Домой Нумерология судьбы Почаевский свято-духовский монастырь. Свято-Духов мужской монастырь в с. Задушное Епархиальный мужской монастырь Свято духовский мужской монастырь

Почаевский свято-духовский монастырь. Свято-Духов мужской монастырь в с. Задушное Епархиальный мужской монастырь Свято духовский мужской монастырь

Начало истории монастыря связано с чудесными явлениями, которое, согласно преданию, совершилось в этих заросших густым лесом горах в году. Согласно повествованию составленному от имени Туркула, благочестивого помещика из Тарнополя (ныне Тернополь), в ночь 25 ноября того года он был в лесу вместе с другими охотниками, числом до тридцати человек. Когда охотники развели большой огонь и собрались вокруг, с западной стороны раздались раскаты грома направляющиеся постепенно к горе, на которой находились охотники. Затем гром прекратился, а над огнём появился олень. Охотники стали стрелять в оленя и выпустили пятнадцать стрел, а он всё стоял спокойно и неподвижно. Когда они подошли поближе, олень скрылся, оставив по себе след в виде огненного шнурка, один конец которого был на земле, а другой скрывался в облаках. Пораженные таким видением, охотники возвратились к своему месту. Все они пришли к тому убеждению, что это есть какая-то непостижимая тайна Божия. Ночь до утра провели без сна, а на другой день все разъехались по домам. Через некоторое время охотники вновь прибыли на место дивных видений и увидели нечто новое: огненный шар, явившийся на одной горе, переместился на другую гору - ту, где впоследствии возникла Почаевская лавра .

Собственно основание монастыря-скита на месте чудесных видений предание относит к году. Согласно этому повествованию, скит Святого Духа был основан греческим подвижником преподобным Мефодием .

Основные источники о древней истории монастыря - Почадевская летопись (некогда утраченная и вновь частично обретенная) и Жизнеописание преподобного Мефодия - остаются спорными.

Униатский период и угасание скита

После того как монашеская жизнь на Скит-горе прекратилась, оставшиеся строения от времени обрушились и покрылись мусором. Гора превратилась в заброшенное место, которое со временем поросло лесом. Сохранилась лишь память об обители, закрепившаяся в простонародном названии горы - "Скиток".

Возрождение и закрытие

Проект храма для возрождаемого скита составил составил старший инженер строительного отделения при Волынском губернском правлении Л. И. Альбертус. Владыка Модест одобрил план храма, а по поводу названия нового скита указал в своей резолюции следующее:

желательно посвятить такому празднику, в который мог бы стекаться летом народ…может быть можно посвятить Святому Духу и праздновать на второй день Пятидесятницы , чтобы крестным ходом из Лавры и других соседних приходов переносить святую Икону на этот день, или для большего торжества еще что-нибудь установить. Пятидесятницу народ празднует три дня, следовательно, может идти и в скит помолиться .

В заботе об ускорении и удешевлении первоначальных строительных работ, духовный собор лавры 15 марта года благословил перенести пустующий дом со Всехсвятской церковью из лаврской киновии в скит 17 марта того же года начались работы по разборке дома. Тем временем, 18 марта житель Почаева Аркадий Годовицкий построил из лаврского материала дом для рабочих, под которым находились два погреба. 21 мая 1901 года на второй день Пятидесятницы была совершена торжественная закладка соборной церкви в честь сошествия Святого Духа на апостолов . Чин возглавил архиепископ Волынский Модест при стечении множества клириков и мирян, сошедшихся на "Скиток" четырьмя крестными ходами.

На строительство Свято-Духова храма понадобилось 64 тысячи кирпичей. Штукатурка была изготовлена из алебастра. Строителями храма стали жители села Радзивилов Стефан Лукасевич и его помощники. Из московского колокольно-литейного завода братьев Самгиных в марте 1901 года был доставлен колокол, отлитый на средства благочестивой жительницы Санкт-Петербурга Анны Ильиной. Она также пожертвовала много икон и утвари, а также две тысячи рублей на благоустройство обители. Храмовый иконостас был изготовлен калязинским купцом и мастером по резке иконостастов Макарием Васильевичем Шишкиным из соснового и липового дерева покрытого красным золотом; иконостас был доставлен в скит в январе года. В году был освящён нижний храм соборной церкви, ставший одним из первых престолов во имя новопрославленного преподобного Серафима Саровского .

Нагнетание националистической нетерпимости на Западе обособившейся Украины сделали монастырь одной из мишеней для борцов с русским влиянием и православной верой. Не раз муссировалась идея о закрытии лавры и скита, или передачи этих монастырей государству с перспективой дальнейшего обращения в униатство . В этот период угрозы и политическое нападки сделались обычным фоном монастырской жизни.

Настоятели

  • Прп. Мефодий (1219 - ?)

Униатский период Серафимо-Дивеевского Свято-Троицкого монастыря

Документы, литература

  • Центральный государственный исторический архив Украины во Львове, ф. 684, оп. 1, д. 3266, л. 1-3; д. 3264, л. 1-15.
  • Государственный архив Тернопольской области (ГАТО), ф. 258, оп. 1, д. 4409, л. 2-5; д. 4757, л. 14; оп. 2, д. 1565, л. 85-87; оп. 3, д. 295, л. 261.
  • Амвросий (Лотоцкий) , архим., Сказание о Почаевской Успенской Лавре , Почаев, 1878, с. 12.
  • Левицкий В., Материалы по истории Почаевской Лавры , Почаев, 1912, т. 1, с. 156, 160.
  • Почаевский листок , 1903.
  • Описание Почаевской успенской Лавры , Почаев, 1904, с. 118.
  • Почаївський Свято-Духівський монастир-скит , Почаев, 2003, с. 19, 33.

Использованные материалы

  • Серпенинов Валентин, "Свято-Духов скит Почаевской лавры: исторический путь", официальный сайт Кафедры Церковной истории Московской духовной академии, 26 мая 2015:
  • http://history-mda.ru/publ/svyato-duhov-skit-pochaevskoy-lav...tml , со ссылкой на Государственный архив Тернопольской области (ГАТО), ф. 258, оп. 1, д. 4757, л. 14.

Дата публикации или обновления 01.02.2017

  • Оглавление:
  • Юбилей Свято-Успенской Почаевской Лавры
    Свято-Духовской монастырь.

    Летопись истории Свято-Духовского скита уходит в седые века, когда тут совершал свои подвиги преподобный Мефодий. На одной из Почаевских гор, поздней осенью 1197 года, Мефодий воздвиг маленькую часовенку. А в 1219 году на вершине той горы был заложен монастырь с храмом Преображения Господнего. Монастырь отличался строгостью иноческой жизни; настоятель обители Мефодий был для братии примером в молитве и в труде. Слава святой обители, овеянной чудесами Богородицы, росла и ширилась, а сам монастырь становится центром духовного просвещения на Западной Руси. Здесь была основана богословская школа, а несколько позже и типография. Стены часовенки и монастырского храма были летописными страницами обители. Её насельники записывали тут все важные события монастырской жизни.

    Начертано было и о тех бедствиях, которые, по попущению Господнему, не миновали и монастырь: два раза он подвергался разорительным нападениям, три раза свирепствовала моровая язва - третий раз столь жестоко, что умерли почти все монашествующие. В живых осталось в монастыре только пять иноков. Все эти беды обрушились на монастырь в конце XVI - начале XVII веков. Монахи переселяются к своим собратьям на соседнюю западную гору, где Матерь Божия оставила след Своей правой Стопы, источающий целебную воду, и где творились чудеса от Её иконы . С переселением братии в Почаевский монастырь теряется история обители преподобного Мефодия.



    Вратарная церковь преподобного Онуфрия Великого.

    Чтобы восстановить древний монастырь из запустения, Почаевская Лавра в 1901 году заложила на месте древней обители теперешний скит во имя Святого Духа.

    Богомольцы поднимаются на скит-гору, заросшую тенистыми лесными деревьями и старым садом Поднявшихся на гору богомольцев встречает вратарная церковь Онуфрия Великого . На просторной, ровной площадке стоит стройная каменная Свято-Духовская церковь, своей архитектурой напоминающая древнюю. Слева от неё келии для братии, а за ней - церковь во имя Всех Святых и домик наместника скита. Внизу под Свято-Духовской церковью расположена зимняя церковь во имя преподобного Серафима Саровского . Именно здесь был освящен один из первых во всем мире престол в память Серафима Саровского и храму подарена икона преподобного Серафима, написанная на куске того самого камня, на котором святой подвижник простоял в молитве тысячу дней и ночей.


    Собор Святого Духа.


    Церковь Всех Святых.


    Часовня в честь Богоявления Господня.

    Во времена атеистических гонений скит был закрыт. Монахов переселили в Лавру , хозяйство монастыря разорили, храмы осквернили. Всё, что представляло какую-либо ценность, забрали тогда в местный музей атеизма. Почти три десятилетия господствовали безбожники на скит-горе, и только в 1990 году возобновились богослужения, началась духовная и хозяйственная жизнь Свято-Духовского монастыря.

    Усердием братии монастыря восстановлена вратарная церковь Онуфрия Великого и церковь Всех Святых, построен братский корпус, возведена каменная стена-ограда. Братия, пришедшая сюда с разных мест нашего отечества для спасения своей души, вновь ввела тот же древний общежительный устав. Их молитвенная, духовная и трудовая жизнь совершается в духе православной традиции русского монашества.

    Становление Свято-Духова монастыря относится к первой четверти 12 века. Основан он был учениками просветителя вятичей - преподобного священномученика Иоанна Кукши.

    Первоначально монастырь располагался близ нынешней деревни Кресты Новосильского района Орловской области и насчитывал около 600 человек братии, умевших не только исполнять церковные требы, но и при необходимости с оружием в руках постоять за православную веру и Отечество…К примеру, в 1380 году группа монахов Свято-Духова мужского монастыря в составе засадного полка, в который входила новосильская дружина, участвовала в Куликовской битве.

    В 1495 году монастырь был переведен с большой елецкой на литовскую дорогу и расположился близ Новосиля. Со временем здесь были возведены три великолепных храма, жилые и хозяйственные постройки, обнесенные каменной монастырской оградой. Форпост православия располагал крепким подсобным хозяйством. Но, как и прежде, в лихую годину всегда выставлял своих ратников на защиту Отечества. В частности, прослеживается прямая взаимосвязь Свято-Духова монастыря с результатами знаменитого Судбищенского сражения(1555 год).

    По челобитной игумена Свято-Духова монастыря Симона о необходимости укрепления новосильской крепости и в целом засечной оборонительной линии от крымских татар и нагайцев (это также подлинный исторический факт!) в 1644 году монастырь посещал первый государь из династии Романовых – Михаил Федорович. Он несколько дней гостил у игумена, затем тщательно осмотрел городскую крепость, побеседовал с военачальниками. Сделав необходимые выводы, государь тут же распорядился значительно усилить гарнизон крепости. Новосильским пушкарям, стрельцам и казакам была выдана грамота за владение землей. Затем данное государево решение было распространено на все засеченные рубежи Руси Великой.

    Неоднократно бывал в Свято-Духовом мужском монастыре и Алексей Михайлович Романов, тишайший и мудрейший правитель государства российского, сумевший, как известно, существенно упорядочить отечественное законодательство (Свод законов). Несомненно, что духовные наставления Алексей Михайловича в монастыре также оказали благотворное влияние на его деятельность.

    Без преувеличения можно сказать, что Свято-Духов мужской монастырь испокон века был местом, особо почитаемым у православных христиан. За духовным советом сюда ехали не только императоры и влиятельные государственные мужи. Сюда тянулись вереницы паломников со всей земли русской. Здесь находилась одна из величайших российских святынь – чудотворная икона Святителя Николая, привезенная в Новосиль в 1153 году второй женой Юрия Долгорукого Ольгой, являвшейся также родной сестрой византийского императора Мануила. Икона эта была настолько почитаема на Руси, что в благоприятное летнее время ее регулярно возили по городам и весям России (вплоть до 1917 года). После прихода к власти одержимых сатанинской идеей, большевиков след чудотворной иконы теряется. Какова ее дальнейшая судьба, неизвестно.

    Закрыт Свято-Духов монастырь был в 1918 году. Разрушили же его коммунисты в 1934 году: были взорваны два храма – Свято-Никольский с Крестовоздвиженским приделом и во имя Нерукотворенного Образа Христа Спасителя. Чудом уцелел лишь храм Святой Живоначальной Троицы, поскольку его решили использовать в качестве складского помещения для хранения зерна и запасных частей к сельхозмашинам. Жилые и хозяйственные постройки обители, а также монастырская ограда были полностью разрушены.

    В период Великой Отечественной войны храм Святой Живоначальной Троицы был сильно поврежден. От него остались лишь центральная часть с полуразрушенным куполом, алтарь и некоторые несущие конструкции трапезной.

    После войны храм Святой Живоначальной Троицы тоже использовали в качестве складного помещения. На территории монастыря руководители местного колхоза устроили машинный двор, поставили емкости с горюче-смазочными материалами. И эта вакханалия продолжалась десятилетия…

    К моменту возобновления монастырской жизни большинство построек оказались частично или полностью разрушенными. Первоначально имел статус прихода.

    Возрождение свято-Духова монастыря было начато в 2004 году по благословению схиигумена и духовника Оптиной пустыни, а ныне духовника Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла схиархимандрита Илия.

    Решением Священного Синода от 27.12.2005 (Журнал № 117) приход преобразован в епархиальный Свято-Духов мужской монастырь.

    В 2010 году продолжена кладка западной и южной частей монастырской ограды со сторожевыми башнями и часовней, начато возведение южной части монастырской ограды с площадкой. Продолжена реставрация монастырского храма Святой Живоначальной Троицы. Активно велись работы по возведению храмового комплекса, разводке газопровода и отопительных сетей. Продолжилось благоустройство монастырской территории. К настоящему времени восстановлены притвор и трапезная часть храма Святой Живоначальной Троицы, ведутся работы по реставрации центральной части и алтаря этого храма. Построена северная часть монастырской ограды с въездными вратами и двумя сторожевыми башнями, на 70 процентов выполнена кирпичная кладка восточной и западной частей ограды, начато возведение южной. Построены сторожка, богадельня, трапезная с кухней для монахов и послушников, завершается строительство двухэтажного братского корпуса и теплого гаража. Пробурена артезианская скважина и выполнена разводка водопровода и канализации в богадельне. К основным монастырским объектам проложен подземный газопровод.

    Восстановление Свято-Духовой обители ведется в соответствии с перспективным планом застройки на основе сохранившихся историко-архитектурных сведений и фотографий монастыря начала ХХ века. Все делается для того, чтобы воссоздать древнейшую православную святыню в ее былой красе и величии.

    Постоянную попечительскую заботу и поддержку в сложном и многотрудном деле по возрождению обители мы ощущаем со стороны нашего духовника о. Илия. Дай, Господи, ему здоровья на многие лета. Он терпеливо и настойчиво проводит работу по формированию дружного и сплоченного коллектива братии монастыря. Вновь прибывающих в обитель послушников мы принимаем по благословению батюшки Илия. Он всегда с величайшей радостью приезжает к нам на постриг. Братии в Свято-Духовом монастыре, слава Богу, с каждым годом все прибавляется. К настоящему времени уже насчитывается девять монахов (в т.ч. три иеромонаха и два иеродиакона) и семь послушников. Добросовестно, во славу Божию, выполняют работы по реставрации и строительству монастырских объектов пятнадцать трудников.

    Игумен Александр (Маслов)

    Городское. Свято-Духовский монастырь. Несколько лет назад среди леса в Коростышевском районе на Житомирщине владыка Житомирский и Овруцкий Изяслав попал в аварию. «Жигули» - вдребезги, водитель остался без передних зубов. Жизнь ему спас большой камень, который лежал на перепутье. Именно он не дал машине владыки «посрезать» сосны.

    «По-видимому, Бог захотел, чтобы я еще немного походил по белому свету» , - объясняет отец Изяслав.

    Удивительное спасение натолкнуло отца на мысль положить начало среди леса - Святодуховский мужской монастырь. Кстати, на Житомирщине сегодня четыре монастыря УПЦ Московского патриархата (два из них женские), и два недавно основанных - Киевского патриархата.

    Находится монастырь в Коростышевском районе недалеко от села Новогородицкое , ехать надо мимо домов, затопленных гранитных и щебенных карьеров, добраться до густого соснового леса, который можно увидеть лишь на Полесье. И вот из кустов, будто в другой мир, машина неожиданно выезжает на берег большого озера.

    На другой стороне видно сооружения из желтого соснового кругляка. О том, что это и есть Святодуховский монастырь, извещают церковные звоны. Обители уже отметили три года как освятили храм.

    Я долго искал для монастыря тихое место, где бы сама природа говорила о благодати Божьей. И Господь сам указал нам на него, - говорит игумен Антоний (Киевский патриархат). - А остальное благодаря вере Божьей мы построили собственноручно.

    По всему видать, что четыре монаха Святодуховского монастыря тяжело работали. Посреди двора появилась небольшая церквушка, с обеих сторон - трапезная, кельи и хозяйственные помещения. Всего около десятка деревянных сооружений. Из камня возведен лишь большой фундамент с колоннами. На нем планируют поставить величественную каменную церковь.

    Ежедневно на службу к святому месту приходят крестьяне. Как рассказала одна жительница ближайшего хутора, она безгранично благодарная Богу и людям, которые построили здесь храм. Ведь в округе это единственное место, где отправляют службу. Да и в тяжелый час можно спросить совет у монахов. Монахов же очень радует, что среди верных много молодежи и детей. Каждый раз все больше.

    Миряне действительно не оставляют братьев в одиночестве. Идя к церкви, обязательно несут в подарок монахам муки или крупу. Так как знают: им негде взять поесть. Три гектара леса, отведенного монастырю, не уродили, потому что хвоя «забивает» всякую огородину. Но и здесь не обошлось без Божьей ласки. Самое вкусное монахи изловчились добывать из озера! Много килограммовые карпы и щуки, которые украшают праздничный трапезный стол, красноречиво свидетельствуют - быть монахам рыбаками! Как святой Петр.

    Становление Свято-Духова монастыря относится к первой четверти 12 века. Основан он был учениками просветителя вятичей - преподобного священномученика Иоанна Кукши.

    Первоначально монастырь располагался близ нынешней деревни Кресты Новосильского района Орловской области и насчитывал около 600 человек братии, умевших не только исполнять церковные требы, но и при необходимости с оружием в руках постоять за православную веру и Отечество…К примеру, в 1380 году группа монахов Свято-Духова мужского монастыря в составе засадного полка, в который входила новосильская дружина, участвовала в Куликовской битве.

    В 1495 году монастырь был переведен с большой елецкой на литовскую дорогу и расположился близ Новосиля. Со временем здесь были возведены три великолепных храма, жилые и хозяйственные постройки, обнесенные каменной монастырской оградой. Форпост православия располагал крепким подсобным хозяйством. Но, как и прежде, в лихую годину всегда выставлял своих ратников на защиту Отечества. В частности, прослеживается прямая взаимосвязь Свято-Духова монастыря с результатами знаменитого Судбищенского сражения(1555 год).

    По челобитной игумена Свято-Духова монастыря Симона о необходимости укрепления новосильской крепости и в целом засечной оборонительной линии от крымских татар и нагайцев (это также подлинный исторический факт!) в 1644 году монастырь посещал первый государь из династии Романовых – Михаил Федорович. Он несколько дней гостил у игумена, затем тщательно осмотрел городскую крепость, побеседовал с военачальниками. Сделав необходимые выводы, государь тут же распорядился значительно усилить гарнизон крепости. Новосильским пушкарям, стрельцам и казакам была выдана грамота за владение землей. Затем данное государево решение было распространено на все засеченные рубежи Руси Великой.

    Неоднократно бывал в Свято-Духовом мужском монастыре и Алексей Михайлович Романов, тишайший и мудрейший правитель государства российского, сумевший, как известно, существенно упорядочить отечественное законодательство (Свод законов). Несомненно, что духовные наставления Алексей Михайловича в монастыре также оказали благотворное влияние на его деятельность.

    Без преувеличения можно сказать, что Свято-Духов мужской монастырь испокон века был местом, особо почитаемым у православных христиан. За духовным советом сюда ехали не только императоры и влиятельные государственные мужи. Сюда тянулись вереницы паломников со всей земли русской. Здесь находилась одна из величайших российских святынь – чудотворная икона Святителя Николая, привезенная в Новосиль в 1153 году второй женой Юрия Долгорукого Ольгой, являвшейся также родной сестрой византийского императора Мануила. Икона эта была настолько почитаема на Руси, что в благоприятное летнее время ее регулярно возили по городам и весям России (вплоть до 1917 года). После революции след чудотворной иконы теряется. Какова ее дальнейшая судьба, неизвестно.

    Закрыт Свято-Духов монастырь был в 1918 году. Разрушили же его коммунисты в 1934 году: были взорваны два храма – Свято-Никольский с Крестовоздвиженским приделом и во имя Нерукотворенного Образа Христа Спасителя. Чудом уцелел лишь храм Святой Живоначальной Троицы, поскольку его решили использовать в качестве складского помещения для хранения зерна и запасных частей к сельхозмашинам. Жилые и хозяйственные постройки обители, а также монастырская ограда были полностью разрушены.

    В период Великой Отечественной войны храм Святой Живоначальной Троицы был сильно поврежден. От него остались лишь центральная часть с полуразрушенным куполом, алтарь и некоторые несущие конструкции трапезной.

    После войны храм Святой Живоначальной Троицы тоже использовали в качестве складного помещения. На территории монастыря руководители местного колхоза устроили машинный двор, поставили емкости с горюче-смазочными материалами. И эта вакханалия продолжалась десятилетия…

    К моменту возобновления монастырской жизни большинство построек оказались частично или полностью разрушенными. Первоначально имел статус прихода.

    Возрождение свято-Духова монастыря было начато в 2004 году по благословению схиигумена и духовника Оптиной пустыни, а ныне духовника Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла схиархимандрита Илия.

    Решением Священного Синода от 27.12.2005 (Журнал № 117) приход преобразован в епархиальный Свято-Духов мужской монастырь.

    В 2010 году продолжена кладка западной и южной частей монастырской ограды со сторожевыми башнями и часовней, начато возведение южной части монастырской ограды с площадкой. Продолжена реставрация монастырского храма Святой Живоначальной Троицы. Активно велись работы по возведению храмового комплекса, разводке газопровода и отопительных сетей. Продолжилось благоустройство монастырской территории. К настоящему времени восстановлены притвор и трапезная часть храма Святой Живоначальной Троицы, ведутся работы по реставрации центральной части и алтаря этого храма. Построена северная часть монастырской ограды с въездными вратами и двумя сторожевыми башнями, на 70 процентов выполнена кирпичная кладка восточной и западной частей ограды, начато возведение южной. Построены сторожка, богадельня, трапезная с кухней для монахов и послушников, завершается строительство двухэтажного братского корпуса и теплого гаража. Пробурена артезианская скважина и выполнена разводка водопровода и канализации в богадельне. К основным монастырским объектам проложен подземный газопровод.

    Восстановление Свято-Духовой обители ведется в соответствии с перспективным планом застройки на основе сохранившихся историко-архитектурных сведений и фотографий монастыря начала ХХ века. Все делается для того, чтобы воссоздать древнейшую православную святыню в ее былой красе и величии.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное