Домой Приметы и поверья Современная философия (позитивизм, неопозитивизм, экзистенциализм, фрейдизм, прагматизм). §2. Философские основания педагогики Философские основы педагогики

Современная философия (позитивизм, неопозитивизм, экзистенциализм, фрейдизм, прагматизм). §2. Философские основания педагогики Философские основы педагогики

Преимущественным объектом философского осмысления в экзистенциализме выступает бытие индивидуальности смысл знания ценности образующие жизненный мир личности. Сартра 1905-1980 является убеждение в существовании отличного от человека и несводимого к его мысли мира вещей с которым однако человек настолько неразрывно связан что его следует определить как бытиевмире. Что же касается сознания то его Сартр определяет как бытие для себя. Мир вещей можно определить как бытиевсебе.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Тема 2. Экзистенциализм и Неотомизм.

Надо еще найти: Экзистенциализм (Ясперс) и Неотомизм (Маритен)

Экзистенциализм – философское выражение глубоких потрясений, постигших общество во время кризисов 20-х, 40-х гг. Экзистенциалисты пытались постигнуть человека в критических, кризисных ситуациях. Они сосредоточились на проблеме духовной выдержки людей, заброшенных в иррациональный, вышедший из-под контроля поток событий.

Преимущественным объектом философского осмысления в экзистенциализме выступает бытие индивидуальности, смысл, знания, ценности, образующие "жизненный мир" личности. Жизненный мир - это не фрагмент предметного материального мира, а мир духовности, субъективности.

Одна из главных установок экзистенциализма - это противопоставление социального и индивидуального бытия, радикальной разорванности этих двух сфер человеческого бытия. Человек не определяется никакой сущностью: ни природой, ни обществом, ни собственной сущностью человека. Имеет значение только его существование.

Философская концепция Ж.-П. Сартра

Исходным пунктом онтологических размышлений Ж.-П. Сартра (1905-1980) является убеждение в существовании отличного от человека и несводимого к его мысли мира вещей, с которым, однако, человек настолько неразрывно связан, что его следует определить как бытие-в-мире.

Что же касается сознания, то его Сартр определяет как бытие для себя. Сознание спонтанно, активно, мир вещей инертен. Мир вещей можно определить как бытие-в-себе. Согласно Сартру, ни одна характеристика для-себя не может быть характеристикой в-себе. По этой логике, если сознание изменчиво и активно, то вещи, являющиеся объектами сознания («феноменами»), должны быть инертны и неподвижны; если сознание внутренне противоречиво, то вещи должны быть чистой позитивностью, абсолютным тождеством с собою.

О мире вещей можно сказать лишь следующее: бытие есть. Бытие есть в себе. Бытие есть то, что оно есть. Сказать что-либо о развитии мира, изменяющихся состояниях мы не можем. Мы улавливаем лишь настоящий, застывший миг.

Человек объявляется Сартром носителем абсолютной свободы.

Концепция свободы воли развертывается у Сартра в теории «проекта», согласно которой индивид не задан самому себе, а проектирует, «собирает» себя в качестве такового. Поэтому трус, например, ответственен за свою трусость, и «для человека нет алиби».

А. Камю

Особенностью философии А. Камю (1913-1960) является то, что у него нет систематизированного и всеохватывающего философского учения, он занимается почти исключительно этическими проблемами.

Первая из них – смысл жизни. Основная философская работа Камю «Миф о Сизифе» открывается словами: «Есть лишь одна действительно серьезная философская проблема: это самоубийство. Вынести суждение о том, стоит ли жизнь труда быть прожитой или не стоит, – это ответить на основной вопрос философии. Все остальное – имеет ли мир три измерения, обладает ли разум девятью или двенадцатью категориями – приходит потом.

Для Камю речь идет о том, является ли жизнь просто биологической данностью или в ней реализуются собственно человеческие ценности, придающие ей смысл.

Если мир «обесчеловечен», то, утверждает Камю, «люди также порождают бесчеловечное». Не понимающие как самих себя, так и других, люди разобщены и одиноки, в отношениях между ними царит жестокая бессмысленность. Многочисленные фактические проявления подобных отношений приобретают у Камю характер универсальности.

Абсурд Камю направлен и против разума, и против веры. В бога люди верят или прибегают к нему в надежде спастись от отчаяния и абсурдности мира. Но для верующих сам «абсурд» стал богом. Иллюзии на спасение в боге бессмысленны, как и бессмысленны ужасы «страшного суда».

Г. Марсель

Г. Марсель (1889-1973) относился к числу иррационалистов, поэтому он провозгласил разрыв не только с материализмом. Свое учение он характеризует как наиболее напряженное усилие порвать со всяким идеализмом, каким бы он ни был.

Духовное начало, трактуемое объективно, а не субъективно, и тем самым доступное логическому анализу и рациональному познанию, неприемлемо для Марселя. Да и не в этом видит он задачу философии.

Ее главным смыслом должен стать поиск ответа на вопрос «кто я есть?»

Марсель приходит к выводу, что личность человека не тождественна его индивидуальному бытию: каждый человек выходит за его пределы и особым образом существует во всех тех представлениях, которые имеют о нем окружающие. Это существование именуется интерсубъективностью. Оно, по мнению Марселя, является истинным определением личности.

Понятие интерсубъективности играет ведущую роль в рассуждениях Марселя. На этом понятии, как он считает, строятся духовно-личностные отношения, к сожалению, подавляемые в современном обществе. Интерсубъективность позволяет воспринимать другого человека не как чуждого, а как близкого.

В работах немецкого философа Мартина Хайдеггера (1889-1976) экзистенциализм окончательно оформился как философское учение.

В сочинении "Бытие и время" М. Хайдеггер ставит вопрос о смысле бытия, существенной характеристикой которого выступает время. Основу человеческого существования составляет его конечность, временность; поэтому понимание времени есть понимание бытия.

Причину "неподлинного" понимания бытия Хайдеггер видит в абсолютизации одного из моментов времени — настоящего (вульгарное время). Настоящее — это обреченность вещая, а вещи заслоняют человека от его экзистенции и он становится вещью наряду с другими. Сосредоточенность на будущем дает личности подлинное существование, ибо он осознает свою конечность, направленность к смерти.

Мы уже знаем, что методологической основой педагогики является философия. Сегодня одновременно сосуществуют различные философские направления, которые выступают в роли методологии педагогики: экзистенциализм, неотомизм, неоп позитивизм, прагматизм, неопрагматизм, бихевиоризм, диалектический материализм и др.і.

Философия - это наука об общих законах развития природы, общества и мышления, общая методология научного познания

. Экзистенциализм (от лат existencia - существование). Основное понятие экзистенциализма - существование - индивидуальное бытие человека, углубленной в свое"я"Внешний мир является таким, каким его воспринимает внутреннее"я"каждого объема объективные знания и объективные истины отсутствуют. Экзистенциализм признает личность высшей ценностью мира. Основные положения: каждая личность неповторима, уникальна, особая. Каждый человек является носителем своей нравственности; общество пытается унифицировать личность и этим наносит огромный вред ее моральной самостоятельности. Теория воспитания не знает объективных закономерностей, их нет; у каждого человека с вое субъективное видение мира, и она сама творит свой мир таким, каким хотим его видетьтаким, яким хоче його бачити.

Центром воспитательного воздействия представители современной екзис-тенциалистичнои педагогики. ДжКнеллер,. ГГоулд,. ЕБрейзах (США),. УБаррей (Великобритания),. ММарсель (Франция),. ОФ. Больнов (ФРГ),. ТМорита (Япония) и и др. считают подсознание: настроения, чувства, импульсы, интуицию человека. Сознание, интеллект, логика, на их взгляд, имеют второстепенное значение. Нужно подводить личность к самовыражению, естественной индивидуальности, чувство свободы. Учитель должен предоставить право каждому. Идти своим путем, меньше давать установок, больше проявлять дружеское участие тощ участь тощо.

Отрицая объективные знания, экзистенциалисты выступают против в школах. Поскольку смысл вещей и явлений определяет сам ученик, учитель должен предоставить ему полную свободу их за асвоення. При этом главную роль играет не разум, а чувства, мечта, вера. Экзистенциализм является философской основы индивидуализации обученияння.

. Неотомизм - религиозное философское учение, получившее свое название от имени католического богослова. Фомы (Томы). Аквинского (1225-1274). Выдающиеся представители современного неотомизма -. ЖМаритен (Франция),. УКаннингам,. УМакгакен (США),. МКазотти,. МСтефанини (Италия) и и та ін.

Основные положения педагогики неотомизма определяются"двойной природой"человека; человек есть единство материи и духа, поэтому она одновременно и индивид, и личность; как индивид, человек - материальная, телес сна существо, подчиняется всем законам природы и общества; как личность, она обладает бессмертной душой, поднимается над всем земным и подчиняется только. Богу; наука бессильна определить цели вых ованный, это может сделать только религия, знает настоящую ответ о сущности человека, его жизни; главное - душа, поэтому воспитание должно строиться на приоритете духовного началого начала.

Неотомизм признает греховную слабость человека и выдвигает задачу помочь ей и стать нравственно лучше. Главным предметом внимания является развитие совести человека, предостерегает ее от зла, указывает на моральное бы сторону совершенного проступка, трактует последний как грех. Неотомисты выступают за воспитание общечеловеческих добродетелей: доброты, гуманизма, честности, любви к ближнему, способности к самопожертвованию и др. а также покорности, терпения, непротивления. Богу, который испытывает всех по-разному: одних - богатством, других - бедностью, и против этого невозможно боротьсяися.

Неотомисты доказывают основная роль религии в воспитании молодежи. Они резко критикуют падение моральных устоев, указывают на рост преступности, жестокости, наркомании, приводящие к деструкции сплошь ьства. Система обучения и воспитания, по их мнению, должна быть лишена излишней рациональности и направлена??на развитие"досвидомого"попытки приблизиться к. Богтися до. Бога.

Неотомистська стратегия сегодня доминирует в воспитании в. Австрии,. Голландии,. Бельгии,. Швеции,. Испании и других странах

. Неопозитивизм - философско-педагогический направление, пытается осмыслить комплекс явлений, порожденных научно-технической революцией. Современный педагогический неопозитивизм называют"новым гуманизмом"выдающимися йог го представителями являются. П. Херс,. ДжВильсон, PC. Питере,. ЛКольберг да и. Л.Кольберг та ін.

Основные положения педагогики неопозитивизма: воспитание должно быть очищено от мировоззренческих идей, ибо социальная жизнь в условиях научно-технического прогресса требует"рационального мышления", а не идеолого логии. Полная гуманизация системы воспитания, поскольку именно она является главным средством утверждения справедливости как высшего принципа отношений между людьми во всех сферах общественной жизни. Необходимо прекратить манипул яцию поведением личности, создать условия для ее свободного самовыражения. Это поможет человеку осуществить осмысленный выбор в конкретной ситуации и тем самым предупредить опасность формирования унифицированных ф. Орм поведения. Основное внимание необходимо уделить развитию интеллекта, формированию человека, который мыслит. Рациональнымть раціонально.

Влияние рациональности идей педагогики неопозитивизма ощутимо в перестройке воспитательных систем многих стран, в том числе и нашей

. Прагматизм (от гр"прагма"- дело, дело) - философское направление, возникшее на рубеже XIX-XX вв. Быстрые темпы развития науки, техники, промышленности подорвали основы абсолютного идеализма, который уже не мог прот тистояты материализмматеріалізму.

Основатели прагматической философии. М. Пирс (1839-1914) и. Удже (1842-1910) заявили о создании новой философии, стоящей вне идеализмом и материализмом. Идеи ранних прагматистов развил американский кий философ и педагог. Дж.. Дьюи (1859-1952). Он свел их в систему, которую назвал инструментализмом. Основные положения этой системы: школа не должна быть оторванной от жизни, обучение - от воспитания; уч. Ання и воспитание должны осуществляться не в теоретико-абстрактных формах, а путем выполнения конкретных практических дел; в учебно-воспитательном процессе необходимо опираться на активность учащихся, всесторонне в ее развивать и стимулировать. В основе учебно-воспитательного процесса должны лежать интересы как мотивы учения ребенка и др.та інше.

Главные понятия в прагматизме"опыт","дело"Познание действительности они отождествляют с индивидуальным опытом человека, игнорируют объективное научное знание. Каждое знания, утверждают они, является настоящим если оно получено в процессе практической деятельности человека и является полезным для неи і є корисним для неї.

Опираясь на базовое понятие прагматизма"опыт",. Дж. Дьюи объявил индивидуальный опыт ребенка основой учебного процесса

В 60-е годы прикладная направленность учебно-воспитательного процесса в соответствии с идеями. Дж. Дьюи привела к снижению качества обучения и воспитания. В условиях научно-технической революции возникла потребность в людя семьях с более жесткими и благоустроенными знаниями и принципами поведения. Это обусловило пересмотр и модернизацию классического прагматизма, который появился в 70-х годах под флагом неопрагматизму. Методологические у обстановки. Дж. Дьюи были дополнены новыми принципами, согласованные с новыми тенденциями понимания воспитания как процесса социализации личноститості.

Главная суть неопрагматичнои концепции воспитания - самоутверждение личности ее сторонники (АМаслоу,. АКомбс,. ЕКелли,. КРоджерс и др.) усиливают личностную направленность воспитания"Источники роста и г гуманности личности, - пишет. АМаслоу, - находятся только в самой личности, они отнюдь не созданы обществом. Последнее может только помочь или помешать росту гуманности человека подобно т ого как садовник может помочь или помешать росту куста роз, но он не может спрогнозировать, чтобы вместо куста роз вырос дуб"Люди, окружающие личность, с их мнением, общественными нормами и принципами не могут быть засадовимы для выбора, потому что их функция заключается в контроле, критике поведения человека. Они могут лишь мешать ее самовыражению, роста. Образование, по их мнению, сводится к п роцесу"самовыражения"инстинктов и склонностей, заложенных в ребенке самой природокладених у дитині самою природою.

Несмотря на критику многих положений, неопрагматизм остается ведущим направлением американской педагогики и все больше распространяется в других странах запада

. Бихевиоризм (от англ behavior - поведение) - психолого-педагогическая концепция технократического воспитания, которое базируется на новейших достижениях науки о человеке, использовании современных методов исследования ее интересам есив, потребностей, способностей, детерминирующих поведениеу.

Бели источников классического бихевиоризма находился известный американский философ и психолог. ДжУотсон. Он обогатил науку положением о зависимости поведения (реакции) от раздражителя (стимула), подал этот свя"связь в виде формулыи S R. Необихевиористы. БФ. Скиннер,. КХалл,. Е. Толмен,. С пресс и др. дополнили это положение, в результате чего формула приобрела вид"стимул - реакция - подкрепление"

Главная идея необихевиоризма относительно воспитания заключается в том, что человеческое поведение является управляемым процессом. Она обусловлена??применяемыми стимулами и требует положительного подкрепления. Для того, чтобы вызы икаты определенное поведение, нужно подобрать действенные стимулы и правильно их применить. При этом не имеют значения желания, мотивы, характер, способности человека; значение имеют только действия - ответные реакции н а примененные стимулы. Скорость достижения нужного поведения регулируется факторами положительного или отрицательного подкрепления, обеспечивается повторением ди дій.

Критерий нравственности связан с системой подкрепления, с одобрением или неодобрением поступков человека. Моральные качества (храбрость или трусость, преступность или благотворительность) также полностью определяют ься обстоятельствами, стимулами подкрепление. Соответственно и нравственное усовершенствование, по их мнению, заключается в умении наилучшим образом приспособиться к окружающей средща.

В современном обществе, считают сторонники необихе-виоризму, процесс воспитания должен быть направлен на то, чтобы в стенах учебных заведений создавалась атмосфера напряженной умственной деятельности которая могла управляться с помощью рациональных алгоритмов с широким использованием электронно-вычислительной техники. Необходимо всячески стимулировать индивидуальную деятельность, соперничество в борьбе с а высокие результаты, воспитывать качества"индустриальной"человека - деловитость, организованность, дисциплинированность, упорствоаповзятість.

. Диалектический материализм - философское учение о наиболее общие законы движения и развития природы, общества и мышления. Он зародился в 40-х годах XIX века, широкое распространение получил в XX веке, особенно в социал изма известными его представителями были. КМаркса и. ФЕнгельс, которые распространили материализм на понимание истории общества, обосновали роль общественной практики в познании, органично соединили материале изм и диалектиктику.

Основные положения диалектического материализма: материя первична"а сознание вторично; сознание возникает в результате развития материи (мозга человека) и является его продуктом (принцип материалистического монизм м (гр monos - один) явления объективного мира и сознания причинно обусловлены, поскольку взаимосвязаны и взаимозависимы (принцип детерминизма) все предметы и явления находятся в состоянии движения, развиваются ются и изменяются (принцип развитиявитку).

Важное место в философии диалектического материализма занимают законы диалектики: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание возражений

Диалектико-материалистическая педагогика исходит из того, что личность с объектом и субъектом общественных отношений ее развитие детерминировано внешними обстоятельствами и природной организацией человека провел идну роль в развитии личности играет воспитание. Воспитание является сложным социальным процессом, имеющий исторический и классовый характер. Личность и деятельность человека находятся в единстве: личность п роявляеться и формируется в деятельностиості.

Философский уровень методологии педагогики является сегодня одной из самых актуальных ее проблем

Философия - это любовь к мудрости. Мудрость помогает найти путь к истине

Другой важный принцип позитивизма - принцип терпимости, который понимается (Рудольфом Карнапом) как право выбирать любую логическую систему, причем эта система должна отвечать не содержательным, а формальным критериям. Она должна опираться на систему аксиом, подчиняющуюся трем главным критериям:

1. Полнота.

2. Несводимость,

3. Непротиворечивость.

Образцом послужили основания математики. Геометрия, например, строится также.

В результате получается все та же картина. Наука выступает как языковая система. Таким образом, выводы науки превращаются в некое соглашение. Другой момент - истина оказывается зависимой от системы аксиом, логики, конвенции (соглашения).

Таким образом, неопозитивизм открывает дорогу использованию различных видов логик. Конечно, неопозитивизм все-таки не склоняется к безбрежному конвенциализму. Он выдвигает некоторые критерии для выбора. Казимир Айдукевич утверждал, что во всех науках результатом произвольного выбора являются дефиниции отдельных понятий. Более умеренные говорили, что надо выбирать системы, к которым склоняются ученые нашего научного круга. Это скользкий критерий. Конвенция исходит из психологии ученых данной группы. Определяется повседневными привычками. Природой. Конвенции должны приносить интеллектуальное наслаждение. Хорошая научная теория красива. Аксиомы должны формулировать законы природы как функциональные зависимости в наиболее простой форме. Иначе говоря, вопреки общей линии на исключение ценностей из науки, в данном случае принцип терпимости с заднего крыльца вводит ценностный момент.

У всех этих принципов есть уязвимые места. Эти слабости широко использовались противниками позитивизма. В рамках самого позитивизма проявляется тенденция корректировки принципов, идущих от венского кружка.

Наиболее интересная корректировка - критический рационализм (Карл Реймунд Поппер) (1902, Вена - 1994, Лондон). Поппер один из авторов принципа верифицируемости, к которому он добавил следующую мысль - чтобы высказывание было научным, нужно, чтобы была возможность его фальсифицировать - указать условия, при которых высказывание становится ложным. Эту мысль Поппер вынес из критики марксизма. В молодости он побывал коммунистом. Марксизм не указывает возможности фальсификации (утверждение о борьбе классов не фальсифицируется). В ходе развития позитивизма Поппер выдвигает момент фальсификации на первый план и предлагает заменить верификацию фальсифицируемостью, которая предполагает два момента:

Наличие утверждений, которые сделают ложными другие утверждения;

Наличие утверждений, которые опровергнут фальсификацию.

При этом Поппер не вышел за рамки принципа верифицируемости, ибо фальсифицирующие утверждения должны быть также верифицируемы. Это и выросло в принцип критического рационализма и стало его исходным пунктом. Однако, развивая свои идеи, Поппер совершает более радикальный поворот мысли. В классическом неопозитивизме мысль идет индуктивным путем - за некоторым предложением стоит некий факт. От факта идут к теоретическим высказываниям. Поппер поворачивает эту систему и предлагает дедуктивный путь. Исходный пункт - гипотеза. На ее основе ставятся эксперименты (рис.2):

Рис.2. На основе гипотезы ставятся эксперименты,

выдвигается новая гипотеза и т. д.

Среди них находится фальсифицирующий эксперимент. На этой основе строится новая гипотеза и т. д. Таким образом, наука - это борьба гипотез. Он обращается к Дарвину. В живой природе борьба видов, а в науке - борьба гипотез. Таким образом, наука - гипотетическая система. Но все же она может дать закон природы, связи, которые можно предсказать.

С этой системой взглядов коррелирует учение Поппера о трех мирах. Если в классическом неопозитивизме вообще снимается вопрос о трансценденции, о том, что стоит за гранью опыта, то Поппер говорит о первом мире, который зависит от опыта и связан со вторым миром, который является психикой отдельных людей, который связан с третьим миром, миром науки и культуры:

М1 → М2 → М3

Если Рассел считал объективный мир лишь предметом доверия к нашим чувствам, то Поппер его допускает.

Развитие критического рационализма привело к формированию философии науки, течения, которое делает науку предметом своего рассмотрения. Томас Кун утверждает, что в науке всегда имеется ученое сообщество, которое на определенном этапе мыслит по определенной модели, которую Кун назвал парадигмой (греч. модель). Соответственно, научно то, что входит в парадигму. По мере развития науки происходит революция в науке, меняющая парадигму. Начало XIX в. - наука говорила о причинно-следственных связях. Сейчас - системный подход.

Отношение к науке и знанию вообще как к каким-то языковым конструкциям характерно еще для одного направления - прагматизма (от греческого прагма - действие.) Прагматизм считается первой и самой показательной американской философией. Он возник в США, но и отражает менталитет американской нации, где очень много деловых людей, которым все равно, какова объективная реальность, а важен результат.

Наиболее видным представителем прагматизма был Джон Дьюи (1859-1952). Он был также крупным педагогом, общественным деятелем. Он возглавил контрпроцесс по делу Троцкого. Дьюи создал вариант прагматизма - инструментализм. Суть его в том, что философия должна заниматься не своими проблемами, не парить в мире абстракций, а заниматься проблемами практическими, жизненными. Опыт Дьюи понимал не только как науку, но и как религию, сновидение и т.д., все что угодно. Все это единый поток. Наши понятия должны быть инструментами, которые позволяют нам добиться успехов.

В конечном счете, эти идеи являются продолжением идей классиков прагматизма (70-е гг. XIX в.), в частности, основателя прагматизма Ч. Пирса (1839-1914). Он считается первым настоящим американским философом. Он также крупный математик, астроном, химик, логик, создатель семиотики, один из основателей математической логики. Это сказалось на его философии. В отличие от Дьюи, Пирс отправлялся от науки, но предлагал при этом порвать с рационализмом декартовского типа, с идеями сомнения, интуиции, ясности и отчетливости. Для него существовал один принцип - практический результат. Все это он выразил в теории сомнения-веры, которая считается основанием прагматизма. Основные моменты теории - мышление - приспособительная деятельность организма; эта приспособительная функция противопоставляется познавательной, т. к. мы не только познаем, но и действуем. Человек живет в мире и вынужден действовать в нем. Он вырабатывает различные привычки действовать в соответствии с обстоятельствами, они заменяют инстинкт. Будучи осознанными, эти привычки составляют веру. Таким образом, вера - осознанная готовность действовать определенным образом. Вера - спокойное, удовлетворенное состояние. Такими верованиями наполнено сознание человека. При определенных условиях возникает сомнение. Задача - преодолеть сомнение и восстановить веру. Сомнение - беспокойное состояние, и естественно стремление его устранить. Другой основополагающий момент учения Пирса - принцип Пирса. Формула его такова: "Рассмотрите практические последствия, которые, как мы считаем, могут быть произведены рассматриваемым объектом". Они дают полную информацию об объекте. Основа научного метода - гипотеза, по которой существуют реальные вещи, воздействующие на наши чувства.

В XIX в. эти принципы развивал Уильям Джеймс. Он больше интересуется проблемами религии. "Если Бога нет, а мы в него верим, то беды нет никакой, а если есть, и мы в него верим, то обретем спасение, так стоит ли рисковать спасением?"

Марксизм, прагматизм, позитивизм связаны с наукой. Философия рассматривается как философия науки, результат анализа научных данных. Другое крыло включает ряд философских течений, которые в центр поставили проблемы не науки, а человека. Проблемы, связанные с фундаментальными отношениями человека к себе и жизни. Смерть, страх, тревога и т.д. Это крыло можно назвать иррационалистическим. В основе - переживания человека. Анализ опирается не на логику, а на переживания. Можно сказать, что если рациональное крыло в основу своего философствования положило логический анализ и выражает мышление ученых, естествоиспытателей, техников, то иррационалистическое крыло кладет в основу переживание и его описание. Поэтому оно ближе к художественно-образному мышлению. Они считают философию искусством. В центре - человек как многогранный индивид, для которого на первом месте переживания мира. Наибольшего внимания в этом кругу заслуживает философское течение экзистенциализма. Он возник между мировыми войнами, усилился после второй мировой войны. Его основатель - немецкий психиатр и философ Карл Ясперс (1883-1969). Другой крупный представитель - Мартин Хайдеггер, также в Германии. Во Франции - Сартр (был активным деятелем французского сопротивления), Камю. Камю ввел такую форму, как "поток сознания".

Истоки экзистенциализма находятся в XIX веке, в творчестве датского философа Кьеркегора. Он высказал мысль о недостаточности логического научного мышления и необходимости постановки экзистенциальных проблем (существование, жизнь, смерть и т.д.). Другим заметным предшественником считается наш философ Н. А. Бердяев. Начинал как легальный марксист. Бердяев также высказал мысль о недостаточности логического мышления и рационального в целом. Рациональное мышление рассматривает мир разорванным, квантованным, как собрание частностей. Другой момент - наше логическое мышление носит принужденный характер. Это малый разум. Большой разум - это свободное мышление. Различие в том, что в природе действуют законы. Большой разум нужен для понимания чуда. Причина прикованности разума - первородный грех. Бог создал человека свободным. Совершив грех, человек стал принужденным существом. Отсюда необходимость творчества, но к этому надо прийти своими силами.

В основе экзистенциализма - противопоставление сущности и существования. Сущность - предмет науки. Чтобы проникнуть в сущность, наука объективирует вещь, противопоставляет себе, усредняет. На самом деле, чтобы иметь сущность, надо существовать. Существование средствами науки не вскроешь, его можно только пережить. Только человек способен к этому. Существование целостно, оно не отделяет человека от мира. Хайдеггер говорил "dasein", мы здесь существуем. Мы переживаем существование в разных отношениях: существование в мире, проекция в будущее. Человек - это проект, цепь проектов. При этом, основой переживания является страх, страх смерти, мы включаем в будущее свою смерть. Особенно подчеркивает эту сторону Ясперс. Особенно остро переживание в пограничных ситуациях, когда мы стоим перед угрозой смерти. Хайдеггер подчеркивает, что имеется подлинное и неподлинное существование. Неподлинное - существование в мире, когда на первый план выдвигается переживание мира вещей. Это выражается частицей "man" (безличное). Подлинное существование - когда мы начинаем переживать жизнь с точки зрения смерти, к концу своего существования. Подлинное существование - уход в себя. Отсюда протест экзистенциалистов против всего того, что отчуждает человека, мешает уйти в себя, против идеологии (за что у нас и били экзистенциалистов).

В определенной степени, к экзистенциализму примыкает такое современное философское направление, которое называется герменевтикой. (От имени греческого бога Гермеса, который был и богом тайны. Он же - бог торговли.)

Термин появился в конце XVIII - первой половине XIX в. в трудах малоизвестного немецкого философа Фридриха Шлейермахера, который в принципе постарался перевести в общефилософский план проблемы толкования Священного Писания. Протестанты этим много занимаются.

В конце XIX - начале XX в. идеи герменевтики получили развитие в философской жизни, в частности, у Вильгельма Дильтея. Во-первых, жизнь проявляет себя логически, потом в действиях (бихевиоризм в психологии), потом в понимании. К герменевтике имеет прямое отношение Хайдеггер, в последний период своей жизни. Он говорит, для того чтобы понять те или иные тексты, мысли, нужно вслушаться в язык, попытаться понять, что в нем содержится, что за ним стоит.

Дальнейшее развитие привело к отделению герменевтики от экзистенциализма и философии жизни и выделило в отдельное течение. Гадамер, Рикёр. В герменевтике появляются свои приемы, свои идеи, например, герменевтический треугольник (рис.3):

Рис.3. Герменевтический треугольник

Другая фундаментальная идея герменевтики - герменевтическое поле, как та система языковых знаков, которая выражает убеждение, предубеждение и т. д. За этим - понимание текста, всей культуры, т.е. нужно вжиться в текст. Необязательно быть поэтом, нужно понимать поэзию. Герменевтический круг - чтобы что-то понять, нужно опираться на нечто, что называется герменевтическим полем, это некая база. Это связано с предчувствованием, это относится уже к интуитивному.

Своеобразную позицию между герменевтикой и позитивизмом занимает философское течение структурализма. Есть несколько форм структурализма. Научный структурализм связан с изучением структур языка, обычаев на материале отсталых племен. Крупным представителем этой линии можно считать знаменитого французского этнолога Клода Леви-Стросса. Это крупный исследователь, путешественник. Суть его работ и примыкающих к нему состоит в открытии того, что в обычаях, языках и т. д. можно найти неявные структурные отношения, которые носят общечеловеческий характер. В лингвистике этим много занимались, например, друг Маяковского Роман Якобсон. Пришли к выводу, что в фонетике есть структурные элементы, которые делают звук звуком человеческой речи. В обычаях также прослеживается определенная неосознаваемая структура.

Из этой линии вырос философский структурализм. Он эти идеи перенес на общую почву. Здесь тоже Леви-Стросс, а также Фуко, медик, историк медицины. Выдвинул мысль о наличии неосознанных структурных отношений в нашем отношении к миру. Это предчувствие, а не чувство. Его характерная черта в объективации этих структурных отношений, так чтобы исключить из них субъективное, растворить человека в этих структурных отношениях. Фуко утверждал, что на каждом этапе существует неосознанная структура нашей мысли. Человек в этих структурах появился только в XVIII в. В этом есть сермяжная правда. Суть ее в том, что проблема человека как субъекта познания появилась относительно поздно.

Таким образом, структурализм сосредоточен на безликих структурах в нашем отношении к миру. Первичным оказывается язык, за которым стоят врожденные структуры, которые делает человека способным мыслить (например, субъектно-предикатная форма предложения).


Похожая информация.


Мы уже знаем, что методологической основой педагогики является философия. Сегодня одновременно сосуществуют различные философские направления, которые выступают в роли методологии педагогики: экзистенциализм, неотомизм, неопозитивизм, прагматизм, неопрагматизм, бихевиоризм, диалектический материализм и другие.

Философия - это наука об общих законах развития природы, общества и мышления, общая методология научного познания.

Экзистенциализм (от лат. Existencia - существование). Основное понятие экзистенциализма - существование - индивидуальное бытие человека, углубленной в свое "я". Внешний мир является таким, каким его воспринимает внутреннее "я" каждого. Объективные знания и объективные истины отсутствуют. Экзистенциализм признает личность высшей ценностью мира. Основные положения: каждая личность неповторима, уникальна, особенная. Каждый человек является носителем своей нравственности; общество пытается унифицировать личность и этим наносит огромный вред ее моральной самостоятельности. Теория воспитания не знает объективных закономерностей, их нет; у каждого человека свое субъективное видение мира, и она сама творит свой мир таким, каким хочет его видеть.

Центром воспитательного воздействия представители современной екзис-тенциалистичнои педагогики Дж.Кнеллер, Г.Гоулд, Е.Брейзах (США), У.Баррей (Великобритания), М.Марсель (Франция), А.Ф. Больнов (ФРГ), Т.Морита (Япония) и др. считают подсознание: настроения, чувства, импульсы, интуицию человека. Сознание, интеллект, логика, на их взгляд, имеют второстепенное значение. Нужно подводить личность к самовыражению, естественной индивидуальности, чувство свободы. Учитель должен предоставить право каждому Идти своим путем, меньше давать установок, больше проявлять дружеское участие и тому подобное.

Отрицая объективные знания, экзистенциалисты выступают против программ и учебников в школах. Поскольку смысл вещей и явлений определяет сам ученик, учитель должен предоставить ему полную свободу для их усвоения. При этом главную роль играет не разум, а чувства, мечта, вера. Экзистенциализм является философской основой индивидуализации обучения.

Неотомизм - религиозное философское учение, получившее свое название от имени католического богослова Фомы (Фомы) Аквинского (1225-1274). Достопримечательности представители современного неотомизма - Ж.Маритен (Франция), У.Каннингам, У.Макгакен (США), М.Казотти, М.Стефанини (Италия) и др.

Основные положения педагогики неотомизма определяются «двойной природой" человека; человек является единством материи и духа, поэтому она одновременно и индивид, и личность; как индивид, человек - материальная, телесное существо, которое подчиняется всем законам природы и общества; как личность, она обладает бессмертной душой, поднимается над всем земным и подчиняется только Богу; наука бессильна определить цели воспитания, это может сделать только религия, знает настоящую ответ о сущности человека, его жизни; главное - душа, поэтому воспитание должно строиться на приоритете духовного начала.

Неотомизм признает греховную слабость человека и выдвигает задачу помочь ей и стать морально лучше. Главным предметом внимания является развитие совести человека, предостерегает ее от зла, указывает на моральную сторону совершенного поступка, трактует последний как грех. Неотомисты выступают за воспитание общечеловеческих добродетелей: доброты, гуманизма, честности, любви к ближнему, способности к самопожертвованию и др., А также покорности, терпения, непротивления Богу, который испытывает всех по-разному: одних - богатством, другие - бедностью, и против этого невозможно бороться.

Неотомисты доказывают основная роль религии в воспитании молодежи. Они резко критикуют падение моральных устоев, указывают на рост преступности, жестокости, наркомании, приводящие к деструкции общества. Система обучения и воспитания, по их мнению, должна быть лишена излишней рациональности и направлена на развитие "сознательному" попытки приблизиться к Богу.

Неотомистского стратегия сегодня доминирует в воспитании в Австрии, Голландии, Бельгии, Швеции, Испании и других странах.

Нео - философско-педагогическое направление, который пытается осмыслить комплекс явлений, порожденных научно-технической революцией. Современный педагогический неопозитивизм называют "новым гуманизмом". Выдающимися его представителями являются П. Херс, Дж.Вильсон, PC Питер, Л.Кольберг и др.

Основные положения педагогики неопозитивизма: воспитание должно быть очищено от мировоззренческих идей, потому социальную жизнь в условиях научно-технического прогресса требует "рационального мышления", а не идеологии. Полная гуманизация системы воспитания, поскольку именно она является главным средством утверждения справедливости как высшего принципа отношений между людьми во всех сферах общественной жизни. Необходимо прекратить манипуляцию поведением личности, создавать условия для ее свободного самовыражения. Это поможет человеку осуществить осмысленный выбор в конкретной ситуации и тем самым предупредить опасность формирования унифицированных форм поведения. Основное внимание необходимо уделить развитию интеллекта, формированию человека, который мыслит рационально.

Влияние рациональности идей педагогики неопозитивизма ощутимо в перестройке воспитательных систем многих стран, в том числе и нашей.

Прагматизм (от гр. "Прагма" - дело, дело) - философское направление, возникшее на рубеже ХIХ-ХХ вв. Быстрые темпы развития науки, техники, промышленности подорвали основы абсолютного идеализма, который уже не мог противостоять материализма.

Основатели прагматической философии Ч. Пирс (1839-1914) и У.Джеме (1842-1910) заявили о создании новой философии, стоящей вне идеализмом и материализмом. Идеи ранних прагматистов развил американский философ и педагог Дж. Дьюи (1859-1952). Он свел их в систему, которую назвал инструментализмом. Основные положения этой системы: школа не должна быть оторванной от жизни, обучения - от воспитания; обучения и воспитания должны осуществляться не в теоретико-абстрактных формах, а путем выполнения конкретных практических дел; в учебно-воспитательном процессе необходимо опираться на активность учащихся, всесторонне ее развивать и стимулировать. В основе учебно-воспитательного процесса должны лежать интересы как мотивы учения ребенка и прочее.

Основные понятия в прагматизме "опыт", "дело". Познание действительности они отождествляют с индивидуальным опытом человека, игнорируют объективное научное знание. Каждое знания, утверждают они, является подлинным, если оно получено в процессе практической деятельности человека и является полезным для нее.

Опираясь на базовое понятие прагматизма "опыт", Дж. Дьюи объявил индивидуальный опыт ребенка основой учебного процесса.

В 60-е годы прикладная направленность учебно-воспитательного процесса в соответствии с идеями Дж. Дьюи привела к снижению качества обучения и воспитания. В условиях научно-технической революции возникла необходимость в людях с более твердыми и упорядоченными знаниями и принципами поведения. Это обусловило пересмотр и модернизацию классического прагматизма, который появился в 70-х годах под флагом неопрагматизму. Методологические установки Дж. Дьюи были дополнены новыми принципами, согласованные с новыми тенденциями понимания воспитания как процесса социализации личности.

Главная суть неопрагматичнои концепции воспитания - самоутверждение личности. ее сторонники (Маслоу, А.Комбс, Е.Келли, К. Роджерс и др.) усиливают личностную направленность воспитания. "Источники роста и гуманности личности, - пишет А. Маслоу, - находятся только в самой личности, они отнюдь не созданы обществом. Последнее может только помочь или помешать росту гуманности человека подобно тому как садовник может помочь или помешать росту куста роз, но он не может спрогнозировать, чтобы вместо куста роз вырос дуб ". Окружающие личность, с их мыслями, общественными нормами и принципами не могут быть засадовимы для выбора, потому что их функция заключается в контроле, критике поведения человека. Они могут только мешать ее самовыражению, роста. Образование, по их мнению, сводится к процессу "самовыражения" инстинктов и склонностей, заложенных в ребенке самой природой.

Несмотря на критику многих положений, неопрагматизм остается ведущим направлением американской педагогики и все больше распространяется в других странах Запада.

Бихевиоризм (от англ. Behavior - поведение) - психолого-педагогическая концепция технократического воспитания, которое базируется на новейших достижениях науки о человеке, использовании современных методов исследования его интересов, потребностей, способностей, детерминирующих поведение.

Бел источников классического бихевиоризма находился известный американский философ и психолог Дж.Уотсон. Он обогатил науку положением о зависимости поведения (реакции) от раздражителя (стимула), подал эту связь в виде формулы S → R. Необихевиористы Б.Ф. Скиннер, К.Халл, Э. Толмен, С. Пресс и др. дополнили это положение, в результате чего формула приобрела вид "стимул - реакция - подкрепление".

Главная идея необихевиоризма относительно воспитания заключается в том, что человеческое поведение является управляемым процессом. Она обусловлена применяемыми стимулами и требует положительного подкрепления. Для того, чтобы вызвать определенное поведение, нужно подобрать действенные стимулы и правильно их применить. При этом не имеют значения желания, мотивы, характер, способности человека; значение имеют только действия - ответные реакции на применены стимулы. Скорость достижения нужного поведения регулируется факторами положительного или отрицательного подкрепления, обеспечивается повторением действий.

Критерий нравственности связан с системой подкрепления, с одобрением или неодобрением поступков человека. Нравственные качества (храбрость или трусость, преступность или благотворительность) также полностью определяются обстоятельствами, стимулами подкрепления. Соответственно и нравственное совершенствование, по их мнению, заключается в умении наилучшим образом приспособиться к окружающей среде.

В современном обществе, считают сторонники необихе-виоризму, процесс воспитания должен направляться на то, чтобы в стенах учебных заведений создавалась атмосфера напряженной умственной деятельности, которая могла управляться с помощью рациональных алгоритмов с широким использованием электронно-вычислительной техники. Необходимо всячески стимулировать индивидуальную деятельность, соперничество в борьбе за высокие результаты, воспитывать качества "индустриальной" человека - деловитость, организованность, дисциплинированность, упорство.

Диалектический материализм - философское учения о самых-общие законы движения и развития природы, общества и мышления. Он зародился в 40-х годах XIX века, широкое распространение получил в XX веке, особенно в странах социализма. Самыми известными его представителями были К.Маркс и Ф.Енгельс, которые распространили материализм на понимание истории общества, обосновали роль общественной практики в познании, органично соединили материализм и диалектику.

Основные положения диалектического материализма: материя первична "а сознание вторично; сознание возникает в результате развития материи (мозга человека) и является его продуктом (принцип материалистического монизма (гр. Monos - один) явления объективного мира и сознания причинно обусловлены, поскольку взаимосвязаны" связанные и взаимозависимые (принцип детерминизма) все предметы и явления находятся в состоянии движения, развиваются и изменяются (принцип развития).

Важное место в философии диалектического материализма занимают законы диалектики: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание возражений.

Диалектико-материалистическая педагогика исходит из того, что личность с объектом и субъектом общественных отношений. ее развитие детерминировано внешними обстоятельствами и природной организацией человека. Ведущую роль в развитии личности играет воспитание. Воспитание является сложным социальным процессом, имеет исторический и классовый характер. Личность и деятельность человека находятся в единстве: личность проявляется и формируется в деятельности.

Философский уровень методологии педагогики является сегодня одной из самых актуальных ее проблем.

Философия - это любовь к мудрости. Мудрость помогает найти путь к истине.

ТЕМА: Современные зарубежные концепции воспитания План: 1. НЕОТОМИЗМ 2. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ 3. ПРАГМАТИЗМ 4. БИХЕВИОРИЗМ 5. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ Литература: 1. Джуринский А.Н. Реформы зарубежной школы. Надежды и действительность.- М., Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. - М., Шварцман К.А. Философия и воспитание.- М., Педагогический энциклопедический словарь.-М., 2003.


НЕОТОМИЗМ (neos – новый, Tomas – Фома) Антропология и этика учения неотомизма - человек – звено в иерархии форм бытия сотворенной Богом; - человек сопричастен чистому Божественному бытию (Единство, Истина, Красота и Благо); - человек состоит из души и тела (душа – основа личности, индивидуальность – телесное начало);


Цель и смысл существования личности - созерцание Божественного блага; -Личность направляется естественным законом, призывающим творить добро и избегать зла; -Личность обретает совокупность добродетелей; -Образование как возрождение религиозно-нравственных ценностей в контексте современной культуры; -Гармоническое сочетание в школьном образовании научных знаний и религиозных представлений.




Представители: Н.А.Бердяев, А.Камю, Ж.П. Сартр, М.Хайдеггер, К.Ясперс и др.; Экзистенция – человеческое существование; Основные проявления Э. – забота, страх, решимость, совесть; Постигая себя как Э., человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности (ответственности); Развитие личности – внутренний процесс, цель не выходит за рамки индивидуального опыта.


ПРАГМАТИЗМ (pragma – дело, действие) Прогрессивизм, инструментализм, экспериментализм; Реформирование школы, на основе сближения школы с жизнью (полезные знания…); Использование в процессе обучения естественной детской активности, интересов и потребностей ребенка; Деятельностная сущность человеческой личности;


Воспитание через учет движущих им интересов и потребностей (Д.Дьюи); Воспитание поощряет спонтанное развитие личности, школа – «общество в миниатюре» облегчает социализацию детей; Сущность воспитания – в постоянном преобразовании, «реконструкции» расширяющегося личного опыта ребенка; Цель воспитания – способствовать «самореализации» личности в русле удовлетворения ее прагматических интересов;




БИХЕВИОРИЗМ (bihavior – поведение) Жизнь человека как совокупность актов поведения; Научение как приобретение организмом нового опыта, связь: «стимул-реакция»-единица поведения; Знание природы стимула позволяет предвидеть соответствующие реакции и наоборот…; Через стимулы можно добиться желаемого поведения; Прикладное значение – технология программированного обучения


ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ Бытие и сознание, материя – первична, сознание – вторично, мир-познаваем и развивается по законам диалектики; К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин (Ульянов); Личность – биосоциальное существо, ведущий фактор - собственная активность (деятельность); Цель воспитания – ВРГЛ (умственное, нравственное, физическое, эстетическое, трудовое и т.д.);

Новое на сайте

>

Самое популярное