Домой Физиогномика лица Церковь святой женевьевы в париже описание. Парижский пантеон и его история. «Великим мужам благодарное Отечество»

Церковь святой женевьевы в париже описание. Парижский пантеон и его история. «Великим мужам благодарное Отечество»

Пантеон в Париже (Франция) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год во Францию
  • Горящие туры во Францию

Предыдущая фотография Следующая фотография

«Великим людям благодарная отчизна»

надпись на Пантеоне

В 1764 году здание задумывалось Людовиком XV как церковь Святой Женевьевы, благодаря которой, он, с помощью молитв, оправился от тяжёлой болезни. Однако через некоторое время история внесла свои коррективы в планы монаршей особы. Французские революционеры перечеркнули все дальнейшие планы Людовика, а церковь перепрофилировали в гробницу для великих мужей страны.

Среди первых выдающихся личностей в Пантеоне оказались Жан-Жак Руссо, Мари-Франсуа Вольтер, ненадолго к ним присоединялся и прах Марата, но его нахождение там, видимо, сочли не вполне политкорректным в определённый момент.

На сегодняшний день в Пантеоне насчитывается около полусотни самых незаурядных мыслителей, учёных, писателей Франции, которые нашли своё последнее пристанище среди выдающихся соотечественников. Хотя, нужно отметить, что Пантеон стоит посетить не только из желания побывать рядом с нетленным прахом, но и просто для получения мощного и многократного эстетического удовольствия от монументальной архитектуры классического стиля.

Кроме того, стоит обратить внимание на копию маятника, который висит под самым куполом Пантеона. Это копия того самого маятника, с помощью которого физик Жан Бернар Леон Фуко продемонстрировал публике, что Земля все-таки вертится. Наконец, именно сюда в 2002 году с большой помпой переехал прах Александра Дюма.

Забавный случай произошел здесь в 2005 году, когда в здание проникли активисты организации «культурных партизан» Untergunther. Они тайком починили не работавшие уже полвека часы, после чего руководство Пантеона подало на них в суд и благополучно дело проиграло.

Парижский Пантеон

Координаты

Адрес: Place du Panthéon. Часы работы: апрель-сентябрь пн-вс 10:00–18:30, октябрь-март пн-вс 10:00–18:00, кроме 1 января, 1 мая, 25 декабря, вход - 9 EUR, 7 EUR (льготный), дети бесплатно.

Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

Пантеон в Париже, безусловно, перекликается с римским собратом, и если по возрасту сильно ему проигрывает, то по величественности и помпезности вполне сопоставим. Купол Пантеона — одна из лучших смотровых площадок Парижа.

С востока к Пантеону примыкает лицей Генриха IV с башней Хлодвига, возведенные на фундаменте церкви Женевьевы. Эту церковь заложил еще в 502 году франкский король Хлодвиг, принявший христианство. В церкви были похоронены сам Хлодвиг, его жена и святая Женевьева.

Рядом с лицеем стоит аккуратная (так и хочется сказать «миловидная») церковь Сент-Этьен-дю-Мон.

Колокольня Сент-Этьен-дю-Мон

Нотр-Дом де Пари

Базилика Сакре-Кёр смотрится очень эффектно. Ниже нее выделяется церковь Сент-Эсташ и шпиль Сен-Шапель.

Зеленый купол Обсерватории Сорбонны и черный купол Дворца Института Франции.

Колесо обозрения на площади Согласия

За церковью Сен-Сюльпис громоздятся небоскребы Дефанса

Улица Суффло упирается в Люксембургский дворец, за которым вдалеке возвышается Эйфелева башня. Правее башни – золотой купол Дома Инвалидов

Обратите внимание, сколько печных труб

Спускаемся с купола

Пантеон внутри

Внутреннее пространство Пантеона-церкви св. Женевьевы выглядит не менее впечатляюще, чем снаружи. Несмотря на массивность колонн и монументальность форм, есть ощущение легкости и наполненности светом.

Центральная скульптурная композиция — «Национальный конвент», 1924. Скульптор Сикар.

До сих пор отделить «церковь от государства» здесь не удалось: памятники во славу Франции и государственных деятелей соседствуют с картинами жизнеописания святой Женевьевы. Общий стиль картин напоминает нашего Нестерова. Расписывал Пантеон Жак Фердинанд Эмбер (Jacques Ferdinand Humbert).

Цикл картин из жизни Женевьевы выполнили художники Пьер Пюви де Шаванн и Жан-Поль Лорен.

В центре зала качается неустанный маятник Фуко.

Макет Пантеона

Крипта

Из просторного и светлого зала лестница ведет в сумрачную крипту.

В конце лестницы – ваза с сердцем Леона Гамбетта

При входе в крипту имеется схема расположения захоронений.

Как явствует из схемы, самые почетные места при входе занимают Жан-Жак Руссо (он лежит справа от входа), Вольтер и Суффло (они покоятся напротив Руссо слева от входа).

Архитектор Суффло, автор проекта парижского Пантеона, не дожил до окончания строительства, зато удостоился чести лежать в самом достойном обществе внутри своего творения. Его именем также названа улица, ведущая к главному входу в Пантеон.

Саркофаг Руссо

Могила Вольтера

Остальные саркофаги размещены по двое-по трое в каждом склепе, а то и поболе.

Так, в одной камере соединили таких разных литераторов как Виктор Гюго, Эмиль Золя и Александр Дюма. Причем Дюма положили в Пантеон в 2002 году, спустя 132 года после его смерти.

Видно, что Дюма «вписан» совсем недавно в камеру № 24

История французских памятников архитектуры насыщена, увлекательна, и порой сумбурна настолько, что сами их наследники удивляются метаморфозам, которые происходили за весь период их существования. Непостоянство можно считать еще одной особенностью национальной культуры, в которой свое почетное место занимает Пантеон в Париже – усыпальница великих соотечественников, задуманная изначально, как собор Святой Женевьевы.

«Игры престолов»

Пантеон стал еще одним зданием, которое парижане в свое время встретили в штыки, поразившись его простоте форм и непонятному стилю. По их мнению, он словно выступал против остального города, выбиваясь из привычного зодчества, да и внутренний конфликт направлений создавал уникальное противоречие самому себе, противопоставляя величественный купол скромному греческому портику.

Приобретайте Париж Museum Pass, который дает возможность свободного входа более чем в 60 музеев в Париже!!! Приобрести Museum Pass можно по ссылке

Но было бы еще удивительней, если б мнение было иным, ведь в привычках столичных жителей все воспринимать с некоторой настороженностью, а порой и в штыки. Вспомните хотя бы Эйфелеву башню или современный небоскреб Монпарнас и район Ла Дефанс . И это только единичные примеры, когда люди требовали прекратить разрушать ауру Парижа, вплетая в нее чужеродную архитектуру.

Со временем каждое строение становилось любимой и неотъемлемой частью города. То же случилось с мавзолеем, приютившим много известных личностей. Однако изначально здание задумывалось как храм, который еще не знал, что судьба уготовила ему бросаться из крайности в крайность, несколько раз меняя свое предназначение.


Во время революции, когда многие церкви подвергались разрушению, собор Святой Женевьевы не тронули, чтобы хоронить в нем выдающихся сынов отечества. И все же ради этого пришлось понести некоторые жертвы – с его купола сняли крест и убрали статую святой покровительницы, а на их месте появились новые композиции – статуи Родины-матери и Славы.

Во времена Первой империи Наполеон Бонапарт снова возвращает Пантеон в лоно церкви с прежним названием и крестом св. Женевьевы, но сохранил идею захоронения в его подземельях верховных чиновников и мужей, прославивших своими героическими подвигами Францию. А вот самого императора там нет. Его похоронили в доме Инвалидов , но поставили в очередь на рассмотрение как кандидатуры по заселению.

При Людовике XVIII собор начали реставрировать, расписывая потолок и создавая четверку картин, рассказывающих о разных исторических периодах Франции, начиная с Карла Великого. Завершающим должно было стать полотно, посвященное Наполеону, но планам помешало его падение, и вместо этого на картине показали новое пришествие Бурбонов, мастерски расположив в облачной дымке Людовика XVI и его жену с сыном.

Французы, казалось, не могли принять окончательное решение, и в 1830 году во время очередного революционного переворота снова переиграли, обратив церковь обратно в Пантеон, которым он остается и по нынешний день.

Священная клятва короля

В 1744 году король Людовик XV вел свои войска к победе над австрийцами, он сам стал жертвой. Его свалил недуг, и высокая температура держалась несколько дней, предвещая скорую кончину монарха. Пребывая в полубредовом состоянии и чувствуя прикосновение смерти, король взывает к Святой Женевьеве – заступнице больных и защитнице от разных напастей, которая считается покровительницей Парижа и сегодня. Он просит сохранить ему жизнь взамен на прекрасный храм, который он обещает построить в ее честь.

Людовик выздоравливает, а вот его любовница – герцогиня Мари-Анн де Шатору, подхватившая от него вирусную инфекцию, умирает. Король в печали, и забывает о данной клятве, но поскольку его сердце было предназначено скорее для любви, чем для скорби, вскоре он находит новую фаворитку в лице маркизы де Помпадур и неожиданно вспоминает о намерении возвести грандиозное святилище.

Младшего брата любовницы – маркиза де Мариньи, он назначает инспектором по королевским владениям, и поручает найти опытного архитектора для проекта. Маркиз вспоминает о своем учителе Жак-Жермене Суффло, и в 1755 году тот приступает к работе над чертежами. Так, между роковой болезнью его величества с обетом святой деве и началом проекта пролегает 11 лет.

Основой прекрасному собору послужило аббатство св. Женевьевы, пользующееся у жителей столицы неизменным почтением. В нем хранились останки и рака покровительницы, к которой приходили на поклон верующие во время болезней и неурядиц в стране, а с 1229 года во времена эпидемий серебряный с позолотой гроб носили по городу.


Однако революционеры посчитали это пережитком, недостойным прогрессивного человека, а потому на Гревской площади, которая всегда считалась традиционным местом казни, сожгли ящики с мощами святых. Чудом можно считать то, что рака и фаланга руки Женевьевы уцелели, и теперь хранятся в церкви Сент-Эстьен-дю-Мон.

Несколько раз аббатство подвергалось нападению, грабежам и пожарам, но ему всегда удавалось возродиться из пепла, пока в XIII-XIV веках не было отстроено окончательно, украшенное образами и мрамором кардиналом Ларошфуко.

Задумки, реалии и трудности строительства

Как уже было сказано, Pantheon как-то сразу не пришелся по душе парижанам, привыкшим к пышности барокко с его преувеличенной роскошью и величием образов, блеском и стремлением приблизить иллюзию к реальности. Его элементы повсюду наблюдались в городской архитектуре, а собор Женевьевы выбивался из общего фона слиянием нескольких направлений.

Работая над планом здания, Суффло привнес в него греческую колоннаду, накрытую лаконичным куполом в строгом стиле, потолок которого должен был расписан в романской манере, а сам интерьер предполагалось сделать по типу готики.

Колонны появились не только снаружи, но и во внутреннем зале по принципу римских и греческих святилищ. Благодаря такой планировке собор стал выглядеть воздушным, легким и просторным.

По задумке он должен был повторять контуры греческого креста с длиной 104 м вместе с преддверием и с шириной между перекрытиями в 76 м. Венчал конструкцию высокий свод, удерживаемый 4-мя легкими колоннами, которые терялись среди остальных опор, складывающихся в свою очередь в самостоятельные 4 креста.

Католическая церковь посчитала себя оскорбленной, что нарушаются ее устоявшиеся традиции, и высшие представители религии написали Людовику XV письмо с решительным протестом против чертежей главного архитектора. Вняв аргументам «святых мужей», было решено удлинить два крыла, чтобы придать строению вид католической базилики.


Как ни старался Суффло, но в его расчеты где-то закралась ошибка, и когда велись заключительные работы внутри по укладке мраморного пола, рабочие обнаружили на нескольких колоннах трещины. Это был тревожный звоночек о том, что здание не простоит долго, и процесс разрушения уже начался.

Требовалось предпринять радикальные меры по укреплению колон и столбов, не нарушая общего убранства постройки. Задача оказалась непростая, но вполне выполнимая, а работал над ней Рондела в конце 1770-х годов, поскольку сам Суффло к этому моменту давно покинул суетный мир.

Первый камень Пантеона в 1764 году заложил Людовик XV, тем самым изменив архитектурный ансамбль и расположение храма, и прошло 25 лет до события, когда он был полностью завершен в 1789 году, но ни Жак-Жермена, ни самого венценосного сына Франции уже не было среди живых.


Другие трудности носили чисто финансовый характер. Короли всегда славились своим расточительством, связанным с пышными балами и подарками любовницам, а на остальное вечно не хватало денег. Поскольку план Суффло изобиловал дорогими материалами и деталями, воплотить задумку в жизнь без упрощений не представлялось возможным.

К тому же многочисленные королевские фаворитки, желая любимому скорее исполнить свою клятву, пытались ему помочь, делая от руки наброски украшательств, которые, по их мнению, идеально бы дополнили здание, и настаивали, чтобы архитектор учел их пожелания.

Хотя Жак-Жермен не воспринимал их требования всерьез, проект все равно оставался непосильным для государства, и пришлось чем-то жертвовать, в том числе и портиками с трех сторон собора, и теперь мы видим лишь фронтон с колоннами на главном фасаде.


Строительство заняло несколько десятилетий и поглотило 15-миллионный капитал. Сегодня Пантеон считается одним из наиболее величественных зданий и примером классической школы, хотя и включает сразу 4 стиля с явно проступающими чертами греческой античности. Он вдохновил мастеров других стран на собственные проекты, и его черты легко узнать в куполе вашингтонского Капитолия и Исаакиевском соборе Петербурга.

Жаль только, что не сохранились окна свода, предусмотренные Суффло. В XVIII веке революционеры посчитали, что они пропускают в усыпальницу слишком много света, и заложили их кирпичом. Теперь обитель мертвых внутри обрела более мрачную суровость, как ей и положено.

Захоронения в Пантеоне

Первым, кто удостоился чести быть похороненным в мавзолее, стал граф Оноре Мирабо – заслуживший славу непревзойденного оратора и ревностного революционера. Случилось это в 1791 году, но достойным подобной чести он был всего три года, после чего его останки с позором перенесли на кладбище для преступников, и даже не позаботились о надгробной плите.

«Услужил» ему в этом лучший друг – побратим в революции Жан-Поль Марат, предоставивший доказательства связи Мирабо с королем.

В этом же 1794 году сам Марат был убит и похоронен в Пантеоне, но и его бренные останки не задержались в привилегированной усыпальнице, и тоже были выдворены оттуда, причем тело просто выбросили в канаву. Самого же графа реабилитировали, и он стоит в очереди на повторное заселение в парижскую гробницу.

Позже, задуманный как склеп революционеров и ее последователей, Пантеон пересмотрел это правило и стал принимать всех, кто прославлял Францию, работаю на ее имидж и славу. Чтобы в дальнейшем не играться с вносом и выносом тела, парижане впредь решили более тщательно подходить к вопросу захоронения, хорошенько обдумывая кандидатуры.

Так, спустя 132 года после смерти Александра Дюма старшего, в 2002 году его вдруг решили осчастливить, перезахоронив в парижском мавзолее. Уж этого срока точно достаточно, чтобы убедиться в его гениальности, как писателя.

Тут нашли свой вечный покой политики, путешественники, актеры и философы, художники и писатели, президенты и ученые, кардиналы, маршалы, адмиралы, генералы и даже банкиры. Некоторые урны пусты, в некоторых лишь сердце или горстка земли, как знак уважения и памяти о них.

Среди поселенцев мавзолея много известных всему миру имен. Своим творением архитектор Жак-Жермену Суффло увековечил свое имя и тем самым обеспечил внутри него уютное местечко, которое занял в 1829 году.

Задолго до него в числе первых поселенцев тут появились гробницы Вольтера (1791 г.) и Руссо (1794 г.). Их деревянные гробы раскрасили и покрыли сусальным золотом, но внешний декор не способствовал сохранности древесины, и они быстро сгнили.

Эти двое словно и после смерти не могли прийти к согласию, и в знак протеста разместились по разным сторонам усыпальницы. Есть также момент, который многих ставит в тупик – почему французы решили похоронить Руссо в Пантеоне, ведь он был швейцарцем.

Стоит упомянуть, что в 1815 году тело Руссо выкрали религиозные фанатики, а затем бросили в яму с известью. О судьбе Вольтера тоже ходят слухи, якобы его и останки были похищены, но по официальным данным он все еще находится на своем месте.

Тут отдыхает великий французский романист, прозаик, поэт и драматург Виктор Гюго; писатель и политический деятель Эмиль Золя; создатель письма для слепых – Луи Брайль; физики муж и жена Кюри. Причем Мария Склодовская-Кюри в компании имеет всего одну женщину – Софию Бертло, которая находится тут со своим мужем Марселеном Бертло, оставившим след в области химии и политики. Можно было бы назвать еще одно женское имя – Женевьев Де Голль-Антоньоз, племянницу генерала де Голля, но в Pantheon привезли лишь горстку земли с ее могилы.

Врата в величественный храм упокоения открыты для уснувших вечным сном достойных лиц Франции и сегодня. В 2015 году помимо Женевьев сюда перенесли тела троих героев Сопротивления.

В стенах Пантеона нашли покой более 70-и человек, так или иначе внесших вклад в развитие Франции, и в благодарность им у входа высечена эпитафия, которую можно перевести, как: «Величайшим людям от благодарного отечества».

Пантеон, как достопримечательность

Вдохновлялся Суффло итальянской архитектурой, и Римский Пантеон Агриппы послужил прототипом для создания храма в Париже. Сегодня он знаменит всему миру, конкурируя по красоте с соборами Святого Павла в Лондоне и Святого Петра в Ватикане.


Он стоит в Латинском квартале – одном из престижных и дорогих районов, что соответствует пятому округу в центре столицы на левом берегу Сены. Тут находятся университет Сорбонна, Термы Клюни, Люксембургский сад и музей Средневековья. Благодаря стольким интересным историческим объектам сюда ежедневно приходит множество туристов.

Перед склепом полукругом раскинулась площадь с симметричными зданиями по бокам. Между ними вдаль уходит улица имени главного королевского зодчего – Суффло, а в конце нее красуется Эйфелева башня. Место выбрано не случайно, а с целью открыть лучший обзор на храм. Для этого в планах Жак-Жермена даже было изменение вершины холма.


Особенно великолепен мавзолей вечером, когда зажигается подсветка. Создается впечатление, что здание само излучает торжественный свет, направляя его прямо в небо. Фото Пантеона украшают многие издания мира, и чаще всего он снят именно в ореоле теплого света, разгоняющего сумерки.

Внешнее убранство

На центральном барельефе Родина по-матерински вручает своим детям венцы. Слева ее дар принимают граф и масон Мирабо, писатель и богослов Фенелон, адвокат Мальзерб, морской министр Монж, небезызвестный генерал Карно, публицист и политик Манюэль, а также химики Лаплас и Бертоле. За ними в очередь выстроились естествоиспытатель Кювье, живописец Давид, лекарь Биша и философ Руссо.


Справа венки раздаются воинам империи и республики, среди которых генерал Бонапарт, а не прославленный император; привалившийся к своему ружью престарелый гренадер и юный барабанщик из Акрополя.

Под портиком красуются скульптурные группы авторства Мендрона. Одна композиция посвящена Святой Женевьеве в момент, когда она взывает к Аттиле с мольбой помиловать Париж-Лютецию. Вторая изображает крещение царя Хлодвига.

Внутренний декор

Оказавшись внутри, невольно чувствуешь торжественность атмосферы и прохладу даже в летнюю жару. Это покои ее величества Смерти, и не стоит нарушать умиротворение тех, кто поселился в этой роскошной гробнице.

Но не рассчитывайте с порога увидеть лес могил. Их давно перенесли в крипту, а попасть туда можно по лестнице, которая находится за бывшим алтарем.


С 1874 года стены святилища украшают картины, иллюстрирующие историю Франции на разных этапах и барельефы с декоративными орнаментами. Тут можно насладиться фресками Пювиса де Шавана, посвященными благочестивым деяниям св. Женевьевы.


На одной из стен картина «К славе» изображает яростную атаку кирасир, которых ведет вперед под своим развивающимся знаменем сама смерть, а перед этим эпическим полотном стоит скульптура из гипса «Национальный Конвент» работы Сикарда.


Если посмотреть влево, не ускользнет от внимания статуя Жанны д’Арк, скачущей на коне, и кроме изваяния Орлеанской деве посвящены еще несколько панно и картин.

Смотровая площадка

Чтобы подняться на смотровую площадку под куполом, предстоит преодолеть 206 ступеней. Отсюда открывается потрясающий вид на Париж, ради которого сюда стоит прийти специально.


Предварительно надо узнать время работы площадки, которое зависит от погоды, но если ничего не мешает, с апреля по конец сентября доступ сюда открыт ежедневно с 10 до 18:30. С начала октября по конец марта время посещений сокращается на полчаса, и только на три праздничных дня Пантеон закрывают: в день католического Рождества, на Новый год и 1 мая. Когда до закрытия остается 45 минут, новых посетителей уже не пускают.

Панорама Пантеона в Париже

Еще одним ценным экспонатом мавзолея является маятник Леона Фуко, который впервые был установлен тут в 1851 г. с подачи Луи Бонапарта. Он демонстрировал траекторию суточного вращения нашей планеты, но некоторые видят в нем и другой смысл – символ переменчивой судьбы Пантеона при разных политических силах, которые превращали страну из монархии в республику, империю и коммуну.


Маятник весил 28 кг и был закреплен под куполом стальной проволокой, позволяющей ему свободно вращаться.

Внизу был насыпан и выровнен песок так, чтобы во время движения маятник оставлял след, по которому спустя 32 часа после начала эксперимента можно было увидеть весь его путь.

Оригинал давно разобрали, и на его месте стоит уменьшенная копия, а возле нее в камне застыла статуя, изображающая египетскую кошку.

Такое интересное соседство вызывает у туристов удивление, и каждый строит собственную версию о единении сдержанной вечности и неустанного человеческого стремления вперед.

Стоимость посещения

Чтобы осмотреть Пантеон в Париже, предстоит купить билет:

  • Взрослым он обойдется в 7,5 €.
  • Для коллективов из 20 человек с наставником пропуск будет стоить 6 €.
  • Достигшие 18-25 лет заплатят 4,5 €.
  • Молодые люди 18-25 лет – граждане Евросоюза и посетители младше 18 тел могут наслаждаться экскурсией бесплатно в период с января по март в первый воскресный день каждого нового месяца.
  • Бесплатно также для людей с ограниченными способностями в промежутке ноябрь-декабрь во время первых воскресений обозначенных месяцев.

Пантеон на карте

Адрес и как добраться

  • Адрес достопримечательности: Place du Pantheon, Paris 75005, 5-й округ.
  • Если хотите узнать больше информации, можно обратиться по телефону: +33 1 44 32 18 00.
  • Туда проложена линия метро до станции Cardinal Lemoine.
  • Ходят такие автобусы: 27,21, 82,38, 84, 89,85.
  • Поезд RER: Port-Royal
  • Пантеон официальный сайт: http://www.pantheonparis.com/

Пантеон в Париже (Видео)

Пантеон в Париже (Фото)

Фотогалерея Пантеон в Париже

1 of 23

Г., и здание было закончено учеником Суффло в г.

Ко времени завершения храма король был свергнут, и революционное правительство распорядилось о превращении церкви в мавзолей великих французов.

Церковь св. Женевьевы

Церковь св. Женевьевы всегда пользовалась большим уважением парижан: в ней хранились мощи святой и рака. Тут же были похоронены Хлодвиг , первый из королей, принявших христианскую веру, его жена и дочь . Раку св. Женевьевы украсили в г. и поставили под главный престол, затем опять переделали - из чистого серебра - и вызолотили . Под церквью оберегалось подземелье со сводами, где ещё во времена гонений на христиан собирались на молитву.

Аббатство и церковь св. Женевьевы несколько раз грабили и жгли норманны - в , и гг.; каждый раз восстанавливали, а полностью отстроили в XIII -XIV вв. Церковь была украшена кардиналом Ларошфуко мрамором и образами. Во времена заразных болезней и бедствий в городе раку святой торжественно обносили по городу, начиная с г.

Людовик XV

Первая империя

Захоронения

В Пантеоне захоронены (список в порядке даты захоронения):

Год захоронения
в Пантеоне
Имя Описание
1791 Оноре Габриель Рикети Мирабо Знаменитый оратор и деятель революции. Останки удалены из Пантеона 25 ноября 1794 года .
1791 Вольтер
Философ.
1792 Николя-Жозеф Борепер (фр.) русск. Офицер, герой революции. Останки утеряны .
1793 Луи Мишель Лепелетье де Сен-Фаржо Политик, подавший решающий голос за казнь короля, убит роялистом. Останки удалены, отданы родственникам 14 февраля в г.
1793 Огюст Анри Мари Пико Дампьер Генерал. Останки утеряны .
1794 Жан-Поль Марат Революционер. Останки удалены из Пантеона .
1794 Жан-Жак Руссо
Философ.
1806 Франсуа Дени Тронше Политик и юрист.
1806 Клод Луи Петье Политик, военный министр.
1807 Жан Этьен Мари Порталис
Политик и юрист.
1807 Луи-Пьер-Панталеон Ренье (фр.) русск. Драматический актёр.
1807 Шарль Луи Жозеф Шарль д’Альбер де Люинь (фр.) русск. Политик. Останки удалены из Пантеона
1807 Жан Батист Пьер Бевьер (фр.) русск. Политик.
1808 Франсуа-Бартелеми Бегюно (фр.) русск. Генерал.
1808 Пьер Жан Жорж Кабанис Философ-материалист.
1808 Габриель-Луи Коленкур (фр.) русск. Генерал.
1808 Жан-Фредерик Перрего Банкир.
1808 Антуан-Сезар Шуазель-Праслен (фр.) русск. Политик.
1808 Жан-Пьер Фирмен Малер Генерал. Урна с сердцем .
1809 Жан-Батист Папен (фр.) русск. Политик.
1809 Жозеф Мари Вьен Художник.
1809 Пьер Гарнье де Лабуассьер Генерал.
1809 Жан Пьер Сер (фр.) русск. Политик. Урна с сердцем .
1809 Джироламо Луиджи Франциско Дураццо (фр.) русск. Итальянский политик. Урна с сердцем .
1809 Жюстен-Бонавентюр Морар де Галл Адмирал. Урна с сердцем .
1809 Эммануэль Крете (фр.) русск. Политик.
1810 Джованни-Баттиста Капрара Кардинал.
1810 Луи Шарль Винсент Ле Блонд Сент-Илер Генерал.
1810 Жан-Батист Трельяр Генерал.
1810 Жан Ланн Маршал Франции .
1810 Шарль-Пьер де Флёрио де ла Туретт Кларе Адмирал.
1811 Луи Антуан де Бугенвиль
Путешественник.
1811 Чарльз Эрскин де Келли (фр.) русск. Кардинал.
1811 Александр Антуан Юро де Сенармон Генерал. Урна с сердцем .
1811 Винценти-Марери, Ипполито-Антонио (фр.) русск. Кардинал.
1811 Николя Мари Сонжи де Курбон Генерал.
1811 Мишель Орденер Генерал.
1812 Жан Мари Пьер Дорсенн Генерал.
1812 Ян Виллем де Винтер Маршал Голландии. Только тело. Сердце захоронено в Кампене (Нидерланды) .
1813 Гиацинт-Юг-Тимолеон Коссе-Бриссак (фр.) русск. Политик.
1813 Жан-Игнас-Жак Жакмино (фр.) русск. Политик.
1813 Жозеф Луи Лагранж Математик.
1813 Жан Руссо (фр.) русск. Политик.
1813 Жозеф де Вири (фр.) русск. Политик.
1814 Жан-Николя Демонье (фр.) русск. Политик и писатель.
1814 Жан Ренье Генерал.
1814 Клод Амбруаз Ренье (фр.) русск. Политик.
1815 Антуан Жан Мари Тевенар Адмирал.
1815 Клод Жюст Александр Легран Генерал.
1829 Жак-Жермен Суффло Архитектор Пантеона.
1885 Виктор Гюго Писатель.
1889 Лазар Карно Организатор революционной армии. Похоронен в годовщину столетия Великой французской революции.
1889 Теофиль Мало Корре де Латур д’Овернь Военный деятель. Похоронен в годовщину столетия Великой французской революции.
1889 Франсуа-Северен Марсо-Дегравье Генерал. Только прах. Похоронен в годовщину столетия Великой французской революции.
1894 Мари Франсуа Сади Карно Президент Франции. Похоронен сразу же после убийства.
1907 Марселен Бертло Физик и химик. Похоронен вместе с женой Софи Бертло.
1907 Софи Бертло Первая женщина, погребённая в Пантеоне. Похоронена вместе с мужем, которого пережила на несколько часов.
1908 Эмиль Золя Писатель.
1920 Леон Мишель Гамбетта Политик. Урна с сердцем
1924 Жан Жорес Политик левого толка. Похоронен спустя 10 лет после убийства.
1933 Поль Пенлеве Политик и математик.
1948 Поль Ланжевен Физик.
1948 Жан Батист Перрен Физик. Похоронен в тот же день, что и Поль Ланжевен.
1949 Виктор Шельшер Борец за отмену рабства. Согласно его воле, похоронен вместе со своим отцом.
1949 Феликс Эбуэ Чернокожий колониальный администратор, герой Сопротивления. Похоронен в тот же день, что и Виктор Шельшер.
1952 Луи Брайль Создатель шрифта Брайля . Похоронен перед годовщиной столетия со дня смерти.
1964 Жан Мулен Герой Сопротивления. Прах перенесен с кладбища Пер-Лашез 19 декабря 1964 года.
1987 Рене Кассен Лауреат Нобелевской премии Мира.
1988 Жан Монне Предприниматель и политик. Похоронен перед годовщиной столетия со дня рождения.
1989 Анри Грегуар Гуманист.
1989 Гаспар Монж Математик. Похоронен в годовщину празднования двухсотлетия Французской революции.
1989 Мари Жан Антуан Никола Кондорсе Философ. Похоронен в годовщину празднования двухсотлетия Французской революции. Гроб на самом деле пуст, так как останки утеряны.
1995 Пьер Кюри
Физик. Оба, Пьер и Мария Кюри были похоронены в апреле 1995 года.
1995 Мария Склодовская-Кюри
Физик. Вторая по счёту женщина, погребённая в Пантеоне.
1996 Андре Мальро Писатель, министр. Прах перезахоронен в Пантеон 23 ноября 1996 года спустя 20 лет после смерти
1998 Туссен-Лувертюр, Франсуа Доминик Борец за независимость Гаити.
1998 Луи Дельгрe (фр.) русск. Деятель с Гваделупы, борец против рабства. Символически. Захоронена земля с места гибели и установлена мемориальная плита.
2002 Александр Дюма (отец) Писатель. Перезахоронен в Пантеон спустя 132 года после смерти.
2011 Эме Сезер Мартиникский общественный деятель. Установлена мемориальная доска. Похоронен на Мартинике .
2015 Пьер Броссолетт Герой Сопротивления.
2015 Женевьев Де Голль-Антоньоз Племянница генерала де Голля, правозащитник. Частица земли с могилы.
2015 Жан Зе Герой Сопротивления.
2015 Жермен Тийон (фр.) русск. Герой Сопротивления.

См. также

Напишите отзыв о статье "Пантеон (Париж)"

Примечания

Ссылки

  • - официальный сайт Пантеона

Отрывок, характеризующий Пантеон (Париж)

Когда, после ночного объяснения с Пьером, княжна Марья вернулась в свою комнату, Наташа встретила ее на пороге.
– Он сказал? Да? Он сказал? – повторила она. И радостное и вместе жалкое, просящее прощения за свою радость, выражение остановилось на лице Наташи.
– Я хотела слушать у двери; но я знала, что ты скажешь мне.
Как ни понятен, как ни трогателен был для княжны Марьи тот взгляд, которым смотрела на нее Наташа; как ни жалко ей было видеть ее волнение; но слова Наташи в первую минуту оскорбили княжну Марью. Она вспомнила о брате, о его любви.
«Но что же делать! она не может иначе», – подумала княжна Марья; и с грустным и несколько строгим лицом передала она Наташе все, что сказал ей Пьер. Услыхав, что он собирается в Петербург, Наташа изумилась.
– В Петербург? – повторила она, как бы не понимая. Но, вглядевшись в грустное выражение лица княжны Марьи, она догадалась о причине ее грусти и вдруг заплакала. – Мари, – сказала она, – научи, что мне делать. Я боюсь быть дурной. Что ты скажешь, то я буду делать; научи меня…
– Ты любишь его?
– Да, – прошептала Наташа.
– О чем же ты плачешь? Я счастлива за тебя, – сказала княжна Марья, за эти слезы простив уже совершенно радость Наташи.
– Это будет не скоро, когда нибудь. Ты подумай, какое счастие, когда я буду его женой, а ты выйдешь за Nicolas.
– Наташа, я тебя просила не говорить об этом. Будем говорить о тебе.
Они помолчали.
– Только для чего же в Петербург! – вдруг сказала Наташа, и сама же поспешно ответила себе: – Нет, нет, это так надо… Да, Мари? Так надо…

Прошло семь лет после 12 го года. Взволнованное историческое море Европы улеглось в свои берега. Оно казалось затихшим; но таинственные силы, двигающие человечество (таинственные потому, что законы, определяющие их движение, неизвестны нам), продолжали свое действие.
Несмотря на то, что поверхность исторического моря казалась неподвижною, так же непрерывно, как движение времени, двигалось человечество. Слагались, разлагались различные группы людских сцеплений; подготовлялись причины образования и разложения государств, перемещений народов.
Историческое море, не как прежде, направлялось порывами от одного берега к другому: оно бурлило в глубине. Исторические лица, не как прежде, носились волнами от одного берега к другому; теперь они, казалось, кружились на одном месте. Исторические лица, прежде во главе войск отражавшие приказаниями войн, походов, сражений движение масс, теперь отражали бурлившее движение политическими и дипломатическими соображениями, законами, трактатами…
Эту деятельность исторических лиц историки называют реакцией.
Описывая деятельность этих исторических лиц, бывших, по их мнению, причиною того, что они называют реакцией, историки строго осуждают их. Все известные люди того времени, от Александра и Наполеона до m me Stael, Фотия, Шеллинга, Фихте, Шатобриана и проч., проходят перед их строгим судом и оправдываются или осуждаются, смотря по тому, содействовали ли они прогрессу или реакции.
В России, по их описанию, в этот период времени тоже происходила реакция, и главным виновником этой реакции был Александр I – тот самый Александр I, который, по их же описаниям, был главным виновником либеральных начинаний своего царствования и спасения России.
В настоящей русской литературе, от гимназиста до ученого историка, нет человека, который не бросил бы своего камушка в Александра I за неправильные поступки его в этот период царствования.
«Он должен был поступить так то и так то. В таком случае он поступил хорошо, в таком дурно. Он прекрасно вел себя в начале царствования и во время 12 го года; но он поступил дурно, дав конституцию Польше, сделав Священный Союз, дав власть Аракчееву, поощряя Голицына и мистицизм, потом поощряя Шишкова и Фотия. Он сделал дурно, занимаясь фронтовой частью армии; он поступил дурно, раскассировав Семеновский полк, и т. д.».
Надо бы исписать десять листов для того, чтобы перечислить все те упреки, которые делают ему историки на основании того знания блага человечества, которым они обладают.
Что значат эти упреки?
Те самые поступки, за которые историки одобряют Александра I, – как то: либеральные начинания царствования, борьба с Наполеоном, твердость, выказанная им в 12 м году, и поход 13 го года, не вытекают ли из одних и тех же источников – условий крови, воспитания, жизни, сделавших личность Александра тем, чем она была, – из которых вытекают и те поступки, за которые историки порицают его, как то: Священный Союз, восстановление Польши, реакция 20 х годов?
В чем же состоит сущность этих упреков?
В том, что такое историческое лицо, как Александр I, лицо, стоявшее на высшей возможной ступени человеческой власти, как бы в фокусе ослепляющего света всех сосредоточивающихся на нем исторических лучей; лицо, подлежавшее тем сильнейшим в мире влияниям интриг, обманов, лести, самообольщения, которые неразлучны с властью; лицо, чувствовавшее на себе, всякую минуту своей жизни, ответственность за все совершавшееся в Европе, и лицо не выдуманное, а живое, как и каждый человек, с своими личными привычками, страстями, стремлениями к добру, красоте, истине, – что это лицо, пятьдесят лет тому назад, не то что не было добродетельно (за это историки не упрекают), а не имело тех воззрений на благо человечества, которые имеет теперь профессор, смолоду занимающийся наукой, то есть читанном книжек, лекций и списыванием этих книжек и лекций в одну тетрадку.
Но если даже предположить, что Александр I пятьдесят лет тому назад ошибался в своем воззрении на то, что есть благо народов, невольно должно предположить, что и историк, судящий Александра, точно так же по прошествии некоторого времени окажется несправедливым, в своем воззрении на то, что есть благо человечества. Предположение это тем более естественно и необходимо, что, следя за развитием истории, мы видим, что с каждым годом, с каждым новым писателем изменяется воззрение на то, что есть благо человечества; так что то, что казалось благом, через десять лет представляется злом; и наоборот. Мало того, одновременно мы находим в истории совершенно противоположные взгляды на то, что было зло и что было благо: одни данную Польше конституцию и Священный Союз ставят в заслугу, другие в укор Александру.
Про деятельность Александра и Наполеона нельзя сказать, чтобы она была полезна или вредна, ибо мы не можем сказать, для чего она полезна и для чего вредна. Если деятельность эта кому нибудь не нравится, то она не нравится ему только вследствие несовпадения ее с ограниченным пониманием его о том, что есть благо. Представляется ли мне благом сохранение в 12 м году дома моего отца в Москве, или слава русских войск, или процветание Петербургского и других университетов, или свобода Польши, или могущество России, или равновесие Европы, или известного рода европейское просвещение – прогресс, я должен признать, что деятельность всякого исторического лица имела, кроме этих целей, ещь другие, более общие и недоступные мне цели.
Но положим, что так называемая наука имеет возможность примирить все противоречия и имеет для исторических лиц и событий неизменное мерило хорошего и дурного.
Положим, что Александр мог сделать все иначе. Положим, что он мог, по предписанию тех, которые обвиняют его, тех, которые профессируют знание конечной цели движения человечества, распорядиться по той программе народности, свободы, равенства и прогресса (другой, кажется, нет), которую бы ему дали теперешние обвинители. Положим, что эта программа была бы возможна и составлена и что Александр действовал бы по ней. Что же сталось бы тогда с деятельностью всех тех людей, которые противодействовали тогдашнему направлению правительства, – с деятельностью, которая, по мнению историков, хороша и полезна? Деятельности бы этой не было; жизни бы не было; ничего бы не было.
Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, – то уничтожится возможность жизни.

Если допустить, как то делают историки, что великие люди ведут человечество к достижению известных целей, состоящих или в величии России или Франции, или в равновесии Европы, или в разнесении идей революции, или в общем прогрессе, или в чем бы то ни было, то невозможно объяснить явлений истории без понятий о случае и о гении.
Если цель европейских войн начала нынешнего столетия состояла в величии России, то эта цель могла быть достигнута без всех предшествовавших войн и без нашествия. Если цель – величие Франции, то эта цель могла быть достигнута и без революции, и без империи. Если цель – распространение идей, то книгопечатание исполнило бы это гораздо лучше, чем солдаты. Если цель – прогресс цивилизации, то весьма легко предположить, что, кроме истребления людей и их богатств, есть другие более целесообразные пути для распространения цивилизации.
Почему же это случилось так, а не иначе?
Потому что это так случилось. «Случай сделал положение; гений воспользовался им», – говорит история.
Но что такое случай? Что такое гений?
Слова случай и гений не обозначают ничего действительно существующего и потому не могут быть определены. Слова эти только обозначают известную степень понимания явлений. Я не знаю, почему происходит такое то явление; думаю, что не могу знать; потому не хочу знать и говорю: случай. Я вижу силу, производящую несоразмерное с общечеловеческими свойствами действие; не понимаю, почему это происходит, и говорю: гений.
Для стада баранов тот баран, который каждый вечер отгоняется овчаром в особый денник к корму и становится вдвое толще других, должен казаться гением. И то обстоятельство, что каждый вечер именно этот самый баран попадает не в общую овчарню, а в особый денник к овсу, и что этот, именно этот самый баран, облитый жиром, убивается на мясо, должно представляться поразительным соединением гениальности с целым рядом необычайных случайностей.
Но баранам стоит только перестать думать, что все, что делается с ними, происходит только для достижения их бараньих целей; стоит допустить, что происходящие с ними события могут иметь и непонятные для них цели, – и они тотчас же увидят единство, последовательность в том, что происходит с откармливаемым бараном. Ежели они и не будут знать, для какой цели он откармливался, то, по крайней мере, они будут знать, что все случившееся с бараном случилось не нечаянно, и им уже не будет нужды в понятии ни о случае, ни о гении.
Только отрешившись от знаний близкой, понятной цели и признав, что конечная цель нам недоступна, мы увидим последовательность и целесообразность в жизни исторических лиц; нам откроется причина того несоразмерного с общечеловеческими свойствами действия, которое они производят, и не нужны будут нам слова случай и гений.
Стоит только признать, что цель волнений европейских народов нам неизвестна, а известны только факты, состоящие в убийствах, сначала во Франции, потом в Италии, в Африке, в Пруссии, в Австрии, в Испании, в России, и что движения с запада на восток и с востока на запад составляют сущность и цель этих событий, и нам не только не нужно будет видеть исключительность и гениальность в характерах Наполеона и Александра, но нельзя будет представить себе эти лица иначе, как такими же людьми, как и все остальные; и не только не нужно будет объяснять случайностию тех мелких событий, которые сделали этих людей тем, чем они были, но будет ясно, что все эти мелкие события были необходимы.
Отрешившись от знания конечной цели, мы ясно поймем, что точно так же, как ни к одному растению нельзя придумать других, более соответственных ему, цвета и семени, чем те, которые оно производит, точно так же невозможно придумать других двух людей, со всем их прошедшим, которое соответствовало бы до такой степени, до таких мельчайших подробностей тому назначению, которое им предлежало исполнить.

Основной, существенный смысл европейских событий начала нынешнего столетия есть воинственное движение масс европейских народов с запада на восток и потом с востока на запад. Первым зачинщиком этого движения было движение с запада на восток. Для того чтобы народы запада могли совершить то воинственное движение до Москвы, которое они совершили, необходимо было: 1) чтобы они сложились в воинственную группу такой величины, которая была бы в состоянии вынести столкновение с воинственной группой востока; 2) чтобы они отрешились от всех установившихся преданий и привычек и 3) чтобы, совершая свое воинственное движение, они имели во главе своей человека, который, и для себя и для них, мог бы оправдывать имеющие совершиться обманы, грабежи и убийства, которые сопутствовали этому движению.
И начиная с французской революции разрушается старая, недостаточно великая группа; уничтожаются старые привычки и предания; вырабатываются, шаг за шагом, группа новых размеров, новые привычки и предания, и приготовляется тот человек, который должен стоять во главе будущего движения и нести на себе всю ответственность имеющего совершиться.
Человек без убеждений, без привычек, без преданий, без имени, даже не француз, самыми, кажется, странными случайностями продвигается между всеми волнующими Францию партиями и, не приставая ни к одной из них, выносится на заметное место.
Невежество сотоварищей, слабость и ничтожество противников, искренность лжи и блестящая и самоуверенная ограниченность этого человека выдвигают его во главу армии. Блестящий состав солдат итальянской армии, нежелание драться противников, ребяческая дерзость и самоуверенность приобретают ему военную славу. Бесчисленное количество так называемых случайностей сопутствует ему везде. Немилость, в которую он впадает у правителей Франции, служит ему в пользу. Попытки его изменить предназначенный ему путь не удаются: его не принимают на службу в Россию, и не удается ему определение в Турцию. Во время войн в Италии он несколько раз находится на краю гибели и всякий раз спасается неожиданным образом. Русские войска, те самые, которые могут разрушить его славу, по разным дипломатическим соображениям, не вступают в Европу до тех пор, пока он там.
По возвращении из Италии он находит правительство в Париже в том процессе разложения, в котором люди, попадающие в это правительство, неизбежно стираются и уничтожаются. И сам собой для него является выход из этого опасного положения, состоящий в бессмысленной, беспричинной экспедиции в Африку. Опять те же так называемые случайности сопутствуют ему. Неприступная Мальта сдается без выстрела; самые неосторожные распоряжения увенчиваются успехом. Неприятельский флот, который не пропустит после ни одной лодки, пропускает целую армию. В Африке над безоружными почти жителями совершается целый ряд злодеяний. И люди, совершающие злодеяния эти, и в особенности их руководитель, уверяют себя, что это прекрасно, что это слава, что это похоже на Кесаря и Александра Македонского и что это хорошо.
Тот идеал славы и величия, состоящий в том, чтобы не только ничего не считать для себя дурным, но гордиться всяким своим преступлением, приписывая ему непонятное сверхъестественное значение, – этот идеал, долженствующий руководить этим человеком и связанными с ним людьми, на просторе вырабатывается в Африке. Все, что он ни делает, удается ему. Чума не пристает к нему. Жестокость убийства пленных не ставится ему в вину. Ребячески неосторожный, беспричинный и неблагородный отъезд его из Африки, от товарищей в беде, ставится ему в заслугу, и опять неприятельский флот два раза упускает его. В то время как он, уже совершенно одурманенный совершенными им счастливыми преступлениями, готовый для своей роли, без всякой цели приезжает в Париж, то разложение республиканского правительства, которое могло погубить его год тому назад, теперь дошло до крайней степени, и присутствие его, свежего от партий человека, теперь только может возвысить его.
Он не имеет никакого плана; он всего боится; но партии ухватываются за него и требуют его участия.
Он один, с своим выработанным в Италии и Египте идеалом славы и величия, с своим безумием самообожания, с своею дерзостью преступлений, с своею искренностью лжи, – он один может оправдать то, что имеет совершиться.

Пантеон в Париже

«Великим людям благодарная отчизна» — такая надпись сделана над входом в Пантеон, являющийся одной из самых значимых достопримечательностей не только Парижа, а и всей Франции.

Этот исторический памятник и прекрасный архитектурный образец в прежние времена был церковью св. Женевьевы. Сегодня он является усыпальницей выдающихся людей страны. Здесь покоятся Вольтер и Руссо, Виктор Гюго и Эмиль Золя, Дюма-отец и супруги Кюри. Известный всему миру мавзолей расположен в Латинском квартале Парижа и является одним из наиболее посещаемых мест французской столицы.

Краткая история

Фундамент здания был заложен в 1758 году. Будущий всемирно известный памятник создавался архитектором Ж. Суффло по примеру римского Пантеона.

Архитектор Жан-Жак Суффло

Начато его строительство было в связи с обетом Людовика XV, который, молясь о выздоровлении от внезапной тяжелой болезни, поклялся воздвигнуть в честь святой Женевьевы храм, преследуя этим следующие цели:

Отблагодарить покровительницу Парижа за исцеление
подчеркнуть особую важность пошатнувшегося союза церкви и государства.

Король выздоровел и на какое-то время забыл о принесенной клятве. Поэтому разработка проекта была начата только спустя 11 лет после его болезни.
Строительство было долгим и закончилось только в 1789 году, когда Людовика уже не было в живых. Внешний вид церкви вызвал немалое возмущение жителей столицы. Необычные архитектурные формы противоречили принятым в Париже и будущая известная во всем мире достопримечательность совсем не получила признания в те времена. Вскоре новое революционное правительство приняло решение о превращении ее в мавзолей для наиболее великих французов. Первыми, кто был захоронен здесь, были знаменитые деятели революции Мирабо, Вольтер, Руссо.
Во времена правления Наполеона Пантеон снова переименовали в церковь св. Женевьевы и вернули религии. По велению знаменитого императора здесь хоронили только самых выдающихся деятелей империи. Но по окончании его правления церковь вновь была превращена в Пантеон.

На протяжении 100 лет подобные превращение церкви в мавзолей и обратно происходили несколько раз. При этом спиливались и восстанавливались обратно кресты, сбивались барельефы. Французы не могли определиться с предназначением своего архитектурного шедевра. Решающим шагом в превращении собора св. Женевьевы в мавзолей стало захоронение здесь Виктора Гюго в 1885 году.

Писатель Виктор Гюго

Уникальные возможности Пантеона были использованы учеными совершенно неожиданным образом. В 1851 году талантливый физик Леон Фуко установил под самым куполом на 67-метровой высоте маятник, который доказывал наглядно, что планета действительно вращается. Публичная демонстрация эксперимента была проведена в этом же году по инициативе будущего Наполеона III.

Установка в Пантеоне маятника Фуко

Сейчас здесь установлена миниатюрная точная копия маятника.

Копия маятника Фуко

Особенности архитектуры

Архитектор Жак Жармен Суффло был приверженцем классицизма. Но в этом своем проекте он объединил четыре стиля сразу, используя при этом все наилучшие достижения архитектуры, накопленные к тому периоду.

План здания напоминал собой форму греческого креста, и по этому поводу католическая церковь даже направила Людовику XV письмо с протестом против строительства церкви на основе такого проекта. По этой причине архитектор удлинил оба боковых крыла, и здание приобрело вид греческой базилики.

Диаметр Пантеона составляет более 20 м, а высота купола достигает 120 м. Его поддерживают отдельно расположенные огромные колонны, которые со временем перестали выдерживать такую ношу, и их пришлось подпирать.

Выход из здания ведет на площадь полукруглой формы, ограниченную с противоположных сторон симметричными зданиями, между которыми проходит улица Суффло с Эйфелевой башней в конце. Такой удачный вид не случаен, он возник также стараниями Суффло. В те времена уделялось большое внимание гармоничности, с какой здание вписывается в городской пейзаж, поэтому, чтобы издалека открыть вид на будущий храм, архитектор даже хотел полностью перестроить вершину холма.

Таким образом, к основным архитектурным особенностям здания можно отнести:

Сочетание нескольких стилей
грандиозные размеры
четкие формы
эффектную территорию вокруг церкви.

Не только король Людовик не дождался окончания строительства храма. Великий архитектор скончался через шесть лет вслед за ним и также не успел довести до конца свое творение, поэтому достроено оно было его учениками и помощниками.

После революции, когда возникло решение о передаче церкви под усыпальницу, боковые окна в ней были заложены, а роскошные украшения большей частью убраны. В результате замысел архитектора был искажен. Светлое и легкое помещение, запланированное Ж. Ж. Суффло, стало более строгим и суровым, что, тем не менее, соответствовало его новому назначению.

В настоящее время трудно понять революционность архитектурных идей, предложенных Суффло. За 230 лет существования здание стало классикой, на которой учились многие поколения зодчих. Но, прежде всего, он стал памятником эпохи поиска разумных стилевых решений и обратившейся при этом к греческой античности.

Несмотря на многообразие соединенных в нем стилей Пантеон в Париже признается современными архитекторами как великолепное здание, выстроенное в классическом стиле.

Купол, сочиненный и разработанный Суффло можно увидеть на Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге и на знаменитом Капитолии в столице США.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

Здание Капитолия в Вашингтоне, США

Общее впечатление от здания на всех, кто его видел, производит неизгладимое впечатление. Оно обладает некоей иррациональной отстраненностью от повседневной суеты и, глядя на него, можно с уверенностью сказать одно, Суффло сумел достичь невозможного и достиг готической легкости в классической оболочке.

Фото Пантеона в Париже

Особенно впечатляющее зрелище представляет Пантеон в сумерки, чему способствует использующаяся уникальная подсветка. Здание как-будто освещается откуда-то из-под земли, а уходит этот свет далеко в небо. Наверное, поэтому фотоснимки Пантеона в вечернее время стремятся получить многие профессиональные фотографы мира.

Фото Пантеона в вечернее время

Поначалу многие полагали, что здание выглядит чересчур строгим и совершенно не соответствует роскошной архитектуре Парижа, в котором тогда царствовал барокко. Чрезмерно величественный и грандиозный купол, по мнению многих современников, не подходил к греческому портику. Как и многие шедевры, Пантеон не сразу был оценен по достоинству.

Величественный Пантеон в Париже

Архитектура Пантеона

Многочисленные экскурсии, которыми кишит подножие великой усыпальницы сейчас, говорят о том, что его уникальная архитектура оценена по достоинству и привлекает путешественников со всего мира. Помимо этого, здесь можно многое узнать об интереснейшей истории Франции, о ее выдающихся гражданах. Со смотровой галереи, расположенной в куполе, к которой ведет лестница из двухсот ступеней, можно созерцать самые удивительные панорамы Парижа.

Парижский Пантеон называют еще и памятником тем интригам, амбициям и страстям, которые кипели при французском королевском дворе короля-солнце, а чуть позднее и на баррикадах.

Официальный сайт Пантеона в Париже

Информацию об этом историческом памятнике можно почерпнуть на его официальном сайте: pantheon.monuments-nationaux.fr/fr/

На нем подробно представлены:

Контактные данные Пантеона
адрес и проезд
сведения о периодах реставрации
часы работы и их изменение в связи с погодой
условия посещения туристов с ограниченными возможностями и прессы
подробная информация о ценах.

Так, например, по последнему пункту (цены ) здесь подробно изложены следующие сведения:

Полная стоимость посещения € 7.50
скидкой до € 4.50 пользуется молодежь от 18 до 25 лет, не входящая в Евросоюз
для коллективных посещений скидка до € 6 (для групп из 20 человек во главе с руководителем)
бесплатно для посетителей до 18 лет, для лиц от 18 до 25 лет, являющихся гражданами Евросоюза в первое воскресенье месяца с января по март, а также для лиц с ограниченными возможностями в первое воскресенье месяца в период ноябрь-декабрь.

Часы работы Пантеона в Париже

На сайте Пантеона подробно изложены также часы его работы, которые могут меняться в зависимости от погодных условий. Поэтому здесь можно всегда уточнить их более детально. При обычных условиях памятник работает следующим образом:

всегда закрыт 1 мая, 1 января и 25 декабря;
в период с 1 апреля по 30 сентября работает во все дни недели с 10.00 до 18.30;
в период с 1 октября по 31 марта – с 10.00 до 18.00.

За 45 минут до закрытия памятника вход посетителей прекращается.

Адрес Пантеона в Париже

Адрес: Place du Panthеon, 5-й округ. Телефон 01 44 32 18 00.
Проезд до станции метро Cardinal-Lemoin. Автобусы линии 27,21, 82,38, 84, 89,85.

Таким образом, несмотря на сложную судьбу и искажение первоначального замысла Пантеон по-прежнему производит впечатление величественности и грандиозности. Он продолжает выполнять функцию, которую на него издавна возложили французские революционеры – служить мавзолеем для великих французов. А избежать ошибок при решении, достоин ли данный претендент быть захороненным в Пантеоне, помогает длительная пауза между его смертью и захоронением здесь. Так, только недавно, через 132 года после кончины был наконец-то похоронен в Пантеоне Александр Дюма. Говорят, следующим кандидатом в очереди на погребение тут является Наполеон Бонапарт.

Вы можете наглядно оценить все красоты знаменитого Пантеона в Париже, посмотрев это видео


Понравилась статья? , чтобы всегда быть в курсе событий.

Новое на сайте

>

Самое популярное