Домой Что означают сны Храм святой равноапостольной нины на берегу черного моря. Монастырь бодбе Мощи равноапостольной нины находятся

Храм святой равноапостольной нины на берегу черного моря. Монастырь бодбе Мощи равноапостольной нины находятся

Бодбийский монастырь святой равноапостольной Нины

Имя святой равноапостольной Нины в сознании многих людей прочно ассоциируется с Грузией. В восточной части страны – Кахетии – в двух километрах от города Сигнахи, над Алазанской долиной, находится Бодбийский монастырь. Он был основан в IV веке после преставления подвижницы на месте, избранном ею как последнее свое пристанище. И сегодня здесь, в возрождающейся православной обители, в конце XIX века преобразованной в женскую, сестры с радостью встречают паломников и гостей, чтобы рассказать им об апостольских трудах великой святой и вместе с ними помолиться над ее гробницей. Мощи той, которая принесла в древнюю Иверию свет евангельской истины, хранятся под спудом...

Каппадокия – Иерусалим – Иверия: свершилось чудо Божие!

Находящаяся на территории современной Турции Каппадокия поражает своим необычным природным ландшафтом. Каменные столбы «со шляпками», конусовидные скалы, пещеры причудливой формы – всё это образовалось в результате сильных вулканических извержений и последующей коррозии, выветривания. Но на человека верующего, у которого чтение житийной литературы и церковных преданий является таким же излюбленным занятием, как и у его благочестивых предков, более сильное впечатление производит другое. В эпоху раннего христианства первые христиане стали тут строить огромные подземные города, соединенные туннелями, чтобы защитить себя от набегов сарацинов и религиозных гонений. Они вырубали в мягких скальных породах храмы и украшали их расписными фресками, часть которых можно увидеть и сегодня. В III веке Каппадокия стала одним из основных центров христианства, в IV веке здесь уже появились монашеские общины. А скольких великих святых дала эта земля, пропитанная христианским духом! В Каппадокии родились святители Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов. Святой великомученик Георгий Победоносец и святая равноапостольная Нина (которая, как гласит древнее предание, приходилась ему двоюродной сестрой) тоже родом отсюда. Все они были земляками.

.

Из уст святой Нины народы Грузии узнали о жизни ее великого брата. И первая церковь в честь Георгия Победоносца была построена в Иверии (так тогда называлась Грузия) на месте погребения святой Нины. В наши дни, по словам сестер Бодбийского монастыря, в Грузии насчитывается 365 храмов в честь Георгия Победоносца. По числу дней в году, чтобы каждый день славить святого: вместе с Пресвятой Богородицей он считается Небесным покровителем этой страны. Жития угодников Божиих подтверждают: у Господа всегда есть ясный четкий план, касающийся Его избранников, и называется он Промыслом Божиим. Нине было 12 лет, когда ее родители – Завулон, известный как храбрый полководец, и Сосанна (Сусанна), сестра Иерусалимского Патриарха Ювеналия, – вместе с единственной своей дочерью отправились в Иерусалим, продав имение. Промыслительно было отцу девочки, почувствовавшему в душе неодолимое тяготение к пустыннической жизни, взять благословение у Патриарха и уйти к отшельникам за Иордан. А мать Нины была поставлена Патриархом (который приходился ей братом) в диакониссы при Храме Гроба Господня, чтобы служить нищим и немощным женщинам. Дочь она отдала в обучение и для услужения мудрой старице Ниафоре, которая замечательно знала Ветхий и Новый Заветы и немало слышала от иерусалимских священников о жизни Иисуса Христа на земле и о чудесах, совершавшихся Им. И когда Нина узнала о бесшовном хитоне Иисуса Христа, сотканном Пречистой Его Матерью и после распятия Ее Божественного Сына увезенном иверским раввином в далекий город Мцхету, то заветной мечтой отроковицы стало увидеть священную одежду Спасителя. Эта мечта явилась сильным импульсом для ее светлых мыслей и дальнейших решительных действий. Еще старица сообщила Нине две важные вещи: Иверия – первый удел Божией Матери, доставшийся Ей по жребию, который Она тянула вместе с апостолами, чтобы узнать, в каких странах им предстоит проповедовать веру во Христа. Апостолы отправились в путь. А Пречистой вскоре явился Ангел и сказал, чтобы Она оставалась на месте, потому что удел, назначенный Ей, просветится светом благочестия в угодное Господу время. Но к моменту встречи и сокровенных бесед старицы со отроковицей время еще не настало – Иверия находилась во мраке язычества... В житии святой равноапостольной Нины – великая концентрация судьбоносных событий, «исходной точкой» которых было явление Пречистой Девы Марии в тонком сне. Матерь Божия благословила Нину идти в страну Иверийскую, благовествовать там Евангелие Господа Иисуса Христа. А в руках у будущей богопроповедницы остался зримый осязаемый подарок – крест, сплетенный из виноградной лозы. В памяти – слова Богородицы, что этот крест будет ей щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов.


Смертельно опасное путешествие в далекий край; сильная буря во время празднества язычников и низвержение с высокой горы идолов, которым поклонялись грузинский царь Мириан и его народ; исцеление от тяжкого недуга святой Ниной царицы Наны, ставшей после этого ревностной христианкой; исцеление и поистине духовное прозрение ее супруга царя Мириана, замышлявшего по наущению язычников подвергнуть Нину жестоким мучениям; последовавшая вскоре просьба царя Мириана к византийскому императору Константину Великому прислать священников для Крещения народов Иверии, прежде веривших в языческих богов, – всё это надо читать, впитывать, испытывая чувство великой благодарности и признательности той, которая, уже будучи на смертном одре, откликнулась на просьбу своих учениц рассказать о своем жизненном пути. И Саломия Уджармская, невестка царя Мириана, записала всё под диктовку.

Прочная связь с Россией

В 326 году христианство окончательно утвердилось в Иверии. Царя Мириана III стали почитать как первого христианского царя Грузии и позже прославили в лике равноапостольного святого. Много всего – и созидательного, цементирующего фундамент веры, и разрушительного, испепеляющего людские души, – произошло за минувшие века. Но если мы обратимся ко времени, более близкому к нам, то важно вспомнить посещение Бодбийского монастыря русским императором Александром III и его указ возобновить пришедшую в запустение обитель, но уже в новом качестве – как женскую. Первые насельницы приехали сюда из России.


Позже, в 1906 году, по указу императора Николая II обители было присвоено звание первоклассного монастыря. А имена двух его настоятельниц – игумении Ювеналии (Ловенецкой) и ее духовной дочери схиигумении Фамари (Марджанишвили) – образно говоря, золотыми буквами вписаны в историю и Русской, и Грузинской Православных Церквей. Господь судил игумении Ювеналии (Ловенецкой), прибывшей в монастырь во имя Равноапостольной Нины из Москвы, вывести его в число процветающих женских обителей и вернуться домой настоятельницей Богородице-Рождественского женского монастыря. По матери грузинская княжна Тамара (Марджанова) стала ее преемницей по игуменству. Получившая в постриге имя Ювеналия, совсем молоденькая настоятельница продолжила труды своей духовной наставницы по обустройству обители. Вот только пробыть тут Ювеналии-младшей пришлось недолго: последовали угрозы революционеров, появилась опасность для ее жизни. Указом Святейшего Синода она была переведена в Москву. И спустя время по благословению старцев отца Анатолия из Оптиной пустыни и отца Алексия из Зосимовой пустыни игумения княжеских кровей построит в лесу на подмосковной земле Серафимо-Знаменский скит (как сама она его любовно называла – скиточек), в наши дни – место, особо любимое паломниками. Этой обители, разрушенной в годы богоборчества, помогла окрепнуть, встать на ноги и паства московского храма в честь Святого великомученика Георгия Победоносца в Грузинах, члены грузинской диаспоры, живущей в Москве. В возрожденном Серафимо-Знаменском скиту дважды принимали настоятельницу Бодбийского монастыря во имя Святой равноапостольной Нины игумению Феодору (Махвиладзе). Многое постарались сестры показать дорогой гостье из Грузии. В том числе и бесценную книгу-реликвию святителя Игнатия (Брянчанинова) с пометками самой матушки Фамари. Книга была подарена будущей схиигумении Фамари ее духовной наставницей Ювеналией (Ловенецкой) еще в Бодбийском монастыре. В дарственной надписи содержится пожелание полюбить этого автора так же, как полюбила его она.


Настоятельница Серафимо-Знаменского скита игумения Иннокентия (Попова) тоже побывала «с ответным визитом» в Бодбийском монастыре, о чем она поведала в своем интервью , данному порталу «Монастырский вестник» в прошлом году. Один эпизод из той поездки хочется вкратце воспроизвести. В три часа ночи во время молебна у гробницы святой Нины матушка Иннокентия поняла, как сильно она устала, добираясь в монастырь по изнуряющей жаре. Прислонилась к гробнице с мыслью: «Ой, только бы продержаться!» И неожиданно почувствовала, что будто с нее снимают тяжелый груз. Сначала с плеч, затем – с души. И такая легкость появилась! По молитвам к святой Нине она получила духовное подкрепление... Осенью 2016 года сестры Свято-Троицкого Стефано-Махрищского ставропигиального женского монастыря, совершая паломничество по святым местам Грузии, тоже с благоговением поклонились мощам равноапостольной Нины и поделились своей духовной радостью на официальном сайте обители. Огромным утешением для монашествующих и мирян стала канонизация схиигумении Фамари (Марджановой) Священным Синодом Грузинской Православной Церкви. Это произошло 22 декабря 2016 года. То есть за месяц с небольшим до праздника святой равноапостольной Нины, к которому в обеих обителях – грузинской и русской – готовятся с особым подъемом. Игумения Феодора тут же позвонила игумении Иннокентии и сообщила окрыляющую весть.


Икона Богородицы, изрезанная хирургическим скальпелем

Эту волнующую историю рассказала монахиня Бодбийского монастыря мать Мариам (Шония). А услышала она ее от матушек, которые в советское время трудились медсестрами, когда в монастырских стенах размещалась больница (после открытия обители в 1991 году эти шесть матушек, монахини и схимонахини, стали его насельницами). Монахиня Мариам пришла сюда 17-летней девушкой в 1993 году, и вот что она услышала об Иверской иконе Пресвятой Богородицы, привезенной в монастырь в 1905 году со Святой Горы Афон. Находилась святыня в соборе Святого великомученика Георгия, возведенного над местом упокоения равноапостольной Нины. В советской больнице хирург-атеист использовал ее как операционный стол, перевернув ликом вниз. Медсестры говорили ему, что это недопустимо – нельзя так поступать, но врач не обращал никакого внимания на их слова. Ночью женщины заходили в операционную, залезали под стол, чтобы увидеть израненный скальпелем образ Пресвятой Богородицы, и молились. Ночью никто не мешал им молиться. Они горячо просили Господа, Божию Матери и Небесных покровителей поруганной святыни, чтобы канула в лету эпоха безбожия и свет Евангелия, принесенный девой Ниной в Грузию из Иерусалима, снова озарил сердца людей. И дождались богомолицы этого благословенного времени! А изрезанная икона несколько раз мироточила, чему свидетелями стали сестры возрождающегося монастыря. Сегодня к чудотворному образу, который находится в соборе Святого Георгия Победоносца Бодбийской обители, притекает много верующих. Паломники также отмечают ухоженность монастырской территории, где в теплую пору года клумбы, газоны, лужайки предстают перед ними во всей красе. Настоящие произведения современной флористики! И неудивительно: матушка настоятельница в миру была биологом. Она хорошо разбирается в цветах, растениях, очень их любит. Рассказывавшая о монастыре по ее благословению монахиня Мариам сообщила: «Все цветы, которые у нас есть, мы сами выращиваем. Сеем семена поздно осенью в теплицах в маленьких горшках. Потом пересаживаем, делаем пикировку. А ранней весной цветочную рассаду высаживаем в открытый грунт. На это уходит немало сил и времени, а сестер для такой большой обители, в которой когда-то их число доходило до 300, сегодня не так много – 33 вместе с матушкой игуменией. Послушаний у всех хватает, но мы понимаем: дом святой Нины должен быть цветущим оазисом».

Дом святой Нины, или Сегодняшний день монастыря в Бодбе

В монастыре все эти века не было церкви Равноапостольной Нины. Был храм Великомученика Георгия с приделом во имя святой. Сейчас здесь строится собор, где верхний храм будет освящен в честь просветительницы Грузии, а внизу – несколько маленьких храмов. На нижней террасе восстановлен древний источник святой Нины (Ниноцкаро), над которым устроена церковь в честь Святых Завулона и Сусанны, ее родителей. Уже в наши дни на святом источнике произошло немало исцелений. Распорядок жизни Бодбийского монастыря такой: сестры встают в половине пятого утра, а в пять начинается полунощница, затем утреня и после нее – Литургия. На Литургии присутствуют все насельницы. Некоторые после богослужения могут отдохнуть, а другим надо идти в трапезную готовить еду. Поэтому они читают сестринское правило до службы. В половине десятого – трапеза, после которой все вместе моют посуду и в 10.00 расходятся по послушаниям. В 12 часов, в полдень, желающие могут перекусить, выпить чая. В 15.00 сестры служат акафист и молебен у гробницы святой покровительницы обители равноапостольной Нины (или Нино, как ее называют в Грузии с ударением на первый слог). В 15.30 – вторя трапеза, затем все снова идут на послушания. А с половины седьмого до восьми вечера у сестер келейное время. Кто-то отдыхает, кто-то читает правило. В 20.00 начинается вечерняя служба и повечерие. Утром каждый день читается акафист Божией Матери перед чудотворным Ее образом «Иверская». Днем – акафист святой равноапостольной Нине. По средам – акафист святителю Николаю Чудотворцу. По воскресеньям – святому великомученику Георгию. Что касается послушаний, то они, как во многих других монастырях, связаны и с ведением хозяйства, и с просветительской работой. Сестры трудятся в теплицах, на коровнике. И не только сестры. В монастырь приезжают девочки и девушки (начиная с 13-летнего возраста), которые помогают в теплицах, в трапезной. Некоторые из них, по словам монахини Мариам, выросли на глазах сестер, так как бывают здесь по нескольку раз в год во время школьных каникул.


В иконописной мастерской пишутся иконы с золочением. Также сестры занимаются переводами духовной и классической литературы с русского языка на грузинский. К настоящему моменту переведены труд Иосифа Исихаста «Выражение духовного опыта», аллегорическая сказка «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери и «Снежная королева» Ганса Христиана Андерсена – сказка о прекрасной дружбе, любви и вере. Уникальный проект, который сегодня воплощается в жизнь, связан с издательской деятельностью.

Монахиня Рахиль (Буадзе) трудится над древними рукописями, представляющими собой большую музейную ценность. Но для монастыря это, прежде всего, духовная ценность, настоящее духовное сокровище – минеи со службами святым на каждый день года. Мать Рахиль вначале переписывала эти рукописи, взятые из Грузинского национального центра рукописей, затем набирала печатный текст, потом монастырь их издал. Пока только на семь месяцев года. Но дело потихоньку движется... В планах игумении Феодоры – создание сайта, во многом похожего на известный православный портал «Предание.ру», где материалы распределены по разделам. Такое распределение помогает человеку, ищущему смысл человеческой жизни на земле, найти ответы на вопросы, его волнующие. Небесная покровительница монастыря в Бодбе святая равноапостольная Нина была богопроповедницей, приводила людей ко Христу. Вот и сестры, живущие в доме святой Нины, хотят показать путь ко спасению своим современникам, предложив им духовную пищу. Хотят рассказать о молитвенном подвиге и плодах молитвы ярких светильников Православия. Однако для этого им самим следует хорошо знать историю Церкви и понимать духовные законы. Поэтому по приглашению матушки в монастырь приезжал доктор филологических наук Эдишер Челидзе, преподающий в Тбилисской духовной академии догматику. Он известен в Грузии и за ее пределами как авторитетнейший специалист в области богословия. Приезжал сюда ученый-педагог раз в неделю и читал лекции, на которых присутствовали все насельницы обители. Им также запомнились и его замечательные лекции по истории Греции, что вызвало желание выучить греческий язык. Желающие знать иностранные языки учат русский и английский, чтобы рассказывать гостям из-за рубежа о монастыре, а на источнике святой Нины объяснять, как совершать омовение: надеть хитон и трижды с молитвой окунуться в купель. Еще матушка настоятельница ввела в практику такую интересную форму углубленного изучения Библии, как знакомство с толкованиями псалмов. Каждая сестра по послушанию должна прочитать толкования того или иного псалма и познакомить с ними остальных. Занятия проводятся по средам и четвергам. Иногда во время них вспыхивает полемика, и это тоже положительная сторона обучения – желание дойти до истины.


Сегодня национальный состав насельниц в Бодбе таков: все монашествующие – грузинки и одна послушница – украинка. Самой младшей сестре – 22 года. Самой старшей – послушнице-украинке – 93. Правда, последняя всю жизнь прожила в Грузии, работала в мастерской, а когда осталась одна, то ее – это было около десяти лет назад – взяли в монастырь. Рано утром сестры идут в храм, а у нее в келии свет горит. Она все свои силы направляет на молитву. Молитва – это дыхание христианина, это его жизнь, его суть. Духовным подкреплением для сестер становятся визиты Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II и праздничные богослужения, совершаемые епископом Бодбийским Иаковом с сонмом священнослужителей из разных епархий. А также мудрые наставления духовника архимандрита Лазаря (Грдзелишвили), который подвизается в мужском монастыре в честь одного из Тринадцати святых ассирийских отцов Стефана Хирсского и окормляет сестер обители. Согревают душу многих насельниц воспоминания об архимандрите Гаврииле (Ургебадзе), которого называют «большой любовью ХХ века». Преподобноисповедник Гавриил, прославленный в лике святых Грузинской Церковью 20 декабря 2012 года, бывал в Бодбийском женском монастыре, и уже тогда некоторые сестры смотрели на него как на святого. Чувствуя это, он начинал юродствовать, чтобы скрыть духовные дары, данные ему Богом. Матушка Феодора особенно хорошо помнит старца. Тут надо сказать, что в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века ухудшение экономической ситуации и неблагоприятное финансовое положение обострили социальные проблемы внутри Грузии. Преступные группировки, отсутствие электричества и воды, высокие цены, безработица и низкие пенсии, погромы государственных учреждений, нападения на воинские части с целью захвата оружия – вот краткая характеристика тех лет. Да еще грузинско-абхазский конфликт. Матушка Феодора в то время подвизалась в женском монастыре во имя Равноапостольной Нины в Самтавро, а отец Гавриил поселился неподалеку. И, по ее воспоминаниям, не давал сестрам спать по ночам. Звонил, спрашивал: «Как вы можете спать, когда Грузия в крови?» Будил всех на молитву...


Крест равноапостольной Нины из виноградной лозы, на стыке перекладин переплетенный волосами святой, находится в Сионском кафедральном соборе Тбилиси в честь Успения Божией Матери. Святыня помещена в серебряный киот, на его крышке изображены чеканные сюжеты из жития святой Нины. А хитон Господень, снятый со Спасителя перед самым Его распятием, по преданию, хранится под спудом в Мцхетском Патриаршем кафедральном соборе Светицховели (переводится как Животворящий Столп) во имя Двенадцати апостолов. Тысячи и тысячи паломников со всего мира приезжают в Грузию поклониться этим величайшим христианским святыням.

Материал подготовили: Екатерина Орлова, Нина Ставицкая

В материале также представлены снимки из монастырского архива

Бодбийский монастырь , на самом деле, именуется монастырём святой Нины и, как понятно из названия, находится в грузинском селе Бодбе, что расположилось всего в 2-х км от Сигнахи в Кахетии. Это очень красивое место, занимающее огромную площадь, на которой разбиты цветники, ухоженные лужайки, церковные постройки, подсобное хозяйство, виноградники, целебный источник и конечно же останки просветительницы Грузии святой равноапостольной Нины.

Этот монастырь является очень знаковой святыней в православном мире, поэтому паломники приезжают сюда со всего мира, особенно 14 января, когда здесь отмечается храмовый праздник. Монастырь Бодбе, парящий над Алазанской долиной, будет интересно посетить и обычным людям: посмотреть на величественные здания, побродить по красивейшим аллеям и полюбоваться на хребты кавказских гор.

Немного истории и легенд

Жизнь Нины

Стоит упомянуть, что Нина была родом не из Грузии, а её отец был знатным римским полководцем, который был женат на сестре иерусалимского Патриарха, и являлась единственным ребёнком своих родителей. Когда ей исполнилось 12 лет, её родители раздали все свои богатства и имущество нищим и двинулись в путь, который привёл их в Иорданскую пустыню, где и уединился отец, а мать стала помогать сирым да убогим. В итоге родной дядя отдал её на воспитание доброй христианке из Вифлеема.

Спустя 2 года, Нине было ведение, в котором Пресвятая Богородица благословила её на распространение христианства на территории Грузии. Так она и попала в село Бодбе, где на горе разбила свою палатку и жила в ней, неся свою веру человечеству, параллельно помогая людям излечивая их от различных недугов. Среди её спасённых была и царица Нана, которая уверовала вместе со своим мужем Мирианом, что и послужило тому, что грузинский народ вскоре принял христианство в реке Арагви у Мцхеты.

Из всего этого следует, что христианство в Грузии существует где-то с 326 года, а крещение Руси произошло лишь через 662 года - в 988. Поэтому не удивляйтесь, что грузинский народ столь сильно предан своей вере, что даже любой таксист незаметно перекрестится проезжая мимо малюсенькой церквушки.

После этого знаменательного события, св. Нина вернулась в Бодбе, где, спустя непродолжительное время, и умерла. И хотя её похоронили там же, царь Мириан решил перевезти её мощи в древнюю столицу Грузии - Мцхету. По одним данным пара волов, а по другим 200 человек не смогли сдвинуть с места карету с её телом. В итоге от транспортировки из Бодбе отказались и захоронили её на том месте, где стояла её палатка, а перед своей смертью, царь Мириан, наказал жене, кабы она половину казны отдала на возведение храма над могилой святой - к сожалению, он не сохранился до наших дней.

История монастыря

По древним записям удалось установить, что после кончины святой Нино, в начале IV века, над её могилой в Бодбе был воздвигнут храм, а рядом появился монастырь - его постоянно достраивали и расширяли приходящие на смену друг другу цари.

К этому месту крайне почтительно относились не только грузины, но и даже татаро-манголы, которые грабили и разрушали всё на своём пути, но не тронули усыпальницу, в отличии от храма, который серьёзно пострадал от их набега.

Монастырь святой Нины в XV веке становится настолько популярным и значимым местом, что в нём начинают короновать кахетинских царей.

В XVII веке персидский шах Аббаса I разоряет Бодбе, а кахетинский царь Теймураз I восстанавливает монастырь и открывает там духовную семинарию, хранящую в себе одно из самых больших в стране собраний книг на религиозную тематику.

С XVIII века обитель перепрофилируется в мужской монастырь, с большим количеством монахов.

После 1811 года Бодбийская епархия была упразднена указом из Российской Империи и монастырь пришёл в упадок. У него забрали большинство земель, перевели на гособеспечение, а присматривать за ним осталось всего несколько монахов. Не смотря на все эти трудности, в это время над реставрацией усыпальницы и комплекса в целом, трудится известный иконописец и аэрограф, Михаил Сабинин.

В 1889 году, Российский Император Александр III, посещает Сигнахи и настолько восхищается здешней природой, что повелевает открыть в Бодбе женский монастырь. Буквально сразу же приступили к его реставрации и восстановлению, возвратили отобранные земли, открыли школу живописи и рукоделия, а первыми монахинями стали 12 женщин из различных регионов Российской Империи.

Жизнь кипела и бурлила, количество сестёр достигло 300 и всё шло хорошо, пока в 1924 году не пришли большевики и полностью не разорили монастырь, превратив его в больницу. Лишь в 1991 году нашлись силы и средства для начала восстановления и возрождения Бодбийского монастыря.

Что там можно посмотреть?

Приехав на стоянку у главных ворот, можно беспрепятственно заходить на территорию монастыря или перекусить в трапезной "Пилигрим" у парковки.

Внутри вы сразу попадаете в довольно красивый и ухоженный парк с высокими кипарисами, мощёнными дорожками, каменными стенами и вьющимся по ним плющом.

В центре всего этого скромно стоит кафедральный собор во имя святого Георгия, вход туда свободный, только фотографировать запрещено. Его архитектура слегка непривычна для среднестатистического русского человека, т.к. на нём нету куполов, хотя в XIX веке надстроили один по приказу из России, но при советской власти его разобрали. А вот внутри храм уже не так скромен, как снаружи - чувствуется отпечаток русской православной церкви. Но чему тут можно удивляться, если учесть, что его возвели в период IX-XI вв., а потом несколько раз перестраивали, реконструировали и восстанавливали, что не мешает ему быть центром Сигнахской епархии.

Национальная грузинская святыня - усыпальница св.Нины, расположена справа от алтаря. Есть поверье, что она исцеляет душевные и телесные недуги. Ежедневно на её могиле проводится богослужение за мир и благополучие Грузии и всего Православного мира.

Рядом возвышается колокольня XIX в. в три этажа - она не является классическим представителем грузинской церковной архитектуры, хотя и гармонирует с окружающими постройками.

Из парка можно попасть непосредственно на территорию самого Бодбийского монастыря, но все калитки прикрыты и на них висят таблички, что туда вход воспрещён - не стоит забывать, что это женская обитель.

Направляемся в левую сторону, к церковной лавке со стеклянной стеной, где можно приобрести всякое разное и это не только несколько видов свечей. Сразу за ней обзорная площадка.

Слева от обзорной площадки, хозяйственные постройки с коровами и другими животными, которых охраняет огромный добрый пёс с очень длинной цепью. Не думаю, что туда стоит пробовать пройти, хотя запрещающих знаков замечено не было.

А с правой стороны возвышается во всей своей красе храм святой Нины. Подходя к нему так сразу и не скажешь, но это типичный новодел, правда построенный с умом. Облицовка кирпича не даёт определить возраст здания - всё подобрано правильно и гармонирует с соседними, более древними строениями.

С обзорной площадки хорошо видны окружающие холмы и находящаяся где-то там далеко, Алазанская долина.

Источник Святой Нины

Насладившись красотой открывающегося вида, осмотрев ухоженные цветники, лужайки и виноградные лозы, пора начинать спускаться к целебному источнику святой Нино. Ради того, чтобы набрать там воды, люди приезжают из далека.

Туда можно добраться двумя способами: пешком через лес и на машине/пешком по объездной дороге.

Пешком предстоит спуститься по лестнице, которая проложена сквозь лес и вьётся змейкой на протяжении 3-х км, и имеет около 320 ступеней различной ширины. По пути очень часто встречаются скамейки для отдыха.

Людям с проблемным здоровьем или с больными ногами лучше воздержаться от спуска и подъёма по этому маршруту.

Все ступеньки делались вручную, поэтому имеют абсолютно разную ширину, что не позволяет войти в ритм и спускаться на легке, например, одна ступень может быть 20 см шириной, а вторая 1,5 метра.

В шлёпанцах, сланцах и другой обуви, непрочно сидящей на ноге, спускаться крайне неудобно - лучше разуться и идти босиком.

Второй маршрут, по автомобильной дороге, более лёгкий, но и более длинный - раза в 2. Зато можно доехать на своём авто или с таксистами, которые обычно дежурят, как на стоянке у монастыря, так и возле источника.

Спустившись наконец-то вниз и выйдя на ровную поверхность, из-за листвы начинают виднеться два кирпичных здания.

Правое, по-видимому, принадлежит смотрителю, а левое - храм Завулона и Сосаны (родителей Нины), построенный в 1990-х гг. Прямо под ним, с другой стороны, находится купель и целебный источник.

Что бы пройти омовение, нужно иметь при себе рубашку или хитон, если таковой не окажется, то можно купить на входе. Сама процедура бесплатная. Мужчин и женщин пускают попеременно. Вода очень холодная - зато взбодрит на обратный путь.

Днём там бывают небольшие очереди, кран у источника один, а некоторые люди пытаются набрать воды в целую кучу бутылок. Рекомендую приезжать туда ближе к концу дня с 16.00-18.00 - народа практически не будет.

Мой отзыв туриста

Видно, что монастырь Бодбе прошёл очень большой путь восстановления и сейчас в нём приятно находиться. Вся территория досмотрена и ухожена, здания стоят крепкие и не разваливаются, а самое главное - всё это не выглядит дешёвым новоделом, который был нужен только для того, чтобы освоить выделенные государством деньги, видно, что делали в первую очередь для себя, а значит добротно и по уму.

Мне с женой там понравилось, все эти выстриженные газоны, пихты, отсутствие кича - всё это очень контрастировало с "домашними" храмами. Можно было спокойно гулять по дорожкам, и никакая бабка при храме не будет шикать в твою сторону или смотреть исподлобья потому, что ты не купил свечку. Там много действительно молоденьких послушниц и они не прячутся от туристов, ведут себя абсолютно спокойно и дружелюбно.

Я бы с удовольствием сюда вернулся, чтобы посмотреть, как будет выглядеть готовый ансамбль, когда будет полностью закончен храм св. Нино.

Полезная информация

  • GPS координаты для Навитела: N 41°36"23", E 45°55"58"
  • Координаты для ЯндексКарт и ГуглМэпса: 41.606302, 45.932683
  • Координаты целебного источника: N 41°36"33", E 45°56"14"
  • Вход бесплатный.
  • Режим работы: с 10:00 до 19:00.

Как доехать и добраться

Коль вы собрались в Бодбе, то лучше это сделать в купе с и Алазанской долине в принципе. По времени она занимает весь день, включает дегустацию вин, чачи, посещение всяких интересных мест и заслужено является одной из самых популярных экскурсий из Тбилиси. Только советую бронировать экскурсионные туры заранее, а то в сезон быстро разбирают самые дешёвые предложения с хорошими гидами.

Если ехать самостоятельно, то покупаете билет на маршрутку Тбилиси-Сигнаги за 6 лари, отправляющуюся от метро Самгори, и просите водителя остановить у поворота на Бодбе. Дело в том, что этот поворот очень крутой и его элементарно проскочить, если это случится, то придётся топать ~2 км в обратную сторону. Зато пешком вы вряд ли пропустите указатель.
Расписание маршрутки:

  • Тбилиси-Сигнахи 9-00, 11-00, 13-00, 15-00, 17-00, 18-00.
  • Сигнахи-Тбилиси 7-00, 9-00, 11-00, 13-00, 16-00, 18-00.

На машине всё также, как и с маршруткой. Учитывайте, что от Тбилиси до Сигнахи расстояние 110 км, на которые уйдёт 2-2,5 часа времени в одну сторону. Поэтому выезжайте пораньше, а то не успеете всё осмотреть, т.к. ворота закроют, и никто не сможет пройти.

Если всё сделать вовремя, то на всё про всё хватит одного дня.

Икона прославленной равноапостольной Нины - чудотворный образ. Святую помнят как покровительницу учителей, заступницу всех, кто был крещен с ее именем, а также тех, кто просит ее о помощи, особенно в духовном просвещении.

Если вы находитесь в поисках своего , то молитвы, обращенные к святой Нине, помогут вам в этом преуспеть. Жизненный путь святой отличался истинной верой в Господа. Но чтобы до конца понять, в чем заключена сила чудотворной иконы и за что святая получила равноапостольный статус, важно обратиться к истории жизни праведницы.

История жизни равноапостольной Нины

Святейшая Нина считается покровительницей Грузии. Еще будучи в юном возрасте, девушка пожелала нести слово Божие и просвещать умы людей по воле Божией Матери, которая не раз являлась к ней в видениях. Это укрепило веру Нины. Проповедуя о жизненном предназначении и пути Христа, богоугодная Нина не раз являла миру чудеса. Согласно сказаниям, она сотворила множество богоугодных дел. Практически вся Иверия обратилась в христианство. За это святую признали покровительницей людей, сбившихся с истинного пути. Тридцать пять лет благоверная Нина совершала подвиги, а затем ушла на покой. Это произошло 14 января 335 года. Позднее на том месте, где она покинула мир, был возведен храм во имя мученика Георгия , родственника праведницы. С памятью Нины связано также нахождение Христова хитона, который после разных событий был перенесен в Грузию.

Описание иконы святой Нины

Святая изображена на иконе по пояс, с посохом в руках. С посохом связана небольшая предыстория о чуде его появления. Однажды Богородица предстала перед святой, дабы благословить ее и подарить крест из виноградной лозы, который стал для Нины щитом и главным орудием в борьбе со злом. На сегодняшний день это распятие хранится в Тбилиси, в Сионском кафедральном соборе. Нежность во взгляде, которым Божья угодница смотрит на зрителей, ярко передает состояние ее души: чистое, светлое, доброе и непорочное. Перед этой иконой молятся многие верующие, в чьих руках находится жизнь других.

В чем помогает икона

Слова, обращенные к святой, помогают исцелить душевные и телесные хвори даже в очень запущенных и тяжелых случаях. Конечно, многое находится во власти веры вашей, по которой и поступает помощь Свыше. Благоверная излечивала людей крестом, подаренным ей Богоматерью. Нина обладала нерушимой верой и преданностью Христу, именно поэтому Ее можно просить о духовной помощи и укреплении веры. Выполняя свою миссию на земле, которую позднее назовут равной апостольской, блаженная Нина посмертно была канонизирована в числе равноапостольных святых. Ее жизненное предназначение лежало в проповеди и учении людей, поэтому святую часто просят о помощи преподаватели и учителя. И, естественно, она помогает всем женщинам с именем Нина.

Георгий Победоносец — двоюродный брат святой Нины. Население Грузии особенно чтит этих святых. Люди считают, что, куда бы их ни занесла жизнь, покровительство и заступничество святейших не покинет их за пределами земли, на которой жила и исполняла волю Божию равноапостольная Нина.

Молитва равноапостольной Нине

Обратиться к служительнице Божией можно в двух словах. Неважно, какие слова вы говорите, важно, какая суть была в них заложена. Молитва поможет вам очиститься от негатива и начать диалог со святой, чья помощь не заставит себя долго ждать:

«О, праведная равноапостольная Нина, к тебе обращаемся и тебя умоляем: услышь молитвы наши (имена) и огради жизни наши от всех напастей, страстей и скорби, покажи врагам нашим путь истинный, во Христе пролегающий, и накажи всех противников благочестия. Умоляем, передай слова наши Господу, пусть дарует он народу православному мир, благоденствие и благополучие во всех начинаниях. Пусть Всевышний проведет нас в Царствие Небесное, покуда все ныне живущие в вере славят имя Его. Аминь».

Где находится чудотворная икона

Иконы благоверной Нины можно встретить повсеместно в Грузии. К сожалению, исторических данных о написании первой иконы не осталось, именно поэтому невозможно отследить то место, где находится праведный лик. Но списки с иконы ничем не отличаются от оригинала. Хотя о местонахождении древней реликвии ничего не известно, но в этом нет ничего страшного. Святая Нина оставила после себя много памятных мест, в которые ежегодно отправляются паломники со всего света.

1. Бодбийский монастырь — место, где покоятся мощи святой. Сам храм является одним из крупнейших в Грузии и представляет собой эстетическую ценность и оказывает благое влияние на каждого прихожанина.

2. Крест из виноградной лозы , подаренный Богородицей, находится в главном соборе Тбилиси. Возле храма Сионе осталась пещера, где когда-то молилась праведница. Там она долгое время готовилась к нелегкой миссии в горах. Из-за молитв и слез в этой пещере из камня начала сочиться вода. Сейчас это божественный источник, который дарует людям исцеление.

3. Храм равноапостольной Нины в городе Санкт-Петербурге , открытый недавно. Там же находится и икона святейшей. События, с которыми связано имя праведницы, относят к периоду блокады Ленинграда.

4. Храм святой равноапостольной Нины в Черемушках в городе Москве. Это сравнительно новый монастырь, полностью выстроенный из дерева.

Дни празднования

Молитва святой Нине поможет вам укрепить силу духа , избавиться от болезней, встать на путь истинный, особенно в день ее памяти — 27 января. В этот день святая покинула бренный мир, оставив после себя великое наследие и память о ее подвигах во имя Христа и веры.

Люди и религия всегда должны пребывать в гармонии. Без веры жить становится неумолимо тяжело. Человек нуждается в духовной поддержке, так как с ее помощью жизнь обретает смысл . Пусть ваш путь будет светлым, а вера — сильной. Мы желаем вам мира в душе. Берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и

Осенью 2016 года сестры Свято-Троицкого Стефано-Махрищского ставропигиального женского монастыря совершили паломничество по святым местам Грузии. Накануне празднования памяти святой просветительницы Иверии предлагаем вам фоторепортаж о поездке.

Грузинская Православная Церковь - одна из древнейших в христианском мире. Крещение Грузии на реке Куре состоялось в 324 году (по другим источникам, в 326 году). Произошло это благодаря уроженке Каппадокии, св. Нине, которую за просвещение Грузии именуют равноапостольной. В 12 лет девочка вместе с родителями переселилась в Иерусалим, откуда отправилась с проповедью христианства в Иверию. В древнюю столицу государства, город Мцхет, она вошла в 319 году.

Монастырь Самтавро

Храм св. равноап. Нины рядом с местом, где она подвизалась, придя в Грузию из Иерусалима

Монастырский двор

Храм Преображения Господня

Монастырское кладбище

Башня царя Мириана. В 1971 г. духовником монастыря становится прп. Гавриил (Ургебадзе). В это время старец Гавриил жил в башне царя Мириана

Справа - место, где был похоронен прп. Гавриил (Ургебадзе), в настоящее время его мощи обретены. Слева - могила мамы старца Гавриила монахини Анны

Джвари

Слияние рек Куры и Арагви

"Немного лет тому назад , Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь". М.Ю. Лермонтов "Мцыри"

Джвари - грузинский монастырь и храм VII века (промежуток между 605 и 642 гг.). Расположен на вершине горы у слияния Куры и Арагви близ Мцхеты - там, где, согласно историческим источникам воздвигла крест святая равноапостольная Нина. Джвари - один из шедевров архитектуры по совершенству архитектурных форм и первый в Грузии памятник Всемирного наследия.

Сохранился лишь постамент креста, который был установлен св. Ниной на этом месте

Икона св. равноап. Нины в Джаври

Бодбе

Перед своей кончиной святая Нина удалилась в местечко Бодбе и там же, прослужив некоторое время, она была похоронена. В скором времени по просьбе царя Мириана над могилой св. равноап. Нины был возведен храм в честь святого великомученика Георгия - ее родственника, небесного покровителя Грузии, а близ храма возник и монастырь.

Первоначально построенный храм на месте захоронения равноап. Нины до наших дней не сохранился, на его месте был построен кафедральный собор во имя вмч. Георгия, в южном приделе которого и находится национальная грузинская святыня - могила св. равноап. Нины.

Мощи св. равноапостольной Нины под спудом

Сразу за храмом есть смотровая площадка с прекрасным видом на Алазанскую долину, за ней дорожка вниз к источнику святой Нины.

Целебный источник святой равноап. Нины находится в 3-х км от обители

На территории монастыря строится большой храм равноап. Нины

Фрагмент нового храма

Территория Бодбийского монастыря

Монастырское кладбище

Монастырский огород и виноградник

Тбилиси

Крест, сплетённый из виноградных лоз, который, по преданию, Богородица вручила святой Нине перед тем, как направить её в Грузию

Сиони - исторически главный храм Тбилиси и один из двух главных в Грузинской Церкви; назван в честь Сионской горы и освящён в честь Успения Пресвятой Богородицы. В этом соборе г.Тбилиси и находится сегодня крест равноап. Нины

Сиони. Интерьер храма

Ночной Тбилиси

Цминда Самеба (Храм Пресвятой Троицы). Главный кафедральный собор Грузинской Православной Церкви, который находится в Тбилиси, на холме св. Ильи (левый берег Куры). В соборе 13 престолов; нижний храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы

Мцхета

Кафедральный собор Светицховели, расположенный в историческом городе Мцхета, в 20 км к северо-западу от города Тбилиси. Светицховели долгое время был главным храмом Грузии и остается одним из самых почитаемых мест по сей день. Именно здесь, вдохновленный проповедью равноап. Нины, крестился первый христианский царь Грузии - Мириан. Место для крещения царя было выбрано не случайно. Предание Грузинской Церкви сохранило память о пребывании здесь величайшей святыни христианского мира - Хитона Господа нашего Иисуса Христа.

Интерьер собора

Место, где под спудом находится Хитон Господень

Собор Светицховели был построен в XI веке (1010- 1029 г.г.) на месте первой в Грузии христианской церкви Двенадцати Апостолов, сооруженной в IV веке. С возникновением этой церкви связано предание о принятии Грузией христианства. Предание повествует о жителе Мцхеты Элиозе, который, будучи в Иерусалиме, добыл Хитон Иисуса Христа. Сестра Элиоза – Сидония - умерла сразу же, прикоснувшись к хитону. Ее и похоронили, завернутой в него. Вскоре на могиле Сидонии выросло большое дерево - ливанский кедр. А когда царь Мириан решил соорудить храм на том месте, где захоронен Хитон Господен, кедр срубили. Из дерева вырезали семь колонн и стали устанавливать их в церкви. Шесть колонн было установлено, но седьмая не поддавалась, повиснув в воздухе. Просветительница Грузии святая Нино молилась всю ночь, и тогда этот столб «без прикосновения руки людской» встал на свое место и…замироточил. Чудесное миро изцеляло больных от тяжких недугов. Отсюда и пошло наименование храма – Светицховели, что в переводе с грузинского означает «Животворящий Столп». Этому Животворящему Столпу и Хитону Господню посвящен один из самых больших религиозных праздников Грузии - Мцхетоба-Светицховлоба. Отмечается два раза в год (13 июля и 14 октября).

Кахетия — прекрасный край

Продолжаем знакомcтво со святынями древней и вечно юной Грузии, которые не перестают поражать воображение.
На этот раз мы побывали в ее восточной части, Кахетии, где в непосредственной близости от от города Сигнахи, в живописной местности у подножия Кавказского хребта расположен Бодбийский монастырь – обитель, где покоится святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии. Именно это место святая избрала себе последним пристанищем.

Алазанская долина

Все здесь прекрасно и величественно. Уже в непосредственной близости от монастыря открывается радующий глаз вид на плодородную Алазанскую долину, окруженную заснеженными вершинами уходящих в строгое небо Кавказских гор

Вдали -Алазанская долина

Затем появляется стройная колокольня, утопающая в зелени деревьев. Здесь все дышит благодатью и святостью. Монастырь очень древний.
Согласно летописным свидетельствам, он был основан непосредственно после заверщения земной жизни св. Нины, в первой половине IV века. Такова, очевидно, была воля святой.

Обращенный Ниной в христианство грузинский царь Мириан хотел перенести тело великой просветительницы в столицу - Мцхету, но две сотни людей не смогли сдвинуть останки с места. Могила святой Нины стала особо почитаемым местом, над ней был построен храм - величественная базилика.
Обратимся к житию святой равноапостольной Нины, которое само по себе чудесно и поучительно.

Как известно, святая Нина была родом из Каппадокии, из знатной и благочестивой семьи. Ее отец, Завулон, полководец Римского императора Максимиана, обративший в христианство десять Галльских княжеств, был женат на сестре Иерусалимского Патриарха -Сосанне. Их единственной дочерью и была св. Нина.

Св. Нине исполнилось 12 лет, когда семья покинула родину и направилась в Иерусалим. Раздав все имущество нищим, Завулон уединился в Иорданской пустыне, Сосанна ухаживала за немощными. Нину же дядя – Иерусалимский Патриарх – отдал на воспитание благочестивой христианке Сарре из Вифлеема – прислужнице Гроба Господня.


В 14 лет св. Нине явилась Пресвятая Богородица и возвестила ей о ее высоком предназначении – проповедовать Истинную Веру в земном жребии самой Девы Марии – в Иверии (Грузии). Благословив на апостольский подвиг, в знак Божьего Благоволения, Пресвятая Богородица вручила ей крест из виноградной лозы, которую Нина обвила своими волосами (Крест св. Нины в настоящее время хранится в Тбилиси, в Сионском кафедральном соборе).
В Грузии св. Нина многими трудами совершала свое служение. Ее молитвами исцелилась от тяжелой болезни и уверовала в Истинного Бога царица Нана, а вслед за ней и сам царь Мириан. Вскоре весь народ принял крещение в водах реки Арагви во Мцхета (в древней столице Грузии).


Свершив свой подвиг, св. Нина преставилась в селе Бодбе и Божьим Промыслом там же была погребена. Св. равноапостольный царь Мириан, желая почтить Просветительницу Грузии, вознамерился перенести мощи Святой во Мцхета, в храм Светицховели, где находится Хитон Господень, но двести человек не смогли сдвинуть с места её малое ложе. 30 дней оплакивали царь и весь народ свою просветительницу. Вскоре св. царь Мириан соорудил храм над могилой Угодницы Божьей. А перед кончиной завещал супруге: «Ты, Нана, если Бог даст, после моей смерти раздели царскую казну на две части и одну пожертвуй на могилу св. Нины, дабы во веки веков непоколебимым было место сие».


С той поры Бодбийский монастырь – свидетель многих интереснейших исторических событий.
В V веке св. благоверный царь Вахтанг Горгасали расширил и украсил храм-усыпальницу. Форму же трехнефной базилики храм приобрел в VIII-IX вв.


В XII в. царь Дмитрий I, сын св. благоверного царя Давида Строителя, заново обустроил и украсил усыпальницу св. Нины.
Мест погребения Просветительницы Грузии была настолько почитаемо, что даже татаро-монголы, разорившие всю страну, не посмели осквернить святыюю, хотя и причинили немалый вред храму.

В средние века Бодбийский собор стал местом коронования Кахетинских царей. Знаменательно, что на коронации Теймураза I (1589-1663) прису-тствовал сам Персидский шах Аббас I, хотя это не помешало ему через несколько лет разорить обитель. В последствии над восстановлением храма много потрудился сам Теймураз I.


Со второй половины XVII в. в Бодбе функционировала духовная семинария, а с XVIII в. здесь был мужской монастырь с довольно многочисленной братией.


В первой половине XIX в. Бодбийскую епархию возглавлял выдающийся духовный пастырь митрополит Иоанн (в миру князь Макашвили). При нем в 1823 году был отреставрирован и заново расписан храм, установлен новый иконостас (существующий и по ныне).

Позднее под руководством архимандрита Николоза Микеладзе была построена трехэтажная колокольня. Но в целом в XIX в. из-за упразднения в 1811 г. автокефалии Грузинской Апостольской Церкви, Бодбийский монастырь переживал много трудностей. В это тяжелое для монастыря время на благо обители много потрудился признанный агиограф и иконописец Михаил Сабинин. Его неутомимой деятельностью была подготовлена почва для основания здесь женского монастыря.
В конце того же века могилу св. Нины в Бодбе посетил Российский Император Александр III и по его указу здесь был открыт женский монастырь. Первыми насельницами вновь открывшегося монастыря стали 12 сестер из разных обителей России.

В 1902-1906 г.г. настоятельницей монастыря была игумения Ювена-лия II (в миру княжна Тамара Александровна Марджанишвили, в схиме матушка Фамарь, сестра известного грузинского режиссёра Котэ Марджанишвили), которая в последствии прославилась своей деятельностью в России.
В начале XX века число сестер достигало 300. В первый же год существования обители в ней была открыта одноклассная школа, которая вскоре была преобразована в двухклассную, а затем во второклассную; когда в Бодбийском училище был введен педагогический курс, оно стало выпускать учительниц для начальных школ.
В 1906 г. по указу Императора Николая II обители было присвоено звание первоклассного монастыря.

Со слов сэра Оливера Уордропа, посетившего обитель в 1919 году, после восстановления автокефалии Грузинской Церкви (1918 г.), можно представить, каким был монастырь в начале XX века. Он восхищенно писал об этом визите своей жене:

«Когда мы приблизились к монастырю, появилась триумфальная арка (из листвы и цветов). Нас приняла настоятельница (княжна Вачнадзе). Сестры монастыря были все в черных облачениях, с высоко приподнятыми головными уборами, девочки монастырской школы (все в белых платьях)… Священник пригласил меня в небольшую церквушку, построенную впервые еще в IV веке и провел небольшую службу, молясь за раба божьего Оливера, монахини же тем временем пели. Затем настоятельница показала мне покои, где живут девочки: классную, трапезную, кухню, а также комнаты, где выполнялись ручной работы ковры, вышивка, церковные ризы и иконы. Мы видели там же большой сад при монастыре и с огромными букетами цветов, которые нам подарили девочки, сопровождаемые рукоплесканиями и криками восторгов провожающих, продолжили свой путь в Сигнахи.» (Интересно, что это письмо было передано нынешней настоятельнице монастыря, игумений Феодоре, дочерью Оливера Уордропа. Она носит имя просветительницы Грузии, живет в Англии и подобно отцу своему любит Грузию. Она живо интересуется обителью своей небесной покровительницы, о чем свидетельствует ее переписка с сестрами Бодбийского монастыря).
В 1924 году большевики закрыли монастырь. Последней настоятельницей была игумения Нина (в миру княжна Елена Вачнадзе). Подвижница, воспитанница Бодбийского училища, она с юности приобщилась к монашеской жизни и до последних дней оберегала родную обитель. Большевики неоднократно угрожали её жизни, но она чудом уцелела покрываемая своей небесной покровительницей, хотя была вынуждена оставить Бодбе. Всю оставшуюся жизнь она провела в Тбилиси при храме Анчисхати. После её кончины по её же завещанию мощи последней настоятельницы были перенесены в родную обитель.
Разоренный коммунистами, древнейший Бодбийский монастырь в наши дни обрёл новую жизнь. С 1991 года началось возрождение святыни.

В настоящее время в монастыре подвизается около 30 сестёр. Насель-ницы в основном молодые. Под руководством настоятельницы сестры не покладая рук трудятся и заботятся об устройстве и благолепии обители.


Монастырь, хотя и медленно, но всё же обретает свой прежний облик, благоустраивается и расширяется. Украшена гробница св. Нины, восстанавливаются полуразрушенные здания, над источником св. Нины сооружена купель и церквушка в честь родителей Святой – свв. Завулона и Сосанны. У монастыря обширное подсобное хозяйство, действуют иконописная и золотошвейная мастерские. Для многочисленных паломников открыта трапезная “Пилигрим”. Сестры также занимаются традиционной для Грузинских монастырей литературной деятельностью: на основании древнейших рукописей готовят к изданию богослужебные книги. И самое главное на могиле равноапостольной св. Нины ежедневно совершается богослужение за мир и благоденствие Грузии и всего Православного мира.


Могила св. Нины и по сей день источает духовное и телесное исцеление, а её обитель старается дать жаждущим возможность приобщиться к этому роднику духовности.

Новое на сайте

>

Самое популярное