Домой Магия Молитва от уныния и отчаяния и страха. Молитвы от депрессии, тоски и уныния. Православные иконы и молитвы

Молитва от уныния и отчаяния и страха. Молитвы от депрессии, тоски и уныния. Православные иконы и молитвы

Плохое настроение и апатия ко всему – не самое лучшее состояние. Когда нагнетает тоска и уныние, то перекрыт путь радости. Чем чаще люди находятся в плохом настроении и полной депрессии, тем больше начинают болеть. Но самое страшно то, что все это может сильно затянуться, а выбраться будет уже слишком поздно. Вот почему многие люди обращаются к Господу Богу, чтобы прочитать молитву от тоски, зарождая надежду на что-то светлое, радостное и незабываемое.


Кому читать молитву от уныния и отчаяния?

Есть ряд священных текстов, которые произносятся определенным святым, чтобы навсегда избавиться от тяжелого состояния грусти. Для начала важно выбрать молитву, которая сможет помочь. Это делается следующим образом: при чтении текста верующим должен ощутить прилив сил и энергии. Если все так, то молитва подходит, чтобы избавиться от апатии и тоски. А это Святые, кому стоит помолиться:

  • Николай Чудотворец;
  • Иоанн Кронштадский;
  • Великомученица Варвара;
  • Преподобный Ефрем;
  • Святой Тихон;
  • Мученик Трифон;
  • Божья мать.


Как правильно читать молитву от уныния и депрессии?

Тоскливое состояние не позволяет человеку чувствовать вкус жизни, постоянно погружает его в стресс и депрессию, омрачая каждый день. Даже в Библии говорится о том, что уныние – один из семи грехов, который «выжигает» сердце и разрушает его. Вот почему так необходимы молитвы к святым, чтобы это ужасное ноющее состояние пропало и никогда не возвращалось. Читать священный текст можно не только в церкви, но и дома. Здесь важно иметь в уголке иконку того святого, кому хочется помолиться.

  1. Обязательно читайте молитву искренне, веря в то, что все непременно наладится и станет лучше.
  2. Не торопитесь в читке текста, лучше произносить все в умеренном темпе, правильно понимая каждое слово.
  3. Молитву можно произносить как вслух, так и про себя. Главное, чтобы не мешал посторонний шум.
  4. Кстати, читать текст можно не только, если одолевает обычная грусть, и нет радости в сердце, можно прибегнуть к ней, если хочется произнести молитву от тоски по любимому человеку.
  5. Читка осуществляется, если есть ощущение или предчувствие чего-то плохого и неприятного. Чтобы это предотвратить, лучше всего обратиться к святым.

Подготовка к чтению текста

Верующим должен быть один в укромном месте, чтобы никто не отвлекал и не мешал. Обязательно зажгите свечку и обратитесь лицом к иконке. Для начала необходимо перекреститься и прочитать «Отче Наш», мысленно представляя образ Всевышнего и не думая о плохом. Затем, важно поблагодарить Господа Бога за все то, что у вас есть, за его защиту и поддержку, за то, что у вас есть жизнь. После этого, как правило, просится прощение за все совершенные грехи вольные и невольные - их немало у каждого человека. После того, как все будет сделано, важно приступить к молитве о прощении, чтобы грусть раз и навсегда ушла из сердца. Каждый должен четко осознавать то, что читает, вникая в каждое слово.

Молитва от уныния святому Тихону

«Отче наш Тихон! Божья благодать дарована тебе за ангельскую жизнь на земле, помоги же ты нашему спасению. Освободи нас от тоски, пусть снизойдет твоя милость на грешные души наши. Спаси от окаменелости сердца наши, сокруши согрешения наши. Даруй нам мир и тишину, здравие и спасение, светлую жизнь, избавь от вечных мук. Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа во веки веков. Аминь».

Молитва от тоски по любимому человеку

«Пресвятая Богородица, заступница немощных, утешительница вдов, всегда готовая к помощи, спаси! Тебе, Всевышняя, дана благодать, услышь нас и утешь скорбь нашу. Избавь нас от всех бед и скорбей, подай мир и утешение, наполни сердце радостью. Яви милость свою, излечи печаль в сердце нашем. Прибегаем к твоему заступлению, очисти души наши от скорби и болезни, защити нас от всякой клеветы людской. Под твоим покровом, честь тебе и слава ныне и во веке веков. Аминь».

Никогда не упускайте возможности помолиться, чтобы плохого настроения никогда не было. Грусть не должна «съедать» человека изнутри, иначе он просто не будет жить, а станет лишь существовать. Это самое ужасное, что может быть на свете: когда мы делаем вид, что живем – превращаемся в черствых и бесчувственных, жестоких и неинтересных людей. Можно найти и другие молитвы к святым, не обязательно должна быть именно та, что дана выше. Не позволяйте этому состоянию касаться вас и всегда молитесь Богу, который непременно поможет и вытащит из такой ситуации.

Молитва от уныния, тоски и отчаяния - самая сильная was last modified: Июль 7th, 2017 by Bogolub

Отличная статья 0

Представители православия всегда считали, что депрессия является одним из смертных грехов человека. Они называют его унынием и веками накапливали способы избавления. Поэтому в традиции существует множество икон и молитв, которые направлены против уныния, печали и отчаянья. Несмотря на то, что грех это смертный - это не значит, что он не может быть прощён. Наоборот, если больной сам считает, что совершил что-то ужасное, с ним всё плохо и никогда прощения не будет, то он играет в пользу бесов, которые и внушают такие мысли.

Депрессию поможет победить молитва

Только для верующих

Прощение наступает, а значит — молитва от депрессии даёт положительный эффект в том случае, если читающий верует в Бога Отца и Иисуса Христа, крещён, причащался в церкви, исповедовался и читает её душой . Тогда молитва обретает силу. Если же читать её без этого, то ничего страшного не случится. Просто вообще ничего не случится. Когда же молитва стала умной, то она преображает верующего. Не менее специальных молитв силу имеет и Иисусова молитва. Чем она проще, чем легче её запомнить и произносить - тем больше благодати молитва создаст.

Каким же образом православие объясняет депрессию? Считается, что человек страдает ею из-за самолюбия, которое возникает тогда, когда он забывает о боге. Оно приводит к возникновению страстей и создание замутняется.

Когда же начинается молитва от уныния и депрессии, то человек поворачивает ум в сторону к Богу и таким образом становится ближе к благодати. Конечное исцеление только от Бога и зависит.

Не так, как в официальной медицине

Это является полной противоположностью подхода официальной психологии. Даже если забыть про то, кто совершает исцеление с точки зрения православных, то иными являются сами причины. В современной патопсихологии выделяют несколько разновидностей и степеней тяжести. Врачам прекрасно известно о существовании депрессии, которая идёт изнутри сознания и не имеет никаких видимых или понимаемых причин. Однако лечение по большей части симптоматическое.

Одними только медикаментами с депрессией не справиться

Антидепресанты воздействуют на мозг и нервную систему таким образом, что появляется бодрость и оптимизм, возникают положительные оценки. Только крайне редко состояние без печали и горести длится очень уж долго. Заболевание относится к числу излечимых, но часто медикаменты приходится использовать вновь. Это самое распространённое психическое расстройство. Не совсем понятно, как это сочетается с утверждениями о том, что вылечиться не сложно.

Буддизм и индуизм против депрессии

Не меньшее внимание уделяет теме и буддизм. В общем-то взгляд на проблему сходен. Депрессия рассматривается в качестве крайней формы проявления неведения . Буддисты считают, что основную проблему создаёт двойственность. Человек стремится всё разделить на «хорошее» и «плохое». Хорошее он хочет присвоить себе, а плохое, или видимое таковым, оттолкнуть. Но это невозможно, поскольку такое деление существует только в уме человека.

Сказать о том, какая мантра от депрессии рекомендуется ламами невозможно. Все хороши, поскольку их чтение приводит ум в покой, очищает сознание. Можно использовать мантру Будды Медицины или Алмазного ума, Ом Мани Педме Хунг, которая является именем Ченрезига. Как и в христианство так и Дхарма не рекомендует делать это просто так, без посвящения и не имея представления о самом Буддизме.

Хорошую службу могут сослужить и мантры индуистов, к примеру, Гаятри или мантра для дыхания «Со-Хам».

Мантры индуистов могут помочь победить отчаяние

Следует отметить, что современная психиатрия не считает такой путь порочным только по той причине, что он не научный, а вернее - не списывается в жёсткие границы медицины. Если врачи что-то такое рекомендуют, что совершенно частным образом.

К тому же теперь в России запрещена пропаганда религии. Не исключено, что попытки создания синтеза науки и религии, который отвечал бы на вопрос о том, как избавиться от уныния и депрессии, смогут назвать нарушением закона.

Когда-то официальная психология сама вышла из основ эзотерики, магии, мистики и философии, религии. Но теперь эта связь возможна только на уровне бесед и рекомендаций. Некоторые психологи пытаются разработать что-то своё. Может быть предложена медитация от стресса и депрессии или что-то подобное. Некоторые осмеливаются замахиваться на йогу, но заявить о том, что исцеление зависит от Бога и нужно творить умную молитву в сердце никто не сможет.

Кому молятся православные

Вернёмся к православию. Кому же читается молитва от уныния и депрессии?

  1. Наиболее сильной считается молитва Божьей Матери, которая называется «Нечаянная радость». Иконография образа связана с рассказом про грешника, который каждый день молился Божьей радости, а потом шёл совершать злые дела. Однажды Матерь предстала перед с Богомладенцем на руках и стала укорять. Грешник раскаялся, но Христос дважды не простил. Он поставит условия - расцеловать язвы на руках и ногах, которые символизировали раны, полученные на кресте. Грешник был прощён и стал правильным человеком.
  2. Святой мученик Трифон. Обращение к нему помогает не только излечить неврозы, психозы, но и многие другие болезни. Он жил примерно в 240-250 годах и ещё ребёнком своими молитвами спасал целые селения от бед и эпидемий.
  3. Преподобный Ефрем Сирин - один из учителей церкви IV века, богослов и поэт.
  4. Николай Угодник.
  5. Варвара Великомученица.
  6. Праведник Иоанн Кронштадтский.

Позиция православия по вопросу того, как победить депрессию, уныние и тоску крайне неутешительная для материалистов и атеистов. Верующие люди считают, что она возникает в качестве одного из способов отказаться от лжи и прийти к истине . А это значит, что никакие методы медикаментозного лечения, а так же всё то, что не имеет к вере никакого отношения помочь не сможет. Суетные удовольствия не в состоянии дать удовольствие от единения с Богом, но лишь увеличивают количество внутренней пустоты. Поэтому лечение медицинскими методами даже усиливает пытку духа. Человек впадает в уныние, его признаки снимают, образ жизни же остаётся прежним, а потом всё повторяется.

При этом православие не утверждает, что антидепрессанты - это зло. В то время, когда они действуют можно попробовать осмыслить своё состояние и начать движение к Богу.

Магия и эзотерика

Как это ни странно, но почти так же оценивается депрессия и эзотерикой. С той только разницей, что существуют две точки зрения и между ними нет никакого противоречия. Магия и мистика видит в отклонении проблему, потому что оно может спровоцировать более серьёзные заболевания. Это фобии, психозы и даже параноидальная шизофрения. С другой стороны внутренняя скорбь отвлекает от внешнего мира, заставляет более внимательно относится к своей психике. Кроме того, болезнь является свидетельством кризиса, а это значит, что человек растёт, потому что всё то, что развивается рано или поздно попадает в ситуацию кризиса.

Опасайтесь энергетических вампиров!

В качестве одной из возможных причин выделяется атака со стороны астральных «хулиганов» . Это всякие сущности, которые питаются энергией людей - вампиры тонкого плана. Само по себе это даёт повод попробовать не только прочитать заговор от депрессии, но и поставить энергетическую защиту, что может быть первым магическим опытом. Христиане когда-то давно сочли такой подход греховным. Они молятся Богу, который защищает лучше всех, святым, ангелам. Хотя осенение Крестным знаменем тоже можно считать попыткой построения защиты. А религия невроз иногда соотносит с проявлением бесовских сил. В общем-то это те же самые астральные персонажи магов.

Оригинальный подход шаманов яки

Интересно подходят к вопросу о том, как победить депрессию и уныние маги, которых описал в своих книгах Карлос Кастанеда. В одной из них он описывает свою жизнь в качестве самого явного депрессивного состояния. Он расстался с любимой, пересмотрел все фильмы, перечитал все книги и просто не находил, куда ему себя деть. Так происходило из-за того, что у него была утрачена связь с Духом - огромной силой этого мира. Однако Дух делает так, что Кастанеда встречает старого мексиканского индейца Дона Хуана Матуса. Тот начинает делать сознание Кастанеды более пластичным. Сначала для этого используются некоторые природные растительные наркотические препараты, а потом начинается изучение сталкинга, сновидения, освоение шаманских практик. Ни одна молитва от депрессии и отчаяния не читалась, но всего на несколько лет автор становится другим человеком. Он пишет книги о своём обучении, осваивает удивительные приёмы неделания и делания, познаёт объяснения магов в теории и на практике. В результате жизнь превращается в «сказку», полную опасности и приключений.

Дон Хуан говорит Кастанеде о том, что жить нужно так, чтобы никогда не знать из-за какого куста выскочит кролик.

Дон Хуан поведал Кастанеде, как бороться с депрессией

Немного практических правил

Все методы Кастанеды использовать не обязательно, но один свод правил и практик нужно использовать. Это сталкинг , который представляет собой выслеживание самого себя. Вот его основные 7 правил, принципов . Каждый, кто сможет так жить на собственном опыте узнает, как победить депрессию и уныние

  1. Нужно самому выбирать место битвы. Если возникает дискомфорт от психических проблем, то нужно понять, где вы сейчас окажитесь. В кресле и будете с печальным видом смотреть телевизор? Это место выбрала для вас болезнь. Будет плохо, но попробуйте сделать так, чтобы это произошло в парке или в роще. Так, где хочется вам лично.
  2. Следует отбросить всё лишнее. Тоска, значит тоска, паника - тогда паника. Не нужно этого усложнять.
  3. Вы должны быть готовыми вступить в схватку за своё здоровье прямо сейчас. Но вы не обязаны и можете уйти от битвы. Всё зависит от вас.
  4. Необходимо научиться расслабляться и абстрагироваться от себя самого. Это даёт бесстрашие.
  5. Встречаясь с проявлением болезни нужно расслабиться и заниматься чем-то ещё. При этом нужно позволить мыслям бродить бесцельно и не решать никаких проблем.
  6. Великим даром обладают те, кто умеет сжимать время. Это означает, что нужно осознавать себя и всё вокруг каждую секунду своего существования.
  7. Никогда не нужно выдвигать себя на первое место. Вместо этого следует занять позицию где-то за сценой и смотреть на то, как разворачиваются события.

В этом контексте можно создать собственную особую методику. Такая медитация при депрессии должна быть смешной, нелепой, неожиданной и поэтому действенной. В системе сталкинга - это называется «контролируемой глупостью». Суть в том, что мы всегда преисполнены важности и ждём, что появится какая-то молитва от депрессии - мощная, красивая, наполняющая всё смыслом. Работает такой подход далеко не всегда. Иногда он приносит даже противоположный эффект. Депрессия внутри сознания, а искусственный поиск силы может её и усилить. Попробуйте играть с этим. К примеру, описывайте свои переживания и тут же делайте из них бумажные самолётики и отправляйте в окна. Нарисуйте депрессию в виде чего-то красивого и приятного. Чтобы она сама удивилась…

Придумайте бодрый ритуал созерцания болезни в виде цапли, которая стоит на одной ноге и поёт смешные куплеты. Никакого смысла во всём этом нет. А вы его и не ждали, потому что обычные люди работают только тогда, когда это даёт им пользу, а вы можете в любом случае.

Созерцайте болезнь, как цапля на одной ноге

Неожиданные решения

Чтобы не подумали господа психологи, но на 100% они не знают, как побороть уныние и депрессию, поэтому не будем надеяться только на стандартный для медицины подход или на заговор от депрессии, читать который нужно три раза в день, и всё пройдёт. Абсолютной уверенности нет, поэтому можно расслабиться. Если не вылечим, то хоть проведём время с удовольствием.

Называемые в этой статье методы и принципы не являются универсальными. Развитие человека идёт сложным путём. Кто-то просто ещё не готов к восприятие христианских истин. Не нужно слепо кидаться окружать себя богословской литературой. Молитва от невроза, которая хорошо помогла бы человеку с одним характером будет неуместной в устах другого. Но ему же окажут помощь руны от депрессии.

Попробуем выделить основную сложность этой темы. Кажется, что Бог - это Отец наш небесный, который любит и спасает. Это так, в этом убеждены все верующие, но только не так просто бывает иногда произнести «На Тебя возлагаю мои надежды. Сам же я беспомощен и ничтожен. Помоги мне, Боже, и избавь меня от страха ». Мы думаем, что получится у нас, а тут вот какой оборот - нужно вслух признать свою ничтожность. Тем не менее - это и есть наиболее сильная молитва от панических атак.

Обращаясь к магии при лечении паники, можно себе навредить

Не меньше разочарований скрывает и магия, которая даже ценит панические атаки. Эзотерика любой школы - это полный разгром стереотипов. Мастер скажет о том, что нужно концентрироваться на теле и осознавать его. Человек же, которого напасть коснулась как раз этого и стремится избежать, поскольку тело отправляет слишком много тревожных сигналов. Понятие «войти в свой страх» вдруг оказывается не какой-то медитацией при которой он вырезается и выкидывается, а пристальным наблюдением за всем, что происходит с телом и сознанием. Однако есть и хорошая новость. Палитра возможностей так богата, что что-то выбрать сможет каждый.

Тоска уже давно приравнивается к болезни. А уныние вообще рассматривается, как тяжкий грех. Помочь вернуть радость жизни вам помогут короткие молитвы.

Тоскливое состояние лишает человека радости, омрачает существование. Пропадает вкус к жизни, новый день не приносит ничего, кроме грусти. И выбраться из этого состояния самостоятельно довольно трудно. Давно известно, что уныние — это один из смертных грехов , разрушающих сердце. Избавится от депрессии вам помогут отобранные нами молитвы.

Молитвы можно читать дома , не обязательно для этого ездить в церковь. Это не займет у вас много времени: достаточно иметь при себе икону и уделить на чтение молельни пять минут в день. Произносить ее можно как вслух, так и про себя, не отвлекаясь на посторонний шум. Читать надо искренне, ведь вы обращаетесь к Высшим силам.

Молитва от тоски и уныния

Унывающий человек подавлен и безрадостен. Весь мир погружается в черную пучину и тянет за собой. Расстраивает буквально все: плохая погода, мелкие невзгоды, недобрый взгляд. Место радости занимает печаль. Если самостоятельно вырваться не хватает сил, а помощь близких людей уже не действует, стоит обратиться к Высшим силам, и они протянут руку. Но важно знать, с помощью каких конкретно слов можно обратится к ним за поддержкой.

Каждому нуждающемуся и просящему будет дарована опора в виде сильнейшей молитвы . Читая молитву, человек должен ощутить благотворное влияние, а в скором времени и облегчение состояния, если провести курс очищения.

Молитва от депрессии, тоски и уныния является проникновенным обращением к защитнику. Обычно с молитвой обращаются к чудотворцу Святому Тихону с такими словами:

«Отче наш Тихон! Божья благодать дарована тебе за ангельскую жизнь на земле, помоги же ты нашему спасению. Освободи нас от тоски, пусть снизойдет твоя милость на грешные души наши. Спаси от окаменелости сердца наши, сокруши согрешения наши. Даруй нам мир и тишину, здравие и спасение, светлую жизнь, избавь от вечных мук. Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа во веки веков. Аминь».

Молитва от тоски по любимому человеку

Часто любовь приносит не только приятные чувства, но и страдания и боль. Такая тоска отбирает внутренние силы, лишает уверенности, может стать толчком для смертного греха. Человек опускается вниз, забывая о Боге, его пленяют демоны.

На помощь безнадежной любви и разбитому сердцу можно призвать небесных помощников, которые залечат раны и вернут к нормальной жизни. Православная церковь советует человеку, который терзается разбитым сердцем, молиться о спасении души и просить Господа остудить эти чувства. Достаточного одного раза в день читать молитву, посвященную иконе Богородицы «Всех скорбящих радость» . Мощь этой иконы врачует душу от недугов, утешает, дарует силы. Обычно икону просят о помощи следующими словами:

«Пресвятая Богородица, заступница немощных, утешительница вдов, всегда готовая к помощи, спаси! Тебе, Всевышняя, дана благодать, услышь нас и утешь скорбь нашу. Избавь нас от всех бед и скорбей, подай мир и утешение, наполни сердце радостью. Яви милость свою, излечи печаль в сердце нашем. Прибегаем к твоему заступлению, очисти души наши от скорби и болезни, защити нас от всякой клеветы людской. Под твоим покровом, честь тебе и слава ныне и во веке веков. Аминь».

Молитва от тоски по умершему

Мучительное страдание человека — это тоска по умершему. Бывают случаи, когда неспособность справиться с утратой толкает людей на собственную смерть. Вернуть себе радость жизни, обрести силы поможет молитва. Вернуть близкого невозможно, но оставить его в своем сердце под силу любому. Позвольте себе вспомнить о нем, не преграждайте мысли и чувства, дайте им волю.

Смерть, особенно близких нам людей, учит, что не стоит растрачивать время на лень, обиды, боль. Справившись с утратой, вы сможете помочь другим людям, находящимся в такой ситуации, воодушевить их. Молитесь как можно чаще, и с каждой произнесенной молитвой вы будите чувствовать помощь Господа:

«Помилуй, Иисус Христос и Пресвятая Богородица, защитите нас грешных на этом свете отцовской и материнской любовью. Мы согрешили, и Вы, защитники наши праведные, заступитесь за наши души грешные. Помилуйте раба своего (имя) от грусти, от скорби и от болезней, дайте ему благ и здоровья во веки веков. Аминь».

Не забывайте посещать церковь, ставить свечки, молитесь за упокой души умершего . А эти легкие способы и действенные молитвы помогут вам справится с грустью и тоской. Если вы знаете, что жизнь прекрасна, а грусть не проходит, удвойте количество молитв, читайте их чаще. Не стыдитесь, если захотите поплакать — это полезно. После выплаканных слез настроение улучшится.

Ищите позитив всюду , не забывайте, что все посланные нам испытания укрепляют наш дух. Жизнь наладится. Окружающие тянутся к жизнерадостным людям. И не стоит забывать, что человек, пребывающий в хорошем расположении духа, реже болеет, чем тот, кто живет в сплошном негативе. Применяйте наши советы и не забывайте нажимать на кнопки и

18.03.2017 05:15

Заговоры на тоску любимого известны с давних времен. В старину они помогали красавицам разжечь в...

Почему молитва является самым эффективным средством против уныния? По многим причинам.

Во-первых, когда во время уныния мы молимся, мы тем самым боремся против беса, который пытается нас в это уныние повергнуть. Он делает это ради того, чтобы мы отчаялись и отошли от Бога, в этом его замысел; когда же мы обращаемся с молитвой к Богу, то разрушаем ухищрения врага, показывая, что мы не попали в его капкан, не сдались ему, а напротив, его козни используем как повод для того, чтобы усилить ту связь с Богом, которую бес пытался оборвать.uj

Во-вторых, поскольку уныние в большинстве случаев есть следствие нашей гордыни, то молитва помогает исцеляться и от этой страсти, то есть вырывает из земли сам корень уныния. Ведь каждая смиренная молитва с просьбой к Богу о помощи – даже такая короткая, как «Господи, помилуй!», – означает, что мы признаем свою слабость и ограниченность и начинаем доверять Богу больше, чем себе. Поэтому каждая такая молитва, даже произнесенная через силу, – это удар по гордыне, подобный удару огромной гири, которой крушат стены ветхих домов.

И, наконец, в-третьих, самое главное: молитва помогает потому, что это является обращением к Богу, Который единственный действительно может помочь в любом, даже самом безвыходном положении; единственный, Кто силен подать настоящее утешение и радость и свободу от уныния.

«В скорбях и искушениях Господь помогает нам. Он не освобождает нас от них, а подает силу легко переносить, даже не замечать их.

Если мы будем со Христом и во Христе, то никакая скорбь нас не смутит, а радость наполнит наше сердце так, что мы и при скорбях, и во время искушений будем радоваться» (преподобный Никон Оптинский).

Некоторые советуют молиться ангелу-хранителю, который всегда невидимо рядом с нами, готовый поддержать нас. Другие советуют читать акафист Иисусу Сладчайшему. Также есть совет много раз подряд читать молитву «Богородице Дево, радуйся», с надеждой, что Господь непременно ради молитв Божией Матери даст мир нашей душе.

Но особого внимания заслуживает совет святителя Игнатия (Брянчанинова), который рекомендовал во время уныния как можно чаще повторять такие слова и молитвы.

«Слава Богу за все».

«Господи! Предаюсь Твоей Святой воле! Буди со мной Воля Твоя».

«Господи! Благодарю Тебя за все, что Тебе благоугодно послать на меня».

«Достойное по делам моим приемлю; помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».

Святые отцы отмечали, что в унынии человеку молиться особенно тяжело. Поэтому исполнять сразу большие молитвенные правила не все смогут, но произносить те короткие молитвы, которые указал святитель Игнатий, может каждый, это не сложно.

Что же касается нежелания молиться в унынии и отчаянии, то нужно понимать, что это не наше чувство, а вселенное в нас бесом специально с той целью, чтобы лишить нас того оружия, которым мы можем его победить.

Святитель Тихон Задонский так говорит об этом нежелании молиться при унынии: «Советую тебе следующее: убеждай себя и принуждай к молитве и ко всякому доброму делу, хотя и не хочется. Как ленивую лошадь люди гонят плетью, чтобы она шла или бежала, так нам нужно принуждать себя ко всякому делу, а особенно к молитве. Видя такой труд и старание, Господь подаст охоту и усердие».

Из четырех фраз, предложенных святителем Игнатием, две являются фразами благодарственными. О том, почему они даны, он сам объясняет: «В особенности благодарением Богу отгоняются помыслы скорбные; при нашествии таких помыслов благодарение произносится в простых словах, со вниманием и часто – доколе не принесется сердцу успокоение. В скорбных помыслах никакого нет толку: от скорби не избавляют, никакой помощи не приносят, только расстраивают душу и тело. Значит – они от бесов и надобно их отгонять от себя… Благодарение сперва успокаивает сердце, потом приносит ему утешение, впоследствии принесет и небесное радование – залог, предвкушение радости вечной».

Во время отчаяния бесы внушают человеку мысль, что для него нет спасения и его грехи не могут быть прощены. Это величайшая бесовская ложь!

«Пусть никто не говорит: “Много я нагрешил, нет мне прощения”. Кто говорит так, забывает о Том, Кто пришел на землю ради страдающих и сказал: “…бывает радость у ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся” (Лк. 15: 10) и еще: “Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию” (Лк. 5: 32)», – учит преподобный Ефрем Сирин. Пока человек жив, для него действительно возможно покаяться и получить прощение грехов, какими бы тяжкими они ни были, и, получив прощение, преобразить свою жизнь, наполнить ее радостью и светом. И как раз этой возможности пытаются бесы лишить человека, внушая ему помыслы отчаяния и самоубийства, потому что после смерти уже покаяться невозможно.

Так что «никто из людей, даже дошедших до крайней степени зла, не должен отчаиваться, даже если приобрел навык и вошел в природу самого зла» (святитель Иоанн Златоуст).

Святитель Тихон Задонский объясняет, что испытание унынием и отчаянием делает христианина более осторожным и опытным в духовной жизни. И «чем более продолжится» такое искушение, «тем большую душе пользу принесет».

Православный христианин знает, что насколько тяжелее печаль всех других искушений, настолько и больше воздаяния получат переносящие с терпением печаль. И в борьбе с унынием даруется самый большой венец. Поэтому «не будем унывать, когда приключатся с нами огорчения и скорби, а, напротив того, станем более радоваться, что идем путем святых», – советует преподобный Ефрем Сирин.

Бог всегда находится рядом с каждым из нас, и Он не дозволяет бесам поразить человека унынием настолько, насколько им бы хотелось. Он даровал нам свободу, и Он же заботится о том, чтобы никто у нас не отнял этого дара. Так что в любой момент человек может обратиться к Богу за помощью и принести покаяние.

Если человек этого не делает – это его выбор, бесы сами не в состоянии его к тому принудить.

В заключение хотелось бы привести молитву, составленную святителем Димитрием Ростовским как раз для людей, страдающих от уныния:

Боже, Отче Господа нашего Христа, Отец щедрот и Бог всякаго утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей! Утеши каждаго скорбящаго, опечаленнаго, отчаявающагося, обуреваемаго духом уныния. Ведь каждый человек создан руками Твоими, умудрен премудростию, возвеличен десницей Твоею, прославлен благостию Твоею… Но вот посещены мы ныне Отеческим Твоим наказанием, кратковременными скорбями! – Ты сострадательно наказываешь тех, кого любишь, и милуешь щедро и призираешь на их слезы! Итак, наказав, помилуй и утоли печаль нашу; преложи скорбь на веселие и радостию раствори печаль нашу; удиви на нас милость Твою, дивный в советах Владыко, Непостижимый в судьбах Господи и благословенный в делах Твоих во веки, аминь.

Вот реальная история одного нашего современника. Ему 35. Он достаточно успешный бизнесмен. У него есть красивая и скромная жена и маленькая дочка, есть большая квартира в Москве, дача, две машины, множество друзей… У него есть то, к чему стремятся и о чем мечтают весьма многие. Но ничто из этого его не радует. Он забыл, что такое радость. Каждый день его гнетет тоска, от которой он пытается скрыться в делах, но безуспешно. Он считает себя несчастным человеком, но не может сказать почему. Деньги есть. Здоровье, молодость – есть. А вот счастья нет.

Он пытается бороться, найти выход. Регулярно посещает психолога, несколько раз в год ездит на специальные семинары. После них на короткое время испытывает облегчение, но затем все возвращается на круги своя. Жене он говорит: «Пусть от этого мне не становится легче, но там меня хотя бы понимают». Друзьям и родным он говорит, что страдает от депрессии.

В его положении есть одно особенное обстоятельство, о котором мы поговорим чуть позже. А сейчас придется признать, что, к сожалению, это не единичный пример. Таких людей много. Конечно, не все из них находятся в столь внешне выгодном положении, поэтому они часто говорят: мне тоскливо, потому что не хватает денег, или нет своей квартиры, или работа не та, или жена сварливая, или муж пьяница, или машина сломалась, или здоровья нет и так далее и так далее. Им кажется, что вот если бы немножко что-то поменять и улучшить, тогда и тоска пройдет. Они много сил тратят на достижение того, чего, как им кажется, им как раз и не хватает, но едва удается достигнуть желаемого, как снова, после краткой радости, наваливается тоска. Можно перебирать квартиры, места работы, женщин, машины, друзей, увлечения, но ничто не в силах раз и навсегда утолить эту всепожирающую беспросветную скорбь. И чем более обеспечен человек, тем, как правило, сильнее она терзает его.

Психологи определяют такое состояние как депрессию. Они описывают ее как психическое расстройство, как правило возникающее после негативных событий в жизни человека, но часто развивающееся и без какой-либо видимой причины. В настоящее время именно депрессия – наиболее распространенное психическое заболевание.

Основные симптомы депрессии: подавленное настроение, не зависящее от обстоятельств; потеря интереса или удовольствия от ранее приятной деятельности; утомляемость, «упадок сил».

Дополнительные симптомы: пессимизм, чувство вины, бесполезности, тревоги и страха, неспособность концентрироваться и принимать решения, мысли о смерти и самоубийстве; нестабильный аппетит, нарушенный сон – бессонница или пересыпание.

Для того чтобы был поставлен диагноз «депрессия», достаточно наличие двух основных и двух дополнительных симптомов.

Если человек нашел у себя эти симптомы – что ему делать? Многие идут к психологам. И что же получают? Во-первых, самокопательные разговоры, а во-вторых, таблетки-антидепрессанты, коих великое множество. Психологи говорят, что депрессия в большинстве случаев успешно лечится. Но при этом признают, что это самое распространенное психическое заболевание. Здесь видно противоречие: ведь если болезнь успешно лечится, то почему она не исчезает, а число больных со временем даже увеличивается? Вот, например, с оспой успешно покончено, и уже давно нет людей, которые бы ею заболели. А с депрессией картина прямо противоположная. Почему?

Не потому ли, что лечатся лишь проявления болезни, а ее подлинные основы по-прежнему сохраняются в душах людей, как корни сорняков, которые вновь и вновь выпускают вредоносные поросли?

Психология – наука молодая. Официальное оформление она получила всего 130 лет назад, когда в 1879 году В. Вундтоткрыл в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.

Православие же насчитывает 2000 лет. И оно имеет свой взгляд на то явление, которое психология называет «депрессией». И с этим взглядом было бы не лишне ознакомиться тем, кого действительно интересует возможность успешного избавления от депрессии.

В Православии для обозначения этого состояния души используется слово «уныние». Это болезненное состояние, при котором в душу проникает тоскливое настроение, становящееся со временем постоянным, приходит чувство одиночества, оставленности родными, близкими, всеми вообще людьми и даже Богом. Различаются два основных рода уныния: уныние при полной подавленности духа, без чувства какого-либо озлобления, и уныние с примесью чувства злобы, раздражительности.

Вот как говорят об унынии древние святые отцы Церкви.

«Уныние есть расслабление души и изнеможение ума, клеветник на Бога – будто Он немилосерден и нечеловеколюбив» (преподобный Иоанн Лествичник).

«Уныние есть тяжкое мучение души, неизреченная мука и наказание более горькое, чем всякое наказание и мучение» (святитель Иоанн Златоуст).

Такое состояние встречается и у верующих людей, а среди неверующих оно распространено еще больше. О них старец Паисий Святогорец говорил: «Человек, который не верит в Бога и в будущую жизнь, подвергает свою бессмертную душу вечному осуждению и живет без утешения в этой жизни. Ничто не может его утешить. Он боится потерять жизнь, мучается, идет к психиатрам, которые дают ему таблетки и советуют поразвлечься. Он принимает таблетки, дуреет, а потом ходит туда-сюда, чтобы посмотреть достопримечательности и забыть боль».

А вот как об этом писал святой Иннокентий Херсонский: «Страдают ли унынием грешники, не радящие о спасении души своей? Да, и чаще всех, хотя, по-видимому, жизнь их состоит большею частью из забав и утех. Даже по всей справедливости можно сказать, что внутреннее недовольство и тайная тоска есть постоянная доля грешников. Ибо совесть, сколько бы ни заглушали ее, как червь точит сердце. Невольное, глубокое предчувствие будущего суда и воздаяния также тревожит душу грешную и огорчает для нее безумные утехи чувственности. Самый закоренелый грешник по временам чувствует, что внутри его пустота, мрак, язва и смерть. Отсюда та неудержимая наклонность неверующих к непрестанным развлечениям, к тому, чтоб забываться и быть вне себя.

Что сказать неверующим об их унынии? Оно благо для них; ибо служит призыванием и побуждением к покаянию. И пусть не думают, чтобы нашлось для них какое-либо средство к освобождению от сего духа уныния, доколе не обратятся на правды и не исправят себя и своих нравов. Суетные удовольствия и радости земные никогда не наполнят пустоты сердечной: душа наша пространнее всего мира. Напротив, с продолжением времени плотские радости потеряют силу развлекать и обаять душу и обратятся в источник тяжести душевной и скуки».

Кто-то может возразить: неужто всякое печальное состояние есть уныние? Нет, не всякое. Грусть и скорбь, если они не вкоренились в человека, болезнью не являются. Они неизбежны на многотрудном земном пути, как предупреждал Господь: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16: 33).

Преподобный Иоанн Кассиан учит, что «только в одном случае надо считать печаль полезной для нас, когда она возникает от покаяния в грехах, или от желания совершенства, или от созерцания будущего блаженства. О ней святой апостол говорит: “Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению; а печаль мирская производит смерть” (2 Кор. 7: 10). Но эта печаль, производящая покаяние к спасению, бывает послушна, приветлива, смиренна, кротка, приятна, терпелива, как происходящая от любви к Богу, и некоторым образом весела, ободряя надеждою своего совершенства. А бесовская печаль бывает очень сурова, нетерпелива, жестока, соединена с бесплодной грустью и мучительным отчаянием. Ослабляя подвергшегося ей, она отвлекает от усердия и спасительной скорби, как безрассудная… Итак, кроме указанной выше благой печали, которая происходит от спасительного покаяния, или от ревности к совершенству, или от желания будущих благ, всякая печаль, как мирская и причиняющая смерть, должна быть отвергаема, изгоняема из наших сердец».

Первое следствие уныния

Как справедливо замечает святитель Тихон Задонский, с практической точки зрения эта «печаль мирская бесполезна, ибо не может возвратить или дать человеку ничего из того, о чем скорбит».

Но с духовной стороны она несет и великий вред. «Избегай уныния, ибо оно истребляет все плоды подвижничества», – так сказал об этом преподобный Исаия Отшельник.

Преподобный Исаия писал для монахов, то есть для тех, кто уже знает основные принципы духовной жизни, в частности то, что терпеливое перенесение скорбей и самоограничение ради Бога приносит богатый плод в виде очищения сердца от греховной грязи.

Каким же образом уныние может лишить человека этого плода?

Можно взять сравнение из мира спорта. Любой спортсмен вынужден терпеть тяжелые труды во время тренировок. А в борцовских видах спорта еще приходится испытывать и настоящие удары. А вне тренировок спортсмен серьезно ограничивает себя в пище.

Итак, он не может есть то, что хочет, не может пойти туда, куда хочет, и должен заниматься тем, что доводит его до изнеможения и причиняет реальную боль. Однако при всем этом если спортсмен не теряет цели, ради которой он все это переносит, то его упорство вознаграждается: тело становится крепче и выносливее, терпение закаляет его и делает сильнее, искуснее, и в результате он достигает поставленной цели.

Это происходит с телом, но то же самое происходит и с душой, когда она терпит выпадающие страдания или ограничения ради Бога.

Спортсмен, который потерял цель, перестал верить в то, что сможет добиться результата, впадает в уныние, тренировки для него становятся бессмысленной пыткой, и даже если заставить его их продолжать, чемпионом он уже не станет, а значит, потеряет плод от всех своих трудов, которые вольно или невольно претерпел.

Можно предположить, что подобное происходит и с душой человека, впавшего в уныние, и это будет справедливо, так как уныние это есть следствие потери веры, маловерия. Но это лишь одна сторона дела.

Другая заключается в том, что уныние часто вызывает и сопровождается ропотом. Ропот проявляется в том, что человек перекладывает всю ответственность за свои страдания на других, а в конечном итоге – на Бога, себя же считает безвинно страдающим и все время жалуется, и ругает тех, кто, по его мнению, виноват в его страданиях, – а «виноватых» становится все больше по мере того, как человек все глубже погрязает в грехе ропота и озлобляется.

Это есть тягчайший грех и величайшая глупость.

Суть ропота можно представить на простом примере. Вот человек подходит к розетке, читает над ней надпись: «Пальцы не совать – ударит током», потом сует в розетку пальцы – удар! – он отлетает к противоположенной стене и начинает вопить: «Ах, какой плохой Бог! Почему Он позволил, чтобы меня ударило током?! За что?! За что мне такое?! Ах, этот Бог во всем виноват!»

Человек, конечно, может начать с ругани в адрес электрика, розетки, того, кто открыл электричество и так далее, но закончит непременно обвинением Бога. В этом суть ропота. Это грех против Бога. И тот, кто ропщет на обстоятельства, подразумевает под этим, что виноват Тот, Кто эти обстоятельства послал, хотя мог бы сделать их другими. Поэтому среди ропщущих так много «обиженных на Бога», и наоборот, «обиженные на Бога» постоянно ропщут.

Но, спрашивается, тебя что, разве Бог заставлял пальцы совать в розетку?

В ропоте проявляется духовный и психологический инфантилизм: человек отказывается принимать ответственность за свои поступки, отказывается видеть, что происходящее с ним – естественное следствие его действий, его выбора, его прихоти. И вместо того чтобы признать очевидное, он начинает искать виноватого, а крайним, естественно, оказывается Самый Терпеливый.

И ведь как раз с этого греха и началось прозябание человечества. Как дело было? Сказал Господь: от любого древа ешь, только от этого не ешь. Всего одна заповедь, и какая простая. Но человек пошел и съел. Бог его спросил: «Адам, почему ты ел?» Святые отцы говорят, что если бы в этот момент наш прародитель сказал: «Я согрешил, Господи, прости, виноват, больше не повторится», то не было бы изгнания и вся история человечества оказалась бы иной. Но вместо этого Адам говорит: «А что я? Я ничего, это все жена, которую Ты мне дал…» Вот оно! Вот кто первым начал перекладывать ответственность за свои собственные поступки на Бога!

Адам и Ева были изгнаны из рая не за грех, а за нежелание каяться, которое проявилось в ропоте – на ближнего и на Бога.

В этом – великая опасность для души.

Как говорит святитель Феофан Затворник, «пошатнутое здоровье может пошатнуть и спасение, когда из уст болящего слышатся ропотные речи». Так же и бедные, если от нищеты негодуют и ропщут, не получат прощения.

Ведь ропотливость не избавляет от беды, а только ее отяжеляет, а смиренная покорность определениям Промысла Божия и благодушие отнимают тяготу у бед. Поэтому если человек, встретившись с трудностями, не ропщет, но славит Бога, то диавол лопается от злости и идет к другому – к тому, кто ропщет, чтобы причинить ему еще большие неприятности. Ведь чем сильнее человек ропщет, тем сильнее он себя разрушает.

О том, как именно сказываются эти разрушения, свидетельствует преподобный Иоанн Лествичник, составивший такой духовный портрет ропщущего: «Ропотник, когда дают ему приказание, противоречит, к делу негоден; в таком человеке нет даже и доброго расположения, потому что он ленив, и лень неразлучна с ропотом. Он изворотлив и многоизобретателен; и никто не превзойдет его в многословии; он всегда клевещет одному на другого. Ропотник в делах благотворительных угрюм, к приему странников не способен, в любви лицемерен».

Не лишним здесь будет привести один пример. Эта история случилась в начале 40-х годов XIX века в одной из южных губерний России.

Одна вдова, женщина из высшего сословия, с двумя молодыми дочерьми терпела большую нужду и горе, стала роптать сперва на людей, а потом и на Бога. В таком настроении она заболела и умерла. После смерти матери положение двух сирот стало еще тяжелее. Старшая из них также не удержалась от ропота и тоже заболела и умерла. Младшая сестра чрезмерно скорбела как о кончине матери и сестры, так и о своем крайне беспомощном положении. Наконец и она тяжело заболела. И эта девушка увидела в духовном видении исполненные неизреченной красоты и радости райские селения. Потом ей были показаны страшные места мучений, и здесь она увидела свою сестру и мать, а потом услышала голос: «Я посылал им скорби в земной их жизни для спасения их; если бы они все переносили с терпением, смирением и благодарением, то сподобились бы вечной отрады в виденных тобою блаженных селениях. Но ропотом своим они все испортили, за это теперь и мучаются. Если хочешь быть с ними, иди и ты и ропщи». После этого девушка пришла в себя и рассказала о видении присутствовавшим.

Здесь так же, как и в примере со спортсменом: кто видит впереди цель, верит, что она достижима, и надеется, что он лично сможет ее достигнуть, – тот может переносить тяготы, ограничения, труды и боль. У христианина же, терпящего все те скорби, которые неверующий или маловерный выставляет в качестве причин для уныния, цель более высокая и святая, чем у любого спортсмена.

Известно, сколь велики святые. Их подвиги признают и уважают даже многие неверующие. Есть разные чины святости, но среди них самый высокий – это мученики, то есть те, которые приняли смерть за исповедание Христа. Следующий после них чин – исповедники. Это те, кто пострадали за Христа, вынесли пытки, но сохранили верность Богу. Из исповедников многие были брошены в тюрьмы, как святой Феофан Исповедник; другим отрезали руку и язык, как святому Максиму Исповеднику, или вырвали глаз, как святому Пафнутию Исповеднику; третьих подвергали пыткам, как святого Феодора Начертанного… И все это они выдержали ради Христа. Великое дело!

Многие скажут, что им, обычным людям, это вряд ли по силам. Но в Православии действует один важный принцип, позволяющий каждому человеку стать святым и причисленным к исповедникам: если кто славословит и благодарит Бога в несчастье, тот несет подвиг исповедника. Вот как об этом говорит старец Паисий Святогорец:

«Давайте представим, что я родился калекой, без рук, без ног. Совершенно расслаблен и не могу шевелиться. Если я приму это с радостью и славословием, Бог сопричислит меня к исповедникам. Так мало надо сделать, чтобы Бог сопричислил меня к исповедникам! Когда я сам врежусь на своей машине в скалу и приму с радостью случившееся, Бог сопричислит меня к исповедникам. Ну, чего еще мне желать? Даже результат моей собственной невнимательности, если я с радостью принимаю его, Бог признает».

Но столь великой возможности и цели лишает себя человек, впавший в уныние; оно закрывает ему духовные глаза и повергает в ропот, который не может ничем человеку помочь, а вреда приносит немало.

Второе следствие уныния

Вот каково первое следствие уныния – ропот. И если что может быть хуже и опаснее, то это второе следствие, из-за которого преподобный Серафим Саровский говорил: «Нет хуже греха, и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния».

«Уныние и непрестанные беспокойства могут сокрушить силу души и довести ее до крайнего изнеможения», – свидетельствует святитель Иоанн Златоуст.

Это крайнее изнеможение души называется отчаянием, и это – второе следствие уныния, если только человек вовремя не справится с этим грехом.

Вот как отзываются об этой стадии святые отцы:

«Отчаяние называется тягчайшим грехом из всех грехов на свете, ибо этот грех отвергает всемогущество Господа нашего Христа, отвергает дарованное Им спасение – показывает, что в этой душе прежде господствовали самонадеянность и гордость, что вера и смирение были чужды ей» (святитель Игнатий (Брянчанинов)).

«Сатана злоумышленно старается опечалить многих, чтобы отчаянием ввергнуть их в геенну» (преподобный Ефрем Сирин). «Дух отчаяния приносит самые тяжелые мучения. Отчаяние есть совершеннейшая радость диаволу» (преподобный Марк Подвижник).

«Не так губит грех, как отчаяние» (святитель Иоанн Златоуст). «Согрешить – дело человеческое, отчаяться же – сатанинское и губительное; и сам диавол отчаянием низвергнут в погибель, ибо не захотел покаяться» (Преподобный Нил Синайский).

«Диавол для того и ввергает нас в помыслы отчаяния, чтобы истребить надежду на Бога, этот безопасный якорь, эту опору нашей жизни, этого руководителя на пути к Небу, это спасение погибающих душ… Лукавый предпринимает все, чтобы внушить нам помысел отчаяния. Ему уже не нужны будут усилия и труды для нашего поражения, когда сами падшие и лежащие не захотят противиться ему… и душа, однажды отчаявшись в своем спасении, уже не чувствует потом, как она стремится в пропасть»(святитель Иоанн Златоуст).

Отчаяние уже непосредственно ведет к гибели. Оно предшествует самоубийству, самому страшному греху, сразу отправляющему человека в ад – место, удаленное от Бога, где и света Божия нет, и радости нет, один мрак и вечное отчаяние. Самоубийство – единственный грех, который не может быть прощен, поскольку самоубийца не может уже раскаяться.

«Во время вольного страдания Господня двое отпали от Господа – Иуда и Петр: один продал, а другой троекратно отвергся. У обоих был равный грех, оба тяжко согрешили, но Петр спасся, а Иуда погиб. Почему же не оба спаслись и не оба погибли? Кто-то скажет, что Петр спасся, покаявшись. Но святое Евангелие говорит, что и Иуда покаялся: “…раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную” (Мф. 27: 3–4); однако его покаяние не принято, а Петрово принято; Петр спасся, а Иуда погиб. Почему же так? А потому, что Петр каялся с упованием и надеждой на милость Божию, Иуда же раскаялся с отчаянием. Ужасна эта пропасть! Без сомнения, нужно ее наполнить надеждой на милость Божию» (Святитель Димитрий Ростовский).

«Иуда-предатель, придя в отчаяние, “удавился” (Мф. 27: 5). Познал он силу греха, но не познал величия милосердия Божия. Так многие делают и ныне и следуют Иуде. Познают множество грехов своих, но не познают множества щедрот Божиих и так отчаиваются в своем спасении. Христианин! тяжкий и последний диавольский удар – отчаяние. Он прежде греха представляет Бога милостивым, а после греха – правосудным. Такова его хитрость» (святитель Тихон Задонский).

Так, искушая человека на грех, сатана внушает ему мысли: «Бог добрый, Он простит», а уже после греха старается ввергнуть в отчаяние, внушая уже совсем другие мысли: «Бог справедливый, и Он тебя покарает за то, что ты сделал». Диавол внушает человеку, что он уже никогда не сможет выбраться из ямы греха, не будет помилован Богом, не сможет получить прощения и исправиться.

Отчаяние – это смерть надежды. Если она наступает, то сохранить человека от самоубийства может только чудо.

Как проявляется уныние и его порождения

Уныние проявляется даже в мимике и поведении человека: выражением лица, которое так и называется – унылое, опущенными плечами, поникшей головой, отсутствием интереса к окружающему и своему состоянию. Может отмечаться постоянное снижение артериального давления. Также характерна вялость, инертность души. Хорошее настроение окружающих вызывает у унылого недоумение, раздражение и явный или скрытый протест.

Святитель Иоанн Златоуст говорил, что «душа, объятая печалью, не может ничего здравого ни говорить, ни слушать», а преподобный Нил Синайский свидетельствовал: «Как больной не выносит тяжелого бремени, так унылый не в состоянии тщательно исполнить Божии дела; ибо у того телесные силы в расстройстве, а у этого не осталось сил душевных».

По словам преподобного Иоанна Кассиана, такое состояние человека «не позволяет ни совершать молитвы с обычной ревностью сердца, ни с пользою заниматься священным чтением, не допускает быть спокойным и кротким с братьями; ко всем обязанностям трудов или богослужения делает нетерпеливым и неспособным, опьяняет чувство, сокрушает и подавляет мучительным отчаянием. Как моль одежде и червь дереву, так печаль вредит сердцу человека».

Далее святой отец перечисляет проявления этого греховного болезненного состояния: «От уныния рождаются недовольство, малодушие, раздражительность, праздность, сонливость, беспокойство, бродяжничество, непостоянство ума и тела, разговорчивость… Кого ни начнет оно одолевать, заставит его пребывать ленивым, беспечным, без всякого духовного успеха; потом сделает непостоянным, праздным, нерадивым ко всякому делу».

Таковы проявления уныния. А отчаяние имеет и еще более тяжкие проявления. Человек отчаявшийся, то есть потерявший надежду, нередко предается наркомании, пьянству, блуду и многим другим явным грехам, полагая себя все равно уже погибшим. Крайнее же проявление отчаяния, как уже было сказано, – самоубийство.

Каждый год на земном шаре миллион человек кончает жизнь самоубийством. Страшно вдуматься в это число, которое превосходит численность населения многих стран.

В нашей стране самое большое число самоубийств было в 1995 году. По сравнению с этим показателем, к 2008 году оно снизилось в полтора раза, но все равно Россия остается в числе стран с самым высоким уровнем самоубийств.

Действительно, в бедных и неблагополучных странах самоубийств происходит больше, чем в богатых и экономически стабильных. Это неудивительно, поскольку в первых у людей больше поводов для уныния. Но все же от этой беды не свободны даже самые богатые страны и самые богатые люди. Потому что под внешним благополучием душа неверующего человека нередко даже острее чувствует тягостную пустоту и постоянную неудовлетворенность, как было в случае с тем преуспевающим бизнесменом, о котором мы вспомнили в начале статьи.

Но его от ужасной участи, которая ежегодно настигает миллион человек, может спасти то особенное обстоятельство, которое есть у него и которого лишены многие из тех несчастных, что доводят себя отчаянием до самоубийства.

Из чего произрастают уныние и его порождения

Уныние возникает от недоверия к Богу, так что можно сказать, что это плод маловерия.

Но что такое, в свою очередь, недоверие к Богу и маловерие? Оно не возникает само собой, из ниоткуда. Оно является следствием того, что человек слишком сильно доверяет себе, потому как слишком высокого о себе мнения. И чем больше человек доверяет себе, тем меньше он доверяет Богу. А доверие себе более, чем Богу, – яснейший признак гордыни.

Первый корень уныния – гордыня

Поэтому, по словам преподобного Анатолия Оптинского, «отчаяние есть порождение гордости. Если ожидаешь от себя всего плохого, то никогда не отчаешься, а только смиришься и будешь мирно каяться». «Отчаяние – обличитель находившихся в сердце неверия и самости: верующий в себя и уповающий на себя не восстанет из греха покаянием» (святитель Феофан Затворник).

Как только случается в жизни гордеца что-либо, что изобличает его бессилие и неосновательность доверия к самому себе, он тут же унывает и отчаивается.

А такое может произойти от самых разных причин: от оскорбленного самолюбия или от того, что делается не по-нашему; также и от тщеславия, когда человек видит, что равные ему пользуются большими преимуществами, чем он; или же от стеснительных обстоятельств жизни, как свидетельствует о том преподобный Амвросий Оптинский.

Человек смиренный, верующий в Бога, знает, что этими неприятными обстоятельствами испытывается и укрепляется его вера, как укрепляются мускулы спортсмена на тренировках; он знает, что Бог рядом и что Он не положит испытаний сильнее, чем можно вынести. Такой человек, надеющийся на Бога, никогда не унывает даже в тяжких обстоятельствах.

Гордец же, надеявшийся на себя, как только оказывается в тяжких обстоятельствах, которые он сам изменить не в силах, сразу же впадает в уныние, думая, что если он не может исправить случившегося, значит, это не может исправить никто; да еще при этом тоскует и раздражается из-за того, что эти обстоятельства показали ему собственную его слабость, чего гордец не может вынести спокойно.

Именно потому, что уныние и отчаяние есть следствие и, в определенном смысле, демонстрация неверия в Бога, один из святых сказал: «В минуту отчаяния знайте, что не Господь оставляет вас, а вы Господа!»

Итак, гордость и маловерие есть одни из главных причин уныния и отчаяния, но все же далеко не единственные.

Преподобный Иоанн Лествичник говорит о двух основных видах отчаяния, происходящих из разных причин: «Есть отчаяние, происходящее от множества грехов и отягчения совести и нестерпимой печали, когда душа, по причине множества сих язв, погружается и от тяжести их утопает во глубине безнадежия. Но есть отчаяние и другого вида, которое бывает от гордости и возношения, когда падшие думают, что они не заслужили своего падения… От первого исцеляют воздержание и благонадежие; а от последнего – смирение и то, чтобы никого не судить».

Второй корень уныния – неудовлетворенность страстей

Итак, что касается второго вида отчаяния, происходящего от гордости, мы уже выше показали, каков его механизм. А что подразумевается под первым видом, «происходящим от множества грехов»?

Этот вид уныния, по утверждению святых отцов, приходит тогда, когда какая-либо страсть не нашла себе удовлетворения. Как пишет преподобный Иоанн Кассиан, уныние «рождается от неудовлетворения желания какой-нибудь корысти, когда кто видит, что он потерял рожденную в уме надежду получить какие-нибудь вещи».

Например, чревоугодник, страдающий язвенной болезнью или диабетом, будет унывать, потому что не может услаждаться желаемым количеством пищи или разнообразием ее вкуса; скупой человек – из-за того, что не может избежать траты денег, и так далее. Унынием сопровождаются практически любые неудовлетворенные греховные желания, если человек не отказывается от них по тем или иным причинам.

Поэтому преподобный Нил Синайский говорит: «Кто связан печалью, тот побежден страстями, потому что печаль бывает следствием неудачи в плотском пожелании, а пожелание сопрягается со всякою страстью. Кто победил страсти, тем не владеет печаль. Как больной виден по цвету лица, так страстного изобличает печаль. Кто любит мир, тот много будет печалиться. А кто небрежет о том, что в мире, тот всегда будет веселиться».

По мере возрастания уныния в человеке конкретные желания утрачивают свое значение, и остается душевное состояние, которое отыскивает именно те желания, выполнения которых достичь невозможно, – уже именно для подпитки самого уныния.

Тогда, по свидетельству преподобного Иоанна Кассиана, «мы подвергаемся такой скорби, что не можем с обычной приветливостью принимать даже любезных лиц и родственников наших, и что бы ни было сказано ими в приличном разговоре, нам все кажется несвоевременным и лишним, и мы не даем им приятного ответа, когда все изгибы нашего сердца наполнены желчной горечью».

Потому уныние как болото: чем дольше человек в него погружается, тем тяжелее ему из него выбраться.

Другие корни уныния

Выше были описаны причины, которые возбуждают уныние в неверующих и в маловерных людях. Однако уныние нападает, хотя и менее успешно, на верующих людей. Но уже по другим причинам. Об этих причинах подробно пишет святитель Иннокентий Херсонский:

«Источников уныния много – и внешних и внутренних.

Во-первых, в душах чистых и близких к совершенству уныние может происходить от оставления их на время благодатью Божиею. Состояние благодати есть самое блаженное. Но чтобы находящийся в сем состоянии не возомнил, что оно происходит от его собственных совершенств, благодать иногда удаляется, предоставляя любимца своего самому себе. Тогда бывает со святою душою то же, как если бы среди дня наступила полночь: в душе является темнота, хлад, мертвость и вместе с тем уныние.

Во-вторых, уныние, как свидетельствуют люди опытные в духовной жизни, бывает от действия духа тьмы. Не могши прельстить душу на пути к небу благами и удовольствиями мира, враг спасения обращается к противному средству и наводит на нее уныние. В таком состоянии душа бывает как путник, вдруг застигнутый мглою и туманом: не видит ни того, что впереди, ни того, что позади; не знает, что делать; теряет бодрость, впадает в нерешимость.

Третий источник уныния есть наша падшая, нечистая, обессиленная, помертвевшая от греха природа. Доколе мы действуем по самолюбию, наполнены духом мира и страстями, дотоле сия природа в нас весела и жива. Но перемените направление жизни, сойдите с широкого пути мира на узкий самоотвержения христианского, примитесь за покаяние и самоисправление – тотчас откроется внутри вас пустота, обнаружится духовное бессилие, ощутится сердечная мертвость. Доколе душа не успеет наполниться новым духом любви к Богу и ближнему, дотоле дух уныния, в большей или меньшей мере, для нее неизбежен. Сему роду уныния больше всего подвергаются грешники после их обращения.

Четвертый, обыкновенный источник уныния духовного, есть недостаток, тем паче прекращение деятельности. Престав употреблять свои силы и способности, душа теряет живость и бодрость, становится вялою; сами прежние занятия ей противеют: является недовольство и скука.

Может происходить уныние и от различных печальных случаев в жизни, как-то: смерти сродников и любимых лиц, потери чести, достояния и других несчастных приключений. Все это, по закону нашей природы, сопряжено с неприятностью и печалью для нас; но, по закону же самой природы, печаль сия должна уменьшаться со временем и исчезать, когда человек не предается печали. В противном случае образуется дух уныния.

Может происходить уныние и от некоторых мыслей, особенно мрачных и тяжелых, когда душа слишком предается подобной мысли и смотрит на предметы не во свете веры и Евангелия. Так, например, человек легко может впасть в уныние от частого размышления о неправде, господствующей в мире, о том, как праведные здесь скорбят и страдают, а нечестивые высятся и блаженствуют.

Могут, наконец, источником уныния душевного быть различные болезненные состояния тела, особенно некоторых его членов».

Как бороться с унынием и его порождениями

Великий русский святой преподобный Серафим Саровский говорил: «Нужно удалять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный. По слову Сираха, “печаль многих убила, а пользы в ней нет (Сир. 31: 25)”».

Но как именно можно удалить от себя уныние?

Вспомним упомянутого в начале статьи несчастного молодого бизнесмена, который на протяжении многих лет ничего не может поделать с охватившим его унынием. Он на своем опыте убедился в справедливости слов святителя Игнатия (Брянчанинова): «Земные развлечения только заглушают скорбь, но не истребляют ее: они умолкли, и снова скорбь, отдохнувшая и как бы укрепленная отдохновением, начинает действовать с большею силою».

Теперь пришло время рассказать подробнее о том особенном обстоятельстве в жизни этого бизнесмена, о котором мы обмолвились ранее.

Его жена – глубоко верующий человек, и она свободна от той мрачной, непроглядной тоски, которой окутана жизнь ее мужа. Он знает, что она верующая, что она ходит в храм и читает православные книги, равно как и то, что у нее нет «депрессии». Но за все те годы, что они вместе, ему ни разу не пришло в голову связать эти факты воедино и попробовать самому сходить в храм, почитать Евангелие… Он по-прежнему регулярно ездит к психологу, получая кратковременное облегчение, но не исцеление.

Сколь многие люди изнемогают от этой душевной болезни, не желая поверить, что исцеление – совсем рядом. И этот бизнесмен, к сожалению, один из них. Нам хотелось бы написать, что в один прекрасный день он заинтересовался верой, которая дает его жене силы не поддаваться унынию и сохранять чистую радость жизни. Но, увы, пока что этого не произошло. И до тех пор он будет оставаться в числе тех несчастных, о ком сказал святитель Димитрий Ростовский: «Нет у праведных печали, которая не претворялась бы в радость, как нет и у грешников радости, которая не обращалась бы в печаль».

Но если бы вдруг этот бизнесмен обратился к сокровищнице православной веры, то что он узнал бы о своем состоянии и какие способы исцеления получил бы?

Он узнал бы, помимо прочего, что в мире есть духовная реальность и действуют духовные существа: добрые – ангелы и злые – бесы. Последние по своей злобе стремятся причинить как можно больший вред душе человека, отвратив его от Бога и от пути к спасению. Это – враги, стремящиеся убить человека как духовно, так и телесно. Для своих целей они пользуются разными способами, среди них наиболее распространенный – внушение людям определенных мыслей и чувств. В том числе помыслов уныния и отчаяния.

Хитрость состоит в том, что бесы силятся убедить человека, будто это его собственные мысли. Человек неверующий или маловерующий совершенно неподготовлен к такому соблазну и не знает, как относиться к таким мыслям, он их действительно принимает за свои. И, следуя за ними, все ближе подходит к погибели – точно так же и путник в пустыне, приняв мираж за истинное видение, начинает гоняться за ним и все дальше уходит вглубь безжизненной пустыни.

Человек же верующий и духовно опытный знает про существование врага и про его хитрости, умеет распознавать его помыслы и отсекать их, тем самым успешно противоборствуя бесам и побеждая их.

Унылый человек не тот, кто испытывает по временам помыслы уныния, но тот, кто побежден ими и не борется. И наоборот, свободен от уныния не тот, кто никогда таких помыслов не испытывал, – таких людей нет на земле, а тот, кто с ними борется и побеждает их.

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Чрезмерное уныние вреднее всякого демонского действия, потому что и демоны, если в ком властвуют, то властвуют через уныние».

Но если человека глубоко поразил дух уныния, если демоны получили в нем такую власть, то значит, сам человек совершил нечто, что дало им такую власть над ним.

Выше уже было сказано, что одной из причин уныния у неверующих является отсутствие веры в Бога и, соответственно, отсутствие живой связи с Ним, источником всякой радости и блага. Но и отсутствие веры редко является чем-то прирожденным для человека.

Веру в человеке убивает нераскаянный грех. Если человек грешит и не желает каяться и отказываться от греха, то он рано или поздно неизбежно теряет веру.

И наоборот, вера воскресает в искреннем покаянии и исповедании грехов.

Неверующие сами лишают себя двух самых эффективных способов борьбы с депрессией – покаяния и молитвы. «Истреблению уныния служат молитва и непрестанное размышление о Боге», – пишет преподобный Ефрем Сирин.

Стоит привести список основных средств борьбы с унынием, которыми располагает христианин. О них говорит святитель Иннокентий Херсонский:

«От чего бы ни происходило уныние, молитва всегда есть первое и последнее против него средство. В молитве человек становится прямо лицу Божию: но если, став против солнца, нельзя не озариться светом и не почувствовать теплоты, тем паче свет и теплота духовные суть непосредственные следствия молитвы. Кроме сего, молитвою привлекается благодать и помощь свыше, от Духа Святого, а где Дух Утешитель, там нет места унынию, там сама скорбь будет в сладость.

Чтение или слушание слова Божия, особенно Нового Завета, есть также сильное средство против уныния. Спаситель не напрасно призывал к Себе всех труждающихся и обремененных, обещая им успокоение и радость. Радость сию Он не взял с Собою на небо, а всецело оставил в Евангелии для всех скорбящих и унылых духом. Кто проникается духом Евангелия, тот престает скорбеть безотрадно: ибо дух Евангелия есть дух мира, успокоения и отрады.

Богослужения, и особенно святые таинства Церкви, также великое врачевство против духа уныния, ибо в церкви, яко доме Божием, нет для него места; таинства все направлены против духа тьмы и слабостей природы нашей, особенно таинство исповеди и причащения. Слагая с себя тяжесть грехов посредством исповеди, душа чувствует легкость и бодрость, а приемля в евхаристии брашно тела и крови Господа, чувствует оживление и радость.

Собеседования с людьми, богатыми духом христианским, также средство против уныния. В собеседовании мы вообще выходим более или менее из мрачной глубины внутренней, в которую душа погружается от уныния; кроме сего, посредством мены мыслей и чувств в собеседовании мы заемлем у беседующих с нами некую силу и жизненность, что так нужно в состоянии уныния.

Размышление о предметах утешительных. Ибо мысль в унылом состоянии или вовсе не действует, или кружится около предметов печальных. Чтобы избавиться от уныния, надо принудить себя мыслить о противном.

Занятие себя трудом телесным также прогоняет уныние. Пусть начнет трудиться, даже нехотя; пусть продолжает труд, хотя без успеха: от движения оживает сначала тело, а потом и дух и почувствуется бодрость; мысль среди труда неприметно отвратится от предметов, наводивших тоску, а это уже много значит в состоянии уныния».

Вконтакте

Уединитесь в укромное место, чтобы вас никто не тревожил. Зажгите свечу или лампадку.

Встаньте перед иконами (иконы желательно Иисуса-Вседержителя, Божьей Матери и Николая Чудотворца, и, если есть, то Иоанна Златоуста - замечательная и очень сильная икона!)
Сначала прочтите молитву Отче Наш, в этот момент думая только о Господе и о Его помощи вам, не отвлекайтесь другими мыслями.
Теперь поблагодарите Господа за всё добро, что Он делает, за жизнь вашу, даже если она и не ладится, попросите у Господа прощение за все грехи ваши вольные и невольные.
И приступайте к чтению молитвы. Читайте медленно, разборчиво, вдумываясь в каждое слово и осознавая то, что вы читаете.
О, святителю великий Иоанне Златоусте! Ты многая и различная дарования от Господа приял еси, и яко раб благий и верный, вся данныя тебе таланты добре умножил еси: сего ради воистинну вселенский учитель был еси яко всяк возраст и всяко звание от тебе получается. Се бо отроком послушания образ явился еси, юным - целомудрия светило, мужем - трудолюбия наставник, старым - незлобия учитель, иноком - воздержания правило, молящимся - вождь от Бога вдохновенный, мудрости ищущим - ума просветитель, витиям доброглаголивым - слова живаго источник неисчерпаемый, благотворящим - милосердия звезда, начальствующим - правления мудраго образ, правды ревнителем - дерзновения вдохновитель, правды ради гонимым - терпения наставник: всем вся был еси, да всяко некия спасеши. Над всеми же сими стяжал еси любовь, яже есть соуз совершенства, и тою, яко силою Божественною, вся дарования в души твоей во едино совокупил еси, и туюжде любовь разделенная примиряющую, в толковании словес апостольских всем верным проповедал еси. Мы же грещнии, по единому кийждо свое дарование имуще, единения духа в союз мира не имамы, но бываем тщеславии, друг друга раздражающе, друг другу завидяще: сего ради дарования наша разделенная не в мир и спасение, но во вражду и осуждение нам преложишася. Темже к тебе, святителю Божий, припадаем, раздором обуреваеми, и в сокрушении сердца просим: молитвами твоими отжени от сердец наших всяку гордость и зависть, нас разделяющия, да во мнозех удех едино тело церковное невозбранно пребудем, да по словеси твоем’у молитвенному возлюбим друг друга и единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Если у кого нет иконы «Трёх Радостей», то обязательно купите - молитесь ей и увидите, как одна радость за другой придёт ТРИ РАДОСТИ!!!

Молитва перед иконой «Трёх Радостей»:
О, Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, царствующего града и святаго храма сего покрове, всем верная предстательнице и заступнице! Не презри моления нас, недостойных раб твоих, но умоли сына Твоего и Бога нашего, да всем нам, с верою и умилением пред чудотворным образом Твоим покланяющымся, по коегождо потребе радость дарует: грешником вседейственное вразумление, покаяние же и спасение; сущым в скорбех и печалех утешение; в бедах и озлоблениих пребывающым совершенное сих избытие; малодушным и ненадежным надежду и терпение; в радости и изобилии живущым непрестанное Богу благодарение; сущым в болезни исцеление и укрепление. О госпоже Пречистая! Умилосердися ко всем чтущым всечестное имя Твое, и всем яви всемощный покров Твой и заступление: от враг видимых и невидимых люди твоя защити и сохрани. Супружества в любви и единомыслии утверди; младенцы воспитай, юныя уцеломудри, отверзи им ум к восприятию всякаго полезнаго учения; от домашния свары единокровныя люди миром и любовию огради, и всем нам по-даждь друг ко другу любовь, мир и благочестие и здравие со долгоденствием, да вси на небеси и на земли ведят Тя, яко твердую и непостыдную предстательницу рода христианскаго, и сие ведущие, славят Тя и Тобою Сына Твоего, со безначальным Его Отцем и единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
И ещё одна иконочка должна быть в каждом доме, очень помогает несчастным и скорбящим людям - икона «Всех Скорбящих Радость»!
Молитва от отчаяния и депрессии(очень мощная сила!)
Молитва перед иконой «Всех Скорбящих Радость»:
Боголюбивая Царице, неискусомужняя Дево, Богородице Марие, моли за ны Тебе возлюбившаго и рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа Бога нашего: подати нам оставление прегрешений, мирови мир, земле плодов изобилие, пастырем святыню и всему человечу роду спасение. Грады наша и страны российская от нахождения иноплеменных заступи, и от междоусобныя брани сохрани. О Мати боголюбивая Дево! О Царице всепетая! Ризою Своею покрый нас от всякаго зла, от видимых и невидимых враг защити и спаси души наша. Аминь.
Всем удачи и благополучия!
Да поможет вам Господь!!! Если вы находитесь в состоянии горя или депрессии, вполне может быть, что вы обнаружите, что вам трудно молиться или вы не можете молиться вообще. Во время депрессии такое состояние «молитвенной сухости» встречается очень часто. Из десятков верующих людей с депрессией, с которыми я имела дело, не было ни одного, кто не жаловался бы на молитвенные трудности. Кажется, что неспособность к молитве можно рассматривать как один из симптомов состояния депрессии.
Горькая ирония жизни: как раз тогда, когда поддержка Господа и ощущение Его присутствия особенно важны для человека, обращение к Нему не получается. Вы пытаетесь молиться, но чувствуете, что ваша молитва формальная, механическая, слова молитвы кажутся вам бессмысленными, и от этого вам становится еще хуже. Вы начинаете испытывать чувство вины за то, что вы такая плохая христианка (или плохой христианин), а чувство вины, как водится, усугубляет ваше и без того нелегкое состояние.
Если такое происходило или происходит с вами, не переживайте: вы в обычной ситуации, которая представляет из себя правило, а не исключение.
Если в горе или в депрессии вы не можете молиться, как раньше, не терзайте себя упреками в недостатке веры и в том, каким бездуховным вы стали. Не думайте, что с вами произошло что-то необратимое и что вы навсегда попали в объятия Сатаны. Когда ваша депрессия закончится (а она обязательно закончится, поверьте мне!), вы снова обретете желание и способность молиться.
Помните: наш Бог – не бухгалтер, тюремщик и судья в одном лице, который конторской книгой в одной руке и с секундомером в другой с пристрастием следит за вами, отмечает количество и продолжительность ваших молитв, а потом выносит вам приговор. Он – любящий и всепрощающий Бог, Чья любовь так велика и сильна, что не поддается оценке человеческим разумом. Он видит вас, понимает, каково вам сейчас и хочет вам помочь.
Некоторые советы тем, кто испытывает трудности в молитве при депрессии:
Несмотря ни на что, попытайтесь все же молиться каждый день, хотя вам и не хочется.
Не требуйте от себя слишком многого. Не проводите сравнений с тем, что было, когда у вас не было депрессии. Не становитесь на молитву, заранее определив ее время (скажем, 10 или 15 минут). Возможно, у вас не получится молиться так долго, что даст вам еще один повод к самобичеванию (чем вы уже и так слишком усердно занимаетесь).
При депрессии трудно сосредоточиться на чем бы то ни было, включая молитву. Пусть ваша молитва будет краткой, но прочувствованной.
Если вас мучают угрызения совести, что вы не можете молиться подолгу, «как раньше», разбейте вашу молитву «на кусочки» и молитесь по одной минуте несколько раз в день. Помните: лучше краткая молитва, чем никакая!
В состоянии депрессии лучше молиться своими словами (когда вы читаете молитву, из-за рассеянного внимания велика опасность соскользнуть в механический «бубнеж»). Поделитесь с Богом вашей болью. Например, вы можете сказать: «Господи, мне так плохо сейчас. Я не знаю, как мне жить дальше. Господи, прости меня и помоги мне!» Или: «Господи, у меня так тяжело на душе, что я даже не могу молиться. Прости меня, Господи, и помоги мне выйти из этого состояния».
Если даже такие совсем короткие молитвы представляют для вас трудность, помолитесь «Иисусовой молитвой»: «Господи, помилуй меня, грешного».
Если вы хотите молиться известной молитвой, а не своими словами, возьмите краткую, простую, хорошо известную, например, «Отче наш». Постарайтесь, несмотря на ваше настроение, прочесть ее с чувством, а не автоматически. Однако не обвиняйте себя, если вам покажется, что вы молитесь «не от души». Бог вас слышит.
Если вам трудно все выше перечисленное, напишите короткую (в одну фразу или пару фраз) молитву на карточке или маленьком листочке бумаги. Носите ее с собой и читайте по несколько раз в день.
Помните: молясь, вы боретесь с депрессией!
Помните: ваше состояние – не навечно. Мужайтесь и наберитесь терпения. Божья любовь всегда с вами.

Новое на сайте

>

Самое популярное