Домой Гороскоп на неделю От каких пороков мухаммад призывал людей избавиться. Нравственный облик мухаммада и его пророческие притязания. Пророк ﷺ был противником насилия

От каких пороков мухаммад призывал людей избавиться. Нравственный облик мухаммада и его пророческие притязания. Пророк ﷺ был противником насилия

§ 2. Пороки и пути избавления от них

Ложь и предательство. Призыв к нравственному совершенству в Коране сочетается с предостережением от дурных поступков и порочных качеств. Человек не способен вкусить прелесть веры, пока не освободится от бремени душевных пороков. Одним из самых низких качеств, которые порицаются исламом, является лживость. Однажды Пророка Мухаммада спросили: «Может ли верующий быть трусом?» Он ответил: «Да». Его спросили: «А может ли он быть скупым?» Он ответил: «Да». Его спросили: «А может ли он быть лжецом?» Пророк сказал: «Нет». Конечно, трусость и скупость не являются добродетелями, но нередко случается так, что забота о детях и близких вынуждает человека скупиться на пожертвования или проявлять малодушие. Но ложь не совместима с верой, и сподвижники рассказывали, что из всех дурных качеств ненавистнее всего Пророку была ложь. В хадисе говорится: «Остерегайтесь лжи, потому что она приводит к греху, а грех приводит в Ад. Если человек непрестанно лжёт и придерживается лжи, то у Аллаха будет записано, что он - лжец».

Для грешников со злыми помыслами ложь является средством достижения корыстных целей и обольщения простодушных людей ядовитыми измышлениями. Она гасит в душах Людей свет благочестия, разжигая в них огонь вероломства и предательства. Эти качества делают человека скрытным, лишают его покоя и уверенности. Он не расстаётся с мыслью о том, что люди уличат его в обмане и измене. Риск предательства усиливается, когда есть соблазн, когда разум уступает место жажде сиюминутной выгоды. Проявляясь в отношениях между сверстниками, ложь и предательство превращают добрых друзей во врагов.

Коран предостерегает людей от подобного поведения, запрещает выдавать чужие секреты и предавать друзей. Ложь и предательство, нарушение обещаний и несоблюдение договорённостей считаются качествами лицемеров - людей, которые из-за их неискренности, низости и вероломства занимают самое презренное место перед Аллахом. Пророк Мухаммад сказал: «Лицемера выдают три качества: если он рассказывает о чём-нибудь, то лжёт; если обещает что-нибудь, то не сдерживает обещания; а если ему оказывают доверие, то он предаёт его».

Лицемерие представляет угрозу не только нравственному облику индивида, но и всему обществу. Человек, обладающий этим качеством, не упускает возможности посеять вражду между друзьями и предать своего товарища. Он заверяет всех в том, что имеет самые чистые намерения и желает людям только добра, тогда как на самом деле он полон ненависти и злобы к тем, кто устанавливает в обществе мир и порядок.

Во времена Посланника Аллаха лицемеры подстрекали людей к преступлениям, призывали мусульман воздерживаться от пожертвований и добрых поступков, провоцировали междоусобицы и вооружённые столкновения между племенами. Их дурные качества и скверные деяния описаны в суре 2 «Корова», суре 9 «Покаяние» и многих других сурах Корана.

Высокомерие и тщеславие. Гордыня считается тем самым качеством, которое повлекло за собой грехопадение Иблиса и стало причиной его вражды с родом человеческим. Согласно традиции, Иблис отказался выполнить волю Господа и поклониться Адаму, потому что возгордился. Он решил, что он лучше человека, потому что Аллах сотворил его из чистого огня, тогда как Адам был создан из глины. Высокомерие породило в его душе неверие и стало причиной всех остальных грехов, которые совершаются шайтанами и людьми.

Священный Коран неоднократно напоминает верующим об опасности высокомерия и его тяжких последствиях. Человеку не приличествуют высокомерие и надменность, ведь все его достоинства и добродетели являются следствием милости Аллаха, а не его собственным приобретением: «Не ступай по земле горделиво, ведь ты не пробуришь земли и не достигнешь гор высотой!» (сура 17 «Ночной перенос», аят 37). В другом аяте говорится: «Не отворачивай своего лица от людей из высокомерия и не шествуй по земле кичливо. Воистину, Аллах не любит всяких гордецов и бахвалов» (сура 31 «Лукман», аят 18).

Пророк Мухаммад учил тому, что Аллах непременно унизит каждого, кто заносчив и высокомерен. Добрые люди отворачиваются от такого человека, отказываются от его дружбы и помощи, и может случиться так, что с ним приключится беда и тогда он останется в окружении корыстолюбивых недругов, не желающих ему ни добра, ни избавления. Мусульмане верят, что гордыня и высокомерие обрекают человека на жалкое существование и плохой конец. Пророк сказал: «Тот, в чьей душе есть высокомерие весом на одну пылинку, не войдёт в Рай». Его спросили: «Но бывает, что человек любит, когда у него красивая одежда и красивая обувь». Он ответил: «Поистине, Аллах прекрасен и любит прекрасное, высокомерие же - это надменное отрицание истины и пренебрежительное отношение к людям».

Высокомерие порождает в людях такие отрицательные качества, как тщеславие и самодовольство. Тщеславный человек завистлив и неискренен, его дружба ненадёжна и фальшива. Он упорно пытается сделать себя объектом обожания и навязывает свои капризные желания другим. Следствием этого нередко становятся подозрительность и пессимизм. Тщеславный человек полагает, что окружающие намереваются унизить его, и это вызывает у него чувство негодования и мстительность.

Высокомерие и тщеславие редко проявляются у бедных и нуждающихся людей. Как правило, эти недуги поражают тех, кто богат и не знает нужды в мирских благах. Они забывают о том, что источником их земного благоденствия является Аллах. Он наделил их богатством и всевозможными способностями для того, чтобы подвергнуть испытанию, пройти которое удаётся только тем, кто правильно распоряжается дарованными ему благами и творит добро. Но гораздо хуже, если высокомерие поражает сердце бедняка и слабого человека, ибо ничто не подталкивает его к такому греху. В хадисе сообщается, что Аллах не очистит душу заносчивого бедняка и даже не станет разговаривать с ним в День Воскресения.

Зависть и скупость. Одним из низких качеств, лишающих человека ощущения счастья и доставляющих ему беспокойство, является зависть. Она не только отравляет душу того, кто обладает этим скверным качеством, но и вредит тем, кому завидуют, и потому Коран предписывает верующим искать у Аллаха защиты от зла завистников.

Завистливый человек не просто жаждет получить то, что принадлежит другому. Фактически он выражает неудовлетворённость предопределением Аллаха, ведь богатства и способности были распределены среди творений в соответствии с Его мудрым решением. Коран призывает задуматься над этим и говорит: «Разве это они распределяют милость твоего Господа? Мы распределили между ними их средства к существованию в мирской жизни и возвысили одних из них над другими по степеням» (сура 43 «Украшения», аят 32). А в известном хадисе сказано: «Не смотрите на тех, кто выше вас, а смотрите на тех, кто ниже вас, ибо так легче благодарить Аллаха за блага, которые Он даровал вам».

Мусульманину разрешается завидовать лишь двум категориям людей: тем, кто наделён знаниями и живёт в соответствии с ними, и тем, кто обладает богатством и расходует его на благие цели. Такую зависть обычно называют «белой». Испытывать её может только человек благочестивый, живущий согласно указаниям Аллаха и ищущий новые возможности для совершения богоугодных поступков. Он жаждет знаний и богатства не для того, чтобы возвыситься над кем-либо, но чтобы использовать их во благо человечества.

Если же зависть обусловлена жаждой власти и наживы, то это ядовитое чувство разъедает самые основы благочестия и порождает многие другие грехи. Одним из них является скупость, нежелание творить добро и помогать людям. В Коране сообщается, что люди, избавленные от скупости, окажутся в числе преуспевших. Из хадисов же известно, что Посланник Аллаха сказал: «Остерегайтесь несправедливости, потому что в День Воскресения она обернётся мраком. Остерегайтесь скупости, потому что она погубила ваших предшественников. Она подтолкнула их к тому, что они стали проливать кровь и совершать запретное».

Скупость подталкивает человека к стяжательству и накопительству, и он забывает о смысле бытия, перестаёт различать между дозволенным и запрещённым заработком. Он собирает богатство и пересчитывает его, словно оно обеспечит ему вечность и поможет избавиться от ответственности в День Суда. Он обольщён, но не ощущает собственной слепоты, потому что слабость перед таким искушением заложена в глубинах человеческой души. В одном из хадисов говорится: «Если бы сын Адама имел долину, полную золота, то он пожелал бы иметь две долины с золотом, но его рот, в конечном итоге, наполнит только земля. Аллах же принимает покаяние того, кто кается перед Ним».

Запрещённые деяния. Религиозные запреты в исламе направлены на физическое и духовное оздоровление личности и общества. Они касаются только тех слов и поступков, которые пагубны и могут навредить людям, и в Коране по этому поводу сказано: «Он запрещает мерзости, предосудительные деяния и бесчинства» (сура 16 «Пчёлы», аят 90).

Мерзостью здесь названы грехи, которые человек совершает, уступая природному влечению и соблазну. Прелюбодеяние - один из таких грехов. Ислам запрещает половую близость между людьми, не состоящими в законном браке, поскольку этот грех унижает человеческое достоинство, влечёт за собой неверное установление родства, разрушает основы нравственности, приводит к потере стыда и распущенности, способствует распространению венерических заболеваний и т. д. Коран гласит: «Не приближайтесь к прелюбодеянию, ибо оно является мерзостью и скверным путём» (сура 17 «Ночной перенос», аят 32).

Не менее опасными являются грехи, которые человек совершает из корыстных побуждений. Пророк Мухаммад сказал: «Сторонитесь семи пагубных грехов». Его спросили: «Что это за грехи?» Он ответил: «Приобщение сотоварищей к Аллаху, колдовство, убийство человека, которого Аллах запретил убивать иначе как по праву, пожирание лихвы, пожирание имущества сироты, бегство с поля боя и обвинение в прелюбодеянии целомудренных верующих женщин, которые даже не помышляют о таком».

Ислам запрещает не только убийство невинных людей, но и самоубийство. Совершая это тяжкое преступление, человек открыто выступает против воли Аллаха, проявляя неблагодарность и словно отказываясь от Его милости. В одном из хадисов говорится: «Кто убьёт себя железным оружием, тот вечно пребудет в Адском Огне с куском железа в руках, протыкая им свой живот. Кто выпьет яд и отравит себя, тот вечно пребудет в Адском Огне, выпивая яд глотками. А кто убьёт себя, бросившись со скалы, тот вечно пребудет в Адском Огне, бросаясь вниз со скалы».

Особое внимание в исламе уделяется законности заработка. Считается, что душа человека оскверняется, когда он вкушает то, что приобретено нечестным путем. Посланник Аллаха сказал: «Любое тело, которое взращено на том, что: заработано незаконным путём, более всего заслуживает оказаться в Аду». Поэтому праведный верующий избегает ростовщичества и мошенничества, не обманывает в торговле и не присваивает чужого имущества, даже если нашёл его лежащим на дороге. Согласно Шариату, если найденная вещь представляет собой ценность, то нашедшему её полагается в течение целого года искать хозяина, и только после этого, если хозяин не найдётся, он может оставить её себе. К запрещённым поступкам относится взяточничество, причём тяжесть этого греха в равной степени ложится на того, кто берёт взятку, и на того, кто пытается таким путём получить то, на что не имеет права. В хадисе говорится: «Тот, кто даёт взятку, и тот, кто берёт ее, попадут в Ад».

Верующий, придерживающийся законов Аллаха, оберегает от греха не только душу, но и каждый орган своего тела. Он не смотрит на то, что не угодно Аллаху, и не слушает скверные речи и праздные беседы. Он берёт только то, на что имеет право, и ступает ногой только туда, где может снискать довольство Аллаха. Он ест и пьёт лишь то, что дозволено, и блюдёт целомудрие, воздерживаясь от соблазнов. Религиозные запреты для него сродни границам заповедника, в который нельзя входить, и он сторонится этих границ, дабы не преступить их в минуту слабости и искушения.

Польза покаяния. Каждый человек, как бы он ни старался избежать греха, непременно делает упущения и ослушивается Аллаха. Человек по природе своей слаб и не способен устоять перед соблазнами и сомнениями. Поэтому Аллах обещал прощать и принимать покаяние от каждого, кто искренне раскается и твёрдо решит не возвращаться к совершённому греху: «Если кто-либо совершит злодеяние или будет несправедлив по отношению к себе, а затем попросит у Аллаха прощения, то он найдёт Аллаха Прощающим и Милосердным» (сура 4 «Женщины», аят 110).

Покаяние - это отречение от греха и возвращение на путь покорности и повиновения Аллаху. Покаяние нужно совершать сразу после того, как человек осознал свой грех. Его нельзя откладывать, ибо никто не знает, что произойдёт с ним в ближайшем будущем. Быть может, смерть настигнет его раньше, чем он успеет покаяться. Кроме того, человек, который продолжает грешить, отдаляется от Аллаха. Его душа черствеет и покрывается пеленой, а его вера слабеет и уменьшается. Продолжая грешить, человек привыкает к своим злодеяниям, и наступает момент, когда он уже не может расстаться с ними, а шайтан открывает перед ним новые врата для совершения ещё более отвратительных поступков. Постепенно он теряет стыд перед Аллахом и перед людьми и начинает грешить открыто, не задумываясь о последствиях своих деяний.

Мусульманские учёные упоминали несколько требований покаяния.

Во-первых, покаяние должно быть принесено искренне, ради Аллаха, в надежде на прощение от Него и избавление от наказания. Во-вторых, кающийся человек должен горько сожалеть о своих поступках и укорять себя за них. В-третьих, он должен сразу же прекратить грех, в котором раскаивается. Если он совершает что-либо запретное, то он должен без промедления оставить этот грех. Если же он не выполняет обязательное предписание, то после покаяния он должен начать совершать его. В-четвёртых, он должен окончательно решить, что никогда больше не совершит этот грех, ибо если человек не имеет твёрдого намерения отказаться от греха, то его раскаяние не возымеет действия. Наконец, в-пятых, покаяние должно быть принесено до того, как человек издаст предсмертный хрип, ибо с приходом смерти всё тайное становится явным. В одном из хадисов говорится: «Поистине, Аллах принимает покаяние раба, пока он не издаст предсмертный хрип».

Мусульмане верят, что искренне раскаявшийся в совершённом преступлении будто бы вообще не совершал его. В Коране сказано: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает грехи полностью, ибо Он - Прощающий, Милосердный» (сура 39 «Толпы», аят 53). Однако это не даёт нам права творить зло с намерением принести покаяние впоследствии, ибо с каждым новым грехом вернуться на путь Аллаха становится всё сложнее.

Из книги Книга 21. Каббала. Вопросы и ответы. Форум-2001 (старое издание) автора Лайтман Михаэль

Близость Избавления – но еще не в ощущениях Вопрос: Извиняюсь за глупый вопрос – когда Вы пишете, что «скоро общество вознуждается в Творце» – имеются в виду месяцы? Годы? Не десятилетия, надеюсь?Ответ: Времени практически нет, потому что ошибка, как в траектории полета

Из книги Основы здорового питания автора Уайт Елена

Господствующие пороки - это результат неумеренного аппетита ДД 4, 124:89. Многие изумляются тому, что человечество вырождается в нравственном, физическом и умственном отношении. Люди не понимают того, что именно нарушение установлений и законов Божьих и нарушение

Из книги Краткое объяснение сущности Ламрима автора Еше Лодой Ринпоче

Средство избавления от многих страданий СЦ 2, 45, 46:119. Вы должны строить свою жизнь согласно принципам санитарной реформы: отречься от самоугождения и питаться во славу Божью. Воздерживайтесь от плотских желаний, «восстающих на душу». Строгое воздержание необходимо во

Из книги Великие учителя церкви автора Скурат Константин Ефимович

Пороки клеш Их много, но основной - это умножение неблагих деяний и невозможность совершать добродеяния. К порокам клеш также относятся отвлечения от объектов сосредоточения; упрочение корней клеш; неверное понимание страдания и других истинных положений; порождение

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

Пороки "Зла нет ни в природе, ни даже ничего злого нет по природе, ибо ничего злого не сотворил Бог… Природа добра могущественнее навыка ко злу, так как первое существует, а второе не существует, разве только при совершении его… Все мы люди по образу Божию, но "по подобию"

Из книги Махамудра, рассеивающая тьму неведения автора Дордже Вангчук

6. Пороки современного пророку иудейства 6. Но Ты отринул народ Твой, дом Иакова, потому что они многое переняли от востока: и чародеи у них, как у Филистимлян, и с сынами чужих они в общении. 6-22. К сожалению, иудеи представляются пророку неспособными исполнить его искреннее

Из книги 100 молитв на быструю помощь. Главные молитвы на деньги и материальное благополучие автора Берестова Наталия

8. Пороки народа 8. Так рушился Иерусалим, и пал Иуда, потому что язык их и дела их - против Господа, оскорбительны для очей славы Его. 9. Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на

Из книги Основы искусства святости, том 2 автора Варнава Епископ

16. Пороки иудейских женщин 16. И сказал Господь за то, что дочери Сиона надменны и ходят, подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавою поступью и гремят цепочками на ногах, 16-25. Женщины иерусалимские своею роскошью и бесстыдством возбудили против себя гнев Божий.

Из книги Екклесиаст (рус. и англ.) Илл.Эрнста Неизвестного автора

Пороки сансары. После этого, если вы не размышляете о порочности сансары, или циклического существования, вы не отвернётесь от неосознанного влечения к ней и не разовьёте мысли отречения. При этом опыт и постижения не расцветут в потоке вашего сознания. Поскольку вы,

Из книги «Панчатантра»: индийская стратегия успеха. «Хитопадеша»: парадоксы взаимности (сборник) автора Николаева Мария Владимировна

Для избавления от бедности и долгов Молитва святителю Мартину Милостивому День памяти 12/ 25 октябряСвятой Мартин жил в Паннонии в IV в. и с ранних лет мечтал посвятить себя служению Богу, но, подчинившись воле родителей, выбрал карьеру военного. Будучи военачальником в

Из книги 50 главных молитв на деньги и материальное благополучие автора Берестова Наталия

§ 6. Противоестественные пороки (рукоблудие, женолюбство, мужеложство, скотоложство). Пишущий об этих вещах попадает, как говорит св. Иоанн Златоуст1, в положение очень затруднительное, даже невозможное: «Выразившисьблагопристойно, нельзя тронуть слушателя; а чтобы

Из книги 50 главных молитв для женщины автора Берестова Наталия

Главнейшие пороки Из всех пороков человеческих Екклесиаст выделяет два, считая их, как можно понять, наихудшими. В гражданской жизни это неправосудие, в личной - стяжательство. На них-то и обрушивается с гневом, к которому, как это часто у него, примешиваются горечь и

Из книги 100 молитв на быструю помощь. Самые сильные молитвы на исцеление автора Берестова Наталия

Глава 6 Пороки и добродетели Мы рассмотрели практически все стороны мирской жизни, но до сих пор приводили преимущественно общие правила, позволяющие мудро и решительно действовать в любой ситуации. Однако поведение каждого человека уникально, ибо зависит от его личных

Из книги автора

Для избавления от бедности и долгов Молитва святителю Мартину Милостивому День памяти 12/25 октябряСвятой Мартин жил в в Паннонии IV в. и с ранних лет мечтал посвятить себя служению Богу, но, подчинившись воле родителей, выбрал карьеру военного. Будучи военачальником в

Из книги автора

Молитвы для успешного зачатия и избавления от бесплодия Молитва преподобному Роману День памяти 27 ноября/10 декабряСвятой Роман Чудотворец, живший в V веке, был родом из города Росы и жизнь свою провел в окрестностях Антиохи. Святой был известен как строгий пост ник,

Из книги автора

Молитвы для избавления от различных недугов

Аллах создал нас всех разными и предписал каждому свою особенную, уникальную судьбу. В обществе есть богатые и бедные, сильные и слабые, здоровые и больные. Все мы разные, но у всех есть своя миссия в этом мире, свои права и обязанности. Сегодня Всемирный день инвалидов. В связи с этим мы хотим разобрать то, как Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) относился к людям с ограниченными возможностями.

1) Пророк Мухаммад (мир ему) обращался к людям с ограниченными возможностями как с равными, не выделяя их из общества.

Известна история сподвижника Амра Ибн Аль-Джамуха, который был хромым. Если изначально он выступал против ислама, то после становления на истинный путь, прикладывал все усилия на пути Аллаха. Будучи в преклонном возрасте он решил принять участие в военном сражении. Его сыновья отговаривали его от данного решения, ссылаясь на то, что у него есть веская причина остаться дома – он стар и слаб. Однако, Амр ибн Аль-Джамух был настроен решительно и хотел стать шахидом, чтобы вступить своей хромой ногой в рай. Когда Посланник Аллаха (мир ему) услышал об этом, он не стал ему препятствовать и разрешил принять участие в сражении. Амр ибн Аль-Джамух героически погиб в этой войне.

Данная история показывает, что посланник Аллаха не ограничивал возможности инвалидов и создавал им все условия для того, чтобы они смогли стать полноценной частью общества и наравне со всеми могли участвовать в главных событиях своей страны.

2) Пророк Мухаммад (мир ему) наделял людей с ограниченными возможностями определенными задачами, чтобы они не изолировались от общества

Посланник Аллаха никогда не смотрел на инвалидов как на отверженных или слабых существ. Он давал им важные поручения. Это мы можем увидеть на примере незрячего сподвижника, из-за которого Всевышний Аллах упрекнул посланника Аллаха в суре «Аббаса». Его звали Абдулла ибн Умм Мактум. Он был слепым, но посланник Аллаха возложил на него обязанность муаззина. Тринадцать раз по велению пророка он был имамом во время намаза.

Дом Абдуллы бин Умм Мактума находился далеко от мечети. По причине того, что не было человека, кто мог бы провожать его в мечеть для намаза, Умм Мактум попросил у пророка выполнять намазы дома. В ответ на это Пророк (мир ему) сказал ему: «Когда слышишь азан, необходимо ответить на него». Тем самым Пророк (мир ему) не просто указал на важность совершения коллективного намаза, но и не допустил изоляции Абдуллы ибн Умм Мактума от уммы.

3) Пророк Мухаммад (мир ему) помогал инвалидам трудоустроиться.

Есть очень интересная история. Во времена пророка жил сподвижник по имени Захир. Он был с ограниченными возможностями, и поэтому стеснялся появляться на людях. Он жил в пустыне. Посланник Аллаха как-то собрал некоторые фрукты и растения пустыни и предложил Захиру вместе продавать их на рынке Медины. Посланник Аллаха помогал Захиру продавать фрукты и наряду с этим делал ему комплименты. Однажды пророк сказал: «Захир – наша пустыня, а мы его город».

4) Пророк Мухаммад (мир ему) запрещал стыдить инвалидов за их физические изъяны

Пророк предостерегал сподвижников смотреть долго на инвалида и исследовать его изъяны. Это считается плохом тоном в исламе. Он учил им помогать, а не обсуждать их, проявлять к ним милость и заботу, а не стыдить их.

5) Пророк Мухаммад (мир ему) призывал помогать людям с ограниченными возможностями.

На ряду с тем, что Пророк Мухаммад (мир ему) обращался к людям с ограниченными возможностями как с равными членами общества, наделял их важными обязанностями, он все же брал во внимание особенности их здоровья, и призывал людей оказывать им помощь.

Вы узнаете

Как прошли детство и юность Пророка Мухаммада

Какие качества были свойственны Мухаммаду

Какой была семья Пророка

Основные понятия

Посланник Бога Пророк Иудеи Христиане

Детство и юность Мухаммада. В 570 году в Мекке родился мальчик, и дед назвал его Мухаммадом, что в переводе с арабского означает «похвальный». Кем станет этот ребенок?

Свидетельство веры в исламе имеет такой смысл: «Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммад – Пророк и Посланник Аллаха».

Итак, Мухаммад явился Посланником Бога и Пророком. Но, как у всякого человека, у него были родители, он любил и был любимым, радовался и огорчался.

Его отец Абдаллах умер еще до рождения сына, а мамы Амины не стало, когда ребенку было всего шесть лет. Мухаммаду выпала горькая участь сироты, и с раннего он детства он узнал, что такое страдания и лишения, голод и горе.

Обычно курайшиты маленьких детей отдавали на воспитание в семьи бедуинов, живших в пустыне. Там малыши питались свежим верблюжьим и козьим молоком, спелыми финиками, дышали чистым воздухом, учились говорить на правильном арабском языке и быстро подрастали. А для самих бедуинов такая работа была тоже выгодна, ведь богатые мекканцы щедро платили за своих детей. Поначалу никто из бедуинов не хотел брать маленького Мухаммада, ведь у него не было отца и за его содержание могли не заплатить. И только одна женщина по имени Халима взяла малыша в свою семью. Здесь Мухаммада никто не обижал, и он прожил в этой семье пять лет.

Мусульманское предание сообщает, что уже в детстве Мухаммад отличался от всех остальных детей. Над ним склонялись ветви деревьев, а небесное облачко всегда охраняло его от жгучего солнца. Тогда же с ним произошло еще одно чудесное событие. Однажды Мухаммад играл возле бедуинской палатки с другими мальчиками. Вдруг к нему подошли двое мужчин в белом, положили его на спину, вынули сердце и удалили из него черный сгусток, а потом омыли его чистой водой из золотого сосуда ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ. Это были ангелы, которые очистили сердце Мухаммада от всего дурного. Через несколько минут он встал целый и невредимый. Напуганная случившимся Халима возвратила ребенка матери Амине. Но мама пророка вскоре скончалась, оставив мальчика в шесть лет полным сиротой.

Внука взял к себе его дед Абд-аль-Мутталиб. Он очень любил его и рассказывал много историй об арабах и других народах, о пророках, об идолах и богах, о разных религиях. Перед кончиной дед поручил заботиться о Мухаммаде одному из своих сыновей Абу Талибу. Тот относился к Мухаммаду как к родному сыну и был его покровителем всю свою жизнь.

В двенадцать лет Мухаммад вместе со своим дядей Абу Талибом отправился в первую торговую поездку. Их путь проходил через пустыни и горы, разные поселения и города. Здесь им встретился христианский монах, который сразу же узнал в Мухаммаде пророка, чье пришествие было предсказано в Писаниях иудеев и христиан. В подтверждение своих слов он указал дяде на «печать пророчества» - родимое пятно у плеча мальчика.

В ранней юности Мухаммад за небольшую плату пас овец для жителей Мекки, нанимался погонщиком верблюдов, выполнял торговые поручения купцов. Он рос, мужал, не боялся никакой работы, всегда был честен и порядочен, и за это его прозвали «верный».

Когда ему исполнилось двадцать пять лет, знатная женщина Хадиджа взяла его к себе на службу отвозить товары в другие города. Благодаря честности и сноровке Мухаммада Хадиджа получила большую прибыль. Новый работник был сообразительным и честным. Она сразу же полюбила молодого и красивого юношу, хотя он и был беден. Сама Хадиджа была вдовой, но была богата, умна и решительна. Мухаммад искренне полюбил Хадиджу, на всю жизнь она стала для него самой прекрасной женщиной. Она была заботливой и верной, разделяла его радости и тревоги, поддерживала в трудную минуту.

Вскоре состоялась их свадьба. У них родились четыре дочери: Зейнаб, Рукайя, Умм Кульсум, Фатима. Два их сына умерли в младенчестве, а все многочисленные потомки Пророка Мухаммада пошли от Фатимы. Отсутствие сыновей приносило Мухаммаду страдания, но он нежно любил своих дочерей и заботился о них.

Однажды в Мекке случилась страшная засуха, и многие семьи голодали. Труднее всего приходилось многодетной семье Абу Талиба. Тогда на помощь своему дяде пришел Мухаммад. Он взял одного из его сыновей семилетнего Али в свою семью и полюбил как родного сына. В это же трудное время в доме Мухаммада появился молодой юноша по имени Зайд. Его купили как раба, но Мухаммад освободил и усыновил его. Али и Зайд стали Мухаммаду сыновьями.

Вопросы и задания

Когда родился Пророк Мухаммад?

Каким был Мухаммад в молодости?

Вспоминаем имена

Посланник Божий, основатель ислама - …

Дед Мухаммада - …

Отец Мухаммада - …

Мать Мухаммада - …

Кормилица и воспитательница - …

Первая жена Мухаммада - …

Абу Талиб - …

Али и Зайд – …

Начало пророчества

Вы узнаете

Как Мухаммаду впервые было послано откровение Аллаха

Как Пророк стал призывать к новой вере

Как началось распространение ислама

Основные понятия

Коран Ангел Божественные откровения Язычники

Первое откровение. Когда Мухаммаду исполнилось сорок лет, он стал стремиться к уединению. Набрав с собой запасы пищи и воды, он отправлялся в пещеру недалеко от Мекки. Здесь он подолгу размышлял о жизни своих соплеменников. Ему не давало покоя то, что в мире вокруг него царили несправедливость и обман, неравенство людей. Беспокоили распущенность и порочность его соплеменников. Мухаммад искал Бога, который дал бы ему ответ на мучившие его вопросы. Он стремился найти истину.

Наконец в месяце рамадан 610 г. Мухаммад в очередной раз уединился в пещере. В один из дней перед ним предстал ангел Джибрил и сказал ему: «Читай!». Но Мухаммад ответил: «Я не умею читать». Ангел во второй раз приказал ему: «Читай!». И снова Мухаммад ответил: «Я не умею читать». Ангел в третий раз повелел ему: «Читай!», и Мухаммад спросил его: «Что же читать мне?» И тогда Джибрил произнес: «Читай во имя Господа, Который сотворил все сущее. Читай, ведь твой Господь – самый великодушный…» Так говорит Коран.Это были первые слова Аллаха, посланные свыше Мухаммаду.

Когда Пророк возвращался домой из пещеры, небесный голос обратился к Нему: «О Мухаммад! Ты – посланник Аллаха». Потрясенный случившимся и весь дрожа, Мухаммад вошел в дом и рассказал Хадидже о том, что с ним произошло. Он боялся, что какие-то злые чары околдовали его и хотят погубить.

Хадиджа стала утешать его: «Не беспокойся, ты никогда не испытаешь позора. Ведь ты добр и справедлив, поддерживаешь родных, помогаешь слабым и делишься с бедными. Ты гостеприимен и всем помогаешь!» Затем они пошли к ее двоюродному брату, глубокому старцу, христианину. Он все объяснил Мухаммаду:

– Ты станешь Пророком. К тебе явился ангел Джибрил, который приходил раньше и к Моисею. Тебя будут обвинять во лжи, притеснять, изгонять тебя и воевать с тобой, потому что люди не любят тех, кто стремится к справедливости и истине.

Так и случилось позднее…

Первые мусульмане. Страх скоро покинул сердце Мухаммада, а божественные откровения возобновились. Так, постепенно Мухаммаду была открыта новая вера и религия - ислам. Он стал призывать к исламу своих родных и близких. Первыми мусульманами стали его жена Хадиджа, его приемные сыновья Али и Зайд, а также его друг Абу Бакр.

Но поначалу число сторонников Пророка и его новой веры было невелико. Еще 3 года Мухаммаду пришлось тайно призывать к вере в Аллаха.

– Почему же не хотели поверить Пророку люди?

Ислам отвергал веру в идолов. Богатая городская знать и вожди племен очень не хотели делиться со всеми своими богатствами и особыми правами. Они выступали против новой религии и хотели сохранить старые порядки, а люди к тому же привыкли поклоняться идолам.

Кроме того, Пророк Мухаммад не был богат и не имел сыновей, и, по мнению арабов, не мог стать вождем и встать в один ряд со знатными людьми.

Открытая проповедь в Мекке.

Наконец, пришло время открыто выступить с призывом к исламу. Созвав мекканцев на общее собрание, Мухаммад говорил о новой вере, о Всемогущем Аллахе, его милосердии, о страшном суде над грешниками, бессмертии, о том, что он является Посланником Бога и Пророком. Он призывал относиться с братской любовью друг к другу, быть сердечным и искренним, перестать враждовать, отказаться от жестокости.

Но мекканцы в большинстве своем не верили речам Пророка. Курейшиты смеялись и издевались над малочисленными мусульманами, распространяли лживые рассказы о Пророке и искажали смысл его речей. Но насмешки и враждебные поступки соплеменников не сломили волю Мухаммада. Он ходил повсюду, где собирались люди, и призывал их к вере в Аллаха. Постепенно вокруг Мухаммада сплотилась группа арабов, разделявших его взгляды. Среди них были знатные люди, и мелкие торговцы, едва сводившие концы с концами, и женщины, и рабы.

Так как мекканцы продолжали относиться к мусульманам враждебно, пришлось мусульманам перебраться в соседнюю страну Эфиопию, где правителем был христианин. Мусульмане так рассказали ему об исламе: «О Царь! Раньше мы были невежественны, поклонялись идолам, враждовали со своими соседями, сильные обижали слабых. Но пришел к нам человек – Посланник Аллаха, известной своей честностью, добродетельностью и правдивостью. Он призвал людей к поклонению Единому Аллаху. Кроме того, он велел нам быть правдивыми, поддерживать родственные связи, жить в мире и дружбе, отказаться от кровопролития. Запретил обманывать, отбирать чужое имущество. Мы поверили ему и приняли его веру, которую он принес от Аллаха».

Выслушав их, правитель Эфиопии ответил: «Ступайте и чувствуйте себя в моей стране в безопасности. Я не причиню никому из вас вреда».

Мухаммад в это время оставался в Мекке, продолжая призывать к исламу. Силы мусульман постепенно возрастали. Но в это время на Пророка обрушились новые беды. Умер его дядя и покровитель Абу Талиб, а вскоре скончалась и Хадиджа - жена, верный и преданный друг. Тот 619 год получил название года скорби.

Вопросы и задания

Почему пророчество Мухаммада не было принято мекканцами?

От каких людских пороков призывал Мухаммад избавиться?

Какими должны быть люди, их поступки, их отношения друг с другом?

Какие мучения за веру в Аллаха обрушились на Мухаммада и его сторонников?

Все Пророки, начиная от праотца человечества Адама (алейхиссалям) и кончая печатью Пророков Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям), призывали людей признать одни и те религиозные воззрения. Это, прежде всего, уверовать в единственность Аллаха и не признавать, кроме Него, никакой другой силы. В Исламе это называется тавхидом . В Коране об этом говорится следующее:

وَمَا أَرْسَلْنَا مِن قَبْلِكَ مِن رَّسُولٍ اِلاَّ نُوحِي إِلَيْهِ أَنَّهُ لاَ إِلَهَ

اِلاَّ أَنَا فَاعْبُدُونِ

«Мы не посылали до тебя ни одного посланника без того, чтобы не внушить ему: «Нет бога, кроме Меня. Так поклоняйтесь же Мне».

До появления Ислама жители Аравийского полуострова верили в Аллаха, но они стали многобожниками, так как наряду с Господом стали поклоняться и другим богам. Тем самым они впали в сильное заблуждение. И объяснялось поведение арабов тем, что они подобным образом намеревались достичь близости к Аллаху, верили, что другие боги будут за них заступаться. Всемогущий Творец в Коране обращает наше внимание именно на эти обстоятельства, так как признаки многобожников и идолопоклонников были таковы:

«Если ты их спросишь: «Кто создал небеса и землю, подчинил своей власти солнце и луну?» - они непременно ответят: «Аллах». Но сколь же отвратились они [от веры в Единого Бога, после того как признали его]».

«О да! Искренняя вера [может быть] только в Аллаха. А те, которые признали других покровителей кроме Него, [утверждали]: «Мы поклоняемся им только ради того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно больше». Аллах рассудит их в том, в чем они противоречат [друг другу]. Воистину, Аллах не наставит на прямой путь лжецов и неверных».

«Аллах сказал: «Не поклоняйтесь двум богам, ибо Он - Бог Единый. И Меня только бойтесь».

В этих аятах Господь требует от людей того, чтобы они полностью избавились от всех ошибочных воззрений и исповедовали правильную и истинную религию. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) был послан Пророком к самым невежественным племенам Аравии, и миссия его заключалась в борьбе с неправильными представлениями. Кроме того, он должен был обучить людей истиной религии и научить правильному вероучению.

Тавхид – это произношение свидетельства веры «Ля иляха илля Аллах» (нет Бога, кроме Аллаха) и жизнь с глубоким осознанием единственности Творца. Но, прежде всего, нужно помочь людям избавиться от ошибочных воззрений. Первое, что мы говорим при произношении свидетельства веры – это «Ля», то есть отрицание, а это и есть первоначальное условие для постижения истинного тавхида. Поэтому Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) начал свою миссию с этого. И как только «уничтожил» всех божков, идолов и помог людям «выкинуть» их из сердец и душ, он постепенно начал «проращивать семена» «илля Аллаха».

Основа тавхида наглядно выражена в суре «Ихляс». Эта сура имеет еще название «сура Тавхида».

«Скажи: «Он – Аллах - Един; Извечен Аллах один, Ему чужды любые нужды, мы же нуждаемся лишь в Нем. Он не рождает и Сам не рожден. Неподражаем Он и не сравним (ни с чем, что наше виденье объять способно или земное знанье может охватить)»

В другой суре уже подробно разъясняется вероучение Ислама:

«Скажи: «Кто Властелин небес и Властелин земли?»
(В ответ) скажи: «Аллах!»

« Он - творец небес и земли! Как может быть у Него ребенок, если у Него не было супруги, [если] Он сотворил все сущее и сведущ обо всем сущем»?

«Это Аллах, Господь ваш. Нет Бога, кроме Него - творца всего сущего. Так поклоняйтесь же Ему, ибо Он - властитель над всем сущим».

В следующем аяте утверждается, что только Он является единственным Владыкой необъятной Вселенной.

«И, истинно, Аллах щепит (для израстания побега) и зернышко (любого злака), и косточку (от плода финиковой пальмы). Он извлекает жизнь из мертвой (плоти), из глубины живого вызывает смерть. Таков Аллах! И как же безрассудны вы, (что в стороне от Истины Его стоите)! Он рассекает (небо) утренней зарею и для покоя назначает ночь, а солнцу и луне - счет времени вести. Сие - установление Того, Кто мудр и могуч безмерно. Он - Тот, Кто звезды разместил (для ваших нужд), чтобы указывать вам путь, когда на сушу иль на море мрак (нисходит). Так разъясняем Мы знамения Свои для тех, в ком знание живет. Он - Тот, Кто из одной души взрастил вас, вас изначально поместив во чреслах мужа, потом - в сохранном чреве у его жены. Так разъясняем Мы знамения Свои для тех, кто обладает разуменьем. Он - Тот, Кто вам низводит воду с неба»

Как следует из содержания вышеизложенных аятов, Всемогущий Аллах акцентирует внимание на Своем безграничном могуществе.

Наряду с этим, не стоит забывать, что вера в Пророков, передающих людям Божественные послания, также является одним из основных положений религии, ибо вторая часть шахады (свидетельства веры) состоит из слов «Мухаммад Расулюллах» (Мухаммад – Посланник Аллаха). Еще одна важная особенность, которая неоднократно подчеркивается в Коране, – это вера в пророчество Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям).

Но кроме этого, в различных аятах Корана сообщается и о других основах веры. Это вера в Пророков, в Божественные книги, в ангелов, вера в предопределение и вера в Конец света.

В течение двадцати трех лет Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) неустанно передавал божественные откровения и обучал людей основам веры. И самое примечательное заключается в том, что все его сподвижники без всяких сомнений доверяли ему, верили в его избранность и непогрешимость. Ведь всем известно, что очень сложно избавиться от убеждений и взглядов, привитых с детства. Тяжело избавиться от обычаев и традиций, от привычек и манер, культуры и образа жизни.

Известно, что Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) делал довольно-таки серьезные замечания некоторым сподвижникам, которые не могли сразу понять суть Ислама – учение тавхида, или же не могли расстаться с некоторыми старыми воззрениями. Примером являются отдельные эпизоды, случившиеся еще во время жизни Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). Во время похода на Хунайн мусульмане встретили дерево под названием «Зати анват». Язычники придавали особые качества этому дереву и считали его священным. Поэтому они всегда вешали свое оружие на ветви этого дерева. Часть из сподвижников обратились к Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) с просьбой:

– О Посланник Аллаха! Вы не могли бы выбрать для нас дерево, чтобы и мы, как язычники, могли вешать на него свое снаряжение?

Услышав эту просьбу, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) воскликнул:

– Субханаллах! Это очень похоже на просьбу евреев, с которой они обратились к Пророку Моисею: «Муса, ты Бога нам построй, подобного тому, которым обладают эти люди!» Клянусь Аллахом, в воле которого находится моя душа, своим поведением вы показываете, что вы все еще следуете по стопам народа, жившего очень давно.

– О Посланник Аллаха! Ты достоин того, чтобы тебе поклоняться!

Однако Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) резко одернул его:

– Ни в коем случае не вздумайте это делать!

Как рассказывает Джубайр бин Мут ’ им (радыйаллаху анху), однажды к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) пришел некий бедуин и высказал следующую просьбу:

– О Посланник Аллаха! Наш народ попал в тяжелое положение и испытывает крайнюю нужду. Погибло много людей. Пали животные. Помолись за нас Аллаху, чтобы он послал на нас дождь. Мы просим твоего заступничества перед Аллахом и просим заступничества Аллаха перед тобой!

В ответ Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) возмущено воскликнул:

– Горе тебе! Ты хоть понимаешь смысл того, о чем ты просишь сейчас? Субханаллах!

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) так часто повторял слово «Субханаллах», что все присутствовавшие здесь сподвижники встревожились. Затем он сказал бедуину:

– Горе тебе! Запомни, никогда Аллаха не делают заступником перед обыкновенным смертным! Ибо Он превыше всего!

Слова бедуина «Мы просим заступничества Аллаха перед тобой» являются ошибочными с точки зрения исламского вероучения. Обычно шафаат (заступничество) используют в качестве средства для обретения милости Аллаха. Чтобы достичь Его милости, можно просить ради Пророков, но чтобы заслужить милость Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), ни в коем случае нельзя просить об этом Господа. Так как это в корне противоречит учению Ислама. Ни одно творение не может быть выше и могущественнее Аллаха, поэтому об использовании Бога как заступника перед кем-либо не может быть и речи. В истории человечества не известно ни одного факта, чтобы кто-либо из Пророков утверждал об этом. Они все говорили одно: «Мы обыкновенные смертные, и наша задача заключается лишь в передаче Божественных посланий». Об этом в Коране сообщается следующее:

«Не подобает человеку, которому Аллах дал Книгу, мудрость и пророчество назначил, (с призывом) к людям обращаться: «Вы поклоняйтесь мне вместо Аллаха!» Напротив! (должен он сказать): «Вы будьте преданными Аллаху. Ведь учите (других) вы этой Книге и Истину ее стараетесь постичь».

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), прежде всего, старался очистить общество от различного рода заблуждений. Обеспокоенный этим, он просил Господа проклясть тех иудеев и христиан, которые сделали могилы Пророков местами для поклонений. Даже в отношении себя он просил сподвижников не переходить границы и не возвышать его чрезмерно.

Известно и другое предупреждение Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), которое он сделал в отношении эфиопских христиан:

«Когда у них умирал один из праведников, над его могилой они обычно возводили церковь и на стенах ее рисовали портреты святого угодника. В Судный День эти люди понесут самое тяжелое наказание».

С другой стороны, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) изменил имена некоторых сподвижников по той причине, что они напоминали языческие верования и обычаи. Например: имена Абдульузза (раб Уззы) и Абдушшамс (раб Солнца) он заменил именами Абдуллах (раб Аллаха) и Абдуррахман (раб Милосердного). Женское имя Асия (идущая против законов) заменил на имя Джамиля (красивая).

Наряду с этим, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) выбросил некоторые слова, противоречащие учению Ислама, из тех заклинаний, которые использовались во времена джахилиии, и разрешил сподвижникам использовать их для излечения некоторых заболеваний. Авф бин Малик (радыйаллаху анху) рассказывал следующее:

– До принятия Ислама мы читали над больными специальные заклинания. Однажды Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) попросил нас:

Покажите мне эти заклинания! Если в них не содержатся еретические высказывания, то их можно использовать.

Умайр (радыйаллаху анху) рассказал следующую историю:

«Как-то я прочитал перед Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям) заклинание, которое обычно использовал для лечения психических больных. Он приказал мне выкинуть из текста некоторые выражения. Оставшуюся часть повелел сохранить, то есть разрешил ее использовать для лечения больных».

Рукия - лечение больных с помощью определенных заклинаний и молитв. Согласно вероучению Ислама, заклинаниями можно лечить людей, но при условии: в них не должны содержаться слова, придающие сотоварищей Аллаху и сеющие сомнения в могуществе Господа. Впоследствии некоторые аяты Корана и отдельные заклинания стали использовать от сглаза и для оберега от злых людей и духов. Как упоминается в одной из книг, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) увидел в доме своей супруги Уммы Салямы пожелтевшую девочку и повелел окружающим:

«Эту девочку сглазили. Поэтому прочитайте над ней что-нибудь!»

В другом сообщении говорится о том, что Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) одобрял чтение суры «Фатиха» над больными.

Однако хотелось бы заметить, что при использовании любых методов лечения, пусть это будут лекарства, пусть чтение заклинаний, никогда не стоит забывать о том, что излечение и спасение зависит только от воли Всевышнего Аллаха. Порой мы, забывая об этом, говорим, что помогло то или иное средство, думать так является грубой ошибкой. К большому сожалению, в наши дни многие люди, оставив наставления Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), больше склоняются к тем методам лечения, которые использовались до распространения Ислама. Особенно в наши дни многие люди идут к разного рода целителям и знахарям, считая их великими волшебниками, обладающими силой излечивать любые болезни и даже приносить счастье и удачу. Но ведь многие из них являются обыкновенными шарлатанами, преследующими только корыстные цели и не брезгующие наживаться на чужом горе. Очевидно одно: воспользовавшись невежеством людей и отсутствием элементарных познаний в религиозных вопросах, эти «разбойники с большой дороги» стараются превратить светлый путь Ислама в источник наживы. Есть только одно действенное средство спасения от этой напасти - это постоянное изучение религиозных положений и предписаний, изучение основ вероучения Ислама.

Как сообщает Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), на свете есть семь смертных грехов, которые в социальном, нравственном и психологическом плане ведут общество к развалу и разочарованию, сеют вражду и ненависть. Первый из них – это придание сотоварищей Аллаху, а второй – колдовство. Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

– Избегайте семи смертных грехов!

Сподвижники спросили:

– О Посланник Аллаха! А что это за грехи?

В ответ Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) изложил следующие пункты:

– Придача Аллаху сотоварищей, занятия колдовством, убийство невинного человека, занятие ростовщичеством, пользование имуществом сироты (обманом или не праву), самовольное оставление поля боя и обвинение целомудренной женщины в прелюбодеянии.

Как следует из этого хадиса, занятия колдовством, даже хождение к колдуну в Исламе считаются запретными действиями. И если кто-то считает, что его околдовали или же наслали порчу, вместо похода к какому-либо шарлатану пусть лучше воздает молитвы Аллаху, как можно больше раздает милостыни и совершает другие благочестивые деяния. Разумеется, если есть кто-либо из ученых людей, известный своим праведным поведением и глубокими религиозными знаниями, то можно обратиться к нему за помощью.

Также Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) стремился искоренить еще одну разновидность ошибочных воззрений - веру в то, что некоторые люди обладают способностью располагать сведениями о неизвестном или же ведать о будущем. Поэтому, согласно мнению ученых, верить предсказателям и вещателям, ходить к ним за помощью является одной из причин, которые вводят человека в пропасть заблуждений и даже в неверие. Как говорил Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям):

«Если кто-либо пойдет к предсказателю или же гадалке и поверит в то, что они сказали, своим действием он покажет, что отвергает ниспосланное мне (Коран)».

Благородная супруга Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) Айша (радыйаллаху анха) рассказывала следующее:

«Некоторые люди приходили к Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) и спрашивали о предсказаниях гадалок. Он отвечал:

– Все, что они сообщают, является ложью!

Однако они возражали:

– О Посланник Аллаха! Но порой утверждения гадалок оказываются правдой и действительно сбываются.

На что Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) отвечал:

– Сведения, которые оказываются правдивыми, джинны воруют у ангелов и передают своим друзьям-гадалкам. А они, в свою очередь, к одному правдивому слову подмешивают сто ложных (и преподносят людям).

В данном случае, как мы видим, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) в первую очередь делает ударение на ложности сведений, преподносимых гадалками, но в тоже время отмечает, что они порой говорят правду. Кроме того, о воровстве некоторых сведений джиннами и демонами сообщается в Коране. Также в Коране говорится, что после распространения Ислама на планете все пути для воровства скрытых от людей знаний давно перекрыты. Всемогущий Аллах повелевает следующее:

«Поистине, Мы небеса, ближайшие к земле, покрыли украшением из звезд (для красоты), а также для охраны от всякого мятежного шайтана, чтобы к Верховному Собранию (святых) прислушиваться не могли они, и были изгнаны со всех сторон, отогнаны и преданы мучительному наказанью. Помимо тех, кто крадучись урвет что-либо, и их преследует пылающий огнем слепящий светоч (падающих звезд)».

Ученые-толкователи Корана, объясняя значение этих аятов, утверждали, что джинны и шайтаны похищали сведения с небес еще до возложения на Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) миссии пророчества. Но после того как он стал Пророком, доступ к сокровенным знаниям будущего был перекрыт. Именно поэтому Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил, что все сведения, сообщаемые обычно гадалками и прорицателями, недостоверны и основаны на догадках и измышлениях.

В случае, который передал ибн Аббас (радыйаллаху анхума), тема, о которой идет речь, раскрыта следующим образом:

«Раньше джинны поднимались на небеса и слушали Божественные откровения. И стоило им услышать хоть одно слово, как они добавляли к нему еще девяносто девять слов. Одно слово было истинно, а остальные ложны. И когда Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) был избран Пророком, волей Аллаха при приближении джиннов и шайтанов к небесной сфере их стали обстреливать горящие уголья. Об этом они сообщили шайтану, так как раньше джинны не встречали какие-либо препятствия. Шайтан сказал демонам:

– Это случилось не просто так. Следовательно, на земле произошло какое-то знаменательное событие!

Затем он послал на землю своих слуг, которые наткнулись на Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) в тот момент, когда он в Мекке между двух гор совершал намаз. Джинны сразу вернулись к Иблису и сообщили об увиденном. Он заявил:

– Именно это и есть то знаменательное событие, которое произошло на земле.

Видимо, смысл запрета на занятия колдовством и гаданием религиозными предписаниями Ислама объясняется тем, что такое священное творение, коим является человек, воспользовавшись данной ему Аллахом свободой воли, начинает заниматься никчемными и вредными занятиями. А ведь человек сам волен выбирать свою судьбу и, как следствие этого выбора, наказание или награду заслуживает собственными деяниями. Кроме того, запретом на подобные занятия преграждается путь для использования доверчивости и невежества людей в корыстных целях. То есть, этот запрет защищает права и достоинства людей, из-за собственной глупости попадающих в сети доморощенных астрологов и предсказателей, которые, если судить по их словам, могут даже менять судьбы и приносить счастье.

С другой стороны, объясняя виды религиозных заблуждений и опираясь на аят Корана «Вы в равные Ему других богов не измышляйте», наши ученые говорят, что, наряду с открытым ширком существует и скрытый ширк. При скрытом виде ширка люди поклоняются не идолам и изображениям, а считают некоторые существа равными Богу, или же наделяют кого-либо Божественными качествами и свойствами. При этом виде ширка, как бы люди не поклонялись Аллаху, в любой момент существует опасность обожествить некое существо. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) предупреждал своих сподвижников о такой вероятности.

Зайд бин Халид аль-Джухани (радыйаллаху анху) рассказал следующую историю:

«Во время похода в Худайбию ночью пошел дождь. Утром Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сам руководил утренним намазом. После окончания намаза Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), повернувшись к сподвижникам , сказал:

– Знаете ли вы, что повелел Господь?

Присутствующие ответили:

– Аллах и его Посланник знают лучше!

Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) на это сказал:

– Всевышний Аллах повелел следующее: «Из-за выпавшего дождя некоторые из Моих рабов поверили Мне, a некоторые впали в безверие. Те, кто сказал: «В эту ночь, благодаря милости Аллаха, пошел дождь», – поверили Мне. Ну а те, кто сказал: «Ввиду благоприятного расположения звезд ночью выпал дождь», – впали в куфр (безверие) так как уверовали в небесные светила. Из-за выпавшего дождя некоторые уверовали, другие стали неверными».

Как указывается в хадисах, все события, которые происходят во Вселенной, происходят по воле Аллаха. Поэтому все природные явления (дождь, снег, холод, лето, жара и т.п.) нужно считать волеизъявлением Господа. Но, к большому сожалению, стоит произойти какому-либо событию или же вдруг с кем-то случается неприятность, как люди, по своему невежеству, считают причиной совершившегося другие, бренные и земные существа. Например, порой некоторые люди говорят: «О, друг! Я должен тебе за спасение моей жизни!» или же «Если этого пожелает Аллах и ты!». Бывает, что после выздоровления иные люди говорят: «Если бы не этот доктор, то я бы давно был на том свете!» Все эти высказывания представляют собой виды ширка, и если человек поверит в это всем сердцем и возведет в ранг некой системы убеждений, то это может привести к неверию. Ибн Аббас, рассказывая о скрытом ширке, отмечал, что «этот ширк незаметнее следа муравья, который ползет глубокой ночью по черному камню».

Кроме того, иногда люди, запутавшись в различных проблемах и оказавшись в омуте жизненных испытаний, начинают привязывать лоскутки на деревья, скалы или же в местах захоронений святых праведников. Некоторые зажигают свечи или же приносят в жертву животных. Все это является видами ширка, который есть самый страшный грех.

Поклонения и благородные поступки, совершаемые с целью показухи, тоже относят к видам скрытого ширка, ибо Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) считал поклонение, совершаемое более тщательно и добросовестно, когда это видят люди, проявлением скрытого ширка.

Следующий хадис Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) обращает внимание людей именно на это обстоятельство.

«Меня больше всего беспокоит поведение моих последователей, которые в будущем станут придавать сотоварищей Аллаху. Этим я вовсе не имею в виду, что они будут поклоняться солнцу, луне или идолам. Я опасаюсь, что правоверные станут совершать добрые деяния не ради Аллаха, а для того, чтобы привлечь к себе внимание людей».

В День Суда такие люди останутся наедине со своими деяниями и не получат никакой пользы от своих поступков. Однажды Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) своим сподвижникам сказал следующее:

– Больше всего я опасаюсь, что вы начнете впадать в малый ширк.

Удивленные сподвижники спросили:

– О Посланник Аллаха! А как понять «малый ширк»?

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) дал следующий ответ:

– Малый ширк – это рия. Когда в Судный День каждому будет воздано по заслугам, тому, кто совершал рия, Аллах прикажет: «Иди к тем, ради которых ты совершал определенные поступки. Возможно, ты получишь у них награду за свои дела?».

В связи с нашей темой нам хотелось бы привести еще один хадис Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям).

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) рассказал следующее:

«В Судный День первым, кого призовут для ответа, будет тот, кто был убит в сражении. Когда он предстанет перед Аллахом, ему напомнят данные при жизни блага, и он признает их. Аллах спросит:

– Что ты сделал с ними?

–Я сражался на Твоем пути и пал шахидом.

Аллах ответит:

–Ты лжешь. Ты сражался не ради Меня. Ты сражался, чтобы люди считали тебя храбрецом и называли им.

И по приказу Аллаха его, волоча, потащат в ад.

Одним из первых, кого в Судный День призовут к ответу, будет тот, кто учил Коран, постигал различные науки и обучал других. Аллах и ему напомнит о благах, данных при жизни, и он их признает. Затем Аллах спросит:

– Как ты использовал знания?

» (Рияд ас-Салихин 183/3; 245/2; Сахих аль-Бухари 13).

Ему же принадлежит высказывание: «Тому, кто поможет своему брату по вере в трудный момент, Аллах поможет в Судный День, ибо Аллах всегда помогает человеку до тех пор, пока он помогает другим » .

Приветствовать других людей – означает распространять мир

Лгать или нарушать обещание является проявлением лицемерия

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, у кого есть четыре качества, является полным лицемером, и у кого будет одно из этих качеств, тот будет иметь одно качество лицемера до тех пор, пока не избавится от него: 1. Когда ему доверяют, он предаёт доверие . 2. Когда он говорит, то лжёт . 3. Когда он заключает договор, то нарушает его . 4. Когда он спорит , то бывает вероломным » .

Пророк ﷺ призывал к умеренности и рациональному мышлению

Он призывал к умеренному образу жизни и рациональному мышлению. Сообщается, что трое мужчин пришли к его дому, чтобы спросить у него о том, как он совершает поклонение Аллаху . Пророка ﷺ не было дома, и его жена поговорила с ними. Из беседы с ней они поняли, что Посланник Аллаха ﷺ не поклонялся так много, как они того ожидали от Пророка ﷺ . В соответствии с их пониманием, они полагали, что набожный человек должен провести жизнь в безбрачии . Также они полагали, что кроме ежедневных пяти молитв , каждую ночь следует проводить, совершая молитву и ﷺ призывал к поддержанию правильного баланса духовного и физического. Тело и душа должны быть равнозначно удовлетворены в рамках дозволенных способов.

Пророк ﷺ призывал использовать религию для того, чтобы улучшить и облегчить жизнь , а не для того, чтобы усложнять её. Также он призывал людей следить за своим телом и быть умеренными в употреблении пищи . (Это является частью из наставлений Пророка ﷺ о том, что желудок должен быть заполнен на две трети: одну треть желудка следует заполнить едой, вторую жидкостью и третью сохранить пустой для дыхания .)

Пророк ﷺ был противником насилия

Посланник Аллаха ﷺ никогда не прибегал к насилию как средству доведения до людей слова Аллаха и никому не навязывал религию. Хотя он

Пророк Мухаммад ﷺ уважал мнение других людей. Всякий раз, когда Пророк ﷺ давал своим сподвижникам указания, которые могли быть поняты по-разному, он одобрял все принятые ими решения (при условии, что это решение было в рамках исламского закона).

Когда в адрес Амра бин Аса прозвучала критика в связи с тем, что он руководил молитвой без омовения , Посланник Аллаха ﷺ выслушал его и одобрил его решение. Амр пояснил, что в ту ночь было холодно, и он боялся сделать омовение , полагая, что может заболеть.

Анас бин Малик (да будет доволен им Аллах) сказал, что он служил Пророку Мухаммаду ﷺ в течение десяти лет и Пророк ﷺ ни разу не спросил его, почему ты поступил так и почему не поступил иначе.

Взято из книги «Мухаммад – Человек, Лидер и Посланник Аллаха »

Новое на сайте

>

Самое популярное