Домой Нумерология Император основавший православное палестинское общество. Императорское православное палестинское общество (1859-наст.). Паломническая деятельность иппо

Император основавший православное палестинское общество. Императорское православное палестинское общество (1859-наст.). Паломническая деятельность иппо

Существует удивительная связь между домом №3 по улице Забелина, Марфо-Мариинской обителью в Москве и храмом Марии Магдалины в Иерусалиме.

В Иерусалиме, на склоне Елеонской горы в Гефсимании обращает на себя внимание небольшой православный храм, его купола ярко блестят на ближневосточном солнце среди зелени Гефсиманских садов.

Это храм Марии Магдалины, освящённый в 1888 году в честь умершей в 1880 году российской императрицы Марии Александровны, урождённой принцессы Гессенской.

Храм построен созданным в 1882 году русским Императорским Православным Палестинским обществом (ИППО), для чего был выкуплен участок земли. Первым председателем общества был великий князь Сергей Александрович, сын императора Александра II и императрицы Марии Александровны.

В наши дни ИППО воссоздано и зарегистрировано в Москве в доме №3 по улице Забелина.

Общество создавалось для популяризации православия в странах Ближнего Востока и организации православного паломничества в Святую Землю.

В Палестине, Сирии, Ливии были созданы школы, в которых наряду с общеобразовательными предметами преподавался русский язык.

Для приёма паломников открылись подворья, в них можно было получить один бесплатный обед, оставить свои вещи в камере хранения. При подворьях работали больницы и магазины с более дешёвыми, чем в городе, продуктами и сувенирами.

Паломники добирались в Святую Землю морским путём из Одессы до Яффы, причём билет на пароход стоил на сорок процентов дешевле, чем для обычных пассажиров.

На освящении церкви Марии Магдалины присутствовали великие князья, члены императорской фамилии, в том числе жена Сергея Александровича, Елизавета Фёдоровна, также как и его мать, гессенская принцесса. На торжественной церемонии она завещала похоронить её именно в этом храме.

После гибели великого князя Сергея Александровича, генерал - губернатора Москвы, от руки террориста Каляева в 1905 году, председателем Императорского общества стала его жена Елизавета Фёдоровна.

В 1909 году на собственные средства, продав ценные вещи и драгоценности, Елизавета Фёдоровна основала в Москве на Большой Ордынке монастырь, она же стала его настоятельницей. Свою жизнь Елизавета Фёдоровна посвятила милосердию и делу помощи обездоленным. Церковь при открытой в обители больнице освятили в честь жён - мироносиц Марфы и Марии.

Кроме больницы в обители работали школа и бесплатная столовая для малоимущих людей.

Во время Первой мировой войны в Марфо - Мариинском женском монастыре был организован госпиталь.

В 1912 году в обители построен храм Покрова Пресвятой Богородицы по проекту А.В.Щусева.

В 1917 году над настоятельницей монастыря нависла угроза расправы из-за её немецкого происхождения, её добрые деяния в расчёт не принимались. Ей неоднократно поступали предложения от английского правительства покинуть страну. Елизавета Фёдоровна приходилась внучкой британской королеве, однако она отвергла все предложения, решив разделить судьбу своей новой Родины.

В 1918 году Елизавета Фёдоровна была арестована и вывезена с другими членами императорской семьи в Алапаевск. Там арестованных казнили, сбросив живыми в заброшенную шахту.

Тела погибших белогвардейцы подняли из шахты и вывели в Китай. В 1921 году, следуя завещанию великой княгини, её останки перевезли в Иерусалим и захоронили в церкви Марии Магдалины.

В настоящее время в Гефсимании работает женский православный монастырь, основанный в 1934 году.

Марфо - Мариинская обитель была закрыта в советский период, в Покровском храме открыли клуб и кинотеатр, в алтаре установили скульптуру Сталина.

В настоящее время обитель возрождена, в храме возобновлены службы.

В 1992 году Елизавета Фёдоровна причислена к лику преподобных священномучениц.

Современное ИППО с помощью российского и израильского правительств пытается вернуть подворья в Иерусалиме и эта деятельность приносит обнадёживающий результат.

Пропаганда православия на Святой Земле продолжается.

Юрий Трифонов

, И. Л. Горемыкин , Б. В. Штюрмер) и обер-прокуроры Святейшего Правительствующего Синода (К. П. Победоносцев , П. П. Извольский , В. К. Саблер), священнослужители Русской православной церкви (святитель Тихон Патриарх Московский , святитель Николай Японский , свщм. Владимир митрополит Киевский , св. прав. Иоанн Кронштадтский , епископ Порфирий (Успенский) , архимандрит Антонин (Капустин) , архимандрит Леонид (Кавелин) , митрополит Арсений (Стадницкий) и др .

Усилиями ИППО на Ближнем востоке была создана собственная школьная система, которая к 1914 году состояла из более чем 100 школ и двух учительских семинарий. Развитию школьной системы на Ближнем востоке способствовал и генеральный консул в Иерусалиме статский советник Алексей Фёдорович Круглов . Школы ИППО противостояли растворению местных православных общин в окружающей массе иноверного и инославного населения. В них учились дети преимущественно из православных семей, в том числе беднейших, потому что обучение было бесплатным. Первая начальная школа была открыта уже в год создания Общества в селении Муджедиль 6 декабря 1882 года, а чуть позже, 1882-1884 годах, в Галилее были открыты ещё три начальные школы, мужской пансион, впоследствии преобразованный в мужскую учительскую семинарию в Назарете. Руководителем сети Галилейских учебных заведений ИППО на протяжении многих лет был Александр Гаврилович Кезма . Школы Общества испытывали конкуренцию со стороны католических и протестантских учебных заведений, а также противодействие со стороны Иерусалимских Патриархов . Начиная с 1895 года новые школы открывались преимущественно в Сирии, на территории Антиохийского Патриархата . Учителя в школах были светские, и в первые годы часть из них приглашалась из России либо получала образование в России. Позднее для подготовки местных преподавателей были созданы две учительские семинарии, мужская в Назарете и женская в Бейт-Джале (см. Женская учительская семинария), ученики в которых получали полный пансион . В начальных школах преподавался Закон Божий , арабский язык, арифметика, география, история и ремёсла. Кроме того, во многих школах преподавался русский язык, а лучшие ученики продолжали образование в России. Необходимые учебники составлялись и печатались собственными силами, главным образом на арабском языке. Помещения для школ обычно арендовались, но в некоторых случаях и строились.

Содержание школ обходилось более чем в 240 тыс. рублей в год и было тяжёлой нагрузкой для Общества, поэтому, начиная с 1904 года, ставился вопрос о государственном финансировании. Позднее, в 1912 году, Николай II утвердил одобренный Государственной Думой закон от 5 июля о финансировании учебных заведений ИППО в Сирии отдельной строкой государственного бюджета (более 150 тыс. золотых рублей в год). В 1911 году общее число учащихся составило 11112 человек (5426 мальчиков и 5686 девочек), причём в школах Палестины было 1493 ученика, в школах Ливана - 1231, в Сирии - 8388. Через русские школы прошли несколько поколений арабской интеллигенции Ближнего Востока . В первые два десятилетия школы не имели легального статуса и получили его только 1 мая 1902 года специальным фирманом султана Абдул-Хамида II . Школы ИППО практически прекратили существование после начала Первой мировой войны .

С самого начала своей деятельности ИППО активно уделяло внимание содействию паломничества, что соответствовало целям и задачам Общества, записанным в его Уставе: «Заботы Общества о Русских паломниках не ограничиваются одним удешевлением пути в Святую Землю , но ещё более направлены на удовлетворение их материальных и духовных потребностей на Святой Земле» .

С 10 февраля 1883 года Обществом создаются специальные паломнические книжки, позволяющие значительно удешевить поездку в Святую Землю. Паломнические книжки продавались у уполномоченных представителей Общества в различных губерниях Российской Империи , были действительны в течение года со дня их выдачи и давали право останавливаться по пути следования на узловых станциях железных дорог, по специальным купонам. Общество заключило соглашение с РОПИТом об особых тарифах. Так, если обыкновенный билет III класса от Одессы до Яффы по обыкновенному тарифу стоил 20 руб. 50 коп. в один конец, то билет, взятый по паломнической книжке, обходился 24 руб. в оба конца .

К концу XIX чека число паломников, желающих посетить Святую Землю, достигало 9178 человек в год, из которых более 4000 оставались на празднование Пасхи, а в 1907 году была рекордная цифра - 6410 человек, пребывающих в дни Пасхи в Иерусалиме .

Пасхальные разговения во дворе Сергиевского подворья Императорского православного палестинского общества в Иерусалиме. Фото монаха Тимона. Конец XIX в.

Для приёма паломников усилиями ещё Палестинского комитета были устроены Елизаветинское и Мариинское подворья, а для обслуживания больных рядом с ними построена Русская больница. В 1889 году Елизаветинское, Мариинское подворья и Русская больница передаются в ведение Императорскому Православному Палестинскому Обществу, которое вскоре в рамках программы улучшения быта паломников, прибывающих в Иерусалим, строит водяную канализацию в Иерусалиме - первую в истории города. Также в рамках расширения числа паломников в 1889 году рядом с Русским подворьем усилиями Императорского Православного Палестинского Общества строится Новое (Сергиевское) подворье , в 1891 году в ведение Общества передаётся Вениаминовское подворье в Иерусалиме , в 1896 году освящается построенное Обществом Александровское подворье рядом с храмом Гроба Господня в старом городе Иерусалима, в 1905 году освящено построенное Обществом здание Николаевского подворья в Иерусалиме, также в 1904 году в Назарете было построено паломническое подворье , названное в честь первого Председателя ИППО Сергиевским, в 1916 году был построен паломнический комплекс с храмом Святителя Николая в городе Бари (Италия) . Отделения Общества, содействующие паломничеству, работали в 52 городах Российской Империи .

Паломники прибывали обычно из Одессы в порт Яффо и оттуда, сопровождаемые кавасами ИППО, шли в Иерусалим. С 1895 года паломники имели возможность воспользоваться железнодорожным сообщением между Иерусалимом и Яффой. На русских постройках Общества в Иерусалиме паломники имели возможность сдать багаж в кладовые подворий и сдать на хранение, загранпаспорт, билеты и ценные вещи под расписку Конторы управления подворьями ИППО .

В народной трапезной Сергиевского подворья паломники могли получить бесплатный обед. Также паломники могли воспользоваться услугами лавки с продуктами, книжной и иконной лавками и посетить баню на Сергиевском подворье. По вечерам для паломников проводились Палестинские чтения, рассказывающие об истории Ветхого завета и святынь, посещаемых паломниками в ходе паломнических маршрутов .

Для путешествия паломников формировались паломнические караваны, которым выделялись проводники Общества и охрана. В ходе составляемых усилиями Общества маршрутов паломники посещали святыни Иерусалима , Вифлеема , Хеврона , Иудейской пустыни , совершали омовение в священных водах реки Иордан , посещали святыни Галилеи .

В праздник Пасхи во дворе Сергиевского подворья усилиями Общества в Иерусалиме устраивались Пасхальные разговения .

Паломничество значительно сокращается в связи с начавшейся в 1914 году Первой мировой войной, а затем революцией в России 1917 года. В период с 1917 по 1991 год лишь редкие группы и официальные делегации имели возможность посетить Святую землю. Активизация паломничества и посещение делегациями ИППО Святой земли становится возможным после развала СССР в 1991 году. С ноября 2009 года усилиями Иерусалимского отделения ИППО на Сергиевском подворье, возвращённом России, возрождена традиция Палестинских чтений для русских православных паломников, прибывающих в Святую Землю, которые названы Сергиевскими чтениями . С 24 апреля 2011 года Иерусалимское отделение ИППО возродило дореволюционную традицию Пасхальных разговений на Сергиевском подворье в Иерусалиме . С 2013 года Сергиевский чтения для русских православных паломников и разных уголков Русского Зарубежья стали проводиться также в Российском музейно-парковом комплексе в Иерихоне .

Научная деятельность ИППО была заложена в Уставе Общества, который гласил: «собирать, разрабатывать и распространять в России сведения о Святых местах Востока», для этого Обществом было с первого года своего основания создано отдельное научное отделение .

С первого года своего существования Общество начинает заниматься научной деятельностью и прежде всего в Святой Земле и странах Средиземноморья .

Несмотря на скудность своих материальных средств, Общество тотчас же приступает к изданию научных трудов по палестиноведению и обнародованию памятников древнерусской, а потом и византийской паломнической письменности. В силу этого Общество на первых же порах старается привлечь в состав своего Совета солидные научные силы: профессоров В. Г. Васильевского , И. Е. Троицкого , а через них построить отношения с другими учеными и научными авторитетами. В различных изданиях Общества также приняли живое участие М. А. Веневетинов , доктор А. В. Елисеев, архимандриты Леонид (Кавелин) и Антонин (Капустин) , профессор А. А. Олесницкий , Г. С. Дестунис, А. А. Цагарели , Л. В. Стоянович, К. Д. Петкович, профессор И. В. Помяловский, профессор Н. И. Ивановский , академик Н. Я. Марр , С. О. Долгов, академик В. В. Латышев , профессор Н. Ф. Каптерев , профессор Н. А. Медников , А. И. Пападопуло-Керамевс , П. А. Сырку, Х. М. Лопарев, П. В. Безобразов .

В дореволюционный период с 1882 по 1917 гг. были достигнуты значимые и ощутимые результаты в издательской деятельности Общества. Прежде всего было издано 63 тома Палестинского сборника - постоянного научного временника Императорского Православного Палестинского Общества. Также были изданы: 10 томов Аналект и Каталога Иерусалимских рукописей А. И. Пападопула-Керамевса, 4 части Странствования Василия Григоровича , 7 томов Книга бытия еп. Порфирия , Bibliotheca geografia Palaestina , Палестина и Синай (библиография) В. Н. Хитрово. Также Обществом с 1891 года издавались Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества и многочисленные отчеты о деятельности Общества . Кроме этого, Общество издавало народные научно-популярные издания в виде чтений о Святой Земле . Для этого Обществом были привлечены ряд авторов: протоиерей В. И. Михайловский, протоиерей Н. А. Елеонский , протоиерей В. С. Соловьев, протоиерей П.Смирнов, протоиерей Н. Н. Трипольский, Д. С. Дмитревский, А. И. Левочский, И. В. Малиновский, А. Н. Пыпин, В. Н. Хитрово , И. А. Виноградов, М. И. Осипов, И. В. Викторовский и др. .

Научные исследования в Святой Земле, странах Средиземноморья и Библейском регионе в дореволюционный период

Первым самостоятельным научным проектом Общества была организация археологических раскопок на Русском месте в старом городе Иерусалима под руководством начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и иерусалимского архитектора Конрада Шика, недалеко от храма Гроба Господня . Результатом раскопок стало открытие 10 июня 1883 года Порога Судных Врат , через которые, по преданию, Христос шел на Голгофу .

В 1886 году произведены научные исследования исторического места храма Соломона на Храмовой горе усилиями профессора Киевской духовной академии по кафедре еврейского языка и библейской археологии А. А. Олесницкого , по итогам которых был издан его монументальный труд под названием Ветхозаветный храм в Иерусалиме . Известны также его главные работы, посвященные древней Палестине : Святая Земля , Иерусалим и его древние памятники , Другие важнейшие места Святой Земли , Судьбы древних памятников Святой Земли т.д. Он переводчик с еврейского книг Исайи, Иеремии, Иезекииля, Даниила .

Флаг ИППО на южной башне Сергиевского подворья в Иерусалиме и вензель Императору Николаю II со знаком Общества в день празднования 25-летия существования Общества в 1907 году. Фото монаха Тимона. 1907 г.

В том же 1886 году членом ИППО доктором А. В. Елисеевым было совершено исследование древнего пути в Святую Землю через Кавказ и Малую Азию. По итогам поездки А. В. Елисеев читает доклад в заседании собрания Православного Палестинского Общества в 1887 году .

Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока

В 1891 году совместная экспедиция в составе профессоров: Н. П. Кондакова , А. А. Олесницкого и Я. И. Смирнова осуществили научные исследования христианских древностей в Хауране, Аджлуне и в Заиорданье . По итогам экспедиции выходит в свет научный труд Н. П. Кондакова под названием Сирия и Палестина , который включил в себя 1000 фотоснимков, свыше 50 акварелей и 20 планов .

В том же 1898 году художник Н. Л. Клюге, останавливавшийся на Сергиевском подворье в Иерусалиме, прибыл в Святую Землю для воспроизведения в акварельных рисунках мозаичной карты Медвы (Мадебы) в Заиорданье , только что открытой в полу греческой православной церкви в Мадебе .

В 1900 году Общество посылает в Иерусалим профессора В. Н. Мышцына для исследования и последующего описания рукописей и музея начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, Почетного члена ИППО - архимандрита Антонина (Капустина) . Труды, составленные В. Н. Мышцыным, хранятся в Российском государственном историческом архиве и в собрании Святейшего Синода в Санкт-Петербурге.

В 1902 году Императорское Православное Палестинское Общество совместно с восточным отделением Российского археологического Общества организовывает и финансирует научную экспедицию на Синай по исследованию грузинских рукописей, которую возглавляет известный филолог, востоковед, историк, этнолог и археолог Н. Я. Марр . В состав экспедиции вошли также И.А Джавахов и знаменитый впоследствии византист А. А. Васильев .

Весьма значимый вклад в изучение святынь Ближнего Востока привнес выпускник факультета восточных языков Петербургского университета, ученик академика В. Р. Розена - И. Ю. Крачковский . В 1908-1910 годах он совершает командировку в страны Ближнего Востока, где посещает Сирию , Ливан , Египет и Палестину в поисках древних рукописей. В Палестине он посещает монастырь св. Саввы Освященного, в Сирии исследует рукописный фонд библиотеки Антиохийского патриархата в Дамаске. В 1913 году 44 рукописи этого собрания оказались в Петербурге и были переданы им в , а в 1971-1974 гг. восемьдесят мусульманских рукописей были переданы его супругой В. А. Крачковской в Российскую национальную библиотеку (РНБ) . И. Ю. Крачковский принимал активное участие в научной деятельности ИППО и был членом комиссии по преподаванию русского, арабского и западноевропейских языков в школах Общества в Сирии , Палестине и Ливане . Трудился на поприще Общества и в советский период .

Новый импульс развития Общество получило в 1951 году, когда его возглавил член-корреспондент АН СССР, профессор С. П. Толстов . Он собрал вокруг себя ряд талантливых учёных. В 1950 году в Палестинское общество пришёл известный церковный деятель митрополит Николай Ярушевич . С 1954 года возобновились публикации Палестинского сборника - основного печатного сборника Общества. Палестинское общество продолжало работать в отделении в Ленинграде и в двух различных секциях в Москве. Одна из них называлась Литературные связи Востока и Запада . Этой секцией до 1988 года руководила Л. П. Жуковская - профессор, известный историк русского языка, исследователь древнейших славянских и древнерусских текстов, изучившая около 500 рукописных Евангелий, начиная с самых первых - Реймсского , Остромирова , Мстиславова и до XVI века. В 1988 году секцию возглавил известный историк Н. Н. Лисовой . В секции состояли историки, филологи, византинисты, которые занимались, в частности, русско-палестинскими связями и русским наследием на Ближнем Востоке . Вторая секция, где обсуждались вопросы политики и экономики стран Ближнего Востока, называлась Современные проблемы Палестины . Там также работали многие уважаемые учёные: историки, правоведы и экономисты.

Палестинское Общество в этот период возглавляли председатели: С. П. Толстов (1951-1970), академик А. А. Губер (1970-1971), академик С. Л. Тихвинский (1971-1978), член-корреспондент АН СССР З. В. Удальцова (1978-1982), член-корреспондент РАН В. Г. Солодовников (1982-1985), член-корреспондент РАН А. П. Новосельцев (1985-1988), профессор Р. Т. Ахрамович (1988-1989), профессор О. Г. Пересыпкин (1989-2001) .

С 1917 года начинается период британского колониального управления над Палестиной. С 11 декабря 1917 года войска английского генерала Э. Аленби занимают Иерусалим. С 1917 по 1919 годы надзор над русскими постройками в Иерусалиме осуществлял сотрудник и член Общества и. о. Управляющего подворьями К. Н. Петропуло. Вопреки постановлению Совета Общества, Петропуло пускает на русские постройки турецких офицеров и солдат, а затем после прихода британских властей он позволяет использовать подворья ИППО британскими колониальными властями . Эти действия вопреки инструкции Совета ИППО привели впоследствии к тому, что большая часть

Христианские древности: Введение в сравнительное изучение Беляев Леонид Андреевич

Православное Палестинское Общество и Русская духовная миссия в Палестине

Сведения по археологии поступали в Россию не только от частных лиц, паломников и путешественников, но и по государственным каналам, а также от религиозных организаций. Правительство уже с первой пол. XIX в. опиралось на весьма информативные консульские, военные и торгово-экономические обзоры, дополнявшие картину жизни На Ближнем Востоке. Часто два источника сведений, официальный и неофициальный, восходят к одному лицу. Так, направленный в 1843 г. в Иерусалим Синодом архимандрит Порфирий (Успенский) имел секретные поручения по делам православной церкви; отчеты о состоянии ее дел в Сирии и Палестине Синод передавал в Министерство иностранных дел. Впоследствии именно Порфирий стал главой первой русской религиозной миссии в Палестине. 32

Русская Духовная миссия в Иерусалиме была учреждена в 1847 г., чтобы облегчить положение паломников. Но развернуть ее деятельность удалось лишь с 1857 г., по окончании Крымской войны, когда ее возобновили «ввиду сильного развития, которое приняли, пользуясь нашим отсутствием, в Святой земле… католическая и протестантская пропаганда». (Антонин, 1884). Большую роль в Миссии играли ее руководители, архимандриты Антонин (Капустин), а позже Леонид (Кавелин). 33

Активные исследования церковных древностей Палестины русскими учеными стали возможны с 1880-х гг., с момента образования Императорского Православного Палестинского общества (ИППО). Созданное для «упорядочения движения паломников и помощи им», оно с самого начала имело среди своих задач научно-популяризаторские и строго научные. 34 В 1881 г. Иерусалим посетили великие князья, поддержавшие идею создания специального общества. Великий князь Сергей Александрович стал его председателем, сразу указав, среди других задач, на необходимость исследования древностей (1882). 35 ИППО снаряжало экспедиции, работало над публикацией источников. Официальным изданием стал специальный «Православный Палестинский сборник», сохранившийся, хотя и в измененном виде, до наших дней (то же можно сказать, собственно, и про ИППО). Уже за первые 15 лет существования было издано до сотни исследований и памятников письменности (160 томов!), в числе которых, кроме популярно-церковной литературы, - древнерусские «хождения», тексты паломников латинских (4), греческих (11) и южнославянских (2). 6

Археолого-археографические экспедиции ИППО изучали пути древних пилигримов в Сирию через Кавказ и Малую Азию (А. В. Елисеев), отыскивали греческие (П. В. Безобразов) и описывали грузинские (А. Цагарели) рукописи, исследовали архитектуру (Н. П. Кондаков). Особо важны были работы в Палестине. Кроме научного интереса к христианским древностям, за ними стояла потребность России занять определенную позицию в изучении Святых мест (без чего сложнее было претендовать на контроль за ними), а также постепенно проявлявшееся стремление сформировать собственную, отличную от других, сеть паломнических центров на территории Палестины, подобную той, которыми располагали, например, францисканцы и соперничавшие с ними ордена. Это удалось частично осуществить благодаря широкой покупке земель русским правительством и Духовной миссией. 37

Архимандрит Антонин (Капустин), с именем которого тесно связана археологическая деятельность ИППО и Духовной миссии, хорошо понимал, что ход процесса обеспечит только владение землей и памятниками. Это было одной из причин, побуждавших вступить в «состязание» с представителями иных конфессий и стараться приобрести участки в исторических местностях, перспективных для открытия библейских или церковных древностей (например, участки с гробницами «жены царя Соломона, египтянки, в деревне Силоам»; древнееврейские гробницы Эр-Румание; «гробы пророческие» в Иерусалиме). Конечно, на этих землях, как почти везде в Палестине, обнаруживались «древности» и можно было вести их исследования. 38

М. Ростовцев в кратком очерке археологической жизни в Палестине перед Первой мировой войной очень ярко показал ее кипение, оживление различных спекулянтов мощами и древностями, а также активизацию усилий европейских «религиозных школ» и неконфессиональных обществ. Ожесточенное, постоянное соревнование национальных научных групп, в котором лидировали англичане и немцы при нарастающей конкуренции американцев и французов, бросалось в глаза. 39 Необходимость отстаивать интересы России не вызывала у него сомнения: «В Палестине мы не можем и не должны отступать». Одобрив стремление к покупке земель архимандрита Леонида (Кавелина), Ростовцев указал на плохую организацию созданного архимандритом Антонином в Миссии музея древностей (хотя и похвалил его состав) и на несопоставимо скромную роль русских археологов в натурных исследованиях. Ростовцев полагал нужным включить Палестину в зону контроля РАИК хотя бы для наблюдений за открытиями на землях Миссии и музеем. 40

Из книги Вселенские Соборы автора Карташев Антон Владимирович

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Из книги Пути Русского Богословия. Часть II автора Флоровский Георгий Васильевич

2. Русская духовная журналистика и подготовка общественного мнения к восприятию церковной реформы. Потребность в гласности становится в те годы всеобщей. И одним из самых характерных симптомов эпохи было возникновение и развитие русской духовной журналистики. Один за

Из книги Дорогами христианства автора Кернс Эрл Е

2. Церковь в Палестине Начиная описывать историю ранней Церкви, Лука обращается прежде всего к Церкви в Иерусалиме (Деян. 1–7). Затем в описание включаются Иудея и Самария (8–12). Это значит, что христианство было передано людям других национальностей. Истинное христианство

Из книги Духовная и культурная традиции в России в их конфликтном взаимодействии автора Хоружий Сергей Сергеевич

Духовная практика и духовная традиция. Концепт Хоружий: Тема лекции включает в себя слово «Россия» и предполагает, что речь пойдет о духовной и культурной традициях именно в России и о том, как происходит их взаимодействие. Не вообще и всегда, а именно в нашей стране. Может

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО рус. общество, первоначально ориентированное на нужды правосл. *паломничества, а затем преобразованное в научное общество по изучению Бл. Востока, в частн., Палестины. Предшественником П.о. был Палестинский комитет, основанный в 1858 по инициативе рус.

Из книги Лекции по Исторической Литургике автора Алымов Виктор Альбертович

РОССИЙСКОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО - см. Палестинское

Из книги Исагогика. Ветхий Завет автора Мень Александр

РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ В ИЕРУСАЛИМЕ учреждение, созданное Рус. Правосл. Церковью с целью обеспечения нужд рус. паломничества в *Палестине и упрочения контактов с братскими церквами правосл. Востока. Поскольку *святые места находились под контролем мусульман,

Из книги Единство и многообразие в Новом Завете Исследование природы первоначального христианства автора Данн Джеймс Д.

6. Палестинское Монашество Как мы уже говорили, попытка прп. Илариона Великого привить в Палестине монашество в виде анахоретства египетского типа не имела продолжения, за исключением м. б. лавры прп. Герасима († 475), который был выходцем из Фиваиды. Поэтому истинным отцом

Из книги Наука самоосознания автора Бхактиведанта А.Ч. Свами Прабхупада

3. Хабири в Палестине (XIV в.) В дипломатическом архиве фараона Эхнатона найдены письма царьков и правителей Ханаана - ставленников Египта. Они жалуются на нестроения в городах и враждебные действия бродячих кланов хабири. Из писем Абдхибы, правителя Иерусалима: Царю, моему

Из книги Паломничество в Палестину автора Ювачев Иван Павлович

§ 54. Насколько "ортодоксальным" было раннее палестинское христианство? 54.1. Первые христиане были иудеями. Даже если принять рассказ Луки о числе народов, присутствовавших на Пятидесятнице, все они были "иудеи и прозелиты" (Деян 2:10). Хотя они верили, что Иисус - Мессия и

Из книги История тайных обществ, союзов и орденов автора Шустер Георг

Общество людей или общество животных? В своем интервью индийскому «Бхаван Джорнэл» в августе 1976 года Шрила Прабхупада спросил: «Возможны ли счастье и мир в обществе животных? Они хотят, чтобы люди находились на уровне животных и создают Организацию Объединенных Наций...

Из книги Христианские древности: Введение в сравнительное изучение автора Беляев Леонид Андреевич

ГЛАВА 30. Православное Палестинское общество «Палестина» - русский оазис. – Народная столовая. – Дешёвый способ паломничества. – Русские женщины в Иерусалиме. – Императорское Православное Палестинское Общество. – Общие помещения. – Баня для паломников. – Недостаток

Из книги Методические указания по организации работы епархиальной пресс-службы автора Е Жуковская Е

Из книги автора

Православное Палестинское Общество и Русская духовная миссия в Палестине Сведения по археологии поступали в Россию не только от частных лиц, паломников и путешественников, но и по государственным каналам, а также от религиозных организаций. Правительство уже с первой

Из книги автора

Пример 7. Императорское православное палестинское общество провело круглый стол в Нижнем Новгороде 15 июня в Нижнем Новгороде в Вознесенском Печерском мужском монастыре состоялся круглый стол на тему «Не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь. Россия на

В Мюнхене состоялось ежегодное общее собрание действительных членов исторического Императорского Православного Палестинского общества. Но прежде, чем рассказать, чему оно было посвящено, немного о самом обществе.

Цель - добро, а не личная выгода

В 1859 году Указом императора Александра II «для устройства богоугодных и странноприимных заведений в Святой Земле» был учрежден Палестинский Комитет. Пять лет спустя он был переименован в Палестинскую Комиссию, которую, спустя некоторое время закрыли, а все принадлежащие ей земли и здания передали, учрежденному на основании Указа императора Александра III от 8 мая 1882 года Православному Палестинскому обществу.

Председателем Общества был избран Великий князь Сергей Александрович. В числе учредителей и членов Правления были семь представителей Дома Романовых, генерал-губернатор Москвы князь В.А. Долгоруков, директор Азиатского департамента граф Н.П. Игнатьев, ученые-востоковеды, профессора Духовных академий, писатели, историки.

24 мая 1889 года государь Николай II утвердил присвоение Православному палестинскому обществу наименования «Императорское».

К 1916 году в Обществе состояло 2 956 человек. Его почетными членами были председатели Совета министров С. Ю. Витте, П. А. Столыпин, В. Н. Коковцев, обер-прокуроры Св. Синода К. П. Победоносцев, П.П. Извольский, В. К. Саблер, другие политики, а также известные бизнесмены, писатели, юристы, ученые. Ежегодно, только на благотворительные цели, Общество тратило более полумиллиона золотых рублей. Дотации паломникам (до 12 тыс. человек в год), из которых 72 процента были крестьянами, для поездок в святые места – Палестину и Св. гору Афон в Греции составляли 35 процентов стоимости проезда по железной дороге до Одессы и далее на пароходах.

Для паломников формировались специальные паломнические караваны, которым выделялись проводники Общества и охрана. Эти караваны доставляли их к святыням Иерусалима , Вифлеема , Хеврона , Иудейской пустыни , Галилеи, священной реке Иордан. По вечерам для паломников проводились Палестинские чтения, рассказывающие об истории Ветхого завета и святынь, посещаемых ими.

Для приема паломников Общество в Иерусалиме возводит специальные подворья – Елизаветинское, Мариинское, Сергиевское, Николавевское, Александровское, Вениаминовское, а также Русскую больницу. Кроме того, в рамках программы улучшения быта паломников, прибывающих в Иерусалим, прокладывает водяную канализацию, кстати, первую в Иерусалиме.

Следующий важный аспект деятельности Общества – образовательный. К 1914 году на Ближнем Востоке им было открыто 102 сельские и городские четырехклассные школы, а также женская и мужская учительские семинарии для местного населения. Через русские школы, к финансированию которых с 1912 года подключилось и российское правительство (ежегодно выделялось 150 тыс. золотых рублей), прошли несколько поколений арабской интеллигенции Ближнего Востока.

Одновременно члены Общества активно занимались научной и издательской деятельностью, вели археологические раскопки, организовывали и финансировали научные экспедиции.

Немаловажная деталь. Вся недвижимость, приобретаемая Обществом в Святой Земле для религиозных и общественных нужд, включая храмы, подворья и больницы, не могла, в соответствии с законами Оттоманской империи, быть зарегистрированной на имя учреждений, поэтому она оформлялась, как собственность частных лиц. В частности, на имя князя Сергея Александровича, являвшегося председателем правления Общества. И это впоследствии помогло спасти православную недвижимость, едва не попавшую под юрисдикцию английских и турецких владельцев. К сожалению, ненадолго, и не всю, но об этом чуть позже.

«Турки пришли – грабят, англичане…»

Первая мировая война, революция, гражданская война в России нанесли страшный удар по православию в целом и православным миссиям в Святой Земле в частности.


Очистка стен подворья

В декабре 1914 года турецкие власти реквизировали имущество ИППО, закрыли храмы и приказали членам Общества и духовенству покинуть Иерусалим. В подворьях, приютах и монастырях разместились турецкие солдаты. Кладовые и склады были разграблены, церковная утварь частью украдена, частью осквернена. Монахи, сестры милосердия и служащие православной миссии подвергались оскорблениям, унижениям, а некоторые были убиты. Сообщение с Россией было прервано. После окончания войны и поражения Османской империи Палестина переходит под управление Британской империи. Из зданий, принадлежащих ИППО, турки удаляются, но в большинстве их теперь размещаются британцы.


Монтаж уникальных витражей

Одновременно на руинах Императорского Православного Палестинского общества в Москве возникло Российское палестинское общество (РПО) при Академии наук, занявшее откровенно богоборческую позицию, ну а другая часть его членов, волею судеб, оказавшихся за границей, в том числе в Палестине, сохранила прежнее название и верность прежним целям и идеалам. Важно отметить, что советское правительство категорически отрекшись от неприемлемых для него определений «императорское» и «православное» ни в какую не желало отказаться от имущества, принадлежавшего ИППО, многократно пытаясь придать ему официальный статус «государственное».


Установка на окнах новых ставень

28 апреля 1948 года, как, казалось, в этих притязаниях Кремля на «иператорско-православное» имущество была, наконец поставлена точка. Именно в этот день был обнародован Указ Британского Верховного комиссара, управлявшего Палестиной по мандату Лиги Наций с 1922 года по15 мая 1948 года, об управлении имуществом Палестинского Общества и учреждении Бюро Администраторов. Таким образом, после десятилетий волокит и мытарств официально было признано и подтверждено право Общества, в тот момент возглавляемого князем Кириллом Ширинским-Шихматовым, на все владения в Святой Земле. Однако первая арабо-израильская война 1947-49 годов между еврейским населением Палестины , а впоследствии - вновь созданным государством Израиль и армиями соседних арабских государств и нерегулярных арабских военных формирований перекроила не только географическую карту, но и имущественную.

14 мая 1948 года СССР одним из первых установил дипломатические отношения с Израилем, а спустя шесть дней был назначен «уполномоченный по делам русского имущества» на территории Израиля И.Л. Рабинович.

10 сентября того же года замминистра иностранных дел СССР В.А. Зорин в письме на имя председателя Комитета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР Г.Г. Карпова (к слову, имевшего звание генерал-майора НКГБ) писал: «Учитывая сложившуюся в Иерусалиме обстановку, посланник т. Ершов внес следующие предложение: Назначить и в ближайшее время прислать начальника Русской духовной миссии от Московского Патриархата, а также представителя Русского палестинского общества, выдав им соответствующие правовые полномочия и доверенности…». А вскоре социалистическое правительство Израиля, в числе первых своих декретов, решило «признать все здания и земли Императорского Православного Палестинского общества и Русской духовной миссии на Святой Земле», находящихся на его территории, собственностью СССР.


Так выглядит теперь домовая церковь Св. Александра Невского

Эта «передача имущества» представителям, назначенным лично тов. Сталиным, по воспоминаниям священнослужителей, сестер и мирян, находившихся в тот момент в Иерусалиме, «носила порой излишне жестокий характер». Но не все имущество ИППО и РДМ было тогда передано СССР, в частности здания, находившиеся в Старом городе и Восточном Иерусалиме, отошедшие после арабо-израильской войны к Иордании. В их числе и Александровское подворье, расположенное метрах в 80 от Храма Гроба Господня и включающее в себя Порог Судных Врат , домовую церковь св. Александра Невского , небольшой музей и другие достопримечательности. Глядя на него трудно сегодня представить, что еще лет десять назад часть строений подворья более напоминали руины. Но благодаря пожертвованиям, прежде всего православных живущих за пределами России, упорству и трудолюбию членов ИППО оно возродилось, принимает паломников, здесь проходят церковные службы, ведутся археологические раскопки.


Витражи Александровского подворья после реставрации

Ну а что касается «имущества, возвращенного в 1948 году Израилем Русской православной церкви», фактическими собственниками которого, и это следует отметить особо, являлись частные лица, общественные и церковные организации, то в 1964 году оно было продано… Израилю за 4,5 млн. долларов США по так называемой «Апельсиновой сделке». Официально этот акт, инспирированный Н. С. Хрущевым (первый секретарь ЦК КПСС, председатель Совета министров) именовался соглашением № 593 «О продаже правительством Советского Союза имущества, принадлежащего СССР, правительству государства Израиль ». В ходе этой богоборческой акции здания российского генконсульства, Русской больницы, Мариинское, Елизаветинское, Николаевское, Веньяминовское подворья в Иерусалиме, а также ряд зданий и земельных участков в Хайфе, Назарете, Афуле, Эйн-Кареме и Кафр-Канне (всего 22 объекта общей площадью около 167 тыс. кв. метров) фактически были обменены на апельсины и текстиль.


Вход в Александровское подворье

«И вы, и они, напомню, православные»

После крушения СССР российское правительство принялось оспаривать законность этой сделки, заявляя, что Советский Союз не являлся законным собственником подворий. 22 мая 1992 года Президиум Верховного Совета РФ переименовал существовавшее при Академии наук СССР Российское Палестинское общество в Императорское Православное Палестинское общество, вопреки тому, что Общество с таким название давно существовало. Возглавил этот «новодел» бывший руководитель ФСБ РФ Николай Степашин. Вот оно то, по мнению официального Кремля, и является «законным владельцем всей русской недвижимости в Святой Земле», которую незаконно продал Израилю «богоборец Никита». Впрочем, Никита Сергеевич, как знаем, не только иерусалимскую недвижимость на цитрусовые обменял, а еще Украине Крым передал, и что? Еще один «референдум» проводить, то теперь в Иерусалиме? А может попытаться наладить отношения с людьми, которые сохранили и продолжают оберегать жемчужину православия в Святой Земле, тем более что и вы, и они, напомню, православные?

Впрочем, это тема другой статьи и не одной, тем более что Императорское Православное Палестинское общество, с недавних пор имеющее приставку «историческое», это чтобы со степашинским не путали, невзирая на войны и глобальные катаклизмы, как было, так и есть. И ничего, и никому оно не продавало, в том числе и Александровское подворье.

Я же, пользуясь случаем, назову имена тех, кто возглавлял Общество в самый, пожалуй, трудный (начиная с 1917 г.) период его существования, когда не стало православной России и Государя Императора, когда оно, как и все русские обители, монастыри, храмы лишились помощи и поддержки, как державной, так и финансовой, когда, казалось нет более сил противостоять натиску богоборцев и провокаторов. Назову не только имена, но и места их проживания, что, в свете событий, разворачивающихся вокруг Александровского подворья, немаловажно. Итак, это князь Алексей Ширинский-Шихматов (Севр/Париж), Анатолий Нератов (Вильжюиф/Франция), Сергей Боткин (Сен-Бриак/Франция), Сергей Воейков (Париж), князь Кирилл Ширинский-Шихматов (Шелле, Франция), Николай Пашенный (Париж), Михаил Хрипунов (Иерусалим), епископ Антоний (Грабе) (Нью-Йорк), Ольга Уахбе (Вифлием). С мая 2004 года историческое ИППО возглавляет Николай Воронцов (Мюнхен).

Ну а прежде, чем огласить новый состав правления исторического Императорского Православного Палестинского общества, избранный на последнем общем собрании его членов, замечу, что клеветы и небылиц о его деятельности в желтой прессе хватает. Не верьте. Ни единому слову. Лучше один раз переступите порог Александровского подворья в Иерусалиме, и вы увидите все своими глазами и ощутите сердцем.

Итак, новый состав правления исторического ИППО: Николай Воронцов, (Мюнхен), Сергей Вильгельм (Бонн), Елена Халатян (Киев), Екатерина Шарай (Киев), Владимир Алексеев (Москва), Евгений Угляй (Николаев), Сергей Гринчук (Мюнхен). Запасные члены правления (на случай, если кто-то из основных членов правления не сможет исполнять свои обязанности) Ксения Рар-Забелич (Мюнхен), Владимир Артюх (Киев) и Галина Рокецкая (Москва).

(«Проект В. Н. Хитрово»)

Вторым по значению деятелем, которому мы всего более обязаны укреплением и утверждением российского присутствия в Святой Земле и на Ближнем Востоке, необходимо признать основателя и фактического руководителя Императорского православного палестинского общества В. Н. Хитрово.

В. Н. Хитрово родился 5 июля 1834 г. Получив блестящее образование в Александровском лицее, он поступил на службу в Государственный контроль, затем - в Комиссариатский департамент Морского министерства. Позже служил в министерстве финансов, занимался устройством в России первых ссудо-сберегательных товариществ и руководил ими в течение 20 лет.

Но подлинное свое призвание он обрел в Палестинском обществе - в работе по изучению Святой Земли, просвещению православных арабов Палестины. При этом В. Н. Хитрово предпочитал оставаться скромным тружеником, не делая из своей ответственной патриотической работы источника доходов или наград и почестей.

Глубокий интерес к Святой Земле проявился в деятельности В. Н. Хитрово задолго до основания общества. Летом 1871 г. была совершена им первая - еще полутуристическая-полупаломническая - поездка в Палестину. Увиденное во время этого путешествия: и тяжелое, беспомощное положение русских паломников, и безотрадное состояние православного арабского населения Иерусалимского Патриархата - произвели на вполне благополучного петербургского чиновника столь сильное впечатление, что весь духовный мир его изменился, вся дальнейшая жизнь его была посвящена делу «укрепления позиции Православия на Ближнем Востоке». После того первого путешествия, он еще шесть раз посетил Святую Землю, сблизился с архимандритом Антонином Капустиным, в котором нашел - во многих, хотя не во всех вопросах - единомышленника и соратника. Конкретный опыт и неустанный труд Антонина по созиданию Русской Палестины стали образцом и примером для В. Н. Хитрово на все последующие годы 36 .

Успеху его проекта на рубеже 80-90-х годов способствовало множество обстоятельств, как объективного, так и субъективного характера. Здесь прежде всего следует назвать подъем православно-патриотического сознания в русском обществе, связанный с освободительной русско-турецкой войной 1877–1878 гг., когда русские войска едва не дошли до Константинополя. Восточный вопрос и русское дело на Востоке приобрели совершенно новый, победоносно-наступательный ракурс.

Среди субъективных, но не менее важных факторов следует отметить назначение обер-прокурором Святейшего Синода в 1880 г. Государственно и православно мыслящего К. П. Победоносцева и паломничество 21–31 мая 1881 г. в Святую Землю братьев вступившего на престол Александра III великих князей Сергея и Павла Александровичей.

Последний факт имел принципиальное династическое значение. В свое время император Александр II сказал первому председателю Палестинского комитета, статс-секретарю Оболенскому: «Это для меня вопрос сердца». Этому сердечному отношению к Святой Земле и русскому присутствию в ней император оставался верен всю жизнь и завещал его своим преемникам Александру III и Николаю П. Важное значение придавала заботе о русских паломниках и императрица Мария Александровна, память о которой достойно увековечена ее сыновьями в церкви Марии Магдалины в Гефсимании (1885-1888).

Устав Православного палестинского общества был высочайше утвержден 8 мая 1882 г., а 21 мая во дворце великого князя Николая Николаевича-Старшего, в присутствии членов императорской фамилии, русского и греческого духовенства, ученых и дипломатов, после молебна в домовой церкви, состоялось его торжественное открытие. День был выбран не случайно. В этот день Церковь празднует память святых Константина и Елены. Императрица Елена, мать Константина, много сделала для христианского возрождения Иерусалима и Палестины. Ей принадлежит честь первых археологических раскопок в Иерусалиме, обретение Голгофы и Креста Господня. На Руси с «Оленина дня» (21 мая) традиционно начинался летний строительный сезон.

К этой же дате было приурочено, как отмечалось выше, первое паломничество Сергея Александровича с братом и племянником, великим князем Константином Константиновичем (впоследствии известным поэтом, печатавшимся под инициалами «К.Р.») в Святую Землю в 1881 году. Именно великий князь Сергей и стал в 1882 г., с подачи В. Н. Хитрово, учредителем и первым председателем Православного палестинского общества (звания императорского оно было удостоено чуть позже, в 1889 г.).

Общество призвано было, согласно уставу, осуществлять три основных функции:

Организация и обустройство русских паломников в Палестине (их проходило к 1914 г. через подворья и Гостиницы ИППО ежегодно до 10 тыс. человек);

Помощь и поддержка православию на Ближнем Востоке путем благотворительной и просветительной работы среди местного арабского населения. Общество содержало к 1914 г. 113 школ, училищ, учительских семинарий в Палестине, Сирии, Ливане. В подходе к этой задаче общество выступало наследником и продолжателем религиозно-просветительных начинаний РДМ: вспомним о первых училищах и типографиях, основанных в Иерусалиме еще архимандритом Порфирием; вспомним и бейт-джальскую школу для девочек, основанную архимандритом Антонином в 1866 г. и переданную им 20 лет спустя в ведение ИППО (в 1888 г. школа была преобразована в женскую учительскую семинарию);

Научно-исследовательская и издательская работа по изучению исторических судеб и современного положения Палестины и всего ближневосточного региона, библейской филологии и археологии, организации научных экспедиций и раскопок, пропаганде знаний о Святой Земле в российском обществе. В канун Октябрьской революции в целях расширения объема научных изысканий и придания им целенаправленного системного характера планировалось создание в Иерусалиме по окончании Первой мировой войны Русского археологического института, подобного тому, который успешно функционировал в начале века в Константинополе 37 .

Общество на всем протяжении своей истории пользовалось августейшим, а значит и непосредственным Государственным вниманием и поддержкой. Во главе его стояли преемственно упомянутый выше великий князь Сергей Александрович (с момента основания общества до 1905 г.), а после его гибели - вдова покойного великая княгиня Елизавета Федоровна, ныне причисленная к лику святых Русской Православной Церкви.

Это обеспечивало высокий статус и активное как государственное, так и частное финансирование ИППО. Достаточно сказать, что если в день торжественного открытия общества 21 мая 1882 г., по воспоминанию В. Н. Хитрово, «касса его не только была пуста, но в ней числился даже дефицит в 50 рублей», то в 1907 г. император Николай II в высочайшем рескрипте на имя Председателя общества великой княгини Елизаветы Федоровны подвел впечатляющий итог первых 25 лет его работы. «Ныне, обладая в Палестине владениями ценностью почти в 2 миллиона рублей, ИППО имеет 8 подворий, где находят приют до 10 тысяч паломников, больницу, 6 лечебниц для приходящих больных и 101 учебное заведение с 10 400 учащихся; за 25 лет им выпущено в свет 347 изданий по палестиноведению 38 .

С 1893 г. во многих епархиях Русской Православной Церкви начали открываться отделы Палестинского общества.

Большое место занимала в жизни епархиальных отделов забота о подготовке и проведении вербных сборов - главного источника финансирования Палестинского общества. По подсчетам секретаря ИППО, упомянутого уже выше В. Н. Хитрово, доходы общества имели следующую структуру. «В каждом рубле прихода: членских взносов - 13 коп., пожертвований - 70 коп. (в том числе в вербный сбор), проценты с ценных бумаг - 4 коп., от продажи изданий - 1 коп., от паломников - 12 коп.» 39 . Очевидно, что действительно русское дело в Палестине осуществлялось прежде всего самоотверженной помощью простых верующих людей. Соответственно, структура расходов ИППО (в процентах, или, как говорил В. Н. Хитрово, «в каждом рубле расхода») выглядела следующим образом: «на поддержание православия (т. е. на содержание русских школ и больниц в Сирии и Палестине. - Н.Л.) - 32 коп., на пособие паломникам (на содержание русских подворий в Иерусалиме, Иерихоне и др. - Н.Л.) - 35 коп., на ученые издания и исследования - 8 коп., на сбор пожертвований - 9 коп., на общие расходы - 16 коп.» 40 . Иными словами, основные расходы общества сводились, согласно подсчетам В. Н. Хитрово, «к 1 паломнику и 1 ученику: каждый паломник обошелся в 1899/1900 году в 16 р. 18 коп., за исключением полученных с каждого 3 р. 80 коп. - 12 р. 38 коп. Каждый ученик русских арабских школ - в 23 р. 21 коп.».

Смета на первый год XX столетия (1901/1902) была высочайше утверждена в 400 тыс. руб. (не считая единовременных расходов на строительство 41 .

Просветительная работа ИППО доныне памятна среди арабской интеллигенции не только Палестины, но и Сирии, и Ливана. Пять народных школ было устроено в Бейруте при содействии замечательного русского педагога М. А. Черкасовой. В 1895 г. Патриарх Антиохийский Спиридон обратился в ИППО с просьбой принять в свое ведение женскую школу в Дамаске и несколько мужских училищ, а затем постепенно общество распространило свою просветительную деятельность практически по всей Сирии. Общее число учившихся в школах ИППО арабских детей простиралось до 11 тысяч человек. В отличие от французских или английских школ, в которых преподавание велось (и ныне ведется) исключительно на европейских языках, в школах и учительских семинариях ИППО преподавание осуществлялось на арабском. Разумеется, в них учили также и русскому языку и литературе. Как пишет британский исследователь Дерек Хопвуд, «то, что школа была русской и в ней преподавался русский язык, создавало ей определенную репутацию и атмосферу. Знание русского языка было предметом гордости» 42 . Но при этом приобщение к русской классике, с ее признанными, воспитанными на Пушкине и Достоевском, «всечеловечностью» и «всеотзывчивостью», не сужало, а расширяло ментальность и духовный кругозор учащихся, облегчало им выход в пространство мировой культуры 43 .

Судьбы российского наследия на Ближнем Востоке в XX веке
(«Проект И. В. Сталина»)

Первая мировая война, а затем 1917 год радикально изменили ситуацию. Связи России с Палестиной надолго были прерваны. Русская духовная миссия с ее многочисленными участками, храмами и монастырями, равно как и школы, больницы и подворья в Святой Земле, принадлежавшие Императорскому православному палестинскому обществу, были оставлены без какой-либо поддержки. В каноническом отношении миссия, оторванная от Московского Патриаршего Центра, оказалась в подчинении Русской Православной Церкви за рубежом, много сделавшей в последующие десятилетия для сохранения русского православного достояния в Иерусалиме. Земли, здания и имущество, принадлежавшие как ИППО, так и РДМ, попали с 1918 г. в распоряжение английских колониальных властей, осуществлявших узаконенный с 1922 г. так называемый мандат Лиги Наций на Палестину. Именно английские власти ввели в практику принудительное «арендное» использование русской собственности, традиционного религиозного «вакуфа», - часто без санкции законных владельцев, - в целях светских и коммерческих.

Впрочем, несправедливо было бы сказать, что новая, советская Россия отказалась от своего ближневосточного наследия. При всей сложности обстановки, в условиях жесткой идеологической борьбы и Гражданской войны, в Петрограде сохранилось Палестинское общество, правда, растерявшее постепенно прежние эпитеты «императорское» и даже «православное». Теперь это было Российское палестинское общество в составе Академии наук. Как только советское Государство было признано европейскими странами, возобновились и попытки защиты российских интересов и имущественных прав в Палестине. 18 мая 1923 г. представитель РСФСР в Лондоне Л. Б. Красин направил министру иностранных дел Великобритании маркизу Керзону ноту, в которой говорилось: «Российское правительство заявляет, что все земли, Гостиницы, больницы, школы и другие здания, как и вообще все другое движимое или недвижимое имущество Палестинского общества в Иерусалиме, Назарете, Кайфе, Бейруте и в других местах Палестины и Сирии, или вообще где бы оно ни находилось (имеется в виду Свято-Николаевское подворье ИППО в Бари, в Италии. - Н.Л.), составляет собственность Российского Государства. Российское правительство одновременно подтверждает свои аналогичные права на имущество бывшей Русской духовной миссии, которое находилось в ведении бывшего Святейшего Синода и которое, в силу этого и согласно декрету от 23 января 1918 г. об отделении Церкви от Государства, перешло в собственность Российского Государства. Наконец, Российское правительство констатирует то же самое в отношении движимого и недвижимого имущества бывшего Министерства иностранных дел в Палестине и Сирии (здания консульств и т. д.)».

Нота Л. Б. Красина, как и последующие (в 1925 г.) переговоры полпреда Раковского в Лондоне, не возымели действия. В 1940-е гг., когда СССР и Великобритания выступали союзниками по антигитлеровской коалиции, ситуация, казалось бы, должна была измениться. Еще до окончания войны, 5 марта 1945 г. посол СССР в Лондоне вручил ноту британскому правительству с напоминанием о значительном числе недвижимостей, принадлежавших в Палестине Российской Империи (включая как консульскую собственность, так и церковную, и принадлежавшую ИППО), и требованием дать указание британскому Верховному Комиссару Палестины «о передаче в возможно короткий срок всего имущества, равно как и доходов, полученных от его эксплуатации, в ведение советской дипломатической миссии в Египте». К ноте был приложен «Список русского имущества в Палестине», включавший 35 объектов собственности. Одновременно в Наркомате иностранных дел обсуждался вопрос о необходимости открытия советского консульства в Палестине.

Несмотря на неоднократное напоминание и на ноту от 17 сентября 1945 г., англичане, в преддверии приближавшейся уже холодной войны, затягивали вопрос до самого окончания Мандата.

Тогда вновь были задействованы апробированные каналы церковной дипломатии. 10 апреля 1945 г. новый Патриарх Московский и всея Руси Алексий I встречался с главой Государства И. В. Сталиным. В мае 1945 г. он отправляется в паломничество в Святую Землю. Битву за Берлин продолжает церковно-дипломатическая «битва за Иерусалим».

Более того. В 1946 г. в отчете Совета по делам Русской Православной Церкви говорится о «новых мероприятиях, имеющих принципиальное политическое значение». Полковник Г. Г. Карпов, возглавляющий Совет, как заправский богослов (разумеется, под диктовку Сталина) формулирует: «Как известно, РПЦ, получившая самостоятельность (автокефальность) в 1448 г., занимает среди всех Автокефальных Православных Церквей мира лишь пятое место. Между тем ее удельный вес в православном мире и возросший в последнее время (за годы войны. - Н.Л.) авторитет дают основание к тому, чтобы она заняла первое место. Разрешенное еще ранее правительством и намечаемое Патриархом Алексием на сентябрь 1947 г. Пред-соборное совещание в Москве глав или их представителей всех Автокефальных Православных Церквей и преследует в качестве основной цели подготовку созыва в 1948 г. (500-летия самостоятельности РПЦ) не собиравшегося уже несколько веков Вселенского Собора для решения вопроса о присвоении Московской Патриархии титула Вселенской».

С точки зрения исторической и церковно-канонической, «проект Сталина» представляется чистой утопией, лишенной будущего. Но, как ни странно, уходящей корнями в почти византийское прошлое. Идея перенесения Вселенской Патриархии в Москву принадлежит самим вселенским патриархам. Первым высказал ее Патриарх Константинопольский Иеремия II, предложив себя (в 1588 г.) в патриархи московские и всея Руси. В 1915 г. вопрос вновь встал в повестку дня: присоединение Константинополя казалось делом решенным. Наиболее радикальную модель послевоенного устройства предложил тогда небезызвестный архиепископ Антоний (Храповицкий): Царьград оставить грекам, осуществив мечту Екатерины II о воссоздании Греческой Византийской империи, а Палестину и Сирию присоединить к России.

Но ни Иерусалим, ни Царьград, ни тем более временные союзники России по коалиции ни в 1915 г., ни в 1945 г. не желали подобного исхода. И когда в июле 1948 г. Всеправославное Совещание в Москве состоялось, западная дипломатия приняла свои меры, чтобы ни Константинопольский, ни Александрийский, ни Иерусалимский Патриархи не приехали в Москву.

Создание 14 мая 1948 г. Государства Израиль внесло свои коррективы. 20 мая 1948 г. был назначен «уполномоченный по делам русского имущества на территории Израиля» И. Л. Рабинович, который, по его словам, с самого начала «делал все возможное для передачи его Советскому Союзу». Сразу после обмена посланниками российской стороной были приняты меры по возрождению деятельности Русской духовной миссии в Иерусалиме. В письме заместителя министра иностранных дел СССР В. А. Зорина на имя председателя Комитета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР Г. Г. Карпова от 10 сентября 1948 г. указывалось: «Учитывая сложившуюся в Иерусалиме обстановку, посланник т. Ершов внес следующее предложение: 1. Назначить и в ближайшее время прислать начальника Русской духовной миссии от Московской Патриархии, а также представителя Русского палестинского общества, выдав им соответствующие правовые полномочия и доверенности для принятия и управления имуществом. <…> 2. В целях сохранения оставшихся архивов Духовной миссии и Палестинского общества от возможного уничтожения или расхищения передать все документы на хранение в Англо-Палестинский банк или вывезти их под охраной еврейских властей в Тель-Авив на хранение в нашей миссии. МИД СССР с предложениями т. Ершова согласен. Прошу вас принять необходимые меры…».

14 октября 1948 г. И. В. Сталин подписал распоряжение Совета Министров СССР «дать согласие Московской Патриархии на выезд из СССР в Государство Израиль для постоянной работы архимандрита Леонида (Лобачева Ильи Христофоровича) в качестве начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме и Елховского Владимира Евгеньевича в качестве священника миссии». 30 ноября назначенные члены миссии были уже в Иерусалиме. В одном из первых сообщений архимандрит Леонид рассказал, что «церковь и здания в Иерусалиме, не говоря уже о других местах, находятся в запущенном состоянии и нуждаются в ремонте, который необходимо сделать также и для поднятия авторитета Духовной миссии и престижа Русской Церкви в Палестине. Доходы, получаемые от арендаторов, являются незначительными, так как главная часть имущества в Иерусалиме принадлежит Палестинскому обществу, и поэтому они не будут покрывать расходов миссии. С получением имущества Палестинского общества положение изменится, будут покрываться не только расходы обеих организаций, но и значительные суммы поступят в доходы Государства».

После того, как завершилась первая изральско-арабская война, демаркационная линия между территориями Израиля и Иордании (по условиям перемирия) обозначила различное «пространство судьбы» для русских храмов и монастырей на западе и востоке страны. Храмы и участки, оказавшиеся на территории Государства Израиль, были возвращены в собственность советского правительства.

Что касается храмов, монастырей и участков, оставшихся в 1948 г. на территориях, отошедших к Иордании, они сохранили подчинение Русской Православной Церкви за рубежом - Status quo, не изменившийся и после «шестидневной» войны 1967 г.

Современная деятельность РДМ в Иерусалиме, напряженная и плодотворная, могла бы стать темой отдельного исследования. К юбилею 2000-летия христианства миссия, возглавляемая ныне архимандритом Феодосием (Васневым), приняла на себя огромный труд по реставрации входящих в ее состав храмов и подворий, строительству новых Гостиниц для неуклонно возрастающего потока паломников.

Появились и новые возможности возвращения России ее исконного достояния. Несколько лет назад Правительству РФ был возвращен большой участок, принадлежавший ИППО в Иерихоне и оформленный на имя председателя общества великого князя Сергея Александровича. В 1997 г. по решению администрации Палестинской Автономии Святейшему Патриарху Алексию II во время визита в Святую Землю по случаю 150-летия Русской духовной миссии был подарен в качестве жеста доброй воли участок Аль-Атн в Вифлееме. А месяц спустя, в июле 1997 г., пришло известие, что Русской Православной Церкви возвращен Хевронский участок со знаменитым Мамврийским Дубом, приобретенный когда-то архимандритом Анто-нином и находившийся до последнего времени в ведении Зарубежной Церкви. Наконец, в январе 2000 г. сообщалось о передаче Московскому Патриархату еще одного «антониновского» участка в упоминавшемся уже Иерихоне.

Палестинское общество тоже знало в XX столетии периоды упадка и возрождения. Возобновление его работы в начале 1950-х гг. было связано с изменением ситуации на Ближнем Востоке. Тогда был принят новый устав общества, восстановлен выпуск «Палестинского сборника» - одного из авторитетнейших востоковедческих изданий.

На рубеже 1980-1990-х гг., когда пришли в общество нынешние его председатель О. Г. Пересыпкин и ученый секретарь В. А. Савушкин, всестороннее обновление общественной жизни страны позволило добиться восстановления основных направлений уставной деятельности общества. В январе 1990 г. был организован большой международный научный симпозиум «Россия и Палестина: культурно-религиозные связи и контакты в прошлом, настоящем и будущем», в котором приняли участие ученые из арабских стран, Израиля, Англии, США, ФРГ и Канады. Осенью того же года члены общества впервые смогли осуществить паломническую поездку в Святую Землю для участия в «Иерусалимском форуме: представители трех религий за мир на Ближнем Востоке».

22 мая 1992 г. Президиум Верховного Совета Российской Федерации принял постановление восстановить историческое имя Императорского православного палестинского общества и рекомендовал правительству принять необходимые меры по практическому восстановлению и возвращению ИППО его имущества и прав. В соответствии с принятым в 1992 г. новым уставом, максимально приближенным к первоначальному, 1882 г., в ИППО восстановлен институт почетного членства. Комитет почетных членов возглавляет Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

За минувшие годы общество смогло организовать несколько десятков паломнических поездок в Святую Землю, провести совместно с Отделом внешних церковных сношений ряд научных конференций, в том числе посвященных 100-летию со дня кончины Антонина Капустина (1994), 150-летию Русской духовной миссии в Иерусалиме (1997) - в Москве, Баламанде (Ливан), Назарете (Израиль). Готовится к выходу 100-й юбилейных выпуск «Православного палестинского сборника». Активно работают отделения ИППО в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ярославле, а также в республиках СНГ - в Одессе и Кишиневе.

Некоторые итоги

Главный итог полуторавековой работы России в Святой Земле - создание и сохранение Русской Палестины. Объем статьи не позволяет осветить, хотя бы в основных чертах, историю храмостроительной деятельности РДМ в Святой Земле.

Но, быть может, всего важнее тот, не учитываемый никакими цифрами, духовный вклад, который связан с хождением в Святую Землю десятков тысяч русских православных паломников. Их поток неизменно возрастал в течение всего XIX - начала XX веков. Если при архимандрите Порфирии, в первые годы существования миссии, в Палестине бывало в год по три-четыре сотни русских, то в 1914 г., в последний мирный год перед Первой Мировой войной и революцией, их было в Иерусалиме только на Пасху около 6 тысяч человек.

Историки доныне дивятся этому небывалой в истории массовости и интенсивности опыту «диалога культур» и «народной дипломатии». Посланцы великой Северной Империи, «Хаджи-Москов-Кодс», как называли их на Востоке, смиренно обучались преодолению этнической, конфессиональной и «автокефальной» исключительности, воспитывали в себе, как любил говорить архимандрит Антонин, «терпимость, столь нужную тому, кто решился принести на Гроб Господень дань и своей признательной души вместе с тысячами других, подобных ему пришельцев, часто не похожих на него ничем, кроме одного образа человеческого и имени христианского».

Не забудем и о том, что наследие Русской Палестины - это целая «библиотека» трудов и исследований церковно-исторического, биб-лейско-филологического, археологического и византологического характера, выполненных в разные годы начальниками и сотрудниками РДМ, учеными ИППО. Достаточно упомянуть о мноГостороннем научном наследии епископа Порфирия, о замечательных археологических открытиях архимандрита Антонина.

Мы должны назвать здесь также и историко-литературные работы, связанные с публикацией таких выдающихся серий, как «Палестинский патерик» (вып. 1–22; под ред. профессора И. В. Помяловского и ак. В. В. Латышева), «Православные праздники в Святой Земле» А. А. Дмитриевского, а также практически все древнерусские «хождения» в Святую Землю, изданные в разные годы в «Православных палестинских сборниках».

Трудно и ответственно пытаться формулировать какие-либо «заключительные» выводы о современном значении и перспективах развития Русской Палестины на пороге III тысячелетия христианства. Отметим лишь два аспекта.

Сохранение и преемство традиций и основных направлений деятельности Русской духовной миссии и Императорского православного палестинского общества - несмотря на смену правительств и режимов, при царе, при советской власти, при демократической России, с одной стороны, и равным образом при турках, при англичанах, при Государстве Израиль, с другой, - невольно заставляет задуматься, в чем сила подобного преемства. Кому-то может показаться странным, но восстановление Русской духовной миссии в Святой Земле как учреждения Московской Патриархии в 1948 г., как и ее основание в 1847 г. державной волей Николая Первого, вновь было делом Государственной политики. В более широком контексте частью той же Государственной политики были и первый визит Святейшего Патриарха Алексия (Симанского) в Святую Землю в победном мае 1945 г., и попытка Москвы на Совещании глав и представителей Автокефальных Православных Церквей в июле 1948 г., по случаю 500-летия русской автокефалии, вновь собрать православный Восток, «как птица собирает птенцов под крыло свое».

Означает ли это возрождение - в новых исторических условиях, в новой социальной реальности - прежнего «константинопольско-иерусалимского» вектора русской духовной геополитики? Именно духовной - не «имперской», и не империалистической. Во всяком случае, даже если этого не сознавали руководители советской внешней политики, речь по-прежнему шла о присутствии в «центре мира», в Иерусалиме, Русской Церкви, а через нее православной России (даже если не помнящей, в статистическом большинстве своих грешных чад, что она православная).

Иными словами, «константинопольско-иерусалимская» составляющая российской внешней политики и в 1948, и в 1998 г. является по характеру своему почти исключительно духовной, идеалистической, бескорыстной, жертвенной. Святая Земля по-прежнему незримо, но властно «ориентирует» - и стабилизирует - позицию России в «безумном мире» экономических, политических, националистических интересов, глобальных перестроек и локальных войн.

Новые грани обрел и «канонический эксперимент». Русская Палестина не по своей воле оказалась в течение всего почти XX столетия поделенной между так называемыми Белой (заграничной) и Красной (московской) юрисдикциями внутри самой Русской Православной Церкви. Верим, что «тяжкий млат, дробя стекло, кует булат», что исторические испытания увенчаются на рубеже нового тысячелетия воссоединением «белых», «красных» и прочих островков единой Русской Палестины.

______________
Примечания

1. Житье и хоженье Данила, Руськыя Земли игумена. 1106–1108 гг. Под ред. М. А. Веневитинова//Православный палестинский сборник. -Т. I. - Вып. 3. - Кн. 3. - СПб., 1883; Т. III. - Вып. 3. - Кн. 9. - СПб., 1885. Новейшее издание с параллельным современным русским переводом и комментариями Г. М. Прохорова: Библиотека литература Древней Руси. -Т. 4. - XII век. - СПБ., «Наука», 1997. - С. 26-117.
2. Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях. - М., 1885. - 2-е изд. - М., 1914; Иерусалимский патриарх Досифей в его сношениях с русским правительством.- М., 1891; Сношения иерусалимских патриархов с русским правительством с половины 16 до конца 18 столетия. - СПБ., 1895.
3. Пономарев СИ. Иерусалим и Палестина в русской литературе, науке, живописи и переводах. Материалы для библиографии. - СПБ., 1877 (СОРЯС, Т. 17). - С. XVI.
4. Под стягом России. Сборник архивных документов. - М., 1992.
5. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - М„ 1992. - Т. III. - Вып. 7. - С. 100.
6. Арш Г. Л. Предыстория Греческого проекта//Век Екатерины И. Дела балканские. - М., 2000. - С. 211.
7. Григорович Н. Канцлер князь Александр Андреевич Безбородко в связи с событиями его времени. - СПб., 1879. - Т. I. - С. 385. Цит. по: Век Екатерины II. Дела балканские. - С. 212.
8. Виноградов В. Н. Самое знаменитое в истории личное письмо//Век Екатерины II. Дела балканские. - С. 213–214.
9. Сборник Императорского русского исторического обшества. - Т. 13. - СПб.. 1874. - С. 69. Ср.: с. 132.
10. Безобразов П. В. О сношениях России с Палестиной в XIX в. Исторический очерк. 1. Император Александр I и патриарх Поликарп//Сообщения ИППО. - 1911. - Т. ХХП. - Вып. 1. - С. 20–52.
11. Материалы для биографии Порфирия Успенского. Под ред. П. В. Безобразова. - Т. 1. Официальные документы. - СПб., 1910. - С. 3.
12. Имеется в виду монастырь Святого Животворящего Креста под Иерусалимом (ныне в черте города), расположенный на месте, где было, по преданию, срублено кипарисовое древо, из которого был сделан Голгофский Крест Спасителя.
13. Муравьев А. Н. Путешествие ко Святым местам в 1830 г. - Часть 1–2. - СПб., 1832; 2-е изд. - 1833; 3-е изд. - 1835; 4-е изд. - 1840; 5-е изд. - 1848. См. также его: Письма с Востока. - СПб., 1851. -С. 88–296.
14. Дмитриевский А. А. Епископ Порфирий Успенский как инициатор и организатор первой Русской духовной миссии в Иерусалиме и его заслуги на пользу православия и в деле изучения христианского Востока. - СПб., 1906; Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. - Т. 1–2. - СПб., 1910.
15. Лисовой Н. Н. Русская духовная миссия в Иерусалиме: история и духовное наследие//Богословские труды - Сб. 35. К 150-летию РДМ в Иерусалиме (1847-1997). - М., 1999. - С. 36–51.
16. В письмах архимандрита Порфирия Успенского сочетание «российская духовная миссия в Иерусалиме» встречается уже в начале 1844 г. (Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. - Т. 2. Переписка. - СПб., 1910. - С. 129).
17. Материалы для биографии. - Т. 1, - С. 18.
18. Митрополит Никодим (Ротов). История Русской духовной миссии в Иерусалиме. - Серпухов, 1997.
19. Подробный критический анализ подготовки и результатов первого этапа деятельности РДМ см.: Хитрово В. Н. Русская духовная миссия в Иерусалиме (в т. 2 наст. изд.).
20. Хитрово В. Н. Православие в Святой Земле//ППС. - Т. I. - Вып. 1. - СПб., 1881. - С. 55.
21. 1857–1861. Переписка императора Александра II с великим князем Константином Николаевичем. Дневник великого князя Константина Николаевича. - М., 1994. - С. 97 и др.
22. Священник Феодор Титов. Преосвященный Кирилл Наумов, епископ Мелитопольский, бывший настоятель Русской духовной миссии в Иерусалиме. Очерк из истории сношений России с православным Востоком. - Киев, 1902.
23. Архимандрит Леонид (Кавелин). Старый Иерусалим и его окрестности. Из записок инока-паломника. - М., 1873. О других работах см.: Священник Анатолий Просвирнин. Труды архимандрита Леонида Кавелина. (Библиография)//Богословские труды - Сб. 9. - М., 1972.
24. Современный исследователь справедливо отмечает: «проводниками православной политики на востоке были паломники, в большинстве своем «серые мужички и бабы», очень немногие публицисты-идеологи (их можно пересчитать по пальцам), члены царской семьи и… в общем и целом русская дипломатия. Как писал К. Н. Леонтьев, «дипломатия наша была гораздо в этом деле сдержаннее, осторожнее, через что и православнее нашей публицистики. Некоторые наши дипломаты, с иностранной фамилией и даже протестантского исповедания…были, право, гораздо православнее их (русских публицистов) наделе»» (Лурье СВ. Идеология и геополитическое действие.
Вектор русской культурной экспансии: Балканы-Константинополь-Палестина-Эфиопия/Научный альманах «Цивилизации и культуры». -Вып. 3. Россия и Восток: геополитика и цивилизационные отношения. - М., 1996. - С. 170). Автор цитирует статью К. Н. Леонтьева «Мой исторический фатализм» (из «Записок отшельника»): Леонтьев К. Н. Восток, Россия и славянство. - М., 1996. - С. 448.
25. Дмитриевский А. А. Императорское православное палестинское общество (1882-1907). - СПб., 1907. - С. 15–16.
26. Дмитриевский А. А. Очерк о деятельности архимандрита Леонида Кавелина, третьего начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме. См. т. 2 наст. изд.
27. Дмитриевский А. А. Императорское православное палестинское общество (1882-1907). - СПб., 1907. - С. 18.
28. Там же. - С. 19.
29. Там же. - С. 19–20. Ср.: Дмитриевский А. А. Памяти Б. П. Мансурова//Сообщения ИППО. - 1910. - Т. XXI. - Вып. 3. - С. 448–450.
30. Архимандрит Киприан (Керн). Отец Антонин Капустин, архимандрит и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме. - Белград, 1934. Репринтное издание: М, 1997.
31. Дмитриевский А. А. Начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) как деятель на пользу православия на Востоке, и в частности в Палестине. - Сообщения ИППО. - 1904. -Т. XV - Вып. 2. - С. 106.
32. Пономарев С. Д. Памяти отца архимандрита Антонина. 1. Хронологический список сочинений и переводов его. 2. Статьи о нем//Труды Киевской духовной академии. - 1894. - Т. III. - С. 636–652.
33. Дмитриевский А. А. Русская Горненская женская община во «граде Иудове» близ Иерусалима//ИППО. - 1916. - Т. XXVII. - Вып. 1. - С. 3–33. См. также совсем небольшую, но емкую, хорошо написанную и красиво изданную книгу: Игумен Серафим (Мелконян). Горненский женский монастырь на Святой Земле. - Изд. РДМ в Иерусалиме. - 1997.
34. Архимандрит Марк (Головков). Русская духовная миссия в Иерусалиме//Богословские труды. - Сб. 35. - М, 1999. - С. 32.
35. Лисовой Н. Н. Цит. соч. С. 46.
36. Еще в 1876 г. вышла в свет его книга «Неделя в Палестине», посвященная впечатлениям от первой поездки в Святую Землю. (Второе издание: СПб., 1879; 3-е, посмертное - СПб., 1912). За ней последовали: «Палестина и Синай. Часть 1.» (СПб., 1876), «Православие в Святой Земле», составившее 1-й выпуск 1-го тома основанного им «Православного Палестинского сборника» (СПб., 1881), «Раскопки на Русском месте в Иерусалиме» (СПб., 1884), «Научное значение раскопок на Русском месте» (СПб.. 1885). Удачны были и опыты научно-популярного изложения, предназначенного для самого широкого, неподготовленного читателя. Мы имеем в виду очень небольшую, карманного формата, но емкую содержательную книжку «К Животворящему Гробу Господню. Рассказ старого паломника» (СПб., 1884; в 1895 г. вышло уже 7-е издание этой книги), а также несколько выпусков (или «чтений») в изданной ИППО научно-популярной серии «Русские паломники Святой Земли» (Чтение 39 и 40. Иерусалим и его окрестности. - СПб., 1896, 1897; Чтение 41. Вифлеем, Хеврон. Горняя. - 1898; Чтение 42. Иордан. - 1900. Чтение 44. Лавры Саввы, Феодосия. - 1898).
37. Ряжский П. И. Вопросы, связанные с восстановлением деятельности Императорского православного палестинского общества в Святой Земле по окончании войны с Турцией. (Петроград, 1915. С грифом: Доверительно).
38. Юбилейные торжества Императорского православного палестинского Общества в Петергофе и Петербурге//Сообщения ИППО. - 1907. - Т. XVIII. - Вып. 3–4. - С. 398–399, 432–433.
39. Общее собрание ИППО 8 апреля 1901 г. // Сообщения ИППО. -1901. - Т. XII. - Вып. 1. - С. 11.
40. Там же. - С. 12.
41. Там же. - С. 13.
42. Хопвуд Д. Русская просветительская деятельность в Палестине до 1914 г. // Православный палестинский сборник. - М., 1992. - Вып. 31 (94). - С. 11–17.
43. Mahamed Omar. Literary and Cultural Relations between Palestine and Russia.- St.Petersburg, 1997.-P.34-69.

Новое на сайте

>

Самое популярное