Домой Гороскоп на неделю Теософия блаватской. Блаватская. Основные понятия, на которых покоится Тайная Доктрина. Е.П. Блаватская о Е.И. Рерих. Труды Блаватской - «Ключ к теософии»

Теософия блаватской. Блаватская. Основные понятия, на которых покоится Тайная Доктрина. Е.П. Блаватская о Е.И. Рерих. Труды Блаватской - «Ключ к теософии»

Годы странствий .

Следующий период жизни Е.П.Блаватской в точной хронологической последовательности никем не описан, так как сама она дневников не вела, и никого из близких, кто мог бы рассказать о ней, рядом не было.
Н.А.Фадеева писала, что один только отец знал, где находится его дочь, и периодически высылал ей деньги.

Известно, что в Каире Е.П.Блаватская встретила американца Алберта Росона (впоследствии - доктора богословия и доктора права в Оксфорде ). Блаватская рассказала ему о своём участии в работе, которая когда-нибудь послужит раскрепощению человеческой мысли.
Росон отмечал:"Её отношение к своей миссии было в высшей степени безличностное, ибо она часто повторяла: "Не мой это труд, но пославшего меня"".

Немек на какого-то бога? Изображала из себя нового Христа? (Своего будущего "Учителя" она тогда еще не знала).

Покинув Ближний Восток, Блаватская вместе со своим отцом, как она сама сообщала, отправилась в путешествие по Европе. Известно, что в это время она брала уроки игры на фортепиано у Игнаца Мошелеса, известного композитора и пианиста-виртуоза, а позже, зарабатывая на жизнь, дала несколько концертов в Англии и других странах.

Теософы также считают Кут Хуми одним из членов Духовной иерархии, которая следит за развитием человеческой расы этой планеты к более высокому уровню сознания.

Согласно представлениям теософии, Кут Хуми принадлежит группе высоко развитых людей, известной как Великое Белое Братство . Известен также как Махатма .

Некоторые специалисты указывают, что имя Кут Хуми не является личным именем Учителя, а происходит от названия секты тибетского буддизма Кутхумпа. Возможно, его настоящее имя - Ниси Канта Чаттопадхьяя , поскольку именно под этим именем он (если это был он) обучался, по крайней мере, в одном европейском университете (каком?).

Покинув Англию, Е.П.Блаватская отправилась в Канаду , затем в Мексику , Центральную и Южную Америку, а оттуда направилась в Индию , куда прибыла в 1852 году. Елена Петровна вспоминала, что "Пробыла там около двух лет, путешествуя и каждый месяц получая деньги - понятия не имея, от кого (ой ли! ); и добросовестно следовала по маршруту, который мне указывали. Я получала письма от этого индуса, но ни разу не видела его за два эти года".

Как-то не очень правдоподобно. Особенно, насчет денег от неизвестного отправителя.

Прежде чем покинуть Индию, она попыталась проникнуть через Непал в Тибет , но вмешательство британского представителя расстроило её планы.

Из Индии Е.П.Блаватская снова вернулась в Лондон , где, как сообщает В.П.Желиховская, "приобретя известность своим музыкальным талантом, … была членом филармонического общества". Здесь же, в Лондоне, как утверждала сама Елена Петровна, она в очередной раз встретилась со своим Учителем.

После этой встречи она направилась в Нью-Йорк . Там возобновила знакомство с А.Росоном.
Из Нью-Йорка Блаватская отправилась сначала в Чикаго ,… а потом - на Дальний Запад и через Скалистые горы с караванами переселенцев, пока, наконец, не остановилась на некоторое время в Сан-Франциско .

Из Америки в 1855 или 1856 году Блаватская отплыла через Тихий океан на Дальний Восток. Через Японию и Сингапур достигла Калькутты .

Воспоминания Е.П.Блаватской о пребывании в Индии в 1856 году были опубликованы в книге "Из пещер и дебрей Индостана", в написании которой Блаватская проявила крупный литературный талант.
Книга составлена из очерков, написанных ею в период с 1879 по 1886 год под псевдонимом "Радда-Бай " и впервые появившихся в российской газете "Московские ведомости". В 1892 году эта книга была частично, а в 1975 году полностью переведена на английский язык.

Из Индии через Кашмир Блаватская во второй раз попыталась попасть в Тибет , но получила указания от своего Учителя и на голландском судне отплыла из Мадраса на Яву (Индонезия). Затем она вернулась в Европу.

Е.П.Блаватская провела несколько месяцев во Франции и Германии , а затем направилась в... Псков к родственникам, куда прибыла в рождественскую ночь конца 1858 года. Как сообщает Желиховская, Блаватская возвратилась из своих странствий "человеком, одаренным исключительными свойствами и силами, поражавшими всех ее окружающих". В России Е.П.Блаватская устраивала спиритические сеансы.

В мае 1859 года семья переехала в село Ругодево, где Е.П.Блаватская прожила почти год. Ее пребывание там закончилось сильной болезнью, оправившись от которой, весной 1860 года она вместе с сестрой отправилась на Кавказ в гости к деду и бабушке. Как сообщает В.П.Желиховская, по дороге на Кавказ, в Задонске Е.П.Блаватская встречалась с бывшим экзархом Грузии Исидором , впоследствии ставшим митрополитом Киевским , а затем Новгородским , Санкт-Петербургским и Финляндским , от которого получила благословение.

Из России Блаватская снова отправилась в путешествие. Хотя дальнейший маршрут достоверно не установлен, но кроме Персии , Сирии , Ливана и Палестины (Иерусалима), по всей вероятности, она еще не раз побывала в Египте, Греции и Италии.

В 1867 году она несколько месяцев путешествует по Венгрии и Балканам , посетила Венецию и Флоренцию .

Согласно биографии ЕПБ, составленной Н.Фодором, она, переодетая в мужчину, 3 ноября 1867 года участвовала в битве при Ментане на стороне гарибальдийцев. Её левая рука была дважды перебита в бою ударами сабли, кроме того, она получила два тяжелых пулевых ранения в правое плечо и в ногу. Сначала её сочли убитой, но впоследствии подобрали на поле боя. Блаватская рассказывала Олкотту, что была в Ментане добровольцем наряду с другими европейскими женщинами.

Достоверность последней истории вызывает большое сомнение автора данного сайта.

В начале 1868 года, оправившись от ранений, Е.П.Блаватская снова прибыла во Флоренцию . Затем отправилась через Северную Италию и Балканы, а оттуда в Константинополь и далее в Индию и Тибет .

В Тибете Е.П.Блаватская несколько лет обучалась в монастыре Ташилумпо и хорошо знала Панчен-ламу VIII Тенпай Вангчуга .
В наши дни этот монастырь выглядит почти так же, как и 150 лет назад:

Источник фото: http://foto.rambler.ru/users/tyapnitsa/albums/50399145/

Последний период своего пребывания в Тибете Блаватская, как отмечают биографы, провелав доме своего Учителя К.Х. и с его помощью получила доступ в несколько ламаистских монастырей, которые никогда ранее не посещал ни один европеец. Именно во время этого пребывания в Тибете Е. П. Блаватская начала изучать тексты, вошедшие в одну из главных ее работ - "Голос Безмолвия ".

После почти трехлетнего пребывания в Тибете Е. П. Блаватская отправилась в путешествие по Ближнему Востоку. Была на Кипре и в Греции .

В 1871 году во время путешествия из порта Пирей в Египет на пароходе "Эвномия" произошёл взрыв порохового погреба, и корабль был разрушен. 30 пассажиров погибли. Блаватская избежала ранения, но осталась без багажа и денег.

В 1871 году Блаватская прибыла в Каир , где организовала Спиритическое общество (Societe Spirite) для исследования и изучения психических явлений. Вскоре общество оказалось в центре финансового скандала (вот так!) и было распущено.

После отъезда из Каира Блаватская через Сирию , Палестину и Константинополь в июле 1872 года добралась до Одессы и провела там девять месяцев.

Из Одессы в апреле 1873 года Е.П.Блаватская направилась в Бухарест , а затем в Париж , где остановилась у своего двоюродного брата Николая Гана . В конце июня того же года взяла билет до Нью-Йорка .

Г.С.Олкотт (будущий коллега) и графиня К.Вахтмейстер сообщают, что Блаватская, увидев бедную женщину с двумя детьми, которые не могли заплатить за проезд, обменяла свой билет первого класса на четыре билета третьего и отправилась в двухнедельное плавание через океан третьим классом.

С самой ранней юности - то есть уже более 40 лет - учение Елены Петровны Блаватской, Е.П.Б., с которым я знакомился по ее книгам, записным книжкам и конспектам, наполняло восхищением мои душу и ум. Ее знания представлялись мне - и я до сих пор в этом убежден - поистине колоссальными и всеобъемлющими, а их разносторонность и глубина казались невероятными для человека, родившегося в XIX веке - веке материализма, а не во времена Перикла.

Но настоящий философ, если он хочет найти истину, где бы та ни скрывалась, не должен попадать в плен собственных симпатий и антипатий, ибо в этом случае он уподобляется человеку, смотрящему на мир сквозь розовые или черные очки. И потому в своей статье я хочу дать обобщенное изложение основополагающих концепций и теорий, которые оставила нам Е.П.Б., не комментируя их.

Очень трудно вычленить отдельные темы в объемных и сложных трудах, написанных ею, но мы постараемся это сделать.

Бог

Е.П.Б. неоднократно упоминает о том, что великая мистическая способность воспринимать то, что мы называем Богом, - неотъемлемое свойство человека. И эта способность исключает само понятие атеизма, ибо, теряя способность воспринимать Божественное, человек впадает в духовное оцепенение, а его человеческое Я остается лишь в потенциальном состоянии. Она также объясняет, как в разные, не похожие одна на другую эпохи на мистическое восприятие Бога накладывает отпечаток образ жизни, который ведет тот или иной народ. И говорит, что религиозные столкновения не что иное, как гнилые плоды человеческой слепоты и заблуждений, ибо даже те немногие изначальные знания, которые содержатся в так называемых Священных писаниях, не противоречат друг другу. Так, обитатели пустынь представляют себе ад раскаленным, а живущие в приполярных областях - темным и ледяным.

Е.П.Б. утверждает, что личного, персонифицированного Бога не существует. Ее позиция исключительно пантеистическая. И никто не вправе, считает она, претендовать на роль представителя Бога на земле. Более того, каждый человек, по мере того как он открывается духовному, становится все более и более причастным этой Божественной Сущности и поэтому ощущает ее Присутствие. Бог, называемый «То», чье имя неизреченно, непознаваемый человеческим рассудком, есть Таинство. Человек может понять только то, что вмещает его ум, и потому всегда приписывал Богу те качества и атрибуты, которые в каждую эпоху в каждом конкретном месте считались самыми лучшими. Дошло до того, что многие народы, впав в крайность, утвердились во мнении, будто Бог принадлежит только им, что они избранные, а их враги прокляты - «Бог», находящийся в их личной собственности, уничтожает их врагов, растаптывает, топит или сжигает.

Е.П.Б. была противницей любой религиозной дискриминации, потому что знала, сколь относительны и недолговечны любые верования. Никто не обладает абсолютной Истиной, каждый имеет лишь неполное, искаженное представление о ней. Е.П.Б. отвергала какую бы то ни было инквизицию, будь ее инициатором Ашока или Торквемада. Она напоминала, что наш выбор того или иного вероучения обусловлен местом нашего рождения, эпохой и семейными традициями. Е.П.Б. была противницей любого расизма, а особенно - расизма духовного.

Все, что человек способен мистически воспринять, - это лишь рациональное, определенное представление о том, что мы условно называем «То». И поэтому в сознании разных народов древности постоянно возникали сходные идеи о существовании «богов-посредников» - бесчисленных, как правило невидимых существ, управляющих натурой человека и всех предметов. В этой иерархии каждой материальной формой, начиная с атомов и кончая галактиками, «управляет» какая-то более тонкая сущность Природы. Кроме того, есть Мастера Мудрости, благодаря которым становится возможным Ученичество.

Космогенез

В ее учении вновь появляется известная на платоновском Западе схема «ХАОС + ТЕОС = КОСМОС».

Космос, как сказал неоплатоник Маркион, есть Макробиос, огромное живое существо, постоянно обновляющееся, подобно любому минералу, растению, животному или человеку. В этом Космосе человек сам по себе не имеет особого значения, он лишь одно из многих преходящих явлений физического мира.

Размеры Космоса непостижимы для человеческого ума, но это характеризует не Космос, а, скорее, нас как людей. Наша способность познавать Космос растет или уменьшается в зависимости от того, развиваются или находятся в упадке астрономические науки. В конечном счете, все, что мы знаем о Вселенной, есть некий образ, изменяющийся с течением времени. За гранью этих представлений, отражающих особенности культуры и менталитета того или иного периода человеческой истории, существуют древние учения, предположительно переданные людям Богами. Е.П.Б. использует преимущественно тибетскую «Книгу Дзиан». Это учение описывает видимый Космос как то единственное, что мы на нашем нынешнем этапе развития в силах воспринять. Космос - чрезвычайно сложный организм, формам материи и энергии которого нет предела. Больше того, помимо «нашего» Космоса существуют и другие, более или менее похожие на него, но они недоступны нашему пониманию из-за ограниченности нашего ума.

Весь Космос и каждая его часть рождаются, живут, воспроизводятся и умирают, подобно любому живому существу. Космос расширяется и сжимается (Пралайя и Манвантара) в процессе космического дыхания (Крийя), основанного на гармонии противоположностей.

С помощью учебных диаграмм «цепей», «глобусов» и «кругов» Е.П.Б. объясняет понятие «Путь Душ». Древние традиции учат, что души постепенно, в течение миллионов перевоплощений, пробуждаются (эволюционируют?) и, переходя с планеты на планету, всякий раз воплощаются в более совершенном теле - от невообразимой темноты безграничной протоматерии до камней, растений, животных, человека, богов и так далее. Она говорит не только о планетах, которые существуют сегодня, но и о тех, которые давно уже исчезли, разрушились или которым еще только предстоит появиться. Все это относится к «человеческой линии» эволюции, но в Космосе существует и много других «линий» жизни (например, «ангельская», внутри которой развиваются духи Природы, или элементалы, а также некоторые виды минералов, растений и животных).

Как говорят древние тексты, причин и целей существования Космоса «не знает и величайший провидец самых высоких небес». Это Таинство, Таинство из Таинств. Начало и конец Космоса ускользают от восприятия даже тех, чье сознание пробуждено инициацией и адептством.

Антропогенез

Е.П.Б. опровергает весьма модные в ее время идеи Дарвина, которые столь превозносили последователи этого опытного ученого-путешественника. Она следует древним учениям о человечестве, «высадившемся» духовным образом с другой, тогда еще живой планеты, которую сейчас называют Луной. Постепенно, по мере уплотнения новорожденной Земли, люди обретали телесную оболочку. И это всего лишь один этап долгого пути. На физической Земле в физическом теле человек развивается уже более 18 миллионов лет: сначала он проходил свой путь как гигант, принадлежавший подрасе циклопов, с ограниченным интеллектом и одним глазом посреди лба. Но уже девять миллионов лет назад человек стал походить на современного, хотя представители некоторых групп по-прежнему были гигантских размеров. Миллион лет назад полного расцвета достигла так называемая цивилизация атлантов, центр которой находился между Евразийским и Американским континентами на материке, напоминавшем современную Австралию. Атланты стояли на чрезвычайно высоком уровне технического прогресса. У них были летательные аппараты вимана, перемещавшиеся по воздуху при помощи антигравитационных установок и подвижных «крыльев», которые на самом деле были реактивными двигателями. Их военные летательные аппараты, внешне напоминавшие птиц, метали яйцеобразные снаряды, мощности которых было достаточно, чтобы уничтожить в открытом поле миллион солдат противника. В качестве оружия они использовали также парализующие лучи. Властители Атлантиды следили за сражениями с помощью «магических зеркал», и это заставляет нас вспомнить современные телевизоры, неизвестные во времена Е.П.Б. (1831–1891).

Геологические катастрофы, вызванные, в частности, злоупотреблением энергией мармаш (возможно, это нечто подобное современной атомной энергии), разрушили Атлантиду, но в разных точках земного шара остались ее колонии. Большой остров со своей столицей постепенно распадался на части, пока не превратился в Посейдонис; о нем египтяне рассказали Платону, и тот описал его в «Тимее». Посейдонис, последний осколок континента, около 11 500 лет назад погрузился в воды океана, который позже был назван Атлантическим.

В настоящее время на Земле живут представители Третьей расы, расы гигантов - негры; представители Четвертой расы - происходящие от атлантов краснокожие американцы и желтокожие азиаты; и современные хозяева мира - представители Пятой расы, или арии, белая раса, обосновавшаяся в Европе, Америке и Азии.

Законы Природы

Используя санскритскую терминологию, Е.П.Б. упоминает два основных закона - Дхарму и Карму.

Дхарма - универсальный закон, который все направляет к конечной цели, к предназначению. Это путь (Садхана), установленный Богом для всех. Тот, кто пытается избежать Дхармы, терпит удары судьбы и испытывает страдания, тот же, кто действует в соответствии с Дхармой, не страдает. Каждое существо может отклониться от своего пути, у человека эта возможность обусловлена относительной свободой воли. Колесо перевоплощения (Сансара) предоставляет человеку возможность действовать правильно или неправильно, но любой переизбыток первого или второго порождает Карму, «Действие», в котором причина неизбежно соединяется со следствием. Прощение, учит Е.П.Б., не акт вежливости и благородства, и оно имеет не только психологические последствия. Не верит она и в отпущение грехов, а верит лишь в то, что их можно искупить милосердными поступками.

Поскольку никто не в состоянии ни «изжить», ни «уплатить» всю накопленную Карму за одно воплощение, кармические семена (сканды) ведут к новым воплощениям, которые следуют одно за другим (с перерывом во времени) до тех пор, пока не иссякнет движущая сила Кармы. Тогда наступает Нирвана (выход за пределы множественности), но она - не истинная цель, а лишь пауза на «Пути Душ».

Все Души различаются в своем проявлении в человеческом облике, но одинаковы по сути, независимо от пола или от расы. Все имеют равные права - в соответствии со своими заслугами, с уровнем духовного развития. По «Пути Душ» можно идти вперед или не идти - это зависит от образа мыслей, чувств и действий. Но согласно программе Дхармы для человека установлен определенный предел, и поэтому он не может опуститься на уровень животных или подняться до богов. Человеческое существо перевоплощается всегда только в человеческое существо - той расы и того пола, которые подходят ему лучшим образом или необходимы ему для удовлетворения жажды знания (Авидья).

Как учит миф о дельфине, бывший частью Элевсинских мистерий, все исчезает, чтобы со временем проявиться вновь. Однако на самом деле ничто не исчезает и не умирает, а только погружается под воду и вновь появляется на поверхности... циклично, поскольку в нашем мире все циклично, в трансцендентном нет ничего линейного, все вновь встречается в единстве Судьбы.

Жизнь после смерти

С точки зрения Е.П.Б., человек продолжает оставаться практически одним и тем же, независимо от того, воплощен он или нет. Он участвует в неизбежном цикле рождений, жизни и смерти. Она не слишком любила подробно останавливаться на этой теме, но в ее годы процветал спиритизм, который был очень опасен. По мнению Е.П.Б., то, что посещает тело медиума, на самом деле есть астральный след или «скорлупа» умершего, а иногда и элементал, который присваивает себе имя вызываемого духа. И эта «скорлупа» или элементал, как вампир, питается психо-магнетическими флюидами участников опыта. В поддержку множества древних книг, в том числе трудов все того же Платона, Е.П.Б. настоятельно рекомендовала отказаться от подобных сеансов. После смерти человек погружается во внезапно наступающий сон (если описывать самый общий случай), более или менее глубокий и продолжительный - это зависит от духовного развития человека. И потом, постепенно пробуждаясь, Душа, или Сознание, направляется либо в мир живущих, если ее все еще влечет туда, либо на какой-то более тонкий план существования. Самые высокие в духовном отношении души попадают в Девахан, «Обиталище ангелов», где пребывают в состоянии мира и счастья. Души тех, кто не жил духовными ценностями и был слишком привязан к земным вещам, направляются в Камалоку, «Место желаний», где испытывают мучения, будучи не в состоянии удовлетворить свои желания. Эти души ищут контактов с живущими и стремятся воплотиться как можно скорее.
Механизм перевоплощения напоминает тот, который Платон раскрывает в мифе об Эре в заключительной части «Государства». Разница лишь в некоторых деталях, а именно: души, жаждущие воплощения, вращаются, как пишут неоплатоники, в «Поясе Венеры», который кольцом опоясывает нашу планету и почти совпадает с ее магнитным экватором (он соответствует известному в настоящее время «поясу Ван Алена»).

Как пишет Платон, желание мертвых дает толчок сексуальному влечению тех пар, которые способны к размножению. Душа входит в тело человеческого плода на четвертом месяце утробного развития. Постепенно эфирные и более тонкие элементы проникают в человека, заставляя с годами проявляться жизненный опыт предыдущих воплощений; особенно важны возрасты 7 лет, 14 лет и 21 год.

В случае естественной смерти, смерти от старости, человеческие оболочки угасают также постепенно, начиная с физического тела, которое, замедляя свои жизненные функции, позволяет другим оболочкам подготовиться к уходу из этого мира. Е.П.Б. не придает этому процессу слишком большого значения, напротив, считает, что в старости усиливается жажда окончания текущего воплощения. (Несомненно, можно вспомнить множество примеров, противоречащих этому. Но это следствия искажений, которые возникают под давлением окружающего мира.)

Парапсихологические явления

Е.П.Б. не считала их чем-то ценным, заслуживающим внимания. Такими феноменами, считала она, вдохновляются и увлекаются только те, кто не способен постичь определенных истин. Она утверждала, что не бывает «сверхъестественных» явлений, поскольку ничто не может выйти за пределы естества, Природы (в европейских языках слова «естественный» и «природный» одного корня. - Прим. пер.). Поэтому не верила в чудеса и не считала умение вызывать парапсихологические феномены духовным качеством (хотя сама обладала удивительной способностью к таким явлениям). Также она отрицала, что эти чудеса сами по себе имеют добрую либо злую природу, и рассматривала их как простые «механизмы», приобретающие положительное или отрицательное значение в зависимости от смысла, который в них вкладывают те, кто их практикует, или от намерений тех, кто их использует. Она не считала такие феномены чем-то исключительным, скорее, потенциально свойственным всем людям, независимо от их уровня духовности.

Повторяем, что невозможно кратко, в журнальной статье охарактеризовать все достигнутое этим великим философом и магом XIX века. Однако мы надеемся, что пробудили в читателе интерес и желание глубже изучить темы, освещенные в этой статье, и ближе познакомиться с Еленой Петровной Блаватской - столь удивительным и непостижимым человеком.

Обсудить статью в сообществе

Книги Елены Блаватской пользуются популярностью по сей день, среди наших современников. Идеи, изложенные в них, не потеряли своей актуальности, несмотря на то, что знания Елены Петровны Блаватской были добыты ей больше сотни лет назад.

В статье:

Елена Блаватская - книги и идеи

Основными источниками Елены Блаватской стали древние религиозные тексты и пересказанные устно тезисы Махатмы Мориа, тибетских монахов и других встреченных во время путешествий учителей.

Елена Блаватская

Крайне насыщенна. Созданное Блаватской Теософское общество пользовалось немалой популярностью в Индии, Европе и Америке. Среди поклонников ее творчества оказались и члены семьи Рерих , широко известные философы, востоковеды и эзотерики.

Елена Блаватская стала одной из первых авторов, которые доступно объяснили реинкарнацию и теорию перевоплощений. Она стремилась показать, что все мировые религиозные течения имеют единые корни и одинаковое происхождение. Первоначальный источник един для всех религий. Блаватская пыталась направить человечество к саморазвитию и доказывала необходимость изучения тайн мироздания.

Елена Блаватская - «Тайная доктрина»

«Тайная доктрина » Блаватской состоит из трех томов. Кроме них имеется сборник комментариев к этим трудам. Последний представляет собой записи с обсуждения материалов, представленных в «Тайной доктрине» членами Ложи Блаватской , или Теософского общества . Эти материалы рекомендуется изучать при возникновении вопросов при прочтении трехтомника.

«Тайную доктрину» считают самым масштабным и значимым произведением Елены Блаватской. Своей целью при его написании автор ставила спасение архаичных знаний путем передачи их человечеству. Она пыталась доказать, что природа не является только случайным сочетанием атомов.

С помощью трудов Блаватской можно разобраться в том, что является основой для всех мировых религий. Она считала, что источник их - един. Книга «Тайна доктрина» знакомит читателя и с оккультной стороной природы, которая, как считает автор, не будет доступна для научного обоснования еще несколько веков.

Источники, которыми пользовалась Елена Петровна при создании этого произведения - это писания Азиатских религиозных учений, а также ранние европейские легенды, мифы и другой фольклор. Елена Блаватская уделила внимание скрытым с помощью иероглифов и символов тайные знания, которыми обладали люди несколько сотен и даже тысяч лет назад. С помощью этого трехтомника она попыталась объединить знания разных культур в одно целое, а также найти ответы на вопросы о том, что ожидает людей после смерти, для чего они приходят в этот мир и каков смысл бытия.

Елена Блаватская - «Разоблаченная Изида»

«Разоблаченная Изида» Блаватской четко и понятно указывает на связь между существовавшими в 19 веке оккультными практиками и древними школами философии. Автор поможет каждому читателю отследить эту связь и понять, для чего это вообще нужно и каким образом поможет человеку, который изучает эзотерику.

Теории Блаватской подкреплены множеством доказательств, которые представляет в своей книге автор. Книгу считают одним из самых доступных для понимания произведений Елены Блаватской. Она была написана во время одного из первых путешествий в Египет. Книга раскрывает также утерянные поколениями 19 века таинственные знания, найденные в этой стране.

Книга Блаватской «Из пещер и дебрей Индостана»

Книга «Из пещер и дебрей Индостана» посвящена восточному мистицизму, в частности, традициям и культуре Индии глазами Елены Блаватской. Книга была написана во время путешествий по этой загадочной и яркой стране.

Эта книга разъяснит читателю, как выглядит индуизм и буддизм в понимании автора. С ее помощью можно познакомиться с эзотерикой и философией восточных народов. Книга понравится любому ценителю восточной философии.

Известно, что эзотерическая писательница часто отталкивалась в своих трудах от знаний, полученных во время путешествий по странам Востока. С помощью этой книги читатель сможет познакомиться с идеями, из которых впоследствии были сформированы более поздние труды Блаватской.

Труды Блаватской - «Ключ к теософии»

«Ключ к теософии» Блаватской ошибочно называют учебником по теософии. Эту книгу нельзя назвать полным сборником теософских знаний, однако, она станет настоящим ключом, который подойдет к замку на двери, за которой скрываются эти знания. Если вы заинтересовались теософией и идеями Елены Блаватской, изучение стоит начать именно с этого источника.

С помощью этой книги можно познакомиться с религиозными идеями автора. Известно, что она пыталась объединить все религии, которые существуют в странах нашего мира. Возможно проследить общее направление этой идеи и понять, в чем она заключается.

Духовное развитие - это дело, которым каждый человек должен заниматься самостоятельно. С помощью книги Блаватской «Ключ к теософии» можно попробовать разобраться в различных религиозных течениях и понять их единство, несмотря на то, что ее считают одной из самых сложных для понимания трудов этого автора. Так автор говорит о своих идеях:

Религия Мудрости в древности была единой, и тождество изначальной религиозной философии доказывается идентичными доктринами, передаваемыми посвящённым во время мистерий - учреждения, некогда распространенного повсеместно. Все древние культы указывают на существование предшествовавшей им единственной теософии. Ключ, открывающий одно, должен открывать всё, иначе он не может быть верным ключом.

Елена Блаватская - «Голос безмолвия»

Книга Блаватской «Голос безмолвия» составлена на основе древних тибетских манускриптов, переводом которых автор занималась во время пребывания в Тибете вместе с учителем Махатма Мориа. Ей были использованы и отрывки из индусской этической литературы.

В этой книге читатель найдет простые и доступные разъяснения смысла всех эзотерических течений, которые распространены и в наше время. Речь идет о Каббале, зороастризме, алхимии и некоторых других направлениях. В «Голос безмолвия» автор раскрывает также тайный смысл буддизма. Эти знания до появления на свет Елены Петровны не были доступны европейцам.

Эта книга сможет стать первым этапом духовных и философских поисков смысла жизни. Они будут полезны в изучении теории магии, а также помогут каждому человеку приоткрыть завесу над тайнами природы. Читателя книги Блаватской ожидает сложный и долгий путь к познанию:

Долог и утомителен путь перед тобой, о ученик. Единая мысль об оставленном прошлом потянет тебя вниз, и сызнова придется начинать тебе подъем. Убей в себе все воспоминания о прежних переживаниях. Не оглядывайся назад, иначе ты пропал.

«Загадочные племена на Голубых горах» Блаватской

Книга под названием «Загадочные племена на Голубых горах» способна рассказать читателю о самых разнообразных чудесах Востока, которые были замечены автором во время путешествий по Индии, Тибету, Японии и другим восточным странам.

С помощью этой книги можно познакомиться с миром магии и волшебства в представлении Елены Петровны Блаватской. Материал прояснит ваше понимание о сверхъестественных способностях человека, связи каждого из людей с потусторонним миром, о магии и колдовстве. Автор рассказывает и о сущностях, которые обитают в иных мирах.

Из названия книги понятно, что речь пойдет о загадочных племенах Востока, которые являются носителями таинственных эзотерических знаний. Из нее читатель узнает о жизни , магов и шаманов из далеких стран. Они на протяжении нескольких поколений передают сакральные знания, которые до недавнего времени не были доступны европейцам. Елена Блаватская стала одной из первых жителей Европы, которой были открыты эти знания.

Книга «Загадочные племена на Голубых горах» будет полезна не только людям, которые увлекаются эзотерикой, философией и культурой Востока. Она посвящена также истории некоторых восточных стран и этнической психологии.

Другие книги Елены Блаватской, ее письма и статьи

Елена Блаватская оставила богатое наследие. Общее количество написанных ею трудов - более сорока. Все они имеют схожее направление и посвящены теософии в той или иной степени. Например, книга «Заколдованная жизнь» рассказывает о тайнах снов, работе с подсознанием, раскрытии природного дара, паранормальных способностях, а также парапсихологии.


Сохранился также сборник инструкций для учеников Теософского общества. Именно этими правилами пользовались во времена жизни Елены Петровны члены ее общества. «Кармические видения» - сборник очерков и путевых заметок Блаватской, которые были сделаны во время путешествия по Индии.
"окруженная любовью и ненавистью, в летописях мировой истории личность ее грядет бессмертная"
Шиллер

Есть люди, которые приходят в мир с ярко выраженной миссией. Эта миссия служения общему Благу делает их жизнь мученичеством и подвигом, но благодаря им ускоряется эволюция человечества. Такова была и миссия Е.П.Блаватской. Более ста лет прошло с тех пор, когда в один из майских дней 1891г. перестало биться сердце нашей великой соотечественницы. И только теперь мы начинаем осмысливать подвиг ее жизни.

Никто из близких, работавших с ней, преданных ей людей и ее врагов не знал ее всю, со всеми ее качествами. Поразительно разнообразие их мнений, словно пред нами не одна, а множество личностей с одним и тем же именем "Елена Петровна Блаватская". Для одних она - великое существо, открывшее миру новые пути, для других- вредная разрушительница религии; для одних- блестящая и увлекательная собеседница, для других- туманная толковательница непонятной метафизики; то она- великое сердце, полное безграничной жалости ко всему страдающему и любви ко всему сущему, то- душа, не знающая пощады, то- ясновидящая, проникающая до дна души, то- наивно доверяющая первому встречному. Одни говорят о безграничном терпении, другие о ее необузданной вспыльчивости. И нет тех ярких признаков человеческой души, которые бы не соединялись с именем этой великой женщины.

Но все, без исключения, утверждают, что она обладала необычайной душевной силой, подчинявшей себе все окружающее. Доверчивость и искренность ее доходили до размеров, необычайных для души, собравшей такое небывалое разнообразие жизненного опыта: от ученицы восточных мудрецов до не менее необычного положения Учителя и провозвестника Древней Мудрости, стремившегося объединить в общем эзотеризме все древнеарийские верования и доказать происхождение всех религий от единого божественного источника.

"Жить рядом с Еленой Петровной, означало быть в постоянном соседстве с чудесным", - писал один из ее биографов. Она владела незаурядными способностями настоящего Мага, удивляла всех эрудицией, глубокими целостными знаниями, мудростью души.

Как рассказывает один из ее биографов: "... Она очаровывала и покоряла всех, кто соприкасался с ней более или менее близко. Она силой своего всепроникающего и бездонного взгляда творила самые непостижимые чудеса: бутоны цветов раскрывались у вас на глазах, и самые отдаленные предметы по одному лишь зову стремились к ее рукам".

"Вся история литературы, - пишет Олькотт, - не знает более замечательного персонажа, чем эта русская женщина".

Елена Петровна была способна на невероятный труд и сверхчеловеческое терпение, когда дело шло о служении идее, об исполнении воли Учителей. Преданность ее Учителям была героическая, пламенная, никогда не ослабевавшая, преодолевшая все препятствия, верная до последнего вздоха.

Как она сама говорила: "Для меня уже не имеет значения ничто, кроме моего долга перед Учителями и Делом Теософии. Им принадлежит вся моя кровь до последней капли. Им будет отдано последнее биение моего сердца...".

Эта русская женщина боролась с огромной неукротимой силой против сковавшего человеческую мысль материализма, она вдохновила столько благородных умов и сумела создать духовное движение, продолжающее расти, развиваться и оказывать влияние на сознание человечества. Она первая обнародовала сокровенные учения, на которых основаны все религии, она первая сделала попытку дать религиозно - философский синтез всех веков и народов; она вызвала пробуждение религиозного сознания древнего Востока и создала всемирный братский Союз, в основу которого положены уважение к человеческой мысли, на каком бы языке она ни выражалась, широкая терпимость ко всем членам единой человеческой семьи и стремление воплотить не мечтательный, но конкретный идеализм, проникающий во все области жизни.

Каждое столетие Учителями Шамбалы предпринимается попытка найти вестника, через которого можно передать миру часть истинного древнего Учения для просвещения людей.

В ХIХ веке выбор пал на Е.П.Блаватскую. "Мы за 100 лет на Земле нашли одну такую", - писали Махатмы.

Е.П.Блаватская родилась 11 августа 1831г. в Екатеринославле, в аристократической семье. Детство и юность Елены Петровны протекли в очень счастливых условиях, в просвещенной дружной семье с гуманными традициями. Второй этап жизни /1848-1872гг./ можно охарактеризовать словами - Странствия и Ученичество. 24-летние скитания, снова и снова возобновляющиеся попытки проникнуть в Тибет. Весь этот период ее жизни был сначала подготовкой к ученичеству, а затем и самим ученичеством.

Главным препятствием был ее темперамент. Даже с Учителями, пред которыми она преклонялась, она была часто воинственной, и для свободного общения ей необходимо было многолетнее самовоспитание. "Сомневаюсь, чтобы кто-нибудь другой вступал на Путь с такими трудностями или с большим самопожертвованием", - писал Олькотт. Учителя говорили: "У нас Блаватская вызывала особое доверие - она готова была всем рисковать и перенести любые трудности. Больше, чем кто-либо другой, владевшая психическими силами, подгоняемая чрезвычайным энтузиазмом, неудержимо стремящаяся к своей цели, физически очень выносливая, она была для нас самым подходящим, хотя и не всегда послушным и уравновешенным, посредником. У другого, быть может, было бы меньше ошибок в литературных трудах, но он не выдержал бы, как она, семнадцатилетнего напряженного труда. И тогда многое осталось бы для мира неизвестным".

3-й период жизни Блаватской - период творчества, носящий явную печать определенной духовной миссии /1873-1891г.г./. В 1875г. вместе с Генри Олькоттом Елена Петровна основала Теософское общество - одно из звеньев в той цепи высших школ тайного знания, которые основывались из века в век сотрудниками Иерархии, по мере надобности, в той или иной стране, в том или ином виде. Все эти школы высшего знания были отпрысками того Единого Древа Жизни и Древа Познания Добра и Зла. Задача Теософского общества - объединение всех, стремящихся к единению человечества, независимо от расовой принадлежности и религиозных убеждений, стремящихся к познанию истинной природы человека и Космоса.

Посеянные Теософским обществом семена высшего знания проникли в сознание людей западного мира и распространились по всему миру. Во всех культурных странах существуют такие общества, работает Теософское общество и в Москве.

В 70-е годы прошлого столетия в Америке, Европе и России прокатилась волна увлечения спиритизмом. Елена Петровна пишет: "Получила приказ сообщить публике правду о спиритических феноменах и их медиумах. И отныне начинается мое мученичество. Все спириты восстанут на меня, вдобавок к христианам и всем скептикам. Твоя воля, Учитель, да будет исполнена!"

Она временно примкнула к спиритизму, чтобы показать все опасности медиумических сеансов и разницу между спиритизмом и истинной духовностью.

В то же время Блаватская работает над первым своим большим трудом "Разоблаченная Изида". И затем - главный труд жизни Блаватской - “Тайная Доктрина” - 3 тома, около тысячи страниц в каждом /1884-1891г.г./. Первый том приоткрывает часть загадок о сотворении Космоса, второй - об эволюции человека, третий - об истории религий.

Сущностью сведений, даваемых человечеству через Блаватскую в "Разоблаченной Изиде" и в продолжающей ее "Тайной Доктрине", являются откровения о Великом Созидающем Начале Космоса, творении Космоса и человека /микрокосма/, о вечности и периодичности Бытия, об основных космических законах, которыми живет Вселенная. Учение, переданное Блаватской, также старо, как само человечество. Итак, "Тайная Доктрина" есть накопленная Мудрость Веков, и уже одна ее Космогония является самой изумительной и разработанной из всех систем".

Жизнь Е.П.Блаватской можно охарактеризовать двумя словами: мученичество и жертвенность. Страшнее всех физических мучений - их много было в ее жизни - страдания души, которые переносила она вследствие коллективной ненависти, непонимания, жестокости, вызванных ее борьбой против невежества и инертности человеческой души. 17 лет боролась Блаватская с невежеством и догматизмом как в науке, так и в религии. И все это время она была центром нападок и клеветы.

Она обладала колоссальными, всеобъемлющими, невероятными по разносторонности знаниями.

Вот краткое обобщение Учения, переданного ею в ее многочисленных трудах:

БОГ. Для Блаватской не существует личного Бога. Она сторонник пантеизма. Она не считает, что кто-либо может представлять Бога на Земле. Но каждое человеческое существо по мере развития сознания ощущает присутствие Божественного начала в себе. Бог - есть Таинство. Человек может постичь только то, что вмещает его ум и поэтому приписывает Богу те качества, которые в каждую эпоху в различных регионах считались самыми лучшими.

Елена Петровна Блаватская была противницей любой дискриминации на основе верований, т.к. знала всю их относительность во времени и пространстве. Никто не владеет всей полнотой Истины, но лишь ее частичным искаженным видением. Она была противницей любого расизма, особенно расизма духовного.

КОСМОГЕНЕЗ. В учении, переданном ею, возникает понятие КОСМОС. В неоплатонизме есть определение Космоса, как огромной живой формы, постоянно обновляющейся подобно телу любого минерала, растения, животного или человека. Собственно, человек в этом Космосе является одним из многочисленных проявлений жизни на физическом плане. Космос не имеет постигаемых умом размеров. Наше познание Космоса возрастает в соответствии с нашим прогрессом. По ходу истории изменяются наши представления о Вселенной. За пределами этих соответствующих эпохе познаний, которые отражает культура, существуют древние учения, которые были переданы людям более высокими космическими цивилизациями.

Е.П.Блаватская использует преимущественно тибетскую книгу Дхиан. В ней говорится о Космосе, как о чрезвычайно сложном организме с беспредельным количеством форм материи и энергии. И более того, говорится, что кроме "нашего космоса" (т.е. физического) существуют и другие, более или менее подобные нашему, не доступные для понимания из-за ограниченности человеческого ума. Части Космоса и даже весь он целиком рождаются, живут, воспроизводятся и умирают, подобно любому живому существу. Он расширяется и сжимается в процессе космического дыхания, основанного на гармонии противоположностей.

Древние традиции учат, что души эволюционируют, проходя миллионы перевоплощений, переходят с планеты на планету, чтобы входить в более совершенное тело. Некоторые из планет, которые она упоминает, уже не существуют сегодня, некоторые- только будут существовать в будущем. Как говорится в древних текстах, ни причину, ни то, для чего существует Космос, "не знает даже самый великий ясновидец, находящийся ближе всех к небу". Это Таинство из Таинств. Начало и Конец ускользают от человеческого восприятия.

АНТРОПОГЕНЕЗ. Блаватская не принимает идей Дарвина. Она поддерживает древние Доктрины относительно человечества "высадившегося" на Землю с Луны. Постепенно эти существа стали приобретать телесную оболочку по мере уплотнения Земли. На Земле в физическом теле человек развивается более 18 млн лет, сначала как гигант с ограниченным интеллектом. 9 млн лет назад человек уже стал похож на современного. Миллион лет назад в полном расцвете находилась так называемая "Цивилизация Атлантов", жившая на континенте, расположенном между Евразией и Америкой. У Атлантов технический прогресс достиг очень высокого уровня. Этот континент, вследствие геологических катастроф, вызванных неумеренным использованием энергии, подобной современной атомной, раскололся. Последний оставшийся остров 11,5 млн лет назад погрузился в воды океана, получившего название Атлантической. Об этой катастрофе напоминает библейское сказание о Ное.

ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ. Блаватская упоминает о двух основных законах - Дхарме и Карме.

Дхарма- универсальный закон, который все направляет к предназначению. Любая попытка отклонения от Дхармы сопровождается страданием и отторгается. То, что согласуется с предназначением, не подвержено страданию и отторжению. У человека есть возможность отклониться, т.к. у него есть относительная свобода воли. Колесо перевоплощений дает ему возможность действовать правильно или неправильно. Любое его действие в обоих направлениях порождает Карму, т.е. причину, неизбежно влекущую следствие.

Блаватская верит не в прощение грехов, но в то, что они могут быть компенсированы милосердными поступками.

Все души различны по своему внешнему проявлению, но по сути одинаковы, так как не имеют пола, нации, расы. Человеческое существо перевоплощается всегда только в человеческое существо той расы и того пола, которые ему необходимы для приобретения опыта.

Все исчезает со временем, чтобы проявиться вновь, однако реально ничто не исчезает и не умирает, а только погружается и вновь появляется циклично. В нашем мире все происходит циклично, тогда как в трансцендентальном - все кругообразно.

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ. Для Блаватской человеческие существа остаются примерно теми же самыми вне зависимости от того, находятся ли они в воплощении или нет. Они выполняют неизбежный цикл рождений, жизни и смерти.

ПАРАПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ. Она относилась к ним пренебрежительно, считая, что только те, кто неспособен постичь глубинные истины, могут быть увлечены ими. Она не допускала, что одни из этих явлений могут проистекать якобы от Добра, а другие от Зла, считала их не чем-то исключительным, а потенциально свойственным всем людям, независимо от уровня их духовности. В мае 1891г. Елена Петровна скончалась в своем рабочем кресле, как истинный воин Духа, каким она была всю жизнь. День ее успокоения чествуется как День Белого Лотоса.

"Не забудем принести признательность тем, кто жизнью своею запечатлели Знание". Оглядываясь на прошлое человечества, можно видеть закономерность неприятия и открытий, и откровений, опережающий свой век. До сих пор мало кто осознает, что не только принесенные ею с Востока учения, но и сама она, ее личность, ее необычайные психические свойства представляют для нашей эпохи явление величайшей важности. Она - не теория, она - факт.

"Придет день, когда имя ее будет записано благодарным потомством... на самой высокой вершине, среди избранных, среди тех, которые умели жертвовать собой из чистейшей любви к человечеству!" /Олькотт/.

"...Е.П.Блаватская, истинно, наша национальная гордость, Великая Мученица за Свет и Истину. Вечная слава ей!" (Е.Рерих)

Введение
Иерархия
Джидду Кришнамурти
Анни Безант
Рамакришна
Алиса Бейли
Вивекананда

Политика Теософического общества

Спрашивающий. Во времена Аммония существовало несколько древних великих религий, и в одних только в Египте и Палестине было множество сект. Как мог он их примирить?

Теософ. Делая то, что мы снова стараемся делать сейчас. Неоплатоники составляли большую группу и принадлежали к различным религиозным философиям; так же и наши теософы. В те дни иудей Аристобул утверждал, что этика Аристотеля представляет собой эзотерические учения Закона Моисея; Филон Иудей пытался примирить Пятикнижие с пифагорейской и платоновской философией; а Иосиф доказал, что ессеи Кармела были лишь последователями египетских терапевтов (целителей) и просто их копировали. Так же и в наши дни. Мы можем показать путь происхождения каждой христианской конфессии, каждой, даже самой маленькой, секты. Последние – это веточки или побеги, выросшие на более крупных ветвях; но побеги и ветви берут начало от одного и того же ствола – РЕЛИГИИ МУДРОСТИ. Доказать это и было целью Аммония, который старался убедить язычников и христиан, иудеев и идолопоклонников отбросить свои споры и борьбу, помня лишь, что они владеют одной и той же истиной, только облачённой в разные одежды только, и что все они – дети одной матери. Такова же и цель теософии.

Теософ. Почти бесчисленным множеством хорошо известных авторов. Мосхайм, один из них, говорит:

«Аммоний учил, что религия народа шла рука об руку с философией и вместе с ней разделила судьбу быть постепенно искаженной и затемненной простым человеческим тщеславием, предрассудками и ложью; что поэтому её нужно вернуть к первоначальной чистоте путём удаления этих загрязнений и изъяснения её на философских принципах; и всё, что намеревался сделать Христос – это восстановить мудрость древних и вернуть её к своей первобытной целостности, уменьшить до определённых пределов преобладающую повсюду власть предрассудков, и частью исправить, а частью и искоренить различные ошибки, которые проникли в различные народные религии».

Это опять в точности то, что говорят современные теософы. Но тогда как как великого филалета поддерживали двое Отцов Церкви, Климент и Афинагор, все учёные раввины Синагоги, Академия и «роща», помогая ему в проводимой политике, и в то время, как он учил общей доктрине для всех, мы, продолжатели его линии, не получаем никакого признания, а наоборот, подвергаемся оскорблениям и преследованиям. Таким образом, оказывается, что 1500 лет назад люди были более терпимыми, чем сейчас в этой просвещенной стране.

Также называемые аналогетиками. Как объяснил в своей «Эклектической Философии» профессор А. Уайлдер (член Теософического Общества), их называли так из-за практики интерпретации всех священных легенд и повествований, мифов и мистерий по принципу аналогии и соответствия: так что события, о которых рассказывалось, как о случившихся во внешнем мире, рассматривались, как выражающие действия и опыт человеческой души. Их также называли неоплатониками. Хотя теософию, или эклектическую теософическую систему, обычно относят к третьему веку, всё же, если можно доверять Диогену Лаэртскому, её источник значительно древнее, поскольку он приписывал эту систему египетскому жрецу Пот-Амуну, жившему в ранний период династии Птолемея. Тот же автор сообщает нам, что название это коптское и обозначает то, что посвящено Амуну, богу мудрости. Теософия является эквивалентом брахма-видьи, божественного знания.

Эклектическая теософия подразделялась на три составные части: 1) Вера в единое абсолютное, непостижимое и высшее Божество или бесконечную сущность, корень всей природы и всего сущего – видимого и невидимого. 2) Вера в вечную бессмертную природу человека, которая в силу того, что является излучением Всеобщей Души, единосущна ей. 3) Теургия, «божественная работа», или выполнение работы богов; от qeoi, «боги», и ergein – «работа». Термин этот очень стар, но поскольку он принадлежит к словарю мистерий, он не был общеупотребительным. Существовала мистическая вера – практически доказанная посвященными адептами и жрецами – что, сделавшись столь же чистым, как и бестелесные существа – то есть вернувшись к изначальной чистоте природы – человек может побудить богов передать ему знание божественных тайн, а иногда даже сделать их видимыми – субъективно или объективно. Это было высшим аспектом того, что сейчас называют спиритуализмом; но, но в силу злоупотреблений и непонимания его в народе, он стал рассматриваться некоторыми как некромантия и в общем был запрещён. Искаженная практика теургии Ямблиха всё ещё сохраняется в церемониальной магии некоторых современных каббалистов. Современная теософия избегает обоих этих видов магии и «некромантии», и отвергает их, как очень опасные. Настоящая божественная теургия требует почти сверхчеловеческой чистоты и святости жизни; иначе она вырождается в медиумизм или чёрную магию. Непосредственные ученики Аммония Сакка, которых называли теодидактосами, «богом наученными», – такие как Плотин и его последователь Порфирий – поначалу отвергали теургию, но затем примирились с ней благодаря Ямблиху, написавшему труд, посвященный этому явлению, озаглавленный «Мистерии», под именем своего учителя, знаменитого египетского жреца Абаммона. Аммоний Сакк был сыном родителей-христиан, и, поскольку с самого детства его отталкивало догматическое христианство, стал неоплатоником. Говорят, что ему, как Якобу Бёме и другим великим провидцам и мистикам, в снах и видениях открылась божественная мудрость. Отсюда и его имя – Теодидактос. Он решил примирить все религиозные системы, и показав их общий источник, установить одно всеобщее вероучение, основанное на этике. Его жизнь была столь безупречной и чистой, а учение – столь глубоким и обширным, что несколько отцов церкви стали его тайными учениками. Климент Александрийский был о нём очень высокого мнения. Плотин, «святой Иоанн» Аммония, также был всеми уважаемым и почитаемым, человеком самой глубочайшей учёности и порядочности. В возрасте 39 лет он сопровождал римского императора Гордиана и его армию в походе на Восток, чтобы получить наставления от мудрецов Бактрии и Индии. У него была школа философии в Риме. Его ученик Порфирий, настоящее имя которого было Малек (эллинизированный иудей), собрал все труды своего Учителя. Он сам был великим писателем и дал аллегорическую интерпретацию некоторым частям сочинений Гомера. Система медитации, к которой прибегали филалеты, была экстатической, родственной практике индийской йоги. Тем, что известно об Эклектической Школе, мы обязаны Оригену, Лонгину и Плотину, непосредственным ученикам Аммония. (Смотри «Эклектическую философию» А. Уайлдера).

Новое на сайте

>

Самое популярное