Домой Гороскоп на неделю Мировоззрение современного человека. Какое влияние на формирование мировоззрения оказывает окружающая среда? Какие факторы влияют на формирование мировоззрения человека

Мировоззрение современного человека. Какое влияние на формирование мировоззрения оказывает окружающая среда? Какие факторы влияют на формирование мировоззрения человека

Философия (гр. «фило» - любовь и «софия» - мудрость) – теоретизированная форма мировоззрения; учение о всеобщих, универсальных характеристиках мира и формах его освоения человеком.

Мировоззрение – система обобщенных взглядов, т.е. знаний и представлений, оценок и идеалов, норм и принципов, обусловливающих отношение человека к окружающей его природной и социальной действительности и самому себе и тем самым определяющих его поведение и деятельность в нем. В самом общем виде это духовное и практическое самоопределение человека в мире .

Основные характеристики мировоззрения:

Общественная природа (может формироваться и функционировать только в обществе);

Исторический характер (изменяется в связи с изменением исторических обстоятельств);

Системность (взаимосвязь и упорядоченность элементов).

Структура мировоззрения очень сложна и включает ряд блоков (в соответствии с направленностью мировоззренческого отношения к той или иной области действительности) и уровней (в соответствии с преимущественной формой мировоззренческого отношения).

Основные мировоззренческие блоки:

- натурологический (формирует и выражает отношение к природе);

- социологический (формирует и выражает отношение к обществу и его истории);

- гуманитарный (формирует и выражает отношение человека к себе – самопознание и самооценка);

- философский (интегрирует ранее названные блоки в целостность, делая мировоззрение системным).

Основные мировоззренческие уровни:

Эмоционально-рассудочный (миропредставление) формируется на основе, прежде всего индивидуального жизненного опыта и так называемых «расхожих мнений», выражается в форме обыденного знания и эмоционально-образных представлений и оценок;

- понятийно-теоретический (миропонимание) формируется путем овладения общественно-историческим опытом и научными знаниями в процессе прежде всего образования и самообразования, выражается в форме теоретически выстроенных мировоззренческих концепций и идеалов;

- духовно-практический (убежденность) формируется на базе предыдущих посредством выявления в них представлений и знаний, имеющих высокую личностную значимость в плане самоопределения человека и выработки им жизненных стратегий и тактик их реализаций, выражается в форме принципов и норм, определяющих его цели, поведение и деятельность.

Основные факторы формирования мировоззрения:

- внешние факторы : а) историческая эпоха; б) определенный социально-экономический строй общества; в) особенности культуры (религиозная или атеистическая, национально-этническая специфика и др.); г) социально-классовая структура общества и место, занимаемое в ней человеком; д) общественная микросреда человека (семья и ближайшее окружение – друзья, учебные и трудовые коллективы, бытовое окружение и т.п.);

- внутренние факторы : а) самовоспитание; б) самообразование; в) самореализация в практической деятельности.

Указанные факторы обусловливают формирование определенных социальных и исторических типов мировоззрения, которые можно определить как проявление и выражение в индивидуальных мировоззрениях людей общих (типических) мировоззренческих характеристик. К социальным типам мировоззрения относятся социально-классовые, социокультурные, профессиональные и др. К историческим типам мировоззрения принято относить системы типических характеристик мировоззрения, присущих широким массам людей вне зависимости от их социальной принадлежности. Это, прежде всего мифологический , религиозный и философский типы.

Мифологический (гр. «миф» - сказание, предание) самый древний тип мировоззренческой ориентации людей. Он имел всеобщее распространение в условиях первобытного общества при почти полном отсутствии даже элементов научного знания, абсолютном господстве традиций в жизни родовой общины и, в связи с этим, полной зависимости человека от природы и других членов родового коллектива. Основная функция мифа – сохранение и поддержание родового традиционного уклада, обеспечивающего выживание в этих суровых условиях. В мифе еще нерасчленимы (синкретированы) фантастическое и реалистическое восприятие действительности. Характерными чертами его являются:

а) очеловечивание природы;

б) наличие множества богов (политеизм), живущих как бы среди людей, взаимодействующих с ними и «отвечающих» за те или иные природные стихии, а затем и сферы человеческой деятельности;

в) практическая направленность на решение конкретных жизненных задач;

г) образная наглядность мифологических сюжетов;

д) почти полное отсутствие абстрактно-логических размышлений.

Разложение мифологического мировоззрения в связи с развитием производственной деятельности, появлением и ростом элементов научного знания и социально-классовым расслоением в обществе привело к постепенному выделению из него религиозного и философского типов мировоззрения.

Религиозный тип мировоззрения возникает и развивается на базе обособления содержащихся в мифе эмоционально окрашенных первобытных верований. Основу его составляет рационально (логически) не объяснимая вера людей в наличие сверхъестественных сил, чаще всего – в единого и всемогущего творца (Бога), определяющего судьбы мира и человека в нем.

Характерными чертами религиозного мировоззрения являются также:

а) раздвоением мира на посюсторонний, в котором существует человек при жизни, и потусторонний, в котором пребывает его душа до рождения тела и после его смерти;

б) признанием Божьего суда, определяющего местопребывание души (рай или ад) на основе греховности либо безгреховности земной жизни человека; в) признание определенной обрядности, обеспечивающей опосредствованный контакт с Богом (культ).

Основными мировыми религиями являются буддизм , христианство и ислам , наиболее распространенными национальными религиямисинтоизм , индуизм и иудаизм . Важнейшими функциями религии как мировоззрения выступают:

а) компенсаторско-утешительская, (поддержание надежды людей на Божью защиту и помощь в несчастье, а также на воплощение неосуществимых при жизни желаний и идеалов);

б) объединительная (консолидация людей вокруг определенных идей);

в) нравственно-воспитательная (культивирование в обществе нравственных идеалов и принципов поведения);

г) культурологическая (формирование и распространение определенной культуры).

Философский тип мировоззренияхарактеризуется тем, что оно:

а) рационально (основано на знании и опирается на логическое мышление); б) рефлексивно (имеет место обращенность мысли внутрь самого себя);

в) системно (имеет внутренне единство своей структуры);

г) опирается на четкий понятийный (категориальный) аппарат. Возникновение философского типа мировоззрения исторически совпадает с формированием философско-теоретической мысли, а потому их функции в обществе, о которых речь пойдет в следующем разделе, также вомногом совпадают.

Философия (гр. «фило» -любовь и «софия» - мудрость) – теоретизированная форма мировоззрения; учение о всеобщих, универсальных характеристиках мира и формах его освоения человеком.

Мировоззрение – система обобщенных взглядов, т.е. знаний и представлений, оценок и идеалов, норм и принципов, обусловливающих отношение человека к окружающей его природной и социальной действитель-ности.и самому себе и тем самым определяющих его поведение и деятельность в нем. В самом общем виде это духовное и практическое самоопределение человека в мире .

Основные характеристики мировоззрения:

Общественная природа (может формироваться и функционировать только в обществе);

Исторический характер (изменяется в связи с изменением исторических обстоятельств);

Системность (взаимосвязь и упорядоченность элементов).

Структура мировоззрения очень сложна и включает ряд блоков (в соответствии с направленностью миро-воззренческого отношения к той или иной области действительности) и уровней (в соответствии с преимущественной формой мировоззренческого отношения).

Основные мировоззренческие блоки:

- натурологический (формирует и выражает отношение к природе);

- социологический (формирует и выражает отношение к обществу и его истории);

- гуманитарный (формирует и выражает отношение человека к себе – самопознание и самооценка);

- философский (интегрирует ранее названные блоки в целостность, делая мировоззрение системным).

Основные мировоззренческие уровни:

Эмоционально-рассудочный (миропредставление) формируется на основе прежде всего индивиуального жизненного опыта и так называемых «расхожих мнений», выражается в форме обыденного знания и эмоционально-образных представлений и оценок;

- понятийно-теоретический (миропонимание) формируется путем овладения общественно-историческим опытом и научными знаниями в процессе прежде всего образования и самообразования, выражается в форме теоретически выстроенных миро-воззренческих концепций и идеалов;

- духовно-практический (убежденность) формируется на базе предыдущих посредством выявления в них представлений и знаний, имеющих высокую личностную значимость в плане самоопределения человека и выработки им жизненных стратегий и тактик их реализаций, выражается в форме принципов и норм, определяющих его цели, поведение и деятельность.

Основные факторы формирования мировоззрения:

- внешние факторы : а) историческая эпоха; б) определенный социально-экономический строй общества; в) особенности культуры (религиозная или атеистическая, национально-этническая специфика и др.); г) социально-классовая структура общества и место, занимаемое в ней человеком; д) общественная микросреда человека (семья и ближайшее окружение – друзья, учебные и трудовые коллективы, бытовое окружение и т.п.);

- внутренние факторы : а) самовоспитание; б) самообразование; в) самореализация в практической деятельности.

Указанные факторы обусловливают формирование определенных социальных и исторических типов мировоззрения, которые можно определить как проявление и выражение в индивидуальных мировоззрениях людей общих (типических) мировоззренческих характеристик. К социальным типам мировоззрения относятся социально-классовые, социокультурные, профессиональные и др. К историческим типам мировоззрения приня-то относить системы типических характеристи мировоззрения, присущих широким массам людей вне зависимости от их социальной принадлежности. Это прежде всего мифологический , религиозный и философский типы.

Мифологический (гр. «миф» - сказание, предание) самый древний тип мировоззренческой ориентации лю-дей. Он имел всеобщее распространение в условиях первобытного общества при почти полном отсутствии даже элементов научного знания, абсолютном господстве традиций в жизни родовой общтны и, в связи с этим, полной зависимости человека от природы и других членов родового коллектива.Основная функция мифа – сохранение и поддержание родового традиционного уклада, обеспечивающего выживание в этих суровых условиях В мифе еще нерасчленимы (синкретированы) фантастическое и реалистическое восприятие действительности. Характерными чертами его являются: а) очеловечивание природы; б) наличие множества богов (политеизм), живущих как бы среди людей, взаимодействующих с ними и «отвечающих» за те или иные природные стихии, а затем и сферы человеческой деятельности; в) практическая направленность на решение конкретных жизненных задач; г) образная наглядность мифологических сюжетов; д) почти полное отсутствие абстрактно-логических размышлений.

Разложение мифологического мировоззрения в связи развитием производственной деятельности, появлением и ростом элементов научного знания и социально-классовым расслоением в обществе привело к постепенному выделению из него религиозного и философского типов мировоззрения.

Религиозный тип мировоззрения возникает и развивается на базе обособления содержащихся в мифе эмоцмонально окрашеных первобытных верований. Основу его составляет рационально (логически) не объяснимая вера людей в наличие сверхествественных сил, чаще всего - в единого и всемогущего творца (Бога), определяющего судьбы мира и человека в нем. Характерными чертами религиозного мировоззрения являются также: а) раздвоением мира на посюсторонний, в котором существует человек при жизни, и потусторонний, в котором пребывает его душа до рождения тела и после его смерти; б) признанием Божьего суда, определяющего местопребывание души (рай или ад) на основе греховности либо безгреховности земной жизни человека; в) признание определенной обрядности, обеспечивающей опосредствованный контакт с Богом (культ). Основными мировыми религиями являются буддизм , христианство и ислам , наиболее распространенными национальными религиями – синтоизм , индуизм и иудаизм . Важнейшими функциями религии как мировоззрения выступают: а) компенсаторско-утешительская, (поддержание надежды людей на Божью защиту и помощь в несчастье, а также на воплощение неосуществимых при жизни желаний и идеалов); б) объединительная (консолидация людей вокруг определенных идей); в) нравственно-воспитательная (культивирование в обществе нравственных идеалов и принципов поведения); г) культурологическая (формирование и распространение определенной культуры).

Философский тип мировоззрения характеризуется тем, что оно: а) рационально (основано на знании и опи-рается на логическое мышление); б) рефлексивно (имеет место обращенность мысли внутрь самого себя); в) сис-темно (имеет внутренне единство своей структуры); г) опирается на четкий понятийный аппарат. Возникновение философского типа мировоззрения исторически совпадает с формированием философско-теоретической мысли, а потому их функции в обществе, о которых речь пойдет в следующем разделе, также во-многом совпадают.

Каждый человек имеет личные представления о нормах добра и зла, собственный взгляд на мир и место человека в нем, идеалы, принципы и проч.

В сумме вся эта информация образует категорию под названием и служит для человека неким маяком в духовном и материальном мире.

Периоды становления

В какой период жизни человека происходит становление его мировоззрения?

Формирование мировоззрения — это динамичный процесс .

В течение всей жизни взгляды человека меняются в зависимости от приобретенного опыта и знаний, внешнего влияния и внутренних поисков.

Однако мировоззрение формируется не стихийно и привязано к , связанным с получением образования, интеграцией в общество по мере взросления, растущим уровнем и возможностью анализировать мир на почве собственного опыта и его дальнейшего анализа.

Дошкольный возраст

В первую очередь происходит становление простых и узких понятий , направленных в основном на способы существования в мире. Малых учится выделять категории и подкатегории, как бы отрывая по кусочку от целостной действительности.

Он начинает мыслить и делать выводы, находить и анализировать варианты поведенческих стратегий (своих и чужих).

Посредством общения с родителями, родственниками, воспитателями и ровесниками ребенок познает социальную среду и многообразие социальных ролей.

Младший школьный возраст

В этот период школьник формирует представление о мире по большей части за счет учителей и школьной программы .

Но теперь ребенок уже может самостоятельно удовлетворить стремление к познанию с помощью интернета, книг или неформального общения с взрослыми.

Школьные предметы знакомят детей с явлениями природы и общественной жизни, закладывая фундамент для дальнейшего формирования принципов и идеалов, и целостной картины мира.

Подростковый период

Способы

Если рассматривать формирование мировоззрения как процесс, связанный с обучением , можно выделить следующие способы (методы):

  • словесные методы (сюда относятся беседы, диалоги, дискуссии, споры, объяснения, рассказы, лекции и прочие формы взаимодействия людей, в процессе которого у слушателя происходит становление мировоззрения);
  • наглядные методы (человек становится наблюдателем в отношении статичных или динамичных изображений, фильмов, рисунков и целых процессов, научных экспериментов, опытов, постановок и т.д.);
  • практические методы (умственные или практические упражнения, самостоятельное изучение процессов и ситуаций и т.д.).

Мировоззрение также формируется под влиянием авторитетных людей (воспитатели, родители, старшие браться и сестры и т.д.), которые используют методы беседы, убеждения, приучения, поручений и т.д.

Также они используют стимулирующие приемы через поощрение и наказание .

В совокупности все эти способы формирования мировоззрения позволяют «воспитателю» закрепить в сознании человека заданные нормы поведения.

Пути — пассивный и активный

Когда человек избирает пассивный путь формирования мировоззрения , он ориентируется на внешние условия. В этом варианте человек пытается соответствовать общепринятым стандартам, подогнать свои взгляды, принципы, идеалы и ориентиры под нормы того социума, в котором он живет.

Индивидуальные черты стираются, уступая место «стадным». Персональными остаются только эмоции, которые возникают во время наблюдения тех или иных событий.

Но даже эмоции зачастую «как у всех», потому что к ним примешиваются другие факторы оценки.

Активный путь формирования мировоззрения — это постоянный поиск.

Человек сознательно задает себе вопросы и ищет на них ответы.

При этом важно быстро находить признаки чужого влияния и попытки подчинить, подогнать под единую «норму», чтобы не стать сырым материалом в руках .

Человек, избравший активный путь, также должен знать необходимые для становления мировоззрения средства и методы их использования.

И особенно важно представлять и отдавать себе отчет в том, каким должно быть мировоззрение.

Факторы, влияющие на формирование мировоззрения

Для того, чтобы мировоззрение сформировалось, необходимы :

  • опыт;
  • метафоры;
  • информация.

Информацию и метафоры мы сполна получаем из внешних источников (учебные заведения, СМИ, общение с людьми, собственные поиски знаний).

А вот опыт мы проживаем внутри, как чувственное состояние.

Мы переживаем и принимаем/отрицаем правдивость тех или иных знаний.

Мировоззрение — это первая ступень . Ведь именно благодаря сформировавшемуся мировоззрению человек может сказать, что он поступает правильно или не правильно, так как в голове уже сформированы определенные ориентиры и образцы поведения.

Мировоззрение человека и его структура, мировоззрение личности — формирование мировоззрения:

Многие из нас уже задумывались над тем, что не все намерения и планы достигнуты. Анализируя причины такого явления, мы делаем выводы, что жизнь зависит не только от желаний и поступков.

Она полна случайностей, которые предугадать невозможно. К сожалению, большая часть человечества так рассуждает, и отвечать за свои поступки и намерения мало кто готов.

Но во Вселенной нет случайностей, во всем есть закономерность. Каждая мысль человека обусловлена его мировоззрением. И правильность решений зависит от того, насколько точно отображается истинное положение вещей в сознании человека, то есть на его решения и намерения влияет структура мировоззрения, переосмыслить стандарты которой удается не каждому.

Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение,понимание мира, места в нём человека, а также - его жизненные позиции, программы поведения, действия. Оно придаёт его деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.

Как мировоззрение человека влияет на его жизнь

Понятие и структура мировоззрения определяются отношением человека к окружающему миру и к самому себе, которое зависит от совокупности его взглядов, принципов и убеждений. Нас более семи миллиардов, и у каждого из нас есть свой индивидуальный и абсолютно не повторимый взгляд на мир. Как нет одинаковых отпечатков пальцев, или структуры сетчатки глаза, так и общего представления о мире тоже нет.

На каждый предмет или явление у нас формируется свой образ, нередко сопровождающийся звуком. В нашем сознании выстраивается цепочка взаимосвязей музыкально-образных файлов, зависящих от индивидуальных мыслей.

Всю жизнь человека сопровождает невероятное количество понятий и образов, особенно в последние шестьдесят лет люди воспринимают в десятки раз больше информации во всех отраслях знаний.
Это явление вызывает потребность переосмысления жизни и сопоставление ее со своими стереотипами, заставляет людей увидеть причинно-следственные связи между образами явлений окружающего мира.

Чем успешней и раньше приходит переосмысление, тем целостней мировоззрение и его структура, тем качественнее становится жизнь. На основании всего происходящего, мировоззрение подразделяют на два вида.

Виды мировоззрения

  • Калейдоскопический вид

К первому виду относится калейдоскопическое мировоззрение. В этом виде образы явлений не имеют между собой устойчивых взаимосвязей.

Как в детской игрушке, красивые завораживающие картинки которой бессмысленно меняются в хаотическом порядке, так и в мировоззрении нет связи образов явлений, лишь малая их часть взаимосвязана для примитивного существования людей.

Это могут быть знания в профессиональной деятельности или нормы этикета. А более целостной картинки, представляющей собой взаимосвязи между фактологией различных отраслей и знаний, не формируется или находится в сознании непродолжительное время. Малейший стресс может спровоцировать разрушение неполноценной картинки мировоззрения.

  • Мозаичный вид

Ко второй модели относится мозаичное мировоззрение. В нем все образы и факты выстроены в единое мозаичное полотно. Если человеку для полноты картины не хватает элемента, то он своим воображением восприятия ее целостности, способен найти недостающую деталь.

Человеку с таким видом мировоззрения мир воспринимается упорядоченным и единым, каждое явление обусловлено как причиной, так и следствием, объясняется порождением прошлого, определяющего будущее, а также фактологические знания прочно взаимосвязаны.

Но это две крайности типов мировоззрения, которые в жизни практически не встречаются. Людям присущи мировоззрения либо более с калейдоскопическим либо мозаичным видом. Но, к сожалению, большинство людей имеют калейдоскопическое идиотическое мировоззрение.

Чтобы не насиловать мозг читателя научными терминами и понятиями, рассмотрим структуру мировоззрения большинства людей на простейшем примере.

Пример преобладающего калейдоскопического мировоззрения

Алкоголь используют в быту, как растворитель жира. Большинство из нас использовали алкоголь для выведения жирных пятен или обезжиривания поверхностей. Отсюда следует, что алкоголь расщепляет жир. Оболочка клетки живого организма состоит из липидов, что в переводе означает жир. Потребляя алкоголь, защитная оболочка клетки организма разрушается, тем самым клетка становится беззащитной к проникновению в нее токсинов.

Половые клетки женщины, отвечающие за рождение ребенка, имеют свойство заканчиваться, так как количество их заложено с самого рождения, расходуясь, они не обновляются. Это всем известный факт. Попробуем теперь сложить мозаику. Алкоголь разрушает защитную оболочку половой клетки, чем вызывает ее деформацию. Зачатие в такой половой клетке полноценного ребенка не гарантирует.

Данная взаимосвязь фактов подтверждается статистикой, которая не скрывается. Связь прямая! Но калейдоскопическое мировоззрение большинства людей, игнорируя эту связь, употребляет алкоголь по поводу и без такового. А когда рождается ребенок с отклонениями, сетуют на волю случая, жалея себя и обращаясь к Богу. Но причина одна – небрежное отношение к собственной жизни. Вот таким образом и слагаются элементы человеческого мировоззрения. Связь как бы и видна, но параллель проводят далеко не все.

Как формируется мировоззрение

На основе сформировавшегося внутреннего мира человека слагается его мировоззрение.

Внутренний мир включает в себя такие факторы:

  • интеллект человека, зависящий от потребностей в познаниях о самом себе, об окружающем мире, о жизни и об ее смысле, а также о профессионализме в одной или нескольких областях;
  • субъективное первичное эмоциональное отношение к ситуации или образу явления, выражающемся в удивлении или восхищении, в радости или страдании, в гневе или страхе, в стыде или гордости и т. д.;
  • чувства, отличающиеся от эмоций более длительным состоянием, и основаны на четко выраженном предметном характере (нравственность, эстетика, интеллект, этика);
  • направленность и окружение личности.

Считается, что элементы мировоззрения объединяют в себе все вышеперечисленные качества личности и подразделяются на три категории: эмоционально-психологическую, познавательно-интеллектуальную и историческую.

Путь к человеческому мировоззрению через исторические факты

Усредненное мировоззрение большинства людей, независимо от религиозных или идеологических систем, научных или житейских знаний основано на древней системе понятий.

Преподаватель В.И. Водовозов еще в конце XIX века писал о мировоззрении древних египтян, где он доступно объяснял связь четырех систем: вещества (материи), действующей на него силой (духа или силовыми полями), отведенным для него пространством и постоянно изменяющемся во времени. Это говорит о том, что обобщающие понятия со времен древних египтян не подвергались изменению.

Теория Эйнштейна тоже подтверждает факт взаимосвязи, но трех понятий, исключая дух. Такого понятия как дух в науке не существует, это тонкие материи, которые воспринимаются органами чувств. Теперь они называются физическими полями. Но аспект смысла и идеи, по-другому информации, наукой был утерян.

Мы стремимся к мозаичному виду мировоззрения, а приходим к абстрактной духовности, забывая о предельном обобщении образов, которые отображают мир. Без меры и материи не могут существовать пространство и время, и наоборот.

В итоге можно прийти к пониманию о существовании трех обобщающих понятий:

  • материи во всех существующих состояниях (от жидкого состояния до вакуума);
  • информации, представляющей собой образ материального явления, которое и составляет мировоззрение;
  • мера, как упорядочивание материй и образов в численном эквиваленте в сознании личности.

Напрашиваются вопросы: «Так почему же люди до сих пор не дошли до понимания обобщенной системы мировоззрения? Почему большинство людей воспринимают стереотипы, заложенные с древности»? Судя по многим фактам, такое мировоззрение умышленно поддерживается в обществе.

Выводы

Всю историю человечества сопровождали две группы знаний. Одни знания были доступны всем желающим, а другие – для узкого управленческого круга. Чтобы удержать управленческие полномочия этот круг целенаправленно удерживал безграмотность и неадекватность мировоззрения общества. Таким образом, общество было зависимым от группы людей.

Еще Плутарх описывал возмущения Александра Македонского по поводу опубликования Аристотелем, его учителем, некоторых философских учений. Александр в письме Аристотелю указал на ошибку обнародования учений, которые были предназначены для избранных людей.

Аристотель ответил успокаивающим письмом. Он обнародовал только часть учений, которые без дополнительных пояснений, не смогут полноценно восприниматься народом. Сколько текстов невозможно понять простому народу без объяснительных ключей к ним.

Фрэнсис Бэкон через девятнадцать столетий заметил, что знания и есть власть. Это говорит о том, что всегда существовала та группа лиц, которая обладала более совершенным мировоззрением.

Триединство в мировоззрении

Непонимание триединства исключает возможность взгляда человека на себя со стороны. Если кто-то более понимающий, пытается донести обществу свою точку зрения, то такая попытка воспринимается обществом и индивидом в отдельности, как посягательство на их личное мнение (стереотип).

В итоге несовершенное мировоззрение человечества допускает всевозможные ошибки, ведущие весь мир к катастрофическому состоянию и психологическому кризису. Создаются внутриобщественные и личностные проблемы, которые в скором будущем приведут к краху всей системы, будь то семейной или государственной. И только нам решать необходимо ли понимание триединства.

Сущность мировоззрения. В структуре личности, в системе ее ведущих побудительных сил большое место занимают потребности, интересы, стремления, идеалы, убеждения. Последним в духовном строе личности принадлежит особая роль. Определяя отношения человека к миру, к людям, к самому себе, они реально управляют его поведением и деятельностью.

Убеждения – структурный элемент более широкого понятия – миров оззрения .

Мировоззрение это система взглядов человека на мир и на свое собственное место в нем, в которых выражается его отношение к действительности: к социальной среде, к явлениям природы, к связям человека и общества.

Мировоззрение является более обобщенным и высоким уровнем отношения личности к окружающему миру, оно интегрирует все другие (социальные, нравственные, эстетические и др.) отношения и выступает в качестве мощного фактора личностного развития человека.

Мировоззрение и нравственность – ведущие характеристики личности. Примеры и факты из жизни известных людей (А. Сахаров, генерал Карбышев, протопоп Аввакум, А. Швейцер, А. Солженицын и др.) свидетельствуют о том, что мировоззрение не только оказывает сильнейшее воздействие на духовное и моральное развитие человека, но и делает его непоколебимым и стойким в жизненных обстоятельствах, невзгодах и трудностях.

Мировоззрение – это не просто сумма знаний о мире. Оно проявляет себя как в сознании (знания, взгляды, убеждения, идеалы), так и в эмоциональной (чувства, эмоции) и практически-действенной сферах (поведение, поступки, деятельность). То есть мировоззрение как система взглядов вызывает у человека определенные переживания, эмоциональный отклик. Отсюда можно сделать важный педагогический вывод: в процессе формирования мировоззрения надо воздействовать на эмоции, чувства учащихся, чтобы вызывать личностное отношение к действительности.

Знания становятся достоянием личности только тогда, когда человек вступает в реальные отношения с людьми. Поступки, действия, отношения, вся сфера поведения и деятельности человека зависят от его мировоззрения. Проникая в глубь волевых качеств личности, мировоззрение является тем внутренним стержнем, который организует действия и поступки в сложную, но единую систему ее поведения.

Функции мировоззрения. Мировоззрение выполняет ряд функций: информационную, регулятивную, оценочную.

Информационная функция связана с определенным способом восприятия явлений и событий окружающего мира и их отражением в сознании человека Мировоззрение делает для человека понятным мир природы и общества, формирует просвещенное сознание, вооружает методами познания действительности, обогащает системой ценностных ориентаций.

Регулятивная функция связана с тем, что, поведение и деятельность человека определяются его сознанием, его взглядами и убеждениями. Если у человека сформировано то или иное мировоззрение, сложились устойчивые взгляды и убеждения, то они, как правило, определяют его действия и поступки, являются исходной позицией в практической деятельности.

Оценочная функция мировоззрения связана с тем, что все явления окружающей жизни человек оценивает, исходя из своих взглядов и убеждений, то есть мировоззрение выполняет роль призмы, через которую человек смотрит на мир и определенным образом оценивает все явления и события, происходящие в нем.

Этапы формирования мировоззрения. Становление и развитие мировоззрения – сложный, многозначный, внутренне связанный процесс, в котором можно выделить несколько этапов.

Мировоззрение как отношение к миру и восприятие себя в мире начинает складываться довольно рано. У дошкольника – это мироощущение , которое определяет самочувствие ребенка в окружающем мире. У младшего школьника – это мировосприятие – форма непосредственного чувственного отражения действительности. Основная функция, мировосприятия – накопление чувственного опыта. Мировосприятие не является зеркальным отражением действительности, оно включается в систему предшествующего опыта ребенка, в систему его отношений с действительностью. Восприятие мира на этом этапе происходит на эмоционально-образном уровне, создавая в сознании ребенка “образ мира” (А.Н. Леонтьев).

У подростков формируется научное миропонимание – отражение сущности явлений, причинно-следственных связей и отношений между ними. На этом этапе происходит формирование научных понятий, осознание законов, закономерностей.

У старшеклассников формируется научное мировоззрение . Его качественные характеристики: материалистическое и диалектическое восприятие мира, осмысленное объяснение его развития, гуманистическая позиция в отношении к общественным явлениям, отношение к науке как важнейшей ценности, позволяющей человеку быть хозяином своей судьбы.

Виды мировоззрения. У каждого человека имеются собственные представления и взгляды, свое отношение к происходящему. Но качественная характеристика этих представлений, взглядов и отношений бывает различной. В зависимости от содержания мировоззрения и его связей с научными знаниями, верой и жизненным опытом человека выделяются три вида мировоззрения: научное, религиозное и обыденное, или житейское.

Научное мировоззрение опирается на научную картину мира, на выводы и обобщения, сделанные на основе научного анализа и осмысления причинно-следственных явлений. Научное мировоззрение является объективно верным.

Религиозное мировоззрение опирается на интуитивно-эмоциональный, субъективный религиозный опыт личности. В его основе лежит вера человека в существование бога или других сверхъестественных сил, бессмертия души и т.д. Вместе с тем деятели религии опираются не только на потусторонние силы, но и используют физические, исторические, философские знания, особенно те, которые находятся на границе познанного и непознанного, и выстраивают на этой почве свою идеологию.

Обыденное (житейское) мировоззрение формируется под влиянием непосредственных условий жизни людей, передаваясь из поколения в поколение в форме духовного опыта, здравого смысла, эмпирических и не всегда систематизированных представлений о мире. Обыденное мировоззрение опирается на житейское познание и обычно отражает внешние, не всегда существенные признаки вещей, событий, явлений.

Внутренняя структура мировоззрения. В качестве важнейших структурных компонентов мировоззрения выступают: а) система знаний, б) взгляды, в) убеждения, г) идеалы человека. В свою очередь указанные структурные компоненты мировоззрения можно разделить на две группы: объективные (знания) и субъективные (взгляды, убеждения, идеалы). Какую роль они выполняют в структуре мировоззрения?

Знания как объективный компонент мировоззрения представляют собой систему научных истин. Они связаны с осмыслением и пониманием объективной стороны природных и общественных явлений.

Чтобы знания способствовали формированию и развитию мировоззрения, они должны приобрести для человека субъективный смысл, т.е. перейти в его взгляды и убеждения.

Взгляды есть суждения, субъективный вывод человека, который связан с объяснением тех или иных природных и общественных явлений, определением им своего отношения к этим явлениям.

Убеждения – качественно более высокое состояние взглядов. Это знания, перешедшие во внутреннюю позицию личности. Определяя отношения человека к миру, к людям, к самому себе, они реально управляют его поведением и деятельностью. Убеждения – это знания, которые побуждают, это то, что человек глубоко осмыслил и эмоционально пережил и что он готов отстаивать и защищать в любых условиях.

Устойчивость убеждений есть несомненное достоинство человека, ибо благодаря ей личность сама ощущает себя и представляет для окружающих определенную целостность, ценность и индивидуальность. Человеком, у которого нет собственных убеждений, легко управлять.

Органичным компонентом мировоззрения являются идеалы. Идеал (от греч. idea – идея, понятие, представление) – это осмысление и эмоциональное принятие наивысшего совершенства в чем-нибудь, то, что становится целью деятельности, жизненным стремлением личности.

Идеал человека – это мысленно-эмоциональное предвосхищение того, каким он хочет и может стать.

Психолого-педагогические условия формирования мировоззрения.

Мировоззрение формируется в учебной, трудовой и активной общественной деятельности. Познание мира и формирование взглядов и убеждений происходит главным образом в учебной деятельностичерез содержание учебного материала.Каждый учебный предмет содержитведущие идеи, которые, усваиваясь школьниками, становятся основой их мировоззрения.

Предметы естественно-математического цикла раскрывают идеи материальности мира природы, диалектического характера физических явлений, взаимосвязи и взаимозависимости различных форм существования и движения материи.

Особо важное значение для формирования мировоззрения имеют предметы общественно-гуманитарного цикла. История, обществоведение, основы государства и права, как и естественные предметы, имеют единую философскую и историческую основу. Изучая эти предметы, школьники усваивают основные законы и перспективы жизни человеческого общества.

Центральное место в формировании эмоциональной стороны мировоззрения, в воспитании нравственно-эстетических чувств занимают предметы искусства: литература, музыка, изобразительное искусство и, проникающие в содержание различных учебных предметов театр и кино. Эти предметы развивают эстетическое отношение к действительности, создают целостную картину мира.

В период детства, наиболее активного эмоционального отношения ребенка к миру важно организовать его собственную практическую творческую деятельность в различных видах искусства как средство мировоззренческого самовыражения, самосознания, самовоспитания, расширения кругозора.

Однако взгляды и убеждения не могут существовать без того, чтобы не проявляться в активной деятельности. Поэтому задача педагогов состоит в том, чтобы взгляды школьников на мир выражались не только в умении объяснять сущность явлений, но и в практической общественной и трудовой деятельности.

Трудовая деятельность дает возможность проверить знания на практике, убедиться в правильности своих взглядов, реализовать себя как личность, действующую в соответствии с собственными убеждениями.

Участие детей в общественной деятельности формирует активную гражданскую позицию, подготавливает почву для возникновения устойчивых убеждений. Поэтому необходимо с детства вовлекать детей в дела, имеющие общественно значимый смысл, ярко выраженную общественную пользу.

Чтобы процесс формирования мировоззрения был успешным, необходимо соблюдение определенных психолого-педагогических условий, способствующих переводу знаний во взгляды, убеждения, идеалы личности.

1. Глубокое осмысление знаний, анализ фактов, явлений, событий, проникновение в суть научных понятий, законов, идей.

2. Активная субъектная позиция школьника в овладении этими знаниями: самостоятельный поиск, самостоятельная работа, участие в решении проблем, в исследовании, работа с источниками, максимальная мыслительная активность.

3. Усвоение мировоззренческих знаний должно опирается на эмоции и чувства ребенка, вызывать глубокие переживания. Проходя через эмоциональную сферу, знания приобретают личностный характер.

4. Необходимо формировать у учащихся личное отношение к познаваемым явлением природы и общественной жизни. Активное положительное (по сравнению с безразличным и негативным) отношение ученика к содержанию мировоззренческих идей формирует уверенность в их истинности, правоте и справедливости, делает их и внутренней правдой.

5. Для создания объективной и целостной картины мира необходимо установление межпредметных связей, и выделение ведущих идей в каждом учебном предмете.

6. Тесная связь обучения с жизнью, с активной трудовой и общественной деятельностью.

7. Большое значение имеет личность учителя, его взгляды, убеждения, жизненная позиция.

Особенности формирования мировоззрения у младших школьников.

Формирование мировоззрения – длительный процесс. Он связан с постоянными и непрерывными изменениями в общем развитии учащихся, поэтому и система представлений, понятий и идей об окружающем мире на различных этапах их школьного обучения и воспитания будет неодинакова.

На начальной ступени обучения школа не ставит задачи создания у учащихся стройной и законченной системы взглядов на закономерности развития природы и общества. Это обусловлено следующими причинами: малым жизненным опытом детей, недостатком знаний и неразвитостью абстрактного мышления, являющегося основой для формирования мировоззрения. Поэтому в начальной школе возможно лишь формирование начальных образных представлений, первичных понятий и идей мировоззренческого характера, создающих в сознании “картину мира”.

В основе первоначального восприятия и осмысления ребенком реальности, первоначальных знаний о мире лежат два центральных понятия: “природа” и “общество”. Существенные признаки этих понятий раскрываются через конкретные представления, которые формируются у младших школьников.

Природа:

– природа вокруг нас, живая и неживая природа, их взаимосвязи;

– причины сезонных изменений в жизни природы;

– причины смены дня и ночи;

– причины природных явлений;

– взаимосвязи растительного и животного мира Земли, их связь с условиями жизни;

– человек как часть природы, взаимосвязь человека и природы;

– отношение человека к природе (экологический аспект) и др.

Общество:

– родина как место, где родился человек;

– традиции, нравы, обычаи, история родины;

– национальные особенности жизни людей;

– общество как социальная среда человека;

– человек и общество; человек среди людей;

– мир на планете Земля;

– гражданин страны;

– законы страны;

– права человека и способы их защиты и др.

Все эти представления, понятия и идеи помогают становлению целостной картины мира младших школьников.

Новое на сайте

>

Самое популярное