Домой Гороскоп на неделю План - конспект занятия "Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Потребности, способности и интересы". Личность как социальное качество человека

План - конспект занятия "Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Потребности, способности и интересы". Личность как социальное качество человека


Семинар № 1

Тема: «Введение. Философские представления о социальных качествах человека».


  1. Система современных наук и методы научного познания

  2. Человек, индивид, личность

  3. Деятельность, ее структура и виды

  4. Потребности, способности, интересы

  5. Социальное поведение. Ценности. Цель и смысл человеческой жизни
Домашнее задание:

  1. Обществознание 10 класс: учеб.для общеобразоват.учреждений:базовый уровень[Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И.Городецкая и др]; под ред.Л.Н.Боголюбова; Рос.акад.наук, Рос.акад.образования, изд-во «Просвещение».-7-е изд.-М.: Просвещение, 2011. §3, § 5, § 7, стр.67-72.

  2. Лекция № 1

  3. Найти определение общенаучных методов познания: наблюдение, эксперимент, анализ, синтез

  4. С помощью учебника (стр.29-30) заполнить таблицу «Философы о смысле жизни»

Семинар № 2

Тема: «Проблема познаваемости мира. Многообразие мира общения»


  1. Познаваем ли мир?

  2. Особенности научного познания. Типы мировоззрения

  3. Структура, функции, уровни общения

  4. Свобода и ответственность личности
Домашнее задание:

  1. Обществознание, 10 класс: учеб. §6 стр.55-61, §7 стр.72-74

  2. Лекция № 2

  3. Устно ответить на вопросы к документу в учебнике на стр.65-66

  4. Письменно с помощью учебника (стр.72-73) заполнить таблицу «Понимание свободы и ответственности личности в разные исторические эпохи»

Семинар № 3

Тема: «Общество как сложная система».


  1. Что такое общество? Сферы общественной жизни.

  2. Общество и природа. Общественный прогресс. Формы общественного развития.

  3. Цивилизация и формация. Типология обществ.

  4. Что такое глобализация? Глобальные проблемы человечества.

  5. Международная террористическая угроза современной цивилизации.

Домашнее задание:


  1. Учебник Обществознание, 10 класс: § 1, 2.

  2. Лекции № 3, 4.

  3. Письменно ответить на 1 и 2 вопросы к документу в учебнике стр.16-17.

  4. Подготовить доклады или презентации о глобальных проблемах человечества.

  5. Из СМИ выбрать примеры международного терроризма.
Семинар № 4

Тема: «Духовная культура личности и общества. Наука и образование в современном мире».


  1. Духовная жизнь общества.

  2. Понятие культуры, ее основные функции и формы.

  3. Особенности молодежной субкультуры.

  4. Наука: виды, функции. Этика науки.

  5. Система образования в РФ. Общие тенденции в развитии образования.

Домашнее задание:


  1. Учебник Обществознание: § 8, 9.

  2. Лекции № 5, 6.

  3. Выполнить задания № 1, 3 на стр.89, задание 2 на стр.99 учебника.

  4. Подготовить сообщение или презентацию о молодежной субкультуре.
Семинар № 5

Тема: «Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры».


  1. Происхождение морали, ее функции.

  2. Нравственные категории.

  3. Религия как часть духовной культуры.

  4. Искусство и духовная жизнь.

  5. Тенденции духовной жизни современной России.

Домашнее задание:


  1. Обществознание, 10 класс: § 10, 11.

  2. Лекция № 7.

  3. Подготовить презентации о мировых религиях (буддизм, христианство, ислам).

  4. С помощью материала учебника (§ 11) сформулировать основные тенденции духовной жизни России.
Семинар № 6

Тема: «Социальная структура общества. Социальные нормы и отклоняющееся поведение».


  1. Виды социальных групп.

  2. Социальная стратификация и социальная мобильность.

  3. Социальный статус и социальная роль.

  4. Виды социальных норм.

  5. Социальный контроль и виды санкций.

  6. Девиантное поведение, его формы, причины.

Домашнее задание:


  1. Учебник Обществознание, 10 класс, § 14, 16.

  2. Лекции § 14, 15.

  3. Записать в тетрадь для семинарских работ по 5 примеров прирожденных и достигаемых статусов, которыми вы обладаете в настоящее время.

  4. Ответить на вопрос № 2 к документу на стр.182 учебника.

Семинар № 7

Тема: «Социальный конфликт. Социальная стратификация современной России».


  1. Основные формы социальных взаимодействий.

  2. Виды, стадии, причины социальных конфликтов.

  3. Роль конфликтов в обществе. Пути разрешения социальных конфликтов.

  4. Социальные процессы в современной России. Социальная структура современного российского общества.

  5. Молодежь как социальная группа. Социальные роли в юношеском возрасте.

Домашнее задание:


  1. Учебник Обществознание 10 класс, § 15 стр. 162-166, § 19 стр. 207-213.

  2. Лекции № 16, 17.

  3. Письменно выполнить задания № 1, 2 на стр.172 учебника.

  4. Подготовить сообщение о молодежной политике в РФ.

Семинар № 8

Тема: «Важнейшие социальные общности и группы».


  1. Виды этнических общностей.

  2. Межнациональные отношения, межнациональные конфликты.

  3. Национальная политика РФ.

  4. Семья, ее основные функции, типы.

  5. Семья и брак.

  6. Современная демографическая ситуация в РФ.

Домашнее задание:


  1. Учебник Обществознание 10 класс, § 17, 18.

  2. Лекции № 18, 19.

  3. Письменно ответить на вопрос № 1 к документу в учебнике на стр.194, на вопрос № 3 к документу на стр.206.

  4. Сравнить статистические данные о продолжительности жизни мужчин и женщин, уровне смертности и рождаемости в Брянской области и в России.

Семинар № 9

Тема: «Политика и власть. Государство как политический институт».


  1. Понятие власти, виды власти.

  2. Политическая деятельность и общество.

  3. Структура политической системы общества.

  4. Признаки государства, его функции.

  5. Теории происхождения государства.

  6. Особенности современных государств.

Домашнее задание:


  1. Учебник Обществознание 10 класс, § 20, 21.

  2. Лекции № 20, 21.

  3. Сделать сравнительный анализ теорий происхождения государства, выделив их достоинства и недостатки.

  4. С помощью СМИ найти информацию о межгосударственной интеграции.

Семинар № 10

Тема: «Форма государства. Личность и государство».


  1. Формы правления, формы территориально-государственного устройства.

  2. Типология политических режимов.

  3. Признаки правового государства.

  4. Сущность политического процесса.

  5. Политическое участие, его типы. Политический статус, политическая роль личности.

  6. Функции, типы политических лидеров.

Домашнее задание:


  1. Учебник Обществознание 10 класс, § 10 стр.234-237, § 22 стр.241-244, § 24 стр. 262-268.

  2. Лекции № 22, 23.

  3. Ответить письменно на вопросы № 1, 3, к документу на стр.240 учебника.

  4. Найдите информацию о причинах и особенностях экстремистских форм политического участия.

Семинар № 11

Тема: «Участники политического процесса».


  1. Характеристика гражданского общества.

  2. Основные компоненты избирательной системы.

  3. Принципы демократических выборов, типы избирательных систем.

  4. Политические партии и движения, их классификация.

  5. Основные политические идеологии.

  6. Роль СМИ в политической жизни общества.

Домашнее задание:


  1. Учебник Обществознание § 22 стр.246-249, § 23 стр. 251-256.

  2. Лекции № 24, 25.

  3. Ответить устно на вопросы № 1, 2 к документу на стр.260-261.

  4. Подготовить сообщение о современных российских политических партиях.

Семинар № 12

Тема: Экономика как наука и хозяйство. Рынок.


  1. Экономика как наука и хозяйство

  2. Главные вопросы экономики. Типы экономических систем.

  3. Разделение труда, специализация обмен. Рациональное поведение потребителя

  4. Рыночный механизм: спрос и предложение. Рыночное равновесие

  5. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция.

Домашнее задание:


  1. Обществознание, 11 класс. § 1, стр.6-9; § 3, стр.29-36; §4, стр.43-45; §11, стр.125-129.

  2. Лекции № 8, 9.

  3. Выполнить задание № 2 на стр.15 учебника (заполнить таблицу «Разделы экономической науки»)

  4. Ответить письменно на вопросы 1, 2, 3 к документу на стр.132-133.
Семинар № 13

Тема: «Роль фирм и государства в экономике».


  1. Издержки производства, прибыль.

  2. Организационно-правовые формы организации бизнеса в РФ, источники финансирования бизнеса.

  3. Основы менеджмента и маркетинга.

  4. Экономические функция государства, механизмы государственного регулирования рыночной экономики.

  5. Государственный бюджет.

  6. Функции, виды налогов.

Домашнее задание:


  1. Учебник Обществознание 11 класс, § 4, стр.45-51, § 5, стр. 53-59, § 6, § 7.

  2. Лекции № 10, 11.

  3. Письменно выполнить задания № 1, 2, 3, 4 на стр.53.
Семинар № 14

Тема: «ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица.»


  1. Основные макроэкономические показатели.

  2. Экономический рост, его типы, фазы экономического цикла.

  3. Рынок труда.

  4. Виды безработицы.

Домашнее задание:


  1. Учебник Обществознание 11 класс, § 1, стр. 10-13, § 2, § 9.

  2. Лекция № 12.

  3. Устно ответить на вопросы к документу на стр. 26-27.

  4. С помощью СМИ найдите данные об уровне безработицы в Брянской области и в России. Сравните эти показатели, сделайте вывод.

Семинар № 15.

Тема: «Деньги, банки, инфляция. Мировая экономика».


  1. Деньги. Банковская система.

  2. Инфляция, ее виды, социальные последствия.

  3. Результаты рыночных реформ в РФ.

  4. Мировая экономика.

Домашнее задание:


  1. Учебник Обществознание 11 класс, § 8, 10.

  2. Лекция № 13.

  3. Подготовить доклад об экономической политике РФ.

  4. С помощью § 10 учебника найти материал о внешнеторговой политике современных государств.

Семинар № 16.

Тема: «Правовое регулирование общественных отношений».


  1. Понимание права. Признаки, функции права

  2. Правовые и моральные нормы

  3. Система права

  4. Понятие, виды форм права

  5. Виды, действие нормативно-правовых актов. Порядок принятия и вступления в силу законов РФ

  6. Правоотношения и правонарушения

Домашнее задание:


  1. Учебник «Обществознание. 10 класс», §25, 26, 27

  2. Лекции № 26, 27

  3. Ответить письменно на вопросы № 5, 6 к документу на стр.282 и на вопрос № 2 к документу на стр.294

  4. Устно выполнить задание № 4 на стр.305 учебника
Семинар № 17.

Тема: «Основы конституционного права».


  1. Основы конституционного строя РФ. Система государственных органов РФ

  2. Правоохранительные органы РФ. Судебная система РФ

  3. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ

  4. Экологические права человека

  5. Воинская обязанность гражданина в РФ

  6. Права и обязанности налогоплательщика

Домашнее задание:


  1. Учебник «Обществознание. 11 класс», § 20, 21

  2. Лекции № 28, 29

  3. Выполнить задания № 1 и № 2 на стр.234-235 учебника 11 кл.
Семинар № 18.

Тема: «Гражданское право и семейное право».


  1. Основные элементы гражданских правоотношений. Имущественные и неимущественные права

  2. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Защита гражданских прав

  3. Субъекты и объекты семейных правоотношений. Правомерные и неправомерные действия членов семьи.

  4. Вступление в брак и расторжение брака. Права и обязанности супругов

  5. Права и обязанности детей и родителей

Домашнее задание:


  1. Учебник «Обществознание. 11 класс», §22, 23.

  2. Лекции № 30, 31

  3. Выполнить задание № 1на стр.258 учебника, задания № 1, 2 на стр.270

  4. Ответить на вопросы к документу на стр.258 учебника 11 кл.

Семинар № 19.

Тема: «Трудовое право и трудовые правоотношения».


  1. Субъекты трудового права

  2. Порядок приема на работу

  3. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения

  4. Коллективный договор. Трудовые споры и порядок их разрешения

  5. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения

Домашнее задание:


  1. Учебник «Обществознание. 10 класс», §28, стр.310-312, 11 класс, §24

  2. Лекция № 32

  3. Выполнить письменно задание № 1 и устно задание № 3на стр.283 учебника «Обществознание, 11 класс»

  4. Прочитать статьи № 21 и 22 Трудового кодекса РФ об основных правах и обязанностях участников трудовых отношений
Семинар № 20.

Тема: «Административное право. Уголовное право».


  1. Административное право и административные правоотношения

  2. Состав преступления. Виды преступлений

  3. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних

  4. Обстоятельства, смягчающие, отягчающие и исключающие уголовную ответственность

Домашнее задание:


  1. Учебник «Обществознание. 10 класс», §28 стр.307-309, 11 класс - §27 стр.308-312

  2. Лекция № 33

  3. Выполнить задание № 4 в учебнике 11 класса, стр.350-351
Семинар № 21.

Тема: «Международное право».


  1. Принципы, источники современного международного права

  2. Защита прав и свобод человека средствами ООН

  3. Европейская система защиты прав человека

  4. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени

Домашнее задание:


  1. Учебник «Обществознание. 11 класс», §28

  2. Лекция № 33

  3. Выполнить задания № 1 и № 4 на стр.328 учебника 11 класса.

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-2.jpg" alt=">ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СОЦИАЛЬНЫХ КАЧЕСТВАХ ЧЕЛОВЕКА ">

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-5.jpg" alt="> Эпоха античности Человек-часть космоса, т. е."> Эпоха античности Человек-часть космоса, т. е. микрокосмос. Человек наделен душой и телом. Душа и тело неразделимы. Платон- человек –это духовное существо. Идеи определяют бытие человека. Душа нематериальна. Аристотель -человек- есть живое существо, наделенное разумом, а душу человека считал формой существования тела. Платон и Аристотель

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-6.jpg" alt="> Древние Китай и Индия В Китае считали, что человек "> Древние Китай и Индия В Китае считали, что человек должен следовать своей судьбе В Индии верили в переселение душ

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-7.jpg" alt="> Древняя Греция Человек- мера всего существующего. Неизменны"> Древняя Греция Человек- мера всего существующего. Неизменны законы природы, а изменчивы человеческие представления о природе.

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-8.jpg" alt="> Средние века Бог-творец всего. Человек-творение бога. "> Средние века Бог-творец всего. Человек-творение бога. Душа- бессмертна, тело- смертно.

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-9.jpg" alt="> Эпоха Возрождения Человек- мыслящее существо и его возможности безграничны"> Эпоха Возрождения Человек- мыслящее существо и его возможности безграничны Человек- разумное существо, обладающий свободой выбора и творчества Р. Декарт- «Мыслю следовательно существую» Человек- творец и он сам творит свою судьбу

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-10.jpg" alt="> Новое время И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс "> Новое время И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс Разум был выведен за пределы самого человека Разум стал абсолютной идеей, а человек- частица мирового разума. К. Маркс- человек-совокупность общественных отношений

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-11.jpg" alt="> Современные концепции исходят из того, что Человек- биосоциальное существо, высшая"> Современные концепции исходят из того, что Человек- биосоциальное существо, высшая ступень животного типа Задание- п. 2. 1 стр. 58 -61 законспектировать

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-12.jpg" alt="> Индивид Это представитель человеческого рода, наделенный особыми,"> Индивид Это представитель человеческого рода, наделенный особыми, отличительными от других людей чертами Индивидуальность- оригинальные специфические черты человека, которые выделяют его из себе подобных

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-13.jpg" alt="> Отличительные черты индивидуальности Внешние (цвет кожи, группа крови…) Психологические"> Отличительные черты индивидуальности Внешние (цвет кожи, группа крови…) Психологические (темперамент, характер, интеллект, потребности, способности, интересы) Социальные (отношения к собственности, место в социально-классовой структуре) Духовно-культурные

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-14.jpg" alt="> Вставьте пропущенные слова Каждый …………индивидуален, но не каждый …………."> Вставьте пропущенные слова Каждый …………индивидуален, но не каждый …………. может стать ……………. . …………………. не рождаются, …………………. становятся

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-15.jpg" alt="> Личность Каждый человек индивидуален, но не каждый индивид может"> Личность Каждый человек индивидуален, но не каждый индивид может стать личностью

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-17.jpg" alt="> Личность Это целостность……………. . ……………, продукт ……………"> Личность Это целостность……………. . ……………, продукт …………… развития и включения ……………. в систему социальных ………………. . , посредством активной ………………… и …………. . .

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-18.jpg" alt="> Личность Это целостность социальных свойств человека, продукт общественного"> Личность Это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений, посредством активной деятельности и общения Личностью не рождаются, личностью становятся

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-19.jpg" alt=">Как целостная социальная система личность имеет свою внутреннюю структуру, состоящую из уровней. Биологический"> Как целостная социальная система личность имеет свою внутреннюю структуру, состоящую из уровней. Биологический уровень включает в себя природные, общие по происхождению качества личности (строение тела, половозрастные особенности, темперамент и т. д.). Психологический уровень личности объединяет ее психологические особенности (чувства, воля, память, мышление). Психологические особенности находятся в тесной взаимосвязи с наследственностью личности. Наконец, социальный уровень личности разделяется на три подуровня: 1. собственно социологический (мотивы поведения, интересы личности, жизненный опыт, цели), этот подуровень теснее связан с общественным сознанием, которое объективно по отношению к каждому человеку, выступая как часть социальной среды, как материал для индивидуального сознания; 2. специфически-культурный (ценностные и иные установки, нормы поведения); 3. нравственный.

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-20.jpg" alt=">В социологии выделяют модальный, базисный и идеальный типы личности. Модальным называют усредненный тип личности,"> В социологии выделяют модальный, базисный и идеальный типы личности. Модальным называют усредненный тип личности, который реально преобладает в данном обществе. Под базисным понимается тип личности, который наилучшим образом отвечает потребностям развития общества. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям и рассматривается как эталон личности будущего.

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-21.jpg" alt="> Качества личности q. Освоение ………………. . q. Развитие ……………. q. Социальная"> Качества личности q. Освоение ………………. . q. Развитие ……………. q. Социальная ………………. .

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-22.jpg" alt="> Качества личности q. Освоение социальных функций q. Развитие самосознания q. Социальная активность">

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-23.jpg" alt="> Что формирует личность ØНаследственность ØВоспитание ØСоциальная среда ">

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-25.jpg" alt=">ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И МЫШЛЕНИЕ. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТВОРЧЕСТВО ">

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-26.jpg" alt=">Деятельность-это проявление активности человека в какой-либо сфере его существования Человеческая деятельность:"> Деятельность-это проявление активности человека в какой-либо сфере его существования Человеческая деятельность: Во-первых: предполагает активность, которая связана с движением, взаимодействием различных предметов (объектов). Активность, в зависимости от форм движения бывает механической, физической, биологической, социальной и т. д. Во-вторых – взаимодействие человека или группы людей с окружающей средой, миром. В-третьих, это процесс сознательного и целенаправленного изменения человеком мира и самого себя. Человеческая деятельность преобразует мир, улучшает его, но нередко и портит.

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-27.jpg" alt=">В чем отличие деятельности животных от поведения человека "> В чем отличие деятельности животных от поведения человека В отличие от животных, человек не только приспосабливается к природе, но и посредством своей деятельности ее преобразует. В отличие от животных, которые живут в естественной (природной) среде и действуют на основе врожденных инстинктов, люди живут в среде социальной, являющейся результатом их сознательной трудовой деятельности, т. е. человек ставит цели, выбирает средства, прогнозирует свой результат

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-28.jpg" alt="> Отличие человека от животных Животные Человек Используют"> Отличие человека от животных Животные Человек Используют только Изготавливает орудия естественные орудия труда и использует их как средство производства Поведение подчинено материальных благ инстинктам Осуществляет сознательную целенаправленную Не обладают творческую деятельность высокоразвитым мозгом и не умеют говорить Обладает высокоразвитым мозгом, мышлением и речью

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-29.jpg" alt="> Структура деятельности Субъект - тот, кто осуществляет действия, обладает"> Структура деятельности Субъект - тот, кто осуществляет действия, обладает активностью, направленной на объект. Субъектом деятельности может быть отдельный индивид, группа людей, организация или государственный орган. Действия субъекта могут быть направлены на другого человека или на самого себя. Объект - то, что противостоит субъекту, то, к чему устремлена практическая и познавательная деятельность человека. Объектом деятельности может быть природа в целом или ее отдельные аспекты, а также различные сферы человеческой жизнедеятельности. Орудия- орудия труда, предметы быта, средства транспорта, книги, компьютер…

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-30.jpg" alt="> Характер деятельности Цель - субъективный образ желаемого результата,"> Характер деятельности Цель - субъективный образ желаемого результата, «то, ради чего» (Аристотель) предпринимаются определенные действия. Средства труда - это различные устройства, помогающие человеку воздействовать на природу для усиления мускульных (а позднее и умственных) возможностей человека Результат Мотивы деятельности

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-31.jpg" alt="> Мотивы деятельности Потребности Социальные установки "> Мотивы деятельности Потребности Социальные установки Убеждения Интересы Сознательное и бессознательное в деятельности

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-32.jpg" alt="> Виды деятельности В развитии человека обычно выделяются три ведущих"> Виды деятельности В развитии человека обычно выделяются три ведущих вида деятельности: игра, учение, труд. Игра, как особый тип взаимодействия, многими исследователями рассматривается как процесс, в ходе которого имитируются реальные действия, т. е. она является неким прообразом реальных действий, в ходе которых развиваются умения, навыки, способности человека. Труд как целесообразная деятельность человека начался с изготовлений орудий труда.

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-36.jpg" alt="> Мышление это процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся"> Мышление это процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся опосредованным и обобщенным отражением действительности. Мышление неразрывно связано с языком и речью.

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-37.jpg" alt="> Формы (приемы) мышление анализ синтез "> Формы (приемы) мышление анализ синтез сравнение обобщение абстрагирование понятие суждения умозаключения.

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-38.jpg" alt="> Формы (приемы) мышление Анализ- мысленное разложение предмета на составляющие"> Формы (приемы) мышление Анализ- мысленное разложение предмета на составляющие его части или стороны. Синтез- мысленное объединение расчленяемых анализом элементов. Сравнение есть установление сходства или различия предметов. Обобщение - это мысленное выделение, фиксирование каких-нибудь общих существенных свойств, принадлежащих только данному классу предметов или отношений. Абстрагирование - это мысленное отвлечение, отделение общих, существенных свойств, выделенных в результате обобщения, от прочих несущественных или необщих свойств Понятие - это мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках. Суждение - это такая форма мысли, в которой с помощью связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо Умозаключение – это процесс мышления, позволяющий из двух или нескольких суждений вывести новое суждение.

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-39.jpg" alt="> Творчество это познавательно-деятельная способность человека создавать качественно"> Творчество это познавательно-деятельная способность человека создавать качественно новые материальные и духовные ценности. Специальной наукой, изучающей творческую деятельность, является эвристика. Ее назначение - создавать модели творческого процесса решения задач в условиях неопределенности.

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-40.jpg" alt="> Творческие способность можно проявлять: производственно-технической научной "> Творческие способность можно проявлять: производственно-технической научной художественной изобретательской политической воспитательно-педагогической деятельности

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-41.jpg" alt="> Этапы творчества - осознание проблемы, формулировка задачи; "> Этапы творчества - осознание проблемы, формулировка задачи; - сбор и изучение информации; - переключение на другие задачи или занятия: проблема уходит в подсознание; - озарение: проблема решается с неожиданной стороны; решение обнаруживается там, где поначалу его не пытались искать; - проверка: она может быть логической или экспериментальной: - оценка новизны найденного решения.

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-42.jpg" alt="> Главные компоненты творчества Память Целесообразность Интуиция ">

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-53.jpg" alt="> Назовите социально значимые качества выбранной вами профессии, которые влияют на "> Назовите социально значимые качества выбранной вами профессии, которые влияют на формирование личности Профессиональные Эмоциональные Интеллектуальные Коммуникативные Организаторские Нервно-психологические

Однако эти основные проблемы социологии личности в разные времена по-разному и трактовались представителями отдельных социологических школ и направлений с учетом философской традиции рассмотрения человека.

Зарождение и развитие представлений о человеке

исторический ракурсе зарождение и развитие представлений о человеке следует отнести, очевидно, к эпохе античности и связать с определенными философскими теориями, поскольку социология как наука возникает гораздо позже. Но у древних греков еще не сложилось ощущение личности, ибо человек тогда еще не отделялась от Космоса и всеобщей субстанции. Первым в истории философии начинает сугубо антропологическую проблематику Сократ, которого в современной западной литературе и называют родоначальником философии человека в его изначальной версии. Именно он дает подробный и скрупулезный анализ индивидуальных человеческих качеств и свойств.

Первая антропологическая версия

Древнегреческий философ Протагор (ок. 480 - ок. 410 гг. до н. э.) отличает не только способность человека к мышлению, но и всю человеческую субъективность, человека он представляет как конкретного индивида. В учении Аристотеля содержатся уже две антропологические тенденции, которые впоследствии становятся центральными пунктами философских дискуссий вплоть до современности. С одной стороны, в его концепции человек и природа впервые разъединяются, требуя различных подходов и различного толкования как качественно отличные реальности. С другой стороны, акцент ставится на неразрывной связи человека со всем миром.

Итак, древнегреческая культурная традиция разрабатывает концепция "человека разумного" - "homo sapiens", суть которой заключается в утверждении мысли о различии человека и животного по признаку разумности. Эта версия оказалась весьма плодотворной и устойчивой, именно благодаря ей возникло представление о всемогуществе человеческого разума и прочная рационалистическая парадигма и в философии, и (в дальнейшем) в социологии.

Вторая антропологическая версия

Принципиально новое осмысление человека осуществляется в христианстве и окончательно освобождает человека от власти космической бесконечности и бескрайности. Но, освободив человека от власти Космоса и природы, христианство поставило ее в зависимость от Бога. Так появляется человек богоподобное, или "homo divinus".

со времен утверждения христианства человек приобретает определенной самоценности, независимой от космогонических сюжетов, зарождается идеальное представление о ней как центральную и высшую цель мироздания; все явления мира воспринимаются с точки зрения опыта и ценностей человека. Личность не есть нечто животное, она представляет собой и божественное начало. Христианство трактует человека как безусловную ценность. Именно христианство впоследствии стало почвой европейского персонализма, где личность понимается как своеобразная святыня, абсолют.

Третья антропологическая версия

Третья антропологическая версия содержится в натуралистических, позитивистских и прагматических учениях. Это концепция "человека деятельностной" - "homo faber", которая отрицает специфическую особенность человеческого разума. Здесь сущностное различие между человеком и животным исчезает, человек истолковывается как особый вид животного, что имеет просто большую совокупность природных признаков. Все психические и духовные феномены, согласно этой версии, укорененные в ощущениях, инстинктах и влечениях. Доктрина "homo faber" развивается со временем в мощный теоретический направление и воплощается в учениях О. Конта и Г. Спенсера, позже - в современной социобиологии.

Четвертая антропологическая версия

Четвертая версия в понимании человека и личности решительно отрицает веру в прогрессивность "человека разумного", "человека божественной" и "человека деятельностной". В этой версии человек - существо, которое стремится, предпочитает и желает; ум расценивается как тупик эволюции, как следствие потери "воли к жизни". В этой версии преобладают иррациональные мотивы и субъективистские ориентации, но и здесь человек остается индивидом. Лишь то основное, что ее определяет, - это преимущество подсознательных и интуитивных чинників. ее можно назвать " homo affectus", то есть "человек чувственная".

Пятая антропологическая версия

Пятая же антропологическая версия возникает с рождением постиндустриального, постмодернистского общества и приобретает все большее распространение на рубеже XX и XXI вв. Согласно этой версии, человек (как индивид, как существо целостная и неделимая) исчезает. Формируется представление о современном человеке как о "дивід" - существо внутренне розщеплену, децентровану, фрагментированную, которая к тому же не является центром ни Вселенной, ни земного общества. Она нет чувства самотождественности и внутренней целостности; она не в состоянии четко идентифицировать ни саму себя, ни себя - с представителями других социальных групп и сообществ. В ней постоянно борются "Я" и "Другой", ее ментальность амбивалентна и противоречивой, а чувства, мысли и поведение в большой степени зависят от ситуации, являя примеры чего-то непостоянного, нестабильного, изначально изменчивого. Это человек нового общества, где умирает также традиционная культура, традиционное производство и традиционная политика, а общество превращается в технологізований, часто просто виртуальный, безматеріальний социум, заселен такими же виртуальными "другими" - то ли людьми, то ли гомутерами, то ли киборгами. Назовем ее "homo divisus", или "человек расщепленная", внутренне разделена.

Таким образом, история философской антропологии (т.е. учение о человеке) показывает, как постепенно появляются, усложняются и меняются представления о человеке и личность. В той или иной модификации эти подходы находят свое проявление в социологических учениях. Всех их, независимо от способа толкования человека и личности, объединяет одна общая черта: они признают человеческую личность специфическим образованием, непосредственно или опосредованно выводится из социальных факторов.

Дальнейший анализ проблематики социологии личности требует рассмотрения социологических представлений о человеке как личности. Но поскольку в истории социологической мысли существует множество концепций человека, надо ввести определенные критерии их классификации, осмысления и изучения. К первой группе социологических концепций человека отнесем те, которые определяют ее или как существо преимущественно естественную, биологическую, или же, наоборот, как существо преимущественно социальную.

Естественное и социальное в человеке

В истории социологической мысли количество концепций, где бы социальную жизнь человека выводилось просто из биологических факторов и закономерностей, была незначительной и ограничивалась социальным дарвинизмом и расово-антропологическому направлению.

Соціобіологія о человеке

Ныне идеи такого рода можно найти в социобиологии, которая развивается усилиями Е. Уилсона, Р. Тріверса, Ч. Ламсдена и некоторых других ученых. Они считают, что человек является типичным представителем животного мира, а ее поведение имеет определенные устойчивые черты, общие для всего класса приматов. С одной стороны, представители этого направления утверждают, что поведение животных во многих случаях носит социальный характер. С другой - ими отстаивается тезис о биологическую (генетическую) основу социального поведения людей. Даже больше, генетическая основа человека играет определенную роль как в индивидуальной, так и в некоторых формах группового поведения. Человек запрограммирована генетическая; в ее историческом развитии происходит взаимодействие специфических человеческих генов с возникающими культурными формами. Критически относясь к таким взглядам в общем, много современных социологов отмечает, что они являются ответной реакцией на абсолютизацию роли культуры и общества в жизни человечества, на пренебрежение биологической составляющей человеческого естества. Недаром, например, Е. Уилсон утверждает, что марксизм - это "социология без биологии" и что К. Маркс ошибочно интерпретирует человеческую природу как исключительно продукт внешних социальных сил.

Человек в марксистской социологии и советской практике

Очевидно, некоторые острые моменты в критике соціобіологами теории и практики марксизма в отношении человека действительно существуют. Во времена существования СССР личность понимали лишь через утверждение К. Маркса "главное в человеке не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество" и кроили по меркам именно социальности: человек провозглашалась непосредственным отражением общественных отношений. Основными положениями концепции личности в те времена были такие: хочешь судить о конкретного индивида - вникай в его социальное положение; какой образ жизни - такая и личность; изменяются общественные условия - автоматически меняется и человек; личность можно лепить, формировать в соответствии с основополагающими принципами коммунизма. Біосоціальну природу человека толковали в том смысле, будто индивид - существо совсем бесплотная; процесс становления личности во всем богатстве ее сознательных и стихийных устремлений, субъективной уникальности и неповторимости вообще выносился за скобки анализа, не брался во внимание.

Таким образом, и среди социологических учений есть концепции, которые в связи "природное (биологическое) - социальное" в человеке абсолютизують его первую или вторую составляющую (соціобіологія - марксизм). Поэтому это соотношение может быть одним из критериев построения типологии социальных теорий личности.

Рациональное и иррациональное в личности

Следующим критерием можно считать соотношение рационального и иррационального в трактовке личности. Вера во всемогущество человеческого разума и интеллекта (рацио) является центральной в позитивистской концепции О. Конта. По его мнению, социальный прогресс вообще является продуктом умственного развития и деятельности человека; социальный прогресс зависит от его интеллектуальной основы. Позже М. Вебер развивает идею возрастающей рациональности общественной жизни, отталкиваясь от убеждения, что происходит переход от аффективной и традиционной деятельности личности в ценностно - и цілераціональної поведения.

Концепция "нелогичных действий". Парето

Зато В. Парето в социальной действиях и поведении личности видит преимущество нелогичных поступков, которые есть в его концепции результатом не сознательных соображений, а чувственного состояния человека, продуктом иррационального (от лат. irrationalie - глупый) психического процесса. Он называет основу таких нелогичных действий "резидуями" (от лат. residue - остаток, осадок, что остается после фильтрации), чтобы подчеркнуть их основе иррациональную природу, неподвластной логико-экспериментальному мышлению. Итак, в вопросе соотношения чувств и разума В. Парето без колебаний отдает приоритет чувством личности, которые, по его мнению, являются истинными движущими силами истории. Идеологическим теориям, доктринам, верованиям, которые являются основой логических действий, В. Парето дает название "деривации", что в лингвистике означает образование производных слов. Тем самым он замечает, что деривации являются вторичными и производными от иррациональных резидуїв и своей кажущейся логичностью лишь маскируют неизменную и непостижимую природу человеческих поступков.

Человек в социологии фрейдизма

Близким по духу к концепции В. Парето является інстинктивізм , как одно из течений социологического психологизма, а также социология фрейдизму. По мнению С. Фрейда (1856-1939), началом и основой жизни индивида, в том числе и социального, является инстинкты, влечения и желания, изначально присущие организму человека. Человеческая жизнедеятельность является результатом борьбы двух вечных сил - Эроса (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни, инстинкт самосохранения) и Танатоса (инстинкт смерти, инстинкт агрессии, инстинкт разрушения). Именно они являются основными двигателями прогресса, существенно влияя и даже определяя деятельность различных социальных групп, народов и государств.

Структурная теория личности С. Фрейда

С. Фройду принадлежит структурная теория личности, согласно которой личность является противоречивым единством трех взаимодействующих сфер: "Оно", "Я" и "сверх-Я". Центральная сфера личности - "Оно"; это вместилище бессознательных иррациональных реакций и импульсов. В нем происходит постоянная бескомпромиссная борьба Эроса и Танатоса, которая поставляет энергию для всех других сфер личности, будучи их двигателем.

Вторая сфера - "Я" - в определенной степени представляет собой разумность и рассудительность, организованное начало личности, способно частично контролировать слепые иррациональные импульсы и соизмерять их с требованиями внешнего мира.

Третья сфера личности - "сверх-Я" - трактуется С. Фрейдом как продукт культуры, состоящая из комплекса совести, моральных черт и норм социального поведения, которые производит общество. Все три сферы личности находятся в постоянном взаимодействии, взаємозумовлюючи друг друга. Итак, Из. Фрейдом разрабатывается одна из возможных попыток объяснения личности с акцентом на тех внутренних устоях духовной жизни, которые до него изредка становились предметом внимания социологов. Его заслугой является выработка нового взгляда на личность как на существо многомерную, динамичную и противоречивую, в которой сочетаются сознательное и бессознательное, умственное и иррациональное.

Неофройдизм о человеке как существе соціальную

Поэтому современный неофройдизм, особенно взгляды Б. Фромма (1902-1980), имеет большую притягательную силу, обращаясь к истокам человеческих страстей и потаенных мотивов человеческого поведения. Е. Фромм, в отличие от С. Фрейда, считает человека изначально социальным существом, поэтому для него ключевая проблема - не раскрытие механизма удовлетворения отдельных инстинктов, а отношение индивида к миру и себе подобных.

Для современной социологической мысли характерно умеренное отношение к соотношение рационального и иррационального в социальной жизни личности, которое избегает односторонности и абсолютизации той или иной составляющей. Сейчас в социологии начинает преобладать синтезированный подход к оценке этих двух сторон внутренней жизни личности и ее социального поведения. В начале XXI в. все более очевидными становятся и кризис "голой" рациональности человека социальной, и невозможность возведения социальных характеристик личности лишь к ее иррациональных проявлений. Личность во всей ее полноте, в совокупности рациональных и чувственных сущностных свойств все больше становится основой социологического понимания и исследования.

Индивидуальные и коллективные начала личности

Следующим критерием построения типологии социологических учений о личности может быть преобладание индивидуального или коллективного, суспільнісного начал в человеке. К концепциям, которые предоставляют первенство индивиду и его індивідуалістичним началам, относятся концепции символического интеракционизма и феноменологической социологии. В них на первый план выдвигаются мнения о предопределенность социальных реалий миром индивидуальных стремлений и желаний, утіленому во взаимодействии обоюдных субъектов или в духовных взаимосвязях личностей.

Когда же акцентировать на первенства и превосходства коллективных представлений, то должны вспомнить основные положения социологической концепции Э. Дюркгайма. Согласно с ней, индивидуальный мир личности определяется коллективным сознанием (представлениями), которые выступают в ипостаси общества-Бога - формообразующего и формостверджувального начала. Здесь индивидуальность личности является производной от надіндивідуальних коллективных духовных феноменов, будучи полностью зависимой и вторичной по сравнению с последними.

Сознание и поведение как характеристики личности

Еще одним критерием является анализ личности преимущественно с позиций исследование сознания или поведения (деятельности). В социологических концепций, где личность и S суть выясняются прежде всего сквозь призму социально обусловленных сознания или бессознательного, относятся уже упоминавшиеся символический интеракционизм, феноменологические концепции, інстинктивізм вк с фрейдистским социологией. Когда же речь идет о социальную обусловленность поведения и поступков личности, выяснения причин и мотивов социальной деятельности человека, тогда целесообразно обратиться в социологических концепций бихевиоризма.

Бихевиоризм и проблема личности

Этот термин происходит от англ. behavior - "поведение" и буквально означает социологическую науку о поведении. Основной смысл бихевиоризма заключается в признании единого и универсального механизма объяснение социального поведения через формулу: "стимул". По мнению представителей этого течения в социологии, социальное поведение личности можно понять только благодаря знанию физиологических особенностей условных рефлексов. Главный постулат бихевиоризма содержится в требовании описывать и анализировать только то в человеке, что непосредственно созерцается, а значит, ее поступки. Принципиальным основополагающим положениям бихевиоризма является также убеждение в невозможности непосредственного наблюдения и социологического исследования сознания и тем более бессознательного. Зато социальное поведение личности предоставляется фиксации и наблюдению; через нее и только благодаря ей социология способна выяснить побудительные факторы человеческой активности и деятельности. Поведение человека (и прежде всего социальные действия) является совокупностью наблюдаемых реакций на совокупность опытно фиксированных стимулов.

Модель социальной структуры личности П.сорокина

В предыдущих темах уже говорилось социологические концепции, которые описывают современный и грядущий состояния общества (постиндустриализм, постмодернизм, социологические теории глобализации), а также о сущность, роль и место человека в нем. Стоит отметить, что появление таких новых толкований человека предшествовала теоретическая модель социальной структуры личности, разработана П. Сорок ним. Он обосновывает положение о том, что личность формируется в системе определенных социальных координат. Но поскольку каждый индивид принадлежит не к одной, а одновременно в нескольких различных социальных общностей и групп, то именно их своеобразная комбинация определяет социальное лицо, социальный вес и социальное положение такого индивида. Следовательно, как замечает Е. Бабосы, каждая личность имеет не одномірну, но многомерную, мозаичную социальную структуру. Человек в одно и то же время составляет будто и целостность, но распадается на ряд "Я", часто непохожих между собой или даже противоположных. Такая двойственность, а еще чаще множественность "Я" одного и того же индивида (или мозаичность его личности) своим бытием обязаны тому обстоятельству, что современный человек является абонентом не одного общества, а многих сообществ и групп, которые между собой не совпадают и друг другу не тождественны. Кроме того, каждая такая община или группа диктует императивы поведения своим членам; это означает, что при условии вхождения индивида одновременно в нескольких сообществ и групп он вынужден чувствовать себя и вести себя по-разному в каждой из них. П. Сорокин отмечает, что в одном и том же индивиде будет столько разных "Я", сколько сообществ и групп, членом которых он был и есть. А отсюда вывод о том, что с изменением места человека в системе социальных координат неотвратимо изменится и ее положение в обществе, следовательно появляется и новый человек. Как видим, эти положения теоретической модели социальной структуры личности П. Сорокина довольно легко модифицируются в постмодернистское видение человека, ибо во всех случаях речь идет о дроблении внутреннего мира личности в быстро меняющихся социальных условиях, о формировании ее мозаичного "Я".

Основные вопросы социологии личности

Таким образом, различные социологические толкования сути, содержания и качественных характеристик личности заключаются в поиске ответов на следующие основные вопросы:

- что является определяющим для личности: ее биологические или социальные характеристики?

- что наиболее адекватно определяет личность: рациональные или иррациональные начала?

- что составляет стержень личности, ее индивидуальные неповторимые особенности или набор социальных норм и ценностей общества?

- что лучше всего репрезентирует личность: ее сознание или ее поведение?

Вместе с тем в истории социологической мысли представлены концепции, в которых содержатся не так загальносвітоглядні, как социологические попытки анализа и толкования личности в ее связи со сложными социальными реалиями. Недаром именно они сейчас определяют лицо современной социологии личности, пытаясь избежать упрощенных контроверсій и противопоставлений, стремясь к выработке определенных синтезированных социологических компендіумів.

Теории социальных ролей

Это прежде всего касается разнообразия социологических концепций и теорий социальных ролей. Ранее уже упоминалось, что именно через понятие социальной роли многие социологи считали возможным выяснить механизмы вхождения личности в социальную жизнь. Основными понятиями в рамках ролевых теорий личности является социальный статус и социальная роль.

Социальный статус

Выяснение места и роли личности в системе социальных общностей, по мнению А. Якуби, возможно через раскрытие понятия "социальный статус". Социальный статус личности - это ее позиция в социальной системе, связанная с принадлежностью к определенной социальной группы или сообщества, анализом ее социальных ролей и качеством и степенью их выполнения. Социальный статус охватывает обобщающую характеристику положения индивида в обществе: профессию, квалификацию, характер реально выполняемой работы, должность, материальное положение, политическое влияние, партийную и профсоюзную принадлежность, деловые отношения, национальность, религиозность, возраст, семейное положение, родственные связи - то есть все то, что Г. Мертон называет "статусным набором". В социологии выделяются социальные статусы присвоены, или полученные независимо от субъекта, чаще всего от рождения (раса, пол, возраст, национальность), и достигнуты, или приобретенные собственными усилиями индивида (семейное положение, партийная заангажированность, вхождения в определенной общественной организации, профсоюзы и т.д.).

Социальная роль

Социальная роль - это ожидаемое типичное поведение человека, связанное с его социальным статусом. Человек в общественной жизни обычно выполняет несколько социальных ролей, которые образуют, согласно терминологии Г. Мертона, "ролевой набор". Социальные роли конкретного человека-личности могут закрепляться формально (через посредство закона или иного правового акта) или носить неформальный характер (например, моральные нормы поведения в том или ином обществе).

Основные характеристики роли в учении Т. Парсонса

Одна из первых попыток систематизации социальных ролей принадлежит Т. Парсонсу. По его мнению, каждую роль можно описать пятью основными характеристиками:

1) эмоциональная (одна роль требует эмоциональной сдержанности, другая - полной раскованности);

2) способ (одни присущи личности органично, другие завоевываются ней);

3) акция (некоторые роли сформулированы и строго ограничены, а некоторые нечеткие и размытые);

4) степени формализации (действие в соответствии с жестко установленными правилами и предписаниями или произвольное действие);

5) характеру и направлению мотивов (ориентированных на личный доход или на общее благо).

Межличностные и внутренние конфликты личности

Одной из принципиальных основ ролевой теории личности является признание зависимости социальной роли человека как существа социального от ожиданий других людей, связанных с их пониманием социального статуса конкретной личности. Расхождение чем представлениями о социальной роли той или иной личности и ц реальным поведением является основой социальных конфликтов, обычно имеют межличностный характер. Внутренний конфликт личности может возникнуть в результате выполнения человеком нескольких социальных ролей, несовместимых между собой; его следствием основном является стресс. Роль социологии заключается в выявлении передконфліктних и передстресових ситуаций или почвы для их появления и в поисках конкретных путей гармонизации социальных ролей.

Теории социальной установки

Заметное место в социологической мысли современности занимают теории социальной настройки в которых личность представляет собой результат установок, их формирует общество самим фактом постоянного повседневной действия, воздействия, давления на индивида. Накопление человеком в течение его жизни разнообразных установок приводит к тому, что она привыкает быть личностью; в ней состоит принципиальная установка на то, чтобы быть личностью.

Термин "установка" в психологии и социологии

Термин "установка" впервые используется В. Томасом и Ф. Знанецьким в их совместном труде " Польский крестьянин в Европе и Америке" для анализа связей между индивидом и социальной организацией, в которую он попадает и впоследствии становится ее членом. Под социальной установкой они понимают психологическое переживание индивидом ценности, значения и смысла социального объекта, состояние сознания индивида относительно некоторой ценности. Если в психологии установка определяется английским словом "set" и исследуется прежде всего как психофизиологический феномен взаимодействия индивида и среды, то в социологии установка фиксируется другим английским термином "attitude" и содержит в себе широкий спектр взаимодействия личности и социальной среды.

Диспозиционная теория саморегуляции поведения личности

В современных условиях эти исходные положения получают свое дальнейшее развитие в диспозиційній теории саморегуляции социального поведения личности (от лат. dispositio - размещение), которую сейчас представляет известный российский социолог В. Ядов. Диспозиция личности означает предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях. Диспозиции подразделяются на высшие и ниже, .Вищі диспозиции регулируют общую направленность поведения личности и имеют в себе ее концепцию жизни, ценностные ориентации, обобщенные социальные установки на типичные социальные объекты и ситуации, а также ситуативные социальные установки (т.е. предрасположенность личности к определенному типу поведения в определенной ситуации, которая недавно сложилась в конкретном предметном и социальном средах). Низшие диспозиции - это склонность к поведению в некоторых сферах деятельности и направленность действий и поступков в обычных типовых ситуациях, которые не требуют привлечения высших ступеней сознания.

Виды и структура диспозиций

Структурно диспозиции имеют три компоненты:

1) когнитивный (осознание личностью объекта установки на абстрактно-теоретическом уровне);

2) аффективный (эмоциональная оценка объекта);

3) конативний, или поведенческий (воля и стремление к действию, своего рода переддія, направленная на объект).

В западной социологии концепции, связанные с социальными установками, приобретают широкое признание и использование в прикладных эмпирических исследованиях, особенно при изучении общественного сознания и его содержания, общественной мысли и ее устойчивости или изменчивости, политического поведения людей во время избирательной кампании и т.д.

Теории референтной группы

в Конце XX в. в западной, а также украинской социологии быстрыми темпами растет число исследователей, которые разрабатывают теории референтной группы. Это связано с уже упоминавшимся кризисом макроструктурних представлений об обществе и неспособностью над широких социальных образований обеспечить комфортное самочувствие и существование личности в их многообразии. Зато все чаще признается, что референтные группы больше соответствуют стремлениям, интересам и потребностям личности, поскольку она сама выбирает их и желает к ним принадлежать.

Определение референтной группы

референтной группой в социологии понимают социальную группу, на которую индивид ориентирует свое поведение, к которой принадлежал в прошлом, сейчас принадлежит или хотел бы принадлежать в будущем. В роли референтных групп могут выступать различные социальные сообщества - от семьи до класса, от религиозной общины до производственного кооператива или политической партии.

Референтные группы в переходных типах обществ

Понятие референтной группы активно разрабатывается и в украинской социолога, чему способствовали распад СССР и кризисные явления переходного периода. В пределах бывшего Советского Союза государство принудительно перебрала на себя роли различных референтных групп, лишив личность права и свободы выбора, поэтому в недалеком прошлом перед человеком стояла проблема невозможности желаемой социальной идентификации. В современных условиях поиска новых идентичностей, когда личность должна осуществить выбор своего жизненного пути, выбрать перспективы жизни и деятельности, определить, с кем она будет строить будущее и каким должно быть это будущее, ибо никто другой не решит эти вопросы за нее, - в этих условиях кризиса старого общества и рождения в муках нового строя одной из основных референтных групп становится национальное сообщество.

Национальное сообщество как референтная группа

Такое понимание референтных групп очень близкий к украинской общественной традиции: почти постоянное пребывание под властью других, неприязненных или враждебных украинцев, государств выработало в них понимание необходимости объединиться в своем этническом коллективе и искать референтные группы поддержки в собственном национальном среде. Так, например, среди украинских крестьян Галичины распространение получила сельскохозяйственная кооперация, в городах - кредитные союзы с красноречивым лозунгом "Свой к своему по свое", в эмиграции сохранению крепкой украинской диаспоры в інонаціональному пестрой среде способствовали религиозные общины - и православные, и греко-католические, которые становились очагами не только религиозного, но и культурного, общественного и целом полнокровной социальной жизни украинцев на чужбине.

Новые типы сообществ и общественных организаций эпохи глобализации

В эпоху глобализации процесс формирования сообществ пересек границы национальных государств; в настоящее время основными структурными звеньями глобальной мегаобщины, которая формируется, становятся сообщества нового типа, что объединяют представителей разных рас и народов. Эти сообщества в основном неформальными по характеру добровольными объединениями людей преимущественно с общими интересами, способами и формами проведения свободного времени, по стилям жизни и модой и т.д. Часто локальные сообщества, будучи первичными очагами гражданских обществ в своих странах, не только приобретают глобальный характер, но и проходят процесс институционализации, превращаясь сначала на местных, а впоследствии на международные неправительственные или негосударственные общественные организации (НГО). Исследователь этой проблемы В. Степаненко приводит пример хода становления ныне мощной и влиятельной правозащитной организации "Международная амнистия" (Amnesty International), , которая начала свою историю с небольшой британской негосударственной организации, инициированной английским адвокатом П.Бененсоном в 1961 г. в Лондоне на почве сообщества единомышленников относительно необходимости предотвращения судебных ошибок и осуждения невиновных, а также надлежащих условий их содержания в местах лишения свободы. Сейчас "Международная амнистия" с штатом в 320 человек охватывает сеть до 1 млн членов, волонтеров и доноров более чем в 140 странах мира, включительно с Украиной. По его подсчетам, сеть международных НПО и национальных общественных организаций, ориентированных на международную деятельность, активно развивается и в начале XXI в. насчитывала до 50 тыс. таких организаций, причем их количество за последние 20 лет XX в. выросла почти в 4 раза. Это является ярким свидетельством стремления миллионов людей к объединению с целью достижения глобального общественного блага, то есть объединения и солидарности в преодолении последствий стихийных бедствий, предотвращении конфликтам и гуманитарным катастрофам, в борьбе с эпидемией ВИЧ/Спида, решении проблем экологии, защиты прав человека и т.д. Следовательно логику современного глобализационного развития при активном участии человека-субъекта можно представить следующим образом: "локальные референтные группы - локальные сообщества - локальные негосударственные организации в пределах одного общества в его национально-территориальных границах - международные сообщества и НПО - человечество как мегаспільнота - глобальное гражданское общество".

Проблемы общества всегда входили в круг философских интересов. Но в научной мысли с XVIII по XX вв. можно отметить своеобразный переворот в представлениях об обществе. Возникло представление, что существует особый объект научного знания - «общество», которое не является простой суммой составляющих его людей. Объединение людей в большие совокупности порождает новое качество, подчиняющееся иным закономерностям, чем поведение отдельно взятого индивида. Поэтому сформировалась социальная философия, в которой общество рассматривалось, по словам философа С. Н. Булгакова, как «особый способ подхода к жизни, в котором погашается личность ради совокупностей».

Социальная философия обозревает общественную жизнь в целом и изучает общественные институты. Одной из важнейших проблем являются взаимоотношения личности и общества - в общем плане, то есть независимо от типов общественной организации. Социальная философия исследует условия, при которых общество сохраняет свою целостность, она осмысливает методы, с помощью которых познается общественная жизнь, она обобщает опыт общественных наук.

В истории философии можно выделить два основных подхода: классический и постклассический.

Классический подход к обществу исключал из теоретического рассмотрения субъективный мир отдельной личности. С данной точки зрения общественная реальность не зависит от субъективных действий, хотя и складывается из них. В этой связи философы стремились обнаружить такую общественную структуру, которая не зависела бы от субъективных действий и тем самым являлась бы определяющей для общества в целом.

В рамках классического подхода можно выделить два направления. Одни мыслители, например, Гегель, считали, что единство общества обеспечивается духовной культурой. Другие, такие, как Маркс,главным фактором считали экономику, хозяйственную жизнь.

Индивид, индивидуальность, личность

Общество представляет собой систему конкретно-исторических социальных связей, систему взаимоотношений между людьми. Отдельно взятый человек также есть определенная система, обладающая сложной структурой, которая не укладывается в пространственно-физические рамки человеческого организма.

Метод структурного анализа помогает вычленить те устойчивые компоненты, которые составляют понятия «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность». Длительное время в отечественной литературе они почти не различались и употреблялись как нечто взаимозаменяемое, что приводило к большой теоретической путанице. Между тем понятия «индивид», «личность», «человек» – однопорядковые, но не идентичные. Вместе с тем не следует впадать и в другую крайность – резкое разграничение и противопоставление этих понятий. Уже тот очевидный факт, что человек, с одной стороны, часть природы, природное существо особого рода, а с другой – часть социально-практического бытия, наводит на мысль, что по своей структуре понятия «человек», «личность», «индивидуальность» включают в себя как социальные, так и природные (биологические) компоненты, хотя и в различных измерениях и соотношениях.



Человек как система представляет собой относительно устойчивое единство элементов и их отношений, выделенных на основе принципов сохранения, или инвариантности, а также единства внутреннего содержания системы и ее внешних отношений. Структура – это относительно устойчивый способ организации и самоорганизации таких элементов системы, которые при изменении условий сохраняют устойчивость, стабильность и без которых система теряет свое прежнее качество.

Такими инвариантными элементами понятия «человек» как система являются социальное и природное, поскольку они сохраняются, остаются относительно неизменными при всех модификациях этого понятия (личность, индивидуальность). Биологическое и социальное – это два класса устойчивых компонентов (подструктур), составляющих структуру человека как целостной системы.

Наиболее общим, родовым понятием является понятие человека. Человек – это субъект общественно-исторической деятельности и культуры или, точнее, субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса. По своей природе он представляет собой целостную биосоциальную (биопсихосоциальную) систему, уникальное существо, способное понятийно мыслить, производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и нравственными качествами.

Что касается понятия индивид, то это – единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек, безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Родившийся ребенок – индивид, но он не есть еще человеческая индивидуальность. Индивид становится индивидуальностью по мере того, как он перестает быть только «единицей» человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью.

В вопросе о соотношении общества и индивида нередко проявляются две тенденции: или их дуалистическое противопоставление, или растворение индивида в системе общественных отношений. Антиномия общественного и индивидуального преодолевается, если иметь в виду, что индивид – это не просто единичное эмпирическое существо, «вкрапленное» в общество, а индивидуальная форма бытия того же общества.

Конечно, каждый индивид, будучи представителем человеческого рода, носителем родовых качеств человека, в то же время является неповторимой индивидуальностью, которая (в отличие от рода) не вечна и исчезает вместе со смертью данного индивида. Но из этого вовсе не следует (как это может показаться при чисто количественном подходе к вопросу), что индивидуальное принципиально противоположно общественному, ибо с точки зрения качества индивид и общество однотипны (хотя и не тождественны). Их нельзя противопоставлять, ибо индивид есть общественное существо и всякое проявление его жизни (даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного ее проявления) является проявлением общественной жизни. Равным образом неправомерно отождествлять индивид и общество, ибо каждый индивид, обладая общеродовыми признаками, может выступать и как самобытная индивидуальность.

Человеческий индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т. д.), образует понятие личности. Личность – это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Хотя природную основу личности образуют ее биологические особенности, все же определяющими факторами ее развития (сущностным основанием) являются не ее природные качества (например, тот или иной тип высшей нервной деятельности), а качества социально значимые. Для личности характерны осознание мотивов своего поведения, постоянная работа сознания и воли, направленная на самореализацию, раскрытие индивидуальных способностей. Комплекс своеобразных неповторимых качеств и действий, характерных для данной личности, выражается в понятии «индивидуальность».

Личность представляет собой диалектическое единство общего (социально-типического), особенного (классового, национального и т. д.) и отдельного (индивидуального). В конкретно-исторических обстоятельствах она выступает как целостность, тип которой формируется определенной социальной системой. Личность – это действительность индивида как социального феномена и субъекта, реализующего себя в различных видах социального общения и действия.

Социальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках, в ее отношении к другим людям. По этим проявляющимся вовне поступкам, а также посредством анкет, тестов и интроспекции (самонаблюдения) можно в известной степени судить о внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах (как положительных, так и отрицательных). Это создает возможность не только объективного познания социальных качеств личности, но и формирующего воздействия на них. Познание структуры личности возможно как в общетеоретическом плане, так и в плане эмпирических исследований тех или иных аспектов этой структуры отдельными науками – биологией, психологией, физиологией, социологией, педагогикой и др.

Внутреннее содержание личности, ее субъективный мир – это не результат механического внедрения в ее сознание многообразных внешних воздействий, а итог внутренней работы самой личности, в процессе которой внешнее, пройдя через субъективность личности, перерабатывается, осваивается и реализуется в практической деятельности. Сложившаяся таким образом система воспитанных и самостоятельно выработанных индивидом социальных качеств проявляется в субъективной форме (идеи, ценности, интересы, направленность и т. д.), отражающей взаимодействие личности с окружающим объективным миром. В зависимости от характера общественных отношений, уровня знаний и силы воли индивид обретает возможность оказывать большее или меньшее влияние на факторы своего развития.

Понятие «личность» характеризует человека как активного субъекта социальных отношений. Вместе с тем каждый человек – это не только субъект, но и объект деятельности, совокупность функций (ролей), которые он выполняет в силу сложившегося разделения труда, принадлежности к тому или иному классу или социальной группе с их идеологией и психологией. Мировоззрение личности, формируемое социальным окружением, воспитанием и самовоспитанием, является одним из важнейших ее качеств, ее «стержнем». Оно в значительной мере предопределяет направленность и особенности всех социально значимых ее решений и поступков.

Социальная структура личности формируется как в производственной, так и в непроизводственной сферах: общественной деятельности, семье, быту. Степень развитости личности прямо зависит от богатства реальных общественных отношений, в которые она включена. Общество, человечество объективно заинтересовано в создании условий, обеспечивающих всестороннее развитие личности, формирование ярких, духовно и нравственно богатых индивидуальностей.

Индивидуальность – это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Личность по своей сущности социальна, но по способу своего существования она индивидуальна. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь.

Индивидуальность раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой среди других. Важную роль в развитии индивидуальности играют природные задатки, врожденные особенности. Индивидуальность – это единство уникальных и универсальных свойств человека, формирующихся в процессе взаимодействия его качеств – общих, типических (общечеловеческих природных и социальных признаков), особенных (конкретно-исторических, формационных) и единичных (неповторимых телесных и духовно-психических характеристик). По мере исторического развития деятельности человека все более развивается индивидуализация человека и его отношений в различных областях жизнедеятельности. Формирование индивидуальностей – величайшая ценность, так как развитие многообразия индивидуальных способностей и талантов, их состязательности в историческом плане представляет собой одно из необходимых условий социального прогресса.

Богатый опыт философско-антропологических изысканий, и прежде всего проблем личности, ее духовного самосовершенствования представлен в истории русской философии. Как отмечал еще В. В. Зеньковский, отечественная философия носит антропоцентричный характер. Труды русских мыслителей демонстрируют многообразие подходов к проблемам личности: от религиозно ориентированных до позитивистских, натуралистических и материалистических.

История представлений философов России XVIII-XX вв. о понятии личности тесно связана с особенностями развития философской мысли в стране. Во-первых, в противоположность западному мировоззрению, исходившему из индивидуалистически трактуемого «я» как последнего основания всего прочего и независимой сущности, русское мировоззрение, как отмечал С. Л. Франк, глубоко проникнуто общинным чувством, философией «мы», из которого только и вырастает «я». Во-вторых, в противоположность раздробленности, теоретизации и рационалистической атомизации жизни на Западе, русские мыслители выступали за синтетический, целостный подход в анализе теоретической и практической сфер жизни человека. Отсюда – разработка идеала «целостности» как единства теории и практики, мысли и действия, а задачи духовного самосовершенствования тесно увязывались с размышлениями о смысле истории, «цельности духа», «соборности».

Поэтому уже в философии славянофилов (Хомяков, Киреевский) разрабатывалась идея «целостной личности». Исходя из православного учения о трех элементах личности (тело, душа, дух), они подчеркивали важность согласования рассудка и чувств с другими требованиями духа, их подчинения «внутреннему корню разумения» в душе, слиянию в «одно живое и цельное зрение ума». Вслед за славянофилами С. Н. Трубецкой утверждал, что сознание личности может быть понято лишь при допущении идеи соборности, общественного целого, коллективного сознания.

Оригинальную философию «симфонической личности» развивал один из лидеров евразийства – Л. П. Карсавин. Он считал, что бытие носит личностный характер, состоит из существ потенциально личных (неодушевленные предметы), зачаточно личных (животные) и действительно личных (человек, социальные образования). Возможность превращения личности из потенциальной в актуальную осуществляется через познавательный акт. В качестве духовного существа личность есть свобода. Мир – это симфоническая всеединая личность, иерархическое единство множества симфонических личностей – индивидуальных и социальных. Наивысшей стадией симфонического мира является социальная личность (народ, семья, государство, человечество, вселенская церковь).

Содержательные мысли высказывал С. Л. Франк в своей философской антропологии: о двойственной природе человека (природное и сверхприродное, т. е. духовное существо), о диалектике взаимосвязи между Богом и человеком, внутренней антиномичности человека и т. д. Подчеркивая, что человеческая жизнь имеет форму общественной жизни, он отмечал, что двигателем ее является именно личность. Но личность не есть некая замкнутая в себе, самодовлеющая реальность. Изолированно мыслимый индивид есть лишь абстракция.

Важные аспекты теории личности развивал И. А. Ильин. Особое внимание он уделял проблеме борьбы со злом – наиболее трудной как для христианской этики, так и для других этических доктрин. Подвергнув критике концепцию непротивления злу Л. Н. Толстого, И. А. Ильин, хотя и не оправдывая применения насилия, все же считал его допустимым в определенных условиях, когда в интересах человека или общества необходимо прибегнуть к принуждению. Проблему преодоления зла он увязывал с проблемой формирования и воспитания духовно и морально здоровой личности, а эту последнюю – с пониманием смысла жизни человека.

Глубокую разработку категория личности получила в творчестве Н. А. Бердяева, причем на принципиально новой, экзистенциальной основе. Он считал, что понятие личности следует отличать от понятия индивида. Индивид – категория натуралистическая, обозначающая часть рода, общества, космоса. В этой своей ипостаси индивид связан с материальным миром. Личность же означает независимость от природы и общества, которые предоставляют лишь материю для образования активной формы личности. Личность нельзя отождествлять с душой, это не биологическая или психологическая, а этическая и духовная категория. Личность не есть часть общества или универсума. Напротив, общество есть часть личности, ее социальная сторона (качество), равно как и космос есть часть личности, ее космическая сторона. Этим объясняется, что в каждой личности есть нечто общее, принадлежащее всему человеческому роду, тому или иному профессиональному типу людей, но не в этом ее суть. Она в том, что личность – это микрокосм, универсум в индивидуально неповторимой форме, соединение универсального и индивидуального. Тайна существования личности – в ее абсолютной незаменимости, в ее однократности и несравнимости. Парадокс ее существования: она должна себя реализовывать на протяжении всей своей жизни, и в то же время она должна для этого уже изначально быть.

Будучи экзистенциально мыслящим философом, Бердяев вместе с тем не употреблял характерных для экзистенциализма понятий «экзистенция», «бытие-в-мире» и других «экзистенциалов», а выдвигал в качестве важнейшей именно категорию личности, которую основоположники экзистенциализма в Западной Европе, напротив, употребляли крайне редко, так как считали непригодной из-за ее социально-опредмеченной заземленности.

РАЗДЕЛ 1.
НАЧАЛА ФИЛОСОФСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ
1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества
ТЕМА 1. 1.Философские представления о социальных качествах человека.

2. Деятельность и мышление.
3. Виды деятельности.
4. Творчество.
1. Человек, индивид, личность.
Понятие «личность» относится к числу самых неопределенных и спорных в науке.
Можно ли любого человека назвать личностью?
Для этого разберёмся с такими понятиями, как человек, индивид и индивидуальность.
Человек – существо биосоциальное.
Индивид – отдельно взятый человек (все вы, я и каждый человек в отдельности – индивиды)
Индивидуальность - совокупность характерных особенностей и свойств, присущих конкретному человеку, его неповторимость, уникальность.
Личность – человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности, результат процесса воспитания и самовоспитания.
2. Деятельность и мышление.
Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой. Внешне это проявляется в движении – двигательной активности. Но для животных характерно приспособление к окружающей среде, они просто используют то, что им дала природа.
Человек обладает такой специфической формой и взаимодействия с окружающей средой, как деятельность
Деятельность – форма активности человека, направленная на изменение, преобразование окружающей среды, на получение нового результата.
А теперь представим себе ситуацию, когда человек в деятельности сталкивается с тем, что у него не хватает средств для достижения цели. Для того, чтобы решить эту проблему у человека, в отличие от животных, есть важный компонент – мышление.
Как мы познаём окружающий мир?
С помощью органов чувств и с помощью мышления.
Мышление – это форма познания окружающего мира, с помощью которого мы получаем сведения не явно, а опосредованно, с помощью дополнительных рассуждений о свойствах или явлениях предметов.
3. Виды деятельности.
Существуют различные виды деятельности:
Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Она включает в себя:
материально-производственную деятельность (преобразование природы)
социально-преобразовательную деятельность (преобразование общества).
Духовная деятельность связана с изменением сознания людей. В нее входят:
познавательная деятельность (отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учениях);
ценностно-ориентировочная деятельность (положительное или отрицательное отношение людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения);
прогностическая деятельность (планирование или предвидение возможных изменений действительности).
Все эти виды деятельности связаны между собой. Например, проведению реформ (социально-преобразовательная деятельность) должен предшествовать анализ их возможных последствий (прогностическая деятельность).
В многообразии видов деятельности человека можно выделить созидательную и разрушительную. Результаты первой - города и села, цветущие сады и возделанные поля, изделия ремесленников и машины, книги и кинофильмы, вылеченные больные и воспитанные дети.
Разрушительная деятельность - это, прежде всего войны. Погибшие и искалеченные люди, разрушенные жилища и храмы, опустошенные поля, сожженные рукописи и книги - это последствия локальных и мировых, гражданских и колониальных войн.
4. Творчество.
Одним из главных видов деятельности является творчество.
Что такое творчество?
Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.
Источниками творчества являются:
Фантазия – воображение
Интуиция – постижение истины без логического обоснования, чутьё, проницательность


Приложенные файлы

Новое на сайте

>

Самое популярное