Домой Гадания Бурятская шаманка напророчила бьянке брак и детей. Шаманы и их колдовство. С широко закрытыми глазами

Бурятская шаманка напророчила бьянке брак и детей. Шаманы и их колдовство. С широко закрытыми глазами

Жители острова Ольхон, расположенного в северо-западной части озера Байкал, считают этого ясновидящего, одного из самых известных людей края, местным Нострадамусом. Выдающийся прорицатель Барнашхэ Балтаханов, которого в миру называли просто Барнашкой, жил в ХIХ - первой трети ХХ века, родился приблизительно в 1830 году, умер в 1924 году в 94-летнем возрасте, безошибочно отмерив столь же долгий век своей внучке…

С широко закрытыми глазами

Барнашхэ родился в крестьянской семье (или в семье кочевников, которых заставляли заниматься земледелием), в школу не ходил и был абсолютно неграмотным. Росту он был среднего. Скорее щуплый, чем упитанный, более светловолосый, чем основное бурятское население. Жена его происходила из среднезажиточной семьи, в браке родились дети — дочь и сын.

Известно, что предсказывать будущее Балтаханов начал после двадцати лет, в середине XIX века. Он просто ходил по домам как юродивый и вещал. Говорил много, временами безостановочно. Обычно пророчествовал с закрытыми глазами, прислонившись спиной к печке.

Изъяснялся Барнашка по-бурятски и достаточно образно, поэтому односельчане понимали его довольно плохо и не всегда разумели, что он им говорил. Записей, подобных катренам Нострадамуса, провидец тоже не вел. Но содержание его предсказаний передавалось от поколения к поколению в устной форме, и таким образом сведения дошли до нашего времени.

Еще век назад он провидел электрификацию всей страны, повсеместное распространение радио и автомобилей. Вот некоторые его предсказания в переводе на русский язык:

«Придет время, когда люди не будут разводить огонь, не нужны будут печи и котлы. Люди будут брать огонь с потолка, со стен».

«Люди перестанут ездить на лошадях, телегах. Появятся железные кони, которые не будут нуждаться в траве и сене. Будут ездить на одних колесах».

«В домах появятся люди без рта, глаз и ушей, невидимые, но говорящие и поющие».

Барнашка предвидел и многие глобальные события ХХ века, в частности, революцию 1917 года, раскулачивание и репрессии 30-х годов, Великую Отечественную войну, а также (это еще не случилось) уход бурят с берегов Байкала.

Предречения Балтаханова выглядели так:

Про революцию и войну: «Царская власть падет, законом будет вершить человек-каторжанин. Царскую семью убьют. К власти придет человек с черными волосами… Новая власть удержится 70 лет. Четырехлетняя война начнется на западе, а закончится на юго-востоке. Из 10 человек домой вернутся 5-6 человек. После этой войны надолго установится мир».

Про раскулачивание и репрессии: «Богачи разводят хозяйство, строят и накапливают деньги. Все их богатство пропадет, сами они попадут в трудные места, где будут мерзнуть и голодать, от их усадеб ничего не останется, кроме двух-трех столбов».

Про территорию Прибайкалья: «Землю опутают железные змеи, со дна Байкала будут добывать черное золото, а всю воду из озера перекачают в искусственную котловину». Слова «черное золото» все трактуют одинаково – нефть. Эти события, как ожидается, еще впереди…

Про вытеснение бурят с берегов Байкала иноземцами: «Первым переселенцам помогут, вторые уедут без проблем, третьи уедут, с трудом опираясь на трости и держась за коровьи хвосты». Согласно предсказанию, приют изгнанники найдут в тайной долине, вход в которую отмечен белым писаным камнем в теснине между гор, где-то в Монголии. Но до этого времени мы тоже еще не дожили.

«После третьего раза (последнего изгнания бурят), – продолжается прорицание, – может случиться страшная 40-дневная огненная война, когда на земле возникнут катастрофические огненные смерчи, после нее люди станут меньше ростом и разбредутся по всему свету. Их останется так мало, что они будут вынуждены искать себе подобных».

Верным признаком того, что пора сворачиваться с насиженных родовых мест, по прогнозу ясновидца, станет начало строительства железного моста через реку Сарму. Если исход не состоится, то местные жители увидят на берегах Священного озера военных людей в голубых касках.

Не зарастет народная тропа…

Во время моего путешествия на Ольхон я встретился с главным шаманом Валентином Хагдаевым. По его рассказу, у деда Барнашки было две внучки.

« Старшая Дэндэ не ухаживала за дожившим до глубокой древности вещим старцем. Младшая Айхэ была совсем иной. Она за ним ухаживала, готовила и кормила постаревшего предсказателя. Он говорил о том, что придет другое время, и тогда Айхэ проживет ровно столько же, сколько прожил сам дед Барнашка – 94 года».

В начале ХХ века он уже был глубокий старик, вернувшийся на родину после скитаний. Балтаханов обошел всю Бурятию, подолгу жил в буддистских дацанах. И только теперь стараются вспомнить и передать внукам, к кому и когда он шел. Прямых потомков у него не осталось, но потомки его рода есть, живут они ныне в селе Анга, у Еланцов.

До села Анга мне надо было пройти пешком километров семь. Переночевав у гостеприимного Валентина Хагдаева, утром тронулся в путь. Там я встретился с правнучкой деда Барнашки, 70-летней Галиной Протасовной, женой пожилого шамана Игната Францевича Хоргоева, которая приехала из Улан-Удэ. Прадед умер еще до ее рождения, а сама она помнит лишь немногое из того, что мать Айхэ рассказывала ей в детстве:

« Отца Барнашки звали Бутухан, а мать Хабаля. Они были простые крестьяне. Прадед в семье был единственный сын. В школе он не учился. Говорил в основном по-бурятски. Он много ездил по Бурятии, жил при дацанах. И все, о чем там говорили, он слушал и запоминал…»

По пути у придорожных бурятских юрт, ныне ставленых только для торговли и туристов, я разговорился с пожилым бурятом. Он, конечно, тоже знал обо всех предсказаниях деда Балтаханова, но пересказывать их неизвестному прохожему, а тем более говорить о роде и родне Барнашки, не рискнул.

Более словоохотливым был молодой Станислав Грешилов, работник Ольхонской администрации:

«Каждый бурят обязан знать свою родословную вплоть до седьмого колена. Мой дядя рассказал, что дед Барнашка фактически наш родственник. Через внука деда Собходея мы родня».

О чем дед Барнашка пророчил, знают уже все дети: что будут птицы летать железные, что все будет опутано проводами и железом. Говорил о том, что будут и телеги без коня. Что общение между людьми будет не напрямую, а через ящики.

Посмертные тайны

Хоронили деда Барнашку по монгольскому обычаю. На обряде погребения присутствовал родной дед Станислава Грешилова, родившийся в 1913 году. Он шел рядом с лошадью, везшей останки Барнашки на погребение. Но где именно находится могила легендарного предсказателя, никто нынче не знает.

«Мне мать рассказывала, - вспоминает Галина Протасовна, - что как сто лет со дня похорон исполнится, так могилу его найдут».

В опустевшем и разрушенном улусе Шулута, где жил Барнашка, долгое время оставался стоять только дом прорицателя. Он, возможно, сохранился бы и до наших дней, если бы невеста его сына не вывезла по бревнам в местность Анга, где он спустя некоторое время и сгорел. Сама женщина ослепла, и местное население сочло это расплатой за нарушение предсмертного завета Балтаханова – не переносить дом.

Одна из легенд, связанных с именем Барнашки, гласит, что вся дальнейшая история бурятского народа записана на правой лопатке прорицателя. Умирая, ясновидец завещал, чтобы его тело не хоронили в земле, а оставили на помосте (может быть, потому место упокоения до сих пор и не найдено), так как через 100 лет на его костях должны проявиться все предсказания: и те, которые он сделал при жизни, и новые.

В 1950-е годы ученые во главе с академиком А.П. Окладниковым искали могилу прорицателя, но местные жители отказались им помогать: ведь время для ее обнаружения еще не пришло…

Многие посвященные отрицают грядущий исход бурятского народа из Сибири. Равно как и ставят под сомнение вопрос о возможной «сорокадневной войне». Как бы там ни было, все остальные предсказания Барнашки уже сбылись.

И осталось еще 12 лет до даты обнаружения мощей юродивого Барнашхэ Балтаханова. Возможно, тогда, в 2024 году, мы узнаем наверняка, что ждет Россию в грядущем…

Details Hits: 6988

У разных народов прославились своими предсказа­ниями провидцы будущего. У бурят самым известным небуддийским предсказателем считается Барнашка (в бурятском произношении - Барнашхэ Балтханов или по документам Барнашка Бутуханов) - родом из улуса Шулута, располагавшегося ранее рядом с посёлком Еланцы. От этого улуса сейчас не осталось никаких следов. В память о легендарном предсказателе на въезде в Елан-цы, в распадке, где стоял его дом, установлено сэргэ и при реконструкции автомобильного спуска к пос. Еланцы от с. Петрова фирмой «Агродорспецстрой» в 2000 г. обустроена площадка у святого места. Расположенная рядом гора прозвана в народе Барнашкой. Умер он в 1924 г. в 94-летнем возрасте. Родом из крестьян, в шко­лу не ходил и грамотой не владел. У Барнашки было двое детей: дочка и сын. Правнуки его живы и со слов своих родителей, запомнили рассказы об удивитель­ных предсказаниях своего деда, при жизни которого на них мало кто обращал внимание, но после его смерти, когда предсказания стали сбываться, Барнашка про­славился среди бурят как предсказатель. Никаких за­писей, подобных знаменитым катренам Нострадамуса, бурятский провидец не вел. Содержание его предска­заний передавалось от поколения к поколению в устной форме, при этом зачастую обогащалось и обновлялось народными сказителями, поэтому точно определить ка­кие из приписываемых ему предсказаний подлинные, а какая их часть сочинена в новейшее время, уже не представляется возможным. Кроме него прославился своими предсказаниями бурятский лама, ширетуй (на­стоятель) Баргузинского дацана Цыден Содоев (1846-1916), проживавший в тоже время, что и Барнашка, на противоположном восточном берегу Байкала в Баргу-зинской долине. Соодой-лама в течение 5 лет обучался в крупнейшем тибетском монастыре Брайбун, совер­шил паломничество в Индию, Непал, Цейлон, Бутан, в 1896 г. присутствовал в Санкт-Петербурге на церемо­нии коронации императора Николая II, ездил с наслед­ником Цесаревичем на Дальний Восток, на Сахалине встречался с Чеховым, слыл образованным для своего времени человеком. Он сумел точно, без лабораторных исследований воды, определить от каких болезней из­лечивают большинство минеральных источников в Баргузинской долине. Соодой-лама предсказывал скорые гонения и «репрессии против шаманов, новыми людьми у власти, которые будут носить кожаные куртки», что все дацаны будут разрушены и на их месте будут скот­ные дворы, буряты перестанут кочевать, дрова и сэргэ станут ненужными, многолетнюю войну, из которой Россия выйдет победителем, появление поездов, спут­ников и радио. Он предсказал, что в 1961 году, «в год белой Мыши белый дракон взлетит» (в апреле 1961 г. был запущен первый космический корабль с человеком на борту - белоснежный «Восток», однако, надо заме­тить, что белоснежные ракеты с собаками на борту вы­водились на орбиту Земли с 1957 г.). Известно также его пророчество о наступлении для бурят трудных вре­мен, когда они будут вынуждены покинуть свои родные земли. В народном фольклоре пророчества этих двух бурятских провидцев, оставшиеся незаписанными на бумагу, при передаче их в устной форме, слились в еди­ный массив предсказаний, так что теперь трудно опре­делить, кому из них принадлежат, отдельные наиболее часто повторяющиеся примеры их видений будущего.

О жизни предсказателя Барнашки известно мало. Не сохранилось ни одной его фотографии, личной вещи, документа или записи. Исследователи его жизни рас­ходятся даже в правописании его фамилии (Балтханов, Бартагаев, Арганов) и даты его рождения (по мнению С.Д. Бабуева даты его жизни 1860-1924 гг.). По мне­нию ольхонского шамана В. Хагдаева, известна лишь дата его смерти и предсказание своей внучке Айхэ, что она проживет столько же сколько он. Айхэ умерла в 94-летнем возрасте, из чего заключают, что Барнашка умер в 94 года. В молодые годы Барнашка 19 лет про­вел в скитаниях, переходя из одного бурятского улуса в другой. Таким образом, он обошёл все улусы Приольхо-нья, затем по льду перешёл в Баргузинскую долину, от­туда - в Вехнеудинск (современное Улан-Удэ). В своих скитаниях доходил до Хубсугула и Дархадской котлови­ны (Монголия). Вернувшись через Тункинскую долину в Приольхонье, Барнашка поселился на постоянное местожительство в улусе Шулута. О его предсказани­ях рассказывали в середине 50-х гг. прошлого столетия уважаемые старейшины села Черноруд, пос. Еланцы и ольхонские буряты. Ему приписывают предсказания о падении власти государя с черными волосами, битве бедных и богатых, четырехлетней войне, о появлении электричества, радио, автомобилей, уходе бурят с бе­регов Байкала, великой огненной войне и последующих мировых катаклизмах. Он говорил, что «люди на 70 лет забудут Бога, но Бог снова придёт», что человек должен любить природу. Что люди через стены будут слушать голоса. К некоторым из предсказаний, например, таким как рост цены на бензин, что все будут ездить на ино­странных машинах, изменение климата или появление космических кораблей можно, вероятно, относиться со здоровым скепсисом, как формам проявления совре­менного народного мифотворчества, так как слов бен­зин и космические аппараты в то время просто не было, и о подобных предсказаниях странным образом вспом­нили лишь в последние годы. Ему приписывают сле­дующие слова: «Царская власть падёт, законом будет вершить человек-каторжанин. Царскую семью убьют. Погибнут высокопоставленные деятели. К власти при­дёт человек с чёрными волосами, его сменит правитель с белыми волосами и он развалит государство. Новая власть не удержится 70 лет, падёт (действительно, СССР просуществовало 74 года, 1917-1991 гг.). Не завидуйте богатым людям, они обеднеют, а бедняки - разбогатеют». «Зря богатеете, скоро всего лишитесь. Нынешние богачи (первых десятилетий XX века) разво­дят хозяйство, строят и накапливают деньги, но все их богатство пропадет, сами они попадут в трудные места, где будут мерзнуть и голодать, от их усадеб ничего не останется, кроме двух-трех столбов. Придет время, ког­да люди не будут разводить огонь, не нужны будут печи. Люди будут брать огонь с потолка и со стены. В домах появятся люди без рта, глаз и ушей, невидимые, но го­ворящие и поющие». Люди смогут регулировать рож­дение детей, кто захочет мальчика - родится мальчик, кто захочет девочку - родится девочка.

О Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: «Че­тырёхлетняя война начнётся на западе, а закончится она на юго-востоке. Из 10 человек домой вернутся 5-6 человек. После этой войны надолго установится мир» (окончилась война, в самом деле, в Юго-Восточной Азии после разгрома Японии).

После четырёхлетней войны, «если будет новая война, то человек не будет держать ружьё в руках, а просто придёт большая вода» (цунами).

Со слов старика Бааная, который хорошо знал Бар-нашку, известно, что предсказывать он начал после двадцати лет, в середине XIX в. Он ходил по домам и рассказывал о будущем, говорил много, временами безостановочно. Обычно он начинал пророчествовать с закрытыми глазами, прислонившись спиной к печке. Па­мять у него была хорошая, он все держал в голове, ни­когда никто за ним ничего не записывал, а сам он писать не умел. В то время, когда жил Барнашка чистое поле с отдельными строениями протянулись от его улуса Шулу-та до улуса Зукуй и современного посёлка Еланцы ещё не было. Он говорил, что «в Еланцах развернётся строи­тельство, поднимутся новые дома от Шулуты на западе и до Зукуя на северо-востоке», от их деревни, останется только один его дом, что незачем накапливать богатство - все отнимут. Ему не верили, иногда даже за подобные неприятные предсказания избивали и забрасывали кам­нями. Будущее, о котором он говорил, пугало людей и часто воспринималось, как личное оскорбление. Но ког­да после его смерти предсказания стали одно за другим сбываться, о нем заговорили с уважением. От улуса Шулута действительно остался только его единственный дом, который возможно сохранился бы до наших дней, если бы его невеста сына, наперекор, его советам не трогать дом, не вывезла старый дом в местность Анга, где он и сгорел. Поселок Еланцы в самом деле разрос­ся как и предсказывал Барнашка, соединив бывшие улусы Шулута и Зукуй. Невеста его сына, считавшая его при жизни сумасшедшим, выдумывающим всякие небылицы, и нарушившая его предсмертный завет (не переносить дом и не закапывать его в землю) вскоре полностью ослепла, что местным населением было вос­принято как кара Барнашки.

Широко распространено среди местного населе­ния его предсказание, что придет время, когда буряты

Предсказание Барнашки в конце XIX в. об исходе бурят с берегов Байкала снимутся с насиженных мест, их вытеснят с берегов Байкала иноземцы - народы других национальностей, пришедшие из-за океана, и буряты будут вынужде­ны скрыться в тайной долине, вход в которую отмечен белым писаным камнем в теснине между гор, где-то в Монголии. По предсказаниям Барнашки, происходить это будет трижды. Ушедшие в первый раз - будут жить хорошо, во второй раз - жить будут средне, а последним - будет очень трудно. «Буряты переселятся в Монголию. Первым переселенцам там помогут материально. Вто­рые переселенцы уедут без проблем, третьи пересе­ленцы уедут с трудом, опираясь на трости и держась за коровьи хвосты». После третьего раза, может случить­ся в будущем ещё одна «страшная 40-дневная огнен­ная война, когда на земле возникнут катастрофические огненные смерчи», после которой люди станут меньше ростом и разбредутся по всему свету, их останется так мало, что они будут вынуждены искать себе подобных. К этому времени, по предсказанию Барнашки, терри­тория Прибайкалья преобразится до неузнаваемости: «землю опутают железные змеи» (вероятно, можно по­нимать - железные дороги, телеграфные линии и ЛЭП), со дна Байкала будут добывать «чёрное золото», а всю воду из озера перекачают в искусственную котловину. Возможно, следует понимать - современное Иркутское и Братское водохранилище, или прогноз будущего, ког­да питьевая байкальская вода по трубопроводам будет перекачиваться в искусственные резервуары, в страны, где будет ощущаться её недостаток. Толкование про­рочеств, сродни средневековому врачеванию с диагно­стикой больного по звездам и дате его рождения. Лю­бой читатель может дать собственную интерпретацию описываемых предсказаний, но что из них было верно предсказано, а что лишь интерпретировано в желае­мом содержании исследователем «задним числом» при сравнении с уже происшедшими событиями, остается вечной загадкой и интригой для людей. Сам Барнаш­ка, говорил о 40-дневной огненной войне, что «лучше, если её не будет» (т.е. может быть её не будет вообще). Запутанные фразы, в которых трудно разгадать кон­кретные события будущего, порождают лишь интерес к туманным пророчествам и дают неисчерпаемую тему для написания новых книг. Предсказания будущего, как правило, всегда звучат неопределенно, их зачастую домысливают согласно современным знаниям и про­исшедшим историческим событиям. Особенно много всевозможных комментариев опубликовано на основе многотомной хроники, катренов - записанных проро­честв Нострадамуса, в отличие от которого бурятские предсказатели Барнашка и лама Цыден Содоев не оставили после себя никаких письменных записей, всё что мы сегодня знаем сохранилось лишь в устной фор­ме в народном фольклоре, непрерывно обогащаемом и обновляемым современными сказителями.

В словах Барнашки нет уверенности, что «огненная война неизбежна»: «Будущая сорокадневная война бу­дет тяжелей, чем четырёхлетняя война, а если этой вой­ны не будет, то человечеству грозят болезни, эпидемии, возрастёт смертность, в сознании людей будет больше негативного». Хочется надеяться, что человечество из­бежало страшного сценария «сорокадневной войны» и уже прошло сквозь предсказанные эпидемии (сперва атипичной пневмонии - птичьего гриппа, затем свиного гриппа и т. д.) и впереди грядет для всех новая эра все­общего благополучия.

Его правнуки утверждают, что Барнашка в сложные моменты жизни до сих пор является своим родственни­кам во снах и предупреждает их об опасностях. Умирая, он сказал, чтобы его тело не хоронили в земле, а оста­вили на помосте, на его костях должны были проявиться все предсказания, которые он говорил при жизни и но­вые. Однако могила его утеряна. В 1950-е гг. учёные во главе с академиком А.П. Окладниковым искали могилу прорицателя, но местные жители не захотели указать ме­сто его захоронения. Его правнуки рассказывают о том, что Барнашка перед смертью предсказал, что через 100 лет после его смерти могилу найдут и на его костях будут золотыми письменами написаны новые пророчества.

Текущая страница: 29 (всего у книги 35 страниц)

Шрифт:

100% +

Галлюциногены и музыка в работе шаманов

Шаманство не подчинено единой школе. Знания каждого шамана зависят от родословных истоков. Существуют алтайские шаманы, северные шаманы, бурятские, тунгусские, индийские, амазонские шаманы, шаманы Казахстана и другие.

Почти все шаманы используют в своих ритуалах галлюциногены, природные психодислептические вещества, которые, по их утверждению необходимы для подготовки духа при переходе в низшие миры, чтобы установить там связь с мертвыми душами. Поскольку призраки видны в скользящем, плавающем состоянии, шаманы пытаются приспособиться к их теням. С помощью галлюциногенов шаманы облегчают невыносимую боль в момент отделения внешней души от оболочки тела.

Наиболее известны галлюциногены, которые в избытке произрастают в южных краях. Северные шаманы, как правило, пользуются ядовитыми грибами.

Все шаманы, применяющие сильнодействующие природные средства, обычно страдают болезнью печени и рано умирают.

Шаманы другой школы выходят на мертвых духов посредством заклинаний и прочих колдовских ритуалов. Наиболее часто для слияния с потусторонними духами используется танец. Каждое движение в таком танце имеет свое значение в невидимом для простого смертного разговоре с помощниками духов.

Вспомните танцы из индийских фильмов, где каждое движение бровей, глаз, рук о чем-то говорит. Обученный человек может перевести целые предложения: здесь и объяснения в любви, и протест, и тревога, и мольба, и обещания, и угрозы. Это так же, как если бы радист расшифровал послание из знаков азбуки Морзе. Вот и шаманы в своих танцах говорят с теми духами, к которым обращаются за помощью и за советом. Важны также ритуальная музыка, удары бубна и колокольчиков.

Большое значение имеет одежда шамана. Шаман обычно завязывает косички. Цвет веревочек и количество косичек зависят от той проблемы, за которую берется шаман, чтобы помочь своему клиенту.

Шаманами становятся по родословной. Особенно сильными считаются шаманы-духовники, которых назначают на шаманство еще в детстве, а потом постепенно передают им знания. Шаманы обычно не выходят замуж и не женятся. Живут они в отдалении от племени. Просто так беспокоить шамана не принято. Обращаются к нему за помощью в трудные моменты жизни. Шаман может вылечить, вернуть потерянную душу (если человек при смерти), исполнить сокровенные мечты (в разумных пределах, разумеется), найти вора, наказать врага по просьбе обиженного, вылечить скот и т. д.

Ритуалы шамана изнурительны. Во время работы шаман теряет много сил, теряет в весе. Шаману приносят подарки, еду и воду.

Шаманы преданно служат своим духам, а духи за это помогают им. Так же, как знахари, они молятся святым. Святые же, видя смирение и чистоту намерений, помогают исцелять тех, о ком просят шаманы.

В работе шаманов и знахарей много схожего. Например, если в момент танца шамана попасть в его тень, можно погибнуть. Нельзя подглядывать за шаманом, так же как и за знахарем, в момент его работы. Нельзя не заплатить шаману за проделанную работу. Пожалеешь денег – можно совершенно разориться. О шаманах, как и о знахарях, не говорят плохо даже за глаза: кулы (помощник духа) узнает и накажет неприятностями или болезнью. Нельзя выдавать себя за шамана – это очень опасно, рано или поздно наступит расплата, так как духи ловят лживые слова и не потерпят искажения их ритуалов.

Возвращаясь из Загорского монастыря, я была в Москве. У меня было свободное время до поезда. Я сидела на вокзале и услышала, как некая дама агитировала людей сходить к шаману. Она утверждала, что он за пять минут может вылечить любую болезнь. Я решила посмотреть на этого уникума. Нас повезли на автобусе, и вот наконец встреча. Когда я услышала, как он жутко перевирает шаманские термины, молча встала и ушла. По дороге к вокзалу все время думала о нем. Мне было жалко этого человека. Я могу назвать десятки людей, которые брались шутить с духами, но потом эти шутки вышли им боком. Духи шутить не любят.

Шаман-провидец

У шамана-провидца есть три помощника, три духа: один хранитель, один посланец, один посредник. Обычно такой шаман работает в темноте или ему завязывают глаза, чтобы обострилось внутреннее зрение. Шаманы-провидцы называют свои предсказания «Большие Сны». В зависимости от того, к какому именно духу обращается шаман, берется и соответствующий бубен. Бубны изготавливаются из разных пород дерева: из вяза, рябины, ивы, черемухи, ореха, корня лиственницы, ясеня, дуба, красного дерева и так далее. Кожа на обтяжку бубна также выбирается по назначению. Используют кожу молодого оленя, кабарги, косули и других животных.

Шаман-провидец, как я уже говорила, обладает вторым, внутренним зрением. Он может, находясь в трансе, преодолевать пространство и вторгаться в потусторонний мир. Возвращаться назад из такого «путешествия» очень болезненно. Поэтому шаман-провидец старается не брать в работу несерьезные просьбы типа: где мне найти козленка? Жалко, конечно, животное, но здоровье шамана намного дороже.

Известны случаи, когда шаман не мог вернуться из «путешествия» и погибал, не выходя из транса. В таких случаях говорят, что он не смог открыть обратную дверь мертвого мира.

В последующих книгах я постараюсь разъяснить, в чем схожесть работы шамана-провидца с работой тибетских мастеров и мастеров нашей школы.

У народов Азии и Казахстана шаманы-провидцы украшают бубны кровавым декором.

Кровь употребляется как человеческая, так и белого барашка. Раньше (втайне) не щадилась кровь иноверцев.

Если шаман невзлюбит пришедшего с просьбой о предсказании человека, то может сказать совсем не то, что увидел.

Особо точные предсказания удается извлечь через духов в полнолуние.

Не ходят к шаману в дождь и по нечетным числам.

Как шаман направляет удар через животное

Чтобы вылечить человека или, наоборот, навредить ему, шаман использует проводника – животных или птиц. Так же делают и наши мастера, но обряды и заклинания отличаются друг от друга. Поскольку я пишу о работе шаманов, то и буду говорить о их способах и методах.

Скажем, человек заболел. Что делают в таких случаях? К дереву, которому не менее трех лет, привязывают за веревочку (красного цвета) курицу. Отходят на некоторое расстояние и бросают в направлении ствола отломленные от этого дерева палочки с заклинаниями, не обращая внимания на то, как шарахается и мечется курица. На курицу смотреть совсем нельзя. Если ваш взгляд хоть раз упадет на нее, считайте, что ритуал загублен и бесполезен. Когда я училась этому, то для меня самым трудным оказалось не смотреть на курицу которая билась от страха, пытаясь увернуться от палочек. Три или четыре раза у меня ничего не получалось, и бабушка сердилась, поскольку достать черную (обратите внимание – черную) курицу очень трудно, а использовать в работе одну и ту же нельзя. После прочтения заклинания курицу отвязывают, следя за тем, чтобы она вас не поклевала до крови. Кровь также служит помехой в работе. Затем курицу отпускают. Я знаю, что она после этого подыхает, а человек остается жить и быстро выздоравливает. Вот такое заклинание следует читать:

Духи Арак, Ииула, Амба-Ала.

Жертвую вам эту птицу.

Ее крылья черны, ее клюв красен,

У нее желтые, круглые глаза,

У нее теплая, вязкая кровь,

У нее есть печень и сердце.

Возьмите ее вместо (имя больного).

Духи, возьмите ее себе.

У нее сладкая кровь и белое мясо.

Арак, Ииула, Амба-Ала.

Это я (свое имя)

Отдаю эту птицу взамен (имя больного).

Оберег от шамана

Я научу вас многим оберегам от колдовства сильных шаманов. Вот один из них. Повесьте пучок перьев на веревочке, прочитайте оберег и сожгите на весу пучок перьев.

Заклинаю и повелеваю

Чашей, из которой пьют все духи,

Не подходить посланникам духов,

Не искать ко мне путей и подступов:

Ни через дверь, ни через окно,

Ни через трубу,

Ни по ветру, ни через воду, ни через огонь,

Ни через животных, ни через птиц,

Ни через землю, ни через небо,

Ни через бубен, ни через камланъе,

Ни через отражение в зеркале и воде.

Ибо я знаю пятую заповедь древних шаманов.

Защита от шамана

Если вы знаете, что против вас задействован по чьей-то просьбе шаман или вы поссорились с самим шаманом, не отчаивайтесь. Повторяю еще раз: если есть яд, то есть и противоядие. Так и бабушка моя любила говорить. Постепенно мы освоим с вами школу шаманства, а также, я надеюсь, и остальные высшие учения китайских мудрецов, а это очень древняя и уважаемая школа. Познакомимся также со школой Тибета, школой Африки, школой Филиппин, расширим знания по Буду и так далее. Я ведь многому научилась у бабушки и хочу научить вас, мои дорогие ученики!

Учитывая многочисленные просьбы, я, как и обещала, продолжаю начатый в предыдущих книгах раздел «Советы ведунов».

* * *

Нельзя дергать седые волосы и тем более демонстрировать их другим. Седых волос будет еще больше. Делайте лучше так: поднесите нож к седому волосу и заговорите, шепнув три раза:

Седой лунь, а не я

И седина не моя. Аминь.

* * *

Порой неудобно отказать, если просят вымыть пол или подмести после покойника. Пока покойного не увезли, не делайте этого ни в коем случае.

За кем я мыла и мела,

Того в свой дом не зову и не звала.

Аминь.

* * *

Если иногда не спится, то это терпимо. Но если постоянная бессонница, то это очень тяжело для человеческого организма.

В одну из таких ночей подойдите к окну, постучите по стеклу костяшками пальцев и прошепчите так:

Господь небо благословляет,

Раба (имя) засыпает,

Господь землю благословляет,

Раба (имя) засыпает.

Господь небо, землю благословит,

Раба (имя) крепко спит.

Аминь. Аминь. Аминь.

* * *

Если соседи без конца что-нибудь занимают и не возвращают, а вам неудобно отказать, то, когда уйдет от вас в очередной раз соседка, возьмитесь за скобу и скажите:

Ногами ходи, руками не бери,

Языком не проси.

Господи, благослови. Аминь.

* * *

Беременная женщина не должна вязать и шить, ребенок может пуповиной обвиться. Если такое уже случилось, бросьте клубок шерсти на пересечение двух дорог и скажите:

На тебе, нечистый, клубок

Себе на рог,

А ко мне не ходи на порог. Аминь.

* * *

Перед тем как перекопать землю на огороде под зиму, скажите:

Вверху, кто грызет,

Внизу, кто дает. Аминь.

На будущий год вредителей будет меньше, а урожай будет больше.

* * *

В канун сочельника посмотрите в окошко, стукните легонько в стекло и скажите шепотком:

Воры, воры, как бы вы были не скоры,

А именем Христа засовы и затворы.

Кто тот затвор затворил,

Того Христос благословил.

Кто станет тот затвор отворять,

Тому бы именем Христа

Беды не миновать. Аминь.

* * *

Если вы уронили деньги на кладбище, то по возможности не наклоняйтесь и не подбирайте их. Если же упал кошелек, в котором большая сумма, перед тем как поднять, скажите:

Беру не у тех, кто в земле лежит. Аминь.

* * *

Во время застолья, когда гости подопьют, то ведут себя, вполне понятно, иначе. Некоторые лезут рукой или вилкой в вашу тарелку, закусывая. Зачастую даже не соображают, что делают. Этого нельзя позволять – будете жить в бедности.

* * *

Если хотите жить в достатке, посадите за один день семь деревьев, говоря при этом:

Вам расти, мне в богатстве цвести.

Как вы будете расти,

Так и мне денег не извести. Аминь.

* * *

Хорошо также для денег, для роста вашего благосостояния сыпать зерно на улице для птиц со словами:

Себе клюйте, деньгами мне плюньте. Аминь.

* * *

Чтобы в доме был достаток, надо в Петров день (см. Церковный календарь) зайти в реку с тремя ложками в руке и прочитать «Отче наш», потом «Богородицу», а затем сказать:

Люди одной ложкой объедаются,

А тремя обжираются.

Пусть в моем доме будет столько добра,

Чтоб нельзя было счесть.

Столько еды, чтобы нельзя было тремя

Ложками съесть. Аминь.

* * *

Не сливайте опивки из фужеров или рюмок и не пейте, так как человек, выпивающий опивки, впоследствии спивается. То же самое касается экономных хозяек, сливающих все после гостей в бутылку, чтобы не пропало и чтобы кого-нибудь угостить. По существу – это порча.

* * *

Если вы моетесь в бане, нужно прежде всего вымыть половые органы, а затем все остальное. Если делать наоборот, то рано наступит импотенция. Это же касается женщин.

* * *

Если вы хорошо выглядите или оделись и привели себя в порядок, чтобы пойти в гости, позаботьтесь, чтобы вас не сглазили. Уходя из дома, сделайте руки замком (пальцы в пальцы) и скажите:

Не камень, не язык, не я и не оглазина моя.

* * *

Не наступайте на разорванную карту. Помните, что цифровая информация при гадании указывает на многое. Например, на время встречи, время жизни и т. д.

Если вы обнаружили у своих дверей или же в почтовом ящике разорванные карты, не следует их жечь. Отметите, сказав при этом:

Кто дал, тот и взял. Аминь.

* * *

Нельзя стирать пеленки в той же воде, в которой вы купали малыша.

* * *

Не следует в первую очередь сажать на той грядке, которая ближе к забору. Начните лучше с другой, а грядку у забора засадите в последнюю очередь.

* * *

Найденных на участке дохлых мышей, птиц, животных нельзя хоронить на огороде. Не хоронят там даже очень любимых собак и кошек.

* * *

Не следует хранить урну с прахом после крематория в доме. Во-первых, это не по-христиански, а во-вторых, навлекает смерть.

* * *

Огарочки от свечей после молитв дома уносите в церковь, кладите в специальный поддон, который обычно там имеется.

* * *

В день Ивана Предтечи (день усекновения головы) не едят ничего круглого по форме: яблок, арбузов, апельсинов и т. д. Нельзя брать в руки топор, косу. Не рубят капусту. Не делают работу в огороде, чтобы не было беды в доме и сумасшествия в роду.

* * *

В последний выгон пастуху надо дать небольшой подарок, сказав про себя:

Век бы ты пас мое стадо и побольше. Аминь.

Тогда у вас будет водиться много скота.

* * *

Если в Прощенное воскресенье (в последний день масленицы) увидите на своем заборе или на ручке двери веревку с узлами по концам, знайте, что из вашей семьи кого-то к себе привязывают, т. е. привораживают.

Если до 12 часов дня вы веревку не обнаружите и узлы не развяжете, то привязок отделать смогут только два мастера.

* * *

Принято, по поверью, в Вербное воскресенье стегнуть вербочкой по спине того, кому вы желаете здоровья. Но знайте, стегнувший вас по заду желает вам плохого. Так как, стегнув вербой в этот великий праздник, вам могут пожелать зла, и оно сбудется.

* * *

Если сглазили ваших кур и они перестали нестись, заварите им вербу с Вербного воскресенья и напоите. Яиц будет очень много, а чтоб впредь их не сглазили, подойдите к спящим курам рано утром и скажите:

Как солнце явится, так и с вами яйца.

Кто озевает, окаркает,

Тот на себя и заберет. Аминь. Аминь. Аминь.

* * *

Если из печи выпал кирпич – это к покойнику.

Отговаривают этот знак таким образом. Поворачивают голый зад к тому месту, откуда выпал кирпич, и шепчут скоро:

Печка-мати, сумей взяти,

Что рок давати.

Как едим через рот,

Отдаем через зад.

Огненна сторона,

Зеркальные берега,

Отразите, себе возьмите.

Глухой не слышит,

Слепой не видит.

Злой рок мой дом не обидит. Аминь.

* * *

Чтобы избавиться от болезни, нужно в туманный день встать в густоту тумана, назвать семь имен кровных покойников и сказать:

Я пришла отдать

То, что вы должны взять (назвать болезнь).

Аминь. Аминь. Аминь.

Затем нужно уйти. Услышав звуки или окрик, нельзя оглядываться или возвращаться. В противном случае можете вскоре умереть.

* * *

При раке матки берут последнюю тряпку от менструации, сжигают ее в лесу возле дерева с дуплом. Пепел закапывают под дерево, а в дупло кладут кусочек чистой тряпочки со словами:

Господи, что болело, пусть бы сгорело.

Что растет,

То меня к жизни вернет. Аминь.

* * *

Если ваши финансовые дела совершенно расстроились и вы уже отчаялись, нужно взять горсть ржи, горсть овса, горсть пшеницы и, придя в поле, наотмашь бросить эти семена и три раза сказать:

Господи Иисусе Христе,

Матерь Божья, Пресвятая Богородица.

Как люди без серого хлеба,

Черного хлеба, белого хлеба не живут,

Как они его всю жизнь до самой смерти

Жуют и как много хлеба поле родит,

Так бы и мне столько было добра и денег.

Аминь.

* * *

Ни в коем случае в Крещение воду из дома не дают. Конечно, всякое бывает, придет соседка, скажет, что у них нет воды. А вы вспомните мои слова.

* * *

Ощипывая гусей или кур, нельзя разговаривать, а то может напасть «щип», т. е. тело будет часто в синяках. Кроме того, начальство будет взъедаться, придираться – «защиплет».

* * *

Если вы собираетесь утопить новорожденных котят, то следует знать, какого они рода. Если в женский день женщина утопит котенка женского рода, то есть опасения, что в третьем поколении у них будет утопленник. Если есть возможность, то лучше вырастить котят, а затем раздать.

* * *

Если вы варите ребенку кашу и молоко сбежало, гляньте на численник: если нечетное число, малыш может заболеть.

Скажите так:

Как молоко не может окаменеть,

Так и мой сын (моя дочь)

Не может заболеть. Аминь.

* * *

Если у вас чешется указательный палец левой руки, кто-то будет указывать вам на ваши ошибки.

Если чешется правый палец, вам будут угрожать.

* * *

Если чешется наружный угол глаза, это к семейной ссоре; внутренний угол глаза – к реву.

* * *

Если ночью вам слышится в комнатах скрип, это может предсказывать приезд нежданных гостей, но только в том случае, если скрип был слышен в четное число.

Плохая примета, если вам слышится скрип в нечетное число: это к вести о покойнике.

* * *

Если вы запнетесь, выходя на Пасху из церкви, ждите сватов, а замужние – разлуки.

* * *

Чтобы сильно пьющий человек меньше пил, его нужно в три часа ночи подвести к колодцу, достать воды, умыть возле колодца, вытереть исподней рубахой, сказав при этом:

Перед нами воду пили,

За нами будут пить.

И покуда в этом колодце воде быть,

Раб (имя) хмельное

Не станет пить. Аминь.

* * *

Нельзя кувыркаться, когда на небе полумесяц, чтобы не было в роду полоумия.

* * *

Чтобы приворожить любимого, нужно в Чистый четверг умыться до зари и обсохнуть на ветру, говоря на ветер:

Пусть меня любит (имя),

Как пьяница вино,

Как червь любит говно,

Мать первое дитяти,

Кобыла своего жеребенка.

Возьми мои, ветер, слова,

Отнеси не на море, не на остров,

А крабу в ретивое сердце.

Сохни вода с моего лица,

Сохни кровь молодца. Аминь.

* * *

Чтобы избавиться от неудач, нужно в последнюю пятницу перед Пасхой подойти к крайней избе в селе или деревне и от угла взять щепку и сжечь в своем доме эту лучину со словами:

Как ты, крайняя из крайних,

Горишь, серым дымком дымишь,

Так бы сгорела и истлела:

Беда, невезуха, нищета, разруха.

От моего тела

Чародейского дела. Аминь.

Делать следует одному, чтобы никто не видел.

* * *

Нельзя женщинам перешагивать бурелом, мертвое дерево и пенек – дети будут неживучие.

* * *

Чтобы было везение, надо взять землю с тропы муравьев (ее хорошо видно), бросить в воду в грозу и при ударе грома сказать:

Везде пройду, а счастье добуду. Аминь.

Про таких говорят: заговорен на муравьиной дорожке.

* * *

Если человек поднимет подклад или откуп на улице (то, что выбрасывают хорошего, чтобы откупиться от болезни), на него находит тоска: не ест, не пьет, погибает. Самое верное отнести подклад туда, где взяли, и сказать:

Я взяла, я и вернула.

Кто мне отдал, тот и забрал. Аминь.

* * *

Если на месте сгоревшей бани ставят новую, то под порог кладут перья от черной курицы, говоря при этом:

Банник-хозяин, возьми перьев себе,

Держи беду на замке. Аминь.

Иначе все, кто будут мыться в новой бане, мытью будут не рады.

* * *

Взяв золу от сгоревшего дома, можно влиять на врагов, держа ее всегда при себе. Но сперва наговорив на нее:

Как ты, домина, горел, так бы враги горели

Да мимо меня глядели. Аминь.

* * *

К сожалению, бывает, что при опускании гроба в могилу или при других обстоятельствах он переворачивается.

Это плохая примета. Девять лет после этого кровным людям будут сопутствовать беды и трагедии. Что можно сделать в таких случаях? Берут песок с двух берегов в лунную ночь. Брать должны две женщины, которые уже рожали детей. Они должны быть в кровном родстве с умершим, чей гроб роняли. Делают женщины грядку, кладут в нее взятый с берегов песок и шепчут по очереди:

Когда наш песок взойдет,

Тогда (имя покойника) нас к себе заберет.

Аминь.

* * *

Если беременную жену бросил муж, то, чтобы он вернулся и уже не уходил, делают так. Приглашают двух вдов и одну девку для помощи. Кроме брошенной женщины с нею должна быть еще мать или другая кровная женщина (тетка, сестра, племянница), если брошена сирота. Нужно, чтобы всего было пять человек, как пальцев на руке.

Они должны прийти на пашню, где поле уже вспахано, и каждая должна помочиться.

Мать (или другая кровная родственница) должна при этом сказать:

Пятеро поссали,

Пятеро привязали раба (такого-то)

Крабе (такой-то). Аминь.

Уходят все, как и приходили, абсолютно молча. И никому до самой смерти не рассказывают о том, что сделали.

* * *

Если у человека ломит спину и ноют кости, нужно тереться о подпорки забора и говорить:

Как у тебя, забор, доски не болят,

Подпорки не ломит, так и мои кости,

Суставы и полусуставы

Чтоб не болели

И не немели. Аминь.

* * *

То же самое действие от щепы, отколотой от подпорки забора, если ее срезать ножом и дать ей «потанцевать», т. е. покипеть в воде с тремя ножами, и говорить при этом:

Как вы пляшете в воде,

Так бы плясать мне.

Дай, Господи, здоровья моим ногам. Аминь.

Остудив воду настолько, чтобы ноги терпели, попарьте их в этой воде. Ноги больше болеть не будут.

* * *

Кто в пятницу посты соблюдает, в грязи не возится, тому Господь помогает.

* * *

Вышедшая снова замуж вдова, не моется в бане вместе с мужем, чтобы не отправить и этого мужа к первому.

* * *

Чтобы муж не бросил, нужно сплести на третий день Троицы венок, отстоять с ним потом в церкви, держа его на груди всю обедню, и положить его на девятый день под подушку мужу, говоря при этом:

Сила Господня правит,

Троицына сила поправит.

Как то верно, что я с этим венком

В храме стояла

И на груди венок всю обедню держала,

Так верно, что ты, муж мой,

Весь век будешь со мной.

Аминь.

* * *

Не бросайте на пол испачканные пеленки и ползунки – дети будут жить в нищете.

* * *

Если вам дарят икону, отдайте хоть немного денег тому, кто ее принес. Кто украдет икону, у того она все силы вытянет: у виновного и у всех в семье. Такую икону отдают в храм.

* * *

На Пасху дают разговеться (поесть яиц и кулича) тому, кто в доме болен. Дают с левой руки и босиком. Больной быстрее выздоровеет.

* * *

Парализованного человека (не более года) несут в день Прокла (смотрите календарь) и кладут его на росу. Раз в год, именно на этот день, роса поднимает недвижных.

Читают при этом так:

Проклова вода, целебна роса,

Святая слеза, смой, сполощи, подними.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Хорошо в Проклов день росой глаза протереть для лучшего зрения.

* * *

Считается опасным и тяжелым днем, когда число 13 совпадает с пятницей. Уже с утра, перекрестившись, прочитайте «Отче наш», а затем скажите:

Святая пятница сильней,

А я, раб (имя), стою за ней,

А не за сегодняшней. Аминь.

* * *

Самый короткий месяц февраль – это знают все. Но не все знают, что 13 февраля не следует ломать хлеб, рубить дрова (заранее позаботьтесь), занимать и отдавать деньги, крестить детей, сватать невест, отымать от груди, ругать снох (дети будут у нее болеть). Не поднимают кнут на скот.

* * *

Я уже говорила в книгах, что есть дни, по которым знающие люди откупаются от болезней, от беды, бросая деньги и золото на кладбище, на перекрестке и в других местах. Известны случаи, когда человек, который поднял их, в этот же вечер очень сильно заболевал или умирал. Особенно осторожным нужно быть 1 марта, 9 января, 7 и 8 июля, 13 февраля, 10 декабря, 3, 6, 9 мая.

* * *

Объясняйте детям, что не следует подбирать на перекрестке узелочки с цветными тря-почками, катушки красных и черных ниток, пустую, но красивую баночку.

* * *

Если вам переехала дорогу свадебная машина, скажите:

Господи, благослови!

Если ритуальная или похоронная процессия, то скажите:

Господи, помилуй!

* * *

Прежде чем собирать урожай гороха, перекреститесь и скажите:

Сколько гороха, столько денег. Аминь.

Ни в коем случае нельзя собирать урожай гороха и лука, если вам известно, что кто-то умер.

Нельзя также по какой-то причине плакать при сборе гороха и лука – будут слезы за слезами.

* * *

Если невеста спрячет ложку, с которой жених ел в день свадьбы, и накормит его с этой ложки, не в прямом смысле, а даст эту ложку в 3-й, 7-й, 9-й и 40-й день, а также на день свадьбы, то он весь век будет при ней.

* * *

Чтобы муж меньше пил, надо, пока он спит, посолить ему четверговой солью (с Великого четверга) сперва голову, затем грудь, а затем ноги и сказать:

Как люди водку не солят,

Так и тебя водка не неволит. Аминь.

* * *

Уходя из дома, не приостанавливайтесь у порога. Нельзя этого делать.

* * *

Если мужу время от времени давать с ухой рыбью голову, да с такими словами при этом:

Рыба век по веку молчит,

Ни слова не говорит.

Так и ты, раб (имя), молчи,

Против слова не говори. Аминь,

он не скажет вам против ни одного слова.

О таинственной и во многом бурятского шамана Барнашки и , адресованных всему человечеству, АРД и рассказывал уже не раз. И сколь бы наши современники ни подвергали сомнению предсказания «неграмотного Вещего Деда», вспоминают о них с неизменным постоянством - ведь часть их уже сбылась! Вот и на иркутском областном портале Роман Днепровский вновь цитирует слова незабвенного бурятского оракула, попутно называя их «слишком уж мрачными» в своей статье «Бернашхэ - «бурятский Нострадамус» из Тажеранских степей» . Но, как говорится, всё относительно - мрачные для одних, для других эти пророчества вскоре могут стать светом надежды. Однако обратимся к источнику…

…Уже давным-давно исчез с карты бурятский улус Шулуты: последнюю стоявшую здесь избу разобрали и перевезли в Ангу ещё в шестидесятые годы прошлого века - собирались поставить на новом месте.

Собрать не удалось: перевезённые на новое место брёвна таинственным образом вспыхнули и сгорели, а хозяйка, настоявшая на перевозе избы, ослепла и вскоре умерла от какой-то малопонятной болезни. Так исполнилось ещё одно пророчество-предостережение старика Бернашхэ, адресованное его потомкам: не трогать, не перевозить его дом, оставить избу для людского поклонения - иначе, с нарушителями его воли произойдёт страшная беда, да и потревоженный дом сгорит. Так и случилось.

Имя предсказателя Бернашхэ, «Вещего Деда», хорошо известно не только среди ольхонских бурят, но и по всем бурятским землям, вплоть до Забайкалья - однако, живущим бок о бок с бурятами русским это имя ни о чём не говорит, да и о предсказаниях таинственного старика ничего не известно. Это и неудивительно: слишком уж мрачные пророчества оставил после себя степной предсказатель, проживший 94 года и скончавшийся в 1924 году в несуществующем ныне бурятском улусе Шулуты.

Тело своё после смерти неграмотный старик завещал не сжигать и не хоронить в земле, а положить на специально построенном где-то в Тежеранских степях помосте, и не трогать его: мол, пройдёт сто лет - и на его костях проступят письмена, в которых будет рассказано о дальнейшей судьбе всех бурятских родов.

Когда в 1954 году в Ольхонский район приезжала археологическая экспедиция АН СССР под руководством академика Окладникова, археологи, случайно узнавшие о «Вещем Старике», просили местных жителей показать его захоронение. Никто из них не согласился сопроводить к месту погребения Бернашхэ учёных, хотя о его месторасположении многие тогда знали.

С тех пор сменилось уже два поколения, и информация о месте погребения степного пророка считается утраченной. Но, если его пророчество верно, то уже через десять лет - в 2024 году откроется не только тайное место его погребения, но и на его полуистлевших костях проступят письмена с новыми предсказаниями. Ждать осталось не так уж и долго…

…Бернашхэ не был знатен родом: происходил он из семьи простых бурятских аратов (пастухов), ростом был мал и телосложение имел щуплое, но - что совсем не свойственно для бурят, был светловолосым.

Неизвестно, что именно толкнуло его пуститься в странствия, но Бернашхэ пешком обошёл всё Прибайкалье и Забайкалье, побывал в Халхе (Монголии), обошёл все существовавшие тогда на бурятских землях дацаны, в которых подолгу останавливался - а вернувшись в родные края, начал пророчествовать.

Пророчества его походили, скорее, на приступы какой-то болезни: посреди беседы старик вдруг впадал в транс, и начинал вещать каким-то чужим голосом:

"...Буряты уйдут со своей земли в Монголию. Новым местом, где найдёт свою землю бурятский народ, будет тайная долина меж гор у озера Хубсугул. Место это будет указано тайным знаком, Белым Камнем. Тем, кто уйдут первыми, на новом месте помогут обосноваться. Остальные уйдут уже сами, и сами наладят свою жизнь. А последние будут уходить, опираясь на посохи и держась за конские хвосты и стремена всадников..."

«Сигналом» для начала исхода должно будет послужить начало строительства «моста из железа» на остров Ольхон. Но самым странным в этом пророчестве является то, что если буряты сами не уйдут со своей земли, то увидят на ней "воинов в шлемах цвета неба" - слишком явный намёк на "голубые каски" войск ООН и НАТО.

А вопрос о строительстве железного моста через пролив Сарма, который должен связать Ольхон с материком, говорят, решается уже сейчас: такая инициатива выдвинута главой МЧС России. Да и недавнее обращение монгольского президента ко всем народам монгольского корня - в том числе, и к российским бурятам и калмыкам - с призывом переселяться в Монголию, тоже заставляет задуматься.

Понятное дело, что такие пророчества не могли вызывать особого энтузиазма у соотечественников - и за них старика, бывало, крепко били, и швыряли в него камни: во все времена и во всех географических широтах это - стандартное «вознаграждение» всем пророкам от современников. Но «Вещего Деда» это не останавливало: ему важно было донести до земляков то, что открывалось ему в его видениях:

"...Богатство копить не нужно: скоро придёт время, когда богатых людей будут убивать, а их богатство достанется ворам. Лам и мудрецов будут убивать, в дацаны погонят скот, сделают скотобойни... Каторжники возьмут в плен Белого Царя, увезут его и его семью в горы, и убьют. Вершить закон будут каторжники, главным среди них будет каторжник из монгольского рода. Потом будет главным другой каторжник - человек с чёрными волосами. Каторжники и их помощники будут править Россией 70 лет, а потом еще 30 лет не будет настоящей власти... Русские нарушили свои клятвы Белому Царю - и за это будут данниками другого белого народа, который придёт с другого края земли - с Востока, из-за большого моря..."

Нет смысла комментировать это пророчество - интересно другое: примерно о том же самом и в те же годы предупреждал и другой бурятский провидец , нетленное тело которого было извлечено из саркофага для поклонения в 2002 году. Так, Хамбо-лама говорил известному буддистскому деятелю начала ХХ века Агвану Доржиеву, когда тот вернулся из Тибета:

"... - Зря Вы вернулись сюда: скоро здесь начнут убивать и арестовывать лам, разорять дацаны, превращать их в скотные дворы и скотобойни. Царская власть падёт, Император будет убит, и у Жёлтой религии в России не будет больше защитника..."

На вопрос Доржиева, не боится ли сам Хомбо-лама стать жертвой гонений, тот ответил:

" - До меня не успеют добраться: я уйду раньше..."

Возникает впечатление, что атмосфера начала ХХ века настолько "искрила", что все эти эсхатологические настроения носились в воздухе - достаточно вспомнить Освальда Шпенглера с его "Закатом Европы". А на другом конце Евразии, в то же самое время, от улуса к улусу бродил неграмотный старик-бурят, входил в дома земляков, и, прислонившись спиной к печке, закрыв глаза, начинал говорить нараспев:

"...Придёт в Монголию русский князь из монгольского рода, освободит Богдо-Гегена, которого пленили хунхузы. Потом каторжники из России подучат монголов, и те предадут русского князя, чтобы его убили, а Богдо-Гегена перестанут чтить. В его дворец будут заходить простые пастухи, будут смотреть на ложе, на котором спал Богдо-Геген. Но убить Богдо-Гегена монголы не посмеют, и за это их не прогонят с их земли...".

Тем, кому известна история «монгольского похода» барона Унгерна, ничего расшифровывать не нужно. Одно неясно: почему Бернашхэ называет Унгерна «русским князем из монгольского рода»? Может быть, разгадка в том, что фамилия "Унгерн" (Hungern) - это онемеченная форма слова "хунгар", то есть, "венгр", "мадьяр"? Ведь и венгры - народ фино-угорского корня - выводят своё происхождение от легендарных гуннов (Hunnut). Но ведь гунны и монголы - не одно и то же.

"...Большая война начнётся на северо-западе, и закончится на юго-востоке. Продлится эта война четыре года, и много воинов будет убито. Из каждых десяти воинов, которые уйдут на эту войну, вернётся только пятеро... Война закончится большими огненными смерчами в Восточном море. Много людей умрёт от этих смерчей сразу, много людей умрёт потом..."

Справедливости ради, нужно сказать, что не все пророчества Бернашхэ сулили его сородичам неприятности. Вот, например, что говорил он про вторую половину двадцатого столетия:

"...- Когда закончится четырёхлетняя война, которая начнётся на северо-западе, на долгое время между людьми установится мир. С Востока на Запад придёт Жёлтая религия: люди, живущие на Западе, забудут свою веру и будут искать ответы на свои вопросы у разных мудрецов. Потом они узнают о Жёлтой религии, и сами будут принимать её. Ламы будут ездить к людям, которые живут на западе, и много лам и учеников будет из тех людей, которые там живут. И дацаны они будут сами сооружать на своих землях..."

Вторая половина двадцатого столетия стала не только временем пробуждения интереса к буддизму у европейцев, но даже эпохой триумфального шествия "жёлтой религии" по странам Европы и Северной Америки. Этот же процесс мы наблюдаем и в наши дни. А теперь - посмотрим, какие ещё «сюрпризы» припас степной пророк - на этот раз, не для Европы и Америки, а для Сибири:

"...Байкал-море вычерпают и перельют в другое место. Это место для воды построят люди. А со дна Байкала будут поднимать чёрное золото..."

"Чёрное золото" - это нефть? Нефть. Но какая может быть добыча нефти на байкальском шельфе? Ложе Байкала - глубокая вертикальная трещина, а не плоская тарелка Каспия, и даже если под толщей воды и есть какие-то залежи нефти, то стоит ли овчинка выделки? Но тогда - что за "чёрное золото"? Обнаруженные на дне Байкала газоконденсаты?... Да и с "переливанием" Байкала в другое место, которое "построят люди", тоже не всё ясно. Что это может быть? каскад водохранилищ на Ангаре? Но ведь в них, даже и принимая во внимание строительство Богучанской ГЭС, при всём желании, не удастся вместить всю байкальскую воду. Загадка, одним словом.

Самые жуткие пророчества степного оракула из тех, что ещё не сбылись, приходятся на рубеж ХХ - ХХI столетий:

"...Когда придут из-за Восточного моря люди в шлемах цвета неба, может начаться большая война на сорок дней. Эта война будет очень страшной: над всеми странами будет много огненных смерчей. Когда эта война закончится, людей останется очень-очень мало, они станут ниже ростом. Чтобы выжить, они будут искать друг друга. Было бы лучше, если бы этой большой войны на сорок дней не случилось..."

А до того, как начнётся "большая война на сорок дней",

"...Всю Землю опутают железные змеи, а над землёй люди натянут железную паутину, и по этой паутине пойдёт невидимый огонь. Люди будут ездить на железных конях и в железных повозках, а по небу полетят железные птицы. Чтобы поговорить друг с другом, люди будут говорить слова в железные трубы и видеть друг друга через железные ящики..."

Кто знает? - может быть, за время своих скитаний по дацанам Бернашхэ услышал чей-то рассказ об изобретении телефона? или увидел телеграфные столбы?... А может быть, на какой-то из дорог он увидел редкий, по тем временам, автомобиль - и вид "железной повозки" поразил воображение неграмотного старика-бурята? Очень может быть...

Очень может быть, что уже через двенадцать лет, в 2024 году, исполнится ещё одно пророчество Бернашхэ - будет найдено место его захоронения, и на его костях обнаружатся письмена с новыми предсказаниями-загадками. А напоследок - вот вам, господа, ещё одно мрачноватое пророчество от старика Бернашхэ:

"...Через сто лет во главе Монголии и всех монгольских племён встанет потомок Чингиз Хана. Этого нового хана выберет народ. Это будет время, когда монголы и буряты станут управлять всеми людьми. Знамёна Чингиз Хана поднимутся далеко на западе. Но войны не будет: белые люди сами захотят, чтобы над ними встали потомки Чингиз Хана. Такое время наступит, если не случится страшной огненной войны на сорок дней. Это будет очень хорошее время для всех народов Земли: больше не будет бедных и голодных, люди вспомнят своих богов, станут мудрыми и добрыми. Белых людей станет совсем мало, но потом их будет больше. Потом белые люди породнятся с монголами и бурятами..."

Короче говоря, такие вот перспективы... Принимать ли всё, о чём сказано выше, на веру, или отнестись к пророчествам старика Бернашхэ исключительно как к фольклорному памятнику, яркому образцу устного народного творчества прибайкальских бурят конца ХIХ - начала ХХ в.в. - личное дело каждого. Но один вопрос читателям я позволю себе задать: может, кто в курсе - не собирается ли в ближайшее время баллотироваться на пост Президента Монголии кто-нибудь из потомков Чингизидов? Просто так спрашиваю, из праздного любопытства…

Новое на сайте

>

Самое популярное