Домой Хиромантия Шкинь церковь сошествия святого духа расписание богослужений. Свято-духовская церковь село шкинь. Храмы Московской области

Шкинь церковь сошествия святого духа расписание богослужений. Свято-духовская церковь село шкинь. Храмы Московской области

Фото с panoramio.com

http://wcomega.ru/Shkin/Main.htm - приходской сайт.

Старинное торговое село Шкинь в XVIII в. принадлежало роду известных московских бояр Бибиковых. В имении находилась деревянная церковь. В 1795-1800 гг. тщанием генерал-майора Г.И.Бибикова и семьи Приклонских была выстроена новая каменная церковь. Исследователи полагают, что проект создавался Родионом Казаковым, а строился храм под непосредственным наблюдением И.А.Селехова.

Монументальное здание украшено двадцатью мощными белокаменными колоннами. Лоджия западного входа венчается двумя звонницами. Летняя церковь насчитывает пять световых ярусов.

Главный престол - в честь Сошествия Святого Духа - располагался в летнем храме. В теплой церкви, отделенной стеклянной перегородкой, находились еще два престола: во имя Архистратига Михаила и святителя Николая. Постройка непрерывно украшалась и обновлялась. Особую роль сыграл в благоукрашения святыни блаженный Даниил Коломенский (1825-1884 гг.). Прозорливому Данилушке охотно жертвовали милостыню. Целые горы медных монет юродивый отдавал в шкиньский храм. На пожертвованные деньги были поправлены звонницы, отлит большой колокол, весь храм расписан заново. Блаженный похоронен у алтаря храма. Его духовный наставник и друг, настоятель Свято-Духовской церкви священник Гавриил Воскресенский бессменно возглавлял приход в течение 50 лет, пользуясь огромной любовью окрестных жителей.

Богослужения были прерваны в 1930-х гг. Но вплоть до 1960-х гг. храм стоял в целости. Позже его разорили и использовали как склад. Вплоть до 1991 г. церковь находилась в запустении. А затем произошло чудесное событие. Жительнице Шкини, Серафиме Ивиной, во сне явился преподобный Серафим Саровский, который повелел ей обрести икону с его изображением, а затем вновь являлся, направляя поиски. И, наконец, действительно был обретен большой благолепный образ, скрытый на чердаке одного из шкиньских домов. С этого момента началось возрождение свято-духовской общины. В апреле 1996 г. восстановлено регулярное богослужение в одном из трех приделов - Никольском. Возросло народное почитание обретенного образа.

В 2003 г. в празднование 100-летнего юбилея прославления Серафима Саровского состоялся грандиозный крестный ход со шкиньской иконой преподобного по всей Коломенской земле. В эти же дни состоялась первая Божественная литургия в главном, летнем храме - Сошествия Святаго Духа.

Источник - http: //vedomosti.meparh.ru/2004_9_10/9.htm

Дополнительная информация и много фотографий на сайте: http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=746#notes

на сегодняшний день вход в храм закрыт, реставрация остановлена за отсутствием средств, забора нет, на территории стоит вагончик со сторожем.

Фотоотчет: http://vse-podmoskovje.livejournal.com/116355.html

Дата публикации или обновления 11.04.2017

Храмы Московской области

  • К оглавлению -
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Церковь Святого Духа

    Село Шкинь.

    В XVIII в. селом владел инженер-генерал-поручик Илья Александрович Бибиков (1698-1784), один из учёнейших генералов того времени. Бибиковы - семейство историческое, много сделавшее для России и русской культуры. Сын стольника Александра Борисовича Бибикова, Илья Александрович получил хорошее образование, и в 1715 г. начал службу по инженерной части под начальством генерал-фельдцейхмейстера графа Якова Вилимовича Брюса, относившегося к нему с большим расположением.

    В 1749 г. И.А. Бибиков произведён в генерал-майоры. Он отличился в Семилетней войне в сражении при Кунесдорфе и особенно при осаде Кольберга, где, командуя всей кавалерией, не давал неприятелю даже высунуться из крепости. Бибиков атаковал и взял г. Трептов, преследуя пруссаков, заставил корпус генерала Вернера сложить оружие. В этом бою с ним был его сын Александр Ильич. Илья Александрович занимался укреплением крепостей Украинской линии, Таганрога, Кизляра, Моздока, Бахмута.

    Село Шкинь... когда-то здесь кипела жизнь - в селе соединялись оживлённые проселки обширного Коломенского уезда. Немногословные документы начала прошлого века так описывают Шкинь: «Крестьяне на оброке, упражняются хлебопашеством, а промысл имеют извозом по разным дорогам, имуществом довольно зажиточны». Но сейчас тут тихо и только величественный храм Святого Духа, стоящий на берегу речки Северки и возвышающийся над небольшими деревенскими домиками, вносит торжественную и звенящую, немного ностальгическую ноту в вашу душу.



    Духовская церковь удивляет и озадачивает своими гигантскими размерами. Венчающая храм громадная ротонда с таким же большим куполом и высокие парные колокольни царствуют над безлесной, чуть холмящейся округой, подобно идущему по легкой зыби паруснику.
    Неординарную церковь, словно перенесённую в неведомую Шкинь с петербургского проспекта, целиком удаётся рассмотреть с широкой, под стать проспекту, сельской улицы. Поразительное сходство храма отдалённой Шкини с величественным собором Петербургской Александро-Невской лавры неизменно поражало всех ценителей русской старины, отваживавшихся на путь в эту подмосковную глубинку.
    Громаду сельского храма начали воздвигать в 1794 году и строили всего шесть лет. В 1800 году Духовская церковь была освящена. На освящении присутствовал и главного вкладчика Г.И.Бибиков, принадлежащий по праву рождения к высшему столичному свету. Проект церкви для своего села Г.И.Бибиков несомненно заказал крупному зодчему, чьё имя, к сожалению, не открывают нам дворянские архивы. Но едва ли авторство принадлежало знаменитому строителю Александро-Невского собора И.Е. Старову. Скорее перед нами подражательный вариант близкого ему по духу московского мастера – некоторыми исследователями проект храма приписывается Р.Р. Казакову.
    Здание храма с деталями из белого камня в архитектурной композиции восходит к образцам базиликальных храмов. Внутреннее пространство храма представляет в схеме латинский крест с массивной ротондой, поставленной на средокрестии. Лоджию западного входа фланкируют парные башни колоколен, рукава креста обработаны портиками. Чрезвычайно эффектна обнесённая колоннадой полуротонда алтарного выступа. Храм имеет два придела: архистратига Михаила и святых мучеников Флора и Лавра.

    Как и многие российские храмы, храм Святого Духа во время богоборчества и гонений на христиан был поруган и разграблен. На редком снимке 30-х годов виден пролом в башни колокольни, который образовался, когда безбожники, прицепив к трактору трос, рушили колокола храма.

    После закрытия храм вместе со всем русским народом претерпел неисчислимые беды и напасти от безбожных властей. Особенно сильно он начал разрушаться с 60-х годов, когда здесь стали хранить ядохимикаты для сельского хозяйства. Совсем недавно многим уже казалось, что храм потерян навсегда.

    Но на всё – промысел Божий; и в наши годы началось возрождение храма Святого Духа в селе Шкинь, на реке Северке. Восстановление идёт медленно, трудно, но идёт! А где те, нечестивцы - поругатели храма, ненавистники земли Русской?

    Да будет так!

    КОЛОМЕНСКИЙ ДАНИЛУШКА

    Д вадцать лет тому назад скончался живший долгое время в г.Коломне юродивый с именем Данилушка. Жизнь его интересна и назидательна.
    Родом Данилушка был из села Лыкова, Коломенского уезда. Отец его был помещечий крестьянин, человек богатый и закоренелый раскольник, имевший у себя на дому молельню; мать его считалась большею начетчетцею старых духовных книг. Данилушка почему-то не был любимцем родителей и рос как-то одиноко, даже не дружился он с детьми своей родины, но для любимой им игры в бабки ходил в другое село, вёрст за десять. Так как Данилушка был лучшим игроком в бабки, то наигрывал их в течение недели на порядочную сумму, которую всю отдавал в церковь церковному старосте. Последний любил Данилушку за это, любил за его сиротливость, кормил и нередко оставлял у себя ночевать, брал с собою в церковь, где заставлял его петь на клиросе и торговать свечами. Отец Данилушки сердился за это на старосту и даже жаловался на него своему помещику. Помещик же, узнав, что Данилушка мальчик смирный и добрый, взял его к себе в дом, сделал казачком (маленьким лакеем) и хотел учить его грамоте; но Данилушка в скором времени, однажды утром, снял с себя одежду казачка и сапоги и, принеся помещику, сказал, что ходить в этом он не может, потому что всё это сваливается с него; и с тех пор Данилушка уже никогда больше не носил сапог и верхней одежды.
    В праздничные и будничные дни он постоянно ходил в церковь для молитвы, а когда не бывало службы в своём селе, то бегал за две, за три и даже за пять верст в соседние сёла. На дворе ещё темно, а Данилушка уже бежит куда-нибудь к заутрене, и как бы рано она ни началась, а он уже поспеет к её началу. Его не останавливал никакой мороз, хотя бы в тридцать и более градусов. В одном нижнем белье, с открытою головою, часто по колена в снегу, по оврагам и полям бежит он к церковной службе. Если же, как случалось нередко, придёт он раньше благовеста, то зайдёт к кому-нибудь из крестьян и там дожидается. Становился он в церкви на клиросе или около оного и пел.
    Достигши совершенного возраста, он покинул своё село и пришёл в г.Коломну, горожане приняли его радостно, как юродивого. Тут босиком он ходил по улицам, по церквам. Особенно он любил бывать за праздничною службою в городском соборе. Собор был холодный, с чугунным полом, и Данилушка стоит себе на полу голыми ногами в своём обычном костюме и от души подпевает певчим или псаломщикам, стоит весь погруженный в молитву и ни разу не оборачиваясь ни назад, ни по сторонам. Днём Данилушка ходил по городу - по площадям и по торговым рядам. Ему oбыкновенно давали денег - он их брал и опускал за пазуху, где у него был устроен мешочек, вечером относил деньги в свою квартиру, которую давал ему у себя в доме купец К. Каждую неделю приезжал к Данилушке церковный староста с его родины и брал все собранные им деньги. Собирая деньги, Данилушка любил шутить с купцами. Если купец был толст, то,потрепав его по плечу, говорил:"Эй ты, кашолка"; одного он называл "синим", другого "звонким" и т.п. Смеясь, нередко говорили ему: "Данилушка, ты ноги-то отморозил", но он любезно отвечал: "Сам отморозил". И, заложив руки за спину (это его обыкновенная походка), продолжал идти далее, напевая про себя:" О, воспетая Мати" или "Милосердия двери отверзи". Так, живя несколько лет в Коломне, Данилушка успел собрать значительную сумму денег - сначала на постройку колокольни у себя на родине, а затем и самая вся церковь на собранные подаяния была расписана внутри и поновлена снаружи. Говорили про него, что он иногда предсказывал. Так, говорили, три раза он предсказывал пожар в с.Лыскове, последний раз сказал, что пожар будет в Великую субботу, и в это время сгорит и дом его отца, что и сбылось. Бывал нередко Данилушка и в Москве. Сюда привезли его с собой коломенские купцы, и в Москве всюду он бывал желанным гостем. Перед смертью он похворал и был похоронен с большой почестью.

    Протоирей Сухарев.


    ОПИСАНИЕ ЧУДЕС ПО МОЛИТВАМ РАБА БОЖИЯ БЛАЖЕННОГО ДАНИИЛА

    Я, недостойный священник Димитрий Киреев, явился свидетелем некоторых чудес по молитвам блаженного Даниила.
    Являясь с 1993 года настоятелем Непецинсксй церкви мне было поручено окормлять приход Шкиньского храма, возле алтаря которого с правой стороны находится могилка блаженного Даниила. В мои обязанности входило совершать периодически Богослужения в храме и требы по просьбе прихожан. Каждый раз приезжая в с.Шкинь на молебны и панихиды, приходилось слышать роптания прихожан о том, что община в с.Шкинь зарегистрирована раньше чем в с.Непецино, а до сих пор нет своего священника и не совершаются постоянные нормальные службы (Литургии). Как мог, я пытался утешать прихожан. Говорил о необходимости потерпеть, усилить молитву о возрождении храма и прихода. Да, действительно, храм очень красивый и очень больших размеров. Его даже можно сравнить с собором. Храм претерпел очень сильные разрушения и, чтобы вернуть его былую красоту потребуются большие средства. Понимая это, у меня, как и у всех прихожан, было желание устроить хотя бы один придел в храме для совершения Божественной Литургии. Но ничего не получалось и не ладилось до престольного праздника День Святого Духа в 1994 году. В этот день на праздничном молебне присутствовал вместе с благочинным клирик Богоявленской церкви г.Коломны священник Виктор Ерохин, который в своём слове к прихожанам, как бы отвечая на их вопрошения и недоумения по поводу восстановления храма и возрождения церковно-приходской жизни, сказал: "А вы могилку блаженному Даниилу поправьте, а он поможет возродить храм. Он же этот храм при жизни своей помогал строить и вам поможет." После этого вся община взялась облагораживать место погребения блаженного Даниила. Поставили на место надгробный камень, покрасили его, сделали небольшую оградку, украсили могилку цветами. И действительно, дела пошли в гору, стало всё ладиться. Устроили правый придел для совершения Божественной Литургии. По молитвам блаженного Даниила нашлись люди которые помогли и Господь послал средства. Ровно через год - в 1995 году на престольный праздник в храме служилась Божественная Литургия, а ещё через год - в 1996 году был назначен в приход настоятель храма священник Олег Горбачёв.

    Святыни храма-

    И кона преподобного батюшки Серафима Саровского была обретена чудесным образом уже в наши дни.
    Произошло это так.
    Одной жительнице села Шкинь, благочестивой христианке по имени Серафима, явился во сне чудный старец. Лицо его святилось необыкновенной радостью, а от него самого исходила божия благодать. Он сказал Серафиме, чтобы она нашла женщину по имени Мария, у которой на чердаке находится икона, некогда принадлежавшая шкиньской церкви. На вопрос - кто он и как его зовут? - старец ответил: "Меня зовут - убогий Серафим".
    Встав утром рано пошла Серафима в обход окрестных сёл. Не один день ушёл на поиски, но всё же после долгих хождений - как и предсказал старец - на чердаке одного старого сельского дома, хозяйку которого звали Мария, икона была, наконец, обретена.
    Затем на сборы и средства прихожан храма икона была отреставрирована и 1 августа 1998 года в день обретения мощей преподобного Серафима состоялось её освящение.
    В настоящее время к чудной иконе притекают молящие и страждущие и получают многоразличную помощь, истекающую от святого образа.

    Проезжая вдоль реки Северки из Непецина, издалека можно видеть храм села Шкинь - образец столичного архитектурного стиля и размаха, подобный собору Александро-Невской Лавры в Питере. Заказчиком данного строительства являлся Гаврил Ильич Бибиков (1746-1803) - известный московский меценат, построивших дворцы в Москве и подмосковном Гребневе, владелец популярного в то время московского театра, человек с тонким вкусом, и что немаловажно, значительным состоянием.

    В 1794 году на его средства в селе Шкинь, вместо обветшавшей деревянной церкви началось грандиозное строительство ныне существующего каменного храма. Строительство шло медленно, и к 1800 году были закончены и освящены только приделы Архангела Михаила и Святителя Николая Мирликийского. Строительство столь значительного по размаху сооружение было доверено одному из лучших учеников М.Ф.Казакова - Родиону Родионовичу Казакову (1758-1803), построившему к тому времени в Москве около трех десятков зданий. Все работы велись под наблюдением губернского архитектора И.А. Селехова, в то время работавшего в Шкини.

    Храм был расписан в начале и середине XIX века уже при сыне Г.И.Бибикова. По данным на 1852 год, в селе проживало 348 крестьян и 405 крестьянок в 99 дворах.

    Иконостас и большая часть лепного убранства погибли в советское время. В 1930-х гг. храм был закрыт, но не разорен. По рассказам местной жительницы, растаскивать церковное добро начали после войны, когда все ходили в лохмотьях, носить было нечего, вот и пригодилось сбереженное церковное добро.

    В 1960-е годы храм приспособлен под склад. В это же время были растесаны часть проемов для въезда тракторов и погрузочной техники. Когда сбрасывали колокол - растесали проем колокольни. При падении колокол отбил белокаменный карниз храма с западной его стороны.

    Храм возвращен верующим и медленно восстанавливается. В 1991 году на чердаках одного из местных домов нашлась икона церкви - большой образ Серафима Саровского. С 1996 года проходят регулярные богослужения.

    У стен церкви похоронен известный, почитаемый и поныне блаженный Даниил (1825-1884) - последние годы жизни проживший в селе Шкинь принимавший участие в ремонте и собиравший средства на содержание храма.

    По книге О.Пэнежко «Коломна и окрестности. Храмы Коломенского района»



    Старинное торговое село Шкинь в XVIII в. принадлежало роду известных московских бояр Бибиковых. В имении находилась деревянная церковь.

    В 1795—1800 гг. тщанием генерал-майора Г.И.Бибикова и семьи Приклонских была выстроена новая каменная церковь. Исследователи полагают, что проект создавался Родионом Казаковым, а строился храм под непосредственным наблюдением И.А.Селехова. Монументальное здание украшено двадцатью мощными белокаменными колоннами. Лоджия западного входа венчается двумя звонницами. Летняя церковь насчитывает пять световых ярусов. Главный престол — в честь Сошествия Святого Духа — располагался в летнем храме. В теплой церкви, отделенной стеклянной перегородкой, находились еще два престола: во имя Архистратига Михаила и святителя Николая.

    Постройка непрерывно украшалась и обновлялась. Особую роль сыграл в благоукрашения святыни блаженный Даниил Коломенский (1825—1884 гг.). Прозорливому Данилушке охотно жертвовали милостыню. Целые горы медных монет юродивый отдавал в шкиньский храм. На пожертвованные деньги были поправлены звонницы, отлит большой колокол, весь храм расписан заново. Блаженный похоронен у алтаря храма. Его духовный наставник и друг, настоятель Свято-Духовской церкви священник Гавриил Воскресенский бессменно возглавлял приход в течение 50 лет, пользуясь огромной любовью окрестных жителей.

    Богослужения были прерваны в 1930-х гг. До 1960-х гг. храм стоял в целости. Затем храм разорили и использовали как склад. Вплоть до 1991 г. церковь находилась в запустении. А затем произошло чудесное событие. Жительнице Шкини, Серафиме Ивиной, во сне явился преподобный Серафим Саровский, который повелел ей обрести икону с его изображением, а затем вновь являлся, направляя поиски. И, наконец, действительно был обретен большой благолепный образ, скрытый на чердаке одного из шкиньских домов. С этого момента началось возрождение свято-духовской общины. В апреле 1996 г. восстановлено регулярное богослужение в одном из трех приделов — Никольском.

    В 2003 г. в празднование 100-летнего юбилея прославления Серафима Саровского состоялся грандиозный крестный ход со шкиньской иконой преподобного по всей Коломенской земле. В эти же дни состоялась первая Божественная литургия в главном, летнем храме — Сошествия Святаго Духа.

    Источник: http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=340



    Шкинь впервые упоминается в документах ХV века - в первой духовной грамоте Великого Князя Василия Васильевича (1462) и в одном из актов Симонова монастыря (сер. ХV в.). До 1671 года село числилось как дворцовое, а в указанном году "было пожаловано в вотчину князю Юрию Андреевичу Долгорукову за выдающуюся роль в подавлении мятежников Разина". В ХVIII веке село Шкинь Коломенского уезда Московской губернии, расположенное на правом берегу реки Северки, принадлежало генерал-майору Гавриле Ильичу Бибикову. Участник Суворовских походов, Г. И. Бибиков был более известен как хозяин и строитель роскошной подмосковной усадьбы Гребнево, в которой состоялось освящение каменной летней церкви во имя Гребневской иконы Божией Матери. А спустя три года - 25 августа 1794 года - вельможа получил от Коломенского епископа Афанасия новую храмозданную грамоту, теперь уже на строительство в селе Шкинь. Бибиков задумал возвести каменный храм с тремя престолами, главный из которых был посвящён одному из важнейших событий христианской истории - сошествию Святого Духа на апостолов, почитаемому как день образования вселенской Церкви.

    В документе, ознаменовавшем начало строительства, было сказано: "По власти, от Бога нам данной, благословляем вместо оной деревянной вновь каменную церковь построить во имя Сошествия Святого Духа с двумя приделами. Благочинному Троицкой церкви, что в Ямской слободе, церкви священнику Михаилу Феодорову с надлежащим молитвословием обложить, и нам рапортовать, а просителю по подобию прочих святых церквей оную строить, и всем приличным снабдить. А притом наблюдать, чтобы алтари были не тесные и престолы не выше и не ниже аршина и 6 вершков; когда зданием оная церковь с приделами совершится, и как утварью, так и книгами и сосудами серебряными снабжена будет, тогда оный благочинный должен описать вес и к ним представить. Потому священными антиминсами и об освящении благословением нашим снабдить ту церковь не оставим. Дана сия грамота за подписанием нашей руки с приложением печати в городе Коломне, которую по построении новой каменной церкви хранить в оной всегда". Новый храм возводили на месте прежнего, освящённого во имя Архистратига Михаила и называвшегося в документах ХVIII века Архангельским. Однако попытка строительства в камне была предпринята не в первый раз.

    В 1762 году Иван Андреевич Друцкий-Соколинский обратился к епископу Коломенскому и Каширскому Порфирию за разрешением выстроить в Шкини каменную церковь, так как деревянная была "давнего построения вся весьма обветшалая" и священнослужение совершалось "в немалой нужде". Храм предполагалось возвести неподалёку от деревянного, на том же самом погосте, и назвать в честь праздника Преображения Господня, с приделом Архистратига Михаила, о чём и была получена храмозданная грамота. Но строительству не суждено было начаться, и новый хозяин Шкини, князь генерал-поручик Василий Владимирович Долгоруков, в 1775 году направляя епископу просьбу, писал по-прежнему об "Архангельской церкви". В 1791 году клировые ведомости показали увеличение прихода храма Шкини на 60 дворов. Вероятно, это было связано с утратой Никольской церкви в селе Борисово, которое располагалось напротив, на левом берегу Северки. Имя архитектора, к которому обратился Г. И. Бибиков за помощью в строительстве, до настоящего времени неизвестно. Современные исследователи, отмечавшие "несомненное мастерство проектировщика", предполагали авторство В. Баженова, Родиона Казакова и даже губернского архитектора И. Селехова. Лишь в начале ХХI века было замечено типологическое сходство храмов Шкини и Гребнева, возведённых по заказу Бибикова почти одновременно. Автором проекта гребневской церкви стал подпоручик архитектуры Иван Иванович Ветров (Иоганн Ветер), а идея внутреннего убранства принадлежала капитану архитектуры Степану Васильевичу Грознову (Грязнову). К тому же оба они состояли на службе в военно-инженерном ведомстве, подчинённом Г. И. Бибикову.

    Строительство, начатое в 1794 году, длилось шесть лет. Возведённый к 1800 году, храм являл собой зрелище необычайное и характеризовал "целый этап развития русской архитектуры", Редкими для сельского храма были не только размеры - длина 38 м, ширина 10 м, - но и его облик. Два десятка белокаменных колонн окружали храм с апсидой. Украшением западного фасада были крытая паперть, увенчанная аттиком, и две двухъярусные колокольни - северная и южная. Главный престол - в честь Сошествия Святого Духа - помещался в летней части храма. В зимней, отделённой стеклянной перегородкой и отапливаемой двумя голландскими печами, располагались престолы в честь Архангела Михаила и святителя Николая. Храм был богато декорирован лепными и резными деталями. Нужный для строительства и отделки белый камень добывался около Коломны, из низовьев Москвы-реки. Об этом свидетельствует, по мнению исследователей, производивших осмотр здания храма, качество известняка "без отбраковки с включением раковин". Добытый, по видимому, там же жёлтый доломит, несмотря на высокую твёрдость и прочность, из-за насыщенности водой вскоре стал разрушаться, что сказалось на внешнем облике колонн (подмосковный доломит не выдерживает и 30 циклов замораживания и оттаивания). Из белого камня были выполнены цоколи, колонны и капители, карнизы с медальонами, узорное основание главы ротонды и другие многочисленные элементы декора. К строительству были привлечены местные крестьяне. И среди них мог оказаться уроженец соседнего села Борисово, потомственный каменщик Иона Губонин, державший каменотёсную мастерскую в Подольске. В 1800 году Свято-Духовский храм был освящён.

    После смерти Г. И. Бибикова в 1803 году Шкинь перешла во владение его второй жене - Екатерине Александровне Бибиковой (Чебышевой). Ко второй половине ХIХ века Свято-Духовской храм начал ветшать, одновременно обновлялся и украшался святынями. В 1848 году по прошению церковного причта была построена ограда церкви с белокаменными воротами, облицованными кирпичом. После 1850-х годов храм был отремонтирован и расписан, в том числе и на средства, несколько десятилетий собиравшиеся юродивым Данилушкой Коломенским, которого призрел настоятель храма - священник Гавриил Воскресенский. С правой стороны от алтаря сохранилась единственная могила от погоста, некогда располагавшегося вокруг Духовского храма. Здесь в 1884 году был похоронен блаженный Данилушка, труды которого по обновлению и украшению храма стали известны далеко за пределами Шкини.

    23 февраля 1922 года вышел декрет об изъятии церковных ценностей на всей территории страны, что было началом разорения и осквернения многочисленных православных святынь. Не избежал этой участи и Свято-Духовской храм Шкини, в результате изъятия для передачи в ГОХРАН в фонд помощи голодающим, из церкви было изъято чистого серебра шестнадцать фунтов тридцать шесть золотников (7 кг 394 г). Службы в Свято-Духовском храме в 1920-х годах продолжились. Последним священником перед закрытием был отец Василий (Воинов). Сам храм был закрыт в 1930-е годы и впоследствии разграблен. 23 августа 1959 года архитектором Г. К. Игнатьевым был произведён технический осмотр здания под складское помещение совхоза "Индустрия". Вскоре на обмеренной площади - 470 кв. м - стали хранить удобрения, а немногим позже были растёсаны внутренние проёмы для проезда сельхозтехники.

    В "Паспорте памятника культыры, Свято-Духовской церкви с. Шкинь. №223. А114 1362" сказано о произведённой в 1966 году консервации строения архитектором М. Б. Чернышовым. Указано также, что церковь была принята под охрану Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 года, №1327. Видимо, именно это дало возможность говорить о "незаурядном храме эпохи классицизма" в советских путеводителях по Московской области, а также породило легенду об "оригинальном облике, близком к собору Александро-Невской лавры в Ленинграде". В 1975 году был разработан проект реставрации под руководством архитектора С. П. Орловского, сопровождавшийся фотосъёмкой. Она зафиксировала не столько повреждения здания, сколько проступающие за ними остатки былой красоты храма. В конце 1987 года появилось известие, что ВООПИиК выделило 500 тысяч рублей на реставрацию церкви в Шкини, но судьба этих денег так и осталась неизвестной. Настоящее восстановление храма и возрождение в его стенах духовной жизни началось лишь в начале 1990-х годов.

    7 сентября 1991 года была образована община верующих из 24 человек, принявшая Гражданский устав. С 1993 года богослужения в Шкини совершал настоятель Знаменского храма села Непецино Димитрий Киреев. 18 марта 1996 года в приход был назначен священник Олег Горбачёв, и начались регулярные богослужения в Никольском приделе. В 2001 году настоятелем Свято-Духовского храма стал священник Иоанн Новиков. В 2007-2009 годах церковь была включена в Федеральную программу финансирования и была начата реставрация. 10 мая 2015 года состоялось освящение 10 колоколов, которые были подняты на восстановленные храмовые звонницы. Самые большие из них: Благовестник - весом 5200 кг, вседневный колокол - 2000 кг, великопостный - 530 кг. 19 декабря 2016 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий освятил Никольский придел, 5 июня 2017 года он же возглавил чин Великого освящения Свято-Духовского храм села Шкинь.

    Из книги: Индзинская А. В. "Свято-Духовский храм села Шкинь". - Коломна, изд-во: Старое Бобренево, 2017



    Усадьба Шкинь с 1782 года принадлежала Георгиевскому кавалеру, участнику Русско-Турецкой войны 1768-1774 гг., генерал-майору Гавриле Ильчу Бибикову. На его средства в конце ХVIII в. в Шкини был возведён величественный храм Сошествия Святого Духа на Апостолов (Свято-Духовский храм). В 1936 г. церковь была закрыта. В 1990-е гг. началось её постепенное восстановление (реставрация закончена в 2017 г.). Сегодня сохранившийся храм - это всё, что осталось от усадьбы Бибиковых.

    В селе Шкинь Коломенского городского округа Московской области 22 января 2020 г. открыли памятник дворянскому роду Бибиковых. Они служили России со времён Ивана III, известны многочисленными трудами на благо России: воеводы и градоначальники, государственные и военные деятели, представители творческих профессий: писатели, актёры, педагоги, журналисты. Скульптурная композиция высотой 9,5 метров предложена архитектором Константином Фоминым, а установлена силами Российского военно-исторического общества. По своей композиции монумент представляет колонну из белокаменных блоков, которую завершает бронзовый герб рода Бибиковых. Часть колонны изготовлена из белых камней, которые остались от реставрационных работ Свято-Духовского храма, построенного Гаврилой Ильичом. Освятил памятник митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, отметивший, что его открытие является символическим явлением возрождения Святой Руси, "ибо в наших воспоминаниях и молитвах соединяются все предки минувших веков, которые жили и служили великой России".

    С сайта: www.foma.ru

    В 2017 г. специалисты Реставрационно-строительной мастерской (РСМ) провели полную реставрацию Свято-Духовского храма в селе Шкинь:

    - Замена обрешетки купольной части,
    - Окрытие медью,
    - Изготовление и монтаж крестов,
    - Замена обрешетки на основной части храма,
    - Окрытие медью,
    - Штукатурка всего фасада,
    - Белокаменные работы,
    - Оконные наличники,
    - Устройство ограды,
    - Благоустройство.

    Россия, Московская обл., Коломенский район, с. Шкинь, ул. Центральная, д. 48
    http://shkin.cerkov.ru

    Старинное торговое село Шкинь в XVIII в. принадлежало роду известных московских бояр Бибиковых. В имении находилась деревянная церковь. В 1795—1800 гг. тщанием генерал-майора Г.И.Бибикова и семьи Приклонских была выстроена новая каменная церковь. Исследователи полагают, что проект создавался Родионом Казаковым, а строился храм под непосредственным наблюдением И.А.Селехова. Монументальное здание украшено двадцатью мощными белокаменными колоннами. Лоджия западного входа венчается двумя звонницами. Летняя церковь насчитывает пять световых ярусов.

    Главный престол — в честь Сошествия Святого Духа — располагался в летнем храме. В теплой церкви, отделенной стеклянной перегородкой, находились еще два престола: во имя Архистратига Михаила и святителя Николая.

    Постройка непрерывно украшалась и обновлялась. Особую роль сыграл в благоукрашения святыни блаженный Даниил Коломенский (1825—1884 гг.). Прозорливому Данилушке охотно жертвовали милостыню. Целые горы медных монет юродивый отдавал в шкиньский храм. На пожертвованные деньги были поправлены звонницы, отлит большой колокол, весь храм расписан заново. Блаженный похоронен у алтаря храма. Его духовный наставник и друг, настоятель Свято-Духовской церкви священник Гавриил Воскресенский бессменно возглавлял приход в течение 50 лет, пользуясь огромной любовью окрестных жителей.

    Богослужения были прерваны в 1930-х гг. Но вплоть до 1960-х гг. храм стоял в целости. Затем храм разорили и использовали как склад. Вплоть до 1991 г. церковь находилась в запустении. А затем произошло чудесное событие. Жительнице Шкини, Серафиме Ивиной, во сне явился преподобный Серафим Саровский, который повелел ей обрести икону с его изображением, а затем вновь являлся, направляя поиски. И, наконец, действительно был обретен большой благолепный образ, скрытый на чердаке одного из шкиньских домов.

    С этого момента началось возрождение свято-духовской общины. В апреле 1996 г. восстановлено регулярное богослужение в одном из трех приделов — Никольском. Возросло народное почитание обретенного образа.

    В 2003 г. в празднование 100-летнего юбилея прославления Серафима Саровского состоялся грандиозный крестный ход со шкиньской иконой преподобного по всей Коломенской земле. В эти же дни состоялась первая Божественная литургия в главном, летнем храме — Сошествия Святаго Духа.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное