Домой Гадания Монашеские ордена кратко. Монашеские ордена и их основатели. Упадок и возрождение

Монашеские ордена кратко. Монашеские ордена и их основатели. Упадок и возрождение

2004 г.

Введение

1. Понятие монашеского ордена

2.2. Орден ливонский

2.4. Орден иоаннитов (Иоанниты, Мальтийский орден, Орден госпитальеров)

2.6. Орден дома святой Марии Тевтонской (Немецкий орден, Тевтонский орден)

2.8. Орден меченосцев

Заключение

Список литературы

Введение

Частным видом католической организованности является монашество - гвардия католической Церкви. Монашество католической Церкви делится на ордена созерцательной и активной апостольской жизни. Последние занимаются миссионерской работой. К ним относится большинство монахов и монахинь. Ордена специализированы, т.е. каждый из них имеет свою сферу деятельности, свой стиль, свои особенности в организации. Специализация в миссионерской работе позволяет развить наибольшую производительность. Имеются монахи, живущие только в монастырях и монахи, живущие в миру, носящие гражданскую одежду. Многие монахи работают учеными при научных центрах, в университетах, многие учителями, врачами, медсестрами и по другим специальностям, оказывая христианское влияние на свое окружение. Католический монах - это не затворник, полностью удалившийся от мира (хотя есть и такие). Это активный общественный деятель, ловец человеческих душ.

Вот некоторые цифры, характеризующие состояние монашества в католич. Церкви: всего имеется около 300 тыс. монахов и 800 тыс. монахинь. Наиболее крупные монашеские объединения: 35 тыс. чел. иезуитов, 27 тыс. францисканцев, 21 тыс. салезианцев, 16 тыс. капуцинов, 12 тыс. бенедиктинцев, 10 тыс. доминиканцев (цифры взяты из книги М. Мчедлова "Католицизм", М., 1974 г.)

Монахи сыграли решающую роль в истории вина в эпоху Средневековья. В XVII в. иезуиты производили вино на прибрежных равнинах Перу, а францисканцы в XVIII в. заложили основы виноделия в Калифорнии. Традицию винопития поддерживают по сей день.

1. Понятие монашеского ордена

Орденом (ordo religiosus ) является постоянное, утвержденное Церковью сообщество мужчин или женщин, члены которого (religiosi, religiosae ) дают торжественные обеты (vota solemnita ) бедности, целомудрия и послушания и ими обязывают себя к праведной жизни в исполнении общего устава (regula).

ОРДЕНЫ МОНАШЕСКИЕ - монашеские объединения в католицизме. Первые монашеские ордена возникли в VI в. в Италии, до XI в. они существовали независимо от католической иерархии. Внутренняя жизнь каждого монашеского ордена определяется его собственными правилами, предусматривающими более или менее высокую централизацию власти, требующей безусловного подчинения указаниям сверху. Имеются так называемые нищенствующие ордены (францисканцы, бернардинцы, капуцины, доминиканцы и некоторые др.), уставы которых запрещают своим членам владеть каким-либо имуществом, приносящим постоянный доход. Те же монашеские ордена, которые не причисляют себя к указанной группе, обладают правом зарабатывать деньги, идущие в церковную казну или на благотворительные цели. Монашеские ордена подразделяются на контемплятивные, или созерцающие (их члены посвящают основную часть времени молитве и богослужениям), и активные, непосредственно участвующие в общественно полезном труде и акциях милосердия. К числу первых, напр., относятся бенедиктинцы, а к числу вторых — лазаристы. Промежуточное положение занимают доминиканцы, францисканцы и иезуиты. Орден иезуитов — самый известный среди католических орденов. Созданный в 1534 г. испанским монахом Игнатием Лойолой, он и сегодня играет активную роль в церкви и в мире. Орден руководит 177 католическими университетами и культурными центрами, рассеянными по всему миру, а также 500 школами, к-рые посещают около 1,5 млн. человек. Этот орден, равно как и другие ордена. (всего их насчитывается около 140), занимается религиозно-политической пропагандой, религиозно-воспитательной и религиозно-просветительской деятельностью в различных уголках мира, в том числе и в России. Первыми католическими монашескими объединениями, получившими распространение в России с 1724 г., стали францисканцы и доминиканцы. Позже появились августинцы, кармелиты, мариане и др. В начале XX в. на территории России действовало восемь мужских и 16 женских монастырей (700 монахов и монахинь), прекративших свое существование после 1917 г. В 1992 г. в Москве было воссоздано и зарегистрировано в Минюсте России Отделение общества Иисуса — иезуитов, в 1995 г. — конгрегация францисканцев, доминиканцев и салезианцев.

Главное отличие ордена от других религиозных организаций - наличие особого устава, утвержденного папой римским.

Торжественные обеты, которые принимаются после окончания периода послушания (новициата), подразумевают полную и безвозвратную отдачу себя ордену, а через него Богу. Они лишают члена ордена прав обладания и распоряжения имуществом, заключения брака и освобождают его от всех общественных обязательств. В некоторых орденах (как, например, в ордене иезуитов) к трем общепринятым обетам добавляется четвертый, который обязывает вступающего следовать особым целям, стоящим перед орденом. Характерным признаком монашеского ордена является обязательное проживание его членов в монастыре (clausura, stabilitas loci ). В традиции францисканцев и доминиканцев это правило заменяет stabilitas provinciae - требование проживания члена ордена в пределах определенной територии. Все монашеские ордена отличаются по образу жизни, целям и направлениям деятельности, а внешне - по монашеским одеяниям, характерным для каждого ордена.

Положения о статусе монашеского ордена и принципах его деятельности были приняты на 4-м Латеранском (1215 г.) и 2-м Лионском Соборах. Согласно этим положениям монашеские ордена освобождаются от верховного надзора епископа и подчиняются непосредственно папе римскому.

Управление орденом строго централизовано: его возглавляет генерал ордена, избираемый генеральным капитулом (capitulum generalis ) - коллегиальным органом, в состав которого входят провинциалы (ministri provinciales ) - главы региональных (провинциальных) объединений ордена. Во главе отдельных монашеских общин (конвентов) стоят избираемые полноправными членами данной общины настоятели (аббаты, приоры или гвардианы), собрание которых называется капитулом, или собором. Общины или группы общин ряда орденов объединены в структурные подразделения, называемыми конгрегациями (так, орден бенедиктинцев состоит из 18 конгрегаций). Женская ветвь ордена иногда называется «вторым орденом». При некоторых орденах (францисканцев, доминиканцев, кармелитов) существуют особые братства мирян, которые получили название терциарии («третьи ордена»). Терциарии не имеют самостоятельного статуса и их задача заключается в оказании активной помощи ордену во всей его деятельности.

Монашеские ордена подразделяются на следующие категории:

1. Ordines monastici seu monachales , члены которых называются monachi regulares («уставные монахи»): антонианцы, базилиане, бенедиктинцы и их ответвления (клюнийцы, цистерцианцы и др.) и картезианцы;

2. Ordines canonici (canonici regulares ) и ordines clericorum (clerici regulares ) - «уставные каноники» и «уставные клирики»: августинцы, премонстранцы, доминиканцы и иезуиты;

3. Ordines mendicantium , или regulares mendicantes - «нищенствующие ордена»: францисканцы, доминиканцы, августинцы-эремиты и кармелиты;

4. Ordines militares , или regulares militares - «рыцарские (военные) ордена»: иоанниты или госпитальеры, храмовники (тамплиеры), Тевтонский, Левонский ордена и другие.

2. Средневековые монашеские ордена

Первым монашеским орденом в Западной Европе был орден бенедиктинцев (основан в IV веке).

В XI веке в Европе получили широкое распространение ордена цистерианцев и картезианцев.

В XI - XII веке в связи с крестовыми походами возникают духовно-рыцарские ордены, сочетающие в уставах монашеские и рыцарские идеалы. Наиболее распространенные из них - госпитальеры, тамплиеры и тевтонцы.

В XIII веке для укрепления авторитета церкви и борьбы с еретическими движениями создаются нищенствующие монашеские ордена. Наиболее известны из них францисканцы и доминиканцы, дававшие обет "телесной нищеты" (со временем принявший чисто номинальных характер). Объединение уставной жизни со священническим служением, независимость от местных властей, подчинение непосредственно папе делало нищенствующие монашеские ордена универсальным средством воздействия на мир.

В XVI - XVII веке, в период контрреформации, для преодоления кризиса церкви создаются многочисленные новые ордена - иезуиты, базилиане, театинцы, барнабиты.

В настоящее время насчитывается около 140 монашеских орденов. Руководит монашескими орденами Конгрегация по делам институтов освященной жизни и обществ апостольской жизни.

2.1. Цистерианский орден (Цистерианцы)

Католический монашеский орден. Основан бенедиктинцем Робертом Молезмским в 1098 году.

В 1115 году был возглавлен Бернаром Клервоским.

В XII - XIII году мужские и женские монастыри цистерианцев были богаты и влиятельны. К 1300 году существовало 700 монастырей цистерианцев.

С XIV века орден цистерианцев приходит в упадок.

Из цистерианцев выделились бернардинцы, флорцы и трапписты.

В настоящее время насчитывается около 3000 цистерианцев.

2.2. Орден ливонский

Военно-монашеский католический орден. Подразделение Тевтонского ордена, созданное в 1237 г. из остатков ордена меченосцев. Орден, наряду с Рижским архиепископством, Курляндским, Дерптским, Эзельским епископством, должен был управлять Ливонией - территорией, занятой крестоносцами в Прибалтике.

Символика ливонцев напоминала тевтонскую: черный крест на белом поле, однако многие ливонцы носили плащи с символикой меченосцев: красные кресты и мечи.

В 1242 году князь Александр Невский одержал победу над рыцарями Ливонского ордена в сражении у Чудского озера ("Ледовое побоище"), был заключен мир с Ливонией на условиях ее отказа от притязаний на русские земли.

В 1309 г., после захвата Тевтонским орденом у Польши Восточного Поморья с г.Данцигом, столицей Тевтонского и Ливонского орденов стала крепость Мариенбург.

В конце XIII в. Ливонский орден вступил в соперничество с Рижским архиепископством за политическую власть в Ливонии.

После поражения Тевтонского ордена в Грюнвальдской битве 1410 г. положение Ливонского ордена пошатнулось. В 1444 - 1448 гг. орден принимал участие в войне Ливонии с Новгородом и Псковом.

После поражения в Ливонской войне 1558-1583 со стороны русских войск Ливонский орден распался и в 1562 г. был ликвидирован. На его территории созданы Курляндское герцогство и Задвинское герцогство, остальные территории отошли к Дании и Швеции.

2.3. Орден иезуитов (Иезуиты, Общество Иисуса)

Католический монашеский орден. Основан в 1534 г. в Париже испанцем Игнатием Лойолой и утвержден папой Павлом III в 1540 г.

Основой ордена является жесткая дисциплина, беспрекословное подчинение руководству и папе римскому. Орден выведен из-под епископской юрисдикции. Основной принцип ордена: "Цель оправдывает средства". Структура ордена - иерархическая, состоит из четырех ступеней. Во главе ордена стоит генерал, избираемый съездом ордена. Орден делит мир на девять ассистенций, управляющих ассистентами, составляющими Генеральный совет ордена. Ассистенции делятся на провинции и вицепровинции, а они, в свою очередь, на коллегии или резиденции.

Для ордена характерен высокий и разносторонний уровень образованности всех его членов. Благодаря этому с самого момента основания члены ордена составляли значительную часть преподавательского состава в учебных учреждениях Европы, а с конца XVII в. - и в России. В период Реформации орден стал главной опорой католической церкви. К XVII в. орден стал играть значительную роль в политике, идеологии и экономике Европы. К середине XVIII в. орден представлял реальную угрозу уже и для папства. В 1733 г. папа Климент XIV под нажимом королевских дворов Испании, Португалии и Франции, принял решение о распуске ордена.

Де-юре орден был распущен, однако его тайная деятельность не прекратилась. На тех территориях России, где иезуиты имели существенное влияние, императрица Екатерина II запретила распускать орден, предполагая использовать его как политическую силу против католической церкви.

В 1814 г. папа Пий VII восстановил нормальное функционирование ордена в полном объеме.

На конец XX в. орден иезуитов насчитывает 35 тысяч членов. Издается около 1 тысячи газет и журналов на более чем 50 языках мира. Ордену принадлежит 33 университета и 200 школ.

2.4. Орден иоаннитов (Иоанниты, Мальтийский орден, Орден госпитальеров)

Самый древний католический монашеский орден. Основан в 1023 году (по другим данным, в 1070 году) купцом Панталеоном Мауро из Амальфи (Южная Италия) и его сподвижниками, построившими больницу и приют для больных и престарелых паломников, шедших в Иерусалим.

После взятия крестоносцами Иерусалима в 1099 году орден был признан папой римским в качестве независимой религиозной организации. Полное его название звучало: "Рыцарский орден госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского".

Вступившие в орден давали три монашеских обета: целомудрия, послушания и бедности.

Около 1155 года глава ордена французский рыцарь Раймунд де Пюи принял титул великого магистра и издал первые статуты ордена.

Символом ордена стал восьмиконечный белый крест (получивший впоследствии название мальтийского), который, как правило, вышивался на рясах или плащах. К XIII веку наряд госпитальеров принял свой классический вид: красный плащ с вышитым спереди и сзади восьмиконечным крестом.

К XII веку орден достиг серьезного военного могущества.

В 1306 году орден вторгся на о.Родос и более 200 лет господствовал там, до изгнания его турками в 1523 году. После этого в 1530 году орден взял под свое покровительство император Священной Римской империи Карл V и дал ордену в ленное владение о.Мальту.

В XVI - XVII веках орден достиг наивысшего расцвета и превратился в сильную морскую державу Средиземноморья.

В 1798 году войска Наполеона Бонапарта захватили Мальту. После жестокого поражения орден перебрался в Россию под покровительство Павла I, который специальным манифестом принял на себя звание великого магистра ордена, а главной резиденицей госпитальеров объявил Санкт-Петербург.

После убийства Павла I в 1801 году резиденция ордена переносится в Италию.

С 1834 года и до настоящего времени штаб-квартира ордена находится в Риме, где занимает около двух квадратных километров. Владения ордена в Риме пользуются правом экстерриториальности.

Как суверенное государство орден имеет дипломатические отношения на уровне послов с 50 государствами. Орден имеет свою конституцию, правительство, гимн, гражданство, денежные знаки.

В настоящее время орден насчитывает около 10 тысяч рыцарей и около одного миллиона ассоциированных членов ордена, объединенных в 35 национальных секций. Членами ордена преимущественно являются крупные политические деятели и бизнесмены.

Все члены ордена делятся на три основных ранга:

Рыцари справедливости

Рыцари повиновения

Кроме того, существуют почетные рыцари и дамы.

Все нити правления сосредоточены в руках великого магистра, который избирается пожизненно из узкого круга рыцарей и утверждается папой.

В орден не принимаются разведенные или живущие во внебрачной связи, евреи и коммунисты. Членство в ордене разрешается только католикам, однако это правило не распространяется на венценосных особ.

В настоящее время орден занимается преимущественно организацией медицинской помощи и организацией паломничеств. В ведении ордена находится около 200 больниц в разных странах мира. После Армии спасения орден госпитальеров - наиболее крупная благотворительная организация.

2.5. Орден тамплиеров (орден храмовников)

Один из древних католических монашеских орденов. Основан в 1119 году французскими рыцарями в Иерусалиме вскоре после Первого крестового похода. Свое название (франц. templiers, от templ - храм) одрен получил по местонахождению первоначальной резиденции вблизи места, где, по преданию, находился храм Соломона.

"Отцом" ордена считается бургундский рыцарь Хуго де Пэйнс, который в 1118 году, участвуя в крестовом походе, вместе с восемью сподвижниками нашел пристанище во дворце иерусалимского правителя Балдуина I.

Основной задачей ордена была провозглашена защита паломников и завоеванных крестоносцами государств от мусульман.

Тамплиеры давали те же три обета, что и иоанниты, и имели аналогичную организационную структуру. Символом тамплиеров служил красный крест, который носился поверх заимствованного у цистерианцев белого плаща.

В короткий срок, благодаря пожертвованиям, занятиям торговлей и ростовщичеством, орден превратился в крупнейшего феодала и банкира Ближнего Востока и Западной Европы.

В 1128 году были приняты статуты ордена тамплиеров.

В XIII веке численность ордена достигла 15 тысяч рыцарей. Орден неоднократно использовался для борьбы с ересями и восстаниями.

По завершении крестовых походов орден обосновался в Европе, преимущественно во Франции. Опасаясь роста могущества тамплиеров, французский король Филипп IV Красивый в 1307 году добился ареста всех членов ордена и возбудил против них инкцивиторский процесс.

Обвиненные в манихействе рыцари во главе с магистром в 1310 году были сожжены на костре. В 1312 году папа Климент V упразднил орден.

2.6. Орден дома святой Марии Тевтонской (Немецкий орден, Тевтонский орден)

Католический монашеский орден. Основан немецкими крестоносцами в конце XII века на базе госпиталя "Дом святой Марии Тевтонской" в Иерусалиме.

Первоначально орден занимал подчиненное положение по отношению к иоаннитам. Устав и самостоятельность ордена утверждены папой Иннокентием III в 1198 году.

Первым гроссмейстером ордена еще до утверждения статутов стал Генрих Вальпот.

Резиденции и владения ордена располагались, кроме Иерусалима, в Германии, Италии, Испании и Греции.

В начале XIII века орден обосновался в Северо-Восточной Европе, ведя политику экспансиив Прибалтике и северо-западных русских княжествах. На захваченных землях рыцари ордена проводили насильственную германизацию и обращение населения в католицизм.

В 1410 году объединенные польско-литовско-русские войска в битве при Грюнвальде нанесли сокрушительное поражение Тевтонскому ордену.

В XVI веке, когде Реформация охватила Пруссию, владения ордена были секуляризированы. С потерей капиталов и владений орден потерял военное и политическое значение.

Тевтонский орден существует в настоящее время в Германии в форме малочисленной церковной организации.

2.7. Орден августинцев (Августинцы)

Католический монашеский орден. Ведет свое начало от монашеских общин, образованных св.Августином и его сестрой Перпетуей. Следует приписываемому св.Августину уставу, который был составлен в середине V века и требовал монашеское общежитие и полный отказ от собственности. Августинцы заложили истоки практики всех нищенствующих монашеских орденов.

Августинцы практически представляют из себя объединение нескольких родственных орденов. Наиболее известны из них уставные августинские каноники, белые каноники, орден отшельников св.Августина, орден босоногих братьев-отшельников, орден братьев-созерцателей, конгрегация уставных Латеранских каноников, конгрегация Вознесения.

В настоящее время насчитывается около 10 тысяч августинцев.

2.8. Орден меченосцев

Католический духовно-рыцарский монашеский орден. Учрежден в 1202 г. инициативе бременского каноника Альберта, ставшего первым рижским епископом.

Во время второго "Северного" крестового похода рыцари ордена меченосцев предприняли безуспешную попытку взять крепость Изборск.

В 1234 году на р.Эмайыге под г.Юрьевом новгородский князь Ярослав Всеволодович одержал победу над войсками ордена меченосцев, остановив продвижение рыцарей на восток.

В 1236 году литовский князь Миндовг разбил войско ордена меченосцев в битве при Шауляе. В битве был убит магистр ордена Волквин.

В 1237 году остатки ордена меченосцев сливаются с Тевтонским орденом, образуется подразделение Тевтонского ордена, названное Ливонский орден и предназначенное для ведения дел в Ливонии.

Название ордена происходит от изображения на их плащах красного меча с крестом.

2.9. Орден францисканцев (Францисканцы)

Католический нищенствующий монашеский орден. Основан в Италии в 1207 - 1209 гг. Франциском Ассизским.

Наряду с орденом доминиканцев францисканцы занимались проведением судов инквизиции.

В конце XII - начале XIII в. орден раскололся на конвентуалов (сторонников монастырской жизни, отвергавших строгий орденский устав) и спиритуалов (сторонников нищеты и строгого ригоризма). Под влиянием спиритуалов возникли две радикальные еретические секты - фратичелли и фагелланты.

В XIII в. францисканцы были очень популярны в Италии, Испании и Франции.

Заключение

Роль монахов в развитии европейской культуры Раннего Средневековья сегодня уже практически никем не оспаривается и не подвергается сомнению. Более того - это стало своего рода тривиальностью, общим местом. Любопытно, что, по всей вероятности такой же неоспоримой «тривиальностью» это было и для средневековых хронистов. «В делах божественных и человеческих они были прекрасно образованы и передавали другим сокровища духа, которыми владели».

В настоящее время (конец XX века) в Римско-Католической Церкви насчитывается 213.917 монахов (из них 149.176 монахов-священников и 908.158 монахинь), входящих в различные монашеские объединения.

Список литературы

1. Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению. - М.: Гардарики, 2002.

2. Ткач М. Тайны католических монашеских орденов. - М.: Рипол Классик, 2003.

3. Ваплер А., "История римско-католической Церкви", Одесса, 1899 г.

4. Ковальский И.А., "Международные католические организации", М.,1962 г.

6. Мчедлов М., "Католицизм", Москва, 1974 г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»

Кафедра экономики и менеджмента

по курсу "КУЛЬТУРОЛОГИЯ"

тема: Монашеские ордена, история их возникновения и роль в структуре средневековья, «Иезуитский орден»

Студентки 2 курса, 3 потока, группы Б

Факультет непрерывного

образования, заочного отделения

№ з/к 05-227

Прохор Надежды Борисовны

адрес: ул.Социалистическая 36-30

231900, г.Волковыск

Гродно 2006

План

Введение

1. Причины создания ордена Иисуса.

2. Основатель ордена иезуитов - Игнатий Лойола:

· жизнь Лойолы до обретения веры;

· рыцарь св. Девы Марии;

· проповедник Лойола.

3. Устав ордена.

4. “Мораль” иезуитов.

5. Орден Иисуса во главе контрреформации.

Заключение

Используемая литература


Введение

Начало эпохи связано с падением Римской империи в конце V в. Наиболее характерные черты средневековая культура обретает к X в. Средневековье складывается вместе с возникновением христианства. С победой христианства связана полная переориентация всех духовных устремлений культурного мира, утверждение новых мировоззренческих парадигм.

Средневековая культура, в отличие от античной, начиналась не с возникновения городов, а на их развалинах. Города расцвели, в ситуации расцвета монастыря и замка.

История Средневековья это борьба:

· городов с феодальными синьорами;

· за самоуправление или независимость;

· за судебный иммунитет и освобождение от податей;

· за признание горожанина свободным человеком.

Основные компоненты средневековой культуры: культура религиозно-церковная, культура светская (феодальная) и культура народная .

A. Религиозно-церковная культура наиболее развитая в ней нашло отражение христианское миросозерцание средневекового общества. Мир представлялся иерархически выстроенным по вертикали и полным противоположностей: земного и небесного, священного и мирского, духовного и телесного, добра и зла и т. д. Бог - первоначало, «несущее свет», «духовное Солнце». Низ, земля, плоть - царство низменного, греховного, материального. В этом одна из причин устремленности вверх куполов православных церквей и шпилей готических соборов.

Религиозная культура средневековья особо проявилась в памятниках архитектуры - церкви и соборы романского и готического стилей.

Б. Культура светская, феодальная, рыцарская определяла уклад средневекового общества, его политику, своеобразный нравственный кодекс поведения. Идеи товарищества, верности данному слову, вежливости и предупредительности по отношению к другому человеку, особенно к женщине, остаются значимыми и в современной культуре.

В. Культура народная. Народная культура - антипод религиозно-церковной, официальной. Идее духовного спасения и бессмертия народная культура противопоставляет идею бессмертия телесного.

Этапы развития средневековой культуры:

1. Культура варварских государств (V - IX вв.).

2. Культура времени господства романского стиля (X - XII вв.)

3. Культура готики (XIII - XVI вв.).

Особенность культуры варварских государств – слияние культуры новых племен, их представлений с «дряхлой культурой» римской античности. Это проявляется в расцвете ювелирных искусств, изобилии драгоценных камней, любви к яркости и броскости.

Особенность романского стиля - господство церкви; создание монастырей - очагов культуры; строительство крепостей. Появление романского стиля это рождение как системы самой средневековой культуры, а также и рождение самой Европы как некоего целого.

Особенность готики - развитие городов; появление новой социальной силы – горожан; утверждение придворной, светской, рыцарской культуры, лирики, культа «прекрасной дамы».

Суть трех этапов - «из камней феодализма и обломков римского права складывается огромная, универсальная цивилизация Средних веков» (Г. Честертон).

Название «романский» происходит от слова «Рома» (от лат.Roma - Рим) и указывает на его связь с античной, древнеримской культурой. Романский стиль развивается прежде всего во Франции (XI в.).

XIII - XIV в.в. - время расцвета готического стиля, расцвета средневекового искусства, науки, развития университетов, культуры, литературы.

Черты духовной культуры Средневековья:

1) доминирование христианской религии (новая мировоззренческая опора сознания);

2) традиционализм, ретроспективность (анонимность произведений, ограничение свободы творчества рамками нормированного мировоззрения);

3) символизм (текст, Библия, - повод для размышлений);

4) дидактизм (деятели средневековой культуры - проповедники, преподаватели богословия);

5) универсальность, энциклопедичность знания;

6) рефлексивность, (роль исповеди в духовной жизни человека, очищения, искренности для его душевного спасения, «Исповедь» Августина);

7) историзм (идея неповторимости событий, их единичность, уникальность факта явления Христа как начала истории).

Особенности культуры Средневековья :

2. противоречивость - эта противоречивость выступала движущей силой развития культуры, в ходе которого человек постепенно начинает обращаться к самому себе, а не только к Богу.

3. двойственностьонапроявлялась и на уровне отдельного человека (носителями противоположных тенденций зачастую выступали одни и те же люди).

4. разделение мира на: мир Бога и мир человека .

5. рыцарская культура.

6. появление новых форм и жанров литературы: роман, сатира и т.д.

7. появление национальных особенностей, связанных с формированием национальных государств.

1. Причины создания ордена Иисуса

В первой половине XVI века католицизму в ряде западноевропейских государств был нанесен тяжелый удар. Централизованная и подчиненная римскому папе католическая церковь, притязавшая на верховную власть над всем миром, оказалась бессильной перед процессами, которые в истории получили название “реформационные”.

Однако самыми страшными - и для церкви, и для всех светских властителей феодального мира - была народная реформация: движение низов - части городского плебейства и крестьян. Эти массы, выступая против духовных и светских угнетателей, стирали с лица земли оплоты крепостничества - монастыри и замки светских феодалов.

События, разыгравшиеся в Западной Европе в первой четверти XVI века, ясно показали, насколько успела ослабеть к тому времени католическая церковь. Ее позиции были подорваны или вовсе уничтожены не только в Германии, но и в Англии, Швейцарии, Шотландии. Реформация имела своих сторонников в Скандинавии, Польше, Венгрии, Франции, Италии.

В центре феодальной реакции находились папы. Главным условием их победы они считали всемерное укрепление своей власти. Однако церковь понесла большие экономические и политические потери. Католицизму не удалось восстановить свое влияние в большинстве тех стран Европы, где в годы подъема реформации господствующее положение приобрели новые, протестантские церкви. Антикатолические и антифеодальные массовые движения все еще вспыхивали.

Эпоха реформации показала массам верующих не только то, что феодальная собственность без всякой божьей кары может быть отнята у церкви, но что и “священное писание” не безупречно – об изложенных там правилах жизни, оказалось, можно и должно спорить.

Чтобы решить такие обширные политические и идеологические задачи, требовались новые силы, специально подобранные и обученные. В этом отношении папство не могло уверенно опереться на прежние монашеские ордена. Они, во-первых, были плохо приспособлены к столь “высокой” политике, а во-вторых, своим невежеством, алчностью и прочими неблаговидными качествами давно успели осрамить себя в народе.

В XVI веке для решения этих задач стали создаваться новые ордены. Среди них особое место занял иезуитский орден , названный “Обществом Иисуса”. Он отличался от всех орденов католической церкви. Иезуиты с самого начала поставили себе целью укрепление власти папы путем проникновения в среду богатых и правящих кругов разных государств. Тесно связаться с влиятельными политическими деятелями, с земледельческой и финансовой аристократией, воздействовать через них на политическую и общественную жизнь в духе папских требований и в целях усиления позиций самой оголтелой реакции – таковы цели, которые поставили иезуиты.

2. Основатель ордена иезуитов - Игнатий Лойола

Основателем ордена иезуитов был испанский дворянин Игнатий Лойола . Его биографами являются иезуиты, Лойола родился в 1491 году. Он был из родовитых, но небогатых дворян. Явившись тринадцатым ребенком в семье, он стал обузою для родителей, и те отдали его отставному королевскому казначею Хуану Веласко, который, по-видимому, был крестным отцом маленького Игнатия. Благодаря сохранившимся связям при дворе, Веласко имел возможность поместить мальчика в свиту Фердинанда III. Праздная жизнь среди богатых придворных, множество красавиц, окружавших величественную Изабеллу Кастильскую, чтение рыцарских романов сформировали молодого Игнатия по общей мерке. Это был молодой человек, находчивый болтун, поклонник женщин, вина и особенно военной славы, для который впечатлительный и самолюбивый юноша был готов пожертвовать всем. Утомясь бездействием при дворе, он поступил в военную службу. В царствование Фердинанда III военные действия почти не прекращались, а потому Игнатий был доволен, попав в свою среду. Подробных сведений о его службе не имеется. Известно только, что безумной храбростью Игнатий обратил на себя внимание покровителя - герцога и пользовался славою блестящего офицера. В январе 1516 года скончался Фердинанд III и на престол вступил его внук Карлос I, впоследствии объявленный императором Карлом V. В 1520 году Карл V решился начать войну против Франции.

Августинский Орден . Появился во второй половине 13 века и получил привилегии нищенствующего ордена.Орден объединил в одну конгрегацию несколько отшельнических общин в Италии(Иоаннбониты , Тосканские эремиты , Бритинианцы и др.). Устав ордена не отличался строгостью. В 14 веке, с еще большим ослаблением первоначальной строгости устава, орден преобразовался в многочисленные новые конгрегации, одной из них являлась Саксонская к которой принадлежали Штаупиц и Лютер .

Орден Францисканский . Основателем был сын купца - Франциск Ассизский . Франциск, приняв обет совершенного нищенства, сделался в 1208 году странствующим проповедником покаяния, апостольской бедности, аскетизма и любви к ближнему. Вскоре вокруг него собралось несколько учеников, с которыми он образовал орден меньших братьев или миноритов . Папа Иннокентий 3 к которому явился Франциск, хотя не утвердил ордена позволил ему и его братьям заниматься проповедничеством и миссионерством. В 1223 году орден торжественно был утвержден буллой папы Гонория 3 , причем миноритам дано было право всюду проповедовать и совершать исповедь. В 1212 г. Клара Ассизская , основала орден клариссинок , которому в 1224 г. Франциск дал устав. После смерти Франциска в 1226 г. орден распространился уже по всем странам Западной Европы и насчитывал тысячи монахов.

Орден Доминиканский . Орден был основан,приблизительно в одно время с Францисским, священником и каноником Доминиканом . В конце 12 -начале 13 вв. в Римской церкви появилось много еретиков , которые нашли себе приют в южной Франции и производили большие волнения. Доминик, путешествуя по южной Франции познакомился с ее еретическим населением, решил для обращения еретиков основать специально предназначенный для этой цели орден.Получив разрешение в 1215 году от папы Иннокентия , а от папы Гонория устав - орден заявил о себе. Главным занятием ордена по этому уставу должно было быть обращение еретиков . Но Гонорий, также для утверждения католической веры, предоставил ордену право заниматься повсюду проповедничеством и совершением исповеди. От занятия проповедью орден Доминика был назван первоначально орденом братьев - проповедников , в последствии же в честь основателя он стал именоваться Доминиканским . В 1220 г. Доминик в уставе своего ордена сделал изменение, присоединив, по примеру францисканцев, к главным обетам братии нищенство. В принципе, Доминиканский орден очень походил на орден Франциска. Различие заключается в том, что он, целесообразно своей задаче - обращать еретиков и утверждать каталическую веру, принял на себя по преимуществу учебно-образовательное направление и действовал как орден, занимающийся углубленным изучением теологии в среде высших сословий. Доминиканцы основали собственные учебные заведения. Вместе с тем, Францисканцы были соперниками и во многих догматических вопросах противниками Доминиканцев. После смерти Доминика в 1221 г. его орден распространился по всей Западной Европе.

Францисканский и Доминиканский монашеские ордена имели как никто другой особое важное значение в Римской церкви,имеющие статус нищенских, кроме появившегося впоследствии ордена иезуитов. Причина кроется в особом, отличном от других орденов, характере и направлении их деятельности. Монахи других западных орденов, в соответствии со своими обетам, должны были проводить жизнь вдали от общества и заботится только о своем спасении, участия в церковных делах им не предоставлялось. Напротив, даже пастырская деятельность, при посредстве которой они могли бы оказать влияние на общество, была под запретом пап. Ордена Францисканский и Доминиканский, были предназначены своими основателями продвигать среди общества интересы церкви, и папы не только препятствовали этому, но еще облегчали им выполнения заданного предназначения, предоставив членам того и другого ордена обширное право повсеместной пастырской деятельности. Францисканцы и Доминиканцы составили из себя специфическую иерархию, находящуюся в непосредственном распоряжении папского престола. Исходя из такого положения дел в церкви, нищенствующие монахи принимают живое участие во всех сферах духовной деятельности. Они являются проповедниками, духовниками, учеными богословами и философами, профессорами университетов и агентами пап. Францисканцы были духовниками государей 13-16 века., пользовались большим влиянием в светских делах, пока не были вытеснены иезуитами . Вместе с доминиканцами францисканцы выполняли функции инквизиции , основанной в 13 веке. Следует отметить,однако, что в первое время Доминиканцы и Францисканцы, когда обет нищеты соблюдался ими во всей строгости, были представителями благочестивой жизни.И все это вместе взятое укрепило их важное значение в Церкви. Но влияние тесной связи с папством и служение его интересам наложило отпечаток на деятельность нищенских орденов и, в следствии чего они все больше и больше уклонялись от своего первоначального назначения- спасения человеческих душ. Все свои интересы и деятельность они направили на распространение и утверждение папской власти. Основной обет обоих орденов - апостольская нищета был забыт, и строгая дисциплина сменилась распущенностью.

Помимо монашеских орденов в Западной Европейской Церкви в Средние века появились ордена частично монашеские частично мирские - духовно-рыцарские ордена . В их появлении выразилась общая тенденция западной средневековой жизни, когда Церковь, отстаивая свои интересы привлекла к себе на службу все классы общества, в том числе и рыцарство. Естественным поводом к появлению духовно-рыцарских орденов, в условиях политической обстановки текущей эпохи послужили крестовые походы . Наиболее заметный вклад в истории средневековья вообще, и в частности в истории Крестовых походов оставили три ордена - госпитальеры , тамплиеры и тевтоны . Орден тамплиеров прекратил свое существование в первой половине 14 века, остальные существуют и в настоящее время, но не играют существенной военно- политической роли. Ордена выродились в благотворительные общественные организации.

Одним из первых орденов такого рода стал орден иоаннитов или госпитальеров . В 1048 году, задолго до крестовых походов мирными жителями города Амальфи была основана cтранноприимница святого Иоанна Крестителя - христианская организация или госпиталь для приюта бедных и больных пилигримов , при госпитале было устроенно и братство. Иоанниты - Иерусалимский, Родосский и Мальтийский Суверенный Военный Странноприимный Орден Святого Иоанна. В 1099 г., когда в ходе первого крестового похода в Иерусалиме крестоносцами было основано христианское королевство, члены этого братства приняли монашеский устав и организация превратилась в религиозно-военный орден. Изначально главной обязанностью братьев иоаннитов являлось гостеприимство и уход за больными. Позже к этим обязанностям присоединилась обязанность защищать оружием пилигримов и забота о защите Святой земли. Последние обязанности вскоре сделались главными и иоанниты посвятили себя исключительно борьбе с неверными. Образовался духовно-рыцарский орден. Папа Иннокентий 2 утвердил его. Иоанниты разделялись на три класса: рыцарей, священников и служебных братьев. Руководил орденом Гроссмейcтер . Становление ордена с целью вести борьбу с неверными было встречено в Европе с сочувствием, и как следствие в пользу иоаннитов стали совершаться большие пожертвования. Cоломона переселились на Кипр, а оттуда мигрировали в Западную Европу и проживали в своих богатых поместьях, особенно во Франции. Центром сосредоточения являлся Париж. в последствии французский король Филипп 4 Красивый ,опасаясь замысла рыцарей против государства и желая отнять у них огромные богатства стал возводить на орден страшные обвинения. Филипп Красивый с течением времени конфисковал орденские имущества и направил против братства инквизицию. Членов ордена обвиняли в ужасной ереси - в отречении от Иисуса Христа. Папа Климент 5 , проживавший в это время в Авиньене и состоявший в полной зависимости от Филиппа, принужден был содействовать уничтожению ордена. В 1312 г. папской буллой орден тамплиеров был объявлен еретическим и уничтожен.

Монашество и средневековые ордена
как оплот католической церкви
(интересное о малоизвестном)

Остановившись на монашестве как оплоте веры, следует отметить, что толчком для его возникновения послужило создание государственной церкви в 40-х годах IV века. Именно тогда император Константин признает её государственность, и масса легализованных, фанатично верующих людей неудовлетворённых жизнью, ищут форму уединения, видя его в служении Богу. Возникают монастыри, появляются монахи. Хотя само понятие "монашество", весьма своеобразно. Аскеты веры для самоистязания брали пример из языческого культа, что не может быть неприемлемым, по крайней мере, в начальный период христианства. Так Пахомий в Фивиаде использовал культ жрецов Сераписа, который практиковал в некоторых случаях схимничество и уединение. В пещеры, куда исходили отшельники, подавали скудную пищу для поддержания минимума физических сил. В этих пещерах они были замурованы до конца своей жизни. Пахомий применил этот элемент культа в христианской вере, причем, он был не один в учении уединения и самоистязания. Симеон-столпник из Сирии истязал себя сидением на груде камней, не сходя с неё долгие годы. Такому виду самоистязания имеются аналоги у жрецов Астарты. Прочувствовать страдания Спасителя, страдать за грехи человечества, были готовы фанатично верующие христиане, и уединение, как форма самоистязания, распространяется в легализованном христианском мире. Уход из мира сего с его горестями и грехами, забытье от бренной суеты – уставшие от жизни люди, обрекают в некую систему служения Богу. Конец IV – начало V веков, это период крушения империй и государств под мощными и жестокими ударами германских племен. Великое переселение народов дымом пожарищ ознаменовало конец старого античного мира, навсегда уничтожая привычный уклад жизни и зарождая новое социально-бытовое обустройство общества. Ужас сотен тысяч разбитых человеческих судеб, падение старых идеалов, когда привычное жизненное пространство уходило в небытие, а новое, даже приблизительно, невозможно было представить, поставили мир на грань исчезновения. Именно в этот период всеобщего душевного смятения, произошел мощный всплеск религиозного фанатизма. Христианская вера всетерпимости и духовного озарения породила массовое движение поборников веры. Общаться с единомышленниками, молиться вместе, жить и работать в одном замкнутом пространстве, всё это стимулирует ряд христиан на создание коллективного монашеского затворничества. Решающую роль в этом сыграла Церковь, поддерживая создание и дальнейшее развитие монашества. Она видела в нем не только оплот духовной кладовой христианского учения, но и основной источник обогащения.
Сама же Церковь этого периода, получив статус государственной, превращается из мученической, в церковь иерархов. Именно в это время она вынуждена вступить в определенные отношения с государством, создавая возможность проникновения в свою среду священнослужителей, в числе которых, была масса случайных, морально падших и дурных людей из светского общества. Приверженцы старины – «свободной церкви», призывая соблюдать её прежние принципы, осуждали «испорченность» нравов новых священнослужителей назначаемых из среды светского духовенства, осуждали их отступления от «божьих заветов» и «истинных начал» христианства. В этой связи, монашество, как незыблемый оплот христианской веры, даёт возможность сосредоточить в себе определенное количество истинных, фанатично преданных христианской вере подвижников. Монахи-аскеты своим фанатизмом, для Церкви были не всегда удобны, но она мирилась с этим. Принимая их в свои общины, монашество служило как бы накопителем и хранителем, фанатично преданных догматам христианской Церкви, служителей Бога. Иерархи Святого Престола понимали, что монашеская среда была удобной закрытой структурой, которая могла удерживать под контролем постоянно бунтующих подвижников. В необходимый момент из этой среды Церковь пополняла свои ряды мистиками-святыми, проповедующими те или иные христианские догмы. Они же играли и основную роль, когда готовилось очередное чудо. Не вдаваясь в подробности христианской морали отметим, что монашество было основным институтом и оплотом Церкви в её сложной политической борьбе за будущий расцвет христианского вероучения в Западной Европе. Уже с конца X-го – начала – XI-го веков, Церковь поведет активную борьбу за главенство духовной власти над светской в христианском мире. Эта непримиримая борьба не на жизнь, а насмерть – будет жестокой, с применением любых методов и средств, порой самых варварских. Борьба со светским миром в лице королей, князей, герцогов и, в первую очередь, с императором Священной Римской империи, будет проходить с переменным успехом и в конечном итоге Церковь её проиграет. В конце ХVIII – начало XIX веков – вначале революционная Франция, а затем, и император Наполеон, навсегда упразднят влияние Святого Престола на внутренние дела в государстве. Этому же примеру последует и Император Священной Римской Империя Иосиф. Борьбу за власть над христианским миром Церковь проиграет и ей останется только власть духовная, что тоже немало. Но, вернувшись в далекое Средневековье, мы, глядя на церковные институты, понимаем, почему так долго смогла продержаться власть Святого Престола. Эта власть постоянно получала подпитку из народной среды, пользуясь её невежеством.
Сыграв ведущую роль в духовном возрождении европейского сообщества в Раннем Средневековье, Церковь, на определенном этапе стала неприодалимым тормозом в дальнейшем его развитии. Прогресс и духовность – понятия мало совместимые, что доказали сокрушительные войны ХХ века, когда утратившие духовность народы, принялись за истребление друг друга. В этом парадокс развития человечества. Борясь с тормозящими научно-технический прогресс, догмами христианской веры, мы уничтожаем тем самым духовность общества, его человеческие критерии, но, победив в этой борьбе, выпускаем на волю всепожирающего дракона-разрушителя способного уничтожить весь мир. Вывод: не так плохи догмы и не так плох прогресс – никчемны те иерархи Церкви и правители государств, которые в угоду верховенства над властью не могут найти рациональное зерно способное служить совершенствованию и торжеству христианской морали в высокоразвитом цивилизованном обществе. Так длилось веками.
Монашеская среда, была одним из основных поставщиков сторонников иерархов Церкви. Она воспитывала, растила, словом, подготавливала сторонников-догматов, писателей-мистиков, основоположников многих учений христианской католической веры. Один из них – Бернард Клервосский, ещё при жизни был канонизирован в святые. Великолепный оратор, он был вдохновителем Второго крестового похода на Святую Землю. К его мнению прислушивались папы, а светская власть боялась. Он явился одним из основоположников военно-монашеских Орденов.
Есть предположение, что Устав для Ордена Тамплиеров, основанного в 1119 году и благословленного папой римским в 1128 г, – написал Св. Бернар. Множество примеров можно приводить из истории становления власти Церкви и, всегда на всех этапах, главным её оплотом было монашество.
Объединенные в целые конгрегации монастыри – стали называться монашескими орденами. Они сосредотачивали в своих руках огромные территории, занимаясь сельским хозяйством, ткачеством, торговлей и производством прекрасных сортов вин. Одним из ведущих – был Орден Бенедиктинцев. Его по праву можно назвать первым и старейшим монашеским орденом в Западной Европе. Основал орден монах Бенедикт Нурсийский (ок. 480-490 гг. и ок 547-560 гг.). В истории его называют «отцом западного монашества».
Второе место по праву занимает Цистерцианский орден, одна из ветвей Бенедиктинского ордена. Основан в 1098 г. Робертом де Тьерри прозванным Молесмским (аббатом монастыря в Молесме в Бургундии). Название орден получил: от первой цистерцианской обители – монастыря в пустынном месте Сито (на лат. «Cistertius»).
Об ордене Валломброза известно немного. Основан Иоанном Гуальбертом в 1038 году в аббатстве, расположенном в Фиезольской епархии. Устав взят, как это было принято в том времени, св. Бенедикта. Основное направление богослужения направлено, набожному созерцанию. Реорганизовывался несколько раз. В 1662 году слился с орденом сильвестрианцев, но в 1681-м, опять выделился в отдельный орден и продолжал существовать самостоятельно. Члены ордена называли себя валломброзанцами и количество их было очень ограниченное.
Монашеский орден Камальдулов был признан папой Александром II в 1072 году, хотя дата его возникновения относится к началу XI века. Основан бенедиктинским монахом Ромуальдом в пустынной местности Апеннинских гор, недалеко от Арецо «Campus Malddoli». Первоначально, камальдулы пользовались уставом Св. Бенедикта, но примерно с 1102 года приняли свой устав, более суровый, по аскетизму значительно превосходивший требования других монашеских орденов. Камальдулы были обществом отшельников, отличавшегося от сложившихся стереотипов монашеского общежития того времени. Строгий и уединенный образ жизни, объединявший членов братства лишь во время монотонного пения псалмов, жестокое самобичевание и истязание, хождение босым в любое время года, суровое соблюдение поста (даже в случае болезни вино и мясо принимать в пищу запрещалось) – всё это на первоначальном этапе снискало высокую популярность ордену.
Монашеский орден Картэзианцев основан св. Бруно Реймсским в 1064 году, близь Гренобля во французской провинции Дофинэ. Название произошло от монастыря Шартрез (лат. Carthusia). Кроме борьбы за чистоту христианских нравов, орден славился производством всемирно известного ликера «Шартрез» Новый Орден сразу получил покровительство папы Урбана II (1088-1099 гг.), архиепископов Лиона и Гренобля, знатных сеньоров. Многие представители крупных аристократических родов по младшей линии, не имеющей право наследования титула – стали членами этого Ордена.
Духовный орден Фонтевро (Fontevrault Ordo fontis Ebraldi) – основан Робертом из Арбрисселя. В конце XI века он построил несколько монастырей, один из которых, близ Фонтевро (департамент Мэна и Луары), Этот монастырь и дал Ордену своё имя.
Орден Премонстрантов (лат. Praemonstaranti) или, как их называли белые каноники, основан под эгидой Римско-католической Церкви в XII в. Св. Норбертом Ксантенским (ок. 1080-1134 гг.). Монахов этого ордена часто называли норбертинцами. Центром Ордена являлся монастырь в Премонтре, расположенном близ Куси, между Реймсом и Ланом, где в лесу Св. Норберт собирал своих учеников. Это место, по словам самого святого, было указано ему в чудесном сне (лат. Pratum monstratum). Норберт по желанию папы Калликста должен был возродить бенедиктинский монастырь в Лане. Монахи собрались в 1122 году в общине Св. Норберта для того, чтобы создать не только новую церковь, но и новый орден монахов-священников (так называемых регулярных каноников). Позже в Премонтре возникло множество филиалов. К 1230 году, орден насчитывал более 1000 монастырей во Франции, Италии, Германии, Англии, Польше, Венгрии и на Пиренейском полуострове.
В истории становления и дальнейшего развития христианской католической веры монашеские Ордены играют исключительное предназначение. Многие из них возникали и, просуществовав несколько столетий, уходили в небытие. Часть сливалась с более известными Орденами. Перечислять все – не суть данного очерка, так как цель: указать значение монашества, как института христианской веры.
Вот некоторые названия, которые до сих пор на слуху, но многие, из которых, уже прекратили своё существование.
Целестинцы сохранили до нашего времени несколько монастырей во Франции и успешно существуют, способствуя возрождению духовности общества. Таким же образом функционируют и несколько женских монастырей и Ордена Бегинок, Гергардинистов. Иезуиты Блаженного Иеронима – прекратили своё существование.
Интересны по своему предназначению нищенствующие Ордены, созданные в XII-XIII веках. Часть из них: Ордены Францисканцев, Капуцинов, Терцианов, достигнув расцвета в XIV-XVII веках, в XIX веке утрачивают значение, хотя некоторые монастыри в Испании, Франции, Австрии и др. странах функционируют до сих пор. Ничего не известно за Ордена Мимнимов и Реколекты.
Нищенствующие Ордены сыграли важную роль в реабилитации авторитета Церкви, когда падение нравов церковнослужителей в западноевропейском обществе, стало нарицательным синонимом.
В ХІІ веке влияние христианской Церкви распространилось на все области жизни в Западной Европе. Но в борьбе за власть над паствой Церковь делает ряд непростительных ошибок, которые подорвали её авторитет и, тем самым, подготовили падение в ХІХ веке. Отметим: огромный приток иерархов Церкви из светской среды, когда епископ или аббат, были попросту феодалами, постоянно воюющими за свои и чужие земли, Слову Господню пришлось переместиться на второе место. Сами папы римские, настолько погрязли в распутстве, стяжательстве и симонии, что о чистоте нравов говорить не приходилось. Нет надобности, приводить примеры этих имен: Церковь, сама осудила их в последующие времена.
Отметить, что к власти на Святой Престол приходили и понтифики с чистыми побуждениями и желанием очистить лоно Церкови и весь христианский мир от пороков средневекового ханжества и жестокости. Одним из таких положительных служений обществу, стали Крестовые походы, в которые, так удачно удалось отправить Папе Урбану ІІ большинство любителей легкой наживы из среды баронов. Папа в 1095 году призвал на защиту Гроба Господнего бесконтрольное, своевольное рыцарство, терзавшее, погибающую от его жестокости Европу. На Святую землю с крестом и мечом ринулись полчища поборников веры, и это спасло христианский мир от саморазрушения своими же, не в меру воинственными, христианами.
Именно в этот период монашество сыграло решающую роль, проповедуя идею освобождения Гроба Господнего и освобождение Святой Земли от неверных. Весь ужас средневековой Европы – переместился на Ближний Восток, истребляя и сокрушая с удивительной нехристианской жестокостью народы этого региона, причём, христиан в том числе. Фактически, за три века передышки (период Крестовых походов), Европа обновила социальное обустройство общества, и именно в этот период окрепли государства, способные контролировать рыцарство. Зародилась абсолютная власть, подготовившая конец феодального произвола и переход к новым формам социально-экономического развития общества.
Во всех этих процессах Церковь играла приоритетную роль, а в дипломатических решениях правителей – присутствовала воля папы римского. Иезуитский Орден, выполняя волю понтификов, взял под контроль и деятельность монархов Европы. Долгое время существовала версия, о том, что этот Орден убирал неугодных правителей посредством кинжала или яда. Было ли так? Никто и никогда этого так и не сумел доказать, а архивы Ватикана: святая святых – хранят молчание.
Используя возможности монашества, как средства тотального контроля над обществом и в первую очередь, над светской властью, наместники Святого Петра в ХII-ХVI веках достигли небывалого могущества. Вседозволенность и безнаказанность соблазняет и развращает, поэтому, ослабление требований к вере, имело негативное последствие и в монашеской среде. Некоторые аббатства стали рассадником разврата и порока. Монастырская братия, занимаясь обжорством и пьянством, погрязла в распутстве, забыв о христианском благочестии. Служба золотому тельцу нанесла ощутимый урон наследию подвижнической деятельности первых аскетов, основателей монастырей.
И всё же, как ячейка и оплот христианской веры, именно монастыри, сыграли основополагающую роль в укреплении и достижении того могущества, которого достигла Западная Церковь. Таким образом, с усилением церковного влияния на светскую власть, проведением ряда церковных реформ направленных на борьбу с негативными явлениями, монастыри на протяжении многих веков, пусть и с переменным успехом, но справлялись с задачами, которые на них возлагались. Мероприятия и реформы папы римского (от создания первых монашеских орденов, Крестовых походов в Святую Землю, и образования военно-духовных орденов) сумели на весьма продолжительное время побороть, хоть и не полностью, вульгарные проникновения светского мира в духовную среду и сохранить относительную чистоту веры до нашего времени, включительно.
Соединение духовных и светских интересов и устремлений, дали толчок возникновению ряда духовно-рыцарских или, как их ещё принято называть – монашеско-рыцарских Орденов. Воинствующие монахи, или рыцари давшие обет безбрачия, стали боевыми воинскими подразделениями пап, выполняющие функцию физического воздействия на врагов христианской веры и, в первую очередь врагов самих понтификов. Господь Бог, через наместника Святого Петра вложил монахам-рыцарям в руки меч для наказания неверных, то есть людей иной веры, при этом, полностью освободив первых от христианских угрызений совести за уничтожение себе подобных двуногих существ, которых, если верить Библии, он сам и сотворил.
О монашеско-рыцарских Орденах, есть множество исследований и только ленивый не найдёт в любом книжном магазине, хоть что-нибудь о них. В данном очерке речь об этих Орденах не идёт – эта тема более подробно будет освещена в последующих повествованиях. Я же хочу остановиться на самом понятии Ордены и их предназначении.
Орден (нем. Orden от лат. «ordo» – «ряд», «порядок», «разряд»; в некоторых трактовках, как «организация», «отряд») – централизованное и закрытое (то есть недоступное для непосвященных) общество со своим уставом и опредёленными привилегиями. Само слово «Орден» возникло не сразу. В начале, первые объединения защитников веры Христовой назывались «братствами» («fratemitas»), «лигами» («ligas») и даже «религиями» («religio»), позднее термин «Орден» занял главенствующее положение.
Чтобы понять сущность Орденов, необходимо понимать: данная организация может быть только закрытого типа. Сделаю небольшое пояснение. Берётся за основу классическая модель Ордена, сложившаяся на протяжении всего Средневековья. Некоторым современным скептикам, имеющим смутное представление о прошлой жизни Орденов и связи их с современными – возрожденными, не следует искать в моих словах тайного умысла и пропаганду программных доктрин и рекомендаций по развитию современного рыцарства, особенно в нашем постсоветском пространстве. Некоторые же положения и требования я всё же приведу, так как считаю, что в демократическом обществе свобода собраний и общественных организаций – защищены Конституциями стран и Всемирной Декларацией прав человека.
Всё, что происходит в Ордене, является тайной для посторонних глаз. В этой связи орденская структура не позволяет бурного роста численности членов организации и, если такое происходит, то это не Орден, а очередное братство, или даже партия – что тоже многих устраивает. Орден основан на строгом соблюдении единоначалия при неукоснительном соблюдении и выполнении положений Устава и Кодекса Чести. Кодекс Чести – обязателен для всех его членов. Абсолютизм власти Великого Магистра в духовно-рыцарских орденах, есть не что иное, как власть монарха (с лат. mono – один, единый и arhont -- властитель), в модели мини государства. Орден имеет свои тайны, разглашение которых, в прошлые времена, часто каралось смертным приговором. Анализ гибели Ордена Тамплиеров, наглядно показывает, что мягкосердечие с предателями Ордена, однажды помилованных, способно разрушить даже такую мощную структуру. Ряд бывших рыцарей Ордена Тамплиеров, своим лжесвидетельством на трибунале инквизиции, способствовали его уничтожению. Тема закрытых братств, всегда интриговала загадочностью обывателей и обрастала невероятными легендами и небылицами. Орден всегда опасен государству, так как по своей структуре является государством в миниатюре. Если в партии обязательно присутствуют соглядатаи со спецслужб, то в Ордене – подобное невозможно, или крайне затруднительно. Орден объединяет единомышленников определенной идеи. Государство всегда боится здравомыслящих людей, способных критиковать или даже призывать народные массы к акту неповиновения. Почему? Прежде всего, потому, что государство – это аппарат насилия, который, не считаясь с мнением индивидумов, всегда узурпирует власть и эксплуатирует народные массы. С функциями защиты социально-бытового назначения и охраны мирного труда народа, государственный аппарат не всегда справляется и форма власти, независимо какая (монархическая или демократическая), превращается в абсолютную, с элементами деспотии, тирании и в конечном итоге ведет к диктатуре. Неспособность управлять государственными процессами, основанными на демократических свободах, порождает необходимость держать народ в страхе и повиновении. Власть всегда развращает, поэтому самые демократичные требования, предусматривающие, избрание в государственный аппарат граждан на строго определенный срок, игнорируются и дискредитируются фальшивыми и популистскими лозунгами, типа „Отечество в опасности!”, или как говорил на Украине Кучма: „Перший термін Президентом, я вчився, а тепер вже можу керувати”. Извините за пример: таких «кучм», кругом – огромное количество. Вкус к власти, открытость доступа к материальным благам, провоцируют избранников к переизбранию на очередной срок. Особенно это наблюдается при смене общественно-политических и экономических формаций. В развивающихся странах, узурпация власти на разных уровнях (местных, городских, республиканских, федеральных советах), клановость единомышленников, по сути создание тех же Орденов, но с другим названием, например, Верховный Совет, Государственная Дума, или Кабинет Министров и, даже бывшая администрация президента, их борьба за материальные блага и сферы влияния между собой, продажность и коррумпированность, вседозволенность, вплоть до физического уничтожения противников, причём в любых масштабах, вплоть до целых народов – вот суть такого государственного управления. Такое антинародное государство, в любом Ордене, тем более в таком, где объединяются люди порядочные по сути, и энергичные по действию, люди способные бросить вызов антинародному режиму и сбросить его – видит врага. И такие Ордены либо уничтожаются, либо подчиняются кланам. Многие Ордены полностью отстранились от политики, и занимаясь благотворительностью и вопросами духовного и культурного содержания, соблюдают Конституцию той страны в которой они размещены. Почти все Ордены используют статус международных организаций, дающих им возможность подпадать под защиту, как уже упоминалось Всеобщей декларации прав человека ООН и ряда других положений. Такие организации, подписав Договора о сотрудничестве с другими европейскими Орденами – практически недосягаемы для руководителей стран с тоталитарной идеологией. В дальнейшем, на истории становления орденского движения в Европе, мы с этим будем постоянно сталкиваться.
Зачастую, сам термин Орден трактовался по-разному. В этой связи следует понимать и разделять толкование «Ордены», как организацию и «Ордена» как награды за заслуги и отличие, хотя эта терминология, напрямую, и связана между собой. Закрытость Орденов, величие и элитарность многих из них, порождали зависть обывателей, а зависть, в свою очередь, фантазии, извращающие подлинную суть самоотверженного служения христианской вере. Многие Ордены сумели внести неоценимый вклад в духовное развитие мирового сообщества (бенедиктинцы, цистерцианцы, картезианцев и др.) и способствовали развитию и накоплению колоссального научного потенциала, а также ряду Географических открытий (Орден Тамплиеров, Орден Иоаннитов, Тевтонский Орден и др.), но об этом разговор в следующем произведении.

Эдуард Лощицкий.

Кресто́вые похо́ды — ряд военных кампаний в XI-XVI веке, которые первоначально велись по указанию (впоследствии по одобрению) римского папы. Первые походы имели целью христианскую экспансию, помощь христианам востока в борьбе с мусульманами и обретение Святой Земли, но со временем приобрели характер одной из форм борьбы за влияние.

Помимо завоевания земель открывалась возможность основательно разграбить богатейшие города Востока. В армиях крестоносцев после взятия города-крепости Иерусалима в 1099 году с благословения Папы Римского на базе различных братств создавались особые духовно-рыцарские организации: их называли духовно-рыцарскими орденами. Первоначальная задача рыцарских орденов - защита христианских паломников и охрана христианских владений на Востоке от нападений последователей ислама. Идеолог крестовых походов Бернар Клервоский, живший в XII веке, в специально посвященном рыцарским орденам сочинении пытался оправдать их существование, примирив служение Богу и военную деятельность.

Помимо духовно-рыцарских орденов, существовали монашеские ордена, то есть сообщества монахов, члены которых соблюдали общий устав монастыря и приносили торжественные обеты. В отличие от воинствующих рыцарских орденов, монашествующие ордена посвящали время, свободное от молитв, благотворительности и помощи нуждающимся.

Орден тамплиеров

После окончания Первого крестового похода группа рыцарей во главе с французом Гуго де Пейном в 1119 г. учредила военно-монашеский орден , целью которого была объявлена защита пилигримов во время их паломничества по святым местам на Ближнем Востоке. Первое название: «Бедные рыцари Христа и Храма Соломона». Официально признан церковью в 1128 г. Правитель Иерусалимского королевства Балдуин II выделил рыцарям в юго-восточном крыле Иерусалимского храма, в мечети Аль-Акса, место под штаб-квартиру. С той поры орден стали называть Орденом Храма, а рыцарей — храмовниками (тамплиерами). Благодаря удачно проведённой орденом вербовке в Европе тамплиеры, изначально не имевшие больших финансовых средств, стали обладателями больших денег и земель, переданных новобранцами. На рубеже XIII-XIV веков храмовники достигли вершины могущества. Чрезмерное финансовое могущество тамплиеров вызывало раздражение многих. Французский король Филипп IV Красивый, обвинив орден в смуте, вступил в секретные переговоры с Папой Римским Климентом V, который пошёл навстречу требованиям короля. В 1307 году по приказу Филиппа Красивого начались аресты членов ордена на территории Франции. Тамплиеров обвинили в ереси, отречении от Иисуса Христа и других тяжких преступлениях, подвергали пыткам и казнили. Несмотря на то, что нигде, кроме Франции, добиться от тамплиеров признания вины не удалось, в 1312 году Климент V своей буллой упразднил орден как обесчестивший себя. Имущество ордена было конфисковано и передано ордену госпитальеров. Свою долю получил и король Филипп IV Красивый. Последний великий магистр ордена Жак де Моле был сожжён на костре 18 марта 1314 года.

Орден госпитальеров

В 600 году по велению Папы Римского Григория Великого в Иерусалиме началось строительство госпиталя, в задачу которого входили лечение и забота о христианских пилигримах в Святой земле. Сразу после Первого крестового похода Жераром Благословенным был основан Военный странноприимный орден Святого Иоанна, задачей которого стала защита христианских паломников в Святой Земле. Образование ордена в 1113 году было утверждено буллой Папы Римского Пасхалия II. Первоначально деятельность ордена была сосредоточена вокруг госпиталя в Иерусалиме, что и дало организации неофициальное название «госпитальеры». Наравне с тамплиерами, орден госпитальеров превратился в основную военную силу христиан на Ближнем Востоке. После упразднения ордена тамплиеров госпитальерам достались огромные владения «конкурентов». В 1530 году госпитальеры обосновались на Мальте, откуда продолжили свою борьбу с расширением владений мусульман в Средиземноморье. Но времена менялись, рыцарские ордены утрачивали могущество. Постепенно теряя владения и влияние в Европе, орден, также называемый теперь Мальтийским, просуществовал на острове до 1798 года, пока Мальта не была захвачена Наполеоном. Орден был разогнан, а часть его членов нашла убежище в России. Беглые госпитальеры, находящиеся в Санкт-Петербурге, даже избрали российского императора Павла I великим магистром ордена. Избрание магистром православного монарха, однако, не было одобрено папой Римским, так что формально Павел I не являлся главой госпитальеров. Начиная с первой половины XIX века, орден отказался от военной составляющей, сосредоточившись на гуманитарной и благотворительной деятельности. Современный Мальтийский орден имеет статус организации-наблюдателя при ООН, членами ордена на сегодня являются около 13 тысяч человек.

Тевтонский орден

Во время Третьего крестового похода армия германского императора Фридриха I Барбароссы осадила крепость Акру. Купцы из Любека и Бремена организовали полевой госпиталь для раненых крестоносцев. Папа Римский Клемент III своей буллой от 6 февраля 1191 года провозгласил госпиталь как «Тевтонское братство церкви Св. Марии Иерусалимской». Окончательно преобразование госпиталя в военно-монашеский орден завершается в 1199 году, когда Папа Римский Иннокентий III закрепляет этот статус своей буллой. Орден очень быстро обзавёлся собственным регулярным войском и военные функции в его деятельности стали основными. В отличие от других крестоносцев, орден с XIII века действовал в Европе, избрав целью языческое (и христианское, но не католическое) население Восточной Европы. На основании эдикта императора Священной Римской империи и буллы Папы Римского Пруссия стала владением Тевтонского ордена. Так военно-монашеский орден превратился в целое государство. Орден оставался влиятельным игроком на карте Европы до 1410 года, когда начался закат ордена (рыцари потерпели поражение от польско-литовских войск в битве при Грюнвальде). Формально орден просуществовал до 1809 года и был распущен во время Наполеоновских войн. Восстановление ордена произошло в 1834 году, но уже без политических и военных амбиций, речь шла лишь о благотворительности и помощи больным. Сегодня Тевтонский орден обслуживает несколько больниц и частных санаториев в Австрии и Германии. Основу современного Тевтонского ордена составляют не братья, а сёстры.

Орден иезуитов

В 1534 году Игнатий де Лойола и несколько его единомышленников решили создать «Общество Иисуса», задачей которого объявлялась активная миссионерская деятельность. Устав ордена был утверждён Папой Римским в 1540 году. Стремились обратить к католической вере массы, отошедшие от католицизма, а также евреев, мусульман и язычников. Продвигать свои идеи им помогала просветительская деятельность — члены ордена выступали также в качестве педагогов, преподававших различные научные дисциплины. Славился жёсткой военной дисциплиной, отстаивали принцип верховенства власти Папы во всех сферах вплоть до низложения монархов, осмелившихся перечить понтифику. Данный радикализм стал одной из причин последующих гонений на иезуитов. К середине XVIII века орден иезуитов добился большого политического влияния в различных странах Европы, а также обладания большими финансовыми возможностями. Постоянные попытки иезуитов воздействовать на политический курс европейских монархов привели к тому, что практически все страны Европы выступили за прекращение деятельности ордена. 21 июля 1773 года Папа Римский Климент XIV выпустил папское послание, упразднявшее орден иезуитов. Но на территории некоторых стран, в том числе Пруссии и России (до 1820 года), миссии ордена продолжили своё существование. В 1814 году Папа Римский Пий VII восстановил «Общество Иисуса» во всех его правах и привилегиях. В настоящее время иезуиты продолжают свою деятельность на территории 112 государств. 13 марта 2013 года архиепископ Буэнос-Айреса Хорхе Марио Бергольо был избран новым Папой Римским. Новый понтифик, принявший имя Франциск, стал первым представителем ордена иезуитов, ставшим римским первосвященником.

Орден францисканцев

Возникновение так называемых нищенствующих орденов, к которым относится и орден францисканцев, произошло на рубеже XII-XIII веков. Причиной их появления стала необходимость в священниках, не втянутых в светские дела, презирающих светские блага и способных демонстрировать чистоту веры пастве личным примером. Кроме того, церковь нуждалась в догматиках, способных вести непримиримую борьбу с различными ересями. В 1209 году Джованни, сын богатого купца из Ассизи Петра Бернардоне, ставший странствующим проповедником, объединил вокруг себя последователей и создал устав нового ордена, основанный на послушании, целомудрии и полном нищенстве. Замысел Джованни, за склонность к употреблению французского языка прозванного Франциском, одобрил Папа Римский Иннокентий III. Полное отречение от земных благ и строгость в вере способствовали стремительному росту авторитета францисканцев. С XIII по XVI века представители ордена были духовниками большинства европейских монархов, что помогало им влиять на политику целых государств.

«Мирская» ветвь францисканцев — орден терцариев , предназначенный для светских лиц, которые пожелали бы, не покидая мира и своих обычных занятий, вести более чистый образ жизни и найти некоторым образом монастырь в своём собственном доме.

В 1256 году папство предоставило францисканцам право преподавать в университетах. Они создали свою систему богословского образования. Наряду со своими оппонентами в догматических вопросах доминиканцами, францисканцы были наделены функциями инквизиции, которые осуществляли в центральной Италии, Далмации и Богемии, а также в ряде провинций Франции. В настоящее время орден со своими ответвлениями насчитывает около 30 тысяч монахов и несколько сотен тысяч мирян-терциариев: в Италии, Испании, Франции, ФРГ, США, Турции, Бразилии, Парагвае и других странах. Францисканцы контролируют ряд университетов, колледжей, имеют свои издательства.

Орден доминиканцев

Возник в одно время с орденом францисканцев. Испанец Доминго Гусман, получивший сан архидиакона в Кастилии, впоследствии названный святым Домиником, был возмущён ростом числа еретиков в южной Франции и стал одним из идеологов похода против альбигойцев, растянувшегося на два десятилетия и приведшего к уничтожению сотен тысяч человек, обвинённых в ереси. В 1214 году Доминго Гусман основал в Тулузе первую общину единомышленников. В 1216 году Папа Римский Гонорий III утвердил устав ордена. Важнейшим направлением деятельности доминиканцев было углубленное изучение теологии с целью подготовки грамотных проповедников. Центрами ордена стали Париж и Болонья — два крупнейших университетских города Европы. Со временем главной и основной задачей ордена доминиканцев стала борьба с ересями. Основные функции инквизиции были сосредоточены в их руках. Герб ордена изображает собаку, которая несёт в пасти горящий факел, чтобы выразить двойное назначение ордена: преданно охранять веру Церкви от ереси и просвещать мир проповедью Божественной Истины. Этот герб, а также своеобразная игра слов способствовали появлению ещё одного неофициального названия доминиканцев. Последователей Доминика также называли по-латыни Domini Canes, что значит «Псы Господни». Представителями ордена доминиканцев являлись философ и богослов святой Фома Аквинский, легендарный великий инквизитор Испании Томас Торквемада и создатель «Молота ведьм» Якоб Шпренгер. В эпоху наибольшего процветания орден доминиканцев насчитывал до 150 000 членов в 45 провинциях (из них 11 вне Европы). Позднее доминиканцы были оттеснены иезуитами от школ и проповеди при дворах, а отчасти и от миссионерской деятельности. Современный орден доминиканцев продолжает заниматься проповедью Евангелия, изучением наук, образование и борьбой с ересями. Правда, методы своих средневековых предшественников доминиканцы, разумеется, не применяют. Мужская ветвь ордена сегодня насчитывает около 6000 монахов, женская — около 3700.

Новое на сайте

>

Самое популярное