Домой Физиогномика лица О духовной нравственности. Духовно-нравственный смысл православных праздников

О духовной нравственности. Духовно-нравственный смысл православных праздников

Методические материалы

в помощь куратору учебной группы по проведению классного часа:

«Духовность, нравственность, смысл жизни человека»

Поликарпов А.А .,

Архитектурно - строительный колледж в составе ГУ ВПО

«Белорусско-Российский» университет

Предисловие


Уважаемый куратор учебной группы!

Данные методические материалы целесообразно использовать при подготовке классного часа по теме: «Духовность, нравственность, смысл жизни человека».

В них раскрывается сущность важнейших свойств личности: духовности и нравственности, которые наряду с другими социальными свойствами, такими как гуманность, патриотизм, трудолюбие, терпимость и другие определяют сущность человека.

Необходимо помнить, что формирование духовности и нравственности может происходить только через процесс самосовершенствования, самоосмысления и индивидуального желания изменить самого себя.

Проблемы духовности, нравственности, духовных и нравственных исканий занимают центральное место в большинстве произведений художественной литературы. Некоторые из этих произведений рекомендуются для изучения и прочтения учащимся.

В материалах приведены также вопросы, на которые должны ответить учащиеся и которые должны способствовать осмыслению ими рассматриваемых понятий.

В своей жизни ты наверняка сталкивался с такими словами как духовность, мораль (нравственность), нравственные принципы, нравственные нормы поведения. А задумывался ли ты над тем, что они означают, каков их смысл, чему они обязывают человека. Ты можешь спросить: «А так ли важно хорошо разбираться в этих понятиях, да и зачем?» Может быть, можно прожить и без них. Кто-то скажет - можно. Но это далеко не так, ибо они являются основополагающими в определении смысла жизни не только отдельного человека (индивида), но и целых поколений.

В христианской религии смыслом жизни человека является движение к вечной жизни, которая наступает после смерти, через духовность, нравственность, веру. Без осознания этого земная жизнь превращается в сон, пустую и праздную мечту, в смерть. «Если живёте по плоти, то умрёте, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (гл.8(13) Послание к римлянам Святого апостола Павла) Ты скажешь: «Но ведь есть люди верующие, а есть и не верующие. Ставят ли они перед собой вопрос о смысле жизни.

Безрелигиозных концепций смысла жизни человека много. В них индивид рассматривается не сам по себе, а как часть целого - человеческого общества. .Человек, согласно философа материалиста К. Маркса отличается от других живых существ более всего тем, что на протяжении своей жизни никогда не достигает поставленных целей и представляет в этом смысле постоянно не реализуемое адекватно существо. Такая неудовлетворённость и нереализуемость содержат в себе побудительные причины творческой деятельности. Поэтому призвание, назначение и задача всякого человека -всесторонне развивать свои способности, внести свой личный вклад в историю, в процесс развития общества и его культуру. В этом и есть смысл жизни.

Понятия духовность, мораль (нравственность), нравственные принципы и нормы тесно связаны с понятием смысла жизни для всех людей, независимо от национальной или религиозной принадлежности.

Что же такое духовность? Духовность—понятие очень широкое, не имеющее созерцания, точки или события, на котором могло бы быть разрешено. Поэтому целью и ценностью является не сама духовность как таковая, а когда духовность становится смыслом и целью самого конкретного человека.

Исходя из этого, духовность понимается как способность, усилие человека расстаться с самим собой, т.е. изменить самого себя. Духовность- это бесконечный поиск собственной сущности и своего предназначения, осознания смысла жизни.

Религиозное понимание духовности, состоит в понимании или неосознанном ощущении основополагающего взгляда на человеческую жизнь, как на вечную духовную ценность, в приобщении к мысли, что «высшая идея на земле лишь одна, а именно - идея о бессмертии души человеческой, ибо всё остальные «высшие идеи» жизни, которыми может быть жив человек, лишь из неё одной вытекают» (Достоевский Ф.М. Дневники писателя за 1876г.ноябрь- декабрь /пол. собр. соч.Т. 24. М., 1982. с.48

Это означает то, что в повседневной жизни человек должен поступать так, как предписано священным писанием, исходя из тех заповедей, которые нам оставил Иисус, учение которого проповедовали Евфросиния Полоцкая, Кирилл Туровский, Климент Смолятич, Георгий Флоренский и др.

Так, например, степени духовной жизни по преподобному Сергию (С. Радонежский) следующие:

  1. «Непреткновенно в православии пребывать и единомыслие друг к другу хранить»- связь веры в бога и доверие друг к другу до единомыслия -одна из самых характерных черт духовности русского народа.
  2. «Чистота душевная и телесная»,- то есть целомудрие, от которого «рождается любовь, а от любви множество благ».
  3. «Любовь нелицемерная»,- то есть единение ради блага, а не ради зла.

Блага, происходящие от любви, преподобный Сергий раскрывает в следующей последовательности:

- «От злых и скверных похотей остерегайся» (борьба со страстью блуда),

- «Пищу и напитки вкушать трезвенные» (борьба со страстью чревообъедения и пьянством)

- «Особенно смирением укрощать себя» (борьба со страстью гнева),

- «От противоречия уклоняться» (борьба со страстями гордости, печали, уныния),

- «И ни во что ставить честь и славу жизни этой» (борьба со страстью тщеславия).

В заключение преподобный Сергий указывает, что должно быть движущей силой духовной жизни: «Но вместо этого (то есть чести и славы земной жизни) от Бога воздание ожидать...». Данное заключение логически сводится к утверждению: нравственность человека в земной жизни может определяться только от того, какова будет его посмертная участь. Нравственно только то, что соединяет человека с богом, это и есть русское понимание духовности, выраженное преподобным Сергием.

А какова же связь духовности и нравственности в светском (т.е. нерелигиозном) понимании. Существует ли она? Безусловно, такая связь существует. Понимание духовности, как процесса поиска собственной сущности, своего предназначения, осознания смысла своей жизни, неразрывно связано с пониманием нравственности, которая базируется на общечеловеческих нравственных ценностях.

Наиболее полно их изложил академик Д.С. Лихачев в своих «Десяти заповедях человечности»:

  1. Не убий и не начинай войны;
  2. Не помысли народ свой врагом других народов;
  3. Не укради и не присваивай труда брата своего;
  4. Не ищи в науке только истину и не пользуйся ей во зло или ради корысти;
  5. Уважай мысли и чувства братьев своих;
  6. Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай;
  7. Чти природу как мать свою и помощницу;
  8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба;
  9. Пусть живёт всё живое, мыслится мыслимое;
  10. 10. Пусть будет свободным все, ибо все рождается свободным.

Эти заповеди человечности очень близки к тем заповедям, которые оставила нам Библия и видные религиозные деятели, что свидетельствует о их неразрывном единстве и позволяет принять за общие нравственные принципы, понять сущность нравственности и нравственных норм. Что же такое нравственность?

Нравственность, её ещё называют моралью, происходит от латинского слова mores-нравы -одна из форм общественного сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей, их действия и поступки. Понятие морали неразрывно связано с понятием нравственных норм, т.е. тех требований, которые общество предъявляет к человеку и человек к самому себе.

Отличие морально-нравственных норм от правовых заключается в том, что они санкционируются не властью закона, а силой обычая, традиций, общественного мнения, сознания человека. Закон нарушить нельзя, ибо неминуемо наступит юридическая ответственность в виде дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. За нарушение нравственных норм такой ответственности не наступает, что порождает в человеке проблему морального выбора -как поступить? Этот выбор будет определяться, личными качествами человека, главными из которых являются духовность, гуманность, патриотизм, вера, доброта и др.

Диалектика взаимосвязи морально-нравственных и правовых норм заключается и в том, что в большинстве случаев правовые нормы являются и нормами моральными. Поэтому нарушение правовых норм является нарушением и норм морали.

Сурова дисциплинарная, административная, и правовая ответственность, но ещё суровей ответственность моральная, ибо человеку приходится держать ответ перед обществом, перед другими людьми, перед самим собой, а верующему человеку ещё и перед богом.

К сожалению, несовершенство нашего общества, несовершенство самого человека, которое заключается в незнании нравственных принципов и отсутствии высоких морально-нравственных качеств, приводит часто к нравственным отклонениям, а иногда толкает человека и на серьёзные правонарушения. Как этого избежать? Существуют ли пути нравственного совершенствования.

Конечно, такие пути существуют. В становлении человека как нравственной личности огромную роль играют обучение и воспитание. Благодаря им, человек получает необходимые знания и навыки, под их воздействием у человека формируются определённые качества и свойства. В ходе обучения и воспитания становление личности происходит целенаправленно, в соответствии с теми установками, которые определены обществом.

Но формирование качеств и свойств личности происходит не только целенаправленно, но и стихийно, под воздействием социального окружения: семьи, друзей и знакомых, тех людей, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни.

Огромную роль в своём совершенствовании, в том числе и нравственном, играет сам человек. Недаром пословица гласит, что человек сам творец своей судьбы. Возможности самосовершенствования безграничны.

В тоже время в жизни человек может совершать «ошибки», которые являются следствием ошибочного морального выбора. В религии эти ошибки связывают с понятием греха, который заключается в невыполнении нравственных принципов и норм. Но через веру, покаяние и молитву, человек может их осознать и коренным образом изменить себя.

Заканчивая разговор о духовности и нравственности, мы можем сказать, что без них не может быть полноценной человеческой жизни, без них понятие человек утрачивает свой смысл.

Литература, использованная при написании методических материалов

  1. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы,- М.,. 1994
  2. Библия. Книга Священного писания Ветхого и Нового завета. Брюссель,1994
  3. Нравственное и патриотическое воспитание в традиции православия/Сборник докладов V Свято -Евфросиниевских педагогических чтений.-Мн.,1999
  4. Традиции и перспективы православного образования в грядущем тысячелетии Материалы VII Свято -Евфросиниевских чтений,-Мн.2002
  5. Формирование у учащихся духовно-нравственных ценностей/Материалы республиканского семинара-практикума.- Гродно,1999
  6. Философский словарь/ Под редакцией И.Т.Фролова.-М.,1981
  7. Философия бытия: познание, общество, человек, ценности культура –М., Современный гуманитарный университет. 2002
  8. Ценностные ориентации белорусской молодёжи на рубеже XXI века. Материалы региональной научно-практической конференции.-Могилев,1998. чем заключается смысл человеческой жизни в религиозном и светском понимании?

Вопросы для самостоятельного осмысления

  1. Какова связь между смыслом жизни и духовностью? Что такое духовность?
  2. Что такое мораль/нравственность? Какова её роль в жизни человека.
  3. В чём заключается смысл нравственных принципов? Назови основные нравственные принципы.
  4. Что представляют собой морально-нравственные нормы и какова диалектика их взаимосвязи с правовыми нормами?
  5. Каковы основные пути нравственного совершенствования человека?
  6. Может ли человек, совершивший нравственные и правовые проступки изменить самого себя.

Художественная литература для самостоятельной работы, в которой затрагиваются проблемы морали, нравственных исканий личности:

  1. Ф.М. Достоевский: «Братья Карамазовы»
  2. Ю. Трифонов: «Обмен», «Старик».
  3. А. Вампилов «Прошлым летом в Челимске», «Утиная охота»
  4. В. Распутин: «Прощание с матёрой», «Пожар»
  5. А. Мрый: «Запискі Самсона Самасуя».

Духовность в российском обществе, особенно в последние десятилетия, претерпевает серьезный кризис. Потеряны старые, советские идеалы, вдохновлявшие весь народ. Новых, им соответствующих, пока еще нет. В общественном сознании существует серьезный разброд. Нет четкой границы между добром и злом, патриотизмом и космополитизмом. А уж что такое бескорыстность - редко кто помнит, особенно представители нового поколения, выросшие после буйных 90-х годов минувшего столетия.

Духовно-нравственное воспитание молодежи в этом смысле имеет особое значение в общественной жизни страны. Каждое вновь появляющееся поколение уже с детства должно понимать истинные, а не наносные духовные ценности Отечества, которые столетиями помогали ему выстоять в самые тяжелые годы, строить свою страну, окрылять ее науку, культуру. Без знания этих ценностей человек не будет иметь ориентиров, которые помогут ему так же достойно, как предки, двигаться дальше. Это - маяк будущего, опора потомков.

Каждый школьник должен осознать высший духовный смысл как собственной жизни, так и всего общества и государства, ибо лишь люди с высокой нравственностью способны разумно организовать свою деятельность и внести в жизнь достойный и позитивный вклад, улучшить ее и сделать в конце концов привлекательной для всех. Особая роль в этом принадлежит педагогике. Она призвана находить адекватные и действенные методы, которые бы не только отвечали запросам дня сегодняшнего, но и заглядывали несколько дальше.

Цели, задачи, проблемы воспитания

Важнейшими темами для духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время становятся те, которые дают учащимся усвоить азы не их обычного, вполне безнравственного, а должного поведения в жизни. К ним относятся:

  • гуманность, которая в школе должна прививаться уже на уровне отношений между учащимися;
  • культура в общении друг с другом;
  • чувство долга - на уровне личных отношений в классе, школе, а также в семье и обществе;
  • трудолюбие - внушение детям мысли, что только так можно чего-то добиться в жизни;
  • экологическое сознание: любовь и бережное отношение к природе;
  • благополучная жизнь в семье, одобряемая обществом;
  • познание окружающего и воспитание самого себя.

Под эти направления подстраиваются стратегические цели духовно-нравственного воспитания и тактические задачи, позволяющие их решить наиболее оптимально.Основная цель процесса, ведущего к духовно-нравственному подъему детской личности, - создание адекватных условий на каждой стадии воспитания, причем не только учителями, но и родителями. Последнее обстоятельство зависит от ряда проблем:

  • отсутствие в современном обществе положительных идеалов, затрудняющее выбор по-настоящему ценностного ориентира подрастающим поколением;
  • аморальные явления в окружающем мире, недостаточно пресекаемые властью и склоняющие молодежь к мнению о вседозволенности;
  • слабая организация досуга и культурных мероприятий с детьми;
  • поверхностное отношение государства и школы к физическому развитию учащихся;
  • недостаточное внимание властей, учителей и родителей к негативным пристрастиям детей. Сюда относятся: алкоголизм, наркомания, курение табака, слишком раннее начало половой жизни. Это приводит к всеобщей распущенности;
  • развращающая информация в СМИ и интернете, склоняющая молодых людей к беззаботному, агрессивному, нездоровому образу жизни, а также к жестокости и экстремизму;
  • чрезвычайно низкая культура речи и поведения в обществе.

Все эти факторы отнюдь не способствуют формированию и развитию личности в духе декларируемых в педагогике идеалов. Школьники, видя на улице, в семье и по телевизору совсем другое, просто не верят своим учителям, несмотря на всю их убедительность и педагогический дар.На то, чтобы преодолеть этот скепсис подрастающего поколения, должны быть направлены все усилия семьи, государства, а с ним - образовательных учреждений.

Самостоятельно дети в силу своей наивности и максимализма сделать это просто не способны. На начальном этапе жизни только взрослые смогут стать их нравственными поводырями и указать возможные ориентиры для нравственного созидания. И чем раньше взрослые сделают это, тем больше вероятность счастливого будущего молодежи.

Детство - наиболее удобная пора, когда еще почти беспрепятственно можно заложить в голову и душу маленького человечка те мысли и чувства, которые помогут ему стойко и радостно строить свою жизнь, опираясь на достойные образцы из прошлого, и не отвлекаться на мелкие дрязги реальности.

Ребенок - существо очень восприимчивое ко всему, что происходит вокруг. Поэтому предпочтительно уже с детства учить его только хорошему. Добро, сочувствие, самокритика, трудолюбие, любовь к людям, животным, природе, понимание проблем, возникающих у других людей, а также многое другое закладывается на ранней стадии жизни. Школа - идеальное место для этого.

Теоретические основы духовно-нравственного воспитания

Воспитать ребенка в духе высокой нравственности - задача сложная. В современной дошкольной и школьной педагогике ее принято решать в трех аспектах:

  • философско-методологическом;
  • психологическом;
  • непосредственно педагогическом.

Философско-методологический аспект обосновывает нормативные основания для духовно-нравственного воспитания детей разного возраста. Поэтому подход к обучению в младших и старших классах должен быть дифференцированным. Из этого положения исходит и разработка методик в преподавании. Они призваны дать ученикам понятие о духовности, нравственности, морали, духовно-нравственном воспитании и развитии, - базовых основах общего образования.

Духовно-нравственное воспитание в данном случае трактуется с точки зрения философии, религии, социологии, культурологии. Всеобъемлющим при этом является междисциплинарный подход к воспитанию, предусматривающий вариативное рассмотрение его с позиций как материализма, так и идеализма.

Задача философских методик духовно-нравственного воспитания - привитие учащимся умозрительного взгляда на мир. Это та позиция, которая позволяет сравнить естественно-научный и религиозный подход к истине, утверждая ее относительность.

Принципами организации учебного процесса становятся при этом воспитание школьников в духе активности, сознательности, научности. Ответы школьников на уроках должны быть последовательными, целостными, преподавание - максимально наглядным: с использованием тематических экскурсий, специально подобранных картин, схем, символов и т. п.

Психологический аспект духовно-нравственного воспитания предусматривает диалог учителя и ученика. Преподаватель должен в обязательном порядке учитывать психологию каждого возраста и, исходя из этого, выстраивать учебный процесс.

В младших классах, в которых обучаются дети, в основе обучения лежит игра. Через игровые ситуации, искусственно создаваемые учителем, ребенок эмоционально осваивает азы духовно-нравственного воспитания. Часть из них позднее входит привычку и становится ведущим мотивом поведения в жизни.

В старших классах вопросы, связанные с духовностью и нравственностью, решаются уже на уровне сознания; они более усложнены и приближены к реальной жизни. Эффективным методом обучения является моделирование проблемной ситуации, выход из которой ученик, как и в реальной жизни, обязан находить сам, исходя из ранее накопленных знаний.

Педагогический аспект в воспитании духовности и нравственности основан преимущественно на аналитике. На первое место здесь выступает сопоставление отдельно взятых ситуаций, почерпнутых из жизни. Ученики при этом оценивают достоинства и недостатки тех или иных вариантов поведения и выбирают самый, на их взгляд, адекватный с точки зрения разбираемого духовно-нравственного понятия.

Направления духовно-нравственного воспитания и развития

В современной школьной педагогике практикуется комплексное воздействие на сознание воспитуемого по нескольким направлениям, каждое из которых отражает ту или иную сторону жизни человека. В их основе лежит отношение к следующим институтам:

  • религии;
  • семье;
  • творчеству;
  • обществу;
  • государству.

Религиозное воспитание формирует в ребенке систему взглядов, связанных с богом, с божественным происхождением всего сущего, задающего человеку самую высокую планку духовно-нравственного поведения. Осуществляется оно посредством:

  • ближайшего окружения, верующего в бога, - членов семьи;
  • школьных педагогов;
  • священнослужителей;
  • религиозных организаций;
  • средств массовой информации;
  • религиозной литературы.

Воспитание прививается на уроках, лекциях, семинарах, религиозных праздниках (в церкви), экскурсиях паломнического характера. Форм воздействия множество. Все они отражают сакральные догмы религиозной конфессии, к которой близок ребенок, и вырабатывают в нем определенные взгляды и стиль поведения в жизни.

Семейное воспитание становится для ребенка одним из основных. Оно в идеале:

  • поддерживает физическое, духовное и моральное здоровье ребенка;
  • обеспечивает ему экономическую и моральную свободу для реализации всех имеющихся возможностей;
  • дает ребенку постигать мир в его разнообразии;
  • формирует эстетическую позицию, чувство прекрасного;
  • создает атмосферу любви, домашнего тепла и уюта, способствующую максимальной самореализации личности;
  • прививает маленькому человеку свои нравственные ценности, культуру, подает пример нравственного отношения близких людей друг к другу: заботы, сострадания и милосердия:
  • задает первые нравственные основы полового воспитания, отношения к другим людям;
  • привлекает к семейным традициям;
  • возбуждает внимание к родословной, цементируя единство поколений;
  • воспитывает в ребенке гражданина, патриота своего Отечества;
  • поддерживает гармоничность в развитии личности подрастающего человека.

Творческое воспитание развивает эстетическую и познавательную сторону детского сознания. На современного школьника, его язык и культуру оказывают влияние культуры других народов. С экранов телевизоров на детей выплескиваются чужие мультфильмы, детективы, ужастики. Их герои становятся героями наших детей, вытесняя наши добрые мультики, наши сказки, наших нравственных героев.

Единственное, что еще прочно сохраняет свое место в сознании детей, -фольклор. Первые примеры устного народного творчества ребенок получает еще в семье. Школа всемерно развивает эту традицию и использует ее в качестве средства:

  • психологического воздействия на учащихся;
  • изучения их эмоционально мира;
  • формирования духовности и высоких нравственных качеств;
  • развития эстетических взглядов;
  • для выработки метафорического мышления с помощью образов русских сказок;
  • увеличения лексикона детей за счет эмоционально-экспрессивных слов.

Социальное и патриотическое воспитание - во многом схожие направления. Истинный патриот и настоящий гражданин - близкие понятия. Оба включают в себя гуманность идеалов, уважение к другим людям независимо от их национальности, а также к закону и власти.

Духовно-нравственное воспитание патриота и гражданина в школе вырабатывает в учениках:

  • привязанность к родным местам;
  • уважение к своему языку;
  • соблюдение интересов общества и государства;
  • стремление к защите Отечества и верности ему в самые трудные минуты.

Заключение

Воспитание в детях духовно-нравственного отношения ко всему, происходящему вокруг, - залог благополучия не только личного, но и общего, в том числе благополучия Родины. В школе оно является ведущим моментом в образовании и делает осмысленным процесс постижения всех остальных наук.

Не секрет, что одна из главных проблем современности - это духовный кризис. Сегодня сложно выбрать идеал, на который можно ориентироваться, тяжело распознать, где истинное добро, а где зло. Настоящие духовные ценности подмениваются ложными. Кризис духовности лишает смысла жизнь наших потомков. Такое важное направление педагогики как духовно-нравственное воспитание призвано находить методы, отвечающие запросам сегодняшнего дня, которые могли бы раскрывать смысл духовных ценностей современным школьникам. Только высоконравственные люди, которых правильно воспитывали, будут стремиться сделать жизнь лучше. О целях и задачах духовно-нравственного воспитания школьников читайте в нашей статье.

Роль и цели

Основная цель духовно-нравственного воспитательного процесса в школе - это создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников. Сегодня это одна из важнейших проблем нашего общества. Нельзя сказать, что сегодня в нашей стране решается весьма успешно. Существуют проблемы , с которыми сталкиваются родители, учителя, да и сами ученики:

  • отсутствие положительных идеалов для подрастающего поколения
  • постоянное ухудшение морально-нравственной среды
  • уменьшение объёмов культурной и досуговой работы с детьми
  • ухудшение физического развития молодого поколения
  • отсутствие действенных механизмов закладывания ориентиров здорового образа жизни
  • негативные факторы (наркомания, табакокурение, алкоголизм, ранние половые контакты)
  • отсутствие культуры поведения и речи (что демонстрируют СМИ в своих материалах)
  • наличие огромного количества негативного контента в интернете и СМИ (порнографии, жестокости, экстремизма, агрессии и т. д.)

Всё вышеперечисленное не оказывает положительного влияния на развитие личности ребёнка, а только лишь мешает усвоению истинных ценностей, осознав которые, ребёнок с верой и надеждой устремляет свой взгляд в будущее. Самостоятельно юная душа не способна найти правильные жизненные ориентиры. Именно мы, взрослые, можем указать путь ребёнку к добру, созиданию, свету. От того, насколько мы вовремя и умело это сделаем, зависит наше будущее.

Ребёнок в какой-то момент покидает страну детства и входит в большой мир, наполненный радостями и страданиями, счастьем и горем, правдой и ложью, участие и бездушием.

Именно в детстве можно заложить способность с радостью идти по жизни и стойко преодолевать препятствия. Дети очень восприимчиво всё чувствуют. Лучше всего с детства детей учить хорошему: добру, сочувствию, пониманию проблем других людей, признанию собственных ошибок, трудолюбию, умению видеть прекрасное, правильному отношению к природе.

«А знаете ли вы, что главное то, что лучшие качества личности должны закладываться в детстве?»

Школьная пора - хорошее время для формирования духовности и нравственности. Духовно-нравственное воспитание проводится с целью формирования высших моральных ценностей , таких как:

  • гуманные (дружелюбные) отношения между детьми
  • чувство долга, ответственности за своё поведение
  • трудолюбие и потребность в труде
  • бережливое отношение к природе
  • ориентация на гармоничную и одобряемую в социуме семейную жизнь
  • культура общения
  • самопознание и самовоспитание.

Духовные ценности школьников

На какой идеал ориентироваться сегодняшним школьникам? Концепция духовно-нравственного воспитания, разработанная для школьников России, гласит, что нужно стремиться стать высокоморальным, творческим, профессионально компетентным гражданином России, который воспринимает судьбу страны как собственную, осознаёт ответственность за государство, воспитанный в Российской Федерации.

Основываясь на вышесказанном, можно определить основные духовные ценности школьников:

  • патриотизм
  • гражданственность
  • свобода, честь, милосердие, справедливость, доверие,
  • стремление к миру во всём мире, межнациональному и межкультурному разнообразию, толерантности, прогрессу и сотрудничеству
  • стремление к знаниям
  • ценность семьи
  • творчество и труд
  • вера и духовность
  • искусство.

На эти базовые ценности необходимо ориентироваться, воспитывая детей школьного возраста, организовывая педагогическое воздействие на них дома и в школе.

Видео о примере духовно-нравственного воспитания в современной школе

Нравственное воспитание в начальной школе

Педагоги считают, что младшие школьники легко воспринимают информацию извне, верят в истинность всего происходящего, а также весьма непосредственны в поведении. Такие особенности положительно влияют на успех в обучении и воспитании детей. Закладывать морально-нравственные основы лучше всего именно в .

Воспитание - двусторонний процесс, суть которого - воздействие учителя и ответ на него ученика. Формирование лучших духовно-нравственных качеств ребёнка заключается в усвоении им морально-этических понятий, в формировании и выражении отношения к тем или иным нравственным или же безнравственным поступкам.

Процесс обучения в школе - это основная среда, где происходит духовно-нравственное становление младших школьников.

«А знаете ли вы, что урок - это место, где ученики коллективно действуют и переживают, накапливая при этом опыт нравственного общения?»

В процессе уроков дети учатся работать самостоятельно, понимать друг друга, сравнивать свои познания со знаниями одноклассников, отстаивать своё мнение, осуществлять помощь и принимать её. Учась, младшие школьники переживают радость открытий новых знаний для себя, досаду в случае неудач и ошибок. Всё это - начало нравственного воспитания, где учителю отводится ведущая роль. Традиционно, моральное воспитание школьников базируется на основе передачи нравственно-духовного опыта. Современный учитель должен организовывать свою деятельность таким образом, чтобы с помощью современных и доступных детям методов прививать им нравственные качества. Учителю младших классов следует помнить, что нравственный компонент должен пронизывать каждый урок. Поэтому при организации педагогической деятельности нужно задумываться, каким образом можно продуктивно повлиять на развитие ученика в мотивационном, интеллектуальном и эмоциональном плане с помощью использования разных приёмов морально-нравственного воспитания.

Старшеклассники

Нравственность старшеклассников - одна из самых актуальных тем сегодня. Почему она требует особого внимания? По причинам, всем нам знакомым:

  • утрата духовно-нравственных идеалов и ценностей в обществе
  • проблематичность самоопределения и самореализации молодого человека.

Сегодня взрослые зачастую равнодушны к тому поколению, которое идёт им на смену. Смена ценностей сегодня происходит далеко не в лучшую сторону, дезориентируя детей, только открывающих для себя многогранность мира. Вполне нормальным считается гражданский брак, а не . Негативное окружение и медиабезграмотность уводит старшеклассников от понимания истинных ценностей. Учитывая эти проблемы, в старших классах нужно уделить особое внимание привитию настоящих ценностей, таких как:

  • нравственность и духовность
  • интеллектуальное развитие
  • ценность семьи
  • здоровый образ жизни.

Воспитывать гармоничную личность старшеклассников можно с помощью различных направлений работы:

  1. Организация волонтёрской и благотворительной деятельности.
  2. Обсуждение вопросов веры и смысла жизни.
  3. Семейное воспитание.
  4. Отношения между разными полами.
  5. Воспитание здорового образа жизни.
  6. Любовь к родине.
  7. Эстетическое воспитание - любовь к прекрасному.
  8. Бесконфликтное общение.
  9. Правильное отношение к труду.
  10. Финансовая грамотность.

Актуальны следующие формы работы : благотворительные акции, выставки, конкурсы, киносеансы, диспуты, круглые столы, экскурсии, беседы и многое другое.

«Совет. При организации воспитательного процесса нужно учитывать возраст и интересы старшеклассников».

Направления работы классного руководителя

Человек, на которого ложится одна из ведущих ролей в процессе воспитания нравственной личности учащегося. Для того, чтобы вести воспитательный процесс в этом направлении успешно, нужно иметь особые личностные качества, позволяющие создать продуктивную педагогическую среду.

Задачи работы классного руководителя:

  • развитие духовности, патриотизма и трудолюбия учеников
  • развитие коллектива школьников на основе нравственности и духовности
  • проведение внеклассной интеллектуальной и познавательной работы
  • исследование личностных качеств школьников, их интересов и склонностей
  • обучение внимательно относиться к здоровью как залогу истинной нравственности
  • взаимодействие школы и родителей с помощью совместных событий, индивидуальной работы, родительских собраний.

Функции классного руководителя при организации целостной программы духовно-нравственного воспитания школьников заключаются в:

  • создании духовно-нравственной среды воспитывающего характера
  • стимулировании здорового образа жизни
  • совместном творчестве воспитанников, предусматривающего многообразные формы работы
  • коррекции индивидуальные путей морального становления каждого отдельного ученика
  • стимулировании самопознания и самовоспитания воспитанника.

Большое значение в воспитательном процессе имеют дифференцированный и индивидуальный подходы.

  • просветительская работа и много другое.
  • Хороший педагогический эффект даёт использование проблемных ситуаций , когда учащемуся предлагается поразмышлять, найти выход из предложенной ситуации, предложить решение проблемы. При работе со школьниками огромное значение имеет развитие их культуры общения: это учит гуманному отношению друг к другу, доверию, взаимопониманию.

    При воспитании нравственности эффективно использование системно-деятельностного педагогического подхода . Его можно использовать, к примеру, при совместном чтении отрывка литературного произведения и его разбора с разных точек зрения. Изучение литературы - одна из основных форм воспитания духовности и нравственности. Обязательным элементом здесь является размышление учеников, обсуждение прочитанного.

    Моделирование ситуаций - ещё она форма воспитания нравственности. Ученики включаются в обсуждение, делятся личным опытом, переживают, осознают ценности.

    Учитель может быть инициатором тематических классных часов и концептуальных мероприятий патриотического, эстетического, духовного (религиозного), фольклорного характера.

    Педагогическая культура родителей

    Педагоги считают, что многих проблем воспитания можно было бы избежать, если бы все родители обладали хотя бы небольшими знаниями в области педагогики. Когда родители обладают педагогической культурой, они способствуют формированию духовной и нравственной личности ребёнка, создавая в семье благоприятный нравственный климат. Такие являют собой положительный моральный пример, который и будет образцом для ребёнка.

    Выводы

    Духовно-нравственное воспитание - один их главных элементов образовательного и, в частности, воспитательного процесса не только в школе, но и в семье. Заботясь о духовности и нравственности, мы способствует тому, чтобы школьник вырос честным, добрым, заботливым, трудолюбивым человеком и смог найти своё уникальное место в жизни.

    Первое, что делает человек, когда становится частью общества, - познает моральные нормы. Что такое мораль? Какой вопрос она задает? Помните, Маяковский писал: «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: "Что такое хорошо и что такое плохо?"» Это как раз о морали.

    Моральные нормы для разных культур разные. Бывает даже так, что то, что вчера принималось как «хорошо» в этом обществе, начинает приобретать некую аморальность, и наоборот - например, легализация однополых браков. Это все потому, что мораль не имеет под собой никакого фундамента. Она строится на человеческих желаниях. Конечно, всегда принимаются во внимание история, культура, но время показывает, что мораль временна, изменчива, прогибается под те или иные интересы общества. Она всегда говорит: «Надо делать»- надо молиться, поститься, трудиться, совершать добрые дела.

    Нравственность же говорит: «Я делаю». Это уже конкретное деяние. Все мы призваны к совершенствованию в себе нравственности. Вспомните Книгу Бытия, где говорится о том, как Бог создал человека: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему (Быт. 1: 26). А дальше читаем: И сотворил Бог человека по образу Своему (Быт. 1: 27). Господь говорит только по образу, не упоминая подобие, потому что подобие - это то, что достигается нашими деяниями.

    Нравственность говорит: «Я делаю» - пощусь, молюсь, совершаю добрые дела, несу социальное служение. Это наши деяния. Этот мир, в основном, сконцентрирован на нравственных ценностях и хочет найти в них духовные стороны. Именно нравственные ценности этот мир и называет духовностью. Вспомните богатого высоконравственного юношу, который подошел к Господу с вопросом - голос сегодняшнего Запада: «Господи, я все сделал, я все совершил. Чего мне еще не хватает?» А Господь говорит: …все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною (Лк. 18: 22). Нравственность всегда подвигает копить земные ценности. А Христос сказал: Не собирайте себе сокровищ на земле (Мф. 6: 19).

    Светский мир видит в христианстве только нравственность и думает, что вся духовность сводится к исполнению заповедей. Это глубочайшее заблуждение. Этот мир не понимает, что такое духовность. А это именно то, что отличает Православие от всех религий. Нравственность говорит: «Не делай ближнему того, чего не сделаешь себе». Об этом говорили еще до Христа - Конфуций, Будда, греческие философы. Так в чем разница между Православием и религиями, которые доказывают, что духовность - это то, что я делаю?

    Духовность всегда задает вопрос: «Зачем я делаю?» Почему я люблю? Чтобы обрести Царствие Божие? Или чтобы избежать будущего гнева? Или еще есть какая-то причина?

    Есть три пути к Богу, как говорят Святые отцы. Первый путь - путь раба. Почему раб совершает ту или иную добродетель? Из страха наказания. Когда человек идет к Отцу рабским путем, то все его деяния говорят, что он бежит от Отца: кто внушил вам бежать от будущего гнева? (Мф. 3: 7).

    Второй - путь наемника. Почему наемник совершает добродетель? За награду. За то, что ему обещано Царствие Небесное. Конечно, он любит Бога, но в его любви нет стремления к обретению Личности Бога.

    Третий путь - путь сыновства. Сын творит добрые дела потому, что его природа такая же, как у Отца. Чем больше мы обожествляемся нашим Отцом (мы знаем, что Христос вочеловечился, чтобы мы обожились), чем больше мы принимаем Его природу посредством Таинства Причастия, тем больше мы совершаем добрых дел не из корысти или страха. Тогда нет торговых отношений, а есть отношения отца и сына.

    Вспомните притчу о блудном сыне (См.: Лк. 15: 11–32). Сын говорит отцу: «Дай мне все мое, что мне принадлежит как сыну». Он получает и уходит. Без отца он все теряет. Без Отца мы не можем сохранить наследие, Царствие Небесное. А что такое Царствие Небесное? Это прежде всего Личность, это Сам Христос. Для большинства религий мира Царствие Небесное - это переживание благодатных состояний, но не соединение души человека с Личностью Бога.

    Когда сын осознал, что без отца, без соединения с ним душой не будет истинной радости, он возвращается. И возвращается он, заметьте, с какими словами? «У отца моего очень много рабов, наемников». Достоинство измеряется осознанием недостоинства. Нравственная сторона всегда кричит о достоинстве, утверждает: «Я достоин». Западное христианство говорит: «Я достоен этого наследия, которое мне дал Отец». Они просят, как сын из притчи: «Дай мне, Отец, мое, потому что мы достойны». А православный человек возвращается к Отцу, осознавая, что не живет во мне ничего доброго (Ср.: Рим. 7: 18). Я хочу сделать что-то доброе, а выходит только злое. Благ только Бог (Ср.: Мф. 19: 17).

    Сын возвращается домой, осознавая себя недостойным называться сыном: «Нет во мне смирения, нет любви». Нет даже нравственности, потому что нравственность - это то, что порождает духовность. А мир говорит наоборот. Даже человек, который начинает воцерковляться, исполняет «букву»: молится, постится, следует нравственным нормам - ждет, когда же из них начнет расти духовность. А она не приходит! Нравственность - это плоды духовной жизни, но никак не наоборот, как думает западное христианство.

    Возвращение сына к Отцу с чувством, что «я не достоин называться сыном, что я иду к Нему как раб, как наемник, и все мои чувства к Отцу, как у раба и наемника, но не как у сына», - это и есть путь православного христианина.

    Отец, видя такое сокрушенное состояние сына, сам выбегает навстречу. Как думают протестанты: «Все равно меня отец простит. Отошел от отца, согрешил, ну ничего, я к нему сейчас приду как сын, и он меня как сына встретит и простит, перстень наденет на палец, и будет радость и ликование». Но жертва Богу - дух сокрушен. Сокрушенный дух и есть та истинная жертва, на которую Бог нам дает в залог Духа. И Христос сказал: должно вам родиться свыше (Ин. 3: 7). Если кто не родится от Духа, тот не будет рожден от Сарры, а будет рожден от Агари, то есть от рабы. Рожденные от Агари - это все те, кто считает, что нравственность - это и есть духовность. И они всегда будут гнать рожденного от Сарры.

    Человека с сокрушенным духом Отец всегда стоит и ждет.

    Помним, чем закончилась притча? Старший сын начинает говорить: «Я всегда делал тебе то и то». Он называет что? Нравственные ценности. Что отвечает отец: «Сын, ты же всегда был со мной. И все мое было твоим» (См.: Лк. 15: 29–31). Но сын пока не может это все воспринять, ибо он с отцом как наемник, раб, он еще не родился свыше. В нем нет духовности.

    Духовность, прежде всего, концентрирует в себе целомудрие. Целомудрие держит всегда себя втайне, хранит себя в тайне от этого мира. Заметьте, когда пришел Христос, Он во всем являл эту тайну. Он говорил, что когда ты молишься, зайди в комнату свою и запри дверь; когда ты творишь милостыню, пусть твоя левая рука не знает, что творит правая, то есть твори тайно. Бог подает духовные ценности - тайно. Отсюда Тайная вечеря, Таинства, притча о Царствии Небесном - сокровище, которое сокрыто. Когда исцелял, Христос говорил: «Смотри, никому не рассказывай. Храни в тайне свое исцеление». Так Он показывал пример целомудрия.

    Так вот чтобы приобрести это сокровище, нужно пойти и продать все. У нас у всех есть эти «духовные дома» - мы их давно выстроили, а теперь реставрируем, красим. Но пока мы не обнищаем, мы не обогатимся. Бог свою силу совершает в немощи, когда ты не видишь за собой ни одного доброго дела. Это и есть духовность.

    Есть такая притча. Жил один муж, который угодил Богу. Он занимал высокое положение в обществе, имел дворец, много земель. И все это он продал. Вырученные средства раздал нищим. Сам жил только на милостыню. И все, что ему подавали, тоже раздавал. И так прошло лет тридцать. Явился ему Ангел: «Угодил ты Богу своей жизнью. Проси у Бога, что хочешь». И этот муж отвечает: «Попроси у Бога, чтобы я не видел за собой ни одного доброго дела». Чего он попросил? Духовности. Нищеты духовной. Это основа, фундамент.

    Итак, духовность всегда спрашивает «Зачем?» Как говорил преподобный Исаак Сирин, «воздаяние бывает не добродетели и не труду, но рождающемуся от них смирению. И если такового не бывает - напрасны все труды и все добродетели».

    Сергий Толстой

    Духовно-нравственный смысл правового поступка в философии Ф.М. Достоевского

    Творчество Ф.М. Достоевского (1821-1881) всегда притягивало к себе внимание исследователей из разных областей гуманитарного знания. Он известен не только как великий писатель, но и глубокий социальный мыслитель.

    Внимание Достоевского к правовым вопросам не раз отмечалось в исследовательской литературе. П. Новгородцев в свое время именно в творчестве Достоевского увидел основы для развития русской философии права. Однако до сих пор этот идейный потенциал остается слабо востребованным современной философскоправовой мыслью. Правовые идеи Достоевского рассматриваются чаще всего в контексте исследования психологии и метафизики преступления. Собственно правовая концепция русского мыслителя не нашла еще должного осмысления в современной философии права.

    Более того, отношение самого Достоевского к возможностям права как эффективного социального регулятора нередко трактуется как скептическое. Действительно, критическое отношение Достоевского к возможностям права по преобразованию социального устройства довольно ясно выражено им во многих высказываниях. Но стоит заметить, что эта критика связана в основном с нормативистским концептом права, в рамках которого право является основным социальным регулятором, скрепляющим общество через законодательно установленные государством нормы. Достоевский не столько отрицает право как социальный регулятор, сколько этатистский образ права.

    Но в его творчестве с достаточной определенностью прослеживаются черты иного образа права, на которые и указывал в свое время П.И. Новгородцев.

    В данной статье предлагается попытка реконструкции правовой концепции Достоевского как концепции «актуального права», в рамках которой понятие правомерного поведения трактуется не столько через связь с категорией правосознания как уважения к закону, сколько через категорию поступка как действия, в котором не просто отражается моральный выбор между правом и неправом, но в котором рождается само право. Именно акцент на поступке позволяет выявить вполне конструктивное отношение Достоевского к праву, но не как государственному установлению, а как социальной норме, открываемой в реальных человеческих отношениях.

    Данные идеи Достоевского вполне адекватны современным поискам в философии права в стремлении преодолеть ограниченность этатистского подхода, сложившегося в советской юриспруденции и продолжающего влиять на современное правотворчество. Хотя именно отказ видеть в человеке (гражданине) творца правовой реальности и порождает как правовою пассивность, так и правовой нигилизм.

    В статье выявляется методологическая значимость вычленения Достоевским поступка в структуре правового поведения человека для обнаружения правовых смыслов в реальности повседневного мира, а не в нормативных предписаниях закона.

    Рассматривая бытие личности в творчестве писателя сквозь призму поступка как совершившегося выбора между правовым и неправовым поведением, мы, в отличие от сложившейся традиции восприятия мыслителя как исследователя причин преступления, делаем акцент на выявлении в его художественных образах и героях его публицистических очерков характеристик правового человека. Человека не отрицающего право, а открывающего его, но не в предписании закона, а в деятельном акте (поступке).

    Ф.М. Достоевский, исследуя правовое бытие человека, открывает его как творца права. Не как носителя правового принципа (И. Кант), и не как проводника абсолютной идеи, подчиняющегося осознанной необходимости (Г. Гегель), а творца правовых смыслов.

    Человек вмещает в себя самые противоположные стремления: от альтруистических порывов, до агрессивного эгоизма. Поэтому равно утопичным является как отказ от права, так и излишний энтузиазм по поводу возможностей права. Человек способен как на бунт, так и на смирение. Требуется не выбор того или другого, а нахождение равновесия. В. Викторович, исследуя данный вопрос, замечает, что «грех Ивана, отвечающего за пролитую кровь отца, проистекает не из природы протеста как такового, а именно из нарушенной им меры правды божьей, или, что то же, внутренней меры совести. Иван преступил эту меру не потому, что он бунтарь, а потому, что бунт, в истоках своих правый, он принял за освобождение от незыблемых законов общечеловеческой (божеской) правды».

    Достоевский художественными средствами предвосхищает данное впоследствии Соловьевым определение права как принудительного равновесия. Принудительное начало в праве требует нахождения меры жизненноконкретной правды, гармонизации противоречащих начал.

    Почвой для равновесия и согласия является не закон, не норма, а сам человек и его труд над собою: «Сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека. Тут дисциплина», пишет Достоевский. Однако закон как внешняя принудительная сила не является дисциплинирующим началом: «провозглашают общие законы, то есть такие правила, что все вдруг сделаются счастливыми, безо всякой выделки, только бы эти правила поступили. Да если б этот идеал и возможен был, то с недоделанными людьми не осуществились бы никакие правила, даже самые очевидные».

    Законы духа лежат не вне человека, а внутри него: «ни в каком устройстве общества не избегнете зла <…>, душа человеческая останется та же <…> ненормальность и грех исходят из нее самой». Нужен труд, повседневный труд по «выделке» себя. «В <…> неустанной дисциплине и непрерывной работе самому над собой и мог бы проявиться наш гражданин».

    Дисциплина является сущностной характеристикой правового человека. У Достоевского дисциплина это не оковы, лишающие человека свободы; а способ достижения человеком целостности. Достоевский критикует право как внешнее принуждение. Но если мы перенесем трактовку дисциплины, как она понимается Достоевским, на характеристику правового человека, то следование праву в этом случае будет означать не подчинение внешнему принуждению, а восполнение я-бытия до мыбытия, не ограничение своей свободы, а включение в свою ценностную систему ценностей «другого», признание за ним права притязать. Вот те методологические следствия, которые мы можем получить, выделив категорию правового человека и соотнеся ее с трактовкой дисциплины Достоевским.

    Право, понимаемое как дисциплинирующее начало не в силу внешнего авторитета правил, а в силу внутреннего принятия найденных культурой и закрепленных в ее нормативной системе смыслов, становится необходимым условием той выделки человека, без которой невозможно достижение социального согласия. Ибо так понимаемое право это смирение не перед авторитетом власти, а перед авторитетом «почвы», то есть духа народа, который и является как источником права, так и основой его легитимности.

    Выделку, дисциплину Достоевский понимал как смирение, укрощение страстей, осознание своих недостатков и раскаяние. «Смирись гордый человек, и прежде всего сломи свою гордость <.> найди себя в себе, подчини себя себе, овладей собой и узришь правду. Не в вещах эта правда, не вне тебя <…>, а прежде всего в твоем собственном труде над собою» 10 .

    Дух смирения предполагает силу, а не слабость характера. В отказе Зиновия (Зосимы) от дуэли проявилась сила его характера, твердость его решимости встать на путь служения Добру, несмотря на возможное осуждение обществом его поступка. Но сила при этом проявилась не через бунт. Он не отрицал самого общества с его правилами, он своим поведением показал возможность иных правил. Следовательно, смирение как дисциплина Духа не только не предполагает подавления личности, подчинения ее внешним правилам, а, напротив, содержит в себе потенциал творчества, преобразования не только внутреннего мира личности, но нормативного пространства вокруг нее, наполняя это пространство духовным смыслом смыслом сопричастности всех со всеми.

    Право должно «открыться» в обществе как нравственное требование, как нравственное отношение, как духовно освященная ценность, которая не навязана человеку другим человеком, а вытекает из самой природы человека как существа, открытого «другому».

    Показательным в этом отношении является подход Достоевского к решению «женского вопроса» в полемике с «Русским вестником». Писатель показывает, что права женщины обеспечиваются не законами: «Разве о законах тут идет дело? Дело о наших домашних нравах, о наших обычаях, о принятых правилах и верованиях» 11 . От наличия законодательного закрепления формального гражданского равенства, на которое ссылается «Русский вестник», в обществе реально не утверждаются права женщины. Именно из формального отношения к вопросу о равенстве вытекают уродливые формы проявления эмансипации, якобы освобождающие мужчину от долга уважительного отношения к женщине. Освобождение женщины это освобождение от нравственной зависимости от мужчины, а не освобождение мужчины от его долга. Именно этот смысл обнаруживается в конкретных ситуациях, когда норма опосредуется культурной традицией (дело мадам Лафарж). Когда судьи, разрешая семейные споры, признают «права мужа на жену» норма о гражданском равенстве бессильна утвердить право жены на частную жизнь. Нужна апелляция не к норме, а к смыслу, к ценностному содержанию культурной традиции. Без отыскания этого смысла не помогут и «века рыцарства».

    «Брак, пишет Достоевский, создала природа: брак есть закон ее, и если в вас осталась хотя одна капля веры в прогресс, то вы не должны сомневаться, чтоб естественный взаимный долг людей одного к другому, равно как мужчины к женщине и обратно, мог когда-нибудь уничтожиться. Вот некоторые другие долги и обычаи не естественные, а выдуманные человеком, часто ошибочно, неумело, глупо, вот те могут уничтожиться. <.> История ведь ничто иное, как картина этого уничтожения и постепенного приближения человечества к законному, естественному, нормальному долгу».

    Равенство достигается не уравниванием в правах, а братским служением. Именно в служении, в отдаче себя ценности, которую человек считает высшей, человек исполняет себя, наполняет смыслом свое существование.

    Достоевский снимает антиномию свободы и равенства через «признание». Свобода проявляется во взаимном принятии «Я» и «другого», причем «другим» может быть не только человек, но и мир. Именно через взаимодействие с «другим» происходит явление свободы, проявление личности, обнаружение себя. Но это возможно только при условии признания в другом равного себе в человеческом достоинстве (не в правах, не формально перед законом).

    В основе правового притязания лежит свобода как возможность действия, гарантированная свободой как ответственностью (осознанно осуществленной возможностью). Равновесие между возможным и должным (правом и обязанностью) осуществляется не через возмещение (воздаяние), а через сотворение (воплощение истины в сущее). Другими словами, справедливость трактуется не через идею воздаяния, а через идею правды, как воплощенной в поступке истины.

    Во «Сне смешного человека» справедливость (воздаяние) как социальная проблема возникает, когда общество отпадает от истины.

    Служение людям заменяется служением справедливости. Оборотной стороной правопоклонничества становится мысль о том, что человеку все обязаны. Он начинает рассматривать счастье, как некий долг, который мир не удосужился ему выплатить. В итоге счастье пытаются взыскать тяжбой (Бурдовский, пытающийся взыскать наследство с Мышкина в романе «Идиот»).

    Право, в логике Достоевского, средство, соединяющее людей, примиряющее. Воздаяние каждому по заслугам не ведет к справедливости, не восстанавливает нарушенного права, не возвращает человека в правовое поле.

    Гражданское общество в социальной концепции Достоевского соединяется потребностью социального служения. Ответственным субъектом публичных отношений гражданин становится не только в силу наделенности его правами и свободами, но и как лицо, ангажированное ценностями своей культуры, заинтересованное в реализации каждого интереса (спастись можно, когда спасется каждый).

    Онтологическим основанием права, условием его существования является свобода. Утверждается же свобода в качестве ценности не в законе, а реальном отношении. Такая постановка вопроса не исключает правового содержания этих отношений. Но правовой смысл задается не государством (не законом), а обществом через задание социально признанных правил, поддержанных культурной традицией, содержание которых создается, выявляется и изменяется в каждодневном, повседневном перекрещивающемся поведении различных «я» с «другими». В этом пересечении взаимодействий находится (обнаруживается) общезначимый смысл нормы не как догмы, идеи должного, рационального принципа, а как правила поведения.

    Смысл правового поступка в нахождении права, в оправдании взаимного притязания субъектов через нахождение общезначимого смысла этих притязаний. В этом случае принятие обязанностей будет свободным, гарантированным не принудительной силой общества как контролирующей инстанции, а общезначимостью найденного смысла, а через эту общезначимость сопричастностью с обществом как равноправной стороной правовой коммуникации.

    Когда праву доверяют, принудительные санкции не требуются. Однако доверие к праву возможно лишь, если право соотносится с высшей целью, если в нем реализуются значимые смыслы, а не просто частные интересы. Правовой поступок это поступок, в котором выявляется правовой смысл правового взаимодействия.

    Внешняя сторона поступка являет результат внутреннего самоопределения субъекта права в мире правовых идей, нравственных ценностей и духовного смыла. Версилов в «Подростке» отказался от наследства князя, несмотря на выигранный процесс и юридическую (соответствующую действующему законодательству) безупречность своего права. Толчком к этому было письмо, не имеющее юридического значения, но проясняющее волю лица, не успевшего оставить завещание. Для Версилова в системе его ценностей правовым смыслом, а значит и юридическим значением, обладает выраженная внутренняя воля субъекта, а не внешнее документальное ее выражение. Его отказ имеет не только нравственное значение, а именно правовой смысл. Именно через его поступок, а не через юридические документы, была реализована воля контрагента правовой коммуникации, не оформленная в свое время юридически. Таким образом, через поступок открывается право. Но этого бы не произошло, если бы смысл данной правовой коммуникации не был бы помещен в систему духовно-нравственных смыслов и ценностных ориентаций личности, участвующей в данном отношении. Проявляя (делая явными) эти смыслы, поступок приобретает и правовой смысл.

    Таким образом, Достоевский показывает, что далеко не любое взаимодействие, опосредованное законом, может иметь правовой смысл. Закон улавливает лишь рациональные аспекты права. Однако правовая норма оживает в реальном взаимодействии, пробуждая правовое чувство. Норма закона будет неэффективна, если не найдет поддержки в правовом чувстве. Дмитрий Карамазов чувствует себя обманутым в правах, несмотря на то, что юридически (то есть по закону) отец ничего ему не должен. Обманутое правовое чувство приводит к тому, что Дмитрий считает теперь себя в праве посягнуть на права отца. Как показывает дальнейшее развитие сюжета, если в коммуникации не было найдено право, то закон уже не удержит от бесправия.

    Поступок это личностно значимый акт, в нем воплощается та или иная ценность. Через него должное утверждается (не познается, а признается) в бытии. Чтобы из ада перейти в рай, требуется не познание ада или рая, требуется признания рая в себе. Чтобы вернуться в правовое пространство, нужно увидеть в себе правду, истину и принять ее. «Не вне тебя правда, а в тебе самом», говорит Достоевский.

    Примечателен в этом отношении диалог Версилова и подростка в подготовительных материалах к «Подростку»: «Что ж с того, что я подл и гадок, истина и без меня истина. Нет, не может без тебя, если только ты веришь. Именно без тебя не может так ты должен рассуждать».

    Лишь проживание правового идеала конкретной личностью делает его действительностью. Если идеал только представляется, достигается только мыслью это утопия, которая в жизни превращается в антиутопию. Выделка человека это и есть вживание в идеал.

    В связи с этим интересна характеристика самим Достоевским одного из своих героев: «.маленькие фанатики, подобные Эркелю, никак не могут понять служения идее, иначе как слив ее с самим лицом, по их понятию выражающим эту идею». Но ведь сам Достоевский тоже сливает идею с личностью. Тот же Раскольников отождествляет себя с идеей. В чем же разница?

    Дело в том, что Эркель отождествляет идею не со своей личностью, а потому идея, даже и воплощенная, ему самому, его собственному сознанию трансцендентна. Она по-прежнему всего лишь отвлеченный идеал, так как остается вне собственного нравственного опыта личности. Служение идее возможно лишь через воплощение ее в своем собственном опыте. Чужой опыт доступен нравственной рефлексии только как имманентный нашему сознанию.

    Идея должна быть пережита внутренним опытом личности, только тогда она получает нравственную оценку. Раскольников примерял идею на себя. Он не был к ней нравственно индифферентен, а потому его личность открыта для нравственного возрождения, которое требует от личности ответственной свободы. Для «малорассудочной, вечно жаждущей подчинения чужой воле натуры» Эркеля идея отождествляется всегда с другой личностью, потому что это не требует нравственного труда, нравственной ответственности. Его сердце не становится полем битвы добра и зла, ибо он сдал позиции злу без боя, отказавшись от свободы. Именно поэтому «чувствительный, ласковый и добрый Эркель, быть может, был самым бесчувственным из убийц».

    Раскольников и Эркель оба убийцы во имя идеи, и тем не менее, это два совершенно разных типа противоправного поведения. Поведение Раскольникова поведение нравственно ответственной личности, субъекта правовых отношений. Поведение Эркеля это поведение управляемого индивида, объекта политического манипулирования.

    В «Преступлении и наказании» разговор студента и офицера о старухе-процентщице завершается принципиальнейшим для Достоевского аргументом, переводящим отвлеченную идею о справедливости из ее идеального бытия в реальное:

    «-Вот ты теперь говоришь и ораторствуешь, а скажи ты мне: убьешь ты сам старуху или нет?

    Разумеется нет! Я для справедливости. Не во мне тут дело.

    А по-моему, коль ты сам не решаешься, так нет тут никакой справедливости!».

    Справедливость определяется не теоретическим рассуждением, а нравственной возможностью воплощения в поступке. Если идея не может иметь нравственного воплощения, она не выражает справедливости. Идея становится отвлеченной не потому, что она не имеет возможности для реализации, а потому, что она не имеет возможности нравственной реализации, не имеет санкции со стороны духовных смыслов.

    Безнравственные действия создают иллюзию борьбы за справедливость до тех пор, пока они представляются деятельностью вообще, безотносительно к конкретному волевому выбору между добром и злом, завершающемуся поступком. Правосознание и правоотношение смыкаются в конкретном правовом поступке, индивидуальном волевом акте. Иначе как через этот акт деятельность не существует. Но и бытие идеала без воплощения в поступке тоже скорее есть небытие.

    Методологическая ценность такого вычленения поступка как первого звена в структуре правого поведения проявляется в анализе отношения Раскольникова к своему преступлению: «-Но ведь ты кровь пролил!» говорит Раскольникову сестра. На что тот отвечает: «Которую все проливают <…> которая льется и всегда лилась на свете <.> и за которую венчают в Капитолии и называют потом благодетелем человечества. Да ты взгляни только пристальнее и разгляди! Я сам хотел добра людям и сделал бы сотни, тысячи добрых дел вместо одной этой глупости, даже не глупости, а просто неловкости, так как вся эта мысль была вовсе не так глупа, как теперь она кажется, при неудаче <.> Этою глупостью я хотел только поставить себя в независимое положение, первый шаг сделать, достичь средств, и там бы все загладилось неизмеримою, сравнительно пользой <.> Но я и первого шага не выдержал, потому что я подлец! Вот в чем все и дело!» 20 .

    Для Достоевского правовое содержание деятельности определяется не отвлеченной целью общественного блага, а нравственною направленностью поступка. Несоответствие поступка нравственному идеалу выявляет и ложь в целях. Неудача первого шага со всей очевидностью показала, что целью поступка было не благо людей, а одна лишь власть. Власть для самого себя: «Не для того я убил, чтобы получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил: для себя убил <.> Мне надо было узнать <.> осмелюсь ли нагнуться и взять [власть. Д. И.] или нет?».

    Всеобщие порядки начинаются с устремленности к этим порядкам единиц, пытающихся сделать их нормой, принципом своей жизни. «Вы скажете, что единицы и десятки ничему не помогут, а надобно добиться известных всеобщих порядков и принципов. Но если б даже и существовали такие порядки и принципы, чтобы безошибочно устроить общество, и если б даже можно было их добиться прежде практики, так, а priori, из одних мечтаний сердца и «научных цифр», взятых притом из прежнего строя общества то с не готовыми, с невыделанными к тому людьми никакие правила не удержатся и не осуществятся а напротив, станут лишь в тягость».

    Итак, анализ Достоевским деятельностной стороны бытия правового человека показывает, что духовная сторона права проявляет себя не только в сознании, а в деятельности, в поступке. Без перехода в действие сознательная рефлексия уничтожает право. Без реализации в поступке, то есть перехода из порядка долженствования в порядок существования право утрачивает духовное содержание, смысл обеспечения общественного союза, единства.

    достоевский социальный право

    Примечания

    1 Новгородцев, П.И. О своеобразных элементах русской философии права // Новгородцев, П.И. Сочинения. М.: Раритет, 1995. С. 373375.

    2 С. Гессен связывал утопизм социальных взглядов мыслителя именно с отрицанием последним права, подменой правовых отношений отношениями братской любви. См.: Гессен, С.И. Избр. соч. М., 1999. С. 624. Подобный взгляд устойчиво поддерживается и современными авторами. О. Соина полагает, что Достоевский видит в праве «.диктат понятия над жизнью, ту бесконечно бедную вещественную форму общественных отношений, когда на поверхность бытия выходит именно частичность человеческой природы, жалкий эмпирический фрагмент всей жизненной целостности». См.: Соина, О.С. Читаем Достоевского: Опыт философского осмысления мировоззрения и творчества писателя / О.С. Соина, В.Ш. Сабиров. Новосибирск: Наука, 2005. С. 234.

    3 В излагаемом в статье варианте позиция Достоевского близка к современный теории «актуального права» [См.: Муравский, В.А. Актуально-правовой аспект правопонимания // Государство и право. 2005. №2. С. 13].

    4 Викторович, В. «Брошенное семя возрастет»: (Еще раз о «завещании» Достоевского) // Вопр. лит. 1991. №3. С. 149-150.

    5 Соловьев, В.С. Оправдание добра // Соловьев, В.С. Сочинения: в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1988. С. 450, 457.

    6 Достоевский, Ф.М. Дневник писателя за 1877 г. // Достоевский, Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Т. 25. Л.: Наука, 1983. С. 47.

    7 Там же. С. 47.

    8 Там же. С. 201.

    9 Там же. С. 47.

    10 Достоевский, Ф.М. Дневник писателя за 1880 г. // Достоевский, Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Т. 26. Л.: Наука, 1984. С. 139.

    11 Достоевский, Ф.М. Ответ «Русскому вестнику» // Достоевский, Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Т. 19. Л.: Наука, 1979. С. 127.

    12 Там же. С. 130.

    13 Такое восприятие права, казалось бы, резко диссонирует с устоявшимся восприятием правовой справедливости как воздаяния, возмещения. Тем не менее, интуиции Достоевского получили в современной науке историческое обоснование. Интересно в этом отношении исследование Г. Берманом формирования западной правовой традиции. Ср.: «Превыше вопроса кто прав и кто виноват, стоял вопрос о примирении враждующих сторон», пишет Берман, характеризуя средневековое европейское право, подтверждая тем самым мысль, что идея права как воздаяния выражает не сущность права, а лишь особенность одной из более поздних его модификаций [См.: Берман, Г.Дж. Вера и закон. М.: Ad Marginem, 1999. С. 63].

    14 Автор одной из современных коммуникативных концепций права Поляков определяет право как полилог «я другой инстанция», в котором участвуют субъекты правоотношений и задающая правовое поле для коммуникации инстанция, которой выступает общество и государство [См.: Поляков, А.В. Общая теория права: Феноменолого-коммуникативный подход: курс лекций. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. С. 205].

    15 См.: Бахтин, М.М. Архитектоника поступка // Социол. исслед. 1986. №2. С. 168.

    16 Достоевский, Ф.М. Дневник писателя за 1880 г. // Достоевский, Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Т. 26. Л.: Наука, 1984. С. 139.

    17 Достоевский, Ф.М. Подросток (рукописные редакции) // Достоевский, Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Т. 16. Л.: Наука, 1976. С. 40.

    18 Достоевский, Ф.М. Бесы // Достоевский, Ф.М. Собр. соч.: в 12 т. Т. 9. М.: Правда, 1982. С. 115.

    19 Достоевский, Ф.М. Преступление и наказание // Достоевский, Ф.М. Собр. соч.: в 12 т. Т.

    1. М.: Правда, 1982. С. 67.

    20 Там же. С. 504.

    21 Там же. С. 407.

    22 Достоевский, Ф.М. Дневник писателя за

    г. // Достоевский, Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Т. 25. Л.: Наука, 1983. С. 63.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное