Домой Гороскоп на завтра На самом деле застывшая с иконой. Было ли «чудо окаменевшей Зои. «Если бог есть, то пусть он меня покарает»

На самом деле застывшая с иконой. Было ли «чудо окаменевшей Зои. «Если бог есть, то пусть он меня покарает»

Пятьдесят лет назад под Новый год в Самаре произошло так называемое Зоино стояние - явление, которое до сих пор считают великим чудом. Благодаря этому событию теперь в городе точно знают, чего не нужно делать за праздничным столом

Дело было так. Город Куйбышев (ныне Самара), улица Чкалова, январь 1956 года, новогодние праздники. Именно в это время и в этом месте произошло так называемое Зоино стояние - событие, которое до сих пор одни считают великим чудом, другие - обширным приступом массового психоза. Работница трубного завода Зоя Карнаухова, красавица и атеистка, за новогодним столом попыталась совершить богохульство, за что ее тут же постигла страшная кара: девушка окаменела и стояла без признаков жизни 128 дней. Слух об этом поставил на уши весь город - от рядовых граждан до руководителей обкома. До сих пор многие родители в Самаре пугают Каменной Зоей своих детей: «Не балуй, окаменеешь!» Шикарный сюжет для мозгодробительного православного триллера. Корреспондент «РР» отправился на место событий в творческую разведку.

«Если Бог есть, то пусть он меня покарает»

Настоятель храма Святого Георгия отец Игорь Соловьев подходит к одной из икон, висящих на стене недалеко от царских врат. Вроде бы обычный образ Николая Чудотворца, но под ним - вереница необычных изображений, больше похожих на комиксы, чем на иллюстрации жития святого. Вот шумная компания молодых людей сидит за столом. Вот девушка берет образ святого Николая из красного угла. Вот она с ним в обнимку танцует. На следующей картинке Зоя уже белого цвета, с иконой в руках, вокруг нее люди в штатском, у них в глазах мистический ужас. Далее - возле нее стоит старичок, который берет икону из каменных рук, вокруг дома толпа народу. На последней же картинке рядом с Зоей сам Николай Чудотворец, лицо у девушки снова розового цвета.

Это пока единственная в мире икона, на которой запечатлены те события, - комментирует священник. - Написала ее художница Татьяна Ручка, она уже умерла. Изобразить этот сюжет на иконе было нашей идеей. Это вовсе не значит, что мы признали Зою Карнаухову святой. Нет, она была великая грешница, но именно на ней было явлено чудо, которое многих во времена хрущевских гонений на церковь укрепило в вере. Ведь сказано же в Писании, что даже если праведники умолкнут, то камни возопиют. Вот и возопили.

В деталях народная версия «Зоиного стояния» выглядит так. В новогоднюю ночь в доме Болонкиной Клавдии Петровны по адресу улица Чкалова, дом 84, по приглашению ее сына собралась компания молодежи. Сама Клавдия Петровна, работавшая продавцом в ларьке «Пиво - Воды», была человеком набожным, шумного веселья в не одобряла, поэтому ушла к подруге. Проводив старый год, встретив новый и основательно нагрузившись спиртным, молодежь решила потанцевать. Среди прочих за столом находилась Зоя Карнаухова. Всеобщего веселья она не разделяла, и на то у нее были причины. Накануне на трубном заводе она познакомилась с молодым практикантом по имени Николай, и он обещал прийти на праздник. Но время шло, а Николая все не было. Друзья и подруги уже давно танцевали, некоторые из них начали Зою подкалывать: «А ты чего не танцуешь? Да забудь ты про него, не придет он, иди к нам!» - «Не придет?! - вспыхнула Карнаухова. - Ну, раз нет моего Николая, то я буду танцевать с Николаем Чудотворцем!»

Зоя приставила к красному углу стул, встала на него и сняла с полки образ. Даже далеким от церкви и сильно подвыпившим гостям стало не по себе: «Слышь, лучше поставь на место. С этим делом шутить не обязательно!» Но образумить девушку не удалось: «Если Бог есть, то пусть он меня покарает!» - ответила Зоя и пошла с иконой по кругу. Через несколько минут этого страшного танца в доме вдруг раздался какой-то шум, поднялся ветер и сверкнула молния. Когда окружающие пришли в себя, богохульница уже стояла посреди комнаты белая, как мрамор. Ноги ее приросли к полу, руки сжали икону так крепко, что вырвать ее не было никакой возможности. Но сердце билось.

Друзья Зои вызвали «скорую». В составе медицинской бригады, которая приехала на вызов, была Анна Павловна Калашникова.

Утром того дня мама приехала домой и тут же нас всех перебудила, - рассказала «Русскому репортеру» ее ныне здравствующая дочь Нина Михайловна, прихожанка храма Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, расположенного неподалеку. - «Вот вы все спите, - говорит, - а город уже на ушах весь! На улице Чкалова девушка окаменела! Прямо с иконой в руках стоит - и ни с места, сама видела». И далее мать рассказала, как пыталась сделать ей укол, но только все иголки поломала.

Сегодня воспоминания Калашниковой, по сути, являются единственным живым свидетельством того, что в доме № 84 действительно произошло что-то неординарное, - считает руководитель информационного агентства «Благовест» Антон Жоголев. Именно ему архиепископ Самарский и Сызранский Сергий поручил исследовать феномен «стояния Зои», результатом чего явилась одноименная книжка, уже разошедшаяся тиражом 25 тыс. экземпляров. - В предисловии к этой книге я написал, что мы не ставим себе целью убедить читателя, что это чудо действительно произошло. Лично я считаю, что если и не было никакой Каменной Зои, то это само по себе еще большее чудо. Потому что в 1956 году слух об окаменевшей девушке всполошил весь город - многие обратились к церкви, и вот это уже, как говорится, медицинский факт.

«Да, произошло это чудо - позорное для нас, коммунистов…»

Случай на Чкаловской улице - дикий, позорный случай. Он служит упреком в адрес пропагандистских работников горкома и райкомов КПСС. Пусть же уродливая гримаса старого быта, которую многие из нас видели в те дни, станет для них уроком и предостережением».

Это цитата из городской газеты «Волжская коммуна» от 24 января 1956 года. Фельетон «Дикий случай» был опубликован по решению 13−й Куйбышевской областной партконференции, созванной в срочном порядке в связи с религиозными волнениями в городе. Первый секретарь ОК КПСС (по-те­перешнему - губернатор) товарищ Ефремов устроил делегатам на эту тему мощнейший разнос. Вот цитата из стенограммы его выступления: «Да, произошло это чудо - позорное для нас, коммунистов, руководителей парторганов. Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь, и одна охальница стала танцевать с иконой и окаменела. После этого стали говорить: окаменела, одеревенела - и пошло. Начал собираться народ, потому что неумело поступили руководители милицейских органов. Видно, и еще кто-то приложил к этому руку. Тут же поставили милицейский пост, а где милиция, туда и глаза. Мало оказалось милиции, так как народ все прибывал, выставили конную милицию. А народ, раз так, - все туда. Некоторые даже додумались до того, что вносили предложение послать туда попов для ликвидации этого позорного явления…»

На партконференции было решено резко усилить антирелигиозную пропаганду в Куйбышеве и области. За первые восемь месяцев 1956 года было прочитано свыше 2000 науч­но−атеистических лекций - это в 2,5 раза больше, чем за весь предыдущий год. Но эффективность их была невелика. Как свидетельствует «Справка о выполнении постановлений бюро ОК КПСС за 1956 год по отделу пропаганды и агитации», практически из всех районов шли отчеты о том, что слухи об «окаменевшей девице» по-прежнему очень сильны в народе; резко усилились религиозные настроения; во время поста люди редко выходят на улицы с гармошкой; снизилась посещаемость кинотеатров, а в страстную неделю сеансы и вовсе срывались из-за отсутствия зрителей в залах. По улицам города ходили отряды комсомольцев-агитаторов, утверждавших, что были в доме на Чкаловской улице и ничего там не видели. Но, как следует из донесений с мест, эти акции лишь подлили масла в огонь, так что даже те, кто не верили в чудо, начинали сомневаться: а может, и вправду что-то было…

«Голуби меня кормили, голуби…»

Сразу после Пасхи история про «Зою стоящую» стала достоянием народного самиздата. Среди жителей области и даже за ее пределами пошло по рукам составленное неизвестным автором Зоино «житие». Начиналось оно так: «Вся земля да поклонится Тебе, Гос­поди, да поет хвалу Имени Твоему, да возблагодарит Тебя, хотящего отвратить многих от пути нечестия к вере истинной». А заканчивалось словами: «Если же кто прочитает эти чудеса и не поверит, тот согрешит. Составлено и записано рукой очевидца». Содержание самого «документа» местами различается в разных копиях - видимо, переписывая, люди добавляли что-то от себя, - но основная фабула везде примерно одинакова.

Далее - краткий пересказ. Зоя пробыла в полумертвом обличии 128 дней - до самой Пасхи. Время от времени она издавала душераздирающие вопли: «Молитесь, люди, во грехах погибаем! Молитесь, молитесь, кресты надевайте, в крестах ходите, гибнет земля, качается, как колыбель!..» С первых дней дом на улице Чкалова был взят под усиленную охрану, внутрь никого без специального разрешения не пускали. Вызвали из Москвы какого-то «профессора медицины», имя которого в житии не упоминается. А на праздник Рождества Христова в дом допустили некоего «иеромонаха Серафима». Отслужив водосвятный молебен, он извлек икону из рук Зои и вернул ее на место. Возможно, речь идет о тогдашнем настоятеле Петропавловской церкви города Куйбышева Серафиме Полозе, который вскоре после описанных событий был осужден по статье за мужеложство - довольно распространенная в те времена расправа с неугодными священнослужителями.

Но, несмотря на все меры, принятые властями, народ не расходился: люди стояли возле милицейского кордона круглосуточно. В «житии» приводится свидетельство «одной благочестивой женщины» о том, как она, увидев за ограждением молодого офицера милиции, подозвала его и спросила: «Милок, ты был там внутри?» «Был», - ответил офицер. «Ну расскажи, что ты там видел?» - «Мамаша, нам нельзя ничего говорить, мы дали подписку о неразглашении. Но тут и разглашать-то нечего, сейчас сама все увидишь», - сказав это, молодой милиционер снял головной убор и «благочестивая женщина» схватилась за сердце. Парень был абсолютно седой.

«На пятый день “стояния” епископу Иерониму позвонил уполномоченный по делам религий Алексеев, - пишет в своих воспоминаниях Андрей Савин, занимавший в те годы должность секретаря местного епархиального управления. - Попросил выступить с амвона церкви, назвать этот случай нелепой выдумкой. Это дело было поручено настоятелю Покровского собора отцу Александру Надеждину. Но епархия поставила одно непременное условие: отец Александр должен побывать в том доме и своими глазами во всем удостовериться. Такого поворота уполномоченный не ожидал. Ответил, что подумает и перезвонит через два часа. Но позвонил лишь через два дня и сказал, что наше вмешательство уже не требуется».

Заканчиваются Зоины мучения, согласно народному преданию, после явления ей самого Николая Чудотворца. Незадолго до Пасхи к дому подошел благообразный старец и попросил дежурных милиционеров пустить его в дом. Ему сказали: «Отойди, дедушка». На другой день старец снова приходит и снова получает отказ. На третий день, в праздник Благовещения, «промыслом Божиим» стража пропустила старца к Зое. И слышали милиционеры, как он ласково спросил девицу: «Ну что, устала стоять?» Сколько он там пробыл, неизвестно, а только когда хватились его искать, то найти не смогли. Позже, когда Зоя ожила, то на вопрос, что стало с таинственным посетителем, она указала на икону: «В передний угол ушел». Вскоре после этого явления, накануне Пасхи, в мускулах Зои Карнауховой стала появляться жизнь, и она смогла сойти с места. По другой версии, ее еще задолго до праздника увезли в психиатрическую больницу вместе с половыми досками, к которым она приросла, причем когда рубили пол, то из дерева брызнула кровь. «Как же ты жила? Кто тебя кормил?» - спрашивали Зою, когда она пришла в себя. «Голуби! - был ответ. - Голуби меня кормили!»

О дальнейшей судьбе Зои Карнауховой рассказывают по-разному. Одни считают, что спустя три дня она умерла, другие уверены, что сгинула в психушке, а третьи свято верят в то, что Зоя долгое время жила в монастыре и тайно похоронена в Троице-Сергиевой лавре.

Можно верить в эти события, можно не верить, но очевидно одно: у этой истории есть актуальный духовный смысл, - говорит мне на прощание Антон Жоголев, но в сочетании с горящими глазами неофита фраза «Можно не верить» в его устах звучит как-то неубедительно. - И касается он новогодних праздников. Ведь в России сейчас Новый год приходится на последнюю неделю рождественского поста. Миллионы людей, даже тех, что называют себя верующими, идут в эти дни на сделку с совестью в угоду окружающим.

Я, кажется, понял твою мысль. Надо, чтобы какой-нибудь серьезный режиссер снял про Зою очень страшный и благочестивый триллер, чтобы показывать его в новогоднюю ночь. Вместо «Иронии судьбы».

А что? Хорошая идея. Правильная.

«Люди приходят интересные. Каждый третий Божью Матерь видел»

На улице Чкалова за полвека мало что изменилось. В центре Самары сегодня царит даже не ХХ, а XIX век: вода в колонке, отопление печное, удобства на улице, почти все постройки в аварийном состоянии. О событиях 1956 года напоминает лишь сам дом № 84, а также отсутствие поблизости автобусной остановки. «Как ликвидировали во времена “Зоиной смуты”, так и не восстановили», - вспоминает жительница соседнего дома Любовь Борисовна Кабаева.

Сейчас хоть пореже стали приезжать, а года два назад все как с цепи сорвались. На дню раз по десять паломники приходили. И все спрашивают одно и то же, а я одно и то же отвечаю - язык отсох.

А что отвечаете-то?

А что тут ответишь? Ерунда все это! Я сама в те годы еще девчонкой была, а мать покойная все хорошо помнила и мне рассказала. В доме этом когда-то жил не то монах, не то священник. А когда в 30−е годы начались гонения, он не выдержал и отрекся от веры. Куда делся, неизвестно, а только дом продал и уехал. Но по старой памяти сюда часто заходили религиозные люди, спрашивали, где он, куда делся. А в тот самый день, когда Зоя якобы окаменела, в доме у Болонкиных действительно гуляла молодежь. И как на грех в тот же вечер какая-то очередная монахиня приехала. Она заглянула в окно и увидела, как одна девица танцует с иконой. И пошла по улицам причитать: «Ах ты, охальница! Ах, богохульница! Ах, сердце твое каменное! Да Бог тебя покарает. Да ты вся окаменеешь. Да ты уже окаменела!» Кто-то услышал, подхватил, потом еще кто-то, еще, и пошло-поехало. На следующий день к Болонкиным попер народ - где, мол, баба каменная, давай показывай. Когда люди ее вконец достали, она вызвала милицию. Те выставили оцепление. Ну, а народ у нас как обычно думает? Раз не пускают, значит, точно что-то скрывают. Вот и все «Зоино стояние».

Ну и как - верят вам паломники?

Нет, конечно. Говорят: «А откуда ж тогда имя Зои всплыло? Да еще вместе с фамилией?»

А действительно, откуда?

Я и сама не знаю. Забыла у матери поинтересоваться, а теперь уже не спросишь: умерла она.

Сам дом № 84 стоит глубоко во дворе. На вид ему никак не меньше ста лет - врос в землю по самые окна. Живет здесь теперь молодая пара с детьми: она продавец на рынке, он торговый представитель.

Москва, Краснодар, Новосибирск, Киев, Мюнхен… - Наталья Курдюкова перечисляет города, из которых к ним в гости приезжали паломники. - Одесса, Минск, Рига, Хельсинки, Владивосток… Прежний жилец этого дома наркоманом был и никого не пускал, а мы люди доброй воли - пожалуйста, не жалко.

Избушка как избушка. Тесная комнатка, печь, сени, кухня. Владелец живет где-то в области, а дом сдает лишь для того, чтобы кто-нибудь вносил квартплату и присматривал за имуществом.

Люди бывают интересные, - продолжает Николай Трандин, муж Натальи. - Каждый третий Божью Матерь видел. Многие шутят: «Это хорошо, что хотя бы 50 лет спустя в этом доме Николай появился». А тот, которого в ту ночь Зоя ждала, говорят, стал законченным уголовником. Всю жизнь по тюрьмам провел.

А вы тут ничего необычного не замечали?

Два года живем - абсолютно ничего. Не сказать, чтобы мы сильно верующие, но вся эта история все равно на нас потихоньку воздействует. Мы когда здесь поселились, еще в гражданском браке жили, а теперь вот поженились и даже обвенчались. Сын недавно родился - тоже Николаем назвали, в честь святого. Ну вот и на эту тему все чаще задумываемся, - Николай нагнулся и похлопал ладонью по полу.

В самом центре комнаты в ширину человеческих ног половые доски более свежие и узкие, остальные - ветхие и раза в два толще.

Кошка почему-то здесь очень любит сидеть, - улыбается Наталья. - Пробовали сгонять, все равно возвращается.

На следующий день, проходя мимо «Зоиного дома», мы с фотографом увидели, как Николай зачем-то косит и бросает в огонь траву. Пригляделись, а это конопля…

Прежний жилец, наркоман, насажал, - виновато развел руками Николай. - Ничем теперь не выведешь.

Госнаркоконтроль достает, что ли?

Да нет, просто соседи подкалывают постоянно: «Развели тут опиум для народа!»

Несмотря на неважное самочувствие после госпитализации, 83-летний Далай-лама провел в мае в Дхарамсале 10-е ежегодные учения для российских буддистов и дал эксклюзивное интервью РИА Новости.

Всемирно известный духовный лидер рассказал, на чем основана его вера в светлое будущее человечества, что он думает о Путине, Трампе и роли России в мире, какое послание адресует новому поколению, что необходимо современной науке и системе образования и как работать с «шестым сознанием», чтобы обрести счастье.

Ваше Святейшество, вы не раз говорили, что люди становятся лучше: проявляют все больше сострадания, не хотят воевать, бережнее относятся к природе. Но теперь заявляете, что человечеству не хватает ответственности - и мир близок к катастрофе. Вы изменили свое мнение, разочаровались в человечестве?

- Нет, я не изменил свое мнение. Даже еще больше в нем утвердился. Каждое существо, даже насекомое, не хочет страдать, а хочет прожить жизнь счастливо. И у каждого есть право на то, чтобы быть счастливым.

Далай-лама беседует c журналистом РИА Новости Ольгой Липич. © Фото: Павел Платонов/ Предоставлено фондом "Сохраним Тибет"

Кроме того - и это очень важно - согласно последним данным науки, по природе своей человек склонен к состраданию. Это же очевидно: в первые несколько лет после появления на свет мы нуждаемся в материнской любви и заботе, без них мы бы не выжили. Так происходит у всех общественных животных. Мы, люди, тоже общественные животные. Коллективное чувство в определенной степени заложено в нас биологически. На протяжении тысячелетий люди выживали именно благодаря чувству общности, взаимопомощи и заботе друг о друге.

- Тогда в чем же проблемы сегодня?

- В сегодняшнем мире есть проблемы, которые находятся вне нашего контроля. Например, такая серьезная проблема как глобальное потепление. Недавно я встречался с учеными, среди которых был один лауреат Нобелевской премии в области химии с Тайваня. Он сказал, что вопрос о том, продолжит наш мир существовать или нет, решится в ближайшие восемьдесят лет.

Мы должны серьезно озаботиться вопросами экологии. Сегодня все больше и больше людей задумываются о сохранении окружающей среды, и это хороший знак.

И еще. Сколько человек погибает от рук других людей! Если бы с самого начала люди убивали друг друга, как это делают сегодня, то нам было бы не о чем беспокоиться - человечество исчезло бы с лица земли.

Я думаю, это неразрывно связано с феодальной системой. В феодальном государстве король или королева, а иногда религиозные лидеры собирали армии и отправляли их убивать других людей… Но все солдаты без исключения, я уверен, ценят свою жизнь. Если бы у них была свобода выбора, они не пошли бы убивать друг друга.

Далай-лама проводит учения для буддистов из России и стран Балтии. © РИА Новости / Ольга Липич

У вас, россиян, есть горький опыт жизни при Сталине, а у ваших противников (немцев) был опыт жизни при Гитлере. Во времена правления Сталина в Советском Союзе и Гитлера в Германии были убиты миллионы людей… Эти миллионы погибших - наши братья и сестры.

Первая мировая война, Вторая - разве они принесли что-то хорошее? Нет. Только породили еще больше ненависти. Если не считать хорошим результатом развитие военной промышленности. Но единственное предназначение оружия - в том, чтобы убивать.

Сама концепция войны, которая заключается в том, чтобы мобилизовать солдат и отправить их убивать друг друга, - это принадлежность феодальной системы. Она безнадежно устарела.

Двадцать четыре корабля из 14 стран принимают участие в совместных учениях войск НАТО Trident Juncture 2018 («Единый трезубец») в Норвежском море. 7 ноября 2018 года. © Фото: U.S. Navy

Не так давно в Таиланде провозгласили нового короля, взошел на трон новый император Японии, а в Британии родился еще один принц… Я действительно считаю, что монархическая форма правления устарела. Большевистская революция в России положила конец царизму, а Французская революция покончила с монархией во Франции. Я думаю, что это было правильно. (Смеется.) Это все устаревшее мышление: короли, королевы. К тому же в монархии делался слишком большой упор на военную силу.

- А какую форму правления вы считаете оптимальной?

- Сегодня настало время демократии. Мир принадлежит семи миллиардам людей. Каждая страна принадлежит своему народу. Когда люди получили соответствующее образование, когда у них правильный образ мысли, они вряд ли будут настроены убивать друг друга.

Возьмем для примера Европейский союз. В прошлом веке европейские страны вели друг с другом кровопролитные войны. А потом, после Второй мировой войны, два государства, которые были, казалось, непримиримыми врагами - Франция и Германия, - решили, что гораздо лучше думать об общих интересах, чем об интересах Франции или Германии в отдельности, поскольку это отвечает сложившимся реалиям. Так появился Европейский союз. И благодаря этому с последней половины XX века и по сей день его страны-участницы не сражались друг с другом, не проливали кровь своих граждан.

Порой я говорю, что и России надо присоединиться к Европейскому союзу.

Переходя к России… Президент Путин шутит, что после смерти Махатмы Ганди и поговорить-то не с кем. А вы как полагаете? Есть ли сегодня политики, способные изменить мир к лучшему, как Ганди, или роль политиков в наши дни не так уж важна?

- Прежде всего, я хочу сказать, что Российская Федерация - это великая страна, обладающая большой мощью. Последние события показали, что Путин как руководитель страны уделяет большое внимание происходящему в разных частях мира, и это хорошо.

А вот коллега Путина, президент Трамп… (делает жест рукой, свидетельствующий о его безнадежности.) Как и Путин, он руководит огромной страной, несет на себе большой груз ответственности. Лидер такой страны должен видеть картину в целом. И думать о том, что будет полезно для страны в долгосрочной перспективе. Это очень важно. Он не должен думать только о получении краткосрочных результатов. Конечно, у меня нет права критиковать деятельность президента Трампа. Но вы только подумайте: он продал миллиарды единиц оружия Саудовской Аравии. На мой взгляд, это неправильно. Он также вышел из Парижского соглашения по климату. Это весьма прискорбно.

Президент России Владимир Путин и президент США Дональд Трамп на совместной пресс-конференции по итогам встречи в Хельсинки. 16 июля 2018 года. © РИА Новости / Алексей Никольский

Сегодня мир находится в критическом положении. И Путину нужно очень тщательно обдумывать свои действия, принимать во внимание картину в целом и думать о том, что принесет пользу в долгосрочной перспективе.

- Вы говорили, что Россия может внести большой вклад в развитие мира. По-прежнему так думаете? И почему?

- Да. У Российской Федерации есть еще одно преимущество: с географической точки зрения она служит мостом между Востоком и Западом.

И еще. Я буддист, но никогда не говорю, что буддизм - наилучшая религия. Все крупные религиозные традиции подобны лекарствам, помогающим обрести покой ума. Нельзя выбрать одно лекарство и сказать, что оно лучшее для всех. Врач сперва обследует пациента, а уже потом, исходя из его состояния, рекомендует лекарство, которое наиболее эффективно в данном случае. То же самое можно сказать и о верующих. Среди них есть люди с самыми разными предрасположенностями. Для одних больше подходит одна религия, для других - другая. Тем не менее, среди множества религиозных традиций буддизм, и в особенности традиция древнеиндийского монастыря-университета Наланда, которой следуют буддисты Российской Федерации, предлагает весьма научный подход к учению Будды.

Российские паломники на духовных учениях Далай-ламы в Дхарамсале, Индия. © РИА Новости / Ольга Липич

Буддизм и современная наука могут идти рука об руку. В России есть регионы, в которых люди традиционно исповедуют буддизм. Это республики Бурятия, Калмыкия, Тыва, а также Забайкалье. Когда я жил еще в Тибете (до 1959 года), у нас было много блестящих ученых-философов и настоятелей крупных монастырей из Бурятии, Калмыкии и Тувы.

Не только буддисты, но и многие люди, не исповедующие эту религию, считают вас мудрым наставником и хотели бы сохранять связь с вами, из жизни в жизнь. Возможно ли это, каким образом?

- Вопрос о том, будет ли в дальнейшем существовать институт Далай-ламы или нет, предстоит решать самим народам, населяющим территории распространения тибетского буддизма. В том числе народам России, Монголии, Тибета и всего Гималайского региона.

Далай-лама на ежегодных учениях для российских буддистов в Дхарамсале. © РИА Новости / Ольга Липич

Само название «Далай» - это монгольское слово (в переводе означает «океан», «великий». - Прим. ред.). Этот титул получил Третий Далай-лама во время посещения Монголии. Если убрать из моего имени слова «Далай-лама», то я не смогу подписываться, потому что у меня подпись - «Далай-лама» (смеется).

С народом России нас связывают уникальные, совершенно особые отношения, уходящие корнями в историю.

Эти отношения приносят пользу всем - как Далай-ламе и тибетцам (в основном так называемой Школе желтых шапок, Гелуг), так и россиянам. Многие монахи из России годами учились в монастырях Тибета и становились очень хорошими учеными-философами и настоятелями.

В будущем, независимо от того, буду я жить или нет, эта связь продолжит свое существование. Сегодня в наших монастырях обучаются по меньшей мере несколько сотен учеников из Монголии и буддийских регионов России. Так что связь не обрывается. Приходит новое поколение.

Дети молятся у портрета Его Святейшества Далай-ламы XIV во время молебна-поздравления в Центральном калмыцком хуруле «Золотая обитель Будды Шакьямуни». © РИА Новости / Мерген Бембинов

- Какое послание вы адресовали бы сегодня новому поколению?

- Как я уже говорил, среди различных религиозных и философских традиций традиция монастыря-университета Наланды - самая современная и научная. Вы можете ее применять. Прежде всего ее должны как можно глубже изучить те, кто принадлежит к традиционным буддийским сообществам.

Кроме того, сегодня все больше небуддистов среди россиян, в том числе профессура МГУ, проявляют интерес к традиции Наланды, к науке об уме. Это очень обнадеживающий знак. Сейчас ситуация действительно созревает. Поскольку Россия - это большая страна, а также мост между Европой и Азией, она может внести существенный вклад в продвижение идеи о важности покоя ума.

Только молитвы или вера не помогут достичь покоя ума. Нужно осознать, что гнев - это разрушительная эмоция, а сострадание - созидательная. Самое важное - понимать, что основа гнева в неведении, ограниченности мышления. А основа сострадания - это логические доводы, умение смотреть на вещи в широкой перспективе.

Согласно буддизму, мы можем продвигать сострадание с опорой на аналитические размышления, а также с опорой на современную науку.

Далай-лама и российский профессор, специалист в области аналитической философии сознания Давид Дубровский (Институт философии РАН) на конференции в Дели после первого диалога о природе сознания. © РИА Новости / Ольга Липич

Сострадание также можно прививать в рамках системы образования, применяя данные научных открытий. Чем больше сострадания - тем меньше гнева. Причина гнева в неведении, близорукости - у него нет прочной основы.

- А есть ли эта основа у счастья, и что это вообще такое? Как быть счастливым?

- Счастье - это очень серьезная тема. В западном мире образование в целом направлено на обретение материальных ценностей. Материальные ценности могут подарить нам только чувственные наслаждения.

Нам нравятся захватывающие зрелища, например спортивные состязания, некоторые спортивные болельщики буквально теряют голову от радости, когда выигрывает их команда. Здесь практически не задействовано мышление - все происходит на уровне чувственного восприятия. Люди также получают удовольствие от красивой музыки - она заставляет их плакать. От вкусной еды, приятных запахов, прикосновений, в том числе сексуального наслаждения. Ощущение счастья, которое они испытывают при этом, полностью основано на чувственном восприятии.

Такое счастье непостоянно. Когда у вас есть какие-то материальные причины для счастья, вы счастливы. Когда они исчезают, у вас остаются одни лишь воспоминания. Настоящее же счастье связано с шестым сознанием.

Во время визита Москву в 1979 году я встречался с несколькими советскими учеными. Я сказал им, что в буддизме выделяют пять видов сознания, связанных с органами чувств, и шестой вид сознания - ментальный. Они тут же заявили, что это все религиозные материи, и не пожелали ничего обсуждать. Конечно, я не стал с ними спорить, но для меня тогда было очевидно, что это ограниченное мировоззрение.

Далай-лама XIV проводит учения для паломников из России. © РИА Новости / Ольга Липич

Итак, подлинное счастье вызывают не ощущения, полученные органами чувств, но переживания ментального характера. А потому, если вы испытываете неприятные ощущения, связанные с органами чувств, то при наличии определенного опыта работы с ментальным уровнем вы можете сохранять покой ума. Таким образом, ментальное сознание - выше видов сознания, связанных с органами чувств. Но в силу того, что мы ведем материалистический образ жизни, мы становимся рабами чувственных переживаний.

- Вы могли бы назвать пути выхода из этого рабства, методы достижения покоя ума, счастья?

- В связи с этим я хотел бы сказать вот о чем. На Западе распространены теистические религии, в которых основной упор делается на веру в Бога... В то же время в Индии уже более трех тысячелетий назад была разработана концепция шестого вида сознания. Медитации - «шаматха» (однонаправленное сосредоточение) и «випасана» (аналитическая медитация) - помогают привести шестое сознание в состояние покоя. Поэтому я считаю индийскую цивилизацию наиболее развитой.

В VIII веке эти древние индийские знания пришли в Тибет. Их принес нам Шантаракшита из монастыря-университета Наланда, и с тех пор уже более тысячи лет мы сохраняем эти знания. Кроме того, Дрогон Чогьял Пхагпа посетил Монголию и познакомил ее с буддийской дхармой. А позже Сонам Гьяцо, Третий Далай-лама, также принес в Монголию учение Будды, в том числе традицию глубоких диалектических диспутов.

Визит Далай-ламы в Монголию. © Фото: Игорь Янчеглов, фонд "Сохраним Тибет"

Когда я жил в Тибете, у нас было много монахов монгольского происхождения, все они усердно учились и вели себя образцово. Среди них не было ни одного нарушителя монастырских правил. Например, ген Легден был великим ученым-философом родом из Монголии, он бежал в Тибет после русской революции. Он рассказывал мне, что днем прятался под овечьей шкурой, а ночью шел в сторону Тибета. Так он пришел в Лхасу, где приступил к учебе и через 20-30 лет стал одним из лучших ученых-философов. Так что между нами - Тибетом, Монголией и Россией - существуют особые взаимоотношения. Поэтому я возлагаю на Россию определенные надежды.

- Ваши надежды на Россию связаны с наукой и образованием?

- В последние несколько десятилетий я веду беседы с западными специалистами в области образования, психологии, нейронауки. И они проявляют по-настоящему искренний интерес к знаниям, накопленным тибетским буддизмом. Но, общаясь с западными учеными, я обычно испытываю некоторые сомнения и стараюсь не пропагандировать буддизм. Потому что буддийские концепции могут подорвать их однонаправленную веру.

Далай-лама. © Фото: Павел Платонов/ Предоставлено фондом "Сохраним Тибет"

Например, у меня есть один друг-христианин, отец Уэйн Тисдейл - очень хороший монах-католик. Мы с ним часто обсуждали наши общие практики: сострадание, прощение, терпимость и тому подобное. Однажды он спросил меня о шуньяте (пустоте), и я ему ответил: «Не спрашивайте меня об этом, это вас не касается». Я считаю, что положения квантовой физики и шуньята очень близки друг к другу - они говорят о том, что все взаимозависимо, нет ничего абсолютного. И Бог тоже не абсолютен. Именно потому я сказал своему другу-христианину, чтобы он не спрашивал меня о пустоте.

Но в России, с россиянами я не испытываю подобных сомнений. Потому что у вас уже много веков есть эти знания и контакты c нами. Поэтому я хочу сказать, что сегодня российским буддистам следует уделять особое внимание изучению буддизма. Нужно извлечь из буддизма психологию, квантовую физику, логику - все эти предметы, содержащиеся в буддийской литературе и применяющиеся в духовной практике, могут изучаться и в академическом ключе. Так этими знаниями смогут пользоваться люди самых разных вероисповеданий, а также неверующие.

Я уверен, что у российских буддистов большое будущее. Следует хорошенько это обдумать. И тогда больше людей станут близкими друзьями России. Так что и с политической точки зрения это принесет пользу (смеется).

Ольга Липич


Эта история произошла тогда, когда в нее в принципе никто не мог поверить, так как вера в Бога и в чудеса всячески отрицалась и порицалась общественностью в целом и отдельно взятыми людьми в частности. И тем не менее она произошла. Это история об... окаменении человека. И не просто об окаменении, а исключительно в религиозном ключе.

Стояние Зои Карнауховой

Это, якобы, случилось в Самаре, 31 декабря 1955 года в доме 84 по улице Чкалова. В доме жила обычная женщина Клавдия Болонкина, и её сын Николай в новогоднюю ночь решил пригласить друзей. Сама Клавдия Петровна, работавшая продавцом в ларьке «Пиво - Воды», была человеком набожным, шумного веселья в рождественский пост не одобряла, поэтому ушла к подруге. Среди приглашённых была девушка Николая, Зоя Карнаухова. Незадолго до события он начал с ней встречаться.

Когда все подруги были с парнями, Зоя всё сидела одна, Коля задерживался. Когда начались танцы, она заявила: «Если нет моего Николая, буду с Николой Угодником танцевать!» И направилась к углу, где стояли иконы. Друзья ужаснулись: «Зоя, это грех», но она сказала: «Если есть Бог, пусть он меня накажет!» Взяла икону, прижала к груди. Вошла в круг танцующих и вдруг застыла, словно вросла в пол.

Её невозможно было сдвинуть с места, а икону нельзя было взять из рук - она будто приклеилась намертво. Внешних признаков жизни девушка не подавала. Но в области сердца был слышен едва уловимый стук.

О событии быстро узнал весь город, милиция боялась подходить к обездвиженной Зое, врачи ничем не могли помочь, когда они пытались сделать укол, иглы ломались и не проходили в кожу. В составе медицинской бригады, которая приехала на вызов, была Анна Павловна Калашникова.

Утром того дня мама приехала домой и тут же нас всех перебудила, - рассказала «Русскому репортеру» ее ныне здравствующая дочь Нина Михайловна, прихожанка храма Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, расположенного неподалеку. - «Вот вы все спите, - говорит, - а город уже на ушах весь! На улице Чкалова девушка окаменела! Прямо с иконой в руках стоит - и ни с места, сама видела». И далее мать рассказала, как пыталась сделать ей укол, но только все иголки поломала.

Сегодня воспоминания Калашниковой, по сути, являются единственным живым свидетельством того, что в доме № 84 действительно произошло что-то неординарное, - считает руководитель информационного агентства «Благовест» Антон Жоголев. Именно ему архиепископ Самарский и Сызранский Сергий поручил исследовать феномен «стояния Зои», результатом чего явилась одноименная книжка, уже разошедшаяся тиражом 25 тыс. экземпляров. - В предисловии к этой книге я написал, что мы не ставим себе целью убедить читателя, что это чудо действительно произошло. Лично я считаю, что если и не было никакой Каменной Зои, то это само по себе еще большее чудо. Потому что в 1956 году слух об окаменевшей девушке всполошил весь город - многие обратились к церкви, и вот это уже, как говорится, медицинский факт.

Приходили священники и тоже ничем не могли помочь, но потом появился иеромонах Серафим. Возможно, речь идет о тогдашнем настоятеле Петропавловской церкви города Куйбышева Серафиме Полозе, который вскоре после описанных событий был осужден по статье за мужеложство - довольно распространенная в те времена расправа с неугодными священнослужителями. Он смог вытащить икону из рук Зои и позже сказал, что её стояние закончится в день Пасхи. Так оно и произошло, Зоя простояла 128 дней.

По другой версии, согласно народному преданию, заканчиваются Зоины мучения после явления ей самого Николая Чудотворца. Незадолго до Пасхи к дому подошел благообразный старец и попросил дежурных милиционеров пустить его в дом. Ему сказали: «Отойди, дедушка». На другой день старец снова приходит и снова получает отказ. На третий день, в праздник Благовещения, «промыслом Божиим» стража пропустила старца к Зое. И слышали милиционеры, как он ласково спросил девицу: «Ну что, устала стоять?»

Сколько он там пробыл, неизвестно, а только когда хватились его искать, то найти не смогли. Позже, когда Зоя ожила, то на вопрос, что стало с таинственным посетителем, она указала на икону: «В передний угол ушел». Вскоре после этого явления, накануне Пасхи, в мускулах Зои Карнауховой стала появляться жизнь, и она смогла сойти с места.

Есть и третья версия окончания зоиного "стояния": ее еще задолго до праздника увезли в психиатрическую больницу вместе с половыми досками, к которым она приросла, причем когда рубили пол, то из дерева брызнула кровь. «Как же ты жила? Кто тебя кормил?» - спрашивали Зою, когда она пришла в себя. «Голуби! - был ответ. - Голуби меня кормили!»

Свидетельство отца Романа

Настоятель храма Казанской иконы Божьей Матери в селе Нероновка Самарской области, отец Роман Державин утверждает:

"«Стояние Зои» - факт, который имел место на самом деле. Мне эту историю рассказывал мой отец. Чудо случилось более 50 лет назад, в январе 1956 года. Работница трубного завода Зоя Карнаухова отмечала с друзьями новогодние праздники. Её верующая мать запрещала дочери веселиться во время рождественского поста".

В остальном история, рассказанная настоятелем, повторяет первую версию.

Правда или вымысел?

Данные, приведённые в газетах "Московский комсомолец" и "Комсомольская правда", свидетельствуют о том, что, возможно, история Зои является вымыслом некоей Клавдии Болонкиной. Первый секретарь Куйбышевского обкома КПСС в 1952-1959 гг. Михаил Ефремов рассказывает о событии следующее:

"Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодёжь - и одна охальница начала танцевать с иконой и окаменела, одеревенела… И пошло, начал собираться народ… Тут же выставили милицейский пост. Где милиция, туда и глаза. Выставили конную милицию, а народ, раз так, - все туда. Хотели послать туда попов для ликвидации этого позорного явления. Но бюро обкома посоветовалось и решило снять все посты, охранять там нечего. Вышла глупость: никаких танцев там не было, живёт там старуха".

Дом № 84, тем не менее, действительно принадлежал Клавдии Болонкиной, а имён Зои Карнауховой и Серафима Тяпочкина в архивах найдено не было. По рассказам очевидцев, танцы с иконой действительно имели место, и проходившая монахиня бросила: «За такой грех обернёшься ты соляным столбом!», а Клавдия начала распускать слух, что так и произошло.

Имя же Зое Карнауховой дала женщина, поверившая в легенду настолько фанатично, что отождествляла себя с окаменевшей девушкой. Постепенно знакомые стали называть её «каменной Зоей», и имя стало частью легенды.

Так же есть мнение, что источником истории послужил фельетон «Дикий случай», опубликованый в городской газете «Волжская коммуна» 24 января 1956 года «по решению 13?й Куйбышевской областной партконференции, созванной в срочном порядке в связи с религиозными волнениями в городе».

Тем не менее, это событие, которое до сих пор одни считают великим чудом, другие - обширным приступом массового психоза, а третьи - вообще городской легендой, до сих пор будоражит умы людей.

Судьба Зои после окаменения

О дальнейшей судьбе Зои Карнауховой рассказывают по-разному. Одни считают, что спустя три дня она умерла, другие уверены, что сгинула в психушке, а третьи свято верят в то, что Зоя долгое время жила в монастыре и тайно похоронена в Троице-Сергиевой лавре.

"Стояние Зои" в кино

По мотивам данной истории в 2001 году Творческая группа «35 мм» сняла документальный фильм «Стояние Зои». Режиссёры: Антон Жоголев, Вадим Френкин, Владимир Осипов, Дмитрий Одерусов, Юрий Изъятский. Продолжительность 20 мин.

Режиссер Дмитрий Одерусов разъяснил выбор темы для своей картины так: «Религиозная тема на телевидении, в полнометражном кино, в литературе и 10 лет назад, и сегодня интересна и востребована. В нашем фильме мы смотрели на историю „cтояния Зои" глазами верующего, воцерковлённого человека».

Кроме того, в 2009 году был снят художественный фильм режиссёра Александра Прошкина «Чудо».

На этот раз фильм снят по сценарию, основанному на легенде о самарчанке, которая застыла во время танца с иконой. Идею этого сюжета подал известный сценарист Юрий Арабов, который очень интересуется православной тематикой. А участие в самом фильме приняли такие актёры, как Константин Хабенский, Сергей Маковецкий и Полина Кутепова.

Режиссёр Александр Прошкин искренне считает историю о Зое былью. Протоиерей Всеволод Чаплин так же подтверждает, что об этом «таинственном явлении» имеется «множество свидетельств».

Икона-комикс в память о Зое

Настоятель храма Святого Георгия отец Игорь Соловьев подходит к одной из икон, висящих на стене недалеко от царских врат. Вроде бы обычный образ Николая Чудотворца, но под ним - вереница необычных изображений, больше похожих на комиксы, чем на иллюстрации жития святого. Вот шумная компания молодых людей сидит за столом. Вот девушка берет образ святого Николая из красного угла. Вот она с ним в обнимку танцует. На следующей картинке Зоя уже белого цвета, с иконой в руках, вокруг нее люди в штатском, у них в глазах мистический ужас. Далее - возле нее стоит старичок, который берет икону из каменных рук, вокруг дома толпа народу. На последней же картинке рядом с Зоей сам Николай Чудотворец, лицо у девушки снова розового цвета.

Это пока единственная в мире икона, на которой запечатлены те события, - комментирует священник. - Написала ее художница Татьяна Ручка, она уже умерла. Изобразить этот сюжет на иконе было нашей идеей. Это вовсе не значит, что мы признали Зою Карнаухову святой. Нет, она была великая грешница, но именно на ней было явлено чудо, которое многих во времена хрущевских гонений на церковь укрепило в вере. Ведь сказано же в Писании, что даже если праведники умолкнут, то камни возопиют. Вот и возопили.

60 лет назад произошло одно из самых удивительных событий в истории СССР. На окраине закрытого Куйбышева молодая девушка Зоя окаменела с иконой Николая Чудотворца в руках.

Стояние Зои стало всесоюзным скандалом: толпы народа от дома Зои разгоняла конная милиция, партийные чиновники делали все, чтобы скрыть это загадочное происшествие.
«Весь город гудит как улей! Вы тут сидите, а там… Девушка застыла с иконой в руках, как вкопанная! Говорят, её Бог наказал!» - доктор Анна задыхалась от волнения.
О том, что факт окаменения девушки был, есть свидетельства очевидцев тех дней, документы партийных заседаний.
Это чрезвычайное и загадочное событие произошло 31 декабря 1956 года в доме 84 по улице Чкалова. В нём жила обычная женщина Клавдия Болонкина, сын которой надумал пригласить в новогоднюю ночь своих друзей. Среди приглашённых была девушка Зоя, с которой Николай незадолго до этого начал встречаться.
Все подруги - с кавалерами, а Зоя всё сидела одна, Коля задерживался. Когда начались танцы, она заявила: «Если нет моего Николая, буду с Николой Угодником танцевать!» И направилась к углу, где висели иконы. Друзья ужаснулись: «Зоя, это грех», но она сказала: «Если есть Бог, пусть он меня накажет!» Взяла икону, прижала к груди. Вошла в круг танцующих и вдруг застыла, словно вросла в пол. Её невозможно было сдвинуть с места, а икону нельзя было взять из рук - она будто приклеилась намертво. Внешних признаков жизни девушка не подавала. Но в области сердца был слышен едва уловимый стук.
Врач «скорой» Анна пыталась оживить Зою. Родная сестра Анны, Нина Павловна Калашникова, и сейчас жива, мне удалось с ней поговорить. - Она прибежала домой взбудораженная. И хотя милиция взяла с неё подписку о неразглашении, всё рассказала. И о том, как она пробовала делать девушке уколы, но это оказалось невозможно. Тело Зои было таким твёрдым, что иглы шприцев в него не входили, ломались…


О происшествии немедленно стало известно правоохранительным органам Самары. Так как это было связано с религией, делу дали статус чрезвычайного, к дому отправили наряд милиции, чтобы не пускать внутрь зевак. Волноваться было о чём. К третьему дню стояния Зои все улицы рядом с домом были запружены тысячами людей. Девушку прозвали «Зоя каменная».
В дом к «каменной Зое» всё же пришлось приглашать священнослужителей, ибо приближаться к ней, держащей икону, милиционеры боялись. Но никому из батюшек не удавалось что-то изменить, пока не пришёл иеромонах Серафим (Полоз). Говорят, он был настолько светел душой и добр, что даже обладал даром предсказания. Он и смог забрать икону из застывших рук Зои, после чего предрёк, что её «стояние» закончится в день Пасхи. Так оно и вышло. Говорят, что Полоза после этого власти просили отказаться от причастности к делу Зои, но он отверг предложение. Тогда ему сфабриковали статью о мужеложстве и отправили отбывать срок. После освобождения в Самару он не вернулся…


Телом Зоя ожила, но рассудок её уже не был прежним. В первые дни она всё кричала: «В грехах земля погибает! Молитесь, веруйте!» С научной и медицинской точки зрения трудно представить, как организм молодой девушки мог продержаться 128 дней без еды и воды. Столичные учёные, приезжавшие в ту пору в Самару ради такого сверхъестественного случая, так и не смогли определить «диагноз», который поначалу приняли за некий вид столбняка.
После случая с Зоей, как свидетельствуют её современники, народ массово потянулся в церкви и храмы. Люди скупали кресты, свечи, иконы. Кто не был крещён, крестился… Только ведь известно: от испуга изменение в сознании и сердце наступает в исключительных случаях. Как правило, «хорошим» человек становится лишь на время. Чтобы глубоко прочувствовать суть всего духовного и настоящего, раскрыть сердце добру и любви, требуется работа души. И религиозные, как и любые внешние атрибуты тут ни при чём.
Поэтому, говорим мы о Зое или о каком другом персонаже, с которым случилось что-то из ряда вон, вопрос напрашивается следующий: почему нам, для того чтобы обрести веру, обратить внимание на себя, свои поступки, собственную жизнь, требуются драмы, трагедии или чудеса и мистика? Пока гром не грянет, мужик не перекрестится?

"Весь город гудит как улей! Вы тут сидите, а там... Девушка застыла с иконой в руках, как вкопанная! Говорят, её Бог наказал!" - доктор Анна задыхалась от волнения.

50 ЛЕТ назад в Самаре случилось нечто - 18-летняя девушка Зоя внезапно окаменела, "танцуя с иконой Николая Угодника". Удивительно, но эта история будоражит многих и сегодня, неся за собой шлейф вопросов, самый простой из которых: это быль или небыль? Самый сложный из них: в чём высший смысл "ужасающих и таинственных происшествий"?

Иглы шприцев в тело не входили

О ТОМ, что факт окаменения девушки был, есть свидетельства очевидцев тех дней, документы партийных заседаний. "Это не сказка, а быль с бесконечным продолжением, - говорит Антон Жоголев, редактор самарской православной газеты "Благовест", автор книги о Зое, который в течение многих лет занимался "расследованием" этого случая. - Есть свидетели, некоторые живы до сих пор. А уже сюжет люди достроили на интуиции".

Итак, исходя из сюжета, это чрезвычайное и загадочное событие произошло 31 декабря 1956 года в доме 84 по улице Чкалова. В нём жила обычная женщина Клавдия Болонкина, сын которой надумал пригласить в новогоднюю ночь своих друзей. Среди приглашённых была девушка Зоя, с которой Николай незадолго до этого начал встречаться.

Все подруги - с кавалерами, а Зоя всё сидела одна, Коля задерживался. Когда начались танцы, она заявила: "Если нет моего Николая, буду с Николой Угодником танцевать!" И направилась к углу, где висели иконы. Друзья ужаснулись: "Зоя, это грех", но она сказала: "Если есть Бог, пусть он меня накажет!" Взяла икону, прижала к груди. Вошла в круг танцующих и вдруг застыла, словно вросла в пол. Её невозможно было сдвинуть с места, а икону нельзя было взять из рук - она будто приклеилась намертво. Внешних признаков жизни девушка не подавала. Но в области сердца был слышен едва уловимый стук.

Врач "скорой" Анна пыталась оживить Зою. Родная сестра Анны, Нина Павловна Калашникова, и сейчас жива, мне удалось с ней поговорить.

Она прибежала домой взбудораженная. И хотя милиция взяла с неё подписку о неразглашении, всё рассказала. И о том, как она пробовала делать девушке уколы, но это оказалось невозможно. Тело Зои было таким твёрдым, что иглы шприцев в него не входили, ломались...

О происшествии немедленно стало известно правоохранительным органам Самары. Так как это было связано с религией, делу дали статус чрезвычайного, к дому отправили наряд милиции, чтобы не пускать внутрь зевак. Волноваться было о чём. К третьему дню стояния Зои все улицы рядом с домом были запружены тысячами людей. Девушку прозвали "Зоя каменная".

В дом к "каменной Зое" всё же пришлось приглашать священнослужителей, ибо приближаться к ней, держащей икону, милиционеры боялись. Но никому из батюшек не удавалось что-то изменить, пока не пришёл иеромонах Серафим (Полоз). Говорят, он был настолько светел душой и добр, что даже обладал даром предсказания. Он и смог забрать икону из застывших рук Зои, после чего предрёк, что её "стояние" закончится в день Пасхи. Так оно и вышло. Говорят, что Полоза после этого власти просили отказаться от причастности к делу Зои, но он отверг предложение. Тогда ему сфабриковали статью о мужеложстве и отправили отбывать срок. После освобождения в Самару он не вернулся...

128 дней без еды и воды

КАК гласят народные рассказы, телом Зоя ожила, но рассудок её уже не был прежним. В первые дни она всё кричала: "В грехах земля погибает! Молитесь, веруйте!" С научной и медицинской точки зрения трудно представить, как организм молодой девушки мог продержаться 128 дней без еды и воды. Столичные учёные, приезжавшие в ту пору в Самару ради такого сверхъестественного случая, так и не смогли определить "диагноз", который поначалу приняли за некий вид столбняка.

Как оказалось, случай с Зоей - не единственный. Например, в деревне Зуевка под Тольятти до недавнего времени жила Марина Ильинична Курбатова, с которой в 1932 году, когда ей было 15 лет, случилось нечто похожее, и она всю жизнь потом об этом помнила. Застыла она в огороде и пробыла в окаменении почти полгода, после чего прожила всю жизнь вместе с сестрой, страдая небольшим расстройством рассудка. С ней и её сестрой встречалась Татьяна Трубина, соавтор Жоголева по книге.

Дом, где всё случилось, стоит до сих пор и стал местом паломничества для любопытствующих со всей страны. Хозяйка его давно продала. Может, конечно, совпадение какое, но снимает этот дом парень по имени... Николай, который, расплываясь в пьяной улыбке, рассказал, что и сына своего Колькой назвал - в честь Николая Чудотворца. В скором времени дом должны снести, а на его месте Самарская епархия собралась возводить небольшую часовню.

После случая с Зоей, как свидетельствуют её современники, народ массово потянулся в церкви и храмы. Люди скупали кресты, свечи, иконы. Кто не был крещён, крестился... Только ведь известно: от испуга изменение в сознании и сердце наступает в исключительных случаях. Как правило, "хорошим" человек становится лишь на время. Чтобы глубоко прочувствовать суть всего духовного и настоящего, раскрыть сердце добру и любви, требуется работа души. И религиозные, как и любые внешние атрибуты тут ни при чём.

Поэтому, говорим мы о Зое или о каком другом персонаже, с которым случилось что-то из ряда вон, вопрос напрашивается следующий: почему нам, для того чтобы обрести веру, обратить внимание на себя, свои поступки, собственную жизнь, требуются драмы, трагедии или чудеса и мистика? Пока гром не грянет, мужик не перекрестится?

Новое на сайте

>

Самое популярное