Домой Гороскоп на неделю Легенда о марии магдалине и яйце. Величание равноапостольной Марии Магдалине, мироносице. Мария Магдалина – интересные факты

Легенда о марии магдалине и яйце. Величание равноапостольной Марии Магдалине, мироносице. Мария Магдалина – интересные факты

Иисус и Мария – муж и жена?)

Мария из Магдалы никогда не была проституткой. Эта народная байка отсутствует как в каноническом Евангелии, так и в апокрифах. А вот откуда она взялась, пожалуй, стоит разобраться…


Святая равноапостольная мироносица Мария — именно так звучит ее полный чин в православии — была вполне реальной личностью. Только реальность эта пришлась далеко не всем по вкусу. Впрочем, как и реальность самого Иисуса Христа. Оказавшись на приеме у императора Рима Тиберия, Мария поднесла ему раскрашенное яйцо (для справки: яйца в Средиземноморье красили еще этруски). С тех пор добраться до ее подлинной биографии так же невозможно, как сразу отведать желток: вначале нужно разбить несъедобную скорлупу, потом проглотить бесполезный белок и лишь тогда обнажится ядро.

Экстраординарная близость Магдалины к Христу, задействованность в ключевых эпизодах его жизни служат мощным барьером для покушавшихся на ее образ, но та же близость зачастую выставляла Апостола Апостолов (как именует Марию католическая церковь) в ложном свете. Распутывание ее жизни похоже на дознание, растянувшееся на 2 тысячи лет, где истина забрезжила совсем недавно, когда о некоторых вещах стало можно говорить и, страшно вымолвить… думать.

Внутренний круг

Когда в 1945 году был обнаружен корпус коптских рукописей в Наг-Хаммади (Египет), самые ранние из которых являлись переводами с греческих оригиналов конца I века, ученые убедились, что многие уже известные апокрифы дошли почти нетронутыми. Однако смысл их не сделался прозрачнее. Гностические тексты составлялись для посвященных. Да и канонические евангелия просты лишь на первый взгляд.

Сия обманчивая простота толкала тысячи усердных пасторов разглагольствовать про «сына плотника», оказавшегося вдруг Сыном Божьим. Так они надеялись сделать религию более правдивой. Но историческая правда в случае с Христом куда ближе к сказкам, какие не зря любит народ. Помните историю о новорожденном принце, которого сразу из дворца унесли в лесную избушку? Только тут еще круче: в избушке обитало уже не первое поколение царей с царицами. Потому что всех серьезных конкурентов пришлая династия Иродов (занявшая трон в 63 г. до н.э.) постаралась устранить. Аристократия Израиля не горела желанием афишировать свое родословие прежде, чем вернет власть в стране. И чем знатнее были израильтяне, тем строже блюли тайну генеалогии. Поэтому, когда в семье Иосифа-«наггара» (что только в религиозных мультяшках переводится как «плотник», а в Талмуде значит «образованный человек», «эрудит») появился долгожданный первенец, семья сразу эмигрировала в Египет. У Марии и ее супруга появился шанс вырастить настоящего «машиаха», «царя-первосвященника» («христа» по-гречески), который вернет Израилю славу Давида и Соломона.

Переезд имел и другой смысл, который лучше всего назвать мессианским «сценарием». Начавшись с родителей Девы Марии, этот сценарий, базировавшийся на пророчествах Библии, в определенный момент включил в себя и роль Магдалины. Бегство же Иосифа и Марии с младенцем, к примеру, являлось предпосылкой к исполнению через несколько лет стихов пророка Осии о грядущем Мессии: «из Египта воззвал Я Сына Моего».

Будущий царь, как верили иудеи, должен был обладать не только родословием, но и судьбой, в которой проявилось бы благоволение высших сил. Ну, а высшие силы «народ Книги» воспринимал не иначе, как через букву Писания. И до и после Иисуса, ставшего для христиан Богом, на роль Мессии претендовали многие. Однако лишь у христа-Иисуса получилось замкнуть на себе практически все древние пророчества. В том была его сила и этим же объясняется ненависть, которую он вызвал у книжников и фарисеев, когда те окончательно поняли, для чего он собрался использовать свое духовное лидерство.

Большинство известных нам событий из жизни Иисуса относятся к последним 3 годам, когда он открыто заявил о себе. В полном согласии с «программой» Христос избрал сначала 12 апостолов (по числу колен Израилевых), а следом еще 70 (по числу народов человечества). Когда сегодня мы говорим «Христос», то подразумеваем «апостолы» и, перефразируя Маяковского, наоборот. Но 12 и 70 — только внешнее окружение Христа. Эти ученики подобно враждебной партии фарисеев видели в нем царя-освободителя в буквальном смысле, не подозревая, что Иисус принес принципиально новое откровение и является не политическим, а духовным революционером. Добровольная смерть Христа оказалась для апостолов шоком, отчего они (кроме Иоанна) и разбежались во время распятия.

Внутренний круг Иисуса сформировался гораздо раньше и вел себя совершенно иначе. Никто из них не покинул Распятого. Именно ближайшее окружение добилось снятия с креста и с великой честью погребло его. Помимо Богоматери туда входила ее сестра, два влиятельнейших члена Синедриона Никодим и Иосиф Аримафейский, друг Христа, воскрешенный им, Лазарь, его сестры Марфа и Мария Магдалина. (Явный перебор для «просто плотника».) В отличие от апостолов, которые (опять за вычетом Иоанна) приняли мученичество, все люди внутреннего круга скончались своей смертью. Их миссия явно не сводилась к благовестию. Внутренний круг стоит у начала публичной проповеди Христа, и он же словно запечатывает ее.

Магдалина омывает ноги Иисусу миром, вытирая их своими роскошными волосами.

Магдалина — мироносица в квадрате. Если остальные «жены-мироносицы» (Мария Клеопова, Саломия и др.) шли ко Гробу помазать миром тело умершего Мессии, то она изливала драгоценный состав на главу еще живого. Широкий жест, вызвавший негодование апостолов своей расточительностью, был не просто капризом экзальтированной женщины, а продуманной церемонией. Миропомазание — царское таинство (ему приобщался и последний российский самодержец), ведь отсюда само имя Мессии — «помазанника». Посвящая Иисуса на царство за 2 дня до гибели, Мария Магдалина делила с ним фактически священную власть и, не в пример апостолам, мечтавшим о принародном восшествии на престол, понимала, что единственно возможный ритуал поставления царя Иудейского совершается здесь и сейчас.

Обращение «блудницы»

Кто же такая Магдалина? Будучи сестрой Марфы и Лазаря, Мария жила с ними в Вифании, пригороде Иерусалима, в роскошном поместье. В доме имелся большой сад с пещерным гротом (где хоронили Лазаря). Иисус часто навещал сестер, а те устраивали в честь учителя многолюдные (и не очень) собрания. Так что Вифания была своеобразной штаб-квартирой сначала для «внутреннего», а в последние годы жизни Иисуса и для «внешнего» круга. Дружественная Христу семья принадлежала к элите. Достаточно вспомнить, что ближайшей подругой Магдалины была жена домоправителя Ирода Антипы. Потенциально к высшему обществу принадлежал и Иисус, но он не мог до поры выйти из тени, прекрасно помня о вифлеемской резне, которую учинил из-за него Ирод Великий (предшественник Антипы).

Сопровождая Христа, Магдалина и прочие почитательницы «служили ему», т.е. попросту финансировали учительную деятельность Божьего избранника. Расходы требовались порой весьма внушительные: одна проповедь в Тивериаде собрала около 5 тысяч человек, а после вся толпа двинулась за Мессией в Капернаум. Грубо говоря, подвижничество группы мироносиц — и их мужей (ибо кто в то время пустил бы шляться по Палестине незамужних евреек?) — сравнимо с финансированием выборной кампании фаворита президентской гонки.

В противовес евангелиям, где подчеркивается аристократизм Магдалины, его ожесточенно отрицают греко-римские и иудейские противники христианства. «Простой женщиной, которая прибыла из какой-то весьма жалкой деревушки» называет Марию философ Порфирий, а талмудические ребе вообще смешивают ее с Богородицей, демонстрируя полнейшую брезгливость к россказням минов (христиан).

Неприязнь иудеев к «спутнице Господа» (как она названа Евангелием Филиппа) вполне объяснима: они считали христиан еретиками, раскольниками собственной традиции. Но откуда такая горячность у холодновато-снисходительных граждан Вечного города? Все из-за пресловутой аудиенции Магдалины у императора (и сдались же кесарю палестинские крестьянки!). После нее Тиберий пожелал включить Христа в число чтимых богов. Однако римский Сенат воспротивился и провалил голосование. Мария автоматически перешла в разряд non grata.

Заметим, что оппоненты христианства не преминули бы пройтись по поводу «блудного прошлого». Их молчание красноречивей любых доводов защиты.

По свидетельству «Золотой легенды» (католического сборника житий святых), отца Марии звали Сир, а мать — Евхария. Это персидское и греческое имена, поэтому их историчность вызывает сомнение, скорее они намекают на посвященность Магдалины в какой-то культ неиудейского происхождения. Недаром евангелия и философы-неоплатоники дружно твердят об изгнании из нее Иисусом семи бесов. Символизм семи указывает на число языческих божеств: древним было доступно для наблюдения 7 планет, составлявших астрологический фундамент для множества пантеонов.

Трудно сказать, кому служила Мария — Иштар, Иннане, Исиде, Кибеле, но в любом случае, с точки зрения единобожия это было отступничеством (возможно, тайным), а ее возвращение к вере праотцев Христом — чем-то сродни экзорцизму. Служители Иштар проходили через 7 степеней посвящения. Посвящения надо было заслужить, но и избавиться от них было не так просто. Адепт имел право лишь включить их в высшую и еще более эффективную систему. Магдалине пришлось осознать магические дары своего прежнего увлечения как препоны на пути духовного восхождения. Она называет их «семью господствами гнева» в собственном «Евангелии от Марии»: тьма, вожделение, незнание, смертная ревность, царство плоти, лукавство плоти и яростная мудрость. В каноническом Евангелии имена демонов не раскрыты, но зато Иисус рассказывает там притчу о «семи духах злобы», поселившихся в «выметенном доме» (очищенной душе Марии).

Магдалина была весьма образованной и начитанной дамой (на средневековых картинах ее часто можно видеть с книгой) и переметнуться в чужую веру ее заставили сомнения, которые никто из книжников-законников не мог, увы, развеять. Камнем преткновения, судя по всему, явилось учение о Мессии: слишком уж разноречивыми и несогласованными друг с другом выглядели пророчества о нем Ветхого Завета. С психологической точки зрения Иисус должен был привести какие-то неотразимые аргументы, чтобы прекрасная отступница (а Магдалина была божественно красива) согласилась вернуться в лоно ортодоксальной религии. Из Евангелия известно, что коронным аргументом Христа всегда служила его собственная личность. Видимо, Иисус раскрыл Марии тайну царского родословия и своего сыновства Небесному Отцу, после чего она превратилась в его ближайшую и преданнейшую ученицу.

«Кающаяся Мария Магдалина» Тициан

История покаяния Магдалины была широко известна первым христианам. Она-то и стала (приблизительно с VI века) причиной рокового отождествления Марии с блудницей. Среди манускриптов Наг-Хаммади имеется интереснейшее сочинение «Толкование о душе», которое несет отголосок древней мистерии, в ходе которой душа кающегося переживала освобождение от прежних ошибок и радостное обновление. Все это описывается при помощи сексуальной и брачной символики. Пребывая у Отца на небесах, душа имела мужеженскую (андрогинную) природу, а, опустившись в тело, утеряла изначальную целостность, стала женщиной и пошла на панель. Когда она раскаялась, Отец послал ей небесного жениха (Иисус очень часто уподоблял себя жениху) — ее утраченную при падении мужскую половину. Через соединение с ним душа получает новое единство, спасается и возвращается к Небесному Отцу.

Для современной эпохи эти идеи адаптировал Карл Густав Юнг. Психоанализ по Юнгу отличается от психоанализа по Фрейду так же, как «Толкование о душе» от «блудницы»-Магдалины.

Кто она Иисусу, кто Иисус ей?

Тут-то и возникает еще одна проблема, связанная с личностью Магдалины, которая своей щекотливостью стократно дает фору дурно истолкованному рассказу о проститутке. Что насчет брачного чертога в прямом, а не переносном смысле? Мог ли, не будучи женатым, Иисус носить титул «раввина»? И не была ли Мария той самой гипотетической супругой, без наличия которой он не обладал, согласно Закону, правом учить? Да и холостых царей в истории меньше чем один…

Путаные головы, романтики от богословия, доходя в своих исследованиях досюда, как правило, спешат объявить Магдалину невестой или (чего мелочиться!) женой Иисуса. Но тут есть серьезные возражения.

Во-первых, прозвище Назорей, которое во исполнение очередного пророчества о Сыне Божием принял Иисус, могло свидетельствовать не только о его поселении в Назарете, но и об определенном обете, назорействе, который он на себя возложил. Назорейство иногда включало воздержание от половых контактов. Кстати, назорейством может объясняться и странная медлительность, которую проявил Иисус, когда его известили о предсмертной болезни Лазаря: назорей не должен присутствовать при чьей-либо кончине. И Марфа и Мария, когда Христос добрался-таки до Вифании, в сердцах выговаривают ему, что, если бы он застал брата еще живым, тот не умер бы.

Правда, с назорейством Христа тоже не все клеится. По Закону Моисееву, взявший обет, обязан воздерживаться от вина, а с Иисусом все наоборот — он демонстративно распивал вино в самой неподходящей компании.

Основная же загвоздка — в природе интимных, но явно не сексуальных отношений между Христом и Магдалиной. «И спутница Сына — это Мария Магдалина, — указывает апостол Филипп. — Господь любил Марию более всех учеников, и Он часто лобзал ее уста. Остальные ученики, видя Его любящим Марию, сказали Ему: „Почему Ты любишь ее более всех нас?“ Спаситель ответил им, Он сказал им: „Почему не люблю Я вас, как ее?“ Ситуация явно не стыкуется с ролью супруги: можно ли ревновать мужа к жене и что волнительного в том, что он целует последнюю в уста? Однако женатость Христа с ходу не отбросишь: перипетии знаменитой свадьбы в Кане Галилейской, где он и Богоматерь распоряжаются, как на собственном празднике, трудно объяснить с иной позиции. Может, стоит обратить внимание не на саму Марию, а на ее сестру, хлопотливую и малозаметную Марфу, которую выдает слишком приватный тон в общении с Иисусом?

«Иисус в доме Марфы и Марии»картина Вермеера

«Марфа и Мария» картина Караваджо

С кем-то из «внутреннего круга» состояла в браке и Мария Магдалина. Вероятнее всего с Иосифом Аримафейским. Вместе с ним, а также Марфой, Лазарем и некоторыми другими лицами, она, по западному преданию, отправилась в Рим, а оттуда в Галлию. С собою члены внутреннего круга везли святой Грааль, сосуд с кровью Иисуса, капавшей с Креста и собранной Марией Магдалиной. Поэтому все изображения Магдалины с сосудом несут двойной подтекст: это и алавастровый сосуд, из которого она помазывала Христа на царство и потир, куда стекала его кровь.

Jan van Skorel Maria Magdalina, 1528

Saint Graal звучит почти как Sang Real («королевская кровь»). Отсюда вера (которую разделял, к примеру, Людовик XI), что Магдалина является родоначальницей Меровингов — первой христианской династии франков, да и вообще христианской династии царей. Важно помнить, что земных родителей Иисуса звали Мария и Иосиф, однако в христианской традиции он считается Сыном Божиим. Поместить в основание своего рода также пару Иосиф — Мария кажется вполне логичным для королей Меровингов, веривших, что власть им вручена Христом по праву рождения. Насколько это правда, можно поинтересоваться у их потомков: говорят, они где-то скрываются до сих пор…

Магдалина или Иоанн?

Несколько лет назад и без того набрякшие тучи на небосклоне «магдалиноведения» прорезала молния, а через короткий интервал грянул гром. Никому не ведомый магистр гуманитарных наук Рамон К. Хусино осчастливил крещеный мир статьей под скромным заглавием «Мария Магдалина — автор Четвертого Евангелия?» Маститые теологи уже давно сомневались, что Евангелие от Иоанна (стоящее и по композиции и по содержанию особняком по отношению к трем остальным евангелиям) написал апостол Иоанн Богослов. Его автора предпочитают именовать так, как он сам о себе отзывается — «любимый ученик». Прецедент Хусино должен был, казалось, переполнить чашу терпения Ватикана, но вышло все по-другому.

Аргументация молодого ученого столь безукоризненна, что профессора крупнейших богословских заведений один за одним присоединяются к его теории. Выпущено море литературы, а главное — христианский феминизм обрел, наконец, долгожданное знамя. Почитание Магдалины переживает на Западе (у нас об этом, как всегда, слыхом не слыхивали) настоящий ренессанс и объединяет подчас диаметрально противоположных по убеждениям людей.

Выводы специалистов существенно дополняют сложившийся портрет Марии и во многом проясняют ту роль, которую она действительно играла в драме, задуманной и поставленной Христом на подмостках планеты Земля.

Рекордное количество точных упоминаний мест и обычаев Палестины в Четвертом Евангелии указывает на авторство очевидца, который жил в Святой земле до разрушения Храма в 70 г. н.э. От Марии Магдалины, безусловно, могло исходить живое и точное свидетельское повествование о тех событиях, которые описаны в Евангелии Иоанна. Это объясняет поразительные различия между ним и тремя остальными (так называемыми Синоптическими) евангелиями, которые, согласно большинству исследователей Библии, не принадлежат перу очевидцев.

Если в канонических евангелиях имя «любимого ученика» нигде прямо не названо (а по устоявшейся традиции им считался Иоанн), то в недавно открытых рукописях этим эпитетом с завидным постоянством называется лишь одно лицо — Мария Магдалина. Уникальное место, отведенное женщинам-мироносицам в Евангелии от Иоанна, сильно отличалось от их приниженного положения в христианских Церквях первого века, да и в последующей судьбе Церкви. Самая простая гипотеза: Четвертое Евангелие было написано женщиной, конкретнее — Марией Магдалиной. Интересно, что лишь это евангелие содержит знаменитую притчу о роженице, которую Христос, надо думать, адресовал лично Магдалине. Тот же образ возникнет позднее в Апокалипсисе Иоанна Богослова.

Background последних глав Четвертого Евангелия составляет тема превосходства «любимого ученика» над Петром. А в текстах Наг-Хаммади ревность остальных апостолов к Марии вообще беспредельная. Той буквально со слезами приходилось доказывать, что передавая слова, сказанные ей Спасителем наедине, она не лжет. Апостолу Фаддею пришлось даже однажды сделать замечание св. Петру, доведшему Марию до истерики своей подозрительностью: «Петр, ты вечно гневаешься. Теперь я вижу тебя состязающимся с женщиной как противники. Но если Спаситель счел ее достойной, кто же ты, чтобы отвергнуть ее? Разумеется, Спаситель знал ее очень хорошо. Вот почему он любил ее больше нас. Лучше устыдимся! И облекшись совершенным человеком, удалимся, как он велел, и проповедуем Евангелие, не ставя другого предела, ни другого закона, кроме того, что сказал Спаситель». Этот антагонизм зародился еще при жизни Иисуса, когда Симон Петр заявил буквально следующее:

— Пусть Мария уйдет от нас, ибо женщины недостойны жизни.

Тогда Иисус ответил ему:

— Смотрите, я направлю ее, дабы сделать ее мужчиной, чтобы она также стала духом живым, подобным вам, мужчинам. Ибо всякая женщина, которая станет мужчиной, войдет в Царствие Небесное.

Об этом эпизоде говорится в манускрипте Наг-Хаммади, а вот само усыновление описано в каноническом Четвертом Евангелии, но без апокрифического подтекста оно совершенно теряет свою сокровенную соль. Эта финальная мистерия происходит в последние минуты земной жизни Христа, во время Распятия, когда Иисус усыновил «любимого ученика» своей Матери. Именно усыновил, а не удочерил, окончательно вернув тем самым душе Марии Магдалины утраченную андрогинность.

«Мария Магдалина — автор Четвертого Евангелия?»

Мария первая среди учеников Христа обрела новую природу души. И этим объясняется, что она первой среди всех людей узрела воскресшего Иисуса. От нее способность видеть, слышать и даже осязать Господа, будто цепная реакция, передалась остальным апостолам. Именно этим объясняется католическое наименование Магдалины «Апостолом Апостолов».

Иванов А.А.. Явление Христа Марии Магдалине после воскресения

Антагонизм апостольских учеников «внутренним кругом» неуклонно рос, что привело к образованию отдельной Иоанновой (как ее условно называют) общины, куда вошел и самый юный среди апостолов Иоанн, брат Иакова Зеведеева, позднее нареченный Богословом. Именно им где-то между серединой 50-х концом 80-х годов нашей эры было записано евангелие со слов руководительницы общины Марии Магдалины.

Высокая посвященность отнимает право собственноручной записи своих слов. Когда Иоанн Богослов состарится и захочет увековечить свой «Апокалипсис» в ссылке на острове Патмос, он сделает это не сам, а с помощью ученика, св. Поликарпа, которому станет диктовать открывающиеся видения. Как мы сейчас бы выразились, Мария была медиумом и ее конфликт с апостолами-мужчинами разгорелся именно из-за первоначального отсутствия у них данной способности. Со временем она у них, видимо, появилась: об этом свидетельствуют апокалипсисы апостолов Петра, Иакова и даже Павла, не знакомого с Христом в его земной жизни.

После кончины Марии Магдалины в 80-90-е годы под давлением хорошо организованной Апостольской Церкви, которая окончательно отняла у женщин право учить, Четвертое Евангелие было переписано. Его редактор не хотел обострять противоречий с большинством христиан, чтобы не превратить общину в замкнутую секту. С другой стороны, он не мог предать память Магдалины, которой сам Христос обещал, что ее деяния никогда не будут преданы забвению. Поэтому редактор пошел на хитрость. В ряде мест он придал «любимой ученице» мужской пол (в чем не соврал, учитывая последнюю волю Христа), а в других, где Иоанн и Мария фигурируют рядом, оставил логические неувязки, становящиеся совершенно очевидными для тех, кто внимательно читает текст и наделен чувством логики.

Для тех же, у кого оно отсутствует, укажем на православную икону «Апостол Иоанн в молчании», где тот изображен приложившим палец к губам. Как вы думаете, о чем он помалкивает? И почему это над самым его ухом склонилась крылатая женская фигура — Премудрость София? Ведь рассказ о падшей Душе более поздними гностиками передавался как история возвращения к Богу Софии, на земном уровне отождествляемой с Марией Магдалиной.

Святой Иоанн Богослов в молчании и Крылатая София на его плече

Знание о том, кто в действительности был «любимым учеником», никогда не угасало в христианской Церкви. После последней реставрации гениальной «Тайной Вечери» Леонардо да Винчи в 1999 году стало особенно видно, что Иоанн Богослов изображен с совершенно женскими чертами. На последнем ужине «любимый ученик» возлежал на груди Христа. У Леонардо он (она?) написан в тот миг, когда нетерпеливый Петр просит узнать Иоанна (Марию?) имя предателя у Иисуса. Абрисы фигур «ученика» и Спасителя складываются в букву «М».

Тайная вечеря — Леонардо да Винчи (фрагмент копии) Он (она?) написан в тот миг, когда нетерпеливый Петр просит узнать Иоанна (Марию?) имя предателя у Иисуса

Роман Багдасаров , «Эгоист generation»,

Ещё

Император Тиберий не мог понять, что его так беспокоит. Римская империя была в самом расцвете, в провинциях царил покой, и ничего не говорило, что в ближайшее время придётся вести очередную войну.
Даже в Иудее и Израиле, где народ непрерывно волновался из-за религиозных распрей, наступило затишье. Царь Ирод вел политику в русле империи, а Понтий Пилат крепкой рукой руководил Иудеей. Правда, в последние дни наблюдались беспорядки из-за самозваного мессии, который объявил себя сыном Бога, чем вызвал смуты в Иудее, но сейчас недовольства стихли.
Понтий Пилат в срочной депеше сообщал, что возмутитель спокойствия распят на кресте, и подобная казнь надолго охладит смутьянов. Кроме того, данная история с самозванцем позволила Ироду с Понтием подружиться. Всего лишь одной казнью, одним распятием были решены многие важные вопросы. Да и фарисеи, которые играли немаловажную роль в Иудее, были довольны решением Пилата. Предпринятые прокуратором жесткие меры позволяли надеяться, что вечно бушующая провинция на время стихнет. Совсем не хочется посылать туда армию.
Непонятный народ евреи. Выдумали себе единого Бога, который якобы вывел их из плена Египта и навечно передал им Иудею. Если так, почему же их Бог не покарал наших воинов, когда они, захватив Иерусалим и рушили храм. Нет, наш Юпитер бесспорно сильнее. Только благодаря его покровительству процветает Римская империя. Со времен божественного Александра не было сильнее государства. Стоит только выйти за пределы императорского дворца, как тут же убеждаешься в данной правоте.
Народ доволен и благословляет его, Тиберия. В империи столько богатства, что приходится строить хранилище за хранилищем, чтобы уместить, стекающиеся в Рим потоки золота и серебра. Торговля процветает и, если так продлится ещё десять лет, Рим превзойдёт по мощи и роскоши империю Александра. И неважно, кто после него, Тиберия, будет править Римом. Могущество империи будет не сравнимо ни с чем, а ее богатства – неисчерпаемы.
Надо устроить неделю праздников для народа. Пусть люди немного отдохнут. Да, так и надо поступить! Чтобы потом целый год плебеи вспоминали бои гладиаторов, обсуждали шествия легионов, наряды патрициев и восхваляли его, императора Рима, за проявленные доброту и заботу о народе. Кроме того, пышные веселья и празднества в очередной раз покажут миру, что Рим – вечный город, несокрушимый и сияющий в своей славе.
Однако кого распяли в Иудее? Понтий говорит, что казнён обыкновенный самозванец, который был не в своем разуме. Меж тем, если верить словам прокуратора, тогда почему за умалишённым следовали толпы людей и слушали его проповеди? Некоторые он слышал из уст подданных, и притчи были весьма поучительны, свидетельствуя, что самозванец был не так уж слаб умом. И как воспринимать чудеса, которые творил Иисус, так вроде его звали? Если рассказы – очередной обман, надо Понтию через первосвященников объяснить иудеям кого распяли на Голгофе. Он, Тиберий, хорошо знает, как подчас мёртвые опаснее живых. Яркий тому пример – гибель божественного Гая Юлия Цезаря… Сколько было самозванцев после его смерти. Даже не хочется вспоминать какие небылица рассказывали после кончины великого понтифика. И в Иудее возможно повторение. Пройдет время, чудеса и проповеди обрастут легендами, затем явится самозванец, будет утверждать, что он и есть спасшийся от распятия Иисус, а народ тут же слепо последует за ним. Кончится все тем, что опять начнут звучать возгласы, что давно пора освободить Иудею от диктата Рима. То есть опять война...
Да и Ирод не лучший союзник. Он в душе только и ждёт, когда начнутся народные волнения, чтобы избавиться от нашей опеки. Многие ждут, когда Рим ослабеет, чтобы растерзать империю на части. И на севере, и на юге, и на востоке, и на западе пока спокойно благодаря тому, что знают – кара за смуты будет самой жестокой и беспощадной. Надо всегда помнить, как после смерти божественного Александра огромная империя меньше чем за год развалилась на отдельные провинции. Но, пока Рим имеет преторианцев, подобная участь ему не грозит.
Именно преторианцы в самые трудные моменты спасали великий Рим от, казалось бы, неминуемый гибели. Они настолько преданы империи, что не позволят прихода к власти случайного человека. Его попросту убьют, как уже бывало не раз, а Рим возглавит достойный правитель. Он сам, став императором после божественного Августа, только, благодаря преторианцам, сумел укрепить свою власть и привести страну к золотому веку.
Однако кем же был Иисус? Интересно было бы его увидеть. В Риме про него разное говорят. Одни считают его безумцем, другие – непонятым гением.
Неожиданно тишину зала нарушил какой-то шум за дверьми. Там что-то происходило, и слышался женский голос, который быстро говорил на непонятном языке. Император подошёл к столу и, взяв из золотого таза куриное яйцо, разбил его и проглотил. Ему всегда казалось, что сырые яйца придают силы и позволяют сосредоточиться.
Однако шум не стихал. Вероятно, очередная иноземка как-то пробралась во дворец, а теперь просит денег. Но у неё очень нежный и приятный говор. Любопытно увидеть пришелицу. Отвечает ли внешность звуку голоса?
Император позвонил в колокольчик. Дверь немедленно открылась, и в комнату вошёл начальник охраны. Он тоже был из рода Клавдиев, и Тиберий ему бесконечно доверял.
- Что происходит, Валентин? – раздался властный голос императора. – Как смогла женщина проникнуть в мои покои?
- Мой император, – отдав приветствие, произнёс воин. – Мы только поняли, что её зовут Мария, и она из Иудеи.
- Опять иудеи?! - воскликнул Тиберий. - Даже в Риме не дают покоя! Валентин, разберись, как ей удалось проникнуть во дворец и сурово накажи виновных. Но, прежде, введи женщину сюда и позови переводчика. Я хочу поговорить с ней. Может, она что-то слышала про распятого самозванца Иисуса, величавшего себя сыном Божьим и царём Иудеи.
Не прошло и минуты, как вошёл толмач, а следом за ним ввели женщину с покрытой головой. На ней была одежда иудейки и виднелось только лицо. Глаза незнакомки горели и, казалось, излучали какой-то магический, притягивающий свет.
- А она красива, - отметил про себя Тиберий. - Даже очень красива. Если бы не странное одеяние, была бы прекрасна.
- Кто ты, - обратился он к женщине. - И как тебя зовут?
Толмач стал переводить, добавив от себя, что с нею говорит император Тиберий.
Иудейка упала на колени и не поднимала головы.
- Скажи ей, чтобы поднялась, - недовольно поморщился Тиберий. –Что за варварский обычай?.. В Риме не принято, чтобы женщины падали ниц. Незнакомка, не поднимаясь с колен, начала быстро говорить.
- Ее зовут Мария Магдалина, и она из Иудеи, – бесстрастно произнёс переводчик. Пройти во дворец помог ей Бог.
Переведи, что, если она не встанет с колен, наш разговор завершится, - стал гневаться император. - Это великий Рим, а не Иудея!
Толмач выполнил приказ, и женщина поднялась.
Что тебя привело к нам? – смягчил тон император. - Для чего ты проникла во дворец? Тебя же могли убить…
Я не боюсь смерти! – и глаза Марии вспыхнули огнём. - Мой Господин ждет, когда я приду в его царствие.
- И кто же твой господин, где его царствие, что ты не боишься даже смерти? - усмехнулся император. - Вы, иудеи, для меня непонятны. Чего вы хотите, к чему стремитесь? Спроси у нее, – вновь обратился император к переводчику. - Видела ли она Иисуса?
Услышав произнесённое имя, женщина вновь упала на колени, а из глаз её потекли слёзы. Она начала что-то бурно говорить.
Что случилось? - чуть растерялся Тиберий. - Почему слёзы?
Но Мария продолжала говорить ещё быстрее, а слёзы струйками потекли по её щёкам.
- Она говорит, что Иисус уже рядом с отцом своим, Господом Богом, царствие которого безгранично. Он и является тем Господином, к которому она стремится всей душой.
- Я ничего не понял… - раздражённо проговорил император.
Он подошёл к столу, разбил очередное яйцо и проглотил его.
- Так видела она Иисуса или нет? И, если не видела, мне неинтересно продолжать беседу. Дайте ей денег и выведите из дворца.
- Женщина говорит, что не только видела Иисуса, но и постоянно слушала его проповеди, часто беседовала с ним. Иисус – святой человек, истинный сын Божий, и сейчас он видит и слышит, о чём мы разговариваем.
- Как он может слышать нас, если его распяли на кресте, и он давно мёртв? C каких пор покойники могут что-то слышать и видеть? Только иудеи верят в подобную глупость. Все у них, не как у обычных людей!
- Император, но она говорит, что Иисус жив, - продолжил переводчик.
- Как он может быть живым, если его распяли на кресте, а гонец доставил от Понтия письмо, в котором было написано, что Иисуса мёртвым сняли с креста и похоронили по законам Иудеи в пещере. Она лжёт, что видела Иисуса. Происходит то, чего я больше всего боюсь. Если не прошло и нескольких дней, как смутьяна распяли, а женщина утверждает, что видела его живым - через год, у нас могут появиться большие неприятности в Иудее. Сейчас весь народ станет говорить, что видели Иисуса живым. Подобные слова грозят серьёзными последствиями. Надо предупредить Понтия, чтобы он не выпускал ситуацию из-под контроля. Стоит начаться волнениям в Иудее, как за ними последуют галлы и египтяне. Тогда – конец мирной жизни. Опять начнутся войны, опять римские воины будут гибнуть на чужбине.
Меж тем женщина продолжала плакать и что-то быстро говорить. Казалось, будто она молится. Из ее уст всё чаще слетало имя Иисуса Христа.
«Кажется, я чего-то недопонимаю, - подумал про себя Тиберий. - Женщина знает, что её в любой момент могут убить, но не боится смерти, не просит о пощаде. Даже денег не просит…Что же её привело сюда? Для чего она проделала столь длинный путь по жаре? Что искала во дворце?»
- Спроси, уверена ли иудейка, что Иисус жив, и что она видела его после распятия?
Переводчик передал Марии слова императора. Женщина закивала головой, и улыбка озарила её лицо. Она вновь быстро заговорила.
- Что на этот раз? - нетерпеливым взглядом посмотрел император.
- Мария рассказывает, что Иисуса распяли на кресте, сняли с креста мёртвым, и они похоронили его.
- Вот видишь, значит, Понтий мне сказал правду, и Иисус мёртв.
- Но потом, - продолжил переводчик, - когда утром Мария с матерью Иисуса пришли к пещере, где он был похоронен, огромный камень, закрывавший вход в усыпальницу, был отодвинут, тела мертвеца не было, а ложе устилали куски материи, в которую казнённого запеленали.
- Фанатики и последователи Христа украли покойника! - воскликнул император.
- Потом Мария Магдалина и мать Иисуса видели самого Иисуса живым… - растерянно продолжал переводчик.
- Kак, живым?!.. – воскликнул владелец дворца. - Он воскрес из мертвых?! Толмач передал Марии слова императора. Женщина тут же радостно закивала головой.
- Она говорит, что император сказал правду. Иисус воскрес из мёртвых.
- Такое невозможно! - разгневался великий понтифик и, подойдя к тазу, разбил ещё одно яйцо. - Я скорее поверю, что данные яйца покраснеют, чем в то, что мёртвые воскресают.
Тут он увидел, что лицо переводчика перекосилось от ужаса.
Что с тобой? - удивился Тиберий.
Но толмач ничего не отвечал и только пальцем указывал на таз. Глаза его от ужаса остекленели. Император повернулся и посмотрел на стол. Весь таз был наполнен красными яйцами. Тиберий не верил своим глазам, ему казалось, что над ним подшутили. Он подошёл, взял одно из яиц и разбил его. Обычное яйцо со скорлупой цвета крови… Мария так же не могла оторвать взгляда от чуда.
- Уведите её, дайте ей денег и проводите с почестями в Иудею! - закричал император. - И оставьте меня одного. Никто не смеет нарушить мой покой, пока не зазвенит колокольчик.
- Как понимать увиденное, что означает кровавый цвет яиц? - проносилось в мозгу Тиберия.
Взгляд императора не мог оторваться от яиц.
– Они – цвета крови, - вновь и вновь проносилось в голове. - Что за знак посылают мне боги? Знамение конца великого Рима за невинно убиенного?.. Неужели мы, того не ведая, распяли сына Божьего, и нас постигнет жестокая и неминуемая кара! Бедный Рим!..

Святая равноапостольная
МАРИЯ МАГДАЛИНА

Мария Магдалина — преданная последовательница Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц, из которой Господь изгнал семь бесов и, которая после исцеления всюду следовала за Христом, присутствовала при Распятии и была свидетельницей его посмертного явления. По преданию, через некоторое время после Распятия Магдалина отправилась в Эфес вместе с девой Марией к Иоанну Богослову и помогала ему в его трудах.

Святая равноапостольная Мария Магдалина родилась в городе Магдала, близ Капернаума, на берегу Геннисаретского озера, в Галилее, недалеко от того места, где крестил Иоанн Креститель. Остатки древнего города уцелели до наших дней. Теперь на его месте стоит лишь небольшой поселок Медждель. По названию города равноапостольная Мария получила свое прозвание Магдалина, для отличия ее от прочих благочестивых жен, упоминаемых в Евангелии с именем Марии.

Мария Магдалина была истою галилеянкою. А галилеянин, галилеянка в проповеди и утверждении христианства означает очень много.


Галилеянином звали Самого Христа Спасителя, так как Он с младенчества рос и жил и потом много проповедовал в Галилее. Галилеянами были все первозванные Апостолы Христовы, исключая одного только Иуду Искариота-предателя не галилеянина. Большинство из уверовавших в Господа сразу после Его Воскресения состояло из галилеян. Поэтому в начале всех последователей Христа Спасителя называли "галилеянами", поскольку галилеяне воспринимали и распространяли учение Христово ревностнее прочих иудеев. Галилеяне же также много и резко отличались от иудеев прочих областей Палестины, как контрастно отличалась природа Галилеи от южной Палестины.


В Галилее природа была жизнерадостна и население живое, простое; в Палестине южной - бесплодная пустыня и народ, не желающий признавать ничего, кроме буквы и формы правил. Жители Галилеи охотно воспринимали идеи духа закона; у иудеев же иерусалимских господствовала одна рутинная внешность. Галилея стала родиною и колыбелью христианства; Иудея была иссушена узким фарисейством и близоруким саддукейством. Однако ученых школ галилеяне не заводили и потому гордые книжники и фарисеи иудеи называли галилеян невежами и глупцами; за неясное, неотчетливое различение и произношение галилеянами некоторых еврейских гортанных букв, раввины иудейские не допускали их читать вслух молитвы от лица собрания и осмеивали их. Галилеяне были пылки, отзывчивы, стремительны, благодарны, честны, храбры, - были восторженно религиозны, любили слушать поучения о вере и о Боге, - были откровенны, трудолюбивы, поэтичны и любили греческое мудрое образование. И Мария Магдалина проявила в своей жизни много прекрасных свойств своих родичей галилеян, первых и ревностнейших христиан.

О первом периоде жизни святой Марии Магдалины нам ничего неизвестно до момента ее исцеления от семи бесов Иисусом Христом (Лк. 8:2). Причина и обстоятельства возникновения этого ее несчастья неизвестны.

По мнению Отцов Православной Церкви, «семь бесов» святой Марии Магдалины - это только попущение Богом ее страданий от бесовских чар, которые возникли даже не по грехам родителей или ее собственным. Но на этом примере Он явил для всех прочих чудо исцеления Марии Магдалины как действие силы и милости Божьей, совершаемых через Его Мессию. А сама она без этих глубоких страданий и исцеления от них, возможно, не испытала бы такого высокого чувства любви и благодарности к Христу и осталась бы посреди многих сочувствующих Ему, дивящихся Его чудесам или полуформально исповедующих веру, но без горения, без полного самопожертвования.


С тех пор душа Марии Магдалины воспылала самою благодарною и преданною любовью к ее Спасителю Христу, и она уже навсегда присоединилась к Избавителю Своему, всюду следовала за Ним. Евангелие повествует, что Мария Магдалина следовала за Господом, когда Он с апостолами проходил по городам и селениям Иудеи и Галилеи с проповедью Царствия Божия. Вместе с благочестивыми женщинами - Иоанной, женой Хузы (домоправителя Иродова), Сусанной и другими она служила Ему от имений своих (Лк. 8:1-3) и, несомненно, разделяла с апостолами благовестнические труды, в особенности среди женщин. Очевидно, ее вместе с другими женщинами имеет в виду евангелист Лука, рассказывая, что в момент шествия Христа на Голгофу, когда после бичевания Он нес на Себе тяжелый Крест, изнемогая под его тяжестью, женщины шли за Ним, плача и рыдая, а Он утешал их. Евангелие повествует, что Мария Магдалина находилась и на Голгофе в момент распятия Господа. Когда все ученики Спасителя разбежались, она бесстрашно оставалась у Креста вместе с Богородицей и апостолом Иоанном.

Евангелисты перечисляют среди стоявших у Креста еще и мать апостола Иакова Меньшего, и Саломию, и других женщин, следовавших за Господом от самой Галилеи, но все называют первой Марию Магдалину, а апостол Иоанн, кроме Богоматери, упоминает только ее и Марию Клеопову. Это говорит о том, насколько выделялась она из среды всех женщин, окружавших Спасителя.


Она была верна Ему не только в дни Его славы, но и в момент Его крайнего уничижения и поругания. Она, как повествует евангелист Матфей, присутствовала и при погребении Господа. На ее глазах Иосиф с Никодимом внесли в гробницу Его бездыханное тело. На ее же глазах они завалили большим камнем вход в пещеру, куда зашло Солнце жизни...

Верная закону, в котором была воспитана, Мария вместе с другими женщинами пребыла весь последующий день в покое, ибо велик был день той субботы, совпадавший в тот год с праздником пасхи. Но все же пред наступлением дня покоя женщины успели запасти ароматы, чтобы в первый день недели прийти на рассвете к могиле Господа и Учителя и по обычаю иудеев помазать Его тело погребальными ароматами.

Евангелист Матфей пишет, что женщины пришли ко гробу на рассвете или, как выражается евангелист Марк, весьма рано, при восходе солнца; евангелист Иоанн, как бы дополняя их, говорит, что Мария пришла ко гробу настолько рано, что еще было темно. Видимо, она с нетерпением ждала окончания ночи, но, не дождавшись рассвета, когда еще кругом царила тьма, побежала туда, где лежало тело Господа и видит камень отваленным от пещеры.

В страхе она поспешила туда, где жили самые близкие апостолы Христа - Петр и Иоанн. Услышав странную весть о том, что Господа унесли из гроба, оба Апостола побежали ко гробу и, увидев пелены и свернутый плат, изумились. Апостолы ушли и никому ничего не сказали, а Мария стояла около входа в мрачную пещеру и плакала. Здесь, в этом темном гробе, еще так недавно бездыханным лежал ее Господь. Желая убедиться, что гроб действительно пуст, она подошла к нему - и здесь сильный свет внезапно осиял ее. Она увидела двух Ангелов в белых одеяниях, сидящих одного у главы, а другого у ног, где было положено тело Иисусово.


Услышав вопрос: "Женщина, что ты плачешь?" - она ответила теми же словами, которые только что сказала Апостолам: "Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его". Сказав это, она повернулась, и в этот момент увидела Иисуса Воскресшего, стоящего около гроба, но не узнала Его. Видно, слишком тяжко было на душе, и слезы пеленой застилали ей глаза, да и Сам Он не сразу открыл ей Себя, как и апостолам, которые встретили Его по пути в Эммаус.

Он спросил Марию: "Женщина, что ты плачешь, Кого ищешь?" Она же, думая, что видит садовника, отвечала: "Господин, если ты вынес Его, скажи, где ты положил Его, и я возьму Его". Мария Магдалина даже не называет Его имени - настолько убеждена, что все Его знают, все должны быть также убеждены, как и она, что Он - Бог, и не знать Его невозможно. Эта абсолютная, детская, беззаветная вера в Господа, полная и самоотверженная любовь к Нему не дает ей задуматься, как она, физически не слишком сильная, сможет унести Его Тело, хоть и изможденное трудами земной жизни, в одиночку. И только когда Он называет ее по имени, она узнает в Нем своего Учителя, и с этим именем на устах падает ниц перед Ним, а Он говорит ей, чтобы она не касалась Его, ибо он еще не взошел к Отцу, уча ее благоговению по отношению к тем Божественным изменениям, которые произошли с ним после Его дивного Воскресения.

Мария Магдалина и воскресший Иисус Христос

Но именно ей Он доверяет принести Его ученикам весть о восхождении Его к Отцу Его и, произнеся эти слова, становится невидимым, а обрадованная Мария Магдалина бежит к апостолам с радостной вестью: "Видела Господа!" Это была первая в мире проповедь о Воскресении.

Апостолы должны были благовествовать миру, а она благовествовала самим Апостолам. Именно поэтому святая Мария Магдалина причислена к лику равноапостольных святых.

Святой Григорий Богослов находит в этом чудесную аллюзию: в Ветхом Завете от змия жена приняла искусительное смертное питье - сок в запретном плоде - и отдала его первому человеку. Жена же услышала Благую Весть в Новом Завете и возвестила об этом. Чья рука лишила человечество Вечности, та же - через века - принесла ему чашу Жизни.
Предания о дальнейшей жизни святой равноапостольной Марии Магдалины многообразны. Она сопровождала Богоматерь и апостолов в их апостольском служении на земных путях. Известно, что традиция обмениваться на Пасху крашенками - крашеными яйцами также пошла от исторического события, связанного с пребыванием святой Марии Магдалины в Риме при дворе императора Тиберия, когда она поднесла ему красное яйцо с теми же словами: «Христос Воскрес!» и рассказала простым, прочувствованным языком о всей истории земной жизни Господа, о неправом суде над Ним, о страшных часах Распятия и знамении, бывшем при этом, свидетельствуя затем о Его чудесном Воскресении и Вознесении к Отцу.


Это была такая искренняя, проникнутая любовью к Господу проповедь, что Тиберий сам уверовал и едва не причислил Христа к сонму римских богов (!!!), чему, естественно, воспротивился Сенат. Тогда император издал указ, запрещающий оскорблять христиан и их веру, который немало способствовал дальнейшему распространению христианства, - и это тоже она из заслуг святой равноапостольной Марии Магдалины перед Господом.

Благодаря Марии Магдалине обычай дарить друг другу пасхальные яйца в день Светлого Христова Воскресения распространился между христианами всего мира. В одном древнем рукописном греческом уставе, написанном на пергаменте, хранящемся в библиотеке монастыря святой Анастасии близ Фессалоник (Солуня), помещена молитва, читаемая в день Святой Пасхи на освящение яиц и сыра, в которой указывается, что игумен, раздавая освященные яйца, говорит братии: "Так мы приняли от святых отцов, которые сохранили сие обыкновение от самых времен апостольских, ибо святая равноапостольная Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного жертвоприношения".


Поначалу пасхальные яйца красили в красный цвет, но со временем украшения стали богаче и ярче, и теперь пасхальные яйца стали не только частью пасхальной трапезы, что мы готовим к освящению в Великий четверг, но и предметом творчества - от народных деревянных крашенок до шедевров самых знатных ювелиров, к примеру, Фаберже.

Мария Магдалина продолжала свое благовестие в Италии и в самом городе Риме. Из Рима святая Мария Магдалина уже в преклонном возрасте переселилась в Ефес, где неустанно трудился святой апостол Иоанн, который с ее слов написал 20-ю главу своего Евангелия. Там закончила святая земную жизнь и была погребена.

В XI веке при императоре Льве Философе (886 — 912) нетленные мощи святой Марии Магдалины были перенесены из Эфеса в Константинополь. Полагают, что во время крестовых походов они были перевезены в Рим, где и покоились в храме во имя святого Иоанна Латеранского. Позднее этот храм был освящен во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Часть ее мощей находится во Франции, в Проваже, близ Марселя. Части мощей Марии Магдалины хранятся в различных монастырях Святой Горы Афон и в Иерусалиме, где в Гефсиманском саду на горе Елеонской находится дивный по красоте монастырь святой Марии Магдалины.


Вид на монастырь святой Марии Магдалины в Иерусалиме


Главный храм монастыря святой Марии Магдалины в Иерусалиме

Главное его строение - церковь, построенная в ее честь русским императором Александром III по совету архимандрита Иоанна Капустина. В 1934 году вокруг церкви возникла женская православная обитель, основанная двумя принявшими Православную веру англичанками - монахиней Марией (в миру - Барбара Робинсон) и Марфой (в миру - Алиса Спротт).


Тропарь, глас 1:
Христу нас ради от Девы рождшемуся честная Магдалина Мария последовала еси, того оправдания и законы хранящи: темже днесь всесвятую твою память празднующе, грехов разрешение молитвами твоими приемлем.

Кондак, глас 3:
Предстоящи преславная у креста Спасова со иными многими, и Матери Господни состраждущи, и слезы точащи, сие в похвалу приношаше глаголющи: что сие есть странное чудо; содержай всю тварь пострадати изволи: слава державе Твоей.

Молитва святой равноапостольной Марии Магдалине:
О святая мироносице и всехвальная равноапостольная Христова ученице Магдалино Марие! К тебе, яко верней и мощней о нас к Богу ходатаице, грешнии и недостойнии, ныне усердно прибегаем и в сокрушении сердец наших молимся. Ты в житии своем страшныя козни бесовския испытала еси, но благодатию Христовою явно тех свободилася еси, и нас молитвами твоими от сети бесовския избави, да выну во всем житии нашем делом, словом, мыслию и тайными помышлении сердец наших верно послужим единому Святому Владыце Богу, якоже Тому обещалися есмы. Ты паче всех благ земных сладчайшаго Господа Иисуса возлюбила еси и Тому чрез все житие добре последовала еси, Божественными учении Его и благодатию не токмо свою душу питающи, но и множество людей от тьмы языческия ко Христа чудному свету приводящи; то ведуще, просим тя: испроси нам у Христа Бога благодать просвещающую и освящающую, да, ею осеняеми, преуспеваем в вере и благочестии, в подвизех любве и самоотвержения, да неленостно тщимся служити ближним в их нуждах духовных и телесных, памятующе пример твоего человеколюбия. Ты, святая Марие, бодренно благодатию Божиею протекла еси житие на земли и мирно отшла еси во обители Небесныя, моли Христа Спаса, да молитвами твоими сподобит нас непреткновенно совершити странствие наше в сей юдоли плача и в мире и покаянии скончати живот наш, да тако и в святости на земли поживше, вечныя блаженныя жизни на Небеси сподобимся и тамо с тобою и всеми святыми вкупе выну восхвалим Троицу Нераздельную, воспоим Едино Божество, Отца и Сына и Духа Всесвятаго, во веки веков. А минь.

В третье воскресенье после Пасхи Православная Церковь вспоминает служение жен-мироносиц , пришедших ко гробу Спасителя, чтобы возлить на Его Тело благовония. Каждый из евангелистов передает смысл события с различными деталями. Но все четыре апостола вспоминают о Марии Магдалине. Кем была эта женщина? Что о ней рассказывает Священное Писание? Чем отличаются православное и католическое представления о Магдалине? Откуда появились кощунственные ереси и как их преодолеть? Обо всем этом читайте далее.

Как православные представляют Марию из Магдалы?

Мария Магдалина — один из самых известных новозаветных персонажей. Ее память Православная Церковь чтит 4 августа по новому стилю. Родилась она в галилейском местечке Магдале у Генисаретского озера, была одной из самых верных учениц Иисуса. Священное Писание очень лаконично описывает ее жизнь и служение Христу, но даже этих фактов хватает, чтобы увидеть ее святость.

Исцеленная от беснования становится преданной ученицей Спасителя

Православный взгляд на личность Марии Магдалины полностью основан на евангельском повествовании. Священное Писание не рассказывает о том, чем занималась женщина до того, как последовала за Христом. Ученицей Иисуса она стала тогда, когда Христос избавил ее от семи бесов.

На протяжении всей оставшейся жизни она оставалась преданной Христу. Вместе с Пресвятой Богородицей и апостолом Иоанном следовала на Голгофу. Она была свидетельницей земных страданий Иисуса , издевательств над Ним, пригвождения ко Кресту и ужаснейших мучений.

В Страстную пятницу вместе с Богоматерью она оплакивала умершего Христа. Мария знала, где тайные последователи Иисуса — Иосиф Аримафейский и Никодим — погребли тело Спасителя. Это было в субботу.

А в воскресенье с раннего утра она примчалась ко гробу Спасителя, чтобы до конца засвидетельствовать собственную верность . Настоящая любовь не знает преград. Так было и в случае с Марией Магдалиной. Даже после смерти Иисуса она пришла, чтобы излить на Его тело благовония.

И вместо бездыханного тела в гробу она увидела лишь белые погребальные пелены. Тело похитили — с такой новостью и слезами на глазах жена-мироносица прибежала к ученикам. За ней к месту погребения последовали Петр и Иоанн и удостоверились, что Христа там нет.

Первой увидела воскресшего Господа

Ученики вернулись в дом, а мироносица осталась оплакивать Спасителя. Сидя у гроба, она увидела двух ангелов в сияющих облачениях. Заметив ее скорбь, небесные вестники спросили, почему она плачет. Женщина ответила: «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его».

За ее спиной уже стоял Христос, но мироносица не узнала Спасителя даже тогда, когда он заговорил. Ученица Иисусова подумала, что это садовник, забравший Тело Христа, и обратилась: Господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его.

Лишь только когда Спаситель назвал Ее по имени, Мария Магдалина узнала родной голос и с неподдельной радостью воскликнула: «Равуни!», то есть «Учитель!».

Именно от Марии апостолы услышали, что Христос жив. Евангелист Иоанн сдержанно описывает, что жена-мироносица пошла и известила ученикам, что видела Господа. Но наверняка Мария Магдалина буквально ворвалась в дом и радостно закричала: «Я видела Его, Христос воскрес!». Именно из уст этой мироносицы человечество приняло благую весть — Спаситель преодолел смерть.

Проповедь в Риме и красное яйцо

Больше о жизни и миссионерстве этой жены-мироносицы Священное Писание не извещает, разве что апостол Павел вспоминает о Марии, которая много трудилась для нас. А Православная Церковь недаром чтит ее как равноапостольную, ведь святая занималась распространением благой вести среди римлян до апостола Павла.

В старости она, согласно достоверным источникам, жила в городе Эфес в Малой Азии. Там она также благовествовала, а еще помогала Иоанну Богослову — по ее свидетельству апостол написал 20-ю главу Евангелия. В этом же городе святая мирно упокоилась.

С мироносицей из Магдалы обычно связывают традицию красить на Пасху яйца. Проповедовала Евангелие в Риме, равноапостольная якобы явилась к императору Тиберию . Среди иудеев существовал такой обычай: если ты в первый раз приходишь к известному человеку, то должен принести ему какой-нибудь подарок. Бедняки обычно дарили плоды или яйца. Вот и проповедница принесла правителю яйцо.

Согласно одной версии, оно было красным, что и заинтересовало Тиберия. Тогда Мария Магдалина рассказала ему о жизни Спасителя, смерти и воскресении. Император якобы даже поверил ее словам и хотел причислить Иисуса к римскому пантеону. Сенаторы воспрепятствовали такой инициативе, но Тиберий решил хотя бы в письменном виде засвидетельствовать воскресение Христа.

По другой версии равноапостольная явилась к императору с яйцом и сказала: «Христос воскрес! ». Он засомневался: «Если твои слова соответствуют действительности, пусть это яйцо станет красным». Так и случилось.

Историки ставят под сомнение достоверность этих версий. Вполне возможно, что женщина все-таки беседовала с императором и приносила ему символический дар. Зато современный мир благодаря этому обрел еще одну красивую традицию с глубоким смыслом.

Католики о Магдалине: между правдой и выдумкой

В католической традиции Марию Магдалину вплоть до 1969 года изображали как великую блудницу. С чем это связано? С тем, что этой ученице Иисуса они приписали фрагменты биографий многих персонажей новозаветной истории.

Считается, что она предалась распутству, за что и была поражена беснованием. Иисус изгнал из нее семь бесов, после чего она превратилась в его преданную последовательницу.

  • В Евангелии упоминается безымянная женщина, омывшая ноги Христа миром и отершая их собственными волосами. Согласно католическому учению, это была Магдалина.
  • Другая женщина накануне Тайной Вечери возлила на голову Иисуса драгоценное миро. Евангелие не называет ее имя, но католическая традиция говорит, что это тоже была Мария из Магдалы.
  • В сестре Марфы и Лазаря католики также почитают Марию Магдалину.

Кроме того, у них образ этой жены-мироносицы частично переплетается с фактами из жизни Марии Египетской, которая, будучи блудницей, ушла в пустыню и провела там 47 лет. А по одной из версий мироносице из Магдалы «приписали» 30 лет пустынножительства.

По другой гипотезе последние годы она провела на территории современной Франции. Эта жена-мироносица проживала в пещере недалеко от Марселя. Там, по легенде, она прятала Грааль — чашу, которую наполнил Кровью Спасителя Иосиф Аримафейский, погребавший Христа.

Мария Магдалина является одной из самых почитаемых в Католической Церкви святых. Она считается покровительницей монашеских орденов, в честь ее освящают храмы.

В целом образ Марии в католицизме не вполне соответствует евангельскому тексту. Ведь приписывание фактов к биографии святой не прошло бесследно, а привело к множеству домыслов и еретических учений.

Как противостоять ересям? Изучать Евангелие

Разум падшего человека не способен вместить тайну христианской любви и воплощения Сына Божьего. Этим и объясняется кощунственная версия о том, что Магдалина была не только последовательницей Христа, но и Его спутницей жизни.

По этой же причине некоторые читатели Священного Писания считают, что любимым учеником Христа был не Иоанн, а Мария, которой даже приписывается авторство апокрифического «Евангелия от Марии Магдалины».

Существует еще множество версий, кем якобы была жена-мироносица, но все они больше похожи на истории из желтой прессы, чем на правду.

Православная Церковь осуждает подобные еретические размышления и призывает к осмысленному изучению Священного Писания.

Более подробно о жизни Марии Магдалины рассказывается в этом фильме:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

22 февраля 1992 года были обретены мощи святителя Тихона, известного как Патриарх Тихон. Тот самый, который предал анафеме гонителей Церкви (читай - безбожную советскую власть) и открыто осудил расстрел Николая ІІ. Интересные факты из жития святого, о служении и покушении на жизнь вы найдете в статье.

Одной из самых известных женских фигур в православии является Мария Магдалина, с которой связано как много достоверной информации, так и домыслов разных исследователей. Она является главной среди , а еще ее считают женой Иисусах Христа.

Кто такая Мария Магдалина?

Преданной последовательницей Христа, которая была мироносицей, является Мария Магдалина. Об этой святой известно много информации:

  1. Мария Магдалина считается равноапостольной, а объясняется это тем, что она проповедовала Евангелие с особой ревностью, как и другие апостолы.
  2. Родилась святая в Сирии в городе Магдалы, с чем и связано известное во всем мире прозвище.
  3. Она находилась рядом со Спасителем, когда его распяли и первой воскликнула «Христос Воскрес!», держа в руках пасхальные яйца.
  4. Мария Магдалина мироносица, поскольку она была среди тех женщин, которые утром в первый день субботы пришли к Гробу воскресшего Христа, принеся с собой миро (благовония), чтобы провести умащение тела.
  5. Стоит заметить, что в католических традициях это имя отождествляется с образом блудницы, которая раскаялась, и Марии из Вифании. С ней связано большое количество легенд.
  6. Есть информация, что Мария Магдалина – жена Иисуса Христа, но в Библии об этом нет, ни слова.

Как выглядела Мария Магдалина?

Четкого описания, как выглядела святая, нет, но традиционно для западного искусства и символики представляют ее молодой и очень красивой девушкой. Ее главной гордостью были длинные волосы и у нее они всегда распущены. Связано это с тем, что когда девушка поливала миром ноги Христа, то вытирала их волосами. Чаще обычного Мария Магдалина жена Иисуса изображается с непокрытой головой и сосудом благовоний.


Мария Магдалина – житие

В молодости назвать девушку праведной не повернется язык, поскольку она вела развратную жизнь. В результате этого в нее вселились бесы, которые начали подчинять ее себе. Равноапостольная Мария Магдалина была спасена Иисусом, изгнавшим бесов. После этого события она уверовала в Господа и стала его самой верной ученицей. С этой православной фигурой связано много важных событий для верующих, о которых рассказано в Евангелие и других писаниях.

Явление Христа Марии Магдалине

Священное писание рассказывает о святой только с того момента, как она стала ученицей Спасителя. Случилось это после того, как Иисус избавил ее от семи бесов. В течение всей свой жизни Мария Магдалина сохраняла свою преданность Господу и следовала за ним до конца его земной жизни. В Страстную пятницу вместе с Богородицей она оплакивала умершего Иисуса. Выясняя, кто такая Мария Магдалина в православии и как она связана с Христом, стоит указать, что она была первой, кто в воскресенье утром пришел к гробу Спасителя, чтобы очередной раз выразить свою верность ему.

Желая излить на Его тело благовония, женщина увидела, что в гробу остались только погребальные пелена, а самого тела нет. Она подумала, что его украли. В это время произошло явление Христа Марии Магдалине после воскресения, но она его не узнала, приняв за садовника. Узнала она его, когда он обратился к ней по имени. В результате святая стала той, кто принесла благую весть всем верующим о воскресении Иисуса.

Дети Иисуса Христа и Марии Магдалины

Историки и археологи Британии после своих исследований объявили, что святая была не только верной спутницей и женой Иисуса Христа, но и матерью Его детей. Есть апокрифические тексты, которые описывают жизнь равноапостольной. В них рассказывается, что Иисус и Мария Магдалина имели духовный брак, и в результате непорочного зачатия она родила сына Иосифа Сладчайшего. Он стал родоначальником королевского дома Меровингов. Согласно другой легенде у Магдалины было двое детей: Иосиф и София.

Как умерла Мария Магдалина?

После того как Иисус Христос воскрес, святая начала путешествовать по миру, чтобы проповедовать Евангелие. Судьба Марии Магдалины занесла ее в Эфес, где она оказывала помощь святому Апостолу и Евангелисту Иоанну Богослову. Согласно церковному преданию она умерла в Эфесе и там и была погребена. Болландисты уверяли, что святая умерла в Провансе и ее похоронили в Марселе, но это мнение не имеет древних свидетельств.


Где похоронена Мария Магдалина?

Могила равноапостольной находится в Эфесе, где в ссылке на то время жил Иоанн Богослов. Согласно преданию он написал 20 главу Евангелие, в которой рассказывает о встрече с Христом после его Воскресения, под руководством святой. Со времен Льва Философа могила Марии Магдалины остается пустой, поскольку мощи были перенесены сначала в Константинополь, а затем в Рим в собор Иоанна Латеранского, который через время был переименован в честь равноапостольной. Некоторые части мощей находятся и в других храмах на территории Франции, Афона, Иерусалима и России.

Легенда о Марии Магдалине и яйце

С этой святой женщиной связывают традиции . Согласно существующему преданию она проповедовала Евангелие в Риме. В этом городе встретились Мария Магдалина и Тиберий, который был императором. В то время иудеи соблюдали важную традицию: когда человек первый раз приходит к известному человеку, то он должен обязательно принести ему какой-то подарок. Бедные люди в большинстве случаев подносили овощи, фрукты и яйца, с которыми и пришла Мария Магдалина.

В одной из версий рассказывается о том, что взятое святой яйцо было красного цвета, что и удивило правителя. Она рассказала Тиберию о жизни, смерти и воскрешении Христа. Согласно другой версии легенды «Мария Магдалина и яйцо», когда святая явилась императору, то она сказала: «Христос Воскрес». Тиберий засомневался в этом и сказал, что поверит в это только, если яйца на его глазах станут красными, что и случилось. Историки сомневаются в этих версиях, но зато у народа есть красивая традиция с глубоким смыслом.

Мария Магдалина – молитва

Благодаря своей вере святая смогла побороть многие пороки и справиться с грехами, и после своей смерти она помогает людям, которые обращаются к ней в молитвах.

  1. Поскольку Мария Магдалина победила страх и неверие, обращаются к ней те, кто хочет укрепить веру и стать мужественнее.
  2. Молитвенные обращения перед ее образом помогают получить прощение за содеянные грехи. Просят у нее покаяния женщины, которые сделали аборт.
  3. Молитва Марии Магдалине поможет защититься от дурных пристрастий и искушений. Обращаются к ней люди с , чтобы как можно быстрее от них избавиться.
  4. Святая помогает людям получить защиту от магического воздействия со стороны.
  5. Считают ее покровительницей парикмахеров и сотрудников аптек.

Мария Магдалина – интересные факты

С этой известной женской фигурой в православной вере связано много информации, среди которой можно выделить несколько фактов:

  1. Святая Мария Магдалина в Новом Завете упоминается 13 раз.
  2. После того, как церковь объявила женщину святой, то появились реликвии от Магдалины. К ним относят не только мощи, но и волосы, щепки от гроба и кровь. Они распространены по миру и находятся в разных храмах.
  3. В известных текстах Евангелия нет прямых свидетельств о том, что Иисус и Мария были мужем и женой.
  4. Священнослужители уверяют, что роль Марии Магдалины велика, поскольку не просто так сам Иисус называл ее своим «любимым учеником», ведь она понимала его лучше других.
  5. После появления на экранах разных фильмов, связанных с религией, например, «Кода да Винчи», у многих возникли разные сомнения. Например, есть огромное количество людей, которые считают, что на известной иконе «Тайная вечеря» рядом со Спасителем находится не Иоанн Богослов, а сама Мария Магдалина. Церковь уверяет, что подобные мнения абсолютно беспочвенные.
  6. Много картин, стихов и песен написано о Марии Магдалине.

Новое на сайте

>

Самое популярное