Домой Физиогномика лица Творения святого отца кирилла епископа туровского. Кирилл туровский. Последний период земной жизни святителя

Творения святого отца кирилла епископа туровского. Кирилл туровский. Последний период земной жизни святителя

Кирилл Туровский является одним из самых значимых просветителей и церковных деятелей Древней Руси. Большая часть его деятельности приходится на земли, в нынешнюю пору принадлежащие Беларуси. Значительную часть жизни церковный служитель прожил именно в Турове, поэтому епископ и стал именоваться соответствующим образом. В то время поселение было совсем небольшим. Его даже трудно было именовать городом, однако деятельность священника оказалась настолько выдающейся и опередившей свое время, что созданные им писания использовались в православии на протяжении длительного времени. В настоящее же время его лик по праву причислен к святым.

Рождение богослова пришлось на далекий 1130 год. Туровское вняжество, существовавшее в X-XIV веках, в то время располагалось в граница между средним и нижним течением Припяти. Появление на свет долгожданного наследника стало знаменательным событием для состоятельной семьи. Религиозное образование считалось одним из самых достойных. Поэтому достойное положение общества для будущего богослова было предопределенным вопросом. Помимо изучения церковных писаний он обучался красноречию, письменности и каллиграфии. В совершенстве овладел основными древнерусскими языками, а также византийской историей. Примечательной особенностью стало довольно раннее осознание отсутствия тяги к роскошной и праздной жизни, которую вели его родители и родственники. Во многом поэтому решил стать послушником туровского монастыря. Присяга и посвящение произошло примерно в 1161 году.

Довольно быстро Кирилл Туровский осознал, что стандартное служение в церкви недостаточно для него. Желание послужить Господу в более значимом виде сподвигло его на своеобразное решение о затворничестве. В то время уединенные священники затворялись в так называемый «столп», которым по обыкновению являлась башня здания. Сделано было это для того, чтобы лучше познать себя, а также все свое время посвятить духовному самосовершенствованию, разговору с Богом и литературным знаниям. В этот период Туровским создаются первые значимые божественные писания. Особенностью его работ является не простое цитирование Ветхого и Нового Заветов, а дополнение религиозных текстов своими комментариями и появлениями.

Крайне быстро его работы обрели широкую известность. Стали настолько распространены, что их стали включать в церковные сборники. Молитвы стали использоваться не только в местных храмах, но и в соседних княжествах. Спустя некоторое время (примерно в 1169 году) Кирилл Туровский за свою деятельность, а также обретенный авторитет, получает почетный титул епископа от правившего в то время князя Юрия Ярославича. Литературная деятельность хоть и была ключевой, часто Кирилл принимал участие в церковных соборах, на которых решались основные вопросы православия. Так, к примеру, в 1169 году ему удалось разоблачить деятельность епископа Федора, который призывал к отделению от Киевской метрополии. Известно о том, что проклял священника и направлял ему тематические послания. Авторитет Туровского позволил прислушаться и предотвратить раскол. Работы в виде молитв и прочих писаний оказались настолько значимыми, что в последующем постоянно печатались в том же «Евангелии учительском» не территории современной Беларуси в XVI-XVII веках. В XIX веке издавались памятные сборники основных работ Кирилла Туровского, что позволило их сохранить фактически в полном объеме до наших дней.

Своей яркой и значимой деятельностью после смерти был назван «вторым Златоусом», который ярче других просиял на Руси. Что важно: основная часть созданных произведений Туровского дошла до современников. Изучение религиозных текстов позволяет сделать вывод о том, что выдающийся богослов был не только значимым священником, но и мыслителем, и даже философом. Несмотря на ключевое влияние в формировании его мировоззрения пришлось на византийский священнописателей, ему удалось выработать собственный стиль, актуализированный к древнерусской действительности. В настоящее время его имя почитается, в честь Туровского установлены памятники в Минске, Гомеле и Турове, названа Духовная академия в Минске. Причислен к одному из самых значимых белорусских святых наравне с Ефросиньей Полоцкой.

Кирилл Туровский – западнорусский богослов и писатель XII века, епископ.

В Белоруссии считается национальным просветителем. В православной и греко-католической церкви канонизирован в качестве «святителя».

Биография

О жизни Кирилла Туровского достоверных биографических сведений немного. Имеется житие, в нём говорится, что Кирилл был сыном богатых родителей, но презрел «богатства и тленную славу мира сего» и начал постигать божественное учение с ранних лет.

Вступил в Туровский Борисоглебский монастырь, отказавшись от богатства. Известно также, что он получил хорошее домашнее образование и постигал науки под руководством греческих учителей.

Чтобы понять, каким был Кирилл Туровский в действительности, нужно вспомнить, что собой представлял тогдашний Туров. Это был город, основанный на самой западной окраине русских земель – судя по всему, германским князем.

В XI веке Туров достиг расцвета при католическом князе Святополке (прозванном Окаянным). И к моменту жизни Кирилла Туров был вполне себе «западным» городом, в котором развивались ремёсла, торговля и научная деятельность.

«Стремясь к большему подвигу», Кирилл, теперь уже монах упомянутого Борисоглебского монастыря, «затворился в столп», то есть в монастырскую башню, в которой постоянно сидел и предавался молитвам и изучению книг. В этой своей келье он разместил большую по тем временам библиотеку. Чтением его деятельность, понятное дело, не ограничивалась: здесь он написал и первые собственные произведения.

Святитель Кирилл Туровский икона фото

Кирилл был первым на Руси «столпником» - этот вид подвижничества, пришедший из Византии. Тем временем трудолюбивый монах стал известен в городе. Горожане и сам князь пришли в монастырь и настояли на том, чтобы он занял епископскую кафедру. С этого времени Кирилл занимался не только богословской, но и общественно-политической деятельностью.

В 1169 году он участвовал в церковном соборе, организованном с целью обличения владимирского епископа Феодора – соратника Андрея Боголюбского. Заговор епископа и князя состояла в том, что они намеревались отделиться от союза русских земель и проводить абсолютно самостоятельную политику, а Владимиро-Суздальская епархия, таким образом, также отделилась бы от Киевской митрополии.

Кирилл силой своего красноречия «обличил» Феодора и проклял его; Андрею Боголюбскому же он написал ряд писем на эту тему, которые до нашего времени, к сожалению, не сохранились. Андрей Боголюбский отказался от покровительства Феодора. В итоге епископа Феодора казнили.

В том же 1169 году Кирилл по случаю 200-летней годовщины смерти княгини Ольги читал в её честь сочинённые им канон и стихиры. Дату праздновали неспроста: Ольга была самой первой известной христианкой в языческом Киеве и пропагандировала новую религию среди своих подданных.

Умер Кирилл в конце XI века. Похоронили его там, где он завещал – возле церкви святителя Николая в Турове, там же, где покоились его учителя.

Наследие

Кирилл Туровский известен главным образом своим литературным наследием, которое обрело популярность в Древнерусском государстве, его труды переписывались и издавались вплоть до Нового времени. Вот наиболее значимые его произведения:

  • «Слова» на все «господские праздники» - то есть главные праздники, во время которых в церкви прославляется Иисус Христос;
  • Молитвы, которые позднее включались во многие рукописные и печатные книги, в том числе «Учительное Евангелие» Ивана Фёдорова;
  • Притчи (о теле и духе, о слепом и хромом и др.);
  • Проповеди;
  • По некоторым версиям, Кирилл Туровский был автором самого поэтичного и самого «светского» древнерусского произведения – «Слова о полку Игореве», однако большинством исследователей эта версия не поддерживается.

Кирилл Туровский (около 1113, Туров - после 1190) - святой Белорусской православной церкви, белорусский и восточнославянский религиозный и культурный деятель: епископ туровский, писатель, богослов, проповедник, мастер церковного красноречия, просветитель. Крестное имя неизвестно. Кирилл - монашескае или великосхимное Происходил из богатой семьи. Получил домашнее, а затем - классическое для того времени образование, вероятно, от греческих учителей. Сведений о жизни Кирилла Туровского немного. Наиболее полную информацию дает его «Житие» - каноническая церковная биография, написанная неизвестным автором скорее всего в ХIV-XV в. Около 1123 г. поступил в Никольский монастырь, где после трехлетнего послушничеста принял монашеский постриг. Около 1143 г. стал иеромонахом. В 1444-1448 - настоятель Никольского монастыря. Вероятно, после избрания митрополитом Климентия Смолятича (1148 г.) стал отшельником и затворился в "столпе" (башне), куда перенес и свою библиотеку. Был первым известным на Руси отшельником. Период затворничества был временем интенсивной духовной жизни (моления) и умственной деятельности - начал свою литературное творчество. Поиски уединения имели обратный результат. Его заточение стало значительным событием для всего Турова и окрестностей; авторитет Кирилла неизмеримо возрос. Он стал настолько известным, что после смерти туровского епископа Юрия, князь и горожане просили киевского митрополита назначить его на туровскую кафедру. Около 1159 г. избран туровским вечем и князем Юрием Святополчичем на епископскую кафедру. В 1161 г. состоялась его епископская хиротония (посвящение). Ряд исследователей, не указывая даты избрания и хиротонии К.Туровского, называют дату 1169 г., когда он стал (уже был епископом). Свою должность епископа рассматривал как нелегкую обазанность христианина и просветителя, ибо его возвышенно-поэтическая натура не была склонной к иерархической карьере и церовному администрированию.

На должности туровского иерарха занимался устройством епархии, проповеднической, церковной и экзегетической, политической и литературной деятельностью, строил храмы. Хорошо разбирался в политической и светской жизни периода феодальной раздробленности, а его мысль и слово летело в другие городо древней Руси. В 1169 г. осудил ересь ростовского епископа Федора ("Феодорца"), который, использовав славолюбивые планы владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского, начал раскол до этого времени единой православной церкви Руси - хотел создать автокефалию в княжестве. Кирилл Тураўски проклял Федора, а Андрею Боголюбскому написал много посланий по этому делу, которые однако не сохранились.

В 1184 г. исторические источники упоминают туровским епископом Лаврентия, что, по одной из научных версий, вероятно, свидетельствует о смерти Кирилла к этому времени. По другим данным, около1182 (1184) г. он покинул епископскую кафедру, которую передал Лаврентию, а сам "у святого Николы в Турове" продолжал писательскую работу.

Кирилл Туровский хорошо знал греческую и византийскую литературу. Став епископом, прославился как мастер ораторской прозы, проповедник, главная забота которого - духовность соотечественников соответственно этическим и эстетическим идеалам эпохи. Время епископства было наиболее плодотворным в творческой деятельности Кирилла. Он слагает проповеди, молитвы и похвалы святым, поучения на темы Евангелия и писаний пророков, притчи, каноны, создавая их по образцу антической и византийской ораторской прозы. Среди них "Сказание о чине черноризца", "Слова о происхождении монашеской жизни", молитвенный седмичный цикл (32 молитвы-исповеди), торжественные и дидактические проповеди (10 казаний на праздники Великодного цикла, "Слова на Богоявление", "Слова на Пятидесятницу", "Слова о том, чтобы не забывать своих учителей" и др.), поучения (об исходе душы, о страхе Божьем, о мудрости, о пользе чтения книг), притчи о человеческой душе и теле (про хромого и слепого), послания-притчи к киево-печерскому игумену Василию (о немудром царе и о схиме), три Великие каноны (Н успение княгини Ольги, Молитвенный, Покаяльный) и др. В отдельных произведениях затрагивал злободневные морально-этические проблемы, важные вопросы общественно-политической жизни.

Оригинальный, исключительной образно-изобразительной силы талант Кирилла Туровского наиболее проявился в "словах" по поводу различных праздников, где через традиционное библейское содержание проявляется вохищение человека красотой природы, радостью жизни, стремление к духовному совершенству и идеалу. Благодаря богатой поэтической фразеологии, синтаксическому параллелизму, общему ритмическому строю некоторые произведения напоминают схихи в прозе. Аллегории, символы, риторические обращения, развернутые сравнения придают им глубокий лиризм, эмоциональность, возвышенность. Утонченный церковно-славянский язык в сочетании с живым народно-поэтическим словом, свидетельствует о книжной культуре, литературном искусстве и смелости автора.

К.Туровский - один из образованнейших людей своего времени. Своими знаниями превосходил своих современников не только в Беларуси, но и во всем восточнославянском мире. Был наилучшим знатоком св. Писания среди ранних восточнославянских писателей Высокая образованность и нравственность, выдающееся красноречие, хорошее владение древнегреческим и церковнославянским языками принесли Кирилле большое уважение среди современников и потомков. Его произведения вошли в золотой фонд древней восточнославянской литературы. Существует мнение, что К.Туровский является автором поэмы "Слова о полку Игоревом", которая является шедевром древней восточнославянской литературы. Благодаря своим проповедническим способностям заслужил у современников название второго Златоуста. "Златоуст, паче всех воссиявший нам на Руси...," - написал о нем автор его жития. Из позднейших белорусских просветителей разве что один Симеон Полоцкий в совершенстве владел мастерством красноречия, хотя и уступал своему выдающемуся предшественнику в силе и красоте лирического самовыявления.

Богословско-философские взгляды, в основе которых лежит теоцентризм, и общественно-этические взгляды К.Туровского отражены в его произведениях. письменника. Его теологические идеи не всегда согласуются с ортодоксальным православным богословием. Он нигде не утверждает, что Бог создал мир из «ничего», из какой-то пустоты, но уподобляет Бога-Демиурга художнику и зодчему, который создал совершенное произведение - космос, землю и небо, растения и животных, наконец человека - венец этого творения. Последователей Христа, духовных руководителей христианства - патриархов, архиереев, игуменов, иереев также называет «умелыми строителями славного и очень честного дома». Относительно созданной им природы Бог выступает как верховный законодатель, который удерживает бытие в состоянии динамической, движущейся гармонии.

К.Туровский развивает богословскую традицию восточных отцов христианской церкви, по которой Бог непознаваем в понятиях, трансцендентный (за пределами человеческого опыта). Проводит мысль о богочеловечности Христа: как человек он умер, а как Бог воскрес на третий день.

Осуждает язычество. Однако на фоне негативистской концепции языческой культуры, господствовавшей в церковной среде средневековой Руси, просветительство К.Туровского выделяется своей доброжелательностью, терпимостью к народной культуре. Поганская мифология представляется ему верой у созданную природу, а не в самого Творца.

Нетерпим к арианству, отвергавшего божественную природу Христа и его богочеловеческую миссию на земле.

С большой поэтической экспрессией раскрыл христианскую мысль о противоречивости человека, полярности, амбивалентности человеческого бытия, о высокой духовной миссии человека на земле и его падение через земняе грехи и соблазны. Писал, что человек стремится к небу, но крылья его отягощены земными страстями - самолюбием, завистью, злостью, враждебностью, непримиримостью и другими грехами души и тела.

Раскрыл глубокий социально-этический смысл монашеской жизни и косвенно разоблачил несовершенство государственного строя, земной власти вообще, которая служит греховной природе человека, а не его духовному усовершенствованию. Здесь, среди человеческой власти, проявляется духовная миссия «монашеского чина» - дать человеку и обществу образцы бытия с Богом и для божеского промысла, жизни в чистоте и в соответствии с божьей правдой.

Возможно, уже в начале ХIII в., а в самом Турове и сразу после смерти, К.Туровский почитался как святой, хотя сведений о его официальной канонизации не выявлено. У самим Тураве яга, магчыма, личыли святым адразу пасля смерци. В архивах, отделах рукописей библиотек и музеев сохранились многочисленные списки "Жития Кирилла Туровского" XII - XVII в. (только исследователь Валерый Галко выявил неизвестных ранее его 11 списков), написанного безымянным автором в связи с канонизацией Кирилла.

Необычное литературное мастерство К.Туровского принесло ему длительную и устойчивую славу в восточно- и южнославянском мире. На протяжении многих столетий его произведения пользовались здесь большой популярностью, распространялись в списках ХII - ХVII в. Его молитвы печатались в Беларуси в «Евангелии учительном» (Заблудов, 1569) русского первопечатника Ивана Федарава и его соратника белоруса Петра Мстиславца, в «Молитвах повседневных» (Евье, 1615; Вильно, 1635) и др. изданиях.

Личность К.Туровского привлекла внимание российских ученых ХIХ в. В собирании, изучении и издании его литературного наследия многое сделали К.Калайдавич, епископ минский и туровский Евгений, А.Пономарев, М.Сухомлинов и др., в ХХ в. - И.Еремин. В советской Беларуси имя К.Туровского долгоеи время не упоминалось, разве только в отрицательном смысле: всяческие утверждения о том, что белорусская литература выросла не от Октября, а восходит корнями до К.Туровского объявлялись в 1930-е годы националистической идеализацией феодального прошлого Беларуси, классово вредной теорией.

На сегодняшний день известно около 70 произведений писателя. Кроме сочинений, в которых авторство К.Туровского бесспорно установлено, существует много других - "Кирилла мниха", "Кирилла недостойного", "Кирилла грешного" и т.д. - авторство которых сомнительное. Во многих случаях неизвестный автор использовал славу Кирилла Туровского и подписывал свое сочинение, обычно более слабое в художественом плане, его именем. Наиболее полное издание произведений К.Туровского осуществил А.Мельников в своей книге "Кирыл, епискап Тураўски" (Мн., 1997). Произведения К.Туровского переводились с церковнославянского на русский, польский, английский языки. Недавно они стали переводиться и на белорусский язык и, таким образом, возвращаются на Беларусь, где преимущественное большинство населения не понимает церковнославянского языка, в обновленном виде.

Святой Кирила стал очень популярным после последней мировой войны среди белорусских эмигрантов. Его именем названы православные белорусские приходы в Нью-Йорке и Торонто, школа-общежитие для белорусских детей в Лондоне. Исследованием творчества К.Туровского занимались в эмиграции Я.Германович, А.Надсон. Знаток белорусской церковной музыки Гай Пикарда (Лондон) подобрал музыку для некоторых молитв К.Туровского, переведенных на белорусский язык. Тепер их поют во всех католических святынях на Беларуси, где только звучит белорусский язык.

Белорусская православная церковь чтит Кирилла Туровского. В 1984 г. он включен в Собор белорусских святых. 28 апреля (па старому стилю) - День его памяти. В 1993 г. в Гомеле создано общественное, научно-культурное и просветительное Общество имени Кирилла Туровского. В городском поселке Туров поставлен памятник Кириллу Туровскому.


Издания произведений К. Туровского:

1. Еремин И.П. Литературнае наследие Кирилла Туровскага // Труды Отделения древнерусскай литературы АН СССР. - Т. ХІ. - С. 342 - 367. - М.-Л., 1955; т. ХІІ. - С. 340 - 361. - М.-Л., 1956; т. ХІІІ. - С. 409 - 436. - М.-Л., 1957; т ХV. - С. 331 - 348. - М.-Л., 1958.

2. Еремин И.П. Ораторскае искусства Кирилла Туровского // Труды Отделения древнерусскай литературы АН СССР. - Т. ХVIII. - М.-Л., 1962.

3. Кирилл Туровский. Слово о премудрости (притча) // Крыница. - 1994. - № 1 (7).

4. Кирилла Мниха притча а человечстеи души и о телеси, и о преступлении божия заповеди, и о воскресении телесе человеча, и о будущем суде, и о муце // Старажытная беларуская литаратура: Збарник. - Мн., 1990. - С. 44 - 53.

5. Кірыла Тураўскі. Слова ў нядзелю Святога Фамы / Пераклад А.Разанаў // Крыница. - 1994. - № 1 (7).

6. Кирылы манаха вельми карыснае павучанне // Спадчына. - 1990. - № 2. - С. 33.

7. Мельнікаў А. Кірыл, епискап Тураўскі. - Мн., 1997.

8. Молитвы на всю седмицу св. Кирилла, епископа Туровского. - Казань, 1857.

9. Слова святога Кирылы аб книжным чытанни и навуцы // Спадчына. - 1990. - № 2. - С. 31 - 32.

10. Творения святого отца нашега Кирилла епископа Туровского. - Киев, 1880.

11. Kirill von Turow. Gebete. - Munchen, 1965.

12. Cyryl Turowski. Homilie Pascalne. Prekad i komentaze W.Hryniewicz. - Opole, 1992.


Литература:

1. Багадзяж М. Кірыла Тураўскі // Праз смугу стагаддзяў / Уклад. М.Багадзяж. - Мн., 1993. - С. 35 - 38.

2. Галка В. Кірыла Тураўскі і яго спадчына // Беларускі гістарычны часопіс. - 1993. - № 3. - С. 29 - 35.

3. Конан У.М. Кірыла Тураўскі // Мысліцелі і асветнікі Беларуси. Х - ХІХ стагаддзі: Энцыклапедычны даведнік. - Мн., 1995. - С. 23-29 .

4. Лабынцаў Ю. "Напой росою благодати...": Малітоўная паэзія Кірылы Тураўскага. - Мн., 1992.

5. Мельников А.А. Путь непечален: Исторические свидетельства о святости Белой Руси. - Мн., 1992.

6. Мельнікаў А. Кірыла Тураўскі // Энцыклапедыя гісторыі Беларусі: У 6 т. Т. 4. - Мн., 1997. - С. 183.

7. Мельнікаў А.А., Чамярыцкі В.А. Кірыла Тураўскі // Рэлігія і царква на Беларусі: Энцыклапедычны даведнік. - Мн., 2001.- С. 160 - 161.

8. Мороз В. Златоуст, паче всех воссиявший // Из тьмы веков светлеющие лики / Сост. Ю.Я.Гуртовенко, Т.И.Улевич. - Мн., 1994. - С. 15 - 25

9. Надсан А. Сьвяты Кірыл Тураўскі. - Лёндан, 1968.

10. Надсан А. Сьвяты Кірыла Тураўскі // Спадчына. - 1996. - № 1 - 2.

11. Сухомлинов М.И. О сочинениях Кирилла Туровского // Рукописи графа А.С.Уварава. - СПб, 1858. - Т. 2. - Вып. 1.

12. "Тураўскі Залатавуст" // Спадчына. - 1990. - № 2. - С. 31 - 32.

13. Tatarynovic P. San Kirillo vesc. Ji Turov e la sua Jottrina spirituale. - Roma, 1950.

Свя-ти-тель Ки-рилл, епи-скоп Ту-ров-ский, ро-дил-ся в 30-х го-дах XII ве-ка в го-ро-де Ту-ро-ве на ре-ке При-пя-ти у бо-га-тых ро-ди-те-лей.

С ма-лых лет свя-той Ки-рилл с усер-ди-ем чи-тал свя-щен-ные кни-ги и до-стиг глу-бо-ко-го по-ни-ма-ния их. Он учил-ся не толь-ко у рус-ских, но и у гре-ков. В зре-лом воз-расте свя-той Ки-рилл от-ка-зал-ся от на-след-ства и при-нял по-стриг в Ту-ров-ском Бо-ри-со-глеб-ском мо-на-сты-ре. Он мно-го под-ви-зал-ся в по-сте и мо-лит-ве и учил ино-ков пол-но-му по-слу-ша-нию игу-ме-ну: инок, ко-то-рый не на-хо-дит-ся в по-слу-ша-нии у игу-ме-на, не ис-пол-ня-ет сво-е-го обе-та и по-то-му не мо-жет спа-стись.

Со-хра-ни-лось три со-чи-не-ния свя-то-го Ки-рил-ла об ино-че-ской жиз-ни, од-но из ко-то-рых - "Ска-за-ние о чер-но-риз-ском чине от Вет-хо-го За-ко-на и от Но-во-го" - мо-жет быть от-не-се-но ко вре-ме-ни пре-бы-ва-ния его в мо-на-сты-ре.

Через неко-то-рое вре-мя свя-той Ки-рилл уда-лил-ся в за-твор на столп, где еще бо-лее уси-лил по-дви-ги и "мно-га Бо-же-ствен-на Пи-са-ния из-ло-жи". Мно-гие об-ра-ща-лись к нему за со-ве-том в ду-хов-ной жиз-ни.

Свя-тость жиз-ни и вы-со-кая про-све-щен-ность свя-то-го Ки-рил-ла об-ра-ти-ли на него все-об-щее вни-ма-ние, и его из-бра-ли на Ту-ров-скую ка-фед-ру. В 1169 го-ду свя-ти-тель Ки-рилл при-ни-мал уча-стие в со-бо-ре, осу-див-шем епи-ско-па Фе-о-до-ра, ко-то-рый за-нял Вла-ди-ми-ро-Суз-даль-скую ка-фед-ру и пы-тал-ся от-де-лить-ся от Ки-ев-ской мит-ро-по-лии. Свя-ти-тель Ки-рилл об-ли-чил ересь Фе-о-до-ра и со-ста-вил мно-го по-сла-ний к свя-то-му кня-зю Ан-дрею Бо-го-люб-ско-му (па-мять 4 июля), в ко-то-рых по-учал его и на-став-лял по по-во-ду цер-ков-ных нестро-е-ний в Ро-стов-ской зем-ле.

По люб-ви к уеди-не-нию свя-ти-тель Ки-рилл оста-вил ка-фед-ру (до 1182 го-да, под ко-то-рым упо-ми-на-ет-ся уже епи-скоп Ту-ров-ский Лав-рен-тий) и пол-но-стью по-свя-тил се-бя пи-са-нию ду-хов-ных со-чи-не-ний. Он со-ста-вил, ве-ро-ят-но, сло-ва на весь го-дич-ный круг Гос-под-ских празд-ни-ков, но не все они со-хра-ни-лись. По-уче-ния свя-ти-те-ля Ки-рил-ла по-ме-ща-лись в сбор-ни-ках на-ря-ду с древни-ми свя-то-оте-че-ски-ми тво-ре-ни-я-ми.

Скон-чал-ся свя-ти-тель Ки-рилл 28 ап-ре-ля око-ло 1183 го-да. От совре-мен-ни-ков он по-лу-чил име-но-ва-ние рус-ско-го . Сам свя-ти-тель о се-бе сми-рен-но го-во-рил: "Я не жнец, а со-би-раю ко-ло-сья; я не ху-дож-ник в книж-ных де-лах", - все-гда, од-на-ко, со-зна-вая вы-со-ту свя-ти-тель-ско-го слу-же-ния, на ко-то-рое по-ста-вил его Гос-подь: "Ес-ли бы го-во-рил я от се-бя, вы де-ла-ли бы хо-ро-шо, не при-хо-дя в храм. Но я воз-ве-щаю вам Сло-во Гос-по-да, чи-таю вам гра-мо-ту Хри-сто-ву... Я раз-даю сло-ва Бо-жии, луч-шие зо-ло-та и до-ро-гих ка-ме-ньев, бо-лее слад-кие, чем мед и сот, и вы ли-ша-е-тесь их, не при-хо-дя в цер-ковь,.. но вас, при-хо-дя-щих, хва-лю и бла-го-слов-ляю".

См. так-же: "" в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь святителю Кириллу, епископу Туровскому

Благоче́стия ревни́телю и рачи́телю,/ и́ноков и сто́лпников похвало́,/ святи́телю Ту́ровския па́ствы, пресла́вне,/ златослове́сный учи́телю,/ све́тлым уче́нием Богоразу́мия своего́ просвети́вый концы́ ру́сския,/ в моли́тве к Бо́гу благода́тный гре́шников споспе́шниче,/ Кири́лле Богому́дре, моли́ Христа́ Бо́га/ утверди́тися нам, сооте́чественником твои́м,// во Правосла́вии, благоче́стии и единомы́слии.

Перевод: ревнитель и поборник, монахов и честь, святитель Туровской , преславный, одаренный красноречием учитель, светлым учением своего просветивший все концы русской земли, в молитве к Богу благодатный помощник грешников, Кирилл Богомудрый, моли Христа Бога утвердиться нам, соотечественникам твоим, в Православии, благочестии и единомыслии.

Величание святителю Кириллу, епископу Туровскому

Велича́ем тя,/ Ту́ровский подви́жниче и святи́телю Кири́лле,/ златослове́сный Росси́йский учи́телю,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ ты бо еси́ усе́рдный пред Бо́гом предста́тель за род наш// и те́плый моли́твенник о спасе́нии душ на́ших.

Молитва святителю Кириллу, епископу Туровскому

О, преди́вный подви́жниче, пресла́вный святи́телю, златослове́сный Росси́йския земли́ учи́телю, вели́кий уго́дниче Бо́жий, Кири́лле! Измла́да Вы́шних благ взыску́я, зна́тность ро́да и земна́я бога́тства, я́ко уме́ты, вмени́л еси́, блаже́нне, возлюби́л же еси́ всем се́рдцем нищету́, бде́ние, поще́ние, смире́ние, скорбь и тесноту́ и́ночества, еще́ же и вя́щший Христа́ ра́ди по́двиг подъя́л еси́, восше́д на столп, досточу́дне! Му́дрствуя Го́рняя, испыту́я, что есть во́ля Бо́жия, блага́я, уго́дная и соверше́нная, непреста́нно ду́шу и се́рдце пита́л еси́ Боже́ственными уче́ньми. Умоле́н быв архипа́стырем бы́ти, вои́стинну до́бре упа́сл еси́ Ту́ровскую па́ству твою́, пита́я ее́ здра́выми уче́ньми Правосла́вныя ве́ры и приводя́ к Ца́рствию Небе́сному. Те́мже яви́лся еси́ и́ноков вождь, подви́жников сла́ва, Правосла́вия столп, Це́ркви росси́йския свети́ло, па́стырем и архипа́стырем о́браз, всем ве́рным до́брый руководи́тель к и́стине и пра́вде. Ве́лиим показа́лся еси́ в Ца́рствии Бо́жием, вся бо запове́данная Бо́гом сам неле́ностно сотвори́в, и пре́дков на́ших научи́л еси́ твори́ти. Сего́ ра́ди, к тебе́, Богому́дре Кири́лле, воспева́я просла́вльшагося в тебе́ Бо́га, прибега́ем и, чту́ще твою́ па́мять, мо́лимся: бу́ди хода́тай за нас, недосто́йных, пред Го́сподом Бо́гом. Твои́ми моли́твами и заступле́нием да утверди́тся в нас и́стинный дух живо́й ве́ры и свята́го благоче́стия, да сохрани́мся все мы благода́тию Бо́жиею от неве́рия, неправове́рия и суеве́рия, от нра́вственнаго шата́ния и духо́вной не́мощи. Вели́кий уго́дниче подви́жниче Христо́в! Моли́ Ми́лостиваго Бо́га, да издре́вле изоби́льно обита́вшия в Росси́и стремле́ние к вы́сшему нра́вственному соверше́нству, любо́вь к и́ночеству, забо́та о благосостоя́нии церкве́й и благоле́пии хра́мов, ре́вность о благочи́нии богослуже́ния церко́внаго вы́ну пребыва́ют достоя́нием на́шим не ослабева́я, не умаля́ясь, но укрепля́ясь, возраста́я и преуспева́я. Святи́телю Кири́лле! Да бу́дут моли́твами твои́ми в оте́честве твое́м па́стыри слове́снаго ста́да Христо́ва ду́хом горя́щии, Го́сподеви рабо́тающии, а не себе́ угожда́ющии, па́ству, а не себе́ пасу́щии. Да бу́дут они́ до́брыми па́стырями, ду́шу свою́ полага́ющими за о́вцы па́ствы своея́, а не нае́мниками, небрегу́щими о овца́х и при ви́де во́лка бе́гающими и оставля́ющими о́вцы на расхище́ние. Ты, блаже́нне Кири́лле, и сло́вом и писа́нием учи́л еси́ дре́вле князе́й и всех люде́й Росси́йския земли́ ходи́ти досто́йно зва́ния своего́. При́зри и на нас, пото́мков твои́х, чад и ученико́в, и умоли́ Бо́га, да низпошле́т стране́ на́шей тве́рдость и благоустрое́ние, зако́нам на́шим свя́тость и си́лу, прави́телем и судия́м му́дрость, усе́рдие, безкоры́стие и нелицеприя́тие. Испроси́ у Всеще́драго Бо́га всем нам и коему́ждо поро́знь благопотре́бная, я́же к животу́ и благоче́стию: не́мощным в ве́ре и до́брых де́лех укрепле́ние, па́дшим восста́ние, подвиза́ющимся до́бре преуспе́яние. Да не оскудева́ют в роди́телех согла́сие, любо́вь, взаи́мное уваже́ние, друг о дру́ге благопопече́ние, в рожде́нии чад Бо́жие благослове́ние. Ча́да, воспита́нныя в стра́хе Госпо́днем, да уразуме́ют прему́дрость Бо́жию и да младе́нствуют зло́бою, а не умо́м. Детоводи́тели и наста́вники да избы́точествуют в ве́дении и во вся́ком чу́встве, па́че же да изоби́луют благоче́стием и о бла́ге и́стиннем дете́й попече́нием. Пречу́дный святи́телю Кири́лле! Сам зри́ши страну́, в не́йже роди́лся еси́ и в не́йже мно́го потруди́лся еси́; зри́ши наро́д, его́же дре́вле просвети́л еси́. Сам ве́си, я́же тре́буем, ве́си на́ша не́мощи и согреше́ния. Бу́ди же нам помо́щник, покрови́тель, засту́пник и управи́тель жи́зни на́шея. Да под твои́м покро́вом и заступле́нием досто́йно бу́дем сла́вить Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист святителю Кириллу, епископу Туровскому

Кондак 1

Избранный угодниче Христов и заповедей Евангельских изрядный ревнителю, всея Русския земли златословесный учителю, прославляем тя, ходатая о всех, с верою усердно к тебе прибегающих, яко ты предстоиши со дерзновением Святей Троице, моли о нас, недостойных чадех твоих, да в твёрдости Православныя веры и добродетели поживем и со умилением тебе воспоем:

Икос 1

Ангельскому житию от младенчества научался у боголюбивых родителей рода знатнаго, обаче не любляше ни богатства, ни славы тленныя, ни утех мира сего, вся, яко уметы, вменил еси; разумение премудрости книжной от изрядных учителей греческих восприяв, и паче же ум свой от юности прилежно к учению Божественнаго Писания и книг священных устремив, молитву же, уединение и пощение, возлюбил еси, Кирилле. Ныне и нас к добродетелем таковым подвигни, благодарно поющих ти:
Радуйся, града Турова отрасль чудная, принесшая плод добрый; радуйся, яко Единаго Господа и заповеди Его от лет юных возлюбил еси.
Радуйся, яко благочестивых родителей своих прилежанием к учению утешил еси; радуйся, яко от учителей, именитых греков, книжный разум восприял еси.
Радуйся, в книжней мудрости и богомыслии преуспевый; радуйся, от Святых Писаний премудрость Божию получивый.
Радуйся, творении Златоустаго Иоанна и святых отцев Византии ум свой питавый; радуйся, целомудрие, смиренномудрие и кротость от юности хранивый и чрез все житие свое пронесый.
Радуйся, Кирилле Златоусте, покаяния наставниче богомудрый.

Кондак 2

Видя печальный конец жития плотскаго, мира мятеж презрел еси, скорби же и тесноту иноческия возлюбши, во обитель святаго Николая от дома родительскаго пришел еси, и тамо ангельский образ восприявши, послушания игумену добрый рачитель был еси, непрестанно в молитвах Богу взывая: Аллилуиа.

Икос 2

Разум совершен и безстрастие стяжати желая и вся земная презирая, безценный бисер, Христа, во обители святей обрел еси. Тамо же и сам вскоре сан священный и бремя игуменства подъял еси; иноков же взаимной братской любви и твердому послушанию и самоотречению научал еси. Мы же, ревности по Бозе твоей умиляющеся, яко богомудрому наставнику воспеваем сице:
Радуйся, постом, слезами и бдении молитвенными душу свою удобривый; радуйся, самоотречению и послушанию иноков ревностно учивый.
Радуйся, во основание добродетелей иноческих страх Божий полагавый; радуйся, непрестанную молитву усты и сердцем твоими глаголавый.
Радуйся, яко даром разсуждения братии обители удивлял еси; радуйся, яко словопрений и праздноглаголания удалятися поучал еси.
Радуйся, яко строгостию и увещании безчинных и нерадивых исправлял еси; радуйся, яко о миролюбцах и празднолюбцах неустанно рыдал еси.
Радуйся, Кирилле Златоусте, покаяния наставниче богомудрый.

Кондак 3

Силою свыше укрепляемь, сокровище нетленное для души своей обрел еси, попечение же не токмо об иноцех, но и о сущих в мире имея: обаче всём блуждающим во тьме был еси духовный наставниче и истины проповедниче, ныне же и нас от суеты житейския избави твоими к Богу молитвами, Емуже в простоте сердечней вопием: Аллилуиа.

Икос 3

Имея великое тщание о устроении общаго жития монашескаго во игумены владычния обители Борисо-Глебския епископом Георгием поставлен был и тамо не токмо иноком, но и всем приходящим к тебе людем града Турова ко спасению наставник стал еси, сердцем за них болезнуя и слезами со умилением Вседержителя и Благую Царицу Богородицу о прощении грехов умоляя. Тамже и светом благодатнаго дерзновения исполнился еси, ныне же и нам милости Божия исходатайствуй и научи с любовию взывати ти:
Радуйся, яко кладезь воды живыя, духовную жажду утолял еси; радуйся, яко о спасении кающихся грешников неусыпно Бога просил еси.
Радуйся, яко покаянием обетшавших страстьми к обновлению побуждал еси; радуйся, яко утопающих в похотех из пучины греховныя извлекал еси.
Радуйся, всех скорбных и печальных присное утешение; радуйся, монахов наставниче и подвижников благочестия славо.
Радуйся, и ныне иночество и уединение любящим благодатное вдохновение; радуйся, рачителей благочестия изрядное обогащение.
Радуйся, Кирилле Златоусте, покаяния наставниче богомудрый.

Кондак 4

Бурю вражиих искушений отринув и подвижником христианскаго Востока подражая, игуменство свое оставил еси и, на столп возшед, затворился, и тамо в тесней келлии дни и ночи в молитве проводил еси, сугубым постом и богомыслием себе от суеты мира ограждая, многая Богодухновенная творения тамо написал еси, Бога прославляя ангельскою песнию: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша птиц небесных пение и Божия творения красоту видя, в столпе твоем за весь мир молился еси, мудрствуя горняя и испытуя, что есть воля Божия; собеседник Ангелом был еси, чистоты добротами озарився, Божиим Духом вдохновен, светлыя учения Богоразумия своего и молитвы источал еси, имиже земля Русская просветишася. Мы же подвиги и труды твои ублажаем и ликующе рцем:
Радуйся, блаженне столпниче, затворниче предивный и прехвальный; радуйся, денно и нощно в покаянии и молитве пребывавый.
Радуйся, многии писания и молитвы в назидание нам оставивши; радуйся, златословесный учителю паствы Туровския и всея земли Русския.
Радуйся, яко на крест, тело твое на столп вознесл еси; радуйся, в подвизех твоих помощь от Господа приявый.
Радуйся, среди молвы житейския духа пустыннаго в себе не угасивый; радуйся, талант, от Бога данный, сторицею преумноживый.
Радуйся, Кирилле Златоусте, покаяния наставниче богомудрый.

Кондак 5

Звезду новую на Святой Руси восходящую видя в тебе Господь, ко святительскому служению предуготови тя и по преставлении архиеерея Георгия людей множество с князем Туровским приведе ко столпу твоему молити тя епископом града сего древняго быти. Ты же, отче Кирилле, слезно моляся, всего себе на волю Христу Богу предал еси, и от Негоже ответ получив, со благодарением воспел еси: Аллилуиа.

Икос 5

Видя в тебе чистыя веры светильник горящий и Истины учителя премудраго проразумевая, архипастырь Киевский Константин по прошению князя Юрия и бояр Туровских, яко достойный сосуд Божией благодати, постави тя на кафедру древнюю града Турова и всея земли Полесския, да просветиши тамо людей, во тьме язычестей пребывающих. Мы же, дивящеся чудному о тебе промышлению Божию, приносим ти благохваления сицевая:
Радуйся, яко святителем блаженным и праведным во епископа наречен был еси; радуйся, яко от святаго иерарха и сам святым соделался еси.
Радуйся, сан высший церковный со смирением приявый; радуйся, архипастырем и пастырем истинный образ кротости явивый.
Радуйся, сонм иерархов Церкви Русския украсивый; радуйся, духом живыя веры и благочестия многих возпламенивый.
Радуйся, яко Христова винограда делатель неусыпный явился еси; радуйся, яко в радость Господа твоего вшел еси.
Радуйся, Кирилле Златоусте, покаяния наставниче богомудрый.

Кондак 6

Проповедник истиннаго благочестия и покаяния явился еси, отче Кирилле, егда не терпя безстудныя праздненства во граде твоем, и яко добрый воин Христов, обличал еси всякия игрища бесовския и плясования языческая, словом премудрым вразумляя заблудшия овцы, верныя же научал еси взывати Единому Истинному Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси, отче Кирилле, яко пресветлое солнце пастве Туровския и всея земли Русския, учением православным озаряя сердца христианския, разгоняя тьму суеверия и нечестия. И ныне же, о, златословесный Божественный риторе и учителю, твоих писаний сладостию вси алчущии и жаждущии правды насыщаются и благодарно взывают ти:
Радуйся, учителю Православия и Златоусте земли Русския ко пути спасения нас наставляяй; радуйся, вождю, всех ослепших душевными очима к Христу приводяй.
Радуйся, сеятелю правды, верных от прелести греховныя свободивый; радуйся, адаманте, истинный дух веры и благочестия утвердивый.
Радуйся, от суеверий, ересей и расколов стадо церковное блюстителю; радуйся, кумиров языческих потребителю и пиянства искоренителю.
Радуйся, отпадших и заблудших ко правой вере обращаяй; радуйся, усты твоима, благодати исполнени, словеса златая возвещаяй.
Радуйся, Кирилле Златоусте, покаяния наставниче богомудрый.

Кондак 7

Хотя сохранити единство Церкви Русския, святителю Николаю Мирликийскому подражая, ты, блаженне Кирилле, еретика-епископа и раскольника Суздальскаго Феодорца, за укоризну тако нарицаемаго, яко Ария безумнаго на соборе Киевском обличил еси и вкупе со всеми иерархами анафеме того предал еси, Богу же, Духом Святым содействующу в деле правом, благодарне воспел еси победную песнь: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго стража чистоты Православия для всей земли Русской постави тя Господь, Духом Истины лживое учение и нечестие еретическое победив, великаго князя Андрея боголюбивым истинно быти призывал еси, отче Кирилле; в духовней мудрости того окормляя яко чадо церковное, темже и мы укрепляемы молитвами твоими, смиренно взываем ти:
Радуйся, единства Святыя Руси благодатное охранение; радуйся, святых отец наших похвало и наше утешение.
Радуйся, благостояния храмов Божиих усердный ревнителю; радуйся, народных треволнений и церковных разделений усмирителю.
Радуйся, миротворче нарочитый, миролюбия наставниче; радуйся, Церкви Русския немеркнущий истины и любви светильниче.
Радуйся, правителем и судиям мудрыми и безкорыстными быти внушавый; радуйся, за умилостивление враждующих молитву Богу, яко фимиам, приносивый.
Радуйся, Кирилле Златоусте, покаяния наставниче богомудрый.

Кондак 8

Странное чудо и боголепное зрится, яко усердием твоим новый храм великий на горе Замковой созидается, и Вера Православная не токмо в граде Турове, но и на всей Белой Руси укрепляется. Мы же, усердно чающе устроения в сердцах наших обителей Духа Святаго, токмо с тобою, богомудре Кирилле, от устен скверных дерзаем Зиждителю нашего спасения единым гласом вопити: Аллилуиа.

Икос 8

Весь закон, яже по Бозе жития в себе явлен имея, наставник и проповедник предивен и искусен, ты, блаженне Кирилле, воистинну Златоустом всея Руси явился еси. Многа душеполезна поучения на Писания Евангельская и пророческая, иже чтутся на праздники Господни, такожде к Богу молитвы на всяк час и день седмицы, канон покаянен, святым похвалы, наставления монахом и пастырем и ина множайшая написал еси и Церкви Русской предал еси во время свое; темиже и ныне всем верным показуеши правы стези ко Царствию Христову, да тебе яко учителю богомудрому благодарно взывают:
Радуйся, церковныя проповеди неустанный блюстителю; радуйся, великий риторе Православия и Богопознания духовнаго на Руси насадителю.
Радуйся, яко о благочинии служения церковнаго усердно ревнуеши; радуйся, яко река разумнаго рая, спасительным учением всю Русь напояеши.
Радуйся, яко уста змия лукаваго присно заграждавши, а верных на духовныи подвиги вдохновлявши; радуйся, яко ослепшим душевныма очима путь истины указуеши.
Радуйся, нерадивых служителей Церкви ко трезвению и доброй совести призывавши; радуйся, словоснаго стада Христова пастырей духом любви горящих благословением твоим укреплявши.
Радуйся, Кирилле Златоусте, покаяния наставниче богомудрый.

Кондак 9

Вси скорби и поношения ты, отче Кирилле, претерпевал еси правды ради, по Писанию: Несть бо пророка без чести, но в дому своем токмо, обаче же в проповеданиих твоих неотступно увещевал и наставлял еси паству твою, да вси в покаянии призовут имя Творца и Бога, Емуже со дерзновением песнь умиленно приносим: Аллилуиа.

Икос 9

Витийства сугубаго недостанет, во еже сказати о терпении твоем, егда словесам твоим златым людие неразумнии не внимаху, обаче суемудрием и лжеверием человеческим омрачахуся, в пиянстве, блуде и прочих страстех, аки в тине плотской утопающе; мы же, чада твоя, глаголы мудрости твоея в сердца наша приявше, тебе со слезами взываем:
Радуйся, честолюбия и человекоугодия обличителю; радуйся, безчинных и хульных строгими вразумлении исправителю.
Радуйся, яко скорби за пасомых претерпевал еси; радуйся, яко за враги Господа со слезами кротко умолял еси.
Радуйся, любовию Христовою всякую вражду и противление победивый; радуйся, своим незлобием и простотою окамененная сердца покоривый.
Радуйся, яко терпению и кротости многия люди житием твоим научил еси; радуйся, яко в добродетелех веры, надежды и любве многих утвердил еси.
Радуйся, Кирилле Златоусте, покаяния наставниче богомудрый.

Кондак 10

Спасти хотя верных множество, яви Господь в земли Полесской на кресте образ Купятицкий Матери Своея; ты же, отче Кирилле, многи скорби претерпев на склоне лет жития праведнаго, получил еси свыше вразумление и на покой отшед в родную обитель твою, идеже постриг иноческий приял еси; мы же восхваляюще подвиги и труды твои тамо, всенощныя бдения, слез излияния и болезней терпение, Милосердному Праведному Воздаятелю Богу воспеваем: Аллилуиа.

Икос 10

Стена заступления и помощи православным людем явился еси, пламенною молитвою и слезами лукавыя духи попаляя, мудрыми советами от заблуждений ограждая, Божественною любовию сердца согревая; многих спасл еси от работы вражия, светозарным светочем духовнаго наставничества князем и людем явился еси; мы же молим тя, отче, да и в сия последняя времена не оскудеют светильницы веры и благочестия в земли Русстей, ты же, на небесех живый, приими от нас недостойных песнь сию:
Радуйся, несокрушимый столпе Православия и о всем мире слезный молитвенниче; радуйся, в разсуждении духовнем подобный блаженным и мудрым старцем и о чадех своих печальниче.
Радуйся, яко лукавыя духи от верных отгонявши; радуйся, яко о неисправно живущих сокрушенно рыдаеши.
Радуйся, паче своея, пользы ближних искавый; радуйся, множество монахов и священников наставивый и украсивый.
Радуйся, от общения церковнаго удалятися верным возбранивый; радуйся, любящих храмы Божия и святыни восхваливый и благословивый.
Радуйся, Кирилле Златоусте, покаяния наставниче богомудрый.

Кондак 11

Песнь достохвальную приносите, молим ти ся, преподобие Кирилле, да возрадится Русь Святая, земля наша многострадальная и град твой к новой богоугодней жизни, темже умоли за ны, чада твоя; да не явимся неблагодарни за многия милости Господни к нам грешным, и да не предадимся унынию и нерадению, обаче усердно воспоем Богу победную песнь: Аллилуиа.

Икос 11

Светлым твоим равноангельским и многоскорбным житием всю землю Русскую озарил еси, святителю Кирилле. Егдаже приспе время отшествия твоего, Ангели святии душу твою блаженную в небесныя обители вознесоша: тело же честное преемником твоим святым Лаврентием обретено бысть нетленно, святость твою свидетельствоваша; обаче позде Божиим Промыслом мощи твои святыя до времени людие сокрыша, да от поруганий агарян сохранятся; мы же всеусердно просим у Бога оставления грехов и беззаконий наших и тебе вопием:
Радуйся, угодниче Христов, течение жития своего благочестие скончавый; радуйся, со всеми святыми на веки соединивыйся и вечную славу наследивый.
Радуйся, по трудех странствия земнаго в селениих небесных почивый и тления телесе своего не познавый; радуйся, святыми мощами твоими до времени сокровенными благоговение пред святынями всем внушивый.
Радуйся, яко да молитвами благочестивых тело святое твое для поклонения верным явиши; радуйся, яко тогда во истине Православия многия несумненно увериши и землю свою расцветом духовным паки прославиши.
Радуйся, яко да златозарными словесы твоими заблудшия сыны ко правоверию направлявши; радуйся, яко и ныне отечество свое град древний Туров и всю Русь Белую от нестроений присно заступавши и утверждавши.
Радуйся, Кирилле Златоусте, покаяния наставниче богомудрый.

Кондак 12

Благодать премудрости книжныя и многия дары небесныя приял еси, преблаженне Кирилле. Сего ради святителие и вси боголюбивии людие прославиша тя, яко угодника Божия и преславнаго Златоуста земли Русския, непрестанно дивяся о чудных дарованиях и подвизех твоих, и Богови восклицая: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще преславную память твою, богоносе отче наш Кирилле, достойно ублажити тя желаем и яко к предстателю за народ Белорусский и за всю Православную Русь взываем: буди прилежный ходатай о спасении всех верных, любящих златая словеса твоя и молитвами твоими молящияся, ныне же вкупе велегласно в радости восхваляем тя сице:
Радуйся, яко духом твоим и ныне незримо с нами пребываяяй; радуйся, яко богоносный облаче живоносными каплями благодати сердца наша напояяй.
Радуйся, яко в сие время тяжкое безбожная заблуждения искореняти помогавши; радуйся, яко сожженныя сухостию греховною сердца наша божественною росою орошаеши. Радуйся, яко богодвижимы персты твоими паки народу твоему путь от ига греховнаго указуеши; радуйся, яко с проповедью богодухновеннаго учения Христова, яко солнце, Русь Святую обходиши.
Радуйся, за души наша грешныя у Царя Небеснаго предстателю; радуйся, яко о тебе радуются Ангели и веселятся людие.
Радуйся, Кирилле Златоусте, покаяния наставниче богомудрый.

Кондак 13

О, преславный и пречудный отче наш Кирилле, святителю честный и Златоусте, паче всех на Руси возсиявый, святым и пресветлым учением Христовым вся концы русския просветивый. Приими сие похвальное пение от нас недостойных, и твоим теплым предстательством у Престола Божия испроси нам отпущение грехов, в вере и добрых делех утверждение, избавление от бед и скорбей, да во благочестии прочая лета живота нашего поживем, взывающе Богу: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Аскетические труды Кирилла Туровского

Среди подлинных творений Туровского епископа три сочинения дидактического характера, развивающие его аскетические идеи; два из них имеют непосредственное отношение к монашескому призванию, о чем говорят их названия: «Сказание о черноризническом чине» и «Слово к Василию игумену, о мирском чине и о монашеском чине, и о душе, и о покаянии»; третий посвящен более общим этическим проблемам и называется «Притча о человеческой душе и теле». Все три произведения написаны в той же самой аллегорической манере, что и его проповеди, отсюда и использование в названиях слова «притча». Первое сочинение - это экскурс в Ветхий Завет в поисках корней христианского монашества; второе - буддийское сказание, сохранившееся в христианизированном «Житии св. Варлаама и Иоасафа». В третьем сочинении, так же, как в случае с индийской повестью, используется хорошо известная в средневековых литературах Запада и Востока притча о слепом и хромом. Довольно любопытно, что Кирилл ищет корни монашества в иудаизме и индуизме, минуя Евангелия, которые для Феодосия были единственным источником. Правда, Кирилл, как мы видели, принимает индийскую притчу за главу из Евангелия от Матфея, выдавая тем самым отсутствие понимания стиля и духа Нового Завета.

Идея следования Христу не чужда Кириллу. В одном месте он даже выражает ее явно: «Ты же послушай Христа единого заповедь и житие, иже от рождества и до распятия досады и клеветы, поношения и раны тебе ради претерпе». Но мотив следования Христу имеет для Кирилла второстепенное значение. Перечисляя побудительные причины для выбора монашеской жизни, он совсем не упоминает причину христологическую: «…или обещанная ти царства желая, или диавола греховныя работы не терпя, или житийския печали не любя… или женою и детми смущаем…» Все эти мотивы для него являются законными и, очевидно, исчерпывающими.

Самый серьезный мотив - это зло мира сего и практическая невозможность спастись, живя в мире. Как говорит апостол Иоанн: «Весь мир лежит во зле». Все мирские занятия изначально заражены грехом: «Всяка власть к греху причтена есть. Торгующим убо, егда купля сдеется, ту и грех свершится и иныя вся житейския веще. В нищете же и богатстве, семье и доме спону (препятствие) имут к спасению».

Здесь Кирилл–аскет приходит в резкое противоречие с Кириллом–проповедником. В своих проповедях, обращенных к мирянам, он подчеркивал, что князьям и богатым открыты легкие пути к спасению. В проповедях он не делает различия между богатыми и бедными. Это противоречие характерно не только для Кирилла; оно является фундаментальным противоречием, присущим византийскому пониманию христианства, противоречием между Церковью пустыни и Церковью империи. Для радикальных аскетов, приверженцев пустыни, весь секулярный мир обречен на погибель. Для оптимистически настроенных представителей имперской Церкви сама эта Церковь уже является Царством Небесным на земле. Это противопоставление выражено Кириллом в образе, взятом из Соломоновой «Песни песней»:

«Черна и красива царская дочь» (1, 5): черна - благодаря мироправительной власти; прекрасна- благодаря монашеской мантии.

Если в мире нет ничего, кроме греха, то монашеская жизнь- не просто одно из христианских призваний среди множества, а единственно возможное. Каждый христианин обязан нести иго Господне, т. е. должен взять на себя монашеские обеты. Если Кирилл не говорит прямо об осуждении, ожидающем всех мирян (он называет их греческим словом «космики»), то эта идея подразумевается в следующем толковании молитвы Христа об учениках в Евангелии от Иоанна (17, 9): «Иисус Христос, безмездно спасающий монашеский чин, Сам молится за нас, говоря: „Отче Святый, не о всем мире молю, но только о них"».

Согласно Кириллу, обращение начинается с «печали ума» и с «памяти смерти»; это скорее индуистский, чем греческий мотив мирового пессимизма. «Печаль» приводит человека к воротам монастыря, для памяти о смерти, которая не покинет его и здесь, Кирилл пользуется образом неразлучной жены, «поющей ему сладкую песнь». «Сладкую», так как в мире ином праведника ожидает радость.

Жизнь в монастыре означает «посты, молитвы, слезы, воздержание и телесную чистоту». Однако борьба против телесных страстей имеет второстепенное значение. Правда, дух легче и живее воспринимает добродетели, плоть же слаба - поразительно, насколько ничтожны обвинения Кирилла против плоти. В своем толковании притчи «О слепом и хромом» он занимает нейтральную позицию в борьбе между душой и телом. Слепой - это душа человеческая, а хромой - тело. Оба они, объединив свои слабые силы, совершают грех, ограбив сад Господень. Тщетно пытаются свалить вину друг на друга. Господь осуждает обоих, и после воскресения тела они заплатят общую дань своими страданиями.

Поэтому вполне последовательно Кирилл не призывает к телесному аскетизму. Он никогда не требует больше обычного - достаточно обязательного поста. Он заходит столь далеко, что называет монашескую жизнь легкой в сравнении с Эдемом; он определяет ее как отсутствие труда: «Нетрудный хлеб, яко манну, от келареву руку принимая, питайся».

Эта физическая легкость монастырской жизни весьма обманчива, поскольку влечет за собой более суровые требования к духу: полное самопожертвование, отказ от собственного «я», которое является корнем всех грехов. Монах приносит себя в жертву, подобно тому, как, согласно Ветхому Завету, приносили в жертву Богу агнцев в пустыне при ее переходе. Это умерщвление, наиболее болезненное, происходит при посредничестве человека - игумена и старца (духовного отца). «Отдайся ему, как Халев Иисусу; отсеки свою волю». Кирилл грозен и красноречив, когда говорит о послушании, являющемся для него высшей монашеской добродетелью:

«Свеща ли еси, токмо до церковной двери в своей воли буди, и о том не расмотряй, како и чим тя потваряет. Риза ли еси, до приемлющаго тя в руку знай себе; ктому не помысли, аще и на онучи растеган будеши. Точию до монастыря имей свою волю. По восприятии же образа, всего себя поверзи в покорение, ни мала своевольства утаи в сердце своем, да не умреши душею, аки Анания».

Послушание- добродетель настолько высокая, что делает монахов подобными ангелам: «Вся служба ангельская и монашеская едино есть»; так как и те, и другие отказались от своей воли. Феодосий тоже пытался включить послушание в монастырский устав. Но для него главной добродетелью было смирение, а послушание - лишь его внешнее и социальное проявление. Эти две добродетели тесно связаны между собой во всех аскетических правилах для монахов. Но важно различать, в чем основной акцент. Смирение - это специфически христианский идеал, отражение кенотического образа Христа. Послушание встречалось и у язычников - у спартанцев, римлян, стоиков. В качестве аскетического инструмента, оно является средством для отсечения своей воли, в то время как смирение направлено на преображение сердца. У Кирилла Туровского нет сомнений относительно понимания религиозной функции послушания: прежде всего это разрушение греховного «я». Что касается смирения, то он едва упоминает о нем. Он усматривает даже преимущество в монашеском чине, потому что «мирские вельможи преклоняют головы свои перед монахами, как пред святыми Божьими». Подобное понимание весьма далеко от кенотического идеала монашества.

То, что непослушание есть сущность первородного греха, является общим учением Церкви. Но Кирилл в своем свободном аллегорическом толковании Книги Бытия выражает это понимание еще более решительно, рассматривая плод древа познания как духовное благо само по себе. Греховность поступка Адама заключалась в своевольном служении Высшему: «Древо же познания добра и зла - это познанный грех разума и добровольное действие в угождение Богу». Согласно его апокрифическому толкованию, Адам был помещен Богом не в Раю, а в Едеме. «Рай - место святое, как в церкви алтарь». Но Адам, «до повеления Бога на святое дерзнув, из Едема прошел в Рай». Такое понимание, по–видимому, исключает из христианской жизни мистицизм как дерзкое нарушение установленных границ.

И в самом деле, Кирилл считает, что монаху достаточно немного духовной радости. Весьма примечательно его отношение к Святой Евхаристии. В одной из его восточных притч Христос предлагает монаху чашу с вином, но монах отказывается от нее: совесть удерживает его. «Ниже распнем Христа недостойне приступающе к причастию…» Это предостережение не уравновешивается каким?либо призывом к евхаристической чаше.

Вместо радости, духовной атмосферой, которая окружает монаха, является страх. Кирилл рисует эту атмосферу, используя свои лучшие аллегории, почерпнутые из Ветхого Завета. Он говорит: «Вы окружили себя более, чем гора Синай, огнем страха Божия», принимая монашеские обеты, «так дымитесь жё, подобно этой горе, воздыхая о своих грехах… Этим страхом, говорит пророк, движется земля, расседаются камни, животные трепещут, горы дымятся, светила раболепно служат». Кирилл не скупится на угрозы ада; он умеет описать в деталях мучения будущей жизни, ожидающие монаха в случае впадения его в «слабость». Вся монашеская жизнь состоит из послушания, терпения и подвижничества и лишь слегка озаряется трансцендентной надеждой, которую дарует смерть.

Трансцендентность Бога настолько возвышена для Кирилла, что для него оскорбительна мысль о том, что человек создан по образу Божьему. «Никакого подобия Божьего человек иметь не может». Встречаясь с библейским учением об образе Божьем в человеке, он уклоняется от непосредственного толкования, но подчеркивает опасности его неправильного, еретического использования сектой антропоморфистов. Несомненно, Кирилл был достаточно глубоким богословом, чтобы отвергать догматы Церкви. Но ему явно не по себе, когда он сталкивается с человечностью Христа. Для него неприемлемы размышления об уничижении Христа, и вряд ли он мог положить их в основание своего аскетического учения. Мысль о последовании Христу чужда ему. Вместо этого он остается верным самому себе - автору богословских проповедей и покаянных молитв.

Из книги Книга 21. Каббала. Вопросы и ответы. Форум-2001 (старое издание) автора Лайтман Михаэль

Труды Блаватской – напрасные труды Вопрос: Прочитал статью Блаватской, общий смысл которой сводится к тому, что еврейские источники на протяжении веков корректировались, Каббала имеет пределы раскрытия и существует альтернативная (арийская) система познания мира

Из книги История Русской Церкви. Том 2. История Русской Церкви в период совершенной зависимости ее от константинопольского патриарха (988-1240) автора Макарий Митрополит

Из книги Рай и Ад автора Влахос Митрополит Иерофей

БОГОСЛОВСКИЕ И ДУХОВНО-АСКЕТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ Все сказанное не является отвлеченной теоретической истиной, но имеет непосредственную связь с церковной жизнью. Ведь учение святых отцов о рае и аде - это ключ к пониманию как Священного Писания и святоотеческих творений, так

Из книги Том 1. Аскетические опыты. Часть I автора

АСКЕТИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ. Том I Святитель Игнатий Брянчанинов

Из книги Том 2. Аскетические опыты. Часть II автора Брянчанинов Святитель Игнатий

АСКЕТИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ Том II Святитель Игнатий

Из книги История русской церкви (Том 3) автора Макарий Митрополит

6. Канон молебный Кирилла Туровского. (К прим. 240) Пе[снь] 5 [*401] Ирмо[с]: Огньный ум Исаия духодвижимо провъзглашаше; утренюя к Богу моляшеся приложити зло нечестивым, понеже истины не створиша на земли; тем взникни, душе моя, от мрака греховнаго и озарися покаянья светом. Бых

Из книги Избранные творения в двух томах. Том 1 автора Брянчанинов Святитель Игнатий

Часть I Аскетические опыты Главная черта, которою отличается деятельность древнего монашества от деятельности новейшего, заключается в том, что монашествующие первых веков христианства были руководимы боговдохновенными наставниками, а ныне, замечает преподобный Нил

Из книги Жития Святых - месяц май автора Ростовский Димитрий

Часть II Аскетические опыты

Из книги Жития Святых - месяц апрель автора Ростовский Димитрий

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. ?.) автора Шафф Филип

Из книги Русская религиозность автора Федотов Георгий Петрович

Глава IX. Аскетические тенденции §104. Аскетическая добродетель и благочестие Ad. M?hler (католик): Geschichte des M?nchthums in der Zeit seiner ersten Entstehung u. ersten Ausbildung, 1836 («Vermischte Schriften», ed. D?llinger. Regensb. 1839, II, p. 165 sqq.).Is. Taylor (индепендент): Ancient Christianity, 4th ed. London 1844, 1. 133–299 (против Пьюзи и католиков).Н. Ruffner

Из книги Старец Силуан Афонский автора Сахаров Софроний

V. Аскетические идеалы Проповеди Феодосия для создания монашеской общины как фундамента одного только образа уничиженного Христа недостаточно. В нем содержатся элементы, могущие оказать разрушительное влияние на социальную организацию: смиренному и «простому» умом

Из книги Жития Святых (все месяцы) автора Ростовский Димитрий

XX АСКЕТИЧЕСКИЕ МЫСЛИ, СОВЕТЫ И НАБЛЮДЕНИЯ

Из книги Аскетические творения автора Подвижник Марк

Память во святых отца нашего Кирилла, епископа Туровского Блаженный Кирилл был сын богатых родителей, родился и получил воспитание в городе Турове . Не любя богатства и славы тленного мира сего, он с особенным усердием занимался изучением божественных книг и в

Из книги автора

Жизнь и труды преподобных отцов наших Мефодия и Константина, в монашестве Кирилла, учителей славянских Во дни иконоборческих греческих царей Льва Армянина , Михаила Травла , или Балба, и затем сына Михаила - Феофила в городе Солуне, в Македонии, жил знатный и

Из книги автора

АСКЕТИЧЕСКИЕ ТВОРЕНИЯ

Новое на сайте

>

Самое популярное