Домой Молитвы и заговоры День рождения в православной традиции. Может ли православный человек праздновать день рождения

День рождения в православной традиции. Может ли православный человек праздновать день рождения

«Хорошо бы, в день рождения сказать Господу молитву, которую важно не просто прочесть, а нужно пережить» – епископ Боголеп (Гончаренко).

Каждый год, получая по интернету и лично поздравления с днем рождения, пытаюсь понять, чему я должен радоваться и с чем меня собственно поздравляют. Добрые пожелания, иногда растворенные грустью радостных глаз, пребывание в центре внимания, все это не заглушает внутреннего чувства присутствия более глубоких смыслов в происходящем событии. Ведь, если разобраться, то сегодня меня поздравляли с тем, что последний момент моей земной жизни стал ко мне ближе еще на один год.

Итак, отношение ко дню рождения – важная тема. Может ли православный человек праздновать день рождения? Оказывается, этот вопрос очень популярен в православной, и вообще в христианской среде. Некоторые христианские деноминации отвергают этот день как языческую практику, кто-то вспоминает печальные события связанные с днем рождения Ирода, убившего великого Предтечу Иоанна, а кто-то просто тихо, иногда по-детски наивно, в кругу семьи и друзей делится планами на будущее и вспоминает прошлое.

Святитель Лев Великий пишет: «Если бы Сам Создатель не снизошел до общности с творением и человеческую ветхость не призвал бы Своим Рождеством к новому основанию, то, начиная от Адама (Рим. 5:14) и вплоть до последних времен, царила бы смерть и на всех людях оставалось бы неразрешимое проклятие, ибо одного лишь закона рождения достаточно, чтобы стать для всех причиной погибели».

«В беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя...» – пророчествует святой царь Давид. Поясняя его слова, Афанасий Великий замечает: «Первоначальным намерением Божиим было, чтобы мы рождались не чрез брак и тление, преступление же заповеди ввело брак вследствие беззакония Адама, то есть вследствие уклонения от данного ему Богом закона. Итак, все, рождаемые от Адама, зачинаются во грехах, подпадая осуждению прародителя... Давид показывает, как человеческая природа изначала в преступлении Евы подпала греху, и как рождение стало подлежать проклятию». Святой праведный Иов в своих страданиях восклицает: «Да погибнет день, в оньже родихся, и ночь оная, в ню же реша: се, мужеск пол...» (Иов. 3:3).

Вспоминая себя уже относительно сознательным верующим человеком, ловишь себя именно на таком отношении ко дню рождения. Ну, в самом деле, для неофита восхищенного благодатью в высь небесного блаженства, мало уже, что интересно в этом мире, все бренно, а день рождения – какая-то лишняя мирская суета, наносной праздник, маловажный и незначительный день.

Но, с другой стороны, ведь не случайно Церковь выделила для прославления этого дня, как такового, три особых праздника (два из них – праздники двунадесятые): День Рождения Сына Божия (родившегося от земной Матери, но без земного отца; это – единственный случай в земной истории), Его Матери Марии (родившейся, как и все люди, от земных родителей, но ставшей Матерью Сына Божия, это тоже неповторимо), но также (и это знаменательно!) и День Рождения «обыкновенного» человека (родившегося, как и все мы) – Иоанна Предтечи, пусть и величайшего среди рождённых женщинами, – как сказал о нём Христос.

Вот, что говорит праведный Иоанн Кронштадский: «Что за эпоха день рождения или день Ангела какого-либо человека, зачем его празднуем? А вот эпоха: день вступления в должность! – так говорил светский человек. А я скажу: вот нелепость! А что важнее, спрошу я тебя: вступление ли в жизнь и в этот мир или вступление в должность? Я думаю: вступление в жизнь, потому что если бы ты не родился на свет, то не вступил бы и в должность. Нет, достойно и праведно чтить празднованием дни рождения или дни тезоименитства: они тоже дни вступления в должность, в службу Царю Небесному. Даже Ирод, великий по злодеяниям, и тот осознавал потребность празднования дня рождения. Все люди чтят этот великий для них день – день своего рождения, приведение из небытия, и непразднование, или, лучше, непочитание его, есть неблагодарность пред Творцом за неоцененный дар жизни и неумение ценить его. Мы торжественно празднуем Рождество Господа Иисуса Христа, нашего Бога и Спасителя, Пречистой Его Матери, Предтечи и Крестителя Иоанна, дни апостолов, пророков, иерархов-мучеников, преподобных и всех святых. Итак, важная эпоха день рождения, так как в этот день Бог дал тебе разумное бытие, а день тезоименитства напоминает, что тебе нарекли христианское имя и причислили к обществу спасаемых во Христе Иисусе» (Св. Иоанн Кронштадтский «Мысли о Церкви» издательство «Патриот», 1992, стр. 115-116).

Таким образом, для нас день рождения должен стать днем благодарности милосердному Творцу, давшего нам жизнь и возможность через Церковь войти в Горний Иерусалим. Как отец радуется рождению сына, так и Бог радуется Своим сынам и дочерям! Каждый человек, появляющийся в мир, во Христе Иисусе становится родным чадом Творцу.

Хорошо бы, в день рождения сказать Господу молитву, которую важно не просто прочесть, а нужно пережить, от этого новый год вашей жизни наполнится новыми духовными смыслами. «Господи, Боже, Владыка всего мира видимого и невидимого. От Твоей Святой воли зависят все дни и лета моей жизни. Благодарю Тебя, премилосердный Отче, что Ты дозволил мне прожить еще один год; знаю, что по грехам моим я недостоин этой милости, но Ты оказываешь мне ее по неизреченному человеколюбию Твоему. Продли и еще милости Твои мне, грешному; продолжи жизнь мою в добродетели, спокойствии, в здравии, в мире со всеми сродниками и согласии со всеми ближними. Подай мне изобилие плодов земных и все, что к удовлетворению нуждам моим потребно. Наипаче же очисти совесть мою, укрепи меня на пути спасения, чтобы я, следуя по нему, после многолетней в мире сем жизни, прейдя в жизнь вечную, удостоился быть наследником Царства Твоего небесного. Сам, Господи, благослови начинаемый мною год и все дни жизни моей. Аминь».

Вот и выходит, что ЖИЗНЬ – это прыжок из ШИРОКОГО ПУТИ (часто ведущего в тупик преисподней) в сторону, в неизвестность, где нет указателей социальных условностей. Где приоритеты и ценности другие, где все наоборот. То, что «высоко», «престижно», «желанно» – названо у апостола Павла в славянском переводе «уметами», в неудачном переводе «мусором», а в подлиннике σκύβαλον т.е. «навозом». И в этом навозе не должен проходить наш жизненный Путь. Чтобы выскочить из этого, простите, дерьма, возможно и нужен день рождения. Христос сбивает настройку нашей привычной жизни и напоминает нам о более важном. Не зря на входе в архондарик (гостиную для паломников) каждого афонского монастыря написано: «Если сможешь умереть прежде своей смерти, то не умрешь, когда будешь умирать».

Епископ Александрийский и Светловодский Боголеп

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, какие молитвы нужно читать в день рождения и в день ангела? Спасибо.

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Человек по своей природе двусоставный, поэтому он рождается дважды: телесно и духовно: Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (Ин. 3: 6). Без духовного рождения невозможно увидеть Царствия Божия. Но и духовное рождение невозможно без телесного. Поэтому день рождения для христианина – значимое событие. У людей неверующих день рождения сводится к поздравлению, подаркам и застолью. Очевидно, что это нужно. Однако на первом месте должно быть благодарение Богу, даровавшему в этот день бесценный дар жизни.

«Жизнь дана нам именно для приготовления к вечности, и подумать о вечности, остановиться на ней подольше своим размышлением всего естественнее и подручнее в день рождения и в день ангела: в эти дни вы и в церковь ходите – благодарить Подателя жизни за дар жизни, и родных и знакомых своих соберите (кто имеет достаток) – чтобы с друзьями своими возвеселиться. Это дни особенные, нарочитые в вашей жизни; для того и празднуются они, чтобы благодарить Господа Бога за дар бытия, особенно за дар будущей жизни, которую Он приуготовил, чтобы, празднуя в радости с своими родственниками, друзьями, знакомыми день своего рождения или ангела (заметьте, мы празднуем день ангела, то есть день христианской нашей жизни), нам с особым удовольствием вспомнить о жизни будущего века (Символ веры), для которого мы и на свет произошли, и живем на этом свете. Так смотрите же: близки ли вы к своей цели – к Царству Небесному или еще далеки <…> Собрали ли вы запас добрых дел? Каковы ваши вера, надежда и любовь? В день ангела лучше всего подумать об этом, самое удобное время испытать свою веру, надежду и любовь» (Иоанн Кронштадтский, святитель. Творения. Дневник. 1860–1861. М., 2005. Т. 3. С. 189–190).

В этот день можно заказать в храме благодарственный молебен или дома помолиться.

Тропарь, глас 4-й

Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи, о Твоих великих благодеяниих на нас бывших, славяще Тя хвалим, благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, и рабски любовию вопием Ти: Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.

Кондак, глас 3-й

Твоих благодеяний и даров туне, яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко, к Тебе усердно притекающе, благодарение по силе приносим, и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: слава Тебе, Боже Всещедрый.

Слава и ныне:

Богородице, христианом Помощнице, Твое предстательство стяжавше раби Твои, благодарно Тебе вопием: радуйся, Пречистая Богородице Дево, и от всех нас бед Твоими молитвами всегда избави, Едина вскоре предстательствующая.

Благодарим Тя, Господи Боже наш, о всех благодеяниях Твоих яже от перваго возраста до настоящего в нас, недостойных рабех Твоих (имена), бывших, ихже вемы и не вемы, о явленных и неявленных, яже делом бывших и словом: возлюбивый нас якоже и Единороднаго Твоего Сына о нас дати изволивый, сподоби и нас достойны быти Твоея любве. Даждь словом Твоим мудрость и страхом Твоим вдохни крепость от Твоея силы, и аще что хотяще или нехотяще согрешихом, прости и не вмени, и сохрани душу нашу святу, и представи ю Твоему Престолу, совесть имущу чисту, и конец достоин человеколюбия Твоего; и помяни, Господи, всех призывающих имя Твое во истине, помяни всех, блага или сопротивная нам хотящих: вси бо человецы есмы, и всуе всяк человек; темже молимся Тебе, Господи, подаждь нам Твоего благоутробия велию милость.

В день именин, кроме благодарения Богу, принято читать молитвы своему святому покровителю, память которого в этот день Церковь празднует. Если молитву найти не удается, то – своими слова. Самое главное – теплота и искренность. Надо постараться в этот день причаститься Святых Таин.

О человеческой жизни и ее чувствах . Жизнь человеческая – это радость и скорбь. Эти чувства соединяются в ней различным образом. И, смотря какие из них преобладают в ней, наша жизнь является счастливой или несчастной. Если речь идет о радости, то смерть открывает перед человеком ее совершенство. Идет ли речь о скорби, смерть прекращает ее.

О любви людей к жизни. Бог есть любовь и щедроты Его на всех делах Его. С самого рождения человек, окруженный благодеяниями Божиими, любит жизнь по какому-то внутреннему непреодолимому чувству. Тысячи уз привязывают к ней человека. Самые благородные чувства, самые нежные привязанности делают его драгоценнейшей для него. И он не без ужаса представляет себе минуту, когда должен будет расстаться с этим миром, где сердце его открылось для жизни, где он вкушал ее сладости. Отцовский дом, домашний очаг, родная земля – все впечатления, все воспоминания услаждают душу человека.

О дне смерти. День смерти – вот торжественная минута, которая объясняет жизнь, венчает труды ее; вот благодетельное кораблекрушение, которое возвратит изгнанника к берегам Отечества. День этот настанет для каждого из нас, и для каждого он будет днем избавления, если наша вера, наши дела соответствуют имени христианина. День смерти лучше дня рождения. Христианину стоит чаще повторять эти слова, запечатлеть их как слова благодетельные, которые не оставляют никакой скорби без утешения. Особенно стоит повторять их в то время, когда смерть отворяет перед человеком преждевременную могилу. Бурно деревце растет, несмотря на бури, и падает когда источат его годы. Но не так бывает с детьми человеческими. Молодые растения часто гибнут от внезапных ударов. Ни прелести детства, ни красота молодости не могут защитить их. Евангелие Христа Спасителя озарит своим светом это блаженное зрелище. Избранные души пойдут на небо невинными и блаженными. Приготовимся и мы пойти в тот путь, когда повелит нам Высочайшая Мудрость. Не надо забывать, что день смерти лучше дня рождения только для истинного христианина, у которого чувства и повеления соответствуют славной надежде его. Смерть утешительна и отрадна только для чад Божиих, примиренных с Отцом Небесным. Если вы хотите иметь в своем сердце упование христианина, будьте сами христианами, будьте учениками Спасителя не по виду и по имени только, но по живой вере, по преданности вашего сердца и по святости вашей жизни. Жить на земле надо как граждане Неба, убегать от греха, который так легко увлекает нас, остерегаться, чтобы он не погубил цены подвига нашего.

Об успении. Откуда у Святой Церкви такое наименование и чему оно поучает? Еще в Ветхом завете смерть у истинных христиан иногда именовалась успением, когда еще царство смерти не было побеждено Животворящей Смертью Христовой. В Новом завете смерть по большей части именуется успением, а умершие - усопшими. После Воскресения Господа апостолы стали говорить о смерти как о сне. В благодатном Царстве Христовом смерть потеряла свою грозную силу и стала как переход к новой жизни, не более чем сном. Смерть есть не что иное как сон, отшествие, а не погибель, переход от худшего к лучшему.

О сходных чертах между смертью и сном. Сон человека доставляет ему покой и отдохновение бренному телу, которое со времени греха осуждено Господом на брение и усталость. Смерть служит христианину для отдохновения его тела, которое вместе с душою во время жизни своей служил Господу. Сон делает для человека нечувствительными заботы житейские, различные скорби и несчастия. Также и смерть удаляет христианина от всех неудобств и неустройств житейских, какие по попущению Божиему он испытывает на протяжении всей жизни. Человек засыпает в надежде пробудиться и встать. Христиан верит, что во всеобщем Воскресении он оживет, воскреснет в будущей жизни. Человек безбоязненно предается сну. Христианин, постоянно размышляющий о смерти, безбоязненно вступает во врата ея. Человеку не праздному, а проводящему в свою жизнь в трудах своих особенно сладостен бывает сон. Христианину, неусыпно трудящемуся в деле своего спасения, несказанно сладкой и вожделенной бывает смерть.

О душе и теле. Тело есть орудие души, необходимое ей для жизни в мире. Но это орудие нужно душе в то время пока она заключена в теле. Разлука души с телом не может остановить ее жизнь. Со смертью тела духовные силы души должны раскрыться еще более. Несказанно блажен тот, кто из сей жизни переселяется в иной мир с чувством покаяния в своих грехах, с твердою верою и живой надеждой на Искупителя.

О весеннем обновлении природы и обновлении души. Весеннее обновление окружающей природы есть образ внутреннего обновления кающегося грешника, когда он обратится всем сердцем своим от греха к Богу. Зимой земля выглядит мертвой, но как только лучи весеннего солнца обольют ее своим теплом и светом, она оживает под его животворным действием. То же бывает и с душою, омывшей себя слезами покаяния и сокрушения сердечного. Как ни мертва сама по себе греховная природа человека ко всему доброму и святому, но озаряемая светом лица Божия, согреваемая теплотою благодати Святого Духа она становится новым творением, созданным во Христе. Весною Святая Церковь в Великий Пост учит нас покаянию, а в дни Святой Пасхи возбуждает надежду Воскресения.

Что такое православный День рождения и можно ли вообще верующим людям отмечать этот праздник? Ведь, как известно, в православной среде принято отмечать День Ангела, а про День рождения никаких точных указаний нет. И, как всегда в вопросах, которые строго не регламентируются церковными правилами, мнения по поводу православного Дня рождения могут сильно отличаться. Приходилось слышать даже, что не отмечал свой День рождения, значит, и Его последователи не должны. Но это явное передергивание — Евангелие описывает жизнь Иисуса очень сокращенно, уделяя основное внимание Его проповеди и крестной жертве, и такие тонкости, как День рождения в ней не указаны, поэтому никто не может знать, праздновал Его Спаситель или нет. Кроме того, Христос жил в другие времена, в другой стране, следовал обычаям Своего народа, поэтому сравнивать Иудею 2000-летней давности с Россией XXI века, как минимум, некорректно. Сегодня мы можем знать лишь одно — празднование православного Дня рождения в церкви не запрещено.

Как провести православный День рождение?

Что по своей сути представляет православный День рождения? Это не просто светский праздник, а день, когда по Божией воле произошло таинство рождения на свет нового человека. По желанию верующий человек может не отмечать свой День рождения с песнями и плясками, но принижать его значение и пренебрегать им — проявление , который дал своему творению жизнь, и родителям. И уж тем более недопустимо лишать такого радостного и светлого праздника детей.

Как следует проводить православный День рождения? В идеале — обязательно присутствовать на Божественной Литургии, причаститься Святых Христовых Таин, помолиться, поблагодарить милосердного Господа за великий дар — жизнь, попросить Его, чтобы наставил на путь истинный, дал пройти его праведно. Если нет поста, то можно и даже нужно разделить радость с друзьями и родными — накрыть стол, уделить время семье.

Можно пригласить на православный День рождения своего духовника и его семью, но в таком случае следует предупредить остальных приглашенных светских друзей о присутствии православного священника на торжестве Дня рождения, чтобы для них это не было неожиданностью. Нет ничего плохого и в том, чтобы на столе присутствовало вино, однако не стоит забывать о чувстве меры.

Как поздравить верующего человека с Днем рождения?

Ну а как вести себя гостю, если его пригласили на православный День рождения, или на День рождения священника? Всем известно, что любой праздник начинается с вручения подарка и приветствия, поэтому обязательно следует подготовить православное поздравление с Днем Рождения. Его можно написать в стихах или в прозе, главное, чтобы оно было добрым и отражало Ваше хорошее отношение к человеку. Одеться на православный день рождения следует сдержанно. Это не означает, что нужно натянуть юбку до пят и платок, но и мини-юбка, глубокое декольте и чересчур яркий макияж на таком торжестве будут неуместны.

На православном дне рождения не принято пить сверх меры, говорить двусмысленные и пошловатые тосты, вести себя кокетливо, слишком громко или вызывающе. Эпатаж можно оставить для тематических вечеринок, а в День рождения Вашего верующего друга стоит позаботиться о том, чтобы не вызывать у него смущения.

Рассуждает иерей Андрей Чиженко.

Один батюшка праздновал свой день рождения, который совпадал также с именинами. По завершении Божественной литургии в этот день он вышел на солею, где собрались священники-собратья и прихожане поздравить его с личным торжеством. Батюшка с лицом, сияющим радостью, воскликнул пасхальною стихирою: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь»…

И действительно, день рождения человека и именины – это его личная малая Пасха, личное воскресение. И все окружающие, близкие, любящие его люди сорадуются вместе с ним. Ведь родилась целая вселенная, Бог сотворил по неизреченной любви целый микрокосм по образу и подобию Своему.

Иногда задают вопрос: «Зачем Творец создавал грешников, если Он знал, что им все равно предстоят адские муки?» Ответ, мне кажется, такой: адские муки все равно лучше, чем небытие. Что может сравниться с тем, что человеческая душа осознает себя личностью, индивидуальностью и наслаждается бытием?

Потому, конечно же, день рождения – это особенный день, когда мир стал лучше, краше, добрее, потому что в нем появилась еще одна уникальная личность – ТЫ.

Почему самоубийство самый тяжкий грех? Потому что жизнь человеческая – это чудо. Это огромное Божье чудо! И испытывать к ней отвращение, ненависть, желание разрушения и возвращения в небытие – то же самое, например, что испытывать отвращение к мотыльку, к прекрасному малиновому закату или нежно-розовому рассвету. К самому Богу. К любви.

День рождения человека – это как рождение сверхновой сияющей звезды!

В нем выражена огромная Божественная любовь, создавшая из небытия совершенно уникальный организм, которому нет ни одного аналога.

И, конечно же, главное чувство, которое мы должны испытывать в день рождения, – это чувство благодарности к Богу, нашему Творцу, к своим родителям и к жизни.

И лучше всего выразить эту благодарность Богу можно поисповедовавшись и причастившись Святых Христовых Таин на Литургии. Отслужите благодарственный молебен. Его кульминация: когда священник перед престолом Божиим воздевает руки вверх (это всегда один из самых трепетных и в то же время самых напряженных моментов любого богослужения) и торжественно возглашает: «Слава Тебе, Богу, Благодателю нашему, во веки веков». И в этом праздничном, исполненном благоговейной любви возгласе есть что-то бесконечно детское и нежное, обращенное к любимому Отцу небесному. Оно сродни возгласу на утрене: «Слава Тебе, показавшему нам свет». И действительно, Бог показал нам свет.

Можно прочитать специальную молитву, которая называется «Молитва в день рождения». Молитвословие оканчивается прекрасными и нужными словами, в которых именинник просит: «Сам, Господи, благослови начинаемый мною год и все дни жизни моей. Аминь». И если мы от чистого сердца попросим Божьей помощи в нашей жизни, то, конечно, Господь пошлет нам Свою благодать.

Подобным образом можно встречать и день своего тезоименитства, или именины, т. е. день памяти того святого, в честь которого вас назвали перед Таинством Крещения.

Церковнославянизм «тезоименитство» («тезица» – равно, одинаково) обозначает одинаковые имена, или названные одним именем. Этот святой является вашим небесным покровителем, и он вечно ходатайствует и молится у престола Божия за спасение вашей души. А также ведет и помогает вам в земной жизни. Именно потому Церковь рекомендует каждое утро после совершения молитвенного правила молиться также и своему святому хотя бы кратко: «Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей». В именины, мне кажется, полезно прочитать также и акафист своему святому небесному покровителю. Именины часто называют днем Ангела. В церковном богослужебному году есть два дня, когда все православные христиане празднуют свои именины и день Ангела – это Неделя Всех святых, празднуемая в следующее воскресенье после Дня Святой Троицы и 21 ноября (н. ст.) в День Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Также в именинах есть еще один положительный момент – мы вспоминаем день своего духовного рождения – тот день, когда над нами было совершено Таинство Крещения. Ведь молитва наречения имени (в Требнике «Молитва, во еже назнаменати отроча…») читается именно перед ним.

В конечном счете нужно понять, что каждый день нашей жизни Господь несет нас на руках. Он заботится об атмосфере, о хлебе насущном для нас, о нашей безопасности и ограждении от злых духов и многом другом, чего мы даже не понимаем еще.

И счастлив тот человек, жизнь которого станет гимном, хвалебным псалмом-славословием Богу – нашему любящему Отцу. Такой человек, по сути, просит у Господа только одного: чтобы самому по собственному произволу не вырваться и не упасть из Его теплых ладоней, но оставаться в них, полностью предавшись воле Божией. Ведь Господь несет нас в еще большее блаженство – в новый горний град Иерусалим, где не будет ни боли, ни слез, ни отчаяния, но «чистая река воды жизни, светлая, как кристалл, исходящая от престола Бога и Агнца» (см. Откр. 22:1).

Потому сотворенные из небытия для вечной жизни начертаем с Божьей помощью в сердцах своих эти великие и прекрасные слова: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь».

И пусть эта воистину пасхальная радость будет зажжена в сердце каждого именинника!

Иерей Андрей Чиженко

Новое на сайте

>

Самое популярное