Домой Гадания Валаам ветхий завет. Загадочная история о валааме и его ослице. Валаам: пример не для подражания

Валаам ветхий завет. Загадочная история о валааме и его ослице. Валаам: пример не для подражания

Валаам и Валак

И пошел Валаам с князьями Валаковыми.

Валак, услышав, что идет Валаам, вышел навстречу ему в город Моавитский, который на самой границе.

И сказал Валаам Валаку:

Вот, я и пришел к тебе, но могу ли я тебе что-либо от себя сказать? Что вложит Бог в уста мои, то и буду говорить.

Пошли Валаам с Валаком в Кириаф-Хуцоф. Там заколол Валак волов и овец, и устроил барбекю Валааму и князьям, которые были при нем.

На другой день утром Валак взял Валаама и возвел его на высоты Вааловы, чтобы он увидел оттуда часть народа Израилева.

Валаам сказал Валаку:

Устрой-ка здесь семь жертвенников и приготовь мне семь тельцов и семь овнов.

Валак сделал все, как говорил ему Валаам.

А теперь, - сказал Валаам, - постой у всесожжения твоего, а я пойду с Богом побалакаю, может, откроет мне что-нибудь.

Встретился на возвышенном месте Валаамом с Богом.

Детали той встречи неизвестны, но результат был ясен. Спустившись с горы Валаам произнес притчу свою:

Из Месопотамии привел меня Валак, царь Моава, и просил: «Прокляни мне Иакова, приди, изреки зло на Израиля!»

Как прокляну я? Бог не проклинает его. Как изреку зло? Господь не изрекает на него зла. А с такой протекцией, сыны Израиля кого хошь задавят!

Вот, народ, как львица встает и как лев поднимается. Не ляжет, пока не съест добычи и не напьется крови убитых.

И встал Валаам и пошел обратно в свое место, а Валак - несолоно хлебамши - также пошел своею дорогою.

Из книги Патриархи и пророки автора Уайт Елена

Глава 40 ВАЛААМ Эта глава основана на Книге Числа 22-24 гл. Покорив Васана и вернувшись к Иордану, чтобы приготовиться к немедленному вторжению в Ханаан, израильтяне расположились у реки, недалеко от того места, где она впадает в Мертвое море, как раз напротив Иерихонской

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Зачем моавитский царь Валак позвал волхва Валаама и что из этого вышло? Когда возглавляемые Моисеем евреи после сорокалетних странствий в пустыне направились к Ханаану, они по пути остановились на территории хананейского государства Моав. Хотя моавитский царь Валак

Из книги София-Логос. Словарь автора Аверинцев Сергей Сергеевич

Из книги 100 великих библейских персонажей автора Рыжов Константин Владиславович

Валаам Валак, царь моавитянский, увидел, что сделал народ израильский с аммонитянами и аморреями, и устрашился. В то время пришли к нему старейшины моавитянские и сказали: «Слышал ты о израильтянах? Этот народ поедает теперь всё вокруг нас, как вол поедает траву полевую.

Из книги Валаам автора Зайцев Борис

Приезд на Валаам Пароходик с туристами и паломниками недолго стоял у пристани Сердоболя. Свистнул и отвалил, двинулся ежедневным путем среди мелких заливов Ладоги. Берега холмисты и красивы, дики. Леса да скалы, слой гранита и луды, выпирающие под косым углом, заросшие

Из книги Книга волховских толкований автора Черкасов Илья Геннадьевич

ВАЛААМ - ЗЕМЛЯ ВЕЛЕСОВА Влх. ВелеславВалаам - земля ВелесоваВидел я, будто въяве:1. Седая земля в тумане - насколько охватывал взор.2. И будто острова плыли по небу - призрачные, словно птицы Ирийские из детских снов моих.3. И будто были они - как бы вверх корнями, и корни

Из книги Второе послание Петра и Послание Иуды автора Лукас Дик

2). Валаам (2:15,16) Валаам, пророк, который работал за мзду, вероятно, был знаком читателям Петра. В Ветхом Завете не только рассказывается довольно подробно его история (Чис. 22:2 - 24:5; 31:16), но он также постоянно упоминается как личность, которой следует остерегаться (Втор. 23:4;

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

а) Валаам возлюбил мзду неправедную Петр уже отмечал это побуждение, поскольку в греческом тексте «возмездие за беззаконие» (2:13) и «мзда неправедная» - это одно и то же выражение: misthos adikias. Этот повторение подчеркивает тот факт, что Валаам был человеком, который совершал

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Царь Моава и пророк Валаам 2 Балак, сын Циппора, узнал обо всем, что сделал Израиль с амореями, 3 и устрашились жители Моава нашествия этого народа, ведь он был так многочислен!Страх перед сынами Израилевыми обуял моавитян, 4 и они обратились к старейшинам Мидьяна: «Это

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Валак призывает Валаама 1 Исраильтяне двинулись на равнины Моава и остановились у реки Иордана напротив города Иерихона. 2 Валак, сын Циппора, царь Моава увидел всё, что Исраил сделал с аморреями. 3 Моавитяне очень испугались народа, потому что их было очень много. Они были

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Валак призывает Валаама 1 Израильтяне двинулись на равнины Моава и остановились у Иордана, напротив Иерихона.2 Валак, сын Циппора, увидел все, что Израиль сделал с аморреями. 3 Моав очень испугался народа, потому что их было так много. Они были полны ужаса перед

Из книги Ветхий Завет с улыбкой автора Ушаков Игорь Алексеевич

Валаам Завоевания израильтянами Есевона и Васана оказалось достаточным, чтобы моавитяне встревожились. И хотя их собственная территория нападению не подверглась, не было никакой гарантии, что вскоре не наступит их черед. Кроме того, моавитяне едва ли могли отказаться от

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

Валаам, Бог и говорящая Ослица Валаамова Валаам встал поутру, оседлал ослицу свою и пошел с князьями Моавитскими. И воспылал гнев Божий за то, что он пошел, и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему.Вот и пойми этого капризного старикана: то иди, то не

Из книги Избранное автора Зайцев Борис

VIII. Валаам Валаам представляет собой одну из замечательнейших личностей в библейской истории по той раздвоенности духа и смеси в нем истины и заблуждения, которые он обнаруживает в своих действиях. Он происходил из города Пефора, лежавшего на берегу Евфрата, в северной

Из книги автора

Валаам Путевой очерк

Из книги автора

Приезд на Валаам Пароходик с туристами и паломниками недолго стоял у пристани Сердоболя. Свистнул и отвалил, двинулся ежедневным путем среди мелких заливов Ладоги. Берега холмисты и красивы, дики. Леса да скалы, слой гранита и луды, выпирающие под косым углом, заросшие

Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

прорицатель - прориц’атель (Втор.18:10 ; Нав.13:22 ; 1Цар.6:2 ; Ос.9:7 ; Зах.13:3 ,4; Деян.16:16) лжепророк, поставленный в законе рядом с гадателем и ворожеем, которых народ Божий должен избегать и из своей среды удалять. Валаам прорицатель во 2Пет.2:16… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

Валаам и ослица. Рембрандт, 1626 Валаам (ивр. בִּלְעָם‎, Биль‘ам), в Пятикнижии прорицатель из города Птор (на Верхнем Евфрате), призванный, согласно библейскому повествованию, царём Моава Валаком (Балаком) проклясть израильтян, расположившихся… … Википедия

Месопотамский волхв или прорицатель, имя которого встречается в библейской истории. Когда еврейский народ, после сорокалетнего странствования в пустыне, окончательно двинулся в обход Мертвого моря, чтобы вторгнуться в Палестину, ему нужно было… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Валаам - (Билеам) (евр. Вилеам в Ветхом Завете и Валаам в Новом Завете) 1) Сын Веоров (2 Пет. 2:15), прорицатель, жил в Месопотамии, в городе Пефоре, на реке Евфрате. К нему моавитскии царь Валак послал пригласить к себе, чтобы он проклял Израиля (Чис. 22 … Словарь библейских имен

ВАЛААМ - [евр. , ; греч. Βαλαάμ], языческий провидец и прорицатель, благословивший народ Израиля и предсказавший приход Мессии. В Числ 24. 3, 15 он описывается как «муж с открытым оком... слышащий слова Божии, который видит видения Всемогущего; падает, но … Православная энциклопедия

Валаам: Валаам остров в северной части Ладожского озера, входящий в Валаамский архипелаг. Валаам библейский прорицатель из города Птор. Валаам мужской хор из Санкт Петербурга. Валаам лагерь инвалидов второй мировой войны… … Википедия

СЕРАФИМ - (Иаков Мещеряков), митр. (1861–1937), рус. правосл. церк. деятель и писатель. Род. в Пензенской губ. в семье крестьянина. Окончил СПб.ДА (1885) и был рукоположен во иеромонаха. Состоял инспектором Холмской ДС и ректором Тифлисской ДС. В 1889… … Библиологический словарь

В Википедии есть статьи о других людях с именем Серафим. Митрополит Серафим (в миру Яков Михайлович Мещеряков; 18 марта 1860, село Хлыстовка, Краснослободский уезд, Пензенская губерния 7 мая 1933, Ростов на Дону) епископ Русской… … Википедия

Серафим (в миру Яков Мещеряков, родился в 1861 году) епископ острожский, второй викарий волынской епархии, воспитанник Санкт Петербургской духовной академии. Написал: Прорицатель Валаам. Книга Чисел XXII XXV главы (Санкт Петербург, 1899,… … Биографический словарь

Упоминание о Валааме мы встречаем в 22-24 главах книги Чисел. Израиль на пути в землю обетованную остановился «на равнинах Моава, при Иордане, против Иерихона» (Числа 22:1). Это очень испугало Валака, царя Моавитского, и он отправил послов в Пефор, город в Местопотамии, расположенный на расстоянии нескольких сотен километров, чтобы они привели Валаама. Услуга, о которой попросил его Валак, описана в Числах 22:5-6:

Числа 22:5-6
«И послал он послов к Валааму, сыну Веорову, в Пефор, который на реке [Евфрате], в земле сынов народа его, чтобы позвать его [и] сказать: вот, народ вышел из Египта и покрыл лице земли, и живет он подле меня; итак приди, прокляни мне народ сей, ибо он сильнее меня: может быть, я тогда буду в состоянии поразить его и выгнать его из земли; я знаю, что кого ты благословишь, тот благословен, и кого ты проклянешь, тот проклят».

Валаам был знаменит тем, что кого он благословлял, тот был благословен, и кого проклинал, тот был проклят. (Числа 22:6). И если мы прочитаем полностью 22-24 главы книги Чисел, то узнаем, что изначально у Валаама были благочестивые намерения. Когда к нему пришли слуги Валака, он пообещал, что сначала посоветуется с Богом. Когда Господь сказал Валааму не ходить с ними, он послушно отправил их обратно. Так поступает человек, идущий прямым путем, и так же поступил Валаам. Очевидно, что он двигался в правильном направлении. Но Валак настаивал. Через несколько дней еще больше князей, еще знаменитее, снова пришли к Валааму и обещали ему великие почести и богатства, если он пойдет с ними и проклянет Израиль. Человек, чье сердце всецело предано Богу, не стал бы ждать: он снова отослал бы всех князей обратно, так как Бог уже дал ему понять, что ему не следует с ними идти. Но Валаам не сделал этого. Он сказал, что пойдет и еще раз спросит у Бога. И хотя было бы гораздо хуже, если бы он пошел с ними, вообще не посоветовавшись с Богом, это, тем не менее, указывает на изъян, на нетвердость, на намерение Валаама не отсылать посланников ни с чем. Мы взываем к Богу снова, когда мы чего-то сильно хотим, и нас не устраивает, или мы не смирились с тем, что Он сказал нам в первый раз. Как раз это здесь и произошло. Валаам хотел с ними пойти; даров и почестей было такое множество, что он просто не в силах был отказаться. Но он не хотел ослушаться и Бога! Он был бы рад пойти, проклясть Израиль, получить вознаграждение и одновременно быть в мире с Богом – так же, как иногда поступаем и мы: «Я хочу, чтобы исполнилась моя воля, Господь, измени, пожалуйста, Свою. Позволь мне сделать так, как я хочу, и тогда всем будет хорошо!». Бог, видя Валаама в этом состоянии, разрешил ему пойти, но только если эти люди снова придут звать его. Но уже утром он предстает пред нами сидящий на ослице, готовый к длительному путешествию! Он не хотел терять ни секунды, ждать, когда кто-то позовет его! В результате Бог разгневался на него и послал Своего Ангела воспрепятствовать Валааму. Ослица Валаама спасла ему жизнь, потому что, увидев ангела, она постаралась свернуть с дороги. Ангел повелел Валааму идти, но ТОЛЬКО для того, чтобы говорить то, что Бог будет ему говорить (Числа 22:35). Это было предупреждением для Валаама не отклоняться от Божьего Слова. Как видим, он не уделил этому должного внимания. Итак, Валаам пошел и встретился с Валаком. Несмотря на то, что Валак приводил его в различные места, откуда тому удобнее было бы проклясть Израиль, Валаам держался сказанного ему Богом и говорил только слова Божьи, благословляя Израиль. Валак был возмущен! Вот что он сказал Валааму после того, как тот в третий раз благословил Израиль:

«И воспламенился гнев Валака на Валаама, и всплеснул он руками своими, и сказал Валак Валааму: я призвал тебя проклясть врагов моих, а ты благословляешь их вот уже третий раз; итак, беги в свое место; я хотел почтить тебя, но вот, Господь лишает тебя чести» (Числа 24:10-11 ).

Валаам: пример не для подражания

Кажется, что Валаам занял позицию Бога. Он провозглашал только Божье слово, и хотя он и последовал за князьями Валака, он говорил лишь то, что хотел Бог. Он неотступно следовал слову Божьему. Кто-то, возможно, спросит, тогда почему во 2-м Послании Петра 2:15, а также в других местах Писания, которые мы рассмотрим далее, он предстает перед нами как пример не для подражания? Несомненно, он хотел пойти за Валаком, и, возможно, он только и думал о дарах. Тем не менее, кажется, что он не отступил от Божьего повеления и ушел от Валака ни с чем. Он послушался Бога, несмотря на то, что для него это означало потерю обещанных ему даров и наград. Или все было по-другому?

Во 2-м Послании Петра, в Послании Иуды и книге Откровения Валаам упоминается как пример того, как поступать нельзя. Из того, что мы уже прочитали в книге Чисел, может сложиться ощущение необъективной оценки событиям, однако, читая дальше, мы понимаем, что это не так:

Числа 25:1-5, 9
«И жил Израиль в Ситтиме, и начал народ блудодействовать с дочерями Моава, и приглашали они [Дочери Моава – прим. авт.] народ к жертвам богов своих, и ел народ [жертвы их] и кланялся богам их. И прилепился Израиль к Ваал-Фегору. И воспламенился гнев Господень на Израиля. И сказал Господь Моисею: возьми всех начальников народа и повесь их Господу перед солнцем, и отвратится от Израиля ярость гнева Господня. И сказал Моисей судьям Израилевым: убейте каждый людей своих, прилепившихся к Ваал-Фегору […]…Умерших же от поражения было двадцать четыре тысячи».

Как получилось, что женщины Моава знали, как соблазнить Израильтян? Как случилось, что они пришли, заставили тех распутничать с ними, приглашали приносить жертвы и поклоняться ложным богам? Богу это не понравилось, Он разгневался, и двадцать четыре тысячи Израильтян погибло после этого во время поражения. Кто же замыслил это зло, которое принесло разрушение Израилю? В Числах 31:15-16 и Откровении 2:14 мы находим ответ:

Числа 31:15-16
«и сказал им Моисей: [для чего] вы оставили в живых всех женщин? вот они, по совету Валаамову, были для сынов Израилевых поводом к отступлению от Господа в угождение Фегору, [за что] и поражение было в обществе Господнем».

и Откровение 2:14 (Господь Иисус обращается к Ангелу Пергамской церкви)
«Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали ».

Советчиком, научившим Моав вводить в заблуждение Израиль, был Валаам. Мы уже знаем, как неравнодушен он был к получению даров и почестей. Во 2 Петра 2:15-16 говорится, что он ВОЗЛЮБИЛ их:

2 Петра 2:15
«Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, КОТОРЫЙ ВОЗЛЮБИЛ МЗДУ НЕПРАВЕДНУЮ, но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка».

Вплоть до 24 главы книги Чисел Валаам был пророком Божьим, Божьим рупором. Он шел прямым путем, НО не проследовал ему до конца. В конце концов, он оставил его и впал в заблуждение, потому что «возлюбил мзду неправедную». Он хорошо начал, но конец его был плачевным. Важно не только вступить на правильный путь, но и держаться его до конца. Начало его было хорошим, но он не продолжал двигаться дальше в этом направлении. В конечном итоге, он был убит Израильтянами, когда те захватили Мадиам . В месте Писания, где повествуется о его смерти (Иисуса Навина 13:22), Валаам упоминается уже не как «пророк», а как «прорицатель» . Он начал «пророком», рупором Божьим, а закончил «прорицателем», Божьим врагом.

Валаам во 2 Послании Петра и Послании Иуды

Валаам из Божьего рупора превратился в лжеучителя, который ввел в заблуждение народ Божий (Откровение 2:14). Он был на верном пути, но оставил его и впал в заблуждение. Вероятно, именно по этой причине он три раза упоминается авторами Нового Завета в качестве примера того, как нельзя поступать. Подобную запись мы уже встречали в книге Откровения, и во 2 Послании Петра и Послании Иуды нам даются другие две:

2 Петра 2:15-16
«Оставив прямой путь, ОНИ заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную, но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка».

и Иуды 11
«Горе ИМ , потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей».

И во 2 Петра и в Иуды говорится о тех, кто следует пути Валаама. Кто эти люди? Что они сделали? Имеют ли они сходство с Валаамом, и если да, то какое? Какое отношение может иметь ветхозаветный персонаж к современному веку благодати? Этот ответ мы найдем в Писаниях. Начнем со 2 Послания Петра, где слово «они» относится к первому стиху, в котором говорится:

2 Петра 2:1-3
«Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, , навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет».

2 Петра 2:1
««Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа , навлекут сами на себя скорую погибель».

2 Петра 2:15
«…»

И 2 Петра 2:20-21 :
«Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа , опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди ».

Как явствует из написанного выше:

Эти люди были искуплены Господом.

Они избежали скверн этого мира через познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа .

Они познали пути праведности, и им была передана святая заповедь .

Они оставили прямой путь, что, в свою очередь, означает, что они однажды шли этим путем.

Лжеучителя, о которых говорит Слово Божье, не являются неверующими людьми; это верующие или, точнее сказать, люди, которые начинали как верующие. Иначе кем еще могут быть люди, искупленные Господом, получившие познание (полное знание) об Иисусе Христе и которым была предана святая заповедь? Подобно Валааму, они начинали идти прямым путем, но потом оставили его и превратились в лжеучителей, принося разрушительные ереси и уловляя Божий народ льстивыми словами! Если мы думаем, что не стоит придавать так много значения лжеучителям, ведь, по большому счету, не так уж и многих видели мы открыто отвергающими «искупившего их Господа», то мы ошибаемся. Бог посвятил большую часть 2 Петра и почти все Послание Иуды предостережениям об этих обманщиках. Это действительно проблема, о которой Слово Божье говорит: «БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ»!!! Во 2 Тимофею 2:15 говорится:

2 Тимофею 2:15
«Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины».

Наша задача – верно преподавать слово истины, а без его твердого основания невозможно будет защититься от лжеучителей, снующих поблизости. Возвращаясь ко 2 Петра, в стихах 10-22, мы продолжаем разговор об этих отступниках:

2 Петра 2:10-22
«а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших, тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда. Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся. Они получат возмездие за беззаконие, ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами. Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия. Оставив прямой путь, они заблудились , идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную, но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка. Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы. Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб. Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья [идет] валяться в грязи».

Большую часть 2 Послания Петра Бог отводит на описание этих лжеучителей. Многие из наши современники, и многие жили в разное время: люди, использующие и использовавшие Имя Бога и Христа для собственных целей, ради власти, денег, славы. Они следуют примеру не Христа, а Валаама. Второе Послание Петра не оставляет никакого сомнения в том, каков их конец. Как мы только что прочли:

Они навлекают на себя скорую погибель (2 Петра 2:1).

Суд им давно готов, и погибель их не дремлет (2 Петра 2:3).

« Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья [идет] валяться в грязи» (2 Петра 2:20-22).

Им приготовлен мрак вечной тьмы (2 Петра 2:17).

Не спасение приготовлено для этих людей, а «мрак вечной тьмы». «Но разве спасение – это не дар, данный нам по благодати?» - спросит кто-то. Конечно да. Это дар, данный по благодати через веру (Ефесянам 2:8). Но очевидно, что некоторые отрекутся от Господа и, следовательно, от веры, и станут Его врагами, вводящими народ в заблуждение и приносящими пагубные ереси. Они и вправду будут подобны Валааму. Он также шел прямым путем, но потом заблудился и из истинного пророка превратился в лжеучителя, который учил врагов Божьих вводить Его народ в заблуждение. Для таких людей «приготовлен мрак вечной тьмы». Согласно 2 Петру, «Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди» (2 Петра 2:21).

Иуда

О Валааме упоминается и в Послании Иуды, почти так же и примерно в таком же контексте, что и во 2 Петра. Иуда начинает свое апостольское послание следующими словами:

Иуда 3
«Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание--подвизаться за веру, однажды преданную святым ».

Своим посланием Иуда хотел убедить верующих подвизаться за веру, однажды преданную святым . Очевидно, эта вера подвергалась нападкам. Да, вера ПОДВЕРГАЕТСЯ нападкам, и пока враг рядом, он никогда не перестанет нападать на нее. Мы должны искренне подвизаться за веру; и Иуда продолжает обосновывать это в своем послании, состоящем из одной главы:

Иуда 4-19
« Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в [повод к] распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа . Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил, и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня. Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, -- так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти. Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: "да запретит тебе Господь". А сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя. Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей . Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки. О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: "се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих-- сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники". Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно); уста их произносят надутые слова; они оказывают лицеприятие для корысти. Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа. Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа».

Получается, это та же самая категория людей, что и та, которую мы видели во 2 Петра, по крайней мере, если смотреть на плоды. Это обманщики, которые даже имеют наглость называть себя христианами. Из-за этих лжеучителей – и многие из них действуют сегодня – Иуда почувствовал серьезную нужду написать верующим, чтобы они сражались за веру, однажды преданную святым. Нам нужно сражаться за веру! Именно Писание – а не доктрины, обряды и традиции, установленные людьми, какое бы положении они не занимали, является основанием нашей веры. В Колоссянам 2:8 нам дается предупреждение:

Колоссянам 2:8
«Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ».

Также во 2 Иоанна 7-8 :
«Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой [человек] есть обольститель и антихрист. Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду ».

Также Иуда и Петр нам говорят:

Иуды 20-21
«А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни ».

2 Петра 3:17-18
«Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения, но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь ».

«…будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения». Потенциально все мы можем «увлечься заблуждением беззаконников», это предупреждение не делает исключений ни для кого. Валаам начинал идти правильным путем, но в последствии оставил его. «…Но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа», - продолжает Петр. «Берегитесь…» - это одна часть действия, к которому мы призваны; «возрастайте в благодати и познании Господа нашего Иисуса Христа» – это другая его часть.

В мире и даже в теле Христа много обманщиков, поэтому Петр и Иуда обращаются к верующим, и единственный способ защититься от их обманчивых учений - это возлюбить чистое молоко Божьего Слова. Единственный способ построить дом так, чтобы он устоял от различных влияний, - это построить его на камне, т.е. слышать Божье слово и исполнять Его, как объяснял Иисус Христос (Матфея 7:24-25). Валаам знал Божье Слово; он даже следовал за ним до определенного момента, пока оно не вступило в противоречие с его страстью к почести и богатству. Когда это произошло, он отступил. В отличие от него мы должны идти прямым путем: путем познания и исполнения слова Божьего любой ценой. Начать, пройти и закончить поприще, пожав, получив сполна всю награду от Господа, которую Он приготовил для нас.

Евреям 12:1б-2
«свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса , Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия».

Примечания

К этому времени он перебрался из того места в Месопотамию и жил в земле Мадиам вместе с врагами Израиля.

Здесь: человек, занимающийся колдовством, гаданием – прим. пер.

Употребляемое здесь слово «познание» - это греческое слово «επίγνωσις» (epignosis), означающее «безошибочное или полное знание», «точное и глубокое знание, близкое, доскональное, исчерпывающее знакомство с ним; истинное знание» (в сравнении со словом «gnosis», означающим просто «знание»). См. Vines Expository Dictionary of New Testament Words, MacDonald Publishing Company, p.641 и The Companion Bible, Kregel Publications, Appendix 132.

Здесь опять употребляется глагол «знать», являющийся греческим глаголом «επιγινώσκω» (epiginosko), что означает «знать досконально», «знать точно и четко» (см. примечание к сноске 2)

[евр. , ; греч. Βαλαάμ], языческий провидец и прорицатель, благословивший народ Израиля и предсказавший приход Мессии . В Числ 24. 3, 15 он описывается как «муж с открытым оком... слышащий слова Божии, который видит видения Всемогущего; падает, но открыты глаза его». Время жизни В. относится библейским повествованием к периоду, когда народ Израиля после исхода из Египта (XIV в. до Р. Х.) и получения Божественных откровений на Синае вновь начинает свой путь в Ханаан (Числ 10). Однако идумеи не позволяют евреям пройти через их территорию (Числ 20. 14-21). Стремясь обойти земли Едома, израильтяне вступают в войну с аморрейским царем Сигоном и васанским царем Огом и захватывают их земли (Числ 21).

Еще один враг народа Божия, моавитский царь Валак, заключив союз с мадианитянами, посылает своих слуг к В., чтобы, заручившись его магическим проклятием, лишить Израиль поддержки свыше и победить его военной силой (Числ 22. 6, 11). Однако ночью В. получает откровение от Бога, что он не должен идти с посланниками Валака, ибо народ Израиля благословен (Числ 22. 12). Посланники возвращаются без В. Валак вновь посылает их к прорицателю с обещаниями великой награды, но В. повторяет, что он не сможет ничего сделать без повеления Яхве (Числ 22. 18). На этот раз Господь, явившийся В. во сне, разрешает ему идти вместе с посланниками, но делать он должен только то, что скажет Бог. Вслед за этим сказано, что Господь гневается на В. и посылает своего ангела, чтобы воспрепятствовать ему. Только ослица, на к-рой едет В., видит ангела, сам же провидец ничего не замечает, пока Господь не открывает ему глаза; ангел Господень говорит В., что он не должен ничего пророчествовать, кроме того, что скажет ему Бог (Числ 22. 22-35). В. повторяет эти слова самому Валаку: он будет пророчествовать только то, что «вложит Бог в уста» ему (Числ 22. 38). После торжественного жертвоприношения В. должен, наконец, проклясть Израиль, но вместо этого, чудесно вдохновленный Богом, он произносит 4 благословения . В 1-м благословении Израиль назван народом, к-рый живет обособленно от др. народов (Числ 23. 9); во втором восхваляется Израиль как народ, подобный льву (Числ 23. 24: «Вот, народ как львица встает и как лев поднимается; не ляжет, пока не съест добычи и не напьется крови убитых»; ср. Быт 49. 9). Это сравнение встречается также в 3-м благословении, начинающемся словами восхваления земли Израиля: «Как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль! ...Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят!» (Числ 24. 5, 9). В 4-м, к-рое произносится вопреки прямому запрету Валака, В. пророчески предрекает приход могущественного владыки Израиля, к-рый победит Моава («Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова, и восстает жезл от Израиля, и разит князей (евр. , букв. «виски»; Синодальный перевод следует Септуагинте) Моава, и сокрушает всех сынов Сифовых» (Числ 24. 17)). Следующая глава (Числ 25) начинается с сообщения о том, что израильтяне, к-рым только что было предсказано, что они победят моавитян, «блудодействуют» с моавитянками и даже молятся их богам (Числ 25. 1, 2). Это замечание имело большое значение для развития дальнейшей традиции о В. Хотя в Числ 24. 25 утверждается, что В. вернулся в свой город, в Числ 31. 8 сообщается, что израильтяне убили В., сына Веорова, вместе мадианитянами, т. к., согласно Числ 31. 16, именно по его совету мадианитянки «были для сынов Израилевых поводом к отступлению от Господа».

В др. местах ВЗ личность В. оценивается преимущественно негативно. Единственный библейский текст, в к-ром говорится о В. в положительном смысле,- это Мих 6. 5, где есть напоминание о правильном ответе В. на злой замысел Валака (ср. Числ 22. 38). В. здесь упоминается в одном ряду с Моисеем , Аароном и Мариам (Мих 6. 4), названными в Свящ. Писании пророками прежде В. История с В., т. о., служит доказательством того, что Бог может использовать и языческого провидца для спасения Израиля.

В др. местах Библии В. упоминается явно отрицательно: во Втор 23. 4-6 говорится, что В., нанятый моавитянами и амонитянами, действительно проклинал Израиль, но Бог «не восхотел слушать Валаама и обратил... проклятие его в благословение» (ст. 5); почти дословно слова из Втор 23. 5 приводятся в Нав 24. 9-10. В Книге Иисуса Навина (13. 22) сообщается, что В. был убит вместе с царем Сигоном и мадиамскими вождями. Виной В., очевидно, было то, что он был «прорицателем» ( , ), ибо, согласно Втор 18. 12, «мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего» (ср. Числ 23. 23). Только факт того, что В. занимался предсказанием, ставит его в один ряд с врагами, к-рых уничтожают. Последнее в ВЗ упоминание В., нанятого чужеземцами, встречается в Неем 13. 2 (цитата из Втор 23. 5-6). Чтение этого текста перед народом становится достаточным основанием для того, чтобы отделить «все иноплеменное от Израиля» (Неем 13. 3) и позднее очиститься «от всего чужеземного» (Неем 13. 30). В. здесь становится прототипом опасного чужеземца.

Негативная оценка В. присутствует и в НЗ, где он понимается как ветхозаветный прототип лжеучителей, чьи слова опасны для христ. общин: как В. соблазнил израильтян своим советом к отпадению от Господа, так еретики николаиты соблазняют христиан к идолослужению (употреблению мяса животных, принесенных в жертву) и распущенности (Откр 2. 14); лжеучители распространяют свое разрушительное учение, одержимые, подобно В., жаждой наживы (Иуд 11; 2 Петр 2. 15-16).

Несмотря на преобладающую отрицательную оценку личности В., уже достаточно рано в иудаизме воспринимается прежде всего его пророчество о звезде, личность же самого провидца остается в тени. Так, в Кумране В. упоминается среди лжепророков (4 Q339), но его пророчество о восхождении звезды от Иакова почти дословно цитируется в «тестимониях» - небольшом собрании ветхозаветных мест, к-рые считались в общине мессианскими (4Q Test 11-13). Предсказание, очевидно, имело в Кумране большое значение, т. к. оно цитируется еще в CD 7, 18-19 и 1QM 11. 6-7, правда, уже без упоминания имени В. Мессианское толкование Числ 24. 17 получает распространение начиная с перевода 70 толковников (LXX), где в отличие от евр. текста говорится не о «жезле от Израиля», а о человеке, к-рый сокрушит «князей» (ἀρχηγοῦς) Моава. В апокрифических «Завещаниях патриархов» также цитируется Числ 24. 17 без упоминания имени В. (Test. Jud. 24. 1; ср.: Test. Lev. 18. 3).

В НЗ с его верой в исполнение ветхозаветных мессианских пророчеств в Иисусе Христе аллюзии на исполнение пророчества о звезде, восходящей от Иакова, можно видеть в рассказе евангелиста Матфея о волхвах , к-рых звезда привела в Вифлеем поклониться Младенцу Иисусу (Мф 2. 1-12). Греч. слово «восход» (ἀνατολή) может означать как восход небесного тела, так и прорастание растений. У пророков Захарии (3. 8; 6. 12) и Иеремии (23. 5) слово «росток» (евр. ) означает «Отрасль Давидову», т. е. Мессию. В греч. же тексте оно передается как «ἀνατολή», так что это слово могло восприниматься как указывающее на Мессию (ср. Лк 1. 78). Аллюзии на пророчество о звезде Мессии, очевидно, есть также в 2 Петр 1. 19 и Откр 22. 16.

Мессианский характер пророчества В. признается ранними христ. писателями. Звезда, упомянутая в пророчестве В., отождествлялась с Вифлеемской звездой. Согласно св. Иустину Мученику и Оригену, волхвы, пришедшие в Вифлеем, знали пророчество В., к-рое исполнилось в Рождество Иисуса Христа (Iust . Dial. 106. 4; 1 Apol. 32. 12; Orig . Contra Cels. 1. 60; Euseb . Demonstr. IX 1. 1, 16; Iren . Adv. haer. III 9. 2), и даже были потомками самого В. (Ioan . Chrys . In natale domini nostri Jesu Christi // PG. 61. Col. 766). В церковных песнопениях Иисус Христос воспевается как звезда от Иакова: « » (3-й тропарь 5-й песни канона предпразднства Рождества Христова); « » (3-й тропарь 3-й песни, там же); « » (2-й тропарь 4-й песни 1-го канона на Рождество Христово).

Хотя в иудейской традиции пророчество В. о звезде от Иакова продолжает считаться мессианским (Таргум Псевдо-Ионатана (Числ 24. 17); Таргум Онкелоса (Числ 24. 17); ср.: Billerbeck . Bd. 1. S. 76-77), преобладающая оценка личности В. оставалась здесь негативной. Филон Александрийский признает, что В. составил «превосходнейшие из гимнов» (ὑπερβάλλοντας ᾄδων), но самого В. считает безбожным и проклятым (ἀσεβὴς και ... ἐπάρατος), т. к. он был на стороне врагов (Philo . De Abr. 113), а благословение Израиля произнесено сошедшим на В. пророческим духом против его воли (Philo . De vita Mois. I 277). Иосиф Флавий более сдержан в суждении о В. Это может объясняться тем, что автор стремился предложить римлянам положительный образ иудейства и его отношения к язычникам (Ios . Flav . Antiq. IV 100-158). У раввинов встречается много примеров осуждения В. Его имя понималось как « » (без народа), « » (пожиратель или губитель народа) (Вавилонский Талмуд, Санхедрин 105a; Таргум Псевдо-Ионатана (Числ 22. 5). В агаде В. вместе со своими сыновьями представлен как родоначальник магии. Вместе с сыновьями он был среди егип. жрецов, к-рые пытались толковать сон фараона (Таргум Псевдо-Ионатана (Исх 1. 15; 7. 11; Числ 22. 22)), он дал совет бросить в Нил евр. младенцев муж. пола (Вавилонский Талмуд, Санхедрин 106a; Сота 11a). Он действительно имел желание проклясть израильтян (Вавилонский Талмуд, Таанит 20a; Сота 5. 8, 20d) и хотел убедить Бога предпочесть Израилю поклонение со стороны 70 языческих народов (Мидраш Бемидбар Раба 20. 18).

Однако в нек-рых ранних текстах В. предстает как пророк языческих народов, не меньший по значимости, чем Моисей (мидраш Сифре Дварим 357). Тенденция этих текстов апологетическая, их адресатом, видимо, было языческое (греко-рим.) окружение иудейства.

Предметом научных дискуссий был вопрос о родине В. Упомянутый в Числ 22. 5 г. Пефор (евр. ) «на реке» отождествляли с Питру близ г. Кархемиша на В. Евфрате, известным по ассир. эпиграфическим источникам. В древних переводах нет единства в том, понимать ли это слово как географическое указание или как описание статуса В. (лат. ariolus - пророк (Вульгата); ср. евр. - истолковывать). Локализация родины В. на В. Евфрате согласуется с указанием Числ 23. 7 и Втор 23. 4 о том, что он пришел из Арама (Месопотамии); это не позволяет также отождествить В. с идумейским царем «Белой, сыном Веоровым» (Быт 36. 32; Грессманн и др.). Дополнительное указание Числ 22. 5 о том, что Валак посылает к В., в землю (сынов народа его), в Вульгате, Пешитте и самаритянской традиции передавалось как «в землю Аммона», т. е. к аммонитянам (эта локализация имеет сторонников - см. Grey . Numbers. P. 325). В любом случае все предлагаемые локализации родины В. относятся к району севернее р. Арнон, т. е. В. приходит к Валаку с севера. Это находит подтверждение в арам. надписи из Дейр-Аллы (ок. 700 г. до Р. Х.), где упоминается пророк В. Возможно, здесь речь идет о фрагментах неск. рассказов о В. (Aramaic Texts. P. 268 ff.), к-рые, однако, не имеют непосредственного отношения к ветхозаветной традиции и свидетельствуют о том, что ок. 700 г. до Р. Х. в сев. Заиорданье существовала независимая от библейской традиция повествования о В.

Тема воплощения Бога, имевшая особое значение в раннехрист. искусстве, обусловила распространение изображений В. уже в самый ранний период. В росписях катакомб и на рельефах саркофагов встречаются 2 типа изображений: В., указывающий на звезду (катакомбы Петра и Марцеллина, Рим, 2-я пол. III-1-я пол. IV в.), и явление ангела В. (катакомбы на Виа Латина, Рим, IV в.). Рядом с В. изображена ослица, перед ним ангел в виде юноши в белых одеждах с жезлом, в небесах - звезда. В поздневизант. период изображение В. включается в композицию «Похвала Богоматери». Так, он представлен в числе пророков, окружающих Богоматерь на иконе «Похвала Богоматери с акафистом» (XV в., ГРМ).

Лит.: Gressmann H . Mose u. seine Zeit. Gött., 1913; Karpp H . Bileam // RAC. 1954. Bd. 2. S. 362-373; Vermes G . The Story of Balaam // idem . Scripture and Tradition in Judaism. Leiden, 1961. P. 127-177; Aramaic Texts from Deir Alla / Ed. J. Hoftijzer et al. Leiden, 1976. (DMOA; 19); Braverman J . Balaam in Rabbinic and Christian Traditions: Festschr. f. J. Finkel. N. Y., 1974. P. 41-50; Schmidt L . Bileam // TRE. Bd. 6. S. 635-639; Baskin J . R . Origen on Balaam: The dilemma of the unworthy prophet // VChr. 1983. Vol. 37. P. 22-35; The Balaam text from Deir - Alla re-evaluated: Proc. of the intern. symp. held at Leiden, 21-24 Aug. 1989. Leiden, 1991; Feldman L . H . Josephus" portrait of Balaam // Studia Philonica Annual. 1993. Vol. 5. P. 48-83; Greene J . T . The Balaam Figure and Type before, during, and after the Period of the Pseudepigrapha // JSP. 1991. Vol. 8. P. 67-110; Moore M . S . The Balaam traditions: their character and development. Atlanta, 1990; R ö sel M . Wie einer vom Propheten zum Verführer wurde: Tradition und Rezeption der Bileamgestalt // Biblica. 1999. Vol. 80. № 4. P. 506-524.

«Название острова Валаам происходит от финно-угорского «валамо» — высокая, горная земля. Монахам это название показалось созвучным имени библейского пророка и они нарекли его Валаамом».
Путеводитель. «Республика Карелия», М., 2000 год.

О Валааме написано столько, что, казалось бы, уже не имеет большого смысла вновь возвращаться к этой теме. Однако, сегодня наш разговор не столько о Валаамском архипелаге, сколько о человеке по имени Валаам. Ведь наша историческая безграмотность, поистине, безгранична, что «замечательно» иллюстрируется небольшой вышеприведенной выдержкой из официального, выпущенного в одном из центральных московских издательств, путеводителе по нашей Республике, связанной, в частности, с объяснением названия острова Валаама.

Первое из пророчеств о пришествии Сына Божия Иисуса Христа, упоминаемых в Библии, сделано Валаамом, волхвом ведической («языческой») Традиции, которую хранили Посвященные племени мадианитян. Как передает библейская «Книга Чисел» Ветхого Завета, этот «язычник» «…сказал: Говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком, говорит слышащий слова Божии, имеющий ведение от Всевышнего, который видит видения Всемогущего, падает, но открыты очи его: Вижу Его, но ныне еще нет; Зрю Его, но не близко…»

Этот ветхозаветный текст, один из наиболее древних, комментировали многие выдающиеся богословы средневековья. Иоанн Хильдесхаймский, доктор теологии, приор (настоятель) монастыря кармелитов (14-й век, Нижняя Саксония), писал: «Сей Валаам начал волхвовать – и среди многого прочего говорил: рождается Муж…который восцарствует над всеми язычниками…Из-за сего Валаама произошла распря между иудеями и христианами. Ибо иудеи говорят в своих книгах, что-де Валаам был не пророком, а пустосвятом…Христианские же книги сие отрицают и говорят, что он был язычником и первым…кто чудесно провозвестил вочеловечевание Христа и приход к Нему трех святых царей (волхвов)… И так по всем землям…стал шириться и расти слух о сем обетовании».

То были времена «тени смертной», пишет Иоанн Хильдесхаймский далее: «Сыны Израилевы бежали из Египта и покоряли себе все близлежащие земли, и страх и трепет пред ними охватил все народы Востока, и во всех царствах восточных никто не дерзал и головы приподнять». И тут «язычникам» предрекается их грядущий сильный Властитель. Тот, Который объединит их разрозненные племена…Видение такого Царя, проповедь волхва о грядущем Его могуществе, пусть даже «еще не близко», способны были вселить надежду в сердца. Старейшины и народы уповали на Его пришествие, указывает приор, и это вдохновляло на сопротивление жестоким завоевателям.

Конечно, этим последним такое предсказание понравиться не могло. Как повествует Ветхий Завет, «Валаама, сына Веорова, прорицателя, убили сыны Израилевы мечом». Люди Моисея казнили того, кто был для них первопредсказателем о Христе. Они считали это деяние, по-видимому, важным, так как еще в одной книге Моисеева Пятикнижия повторяется про убийство: «Убили…Евия, Рекема, Чура, Хора и Реву, пять князей мадиамских, и Валаама, сына Веорова, убили мечом…сыны Израилевы».

Вместе с Валаамом был истреблен и весь род его. Но предсказание волхва-мученика осталось жить. Оно веками передавалось из уст в уста, и, со временем, уже не только одни «язычники» стали уповать на грядущее пришествие Сына Божия. И наиболее смелые из пророков, что восставали теперь также и в среде самих иудеев, последовательно обращались к великому Прорицателю.

Пророки, не отпадавшие от ведической веры предков, помнили, хотя бы смутно, духовное наследие праантичных веков – гиперборейское предсказание о грядущем в мир Сыне Бога. И повсеместно благоговейно почитали предшественников Иоанна Предтечи – таких, как Валаам, сын Веоров.

Тесталии – предсказания ветхозаветных праведников о рождении Христа – побудили христиан включить книги Ветхого Завета в Библию. Первоисточником тесталий было откровение «языческого» волхва . Откуда Валаам, сын Веоров, ведал с определенностью о грядущем через века Пришествии?

Писание говорит о нем только то, что он был потомственный Посвященный мадианитян, народа, который прославился в истории мудростью своих волхвов. По всему побережью Красного моря им не было равных в могуществе. Легенды о сокровенном их Знании передавались в пустынях Аравии и в землях Ливии. Даже египетские жрецы, искушенные в магии, не считали зазорным перенимать мудрость мадианитян.

Церковное предание сохранило имя прародительницы племени мадианитян: Хеттура. Оно представляет ясное указание на хеттский генеалогический корень. Истоки палестинской истории связаны с этим родом.

Великая империя хеттов существовала на территории Малой Азии с 18 века до н.э и до Рождества Христова. Столицами ее были города Хеттуса (нынешний Богазкёй) и Аринна. Империя представляла союз трех царств, которые назывались Хатта (северная и центральная части Малой Азии), Лувия (юго-запад) и Пала (северо-восток).

Историкам известно о хеттах, что они были потомками переселенцев. До их появления местные племена не знали ничего подобного столь могущественному государственному образованию, как у них. Полагают, что именно хеттское государство послужило прообразом организации Римской и, затем, Византийской империй.

Прародиной предков хеттов, повествует сокровенное предание их жрецов, был приполярный Север, климатические условия которого в те времена резко отличались от нынешних. Переселение в околоэкваториальные земли произошло много позднее. Именно они свято хранили предсказание, что «Вышний произведет в мир Сына от земной Девы. И Сын откроет глаза людям и примет смерть, побеждая». Хеттские жрецы передали это древнее Предсказание мадианитянам, наследникам культуры их империи. Поэтому и Валаам, Посвященный в Знание, знал о грядущем Сыне Вышнего и предрекал о Нем.

Можно ли назвать конкретные северные земли, из которых произошел род Валаама, сына Веорова?

Валаам – не только имя мадиамского волхва, первого из библейских прорицателей о Христе. Весь православный мир знает Валаам-остров, находящийся на озере Нево, о котором свидетельствует, в частности, карта «Обитатели Русской земли в IX столетии», опубликованной в «Учебнике Русской истории», изданного в Санкт-Петербурге в 1912 году профессором М. Острогорским. Это уже позднее озеро Нево было переименовано в Ладожское озеро. Значение Валаамского архипелага в истории христианства не меньше, чем у Афона, фессалийской Святой Горы, на которой размещены 20 монастырей. Остров Валаам так иногда и называют – Северный Афон.

Хроники Святой Горы восходят ко временам апостольским. Так точно и Валаамский монастырь, по преданию, был основан святым апостолом Андреем Первозванным, благовестником русских земель. Место на побережье Нево, где остановился Андрей, и до сего времени именуют Одрюсово.

Но как духовный центр Валаам имеет историю гораздо более древнюю, чем Афон. Святой апостол потому и стремился на Валаамский архипелаг, что в первом веке он был, как и тысячелетия назад, прославленным средоточием жизни духа.

Название Валаам очень древнее. Его считают финским по происхождению. Оно имеет один корень со словами Аваллон, Валгалла, валькирия. Обыкновенно Валаам переводят как Велесова Земля. По существу это верно. Славянский бог Велес – покровитель волхвов высшего Посвящения, духовных наследников древней Гипербореи.

Но у названия Валаам есть более точный смысл: Земля Валы. По древнескандинавской мифологии Вала – Сын бога Одина (Единого). Мифология Валы обширна и представляет собой подробное предсказание о грядущем в мир Сыне Бога.

Валаамский архипелаг исконно был землей ордена Посвященных Валы. Прямые духовные наследники гипербореев хранили их предсказание о грядущем пришествии Света в мир – о великом Воплощении: «Подобно тому как солнце приходит с юга, так в землях юга будет рожден и Сын Солнца-Вышнего». В эпоху переселения на юг многие волхвы Валы отправились в это долгое странствие, уповая, что, если не им, то потомкам их будет суждено оказаться свидетелями События. Они дошли до земель нынешней Палестины, сохранив свое исконное Ведение (Знание).

Самое поразительное – древнее мадиамское именование священной горы Фасги. Во времена, когда Валаам, стоя на ее вершине, произносил Пророчество, гора эта называлась НЕВО. То есть её название в точности совпадало с исконным именем Ладожского озера, находящегося от Палестины на расстоянии около четверти диаметра нашей планеты.

Название Нево происходит от древнего слова не-вем. Оно означает Неведомое, Сокрытое, Заповедное. Так, согласно обычаю, в далеком прошлом именовали магическое место Силы – священное пространство, куда заказан путь простым смертным.

Вот она, связь времен! Остров Валаам на озере Нево, обитель уповающих на пришествие в мир Сына Божия за тысячелетия до Его рождения и Валаам-пророк, стоящий на горе Нево и провозглашающий это упование!

Новое на сайте

>

Самое популярное