Домой Молитвы и заговоры Будьте милосердны как милосерден отец ваш небесный. Будьте милосердны. О том, что не должно спорить с ближним, ни осуждать ближнего

Будьте милосердны как милосерден отец ваш небесный. Будьте милосердны. О том, что не должно спорить с ближним, ни осуждать ближнего

А как милосерд к нам Отец Небесный? Он так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16). Он столько благ и многомилостив, что повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5, 45), подает нам все и прежде прошения нашего (ср.: Мф. 6, 8), и даже не ведущим и не почитающим Его, не перестает свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши (ср.: Деян. 14, 17). Он столько долготерпелив и многомилостив к нам, что не только не поражает, но щадит и милует нас и тогда, когда мы согрешаем пред Ним, дерзновенно преступаем святую волю Его, несмысленно оскорбляем высочайшую святость и правду Его, не страшась неприступной славы и величия Его, не ужасаясь страшного прещения гнева Его. Он столько милосерд и непамятозлобив к нам, что прощает все грехи наши, не поминает беззаконий наших за одно токмо покаяние и исповедание пред Ним грехов наших.

Как милосерд к нам и Единородный Сын Божий? Он, Владыка и Творец наш, имея славу и блаженство у Отца Своего прежде сложения мира, ради нас, грешных, оставил сию славу, смирил и уничижил Себя до рабия зрака, до вертепа и яслей, до бедной жизни странника, не имеющего, где приклонить голову (Мф. 8, 20). Но сего мало.
Он, премилосердый, принял на Себя все грехи и виды бедствий человеческих, терпеливо и кротко переносил все порицания, страдания и мучения от тех самых рабов Своих, которых пришел облагодетельствовать и спасти от смерти вечной.

Имея всю силу и власть единым словом истребить и погубить врагов Своих, Он не переставал благодетельствовать им, щадить и миловать их, скорбеть об окаменении сердец их, плакать об угрожающей им погибели и, пригвождаемый ко кресту, молился за Своих распинателей. Он столько милосерд и многомилостив к нам, что, принесши в жертву за грехи наши Самого Себя, предал нам все сокровища благодати Своей, ниспослал нам Всесвятаго Духа Своего, питает нас Своей Плотию и Кровию, разделяет со Своими последователями, которых именует друзьями и братьями, всю славу Свою, которую имел Он у Отца Своего прежде сложения мира, и тогда даже, когда мы противимся святому слову Его, не повинуемся Его заповедям, отвергаемся Его своими преступными делами. Он, премилосердый и незлобивый, не лишает нас благодати Своей, не отъемлет Своего Креста и Евангелия, не отрывает от живоносных Таинств Своих, долготерпеливо ожидает и милостиво приемлет покаяние наше.

Читайте также: Рождество Христово и милосердие #Слово настоятеля

Видишь, возлюбленный, какого милосердия и какой любви требует и ожидает от нас Господь наш, положивший за нас душу Свою! Как отражение высочайшей любви к нам Сына Божия, она должна быть так же самоотверженна, смиренна и незлобива: не искать своей пользы и выгоды, не пренебрегать никаким видом бедности и уничижения человеческого, не смущаться никакой неблагодарностью, ни злобой или ненавистью людской, не искать и не ожидать ни похвалы, ни воздаяния в этом мире,– напротив, любить и самих зложелателей и врагов своих и быть готовой положить душу свою за братию свою.

Если любите любящих вас,– говорит Господь,– какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники тО же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы люб!ите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего (Лк. 6, 32–35).

Как отблеск долготерпеливой и милосердой любви Божией, и наша любовь должна быть снисходительна к недостаткам своего ближнего, терпелива к его слабостям, милосерда к его немощам, покрывать самые согрешения его, прощать от всего сердца всякое оскорбление и обиду.

Любовь,– говорит Апостол,– долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (1 Кор. 13, 4–7). Каждый из нас должен угождать ближнему во благо, к назиданию (Рим. 15, 2), никому не воздавать злом за зло; но всегда искать добра и друг другу и всем (ср.: 1 Фес. 5, 15). Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Рим. 12, 14, 21).

Читайте также: Любовь Татьяны Гримблит

Как отсвет незаходимого света всеобъемлющей, всех милующей и всем благотворящей любви Божией, и наша любовь к ближнему должна быть милосердна, сострадательна, долготерпелива, всещедра, готова разделить с нуждающимися все до последней одежды и до последнего хлеба, оказать ему всякую возможную для нас и полезную для него услугу, сделать для него все, чего требует его нужда и что доступно нашим силам.
Нам нет нужды знать, отчего несчастлив наш ближний и не был ли он сам причиной своего несчастья. Довольно того, что он несчастлив, что он имеет нужду в нашей помощи – вещественной или духовной; и мы обязаны подать ему руку помощи, утешить скорбную душу его словом любви и сострадания и делом милосердия и благотворения, усладить горесть души его теплым сочувствием к нему, подкрепить веру и упование его братским советом и молитвой, спасти и охранить душу его от соблазнов мира и от одолевающей силы собственных страстей его.

Такой всеблагой, премилосердной, щедродательной, долготерпеливой любовью возлюбил нас Господь!

И вот Он говорит нам: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас (Ин. 15, 12); будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Это для Меня лучшая благодарность за все Мои благодеяния, лучшее воздаяние за все труды и страдания, которые претерпел Я за спасение ваше. Это наилучшее благо, которого желаю вам самим; в этом ваше истинное счастье и в настоящей и в будущей жизни. Любите друг друга с такой же чистотой, искренностью и готовностью делать добро всем, с какой Я возлюбил вас. Тогда только вы будете достойны Меня и будете воистину Моими учениками, по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35). Тогда только будете достойны именоваться сынами и дщерями Отца Небесного, Который милосерд и благ и к неблагодарным и злым (Лк. 6, 35). Тогда только будете законными наследниками вечного Царствия Божия, в котором обитает одна любовь, и мир, и радость о Дусе Святе. Тогда только ваше счастье и блаженство верно и непоколебимо навеки – в вечной жизни в Боге и с Богом. Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14, 23)».

С этим наставлением обращается к нам сегодня Господь наш Иисус Христос. Милосердие - это чувство мало свойственно от Бога отпавшему человеку. "Человек человеку - волк" - гласила латинская пословица. Мысль эта выражена и в словах царя Давида: "Мне очень тяжело, - говорил Давид, - пусть впаду я в руки Господа, ибо велико мило-сердие Его; только бы не впасть мне в руки человеческие" (2 Цар. 24:14).

В Ветхом Завете считали, что милосердие Божие предназначено только избранному народу. Но постепенно Бог воспитывает через пророков в этом народе чувство милосердия к ближнему. Пророки Исаия и Иеремия указывали, что милосердие Божие не знает иного предела, кроме ожесточения грешника (Ис. 9:16; Иер. 16:5-13). "Милость человека к ближнему, а милость Господня на всякую плоть," - читаем мы в книге Премудрости. "Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его. Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы - персть," - говорит Псалмопевец Давид. "Господь есть Бог правды... Блаженны все, уповающие на Него" (Ис. 30:18). "Благ и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив." Если же Бог благ и милостив, естественно, Он требует благости и милости в отношениях людей между собой.

Под влиянием раввинских толкований (Талмуда), несмотря на ясно высказанные мысли и призывы пророков, призывы, упраздняющие обособление еврейского народа, иудеи стали пренебрегать зовом Божиим к милосердию, полагая, что своим внешним, формальным соблюдением Закона они приобретают праведность. Но сердце Божие радуют не те, кто считает себя праведником, а раскаивающиеся грешники. Это - основная мысль всех пророков.

"Я милости хочу, а не жертвы," - возглашал Господь устами пророка Осии. А чтобы иметь доступ к Божию милосердию, все - и иудеи и язычники - все равно долж-ны признать себя грешниками, ибо "всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать" (ср. Рим. гл. 2). "Истинно познаю, что Бог нелицеприятен; но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему" (Деян. 11 гл.). "Нет лицеприятия у Бога," - говорят апп. Петр и Павел.

Новый Завет возвещает нам Благую Весть о бесконечном милосердии Божием. Христос состраждет всем: пред Ним ученые члены синедриона, пред Ним кающиеся грешники - мытари и блудницы, пред Ним чуждые евреям самарянка, хананеянка и рим-ский сотник. Иисус Христос указывает, что чувство милосердия должно сближать с каж-дым человеком в беде, которого я встречаю на своем пути, и исполнять жалостью к тем, кто наносит мне обиды. Христианин не может затворять свое сердце от брата, находяще-гося в нужде, ибо любовь Божия пребывает только в тех, кто проявляет милосердие (1 Ио. 3:17).

"Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный," - говорит нам Господь. Совершенство, которого требует от нас Христос, согласно сегодняшнему Евангельскому чтению, должно заключаться, прежде всего, в обязанности "быть милосердным." Мило-сердие - это сострадание и прощение. Слово милосердие указывает на чувство предан-ности, на духовную связь между людьми, предполагающую верность Богу. Милосердие - это не просто проявление инстинктивной доброты, это жизнь в Боге, милующем нас, это - как бы ответ на наш внутренний долг перед Богом. Аминь.

Чтобы пробуждение пришло на эту землю, мы, хрис­тиане, как посланники Божьи должны явить Иисуса Христа этому миру. Библия, раскрывая нам полноту Божьего образа, учит, как уподобиться Ему в своей земной жизни.

Итак будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.

Луки 6:36

Мы, подобно Господу, должны сострадать и сопере­живать всем, кто находится в нужде, и особенно детям, которые остались без всякого по­печительства. Только оказывая им помощь и заботясь о них, мы ста­новимся учениками Иисуса Хрис­та. Стремление каждого христиа­нина - чтобы Христос отобразился в нас, чтобы отобразилось Его милосердие, Его бла­гочестие, Его любовь. Библия говорит:

Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его.

Не говори другу твоему: "пойди и приди опять, и завтра я дам", когда ты имеешь при себе.

Притчи 3:27,28

Бог в Своем Слове учит нас оказывать благое деяние всякому, кто нуждается. Кто же в нашем обществе нуж­дается в помощи и заботе больше, чем дети? Какими они вырастут, если никто не обеспокоится их судьбами?

Душепопечительство - это главная характеристика Иисуса Христа. За человеческие души Он не пожалел отдать Свою собственную жизнь, и потому для Него так важны эти детские души. Дети всегда нуждаются во всем больше, чем взрослые. Для их правильного становления в мире, для воспита­ния в них правильной духовной и гражданской позиции нужна по­мощь взрослого человека. Иисус Христос рассчитывает, что этими людьми станут Его последователи.

Христиане являются ответом на любую нужду обще­ства, и потому им под силу справиться с проблемой беспризорности.

Какие бы ни были нужды у этих детей, мы не мо­жем отказать им в помощи! Просто не имеем права! Бог говорит: "Не отказывай нуждающемуся!" Однако за­метьте себе, что здесь написано: "Когда рука твоя в си­ле сделать это". То есть Бог четко указывает: вы мо­жете помочь другому только тогда, когда в состоянии это сделать.

Некоторым людям свойственны "перегибы" в подоб­ных вопросах, и они необдуманно выносят из своих до­мов абсолютно все, а потом сами находятся в нужде. Кое-кто даже идет на конфликты с близкими, чтобы, как они думают, выполнить волю Божью. Желание всем помочь прекрасно. Но Бог ожидает от нас рассудитель­ности в этих вопросах. Он дает нам мудрость, чтобы мы могли ориентироваться в том, пойдет ли на пользу че­ловеку наше "благое даяние".

Когда же мы бываем в силе оказывать милосердие? Часто люди ограничивают понимание добрых дел толь­ко финансовой помощью и потому объясняют свое пол­нейшее бездействие и равнодушие отсутствием денег.



Они забывают о том, что Христос живет в нас, и потому многое нам под силу. Христианин всегда может чем-то помочь нуждающемуся: спасением, советом, мудростью, молитвой. Бог, живущий внутри нас, имеет неограни­ченные возможности, а следовательно, их имеем и мы. Часто подаяние денег, которое принято считать главной нуждой беспризорных детей, служит не на пользу им. На эти деньги они покупают спиртное или клей, кото­рыми затем просто травят себя.

Спасение во Христе гораздо дороже денег, и наша задача прежде всего указать этим детям путь к Иисусу, спасти их души. Это принесет им гораздо больше помо­щи, чем несколько гривень, которые, может быть, погу­бят их жизнь. То есть в вопросах благодеяния важно иметь баланс и мудрость.

Христиане имеют ум Христов и потому научены быть рассудительными. Через мудрость Божью мы мо­жем знать то, что обездоленному ребенку нужно на са­мом деле. Не всегда то, что у вас просят, вы обязаны дать. К приме­ру, если парень просит молодую девушку вступить с ним в сексу­альные отношения, то было бы полнейшей глупостью уступить его желанию, потому что он в этом "нуждается". Скорее всего, у него совсем другая потребность, ему нужно заполнить пус­тоту, которая есть у него внутри. Мудрая девушка, знающая Иисуса Христа, приведет этого парня к покая­нию, объяснит ему смысл жизни и брака.

Главное, на что указывает Бог, заключается в том, что христианин должен всегда быть источником ответа и источником помощи тому, кто имеет нужду. Бог не просто рекомендует нам быть милосердными, Он требу­ет этого:

О, человек! сказано тебе, что - добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедли­во, любить дела милосердия...

Михея 6:8

Мало того, что Бог требует совершать дела мило­сердия. Вдобавок, Он еще и хочет, чтобы мы любили их творить! Бог очень хорошо знает ветхую эгоис­тичную сущность человеческой на­туры, которая абсолютно не соот­ветствует Его образу. Он знает, что Его благословения принадле­жат только человеку, творящему добро, умеющему сеять милосердие.



Благотворительная душа будет насыщена; и кто напояет других , тот и сам напоен будет.

Притчи 11:25

Бог желает видеть наше общество успешным, Он хочет, чтобы успешным стал каждый человек, живущий в этом обществе. Но никто не может стать успешным и богатым, будучи скупым. Милосердие всегда побуждает к "сеянию", что, в свою очередь, вызывает дождь Божьих благословений. Потрясающая мудрость! Человеческое общество будет иметь изобилие Божьего обеспечения только тогда, когда научится благотворительности.

Неделя 19 по Пятидесятнице.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк.6.31). И всего-то? Так обнадёживающе легко, так просто начинается сегодняшний отрывок из Евангелия от Луки, таким незатейливым и нехитрым кажется нам это условие нашего спасения, поставленное Господом, но – всего через несколько строчек – каким немыслимым, каким невообразимым и мучительным требованием оборачивается эта такая, казалось бы, простая максима: «Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк.6.36)! Ничего себе! Да кто же, скажите на милость, способен «любить врагов»? Ещё куда ни шло – давать взаймы, «не ожидая ничего»; если понемногу да изредка – это можно! Спишем на милостыню. Но вот уподобиться в смирении и любви самому Спасителю, когда Он молится за тех, кто распинает Его, кто бьет Его, кто, издеваясь, вопит: «Радуйся, Царь Иудейский!» (Мф.27.29), – это, Господи, труд, нам неподъёмный, это – выше сил человеческих!

Так происходит потому, что большинство из нас уверены: поступай с нами окружающие люди так же, как мы с ними, – наша жизнь обратилась бы в абсолютное блаженство! Умирать не надо! Сколь бы часто мы ни бывали на исповеди, сколь бы серьёзно и основательно ни относились к покаянию – в самой глубине души каждый из нас уверен: это мои дети непочтительны и грубы, это мои родители деспотичны и нетерпеливы, это мой начальник глуп и некомпетентен, это мои соседи неряшливы и бесцеремонны… А что же я сам? Что – я? Я – скорблю и смиренно терплю всю эту ораву мучителей да ещё и молюсь о них, а стало быть, как и полагается, по-христиански их люблю. А то, что вот нимба надо мной до сих пор не воссияло, так это – по грехам моим. А с другой стороны – какие такие особеннве грехи? Я их, вообще говоря, и не вижу. И действительно, как увидеть? Как их увидеть, если изо дня в день когда глаза заняты усчитыванием чужих грехов, пристальной «экспертной оценкой» родных детей, собственных родителей, своего начальства и ближайших соседей?.. На себя самого, понятно, времени не хватает.

Да, телесные глаза мои направлены на внешнее. Но ведь и очи души моей, то, что принято называть совестью, со-вестью, со-знанием, то, что дано мне Богом для соотнесения, для сравнения, для постоянной корректировки себя самого, какой я есть сегодня, с тем великим Образом, Который является основой моей личности, моего вечного и бессмертного «я»,– эти духовные очи тоже ослеплены. Они смотрят не на меня самого, они оценивают не моё соответствие этому Образу, что, собственно, от меня, как христианина, и требуется прежде всего. Они привычно, вслед за телесными очами, обращаются вовне. При таком устроении души увидеть истинное положение вещей просто невозможно, как невозможно без помощи зеркала увидеть собственные уши.

Таким «зеркалом» для души, для совести должно бы стать для каждого из нас покаяние, то есть такое устроение сознания, когда христианин сравнивает себя не с окружающими его людьми, а с тем великим замыслом о нём самом, который Священное Писание называет «образом Божиим» (Быт.1.26) в человеке. Только осуществив, реализовав в себе самом этот величественный Божий замысел, человек способен быть таким, каким ему и заповедано быть в сегодняшнем Евангелии: милосердным, любящим, способным прощать. Если помнить об этом, тогда великий нравственный закон: «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк.6.31), о котором напомнил нам сегодня Христос, этот закон станет для нас первой ступенькой на трудном пути нравственного самоусовершенствования. Ведь даже когда я виноват перед ближним моим, едва ли я захочу, чтобы меня наказали по справедливости. Уж скорее, если даже и не начну оправдываться, ссылаясь на «объективные обстоятельства», как чаще всего и бывает, так просто захочу милосердия и снисхождения. По крайней мере – буду мечтать о нём…

И вот, если быть последовательным, приходится признать, что справедливость – проще и понятнее любви. Справедливость воздаст «каждому по делам его» (Пс.61.13), а милосердие Небесного Отца доныне терпит меня грешного и до «седмижды семидесяти раз» (Мф.18.22) прощает всякого, кто по сто раз на дню предаёт своего Бога. Искатели справедливости будут убеждать нас, что такое прощение развращает, а воздаяние «по делам» воспитывает и укрепляет в напастях, соблазнах и нестроениях житейских. Однако Слово Божие требует от нас не справедливости, а милосердия. Однако Спаситель Христос предлагает каждому из нас не останавливаться на месте, потому что в духовной жизни стоять нельзя. Можно или, обдирая в кровь руки, медленно и трудно карабкаться на вершину, или стремительно падать вниз, оставив всякие усилия, все попытки когда-нибудь до неё добраться.

Если нам удастся положить начало покаянию, тогда есть надежда, что мы увидим когда-нибудь истинное состояние нашей слепой и падшей души. А это, в свою очередь, откроет нам путь к упованию на то, что с нами поступят не справедливо, а милостиво. И тогда, как знать, может быть, мы и научимся жалеть тех, кто сотворил нам злое, тогда, может быть, и достигнем состояния души, при котором возможно уподобиться Отцу нашему Небесному в милосердии и прощении. Аминь.

Новое на сайте

>

Самое популярное