Домой Гороскоп на завтра Античный скептицизм. Скептицизм в философии Скептицизм в отношении

Античный скептицизм. Скептицизм в философии Скептицизм в отношении


Скептицизм (греч. - рассматриваю) - философское направление, выражающее сомнение в возможности достоверного знания объективной истины. Сомнение скептики возводят в принцип; по поводу каждого предмета, говорят они, допустимы два исключающих друг друга мнения - утверждение и отрицание, и потому такие знания о вещах не достоверны. Скептицизм как философское направление зародился в древней Греции; его основателем. считается Пиррон (ок. 360- 270 до н. э.).

Во мнению древних скептиков, убеждение в невозможности познания вещей должно привести в теории к «воздержанию от суждения», а в практике обеспечить безразличное, бесстрастное отношение к предметам - «безмятежность» души. Маркс отмечал, что в учении древних скептиков сказалось вырождение некогда сильной античной философской мысли. В эпоху Возрождения скептицизм наполнился иным содержанием, сыграл значительную роль в борьбе со средневековой идеологией, в подрыве авторитета церкви.

Скептицизм как отрицание в принципе возможности познания объективной истины опровергается всем историческим развитием наук и опытом человечества, подтверждающими положение марксистской философии о познаваемости мира. Диалектический материализм исходит из того, что нет в мире непознаваемых вещей, что непознанные ещё вещи будут раскрыты и познаны силами науки и практики. Скептицизм не может привести в пользу своего мнения о непознаваемости вещей ничего, кроме софистических доводов.

Марксистский материализм в своём утверждении познаваемости мира опирается на неопровержимые показания практики, практической деятельности. Практика неумолимо разоблачает всякое ложное, ненаучное положение и, наоборот, подтверждает всякую верную, научную истину. Если, как говорят скептики, люди не могут познавать истинную сущность вещей, то непонятно, как люди существуют, i:6o их существование предполагает знание объективных законов природы и воздействие на природу с целью её подчинения человеку. Не только люди, но даже животные не могли бы биологически приспособляться к окружающим их условиям, если бы их представления в доступных им пределах не соответствовали воспринимаемым явлениям.

Человек же в отличие от животного создаёт орудия производства, с помощью которых он переделывает природу и в процессе изменения природы познаёт самые глубокие тайны вещей. «Познание,- говорит Ленин,- может быть биологически полезным, полезным в практике человека, в сохранении жизни, в сохранении вида, лишь тогда, если оно отражает объективную истину, независящую от человека. Для материалиста «успех» человеческой практики доказывает соответствие наших. представлений о объективной природой вещей, которые мы воспринимаем». Широко распространённый в современной буржуазной философии скептицизм, пропаганда буржуазными идеологами «бессилия разума», свидетельствует о загнивании культуры капитализма и представляет, собой одну из форм борьбы против науки и научного материализма.

Сейчас вопрос о том, кто такой скептик, злободневен как никогда. Слишком много информации циркулирует вокруг человека ежедневно. И он должен обладать в обязательном порядке здоровой долей неверия всему тому, о чем говорят СМИ. В нашей статье мы постараемся рассказать о понятиях «циник» и «скептик», об их взаимосвязи и взаимовлиянии.

Определение понятия. Первые представители

Скептицизм - это философское направление, которое провозглашает, что в основание мышления должно быть положено сомнение. Если читатель испугался того, что мы сейчас пустимся в философские дебри и заблудимся в них, то пусть остается спокоен, ибо этого не будет.

Для понимания того, что такое скептицизм, достаточно одного небольшого примера, а именно образа Фомы Неверующего. Апостол, не признающий воскрешения Христа, пока ему не предоставили неопровержимых доказательств, - он и есть самый настоящий скептик. Правда, в данном случае мы имеем дело с умеренным скептицизмом, но есть еще и скептицизм радиальный, который не верит даже фактам, руководствуясь изречением А.П. Чехова: «Этого не может быть, потому что не может быть никогда». Таким образом, скептики (кратко) - это фомы неверующие.

Конечно, мы могли бы рассказать об истоках философского скептицизма. Обратиться к Пиррону, Монтеню, Вольтеру, Юму. Но мы не будем этого делать, боясь утомить читателя.

Лучше сразу в этом пункте сделать определенный вывод. На вопрос о том, кто такой скептик, можно ответить двойственно: с одной стороны, это человек, который верит фактам и только им, но, с другой, если у подобного субъекта сомнение возведено в абсолют, то он верит только тем событиям и явлениям внешнего мира, которые лично ему кажутся монолитными и неопровержимыми.

Эксперименты по экстрасенсорике и скептицизм

Всем так или иначе знакомы такие феномены, как телепатия (чтение мыслей), телекинез (передвижение предметов с помощью силы мысли), психометрия (способность считывать информацию о человеке, прикасаясь к вещам, которые ему принадлежат). Немногие знают, что некоторые из этих феноменов подвергались проверке в лабораторных условиях, и кое-какие носители сверхспособностей прошли испытания. Так вот, человек, верящий фактам, допустит возможность существования парапсихологических сил, а догматичный скептик все равно будет искать подвох. Как кажется, уже не хочется спрашивать, а кто такой скептик? Поэтому переходим к циникам.

Цинизм - это сеть скептицизма, накинутая на сферу морали и культуры

Скептицизм - это философская установка, помогающая ученому и философу отсекать все лишнее, вводящее в заблуждение. Когда же интеллектуал, занятый на научном фронте, закрывает свой кабинет, оставляя в нем халат или любую другую рабочую одежду, он не меняет при этом сетку восприятия.

Догматичный скептик (им должен быть в идеале каждый исследователь) в реальном мире превращается в прожженного циника. Так бывает всегда, когда человек не оснащен априорной верой в нечто. Его сознание (а, возможно, и вся психика) управляется только теми фактами, которые можно доказать.

Зигмунд Фрейд

Кто он - скептик, циник, а может быть, и то и другое вместе? Сложно определиться, не так ли?

Ясно одно: Фрейд разрушил много мифов в сфере морали. Прежде всего, заблуждение о том, что дети невинны. Также он поставил под сомнение мораль как автономную духовную сущность, редуцировав ее до человеческих комплексов. Досталось, конечно, и религии, и не только от Фрейда, но и от его учеников.

Карл Юнг писал, что определенные верования возникли тогда, когда древний человек плохо знал окружающую действительность, ему нужна была хоть какая-то гипотеза для объяснения происходящего. Кстати, в этой мысли создателя аналитической психологии нет ничего порочащего честь религиозного мировоззрения.

Фриц Перлз задевает своими высказываниями не только древних, но и современных людей, и говорит: «Бог - это проекция человеческого бессилия». Данное определение нуждается в пояснении.

Мало кто будет спорить с тем, что человек - это песчинка в мире. Для себя субъект, конечно, космос. Он что-то думает, чего-то хочет и т.д. Обычные человеческие дела, но вот упадет к примеру кому-то из нас кирпич на голову, и все - наши думы, страдания, переживания кончились. И самое обидное в этом то, что человек, как говорил Булгаков, «внезапно смертен». Причем умереть он может от сущей безделицы, совершенно любой. Неудивительно, что такой мелкой частице мира нужен могущественный защитник, поэтому человек и придумывает Бога как некоторого сильного и большого отца, который не даст в обиду свое чадо.

Опасность скептицизма и цинизма

Итак, настала пора подвести некоторые итоги, а также сказать, почему скептиком и циником быть опасно.

Из всего вышеизложенного понятно, что скептицизм и цинизм не делают ничего особенного, они просто призывают относится ко всему с позиций разума, а не веры. Поэтому если кто-то нас спросит, скептик - это человек каких убеждений, мы скажем, что это тот, кто не верит никому на слово и все проверяет на прочность силами своего интеллекта.

Но есть в таком мировоззрении и коварность. Она состоит в том, что нельзя возводить здание на пустоте. Другими словами, каким бы распоследним циником и скептиком человек ни был, у него все равно есть какая-то тайная вера, которая и питает его мужественный разум. Когда же ее нет, то она скоро обязательно появится, и тогда нынешний скептик станет верующим. Кто-то скажет, а вдруг не придет к человеку убеждение в существовании чего-то высшего? Тогда адепт цинизма попадет в лапы нигилизма. В последнем тоже мало хорошего, вспомним хотя бы судьбу Базарова, и нам сразу все станет ясно.

Надеемся, что на вопрос о том, кто такой скептик, получен исчерпывающий ответ. И в этом смысле у читателя не осталось никаких затруднений.

Скептицизм в философии: понятие, принципы, история, представители

Скептицизм – философия, которая по своим принципам является противоположной догматизму. Очевидно, это направление философской науки и было создано ввиду того, что у некоторых античных ученых накопилось немало претензий к уже существующим на тот момент течениям. Один из первых представителей скептицизма, Эмпирик, в своем философском труде пояснял, что в данном направлении, по существу, основные инструменты мышления - это сравнение данных разума и данных чувств, а также противопоставление этих данных друг другу. Скептики ставили под сомнение само качество мышления, особенно сомнение в существовании и достоверности догм - истин, которые должны приниматься как дОднако скептицизм как направление философской науки отнюдь не рассматривает сомнение как основополагающий принцип - он и использует его лишь в качестве полемического оружия против сторонников догм. Философия скептицизма же исповедует такой принцип, как явление. Кроме этого, следует четко различать скептицизм обыденный (житейский), научный и философский. В житейском плане скептицизм можно объяснить, как психологическое состояние человека, его ситуационную неуверенность, сомнение в чем-то. Человек-скептик всегда воздерживается высказывать категорические сужденияСкептицизм научный – это четкая и последовательно выстроенная оппозиция тем ученым, которые в своих суждениях не опирались на эмпирические доказательства. В частности, это касается аксиом - теорем, не требующих доказательств.

Скептицизм в философии: как развивалось направление

История скептицизма представляет собой убыль, истощение постепенного характера. Зародилось это направление в Древней Греции, в средние века играло совсем незначительную роль, а заново возродилось в эпоху реформации (во времена восстановления греческой философии), когда скептицизм переродился в более мягкие формы новой философии, такие как субъективизм и позитивизм.

Скептицизм в философии: представители

Основателем греческой школы скептиков считается Пиррон, который, согласно некоторым мнениям, вообще учился в Индии. Кроме того, античный скептицизм в качестве ответной реакции на метафизический догматизм представлен такими философами как Аркесилай (средняя академия) и так называемыми «поздними» скептиками Агриппой, Секстом Эмпириком, Энесидемом. В частности, Энесидем в свое время указал десять тропов (принципов) скептизизма. Шесть первых – это различие людей, состояний индивида, живых существ, органов чувств, положений, мест, расстояний, явлений и их связей. Четыре последние принципа – это смешанное существование воспринимаемого объекта с другими, относительность в целом, зависимость от некоторого числа восприятий, зависимость от законов, нравов, уровня образования, религиозных и философских взглядов. Важнейшими представителями скептицизма Средневевековья и Нового времени являются Д. Юм и М. Монтель.

Скептицизм в философии: критика

Критикой скептицизма, в частности, занимались Льюис Вон и Теодор Шик, которые писали, раз скептики так не уверены в том, что знание требует для себя уверенности, то как они могу знать, что это действительно так. Логично, что они этого знать не могут. Этот вопрос дал серьезный повод сомневаться в том утверждении скептицизма, что знание непременно требует уверенности. По законам логики, в скептицизме можно не только сомневаться, но и оспорить его в целом. Но поскольку наша реальность состоит далеко не только из логических законов (есть в нашей жизни место неразрешимым и необъяснимым парадоксам), подобную критику предпочитали выслушивать с осторожностью, ведь "не бывает абсолютных скептиков, поэтому вовсе необязательно, что скептик станет сомневаться в вещах очевидных".

σκεπτικός - рассматривающий, исследующий) - философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям. В обыденном смысле скептицизм - психологическое состояние неуверенности, сомнения в чем-либо, заставляющее воздерживаться от высказывания категорических суждений.

Секст Эмпирик в работе «Три книги пирроновых положений» отмечал, что скептицизм не рассматривает сомнение как принцип, а использует сомнение как полемическое оружие против догматиков, принцип скептицизма - явление. Следует различать обыденный скептицизм, научный и философский скептицизм. В обыденном смысле скептицизм - воздержание от суждений, обусловленное сомнениями. Научный скептицизм - последовательная оппозиция учениям, не имеющим эмпирических доказательств . Философский скептицизм - направление в философии, выражающее сомнение в возможности достоверного знания . Философский скептицизм рассматривает философию, в том числе и скептическую, как род наукообразной поэзии, но не науки. Отличительный признак философского скептицизма - утверждение «Философия - не наука!».

Античный скептицизм

Античный скептицизм как реакция на метафизический догматизм представлен прежде всего Пирроном (испытавшем влияние раннего буддизма [нет в источнике ] ), затем средней академией (Аркесилай) и т. н. поздним скептицизмом (Энесидем , Агриппа , Секст Эмпирик). Энесидем указывает десять принципов (тропов) скептицизма: первые шесть - это различие живых существ; людей; органов чувств; состояний индивида; положений, расстояний, мест; явлений по их связям; последние четыре принципа - это смешанное бытие воспринимаемого объекта с др. объектами; относительность вообще; зависимость от количества восприятий; зависимость от уровня образования, нравов, законов, философских и религиозных взглядов.

Критика скептицизма

Скептик говорит, что знание требует уверенности. Но как он может об этом знать? Об этом пишут Теодор Шик и Льюис Вон: «Если скептики не уверены, что знание требует уверенности, они не могут знать, что это так». Это даёт серьёзное основание сомневаться в утверждении, что знание требует уверенности. Согласно законам логики, опираясь на это высказывание, можно сомневаться в скептицизме и оспорить скептицизм в целом. Однако реальность не состоит исключительно из законов логики (в которой существуют неразрешимые парадоксы, сводящие все вышесказанное на нет), поэтому к подобной критике необходимо относиться осторожно. (Пример: абсолютных скептиков не бывает, поэтому совсем необязательно, что скептик будет сомневаться в очевидных вещах)

Скептицизм в средневековой философии и философии Нового Времени

Важнейшие представители:

Примечания

Литература

  • В. П. Лега. Секст Эмпирик: Скептицизм как образ жизни // Mathesis. Из истории античной науки и философии. М., 1991, с. 210-219
  • Юрий Семёнов «Идеологическая мода в науке и скептицизм»

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Скептицизм" в других словарях:

    - (от греч. skeptikos рассматривающий, исследующий) филос. направление, подвергающее сомнению возможность познания реальности или какого то ее фрагмента. С. может касаться границ знания и утверждать, что никакое знание вообще или никакое абсолютное … Философская энциклопедия

    - (греч., этим. см. пред. сл.). Состояние людей сомневающихся. Учение тех, которые придерживаются мнения, что человек не может постигнуть истины. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СКЕПТИЦИЗМ [Словарь иностранных слов русского языка

    скептицизм - а, м. СЦЕПТИЦИЗМ а, м. scepticisme, нем. Skeptizismus <гр. skeptikos рассматривающий, исследующий. 1. Философское направление, выражающее сомнение в возможности достоверности объективной истины, окружающего мира. БАС 1. Скептицизмом называет… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (от греческого skeptikos разглядывающий, расследующий), философская позиция, характеризующаяся сомнением в существовании какого либо надежного критерия истины. Крайняя форма скептицизма агностицизм. Направление древнегреческой философии: ранний… … Современная энциклопедия

    - (от греч. skeptikos разглядывающий расследующий), философская позиция, характеризующаяся сомнением в существовании какого либо надежного критерия истины. Крайняя форма скептицизма агностицизм. Направление древнегреческой философии: ранний… … Большой Энциклопедический словарь

    СКЕПТИЦИЗМ, скептицизма, мн. нет, муж. (от греч. skepsis рассматривание) (книжн.). 1. Идеалистическое философское направление, отрицающее возможность познания человеком существующего мира, объективной истины (филос.). Античный скептицизм. 2.… … Толковый словарь Ушакова

    СКЕПТИЦИЗМ - СКЕПТИЦИЗМ (от греч. σκέπτομαι, «рассматриваю», «исследую», σκέψις, исследование), одно из влиятельных направлений в античной философии в период с 3 в. до н. э. по 3 в. н. э. Традиционно историю скептицизма представляют разделенной на два… … Античная философия

    Скептицизм - (от греческого skeptikos – разглядывающий, расследующий), философская позиция, характеризующаяся сомнением в существовании какого–либо надежного критерия истины. Крайняя форма скептицизма – агностицизм. Направление древнегреческой философии:… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Недоверие, пирронизм, скепсис, недоверчивость, маловерие, нигилизм, подозрительность, скептичность Словарь русских синонимов. скептицизм скепсис, маловерие см. также недоверчивость Словарь синонимов русского языка. Практический справ … Словарь синонимов

    С. называется одно из основных философских направлений,противоположное догматической философии и отрицающее возможностьпостроения философской системы. Секст Эмпирик говорит: скептическоенаправление по своему существу состоит в сравнении данных… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Скептицизм - Скептицизм ♦ Scepticisme В техническом смысле слова – нечто обратное догматизму. Быть скептиком значит полагать, что всякая мысль сомнительна, и мы ни в чем не можем иметь абсолютной уверенности. Нетрудно заметить, что в целях самосохранения … Философский словарь Спонвиля

Книги

  • Античный скептицизм и философия науки. Диалог сквозь два тысячелетия , Гусев Д.А.. Эллинистический скептицизм, представленный не только пирронизмом, характеризуясь прежде всего "внутренней эмиграцией", своеобразным" экзистенциальным" поворотом философской мысли,…

(от греч. skeptike - пристально рассматривать или skepsis - сомнение) - в общем смысле: гносеологич. установка, согл. к-рой общепринятые представления о ч.-л. явл. сомнительными или малообоснованными, а также утверждение принципиальной ограниченности достоверного познания действительности человеком (из-за отсутствия надежных средств и методов познания, или из-за невозможности подтверждения истинности его результатов). В узком смысле: филос. учение, строящее свою гносеологию на основе данной установки; С. в его филос. выражении иначе можно определить как «гносеологич. пессимизм». Филос. С. может иметь свои количеств. определения (от отрицания достоверности познания отд. сферы действительности или в рамках отд. отрасли знания - до радикального сомнения в его истинности вообще) и качеств. определения (от утверждения относительной «слабости» опред. средств и методов познания и подтверждения его достоверности - до утверждения эвристической несостоятельности любых инструментов познания). Крайней формой С. можно считать агностицизм, но с важной оговоркой: агностицизм утверждает недостижимость познания реальности в ее сущности, тогда как С., как правило, лишь ставит ее под вопрос. В истории философии и науки С. порождается и актуализируется ситуациями перехода от одной парадигмы к другой, ломки старых укоренившихся стереотипов и становления новых моделей познания. Исторически первой формой С. в мировой философии явл. учение раннего буддизма (VI-IV вв. до н.э.), в к-ром не только подвергались сомнению и критике ведическая мифология и основанные на ней учения брахманов, но и выдвигался тезис о тотальной иллюзорности феноменального мира. Сходные мотивы присущи даосскому учению, изложенному в кн. «Дао Дэ-цзин», авторство к-рой приписывается Лао-Цзы (ок. 579-ок. 479 до н.э.). С. в зап. филос. традиции восходит к идеям афинских софистов (Горгий, Протагор и др.), Сократа (вторая половина V в. до н.э.) и Пиррона (ок. 360-280 до н.э.), последователей к-рого и назвали скептиками в собств. смысле. Сводом идей антич. С. явл. произв. Секста Эмпирика (ок. 200-50), введшего принцип относительности самого С.: если критерий истины строго не обоснован, то любые утверждения на его основании недостоверны; но поск. необоснован критерий истины, то необоснован и критерий недостоверности. С. в ср.-век. традиции представлен в двух вариантах: 1) Сомнение в достоинствах любого вида познания, кроме того, что вытекает из иррациональной веры в положения Св. Писания (по словам ап. Павла, «мудрость мира сего суть безумие перед Богом»); 2) «Рациональный С.» ряда схоластов, восходящий к положениям Аверроэса (см. Ибн Рушд) и П.Абеляра о необходимости проверять содержание веры доводами разума. Если первый вариант лег в основу жесткой догматической системы церковного вероучения, то второй, получивший развитие в трудах представителей схоластики XIII-XIV вв. (И.Дунс Скотт, Р.Бэкон, У.Оккам), впоследствии сыграл значительную роль в становлении классич. естествознания. Особое значение С. обретает в эпоху Возрождения, становясь одним из осн. инструментов критики схоластицизма гуманистами (Дж.Пико делла Мирандола, Л.Валла, Л.Б.Альберти, Эразм Роттердамский) и натурфилософами (Агриппа Неттесгеймский, С.Кастеллион, Г.Галилей). С. этого времени направлен на разрушение концепции «двух истин» (см. Двойственная истина), утверждая разумность и прагматичность гл. положений христианства. Его характерная особенность - стремление опираться на конкретноопытные данные, примером чего явл. развенчание ряда церковных легенд Л.Валлой, сделанное на основе лингв. анализа документов, или опровержение Галилеем тезиса об уникальности Земли, выведенное из астр. наблюдений. Вершиной ренессансного С. можно считать творчество Эразма Роттердамского (1469-1536) и М.Монтеня (1533-92), в к-ром своеобразно преломился исходный тезис филос. С., высказанный Протагором: «Человек есть мера всех вещей». В «Опытах» Монтеня установки С. обретают конкретно-жизненный смысл, к-рый можно свести к максиме: «Коль скоро общие истины непознаваемы, живи так, как если бы ты их знал. Если ты достиг личного счастья и не помешал счастью других, считай, что ты прав». Его последователи (П.Шаррон, П.Гассенди) модифицируют идеи «гл. скептика XIV в.», вводя положения о врожденных корнях рационального знания («семена познания», «антиципация»), к-рые повлияли на становление классич. науч.-филос. рационализма. Развитие зап.-европ. философии XVII в. связано с полемикой «двух С.»: сенсуалистического С., отрицавшего возможность знания вне конкретночувственного опыта (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк), и рационалистического С., дезавуирующего данные опыта в пользу «врожденных идей» разума (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.В.Лейбниц). Однако обе версии С. явл. ограниченными, т.к. направляют свое сомнение лишь на отд. стороны познавательной деятельности, сохраняя в целом принципиальный оптимизм в решении вопросов гносеологии. Действительным скептиком этого времени явл. П.Бейль (1647-1706), к-рый в своем «Историческом и критическом словаре» (1695-97) выступил против догматизма в любой сфере познания и деятельности. «Последними скептиками» в собств. смысле слова можно считать Дж.Беркли и Д.Юма, чьи филос. системы основаны на фундаментальном сомнении в реальности предметного субстрата всякого познания. Представители фр. Просвещения XVIII в. (Вольтер, Дидро, Ламетри и др.), часто именовавшие себя «скептиками» в противовес «теологам» и «метафизикам», в действительности занимают скептическую позицию лишь в отношении господствующих религ., моральных и соц. установлений; наряду с этим им присуща уверенность в абсолютной эффективности гносеологич. стратегии, предполагающей синтез декартовско-ньютоновской физики с сенсуалистической доктриной Локка. Подобно им, Ж.-Ж.Руссо в своей скептической критике цивилизации и культуры отстаивает познавательную ценность «естеств. разума» и соц.практ. ценность основанных на нем добродетелей. «Второе рождение» С. связано с формированием неклассич. направлений философии XIX-XX вв., каждое из к-рых использовало оружие С. для критики оснований и проявлений «классич. европ. разума», воплощенного в учениях Канта, Фихте, Гегеля, Шеллинга. Однако развитие этих критических концепций от позитивизма и марксизма до постпозитивизма и постструктурализма лишь подтверждает тезис об относительности самого С. и заставляет признать включенность его элементов в процесс позитивного познания и освоения действительности. Лит.: Бейль П. Исторический и критический словарь. М., 1956; Богуславский В.М. Скептицизм в истории философии. М., 1990; Дидро Д. Прогулки скептика // Дидро Д. Соч.: В 2 т. М., 1986. Т. 1; Монтень М. Опыты: В 3 т. М., 1997; Секст Эмпирик. Соч. М., 1978; Эразм Роттердамский. Похвала Глупости. М., 1990. Е.В.Гутов

Отличное определение

Неполное определение ↓

Новое на сайте

>

Самое популярное