуждениях и т.п., и область звука, включающую разделы о частях речи, неправильных оборотах, софизмах и т. д.

Эпикур и его последователи отвергали диалектику, заменяя её каноном и называя диалектиков «вредителями». С ними полемизировал Цицерон, видевший в диалектике искусство суждения в отличие от топики, или искусства нахождения.

Диалектика в средние века. Согласно Августину, диалектика «учит учить; она же учит учиться: в ней обнаруживает себя разум и показывает, что он такое, чего хочет, что может. Она знает знать; она одна не только хочет, но и может делать знающими» (Творения блаженного Августина, епископа Иппонийского. К., 1879. Ч. 2. С. 210). Разделяя риторику и диалектику, Августин утверждал полезность диалектики для понимания Священного Писания. Именно на Августина ссылался Абеляр в полемике против так называемых антидиалектиков (Пётр Дамиани и др.), доказывая необходимость диалектики для богословия, ибо она обеспечивает истинность доводов и разоблачает лживость софистических доказательств, позволяя тем самым опровергать «нападки еретиков».

В средние века диалектика прочно входила в состав семи свободных искусств, которые делились на тривиум (грамматика, диалектика и риторика) и квадривиум (арифметика, музыка, геометрия, астрономия). Гуго Сен-Викторский различал диалектику и логику; если грамматика является искусством правильной речи, а риторика - искусством убеждения, то диалектика - это искусство спора, отделяющего истину от лжи. Ибн Рушд разделял риторику, диалектику и аподейктику, причём диалектика соотносилась у него с аристотелевскими правдоподобными силлогизмами, а аподейктика - с доказательными. Оппозиция диалектики в схоластике существовала и в более поздний период. Для П. де ла Раме и его сторонников диалектика оказывалась всего лишь искусством диспута (сравни: Butner W. Dialectica Deutsch. Das ist Disputierkunst. Eisleben, 1574).

В поздний период схоластики диалектика преимущественно употреблялась как синоним логики. Отождествление диалектики и логики сохраняется вплоть до 18 века.

Диалектика в Новое время была подвергнута массивной критике параллельно с критикой традиционной формальной логики и аристотелизма. Ф. Бэкон, понимая под диалектикой аристотелевскую логику как некий вид «атлетики», утверждал, что она «содействовала скорее укоренению и как бы закреплению ошибок, чем расчистке пути для истины» (Соч. М., 1977. Т. 1. С. 64): её порок состоит в пренебрежении опытом и в том, что она не ведёт к открытию истины. Свои надежды Бэкон связывал с развитием индукции, однако и остававшийся на позициях дедукции Р. Декарт тем не менее продолжил критику «уз диалектики», поскольку «истина часто ускользает из этих уз, а те, кто ими пользуется, сами оказываются запутанными в них» (Соч. М., 1989. Т. 1. С. 110-111). Диалектика нуждается для своих умозаключений в посылках, которые она сама не может доставить, так что на смену диалектике как школьной логике должна прийти новая логика, которая «учит надлежащему управлению разумом для приобретения познания ещё не известных нам истин» (Там же. С. 308-309).

Постепенно возникает двухчастное деление логики на аналитику, обладающую доказательной силой, и на диалектику, имеющую дело с вероятным (Schmidt J. А. Logica positiva sive dialectica et analytica. Jena, 1687; Darjes J.G. Introductio in artem inveniendi seu logicam theoretico-practicam, qua analytica atque dialectica. Jena, 1742). Под влиянием этой традиции новая интерпретация диалектики была дана И. Кантом. Кант выдвинул идею новой науки - трансцендентальной логики, которая в отличие от традиционной формальной логики определяет происхождение, объём и объективную значимость неэмпирических, или априорных, знаний. Трансцендентальная логика распадается на аналитику - «логику истины» и диалектику - «логику видимости» (Критика чистого разума. М., 1994. С. 120). При этом Кант порывает с аристотелевской традицией понимания диалектики как «учения о вероятности». Хотя трансцендентальная диалектика способна вскрыть видимость трансцендентных, то есть выходящих за границы опыта, суждений, однако она не способна полностью искоренить её, ибо подобная видимость оказывается неизбежной и естественной для человека иллюзией. Наибольшее влияние на дальнейшее развитие диалектики оказало кантовское учение об антиномиях, то есть противоречиях законов чистого разума. Формулируя о мире четыре пары противоречащих друг другу тезисов и антитезисов, Кант с равным успехом доказывал как первые, так и вторые. Выход из создавшегося положения он усматривал в том, что, поскольку мир является трансцендентальной идеей, а не вещью самой по себе, то в первых двух антиномичных парах одновременно ложны как тезис, так и антитезис, тогда как в двух последних и тезис, и антитезис могут быть одновременно истинными соответственно для вещей самих по себе или для явлений. Наряду с учением об антиномиях и идеей трансцендентальной логики, которую некоторые интерпретаторы неоправданно считали неким прообразом диалектической логики, большой резонанс для дальнейшего развития диалектики имело также кантовское учение о трёхсоставности каждой из его четырёх групп (классов) категорий, причём «третья категория возникает всегда из соединения второй и первой категории того же класса» (Там же. С. 89) при помощи особого акта рассудка.

Хотя И. Г. Фихте практически не пользовался термином «диалектика», называя свой метод «синтетическим», тем не менее этот метод его наукоучения, при котором противоречие, возникающее в основоположении, разрешается в новом основоположении, в дальнейшем получил название антитетической диалектики. Для Фихте антитетический приём в сравниваемых предметах ищет признак, в котором они противополагаются друг другу, а синтетический приём - признак, в котором они равны друг другу. Образец натурфилософской диалектики усматривался и в учении Ф. В. Шеллинга о полярности природы.

Если для Аристотеля диалектика выступала как наука о мышлении, так что противоречия, о которых он говорил, были противоречиями мышления, то Ф. Шлейермахер и Г. В. Ф. Гегель порывают с этой традицией. Шлейермахер исходит из соответствия бытия и мышления: причинная связь внешней действительности соответствует логической связи понятий. У Гегеля, обосновывавшего совпадение структуры мышления со структурой бытия, на первый план в истолковании диалектики выдвигаются противоречия самого бытия, и диалектика предстаёт «вообще принципом всякого движения, всякой жизни и всякой деятельности в сфере действительности» (Энциклопедия философских наук. М., 1975. Т. 1. С. 206). В качестве предшественников гегелевской диалектики стали рассматриваться Гераклит из Эфеса, неоплатоники и др.

Диалектика у Гегеля «составляет природу самого мышления», ярким примером её является развёртывание понятия, движущегося от первых пустых и лишённых содержания определений к определениям всё более содержательным. В центре гегелевской диалектики - триада тезис - антитезис - синтез, охватывающая три последовательных момента развёртывания «логически-реального» - «абстрактный, или рассудочный», «диалектический, или отрицательно-разумный» (имманентное «снятие» односторонних конечных определений рассудка и их «переход в свою противоположность»), и, наконец, «спекулятивный, или позитивно-разумный», в свою очередь снимающий это противопоставление и удерживающий оба предшествующих момента в их «конкретном единстве» (Там же. С. 201). Именно к Гегелю восходит противопоставление метафизики и диалектики как двух философских методов, из которых первый является механистичным, не учитывающим движения и развития.

Наряду с неприятием гегелевской диалектики многими мыслителями (А. Шопенгауэром и др.) предпринимались попытки её трансформации. Так, для Л. Фейербаха диалектика состоит в диалоге: «Истинная диалектика не есть монолог одинокого мыслителя с самим собой, это диалог между Я и Ты» (Соч. М., 1995. Т. 1. С. 144). У С. Кьеркегора диалектический переход от одной «жизненной стадии» к другой осуществлялся не мышлением, как у Гегеля, а волей, выбором, прыжком, так что диалектика приобретает экзистенциальный характер. К. Маркс, поставив задачу материалистического преобразования метода Гегеля, при этом отзывался о его диалектике как о «могучей, вечно деятельной движущей силе мысли» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М., 1970. Т. 41. С. 222). Идеи Маркса о материалистической диалектике попытался конкретизировать Ф. Энгельс, понимая диалектику как «науку о всеобщих законах развития природы, человеческого общества и мышления» (Там же. М., 1961. Т. 20. С. 145). Сформулированные Энгельсом так называемые законы диалектики, восходящие к Гегелю, - единство и борьба противоположностей, переход количественных изменений в качественные, отрицание отрицания - стали существенным элементом диалектического материализма - официальной философии советского периода. В рамках диалектического материализма предпринимались безрезультатные (по причине нерешённости проблемы противоречия) попытки разработать некую диалектическую логику, призванную в отличие от традиционной формальной логики учитывать не только форму, но и содержание мышления.

Развитие диалектики в западном неомарксизме связано, прежде всего, с франкфуртской школой. Пафос «негативной диалектики» Т. Адорно направлен на разоблачение ложного тождества всеобщего и особенного: отрицание, раскрывающее эту нетождественность, перестаёт быть моментом перехода к какому-либо синтезу. Традиция С. Кьеркегора получила продолжение в 20 веке в диалектической теологии (К. Барт, Р. Бультман и др.).

Диалектика была подвергнута критике К. Поппером за двусмысленность и неоправданные претензии на фундаментальную роль в познании, альтернативную формальной логике.

Активное использование понятия диалектики в советский период практически в любом контексте с целью оправдания тех или иных политических решений привело к известной дискредитации самого термина, отягощённого в силу этого негативными коннотациями в современном российском философском языке.

Лит.: Heimsoeth Н. Transzendentale Dialektik. Ein Kommentar zu Kants Kritik der reinen Vernunft. В., 1966-1971. Bd 1-4; История античной диалектики. М., 1972; История диалектики XIV-XVIII вв. М., 1974; История диалектики. Немецкая классическая философия. М., 1978; Идеалистическая диалектика в XX столетии. М., 1987; Философия Гегеля: проблемы диалектики. М., 1987; Prantl С. von. Geschichte der Logik im Abendlande. 8. Aufl. Bristol, 2001. Bd 1-4; Лосев А. Ф. Диалектика мифа. М., 2001; Жильсон Э. Философия в средние века. М., 2004.

. Диалектика (греч. dialektice - вести беседу, спор) - учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учений универсальный метод мышления и действия. В истории философии сложились три основные формы диалектики :

а) античная, которая была наивной и стихийной, поскольку опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон и др.);

б) немецкая классическая, которая была разработана Кантом, Фихте, Шеллингом и особенно глубоко Гегелем;

в) материалистическая, основы которой были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом.

В центре внимания диалектики всегда была проблема развития. В материалистической диалектике развитие - философская категория, выражающая процесс движения, изменения органических целостных систем - материальных (прежде всего) и духовных. Наиболее характерными чертами данного процесса являются: возникновение качественно нового объекта (или его состояния), направленность, необратимость, закономерность, единство количественных и качественных изменений, взаимосвязь прогресса и регресса, противоречивость, спиралевидность формы (цикличность), развертывание во времени.

Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем видит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему. И сама она является лишь отражением этого процесса в мыслящем мозгу.

В историческом развитии складывается основная проблема соотношения диалектики ; объективной и диалектики субъективной. Объективная диалектика - это диалектика природы и материальных общественных отношений. Субъективная диалектика - это диалектика процесса познания и мышления людей. При этом субъективна она лишь по форме. Возникает вопрос, какая диалектика первична: диалектика субъективная или диалектика объективная.

Зачастую, когда говорят о диалектике, без особых оговорок рассуждают об объективной и субъективной диалектике как об одном и том же, что в какой-то мере оправданно.

2). Основные законы диалектики. Рассматривая вопрос о происхождении законов диалектики, Энгельс отмечал, что эти законы абстрагируются из истории природы и общества, ибо сами эти законы суть не что иное, как наиболее общие законы обеих этих фаз исторического развития, а также законы мышления. Эти законы, говорил Энгельс, по сути дела, сводятся к трем законам:


  • закон перехода количества в качество и обратно;

  • закон единства и взаимного проникновения противоположностей;

  • закон отрицания отрицания.
Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает суть процесса развития. Его источником является противоречие (единство противоположностей). Противоположности - это такие стороны, моменты, предметы, которые одновременно:

а) неразрывно связаны;

б) взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и водном и том же отношении;

в) взаимопроникают и - при определенных условиях - переходят друг в друга (положительное - отрицательное, ассимиляция - диссимиляция, теория - практика, материальное - идеальное и др.).

Единство (тождество) конкретных противоположностей образует противоречие (диалектическое). Кратко суть рассматриваемого закона может быть выражена формулой: разделение единого на противоположности, их борьба и разрешение в новом единстве. Тем самым развитие предстает как процесс возникновения, роста, обострения и разрешения многообразных противоречий, среди которых определяющую роль играют внутренние противоречия данного предмета или процесса. Именно они и выступают в , движущей силы их развития.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений вскрывает всеобщий механизм развития: то, каким именно образом оно происходит. Основные категории закона - качество, количество, мера, скачок.

Качество - философская категория, выражающая относительную устойчивость предметов и явлений. Это такая внутренняя определенность предмета, благодаря которой он является именно данным, а не другим предметом и с изменением которой он превращается в нечто иное. Качество предметов обнаруживается через их свойства.

Свойство - сторона предмета, проявляющаяся в его способности определенным образом взаимодействовать с другими предметами.

Количество - философская категория, выражающая такую определенность предмета, изменение которой в соответствующих границах непосредственно не означает превращения данного предмета в другой. К количественной определенности предмета относятся: величина составляющих его элементов, объем, размеры, степень выраженности и интенсивность развития его свойств, темпы протекания процессов, скорость изменения предметов и другие числовые характеристики.

Мера - философская категория, выражающая целостное единство качественной и количественной определенностей предмета. Это количественные границы существования данного качества, интервал, внутри которого количественные изменения не вызывают качественных изменений. Данный интервал может быть сравнительно широк или очень узок, превращаясь порой в точку. Значение границ этого интервала изменяется с изменением условий, положение границ может быть нечетким и трудноопределимым - особенно это относится ко многим социальным и духовным явлениям.

а) перерыв постепенности, непрерывности количественных изменений прежнего явления, а не количественных изменений вообще, которые никогда не прекращаются;

б) быстроту изменений: «скорость» скачка, темпы его протекания, интенсивность и глубина изменений гораздо выше, чем в границах меры;

4. Отношения симметрии, структурные, системные и иные взаимосвязи, пространственные и временные корреляции и др., рассматриваемые в рамках так называемых общенаучных подходов и формулируемые в виде соответствующих закономерностей.

5. Взаимоотношения между определенными «парными» или любыми иными категориями материалистической диалектики, отражающими своеобразные «срезы» реальной действительности и самого процесса познания, кроме, разумеется, категорий причины и следствия.

а) объективной, так как присуща прежде всего реальному миру, чувственно-предметной деятельности людей, выражает реальные отношения вещей;

б) существенной, конкретно-всеобщей. Будучи отражением существенного в движении универсума, любой закон присущ всем без исключения процессам данного класса, определенного типа (вида) и действует всегда и везде, где развертываются соответствующие процессы и условия:

в) необходимой, ибо будучи тесно связан с сущностью, закон действует и осуществляется с «железной необходимостью» в соответствующих условиях;

г) внутренней, так как отражает самые глубинные связи и зависимости данной предметной области в единстве всех ее моментов и отношений в рамках некоторой целостной системы;

д) повторяющейся, устойчивой, так как закон есть прочное (остающееся) в явлении, закон - идентичное в явлении, закон - «спокойное отражение явлений. И потому всякий закон узок, неполон, приблизителен» Он есть выражение некоторого постоянства определенного процесса, регулярности его протекания, одинаковости его действия в сходных условиях .

В методологии научного исследования, особенно при изучении причинных явлений, играют главенствующую роль две особых группы законов – динамические и статистические.

Динамические закономерности - объективные, необходимые существенные связи и зависимости, характеризующие поведение относительно изолированных объектов (состоящих из небольшого числа элементов), при исследовании которых можно абстрагироваться от многих случайных факторов. Предсказания на основе динамических закономерностей (в отличие от статистических) имеют точно определенный, однозначный характер.

Динамическая закономерность обычно понимается как форма причинной связи, при которой данное состояние системы однозначно определяет все ее последующие состояния, в силу чего знание начальных условий дает возможность точно предсказать дальнейшее развитие системы. Динамическая закономерность действует во всех автономных, мало зависимых от внешних воздействий системах с относительно небольшим числом элементов. Она определяет, например, характер движения планет в Солнечной системе.

Статистические закономерности - форма проявления взаимосвязи явлений, при которой данное состояние системы определяет все ее последующие состояния не однозначно, а лишь С определенной вероятностью, являющейся объективной мерой возможности реализации заложенных в прошлом тенденций изменения. Подобный (вероятностный) характер предсказаний обусловлен действием множества случайных факторов. Необходимость, проявляющаяся в статистических законах , возникает вследствие взаимной компенсации и уравновешивания множества случайностей. Данные закономерности взаимосвязаны с динамическими, но не сводятся к ним.

Статистическая закономерность возникает как результат взаимодействия большого числа элементов, составляющих коллектив, и поэтому характеризует не столько поведение отдельного элемента, сколько коллектива в целом. Необходимость, проявляющаяся в статистических законах, возникает вследствие взаимной компенсации и уравновешивания множества случайных факторов.

1. ПОНЯТИЕ ДИАЛЕКТИКИ, ЕЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ.

2. ДИАЛЕКТИКА КАК СИСТЕМА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.

3. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ И МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ.

Понятие диалектики, ее исторические формы

В истории философии традиционно развивалась такая область фи­лософствования, как диалектика. В ней проблема бытия осмысливает­ся под своеобразным углом зрения - с точки зрения единства и движе­ния, изменчивости всего сущего. Диалектика - это философское уче­ние о всеобщих (универсальных) связях бытия, о движении и развитии всего сущего. Наряду с этим она является также и способом философс­кого мышления, с помощью которого окружающий человека матери­альный мир воспринимается как единое, противоречивое и динамич­ное целое. Своими средствами диалектика раскрывает картину мира как Универсума, в котором происходят неумолимые процессы смены форм, состояний и эпох. Основная проблема для нее - движение развитие как фундаментальные характеристики мироздания.

В философии употребляется понятие объективной диалектики, под которой понимаются процессы взаимодействия и развития, царящие во внешнем, материальном мире. Напротив, субъективная диалектик; является всего лишь отражением этих процессов в головах людей и представляет собой движение человеческих мыслей и представлений.

В античной философии существовала стихийная диалектика, ко­торая была результатом простого созерцания окружающего мира фи­лософами того времени. Осмысление природы движения имело место в школе элеатов (Парменид, Зенон). Платон и Аристотель стремились найти источники развития мира, а Сократ пытался исследовать дви­жение человеческого познания. Основателем же диалектической тра­диции принято считать Гераклита, который сформулировал важней­шие идеи диалектики. Философ считал, что природа представляет со­бой единое и неделимое целое ("огонь", "мировой пожар"). В данном случае образ огня использовался Гераклитом как символ вечной ди­намики, ведь огонь никогда не бывает в застывшем, успокоившемся состоянии. Все сущее в этом мироздании изменчиво, все течет, и нет ничего застывшего. Мир состоит из противоположных начал, и все они взаимодействуют друг с другом. Гераклит выделял такие пары противоположностей, как вечное и преходящее. Бог и человек, жизнь и смерть, солома и золото и т.д. Борьба противоположностей являет­ся источником изменения и развития всего сущего, главным законом бытия. Мир, с точки зрения диалектической философии, - это сплош­ной поток возникновения и уничтожения, объединения и распада.

Диалектическая мысль существовала и в философии средних веков, что проявилось в творчестве ряда мыслителей той эпохи. Так, П.Абеляр применял диалектику в качестве способа достижения истины путем об­суждения различных суждений. А.Августин создал учение о развитии всемирной истории, выделив ней периоды детства, юности, зрелости, ста­рости и смерти. Фома Аквинский выдвинул и обосновал идею иерархич­ности, т.е. упорядоченности мира, который якобы был сотворен Богом.

Диалектика в философии и естествознании эпохи Возрождения и Но­вого времени развивалась такими известными мыслителями, как Д.Бруно, Н.Кузанский, Р. Декарт, Б.Спиноза. С позиций диалектического мышле­ния они рассматривали развитие природы как великого целого, выделяли и анализировали в ней внутренние и внешние взаимосвязи и противоре­чия. Так, Кузанский рассматривал окружающий мир как единство конеч­ного и бесконечного, огромную космическую машину. Эта машина являет собой многое в одном, пронизанное непрерывным развитием от простого к сложному. Источником динамики мира, по убеждению мыслителя, явля­ется Бог как возможность и творящая причина всего сущего.

Однако в силу господства в науке механики и математики, в XVII - XVIII вв. все еще преобладала механистическая, упрощенная картина мира как проявление метафизического (недиалектического) мышле­ния. Большинство ученых предпочитало рассматривать вещи и про­цессы мира в их обособленности друг от друга, вне великих связей, а значит - не во взаимодействии и движении. Впрочем, в XVIII в. была выдвинута идея прогресса мировой истории (Ж.Кондорсе, Ф.Вольтер}, но в то время она еще не укоренилась в науке.

Особое место в истории философской мысли занимает идеалисти­ческая диалектика классической немецкой философии. В ее рамках И.Гердер обосновывал идею развития мировой культуры, смены ее форм и состояний. И.Кант исследовал логику движения познавательного процесса, вскрыв антиномии (противоречия) этого процесса. Ф.Шел­линг подчеркивал полярный характер процессов природы и наличие в ней сложной иерархии.

Очень большой вклад в формирование диалектической философии внес Г.Гегель. Этот немецкий философ исходил из того, что источником всего сущего является абсолютная идея ("мировой разум"), которая, раз­вивая свое неисчерпаемое содержание, воплощает себя в различных фор­мах бытия (в природе, в обществе) и придает им единство. В.С.Соловьев заметил в связи с этим, что для Гегеля природа есть как бы чешуя, кото­рую сбрасывает в своем движении "змея абсолютной диалектики". Гегель особо выделял роль противоречия как внутреннего источника и Движущей силы развития, характеризуя его как "корень всякого движения" и всякой "жизненности". Саморазвитие философ представлял в виде триады "тезис-антитезис-синтез", которой он придавал универсальное (всеобщее) значение.

Основная заслуга Гегеля в истории диалектики состояла в том, что он, по словам Ф. Энгельса, впервые сумел представить природный и социальный мир в виде процесса, т.е. закономерной смены форм и состояний. Им было разработано учение о всемирной истории ("европоцентризм"), ее логике и внутренних связях. Немецкий мыслитель старался подчеркнуть, что окон­чательные, завершенные результаты познания и практики человека невоз­можны. Гегель сформулировал также основные законы диалектики, кото­рые дают представление об источниках, механизмах и формах развития. Однако его философия была, по словам Энгельса, "колоссальным недо­носком", поскольку она наделяла способностью к развитию лишь абсо­лютную идею. Тем самым природа лишалась внутренних источников раз­вития и обрекалась вечно воспроизводить одни и те же состояния, двига­ясь как бы по замкнутому кругу. Духовное начало рассматривалось Геге­лем как нечто несравненно более высокое, нежели природное начало. В этом смысле диалектика Гегеля была, по выражению К. Маркса, искажена и перевернута с ног на голову, затушевывая и даже мистифицируя подлин­ные причины развития природы и общества.

Материалистическая диалектика в классической марксистской фи­лософии в корне отличалась от идеалистической диалектики Г.Гегеля, хотя и имела тесную связь с ней. Маркс и Энгельс освободили гегелевс­кую диалектику от мистической формы и сохранили ее основное рацио­нальное зерно - идею развития, превратив ее в инструмент философско­го исследования мира. Ф.Энгельс любил подчеркивать, что природа дви­жется в вечном потоке и круговороте, являясь "пробным камнем" для диалектики и естествознания. В марксизме идея развития была всесто­ронне применена к изучению общественных явлений, прежде всего - социально-классовых отношений, истории частной собственности и го­сударства, эпох в развитии общества. Диалектика, как теория и метод, в первую очередь была подчинена целям обоснования коммунистической идеи, неизбежности становления нового общества. Марксистская диа­лектика была политизирована, излишне схематична и чрезмерно заря­жена потенциалом социальной конфликтное™ и борьбы. Основополож­ники марксизма подчеркивали, что диалектика ни перед чем не прекло­няется и по своей сути критична и революционна. Они отмечали, что для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного, безусловного и святого. Везде и во всем она видит печать изменений, и ничто не сможет устоять перед диалектикой, кроме неумолимого процес­са возникновения, становления и неизбежной гибели всего сущего. По определению В.ИЛенина, диалектика -это "живая душа" марксизма.

Диалектика развивалась также в ряде зарубежных течений и школ. К их числу следует отнести, в частности, теорию эмерджентной (твор­ческой) эволюции {А. Уайтхед и др.). Франкфуртскую школу (Т.Адор-но и др.), теорию социального конфликта (Р.Дарендорф).

В русской философии диалектические идеи развивались А.И.Гер­ценом, В.И.Лениным и другими материалистами, представителями рус­ского космизма (К.Э.Циолковский. В.И.Вернадский и др.). Тема един­ства мира и его духовной эволюции представлена в творчестве В. С. Со­ловьева, Н.А.Бердяева. С.Л.Франка.

Диалектика, как теория развития и метод мышления, является значительным пластом истории философской культуры. Ее основная идея - идея развития всего сущего - явилась результатом не только созерцания мира, но и отражением в философии восходящего, т.е. про­грессивного развития человечества, науки и практики. Рассматривая мир как единое и динамичное целое, она тем самым является обобще­нием материала естественных и иных наук.

Новое на сайте

>

Самое популярное