Домой Нумерология Что такое сунна пророка мухаммеда. Священный Коран. Сунна Пророка Мухаммада. Хадисы от Муслима

Что такое сунна пророка мухаммеда. Священный Коран. Сунна Пророка Мухаммада. Хадисы от Муслима

Забытые сунны Пророка Мухаммада (с.а.в)

  • Во время коллективного намаза держать ноги на одной линии.

Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сам проходил между рядов сподвижников, и собственноручно выравнивал их ноги. Известно, что ряды сподвижников в намазе были такими плотными, что их одежда изнашивалась в первую очередь на плечах.

  • Постоянно находиться в состоянии малого омовения.

Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) совершал малое омовение перед сном, после сна, перед совершением любого вида поклонения, каждый раз после выхода из туалета и перед выходом из дома.

  • Всегда подстригать усы.
  • Находясь в собрании, не вытягивать ноги в сторону присутствующих.
  • После совершения малого омовения попить воды, повернувшись в сторону Киблы.
  • В пятницу совершать полное омовение и подстригать ногти, начиная с указательного пальца правой руки. Раздавать в этот день садака.
  • Во время еды садиться на левую ногу, а правую прижимать к груди, согнув в колене.
  • Начинать еду со слов Бисмиллях и заканчивать словами Альхамдулиллях.
  • Мало смеяться, а если смеяться, то улыбаясь, а не хохотать.
  • Быть приветливым к людям.
  • Каждый раз при совершении малого омовения использовать мисвак.
  • Одевать одежду и обувь с правой стороны, а снимать с левой.
  • Непродолжительный сон после полуденного намаза и использование розовой воды.
  • Говорить "Альхамдулиллях" после чихания.
  • Сняв брюки, аккуратно сложить их.
  • Поддерживать чистоту окружающей среды.
  • Пить воду сидя, по три глотка.
  • Ложась спать, ложиться на правый бок.
  • Начинать еду щепоткой соли.
  • Каждый день размышлять о смерти.
  • Читать салават (произнесение салавата один раз в жизни является обязательным; произнесение салавата после имени пророка является ваджибом; повторное произнесение после имени пророка, является мустахабом).
  • Принимать пищу два раза в день.
  • Не садиться за стол, не проголодавшись, и вставать из-за стола с чувством легкого голода.
  • Мало есть, мало спать, мало говорить.
  • Не есть очень горячую пищу.
  • Не дуть на горячую еду.
  • Когда посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) ел, то ел всегда правой рукой.
  • Ложась в постель, ложиться на правый бок.
  • Придя к кому-нибудь, трижды постучать в дверь, стоя сбоку от двери, чтобы не видеть внутреннюю часть дома. Входить в дом, если хозяин даст разрешение.
  • Перед тем, как одеть обувь, перевернуть ее верхом вниз, чтобы из нее выпали заползшие внутрь насекомые.
  • Справлять малую нужду сидя. Мочиться стоя является тахриман-макрухом, так как брызги мочи могут попасть на одежду. Кроме того, тот, кто не обращает внимания на попадание мочи на одежду, может удостоиться наказания в могиле.
  • Во время еды говорить о чем-то хорошем и приятном.
  • Приносить еду в дом, где умер человек.
  • Совершая поясной поклон в намазе, держать спину ровно, параллельно земле.
  • После совершения полного омовения обмыть ноги.
  • Каждый вечер, ложась спать, прочитать по три раза суры Ихлас, Фаляк и Нас, затем подуть на ладони и протереть ими все тело, куда человек сможет дотянуться.

Аиша (радыйаллаху анха) передает, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) делал так каждый вечер.

  • Ежедневно совершать покаяние.
  • Идти по улице, слегка наклонив голову вперед.
  • Как можно чаще обновлять свою веру.

Когда сподвижники спросили посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) о том, как это делать, он ответил: «Говорите «Ля Иляха Илляллах»».

  • Заходить в нечистые места, такие как туалет, с левой ноги, а выходить с правой. В хорошие места заходить с правой ноги, а выходить с левой.
  • Посещать кладбища в качестве напоминания о смерти и вечной жизни.
  • При встрече двух верующих обеими руками пожимать друг другу руки и при этом произносить салават.
  • При совершении путешествия в группе одного человека выбрать главным.

16.07.2017 Gyzel 33 3382 3

Gyzel Melzetdinova

Понятие «сунна» в переводе с арабского языка означает «путь, следование». В исламском праве этим термином именуется жизнеописание Пророка Мухаммада (саляЛлаху галейхи васаллям), то есть его высказывания по тем или иным вопросам (кауль), его действия (фииль), нравственные качества, внешние характеристики, а также одобрение либо его отсутствие по отношению к тем или иным поступкам (такрир).

Сунна является вторым после Священного Корана источником исламского права, тесно взаимосвязанным с Книгой Аллаха. Во-первых, сунна подтверждает необходимость соблюдения некоторых положений Священного Корана. Во-вторых, сунна дает комментарий к некоторым аятам, смысл которых не всегда очевиден. В-третьих, сунна может устанавливать собственные предписания, которые не содержатся в Откровении, но при этом сунна не может противоречить Корану.

О необходимости следования сунне говорится в многочисленных аятах Священного Корана. Например, 59 аят суры гласит:

«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по значению (или по вознаграждению)!» (4:59)

В 80 аяте этой же суры сказано:

«Кто покорился Посланнику, тот покорился Аллаху. А если кто отворачивается, то ведь Мы не отправили тебя их хранителем» (4:80)

В суре «Собрание» говорится следующее:

«Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Он суров в наказании» (59:7)

Итак, резюмируя вышеизложенное, необходимо подчеркнуть, что следование сунне - обязанность каждого мусульманина, как к этому наставляет нас Господь в Священной Книге.

По степени необходимости соблюдения тех или иных положений сунна подразделяется на 3 категории:

1. Сунна муаккада

Это действия, которые Посланник Аллаха (с.г.в.) совершал с особой постоянностью за редким исключением. Выполнение таких деяний для мусульманина является максимально желательным, но не обязательным. За соблюдение действий, относящихся к данной категории, верующий, по воле Господа, может получить большую награду. Примером сунны-муаккада может служить совершение в Священный месяц Рамазан.

2. Сунна гайри муаккада

Под этим термином имеются ввиду деяния, которые Пророк Мухаммад (с.г.в.) совершал часто, но не всегда. За совершение таких действий верующий получает награду от Господа, а за не совершение верующему грех записан не будет. К примеру, суннат-намаз перед обязательным послеполуденным намазом (аср).

3. Сунна заваид

Место хадисов в исламе

Основной единицей сунны является хадис. Хадис - это конкретное высказывание, действие или одобрение Пророком (с.г.в.) того или иного явления в конкретной ситуации, а также описание его качеств, внешнего вида, характера, привычек и т.д.

Хадис состоит из двух составляющих: санад - цепочка передатчиков хадиса от Посланника Всевышнего (с.г.в.) к человеку, приводящему данный хадис, и матн - текст самого хадиса.

По критерию достоверности все хадисы делятся на 4 группы:

1. Достоверные хадисы (сахих)

Первой группой хадисов являются достоверные хадисы. Для того чтобы хадис был признан достоверным, следует соблюсти ряд требований:

а) честность и порядочность каждого из передатчиков данного хадиса. Каждый из тех, кто передает хадис, должен быть богобоязненным, разумным, совершеннолетним, не совершающим больших грехов мусульманином;

б) абсолютная точность при передаче хадиса;

В) непрерывность цепи передатчиков. Каждый из передатчиков лично должен услышать текст данного хадиса.

Следует отметить, что в зависимости от течения ислама, критерии достоверности несколько разнятся, так как каждое направление выдвигает свои требования относительно честности и богобоязненности передатчиков, а также содержания хадисов.

В исламе суннитского толка достоверными признаются 6 сборников хадисов, переданных имамами аль-Бухари, Муслимом, ат-Тирмизи, Абу Даудом, ан-Насаи, Ибн Маджой. В шиитском исламе достоверными признаются 4 сборника хадисов: «Аль-Кафи», «Ман ля йахдурухуль-факих», «Аль-Истибсар» и «Тахзиб аль-ахкам», которые именуются «четырехкнижием».

Однако не все абсолютно хадисы из вышеуказанных сборников являются достоверными, так как эти сборники также отличаются степенью достоверности. Цепочки от Бухари и Муслима большинством суннитских ученых признаны абсолютно достоверными. Что же касается остальных сборников, то они могут содержать и достоверные, и хорошие, и слабые хадисы.

2. Хорошие хадисы (хасан)

Вторую группу составляют так называемые «хорошие хадисы», абсолютная достоверность которых не была подтверждена, поскольку один из рассказчиков передал его с незначительной неточностью, либо он имеет небольшие отклонения, но передается не одним человеком. Следует отметить, что немало сборников содержат хорошие хадисы.

3. Слабые хадисы (мадруд)

Третьей категорией хадисов являются слабые хадисы, в которых может быть оборвана цепочка передатчиков, или же один из рассказчиков может быть лжецом, большим грешником или имеющим плохую память человеком. В случае же, если хадис является незначительно слабым, но его приводит много человек, то такой хадис относится к категории хороших.

4. Выдуманные хадисы (мавдуа)

К последней группе относятся хадисы, которые были выдуманы кем-либо в корыстных целях. Их достоверность не может быть ничем подтверждена, и поэтому такие хадисы не признаются в качестве доказательства.

Сунна

способ, путь, привычный путь, следование. Сунной называют слова, дела, невысказанные одобрения, нравственные качества пророка Мухаммада, которые известны из различных сообщений очевидцев (См. Хадис). Во множественном числе - «сунан».
Сунна бывает трех видов:
1. Кауль - это различные высказывания пророка Мухаммада, которые приводятся в хадисах;
2. Фииль - это различные поступки, которые совершались пророком Мухаммадом. Эти поступки являются повелением для всех мусульман;
3. Такрир - молчаливое одобрение пророком Мухаммадом тех слов и дел его сподвижников, свидетелем которых он был. То есть если пророк молчаливо соглашался с чем-то и не выступал против этого, то это означает разрешенность данного действия.
Сунна является вторым после Корана первоисточником исламской религии, следование положениям которой является обязанностью всех мусульман. О необходимости следования Сунне пророка говорится во многих аятах Корана и хадисах:
- «Был для вас в посланнике Аллаха хороший пример - для тех, кто стремится к Аллаху и к Последнему дню и много поминает Аллаха» (Коран, 33: 21).
- «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас! Если же вы препираетесь о чем-нибудь, то вернитесь с этим к Аллаху и посланнику, если вы веруете в Аллаха и в Последний день. Это - лучше и прекраснее по исходу» (4: 59).
- «Кто повинуется посланнику, тот повинуется Аллаху» (Коран, 4:80).
- «...Что дал вам посланник, то берите, а что он вам запретил, от того удержитесь...» (Коран, 59:7).
- «Я (т.е. Мухаммад) оставляю вам две вещи. Пока вы будете следовать этим двум вещам, вы не собьетесь с истинного пути. Это книга Аллаха и моя сунна». [Малик ибн Анас, Муватта, «Кадар» 3 (2, 899)].
- «Советую вам быть набожными по отношению к Аллаху. Даже если вами будет управлять раб из Эфиопии, то будьте покорны ему. Те, кто останется в живых после меня (т.е. Мухаммада), то увидит много разногласий. Напоминаю вам о моей сунне и сунне Праведных халифов, которые на истинном пути. Следуйте им... Будьте осторожны по отношению к новшествам. Так как все, что вышло после моей сунны и противоречит ей - это бид"а (новшество). Бид"а же является заблуждением, извращением». [Тирмизи «Илим» 16 (2678); Абу Давуд «Сунна» 6 (4607)].
Сунна имеет исключительное значение в Исламе. По отношению к аятам Корана, она несет следующие функции:
1. Повторяет повеления аятов Корана, подтверждает и усиливает их. Например, в Коране говорится: «О вы, которые уверовали! Не стяжайте имущества друг друга неправедным путем, а только путем торговли по взаимному вашему согласию» (4: 29). Смысл этого аята полностью подтверждает следующий хадис из «Муснада» Ахмада ибн Ханбаля (V, 72): «Не является дозволенным для мусульманина имущество другого человека, если оно приобретено не по его согласию».
2. Комментирует аяты и вносит ясность в некоторые их смыслы. Например, в Коране часто говорится о необходимости совершения молитвы или поста. О том, как именно необходимо совершать намаз и пост подробно говорится в Сунне. Например, в аятеговорится: «Те, которые уверовали и не облекли своей веры в несправедливость, для них - безопасность, и они на верной дороге» (6: 82). По этому поводу пророк Мухаммад сказал: «Слово "несправедливость" касается лишь многобожия. Разве вы не слышали, что сказал Лукман: "… Многобожие - великая несправедливость».
3. Может отменить некоторые правовые повеления Корана (См. Насх и Мансух). Например, в Коране говорится: «Когда к кому-либо явится смерть и он оставляет [после себя] состояние, то предписано завещать [его] по обычаю родителям и близким родственникам» (2: 180). В Сунне же говорится: «Нет завещания наследнику» [Бухари (Васая, 6), Абу Давуд (Васая, 6)].
4. Может предписывать какие-либо правовые действия, о которых не говорится в Коране. Например, в Коране говорится: «Скажи: В том, что открыто мне, я не нахожу запрещенным для питающегося то, чем он питается, только если это будет мертвечина, или пролитая кровь, или мясо свиньи, потому что это - скверна, или нечистое, которое заколото с призыванием не к Аллаху...» (6: 145). Но Сунна запрещает также многие виды пищи, не упомянутые в этом аяте: "Все хищные звери с клыками и всякая птица с когтями запрещаются для потребления" (Бухари и Муслим). Кроме того, в хадисах говорится о необходимости совершения ночного намаза (См. Витр), о запрете на ношение золотых украшений и шелковых одежд мужчинам, что не встречается в Коране.
Сунна делится на три категории:
1. Мутаватир. Это различные сообщения, которые восходят к пророку Мухаммаду и его сподвижникам, известные из многочисленных цепей передатчиков, которые не могли договориться между собой об их фабрикации. Сунна-мутаватир является достоверной и никаким сомнениям не подлежит (См. Хабар аль-Мутаватир). В связи с этим, вероучительные и правовые положения, выведенные из Сунны-мутаватир, являются обязательми (фард) для исполнения. Если различные сообщения совпадают дословно, то их называют мутаватир аль-ляфзи, а если только по смыслу - мутаватир аль-манави.
2. Машхур. В ханафитском мазхабе это различные известные в мусульманской умме сообщения от пророка Мухаммада и его сподвижников, которые переданы немногочисленными независимыми друг от друга цепями передатчиков (например, двумя). По этой причине они не причисляются к категории мутаватир. Необходимость действия на основании сунны-машхур приближено к сунне-мутаватир. Другие же мазхабы считают сунну-машхур частью сунны-ахад, и в их классификации сунна делится только на мутаватир и ахад.
- Ахад. Это сообщения о жизни, речах и поступках пророка Мухаммада переданные малым количеством цепей передатчиков (одним или двумя). Эти сообщения уступают по значимости сообщениям мутаватир, и на их основе не строятся вероучительные основы религии. Но в некоторых правовых вопросах можно действовать на их основании, если они соответствуют критериям достоверности (См. Хадис).
В ханафитском мазхабе выдавать правовое предписание на основании сунны-ахад можно только в следующих случаях:
а) Если сподвижники, передавшие хадисы сами поступали так, как говорится в переданном ими сообщении. В противном случае необходимо поступать на основании того, что они делали и выдавали фетвы. Например, Абу Ханифа не предписывал действовать по хадису от Абу Хурайры, в котором тот говорил о том, что посуду, которой коснулась собака, необходимо семь раз протереть песком. Абу Ханифа обосновывал это тем, что сам Абу Хурайра не поступал таким образом, и протирал посуду лишь три раза и именно так выдавал фетвы. Поэтому ханафиты считают эти фетвы Абу Хурайры доказательством того, что семикратное протирание песком является отмененным (насх). Следовательно, это сообщение, по его мнению, вызывало сомнения, несмотря на то, что этот хадис был признан достоверным и содержится в сборниках хадисов Бухари (Вуду, 33) и Муслима (Тахара, 89, 91, 92, 99).
б) Хадис не должен противоречить кыясу и основным положениям шариата, если он передан сподвижником, который не был известным знатоком фикха и муджтахидом. То есть, если те или иные хадисы исходят от таких ученых сподвижников, как Абдулла ибн Аббас, Абдулла ибн Омар или Абдулла ибн Масуд, то они принимаются и на их основании выдаются правовые предписания. Но если хадисы были переданы сподвижниками, которые были только передатчиками и не были учеными, то предписания на их основе, при противоречии с кыясом, не выдаются. Такое правило было введено потому, что многие известные хадисы передавались в смысловой, а не буквальной передаче. Поэтому, если сподвижник, который был одновременно факихом и муджтахидом передавал хадисы, то он использовал такие выражения, которые адекватно выражали их первоначальный смысл. Именно этого качества могло не быть у тех передатчиков, которые не были учеными. Поэтому если их хадисы противоречили кыясу и общепризнанным фактам, то они не принимались.
в) Сообщение о действиях пророка Мухаммада, которые должны были бы быть известными многим тысячам людей, не могут быть в единичной передаче (ахад). Например, известен хадис от Абдуллы ибн Омара о том, что, выпрямившись после земного поклона (руку) в намазе, пророк Мухаммад поднимал руки (Бухари, «Азан», 83-86). Однако такое должны были бы видеть многие тысячи людей и передать их другим людям. В результате такой хадис должен был бы быть в категории мутаватир. То же самое относится к громкому произнесению слов «Бисмилляхир-рахманир-рахим» в намазе, при прочтении суры «Фатиха». Это сообщение также известно в единичной передаче (Тирмизи, «Салат», 67). По этой причине таким хадисам в ханафитском мазхабе не следуют.
Что касается хадисов-мурсал, в конце цепочки передатчиков которых отсутствует сподвижник пророка Мухаммада, ссылающийся на него, то такие сообщения принимаются в маликитском и ханафитском мазхабе, с условием того, что они были переданы надежными передатчиками (См. Хадис). В шафиитском же мазхабе обязательным условием принятия хадиса-мурсал является передача его таким известным табиуном, как Саид ибн Мусаййаб или Хасан аль-Басри. Но даже при этом необходимо, чтобы такой хадис-мурсал был подтвержден по смыслу каким-либо другим хадисом, в иснаде которого присутствуют все передатчики, либо же другим хадисом-мурсал, признанным со стороны мусульманских ученых. Кроме того, такой хадис должен подтверждать высказывания некоторых сподвижников и должны быть данные о том, что мусульманские правоведы выдавали на их основе фетвы. Согласно правовым положениям шафиитского мазхаба, если существует противоречие между хадисом-мурсал и хадисом с непрерывной цепочкой передатчиков, то должен приниматься в качестве решающего последний.
В маликитском мазхабе для выдачи правового предписания на основании достоверного хадиса в единичной передаче (ахад) необходимо, чтобы его содержание подтверждалось традициями жителей города Медины. Например, согласно хадису, пророк Мухаммад завершал намаз двумя «саламами». Однако Малик ибн Анас предписывал заканчивать намаз одним «саламом», так как именно так делали мединцы.
Шафииты и ханбалиты выносят фетвы на основании любого хадиса-ахад, если он удовлетворяет всем требованиям достоверности, предъявляемым мухаддисами.
Что же касается различных деяний пророка Мухаммада, то они разделяются на три категории:
1. Деяния, которые он совершал в качестве обычного человека. К ним относятся, например, его трапеза, сон, питье; а также общественная деятельность: торговые сделки, хозяйственная деятельность, ведение войн, и т.д. Окружавшие его сподвижники учились у него этике и правильному совершению этих деяний.
2. Деяния, совершение которых было обязательно не для всех мусульман, а только для самого пророка. Например, это относится к специальному ночному намазу (См. Тахаджуд), непрерывному посту (висал) на протяжении двух и более дней.
3. Деяния, оговоренные в шариате, которые носят обязательный характер для всех мусульман. Это относится к намазу, посту, хаджу и т.д.
По степени необходимости совершения тех или иных деяний различаются следующие виды сунны:
Сунна гайри муаккада - различные богоугодные действия, которые пророк Мухаммад делал не постоянно. Это чаще называется мустахаб. Примером является совершение намаза-сунны, который предшествует обязательному намазу иша.
Сунна муаккада - различные богоугодные действия, которые пророк Мухаммад делал постоянно и покидал редко. Примером являются богоугодные намазы, совершаемые до и после намазов салат ас-субх и салат аз-зухр, чтение азана и икамы перед молитвой, чистка зубов и т.д. Воздержание от совершения сунны муаккада является очень нежелательным для мусульманина.
Существует также понятие Сунны хасана. Это разрешенные в Исламе деяния, основы которых восходят к периоду жизни пророка Мухаммада или его сподвижников, и которые укрепляют религию. Примером является сооружение минаретов, школ, написание книг. Даже если их не было в современном смысле этих слов во времена пророка Мухаммада, то все равно их основы существовали и поощрялись им. Например, если даже в его время не было минаретов, то все равно на молитву мусульман созывали с возвышенностей. Или если даже при нем не было точного подобия современных школ, то все равно, пророкобязывал всех своих последователей учиться и направлял к ним учителей. Поэтому сунна хасана не является нововведением (См. Бид"а).
Свои отличительные особенности в определении понятия Сунны имеет шиитская традиция (См.

Слово «сунна» используется для описания образа жизни и наставлений Посланника Аллаха (мир ему). Сунна, наряду с Кораном, является руководством для ведения продуктивной успешной жизни мусульман во все времена.

Однако иногда мы пренебрегаем сунной и ищем советы для улучшения своих личностных качеств «на стороне», игнорируя те советы, которые оставил нам Пророк (мир ему). Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Кто оживил мою Сунну, тот полюбил меня. А кто полюбил меня, тот будет со мной в Раю». (Тирмизи)

Не только ради нашей личной выгоды, но и из любви к нашему любимому Пророку (мир ему), мы должны стараться наполнять свою жизнь его сунной как можно больше. Верующим следует активно изучать жизнь Посланника Аллаха – Милости ко всему мирозданию.

Изучая его жизнь и нрав, в сердце верующего будет крепнуть любовь к Посланнику Аллаха (мир ему). Тем более, что его жизнь полна невероятных историй, в которых проявлялся характер Пророка Мухаммада (мир ему), его высочайший нрав и личностные качества. Если верующий применит в своей жизни даже несколько из них – его жизнь изменится качественно, и это изменение послужит причиной радости в День Суда.

В этой статье мы осветим 12 сунн Пророка (мир ему), которые мы должны стремиться возродить в надежде на повышение нашей продуктивности и в надежде оказаться в Раю рядом с величайшей, без сомнения, личностью в истории человечества.

1. Ранний отход ко сну и раннее пробуждение

Распорядок дня играет большую роль в нашей способности эффективно действовать в течение суток. Мусульмане знают, что утренние часы после предрассветного намаза благословлены Всевышним Аллахом. Начиная свой день с намаза, вы задаете позитивный настрой всей вашей последующей активности. Однако ранний подъем потребует от вас раннего отхода ко сну, чтобы вы успевали отдохнуть и восстановится за ночь.

Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила об отдыхе Посланника Аллаха (мир ему):

«Он обычно ложился спать рано и поднимался в последнюю часть ночи, чтобы совершить помолиться, а затем продолжал спать». (Бухари)

Когда у вас скапливается много дел, легко можно сбить свой распорядок поздним отходом ко сну и поздним пробуждением. Эта практика опасна тем, что в итоге вы будете пропускать большое количество времени, идеально подходящего для решения актуальных задач, а если, все-таки, попытаетесь вставать рано при позднем отходе ко сну, то заработаете себе много неприятностей, связанных со здоровьем. Ложитесь спать рано и вставайте рано – это ключ к успеху и продуктивности.

2. Улыбайтесь часто и от души

Про посланника Аллаха (мир ему) говорили, что не видели другого такого человека, кто так часто улыбался.

Учеными давно доказано, что уровень серотонина – гормона счастья – напрямую связано с улыбкой. Часто улыбающиеся люди чувствуют себя намного счастливее угрюмых. По правде говоря, мы недооцениваем значение простой улыбки для себя и окружающих.

Позитивное мышление и отношение к жизни необходимое условие для достижения поставленных целей. Так давайте же следовать этой простой, но важной сунне. Понаблюдайте за собой: какое выражение вашего лица для вас считается обычным – счастливое или угрюмое?

Выработать в себе привычку часто улыбаться и сменить хмурое выражение лица довольно просто, а благоприятные последствия этого лично для вас и для общества велики.

3. Использование сивака

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передавал от посланника Аллаха: «Если бы это не было трудно для моего народа, то я приказал бы им пользоваться сиваком с наступлением каждой молитвы» . (Бухари, Муслим)

В этом хадисе посланник Аллаха (мир ему) четко обозначил свое отношение к этой важной сунне. Сивак (мисвак, мисуак) используется мусульманами для очистки зубов и освежения дыхания. Сивак, изготавливается из корней и ветвей сальвадоры персидской, известной большинству мусульман под арабским названием «аль-арак» или просто «арак».

Это примечательное растение, имеющее большое значение в повседневной жизни каждого мусульманина, в диком виде встречается в пустынях Африки, Аравийского полуострова, Западной и Южной Азии.

Сивак желательно использовать даже тем, у кого нет зубов, поскольку это действие укрепляет десны, оказывает лечебное воздействие на весь организм и, помимо всего, является Сунной. Сивак содержит природные вещества, оказывающие разнообразное воздействие на организм человека.

Наиболее важными из них считают те, которые обладают антибактериальным действием, одинаково хорошо подавляя размножение болезнетворных микробов в полости рта и желудочно-кишечном тракте. Другая, не менее важная группа дубильных веществ предотвращает кровоточивость десен.

Природные вещества, содержащиеся в ветвях и корнях дерева, оказывают эффективное воздействие на полость рта, предотвращая развитие пародонта, гингивита, кариеса и образование зубного камня.

Посланник Аллаха говорил: «Сивак – это чистота полости рта и довольство Всевышнего». (Бухари, Насаи)

4. Нанесение масла на волосы

Джабир ибн Сумра (да будет им Аллах) рассказывал: «Когда Посланник Аллаха (мир ему) умащал голову маслом, не было заметно ни одного седого волоска. Но когда он не умащал, были видны несколько седых волосков».

Посланник Аллаха (мир ему) советовал своей умме: «Тот, у кого есть волосы, пусть ухаживает за ними», подразумевая под «ухаживанием» мытье, расчесывание и смазывание волос маслами. Сам Он иногда наносил маску оливковым маслом, после чего обматывал волосы тонким мягким материалом, который служила пропиткой для излишек масла. Масло же питало кожу головы необходимыми витаминами и микроорганизмами, защищая от образования перхоти и выпадения волос.

В наше время люди тратят огромные деньги на средства для ухода за волосами и кожей головы, но забывают о таком доступном и относительно недорогом средстве, являющимся, к тому же, сунной.

5. Умеренность в еде

Посланник Аллаха (мир ему) говорил: «Никогда не наполнял человек сосуда, худшего, чем его собственный желудок! Достаточно человеку нескольких кусочков пищи, благодаря которым он сможет выпрямить свою спину, а если уж неизбежно для него есть больше, пусть треть его желудка будет для еды, треть - для питья, а ещё треть - для воздуха». (Ибн Маджа)

Факт, что пища оказывает огромное влияние на работу нашего тела и ума, общеизвестен. Этот хадис ясно показывает, что переедание - это достойное осуждения качество, от которого мы должны держаться подальше. Однако важно помнить, что недоедание также вредно для человека.

Для того, чтобы функционировать, мы должны выработать сбалансированный подход к еде. Уровень потребления пищи не должен вызывать у нас чувство усталости или переедания, так как это состояние ведет к лени, которая, в свою очередь, является пороком. Да убережет нас Аллах от этого пагубного пристрастия.

6. Говорить благое, либо молчать

Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит». (Бухари, Муслим)

Мы часто говорим о вещах, которые не имеют к нам прямого отношения. Мы проводим много времени в разговорах, от которых нет пользы для нашего нрава, наших знаний или религиозности. Вместо бесполезных разговоров и сплетен, верующим следует говорить только о том, что является благом.

Это непросто, потому что необходимо тщательно взвешивать свои слова и думать наперед, чтобы они не принесли никому вред, а только пользу. Поэтому Досточтимый Пророк советовал хранить молчание, если он наших слов нет пользы. Следуя этому замечательному совету, мы бережем огромное количество времени и сил для совершения действительно полезных дел.

Продолжение следует...

Су́нна (араб. سنة‎ - обычай, пример‎) - священное предание, излагающее примеры жизни пророка Мухаммада саллаллаху алейхи ва саллям) как образец и руководство для всей мусульманской общины (уммы) и каждого мусульманина. Сунна является вторым после Корана источником исламского права (фикха), на ней основываются многие шариатские законы. Она состоит из поступков пророка Мухаммада (фи’л), его высказываний (каул) и невысказанного одобрения (такрир). Сунна передавалась устно сподвижниками (асхабами) пророка Мухаммада и была зафиксирована в виде хадисов. Сунна тесно взаимосвязана с Кораном, объясняет и дополняет его. Для настоящего мусульманина следование сунне пророка Мухаммада является главным содержанием жизни, ведь мы любим Посланника Аллаха, а кто любит, тот хочет быть похожим на любимого.

Немаловажной частью мусульманского религиозного образования является обучение сунне. Ни один исламский правовед (факих) не может считаться авторитетом в области исламского права, если у него нет достаточных знаний сунны.

Люди, выполняющие сунну Пророка, это не только те, кто читают дополнительные ракааты перд фард-намазом или после него, и не те, кто держат пост в специальные дни, люди, выполняющие сунну, — это люди, которые поняли принцип жизни Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). Для того, чтобы легче было понять приведу пример, допустим есть студент, который хочет получить знания в технических науках. Для начала он решает задачи по специальным формулам. Он может долго-долго решать различные уравнения, но если он не поймёт смысл формул, если он не осознает, как применять данные формулы, то он никогда не продвинется дальше решения задачек из учебника. Так и в нашем случае, человек совершает ритуалы, которые выполнял Пророк, чтобы стать ближе к лучшему из людей, но если человек не поймёт принцип жизни Пророка, то он не сможет быть с ним рядом во время Судного дня. Ведь Пророк не просто молился денно и нощно, он помогал беднякам, вдовам, сиротам, больным, помогал животным, прощал своих врагов, не давал волю своему гневу, был скромным, добрым, любвеобильным Человеком. Все главные человеческие качества сосредоточены в сунне Посланника Аллаха. Пророк Мухаммад – это человек, который выразил через свою жизнь основные максимы гуманизма. Европейский гуманизм подразумевает под собой мировоззрение, согласно теоретической концепции которого, человек является высшей ценностью. Европейский гуманизм отрицает сверхъестественное, тогда как Исламский гуманизм вбирает в себя и трансцендентное, и материальное. Что это значит? Божий Человек ставит выше всего Созданное, потому что Человек – это Божье создание, и в Человеке, как и во всём созданном, Бог проявляет своё могущество.

Поэтому следовать сунне – это не только определённо держать руки во время намаза, двигать указательным пальцем, покрывать голову и т.п. Это конечно всё очень нужно как школьнику задачи для того, чтобы он потом стал физиком и запустил в космос ракету. Просто нельзя останавливаться на простейших упражнениях, необходимо идти вперёд, необходимо стремиться к Господу. Мусульманин – это луч, направленный в бесконечность.

Своё духовное развитие следует начать с отношения к созданным. Проследите за своим поведением, за тем, как вы обычно ведёте себя с людьми, например со своими соседями, родственниками, друзьями, врагами или вообще как вы относитесь к живым существам – бездомным собакам, кошкам. Люди, которые хотят быть похожими на Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) всегда добры, они всем сердцем любят всё, что создано Господом. Таких людей сразу видно, от них идёт некий необъяснимый свет, они обычно всегда позитивны, но не в том плане, что постоянно смеются и шутят, они во всём видят Божью мудрость и всесилие. В их взгляде сквозит грусть по потустороннему миру, но на их лице всегда держится сдержанная улыбка, в которой видно их желание помогать творениям Господним, ведь они любят Бога, любят Его Пророка, принёсшего человечеству истину настоящей любви, а поэтому люди, следующие за Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям) любят и всех созданных, ведь через помощь другим, они общаются с Аллахом.

Новое на сайте

>

Самое популярное