Домой Гадания Обществознание: виды познания. Понятие, формы и методы познания. Виды знаний

Обществознание: виды познания. Понятие, формы и методы познания. Виды знаний

В основе науки и обыденного сознания, на которое все мы опираемся в повседневной жизни, лежит процесс познания. Познание - это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Познанием называют, как правило, только процесс поиска истины, а его результат именуют знанием. Знание - проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека.

Суть научного познания состоит в том, чтобы найти строгую количественную меру, характеризующую тот или иной социальный процесс. Количественные параметры нужны не только высоколобым теоретикам, которые проверяют теории в эмпирических исследованиях и рассчитывают корреляции, но и практикам-управленцам, которым необходимо знать - то ли для организации предвыборной борьбы, то ли для построения социальной политики в своем округе, - каков, к примеру, процент пенсионеров, согласных заняться дополнительным приработком.

Целью познания служит приобретение не любых, а именно истинных знаний об объективном мире. Ложные знания тоже появляются в процессе познания, но как его необходимые издержки. Наука старается избавиться от них, проводя регулярную чистку своих рядов.

Пересмотр устаревших теорий, ставших на новом этапе истории заблуждением или частично истинным знанием, - одна из главных задач науки. Если сложить все знания, от которых пришлось отказаться ученым, или чью истинность сегодня поставили под сомнение, то их объем, пожалуй, сравниться с только что добытыми и считающимися сегодня истинными знаниями. Яркий пример - отрицание системы Птолемея системой Коперника и ограничение справедливости ньютоновской механики квантовой физикой и теорией относительности. Термин re-search, который в английском языке обозначает научное познание, состоит из двух половин и предполагает постоянное повторение описка. Словарь определяет исследование как <критическую и исчерпывающую проверку, имеющую целью пересмотр сделанных выводов и обобщений в свете вновь открытых фактов>1) . Ученого интересует постоянный пере-смотр, испытание ранее принятых взглядов, оформленных в теоретическую модель. Подтверждение и опровержение в науке имеют равную ценность, поскольку обе ведут к созданию более совершенной теории.

Знание понимается (а) в широком смысле как любого рода информация и (б) в узком смысле как подтвержденная научными средствами информация. Мы будем пользоваться узкой трактовкой, или ее еще техническим определением термина. Отсюда вытекает первая модель, демонстрирующая логическое соотношение объемов понятий "информация" и "знание". Первое понятие шире второго. Будем считать, что "знание" - часть объема понятия "информация".

Знание не зависит от личных качеств людей, занятых в этой области. Знание выступает в качестве общезначимой и самодостаточной сферы деятельности. Напротив, информация может содержать изрядную долю субъективных привнесений и оценок, например слухи.

Свойство научного знания состоит в том, что все выводы и гипотезы, полученные с помощью научного метода, могут подвергаться критике и быть опровергнутыми. Если вам кажется, что научной теорией можно считать лишь такую совокупность утверждений об окружающем мире, которую никогда нельзя опровергнуть, то вы глубоко ошибаетесь. Ученые признают за своими теориями только частичную истинность. Это значит, что научная теория применима к ограниченному кругу явлений при определенных условиях и описывает узкий круг явлений, причем совершенно определенными средствами и методами. Научные теории не универсальны. Универсальными бывают только мифы и религиозные учения. Поэтому говоря об ограниченности своих теорий, ученые видят в этом один из главных признаков научности.

Итак, научных теорий в любой отрасли знания (физике, социологии, математике, экономике) должно быть много, иногда очень много (тысячи и тысячи). Напротив, в религии одно учение, например православие, объясняет все многообразие окружающего мира, исходя из одного учения, одной картины мира. Нередко религиозное учение обвиняют в противоречии. Это значит, что средствами единой концепции, созданной несколько веков или тысячелетий назад и позже лишь дополняемой, корректируемой, отчасти видоизменяемой, очень трудно объяснить постоянно изменяющийся мир. Приходится описывать его самыми общими (их называют философскими) суждениями, отвлекаясь от конкретных деталей. Напротив, научные теории должны быть максимально точными, основанными на цифрах и фактах, системами знаний, которые легко изменять, опровергать и, если надо, отбрасывать.

Познание проходит две главные ступени - чувственное и рациональное (логическое) познание. Чувственное познание - низшая ступень - осуществляется в форме ощущений, восприятии и представлений. В нем оказываются задействованными пять органов чувств - зрение, слух, осязание, обоняние и вкус, являющиеся орудиями связи человека с внешним миром. Чувственные образы - это единственный источник всех наших знаний о внешнем мире. Но в чувственных образах фиксируется преимущественно внешняя сторона явлений, познается только единичное.

На второй ступени - рациональном (логическом) познании - происходит выявление общего, существенного. Основным инструментом здесь выступает мышление и разум. Отвлекая из данных, полученных с помощью органов чувств, человек с помощью суждений, умозаключений и понятий познает закономерности окружающего мира.

Обе ступени процесса познания - чувственная и рациональная - находятся в единстве, переходят друг в друга, взаимно дополняют друг друга. Они обязательно должны быть союзниками в общем деле. Когда же между ними возникает ссора и одно стремится господствовать за счет другого, объективно верное знание получить невозможно. Господство они стараются завоевать за счет умаления заслуг другого, сводя весь процесс познания исключительно к одной форме - чувственной или рациональной.

Процесс познания включает и другие формы мыслительной деятельности, такие как предвидение, фантазия, воображение, мечта, интуиция. Ученые и мы в вами часто основываем свои действия на интуиции, которая может оказаться истинной и ложной. Профаны, т.е. люди, не имеющие профессионального научного образования (каковыми пока выступают все студенты), как и ученые, на 70-80% доверяют своей интуиции, считая ее источником познания. Так оно и есть. Однако ученые имеют несомненное преимущество - они способны критически проверить интуитивное озарение, обращаясь к накопленному человечеством научному знанию либо к собственным экспериментам. Ученых можно считать лицами, главной профессиональной обязанностью которых является постоянная ревизия устоявшихся знаний и замена их новыми. Иногда они напоминают бригаду рабочих, занятых текущим ремонтом функционирующего оборудования, иногда - группу конструкторов, изобретающих принципиально новое устройство.

Интуиция служит основой для многих очень важных гипотез, которые могут быть проверены другими методами. История науки показывает, что интуиция является непременным компонентом научного знания и ее основная ценность состоит в нахождении и формулировании гипотез, которые после проверки могут стать истинными и обоснованными. Без интуиции невозможно создание научной теории. Собственно говоря, сама теория на первом этапе представляет совокупность предположений, или гипотез, которые затем проверяются опытом. Их источником служит интуиция - гипотетическая догадка ученого о сущности изучаемого процесса.

Однако только интуиция не может считаться убедительным источником истинных знаний об окружающей нас действительности. Часто она основывается на недостоверной информации, обрывочных сведениях. Интуитивное знание принимается на веру, оно не подвергается научной проверке и доказательству и служит скорее предварительной ступенькой к научному познанию. Отличительный признак научного познания состоит в том, что оно основано на доказательствах, которые могут быть проверены. Под доказательствами в этом случае мы будем понимать конкретные результаты фактических наблюдений, которые другие наблюдатели имеют возможность видеть, взвешивать, измерять, подсчитывать или проверять на точность.

Методом получения научного знания выступает не столько интуиция, хотя и она играет немаловажную роль на подготовительной стадии, сколько научное исследование.

Исследование - процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления - материального или идеального) с целью выявления его закономерностей. Оно опирается на специально сконструированные инструменты и методы, начиная с телескопа, барометра и кончая психологическими тестами. Причем исследование не стоит мыслить как одноразовую акцию. К примеру, знаменитый рационализатор труда Ф.Тейлор, живший в начале ХХ века, исследовал законы резания и шлифовки металлов 26 лет, а законы управления персоналом на предприятии изучал более 30 лет. Большинство ученых специализируется на одной-двух темах, скажем, мотивации труда или девиантном поведении, и исследуют их всю жизнь, всякий раз добавляя нечто новое и пересматривая старое.

Исследование включает применение частных методов (методов, характерных для отдельных наук, - физики, химии, биологии и др.) и общих научных методов (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, гипотеза, аксиоматизация, формализация и др.).

Различают два тесно связанных между собой уровня научного исследования: 1) эмпирический - нахождение новых фактов, обобщение и поиск тенденций протекания того или иного процесса, и 2) теоретический - формулирование общих закономерностей, создание целостной научной теории, а затем формирование развернутой научной картины мира. Эмпирическое (от греч. empeiria- опыт) означает все, что дано человеку на основе чувственного опыты. Эмпирическим называется такое знание, которое получено каким-то опытных путем, и отражает реально существующие явления, например: суждение о том, что в Советском Союзе было 15 республик, или суждение о том, что у Петрова рост 1 м 72 см. Теоретическим является такое знание, которое лишь косвенно опирается на реальность, но создается учеными из каких-либо абстрактных понятий. Теоретическое знание универсально, в отличие от эмпирического, не зависит от конкретного времени и места. С его помощью наука проникает в тот мир, который невидим ни глазу, ни прибору, а стало быть не может стать источником эмпирического знания. Эмпирически физик видит след в пузырьковой камере Вильсона, но только с помощью теории он способен установить, что на самом деле наука обнаружила электронную орбиту. Точно также и в социологии нельзя увидеть сплоченность или солидарность, но такое знание можно получить на основе эмпирически наблюдаемых признаков, таких, например, как совместное проведение коллективом досуга или выступление людей на демонстрации протеста.

Используя всего четыре метода - наблюдение, анкетирование, интервью, анализ документов, социолог создает богатейшую палитру эмпирических фактов, отражающих реальную картину общества. Однако эта совокупность осталась бы грудой сырого материала, а не целостной картиной мира, не имей ученый надежный и очень эффективный механизм их упорядочения. Он называется теоретическим мышлением, в основе которого лежит логика. Когда говорят: механизмом построения теоретического знания выступает логика, то подразумевают, что все суждения теории должны логически вытекать друг из друга, не должны противоречить друг другу.

Логика - это учение о том, как сцеплены между собой теоретические суждения (неважно, обыденные или научные), по каким правилам из одного суждения выводятся другие. Логика нужна на стадии построения теоретического знания. На стадии построения эмпирического знания логику заменяет статистика.

Основными компонентами научного исследования считаются: постановка цели и задачи; предварительный анализ литературы по теме; формулировка исходных гипотез; организация и проведение полевого исследования (опроса, наблюдения, эксперимента и т.д.); анализ и обобщение полученных данных; проверка исходных гипотез на основе полученных фактов; окончательная формулировка новых фактов и законов, получение объяснений или научных предсказаний. Заключительным этапом любого исследования должно быть внедрение полученных результатов. Итогом исследования должно быть получение новых научных знаний - объективной истины, т. е. соответствия вновь сформулированного знания с действительным состоянием объекта, а также намеченных программой исследования практических результатов.

Классическая концепция науки, доминировавшая на протяжении долгого времени, а именно с Аристотеля до представителей позитивизма, отличала научное значение от ненаучного тем, что характеризовала первое как истинное, всеобщее и аподиктическое. Произвольные конструкции, субъективные мнения, интуитивные догадки и обыденное знание не отвечают одному из таких требований - критерию обоснованности. Поэтому они не отнесены к сфере науки. Хотя все они вполне соответствуют другому признаку - истинности. Иными словами, каждое из свойств необходимо, но недостаточно, и только вместе они служат убедительным критерием научности.

Истина - отражение в сознании человека предметов и явлений такими, какими они существуют вне и независимо от познающего субъекта. Истина представляет собой объективно верное воспроизведение действительности в сознании человека. Но истина -не только достигнутый результат в виде суждений, понятий, теорий. Истина есть процесс движения от незнания к знанию, от менее глубокого ко все более глубокому знанию. Истина, следовательно, не может рассматриваться как нечто застывшее, окостенелое, неизменное отображение объектов действительности. Вечных, неизменных истин не существует. Истина всегда относительна, так как не охватывает всего содержания исследуемого предмета, но только его часть. По мере прогресса познания человек постепенно преодолевает относительность истины, добавляет новые знания, которые перепроверяют, подтверждают или отбрасывают старые знания, которые раньше считались истинными. Критерием истинности является практика. Все научные истины основаны на опытных данных, они постоянно пересматриваются в свете новых доказательств, новых опытных данных.

Иногда можно слышать, будто истина присуща самим предметам и явлениям. Но с этим согласиться нельзя. Нет столов истинных или ложных, а есть столы письменные и столовые, школьные и канцелярские. Истина не является свойством самих объектов. Понятие истины распространяется только на человеческие мысли, которые действительно могут быть или истинными, или ложными. Истине противостоит в познании ложь. Ложь - это неправда, искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. Источником лжи может быть логически неправильное мышление, неверные факты и др. Ложь можно понимать как измышление о том, чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. В логике - науке и правильном рассуждении - ложность означает отрицание истинности, а истина - отрицание лжи.

Обоснованность или доказанность теоретического знания не зависит или в принципе не должна завесить от того, достигли между собой согласия ученые или нет, считают знание истинным или нет. Для доказательства истинности теории существуют внеличностные средства и механизмы - повторяемость эмпирических обобщений, данные эксперимента и т.д. Истинность доказывают другие ученые в независимых исследованиях, повторных опытах, проведенных в разных странах.

Высшей формой теоретического познания выступает философское постижение мира. Философия (от фил... и греч. sophia- мудрость) - это система идей, взглядов на мир и на место в нем человека. Она исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Исторически сложившиеся основные разделы философии: онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика, этика, эстетика. В решении различных философских проблем выделились такие противостоящие друг другу направления, как диалектика и метафизика, рационализм и эмпиризм (сенсуализм), материализм (реализм) и идеализм, натурализм и спиритуализм, детерминизм и индетерминизм и др. Основные тенденции современной философии связаны с осмыслением таких фундаментальных проблем, как мир и место в нем человека, судьбы современной человеческой цивилизации, многообразие и единство культуры, природа человеческого познания, бытие и язык.

Философия выполняет интегрирующую роль по отношению ко всем другим наукам. Было время, когда никаких наук еще не существовало, а философия уже выделилась в самостоятельную систему идей. Создав самую общую картину мира, его устройства и развития, указав способы познания этого мира, определив цели и смысл человеческой жизни, а также некоторые общие законы общества, философия дала жизнь всем конкретным наукам. На разных исторических этапах они то и дело выделялись из материнского лона философии, обрастали массой конкретных фактов, брали на вооружение технические средства, проникали в такие глубины строения материи и поведения людей, куда философ, вооруженный лишь собственным созерцанием, проникнуть не мог.

Именно в рамках философии достигли своего совершенства приемы анализа и синтеза знаний, дедукции и индукции, движения от простого к сложному и от явлений к сущности. Для философского мышления характерны не только всеобщность, но и целостность, системность постижения социальной жизни. Философская мышление подразумевает силу ума, логики, наблюдательности, умение выявлять в отдельных фактах общечеловеческий смысл явления. Философия дает науке целостное видение проблемы, умение в единичном высвечивать всеобщее, стремление связывать выводы в логически непротиворечивую цепочку. Из философии возникли практически все известные сегодня науки, в том числе и социология. Каким образом, спросите вы? На очередном витке познания становилось очевидным, что общих рассуждений о физической природе, химическом строении вещества, психике человека или структуре общества недостаточно - нужные совершенно конкретные и точные знания. Философы стали специализировать на физике, химии, психологии и социологии, постепенно превратившись в ученых. Философские корни конкретно-научных знаний продолжают ощущаться в любой дисциплине, поэтому на каждом этапе познания, обобщив очередную порцию новых знаний и для их более глубокого осмысления, ученые вновь и вновь обращаются к философским основаниям своей науки. Подобная процедура позволяет привести в порядок многообразие знаний, выявить его структуру и внутренние законы. Философия продолжает выполнять регулятивную функции методологии научного познания и сегодня. Ее значение не следует умалять. Но нельзя его и преувеличивать, иначе все социологи, вместо проведения полевых исследований, займутся кабинетными размышлениями и спекуляцией. Такое в советской науке происходило всего 10-15 лет назад.

Основным методом философского познания является теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт человечества, на достижения всех наук. Достоинство философского метода заключается в получении обобщенной картины мира, т.е. предельно широкого теоретического осмысления жизни. В орбиту философского поиска входит не только природная, но и социальная жизнь. Философское исследование социальной жизни получило название социальной философии.

Социальная философия сыграла важную роль в выявлении конечных причин, вечных основ социального бытия, в понимании тех основополагающих начал, на которых строятся взаимоотношения людей в обществе. За ее плечами многовековая историческая традиция: античное учение об обществе, философская традиция гуманизма эпохи Возрождения, учение французских материалистов о конечных движущих силах деятельности человека, политические теории общества эпохи Просвещения, учение об общественном договоре (Т.Гоббс), естественных правах человека (Д.Локк), созданные уже в Новое время, идеи <философию жизни> XXвека.

Философия по своим методам - наука умозрительная, созерцательная. Применяемые ею познавательные приемы (например, мысленный эксперимент) дают значимый результат лишь для решения <вечных> проблем человеческого бытия. Речь идет о выявлении всеобщих, проявляющихся в поведении каждого человека, тенденциях. Когда же требуется познание реальных явлений, ответ на конкретные вопросы, то от философии необходимо перейти к социальным наукам. Не будучи предназначенной для ответа на конкретные вопросы, не имея для этого необходимого познавательного инструмента, философия вынуждена обращаться к чисто умозрительным методам.

Наука, в отличие то философии, дает не абстрактное и потому универсальное, а конкретное и потому ограниченное определенной области приложения знание. Только благодаря своей ограниченности и осторожности наука способна точно предсказывать реальные явления. В этом заключается парадокс научного познания: точное предсказание подразумевает 30, 60 или 82-процентную вероятность наступления события, но никак не 100-процентную. Приблизительная точность ученого ценится гораздо выше, нежели стопроцентные заверения теоретика-утописта. В прежние времена научный коммунизм научно обосновал наступление в 1980 г. коммунизма. Но прогнозируемое им событие, как известно, не произошло. Хотя прогноз базировался на <научных> доказательствах и <объективных> закономерностях, он не сбылся. Но если социолог предсказывает, что с вероятность в 72% малоимущие и малообразованные слои населения, имеющие пред- или послепенсионный возраст, особенно проживающие в сельской местности, будут голосовать на ближайших выборах за коммунистов, то прогноз скорее всего сбудется. Оставшиеся 28% социолог откладывает на всевозможные отклонения, которые всегда присущи реальным людям. Может так случиться, что в часть малоимущего пожилого электората коммунистов, насмотревшись на злоупотребления местной администрации, составленной из коммунистов, разочаруется в них и станет голосовать за демократов. Сколько их точно, никто не знает - ни статистика, ни социология, ни местные органы власти.

Приблизительность суждений социолога основана еще и на методологии выборочного обследования. Опрашивая 2000 человек, социолог судит о 20000000 людей. Хотя выборочная совокупность призвана служить точной копией генеральной, но абсолютной точности никогда достичь нельзя. Совпадение двух типов совокупностей - генеральной и выборочной - всегда будет примерным. Выборочная совокупность отражает генеральную в процентных пропорциях. Что это значит? Если в генеральной совокупности, для простоты возьмем все население России в 146 млн человек, 52% женщин и 48% мужчин, 23% пенсионеров, 63% бедных и т.д., то и в выборочной совокупности должны сохраниться те же проценты, но уже не среди 148 млн человек, а только среди 2000 респондентов. Даже если проигнорировать ошибку репрезентативности (отклонения процентной пропорции выборочной совокупности от генеральной), то все равно 2000 опрошенных дадут весьма приблизительную картину мнений, присущую 148 млн россиян.

Тем не менее наука, несмотря на множество ограничений, дает незаменимую информацию. Встретив незнакомого человека, разведенную женщину, пенсионера или <нового русского>, мы с большой долей точности можем сказать о нем, как он будет трудиться и проводить свой досуг, выйдет ли повторно замуж и т.д. Что мы сделали? Мы идентифицировали незнакомого человека с его социальной группой (установили его <социальную прописку>), и, зная, как ведет себя в целом данная социальная группа, спрогнозировали поведение конкретного незнакомца. Так частная социологическая теория, оперирующая квантором существования, помогает нам в практических делах.

Понятие «познание», его структура и этапы

Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Процесс овладения тайнами окружающего мира есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего великую гордость человечества. За тысячелетия своего развития человечество прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного - ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность бытия. На этом пути было открыто неисчислимое множество фактов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого человека, происходили постоянные смены «картин» и «образов» мира. Развивающееся знание шло рука об руку с развитием производства, с расцветом искусств, художественного творчества. Человеческий разум постигает законы мира не ради простой любознательности (хотя любознательность одна из движущих сил человеческой жизнедеятельности), но ради практического преобразования и природы и человека с целью максимально гармоничного жизнеустройства человека в мире. Знание человечества образует сложнейшую систему, которая выступает в виде социальной памяти, ее богатства и многообразие передаются от поколения к поколению, от народу к народу с помощью механизма социальной наследственности и культуры.

Знания не возникают сами по себе, они являются результатом особого процесса - познавательной деятельности людей.

Итак, познание - это процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда представляет из себя взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого являются знания об окружающем мире.

Это тот, кто хочет получить знания об окружающем мире.

Это то, на что направлена познавательная деятельность субъекта.

В структуре познания можно выделить следующие элементы .

Задумываться над тем, что такое познание, каковы пути приобретения знания человек стал уже в глубокой древности, когда он осознал себя как нечто, противостоящее природе, как деятеля в природе. Со временем сознательная постановка этого вопроса и попытка решить его приобрели относительно стройную форму, тогда и сложилось знание о самом знании. Все философы, как правило, так или иначе, анализировали проблемы теории познания. Существовало два подхода к вопросу о том, как человек познает мир: одни философы считали, что мы познаем мир чувствами, другие - разумом. Группу первых философов называют сенсуалистами ( , Ф. Бэкон , Л. Фейербах ), группу вторых - рационалистами ( , Р. Декарт , Б. Спиноза ). Существует и третья концепция познания - агностицизм - отрицание возможности познания мира (Д. Юм ).

Современная наука рассматривает чувственное и рациональное познание как два последовательных этапа формирования познания.

Исторически и логически первой ступенью познавательного процесса является чувственное познание - познание при помощи органов чувств. Для чувственного познания в целом характерно отражение мира в наглядной форме, наличие непосредственной связи человека с реальной действительностью, отражение преимущественно внешних сторон и связей, начало постижения внутренних зависимостей на основе первоначального обобщения чувственных данных.

Основные чувства человека описал еще древнегреческий философ Аристотель более двух тысяч лет назад. Это вкус, осязание, зрение, слух и обоняние.

Чувственное познание человеком мира осуществляется в трех основных формах .

Ощущения, восприятия и представления в процессе познания действуют взаимосвязано и испытывают воздействие рациональных форм познания, логического мышления.

Рациональное познание наиболее полно отражено в мышлении. Поэтому нужно хорошо уяснить содержание этого важнейшего понятия. - осуществляющийся в ходе практики активный процесс отражения окружающего мира. Мышление человека - не чисто природное его свойство, а выработанная в процессе предметной деятельности и общения функция социального субъекта.

Итак, рациональное познание - это проникновение в суть вещей, оперирование идеальными образами при помощи логического мышления. Основными формами рационального познания являются :

Чувственное и рациональное познание являются двумя ступенями познания и не противоречат друг другу. Эти две формы познания находятся в постоянном взаимодействии и образуют неразрывное единство познавательного процесса. Рациональные формы познания невозможны без форм чувственного познания, т.к. отсюда они черпают исходный материал. В то же время чувственное познание находится под воздействием рационального. Ощущения, восприятия и представления человека несут в себе характеристики всей духовно-интеллектуальной деятельности сознания.

Формы и методы научного познания

Зарождение наук произошло еще в Древнем мире. Но складываться они начали с XVI-XVII вв. В ходе исторического науки развития превратились в важнейшую силу, оказывающую влияние на все сферы жизни общества.

Это форма деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины. Наука в широком смысле включает в себя все условия и компоненты научной деятельности:

    разделение и кооперацию научного труда;

    научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование;

    методы научно-исследовательской работы;

    систему научной информации;

    всю сумму накопленных ранее научных знаний.

Современная наука - это чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки является не только окружающий человека мир, различные формы и виды движения материи, но и их отражение в сознании - то есть сам человек. Основная задача науки - выявление объективных законов действительности, а ее непосредственная цель - объективная истина.

Научное познание отличает стремление к объективности, т.е. к изучению мира таким, каков он есть независимо от человека. Полученный при этом результат не должен зависеть от частных мнений, пристрастий, авторитетов. Поэтому научному познанию присущи следующие признаки :

    объективность;

    системность;

    нацеленность на практику;

    доказательность;

    обоснованность полученных результатов;

    достоверность выводов.

В настоящее время существует следующая классификация наук :

    естественные науки - изучают мир природы;

    технические науки - изучают мир техники;

    гуманитарные науки - изучают мир человека;

    социальные науки - изучают мир общества.

Каждая наука включает в себя четыре необходимых компонента .

    Субъект науки - исследователь, осуществляющий научную деятельность.

    Объект науки - предмет исследования, т.е. то какую сферу изучает данная наука.

    Система методов и приемов, характерных для изучения в рамках данной науки.

    Язык науки - присущая только ей терминология (основные понятия, символы, математические уравнения, химические формулы и т.д.).

Необходимо понимать, что научное познание есть целостная, развивающаяся система, имеющая довольно сложную структуру. В структуру научного познания входят:

    1) фактический материал, полученный экспериментальным путем;

    2) результаты его первоначального обобщения;

    3) основанные на фактах проблемы и научные предположения (гипотезы);

    4) закономерности, принципы и теории;

    5) методы научного познания;

    6) стиль мышления.

Научное познание - это развивающаяся система знаний, которая включает в себя два основных взаимосвязанных уровня .

Форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать.

Форма знания, содержащая предположение, сформированное на основе фактов, истинное значение которых неопределенно и нуждается в доказательстве.

Наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

В научном познании истинным должен быть не только его конечный результат, но и ведущий к нему путь, т.е. метод . Наиболее распространенными методами научного познания являются :

    анализ - разложение предмета на составляющие, что позволяет тщательно рассмотреть строение изучаемого объекта;

    синтез - процесс объединения в единое целое свойств, признаков, отношений, выделенных посредством анализа изучаемых явлений;

    аналогия - присваивание схожих свойств изучаемому объекту, если он похож на знакомый предмет;

    индукция - переход от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям;

    дедукция - переход от общего к частному, от общих суждений о явлениях к частным;

    системный подход - совокупность методов, приемов и принципов познания явлений как систем.

Методы исследования явлений могут быть самыми разнообразными, но они должны отвечать одному необходимому условию - не противоречить друг другу.

предложил его решение, в основе которого лежит принцип корреспонденции: истина - это соответствие знания объекту, действительности. Р. заблуждение - не до конца познанная истина. Как отличить истинное знание от заблуждения? Иными словами: что является критерием истины? В обществознании выделяют следующие критерии истины :

    опытные данные;

    теоретически обоснованные знания;

    соответствие окружающему миру.

Истина объективна по своему содержанию, но субъективна по форме выражения. В любых знаниях присутствует субъективное начало, связанное с особенностями органами чувств, нервной системы, деятельности головного мозга, с нашими способностями, интересами, отношением к миру.

Возможно ли полное, абсолютное знание, иными словами - абсолютная истина? Абсолютная истина полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. Но, в таком случае абсолютной истины не бывает, она всегда относительна, так как окружающий мир бесконечен и неисчерпаем. В то же время абсолютную истину можно рассматривать как образец или предел, к которому стремится наше знание. Абсолютная истина предстает в таком случае как бесконечная сумма относительных истин, которые формулирует человечество на протяжении всей истории своего развития.

Контрольные вопросы

    Что такое познание?

    Назовите типы познания.

    Каковы формы чувственного познания?

    Каковы формы рационального познания?

    Какие виды наук вы знаете?

    Какие признаки присущи научному познанию?

    Назовите уровни и методы научного познания?

    Что такое истина и каковы ее критерии?

    Достижима ли абсолютная истина?

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Познание мира
Рубрика (тематическая категория) Производство

Личность

Личность - ϶ᴛᴏ человеческий индивид, являющийся субъектом социальной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Личность формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Не всякий человеческий индивид является личностью. Личностью становятся в процессе социализации.

Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и продолжается всю жизнь.

Процесс социализации проходит через несколько стадий: детство, юность, зрелость и старость. Различают начальную или первичную социализацию (она происходит в детстве и юности), и продолженную или вторичную (в зрелости и старости).

Становление личности в процессе социализации происходит при помощи так называемых агентов и институтов социализации.

Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей. Агенты первичной социализации (они играют важнейшую роль в становлении личности) – родители, братья, сестры, родственники, учителя и т.д. Агенты вторичной социализации – должностные лица вуза, предприятия, сотрудники TV и т.д.

Институты социализации – социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Также различают институты первичной социализации (семья, школа) и институты вторичной социализации (СМИ, армия, церковь).

В период вторичной социализации личность должна быть субъектом процессов десоциализации и ресоциализации.

Десоциализация – утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм поведения, соц. ролей, привычного образа жизни. Ресоциализация – обратный процесс восстановления утраченных ценностей и соц. ролей, переобучение, возвращение индивида к нормальному образу жизни. В случае если процесс десоциализации чересчур глубок, то он может разрушить основы личности, восстановить которые будет невозможно.

1. Познание как деятельность .

Познание – активное отражение действительности в сознании человека, процесс постижения им новых фактов, явлений, законов действительности.

Познание - ϶ᴛᴏ процесс творческой деятельности людей с целью нахождения истины.

Познание - ϶ᴛᴏ духовная деятельность, направленная на приобретение и развитие знания.

Познание можно определить как процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом - получение нового знания об окружающем мире. Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное. Ни один из этих видов познавательной деятельности не является изолированным от остальных, всœе они тесно взаимосвязаны друг с другом.

В процессе познания всœегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле, под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделœенного волей и сознанием, в широком - всœе общество. Объектом познания, соответственно, является либо познаваемый предмет, либо - в широком смысле - весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом.

Также объектом познания должна быть и сам человек: практически каждый человек способен делать объектом познания самого себя. В таких случаях говорят, что имеет место самопознание. Самопознание представляет собой и познание себя, и формирование определœенного отношения к себе: к своим качествам, состояниям, возможностям, т. е. самооценку. Процесс анализа субъектом своего сознания и своего отношения к жизни называют рефлексией . Рефлексия представляет собой не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают ʼʼрефлексирующегоʼʼ, его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (т. е. связанные с познанием) представления.

Существуют две ступени познавательной деятельности: чувственное и рациональное познание.

Чувственное познание

Чувственным (или сенситивным) познанием (от нем. sensitiv - воспринимаемый чувствами), человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств. Тремя основными формами чувственного познания являются:

а) ощущение, представляющее собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств. Ощущения бывают зрительные, слуховые, осязательные и т. д.;

б) восприятие, в процессе которого у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства. Являясь необходимым этапом процесса познания, восприятие всœегда в большей или меньшей степени связано с вниманием и обычно имеет определœенную эмоциональную окраску;

в) представление - такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, в случае если он отсутствует и не воздействует на органы чувств. Представление не имеет непосредственной связи с отражаемым предметом и является продуктом памяти (т. е. способности человека воспроизводить образы предметов, в данный момент на него не действующих). Различают память иконическую (зрениe) и эхоническую (слух). По времени удерживаемой в мозгу информации память подразделяется на долговременную и кратковременную. Долговременная память обеспечивает продолжительное (часы, годы, а иногда и десятилетия) удержание знаний, умений, навыков и характеризуется огромным объёмом сохраняемой информации.

Основным механизмом ввода данных в долговременную память и их фиксации, как правило, является повторение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ осуществляется на уровне памяти кратковременной. Кратковременная память, в свою очередь, обеспечивает оперативное удержание и преобразование данных, непосредственно поступающих от органов чувств.

Роль чувственного познания действительности в обеспечении всœего процесса познания велика и проявляется в том, что:

1) органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром;

2) без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению вообще;

3) потеря даже части органов чувств затрудняет, осложняет процесс познания, хотя и не исключает его (это объясняется взаимной компенсацией одних органов чувств другими, мобилизацией резервов в действующих органах чувств, способностью индивида концентрировать свое внимание и т. п.);

4) органы чувств дают тот минимум первичной информации, который оказывается необходимым и достаточным для того, чтобы познать объекты материального и духовного мира с многих сторон.

При этом чувственное познание имеет и некоторые существенные недостатки, важнейшим из которых является известная физиологическая ограниченность органов чувств человека: многие объективно существующие предметы (к примеру, атомы) не могут непосредственно отражаться в органах чувств. Чувственная картина мира необходима, но она недостаточна для глубокого, всœестороннего познания мира. По этой причине второй ступенью познавательной деятельности является рациональное познание (от лат. ratio - разум).

Рациональное познание

На этом этапе познания, опираясь на данные, полученные в результате непосредственного взаимодействия человека с окружающим миром, с помощью мышления осуществляется их упорядочение и предпринимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и явлений. Рациональное познание осуществляется в форме понятия, суждения и умозаключения.

Понятие представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений. Один и тот же объект может выступать и в форме чувственного представления, и в форме понятия. По степени общности понятия бывают менее общими, более общими и предельно общими. В научном познании также выделяют понятия частнонаучные, общенаучные и всœеобщие, т. е. философские. По отношению к действительности (по глубинœе ее отражения, осмыслению и направленности) ученые-философы выделяют четыре класса понятий:

1) понятия, отражающие общее в предметах;

2) понятия, охватывающие существенные признаки предметов;

3) понятия, раскрывающие смысл и значение предметов;

4) понятия-идеи.

Следующей формой рационального познания является суждение. Суждение представляет собой форму мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо. Высказывая суждение, человек пользуется понятиями, которые, в свою очередь, являются элементами суждения. Хотя суждение находит свое выражение только в языке, оно не зависит от конкретного языка и должна быть выражено различными предложениями одного и того же языка или разных языков.

Получение новых суждений на базе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления принято называть умозаключением. Умозаключения подразделяются на дедуктивные и индуктивные. Название ʼʼдедуктивноеʼʼ происходит от латинского слова deductio (выведение). Дедуктивное умозаключение представляет собой цепь рассуждений, звенья которой (высказывания) связаны отношениями логического следования от общих утверждений к частным. В отличие от них индуктивные умозаключения (от лат. inductio - наведение) располагаются в цепи в последовательности от частных к общим. Посредством дедуктивных умозаключений ʼʼвыводятʼʼ некоторую мысль из других мыслей, в то время как индуктивные умозаключения лишь ʼʼнаводятʼʼ на мысль.

Рациональное познание тесно связано с отображаемой действительностью, т. е. с чувственным познанием, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ служит для него основой. При этом, в отличие от чувственного познания, существующего в сознании в форме образов, результаты рационального познания закрепляются в знаковых формах (системах) или в языке. Рациональное познание обладает способностью к отражению существенного в предметах, в то время как в результате познания сенситивного существенное в предмете или явлении не отграничивается от несущественного. При помощи рационального познания происходит процесс конструирования понятий-идей, которые затем воплощаются в реальную действительность.

При этом, хотя чувственное и рациональное познания играют огромную роль в получении нового знания, тем не менее во многих случаях их бывает недостаточно для решения каких-либо (и прежде всœего научных) проблем. И тогда важную роль в данном процессе приобретает интуиция.

Интуиция представляет собой способность человека к постижению истины путем ее прямого усвоения без обоснования с помощью каких-либо доказательств. Интуиция - это специфический познавательный процесс, непосредственно приводящий к новому знанию. Распространенность, всœеобщность интуиции подтверждена многочисленными наблюдениями над людьми, как в повсœедневных условиях, так и в нестандартных ситуациях, в которых, обладая ограниченным количеством информации, они осуществляют правильный выбор своих действий, как бы предчувствуя, что нужно поступать именно так, а не иначе.

Интуитивная способность человека характеризуется следующими чертами:

1) неожиданностью решения поставленной задачи;

2) неосознанностью путей и средств ее разрешения;

3) непосредственным характером постижения истины.

У разных людей интуиция может иметь разную степень удаленности от сознания, быть специфичной по содержанию, характеру результата͵ глубинœе проникновения в сущность явления или процесса. Интуитивная работа мышления происходит в подсознательной сфере, иногда - в состоянии сна. Интуицию не стоит переоценивать, как не стоит и игнорировать ее роль в процессе познания. Чувственное познание рациональное познание и интуиция - это важные и взаимно дополняющие друг друга средства познания.

Чувственное познание – живое созерцание предметов с помощью органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние).

Ощущение - отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Восприятие – когда у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства.

Представление – чувственное отражение предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, в случае если он отсутствует и не воздействует на органы чувств.

Вывод: результатом чувственного познания является субъективный образ объективного мира.

Рациональное познание - ϶ᴛᴏ когда при помощи мышления человек получает представление о вещах, их свойствах.

Понятие – форма мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений.

Умозаключение – получение новых суждений на базе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления.

Суждение – форма мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо.

Большую роль в переработке информации играет память (хранение ранее полученной информации): оперативная, долгосрочная, краткосрочная.

Среди философов нет единого мнения о путях познания.

Но цель познания – в достижении истины, в правильном, достоверном знании об окружающей действительности.

Познание мира - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Познание мира" 2017, 2018.

18. ПОЗНАНИЕ МИРА. ПОНЯТИЕ И КРИТЕРИИ ИСТИНЫ

Познание – получение человеком сведений и знаний об окружающем мире. Человек познает с помощью слуха, обоняния, осязания, зрения.

Формы познания: ощущение (элементарный, разовый результат воздействия окружающего мира на орган чувств человека); восприятие (целостный образ предмета, осознаваемый человеком); представление (образ предметов и явлений, возникающий без воздействия самих предметов).

Виды познания: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское, научное.

Проблема познаваемости мира. Одним из важнейших вопросов науки и философии является вопрос – познаваем ли мир. Философы, решающие эту проблему, разделяются на тех, кто признает познаваемость окружающего мира (гносеологический оптимизм, от греч. наилучший) и кто отрицает такую возможность (агностицизм, от греч. недоступное познанию). Большинство философов считают возможным познание мира (Аристотель). Однако немало мыслителей писали о неспособности человека к познанию (скептицизм, от греч. сомневаюсь) либо в силу ограниченности познавательных способностей человека (Юм), либо по причине существования непознаваемых вещей (Кант).

В проблеме способов познания существует разделение на рациональное познание (познание с помощью разума) и эмпирическое (познание через ощущения, чувства и эмоции). В зависимости от доминирования одного из способов философов разделяют на рационалистов (Ф. Бэкон, Декарт, Гегель) и эмпиристов (Юм, Беркли).

Истина и ее критерии. Истина – правильное представление о действительности, об окружающем мире. Понятие истины – это соответствие знаний действительности. Критерии истины (от греч. мерило для оценки) – средства проверки истинности или ложности утверждения.

Критерии истины: очевидность, проверяемость на опытах и экспериментах (эксперимент – исследование путем активного действия, выдвижения гипотезы, наблюдения и измерения). Согласно прагматической философской концепции истинными являются только ценные знания (Ч. Пирс, Y Джемс). Для сторонников «теории конвенции» (А. Пуанкаре, П. Дюгем) нет ничего истинного, а истина – это всего лишь соглашение (конвенция) между учеными о том, что считать истинным и ложным.

Существует разделение на объективную и абсолютную истину. Абсолютная истина – исчерпывающее, полное и достоверное знание о природе, человеке и обществе. Объективная истина – неполное или недостоверное знание о чем-либо, которое соответствует уровню развития общества. Объективная истина – это знания, которые когда-то считались истинными, но в дальнейшем были опровергнуты (например, средневековые представления о небе как стеклянном куполе и вращении звезд вокруг Земли).

Из книги Философия: конспект лекций автора Мельникова Надежда Анатольевна

Лекция № 6. Познание Основные точки зрения на процесс познанияПознание представляет собой форму активной деятельности людей, направленную на приобретение знаний о мире. Знание – это результат познавательной деятельности, выраженный в идеальных образах и закрепленный

Из книги Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты автора Жаворонкова Александра Сергеевна

Лекция № 25. Критерии истины Вопрос о возможности разграничения истины и заблуждения всегда интересовал познающую мысль. Собственно в этом и заключается вопрос о критерии истины. В истории философии и науки высказывались различные точки зрения на сей счет. Так, Декарт

Из книги Принципы и приемы анализа литературного произведения автора Есин Андрей Борисович

Лекция № 26. Красота и ценность истины (единство красоты, истины и добра) Бесспорно, признание таких вечных ценностей, как истина, красота и добро (и каждая ценность по отдельности), является отличительным признаком гуманного в человеке. Известные разногласия дают себя

Из книги Я познаю мир. Великие путешествия автора Маркин Вячеслав Алексеевич

Из книги Полная энциклопедия современных развивающих игр для детей. От рождения до 12 лет автора Вознюк Наталия Григорьевна

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

Из книги Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ автора Шемаханова Ирина Альбертовна

3 Познание формы. Стиль Общее понятие стиляПри целостном анализе формы в ее содержательной обусловленности на первый план выходит категория, отражающая эту цельность, - стиль. Под стилем в литературоведении понимается эстетическое единство всех элементов

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

Познание - через завоевание Одним из многих учеников Аристотеля был знаменитый Александр Македонский. Он стал царем Македонии в возрасте двадцати лет, никогда не забывал уроков Аристотеля и, несмотря на славу завоевателя, распространил далеко на восток знания древних

Из книги Шпаргалка по праву интеллектуальной собственности автора Резепова Виктория Евгеньевна

Упражнения, направленные на познание окружающего мира 1) Ответь на вопросы.Назови свои имя и фамилию.Сколько тебе лет?Назови свой домашний адрес.Сколько этажей в твоем доме?Назови профессии твоих родителей.Папа твоей мамы – это кто?Сестра твоего папы – это кто?В каком

Из книги Энергия мысли. Искусство созидательного мышления автора Лайт Сан

ПОЗНАНИЕ - творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. П. является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов

Из книги автора

1.4. Понятие истины, ее критерии Гносеология – философская наука, в которой изучаются проблемы природы познания и его возможности. Агностицизм – философское учение, отрицающее полностью или частично возможности познания мира. Гностицизм – философское учение, признающее

Из книги автора

Из книги автора

30. Понятие и критерии охраноспособности изобретения Изобретение – техническое решение, признаваемое в качестве изобретения государством и охраняемое им в соответствии с действующим в каждой стране законодательством. Изобретение само по себе нематериально, однако

Из книги автора

32. Понятие и критерии охраноспособности полезной модели Полезная модель – новое и промышленно применимое техническое решение, относящееся к устройству. Понятием «полезная модель» обычно охватываются такие технические новшества, которые по своим внешним признакам

Из книги автора

33. Понятие и критерии охраноспособности промышленного образца Промышленный образец – художественноконструкторское решение изделия промышленного или кустарноремесленного производства, определяющее его внешний вид.Термин «художественноконструкторское решение»

Из книги автора

Сон и познание реальностей Человек спит почти одну треть своей жизни, приблизительно двадцать лет. Но сном пренебрегали, слишком сильно пренебрегали. Это произошло потому, что человек уделял слишком много внимания сознательному уму. Точно так же, как и материя, ум имеет

Новое на сайте

>

Самое популярное