Домой Приметы и поверья Какой отец герман. Молитва отчитка от бесов отца германа. Затем проводят специальные церковные ритуалы

Какой отец герман. Молитва отчитка от бесов отца германа. Затем проводят специальные церковные ритуалы

Три дня в неделю проходят в одном из храмов Троице-Сергиевой Лавры особые службы. Наместник монастыря отец Герман вымаливает, мажет миром и кропит беснующихся людей. Любопытствующим и психически больным сюда лучше не заглядывать. Здесь лечат болезни духа.

Необъяснимые симптомы

Довольно часто пациентами, которых лечит отец Герман, становятся люди с необъяснимыми болезнями. Человек тает на глазах, теряет силы, еле ходит, но ни один врач не может определить причину и поставить диагноз. Другой случай - постоянная тоска, депрессия вплоть до желания уйти из жизни на фоне вполне благополучной судьбы. Или, наоборот, беспричинные вспышки ярости и раздражения, доходящие до буйства у человека, обычно спокойного и уравновешенного. Могут быть приступы, припадки, симптомы эпилепсии или шизофрении, но без всяких признаков органического поражения психики.

Есть такая болезнь - одержимость

Разгадка может обнаружиться в церкви. Резко негативная реакция на все атрибуты церковной службы - ладан, святую воду, крест, молитвы, иконы, мощи, - свидетельство того, что человеком руководит чуждая ему сила. Еще больший шок может испытать тот, кто, зайдя в храм, вдруг закукарекает или начнет нецензурно выражаться. Все это происходит помимо его воли.

Так личность сталкивается с фактом, что её душой распоряжается какая-то иная сила, независимо от того, верит она в её существование или нет. Отчитка, которую проводит отец Герман, с предельной ясностью показывает характер этой силы. "А ну уйди от меня, поп!" - может вопить басом тонюсенькая девушка, а малыш лет шести способен с такой силой ударить кропящего святой водой священника, что того отбрасывает метра на три. Низкая, злобная, агрессивная - бесы, демоны - является источником загадочных заболеваний человеческого духа, именуемых одержимостью.

Как становятся бесноватыми

Первой причиной того, что люди оказываются во власти демонической силы, является неверие в духовный мир: ни в Бога, ни в черта. Из-за атеистического воспитания одно поколение безбожников сменялось другим, накапливая багаж грехов, - так объясняет отец Герман распространение одержимости в среде постсоветского населения. Человек некрещеный изначально живет по страстям, не признает заповедей Божиих, не получает защиты Святого Духа и попадает во власть духа нечистого.

Верующий знает заповеди и следует им. Но под влиянием лукавых духов и крещеные люди отступают от Бога, совершают греховные поступки. Однако у них есть возможность раскаяться и восстановить связь с Ним в таинстве причастия. Тот же, кто не противится искушениям, грешит и не кается, теряет власть над своей душой, отдает её во власть бесам. Они вселяются в сердце такого человека в момент сознательного совершения бессовестного поступка.

Ещё один комплекс причин одержимости называет архимандрит Герман. Это кодирование, обращение к экстрасенсам, колдовские практики. По сути, это «вселение нечистой силы с полного согласия больного и под его расписку».

А вот выгнать лукавого духа из души - это уже не во власти самого грешника. Здесь нужна сильная молитвенная помощь извне, её-то и оказывает отец Герман. Сергиев Посад - место, куда устремляются тысячи несчастных в надежде вновь обрести власть над своей душой.

Экзорцизм - изгнание бесов

Троице-Сергиева лавра - одно из немногих мест в России, где страдающие одержимостью и беснованием могут получить помощь. Изгнание бесов в церковной практике называется экзорцизмом. В евангельские времена это было доступно только Иисусу Христу. Учеников своих Спаситель учил: «Сей род изгоняется только молитвой и постом» (МФ.17,21). То есть только человеку крепкой веры и святой жизни под силу оказывать помощь в освобождении ближнего своего от нечистой силы.

С первых веков христианства установилась практика: на изгнание нечистых духов получать благословение у церковного иерарха, сан которого не ниже епископского. На Руси с 14 века была распространена молитва на изгнание бесов из богослужебной книги Киевского Могилы. Экзорцизм в России получил название отчитки - это особое богослужение для Сейчас чин отчитки входит в большой требник православных священнослужителей, она признается Православной церковью, но заниматься ею дано не всякому. Далеко не всякому, хорошо ещё, если одному из тысячи.

Нужны ли нам экзорцисты?

Противники чина изгнания бесов в практике православной церкви настроены категорично: «Отчитка отца Германа - это служба, которую нельзя посещать никому». Приводятся многочисленные аргументы, утверждается, что русская церковь никогда не знала этого чина. А что предлагают противники отчитки попавшим в беду людям? Тем, кто уже здесь, на земле, увидел себя в аду и во власти бесов. Молиться, поститься, ходить в церковь, каяться, причащаться, посещать святые места - словом, исправляться и надеяться на милость Божию.

Да! Теперь-то одержимый и готов делать всё, чем раньше пренебрегал, но владеющая им сила не даст приблизиться к Богу. Не всякий батюшка на приходе обладает молитвенной силой для возвращения блудного сына в лоно церкви. Нужна особая служба и люди, способные без вреда для себя совершать её.

Где могут помочь

Отец Герман Чесноков считается ведущим экзорцистом в России, а Троице-Сергиева лавра - самым известным местом, где получают помощь духовно болящие. Еще в советские времена занимался здесь отчиткой игумен Адриан. Лет тридцать назад получил от патриарха благословение на эту службу отец Герман. Лавра, однако, не единственное место, где способствуют духовному исцелению. В 100 километрах от Москвы, в селе Шугаево, служит о. Пантелеимон, в Башкортостане известен о. Симон, проводят отчитки в Калужской и в Горнальском - Курской области; в Нижегородской области такие службы правятся в Оранском монастыре, а в Пензенской - в Свято-Рождественском, что в селе Трескино. В сельских храмах Владимирской области и Татарстана есть священники, которые используют для помощи людям чин отчитки. Всего по России насчитывается до 25 священников, практикующих эту службу, собирающую огромное количество людей. «Жатвы много, а делателей мало» (Мф. 9:37). В лице этих священников православная церковь протягивает руку людям, попавшим во вражеский плен. Почему же их так мало?

Сделал доброе дело - готовься к искушению

В одной популярной православной книге приводится история батюшки, рискнувшего однажды исцелить бесноватую девочку. Не устоял перед просьбами несчастных родителей. После недели усиленного он провел чин отчитки по требнику - и нечистый дух оставил дитя.

Чувство радости сопровождалось невинной мыслью: «И я не так прост, что-то могу». Желание рассеяться и отдохнуть после напряжения духовных сил тоже вполне объяснимо - и батюшка с газетой в руках углубился в чтение городских новостей. Подняв глаза от интересной статьи, он ясно увидел того, кто вышел из девочки. Бес, глядя прямо в глаза, внимательно изучал его. Не помня себя от ужаса, священник помчался к духовному отцу, у которого даже не попросил благословения на эту службу. Надо думать, молитвы духовника смягчили расправу: батюшка был ограблен, избит, лишился всех зубов.

"Без Меня не можете творить ничего"

Абсолютное смирение, которое исключает всякую мысль о своей причастности к успеху - вот условие защиты от нападения нечистой силы. Смирение - это опытное познание своей немощи, служитель стопроцентно уверен, что исцеляет только Христос. «Я не изгоняю бесов, я читаю молитву с просьбой, чтобы Бог помог», - объясняет отец Герман. Отзывы о его службе могут быть различными, но то, что он сильный молитвенник, признают все. Он развивает мысль дальше: служба отчитки не имеет особой философии и не требует сверхъестественных способностей, выполняет он её не по призванию и личному влечению, а по послушанию. Такое же отношение к чину отчитки у отца Симеона из Башкирии - это всего-навсего духовная гигиена, ведь моем же мы руки и чистим зубы.

Другая составляющая безопасности, защиты от нападения бесов - максимальное удаление от всего мирского. В монастыре это выполнить легче. Людям в миру надо быть осторожнее. «Телевидение - источник духовного повреждения», считает отец Герман и включает его в число наиболее распространенных причин одержимости.

Послушание, смирение, отречение от мира с его страстями - казалось бы, ничего сверхъестественного, но так мало служителей, которым это по силам!

Александра Чеснокова

Божественный промысел есть в жизни каждого человека, но не всякий может следовать ему. Череду чудес увидел в своей жизни отец Герман - биография его содержит множество, казалось бы, несовместимых между собой фактов.

Воинская служба в Средней Азии в особом пограничном округе. Времена были неспокойные - шла война в Афганистане. За боевые операции по задержанию лазутчиков Александра Чеснокова (мирское имя отца Германа) хотели даже представить к званию Героя Советского Союза. Чем не начало успешной военной карьеры? Но претендент не был членом КПСС и, видимо, не собирался в неё вступать. Следующий этап - учеба в Московском автодорожном институте, престижном советском вузе. Учился он на экономическом факультете. Автомобили, экономика - образование, которое могло обеспечить интересную работу и успешную жизнь как в советском, так и в постсоветском обществе. Неожиданно для близких и знакомых оно прерывается.

«Моя жизнь - череда чудес»

По совету духовного отца Александр становится слушателем духовной семинарии, а затем академии. Профессор МДА А. Осипов вспоминает, что на его семинарах особенными познаниями Чесноков не выделялся, был простым слушателем, в тонкости богословия не вдавался. А в последний год учебы студент Александр становится послушником Лавры, примеряя на себя монашескую жизнь.

Когда вплотную встал вопрос о будущей жизни: стать монахом или священником в миру, произошёл «эпизод с солью». В нем видно прямое указание на волю Божию. За полчаса до того, как дать окончательный ответ, Александр, сидя в келье, подумал: «Если оставаться в Лавре, пусть у меня кто-нибудь что-то попросит». Тут же раздался стук в дверь, и знакомый иеромонах попросил у него соли. Вопрос был решен, в тот же день состоялось пострижение Александра. Знакомый иеромонах только пожимал плечами: «Никакой соли я у тебя не просил!» В настоящее время несостоявшийся Герой Советского Союза - экзорцист отец Герман. Сергиев Посад - место его постоянного жительства и служения.

Наша служба и опасна, и трудна

Каждую неделю в четверг, пятницу и субботу в полдень в Петропавловском храме, что рядом с Троице-Сергиевой Лаврой, совершается чин изгнания бесов. Раньше он проходил в надвратном внутри монастыря. Несколько сот людей минут 10-15 напряженно ожидают священника. Это опоздание - начало подготовки к нелегкой службе.

Появление священника сопровождается шумом и ропотом в толпе, кое-где плачут, где-то угрожают, слышны рычание, мяуканье, кукарекание, лай, - всё обнаруживает присутствие нечистой силы. Служба отца Германа начинается с длинной проповеди. Она длится 1,5-2 часа, и некоторые уходят уже с неё. Остальные же слушают, затаив дыхание, потому как каждый узнает в обличениях священника свою жизненную историю.

Начинается чтение молитв на изгнание нечистых духов. богослужения, и бесы начинают неистовствовать: воют, рычат, матерятся, визжат. В храме присутствуют помощники батюшки, которые по его знаку выводят «симулянтов» - людей, играющих на публику. По признанию о. Германа, он знает, после какой именно молитвы выходят бесы.

Затем следует помазание миром, окропление святой водой - этим действиям нечистые духи оказывают физическое сопротивление, требуется немалое усилие, чтобы святыня коснулась тела беснующегося человека. "Изыди, отойди, Сатана... Изгоняем тебя именем Бога!" По окончании молитвы о. Герман напоминает, что на отчитке желательно побывать три раза, а затем обязательно участвовать в таинствах соборования, исповеди, причастия.

"Узок путь, ведущий в жизнь вечную"

Беснование и одержимость - это урок, данный Богом человеку, слишком далеко зашедшему по широкому пути греха. Это возможность уже в земной жизни увидеть, чью волю исполняет грешник. Отчитка отца Германа - шанс вырваться на волю из бесовского плена и начать жизнь по Богу. Покаяние, исповедь, причастие, молитвы и следование заповедям - это путь личной борьбы за своё спасение.

Где в России, каких храмах и монастырях изгоняют бесов, лечат порченых и бесноватых?

Изгоняющий бесов

Сейчас в нашей стране только в одном храме разрешено заниматься экзорцизмом, то есть изгнанием бесов из человека, это в ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЕ. Экзорцист отец Герман, изгоняет бесов на своих службах.

В православии обряд изгнания бесов называется отчиткой. Этот ритуал представляет собой чтение специальной молитвы, осенение крестным знамением, а также курение ладаном. Помните поговорку «бежит, как черт от ладана»? Она как раз об одержимых.

Отчитывать имеет право только священник, получивший специальное благословение епископа. Остальные же батюшки, если захотят помочь человеку освободиться от бесовской силы, читают обычную молитву о здравии. В некоторых случаях она тоже помогает.

Во время паломнической поездки в Оптуну пустынь, пришлось поинтересоваться у монахов, может ли кто - либо отчитать бесноватого в монастыре. Оказалось, что монахи — экзорцисты есть, раньше они отчитывали, приходящих к ним за помощью, но в настоящее время церковь запретила им это делать, оставив разрешение на экзорцизм только отцу Герману в Лавре.

Отдельно стоит сказать и о самой молитве, изгоняющей бесов. Она является самой длинной в каноне православной церкви — продолжительностью около 20 минут. Читают ее на старославянском языке. Текст молитвы был разработан и успешно опробован как верное средство от бесов много веков назад. С тех пор ни одно слово в молитве никогда не менялось.

На сегодняшний момент самым известным местом изгнания бесов в России является Свято-Троицкая Сергиева лавра, Надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи Троице-Сергиевой лавры.

Вот только начав интересоваться этим вопросом, возник другой вопрос. Можно ли действительно вылечить бесноватого на такой службе? Отец Герман изгоняет бесов массово, во время службы. А в православной христианской литературе, брошюре об изгнании бесов, купленной в одном храме, я прочитала, что бесов надо изгонять на индивидуальном приеме, т.е. один на один, а не при большом количестве народа, так как бесы могут переселиться в другого человека и.т.п.

***

Об изгнание бесов в Лавре

… «Во имя Отца, Сына и Святаго Духа»… Распятие в руках священника лишь прикоснулось к голове женщины лет 40-45. И вдруг… жуткий звериный рев сотряс благоговейную тишину храма. Женщину неведомой, но страшной силой буквально отбросило от креста. Со всего размаху ее дородное тело рухнуло на пол и забилось в жутких конвульсиях. Толпа, стоявшая до этого настолько плотно, что, казалось, яблоку негде упасть, рассеялась почти мгновенно. Люди, прижимаясь друг к другу, с состраданием и ужасом взирали вниз, на изгибающегося, бьющегося, трясущегося, рычащего человека…

Поверьте, перед вами не отрывок из сценария очередного фильма ужасов. Жизнь, как это часто случается, преподносит сюжеты пострашнее любой фантазии. Описанное событие происходило в реальном измерении всего несколько месяцев назад. Место действия — Троице-Сергиева Лавра, где игумен монашествующей братии монастыря отец Герман проводил свое очередное «отчитывание».

Из истории вопроса

Слово «экзорцизм» наверняка знакомо не каждому современному человеку. В старину на Руси этому мудреному заморскому термину соответствовало более простое, но не менее жуткое определение — "изгнание бесов"!

Практически любая религия, в том числе и христианство, признает существование темных сил — злых духов, демонов, обитающих в астральном мире и подчиняющихся князю тьмы, отпавшему от Бога. В различных откровениях он именуется по-разному — Ариман, Иблис, Сатана. Однако везде его суть определяется одинаково — враг рода человеческого, коварный лжец и богоборец.

Первое упоминание об экзорцизме в христианстве мы находим уже в самом Евангелии. Иисус Христос во время Своей земной жизни неоднократно изгонял трепещущих перед Ним бесов из людей, одержимых этими инфернальными (т. е. адскими) сущностями. Но, пожалуй, наибольшее впечатление производит эпизод Священного Писания, в котором рассказывается, как наш Господь заставил переселиться целое скопище злых духов (помните: «имя нам легион!») в стадо свиней. Обезумевшие от такого неожиданного «соседства» животные побросались с обрыва в море.

Наиболее опытные в духовной жизни адепты христианства иногда получали власть изгонять нечистую силу, повелевая ею именем и силой Христа-Спасителя. Однако практика подобного рода чревата весьма тяжелыми последствиями и во все времена требовала от человека невероятной нравственной чистоты, владения своими физическими инстинктами, аскетических упражнений и подвижнического образа жизни. Далеко не каждый, даже искушенный в духовных битвах воин Христов осмеливался вступить по существу в открытую схватку с силами ада.

"Иисуса знаю, и Павел мне известен "

В наиболее тяжелых битвах с бесами нечистый дух «иммигрировал» в самого заклинателя.

Так, в «Деяниях Апостолов» (19, 13-16) есть рассказ о неких горе-экзорцистах: «Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? — и бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они нагие и избитые выбежали из того дома».

"Сильный поп "

…Во время другого молебна молодая женщина лет тридцати пяти, отворачивая лицо, неожиданно по-собачьи начала махать перед собой руками — до нее дошли легкие клубы воскуренного в кадиле священника ладана.

Трудно описать словами интонации ее голоса, когда она со злобою закричала на отца Германа: «С-старый дур-рак, — и потом, как бы с сожалением в голосе: — У-у… сильный поп!» Привыкший за время своих многочисленных «отчиток» ко всему, пожилой священник приостановился только на мгновение и, стоя в пол-оборота, строгим голосом лишь властно бросил тому, кто, сидя внутри женщины, дерзко изрыгал на него хулу: «Ну-ка, замолчи сейчас же!» Больше этот некто своих соображений по поводу происходящего не высказывал — только глухо и недовольно ворчал внутри женщины.

Бывали и гораздо более серьезные случаи. Одного одержимого привезли в Троице-Сергиеву прикованным к кровати цепями. Когда его еще только подносили к воротам Лавры, он начал страшно буйствовать и рваться из пут. Свои действия он подкреплял самым отборным матом. Словесные конструкции, выстроенные из ненормативной лексики, были такой многоэтажности, что услышать похожие «перлы» можно далеко не в каждой «забегаловке». Успокоение пришло к нему после нескольких часов молитвенного служения отца Германа в храме, куда бесноватого занесли прямо с кроватью.

Ожоги бесноватого, или Почему малыш закричал мужским басом

Обычно на молебнах игумена Германа, совершаемых в церкви св. пророка Иоанна Предтечи, собирается до сотни человек. Среди них, как правило, от трех до пяти одержимых.

Однако отнюдь не на каждом богослужении они присутствуют в обязательном порядке. Если такие люди в храме есть, то «странности» начинаются почти с первыми словами молебна: какие-то невразумительные и испуганные выкрики, охи, ропот, непонятные движения. Дети, в которых присутствует «нечто», начинают беспричинно плакать. При одном только приближении отца Германа один такой малыш взревел настоящим мужским басом и принялся неистовствовать, выдираясь из рук держащей его матери. И это в то время, когда другие ребятишки с радостью подставляли свои личики под омовение святой водой. Многие из них внешне как будто даже светлели, счастливо при этом улыбаясь и прислушиваясь к чему-то таинственному, что свершалось внутри них.

Совсем по-другому ведут себя одержимые. Когда на них попадают брызги святой воды, они корчатся и ежатся, как от ожогов. В процессе службы игумен Герман несколько раз обходит всех присутствующих, помазывая святым миро и окропляя святой водой — каждого индивидуально. Имеющие в себе «аномалию» инфернального характера обычно, с ревом закатывая глаза, отшатываются назад, иногда падают. Упомянутая в начале статьи женщина, пока шла служба, валилась на пол раза четыре. И каждый раз — конвульсии, судороги, рев…

Дама, злословившая священника (пришедшая в храм, как потом выяснилось, с подругой и сыном лет 6-7), в конце службы с трудом подошла к целованию Распятия. Картина была душещипательная: сама она — образ и подобие Божие — тянулась к Кресту, а сидящий внутри нее изо всех сил шарахался от него. Описать эту сцену невозможно. Надо видеть ее своими глазами!

Несмотря на очевидную бестактность, я, не сдержав профессионального журналистского любопытства, подошел к этой женщине с расспросами: «Что вы ощущали? Почему так кричали?» На меня посмотрели исстрадавшиеся усталые глаза: «Не знаю. Все происходит помимо моего желания».

Месть князя тьмы

Бесноватость не заразна, как, например, туберкулез или скарлатина. Но следует помнить об одном: нельзя насмехаться над силами тьмы, даже если вы убежденный материалист и «вольтерьянец»! Сатана, будучи лжецом и обманщиком, не признающим никаких божественных законов, тем не менее хорошо знает их и, как адвокат-крючкотвор, всегда отстаивает права «пострадавшей стороны» перед Богом. Его «кассационная жалоба» апеллирует к изначальной справедливости Создателя, установившего Вселенский закон, перед которым все равны и за праведность и непреложность которого Бога славит вся сущая тварь. В момент нанесения человеком «обиды» Люциферу неважно, что последний взбунтовался против Бога (за это Сатана уже получил наказание — вечное отлучение от Всевышнего с низвержением в Тартар!). Князь тьмы лицемерно вопиет к Богу, как тварь, без повода с его стороны «обиженная» конкретными «словом или действием» отдельного человека.

По справедливости установленного Им Закона, Создатель вынужден предоставить любому «обиженному» право в той же мере воздать «обидчику». Происходит так называемое Божие попустительство силам тьмы. А уж последние ждать себя с местью не заставят: великодушие и благородство — не удел падших ангелов, мстят они жестоко и беспощадно!

Внушение помыслов о самоубийстве, уныние, отчаяние, ненависть, злоба, неприятности в материальной жизни — арсенал велик. Цель одна — порабощение человеческой души! Наиболее оптимальный способ — вселение внутрь человека.

Что говорили прозорливцы о последних временах

Откуда только не тянутся в Лавру, к мощам преподобного Сергия Радонежского православные. Судя по внешнему виду, одежде, речи, за духовным окормлением в Сергиев Посад — столицу всего Русского Православия едут люди и из Молдавии, и из Сибири, и с Урала. Очень много приезжих с Украины. Верующие, часто семьями, проезжают сотни километров специально, чтобы совершить только одно дело — приложиться к святым мощам преподобного Сергия — великого чудотворца и игумена земли Русской. К тем мощам, которые вот уже шестьсот лет пребывают в нетлении и к которым с благоговением прикладывались наши предки еще времен — только представьте! — Иоанна Грозного и Петра Великого. Но, как это часто бывает, многие из нас, десятилетиями живущие всего в часе езды от Сергиева Посада, так ни разу в жизни и не побывали в этой великой отечественной святыне. Мало ли нас таких — погрязших в каждодневной суете?!

Со всех концов России едут сюда люди, кроме прочего, и для того, чтобы попасть к духовным чадам и наследникам преподобного Сергия — к имеющему дар прозорливости батюшке Науму или отцу Герману, изгоняющему на своих службах бесов.

И вот какая мысль пришла мне в голову. На молебны последнего приезжают почти исключительно верующие, религиозные люди, но даже среди них встречаются одержимые. Сколько же таких, неприметно носящих в себе нечистое НЕЧТО, существует среди нас, простых смертных, многие из которых, доживая до белесых седин, так никогда и не узнали дороги к Храму — не нашедших подобно св. апостолу Павлу, своего пути на Дамаск?!

Древние прозорливцы говорили о последних временах, как о жуткой вакханалии, когда бесы перед пришествием Антихриста вырвавшиеся из ада, толпами начнут вселяться в людей, открывших им души своим безбожием, развратом, пороками, злобой, ненавистью, завистью, сребролюбием, эгоизмом и нелюбовью. Оглянитесь вокруг! Разве нравы нынешних времен («O tempere, o mores!») не соответствуют этим описаниям грешных человеков, впервые данные как важнейшая характеристика близости конца Света еще две тысячи лет назад св. апостолом Павлом в одном из его посланий. Официальная церковь, всегда весьма скептически и настороженно относившаяся ко всевозможным домотканым пророчествам о датах Светопреставления, сегодня уже открыто утверждает, что все мы живем в последние времена. О страшном совпадении признаков надвигающегося Конца говорит в своих проповедях и отец Герман. Пожалуй, пора всерьез призадуматься о тленности бытия и будущем наших бессмертных душ!..

Постскриптум

Для тех, кого заинтересовала статья, добавлю, что игумен Герман принимает всех страждущих в храме св. пророка Иоанна Предтечи, расположенном над самой аркой входа в Троице-Сергиеву Лавру (проезд: до станции «Сергиев Посад», далее метров триста пешком ). Службы начинаются каждый день в 13.00. Денег с вас никто не потребует, вход бесплатный. Однако если вы возьмете с собой пять-десять рублей на пожертвования Лавре и милостыню для нищих, то грехом это, прямо скажем, являться не будет.

Перед началом службы необходимо приложиться к мощам преподобного Сергия и попросить в душе его благословения. Можно привезти с собой детей и больных. И возьмите с собой небольшую емкость: молебен отца Германа водосвятный — отольете себе домой немного святой воды.

По поверьям жизнь человека, имеет два начала, одно из которых — физическое, а другое – духовное. Нельзя сказать, что одно из них важнее, так как одно вытекает из другого. В случае плохого физического состояния, человек не будет ощущать духовного равновесия и душевного спокойствия.

Всем давно известно, что в случае плохого физического состояния, необходимо обращаться в больницу. Где люди имеющие специальное образование по возможности приведут в порядок состояние человека. Но вот вопрос, если духовное состояние человека ухудшено, куда можно обратится в этом случае? Говорят, что если болит душа, то на человеке есть порча. Избавляются от такого недуга исключительно с помощью молитв.

Сергиева Лавра, отчитка

Всегда и везде, к отчиткам относились по – разному, кто — то считает, что, порчи как таковой не существует, и это все людские выдумки, а кто – то, свято верит в то, что с помощью наведенной порчи, злые духи могут «уничтожить» человека изнутри.

Отчитки в монастыре — Троице-Сергиевой Лавре. Именно в этом месте, молитвы читаются отцом Германом, над теми людьми, в которых «вселился» бес, или нечистая сила. Божий служитель отец Герман – является православным послушником Господа, и по своей сущности очень добрый, отзывчивый человек.


Отец Герман Сергиев Посад, отчитка

Отец Герман – является искренним послушником Господа, который живем по Божьим законам. Множество случаев, в которых он безвозмездно помогал людям, когда казалось бы помочь уже было нельзя. С помощью него, большое количество людей избавились от бесов, живущих внутри.

Отец Герман производит обряд изгнания бесов в храме Иоанна Предтечи ежедневно без выходных.
Такое действие совершается при помощи молитв, именно сюда, к отцу Герману съезжаются люди как для физического исцеления тела, так и для духовного исцеления души.

Люди приезжают сюда по двум причинам, болезни физического характера, отклонения, недоразвитость;

А также сюда привозят одержимых злыми духами.

На счет одержимости мнения разделились, некоторые считают, что это просто заболевание психического или психологического характера. Другие уверены, что беснование существует испокон веков, и прийти оно может абсолютно к любому человеку. При бесноватости не поможет ни один врач, этот факт доказан и проверен.

Чтение молитв над таким человеком, дает ему возможность полностью избавится от недуга. Каждое слово произнесенное отцом Германом дарит человеку спокойствие, и уничтожает злого духа. Обряд можно совершать лишь только в том случае, когда «больной» сам хочет излечится, и свято верит в то, что все получится. Если же сердце одержимого не чисто, и помыслы у него злые, работать с ним будет сложнее, и для того, чтобы отчитка была результативной необходимо беседовать с ним.


Отчитка при помощи молитв

Когда святые отцы хотят изгнать бесов из одержимого, они проводят читку молитв, составленных еще в 4 веке.
После прочтения молитв, святые отцы принимаются за проведение определенных обрядов.

Помазание;

Кропление святой водицей;

Пронесение креста возле одержимого.

В процессе проведения таких обрядов бесы могут показывать себя различными проявлениями:

    рычание, каркание;

    одержимых может пробить дрожь по всему телу, или непонятные телодвижения.

Случались ситуации, когда «больные» были настолько тяжелыми, что доставлялись к святому отцу уже связанные.


Изгнание бесов

Перед тем, как начинать отчитку должна прочитаться проповедь, в которой будет говорится о причинах болезни, а также состоянии человека в целом.

По церковным понятиям, Иисус использует вселение злых демонов в человеческую душу, с целью наказания. Злые духи могут проходить через стену, сквозь человека, и только лишь по волеизъявлению Господа осесть в людском теле. Злые духи сразу же поражают людские органы.

Духи, могут доставлять человеку адские мучения, предоставлять перед глазами галлюцинации, видения которых на самом деле не увидит здоровый человек. Злые духи проявляют свою волю в виде различных видений и галлюцинаций.


Отчитка от порчи и сглаза

Порча воздействует на человека самым негативным образом, и делает так, что человека беспокоит боль по всему телу, но наряду с болью тела, болит и душа. Молитвы, которые произносятся в процессе изгнания бесов, снятия порчи, и прочего, обладают огромной Господней силой, и максимально сильно влияют и разрушают все зло.

Помимо избавления от зла, молитва дарит человеку чувство спокойствия, и умиротворенности.

Именно смиренность и спокойствие души. Может быть сильной защитой от сглаза и порчи. Ведь когда душа и сердце с Богом, то они и под защитой у Бога.


Отчитка при помощи псалм

Псалмы также становятся методом очистки. Каждый из существующих несет ответ за определенную жизненную сферу.

Против беса – 45, 67;

При болезнях физических – 29, 46, 69;

Защита от наведенной порчи и ведьм – 49, 53, 58, 63, 139.

Отчитать человека в церкви – самый верный и действенный способ против демонов, бесов, и прочего. Ведь Божья сила в слове. Именно слово Божье является гарантией защиты, ведь вера в Бог защитит, и подарит покой.


Место, в котором проводится отчитка отцом Германом

Отец Герман помогает в храме святого пророка Иоанна Предтечи, который располагается над самой аркой входа в Троице-Сергиеву Лавру. Служба проходит ежедневно, и начинается ровно в час дня.

Перед тем, как приступить к службе, необходимо попросить о благословении преподобного Сергия. Разрешается привозить деток, родственников, которые сами не в состоянии приехать по физическим или умственным способностям. Для того, чтобы попросить у отца немного святой водицы, необходимо иметь при себе емкость небольшого размера.

Отчитка отца Германа поможет при любых ситуациях. Когда человек отчаялся, и не знает, как ему поступить в жизни, когда за дело не берется ни один врач, и не помогает ни один психолог, не стоит отчаиваться, отец Герман поможет всем страждущим, и вернет покой в душу и веру в Господа. Не стоит надеяться на собственные силы и предубеждения, не стесняйтесь обратится к Господу. Ведь не зря говорится что мы предполагаем, и только Бог — располагает!

Нередко, люди обращаются к гадалкам, ведьмам и колдунам, для того, чтобы те, сняли порчу или сглаз, однако такой выбор – не правильный! Откройте дверь в сердце Господу, и своей верой — подарите ему возможность помочь вам.

Молится о своем спокойствии вы сможете самостоятельно, однако изгнание бесов, снятие порчи лучше доверить святому отцу. Не стоит обращаться к гадалкам, ведь они такие же люди как и все мы, а вот Бог, он выше, и только он знает, как лучше.
Веруя душой и сердцем в Господню помощь, и помощь святого отца, результат будет гарантировано!


Изгнание бесов - довольно популярная тема. Люди, подозревающие не только одержимость, но и порчу, сглаз или страдающие от тяжелого физического недуга, стремятся попасть на отчитку - особый церковный чин для изгнания бесов. Правильно ли это и что представляет собой экзорцизм в православной традиции - читайте в статье.

В статье:

Изгнание бесов - история обряда экзорцизма

Изгнание бесов или экзорцизм - немаловажная часть богословской науки. В наше время можно отучиться в католическом университете и получить диплом экзорциста. Обряд изгнания бесов из человека очень древний, отсылает интересующегося проблемой к истокам возникновения христианства.

Первым экзорцистом, как указано в Библии, был Иисус Христос . Самое известное библейское сказание из тех, которые касаются темы обряда , гласит, как Иисус Христос выгнал бесов из человека и вселил их в тела свиней. Одержимые животные бросились в пропасть, что подчеркивает опасность состояния.

Изначально даром изгонять бесов обладал только Иисус Христос. Затем навыки получили апостолы (после того как на учеников Сына Господнего сошел Святой Дух). Последователи апостолов - священнослужители, получившие дар. Во все времена людей, способных изгнать Дьявола, было крайне мало.

Отчитки от бесов были популярны в Средневековье. Известно несколько реальных случаев экзорцизма в прошлом веке, большинство с трагическим финалом - смертью священника или одержимого. На Руси первым письменным источником экзорцизма стали датированные XIV веком наставления об изгнании Дьявола авторства Киевского митрополита Петра Могилы. С течением столетий востребованность экзорцистов не уменьшилась, а проблема вселения нечистой силы в людей существует.

Где изгоняют бесов из человека в России и Украине

Троице-Сергиева лавра в городе Сергиев Посад.

Благословение на проведение отчиток имеют священнослужители из древних монастырей. В России есть одно святое место, где проводятся отчитки - Троице-Сергиева лавра в городе Сергиев Посад . Ранее изгнание бесов проводилось в Оптиной пустыне , но недавно монахи получили запрет на отчитку. На Украине таких монастырей больше: Почаевская лавра, Киево-Печерская лавра и другие.

Отец Герман из Троице-Сергиевой лавры - самый известный экзорцист в России. На данный момент только у него есть разрешение на проведение ритуала изгнания бесов. Отчитки у отца Германа - массовые, из-за чего подвержены жесткой критике со стороны других священников.

Известны случаи исцеления во время службы отца Германа, но скептики утверждают, что роль одержимых сыграли нанятые актеры. Мнение подтверждается тем, что часто требуется несколько , если бес достаточно силен, а на отчитках священнослужителя излечиваются за один раз даже прикованные к кровати одержимые.

Киево-Печерская лавра.

На Украине самым известным экзорцистом был отец Василий Вороновский из церкви Святого Михаила во Львове . К сожалению, служитель умер несколько лет назад. Сейчас сеансы экзорцизма проводятся во многих церквях Украины, в том числе в Киево-Печерской лавре и в соборе Святого Юра во Львове . Большой популярностью пользуется монастырь в селе Колодиевка Тернопольской области . Сельские экзорцисты работают бесплатно, считая изгнание своим долгом, но на вопросы о ритуалах не отвечают из-за запрета.

К отцу-настоятелю Варлааму из церкви Благовещенья Пресвятой Богородицы под Киевом приезжают не только со всех уголков страны, но и из-за границы. Священнослужитель проводит индивидуальные и групповые сеансы на протяжении тридцати лет.

Отец Варлаам утверждает, что отличает одержимость от физических и психических заболеваний. Служитель церкви согласен, что отчитка нужна только одержимым Дьяволом, а не страдающим от порч, проклятий и физических болезней. По словам украинского экзорциста, одержимы бывают даже младенцы, которые расплачиваются за грехи родителей.

Как происходит изгнание бесов из человека в церкви

Обряд экзорцизма или изгнание бесов проводится по образцу обряда, проводимого Иисусом Христом. Ритуал описан в религиозной литературе довольно подробно и никогда не менялся, как и тексты, читающиеся множество столетий назад для изгнания нечистого.

Иисус Христос был не только первым экзорцистом, но и создателем единственно верного обряда изгнания бесов в православии и католицизме.

Обряд изгнания бесов в православии называется отчиткой. В процессе обряда происходит осенение человека или группы людей крестным знамением с помощью распятия, прикладывание его к телу, окуривание ладаном, кропление святой водой, чтение специальной молитвы. Экзорцист - особый чин, на проведение которого священник должен получать разрешение, что удается крайне редко.

Молитва, с целью отчитки от бесов, - самая длинная в каноне православной церкви. Прочтение текста обычно занимает около двадцати минут. Слова не менялись на протяжении нескольких веков.

Невозможно прийти в церковь и сразу отправиться на сеанс изгнания бесов. Священник, согласный взяться за сложное и опасное дело, должен получить разрешение от епископа на проведение чина. Если согласия нет, можно только прочесть молитву за здравие больного человека. В некоторых случаях это помогает.

Священник должен убедиться, что дело в происках Сатаны, а не в психическом заболевании. Некоторые духовники умеют чувствовать присутствие нечисти, другие делают тесты с помощью святой воды и распятия, которых боятся демоны. Этот страх и отвращение заметны окружающим всегда. Индивидуальная беседа священника с подозреваемым в одержимости - обязательная часть выявления нечисти.

Если духовное лицо распознало присутствие беса, а разрешение на отчитку получено, из числа близких родственников выбираются свидетели, при которых проводится древний обряд. Перед началом ритуала наблюдатели исповедуются и получают благословение на присутствие при сеансе экзорцизма. Есть строгие правила для отбора очевидцев: люди не должны стать оружием в руках демона, не допускают к страшному зрелищу и слабонервных. Свидетели наблюдают за обрядом и непрерывно читают молитвы.

После изгнания беса (может потребоваться не один сеанс) следует держать пост, молиться как больному, так и его родственникам, заказывать сорокоусты и молебны. Если человек, из которого изгнали демона, не изменит образ жизни в соответствии с христианской моралью, бес может вернуться.

Изгнание бесов из человека - двоякое мнение священников

Мнение представителей духовенства по поводу церковных отчиток разделилось. Одни священнослужители убеждены, что делают полезное дело, изгоняя нечистую силу из людей во время богослужений. Духовники видят в своих действиях пользу, ведь практически на каждом сеансе находятся одержимые, выдающие себя громкими криками, конвульсиями и прочими признаками одержимости бесом.

Большинство священнослужителей считает, что значение экзорцизма преувеличено. Служители церкви убеждены, что отчитки - дань оккультной моде на боязнь порчи и сглаза. На сеансах, по их словам, редко присутствуют настоящие одержимые. Ходят слухи, что бесноватые в церквях - нанятые актеры, но очевидцы их появления на публике это отрицают.

Проведение массовых отчиток - грубое нарушение церковного чина. Экзорцизм проводится только для одного человека священником с разрешением. Присутствие на сеансе в качестве свидетеля требует благословения духовного лица: нельзя зайти в храм и увидеть . Не каждый может быть наблюдателем экзорцизма - требуется крепкая нервная система, хорошее физическое и психическое здоровье, отсутствие тяжких грехов и принадлежность к близким родственникам бесноватого.

Массовые отчитки, по мнению противников среди представителей духовенства, вредны. Каждый человек в какой-то степени одержим бесами, но отчитка нужна только людям, физическим телом которых завладела нечистая сила (на крайней стадии одержимости). Многие пытаются вылечиться от болезней, сглаза и порчи с помощью церковного чина, что неправильно. На сеансах можно не только не избавиться от собственного негатива, но и «подцепить» чужой.

В наши дни существует много споров по поводу отчитки. С одной стороны, часто можно услышать (особенно среди простого народа) рекомендацию пройти отчитку в связи с самыми разными проблемами: пьет человек, плохо учится, не хочет ходить в храм, заболел тяжелой болезнью, испытывает неудачи в личной жизни и т. д. – во всем узреваются происки демонов, от которых предлагают избавиться присутствием на отчитке. С другой стороны, можно услышать крайне критичное и скептичное отношение к этому чинопоследованию, которое воспринимается как абсолютно не нужное и инородное Церкви.

Что же представляет собой отчитка? Как к ней относиться? И кому следует на ней присутствовать?

Отчитка – церковный чин, в котором произносятся особые заклинательные молитвы с целью изгнания из одержимого человека нечистой силы. Применяться этот чин должен в тех исключительных случаях, когда человек оказывается под тотальным воздействием вселившегося в него темного духа и уже не контролирует свои движения и поступки. Допустим, в Евангелии мы читаем о гадаринском бесноватом, который днем и ночью бился о камни, а когда его заковывали в цепи, то он разрывал узы и в беспамятстве носился по пустынным местам. Христос Своей благодатной силой в одно мгновение освободил несчастного от тяжких уз одержимости (см.: Мк. 5: 1–13; Лк. 8: 26–33). Эту-то силу изгонять темных духов Господь передал Своей Церкви.

С пришествием в мир Сына Божия бесы утратили над людьми былую власть. Из Евангелия мы узнаем, что не только Спаситель изгонял нечистых духов из одержимых ими людей, но и Его ученики. «Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем» (Лк. 10: 17), – с удивлением восклицали апостолы, возвратившись с проповеди. А после Своего Воскресения Христос обещал верующим в Него в качестве одного из знамений: «Именем Моим будут изгонять бесов» (Мк. 16: 17). По словам преподобного Нила Синайского, «произнесение имени Божия в бегство обращает демонов» . Тем более что крест Христов стал для демонов нестерпимым мучением. Поэтому заклинание и изгнание темной силы именем Иисуса Христа и крестным знамением – явление в Церкви изначальное.

В середине II века святой Иустин Философ обращался к язычникам со следующим свидетельством: Спаситель «родился по воле Бога и Отца ради верующих в Него людей и для сокрушения демонов. Это и теперь вы можете узнать из того, что происходит пред вашими глазами. Ибо многие из наших, из христиан, исцеляли и ныне еще исцеляют множество одержимых демонами во всем мире и в вашем городе, заклиная именем Иисуса Христа, распятого при Понтии Пилате, между тем как они не были исцелены всеми другими заклинателями, заговорщиками и чародеями, – и тем побеждают и изгоняют демонов, овладевших человеками» .

Как видно из приведенных слов, даже язычники знали о существовании в среде христиан особых лиц, заклинавших одержимых именем Иисуса Христа и тем самым изгонявших из них нечистую силу. В первые века христианства это было одним из служений Церкви. Экзорцисты, то есть заклинатели нечистой силы, получали на то особое благословение епископа. Самочинно браться за это дело не положено, поскольку 26-е правило Лаодикийского Собора гласит: «Не произведенным от епископов не должно заклинать ни в церквах, ни в домах».

Со временем сформировался особый чин, в котором собраны молитвы об изгнании демонов силой имени Иисуса Христа. В требнике он называется «Последование молебное о немощных, обуреваемых от духов нечистых», а в простонародье называется отчиткой. Это чинопоследование приносит реальные плоды. Вот история, случившаяся не так давно. Молодой человек Алексей по непонятным для близких причинам стал крайне агрессивен, к жене и маленькому ребенку теперь относился крайне нетерпимо, начал бить малыша, которому не было и года. Хотя до этого к христианству был вполне благосклонен, теперь всякое слово о вере Алексей встречал крайне враждебно. Родные были очень расстроены столь резкой переменой. Один его родственник поддерживал отношения с насельниками Свято-Троицкой Сергиевой лавры, неоднократно беседовал с монахами о случившемся, и было решено пригласить страждущего на отчитку. Когда его привезли, Алексей даже не захотел выйти из автомобиля, реагируя на каждое слово удивительной агрессией. В другой раз родные пошли на хитрость – предложили вместе посетить какое-то мероприятие, проходившее в музее лавры; машину на этот раз по особой договоренности пустили внутрь обители. Мама страждущего пошла в храм, где проходит отчитка, заказала поминание с именем сына, а Алексею после мероприятия в музее предложили зайти за мамой. Когда они прошли в сам храм, Алексея удалось протиснуть вперед, откуда выйти в связи с самой давкой было уже затруднительно. После невольного участия в молебном пении страждущий испытывал сильную слабость, а через несколько дней это был уже другой человек – от прежней агрессии не осталось и следа, он даже перестал курить и пить, к жене и ребенку стал внимателен и ласков, к Церкви теперь относился благоговейно.

Очевидно, что в данном случае церковное чинопоследование с усиленной молитвой близких помогло страждущему человеку избавиться от реальной одержимости. Кстати, подобным же образом некоторые экстрасенсы, заинтересовавшись феноменом отчитки и решив испытать его на себе, благополучно расстались со своими «чудесными» способностями – для кого-то отчитка послужила первым шагом к жизни в Церкви.

Вместе с тем стоит сказать несколько слов о часто неправильном, почти магическом отношении к отчитке. В наши дни нередко встречается нездорово повышенный интерес к этому чину. Едут сами и везут с собой родных и близких все, кто хоть в чем-то узрел себя и их подверженными злой силе, порче или сглазу. Одна знакомая пожилая женщина все выспрашивала, как бы отвести на отчитку сына, которому перевалило за двадцать, а на вопрос о причине объяснила, что он не хочет учиться, пьет пиво, игнорирует храм и раздражается, когда мать предлагает ему выпить святой воды. Но ведь все указанные симптомы могут выражать личную бездуховность человека, которому в свое время не привили веру, а сам он не испытывает к тому интереса. Понятно раздражение неверующего, когда ему навязывают выпить святой воды или пойти в храм – это далеко не всегда можно отождествлять с беснованием.

Некоторые, по совету других, отчитываются «на всякий случай», по принципу «кто его знает, может, на меня кто-то порчу навел, а отчитка сразу поможет». И стар и млад торопятся снять с себя все наветы и сглазы простым и нехитрым способом – присутствием на отчитке. Здесь мы встречаем удивительную ситуацию – человек вроде бы хочет избежать оккультного на себя воздействия, а сам поступает по магическим принципам – надеется на сам по себе ритуал безотносительно к личному духовно-нравственному исправлению. Иной раз случается и такое, что какой-нибудь тщедушный колдун направляет обратившегося к нему пациента к батюшке, занимающемуся отчиткой: «Он посильнее меня». Повторим, что и к самой отчитке часто относятся как к некоему магическому действию, которое должно само по себе помочь несчастному.

Да, упомянутый чин в необходимых случаях приносит свои плоды. Но часто мы, к сожалению, никак не хотим осознать ту истину, что для улучшения состояния собственной души важно не просто выстоять какой-нибудь древнецерковный чин, а заняться существенным исправлением личной духовной жизни. Блаженный Феофилакт Болгарский писал: «Освободившиеся от бесов еще хуже становятся впоследствии, если не исправляются» . Для этого требуется серьезно подготовиться к исповеди, вспомнив прожитую жизнь с самого детства, ввести себе в правило регулярно молиться дома утром и вечером, еженедельно посещать храмовые богослужения и как можно чаще причащаться святых Христовых таин. Мало этого, нужно постоянно читать духовную литературу, и не только Священное Писание, которое, увы, многие понимают по-своему, но и творения святых отцов, и полезные современные духовные книги, общаться с воцерковленными людьми, чтобы полностью переменилась сама атмосфера жизни. Только существенное изменение как внутреннего склада своей души, так и внешнего строя жизни, когда на первом месте уже будет Бог и исполнение Его заповедей, а на втором – все остальное, способно привести к всецелому освобождению души от влияния темной силы.

Понятно, что невозможно одной отчиткой решить вопрос воцерковления родственника или знакомого, тем самым вложить в него навык к учебе или заставить более серьезно относиться к жизни, поскольку нельзя никаким чином изменить личность без ее добровольного на то согласия и усилия. Если это реальная одержимость, то по вере родных и близких возможен эффект. Но если это свободно избранная, личная позиция человека, то сам по себе чин не поможет. Прочитали над таким человеком молитвы, окропили святой водой, осенили крестом, а он внутри остается прежним, потому что изменяться не хочет.

Более того, во многих ситуациях даже при очевидной одержимости требуется не отчитка, а нечто другое. Всякое демонское наваждение имеет свою причину, которую и нужно устранять. Апостолам, не сумевшим изгнать демона из одержимого юноши, Спаситель сказал: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17: 21). Это значит, что победа над злыми духами возможна лишь при аскетической жизни, благодаря которой христианин освобождается от страстей и получает от Бога благодатную помощь. Эта победа осуществляется только при решительном исправлении своей жизни. Вспомним, что Господь исцеленного Им человека напутствовал заповедью: «Ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5: 14).

Святые люди, например праведный Иоанн Кронштадтский, изгоняли темную силу самыми краткими молитвенными фразами, без специального чина. Это значит, что не столько формально исполненное правило, сколько жизнь по заповедям Божиим, в приобщении Его благодати, страшна темным духам. И потому сама отчитка для тех, кто действительно страждет от нечистых духов, есть лишь вспомогательное средство, своего рода дополнительное условие, которое помогает при полной внутренней решимости жить в согласии с Богом.

Одной инокине, задавшей вопрос о противодействии демонским наваждениям, святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Никаких заклинательных молитв не нужно: они прочитаны над каждой из вас при святом крещении. Нужно предаться воле Божией и признать себя достойным всякого человеческого и бесовского наведения: тогда страхование пройдет само собой. Оно ни от чего так не истребляется, как от глубокого сердечного сокрушения» . Не чинопоследования сами по себе защищают от демонов, а стяжание добродетелей. Высшая добродетель – смирение. Если гордость приятна демонам – именно из-за гордости попускаются человеку несчастья и душевные бедствия, – то смирение, словно огонь, жжет и прогоняет диавола.

Что же касается собственно одержимости, то непосредственное вселение злого духа в человека возможно лишь при особом попущении Божием и когда сам человек расположил себя к этому порочной и легкомысленной жизнью. Еще раз вспомнив слова Евангелия о том, что «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17: 21), можно, рассуждая от противного, заключить, что в человека входят они за его крайнее невоздержание и отвращение от Бога (противоположность поста и молитвы). Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорил: «Нечистые духи не иначе проникают в тела одержимых ими, как овладев наперед их умами и помышлениями. Обнажив умы от одежды страха Божия, памяти о Боге, злые духи нападают на них как на обезоруженных и лишенных Божией помощи и Божия ограждения и потому удобно побеждаемых и наконец устрояют в них жилища, как бы в представленном им владении» .

Людей пугает беснование, видимая беспомощность человека, оказавшегося во власти нечистой силы. Однако мало кто обращает внимание на внутреннюю подчиненность диаволу, к которой мы обыкновенно скатываемся, принимая вражьи помыслы и исполняя его злую волю.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) указывал на возможность двоякого пребывания сатаны в человеке: чувственного и нравственного. Чувственное пребывание – всем известное беснование, когда бес вселяется в человека и мучает его душу и тело. Нравственное пребывание – когда человек является исполнителем воли диавола, то есть постоянно и безудержно грешит; демон, не вселяясь в человека чувственно, овладевает его разумом и волей, соединяется с ним в его духовной сфере . Читатель, наверное, удивится, узнав, что второй вид пребывания – наиболее опасный, потому что влечет человека на вечные муки души, тогда как первый вид может быть попущен Богом как особая скорбь во спасение души человека. Святитель Игнатий писал: «В духовном отношении такое наказание Божие (чувственная одержимость. – В.Д. ) отнюдь не служит худым свидетельством о человеке… Гораздо маловажнее беснование, нежели принятие какого-либо вражеского помысла, могущего навеки погубить душу» . Важно остерегаться сознательного подчинения в своих делах, словах и мыслях воле диавола, уподобляться ему по своей нравственной жизни.

Преподобный Симеон Новый Богослов в одном из своих слов констатировал печальный факт: люди сначала потеряли образ Божий (в своих делах и жизни), а теперь теряют образ человеческий и становятся по образу диавола. В этом смысле нечистый дух может навеки завладеть человеком и легко совершает это, если человек не противится внутренним приражениям невидимого врага. Обыкновенно это происходит незаметно для внешнего наблюдателя, без шокирующих взор проявлений беснования. Так, об Иуде-предателе мы читаем: «Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати» (Лк. 22: 3), – и бывший апостол направился предавать Христа. Напрасно думать, что Иуда сделался бесноватым в полном смысле этого слова. Но как это можно последовательно проследить по Евангелию от Иоанна, Иуда допускает к себе диавола своей страстью сребролюбия (см.: Ин. 12: 6), затем диавол полнее овладевает его сердцем (см.: Ин. 13: 2) и, наконец, решительно вселяется в него, делая его прямым исполнителем своей воли (см.: Ин. 13: 27). Такое бедственное положение было приуготовлено ненасытными страстями, в частности сребролюбием и нераскаянностью.

Всякая греховная страсть по сути есть подчинение лукавым духам. Неконтролируемые вспышки гнева, самомнение с презрением к ближним, сквернословие, доходящее до внутренней потребности в матерных словах, пристрастие к соблазнительным изображениям – это и многое другое есть подчинение души темным силам.

Собственно, душа каждого человека есть вместилище, которое не терпит пустоты. Если ты не созидаешь в себе храм Божий, то станешь обиталищем темных сил. У нас нет иного выбора – либо устроять в своем сердце алтарь Богу, либо оно превратится в мерзость запустения. И потому от духовной активности человека напрямую зависит как устойчивость его души в мире земном, так и благополучие его в мире вечном.

Новое на сайте

>

Самое популярное