Домой Гадания Остров на котором родился аполлон. Кто такой Аполлон? Самая знаменитая статуя бога

Остров на котором родился аполлон. Кто такой Аполлон? Самая знаменитая статуя бога

Бог Аполлон

Пророческий дар Аполлона. Никто из бессмертных не может сравниться по красоте с Аполлоном! Вечно молод он — высокий, стройный, золотоволосый бог; его проницательные ясные глаза видят все, что происходит на земле и чему суждено произойти в будущем. [Никто из богов, как думали греки, не знал будущее лучше него, поэтому жители Эллады построили много храмов Аполлона с оракулами — особыми местами, где всякий мог получить предсказание. Самым почитаемым был оракул в священном городе Аполлона — Дельфах. О его основании рассказывали вот что.]

Аполлон и Пифон. Когда Аполлон вырос и набрался сил, он решил отомстить змею Пифону за мать. Найдя его на отрогах горы Парнас, златолукий Аполлон забросал его своими сверкающими стрелами. Спасаясь от грозного бога, Пифон обратился в бегство. Аполлон преследовал его до самых священных Дельфов, где Пифон попытался ускользнуть от него в святилище Матери-Земли. Однако и туда вошел грозный бог и насмерть сразил своего врага прямо у края священной расселины. Конечно, убивать змея в святилище не следовало — это было религиозное преступление, и от его скверны было нужно очиститься. Очищение Аполлон прошел на острове Крит, а затем вернулся в Дельфы. [Во искупление вины Аполлона в осквернении святилища, здесь были учреждены Пифийские игры, в которых участвовали все свободные эллины.] А в храме Аполлон, научившись у Пана искусству предсказывать будущее, основал оракул.


Терпсихора. Римская
копия с греческого
оригинала

Жрица-пифия.

Ответы вопрошающим он давал здесь через жрицу-пифию. Она сидела на специальном треножнике над расселиной, из которой поднимались испарения, и вдыхала их. Придя в состояние исступления, она начинала выкрикивать отрывочные бессвязные слова, которые тщательно записывались дельфийскими жрецами. Потом из этих слов составлялся стихотворный ответ и отдавался вопрошавшему. За всю историю Дельфийского оракула не известно ни одного неверного предсказания! Конечно, объясняется это не столько пророческим даром пифии, сколько ловкостью жрецов. Все даваемые ответы на вопрос были составлены таким образом, чтобы можно было дать несколько противоположных толкований. Например, лидийскому царю Крезу, спросившему, следует ли начинать войну против персов, ответили, что, начав ее, он разрушит великое царство. При этом, конечно, не уточнялось, какое царство имеется в виду. Победит Крез персов — значит, предсказание сбылось; победят персы Креза — значит, он неправильно понял предсказание: ему было обещано, что он разрушит великое царство, но не Персидское, а свое.

Аполлон и музы. Парнас. Солнечным лучам подобны золотые стрелы колчана Аполлона, сияние разливается везде, где он появляется. Поэтому называют его еще Фебом, то есть лучезарным, ясным. Он — прекрасный музыкант, чарующий всех звуками своей кифары. Поэтому называют его еще и Кифаредом. На земле Аполлон — вдохновитель искусств. Всегда сопровождают его дочери Зевса, богини-музы. Их девять, и каждая покровительствует своему искусству или науке. Мельпомена — трагедиям, Терпсихора — танцам, Клио — науке истории, Урания — астрономии, Эрато — любовным песням, Полигимния — торжественной поэзии, Каллиопа — знаниям и поэзии, излагающей героические события, Эвтерпа — лирической поэзии, Талия — комедии. Поскольку Аполлон возглавляет их хор, он получил имя Мусагет («Предводитель муз»). Любимое место пребывания Аполлона и муз — гора Парнас. На склонах этой горы бил знаменитый Кастальский ключ — источник вдохновения для поэтов и вообще всех людей, которые занимаются мусическими искусствами.

Аполлон - губитель и целитель. В руках Аполлона лук, стрелами из которого он поражает всех своих врагов. Эти стрелы несут с собой мор, эпидемии, смерть десяткам людей, и потому Аполлона именовали Аполлон Губитель. Но, насылая болезни, Аполлон же может их излечить, поэтому его называли и Аполлоном Целителем.


Асклепий. Римская
копия с греческого
оригинала

Асклепий и его потомство. Сыном Аполлона был Асклепий, искуснейший из врачей, который излечивал любые болезни и ранения и даже попытался нарушить миропорядок, намереваясь воскресить мертвого. Конечно, боги не могли допустить этого, и Зев испепелил Асклепия своей молнией. Однако затем, вняв мольбам Аполлона, Громовержец воскресил врача и принял его на Олимп. Так сын Аполлона Асклепий стал богом врачевания. Сыновья Асклепия стали искусными врачевателями, и от них пошел на земле род врачей-Асклепиадов; его дочь Гигиея стала богиней — дарительницей здоровья [мы до сих пор пользуемся ее именем в слове «гигиена»] , а Панакея (Панацея) посылала людям исцеление от всех болей. Аполлон — отец Асклепия и целитель от болезней именовался многими почетными прозвищами, в том числе — Алексикакис («Отвратитель зла»), Простат («Заступник»), Пеан («Разрешитель болезней», «Помощник в беде»).

Аполллон - покровитель земледельцев и пастухов. Аполлон — один из самых могучих богов, поэтому когда он входит в собрание богов на Олимпе, все почтительно и даже с некоторым страхом встают перед ним. Однако, кроме всех перечисленных функций и эпитетов, у Аполлона были и некоторые другие, не столь высокие. Его чтили и землепашца, называя Сминфей («Мышиный»), так как он оберегает от мышей зерно; пастухи называли его Аполлон Ликейский («Волчий»), так как он охраняет стада от волков. Так что получалось, что под разными именами Аполлона считало своим покровителям большинство людей в Греции.

Аполлон и Гиакинф. Аполлон — самый прекрасный из богов, но есть дела, в которых ему не везет, и это — дела любовные. Чаще всего хорошее отношение бога оборачивалось трагедией для того, кто его испытывал на себе. Другом Аполлона был прекрасный юноша Гиакинф, но бог западного ветра Зефир (который сам хотел дружить с юношей и потому завидовал Аполлону) сделал так, что Аполлон случайно попал в него диском, в метании которого он состязался с Гиакинфом, и убил его. Из крови юноши возник цветок, который увековечил его имя в людской памяти — гиацинт.


Аполлон, играющий
на кифаре

Аполллон и Дафна. Печально закончилась и любовь Аполлона к прекрасной нимфе Дафне. Есть у Афродиты сын — веселый, быстрый, шаловливый, коварный мальчик Эрот. Он носится на золотых крыльях над миром, над землями и морями; в руках у него маленький золотой лук. Никто не защищен от стрел шалуна Эрота, даже громовержца Зевса могут они поразить. Без боли вонзаются стрелы в сердца, и вспыхивает в них пламень любви. Не всегда приносят эти стрелы радость и счастье — часто несут они страдания, муки любви и даже гибель. Мучаются люди, мучаются и боги.

Как-то златокудрый Аполлон посмеялся над маленьким луком Эрота; обиделся мальчик и послал две стрелы: одну, возбуждающую любовь, в сердце Аполлона, а другую, любовь убивающую, — в сердце нимфы Дафны.

Встретил Аполлон прекрасную нимфу и полюбил ее. Но лишь только увидела Дафна златокудрого бога — пустилась бежать с быстротою ветра. «Стой, прекрасная нимфа! — взывал к ней Аполлон. — Зачем бежишь ты от меня, словно овечка, преследуемая волком? Ведь не враг я тебе! Посмотри, поранила ты ноги о колючую траву. Не беги так быстро, ведь любовь заставляет меня мчаться по твоим следам!» Но все быстрее и быстрее бежала Дафна.

Когда же начали оставлять ее силы и поняла она, что вот-вот настигнет ее влюбленный бог, взмолилась Дафна своему отцу, речному богу Пенею: «Помоги мне, отец! Отними у меня этот образ — одни страдания причиняет он мне!» Лишь только сказала она так — онемело ее тело, покрыла его кора, волосы обратились в листву, а руки — в ветви. Стала Дафна лавром. Долго стоял опечаленный Аполлон рядом с деревом, долго слышалось ему биение сердца Дафны под древесной корой, наконец сказал он: «Пусть же никогда не вянет, о, лавр, твоя зелень! Стой же вечно зеленым!» Исполнилось так, как сказал великий бог. А сам Аполлон с тех пор носил лавровый венок и зеленью лавра украшал лиру и колчан со стрелами.

Мы находимся в галерее Боргезе в Риме. Перед нами скульптура «Аполлон и Дафна» работы Бернини. Купидон совершил... ...в некотором смысле злодеяние. Да, он сделал так, что Аполлон влюбился в Дафну. Купидон выпустил в него стрелу любви. И теперь Аполлон преследует Дафну, которой досталась другая стрела, стрела неприязни. Да, поэтому она отвергает его. Дафна славилась своей невероятной красотой. В мифе говорится о том, что она стала взывать о помощи к отцу. Она была нимфой и стала убеждать отца, что хочет сохранить целомудрие, но Аполлон не желал оставить ее в покое. Купидон немного помог Аполлону, и тот уже почти настиг ее. И в тот момент, когда Аполлон уже почти схватил её. Дафна снова умоляет своего отца о помощи, и тот внимает ее мольбам, и превращает в лавровое дерево. Именно этот момент запечатлел Бернини. Когда Аполлон почти настиг Дафну. Да, это превращение происходит на наших глазах. Я как раз хотела сказать, что эта скульптура похожа на сцену из фильма. Да, события словно сейчас разворачиваются перед нами. Это одна из особенностей барокко. Смотрите как развеваются одежды Аполлона. Ощущается скорость. Ткань обвивает его тело и развевается позади него. Аполлон изо всех сил мчится вперед, его движения очень изящно переданы, но при его приближении Дафна прогибается назад, её тело образует дугу, и кажется, что она перевоплощается против своей воли. На ее лице читается удивление, почти ужас. Совершенно верно, ведь ее пальцы превращаются в ветви и листья. И в тот момент, когда он слегка приобнимает её за талию, тело превращается в кору и его рука прикасается лишь к коре. Здесь всё говорит о недосягаемости красоты и о страсти Аполлона. Он уже почти схватил объект своего вожделения, но в тот же самый миг навсегда утратил его. Но даже во время безудержного преследования он относится к ней с некоторой нежностью. Посмотрите на его раскрытые пальцы, он как будто начал осознавать, что с ней происходит и опешил. Он даже несколько замедлил свой бег. Т.е. вы думаете, в эту секунду начинает, как бы понимать, что происходит? Да. Мне кажется, это видно по тому, как он на неё смотрит. Да, наверное вы правы. Он опечален. Опечален, потому что он заметил выражение ужаса на ее лице. Мне кажется, что это также своего рода метафора искусства скульптуры, превращение одной формы в другую. Да. Да. Только здесь происходит не преобразование природного материала в плоть, а, наоборот, плоть превращается в природный материал. Из которого можно делать скульптуры. Верно, верно. Очень интересно. Т.е. перед нами своего рода размышление о том, что такое скульптура. Для Бернини это особенно важно, ведь он занимался именно такими превращениями. Он мог превратить мрамор в крылья ангела или, не знаю, в облако. А наша история заканчивается тем, что Дафна превращается в дерево, и Аполлон решает всегда оберегать его.

Миф об Аполлоне

Титанида Лето сошлась с уже женатым богом Зевсом. Предавались любви они в образе перепела и перепелки, в результате чего Лето забеременела. Но родить она никак не могла, потому что законная супруга Зевса Гера намеренно удерживала возле себя богиню родов Илифию. Так Лето и скиталась беременной, пока не добрела до острова Делос , где и разрешилась от бремени: вначале - дочерью Артемидой, а затем, уже с помощью Илифии, - сыном Аполлоном. Богиня Фемида вскормила маленького Аполлона нектаром и амброзией, а Гефест подарил ему лук и стрелы.

Богиня Лето - образ матери, «славной своими детьми». Это ее главное достижение. Ее называли «вечно милой» и «вечно кроткой». Лишь благодаря детям она заняла почетное место на Олимпе. Ее сына традиционно называли не по отчеству, а по имени матери - Летоид, что считается подтверждением его матриархальных предпочтений. Сын Лето вместе с сестрой убил титана Тития, который домогался его матери. (Ни одна другая мать в греческой мифологии не пользовалась такой защитой.)

Еще совсем юным Аполлон убил змея Пифона (Дельфиния), детище Геры, опустошавшего его родной остров и преследовавшего его мать. Затем он очистился от скверны убийства в Фессалии и, вернувшись, учредил Пифийские игры в родных Дельфах. Бог Пан научил Аполлона прорицаниям, и тот учредил в Дельфах свой храм со жрицами-пифиями, которые в трансе предсказывали будущее. Аполлон вообще почитался как оракул и пророк, его называли «водителем судьбы» (Мойрагетом).

Позже Аполлон, Артемида и Лето во всех олимпийских и земных распрях выступали единым семейным фронтом (исключение составляло лишь соперничество Артемиды и Аполлона между собой). Так они втроем сражались на стороне троянцев, вместе помогали герою побежденной Трои Энею. В Троянской войне Аполлон незримо участвует в убийстве основных ахейских героев - Патрокла (Гектором) и Ахилла (Парисом).

Верность Аполлона семье и матери неоспорима. Вместе с сестрой он расстрелял всех детей царицы Ниобы, которая хвасталась, что как мать она лучше Лето, поскольку родила намного больше детей. Но Аполлон характерным образом подтвердил тут свое мнение о превосходстве качества над количеством.

В то же время, поддерживая порядок, установленный отцом-Зевсом, Аполлон активно участвовал в битвах олимпийцев - вначале с гигантами, потом с титанами.

Губительные стрелы Аполлона и Артемиды несут смерть больным и немощным, а также вызывают болезни, поражая совершенно невинных людей. Неся болезни, Аполлон и лечил их. Он - защитник от зла и недугов; именно ему приписывают избавление от чумы в Афинах во время Пелопонесской войны.

Одной из основных функций Аполлона в скотоводческой Греции было пастушество и охрана стад. Кроме того, Аполлон был основателем и строителем некоторых городов и номинальным отцом некоторых племен. Иногда, впрочем, служение Аполлона людям представляется как наказание Зевса, пытавшегося смирить по-своему независимого сынка.

Аполлон не выносил соперников. Говорят, он подстроил случайное убийство любовника своей сестрицы - очевидно, излишнего претендента на ее внимание. Не терпел он конкурентов и в искусстве, полагая, что в нем ему нет равных. Для убедительности он содрал кожу живьем с сатира Марсия, спутника богини Кибелы, после того как тот осмелился состязаться с ним в игре на музыкальных инструментах. Играли оба одинаково хорошо, и даже музы не могли выявить победителя, однако Аполлон смог сыграть еще и на перевернутой лире, а с флейтой так сделать было невозможно.

У Аполлона случались конфликты и с классическими патриархальными героями: например, когда Геракл, повинуясь обычному мародерскому инстинкту всякого мужественного воина, пытался похитить треножник из храма Аполлона, бог вступил с ним в борьбу. Впрочем, в других мифах Аполлон и Геракл вместе основывают город или очищаются от скверны убийства, находясь во временном рабстве. Аполлон помог и Тесею в его схватке с критским Минотавром.

Однажды Аполлон вместе с Герой и Посейдоном даже поднял бунт против своего авторитарного отца. Но мятеж был подавлен. За это Аполлону и Посейдону пришлось строить стены царю Лаомедонту (потом, когда царь отказался заплатить за работу, они эти стены разрушили).

Аполлон долго сохранял свои древние хтонические черты. Его отождествляли с вороном, волком, лебедем, мышью и бараном. В образе ворона он указывал, где надо основать город. В образе лебедя ему удалось обратить в бегство героя Геракла. Как Аполлон Ликейский (Волчий) и Сминфей (Мышиный) он покровительствует соответствующим животным, но и спасает людей от их нашествий.

Богу Аполлону не везло с женщинами-возлюбленными. Как известно, он наделил пророческим даром Кассандру, но дочь царя Приама отвергла его ухаживания. Тогда мстительный Аполлон сделал так, чтобы ее пророчествам никто не верил. Как-то раз Аполлон соблазнил нимфу Дриопу, превратившись в безобидную черепашку. Добрая девушка положила ее себе за пазуху, но тут бог превратился в шипящего змея, чем обратил в бегство всех окружающих и, оставшись наедине с Дриопой, зачал с ней ребенка Амфиса, который основал город и построил храм в честь отца, а мать сделал его жрицей. Впрочем, Дриопу в конце концов выкрали обратно ее подружки гамадриады. Отвергла Аполлона и нимфа Дафна, превратившись в лавр. А нимфы Коронида и Марпесса стали его возлюбленными, но изменили ему.

Детьми Аполлона считались прорицатели Бранх и Мопс (сын бога и прорицательницы Манто), известная пророчица Сибилла, Идмон - участник похода аргонавтов. Наиболее известным сыном Аполлона был рожденный Коронидой врачеватель Асклепий, убитый Зевсом за воскрешение человека, а позже возвращенный к жизни уже в ином качестве. Мстя Зевсу за убийство своего сына, Аполлон перебил циклопов, ковавших громовержцу молнии. За это ему пришлось служить пастухом у царя Адмета в Фессалии, где он помог царю спастись от бога смерти.

Отбыв срок наказания у Адмета, Аполлон стал самым умеренным и эмоционально уравновешенным богом Олимпа. Основной компанией зрелого Аполлона были музы, покровительницы различных наук и искусств. А его самого называли Мусагет - предводитель муз. Аполлон считался связанным с мифической северной страной гипербореев, в которой процветают науки, мораль и искусства. Как возник этот миф и связан ли он с историческими землями и цивилизациями, нам неведомо.

От нимфы Кирены Аполлон имел сына Аристея, муза Талия родила ему корибантов, а муза Урания - певцов Лина и Орфея. Его возлюбленными были юноши Гиакинф и Кипарис, которые иногда рассматриваются как ипостаси самого Аполлона.

В древнегреческой вазописи особенно любили изображать Аполлона в сцене битвы с Гераклом за треножник; в момент похищения Гермесом стад царя Адмета, охранявшихся Аполлоном; во время сцены убийства титана Тития и детей Ниобы; а также как классического Мусагета (предводителя муз). Должно быть, для древних греков это были особенно значимые сюжеты его мифологии.

Богом Солнца Аполлон стал в довольно позднее время. Особый интерес представляет связанное с этой его функцией позднеантичное сочинение - речь римского императора и мистика-солнцепоклонника Юлиана «К Царю Гелиосу».

В христианское Средневековье художники часто изображали гору Парнас с Аполлоном и музами; Аполлона как бога Солнца, правящего колесницей; в компании с сестрой Артемидой; влюбленного Аполлона и отвергающую его Дафну; а также состязание Аполлона и Марсия. Иными словами, люди искусства предпочитали изображать этого бога по большей части как покровителя искусств и ревнивого соперника в творчестве или как отвергнутого Девушкой влюбленного. Видимо, эти сюжеты были эмоционально близки им.

Аполлон (Феб), сын Зевса, бог света и солнца, охранитель жизни и порядка

Аполлон (Феб), греч. - сын Зевса и титаниды Лето, бог света и солнца, охранитель жизни и порядка, грозный стреловержец и непогрешимый прорицатель.

Аполлон родился на острове Делос, куда бежала его мать, спасаясь от Пифона, страшного змея с головой дракона, преследовавшего ее по приказу Геры, ревнивой жены Зевса. Тогда Делос был плавучим островом, носившимся по бурным волнам, но у Лето не было другого выбора, так как по воле Геры она не могла найти прибежища на твердой земле. Но как только Лето вступила на Делос, случилось чудо: из морской пучины поднялись вдруг две скалы, преградившие дальнейший путь и острову, и Пирону. На горе Кинф Лето родила двойню: дочь Артемиду и сына Аполлона.


Когда Аполлон вырос, он взлетел в небо со своим привычным оружием - золотой китарой и серебряным луком - и направился в страну, где жил Пифон, чтобы отомстить за преследование своей матери. Он нашел его в глубоком ущелье под горой Парнас, засыпал его дождем стрел и после короткой схватки убил. Тело Пифона Аполлон зарыл в землю и, чтобы после него не осталось даже памяти, переменил прежнее имя страны - Пифо - на Дельфы. На месте своей победы Аполлон заложил святилище с оракулом, чтобы возвещать в нем волю Зевса.

Хотя Пифон был отвратительным чудовищем, происхождение у него было как-никак божественное, поэтому Аполлон должен был очиститься от его убийства, иначе он не мог бы приступить к своим божественным функциям. Поэтому по решению Зевса он отправился в Фессалию и там прослужил восемь лет простым пастухом у . После очищения от пролитой крови он вернулся в Дельфы, но не остался там навсегда. С приближением зимы он унесся на своей колеснице, запряженной белоснежными лебедями, в страну гипербореев, где царит вечная весна. С тех пор Аполлон неизменно проводил весну и лето в Дельфах, а осень и зиму - в краю блаженных гипербореев или же навещал богов на высоком Олимпе.


Появление Аполлон на Олимпе всегда приносило с собой радость и хорошее настроение. Его сопровождали музы - богини искусства, признававшие его своим предводителем (Мусагетом). Никто из богов не мог превзойти его в игре на кифаре (лире); при звуках его пения утихал даже бог войны Арес. Он был любимцем Зевса (так же, как и его сестра Артемида), и это нередко вызывало ревность остальных богов. Люди почитали его по многим причинам. Ведь он был богом света и солнца, без которых невозможна жизнь, а также творцом гармонии и красоты, без которых жизнь немногого стоит. Он хранил людей в войнах и в опасностях, исцелял их от болезней, заботился о миропорядке, установленном Зевсом, любил и вознаграждал добро и наказывал зло. Золотые стрелы его лука никогда не знали промаха, равно как и карающие стрелы, несущие с собой моровую болезнь. Непогрешимы были его прорицания. Правда, они никогда не исходили от него самого, он лишь сообщал людям волю Зевса посредством прорицательниц: дельфийской Пифии, Сивилл и других оракулов. (Если пророчества не сбывались, а такое тоже бывало, то виноваты в этом были, конечно же, люди, неправильно истолковавшие их.)


В мире богов и героев Аполлон играл важную роль и сам стал героем многочисленных мифов. Известен, например, рассказ о его музыкальном состязании с сатиром Марсием, который поплатился за поражение буквально собственной шкурой (см. также статьи «Пан», «Мидас», «Гиакинф», «Ниоба» и др.). В троянской войне Аполлон сражался на стороне защитников Трои.

Как и у всех богов, у Аполлон было немало возлюбленных. И все же, несмотря на свое происхождение и красоту, он не всегда пользовался успехом у женщин. Его первая любовь, нимфа Дафна, предпочла превратиться в лавровое дерево прямо у него на глазах, чтобы спастись от него; и даже две смертные женщины, Кассандра и Марпесса, отвергли его домогания. Из его потомков более всего прославились Орфей, Асклепий и Аристей; согласно некоторым мифам, его сыновьями были также Лин и Гименей.


Аполлон был одним из древнейших греческих богов; скорее всего, его культ пришел в Грецию из Малой Азии; некоторые мифы прямо называют местом его рождения рощу Ортигию вблизи Эфеса. По мнению чешского востоковеда Б. Грозного, его малоазиатским предшественником был хеттский бог дверей (ворот) Апулюн. Первоначально Аполлон был богом - хранителем стад, затем городов греческих колонистов и в конце концов стал богом света и солнца (а его сестра Артемида - богиней охоты, природы и луны) и к тому же имел целый ряд других функций. Некоторые из них были довольно далеки от его первоначального назначения. Например, так как Аполлон якобы приплыл с Крита в Дельфы на дельфине, он стал покровителем морских путешествий. В поэзии его называют Луконосцем, Сребролуким, Ясновидящим, Дальновержцем, Светлородным или чаще всего Блистающим (Фебом). Римляне восприняли его культ без изменений, и, как кажется, еще раньше его переняли от греков этруски. В честь Аполлона в Дельфах весной и осенью устраивались празднества, а каждые четыре года - Пифийские игры (с 582 до н. э., на них состязались не только спортсмены, но и поэты и музыканты; по своему значению Пифийские игры уступали только Олимпийским). Подобные торжества, хотя и отличавшиеся программой, проходили также на Делосе, в Милете и других местах. В Риме игры, посвященные Аполлон, праздновались с 212 г. до н. э. В память о своей победе при Акции в 31 г. до н. э. Август основал Акцийские игры, посвященные Аполлону.


С именем Аполлона связаны славнейшие памятники античной архитектуры и скульптуры. Старейший храм Аполлона в Греции, частично сохранившийся до сих пор, находится в Коринфе (сер. 6 в. до н. э.). И сегодня можно видеть 7 монолитных дорийских колонн этого храма из первоначальных 38. Архитектором храма Аполлон в Бассах в Аркадии, который сохранился лучше всего, был соавтор афинского Парфенона Иктин. Из остальных храмов, посвященных Аполлону и имевших, как правило, оракулов, прежде всего надо назвать Дельфийский. Первое здание (7 в. до н. э.) сгорело, второе (кон. 6 в. до н. э.) ­- было разрушено землетрясением; до наших дней дошли немногочисленные и все же величественные остатки третьего сооружения (около 330 до н. э.). Его превосходит своими масштабами храм в Дидимах под Милетом, сооруженный в 6 в. до н. э. и разрушенный в 494 г. до н. э. персами, а затем восстановленный. Важную роль играл храм Аполлона на Делосе, в котором в 478-454 гг. хранилась общая казна греческих государств, объединившихся в так называемый Делосский союз (амфиктионию). Великолепные храмы были посвящены Аполлону в Сиракузах и Селинунте на Сицилии (6 и 5 вв. до н. э.), в малоазиатской Алабанде и Гиераполе, в Кларосе близ Колофона, в Роде, в Кумах под Неаполем и других местах; в Аргосе у Аполлона был общий храм с Афиной. В Риме для него был уже в конце 5 в. до н. э. построен храм за Карментскими воротами, еще один велел возвести на Палатине Август после 31 г. до н. э.

Из античных скульптурных изображений Аполлона наиболее известны «Аполлон Бельведерский» («образец мужской красоты») - римская копия греческой бронзовой скульптуры Леохара (2-я пол. 4 в. до н. э.), «Аполлон Мусагет» - римская копия оригинала Скопаса (сер. 4 в. до н. э.), «Аполлон Сауроктон» (убивающий ящерицу) - копия работы Праксителя (2-я пол. 4 в. до н. э.) и «Аполлон Кифаред» («Аполлон с кифарой») - римская копия греческого оригинала (3 в. до н. э.). Все эти статуи находятся в Ватиканских музеях, античные копии этих и других статуй имеются в Национальных музеях в Риме и в Неаполе, а также в парижском Лувре. К числу лучших изображений Аполлон,а сохранившихся в греческом оригинале, относится «Аполлон» с западного фронтона храма Зевса в Олимпии (460-450 до н. э., Олимпия, музей) и мраморный «Аполлон» - копия статуи Каламиса (ок. 450 до н. э.), найденная в театре Диониса под Акрополем (Афины, Национальный археологический музей). Примерно того же возраста и этрусские статуи Аполлона, например, «Аполлон» с фронтона храма в Вейях (кон. 6 в. до н. э., Музей виллы Джулия). До недавних пор именем Аполлона называли архаические статуи молодых мужчин в застывшей позе (куросы) - по большей части ошибочно. Что же касается изображений Аполлона на рельефах, вазах и пр., то их не в состоянии охватить даже самый подробный каталог.

Скульпторы и художники нового времени изображали Аполлона не менее часто, чем античные. Из скульптур назовем бронзового «Аполлона» Джамболоньи (1573-1575, Флоренция, Палаццо Веккьо), «Аполлон и Дафна» Л. Бернини (1624, Рим, Галерея Боргезе), «Аполлон и нимфы» Ф. Жирардона (1666, Версаль, Дворцовый парк), «Аполлон с Пифоном» О. Родена (1900, Париж, Музей Родена). В живописи — « Аполлон и Диана» Л. Кранаха Старшего (нач. 16 в., Мюнхен, пинакотека), «Аполлон и музы» Тинторетто (ок. 1580, Венецианская Академия), «Аполлон и Дафна» П. Веронезе (2-я пол. 16 в., Нью-Йорк, Метрополитен-музей) и одноименная картина Н. Пуссена (1664, Париж, Лувр).

В пражских музеях, дворцах и других архитектурных памятниках нередки изображения Аполлона, особенно на фресках. Старейшее из них - рельеф Аполлона М. дель Пьомбо и Кампионе (1555-1560 гг.) в пражском бельведере (летнем дворце) «Звезда».

Из поэтических произведений первое место, по крайней мере по времени, занимает «Гимн Аполлону», приписываемый Гомеру (возможно, 7 в. до н. э.). Одноименный гимн написал в 3 в. до н. э. Каллимах. У Пушкина в стихотворении «Поэт» (1827): «Пока не требует поэта / К священной жертве Аполлон…» — подразумевается поэзия.

Нельзя не упомянуть и музыкальные произведения, посвященные Кифареду и Мусагету: два «Гимна Аполлону» 1 или 2 в. н. э., мелодия которых была записана первыми известными нам значками, которые можно условно назвать нотами. А если говорить о современности, то в нашем веке И. Стравинским был написан балет «Аполлон Мусагет» (1928).

Именем «Аполлон» древние греки назвали несколько своих городов, один из них расположен в нынешней Албании и сегодня называется Пояни, другой находится в Болгарии и называется Созополь.

В наши дни имя «Аполлон» возродилось в другом, отнюдь не мифическом контексте. Так называлась американская космическая программа, в ходе выполнения которой 21 июля 1969 г. человек впервые ступил на поверхность Луны.


Николай Кун

Рождение Аполлона

Бог света, златокудрый Аполлон, родился на острове Делос. Мать его Латона , гонимая гневом богини Геры , нигде не могла найти себе приюта. Преследуемая посланным Герой драконом Пифоном, она скиталась по всему свету и наконец укрылась на Делосе, носившемся в те времена по волнах бурного моря. Лишь только вступила Латона на Делос, как из морской пучины поднялись громадные столбы и остановили этот пустынный остров. Он стал незыблемо на том месте, где стоит и до сих пор. Кругом Делоса шумело море. Уныло подымались скалы Делоса, обнаженные без малейшей растительности. Лишь чайки морские находили приют на этих скалах и оглашали их своим печальным криком. Но вот родился бог света Аполлон , и всюду разлились потоки яркого света. Как золотом, залили они скалы Делоса. Все кругом зацвело, засверкало: и прибрежные скалы, и гора Кинт, и долина, и море. Громко славили родившегося бога собравшиеся на Делос богини, поднося ему амврозию и нектар. Вся природа вокруг ликовала вместе с богинями.

Борьба Аполлона с Пифоном и основание Дельфийского Оракула

Юный, светозарный Аполлон понесся по лазурному небу с кифарой в руках, с серебряным луком за плечами; золотые стрелы громко звенели в его колчане. Гордый, ликующий, несся Аполлон высоко над землей, грозя всему злому, всему порожденному мраком. Он стремился туда, где жил грозный Пифон , преследовавший его мать Латону; он хотел отомстить ему за все зло, которое тот ей причинил.

Быстро достиг Аполлон мрачного ущелья, жилища Пифона. Кругом высились скалы, уходя высоко в небо. Мрак царил в ущелье. По дну его стремительно несся, седой от пены, горный поток, а над потоком клубились туманы. Выполз из своего логовища ужасный Пифон. Громадное тело его, покрытое чешуей, извивалось меж скал бесчисленными кольцами. Скалы и горы дрожали от тяжести его тела и сдвигались с места. Яростный Пифон все предавал опустошению, смерть распространял он кругом. В ужасе бежали нимфы и все живое. Поднялся Пифон, могучий, яростный, раскрыл свою ужасную пасть и уже готов был поглотить златокудрого Аполлона. Тогда раздался звон тетивы серебряного лука, как искра сверкнула в воздухе не знающая промаха золотая стрела, за ней другая, третья; стрелы дождем посыпались на Пифона, и он бездыханный упал на землю. Громко зазвучала торжествующая победная песнь (пэан) златокудрого Аполлона, победителя Пифона, и вторили ей золотые струны кифары бога. Аполлон зарыл в землю тело Пифона там, где стоят священные Дельфы , и основал в Дельфах святилище и оракул, чтобы прорицать в нем людям волю отца своего Зевса.

С высокого берега далеко в море Аполлон увидел корабль критских моряков. Под видом дельфина бросился он в синее море, настиг корабль и лучезарной звездой взлетел из морских волн на корму его. Аполлон привел корабль к пристани города Крисы и через плодородную долину повел критских моряков, играя на золотой кифаре, в Дельфы. Он сделал их первыми жрецами своего святилища.

Дафна

Изложено по поэме Овидия "Метаморфозы"

Светлый, радостный бог Аполлон знает и печаль, и его постигло горе. Он познал горе вскоре после победы над Пифоном. Когда Аполлон, гордый своей победой, стоял над сраженным его стрелами чудовищем, он увидел около себя юного бога любви Эрота , натягивающего свой золотой лук. Смеясь, сказал ему Аполлон:

На что тебе, дитя, такое грозное оружие? Предоставь-ка лучше мне посылать разящие золотые стрелы, которыми я сейчас убил Пифона. Тебе ль равняться славой со мной, стреловержцем? Уж не хочешь ли ты достигнуть большей славы, чем я?

Обиженный Эрот гордо ответил Аполлону:

Стрелы твои, Феб-Аполлон, не знают промаха, всех разят они, но моя стрела поразит тебя.

Эрот взмахнул своими золотыми крыльями и в мгновение ока взлетел на высокий Парнас. Там вынул он из колчана две стрелы: одну - ранящую сердце и вызывающую любовь, ею пронзил он сердце Аполлона, другую - убивающую любовь, ее пустил он в сердце нимфы Дафны, дочери речного бога Пенея.

Встретил как-то прекрасную Дафну Аполлон и полюбил ее. Но лишь только Дафна увидела златокудрого Аполлона, как с быстротою ветра пустилась бежать, ведь стрела Эрота, убивающая любовь, пронзила ее сердце. Поспешил ей вслед сребролукий бог.

Стой, прекрасная нимфа, - взывал Аполлон, - зачем бежишь ты от меня, словно овечка, преследуемая волком, Словно голубка, спасающаяся от орла, несешься ты! Ведь я же не враг твой! Смотри, ты поранила ноги об острые шипы терновника. О, погоди, остановись! Ведь я Аполлон, сын громовержца Зевса, а не простой смертный пастух,

Но все быстрее бежала прекрасная Дафна. Как на крыльях, мчится за ней Аполлон. Все ближе он. Вот сейчас настигнет! Дафна чувствует его дыхание. Силы оставляют ее. Взмолилась Дафна к отцу своему Пенею:

Отец Пеней, помоги мне! Расступись скорее, земля, и поглоти меня! О, отнимите у меня этот образ, он причиняет мне одно страдание!

Лишь только сказала она это, как тотчас онемели ее члены. Кора покрыла ее нежное тело, волосы обратились в листву, а руки, поднятые к небу, превратились в ветви. Долго печальный стоял Аполлон пред лавром и, наконец, промолвил:

Пусть же венок лишь из твоей зелени украшает мою голову, пусть отныне украшаешь ты своими листьями и мою кифару, и мой колчан. Пусть никогда не вянет, о лавр, твоя зелень Стой же вечно зеленым!

А лавр тихо зашелестел в ответ Аполлону своими густыми ветвями и, как бы в знак согласия, склонил свою зеленую вершину.

Аполлон у Адмета

Аполлон должен был очиститься от греха пролитой крови Пифона. Ведь и сам он очищает людей, совершивших убийство. Он удалился по решению Зевса в Фессалию к прекрасному и благородному царю Адмету. Там пас он стада царя и этой службой искупал свой грех. Когда Аполлон играл средь пастбища на тростниковой флейте или на золотой кифаре, дикие звери выходили из лесной чащи, очарованные его игрой. Пантеры и свирепые львы мирно ходили среди стад. Олени и серны сбегались на звуки флейты. Мир и радость царили кругом. Благоденствие вселилось в дом Адмета; ни у кого не было таких плодов, его кони и стада были лучшими во всей Фессалии. Все это дал ему златокудрый бог. Аполлон помог Адмету получить руку дочери царя Иолка Пелия, Алкесты. Отец ее обещал отдать ее в жены лишь тому, кто будет в силах запрячь в свою колесницу льва и медведя. Тогда Аполлон наделил своего любимца Адмета непоборимой силой, и он исполнил эту задачу Пелия. Аполлон служил у Адмета восемь лет и, окончив срок своей искупающей грех службы, вернулся в Дельфы.

Весну и лето живет Аполлон в Дельфах. Когда же наступает осень, вянут цветы и листья на деревьях желтеют, когда близка уже холодная зима, покрывающая снегом вершину Парнаса, тогда Аполлон на своей колеснице, запряженной белоснежными лебедями, уносится в не знающую зимы страну гипербореев, в страну вечной весны. Там живет он всю зиму. Когда же вновь зазеленеет все в Дельфах, когда под живящим дыханием весны распустятся цветы и пестрым ковром покроют долину Крисы, возвращается на лебедях своих златокудрый Аполлон в Дельфы прорицать людям волю громовержца Зевса. Тогда в Дельфах празднуют возвращение бога-прорицателя Аполлона из страны гипербореев. Всю весну и лето живет он в Дельфах, посещает он и родину свою Делос, где у него тоже есть великолепное святилище.

Аполлон у музы

Весной и летом на склонах лесистого Геликона, там, где таинственно журчат священные воды источника Гиппокрены, и на высоком Парнасе, у чистых вод Кастальского родника, Аполлон водит хоровод с девятью музами. Юные, прекрасные музы, дочери Зевса и Мнемосины , - постоянные спутницы Аполлона. Он предводительствует хором муз и сопровождает их пение игрой на своей золотой кифаре. Величаво идет Аполлон впереди хора муз, увенчанный лавровым венком, за ним следуют все девять муз: Каллиопа - муза эпической поэзии, Эвтерпа - муза лирики, Эрато - муза любовных песен, Мельпомена - муза трагедии, Талия - муза комедии,
Терпсихора - муза танцев, Клио - муза истории, Урания - муза астрономии и Полигимния - муза священных гимнов. Торжественно гремит их хор, и вся природа, как зачарованная, внимает их божественному пению.

Когда же Аполлон в сопровождении муз появляется в сонме богов на светлом Олимпе и раздаются звуки его кифары и пение муз, тогда замолкает все на Олимпе. Забывает Арес о шуме кровавых битв, не сверкает молния в руках тучегонителя Зевса, боги забывают раздоры, мир и тишина воцаряются на Олимпе . Даже орел Зевса опускает свои могучие крылья и закрывает свои зоркие очи, не слышно его грозного клекота, он тихо дремлет на жезле Зевса. В полной тиши торжественно звучат струны кифары Аполлона. Когда же Аполлон весело ударяет по золотым струнам кифары, тогда светлый, сияющий хоровод движется в пиршественном зале богов. Музы, хариты, вечно юная Афродита , Арес с Гермесом - все участвуют в веселом хороводе, а впереди всех идет величественная дева, сестра Аполлона, прекрасная Артемида . Залитые потоками золотого света, пляшут юные боги под звуки кифары Аполлона.

Сыновья Алоэя

Грозен далекоразящий Аполлон в своем гневе, и не знают тогда пощады его золотые стрелы. Многих поразили они. От них погибли гордые своей силой, не желавшие никому подчиняться сыновья Алоэя , От и Эфиальт. Уже в раннем детстве славились они своим громадным ростом, своей силой и не знающей преград храбростью. Будучи еще юношами, стали грозить богам-олимпийцам От и Эфиальт:

О, дайте нам только возмужать, дайте только достигнуть полной меры нашей сверхъестественной силы. Мы нагромоздим тогда одну на другую горы Олимп, Пелион и Оссу и взойдем по ним на небо. Мы похитим тогда у вас, олимпийцы, Геру и Артемиду.

Так, подобно титанам, грозили олимпийцам непокорные сыновья Алоэя. Они исполнили бы свою угрозу. Ведь сковали же они цепями грозного бога войны Ареса, целых тридцать месяцев томился он в медной темнице. Долго бы еще томился ненасытный бранью Арес в плену, если бы не похитил его, лишенного сил, быстрый Гермес. Могучи были От и Эфиальт. Аполлон не снес их угроз. Натянул далекоразящий бог свой серебряный лук; словно искры-пламени, сверкнули в воздухе его золотые стрелы, и пали пронзенные стрелами От и Эфиальт.

Марсий

Жестоко наказал Аполлон и фригийского сатира Марсия за то, что Марсий осмелился состязаться с ним в музыке. Кифаред Аполлон не снес такой дерзости. Однажды, блуждая по полям Фригии, Марсий нашел тростниковую флейту. Ее бросила богиня Афина , заметив, что игра на изобретенной ею самой флейте обезображивает ее божественно прекрасное лицо. Афина прокляла свое изобретение и сказала:

Пусть же жестоко будет наказан тот, кто подымет эту флейту.

Ничего не зная о том, что сказала Афина, Марсий поднял флейту и вскоре научился так хорошо играть на ней, что все заслушивались этой незатейливой музыкой. Марсий возгордился и вызвал самого покровителя музыки Аполлона на состязание.

Аполлон явился на вызов в длинной пышной хламиде, в лавровом венке и с золотой кифарой в руках.

Каким ничтожным казался перед величественным, прекрасным Аполлоном житель лесов и полей Марсий со своей жалкой тростниковой флейтой! Разве мог он извлечь из флейты такие дивные звуки, какие слетали с золотых струн кифары предводителя муз Аполлона! Победил Аполлон. Разгневанный вызовом, он велел повесить за руки несчастного Марсия и содрать с него живого кожу. Так поплатился Марсий за свою смелость. А кожу Марсия повесили в гроте у Келен во Фригии и рассказывали потом, что она всегда начинала двигаться, словно танцевала, когда долетали в грот звуки фригийской тростниковой флейты, и оставалась неподвижной, когда раздавались величавые звуки кифары.

Асклепий (Эскулап)

Но не только мстителем является Аполлон, не только гибель шлет он своими золотыми стрелами; он врачует болезни. Сын же Аполлона Асклепий - бог врачей и врачебного искусства. Мудрый кентавр Хирон воспитал Асклепия на склонах Пелиона. Под его руководством Асклепий стал таким искусным врачом, что превзошел даже своего учителя Хирона. Асклепий не только исцелял все болезни, но даже умерших возвращал к жизни. Этим прогневал он властителя царства умерших Аида и громовержца Зевса, так как нарушил закон и порядок, установленный Зевсом на земле. Разгневанный Зевс метнул свою молнию и поразил Асклепия. Но люди обожествили сына Аполлона как бога-целителя. Они воздвигли ему много святилищ и среди них знаменитое святилище Асклепия в Эпидавре.

По всей Греции чтили Аполлона. Греки почитали его как бога света, бога, очищающего человека от скверны пролитой крови, как бога, прорицающего волю отца его Зевса, карающего, насылающего болезни и исцеляющего их. Его почитали юноши-греки как своего покровителя. Аполлон - покровитель мореходства, он помогает основанию новых колоний и городов. Художники, поэты, певцы и музыканты стоят под особым покровительством предводителя хора муз, Аполлона-кифареда. Аполлон равен самому Зевсу-громовержцу по тому поклонению, которое воздавали ему греки.

Примечания:

Аполлон - один из древнейших богов Греции. В его культе ясно сохранились следы тотемизма. Так, например, в Аркадии поклонялись Аполлону, изображенному в виде барана. Первоначально Аполлон был богом, охраняющим стада. Постепенно он все больше становился богом света. Позднее его стали считать покровителем переселенцев, покровителем основывающихся греческих колоний, а затем покровителем искусства, поэзии и музыки. Поэтому и в Москве на здании Большого академического театра стоит статуя Аполлона с лирой в руках, едущего на колеснице, запряженной четверкой коней. Кроме того, Аполлон стал богом, предсказывающим будущее. Во всем древнем мире славилось его святилище в Дельфах, где жрица-пифия давала предсказания. Предсказания эти, конечно, составляли жрецы, хорошо знавшие все, что делалось в Греции, и составляли так, что их можно было толковать и в ту, и в другую сторону. Известно было в древности предсказание, данное в Дельфах царю Лидии Крезу во время его войны с Персией. Ему сказали: "Если ты перейдешь реку Галис, то погубишь великое царство", но какое царство, свое или персидское, этого не было сказано.

Древнегреческий струнный музыкальный инструмент, подобный лире.

Город на берегу Коринфского залива, служивший гаванью для Дельф.

Богиня памяти.

Величайшие горы в Греции на побережье Эгейского моря, в Фессалии.

То есть играющий на кифаре.

Николай Кун. Легенды и мифы Древней Греции

Новое на сайте

>

Самое популярное