Домой Приметы и поверья Доступно разъяснение философия в системе культуры. История и философия в помощь студенту. Исторические типы мировоззрения: философии и наука

Доступно разъяснение философия в системе культуры. История и философия в помощь студенту. Исторические типы мировоззрения: философии и наука

Философское знание, как и любое другое, имеет определенную структуру. Структура, и основные разделы философии формировались в процессе ее эволюции и развития как в пространственном, так и во временном аспектах. До настоящего времени продолжается процесс развертывания, усложнения и углубления содержания и формы философии, ее структурных частей. В этом процессе ряд дисциплин, когда-то входящих в состав философии, выделились в самостоятельные области знания и приобрел статус самостоятельных форм духовной жизни человечества. К ним можно отнести логику, этику, эстетику. В XX веке получили самостоятельный статус такие дисциплины, как аксиология (учение о ценностях), герменевтика (учение о смыслах) и ряд других. Тем не менее, можно выделить своеобразное ядро философии, традиционно философия включает:

Онтологию (от. греч. ontos – бытие, logos – учение) – учение о бытии;

Гносеологию (от греч. gnosis – знание, logos – учение) – учение о познании;

Аксиологию (от греч. axios – ценность и logos – учение) – учение о ценностях;

Философскую антропологию (от греч. antropos – человек и logos – учение) – учение о человеке.

Так же выделяют социальную философию , философию истории, этику и эстетику.

Прежде всего, следует отметить, что в структуре философского знания теория и история связаны между собой значительно глубже и более необходимым образом, чем в любой другой области человеческого творчества. Физик, математик, тем более люди практических профессий (врач, инженер, юрист) на своем рабочем месте действуют оперативно. Они могут не отдавать себе сознательного отчета об истории, которая предшествовала их деятельности и сделала ее возможной. Решая конструктивную задачу, инженер-конструктор пользуется в основном готовыми формулами и схемами, как и врач - современными средствами диагностики и лечения, почти ничего не сохранившими от далекого прошлого медицины. В этом отношении философия являет собою полную противоположность всем иным формам и средствам человеческой активности. Она возможна лишь в постоянном процессе самообращенности, самовоспоминания. И то и другое совершается как акт рефлексии, то есть осознанно. А это значит, что современней философ, как бы оригинален он не был, мыслит не только от своего имени, но и от имени философов прошлого, философии в целом. Вот почему история философии – ее самосознание, органическая составляющая ее структуры.

      Структура философского знания

Философская онтология, или учение о бытии, рассматривает вопросы о существующем. Главный вопрос онтологии: что существует подлинно, а существование чего является кажимостью, иллюзией. Онтология стремится создать определенную картину мира, которая не только позволяла бы составить представление о мире в целом, но и выявила бы его скрытую сущность, его глубинные причины.

Онтология изучает вопросы бытия и небытия, объективно-предметного и субъективного бытия, вопрос об уровнях бытия – существующее в возможностях и существующее в действительности. Если конкретизировать эти вопросы, то это такие вопросы как: обладает ли мир в своем существовании единством и что является основой этого единства, является ли мир в своем существе неизменным или он постоянно развивается, развивается произвольно или по определенным законам? В этом разделе рассматривается пространство, время, движение, системность и структурность, как важнейшие формы бытия.

Уже в древности философы заметили, что не все, что дано нам в непосредственном восприятии, т.е. что открывается нам посредством органов чувств, обладает подлинной реальностью. Видимый и ощущаемый нами мир непостоянен, подвижен, текуч, изменчив. Он непрерывно дробится и рассыпается на бесконечное множество отдельных частей, предметов, элементов. Что же в нем является устойчивым, надежным, абсолютным? Древние мыслители пришли к выводу, что подлинно существующей является особая, сверхчувственная реальность. Она доступна уму, но не органам чувств. Так возникла метафизика – учение о сверхчувственной реальности, обладающей гораздо большей степенью устойчивости, чем вечно текущие и рассыпающиеся вещи, непосредственно воспринимаемые нами.

Первоначально метафизика выступала в фантастической форме. Философы мыслили метафизические сущности по аналогии с реальными предметами чувственного мира. Платон, в частности, выдвинул гипотезу о существовании особого мира – мира идей, «параллельного» видимому миру. «Идеи» Платона – аналоги чувственно воспринимаемых вещей. По мере преодоления наивных и фантастических представлений метафизика становилась все более сложной и утонченной. Со временем стало ясно, что открытие метафизики явилось выдающимся достижением философской мысли. Это открытие направило человеческую мысль на постижение скрытой сущности вещей, на отыскание их единства и внутренней связи, недоступных непосредственному наблюдению. Метафизический подход лег в основу философской онтологии.

Онтология создает философскую картину мира. При ее создании используются данные науки и иных форм освоения действительности. Однако философская онтология не совпадает с научной картиной мира. Философия ищет предельных оснований бытия. Поэтому она стремится заглянуть в подоснову той картины мира, которую дает наука.

Если, например, физика утверждает, что в мире действует сила всемирного тяготения, то философия может поставить вопросы относительно происхождения и сущности этой силы. В самом деле, почему предметы притягиваются друг к другу (согласно закону тяготения)? Философия вправе сделать предположение, например, такого рода: а не является ли физическая сила всемирного тяготения лишь одним из проявлений силы еще более универсальной – силы всеобщего притяжения или взаимной любви? Тогда действием этой силы можно объяснить и притяжение положительного и отрицательного полюсов магнита, и взаимную симпатию, устанавливающуюся между людьми, и половую любовь, и другие подобные явления. Приблизительно такие идеи относительно универсальности силы любви высказывали, в частности, немецкий философ А. Шопенгауэр (1788 – 1860) и русский философ Вл. Соловьев (1853 – 1900). Космическая сила любви в их учениях выступает сущностью метафизического характера.

В западной культуре понятие метафизики широко распространено. Общеупотребительным оно было и в отечественной дореволюционной литературе. В отличие от этого, в философской литературе советского периода понятие метафизики оценивалось сугубо отрицательно. В него вкладывался смысл, далекий от исторически сложившегося. Лишь в последние годы происходит постепенная реабилитация этого понятия.

В мировой литературе термин «метафизика» нередко является синонимом слова «философия». Это не случайно, поскольку метафизический подход весьма характерен для философии. Так, говорят о метафизике права, метафизике политики, метафизике любви или даже о метафизике бизнеса – во всех случаях имеются в виду размышления об устойчивых, глубинных характеристиках соответствующих предметов.

Стремясь проникнуть в глубинную суть вещей и обнаружить всеобщую взаимосвязь, философская онтология ищет категории обобщающего характера. К их числу относятся такие, как форма и содержание, возможность и действительность, часть и целое, единичное, общее, особенное и др. Перечень их незавершен и исторически изменяется.

Гносеология, или учение о познании, рассматривает особенности процесса познания человеком внешнего мира. Гносеология – это составная часть философии, в которой изучается природа познания и его возможности, типы познавательных отношений, виды знания, условия достоверности и истинности знания. Главная гносеологическая категория - это истина, а главные проблемы – можно ли достоверно познать предметы, их сущность и проявления? В этом разделе рассматриваются следующие вопросы: что является источником наших знаний о мире, и каким методом мы получаем новые знания, чем научное знание отличается от других видов знания, какими познавательными способностями обладает человек и т. д. Она отвечает на вопросы: как человек познает окружающий мир? Каковы этапы или ступени познания? Что такое истина в познании? На каких путях она достижима?

Философия давно обнаружила, что познание есть сложный процесс. Истина не открывается человеку без усилий с его стороны. На пути познания приходится преодолевать множество трудностей и препятствий. Возникают сомнения также принципиального характера: а способен ли человек вообще познать мир, при этом ничего в нем не искажая и не прибавляя от себя? Философы по-разному отвечали на этот вопрос. Одни разделяли настроения гносеологического оптимизма, другие – гносеологического скепсиса и пессимизма. Одни выражали веру в способность человеческого разума познать сущность вещей, другие сомневались в этой способности.

Теория познания как особая отрасль философского знания особенно интенсивно развивалась в европейской философии XVII – XIX вв. В этот период философы, в частности, активно обсуждают вопрос об основных ступенях и формах познания

Принято различать чувственную и рациональную ступени познания. Чувственная ступень познания – это познание при помощи органов чувств: зрения, осязания, обоняния, вкуса, слуха.

Чувственное познание подразделяется на три формы: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение – первичный элемент чувственного познания. Оно сообщает нам данные об отдельных свойствах предмета – о его тяжести, теплоте, цвете и т.д.

Восприятие – это целостный наглядный образ предмета. Наиболее типичным примером восприятия является зрительное восприятие.

Представление – это наглядный образ предмета, сохраняемый в памяти.

Рациональное познание подразделяется также на три формы: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках. Понятие выражается в слове, но не тождественно ему.

Суждение – это форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком, отношения между предметами или факт существования предмета. Суждение может быть или истинным, или ложным.

Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.

С развитием науки при анализе процесса познания философия все более стала ориентироваться на то, как происходит познание в реальной научной практике. В этой связи возникло новое разделение ступеней познания. Были выделены эмпирическая и теоретическая ступени познания.

Эмпирическая (от греч. empeiria – опыт) ступень – это опытно-экспериментальное познание. Оно связано с наблюдением, экспериментом и обобщением полученных данных. Эмпирическое познание способно выявить определенные регулярности, повторяющиеся в рамках того или иного процесса. В отличие от этого, теоретическое познание стремится проникнуть в причины регулярностей. Оно строит обобщенные модели изучаемых явлений и процессов.

Философская антропология – раздел философского знания, специально занятый осмыслением человека. Антропологию как философскую дисциплину следует отличать от антропологии как частной, прежде всего культурологической, науки. В мировой литературе под культурной антропологией чаще всего понимают изучение быта, традиций, обычаев, способов мышления, особенностей культуры различных народов. Философская антропология отличается от всех других наук, изучающих человека, прежде всего широтой подхода. Философию интересует человек не как представитель отдельного племени, народа, культуры, а человек вообще.

В центре внимания философии стоят универсальные характеристики человека. Философия рассматривает человека как особый род сущего, отличный от всех других существ. В философской антропологии осмысливаются проблемы человеческой природы и человеческого бытия, анализируются категории человеческого существования. Философская антропология основывается на следующей главной предпосылке: помимо социальных характеристик, порождаемых особенностями социальной среды и эпохи, а также биологических и иных природных качеств, в человеке заключено то, что можно назвать собственно человеческим. Собственно человеческое связано и с социальным, и с биологическим, но не сводится к ним. Это означает, что человек и жизнь человека обладают характеристиками универсального характера, приложимыми к любой эпохе, к человеческому бытию в различных социальных и природных условиях, независимо от их конкретных особенностей.

Принято считать, что философская антропология как самостоятельная отрасль философского знания возникает в трудах европейских мыслителей XVIII в. Однако элементы философско-антропологических знаний легко обнаруживаются уже у древних философов. Особое развитие философская антропология получила в XX в.

Социальная философия – это раздел философского знания, изучающий наиболее общие законы общественного бытия и социального познания. Основные проблемы этого раздела - природа общества, его специфика, стадии и движущие силы человеческой истории, общество как целостная система, общественные идеалы и перспективы человеческого общества, специфика познания общества и его истории. Предпосылкой социальной философии является признание того факта, что общество есть особое образование, отличное от природы. Следовательно, общественная жизнь подчиняется собственным закономерностям, отличающимся от закономерностей природы. Общество – это совместное бытие людей. В чем состоят основы этого бытия? При каких условиях общество сохраняет свою целостность и жизнеспособность? Каковы фундаментальные характеристики общественной жизни? Как соотносится общество и личность? – таковы основные вопросы социальной философии.

Философия истории – изучает вопросы, связанные со смыслом и целью общественной истории, с ее движущими причинами. Куда идет история и почему она вообще осуществима? – таков главный вопрос философии истории. Философия истории тесно связана с социальной философией, но переносит основной акцент на моменты изменения и развития общества. Иногда вместо термина «философия истории» употребляют термин «историософия». В первом приближении их можно считать синонимами.

Философское знание интегративно по своей сути, поскольку философия исследует Универсум, то есть то, что в каждой вещи универсально, что связывает каждую вещь с Целым. Отмечая эту черту философии, М. М. Бахтин характеризовал ее как «метаязык всех наук (и всех видов познания и сознания)»

Философия, являясь синтетическим явлением духовной культуры человечества, выполняет ряд общественных функций. К числу наиболее значимых относятся следующие функции:

Мировоззренческая – формирование системы представлений и категорий (наиболее общих понятий) о мире и человеке;

Методологическая – выработка общих методов и принципов познавательной и практической деятельности человека;

Эвристическая – созидание новых нестандартных идей и подходов, позволяющих совершать новые открытия в духовной сфере и решать актуальные общественные проблемы;

Гуманистическая – утверждение ценности человеческой личности, ее свободы, достоинства, прав и обязанностей;

Культуротранслирующая - накопление, осмысление и передача от поколения к поколению важнейших достижений духовной культуры человечества;

Практическая – выработка смысла целей, правил, принципов и механизмов практической жизни человека.

      Философия в системе культуры

Наконец, вопрос о специфике философии и ее функциях тесно связан с более широким вопросом о ее роли в системе культуры. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо предварительно дать определение сущности культуры. В этом контексте культуру можно определить как систему исторически развивающихся внебиологических программ человеческой деятельности. Культура выступает как система разнообразных традиций, образцов поведения, норм и результатов деятельности, постоянное воспроизведение которых делает человека человеком, обладающим языком, сознанием, искусством, религией, моралью, наукой, современными технологиями и т. д. Культура передается от поколения к поколению по принципу множества социальных эстафет и является формой социального наследования, сохраняющей для будущего наш социальный опыт.

Роль философии в культуре определяется прежде всего тем, что она является рефлексией, размышлением над основаниями культуры. Основания культуры – это система ее мировоззренческих универсалий, или категорий. Это те жизненные смыслы, которые заключены в понимании человека, его деятельности, природы, пространства и времени, причинности, свободы, истины, добра и зла и т. д. Мировоззренческие универсалии (категории) определяют не только осмысление человеком мира, его рациональное постижение, но и переживание человеком мира, эмоциональные оценки различных состояний и ситуаций человеческой жизни. Смыслы универсалий в этом плане предстают как базисные ценности культуры. Например, можно спросить у человека с улицы, что такое справедливость? Он определения не даст, но что такое справедливость – он понимает, приведет примеры, скажет, что сосед у него не справедливый или справедливый человек, и так далее. Есть понимание, хотя нет рефлексивного знания. Он не просто мыслит о справедливости, он ее переживает, для него это ценность. В этом аспекте философия выступает рефлексией над мировоззренческими универсалиями, базисными ценностями культуры. Те, которые здравому смыслу эпохи представляются само собой разумеющимся, философия осмысливает и проблематизирует. Она выявляет универсалии культуры, выясняет их смысл, выносит их на суд разума, критически анализирует и порождает их новые смыслы.

И такой анализ необходим не для того, чтобы сохранить прежние основания социальной жизни, а для того, чтобы способствовать социальным переменам. В жизни общества периодически возникают такие состояния, когда оно уже не может ответить на исторические вызовы, сохраняя прежний уклад жизни, когда ранее сложившиеся смыслы универсальной культуры уже не способны обеспечить сцепление и взаимодействие новых и традиционных видов и способов деятельности, поведения и общения людей. Личный опыт все большего числа людей уже не согласуется со смыслами уже обжитых универсалий. Эти переломные состояния жизни – первый сигнал того, что что-то не в порядке с самими мировоззренческими основаниями жизни, с фундаментальными ориентирами жизни. Они ломаются, создавая ситуацию, о которой сказано в «Гамлете» у В. Шекспира – «распалась связь времен». Люди не знают, что взять из прошлого, что адресовать будущему, чему учить детей, на какие образцы поведения и деятельности ориентироваться. Общество вступает в полосу духовного кризиса. Жить в такой ситуации, когда рушатся старые универсалии, а новых еще нет, очень тяжело. В такие эпохи рушатся старые мировоззренческие ориентиры, люди начинают заново задавать вопросы: что такое справедливость, добро и зло и т. п. Постановка таких вопросов – первый шаг к философским размышлениям. Чтобы отыскать ответы на них, философии нужно критически относится к традиционным, ранее казавшимся очевидными смыслам мировоззренческих универсалий. А затем предстоит сделать новый шаг – вместо старых жизненных смыслов породить новые, поэтому любая значимая философская концепция всегда имеет две стороны. С одной стороны, это критика существующего положения дел: в познании, в политическом и социальном устройстве, моральной жизни и т. д. С другой стороны, это создание философской системы новых идей, универсалий (категорий) в областях социальной жизни, политики, морали, искусства, познания и преобразования действительности. Показательным примером может служить использование идей Д. Локка творцами американской конституции. Эти идеи (права человека, разделение власти и др.) были сформированы Локком задолго до создания конституции США. И сегодня философская деятельность все более обнаруживает свой созидательный и практический характер. Продолжается углубленная работа по обсуждению теоретических оснований таких наук, как математика, физика, биология, в последнее время - синергетика. Такие науки о человеке и обществе, как психология, социология, социальная и культурная антропология, филология, которые с момента их возникновения и до недавних пор претендовали на полную независимость от философии, сегодня вступают в интенсивные отношения с последней. Что касается, например, психологии, то она в двух своих наиболее влиятельных вариантах – как когнитивная и культурно-историческая – имеет дело с такими философскими темами, как ментальные репрезентации, сознание, смысл, значение, интерпретация, коммуникация, активно использует философские наработки и взаимодействует с философами. В социологии интенсивно обсуждаются проблемы понимания, объяснения, деятельности и структуры, возможность использования социальных институтов как своеобразных «фабрик значения», при этом используются идеи аналитической философии, феноменологии и герменевтики. В принципе, это же можно сказать о других естественных, социальных и гуманитарных науках.

Словом, философия сегодня все больше обнаруживает свой созидательный и практический смысл. Это особенно важно в настоящее время, когда земная цивилизация вступила в переломный период, в ту стадию, которую принято называть «информационным обществом». Старые формы культуры нуждаются в изменении, поскольку рушатся базисные ценности техногенной цивилизации, возникает общество гигантских рисков и обострения глобальных кризисов. Все отчетливее возникают проблемы новой стратегии человеческой жизнедеятельности. Речь идет о поиске нового типа цивилизационного развития. Бурно протекающий технологический процесс выдвигает целый ряд новых мировоззренческих проблем, которые еще предстоит осмысливать. И это осмысление невозможно без участия философии.

Для философии культура является предметом изучения и осмысливания. Этим философия отличается от других форм культуры. Действительно, для науки предмет познания - не она сама, а природа; для искусства предмет творческой деятельности - не оно само по себе, а творимый им особый художественно-предметный мир; для политики цель ее устремления - не она сама, а власть и государство; для религии предмет познания и поклонения - опять же не она сама, а Бог. Поскольку задача науки и искусства, политики и религии не состоит в направлении рефлексии на самих себя, в их рамках не ставится вопрос о достижении полного сознания самих себя. Иначе говоря, они уясняют свою сущность, свое место в обществе и культуре лишь в той мере, в какой это необходимо для решения стоящих перед ними задач. Поэтому, только будучи постигнуты философски, отдельные формы культуры (наука, искусство, политика, система образования и воспитания, религия и др.) могут стать органическими частями единого целого культуры.

Очевидно, что смысл и предназначение культуры в том, чтобы возвышать и облагораживать человека, пробуждать в его душе лучшие чувства и мысли. Культура призвана предохранять от варварства и обскурантизма. Вне культурного воздействия человеку грозят огрубение и ожесточение Очевидно вместе с тем и то, что далеко не всегда культура соответствует своему смыслу и предназначению. Культура часто не справляется с задачей противодействия грубым проявлениям человеческой натуры. Это особенно отчетливо обнаружилось в XX н. Казалось бы, наблюдаемый в наше время небывалый прогресс науки и техники, всеобщая грамотность и информатизация, доступность достижений культуры большинству населения должны обеспечить нравственный прогресс и гармонию межчеловеческих отношении. Однако, к сожалению, этого не происходит. Поэтому ситуация, возникшая в XX в., дали серьезные основания говорить о кризисе культуры. Одной из причин кризиса культуры, повлекшей за собой неспособность исполнять собственную миссию, стала дифференциация культуры.

На определенном этапе культура начинает распадаться на множество не связанных или почти не связанных между собой направлений и форм. Целое культуры утрачивается. Вот как характеризовал сложившееся положение П. Флоренский: «Уже давно, вероятно с XVI в., мы перестали охватывать целое культуры, как свою собственную жизнь... Да, уже давно попытка обогатиться духовно, покупается жертвою цельной личности. Жизнь разошлась в разных направлениях, и идти по ним не дано: необходимо выбирать. А далее, каждое направление жизни расщепилось на специальности отдельных культурных деятелей, вслед, за чем произошло раздробление и их на отдельные дисциплины и узкие отрасли. Но и эти последние, естественно, должны были подвергнуться дальнейшему делению. Отдельные вопросы науки, отдельные понятии в области теоретической вполне соответствуют той же крайней специализации в искусстве, в технике, в общественности. И если нередко слышится негодование на механизацию фабричного труда, где каждому работнику достается лишь ничтожная часть какого-нибудь механизма, конструкции, и может быть, назначения которого он не понимает... то сравнительно с этой специализацией рук, насколько более вредной и духовно разрушительной должна быть оцениваема специализация ума и вообще душевной деятельности?»



В советское время в нашей стране задача обеспечения единства культуры решалась главным образом за счет насаждения единой государственной идеологии - марксизма-ленинизма. Это было определенным решением проблемы. Однако, как показали последующие события, идеологический путь обеспечения единства культуры неэффективен: единство оказалось формальным, поэтому непрочным. В постсоветское время остро переживается процесс распадения целостного культурного организма России и других стран постсоветского пространства. Распадение культуры вследствие дифференциации и соответствующей специализации сопровождается распадением ее вследствие количественного преобладания массовой и откровенно коммерческой культуры. В произведениях этих типов культуры ставятся задачи достижения быстрого эффекта популярности или коммерческого эффекта. Проблема развития и сохранения духовной целостности человеческого бытия перед создателями массово-коммерческой культуры просто не возникает. Если сравнивать в рассматриваемом аспекте положение в постсоветском пространстве с положением в западных странах, то в последних оно выглядит более благополучным, хотя и далеким от совершенства, так как там преодолены лишь экстремальные (самые крайние) отрицательные последствия расчленения культуры. Задачу синтеза культуры и сохранения ее единства нельзя решить раз и навсегда. Она требует постоянно возобновляемой работы духа. По существу своему это задача философская.

В процессе осмысления культуры как целого философия рассматривает ее не как готовый безжизненный продукт чего-то другого, а с точки зрения производства культуры. По словам Э. Кассирера (1874- 1945), философское постижение культуры «не удовлетворяется конечным продуктом, но желает понять и тот особый способ производства, который производит данный продукт. Ведь от этой производительной активности, отделявшейся и постоянно возобновляемой работы духа зависит, в конечном счете не только язык, но и миф, и религия, и искусство. Понять и прояснить это для каждой отдельной отрасли духовной деятельности человека, понять во всей ее индивидуальности и особенности, во всей неповторимости формы и способа существования должна философия»". Тем самым философия направляет свои усилия на уяснение условий существования культуры и ее форм Она стремится понять искусство, науку, технику, политику, религию, мифологию и т.д. не только в их фактической данности, но и обнаружить их истоки. В философии уясняется, в частности, какой потребностью и творческой силой человеческого духа порождается та или иная форма культуры. Это дает основание философскому анализу не останавливаться на фиксации современного положения в сфере культурного творчества, но и ставить вопросы относительно того, какой культура должна быть.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Значение философии можно усмотреть не в практической полезности (утилитарности), а в нравственном пафосе. История философии свидетельствует, что философская мысль ищет и обосновывает идеал, способный служить путеводной звездой в жизни людей. Это, прежде всего нравственный идеал, связанный с отысканием смысла жизни человека. Это также и общественный идеал, призванный объяснить смысл общественного развития. В этой связи немецкий философ М. Шелер (1874-1928) характеризовал философию как «знание ради спасения», противопоставив его «знанию ради достижений и господства», т.е. позитивному, - научному и технологическому знанию.

На базе философии формируется система знаний, научная картина мира, правильный образ мира, что позволяет в итоге повышать теоретический уровень и эффективность последних научных изысканий. Не менее важно и то, что философия помогает формировать необходимый в обществе благоприятный нравственный климат, духовный мир человека, его нравственные ценности, отвечает на смысло-жизненные вопросы.

Вместе с тем надо иметь в виду, что отдельные специализированные сферы философского знания косвенно способны приносить значительные практические результаты. Например, философия и методология науки помогают отдельным наукам в решении стоящих перед ними задач. Тем самым философия способствует научному и техническому прогрессу. Социальная философия участвует в решении общественно-политических, экономических и др. проблем. Можно с полным правом утверждать, что во всех достижениях человечества присутствует значительный, хотя и косвенный вклад философии.


Список литературы

1. Алексеев П.В., Панич А.Ф. Философия. Учебник. 2-е издание переработанное и дополненное. – М., 1999.

2. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М., 1990.

3. Радугин А.А.Философия. Курс лекций. – М., 1999.

4. Спиркин А.Г. Философия. – М., 1996.

5. Арефьева Г.С. Общество, познание, практика. – М., 1988.

6. Ермакова Е.Е. Философия. Учебник для ВУЗов. М., 1999.

7. История философии в кратком изложении. – М., 1991.

Философия – это знания о мире как едином целом и человеке в нём, об отношении человеку у миру, о путях и способах познания и практическом освоении человеком окружающей действительности, о будущем мировоззрения. Она является очень ёмкой развивающейся теоретической системой и включает в себя следующие основные области философского знания:

    история философии (знания философии о своём прошлом)

    онтология (учение о бытии, формах его проявления)

    гносеология (теория познания мира)

    диалектика (учение о единстве к изменчивости всего сущего)

    антропология (изучения о человеке)

    аксиология (теория ценностей)

    социальная философия (изучение об обществе и его истории).

Специфическое место и роль философии в культуре, в жизни человека и общества проявляется в функциях философского знания.Являясь развивающейся системой теоретического знания, философия выполняет в первую очередь, мировоззренческую функцию (мировоззрение, кратко говоря, это совокупная картина мира, создаваемая мыслящим человеком. Оно формируется на основе духовно-практической деятельности человека и под влиянием различных источников знания).Также философии присуща методологическая, или поисковая функция. Философия формирует исходные принципы (правила, подходы) познания для всего комплекса частных наук. Это, например, принципы единства и развития окружающего мира, принципы неисчерпаемости познания, принципы творческой свободы человека и многие другие. Данные подходы реализуется в различных формах познания (искусство, наука) и в практической деятельности. Функция социальной критики означает, что философия дает оценку сущего, т.е. имеющегося в обществе порядка вещей (политический строй, нравы и т.д.) с точки зрения их соответствия идеалу. Прогностическая функция проявляется в том, что философия стремится предвосхитить наступление грядущего, заглянуть в будущее. Философии присуща также и идеологическая функция, которая означает участие философии в работе идеологии как системы взглядов, ценностей и идеалов, той или иной социальной группы, функция отражения культуры предполагает, что философия является стержнем «душой» духовной жизни общества. Аксиологическая функция означает, что философия формирует ценностные предоставления и ориентиры человека. Кроме названных выше, философия выполняет также и интеллектуальную функцию. Поскольку философия является синтезом совокупного знания человечества, то ее изучения (особенно это относится к истории философской мысли), есть прямой путь к развитию у человека способности к теоретическому мышлению. Через философию передаются познавательный опыт и образы (формы, способы) мышления от поколения к поколению.Культура. Понятие «культура» получило распространение в Европе, начиная с эпохи Просвещения (18 век). Для определения линий взаимосвязи философии и культуры (материальной и духовной, национальной и общечеловеческой) важно уяснить исходный, базовый тезис, что культура во всех своих проявлениях и формах, исторически (генетически) - детище человека, различных видов его деятельности в личностных, групповых и общественных рамках. Это объективная реальность, в которой воплощены способы и результаты деятельности людей – подлинных творцов культуры. Культура в концентрированном виде воплощает в себе итог развития человека, его материальной (производственно- экономической) и идеальной (духовной) деятельности. Он итожится двояко: результатом и выступает видимое и осязаемое внешнее богатство, получающее в рыночном хозяйстве форму растущего количества разнообразных товаров, услуг и информации, и не зримое, скрытое, но особой ценности внутреннее богатство человеческой личности. Философия в системе культуры выполняет социокультурную роль, значение которой – быть особого рода формой познания, которое интегрировало в ткань духовной жизни и культуры человека и общества. Философия призвана выражать и удовлетворять специфические, духовные устремления мыслящего человека – к неохватности мироздания, поиску рациональных ответов на коренные мировоззренческие вопросы.Наука. Философия и Наука – две взаимосвязанные деятельности, направленные на изучение мира и людей, живущих в этом мире. Философия стремится познать всё: видимое и невидимое, ощущаемое органами чувств человека и нет, реальное и нереальное. Для Философии нет границ – она стремится понять всё, даже иллюзорное. Наука же изучает только то, что можно увидеть, потрогать, взвесить и т.п. Но изучение это происходит по сравнению с изучением этого же философией хотя и однобоко, но более тщательно. Как и наука, философия ищет истину, выявляет закономерности, выражает результат исследования через систему понятий, категорий. Однако в философии объект исследования рассматривается через призму отношения человека к миру, в ней существует антропный принцип, всякий оценочный момент содержит элемент субъективности. Науки нет без философии, а философии - без науки. Наука и философия – не одно и тоже, хотя у них и немало общего. Общее между философией и наукой заключатся в том, что они: 1. Стремятся к выработке рационального знания;2. Ориентированы на установление законов и закономерностей исследуемых объектов и явлений;3.Выстраивают категориальный аппарат (свой язык) и стремятся к построению целостных систем. Разное, что:1. Философия всегда представлена адресно, т.е. тем или иным философом, когда его идеи, труды могут быть самодостаточными и не зависеть от того, разделяют или не разделяют их другие философы. Наука же в конечном счёте – плод коллективного труда;2. В философии (в отличие от конкретных наук) нет единого языка и единой системы. Плюрализм взглядов здесь – норма. В науке же – монизм, т.е. единство взглядов, как минимум, на основные принципы, законы, язык;3. Философские знания не проверяемы экспериментально (иначе они становятся научными);4. Философия не может дать точного прогноза, т.е. не может экстраполировать достоверные знания в будущее, ибо таковыми не обладает. Отдельный философ на основе определённой системы взглядов может лишь предсказывать, но не прогнозировать или моделировать, как доступно ученному.

ВВЕДЕНИЕ.

Философия является теоретической основой мировоззрения. Если мировоззрение есть способ, характер духовной ориентации человека в окружающей действительности, совокупность философских, экономических, социально-политических, этических и т.п. взглядов, убеждений, идеалов, то философское мировоззрение как теоретически обоснованная система общих взглядов на окружающий мир и место человека в нём составляют основу мировоззрения в целом.

Философия обобщает достижения всей мировой культуры, всемирно-исторической практики и позиция, является духовной квинтэссенцией, самосознанием эпохи (Гегель, Маркс). Она выступает мировоззренческой, и методологической основой всякой деятельности.

Философия есть не только учение об общих принципах бытия и познания, но и орудие последовательного изменения действительности в целях освобождения человека от всех видов эксплуатации и угнетения, в интересах развития личности, удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, созидания общества социальной справедливости.

Дофилософское мировоззрение и картины мира.

Философия представляет собой мировоззрительную форму сознания. Самой ранней формой мировоззрения было мифологическое, суть которого состояла в том, что только мифы могли объяснить всё неизвестное и неопознанное, такое мировоззрение было присуще Древней Греции, Вавилону, Египту, население которых в течение довольно-таки длительного исторического периода жило мифами, т.е. грёзами и фантазиями.

По мере исторического развития общество появилось религиозное природой, человеком и вне природы человека, именно поэтому человеческая душа бессмертна, т.к. после смерти физической его ждёт встреча с Богом.

Вышеуказанные мировоззренческие формы отличаются от науки философии, которая представляет собой сознание теоретическое, в то время, как, например, религия представляет собой просто массовое сознание, которое в принципе было не чем иным, как прочувствованием целостности бытия, что и сблизило религию с философией.

Философия – мировоззрение.

Мировоззренческий тип философского сознания заключается в том, что научно-теоретическое знание – это только одна сторона – духовно–практическая.

Говоря о философии как о мировоззрение, необходимо заметить, что в современной философии первостепенное значение имеет чувство высочайшей правоты и справедливости, а только затем – рассудок, таким образом, именно гражданская позиция в философии приоритетна.

В различные эпохи складывались различные типы мировоззренческих систем, это:

─ космоцентризм, суть его в том, что именно гармония космоса является основой мира (VII – VI в.в. до н.э.)

─ для средних веков – это теоцентризм, когда всё без исключения было подчинено Богу (Теос – Бог)

─ антропоцентризм (гуманизм) представлял собой идеал универсальной личности, свободной от порабощения.

Понятие философской антропологии.

Двадцатый век прошёл под знаком своеобразного «антропологического бума» в философии. Особенно важно то, что произошли серьёзные изменения в подходах к осмыслению человека. Эти изменения оказались связанными, со становлением антропологии, как особой философской дисциплины.

Исходным положением философской антропологии XX в. является то, что она ставит человека в центр мироздания. Человек при таком подходе рассматривается в качестве своеобразного «ключа» ко всем проблемам, даже к тем, которые на первый взгляд воспринимаются как не имеющие отношения к теме о человеке. Главным средством изучения становится духовный мир человека, а всё остальное располагается «вокруг», на «периферии». Философско-антропологический подход имеет дело не с фактом человека как объекта научного познания (биологического, социального, психологического и т.д.), а с фактом человека как субъектасамосознания.Субъектный мир человека предстаёт как особая вселенная, являющая собой цент мироздания.

С философско-антропологической точки зрения человеческая духовность превосходит всё природное бытие, принципиально несводима к нему. Поэтому философская антропология в известном смысле освобождает себя от зависимости от строго научных представлений, ибо человек для неё не столько природный объект, сколько сверхприродный субъект. С другой стороны, человек, поставленный в центр мироздания, предстаёт как малая вселенная, включающая в себя все качества Вселенной большой – древняя идея о микрокосмосе и макрокосмосе чрезвычайно популярна в современных размышлениях о человеке. В человеке скрыты тайные космические силы. Все заключено в человеке. Глубинные проявления человеческой субъективности, такие, как страх, гнев, эротическое влечение и другие, являются лишь аналогами таинственных космических сил. И наоборот, таинственные глубины человеческой души являют собой выявление космических начал. Вглядываясь в себя, можно увидеть проявления космических сил, познать тайны Космоса. Древнее изречение «познай самого себя» приобретает новое звучание – познавая себе, познаешь глубинную сущность Вселенной, почувствуешь её пульс, недостаточный прямому наблюдению. Человек заключает в себе целый в зародыше. Одновременно человек – объединяющее начало, он способен объединить всё многообразие мира. Но это означает, что судьба человека зависит от судьбы природы. Человек ответственен за весь строй природы.

Для современной философской антропологии характерно иное отношение к вненаучным формам духовного опыта и познания по сравнению с тем, каким было это отношение в философской классике ΧІΧ в. и в философии, ориентируется исключительно на науку.

В частности, философская антропология свысока и пренебрежительно к идеям мистического познания, хотя и не принимает их безоговорочно. Она учитывает научные данные из самых разнообразных сфер знания. Вместе с тем в ней не приемлемо прямое применение научных законов. Здесь важен сам процесс самопознания и напряжённого самонаблюдения. Антропологические проблемы – это проблемы, чисто человеческие, поэтому нельзя отстраняться от них, как от чуждого явления.

В философской антропологии самопознание служит не только целью, но и методом. Отсюда следует, что мысль, направленная на самого себя, идёт как бы по кругу. Чёловек постоянно возвращается к себе, но каждый раз по-новому и в обновлённом виде. Философская антропология призывает к самоугнетению, поэтому главная её проблема и центр – это человеческая личность. Человек здесь предстаёт не как абстракция, не как человек вообще, а как экзистенция. Экзистенция– это человеческая самость (от слова «сам»). Это моё «я». Экзистенция говорит о том, что человек создаёт самого себя не по заранее заданному плану или готовому образцу, а самостоятельно в своём внутреннем мире. Наличие внутреннего «я» несомненно для каждого, но оно ускользает от того, чтобы выразить его прямо и непосредственно. Однако без попыток определить своё «я» жизнь личности невозможна. Философская антропология подчёркивает важность обращения своего «я» и невозможность того, чтобы ограничиться объектно-научным подходом. Для последнего доступны только внешние и внутренние проявления, но не непосредственнаяжизнь экзистенции. Пристальное внимание к экзистенциональным вопросам существенно отличает философскую антропологию ΧΧ века от философских взглядов на человека, известных в прошлом.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ С НАУКОЙ.

Наука – это развивающаяся система знаний, связанная с открытием новых явлений и законов, вид познавательной, духовной деятельности и вместе с тем особый, выполняющий важную роль в обществе, социальный институт, предполагающий наличие академий, министерств, университетов и других организаций. Различаютгуманитарные (в том числе социально-политические, общественные), естественные и техническиенауки. Кроме того в структуре современной науки можно выделить 3 слоя знания.

Всеобщее Региональное Чистонаучное

Первый слой представлен философией, а также примыкающей к ней математикой. Это слойвсеобщего знания.

Второй слой составляет частные науки, которые изучают объекты в рамках одной из форм материи и движения, либо на стыке двух соседних структурных уровней материального мира (промежуточные науки типа биофизики). Сюда же относятся сельскохозяйственные и медицинские науки, техническая сфера знаний. Этот слой науки, называют частнонаучным.

В середине XX в. возникли две отрасли научного знания междисциплинарного характера – общая теория систем и теоретическая кибернетика, которые образуют особый, третий, слой науки, занимая промежуточное положение между философией и математикой, с одной стороны, и частными науками – с другой.

Классификация наук, предложенная по, так сказать «объёмному» принципу, существенно дополняет традиционное деление наук на гуманитарные, естественные и технические, поскольку ни общая теория систем, ни теоретическая кибернетика не сводится ни к гуманитарным, ни к естественным, ни к техническим наукам.

Теория систем и кибернетика – порождение эпохи НТР. Подобно тому, как в прошлом веке возникли неаристотелевская логика и неевклидова геометрия, начало XX в. было ознаменовано возникновением теории относительности и квантовой механики, середина века – общей теории систем и теоретической кибернетики, которые тоже радикальным образом изменили научную картину мира как высшую форму систематизации научного знания.

Структура философии определяет её функции. В соответствии со своим статусом философия выполняет по отношению ко всем без исключения отраслям знаний две основные функции – мирную и методологическую. В ретроспективном плане философия всегда выполняет мирную функцию, а в перспективном, в отношении к дальнейшему развитию науки, имеет методологическое значение.

МЕТАФИЗИКА. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ.

В античности идущая от Аристотелятрадиция считала метафизику «первой философией», наукой о бытии. Метафизика есть онтология. В античности сколько-нибудь отчётливое разделение метафизики, науки и теологии (учения о Боге) отсутствует. Основные вопросы античной философии таковы: «Что есть бытие?», «Что есть идея?» (Платон), «Что есть форма и материя?» (Аристотель).

Средневековая философия не отождествляет все знания с метафизикой. Теперь метафизика признаётся высшей формой рациональногопознания, но она соотносится со сверхразумным знанием. Вопрос о сущем остаётся основным вопросом философии, но он приобретает нерационалистические черты, связанные с религиозной верой и открытием. «Что есть Бог?» – вот основной вопрос средневековой философии, которая, подобно античной философии, остаётся по преимуществу онтологией.

Кант делает решающие шаги к разрушению метафизики как онтологии, на первое место он ставит вопрос познания: «Что я могу знать?». У Канта философия и метафизика превращаются преимущественно в гносеологию. Кант считал, что метафизика возможна как чисто априорное знание. Такую метафизику Кант построил, но с противоречиями реальной жизни не суждено было справиться и ему.

Гегель увидел в метафизике ограниченность рассудительного мышления, которая преодолевается диалектическим разумом. Гегель связал, разум с диалектикой, рассудок – с метафизикой, противопоставив тем самым диалектику метафизическому методу. По Гегелю, а он дал начало новой философской традиции, диалектика есть противоположность метафизики как философии, неадекватной действительному положению дел. Диалектика исправляет недостатки метафизики, не справляется с жизненными противоречиями, переходами, процессами развития. Основной вопрос гегелевской философии – это вопрос о логике. Философия становится особой философско-диалектической логикой.

Неопозитивистызачислили в метафизику – а они понимали её как умозрительное конструирование – и диалектику, и в целом философию Гегеля и Маркса. Метафизику они решили изгнать из науки. Это мероприятие окончилось неудачей, что и вынуждены были признать постпозитивисты. Основным вопросом философии нео- и постпозитивизма стал вопрос о природе научного знания.

Неопозитивистская тенденция, существенно смягчается пониманием неустранимости из арсенала знаний философских истин, привела к аналитической философии. Основной вопрос философии теперь сводится к вопросу не просто о науке, а о рациональности, будь то в науке или в жизни.

Таким образом, многовековое развитие философских представлений привело в конечном счёте к двум толкованиям содержания метафизики. Согласно негативным представлениям, метафизика есть неудовлетворительный конкурент диалектике. Положительное толкование состоит в понимании её как совокупности основных принципов философии.

Вывод.

Почему же необходимо изучение философии?

Во-первых, на базе философии формируется система знаний, научная картина мира, правильный образ мира, что позволяет в итоге повышать теоретический уровень и эффективность последних научных изысканий. Не менее важно и то, что философия помогаетформировать необходимый в обществе благоприятный нравственный климат, духовный мир человека, его нравственные ценности, отвечает на смысло-жизненные вопросы.

Во-вторых, философия помогает более оптимальным образом развивать все науки, преодолевать в них возможные методологические трудности и кризисы.

В-третьих, философия даёт теорию познанияс её методами духовного освоения действительности.

В-четвёртых, по мере усвоения философии логическое мышление становится более культурным, более правильным, более адекватным действительности; у человека, иначе говоря, формируется диалектический метод мышления, стимулирующий критическое и творческое отношение к окружающему миру.

В-пятых, поскольку в каждом акте мышления в неявном виде используется динамическая система философских категорий (вернее, вся духовная культура человека, стержнем которой является философия), поскольку уровень философской подготовки во многом определяет оптимальность принимаемых решенийруководителем любого ранга.

Список литературы

1. Смирнова Н.Н., Конспект лекций по философии; СПб.: ООО «Издательство “Альфа”», 2000г.

2. Шаповалов В.Ф., Основы философии. От классики к современности: Учеб. Пособие для вузов. – М.: «ФАИР-ПРЕСС», 1998г.

3. Философия, Ю.А. Гусев, Н.И. Жуков, В.Г. Изох и другие. (под ред. Н.И, Жукова) – Мн.: БелСоЭС «Чернобыль», 1995г.

4. Канке В.А., Философия. Истор. и систем. курс: Учебник для вузов 2-е издание. Переработанное и дополненное, М: Издательская корпорация «Логос», 1997г.

Космоцентрический характер античной философии. Ее основные школы, течения и направления.

Античная философия имеет свои временные и пространственные границы. Время ее бытия - с VI в. до н.э. и до VI в. н.э., когда император Юстиниан эакрыл в 529 г. н.э. последнюю философскую школу - Платоновскую Академию. Греческая философская мысль имеет свои этапы рождения, расцвета и увядания. Первый этап, который часто называют досократовским, носит космоцентрический характер и сохраняет вначале черты мифологии. Это принципиально важный этап становления философии как сферы рационального постижения исходных оснований Космоса, стремления проникнуть через видимое в невидимое, начало различения явления и сущности, бытия и небытия. Тем самым происходит становление философской категориальной системы. На первом этапе развития греческой мысли не всегда осознается различие между понятиями и реальностью, бытием и мышлением, что приводит к их неявному или явному отождествлению. Это нашло отражение в построениях философов милетской школы, Гераклита, у которых нелегко провести границу между водой Фалеса, воздухом Анаксимена, огнем Гераклита как всеобщими сущностями, образующими начало бытия, с одной стороны, и соответствующими чувственно воспринимаемыми природными стихиями - с другой. Вместе с тем принципиально то, что впервые ставится вопрос о соотношении чувственных данных и понятий. Противоречие между чувственной всеобщностью и всеобщностью понятия начинает стимулировать развитие мысли. Открывается новый мир - мир мысли, в котором "живут" понятия различной степени общности. Начинают осознаваться конструктивные возможности разума. Последнее находит отражение в философских системах Сократа, Демокрита, Платона, Аристотеля. Второй этап - период расцвета греческой философской мысли - отличается от первого, во-первых, значительным качественным расширением предметного поля философии, во-вторых, развитием категориальных средств пoстижения бытия и богатством мыслей, опередивших свое время; в-третьих, появлением в рамках общефилософских представлений зачатков научного знания и логики, которые впоследствии оказали существенное влияние на все сферы человеческой деятельности. В частности, к Платону восходит мысль о философии как интеллектуально-духовной деятельности по преодолению противоречия между несовершенством наличной материальной данности и совершенством мира идей. Подобное противоречие - не внешнее для мыслящего субъекта, а выступает как личная проблема, решение которой приводит к совершенствованию. преображению, одухотворению человека. Аристотель различает два уровня философии. Первая философия занимается вопросами бытия как такового, бытия вообще, тогда как вторая философия, или физика, исследует бытие сущего, причастного к движению. Проблема соотношения первой и второй философии, как показала дальнейшая история мысли, не проста. Античная философия в эпоху Сократа, Платона и Аристотеля получает свое наивысшее, классическое развитие. Это этап расцвета греческого типа философии, наиболее полная реализация конструктивных возможностей спекулятивного разума. Третий этап греческой философии - эллинистический - характеризуется включением элементов восточной культуры, снижением уровня философских исследований, распадом высоких философских школ Платона и Аристотеля. Так, стоики и эпикурейцы больше интересуются философией практически, нежели с точки зрения Истины и Блага в традиционно греческом их смысле. Тем самым меняются акценты в понимании предмета философии, сужается сфера ее интересов, возрастают скептицизм и критицизм в противовес конструктивному мышлению предшественников, появляются эклектические философские течения.

Наука и ценности культуры.

Ценность и оценка. Тема отношения культуры и ценностей была предметом размышления многих известных философов, поскольку она касается понимания самого существа культуры. Один из основоположников теории ценностей в философии неокантианец Г. Риккерт писал: "Если процесс реализации всеобщих социальных ценностей в течение исторического развития мы назовем культурой, то тогда мы сможем сказать, что главным предметом истории является изображение частей и целого культурной жизни человека и что всякий с исторической точки зрения важный материал должен стоять в какой-нибудь связи с культурной жизнью человека..." Для социолога П. Сорокина ценности являются основой, фундаментом всякой культуры. С этими определениями можно соглашаться и не соглашаться, но с тем, что такие крупные мыслители сближают и даже идентифицируют культуру и ценности, безусловно, следует считаться.

1 Риккерт Г. Философия истории // Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998. С. 164.

Другим полюсом можно считать отказ от ценностной (аксиологической) трактовки культуры на том основании, что она ведет к европоцентризму, исключая из системы ценностей все то, что противоречит ценностям европейской культуры и сужает понятие культуры, ограничивая ее сферой позитивных ценностей.

Чтобы найти приемлемое решение, видимо, следует обозначить возникающие здесь проблемы.

Прежде всего обратимся к самому понятию ценности. Кант выделил два типа отношения субъекта к миру - теоретическое (познавательное) и практическое (ценностное). Знание, обладающее качеством всеобщности и объективности, добывается в рамках отношения субъекта к объекту, к эмпирической реальности. Во втором случае речь идет о внутреннем мире человека, о его ценностях, выражающих заложенное в нем надэмпирическое нравственное начало. Г. Риккерт вслед за Кантом тоже отделяет ценности от действительности. По Риккерту, сущность ценностей "состоит в их значимости, а не в их фактичности" . Иначе говоря, ценности относятся не к сфере бытия, а к области значимостей. Если отвлечься от этого типичного для кантианства противопоставления, то можно сказать, что здесь заложена верная мысль, а именно что ценности отражают особенности, потребности, интересы человека и служат основанием оценки значения явлений действительности для субъекта. Таким образом, отношение к субъекту есть исходный принцип ценностного отношения. Продукт материальной или духовной деятельности становится благом, или ценностью, именно в рамках этого отношения, когда он что-то значит для субъекта. Но если признать, что человек создает и в материальной и в духовной сфере то, что имеет для него значение, а значимое для субъекта есть ценность, то вывод однозначен: все созданное человеком, то есть его культура, есть ценность. Однако этот вывод был бы слишком простым. Следует учесть, что "значимость" является лишь исходной и самой общей характеристикой ценностного отношения. Но не все значимое для человека приобретает статус культурной ценности. Есть явления, которые могут рассматриваться только как ценности, например идеалы, другие же - как просто полезные предметы или действия. Но если из понятия ценности исключить все только полезное, его объем резко сужается. Полезная вещь остается ценностью, но лишь в утилитарном смысле. Чтобы выделить "подлинные ценности", необходимо кроме критерия значимости ввести другие, определяющие, о какой значимости и для какого субъекта идет речь. Так возникают понятия: материальные и духовные ценности, высшие ценности, социальные ценности, общечеловеческие ценности, художественные ценности и т.д. Эти ценности действительно придают культуре определенный облик, делают ее конкретной, данной, специфической, и в то же время не превращают какую-то одну культуру в эталон для других. В этом качестве ценности - душа культуры. С понятием значимости коррелирует категория оценки, представляющая собой выявление значимости предмета для его субъекта с точки зрения того или иного критерия. Критерии оценки бесконечно разнообразны. Это могут быть потребности больших социальных групп, семьи, личности, организации, экономические и политические интересы, требования моды или высшие духовные ценности. Поэтому вопрос о выборе критериев оценки имеет принципиальное значение хотя бы потому, что из той или иной оценки явления вытекают выводы, касающиеся способов практического действия по отношению к данному явлению. Поверхностные, неверные оценки ведут к ошибочным действиям. Оценки отражают не только интересы и потребности субъекта, но и его самопознание и познание объекта. С развитием материальной и духовной культуры, с прогрессом познания меняются и критерии оценок, следовательно и сами оценки. То, что признавалось полезным, оказывается вредным, красивое - безобразным, хорошее - дурным и т.д. Так как реальность оценивается в рамках определенной культуры, оценки зависят от типа культуры. Оценки относительны в двух планах: они всегда соотносятся с субъектом оценки, а также с характером и уровнем развития культуры и общества.

Как значимость является исходной и самой общей основой ценностного отношения, так и оценка есть самая общая форма его выявления.

Иерархия ценностей. Культура предполагает определенную иерархию ценностей. И попытки выстроить иерархическую систему ценностей культуры предпринимались неоднократно, но, учитывая многообразие культур и мировоззрений, даже в рамках каждой из них создать общепринятую систему ценностей - дело бесперспективное.

Первый вопрос, который возникает при построении такой системы: а что должно находиться на ее вершине? Религия и религиозная философия, естественно, высшей и абсолютной ценностью считают божественное начало мира. В качестве высших ценностей выдвигаются также жизнь, человеческая личность и вообще ценности гуманизма, нравственные идеалы, общечеловеческие ценности, истина, добро, красота. Для Платона вершиной идеального мира было благо. В вопросах о том, существуют ли абсолютные ценности или все они относительны, можно ли говорить о надысторических ценностях или они только историчны, есть ли общечеловеческие ценности или это иллюзия и обман и т.д., также отсутствует единство мнений. Многое зависит от исходных философско-мировоззренческих позиций.

Людям вообще свойственно искать некую абсолютную опору своего бытия, познания, ценностных ориентаций. И это не случайно, ибо если все относительно, то теряется критерий для разграничения истины и лжи, добра и зла, хорошего и дурного и рушатся устои личностного нравственного существования, что психологически невыносимо. Поэтому следует признать справедливым поиск основополагающих ценностей. Представление о человеке, о личности как о высшей ценности - это не гордыня, а признание единственности его индивидуального бытия в этом мире. Этот тезис может стать основой крайнего индивидуализма, но вовсе не обязательно, если признать, что человек таковым становится только в обществе, только в культуре, только во взаимодействии и общении с другими людьми, что способом его бытия является материальная и духовная деятельность. Признание социальной сущности человека снимает противопоставление индивида и общества. Человек не "заброшен" в этот мир, он творит его, живет в мире, который он сам создал, хотя, конечно, физическое время его индивидуального бытия ограничено законами природы. Что же касается историчности высших ценностей, то, бесспорно, все они историчны, ибо каждая эпоха вносит в их содержание нечто свое. Но в них имеется и элемент надысторичности. Так, библейские заповеди - не убий, не укради, не прелюбодействуй - остаются и сегодняшними нравственными нормами, как и тысячи лет назад. И хотя люди всегда убивали, воровали, прелюбодействовали, отказаться от них человечество не может, они являются нравственными ориентирами нормальной человеческой жизни. Но за это время менялись и формы собственности, и отношения людей, и системы ценностей, в рамках которых эти нормы действовали.

Таким образом, к высшим ценностям относятся социальные, нравственные, эстетические, религиозные идеалы и принципы, действующие в качестве духовных ориентиров человеческой - общественной и личной - жизни и деятельности. В следовании им, в их реализации люди ищут смысл своей жизни. Они поднимают человека над уровнем его повседневных материальных потребностей и интересов и тем самым возвышают его как социального субъекта, как субъекта культуры.

Существует также особый объект, не относящийся к культуре, но являющийся для человека абсолютной ценностью. Это - естественная, не тронутая рукой человека природа, Вселенная. Действительно, разве Солнце не является для человека ценностью? Не случайно древние его обожествляли, то есть делали элементом своей культуры. Природа - ценность как естественный фундамент жизни человека, общества, культуры. Это еще одно доказательство нетождественности границ культуры и ценностей. Природа как ценность есть реальный Абсолют.

Анализ ценностей в рамках философии культуры неизбежно наталкивается на проблему добра и зла. Добро - одна из фундаментальных высших ценностей бытия человека, его культуры. Но можно ли считать ценностью зло? Конечно, большинство людей даст отрицательный ответ. Если взять зло в широком смысле как все явления, действия, процессы, негативные с точки зрения идеалов добра, справедливости, гуманизма, то возникают вопросы, относятся ли они, во-первых, к культуре и, во-вторых, к ценностям. Если считать бессмысленным выражение "отрицательные ценности", то тогда к миру человеческих ценностей их отнести нельзя. Такое решение отвечает здравому смыслу. Никакой нормальный человек не назовет воровство культурной ценностью. Если полагать, что культура есть совокупность ценностей, то негативные явления следует исключить из мира культуры.

Однако культура - это все, созданное человеком, значит, и негативное. Отсюда следует, что надо либо пересмотреть исходное определение культуры, либо отказаться от ее отождествления с совокупностью ценностей. И все же в культуре существуют негативные явления. Без пива нет Баварии, без водки нет России. Христианская культура признает и Бога и дьявола, и она тысячелетия билась над проблемой теодицеи - как оправдать существование Бога, если в мире творится зло. Если Бог милосерден и всемогущ, то как он может допустить, что через всю историю тянется кровавый шлейф войн, преступлений, убийств, варварского издевательства над человеком?! Видимо, анализ соотношения культуры и ценностей подводит к аналогичной проблеме: как определить отношение к культуре негативных явлений, принадлежат ли они к культуре или нет. Хотя негативные феномены исключаются из мира ценностей, но они остаются феноменами культуры, как Бог и дьявол в культуре христианства.

Позитивные начала культуры характеризуют ее ценностный аспект. Но никакую культуру нельзя мыслить без внутренних противоречий, столкновения позитивных и негативных начал, добра и зла, человечности и жестокости, участия и безразличия, самопожертвования и эгоизма, святости и преступности. Культура - это сложный и противоречивый мир человека, мир внутренний и предметный, мир деятельности и общения, мир повседневности и высших ценностей. Овладевая ценностями культуры, человек формирует свой духовный облик, делает свою жизнь полноценной. Образование, овладение высотами научного знания и приобщение к миру ценностей культуры - такова стратегия личности на пути к полноценной жизни. Кант писал, что звездное небо над нами и нравственный закон в нас - это высшее, что есть в мире. Этот величественный образ можно трактовать и как выражение единства познавательного и ценностного отношения к миру, которая реализуется, когда человек постигает мир и творит себя как субъект культуры. Человека, его нравственный облик, уровень его культурного развития весьма точно характеризуют его ценностные ориентации, то, что он предпочитает, каковы его жизненные приоритеты, какой путь в своей жизни он выбирает. Эти ориентации проявляются в его деятельности, в общении с другими, в его самооценке и оценках других людей.

Философия в системе культуры.

Философия - мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточно связные, но фантастическое представления об окружающем мире и о самом себе. Знакомство с мифологией позволяет сделать вывод, что на протяжении сотен и тысяч лет люди жили как бы в особом мире грез и фантазий. Мифологическое мировоззрение - независимо от того, к далекому прошлому или сегодняшнему дню оно относятся, - такое мировоззрение (или такая система взглядов на объективный мир и на место человека в нем), которое основано не на теоретических доводах рассуждениях, а либо на художественно-эмоциональном переживании мира, либо -на общественных -иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них. Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающих его от науки, заключается в том, что миф объясняет "все", для него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее ранней, а для современной культуры - архаичной формой мировоззрения. Близким к мифологическому, хотя и отличным от него стало религиозное мировоззрение, развившееся из недр еще нерасчленимого, недифференцированного общественного сознания. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам. Однако в отличие от мифа религия не смешивает земное и сакральное, а разводят их на два противоположных полюса. Философская мысль есть мысль о вечном. Но это не значит, что сама философия внеисторична. Как и всякое теоретическое знание, философское знание развивается, обогащается все новым и новым, содержанием, новыми открытиями. При этом сохраняется преемственность познанного. Однако философской дух, философское сознание - это не только теория, тем более теория отвлеченная, бесстрастно-умозретильная. Научно-теоретическое знание составляет лиь одну (о при этом даже не основную, не главную) сторону идейного содержания философии. Другую, безусловно доминирующую, ведущую его сторону образует совсем иной компонент сознания - духовно-практической. Именно он выражает смысложизненный, ценностро-ориентирующий, то есть мировоззренческий, топ философского сознания в целом. Философия - это рационально-теоретическая форма мировоззрения, которая, выступая рефлексией предельных оснований всех видов человеческо-исторической практики, а) подытоживает, синтезирует ее достижения, формирует миропонимание; б) обозначает, обосновывает векторы индивидуального и социального творчества, задает мироотношение. Из этого следует, что выполнение традиционных функций философии обеспечивается ее теоретико-практической сущностью. Теоретический фрагмент философии - осмысление открывающейся человеку познавательной, социальной и природной реальность в ходе ее духовного, практического и практически-духовного освоения, установление рубежей, горизонтов достигнутого в каждую эпоху в целях его преобразования (приумножения, преодоления) - ответственен за выработку (разработку) нормативно-ценностной основы убеждения людей. В этом рефлексивном плане складывается картона мира: онтологическое допущения, гипотезы существования; принципы, пути познания; место человека в границах природного и общественного целого; смыслы, ценность, приоритеты, жизненные установки, идеалы; целеполагание, целесообразность и т.д.Практической фрагмент философии - деятельностная проекция картины мира - определяет настроенность эмоционально-волевой сферы, принадлежность или предрасположенность субъекта к заданным видам (само) созидания. В этом практикологическом плане оформляются типы жизнедеятельности, осуществляется их апробация, вхождение должного (возможного) в сущее (действительное): целеобразованое, волевые, веровательные интении, программы самореализации, гражданское позиции, реальный смысл о предназначение жизни, и т.д.

Новое на сайте

>

Самое популярное