Домой Нумерология судьбы Русская православная церковь в риме. Самые интересные церкви и соборы рима. Римские реликвии, почитаемые православными

Русская православная церковь в риме. Самые интересные церкви и соборы рима. Римские реликвии, почитаемые православными

ПРАВОСЛАВНАЯ РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ В РИМЕ

во имя святителя Николая Чудотворца

ИСТОРИЯ

Русская церковь в Риме - самая старинная из русских церквей в Италии. По представлению Коллегии Иностранных Дел 6 октября 180Зг. Император Александр Первый подписал указ 06 учреждении "греко-российской церкви" при Римской миссии. Был утвержден штат с одним священником и двумя "церковниками" (т.е. псаломщиками). Св. Синоду было поручено к весне 1804г. "приготовить церковь со всею к оною потребностию". Первоначально предполагалось ее освятить во имя Свв. первоверховных Апостолов Петра и Павла - вероятно, в знак признания Рима как владетеля мощей Апостолов и как кафедры Св. Петра.

Борьба с Наполеоном отвлекла Россию от церковного "проекта": храм при миссии был устроен лишь спустя 20 лет после подписания Высочайшего указа - в 1823г. Однопрестольный храм во имя Святителя Николая Чудотворца разместили в посольском доме, на Корсо 518. Впоследствии церковь кочевала из одного дома в другой: с 1828г. она была в палаццо Одескальки на пл. Святейших Апостолов, с 1836г. по 1845г. - в палаццо Дориа Памфили на пьяцца Навона, с 1845г. - в палаццо Джустиниани близ Пантеона, с 1901г. - в палаццо Менотти на пьяцца Кавур и с 1932г. - в современном помещении.

Как и все другие заграничные церкви, Римская была включена в состав С.-Петербурской епархии, но во многом, прежде всего - материально, зависела от Министерства Иностранных Дел и именовалась Посольской.

Первым постоянным священником стал с 1827г. по 1831г. иеромонах Иринарх (в миру -Яков Дм. Попов, сконч. 1877г.). который прежде служил в домовой церкви кн. Голицыной-Терди в Бергамо.

Его сменил в 1836г. иеромонах Герасим (сконч. 1849г., похоронен в Неаполе), которого. перевели в Рим из временно упразднённой миссии с церковью во Флоренции. В I844r. в Венеции о. Герасим был посвящен в сан архимандрита. С этого времени настоятелями Римской церкви назначались священники из "черного" духовенства в этом сане.

С 1849г. по 1852г. настоятелем был архимандрит Феофан (Авсенев; сконч. 1852r., похоронен на кл. Тестаччо). Из профессоров Киевской Духовной Академии, затем с 1852г. по 1855г. - архимандрит Иаков, бывший прежде игуменом Кирилло-Белозерского монастыря.

В 1860-1864 гг. в Риме настоятельствовал архимандрит Палладий. Сменивший его в 1864-1866 гг. архимандрит Порфирий (в миру - Георгий Ив. Попов; сконч. 1866г., похоронен на кл. Тестаччо) был, помимо всего прочего, духовным писателем - его перу, в частности, принадлежат "Письма из Рима", печатавшиеся в "Православном обозрении".

Следующему архимандриту. Гурию (впоследствии - архиеп. Таврический) пришлось испытать тяготы политики: в 1866г. произошел временный разрыв отношений между Россией и Папским государством, вследствии чего русский священник перед самой Пасхой был выслан в Неаполь.

В 1867г. Имп. Александр Второй утвердил новый штат римской церкви в составе архимандрита-настоятеля, диакона и двух псаломщиков.

Следующими римскими настоятелями были: в 1871-77гг. архимандрит Александр (в миру - Андрей Кульчицкий), в 1878-80гг. - архимандрит Николай, в 1880-81гг. - архимандрит Митрофан, в 1881-84гг. архимандрит Никон (в миру - Филипп Егорович Богоявленский), в 1884-97гг. - архимандрит Пимен. (в миру - Дмитрий Дмитриевич Благово; сконч. 1897г., похоронен на кл. Тестаччо). Архимандрит Пимен занимает видное место в истории русской культуры. Высокообразованный, из старинного дворянского рода, он принял в 1880г. монашеский постриг. Его главный литературный труд, "Рассказы бабушки, собранные ев внуком Д. Д. Благово", стал своеобразным памятником целой Русской эпохи. В Риме архимандрит Пимен вместе с послом Н. Н. Влангали устроил русский странноприимный дом Св. Станислава (ныне - собственность польской католической Церкви), собрал ценную библиотеку, написал свои собственные воспоминания о московской жизни.

Сменившему архимандрита Пимена архимандриту Клименту (в миру - Константин Верниковский) принадлежит почин строительства русского храма. Идея сооружения церкви в "Римско-католическом Престольном граде" обсуждалась уже давно. Начало было положено вдовой надворного советника Елизаветой Ковальской, которая 1880г. обратилась в Св. Синод с просьбой разрешить соорудить за свой счёт храм на кл. Св. Лаврентия (Verano), дабы "почтить память супруга. служившего в Риме". Церковные власти решили навести справки в Риме. Русский посол, барон Икскуль, на запрос Св. Синода ответил так: "Храм во всемирном центре римско-католической веры должен соответствовать высокому значению Православия и, по крайней мере, не уступать в размерах и изящности некатолическим храмам, которые с 1870г. строятся в Италии... средства Ковальской не достаточны...". В результате вдова разрешения не получила.

Архимандрит Климент (вподследствии - еп. Винницкий) с самого начала своего настоятельства заявил о "потребности иметь православный храм, отвечающий достоинству Православия и величию Отечества". Уже в 1898г. начался сбор средств, который в 1900г. был официально разрешен Имп. Николаем Вторым, внесшим "царскую лепту" в 10 тыс. рублей. Для сбора средств архимандрит Климент выежал даже в Москву, где ему удалось получить деньги от Великих князей Сергея Александровича и Михаила Николаевича. от московских фабрикантов и сибирских золотопромышленников - всего было собрано 265.000 итал. лир. Граф Л.А. Бобринский (сконч. 1915г.) обещал подарить для строительства храма свой дом и сад в центре Рима (Villa Malta).

К сожалению, новый настоятель, назначенный в 1902г.. архимандрит Владимир (в миру - Всеволод Путята). стал вести иную линию: поставил под сомнение ценность участка Бобринского (Villa Malta отошла наследникам Бобринского, а затем - о.о. иезуитам) и предложил искать другое место, отверг первоначальную кандидатуру, арх. М.Т. Преображенского, строителя русской церкви во Флоренции, и стал продвигать своего кандидата, арх. Н.Ю. Янга. Споры разделили участников церковного строительства, но дело все-таки продолжалось: в 1906г. был образован Строительный Комитет, в который вошли российские дипломаты в Италии, члены Русской колонии и архимандрит Владимир.

С именем архимандрита Владимира связана первая в истории Русской Церкви попытка устроения Западно-Европейской епископской кафедры. Вопрос был поставлен впервые в 1897г. архиепископом финляндским Антонием (Вадковским). впоследствии - С.-Петербурским митрополитом. Посол в Риме А.И. Нелидов через Министерство Иностранных Дел деятельно поддержал идею. Летом 1907г. архимандрит Владимир был хиротонисан во еп Кронштадского, викария С.-Петербурской епархии для заведования всеми русскими православными заграничными церквами (за исключением Константинополя и Афин). К сожалению, Западно-Европейская епархия, по невыясненным причинам, через два года была упразднена. В 1911г. еп. Владимир покинул Рим.

В 1912-14 гг. здесь служил архимандрит Дионисий, который, в частности, издал "Спутник русского православного богомольца в Риме" (1912г.). При ним строительное дело не прекращалось: осенью 1913г. Имп. Николай Второй разрешил сбор пожертвований по всей России, а летом 1914г. Госбанк открыл особый счет в С.-Петербурской конторе. Строительный Комитет составил обращение к православным России с патетическими словами: "... Престол Божий поставлен в наемной квартире».

С 1914г. по 1916г. в церкви настоятельствовал архимандрит Филипп, убиенный после революции в России. В 1915г. он сформировал новый состав Строительного Комитета, возглавленный кн. С.С. Абамелеком-Лазаревым. Князь навязал Комитету другого, уже третьего по счёту, архитектора - Винченцо Моральди. Проект итальянца был подвергнут экспертизе и серьезной критике арх. В.А. Субботина, надзиравшего тогда за строительством русской церкви в Бари. Комитет все же принял проект и при содействии Моральди приобрел на имя российского посольства участок на наб. Тибра, близ Понте Маргерита (Lungo Tevere Arnaldo da Brescia). Смерть в 1916г. Абамелек-Лазарева и события в России оборвали храмостроительство (в 1924г., земельный участок был захвачен советским посольством, а затем - продан).

Новый этап в истории церкви связан с назначением в Рим в 1916г. архимандрита Симеона (в миру - Сергей Григорьевич Нарбеков). По словам Митрополита Евлогия -" хороший, вздумчивый монах" ("Воспоминания". Париж. 1947г. с. 434) - архимандрит Симеон служил здесь почти полвека - он умер в 1969г. и похоронен на кл. Тестаччо. Весной 1921г. архимандрит Симеон основал римский приход, в который вошло около ста полноправных члена, и организовал Приходской Совет, возглавленный б.ген.консулом Г.П. Забелло. Таким образом домовая церковь при российском (в перспективе - советском) посольстве, находившаяся в. ведении Министерства Иностранных Дел. стала независимой, приходской. В приход как почетный член вошла королева Эллинов Ольга Константиновна из Дома Романовых (в 1926г. ее отпевал арх. Симеон).

Крупным успехом стало утверждение за приходом статуса юридического лица, Еnte Могаle, по королевскому указу от 14 ноября 1929г. Следующим важным событием было вступление прихода во владение особняком М.А. Чернышевой ("Палаццо Чернышев"). Княжна Чернышева (сконч. 1919г.) завещала русской церкви свой дом на виа Палестро еще в 1897г., но из-за юридических осложнений приход официально получил наследство лишь в 1931г. 10 апреля 1932г. в ним была освящена вновь устроенная церковь - убранство перенесли из палаццо Менотти с piazza Cavour. Проект церкви был составлен архитектором кн. В.А. Волконским и инженером Ф. Поджи. Устройству нового храма материально помогли княгиня С.Н. Барятинская (в память покойного мужа В.В. Барятинского), княжна С.В. Гагарина (в память покойных родителей), а также королева Италии Елена Савойская (Черногорская).

Первоначально римская община вошла в устроенную Митрополитом Евлогием Западно-Европейскую Епархию с центром в Париже: указом Св. Тихона, патриарха Всероссийского, от 5 мая 1922г. Митрополиту Евлогию было поручено управление русскими заграничными приходами. Архимандрит Симеон был назначен благочинным русских церквей в Италии. Однако в 1927г., как писал Митрополит Евлогий, "из личной преданности Митрополиту Антонию", он перешел под его омофор (Архиерейский Синод Русской Православной Церкви за границей). Из-за особого положения православной общины в Риме, она находилась до 1985г. в непосредственном подчинении Председателю Архиерейского Синода (с 1950г. резиденция Синода находится в Нью-Йорке).

В послереволюционный период общине много помогла кн. М.П. Абамелек-Лазарева. Урожденная Демидова (сконч. 1955г.), жившая в Пратолино, под Флоренцией. а также на вилле покойного мужа в Риме (сейчас Villa Abamelek - резиденция российского посла). Княгиня выплачивала содержание настоятелю и некоторым прихожанам. В 1921г. она получила почётное звание "попечительница храма".

Некоторую материальную поддержку оказали также сербское и болгарское посольства. Вторая Мировая война привела в Италию множество "перемещенных лиц", которым община всячески помогла. Церковная жизнь была также временно оживлена православными из состава Союзнических войск. В 1950-60-хх гг. римский приход опекал беженский лагерь Latina и дом дальневосточных беженцев Villa Olanda под Турином.

С 1946г. в Риме архимандриту Симеону сослужили игумен (впоследствии -архимандрит) Каллист (сконч. 1964г.), который прежде, с 1935г. по 1945г. был настоятелем в С.-Ремо и архимандрит Зосима (сконч. 1960г.). Когда в середине 1950-х гг. престарелый архимандрит Симеон ушёл на покой, архимандрит Каллист стал настоятелем церкви. В 1965г. на Свято-Никольский приход был назначен протоиерей Виктор Ильенко. В 1960-х гг. община состояла в подчинении преосв. Антонию. архиепископу Женевскому.
В 1984г. о. Виктора сменил о. Михаил Маклаков, по происхождению - американец. Община вступила в конфликт с новым настоятелем из-за его жесткой антиэкуменической линии и по ряду иных материальных причин, о. Михаилу Маклакову пришлось покинуть Рим.

Поиски устойчивого канонического положения привели приход опять под омофор Западно-Европейской Архиепископии, во главе которой тогда был архиепископ Георгий (Вагнер). Указом от 25 ноября 1985г. настоятелем был временно назначен сербский священник, профессор Богословского института в Париже, протоиерей Николай Чернокрак. В феврале 1987г. настоятелем был назначен протоиерей Михаил Осоргин, который также является настоятелем парижской церкви Покрова Пресвятой Богородицы и Преподобного Серафима Саровского.

Если к началу 1980-х гг. русская община в Риме, в основном, состояла из старой эмиграции, то уже с середины 1980-х гг., когда Рим стал одним из транзитных пунктов "новоэмигрантов" (бывших советских граждан, искавших новые возможности на Западе) численность прихожан стала быстро возрастать. Многие вновь приезжие приняли в Риме Святое Крещение, венчались, крестили своих детей, некоторые осели в Италии, другие сохранили связь с церковью в иных местах жительства.

Кроме русских прихожан церковь окармливает сербов (община традиционно справляет Сербскую Славу), коптов, болгар, румын и православных итальянцев. До постройки посольской греческой церкви (Via Sardegna, 153) в приходе состояли и греки.

УБРАНСТВО

При устройстве церкви трехэтажный особняк Чернышевой был значительно переделан. Под храм была отведена правая половина первого этажа. Строительный проект был составлен инженером Ф. Поджи и архитектором кн. В.А. Волконским, который много заботился об этом храмостроительстве. Была принята идея сооружения крестообразной в плане церкви, но, к сожалению, близость соседнего участка не позволила устроить левую "ветвь" креста. Со стороны двора была сделана особая пристройка с полукруглой апсидой для передней части церкви (начиная с солеи). Были убраны внутренние перегородки и сооружены арки, придавшие залу уютный вид. Алтарь и предалтарные арки были выложены золотой мозаикой и зеленым мрамором, придающим храму - особенно при дополнительном освящении - нарядный, праздничный вид.

На парадной лестнице, при входе в церковь, водружены мраморные памятные доски с выражением молитвенной благодарности устроителям Свято-Никольского русского храма: архимандриту Симеону, княжне М.А. Чернышевой и княгине С.Н. Барятинской.

Хотя церковь часто переезжала с одного места на другое и подвергалась ограблениям, большая часть старинного и ценного убранства все-таки сохранилась. Подлинным украшением храма стал иконостас, сооруженный в 1830-х гг.. в основном, на средства посла при Папском Дворе, кн. Г.И. Гагарина. Композиция деревянного, выкрашенного под белый мрамор и местами вызолоченного иконостаса принадлежит арх. К.А. Тону. Однорядный высокий иконостас в классическом стиле напоминает работу этого мастера для Казанского собора в Петербурге. На фризе иконостаса - надпись: "Благословен Грядый во Имя Господне".

Иконостас увенчан четырехконечным крестом. Образа иконостаса написаны в академической манере. Наибольшую ценность, конечно, имеют брюлловские Царские Врата.

В письме, датированным 27 сентябрём 1838г. Карл Брюллов так писал в Общество поощрения художников: "Теперь все русские художники, находящиеся в Риме, взяли на себя согласие Господина посланника (Кн. Г.И. Гагарина - М.Т.) пожертвовать для украшения оной своими трудами, мне досталось написать Царские двери". Художник написал шесть медальонов на меди, диаметром около 35 см. Наиболее удачны образа Евангелистов, сделанные очень выразительно, хотя и не по иконописным канонам.

Местные образа Спасителя и Божией Матери написаны худ. Гофманом, причем в изображении Богородицы видно влияние (по крайней мере, композиционное) "Сикстинской Мадонны".

Правые дверы украшены прекрасным храмовым образом Св. Николая Чудотворца (худ. Ф. Бруни), левые - образом Св. Александра Невского (худ. А. Марков). Иконы представляют Небесных покровителей Имп. Николая Первого, при котором иконостас сооружался, и Имп. Александра Первого, при котором римский храм был основан.

Над Царскими Вратами, по канону, было водружено изображение Тайной Вечери (худ. Габерцетель), ныне помещенное над алтарным сводом. До переноса в особняк Чернышевой иконостас имел и два боковых образа - дар Вел. кн. Елены Павловны - которые пришлось демонтировать. Это - иконы Св. царицы Елены (акад. И. Ксенофонтов) и Св. великомученицы Екатерины (акад. П. Плещанов), которые сейчас перемещены в правое боковое отделение.

На Горнем Месте прежде находилось живописное изображение Распятия (худ. Яненко), ныне оно - в церковной ризнице.

В 1855г. иконостас был отреставрирован и благоукрашен на средства архимандрита Иакова. В начале века староста Н.А. Протопопов снабдил церковь за свой счет богатой ризницей, утварью, иконами. Он же хотел устроить за правым клиросом придел во имя Святителя Алексия в память о рождении Наследника, но Св. Синод отклонил эту идею.

К числу достопримечательностей храма также относятся:

Чтимая Иверская икона Божией Матери, писанная в 1901г. насельниками Св. Афона в память Имп. Александра Третьего, с надписью на обратной стороне (у клироса),
четыре иконы из мастерской худ. Малышева, писанные в Сергиевом Посаде в 1893г.; две - Св. Николая Чудотворца и Св. Александра Невского, в киотах, (прежде стояли на клиросах, теперь - в правом боковом отделении) и два больших образа Спасителя и Божией Матери (у левой стены),
парсуна святителя Иоасафа Белгородского, написанная еще до прославления Святого (над свечным ящиком),
крест-мощевик, дар греческого королевича Христофора Георгиевича (в алтаре), малая икона Св. княгини Ольги, дар ее автора, королевны Марии, дочери Королевы Эллинов Ольги Константиновны,
большой образ Божией Матери "Вратарницы". Или "Портаитиссы", работа афонского монаха Виктора Каравогеоргаса (на задней стене),
18 малых икон Киевских Святых, в двух общих рамах, в васнецовском стиле, из мастерской Плахова (в боковом отделении),
14 малых икон-"праздников" в трёх общих крестообразных рамах,
два витража: слева - Спаса Вседержителя, справа - Божией Матери (по краям солеи), большой образ святителя Саввы Сербского, работы Лидии Родионовой, дар братьев-сербов Саввы и Спиро Расковичей (на левой стене), образ Божией Матери "Знамение" работы Вадима Зайцева-Лукомского (в правом боковом отделении), резной аналой греческой работы с иконой Божией Матери (у левой стены).
За полтора века евхаристической жизни, во всех ев проявлениях, в том числе - в материальной и художественной - в храме утвердилась намоленная, тёплая обстановка.

КЛАДБИЩЕ "ТЕСТАЧЧО"

История русской церкви в Риме неразрывно связана с кладбищем "Тестаччо". называемым иначе "Некатолическим" (acattolico) и "Протестанским". По регламенту кладбища, утвержденному в 1921г. и отредактированному в 1953г. здесь хоронят "граждан-некатоликов", хотя члены Католической Церкви также могут быть погребены здесь в могилах своих "некатолических" родных.

Первые протестанские захоронения у холма Тестаччо близ Пирамиды появились в середине XVIII века, однако долгое время "некатолические" похороны могли проходить только ночью, а на могилах была запрещена установка крестов (до 1870г.).

Постоянные погребения православных подданных России на "Тестаччо" начались с 1830-х гг., после того, как в Риме появилась постоянная русская церковь.

Вплоть до Первой Мировой войны кладбищем де-факто управляло Германское посольство, купившее в 1894г. новый участок земли. В 1921г. выл конституирован Генеральный Комитет из представителей "некатолических" стран, который выбирает

Администратора кладбища.

На кладбище похоронены священники римской церкви; архимандриты Феофан (сконч. 1852г.), Порфирий (сконч. 1866г.), Пимен (сконч. 1897г.), Зосима (сконч. 1960г.), Каллист (сконч. 1964г.), Симеон (сконч. 1969г.), протоиерей X. А. флеров (сконч. 1927г.), псаломщики А.Г. Рождественский (сконч. 1849г.), П. Зотиков (сконч. 1855г.). П.Ф. Долоцкий (сконч. 1893г.): старосты: П.В. Ден (сконч. 1971г.), А.А. Мясоедов (сконч. 1988г.), жертвователи: М.А. Чернышева (сконч. 1919г.), семья Забелло, семья Барятинских, представители видных российских родов: Гагарины. Голицыны. Волконские, Юсуповы, Барятинские, Мещерские, Строгановы, Трубецкие, Оболенские, Щербатовы, Шереметевы и др., генералы: А.А. Карнеев (сконч. 1840г., И.Ф. Паскевич (сконч. 1843г.), Н.А. Врангель (сконч. 1927г.), И.П. Астахов (сконч. 1935г.). П.П. Богаевский (сконч. 1961г.), дипломаты: Н.В. Муравьев (сконч 1908г.), Г.Г. Лермонтов (сконч. 1908г.), В.В. Жадовский (сконч. 1916г.), А.Н. Купренский (сконч. 1923г.), художники: М. Тамаринский (сконч. 1841г.), И.С. Серебянин (сконч. 1842г.), П. Петровский (сконч. 1842г.), К.М. Клемченко (сконч. 1849г.), К.П. Брюллов (сконч. 1852г.), К.В. Григорович (сконч. 1855г.), А.И. Иванов (сконч. 1863г.), П.Н. Орлов (сконч. 1865г.), И.П. Панфилов (сконч. 1876г.), С.П. Постников (сконч. 1880г.), Я.Г. Хапалов (сконч. 1886г.), П.А. Сведомский (сконч. 1904г.), А.А. Сведомский (сконч. 1911г.) и др., архитектор С.А. Иванов (сконч. 1877г.), скульптор П.А. Ставассер (сконч. 1850г.), оперный певец Ф.П. Комиссаржевский (сконч. 1905г.), декабрист граф З.Г. Чернышев (сконч. 1862г.), дочь поэта П.П. Вяземская (сконч. 1835г.), дочь писателя Т.Л. Толстая-Сухотина (сконч. 1950г.); поэт Вяч. Иванов (сконч. 1949г.) и его дочь Лидия (сконч. 1985г.) - оба католики - и многие другие.

В разное время стараниями римского прихода были устроены три общие ("братские") русские могилы (Zona terza, Riquadro secondo), в которых погребены десятки эмигрантов, не имевших достаточных средств для получения отдельных могил.

Много русских могил есть также на двух городских римских кладбищах: Verano (S. Lorenzo) и Prima Porta.

Адрес кладбища "Тестаччо": 6, Via Caio Cestio (метро "Piramide"), тел. 06-57.41.900, часы работы -с 8ч. до 12ч. и с 15ч. до 17ч.

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

Церковные службы совершаются:
по субботам - всенощная в 18ч.
по воскресным дням - Божественная литургия в 10ч.З0мин. и вечерня в 18ч.
в будние дни, по четвергам и в Великие праздники - Божественная литургия в 10ч. со всенощной накануне в 18ч.

Церковные службы совершаются:по субботам - всенощная в 18ч.по воскресным дням - Божественная литургия в 10ч.З0мин. и вечерня в 18ч.в будние дни, по четвергам и в Великие праздники - Божественная литургия в 10ч. со всенощной накануне в 18ч.

ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Память Св. Николая Чудотворца, "Никола зимний", 19(6) декабря.
Перенесение мощей Св. Николая от Мир Ликийских в Бар-град, "Никола летний", 22(9) мая. Особое значение имеет пребывание мощей Небесного покровителя общины в Италии, в Бари, куда иногда устраиваются паломничества. Восьмого мая 1990г. настоятель храма, прот. Михаил Осоргин, впервые после "разделения" Церквей совершил православную литургию на престоле, где почивают мощи великого Угодника Божия.

Память Св. Николая Чудотворца, "Никола зимний", 19(6) декабря.Перенесение мощей Св. Николая от Мир Ликийских в Бар-град, "Никола летний", 22(9) мая. Особое значение имеет пребывание мощей Небесного покровителя общины в Италии, в Бари, куда иногда устраиваются паломничества. Восьмого мая 1990г. настоятель храма, прот. Михаил Осоргин, впервые после "разделения" Церквей совершил православную литургию на престоле, где почивают мощи великого Угодника Божия.

НАСТОЯТЕЛЬ

Протоиерей Михаил Георгиевич Осоргин, он же - настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы и Преподобного Серафима Саровского в Париже, а также окармливает домовую церковь Святых равноапостольных Великих Царей Константина и Елены в Кламаре (Франция).

Римская церковь состоит в Архиепископии Православных Русских церквей Западной Европы с епархиальным управлением в Париже, 12, rue Daru, 75008, Paris, FRANCE, во главе которой - архиепископ Сергий (Коновалов). Архиепископия находится в подчинении Вселенского Константинопольского Патриархата.

СТАРОСТА ОБЩИНЫ

Мария Александровна Ферзен, она же - вице-председатель Ente Morale.
Maria Fersen, 3, Piazza Gucchi, 00152 ROMA.

Мария Александровна Ферзен, она же - вице-председатель Ente Morale.Maria Fersen, 3, Piazza Gucchi, 00152 ROMA.

АДРЕС

Chiesa Ortodossa Russa di San Nicola Taumaturgo
Via Palestro, 71 00 185 ROMA, ITALIA
(несколько минут ходьбы от Stazione Termini в северном направлении по Via Marghera).
Тел: 06-44.50.729
Свято-Николаевский православный приход в Риме будет благодарен всем. кто сможет оказать помощь церкви. Пожертвования принимаются на банковский счёт:
CREDITO ITALIANO, Agenzia 15
Via della Conciliazione, 6 00193 Roma
Conto No. 22509/00 - Intestato a: Chiesa Ortodossa Russa in Roma.
OPPURE
c/c POSTALE 12652004
CHIESA ORTODOSSA RUSSA DI ROMA
DI SAN NICOLA TAUMATURGO
VIA PALESTRO 71
00185 ROMA RM

Источники и литература:

Chiesa Ortodossa Russa di San Nicola TaumaturgoVia Palestro, 71 00 185 ROMA, ITALIA(несколько минут ходьбы от Stazione Termini в северном направлении по Via Marghera).Тел: 06-44.50.729Свято-Николаевский православный приход в Риме будет благодарен всем. кто сможет оказать помощь церкви. Пожертвования принимаются на банковский счёт:CREDITO ITALIANO, Agenzia 15Via della Conciliazione, 6 00193 RomaConto No. 22509/00 - Intestato a: Chiesa Ortodossa Russa in Roma.OPPUREc/c POSTALE 12652004CHIESA ORTODOSSA RUSSA DI ROMADI SAN NICOLA TAUMATURGOVIA PALESTRO 7100185 ROMA RM

Архив русской церкви в Риме (метрические книги, протоколы собраний, переписка и т.л.).
Синодальные фонды Российского Государственного Исторического Архива, (бывш. ЦГИА СССР).
"Православные церкви и русские учреждения за границею". Сост. прот. А. П. Мальцев. Берлин, 1906г.
М. Руднев. "Православные русские церкви в Западной Европе" / Тульские епархиальные ведомости, №№ 35-37, 1907г.
И. Бочаров, Ю. Глушакова. "Карл Брюллов. Итальянские находки". М. 1977г.
J. Beck-Friis, // cimitero acattolico ill Roinn, Malimo, 1956.

October 30th, 2013 , 08:48 pm

История русского православного прихода в Вечном городе берет свое начало с октября 1803 года, когда Император Всероссийский Александр I подписал указ об учреждении русской церкви при римской посольской миссии и назначил в Рим для прохождения служения священника Василия Иоанновича Иванова. Однако внешнеполитическая европейская ситуация в начале XIX столетия позволили вернуться к вопросу устройства храма в Риме только через 20 лет. Первоначально храм во имя святителя Николая Чудотворца разместили в посольском доме на Via del Corso. Впоследствии в течение XIX века церковь трижды переносилась вместе с российской дипломатической миссией в Риме из одного здания в другое. Как и все заграничные российские приходы, русская церковь в Риме была включена в состав Санкт-Петербургской митрополии, но во многом, прежде всего материально, зависела от Министерства иностранных дел Российской Империи и носила наименование посольской.

К концу XIX столетия стала активно обсуждаться идея строительства русской церкви в Вечном городе. Уже в 1898 году начался сбор средств, который в 1900 году был официально разрешен Императором Николаем II, внесшим царскую «лепту» в размере 10 тысяч рублей. Свои пожертвования на храм в Риме передали Великий Князь Сергей Александрович и его супруга преподобномученица Великая Княгиня Елизавета Феодоровна. Осенью 1913 года Государь Император Николай Александрович разрешил сбор пожертвований уже по всей России.

В 1897 году русская княжна Мария Александровна Чернышева (1847 1919 гг.), дочь князя Александра Ивановича Чернышева, военного министра России († 1857), завещала свой римский дом на via Palestro 71 для русского православного храма.

Свято-Николаевский приход (внешний вид и внутреннее убранство) на via Palestro 71

Король Италии Виктор Эммануил III

В ноябре 1929 года итальянский монарх Король Виктор Эммануил III подписал указ об учреждении «Русской Православной Церковь в Риме» и наш приход получил право юридического лица на территории италийского государства. А 30 марта 1931 года было выдано официальное свидетельство властей Италии о регистрации права собственности церковной общины на здание особняка княжны Марии Чернышевой. Архитектором князем В.А. Волконским и итальянским инженером Ф. Поджи был составлен проект церкви и после проведения необходимых инженерных работ 10 апреля 1932 года русский храм святителя Николая Чудотворца на Via Palestro в Риме был освящен. Убранство для церкви (иконостас сооруженный по проекту К.А. Тона, иконы кисти К.П. Брюлова, Ф.А. Бруни, А.Т. Маркова, П.В. Басина) перенесли из Палаццо Менотти на Пьяцца Кавур.

Устройству нового храма материально помогли княгиня С.Н. Барятинская, княжна С.В. Гагарина и Королева Италии и Албании, Императрица Эфиопии Елена (урожденная Принцесса Черногорская), материальную поддержку оказали также сербское и болгарское посольства.

С 1927 года русский приход в Риме выбрал юрисдикцию Русской Православной Церкви Заграницей, в которой находился до 1985 года.

Первые регулярные православные богослужения в Риме в 1820-е годы начал совершать иеромонах Иринарх (Попов, †1877), впоследствии архиепископ Рязанский.
Далее настоятелями русской церкви в Риме были: с 1849 года — известный философ, «мыслитель ума живого», профессор Киевской Духовной Академии, архимандрит Феофан (Авсенев, †1852); с 1852 по 1855 годы — архимандрит Иаков (Поспелов, †1896), впоследствии знаменитый игумен Кирилло-Белозерского монастыря, ныне местночтимый святой Тульской и Вологодской епархий.

С 1855 по 1860 годы на приходе служил архимандрит Софония (Сокольский, †1877), в 1870-е годы — архиепископ Туркестанский. Летом 1831 года, тогда еще иеромонах Софония подготавливал к постригу в монашество Димитрия Александровича Брянчанинова, будущего святителя Игнатия с которым они много лет дружили и общались.

В 1860 году в Рим был назначен известный ученый — синолог, начальник 13-й Русской православной миссии в Пекине, создатель китайско-русского словаря архимандрит Палладий (Кафаров, †1878). Сменивший его в 1864 году наместник Московского Симонова монастыря архимандрит Порфирий (Попов, †1866) обладал даром духовного писателя — его перу, в частности, принадлежат многочисленные сочинения о жизни и творениях свв. отцов и полюбившиеся многим православным «Письма из Рима».

Следующий настоятель, архимандрит Гурий (Карпов) в течение 18-ти лет нес послушание в Китае сначала в качестве члена, а потом начальника Духовной миссии. В Риме ему пришлось стать невольным свидетелем очередного разрыва отношений Запада с Россией, в результате чего русский священник перед самой Пасхой 1866 года был выслан в Неаполитанское королевство. После вынужденного возвращения на родину архимандрит Гурий вскоре был хиротонисан во епископа Чебоксарского, а с декабря 1867 года он был поставлен на Таврическую кафедру. Архиепископ Гурий отошел ко Господу 17 марта 1882 года, оставив о себе прекрасную память как неутомимого труженика на Ниве Христовой. Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата от 18 мая 2008 года архиепископ Гурий был причислен к лику святых.

Митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий)

Вместе с архимандритом Гурием в Риме служил молодой иеродиакон Флавиан (Городецкий). Отец Флавиан после возвращения в Россию был направлен в Пекин, где в течении десяти лет также нес миссионерское служение в духовной миссии, с 1879 года он был назначен ее начальником. В 1882 году архимандрит Флавиан находился в Японии у святого равноапостольного Николая Японского для представления к рукоположению в священный сан православного китайца, будущего священномученика Митрофана Цзы. Как архипастырь святитель Флавиан трудился на Холмской и Варшавской кафедре, Карталинской и Кахетинской (будучи Экзархом Грузии), закончив земной путь в 1903 году митрополитом Киевским и Галицким, священноархимандритом Успенской Киево-Печерской лавры.

В 1871-77 годах настоятелем русского прихода в Риме был потомок из рода святителя Иннокентия Иркутского, архимандрит Александр (Кульчицкий, †1888, погребен в Костромском Ипатьевском монастыре), впоследствии епископ Костромской и Галичский.

На протяжении 13-ти лет (1884-1897 гг.) в Риме служил архимандрит Пимен (Благово, †1897). Архимандрит Пимен как мемуарист, историк и поэт занимает видное место в русской культуре. Высокообразованный, из старинного дворянского рода, он принял в 1880 году монашеский постриг. Его литературный труд «Рассказы бабушки, собранные ее внуком Д.Д. Благово», стал своеобразным памятником целой исторической эпохи. В Риме архимандрит Пимен, вместе с послом Российской империи А.Г. Влангали, устроил русский странноприимный дом, собрал ценную библиотеку, написал воспоминания о своей московской жизни.

Сменившему о. Пимена архимандриту Клименту (Верниковскому, †1909) принадлежит инициатива строительства в Риме русского «храма, отвечающего достоинству Православия и величию Отечества». Отец Климент (впоследствии епископ Винницкий) начав с Высочайшего повеления сбор средст в России, провел большую подготовительную работу для возведения православного храма в Вечном городе.

Архимандрит Дионисий (Валединский, впоследствии митрополит Варшавский и всея Польши), настоятель прихода в 1911-1913 гг.

В период 1911-13 гг. в римской церкви служил архимандрит Дионисий (Валединский, в 1923-48 гг. — Предстоятель Польской Православной Церкви, †1960), который старался продолжить строительное дело. Отец Дионисий написал и издал очень популярную и сегодня книгу «Спутник русского православного богомольца в Риме. Описание Рима, священных мест и находящихся в них вселенских святынь».

Более 50-ти лет с 1874 по 1927 года на русском приходе свт. Николая г. Рима добросовестно трудился сначала штатным диаконом, а затем (с 1907 года) вторым священником о. Христофор Флеров.

С 1913 по 1916 годы настоятелем прихода был архимандрит Филипп (Гумилевский, впоследствии архиепископ Владимирский), закончивший свою зеумную жизнь в ГУЛАГе в 1936 году.

Знаменательная страница в истории прихода связана с назначением в Рим в 1916 году архимандрита Симеона (Нарбекова +1884-1969), именно он, после начала известных событий 1917 года в России, провел в марте 1921 года судьбоносное собрание русской церковной общины, на котором было решено выйти из под опеки Министерства иностранных дел Советской России и организовать самостоятельный приход Русской Православной Церкви в Риме.
Отец Симеон служил в Риме более полувека, он пережил Первую и Вторую Мировые войны, крушение Российской Империи, правление Дуче, послевоенную разруху, тяжелейшее положение наших эмигрантов. Сам, часто находясь в скорбных обстоятельствах, батюшка Симеон, по свидетельству прихожан, всегда оставался примером истинного христианина для всех. Церковная община прихода при начале служения о. Симеона состояла «преимущественно из старых аристократов-монархистов». В приход как почетный член вошла и первая Королева Эллинов Великая Княгиня Ольга Константиновна, много помогавшая русскому храму в Риме.

В 1966 году в Рим, на Свято-Никольский приход, из Лос-Анджелеса назначили протоиерея Виктора Ильенко, выпускника Иркутской духовной семинарии. После государственного переворота, случившегося в России в октябре 1917 года он воевал в частях Добровольческой армии. Покинув Россию в 1920 году, молодой Виктор нес послушание псаломщика и регента при посольских храмах в Константинополе и Риме. После принятия в 1929 году священного сана о. Виктор служил на приходах Франции, Бельгии, Голландии, США. В Риме митрофорный протоиерей Виктор Ильенко служил до 1984 года, встретив здесь свой 90-летний юбилей, он был почислен на покой. Современному православному человеку в России отец Виктор более знаком как автор широко издающейся сегодня книги «Жития святых для детей».

В 1984 году из США на приход был назначен новый настоятель, священник Михаил Маклаков, американец по происхождению. Отец Михаил с самого начала занял жесткую антиэкуменическую позицию, он не позволял прихожанам посещать католические храмы, где находились святые иконы и мощи почитаемых Православной Церковью святых (а это подавляющее большинство римских базилик). Из-за этого, и других внутренних причин, войдя в сложные отношения с общиной, он был вынужден покинуть Рим.***

15 февраля 2000 года в Париже, в беседе с управляющим Архиепископией православных русских церквей в Западной Европе архиепископом Сергием (Коноваловым) о. Михаил сообщил, что весь приходской совет и 95% членов приходского собрания русского прихода в Риме имеют намерение вернуться в Московский Патриархат, обратив особое внимание на слово «вернуться», а не перейти. Ответ на этот вопрос так и не был получен. 26 октября 2000 года приходское собрание членов энте морале «Русская Православная Церковь в Риме» согласно своего устава практически единогласно проголосовало за возвращение в РПЦ МП.

После возвращения в 2000 году в Московский Патриархию приход принял необходимые изменения в свой устав, которые были официально признаны итальянским государством в 2006 году.

Как приход св. Николая в Риме покинул РПЦЗ - ноябрь 1985 г. ***

Весною 1985 г. настоятелем Римского прихода, находящегося в непосредственном подчинении Синоду РПЦЗ, был назначен молодой священник о. Михаил Маклаков, по происхождению ирландец, перешедший в Православие из католичества, женатый, возведенный в протоиреи после трех лет священства.

Этот неопытный человек, мало понимавший русских людей, но волевой и с причудами (ходил с посохом по Риму), вышел на конфликт с прихожанами, среди которых были уже не молодые люди, носившие заботы о приходе в течение многих десятилетий.

Положение стало столь критическим, что Синодом был направлен в Рим Архиепископ Антоний Лос-Анжелосский. В результате чего, после «тщательного рассмотрение дела», был принят Указ Архиерейским Синодом от 12/25 июня 1985 г. за № 81/46/150, за подписью Митрополита Филарета и Епископа Григория. В этом указе значилось, что «отказываясь уважать права законно назначенного настоятеля, некоторые прихожане Св. Николаевского прихода в Риме собирались на заседания членов Совета без Настоятеля, как законного Председателя или даже вопреки ему. Они не только собирались на такие заседания в нарушение Приходского Устава, но и решили самочинно созвать экстренное обще-приходское Собрание». В соответствии с канонами было вынесено решение: «руководители этого начинания: Александр Александрович Мясоедов, Ольга Петровна Босси и Ольга Николавна Ферзен за совершенный ими грех отлучаются от Причастия до принесения ими покаяния. К их попытке оторвать Св. Николаевский приход от Русской Православной Церкви Заграницей прибавляется грех Марии Санторелли, присвоившей все церковные ноты для препятствия церковному благолепию и Джона Линдзей Опи, не отдающего деньги на ремонт церковного здания, несмотря на законное требование настоятеля, что тоже является грехом, как всякое присвоение церковного имущества, на которых распространяется та же мера».

Так, вместо уврачевания заболевшего прихода от своего настоятеля, положение ухудшилось до того, что Синод поручил Вл. Антонию Женевскому навести порядок в Римском приходе. Владыкой был назначен о. Петр Кантакузен (будущий Епископ, ныне почивший) для проведения обще-приходского собрания и урегулирования церковной жизни.. Назначение о. Петра имело умиротворяющее действие. Но к тому времени уже многие прихожане были настроены к переходу в другую юрисдикцию. В какой-то момент, в начале сентября 1985 г., о. Петр должен был покинуть временно Рим и попросил о. Вениамина Жукова его заменить. Отсюда и нижеследующая переписка между Секретарем Синода Еп. Григорием и о. Вениамином.

С того времени прошло ок.30 лет... 27-го июля 2009 г., управляющий приходами РПАЦ в США, еп. Андрей (Маклаков) обратился с жалобой к Президенту Российской Федерации, упомянув о своем происхождении: «Вместе с Православным Крещением и именем я принял и русскую фамилию. Во мне нет ни капли русской крови...».

Нет сомнения, что о. Михаил Маклаков и еп. Андрей (Маклаков) одно и то же лицо. Он же Мак Лин.

Письмо Еп. Григория (Граббе)

Дорогой Отец Вениамин,

Посылаю Вам копию письма о. Михаила Маклакова. Пожалуйста сообщите мне, что Вы о нем думаете? Как Вы полагаете, в какой мере мы можем его удовлетворить? Насколько я знаю он действительно истратил много своих денег, но не знаю, насколько это явствует из его отчетности? Хотелось бы мне знать, что Вы об этом думаете в связи с общим положением.

Относительно румын послал Вам телеграмму от Митрополита.

Спасибо Вам за все Ваши труды. Божие благословение да будет с Вами.

Искренне Ваш +Епископ Григорий.

Письмо о. Вениамина Жукова

Его Преосвященству, Преосвященнейшему Епископу Григорию.

Владыко благослови!

Спаси Господь за Ваше письмо от 30 окт /12 ноября с. г. с приложением письма о. Михаила Маклакова.

В первую очередь позвольте доложить о Румынском вопросе и поблагодарить за присланную телеграмму, которая была получена в самых благоприятных сроках, и я смог ее доставить по назначению за два дня до намеченного собрания епархиального совета. Последнее, в составе 45 членов, прошло в полном порядке; протестовавших оказалось 3-4 человека, среди которых о. Василий Болдеану, не согласный главным образом с возведением о. Михаила Констандакэ в протоиереи. Бывший на собрании о. Попеску, видя что все в порядке, подтвердил свою с своим приходом принадлежность епархии. Румыны считают, что Синод их спас еще раз от разрухи. На какой-то срок они вздохнули.

О положении Римского прихода мне гораздо труднее доложить. Во-первых, потому что я не ознакомился подробно с хозяйственным вопросом, не просмотрев тщательно счета, будучи лишь заместителем о. Петра Кантакуэен на очень короткое время. Во-вторых, потому что то, с чем мне пришлось ознакомиться за этот срок, выглядело как мрачная сеть сброшенная на многостороннюю жизнь прихода, с такими явлениями, что встает вопрос насколько некоторые действия подводимы под нормальную ответственность.

На нашей совести лежит разруха нормальной приходской жизни и приведение в состояние отчаяния многих честных прихожан. О. Михаил и Синод потеряли кредит не только в самом приходе, но и в известных кругах Рима. Отчасти этому способствовали один католический священник и его соучастник журналист, которым о Михаил доверился в тяжелую минуту.

Нам нужно постараться восстановить нормальную жизнь прихода и доброе звание Синода. Уже доверие начинает проникать в сердца с прямотой действий о. Петра. Параллельно, следовало бы произвести исследование счетных книг и инвентарь имущества, и перевести приход под ведение Вл. Антония Женевского.

Вероятно исследование в хозяйственном плане заставит привести к церковно-канонической ответственности о. Михаила. В таком случае, акт сдачи о. Михаилом в аренду католическому священнику гаража, подвального помещения и двух комнат (с пользованием кухней и ванной) в квартире настоятеля, состоящей всего из трех комнат, может найти путь к расторжению. В этом вопросе нужно действовать последовательно и принимать соответствующие решения.

В своем письме о. Михаил касается в общем денежного вопроса. Он пытается отчитаться. Но его изложение неубедительно. Из его отчетности нельзя себе представить, хотя бы общую, но точную картину. Он утверждает, что единственные средства прихода были собраны им от пожертвований. Всего 25.000 дол. Значило бы от этой суммы вычислить его жалование за время пребывания, т.е. 6.000 дол., пусть к этому швейная машина, фотомашина Канон и деньги "каш", всего 4.000 дол. А где остальные деньги? Он не указывает. Может быть это где-то вписано, но из его письма не явствует. Есть и недосказанность, как выписка из счетной книги значительной суммы для перевозки в Германию, или суммы на меблирование, как мне об этом доложил о. Петр, не входя в подробности. Есть и неточность, как свидетельствует выписка касательно необходимого для печения просфор.

Своим письмом о. Михаил видимо надеется пресечь всякие следствия по финансовым делам в Римском приходе. Так ли на это посмотрят прихожане? Ведь когда-то приступит к делу ревизионная комиссия. Простите Владыка, что я Вам посоветую не идти на какие либо соглашения с о. Михаилом по этому вопросу пока не произведется соответствующее исследование, пока не прояснится хозяйственное состояние прихода за это время.

Возможно, что нормализация жизни прихода, проводимая о. Петром, и, в частности, возможное расторжение контракта о сдачи в аренду большей части квартиры настоятеля, позволит гуманные решения. Дай Бог! В надежде, что такой случай больше не повторится.

Испрашивая, Владыка, Ваших святых молитв. Пр. Вениамин Жуков.

Только что позвонил о. Петру в Рим и узнал результат собрания: 23 гол. за переход (уход от РПЦЗ), 7 против, 1 возд.

Посылаю однако прежде написанный обзор и повторю надежду, что такого второго случая в нашей Церкви не произойдет. Испрашиваю Ваших святых молитв. С искренней преданностью. Прот. Вениамин Жуков.

С копией Вл. Антонию.

Храм Святой Великомученицы Екатерины – действующая православная святыня новейшего времени в Риме, подчиняется Московскому Патриархату. Расположен на территории резиденции посольства Российской Федерации.

Храм Екатерины интересен уже самим фактом существования — центр русской православной веры в сердце папской католической епархии. Конфессионные трения смягчает личность самой великомученицы, ведь она была почитаема христианами в эпоху, когда католики и православные были едины.

При жизни Екатерина была знатной жительницей Александрии, получила достойное образование и в начале IV в. приняла Христа. Желая открыть своим современника глаза на язычество, Екатерина вошла в императорский дворец и участвовала в теологическом диспуте с придворными мудрецами, в результате все они уверовали в Христа.

Такой дерзкий поступок повлек за собой заточение и скорую казнь девушки, но до того своими пылкими речами и несокрушимой верой она обратила в христианство жену императора и часть его войска – все они тоже были казнены.

Через три века после этих кровавых событий последователями Екатерины на горе Синай были найдены ее нетленные останки и перенесены в новый храм.

История

Идея основания православного храма в Италии появилась в конце XIX в. Первый шаг сделан в начале XX века, когда русским посольством был выкуплен участок на набережной под строительство церкви, однако революция перевернула весь уклад общества и такой фактор как религия надолго исчез из жизни советских людей. Диаспора в то время также не могла оказать существенной помощи.


В 90-х годах прошлого века в Италию прибыло множеств выходцев из тех стран, которые составляют каноническую территорию московского патриархата. Идея о создании на чужбине символа Русской православной церкви обрела новую силу. Инициатива быстро получила поддержку среди духовенства и в 2001 г. патриарх Московский Алексий II торжественно благословил создание Храма Святой Великомученицы Екатерины. Строительство основной части заняло всего 4 года.

В 2006 г. храм был впервые освящен, и с тех пор там ведутся регулярные богослужения, при храме функционирует детская приходская школа.

В мае 2009 мировая христианская община наблюдала торжественное Великое освящение святыни, великое празднество веры и единения русского православного народа, отважившегося на отчаянный шаг и не остановившегося ни перед какими трудностями.

Архитектура и внутреннее убранство


Главным архитектором стал Андрей Оболенский, команда которого смогла создать идеальное созвучие православной традиции и римской архитектоники. Территория находится на возвышенности, что предопределило архитектурную композицию храма, начинающуюся от подножья холма Яникул (Gianicolo) и завершающуюся на его вершине. Чтобы не диссонировать с римской архитектурой, основную церковь строят в форме шатра, а все стены облицовывают травертином, традиционным для исконно римского зодчества.

Нижний придел церковного комплекса обозначен фаянсовым иконостасом в честь Константина и Елены. А главную часть, так называемая, верхняя церковь – основным мраморным иконостасом. Проект последнего был создан и большей частью реализован Александром Солдатовым, преподавателем Московской Иконописной школы. Являясь нетрадиционным для русской церкви, иконостас состоит всего из двух рядов. Нижний выполнен в скромной манере без излишеств и неуместного блеска в технике фрески. Верхний ряд уже выполнен в привычной медальонной технике с позолотой и богатым убранством, отдавая дань русскому православному традиционализму.

В 2012 г. началась роспись внутренней части храма, представляющей собой картины пути великомученицы Екатерины от рождения до вознесения. В стенах храма находится ряд православных реликвий, привлекающих сюда ежедневно сотни прихожан, как по собственной инициативе, так и в рамках паломнических туров православных христиан из России и всего мира.

  • Чтобы получить лицензию на возведение храма, пришлось внести изменения в некоторые законы региона Лацио , ранее запрещавшие любую застройку в этом уголке Рима.
  • В разгар строительства местные архитектурные власти ограничили высоту церкви, так как ни одно здание в Риме не может быть выше (Basilica di San Pietro). Архитектор не стал отказываться от задуманного и решил проблему путем «утапливания» строения в холме.

Как добраться?

  • Адрес : Via del Lago Terrione 77
  • Автобус : №64, ехать до остановки San Pietro.
  • : линия А, станция Ottaviano-San Pietro.
  • Время работы : богослужения проводятся в 9:00 и 17:00 согласно расписания, указанного на сайте.
  • Официальный сайт : www.stcaterina.com

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Приход Святителя Николая

Русская церковь в Риме - самая старинная из русских церквей в Италии. По представлению Коллегии Иностранных Дел 6 октября 180З г. Император Александр Первый подписал указ 06 учреждении "греко-российской церкви" при Римской миссии. Святому Синоду было поручено к весне 1804 г. "приготовить церковь со всею к оною потребностию". Первоначально предполагалось ее освятить во имя Св. первоверховных Апостолов Петра и Павла - вероятно, в знак признания Рима как владетеля мощей Апостолов и как кафедры Св. Петра.

Борьба с Наполеоном отвлекла Россию от церковного "проекта": храм при миссии был устроен лишь спустя 20 лет после подписания Высочайшего указа - в 1823г. Однопрестольный храм во имя Святителя Николая Чудотворца разместили в посольском доме, на Корсо 518. Впоследствии церковь кочевала из одного дома в другой: с 1828г. она была в палаццо Одескальки на пл. Святейших Апостолов, с 1836г. по 1845г. - в палаццо Дориа Памфили на пьяцца Навона, с 1845г. - в палаццо Джустиниани близ Пантеона, с 1901г. - в палаццо Менотти на пьяцца Кавур и с 1932г. - в современном помещении.

Римский храм относился к Санкт-Петербургской епархии, одновременно находился в ведении Министерства иностранных дел и являлся посольской церковью.

Крупным успехом стало утверждение за приходом статуса юридического лица, Е nte Мога le , по королевскому указу от 14 ноября 1929 г. Следующим важным событием было вступление прихода во владение особняком М.А. Чернышевой ("Палаццо Чернышев"). Княжна Чернышева (сконч. 1919г.) завещала русской церкви свой дом на виа Палестро еще в 1897 г., но из-за юридических осложнений приход официально получил наследство лишь в 1931 г. 10 апреля 1932 г. в ним была освящена вновь устроенная церковь - убранство перенесли из палаццо Менотти на piazza Cavour .

Проект церкви был составлен архитектором кн. В.А. Волконским и инженером Ф. Поджи. Была принята идея сооружения крестообразной в плане церкви, но, к сожалению, близость соседнего участка не позволила устроить левую "ветвь" креста. Со стороны двора была сделана особая пристройка с полукруглой апсидой для передней части церкви (начиная с солеи). Были убраны внутренние перегородки и сооружены арки, придавшие залу уютный вид. Алтарь и предалтарные арки были выложены золотой мозаикой и зеленым мрамором, придающим храму - особенно при дополнительном освящении - нарядный, праздничный вид. Устройству нового храма материально помогли княгиня С.Н. Барятинская (в память покойного мужа В.В. Барятинского), княжна С.В. Гагарина (в память покойных родителей), а также королева Италии Елена Савойская (Черногорская).

Если к началу 1980-х гг. русская община в Риме, в основном, состояла из старой эмиграции, то уже с середины 1980-х гг., когда Рим стал одним из транзитных пунктов "новоэмигрантов" (бывших советских граждан, искавших новые возможности на Западе) численность прихожан стала быстро возрастать. Многие вновь приезжие приняли в Риме Святое Крещение, венчались, крестили своих детей, некоторые осели в Италии, другие сохранили связь с церковью в иных местах жительства.

Хотя церковь часто переезжала с одного места на другое и подвергалась ограблениям, большая часть старинного и ценного убранства все-таки сохранилась. Подлинным украшением храма стал иконостас, сооруженный в 1830-х гг. в основном, на средства посла при Папском Дворе, кн. Г.И. Гагарина. Композиция деревянного, выкрашенного под белый мрамор и местами вызолоченного иконостаса принадлежит арх. К.А. Тону. Однорядный высокий иконостас в классическом стиле напоминает работу этого мастера для Казанского собора в Петербурге. На фризе иконостаса - надпись: "Благословен Грядый во Имя Господне".

Среди святынь храма:

  • Иверская икона Божией Матери, написанная в 1901 году афонскими монахами в память императора Александра III (расположена у клироса),
  • четыре иконы (мастерской художника М. Е. Малышева), написанные в Сергиевом Посаде в 1893 году: святителя Николая Чудотворца и святого Александра Невского (в правом отделении, в киотах) и два больших образа Спасителя и Божией Матери (у левой стены);
  • изображение святителя Иоасафа Белгородского, написанное до его прославления;
  • крест-мощевик, подаренный греческим королевичем Христофором Георгиевичем (находится в алтаре);
  • малая икона святой княгини Ольги, написанная для храма греческой королевной Марией;
  • образ Божией Матери «Вратарницы» («Портаитиссы»), написанная афонским монахом Виктором (Каравогеоргасом);
  • 18 малых икон киевских святых, написанные в мастерской Л. К. Плахова;


На парадной лестнице, при входе в церковь, помещены памятные доски с именами устроителей храма: архимандрита Симеона (Нарбекова), княжны М. А. Чернышёвой и княгини С. Н. Барятинской.

Пантеон, он же "Храм Всех Богов" - одно из главных достопримечательностей Рима и всей античной культуры. Надпись на фронтоне гласит: “М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT”, что в переводе звучит как: “Марк Агриппа, избранный консулом в третий раз, воздвиг это”. Главным достоинством Пантеона является его огромный купол, выполненный из монолитного бетона. В центре купола находится круглое, обрамлённое бронзой, отверстие. Через него в период полдня в храм проникает наибольшее количество света, который не рассекается, а остаётся в форме гигантского солнечного луча. Создаётся впечатление, что свет осязаем, и что сами Боги снисходят с Олимпа, дабы осветить это величественное здание.

С 609 года Пантеон был превращен в христианский храм Санта Мария ад Мартирес - от части именно поэтому храм так хорошо сохранился до наших дней.

Храм Сатурна

Древние римляне вообще очень часто воздвигали всевозможные сооружения в честь богов, которые в знак признательности защищали город от войн и прочих бедствий. Поэтому неудивительно, что после такой важной победы городские власти решили отдать дань уважения Сатурну, дабы он и впредь хранил Рим от катаклизмов.

От храма, построенного в форме псевдопериптера, отходили два подиума, отделенные друг от друга лестницей, при этом их украшали впечатляющих габаритов колонны в ионическом стиле. Внутри Храма некогда хранилась городская казна вместе с сопутствующими бумагами о прибылях и убытках. Также здесь находилась статуя бога земледелия и садоводства Сатурна, которую во время праздничных процессий торжественно проносили по улицам Рима. Например, 17 декабря возле Храма устраивали масштабный праздник Сатурналий. К сожалению, за время своего существования Tempio di Saturno пережил несколько пожаров, и даже не смотря на реставрационные работы, до нашего времени сохранился лишь подиум с колоннадой.

Храм Святой Екатерины

История строительства в Риме русского православного храма датируется еще XIX веком, когда настоятель русской посольской церкви архимандрит Климент сумел убедить высшее церковное руководство в необходимости данной кампании. Сбор средств был поддержан уже при императоре Николае II.

Революционные события остудили пыл, казалось, что строительство храма не суждено осуществить. Но Святейший Патриарх всея Руси Алексий II вновь обратился к властям. Уже в 2001 году на Рождество, в праздник Светлой Пасхи и в день памяти Св. великомученицы Екатерины на месте будущего храма проводились службы. Вскоре был торжественно освящен первый камень, а потом наступил черед и куполов. С октября 2006 года в храме совершаются регулярные богослужения.

Храм Весты

Храм Весты в Риме издревле был одним из наиболее важных и почитаемых сооружений города. Храм был построен в честь богини Весты - покровительницы домашнего очага. Внутри храма постоянно горел огонь, олицетворявший бессмертие Рима и считавшийся священным для каждого жителя города.

Поддерживали священное пламя шесть жриц-весталок, происходивших из очень знатных семей. Юные жрицы жили в отдельном доме рядом с храмом и вели аскетический образ жизни, сохраняя обет безбрачия в течение тридцати лет. После окончания срока служения Храму весталки становились одними из богатейших жительниц Рима и могли обзаводиться семьей. Ежегодно римляне приходили к Храму 9 июля, чтобы попросить благословения и защиты для Рима и своих домашних очагов у богини Весты.

Округлое здание Храма Весты выполнено в форме толоса. Его окружает двадцать колонн, верхняя часть которых успела потемнеть от пламени священного огня. В 394 году император Феодосий повелел закрыть Храм, после чего он изрядно обветшал, однако все же сохранился и до наших дней.

Новое на сайте

>

Самое популярное