Домой Хиромантия Философ кант биография. Философия Канта: основные идеи (кратко). Значение Канта в истории западной философии

Философ кант биография. Философия Канта: основные идеи (кратко). Значение Канта в истории западной философии

Иммануил Кант – немецкий мыслитель, основатель классической философии и теории критицизма. Бессмертные цитаты Канта вошли в историю, а книги ученого лежат в основе философского учения во всем мире.

Родился Кант 22 апреля 1724 года в религиозной семье в пригороде Кенигсберга в Пруссии. Его отец Иоганн Георг Кант работал ремесленником и изготовлял седла, а мать Анна Регина вела домашнее хозяйство.

В семье Кантов было 12 детей, и Иммануил родился четвертым, многие из ребятишек погибли в младенчестве от болезней. В живых остались три сестры и два брата.

Дом, где Кант провел детство с большой семьей, был мал и беден. В 18 веке строение было уничтожено пожаром.

Свою юность будущий философ провел на окраине города среди рабочих и ремесленных людей. Историки долго спорили, к какой национальности относится Кант, некоторые из них считали, что предки философа –выходцы из Шотландии. Такое предположение высказывал и сам Иммануил в письме к епископу Линдблому. Однако эта информация официально не подтвердилась. Известно, что прадедушка Канта был торговцем в Мемельском крае, а родственники по материнской линии жили в Нюнберге, в Германии.


Родители Канта заложили духовное воспитание в сына, они были приверженцами особого течения в лютеранстве - пиетизма. Суть этого учения в том, что каждый человек находится под Божьим оком, поэтому отдавалось предпочтение личному благочестию. Анна Регина учила сына основам веры, а также прививала маленькому Канту любовь к окружающему миру.

Набожная Анна Регина брала с собой детей на проповеди и на занятия по изучению Библии. Доктор теологии Франц Шульц часто бывал в гостях у семьи Канта, там он и заметил, что Иммануил преуспевает в изучении священного писания и умеет излагать собственные мысли.

Когда Канту было восемь лет, по наставлению Шульца родители отправили его в одну из ведущих школ Кенигсберга – гимназию имени Фридриха, чтобы мальчик получил престижное образование.


В школе Кант учился восемь лет, с 1732 по 1740 года. Занятия в гимназии начинались в 7:00 и продолжались до 9:00. Ученики изучали теологию, Ветхий и Новый заветы, латынь, немецкий и греческий языки, географию и т.д. Философию преподавали только в старших классах, и Кант считал, что в школе этот предмет изучался неправильно. Занятия по математике были платными и по желанию учеников.

Анна Регина и Иоганн Георг Кант хотели, чтобы сын в будущем стал священником, но мальчик был впечатлен уроками латыни, который преподавал Гейденрейх, поэтому хотел стать учителем словесности. Да и строгие правила и нравы в религиозной школе Канту приходились не по душе. У будущего философа было слабое здоровье, но учился он с прилежанием благодаря уму и сообразительности.


В шестнадцатилетнем возрасте Кант поступает в Кенигсбергский университет, где студента впервые знакомит с открытиями преподаватель Мартин Кнутцен, пиетист и вольфианец. Учения Исаака оказали весомое влияние на мировоззрение студента. Кант прилежно относился к учебе, несмотря на трудности. Фаворитами философа стали естественные и точные науки: философия, физика, математика. Урок теологии Кант посетил только единожды из-за уважения к пастору Шульцу.

До современников не дошли официальные сведения о том, что Кант числился в Альбертине, поэтому судить о том, что он учился на теологическом факультете, можно только по догадкам.

Когда Канту исполнилось 13 лет, Анна Регина заболела и вскоре умерла. Многодетной семье приходилось сводить концы с концами. Иммануилу было нечего носить, а также не хватало денег на еду, его подкармливали состоятельные однокурсники. Иногда у юноши даже не было ботинок, и их приходилось брать взаймы у друзей. Но ко всем трудностям парень относился с философской точки зрения и говорил, что вещи подчиняются ему, а не наоборот.

Философия

Ученые разделяют философское творчество Иммануила Канта на два периода: докритический и критический. Докритический период – это становление философской мысли Канта и медленное освобождение от школы Христиана Вольфа, чья философия господствовала в Германии. Критическое время в творчестве Канта – мысль о метафизике как о науке, а также создание нового учения, которое базируется на теории активности сознания.


Первые издания работ Иммануила Канта

Первое сочинение «Мысли об истинной оценке живых сил» Иммануил пишет в университете под влиянием преподавателя Кнутцена, однако публикуется работа в 1749 году благодаря материальной помощи дядюшки Рихтера.

Канту не удалось окончить университет из-за материальных трудностей: в 1746 году умирает Иоганн Георг Кант, и, чтобы прокормить семью, Иммануилу приходится работать домашним учителем и почти десять лет обучать детей из семей графов, майоров и священников. В свободное время Иммануил писал философские сочинения, которые вошли в основу его трудов.


Дом пастора Андерша, в котором Кант преподавал в 1747-1751 годах

В 1755 году Иммануил Кант вернулся в Кенигсбергский университет, чтобы защитить диссертацию «Об огне» и получить степень магистра. Осенью философ получает докторскую степень за работу в области теории познания «Новое освещение первых принципов метафизического познания» и начинает преподавать в университете логику и метафизику.

В первом периоде деятельности Иммануила Канта интерес ученых привлекла космогоническая работа «Всеобщая естественная история и теория неба», в которой Кант рассказывает о происхождении Вселенной. В своем сочинении Кант опирается не на теологию, а на физику.

Также в этот период Кант изучает теорию пространства с физической точки зрения и доказывает существование Высшего Разума, от которого берут начало все явления жизни. Ученый считал, что, если есть материя, значит, существует Бог. По мнению философа, человек должен признать необходимость существования кого-либо, кто стоит за материальными вещами. Эту мысль Кант излагает в своей центральной работе «Единственно возможное основание для доказательства бытия Бога».


Критический период в творчестве Канта возник тогда, когда он начал преподавать логику и метафизику в университете. Гипотезы Иммануила менялись не сразу, а постепенно. Первоначально Иммануил изменил взгляды на пространство и время.

Именно в период критицизма Кантом были написаны выдающиеся работы по гносеологии, этике и эстетике: труды философа стали основой мирового учения. В 1781 году Иммануил расширил свою научную биографию, написав одну из своих фундаментальных работ «Критика чистого разума», в которой подробно описал понятие категорического императива.

Личная жизнь

Кант не отличался красотой, он был низкого роста, имел узкие плечи и впалую грудь. Однако Иммануил старался поддерживать себя в порядке и часто посещал портного и парикмахера.

Философ вел затворнический образ жизни и никогда не женился, по его мнению, любовные отношения мешали бы научной деятельности. По этой причине ученый так и не завел семью. Однако Кант любил женскую красоту и наслаждался ею. К старости Иммануил ослеп на левый глаз, поэтому во время обеда просил, чтобы какая-нибудь юная красавица села справа от него.

Неизвестно, был ли ученый влюблен: Луиза Ребекка Фриц в преклонном возрасте вспоминала, что она нравилась Канту. Также Боровский говорил, что философ два раза любил и намеревался жениться.


Иммануил никогда не опаздывал и соблюдал распорядок дня с точностью до минуты. Он каждый день ходил в одно кафе, дабы выпить чашку чая. Причем Кант приходил в одно и то же время: официантам даже на часы не приходилось смотреть. Эта особенность философа касается даже обычных прогулок, которые он любил.

Ученый был слаб здоровьем, но разработал собственную гигиену организма, поэтому дожил до преклонного возраста. Каждое утро Иммануила начиналось в 5 часов. Не снимая ночной одежды, Кант отправлялся в рабочий кабинет, где слуга философа Мартин Лампе подготавливал хозяину чашечку слабенького зеленого чая и курительную трубку. По воспоминаниям Мартина, у Канта была странная особенность: находясь в кабинете, ученый надевал треуголку прямо поверх колпака. Затем он медленно попивал чай, раскуривал табак и читал план предстоящей лекции. За рабочим столом Иммануил проводил минимум два часа.


В 7 утра Кант переодевался и спускался в лекционный зал, где его ждали преданные слушатели: иногда даже не хватало мест. Читал он лекции медленно, разбавляя философские идеи юмором.

Иммануил обращал внимание даже на незначительные детали в образе собеседника, он не стал бы общаться со студентом, который неряшливо одет. Кант даже позабыл, о чем рассказывал слушателям, когда увидел, что у одного из учеников отсутствует пуговица на рубахе.

После двухчасовой лекции философ возвращался в кабинет и вновь переодевался в ночную пижаму, колпак и надевал треуголку сверху. За рабочим столом Кант проводил 3 часа 45 минут.


Потом Иммануил готовился к обеденному приему гостей и велел кухарке подготовить стол: философ ненавидел трапезничать в одиночестве, тем более кушал ученый один раз в день. Стол изобиловал едой, единственное, чего не было на трапезе, так это пиво. Кант не любил солодовый напиток и считал, что у пива, в отличие от вина, дурной вкус.

Обедал Кант любимой ложкой, которую хранил вместе с деньгами. За столом обсуждались новости, происходящие в мире, но никак не философия.

Смерть

Остаток жизни ученый прожил в домике, находясь в достатке. Несмотря на тщательное слежение за здоровьем, организм 75-летнего философа начал ослабевать: сначала его покинула физическая сила, а затем рассудок начал мутнеть. В преклонных годах Кант не мог читать лекции, а за обеденным столом ученый принимал только близких друзей.

Кант отказался от любимых прогулок и пребывал дома. Философ пробовал написать сочинение «Система чистой философии во всей ее совокупности», но у него не хватило сил.


Позже ученый стал забывать слова, а жизнь начала угасать быстрее. Скончался великий философ 12 февраля 1804 года. Перед смертью Кант сказал: «Es ist gut» («Это хорошо»).

Похоронен Иммануил возле Кафедрального собора Кёнигсберга, а над могилой Канта возвели часовню.

Библиография

  • Критика чистого разума;
  • Пролегомены ко всякой будущей метафизике;
  • Критика практического разума;
  • Основы метафизики нравственности;
  • Критика способности суждения;

Иммануил Кант (Kant) (1724-1804) - немецкий философ, основатель «критицизма» и «немецкой классической философии»; профессор университета в Кенигсберге, иностранный почетный член Петербургской АН (1794).

В 1747-1755 годах разработал космогоническую гипотезу происхождения солнечной системы из первоначальной туманности («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755). В развитой с 1770 «критической философии» («Критика чистого разума», 1781; «Критика практического разума», 1788; «Критика способности суждения», 1790) выступил против догматизма умозрительной метафизики и скептицизма с дуалистическим учением о непознаваемых «вещах в себе» (объективном источнике ощущений) и познаваемых явлениях, образующих сферу бесконечного возможного опыта. Условие познания - общезначимые априорные формы, упорядочивающие хаос ощущений. Идеи Бога, свободы, бессмертия, недоказуемые теоретически, являются, однако, постулатами «практического разума», необходимой предпосылкой нравственности. Центральный принцип этики Канта, основанной на понятии долга, - категорический императив. Учение Канта об антиномиях теоретического разума сыграло большую роль в развитии диалектики.

Веселое выражение лица постепенно отражается и на внутреннем мире.

Кант Иммануил

Жизнь Иммануила Канта

Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года, в Кенигсберге (ныне Калининград) в многодетной семье Иоганна Георга Канта, где и прожил почти всю жизнь, не выезжая за пределы города более чем на сто двадцать километров. Кант воспитывался в среде, где особое влияние имели идеи пиетизма – радикального обновленческого движения в лютеранстве. После обучения в пиетистской школе, где он обнаружил прекрасные способности к латинскому языку, на котором впоследствии были написаны все его четыре диссертации (древнегреческий и французский Кант знал хуже, а английским почти не владел), в 1740 Кант поступил в Кенигсбергский университет «Альбертину». Среди университетских преподавателей Канта особо выделялся вольфианец философ, профессор логики и метафизики Мартин Кнутцен, ознакомивший его с достижениями современной науки. С 1747 года Кант в силу финансовых обстоятельств работал домашним учителем за пределами Кенигсберга в семьях пастора, помещика и графа.

В 1755 году Иммануил возвратился в Кенигсберг и, завершая обучение в университете, защитил магистерскую диссертацию «Об огне». Затем в течение года он защитил еще две диссертации, давшие ему право читать лекции в качестве доцента и профессора. Однако профессором в это время Кант не стал и работал экстраординарным (т. е. получающим деньги только от слушателей, а не по штату) доцентом вплоть до 1770 года, когда он был назначен на пост ординарного профессора кафедры логики и метафизики Кенигсбергского университета. За свою преподавательскую карьеру И. Кант читал лекции по самому широкому кругу предметов, от математики до антропологии. В 1796 году он прекратил лекционную деятельность, а в 1801 оставил университет. Здоровье Канта постепенно ослабевало, но он продолжал работать вплоть до 1803 года.

Злой человек не может быть счастливым, ибо оставаясь наедине с собой, он остается наедине со злодеем.

Кант Иммануил

Стали знамениты образ жизни Канта и многие его привычки, особенно проявившиеся после покупки им в 1784 собственного дома. Каждый день, в пять часов утра Канта будил его слуга, отставной солдат Мартин Лямпе. Иммануил вставал, выпивал пару чашек чаю и выкуривал трубку, приступая затем к подготовке к лекциям. Вскоре после лекций наступало время обеда, на котором обычно присутствовало несколько гостей. Обед длился несколько часов и сопровождался беседами на самые разные, но только не философские темы. После обеда Кант совершал ставшую затем легендарной ежедневную прогулку по городу.

По вечерам Кант любил разглядывать здание собора, которое было очень хорошо видно из окна его комнаты.

Иммануил Кант всегда тщательно следил за своим здоровьем и разработал оригинальную систему гигиенических предписаний. Он не был женат, хотя и не имел каких-то особых предубеждений относительно женской половины человечества.

Нравственность учит не тому, как стать счастливым, а тому, как стать достойным счастья.

Кант Иммануил

В своих философских взглядах Кант испытал влияние Христиана Вольфа, Александра Готлиба Баумгартена, Жан Жака Руссо, Дэвида Юма и других мыслителей. По вольфианскому учебнику Баумгартена Кант читал лекции по метафизике. О Руссо он говорил, что сочинения последнего отучили его от высокомерия. Юм «пробудил» Канта «от догматического сна».

«Докритическая» философия Канта

В творчестве Иммануила Канта выделяют два периода: «докритический» (примерно до 1771 года) и «критический». Докритический период – это время медленного освобождения Канта от идей вольфовской метафизики. Критический – время постановки Кантом вопроса о возможности метафизики как науки и создания им новых ориентиров в философии, и прежде всего теории активности сознания.

Докритический период характерен интенсивными методологическими поисками Канта и его разработкой естественнонаучных вопросов. Особый интерес представляют космогонические изыскания Канта, изложенные им в работе 1755 года «Всеобщая естественная история и теория неба». Основу его космогонической теории составляет концепция аэнтропийной Вселенной, самопроизвольно развивающейся от хаоса к порядку. Кант утверждал, что для объяснения возможности формирования планетных систем достаточно допустить материю, наделенную силами притяжения и отталкивания, опираясь при этом на ньютоновскую физику. Несмотря на натуралистический характер данной теории, Кант был уверен, что она не представляет опасности для теологии (любопытно, что у Канта все же возникали проблемы с цензурой по теологическим вопросам, но в 1790-е годы и совсем по другому поводу).

Человек имеет склонность общаться с себе подобными, ибо в таком состоянии он больше чувствует себя человеком, т. е. чувствует развитие своих природных задатков. Но ему также присуще сильное стремление уединяться.

Кант Иммануил

Большое внимание в докритический период Кант уделял также исследованию природы пространства. В диссертации «Физическая монадология» (1756) он писал, что пространство как непрерывная динамическая среда создается взаимодействием дискретных простых субстанций (условием которого Кант считал наличие у всех этих субстанций общей им причины – Бога) и имеет релятивный характер. В связи с этим уже в своей студенческой работе «Об истинной оценке живых сил» (1749), Кант высказывал предположение о возможности многомерных пространств.

Центральная работа докритического периода – «Единственно возможное основание для доказательства бытия Бога» (1763) - является своего рода энциклопедией докритической философии Канта с акцентом на теологической проблематике. Критикуя здесь традиционные доказательства бытия Бога, Кант вместе с тем выдвинул собственный, «онтологический» аргумент, основанный на признании необходимости какого-то существования (если ничего не существует, то нет материала для вещей, и они невозможны; но невозможное невозможно, а значит какое-то существование необходимо) и отождествлении этого первосуществования с Богом.

Просвещение - это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого.

Кант Иммануил

Переход Иммануила Канта к критицизму

Переход Канта к критической философии не был одномоментным событием, а прошел несколько важных стадий.

Первый шаг был связан с радикальным изменением взглядов Канта на пространство и время. В конце 1960-х годов философ принял концепцию абсолютного пространства и времени и истолковал ее в субъективистском смысле, т. е. признал пространство и время независимыми от вещей субъективными формами человеческой рецептивности (доктрина «трансцендентального идеализма»). Непосредственные пространственно-временные предметы чувств таким образом оказались лишены самостоятельного, т. е. независимого от воспринимающего субъекта существования и получили название «феноменов». Вещи же, как они существуют независимо от нас («сами по себе»), были названы Кантом «ноуменами». Результаты этого «переворота» были закреплены Кантом в диссертации 1770 года «О форме и принципах чувственно воспринимаемого и интеллигибельного мира».

Диссертация также подвела итог поискам Канта строгого метафизического метода в докритический период. Он выдвинул здесь идею четкого различения сфер применимости чувственных и рассудочных представлений и предостерег от поспешного нарушения их границ. Одной из главных причин путаницы в метафизике Кант называл попытки приписывания чувственных предикатов (например «где-то», «когда-то») рассудочным понятиям, таким как «существование», «основание» и т. д. При этом Кант все еще был уверен в принципиальной возможности рассудочного познания ноуменов.

Упрямство имеет только форму характера, но не его содержание.

Кант Иммануил

Новым повортным пунктом стало «пробуждение» Канта от «догматического сна», произошедшее в 1771 году под влиянием анализа принципа причинности, предпринятого Д. Юмом, и эмпирических выводов, следующих из этого анализа. Обдумывая угрозу полной эмпиризации философии и, стало быть, уничтожения принципиальных различий между чувственными и рассудочными представлениями, Кант сформулировал «главный вопрос» новой «критической» философии: «как возможны априорные синтетические познания?». Поиски решения этой проблемы заняли несколько лет («десятилетие молчания Канта» - период высшей интенсивности его творчества, от которого осталось большое количество интереснейших рукописей и несколько студенческих записей его лекций по метафизике и другим философским дисциплинам), вплоть до 1780 года, когда «за 4-5 месяцев» Кант написал «Критику чистого разума» (1781), первую из трех «Критик». В 1783 вышли «Пролегомены ко всякой будущей метафизике», разъясняющие «Критику». В 1785 Кант опубликовал «Основоположение метафизики нравов», в 1786 году – «Метафизические начала естествознания», в которых излагаются принципы его философии природы, базирующейся на тезисах, сформулированных им в «Критике чистого разума».

Удел женщины - владычествовать, удел мужчины - царить, потому что владычествует страсть, а правит ум.

Кант Иммануил

В 1787 Кант опубликовал второе, частично переработанное издание «Критики чистого разума». В это же время Кант определился в том, чтобы расширить систему еще двумя «Критиками». В 1788 вышла в свет «Критика практического разума», в 1790 - «Критика способности суждения».

В 1790-е годы появились важные работы, дополняющие три «Критики» Канта: «Религия в пределах одного только разума» (1793), «Метафизика нравов» (1797), «Антропология с прагматической точки зрения» (1798). В этот же период и вплоть до последних месяцев жизни Кант работал над трактатом (так и незавершенным), который должен был соединить физику и метафизику.

Система Кантовской критической философии

Система критической философии Канта состоит из двух основных частей: теоретической и практической. Связующим звеном между ними оказывается учение Канта о целесообразности в двух ее формах: объективной (целесообразность природы) и субъективной (постигаемой в «суждениях вкуса» и эстетических переживаниях). Все главные проблемы критицизма сводятся к одному вопросу: «что такое человек?» Этот вопрос суммирует более частные вопросы человекознания: «что я могу знать?», «что я должен делать?», «на что я могу надеяться?».

Кто не умеет сдерживать своей фантазии - тот фантазёр; у кого необузданная фантазия соединяется с идеями добра - тот энтузиаст; у кого беспорядочная фантазия - тот мечтатель.

Кант Иммануил

Теоретическая философия отвечает на первый вопрос (равносильный указанному выше вопросу о возможности априорных синтетических познаний), практическая – на второй и третий. Изучение человека может осуществляться либо на трансцендентальном уровне, когда выявляются априорные принципы человечности, либо на эмпирическом, когда человек рассматривается в том виде, как он существует в природе и обществе. Исследованием первого рода занимается «трансцендентальная антропология» (вбирающая в себя основоположения трех кантовских «Критик»), вторая же тема, сама по себе гораздо менее философская, разрабатывается «антропологией с прагматической точки зрения».

Учение Канта о чувственности и рассудке

Принципы теоретической философии изложены И. Кантом в «Критике чистого разума». «Критика» решает проблему источников, возможности и границ априорного синтетического познания. Все компоненты понятия «априорное синтетическое познание» играют исключительно важную роль в философии Канта. Познание, по Канту, это такое истинное суждение, которое имеет объективные основания для признания его истинным, т. е. такое суждение, истинность которого может быть строго доказана.

Прекрасное - это нечто такое, что принадлежит исключительно вкусу.

Кант Иммануил

Априорным Кант считал знание, истинное независимо от опыта. Критерием априорного знания является строгая всеобщность и объективная необходимость. Синтетическими Кант называл суждения, предикат которых не мыслится в субъекте, а извне прибавляется к нему (например, «тела имеют тяжесть»). Синтетическим суждениям противоположны аналитические, предикат которых заранее смутно мыслится в субъекте и извлекается из него по закону тождества (например, «все тела протяженны»).

Аналитические суждения всегда априорны, эмпирические – всегда синтетичны. Синтетические суждения расширяют знание, аналитические – разъясняют уже имеющиеся понятия. Уточняя, Кант давал понять, что аналитические суждения являются суждениями о словах и правилах их употребления, синтетические – о вещах и их отношениях. Возможность априорных синтетических суждений, утверждал философ, не очевидна, хотя сам факт их существования не подлежит сомнению. Они имеются в «чистой математике» и «общем естествознании». В метафизике как науке о трансцендентном они невозможны.

Постоянно давать детям награды не годится. Через это они становятся себялюбивыми, и отсюда развивается продажный образ мыслей.

Кант Иммануил

Возможность априорных синтетических суждений в математике и естествознании показаны Кантом в двух главных разделах «Критики чистого разума» – «Трансцендентальной эстетике» и «Трансцендентальной аналитике». Эти и другие разделы основной части «Критики» (помимо которой в «Критику» входит прикладное «Учение о методе») раскрывают структуру познавательных способностей человека. Кант говорит о «двух стволах» человеческого познания: чувственности и рассудке. В «Трансцендентальной эстетике» Кант разобрал устройство человеческой чувственности. Чувственность трактуется им как способность испытывать воздействия со стороны предметов. Результатом такого воздействия оказываются ощущения. Форма чувственности априорна.

Кант различал внешнее и внутреннее чувство. Формой внешнего чувства он называл пространство, формой внутреннего – время. Время «шире» пространства, так как его законы распространяются не только на внешние, но и на внутренние эмпирические созерцания. Однако внутренняя психическая жизнь, считал он, невозможна без внешней (на этом положении основывается кантовское «опровержение идеализма»). Априорность форм внешнего и внутреннего созерцания означает возможность предвосхищения законов чувственного опыта еще до этого опыта, т. е. означает возможность a priori познавать предметы возможного опыта в математике.

Быть опровергнутым - этого опасаться нечего; опасаться следует другого - быть непонятым.

Кант Иммануил

Чувственности противостоит мышление или рассудок в широком смысле слова. Рассудок характеризуется активностью, или «спонтанностью», и оперированием общими понятиями. Главным действием рассудка Кант считал суждения. Априорные формы рассудка и вытекающие из них познания рассматривались Кантом в «Трансцендентальной аналитике», разделе, являющемся композиционным центром всей «Критики».

Философ классифицировал «элементарные понятия» рассудка, составляя таблицу этих понятий (категорий). Он насчитывал четыре группы категорий, параллельных четырем классам суждений:

2) Качества (реальность, отрицание, ограничение);

3) Отношения (субстанция-акциденция, причина-действие, взаимодействие);

4) Модальности (возожность-невозможность, существование-несуществование, необходимость-случайность).

Есть такие заблуждения, которые нельзя опровергнуть.

Кант Иммануил

Вслед за построением таблицы категорий Кант приступил к труднейшей задаче всей «Критики»: обоснованию возможности a priori познавать предметы с помощью категорий. Он пытался показать (в «трансцендентальной дедукции категорий»), что категории составляют априорные условия предметов возможного опыта. Решая эту проблему, Кант раскрыл механизмы взаимодействия познавательных сил души и создал новаторскую теорию активности сознания, во многом определившую дальнейшие пути развития европейской философии. Основой подчинения предметов опыта категориям оказывается синтез всех чувственных представлений в «трансцендентальном единстве апперцепции», т. е. в самотождественном Я. Этот синтез протекает a priori и по априорным правилам, задаваемым категориями. Кант считал, что в сознание, невозможное без самосознания, могут попадать лишь предметы, подчиненные категориям, что и позволяет предвосхищать законы их связи и a priori познавать их в «чистом» или «общем» естествознании.

Непосредственное оформление мира явлений по категориальным законам осуществляется бессознательной способностью «трансцендентального воображения». Из-за того, что оно действует за границами сознания, нам кажется, что предметы независимы от человеческого восприятия – поэтому Кант и сравнивал свою теорию с «коперниканским переворотом», отмечая, что ему, как и польскому астроному, создателю гелиоцентрической системы мира Николаю Копернику, пришлось идти против чувственной видимости. Воображение выступает посредником между рассудком и его основой – апперцепцией, и чувственностью, переводя категории на язык временных отношений и превращая их в «схемы» (например схемой категории причины является представление о постоянной последовательности двух восприятий, первое из которых мы называем причиной, второе – действием). Кант подчеркивал, что человеческий рассудок может предвосхищать лишь форму явлений, но никак не законы вещей самих по себе.

Долг - это уважение к праву другого.

Кант Иммануил

Критика традиционной метафизики

Тщетные попытки познать вещи сами по себе обсуждаются Кантом в разделе «Трансцендентальная диалектика» «Критики чистого разума», вместе с «Аналитикой» составляющем «Трансцендентальную логику». Он полемизирует здесь с основоположениями трех основных наук так называемой «частной метафизики» (место «общей метафизики», или онтологии, занимает у него «аналитика рассудка»): рациональной психологии, космологии и естественной теологии. Главной ошибкой рациональной психологии, претендующей на познание сущности души, является недопустимое смешение мыслящего Я с Я как вещью в себе, и перенесение аналитических выводов о первом на второе. Космология наталкивается на «антиномии чистого разума», противоречия, заставляющие разум задуматься о границах собственного познания и отказаться от мнения о том, что мир, данный нам в чувствах, является миром вещей самих по себе. Ключом к решению антиномий оказывается, по Канту, «трансцендентальный идеализм», подразумевающий разделение всех возможных предметов на вещи сами по себе и явления, причем первые мыслятся нами исключительно проблематически.

Принципы… представляют собой не только умозрительное правило, но и осознанное чувство.

Кант Иммануил

В критике естественной теологии Кант выделил три типа возможных доказательств бытия Бога: «онтологическое» (ранее называвшееся им «картезианским», собственное же раннее онтологическое доказательство вовсе не предлагается Кантом в «Критике» в качестве возможного доказательства), «космологическое» и «физико-теологическое». Первое проводится совершенно a priori, второе и третье – a posteriori, причем космологическое отталкивается от «опыта вообще», физико-теологическое – от конкретного опыта целесообразного устройства мира. Кант показал, что апостериорные доказательства в любом случае не могут быть доведены до конца и нуждаются в априорном онтологическом аргументе. Последнее (Бог есть всереальное существо, значит среди компонентов его сущности должно быть и бытие – иначе он не всереален – а это означает, что Бог с необходимостью существует) критикуется им на основании того, что «бытие не есть реальный предикат» и что добавление бытия к понятию вещи не расширяет его содержание, а лишь прибавляет саму вещь к понятию.

Человек может стать человеком лишь благодаря воспитанию.

Кант Иммануил

Учение Канта о разуме

«Диалектика» служит Иммануилу Канту не только для критики традиционной метафизики, но и для изучения высшей познавательной способности человека – разума. Разум трактовалась Кантом как способность, позволяющая мыслить безусловное. Разум вырастает из рассудка (являющегося источником правил), доводя его понятия до безусловного. Такие понятия разума, которым не может быть дан в опыте никакой предмет, Кант называл «идеями чистого разума».

Он выделил три возможных класса идей, соответствующих предметам трех наук «частной метафизики». Разум в его «реальной» функции (в «логической» функции разум является способностью составления умозаключений) допускает теоретическое и практическое применение. Теоретическое имеет место при представлении объектов, практическое – при их создании по принципам разума. Теоретическое применение разума бывает, по Канту, регулятивным и конститутивным, причем правомочно лишь регулятивное применение, когда мы смотрим на мир так, «как если бы» он соответствовал идеям разума. Такое использование разума направляет рассудок ко все более глубокому изучению природы и отысканию ее всеобщих законов. Конститутивное применение предполагает возможность доказательного приписывания вещам самим по себе априорных законов разума. Такая возможность Кантом решительно отвергалась. Впрочем, понятия разума все же могут применяться к вещам самим по себе, но только не в целях познания, а в качестве «постулатов практического разума». Законы последнего исследовались Кантом в «Критике практического разума» и других его сочинениях.

Кто отказался от излишеств, тот избавился от лишений.

Кант Иммануил

Практическая философия Канта

Основой практической философии Канта является учение о моральном законе как «факте чистого разума». Моральность связана с безусловным долженствованием. Это означает, считал Кант, что ее законы проистекают из способности мыслить безусловное, т. е. из разума. Поскольку эти всеобщие предписания определяют волю к действию, их можно назвать практическими. Будучи всеобщими, они предполагают возможность их исполнения вне зависимости от условий чувственности, и, стало быть, предполагают «трансцендентальную свободу» человеческой воли. Человеческая воля не автоматически следует моральным предписаниям (она не является «святой»), подобно тому, как вещи следуют законам природы. Эти предписания выступают для нее в качестве «категорических императивов», т. е. безусловных требований.

Содержание категорического императива раскрывается формулой «поступай так, чтобы максима твоей воли могла быть принципом всеобщего законодательства». Известна и другая кантовская формулировка: «никогда не относись к человеку только как к средству, но всегда также и как к цели». Конкретные нравственные ориентиры дает человеку моральное чувство, единственное чувство, которое, как говорил Кант, мы познаем совершенно a priori. Это чувство возникает вследствие подавления практическим разумом чувственных склонностей. Однако чистое удовольствие от выполнения долга не является мотивом совершения добрых поступков. Они бескорыстны (в отличие от внешне похожих на них «легальных» поступков), хотя и связаны с надеждой получить вознаграждение в виде счастья.

Наказания, назначаемые в припадке гнева, не достигают цели. Дети смотрят на них в этом случае как на последствия, а на самих себя - как на жертвы раздражения того, кто наказывает.

Кант Иммануил

Единство добродетели и счастья Кант называл «высшим благом». Человек должен содействовать высшему благу. Философ не отрицал естественности стремления человека к счастью, понимаемому им как сумма удовольствий, но считает, что условием счастья должно быть моральное поведение. Одной из формулировок категорического императива является призыв стать достойным счастья. Однако добродетельное поведение само не может порождать счастье, зависящее не от законов нравственности, а от законов природы. Поэтому моральный человек надеется на существование мудрого творца мира, который сможет согласовать блаженство и добродетель в посмертном существовании человека, вера в которое проистекает из необходимости совершенствования души, которое может продолжаться до бесконечности.

Эстетическая концепция

Практическая философия раскрывает законы царства свободы, тогда как теоретическая излагает законы, по которым протекают природные процессы. Связующим звеном между природой и свободой является, по Канту, понятие целесообразности. Относясь к природе со стороны своего предмета, оно в то же время указывает на разумный источник, а значит и на свободу.

Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно, лучшего состояния рода человеческого.

Кант Иммануил

Законы целесообразности изучены Кантом в «Критике способности суждения». Объективная целесообразность иллюстрируется биологическими организмами, субъективная же проявляется в гармоническом взаимодействии познавательных сил души, возникающем при восприятии прекрасного. Суждения, фиксирующие эстетические переживания, названы Кантом «суждениями вкуса». Суждения вкуса изоморфны моральным суждениям: они так же бескорыстны, необходимы и всеобщи (правда, субъективно). Поэтому прекрасное для Канта выступает символом доброго. Прекрасное нельзя смешивать с приятным, которое целиком субъективно и случайно. От чувства прекрасного Кант отличает также чувство возвышенного, вырастающее из осознания морального величия человека перед лицом громадности мира.

Важную роль в эстетической философии Канта играет его концепция гениальности. Гений – это способность к оригинальному, проявляющаяся в едином порыве сознательной и бессознательной деятельности. Гений воплощает в чувственных образах «эстетические идеи», которые невозможно исчерпать никаким понятием и которые дают бесконечные поводы для гармонического взаимодействия рассудка и воображения.

Если наказывать ребёнка за дурное и награждать за доброе, то он будет делать добро ради выгоды.

Кант Иммануил

Социальная философия

Проблемы творчества не ограничивались у Канта областью искусства. По существу он говорил о создании человеком целого искусственного мира, мира культуры. Законы развития культуры и цивилизации обсуждались философом в ряде его поздних работ. Истоками прогресса человеческого сообщества Кант признавал естественную конкуренцию людей в их стремлении к самоутверждению. При этом человеческая история являет собой поступательное движение в направлении полного признания свободы и ценности личности, к «вечному миру» и созданию всемирного федеративного государства.

Влияние Канта на последующую философию

Философия Канта оказала громадное воздействие на последующую мысль. Философ являлся основателем «немецкой классической философии», представленной масштабными философскими системами Иоганна Готлиба Фихте, Фридриха Вильгельма Шеллинга и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. Большое влияние Канта испытал также Артур Шопенгауэр. Идеи Канта повлияли и на романтическое движение.

Цветы - это свободная красота в природе.

Кант Иммануил

Во второй половине 19 века большим авторитетом пользовалось «неокантианство». В 20 веке серьезное влияние Канта признавали ведущие представители феноменологической школы, а также экзистенциализма, философской антропологии и аналитической философии.

Сочинения:

Gesammelte Schriften, Bd 1 - 23, В., 1910 - 55;

Briefe, G5tt., 1970; в рус. пер. - Соч., т. 1 - 6, М., 1963 - 66.

Имя Иммануила Канта знакомо нам по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». В первой главе происходит замечательный диалог между Воландом и советским писателем Иванушкой Бездомным, в котором тот предлагает сослать философа на Соловки и очень огорчается, что этого сделать невозможно. К сожалению, на этом знакомство с творческим наследием Канта заканчивается, и это не удивительно. Тяжело продираться сквозь дебри смыслов кенигсбергского мудреца, но для профессионала это имя означает многое. Иммануил Кант вывел европейскую мысль из тупика позитивизма и показал новые горизонты осмысления реальности.

Зеленый человечек из Кенигсберга

Одно из преданий гласит, что Кант появился на свет с каким-то странным цветом тела – то ли зеленым, то ли синим. Это произошло 22 апреля 1724 года в прусском Кенигсберге, и никто не верил, что он выживет. Кстати, философ, охвативший разумом мириады вселенных, так ни разу не выехал за пределы родного города. Кант действительно имел слабое здоровье, и это понудило его подчинить свою жизнь строгому режиму. Кант не стеснялся обсуждать на лекциях свои болячки, приводя их в качестве примеров. Он никогда не принимал лекарства, решая свои проблемы волевыми внушениями.

Притчей во языцех стала пунктуальность Канта. Строго в одно и то же время он проходил мимо городских лавок, хозяева которых сверяли по нему время. У него ничего не было, кроме таланта к философствованию и железной воли, подчинившей себя этой науке. Отец-ремесленник умер, когда Иммануил учился в Кенигсбергском университете. Чтобы прокормить семью, юноша вынужден прервать обучение и зарабатывать домашним учителем. Свою диссертацию ему удается защитить лишь в 1755 году, что дает ему право преподавать в университете в должности ординарного профессора.

Прусский король Фридрих проигрывал русским в семилетней войне, поэтому с 1758 по 1762 Кант был подданным царицы Елизаветы. В это веселое время Кант почти ничего не написал. Сам он взял на постой нескольких русских офицеров, среди которых были довольно интересные собеседники. Возможно, они обсуждали пиротехнику и фортификацию, которую брался преподавать Кант в качестве частного учителя. Впрочем, он так и не полюбил русских, называя их главными врагами.

Известны, по крайней мере, три попытки философа завести семью. Сам он впоследствии говорил, что когда ему нужна была жена, у него не было средств ее содержать, а когда средства появились, жена была уже не нужна. Долгое время он жил скромно, обеспечивая себя и семью отца, и вполне спокойно обходился без женской ласки. О личной жизни философа мы почти ничего не знаем. С официального портрета на нас смотрит гном с большим лбом, маленькими сверлящими глазками и сдержанной улыбкой.

В поисках человека

К середине XVIII века казалось, что мир работает как часы. Декарт, Лейбниц и Ньютон сформулировали основные законы механики, которые применялись к любой сфере бытия. Ученые не нуждались в Боге, а человека стали рассматривать как одно из звеньев в сложном, но предсказуемом механизме под названием «Вселенная». Все явления природы были подчинены железному закону причинно-следственных связей, в котором естественным образом отменялась свобода выбора. Иммануил Кант почувствовал приближение катастрофы и сделал все, чтобы ее предотвратить.

Если человек лишь игрушка в мире, кем-то когда-то созданном, то бессмысленно от него что-либо требовать, а тем более его наказывать, ведь наказание дается в назидание самому преступнику или окружающим людям. Но человек в причинно-следственном мире не может ошибаться, поскольку его поступки детерминированы. К вопросам этике и религии Кант подходит во второй половине своей жизни. В молодости он занимается генезисом Солнечной системы, выдвигая гипотезу о первоначальной газовой туманности, классифицирует животный мир и задумывается о происхождении человека. Его эссе посвящены землетрясениям, приливам и отливам.

Теория познания

Кант приветствовал развитие науки, но очень быстро понял, что она по-прежнему бессильна объяснить человеку смысл его существования. Философ поставил множество вопросов, которые открыты и по сей день. В своей теории познания он подвергает сомнению догматическое представление о чистом разуме, способном познать истину. Его капитальный труд «Критика чистого разума» доказывает невозможность познать этот мир, «какой он есть на самом деле». Все, что мы видим, слышим и ощущаем, поступает к нам через наши органы чувств, которые дают нам крайне искаженное представление о «вещи в себе». То есть, гипотетические существа, получающие информацию, например, через электромагнитные колебания, будут видеть предмет совершенно по-другому.

Опыт и так называемый «чистый разум» соприкасаются и противоборствуют в процессе познания, но арбитром их спора об истине является душа. Кант называет ее инструментом постижения смысла вещей и явлений. Именно в ней присутствует некая данность, которая направляет наше познание за пределы явлений, данных нам в ощущение. Душа является хранилищем и преобразователем опыта, помогающего нам понять законы материального мира.

Категорический императив и свобода воли

Итак, если человек механическая игрушка в руках необходимости, значит, все его поступки оправданы, даже самые отвратительные. У нас не возникает желания читать мораль тигру, который сожрал ягненка или даже ребенка. Мы просто убьем зверя, если сможем, но не из наказания или мести. Мы и в мыслях не имеем обижаться на ураган, разрушивший наши жилища. Так действует стихия, без злого умысла и сострадания, под воздействием закона всемирного тяготения и круговорота веществ в природе.

Человека ждет наказание даже за нарушение, вызванное крайней необходимостью, например, чувством голода. Мы не просто осознаем наши поступки, но и имеем свободу выбора. Этим мы отличаемся от животных. Природные законы проявляются в нас в полной мере. Сорвавшись с дерева, мы падаем на землю с такой же скоростью, как и любой другой предмет. Молния одинаково безжалостна как к папе римскому, так и к черепахе. Впрочем, выясняя причины знаменитого лиссабонского землетрясения 1755 года, Кант пытается понять, в какой степени оно вызвано безнравственными поступками людей.

Здесь следует сказать о метафизике нравственности, о которой так много писал философ. Само слово «метафизика» имеет греческое происхождение и означает принципы и причины нашего бытия. Несомненно, не было и не будет такого прибора, который бы измерил нравственность, но она есть путеводитель по свободе, данной человеку вместе с душой. Высшим проявлением этой свободы является категорический императив, то есть приказ, которое человек дает сам себе. Этим он отличается от мира животных. Этим он противостоит природе.

Знаменитая кантовская фраза о звездном небе над головой и моральным законом внутри человека, выражает суть его размышлений о вселенной, человеке, этике и Боге. Категорический императив Канта гласит:

  • Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом.
  • Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству.
  • Принцип воли каждого человека как воли, всеми своими максимами устанавливающей всеобщие законы.

Иммануилу Канту принадлежат другие известные изречения:

  • Свобода размахивать руками заканчивается у кончика носа другого человека.
  • Не обращайся с другими как со средством для достижения твоих целей.
  • Любовь к жизни - это значит любовь к правде.

Мир после Канта

Этот философ поднял проблемы, которыми и по сей день занимаются ученые. В этике и религиоведении, политологии и эстетике, антропологии и психологии он оставил свой неизгладимый след. Мир после Канта стал совершенно другим, хотя подавляющее большинство носителей разумной жизни этого не поняли. Он ввел в обращение философии такие понятия, как совесть, душа и добродетель, которые раньше были уделом лишь нравственного богословия.

Стремительная поступь науки и в наше время пытается превратить человека в часть природы, над которой позволительны любые эксперименты. В восемнадцатом веке этому воспрепятствовал Кант. Его мемориальный комплекс служит главной достопримечательностью современного Калининграда. Туристы со всего мира съезжаются сюда, пополняя бюджет города. Хочется верить, что они знакомы с наследием великого гуманиста не только по цитатам.

МОСКВА, 22 апр — РИА Новости. Двести девяносто лет со дня рождения философа Иммануила Канта (1724-1804) исполняется во вторник.

Ниже приводится биографическая справка.

Родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года в пригороде Кенигсберга (ныне Калининград) Фордере Форштадт в небогатой семье шорника (шорник — изготовитель наглазников для лошадей, которые надеваются на них для ограничения поля зрения). При крещении Кант получил имя Emanuel, однако впоследствии сам поменял его на Immanuel, считая его наиболее подходящим для себя. Семья принадлежала к одному из направлений протестантизма — пиетизму, проповедовавшему личную набожность и строжайшее соблюдение нравственных правил.

С 1732 года по 1740 год Кант учился в одной из лучших школ Кенигсберга — латинской "Фридрихс-Коллегиум" (Collegium Fridericianum).

Дом в Калининградской области, где жил и работал Кант, восстановят Губернатор Калининградской области Николай Цуканов поручил в двухнедельный срок завершить разработку концепции развития территории в поселке Веселовка, связанной с именем великого немецкого философа Иммануила Канта, говорится в сообщении областного правительства.

В 1740 году он поступил в Кенигсбергский университет. Точных данных о том, на каком факультете учился Кант, нет. Большинство исследователей его биографии сходятся на том, что он должен был учиться на теологическом факультете. Однако, судя по списку предметов, которые он изучал, будущий философ отдавал предпочтение математике, естественным наукам и философии. За весь период обучения он прослушал всего один теологический курс.

Летом 1746 года Кант представил философскому факультету свою первую научную работу — "Мысли к истинной оценке живых сил", посвященную формуле количества движения. Работа была издана в 1747 году на деньги дяди Канта — сапожника Рихтера.

В 1746 году из-за тяжелого материального положения Кант был вынужден оставить университет, не сдав выпускных экзаменов и не защитив диссертацию на степень магистра. В течение нескольких лет он работал домашним учителем в имениях в окрестностях Кенигсберга.

В августе 1754 года Иммануил Кант возвратился в Кенигсберг. В апреле 1755 года он защитил диссертацию "Об огне" на степень магистра. В июне 1755 года ему была присвоена докторская степень за диссертацию "Новое освещение первых принципов метафизического познания", которая стала его первой философской работой. Он получил звание приват-доцента философии, что давало право преподавать в университете, не получая, однако, от университета жалования.

В 1756 году Кант защитил диссертацию "Физическая монадология" и получил должность ординарного профессора. В том же году он подал прошение королю о занятии должности профессора логики и метафизики, но получил отказ. Только в 1770 году Кант получил постоянное место профессора этих предметов.

Кант читал лекции не только по философии, но также по математике, физике, географии, антропологии.

В развитии философских воззрений Канта выделяют два качественно различных периода: ранний, или "докритический", продолжавшийся до 1770 года, и последующий, "критический", когда он создал свою философскую систему, названную им "критической философией".

Ранний Кант — непоследовательный сторонник естественнонаучного материализма, который он пытался сочетать с идеями Готфрида Лейбница и его последователя Xристиана Вольфа. Наиболее значительным его трудом этого периода является "Всеобщая естественная история и теория неба" 1755 года), в которой автор выдвигает гипотезу о возникновении Солнечной системы (и аналогично о возникновении всей Вселенной). Космогоническая гипотеза Канта показала научную значимость исторического воззрения на природу.

Другим трактатом этого периода, важным и для истории диалектики, является "Опыт введения в философию понятия отрицательных величин" (1763), в которой проводится различие между реальным и логическим противоречием.

С 1771 года начинается "критический" период в творчестве философа. С этого времени научная деятельность Канта была посвящена трем основным темам: гносеологии, этике и эстетике, объединенной с учением о целесообразности в природе. Каждой из этих тем соответствовал фундаментальный труд: "Критика чистого разума" (1781), "Критика практического разума" (1788), "Критика способности суждения" (1790) и ряд других работ.

В своем главном труде — "Критика чистого разума" — Кант пытался обосновать непознаваемость сущности вещей ("вещи в себе"). С точки зрения Канта, наше знание обусловливается не столько внешним материальным миром, сколько общими законами и приемами нашего ума. Этой постановкой вопроса философ положил начало новой философской проблеме — теории познания.

Дважды, в 1786 и 1788 годах, Кант был избран ректором Кенигсбергского университета. Летом 1796 года он прочитал свои последние лекции в университете, однако место в штате университета оставил только в 1801 году.

Иммануил Кант подчинил свою жизнь жесткому распорядку, благодаря чему прожил долгую жизнь, несмотря на слабое от природы здоровье; 12 февраля 1804 года ученый умер в своем доме. Последним его словом было "Gut".

Кант не был женат, хотя, по свидетельствам биографов, несколько раз имел такое намерение.

Кант похоронен у восточного угла северной стороны Кафедрального собора Кенигсберга в профессорском склепе, над его могилой была возведена часовня. В 1809 году склеп из-за ветхости снесли, а на его месте построили прогулочную галерею, которая называлась "Stoa Kantiana" и просуществовала до 1880 года. В 1924 году по проекту архитектора Фридриха Ларса мемориал Канта был восстановлен и приобрел современный вид.

Памятник Иммануилу Канту был отлит из бронзы в Берлине Карлом Гладенбеком по проекту Христиана Даниэля Рауха в 1857 году, однако был установлен напротив дома философа в Кенигсберге только в 1864 году, так как денег, собранных жителями города, оказалось недостаточно. В 1885 году в связи с перепланировкой города памятник был перенесен к зданию университета. В 1944 году скульптура была спрятана от бомбежек в имении графини Марион Денхофф, но впоследствии утрачена. В начале 1990-х годов графиня Денхофф пожертвовала крупную сумму на восстановление памятника.

Новая бронзовая статуя Канта, отлитая в Берлине скульптором Харальдом Хааке по старой миниатюрной модели, была установлена 27 июня 1992 году в Калининграде перед зданием университета. Захоронение и памятник Канту являются объектами культурного наследия современного Калининграда.

😉 Приветствую новых и постоянных читателей! Господа, продолжаем знакомиться с историями успешных людей. В статье «Иммануил Кант: краткая биография, интересные факты» о главных этапах жизненного пути известного немецкого ученого.

Иммануил Кант: биография

Он родился 22 апреля (знак зодиака — Телец) 1724 г. в Кенигсберге (Калининград), куда его дедушка эмигрировал из Шотландии. В то время это был очень космополитичный город. Родители Канта были набожными лютеранцами со скромным достатком.

В семье Иммануил был четвертым ребенком. Он рос со своим младшим братом, старшей сестрой и двумя младшими сестрами в рабочем районе в пригороде Кенигсберга среди чернорабочих, мелких владельцев магазинов и мастеров. Как и его отец, он не отличался крепким здоровьем.

В 1737 г. умерла его мать. Мальчик выделялся среди сверстников, особенно в изучении греческого и латинского языков. Уже в 13-летнем возрасте юноша проявлял признаки своей легендарной настойчивости; он был целеустремленным в своем обучении.

В 1740 г., в 16 лет он поступает в Кенигсбергский университет. Здесь он познакомился с талантливыми профессорами, которые открыли перед молодым ученым, мир философской и научной мысли.

О скромной жизни великого ученого

В последующие 7 лет Иммануил не только углубил изучение математики, он также продолжил свое увлечение методологией различных наук. В 1746 г. умер его отец, и Кант понял, что не может закончить обучение, так как у него нет средств.

Он покидает родной город (в 1747 г.) и начинает учить детей из богатых семей Юдшена (ныне поселок Веселовка). Молодой ученый также посвятил большую часть своего времени работе над своей диссертацией. В 1755 г. — получает степень приват-доцента.

Должность внештатного доцента, которую он занимал в течение следующих пятнадцати лет, не приносила прибыли. Ученый был вынужден жить на небольшие деньги, которые платили ему студенты. В конце концов он вынужден был подрабатывать помощником библиотекаря по несколько часов в неделю в библиотеке королевского замка.

Кант мог позволить себе лишь небольшую комнату со скромными условиями жизни. После чтения лекций по географии, минералогии, физике, педагогике, антропологии и философии он наслаждался чтением газет за чашкой кофе.

Иногда он отдыхал, играя в бильярд или в карты, изредка выпивал одну-две кружки пива с друзьями. Вечером Кант возвращался в свою комнату к своему столу, стулу, кровати и нескольким избранным книгам. Единственное, что украшало его стены, был портрет французского теоретика Ж.-Ж. Руссо.

Философия Иммануила Канта

Суждения Канта в этот ранний период его жизни были сформированы под влиянием провокационных идей Руссо и рационализма Лейбница. Но он был также глубоко потрясен достижениями ученого и теолога . В то время работы Ньютона только начали изучаться в Кенигсбергском университете.

Вскоре ученый издает несколько книг и множество эссе по метафизике, этике, эстетике, логике и других наук, включая астрономию. Кант использовал принципы Ньютона в своей гипотезе о первичной туманности, которая лучше всего объяснила происхождение вселенной и не потеряла своей актуальности до сих пор.

В 1764 г. — Кант издал свое «Изучение степени ясности принципов естественной теологии и морали». Он рассматривает религиозный культ как «идолопоклонство». Он уверен, что религия как государственный институт развращает людей, порождает лицемерие.

Работа свидетельствует, что Кант понял пределы рационалистического: в частности, он начал чувствовать несоответствия логических демонстраций, выполненных такими рационалистами, как Вольф, который предполагал, что доведение ложного суждения обязательно подразумевало, что спорное ему положение должно быть верным.

Предчувствия Канта указывают, что даже в раннем периоде творчества он уже двигался к диалектическому пониманию правды, которая позже станет его методом мышления.

Кант стал очень известным преподавателем. Он был популярным профессором среди студентов не только потому, что его живой учебный метод включал провокационные идеи, но также и благодаря юмору. Эффективность обучения у него и устойчивая репутация интересного автора привлекли много студентов в Кенигсберг.

Альма-матер

В 1770 г. (когда Канту было 46 лет) его alma mater приняла его как полноправного члена факультета: он был утвержден профессором логики и метафизики. Он продолжал работать в Кенигсбергском университете в течение следующих 27 лет, в 1786 г. стал его ректором.

Кенигсберский университет

В возрасте 57 лет философ закончил свою самую большую работу, «Критический анализ чистого разума». Его труд является диалектическим и тонким; с одной стороны, это делает «чистый разум» предметом критического анализа, а с другой - это использование «чистого разума» для развития в соответствии с запросами.

Основная идея Канта - то, что ум играет активную роль в структурировании действительности. Разум дает структуру объектов, поскольку они должны соответствовать структуре ума, чтобы быть воспринятыми первым.

Кант отвергает идеи догматических метафизиков-рационалистов ( , Спинозы, Лейбница) и скептицизм эмпириков (Локка, Беркли, Юма). Он использует необычный метод анализа суждений и методологий.

Свою философию Кант разделил на 4 части (вопроса):

  1. Что я могу знать? (метафизика).
  2. Что я должен делать? (мораль).
  3. На что я смею надеяться (религия).
  4. Что такое человек? (антропология).

Последние годы жизни

Философ Иммануил Кант несомненно один из самых известных мыслителей мира. Например, в своей монументальной работе «Критика чистого разума» он показал, как можно использовать способности разума к познанию, чтобы определить границы этих самых способностей.

Его жизнь представляет интерес для невропатологов по нескольким причинам: у него был специфический тип личности; он страдал от головной боли; умер со слабоумием. Кант был человеком легендарного спокойствия и педантичности.

Например, его утренние прогулки происходили всегда в одно и то же время. Жители говорили, что можно сверять часы, когда он проходил рядом.

Он всегда ходил тем же маршрутом и даже проходил одинаковое количество шагов. Он страдал от головных болей, которые были, вероятно, мигренью. Долго считалось, что люди с навязчивым типом индивидуальности часто страдают от мигрени. А в последние годы жизни у Канта появились четкие признаки слабоумия.

Рассматривались разные причины, например, сосудистая деменция или медленно растущая опухоль, такая как лобовая менингиома. Поскольку у него были отмечены нарушения когнитивной функции, наличие галлюцинаций и повторяющаяся утрата сознания.

Философ никогда не был женат. Его имя можно найти в списке знаменитых Кант скончался 12 февраля 1804 г. Ему было 79 лет. Симптомы душевнобольных имели многие гении.

Иммануил Кант: краткая биография и философия (видео):

Новое на сайте

>

Самое популярное