Домой Занимательная астрология Считает ли католическая церковь николая чудотворца святым. Католический День святого Николая: история и традиции праздника. Слушать акафист святителю Николаю чудотворцу

Считает ли католическая церковь николая чудотворца святым. Католический День святого Николая: история и традиции праздника. Слушать акафист святителю Николаю чудотворцу

Когда католики всего мира празднуют День святого Николая (Saint Nicholas Day).

О добродетельной жизни святого Николая известно немного . Святой Николай из Миры (город в древней Ликии, ныне город Демре в Турции), известный как Николай Чудотворец, родился примерно в 270 году. По преданию, он был сыном состоятельных родителей из Патары в Ликии, провинции Малой Азии.

С юности посвятив себя Богу, святой Николай стал епископом города Миры. Во время Великого гонения на христиан, начатого императором Диоклетианом, попал в тюрьму, выйдя из нее при императоре Лицинии, вернулся на свою кафедру, скончался около 345 года.

Житие святителя Николая : как он помогал бедным и обездоленным, как тайно подбрасывал детям монетки и еду в выставленные за дверь башмаки, как помогал бедным девушкам выйти замуж, дав денег на приданое.

Самое древнее упоминание его имени относится к IV-V векам. Федор Чтец, живший в VI, включает епископа Миры Николая в список участников первого Вселенского Собора, проходившего в 325 году в Никее, на котором был разработан первый вариант Символа Веры, называемого ныне Никео-Константинопольским.

Евстратий Константинопольский, живший во второй половине VI века, повествует о том, как святитель Николай выступил в роли защитника трех несправедливо приговоренных к смерти византийцев.

Примерно в 960 году будущий епископ Регинольд написал первое музыкальное произведение о святом Николае, где предложил новый вариант перевода: вместо слова innocentes ("невинные") применительно к трем византийцам, несправедливо приговоренным к смерти, он употребил pueri ("дети"). Возможно, так зародилась традиция почитания святого Николая как покровителя детей. Своим небесным заступником его также избрали моряки, заключенные, пекари и купцы.

Первым установленным биографом Николая Мирликийского является Михаил Архимандрит , в VIII веке написавший каноническое житие, в котором собрал воедино все существовавшие на бумаге и в устных сказаниях сведения о святом епископе.

В середине марта 1087 года 72 моряка из города Бари, по другим данным это были норманнские рыцари, привезли мощи святого Николая в город Бари, похитив их из склепа в городе Мира, который тогда находился под турецким владычеством.

Практически сразу после прибытия бесценных мощей бенедиктинский аббат Элиа , предназначенного для хранения похищенных реликвий. Строительство базилики длилось более века, однако уже в 1089 году папа римский Урбан II смог освятить крипту, а в 1105 году, после смерти Элиа, новый аббат занялся отделкой внутреннего пространства церкви. Освящение всей базилики состоялось в 1197 году.

В 1088 году папа Урбан II официально установил литургическое празднование перенесения мощей святого Николая на 9 мая. На византийском востоке этот праздник не приняли, а на Руси он получил широкое распространение.

Примерно в X веке в Кельнском кафедральном соборе стали раздавать ученикам церковно-приходской школы фрукты и выпечку 6 декабря, в день памяти святого Николая, который стал почитаться на Западе как покровитель детей. Вскоре эта традиция вышла далеко за пределы германского города и распространилась по всей Европе. В домах на ночь стали, вспоминая древние легенды, вешать специально изготовленные башмачки или чулочки, для того, чтобы святому Николаю было куда положить свои подарки.

В каждой европейской стране существуют свои традиции и обычаи , связанные с празднованием этого дня. В Нидерландах этот зимний праздник ждут с нетерпением не только дети, но и взрослые. Святой Николай является покровителем Амстердама, и главный католический храм города назван в его честь. Накануне дня Святого Николая, вечером 5 декабря, существует традиция дарить друг другу подарки, которые упаковываются в красиво украшенные коробки.

Во Франции особенно почитают Николая Чудотворца в Лотарингии, где он считается святым покровителем. Это второе место паломничества к мощам святого после итальянского Бари. Здесь, в небольшом городке Сан-Николя-де-Пор, находится базилика Сан-Николя, в которой хранится частица мощей Николая Угодника. День святителя Николая, который празднуется еще со средних веков, является официальным праздником региона. Каждый год в честь святого проходит торжественная процессия. Святитель появляется на балконе мэрии, где мэр вручает покровителю лотарингцев ключ от города.

В Германии, а также в Швейцарии и Австрии дети вечером 5 декабря выставляют обувь за порог дома , чтобы пришедший ночью Николаус оставил им сладости и маленькие подарки. Некоторые верят, что Николаус объезжает все дома в своих санях и приходит через камин, чтобы спрятать привезенные подарки в повешенные детьми носки.

Праздником святого Микулаша, как в Чехии называют святого Николая, традиционно открывается рождественский сезон . Считается, что в этот день святой Николай путешествует по улицам, квартирам и отелям Праги, одаривая послушных детей фруктами и сладостями, в то время как хулиганы и бездельники обнаруживают в рождественских носочках картофелину или кусок угля. Именно поэтому в ожидании праздника дети стараются не шалить, и, как правило, без подарков от святого Николая не остается никто.

В День святого Николая не только дарят и получают подарки, но и стараются исполнять чье-то заветное желание. Это может быть денежная помощь нищим, игрушки, сладости и одежда для детей-сирот и другая помощь нуждающимся.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

В минувшее воскресенье, 21 мая, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил богослужение в храме Христа Спасителя у мощей святителя Николая Чудотворца, доставленных из базилики итальянского города Бари.

На встрече мощей глава РПЦ заявил, что верит в объединение христиан разных церквей в будущем.

«Сегодня мы еще разделены, поскольку богословские проблемы, пришедшие из древности, не дают нам возможности воссоединиться. Тем не менее, как прозревали многие святые люди, если Господу угодно будет соединить всех христиан, то произойдет это не по их усилиям, не благодаря каким-то церковно-дипломатическим шагам, не по каким-то богословским соглашениям, а только если Дух Святый снова соединит всех, кто исповедует Имя Христово», - заявил Святейший, сообщает сайт «Патриархия.ru».

«Святитель Николай, которого почитает и Восток, и Запад, предстоит в молитве пред Богом за всех нас», - сказал он, добавив, что христиане верят, что «святитель Николай, слышащий молитвы христиан Востока и Запада, предстоит пред Господом, в том числе, и прося у него соединить Церкви воедино».

«Да хранит Господь и помогает в прохождении непростых исторических путей христианам Востока и Запада», - добавил патриарх.

Справка: после благословения Папы Римского на привоз частицы мощей из Бари в Россию было принято решение извлечь часть мощей через отверстие для сбора миро. Специально приглашенные архиепископом Бари медики с помощью современного оборудования извлекли одно из левых рёбер святого. Большая часть мощей Николая Чудотворца продолжает оставаться в Италии, разделённая между Бари и Венецией, а также десятками монастырей по всему миру. Во многих храмах в России хранятся частички мощей святителя, и туда как до, так и после нынешней акции можно спокойно прийти и помолиться.

Ситуацию прокомментировала Ольга Николаевна Четверикова:

Теперь окончательно понятно, почему папа Римский надавал по рукам украинцам с их скандальными религиозными законопроектами: они путались под ногами в очень важном деле – оккупации РПЦ римско-католической церковью. Фальстарты Рады могли помешать этому, преждевременно открыв глаза верующим. И молитва патриарха Кирилла у мощей Николая Чудотворца «о единении церквей Востока и Запада» – это подтверждение того, что процесс «объединения» идёт как бы в чистых перчатках. Он должен быть выдержан в таком духе, чтобы медленно и незаметно привести к торжеству экуменизма.

Ещё с 70-х годов был взят курс на создание унии в новой форме: не в открытой, как это было раньше, а в скрытой. Установку на скрытую унию стали последовательно реализовывать. И каждый, кто мешает этому, в том числе по излишнему рвению раскрывает планы (как украинские грекокатолики на днях), должны быть удалены из процесса. Пока главная проблема для авторов проекта – как нейтрализовать грекокатоликов, которые стали мешать. Когда не было другой формы порабощения православия, их использовали, они были нужны. Сегодня уже не нужны.

Что касается речи и молитвы Патриарха Московского и всея Руси у мощей святителя Николая, то это, конечно, чудовищная вещь, потому что антихристова работа по созданию антицеркви прикрываются уже нашими величайшими святыми. Даже трудно найти определения этому делу, потому что таких вещей ещё никогда не было. Мне это напоминает ситуацию, когда вражеская армия наступает на наши ряды и, чтобы подавить дух сопротивления наших солдат, фашисты запускают пластинку с голосом русской женщины, которая призывает: «Иван, не стреляй!». Или взяли в качестве заложника командира, ведут его в первых рядах; мы прекрасно понимаем, что, если начнём стрелять, то убьём и его. Таким же образом экуменисты прикрываются нашим святым командиром, чтобы идти вперёд. Я думаю, что к нам взывает с небес Николай Мирликийский, именем которого прикрываются лукавые люди - чтобы мы категорически не исполняли их планов, не предавали Христа.

Эти события сопровождаются колоссальной организационной и медийной активностью.В храм Христа Спасителя согнали (именно в буквальном смысле, именно такое слово я могу использовать) массы наших священников, их обязали присутствовать. Также принудили говорить с амвона всем верующим, чтобы те участвовали в этом событии, представленном как выдающееся. Это всё напоминает оккультное магическое действо, в котором должны участвовать все. И, поучаствовав раз, ты уже не очистишься, потому что тоже приобщился к кощунственным практикам. Тут всё основано на обмане, всё выстроено на подлоге. Во-первых, митрополит Иларион сказал, что у нас не было ещё возможности поклониться мощам святителя Николая, что у нас есть только частицы. Но привезли-то тоже частицу – не имеет значения, какого размера частицы святых мощей. Во-вторых, мы вообще не знаем, насколько можно доверять католикам, когда речь идёт о мощах. Но самое главное – это то, что встречу мощей превратили в магическое действо, ритуал поклонения папе Римскому. Эти мощи мы должны были принять из рук еретика, врага Православия, а цена за это – признание его братом (а в перспективе господином). Мощи – это повод для совместной молитвы, для единения с еретиками, глава которых уже проявил свою сатанинскую сущность.

Совсем недавно мы об этом писали. Папа Римский уже совершенно открыто сравнил Христа с дьяволом. Франциск прочитал проповедь о том, что принёс Христос в мир и, извратив положение Евангелие, в котором говорится: «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нём сделались праведниками пред Богом» (2Кор. 5:21 ), сказал: «Не знавшего греха сделал грехом». То есть папа заявил, дав неправильный перевод, что Христос, чтобы спасти нас, стал самым страшным грешником. И дальше сравнил Спасителя его со змеем, которого показал Моисей иудеям в пустыне: «Господь сказал Моисею: «Сделай себе змея и прикрепи его на шест. Тот, кого ужалит змея, пусть посмотрит на него, и тогда останется жив». И сделал Моисей медного змея и выставил его на шесте, и когда змей жалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив» (Чис. 21:8,9 ). Франциск считает, что Христос на кресте, как змей на шесте, тоже спасает всех, взяв на себя грехи со страшных грешников. И дальше он сказал, что Христос стал дьяволом. Интересно, что эту проповедь не опубликовали: ни на радио Ватикана, ни в других официальных католических СМИ – только в одной из газет. Это уже открытый сатанизм. После сравнения Франциском Христа с Люцифером искать какие-то косвенные доказательства уже бесполезно, потому что всё делается открыто.

Поэтому поражает то, что, несмотря на обнародование этой информации, патриарх Кирилл делает вид, что её не существует. И патриарх не просто обманывает. Он, используя имя нашего святого (кстати – великого борца с ересями!), заставляет всех православных участвовать в страшном действии, которое фактически означает поклонение католикам, а не святителю Николаю.

Это обычное оборотничество. Мы говорили, что папа Римский – это оборотень в сутане. И абсолютно те же методы использует сегодня руководство Московского патриархата, приучая нас к тому, что такое фарисейство является нормальным, что только так и можно действовать. Причём обратите внимание: они действуют настолько лицемерно, что даже искренно верующие люди не могут осознать, в какой степени это страшно. Когда перед Гаванской встречей проходил Архиерейский собор, то канонизировали, как вы помните, архиепископа Серафима (Соболева), который категорически выступал против экуменизма. И именно тогда, когда совершали страшное экуменическое действо, Гаванскую встречу, канонизировали антиэкумениста. Теперь то же самое делают со святителем Николаем. Именем непримиримого борца с ересями теперь прикрываются для того, чтобы объединяться еретикам-сатанистам. Наш народ должен очень глубоко задуматься и, наконец, сказать своё слово. Не молчать. И не участвовать в этом антиправославном действе.

Нельзя же не видеть магический ритуальный характер всего того поклонения, которое организовано в эти дни, и той массовой пропаганды, которая льётся с экранов телевизоров. Например, по центральному каналу дают слово некой прихожанке, которая говорит: «Святитель Николай – наш спаситель». То есть подменяется понятие Спасителя, утверждается, что не Господь, а Николай поможет, что на самом деле глубоко антиправославный и невежественный взгляд. Фактически речь идёт о ритуальном поклонении не святителю Николаю Мирликийскому, а Санта Клаусу. Именно Санта Клаусу, раздающему подарки. Эту идею тоже теперь нам пытаются вложить и в сознание для того, чтобы со временем вытеснить имя самого истинного святителя Николая. Таинство превращают в магический ритуал, потому что установка такая: прикоснёшься к мощам и исцелишься, прикоснёшься и спасёшься. А о том, что ты предаёшь Христа, ты придаёшь веру – об этом никто не говорит. Таким образом наших людей вводят не просто в заблуждение, а в такое состояние души, когда они действительно не спасутся, потому что вера подменяется магией. Самой настоящей магией. У католиков подмена произошла уже давно. Теперь, когда с ними начали объединяться, полностью перенимают и их мировоззрение, и их ритуалы.

Патриарх заявил не только о возможности, а о желательности и неизбежности объединения, то есть поглощения католиками православных. Было такое раньше или совершён некий прорыв на экуменическом пути? В такой форме – это прорыв. Это действительно уже экуменистская молитва. Так что дело продвигается очень быстро. Я думаю, что они готовятся к какому-то очень серьёзному событию, намеченному на осень, когда будет отмечаться 500-летие Реформация. Нам известно, что руководство Ватикана и руководство протестантских церквей уже подготовили документ, который фактически означает единение под началом Рима. Я думаю, что к этому событию готовят и РПЦ, чтобы тоже каким-то образом встроить её в эту новую «единую» церковь. Так что сейчас всё делается ускоренными темпами. Не случайно нам всегда говорили: надо успеть. И подчёркивали определённые сроки. Почему-то они выбрали именно это время. Наверное, с точки зрения их кабалистических расчётов это имеет принципиальное значение.

Обратите внимание: также идут переговоры об объединении РПЦ со старообрядцами . Это тоже всё не случайно, это тоже в общем ключе. Руководство старообрядческой церкви не осудило Гаванскую встречу – оно ничего не сказало. Так что я думаю, что они тоже экуменически обработаны. Тем более, что митрополит Иларион служил по старому обряду, он очень дружит с руководством старообрядцев. То есть мы видим, что объединяются со всех сторон. Но на какой основе? На основе экуменической, то есть на принципах отхода от истинного христианства, от нашей православной веры.

МОСКВА, 6 дек - РИА Новости. Во вторник Католическая церковь празднует день святого Николая, епископа Мирликийского, которого в православной традиции чаще называют Николаем Чудотворцем. Память святого совершается в день его смерти, которая наступила 6 декабря 342 года.

О добродетельной жизни святого Николая известно немного. Святой Николай из Миры (город в древней Ликии, ныне город Демре в Турции), известный как Николай Чудотворец, родился примерно в 270 году. По преданию, он был сыном состоятельных родителей из Патары в Ликии, провинции Малой Азии.

С юности посвятив себя Богу, святой Николай стал епископом города Миры. Во время Великого гонения на христиан, начатого императором Диоклетианом, попал в тюрьму, выйдя из нее при императоре Лицинии, вернулся на свою кафедру, скончался около 345 года.

Житие святителя Николая рассказывает о множестве его добрых дел: как он помогал бедным и обездоленным, как тайно подбрасывал детям монетки и еду в выставленные за дверь башмаки, как помогал бедным девушкам выйти замуж, дав денег на приданое.

Самое древнее упоминание его имени относится к IV-V векам. Федор Чтец, живший в VI, включает епископа Миры Николая в список участников первого Вселенского Собора, проходившего в 325 году в Никее, на котором был разработан первый вариант Символа Веры, называемого ныне Никео-Константинопольским.

Евстратий Константинопольский, живший во второй половине VI века, повествует о том, как святитель Николай выступил в роли защитника трех несправедливо приговоренных к смерти византийцев.

Примерно в 960 году будущий епископ Регинольд написал первое музыкальное произведение о святом Николае, где предложил новый вариант перевода: вместо слова innocentes ("невинные") применительно к трем византийцам, несправедливо приговоренным к смерти, он употребил pueri ("дети"). Возможно, так зародилась традиция почитания святого Николая как покровителя детей. Своим небесным заступником его также избрали моряки, заключенные, пекари и купцы.

Первым установленным биографом Николая Мирликийского является Михаил Архимандрит, в VIII веке написавший каноническое житие, в котором собрал воедино все существовавшие на бумаге и в устных сказаниях сведения о святом епископе.

В середине марта 1087 года 72 моряка из города Бари, по другим данным это были норманнские рыцари, привезли мощи святого Николая в город Бари, похитив их из склепа в городе Мира, который тогда находился под турецким владычеством.

Практически сразу после прибытия бесценных мощей бенедиктинский аббат Элиа начал строительство сооружения, предназначенного для хранения похищенных реликвий. Строительство базилики длилось более века, однако уже в 1089 году папа римский Урбан II смог освятить крипту, а в 1105 году, после смерти Элиа, новый аббат занялся отделкой внутреннего пространства церкви. Освящение всей базилики состоялось в 1197 году.

В 1088 году папа Урбан II официально установил литургическое празднование перенесения мощей святого Николая на 9 мая. На византийском востоке этот праздник не приняли, а на Руси он получил широкое распространение.

Примерно в X веке в Кельнском кафедральном соборе стали раздавать ученикам церковно-приходской школы фрукты и выпечку 6 декабря, в день памяти святого Николая, который стал почитаться на Западе как покровитель детей. Вскоре эта традиция вышла далеко за пределы германского города и распространилась по всей Европе. В домах на ночь стали, вспоминая древние легенды, вешать специально изготовленные башмачки или чулочки, для того, чтобы святому Николаю было, куда положить свои подарки.

В каждой европейской стране существуют свои традиции и обычаи, связанные с празднованием этого дня. В Нидерландах этот зимний праздник ждут с нетерпением не только дети, но и взрослые. Святой Николай является покровителем Амстердама, и главный католический храм города назван в его честь. Накануне дня Святого Николая, вечером 5 декабря, существует традиция дарить друг другу подарки, которые упаковываются в красиво украшенные коробки.

Во Франции особенно почитают Николая Чудотворца в Лотарингии, где он считается святым покровителем. Это второе место паломничества к мощам святого после итальянского Бари. Здесь, в небольшом городке Сан-Николя-де-Пор, находится базилика Сан-Николя, в которой хранится частица мощей Николая Угодника. День святителя Николая, который празднуется еще со средних веков, является официальным праздником региона. Каждый год в честь святого проходит торжественная процессия. Святитель появляется на балконе мэрии, где мэр вручает покровителю лотарингцев ключ от города.

В Германии, а также в Швейцарии и Австрии дети вечером 5 декабря выставляют обувь за порог дома, чтобы пришедший ночью Николаус оставил им сладости и маленькие подарки. Некоторые верят, что Николаус объезжает все дома в своих санях и приходит через камин, чтобы спрятать привезенные подарки в повешенные детьми носки.

Праздником святого Микулаша, как в Чехии называют святого Николая, традиционно открывается рождественский сезон. Считается, что в этот день святой Николай путешествует по улицам, квартирам и отелям Праги, одаривая послушных детей фруктами и сладостями, в то время как хулиганы и бездельники обнаруживают в рождественских носочках картофелину или кусок угля. Именно поэтому в ожидании праздника дети стараются не шалить, и, как правило, без подарков от святого Николая не остается никто.

В День святого Николая не только дарят и получают подарки, но и стараются исполнять чье-то заветное желание. Это может быть денежная помощь нищим, игрушки, сладости и одежда для детей-сирот и другая помощь нуждающимся.

Имя: Николай Чудотворец (Николай Мирликийский)

Дата рождения: 270 г.

Возраст: 75 лет

Дата смерти: 345 г.

Рост: 168

Деятельность: архиепископ, православный святой

Семейное положение: не был женат

Николай Чудотворец: биография

Самый почитаемый святой в православии, чудотворец, покровитель моряков, путешественников, сирот и заключенных. Со дня почитания Николая Чудотворца в декабре начинаются новогодние праздники. От него ожидают рождественских подарков дети, ведь святой стал прототипом Деда Мороза и Санта-Клауса. Согласно житию святителя, он родился в 270 году в ликийском городке Патара, в то время греческой колонии. Сегодня это территория турецких провинций Анталия и Мугла, а местностью расположения Патары называют окрестности поселка Гелемиш.


В биографии-житии Николая Чудотворца говорится, что его родители были состоятельными христианами, давшими сыну приличествующее III веку образование. Семья Николая Мирликийского (еще одно имя святого) была верующей, дядя – епископ Патарский – заметил религиозность племянника и поставил его чтецом на общественном богослужении.

Юный Николай дни проводил в обители, а ночи посвящал изучению Священного Писания и молитвам. Мальчик отличался удивительной отзывчивостью и рано понял, что посвятит жизнь служению . Дядя, видя усердие племянника, взял подростка в помощники. Вскоре Николай получил священнический сан, и епископ доверил ему поучать верующих мирян.


Памятник Николаю Чудотворцу в Ейске

Молодой священник, испросив благословения у дяди-епископа, отправился в Святую Землю. По дороге в Иерусалим Николаю было видение: дьявол, вышедший на корабль. Священник предсказал бурю и крушение судна. По просьбе экипажа корабля Николай Чудотворец усмирил взбунтовавшееся море. Поднявшись на Голгофу, ликиец вознес благодарственные мольбы Спасителю.

В паломническом путешествии, обойдя святые места, взошел на Сионскую гору. Знаком милости Господа оказались распахнутые двери закрытого на ночь храма. Преисполненный благодарности Николай решил уединиться в пустыне, но голос с небес остановил молодого священника, велев ему вернуться домой.


В Ликии Николай вступил в братство Святого Сиона, чтобы вести безмолвную жизнь. Но ему явились Всевышний с Богоматерью и вручили Евангелие и омофор. По преданию, ликийским епископам было знамение, после которого они решили на соборе сделать молодого мирянина Николая епископом Миры (город Ликийской конфедерации). Историки и религиоведы утверждают, что для IV столетия назначение было возможным.


После смерти родителей Николай вступил в права наследства и раздал причитающееся ему богатство бедным. Служение епископа Мир Ликийских выпало на трудные времена гонений. Римские императоры Диоклетиан и Максимиан преследовали христиан, но в мае 305 года, после императорского отречения, занявший престол Констанций прекратил гонения в западной части империи. На востоке они продолжались до 311 года римским императором Галерием. После периода притеснений христианство в Мире Ликийской, где был епископом Николай, стремительно развивалось. Ему приписывают разрушение языческих капищ и храма Артемиды в Мире.


Исследователи жития Николая Чудотворца говорят о соборном суде, на котором его подвергли разбирательству. Греческий митрополит Навпактский в книге «Сокровище» утверждает, что судили будущего святого за пощечину Арию во время Никейского собора. Но исследователи склонны считать пощечину клеветой. Они говорят, что Николай назвал еретика «безумствующим богохульником», за что и стал объектом соборного суда. К помощи Чудотворца Николая прибегают оклеветанные, так как считается, что святитель избавит их от печальной участи.

Чудеса

За помощью к Святому Николаю обращаются путешественники и моряки, попавшие в шторм. В жизнеописаниях святого говорится о неоднократном спасении мореплавателей. Во время путешествия в Александрию на учебу судно Николая накрыло штормовой волной. Моряк сорвался со строп и погиб. Чудотворец Николай, тогда еще молодой человек, воскресил умершего.


В житии святого описывается случай спасения чести трех сестер из бедной семьи, которых отец, чтобы избежать голода, намерился отдать на блудодеяние. Девушек ждала незавидная судьба, но Николай под покровом ночи подбросил в дом мешочки с золотом, обеспечив девушек приданым. По католическому преданию, мешочки с золотом попали в чулки, которые сушились перед камином. С тех пор появилась традиция оставлять детям подарки «от Санта-Клауса» в красочных рождественских чулках (носках). Чудотворец Николай мирит враждующих и защищает невинно осужденных. Обращенные к нему молитвы избавляют от внезапной смерти. Поклонение святителю стало массовым после его кончины.


Рождественские чулки символизируют дар Николая Чудотворца

Еще одно упоминание о чуде, совершенном Чудотворцем Николаем, связано со спасением князя Новгородского Мстислава Владимировича. Заболевшему вельможе приснилось, что его спасет икона святого из киевского Софийского собора. Но посланцы не добрались до Киева из-за разразившейся на реке Мсте бури. Когда волны улеглись, рядом с кораблем, на воде, посланцы увидели круглую икону, на которой изображен Чудотворец Николай. Больной князь, прикоснувшись к лику святого, выздоровел.


Верующие христиане называют чудом акафист Николаю Чудотворцу. Они уверены, что эта молитва способна изменить судьбу к лучшему, если ее читать 40 дней кряду. Верующие утверждают, что все молитвы о помощи в работе и о здравии святитель слышит. Молебен святому угоднику Николаю помогает девушкам благополучно выйти замуж, голодающим – насытиться, а страждущим – избавиться от житейских проблем. Молящиеся в церкви отмечают, что Николай Чудотворец без промедления откликается на искреннюю молитву, произнесенную у его иконы при зажженных свечах.

После смерти

Точная дата кончины Николая неизвестна. Называют 345 год. После ухода в мир иной тело святого замироточило и превратилось в объект паломничества. В IV веке над могилой Николая Чудотворца появилась базилика, а в IX веке в турецком Демре, ранее известном как Мира, воздвигли церковь, двери которой распахнуты и в XXI столетии. До 1087 года останки святителя покоились в Демре. Но в мае торговцы из Италии похитили 80% мощей, оставив в спешке их часть в могиле. Перевезли украденное сокровище в город Бари – столицу итальянского региона Апулия.


Через девять лет венецианские торговцы украли оставшиеся в Демре мощи Чудотворца Николая и перевезли их в Венецию. В наши дни 65% мощей святого находятся в Бари. Их разместили под алтарем католической базилики Святого Николая. Пятая часть священных останков покоится на венецианском острове Лидо, над престолом храма. В барийской базилике в гробнице Николая Чудотворца сделано отверстие. Каждый год 9 мая (день, когда к берегу причалил корабль с мощами, день города Бари) из гроба вынимают миро, которому приписывают чудотворные свойства, исцеление от смертельных болезней.


Две экспертизы, проведенные в середине и в конце 1990-х, подтвердили, что мощи, хранящиеся в двух городах Италии, принадлежат одному человеку. Антропологи из Британии в 2005 году реконструировали по черепу внешний облик святого. Если верить воссозданному облику, то Николай Чудотворец был ростом 1,68 метра, имел высокий лоб, смуглую кожу, карие глаза и резко очерченные скулы и подбородок.

Память

Весть о перенесении мощей Николая Чудотворца в Италию облетела всю Европу, но поначалу праздник перенесения святых мощей отмечали лишь барийцы. Греки, как и христиане Востока и Запада, приняли новость о переносе останков с печалью. В России почитание Святого Николая распространилось в XI столетии. После 1087 (по другим данным, 1091) года православная церковь установила 9 (по юлианскому календарю 22) мая днем празднования перенесения мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари.


Так же широко, как в России, праздник отмечают православные Болгарии и Сербии. Католики (кроме барийцев) не празднуют 9 мая. Русский православный месяцеслов называет три даты праздников, посвященных Николаю Чудотворцу. 19 декабря – день его кончины, 22 мая – прибытие святых мощей в Бари и 11 августа – рождение святителя. В православных храмах Чудотворца Николая поминают песнопениями каждый четверг.


Вторая группа праздников, связанных с памятью самого почитаемого на Руси святителя, связана с чудотворными иконами с его ликом. 1 марта 2009 года в Бари во владение Русской православной церкви передали храм 1913 года и Патриаршее подворье. Ключи от них принял президент России .

В России количество написанных икон и построенных храмов Николая Чудотворца второе после Богородицы. До начала двадцатого столетия имя Николай было одним из самых популярных в стране. В XIX-XX столетиях почитали Чудотворца так, что встречалось мнение о вхождении святителя Николы в святую Троицу. По славянским верованиям (сохранилась легенда белорусского Полесья), Николай сменит Бога на престоле как «старший» из святых.


Западные и восточные славяне приписывают Николаю Чудотворцу владение ключами от неба и функцию «переправки» душ в мир иной. Южные славяне называют святителя «начальником рая», «волчьим пастырем» и «истребителем змей». Говорят, Николай Угодник – покровитель земледелия и пчеловодства.

Православные христиане выделяют в иконографии «Николу зимнего» и «Николу вешнего». Изображение на иконах отличается: «зимний» Чудотворец изображен в митре епископа, у «вешнего» голова непокрыта. Примечательно, что Николая Чудотворца почитают калмыки и буряты, исповедующие буддизм. У калмыков святого называют «Микола-бурхан». Он покровительствует рыбакам и считается хозяином Каспийского моря. Буряты отождествляют Николая с Белым старцем – богом долголетия.


Николай Чудотворец – прообраз Санта-Клауса, от имени которого детям вручают подарки. До Реформации святителя почитали 6 декабря, но потом перенесли празднование на 24 декабря, поэтому он ассоциируется с Рождеством. В Британии XVII века Николай был обезличенным «отцом Рождества», но в Голландии его зовут Синтерклаас, что переводится как Святой Николай.

В Нью-Йорк голландцы, основавшие город, привезли и традицию праздновать Рождество с Синтерклаасом, который вскоре стал Санта-Клаусом. От церковного прототипа у героя осталось лишь имя, в остальном образ подвергся основательной коммерциализации. Во Франции к детям приходит Рождественский Дед, к финским малышам – Йоулупукки, ну а в России и странах постсоветского пространства Новый год невозможен без Деда Мороза, прообраз которого – любимый в России святой.

Мощи в России

В феврале 2016 года состоялась встреча патриарха Кирилла и папы римского Франциска, на которой было достигнуто соглашение о переносе части мощей святого из Бари в Россию. 21 мая 2017 года мощи Николая Чудотворца (левое ребро) были помещены в ковчег и доставлены в московский Храм Христа Спасителя, где их встретил российский патриарх. Поклониться мощам желающие смогли с 22 мая по 12 июля. 24 мая в храме побывал президент России . 13 июля ковчег перевезли в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую лавру. Мощи были открыты до 28 июля 2017-го.


К мощам Николая Чудотворца в Москве и Санкт-Петербурге выстраивались километровые очереди паломников, из-за чего ввели особый режим доступа в храмы. Люди писали записки святому, прося помощи в исцелении. Организаторы доступа к святым мощам попросили не делать этого, напомнив, что у православных иные формы обращения к святым – чтение акафистов, молитв и песнопения. Частицы мощей Николая Чудотворца хранятся в церквях десятков храмов русской епархии, в монастырях Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга.

Прежде всего это праздник для послушных детей, которых по католической традиции ждут подарки, спрятанные в носок у камина или изголовья кровати.

Праздник также напоминает людям о ценности бескорыстного дара любви в преддверии Рождества Христова.

Святой Николай считается чудотворцем, защитником оклеветанных и невинно осужденных, покровителем путешественников, моряков, торговцев и, конечно же, любимым святым детей.

История

Святой Николай родился в 257 году в городе Патаре, недалеко от Ликии, что на южном побережье малоазийского полуострова. Родители будущего архиепископа были весьма состоятельными людьми, но при этом верили во Христа и активно помогали бедным.

С детства он полностью посвятил себя вере, много времени проводил в храме. Повзрослев, стал чтецом, а затем и священником в церкви, где настоятелем служил его дядя, епископ Николай Патарский. А после взошел на епископский престол в городе Мире.

Нового архиепископа люди очень полюбили — он был добрым, кротким, справедливым, отзывчивым — ни одна просьба к нему не оставалась без ответа. При всем этом Николай запомнился современникам как непримиримый борец с язычеством, который разрушал идолов и капища и обличал еретиков.

Во время гонений на христиан Николай был заключен в тюрьму, где провел целых восемь лет. Находясь в заключении, несмотря на пытки, продолжал проповедовать христианство.

© photo: Sputnik / Alexander Yuriev

Лишь после прихода к власти императора Константина преследования христиан прекратились, и епископ вновь стал править своей паствой. Был он и участником первого Вселенского Собора, проходившего в 325 году в Никее.

Достигнув глубокой старости, святой Николай мирно скончался 6 декабря 342 года. Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. В 1087 году мощи его были перенесены в итальянский город Бари, где почивают и поныне.

Санта Клаус

Святой Николай еще при жизни прославился добрыми делами и чудесами. Например, выступил в защиту невинно осужденных людей и предотвратил их казнь. Унаследовав богатство родителей, раздал его нищим и обездоленным. Также дарил детям еду, сладости и подкладывал монетки в выставленные за порог башмаки.

Отсюда в Европе пошла традиция, дошедшая и до наших дней, на католический День святого Николая прятать детям в обувь и носки сладости и подарки. Но такая награда в канун Рождества ожидает только хороших и добрых детей, поэтому дети, желая быть достойными подарков, стараются вести себя хорошо и не шалить.

© photo: Sputnik / Павел Лисицын

Полагают, что именно католический святой Николай стал прообразом Санта Клауса, знаменитого доброго старика в красном колпаке, который в канун Рождества приезжает на санях, запряженных оленями, пробирается в дома через камины и прячет свои подарки в специально приготовленные для этого носки, развешенные по дому на ночь.

Известное всему миру имя "Санта Клаус" возникло от искаженного произношения голландской транскрипции "Святой Николай" — Sinterklaas.

Примерно в 10-м веке в Кельнском кафедральном соборе стали раздавать ученикам церковно-приходской школы фрукты и выпечку 6 декабря, в день памяти святого Николая, который стал почитаться на Западе как покровитель детей.

© photo: Sputnik / Максим Богодвид

Вскоре эта традиция вышла далеко за пределы германского города и распространилась по всей Европе. В домах на ночь стали, вспоминая древние легенды, вешать специально изготовленные башмачки или чулочки, для того, чтобы святому Николаю было куда положить свои подарки.

Традиции и подарки

В каждой стране существуют свои традиции и обычаи, связанные с празднованием этого дня. Традиционно праздник начинается с посещения церкви.

В Германии, в Швейцарии и Австрии дети в ночь на 6 ноября выставляют обувь за порог дома, чтобы пришедший ночью Николаус оставил им сладости и маленькие подарки.

Некоторые верят, что Николаус объезжает все дома в своих санях и приходит через камин, чтобы спрятать привезенные подарки в обувь или повешенные детьми носки.

В США и Канаде праздник святого Николая (St. Nick"s Day) отмечается по схожей традиции — в ночь на 6 декабря дети оставляют пустой башмак или носок снаружи, а утром просыпаются и спешат проверить, что святой положил в их пустую обувь. Обувь с конфетами или сувенирами достается послушным детям, а проказникам — обувь с углем.

В Италии свои традиции связаны с днем Святого Николая. К примеру, в городе Сассари 6 декабря проходит праздник Rito delle nubili — "брачный обряд" и в течение всего дня молодым невестам дарят подарки. А в городе Триест устраивается ярмарка, а утром 6 числа детям дарят подарки.

В Нидерландах этот зимний праздник ждут с нетерпением не только дети, но и взрослые. Святой Николай является покровителем Амстердама и главный католический храм города назван в его честь. Накануне дня Святого Николая вечером, существует традиция дарить друг другу подарки, которые упаковываются в красиво украшенные коробки.

© photo: Sputnik / Юрий Кавер

Во Франции святого Николая особенно почитают в Лотарингии, где он считается святым покровителем. Это второе место паломничества к мощам святого после итальянского Бари. Здесь, в небольшом городке Сан-Николя-де-Пор находится базилика Сан-Николя, в которой хранится частица мощей Николая Угодника. День святителя Николая, который празднуется еще со средних веков, является официальным праздником региона.

В Португалии святой Николай почитается со времен средневековья как покровитель студентов. В честь святого проходит фестиваль, называемый "Николинас", он длится с 29 ноября по 7 декабря каждый код.

В Чехии считается, что в этот день Святой Николай путешествует по улицам, квартирам и отелям Праги, одаривая послушных детей фруктами и сладостями, в то время как хулиганы и бездельники обнаруживают в рождественских носочках картофелину или кусок угля.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

Новое на сайте

>

Самое популярное