Домой Магия Рахиль в библии. Лия прародительница двенадцати колен израилевых Муж лии и рахили сканворд 5 букв

Рахиль в библии. Лия прародительница двенадцати колен израилевых Муж лии и рахили сканворд 5 букв

Рахиль Рахиль - в Ветхом Завете двоюродная сестра и любимая жена Иакова. Чтобы получить её в жёны, Иаков должен был служить её отцу семь лет. Однако во время свадьбы Лаван - отец Рахили ввёл к Иакову на брачное ложе свою старшую дочь - некрасивую Лию. Утром, узнав об обмане, Иаков снова просит дать ему в жёны и младшую. После традиционных семидневных празднеств Лаван отдал Иакову Рахиль, при условии, что за неё он отработает ещё семь лет. Рахиль родила Иакову двоих (самых любимых из его двенадцати сыновей) - Иосифа и Вениамина. Умерла при родах сына и была погребена по дороге в Ефрафу (Вифлеем). В библейской традиции Рахиль и Лия выступают как праматери всего дома Израилева.

Исторический словарь . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Рахиль" в других словарях:

    - (ивр. רָחֵל‎) Рахиль. Мауриций Готтлиб … Википедия

    - (евр. râhçl, «овца»), в ветхозаветном предании (Быт. 29 35) младшая дочь Лавана Арамеянина, сестра Лии, двоюродная сестра и жена Иакова. Иаков впервые встречает Р. у колодца близ Харрана в Месопотамии. Когда Р. подошла к колодцу, чтобы напоить… … Энциклопедия мифологии

    И, жен. Стар. редк.Производные: Рахилька; Раха; Раша; Рая; Хиля; Лиля; Иля.Происхождение: (Др. евр. имя Rael овца.) Словарь личных имён. Рахиль русск. женское имя Словарь личных имён и отчеств (с календарем именин). И. Мостицкий … Словарь личных имен

    Овца; Рахилька, Раха, Раша, Рая, Хиля, Лиля, Иля Словарь русских синонимов. рахиль сущ., кол во синонимов: 1 имя (1104) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

    - (евр. Рахел, овца, имеющая ягнят), младшая дочь Лавана и любимая жена Иакова, за к рую он работал у Лавана 14 лет. Р. была красива станом и красива лицом (Быт 29:17). У нее долго не было детей, и тоска по материнству заставила ее высказать слова … Библейская энциклопедия Брокгауза

    РАХИЛЬ - 1. (библ.; дочь Лавана, вторая жена Иакова; тж в знач. нариц.) Обман сменяется обманом, Рахилью Лия. Все женщины ведут в туманы: Я как другие. Цв919 (I,487); РАХИЛЬ Загл. Ахм921 (146.2); И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за… … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

    Рахиль - Иаков. Иаков и Рахиль. Картина Я. Пальмы Старшего. Ок. 1520. Картинная галерея. Дрезден. Иаков. Иаков и Рахиль. Картина Я. Пальмы Старшего. Ок. 1520. Картинная галерея. Дрезден. Рахиль в Ветхом Завете двоюродная сестра и любимая жена Иакова.… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    - (млекопитающая, мать овца) (Быт.29:6 ,28 и др.) младшая дочь Лавана и вторая жена патриарха Иакова. В первый раз мы встречаем ее имя в свящ. истории по случаю посещения Иаковом своего дяди Лавана в Месопотамии. Свидание Иакова с Рахилью и его… …

    В Ветхом Завете, младшая дочь Лавана. Иаков влюбился в нее, как только пришел в Харран, и Лаван согласился отдать Рахиль ему в жены, если Иаков прослужит ему семь лет. Однако по истечении этого срока Лаван отдал ему вместо Рахили свою старшую… … Энциклопедия Кольера

    Рах’иль (овца) (Быт.29:6 ,9 12,16 18,20,25,28 31; Быт.30:1 ,2,6 8,14,15,22,25; Быт.31:4 ,14,19,32 34; Быт.35:16 ,19,20,24,25; Быт.46:22 ,25; Быт.48:7 ; Руф.4:11 ; 1Цар.10:2 ; Иер.31:15 ; Мат.2:18) младшая дочь Лавана, любимая жена Иакова и его… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Книги

  • Рахиль , Геласимов Андрей Валерьевич. Пожалуй, нет смысла пересказывать сюжет "Рахили" А. Геласимова. Вряд ли история обаятельного пожилого профессора-филолога, от которого ушла молодая жена, может стать приманкой для искушенного…

Нелюбимая жена. О Лии, жене Иакова

По ее совету любимый сын уходит в Месопотамию - туда, куда шел когда-то слуга его деда Авраама за невестой его отца Исаака, его матерью Ревеккой. Но Елиезер шел туда с целым караваном верблюдов и множеством подарков для будущей невесты и ее семьи. Иаков же бежит из дома, не имея в руках ничего, кроме посоха. Аведь он тоже шел в Месопотамию за невестой! Как грустно и одиноко было ему, когда он отходил все дальше от родного дома, вспоминая его благополучие и богатство.
День склонился к вечеру, солнце зашло, и он готовит себе ночлег. Ложится спать под открытым небом, положив под голову камень. К хананеям он не идет проситься на ночлег, помня наказ отца, Исаака: не связываться с хананеями (Быт. 28:1). Уставший от изнурительного пути, Иаков засыпает, а Господь зорко следит за ним и хочет утешить в его бедственном положении и является ему ночью во сне. Такое прекрасное откровение: Иаков видит лестницу, которая стоит на земле, а верх ее касается неба, и ангелы Божьи восходят и нисходят по ней. Бог стоит наверху этой лестницы и говорит: «...Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака... И вот, Я с тобою; и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю...» (Быт. 28:13,15). Какой милосердный и любящий наш Господь! Ни слова упрека! Изнуренному, усталому беглецу нужно ободрение, и Господь ободряет его: «...Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе» (Быт. 28:15).
Разве Бог не смотрит на поступок Иакова как на грех? Конечно, да! Но сейчас льна курящегося нельзя потушить. Придет время, Бог будет говорить ему об украденном благословении и будет ломать его - не то же самое было с Петром? А теперь не время. Ангел говорит женщинам после воскресения: «Идите, скажите ученикам Его и Петру...» (Мк. 16:7), а потом Христос его трижды спросит: «Любишь ли ты Меня?..» (Ин. 21:15-17). Как добр и милостив наш Бог: Он хочет, чтобы мы сами осознали свой грех, поняли свою ошибку и не повторяли!
Убоялся Иаков Господа после сего видения, поставил памятник, возлил елей на верх его и дал обет Богу, говоря: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божьим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть (Быт. 28: 17-22). Из этих слов видно его желание вернуться в отцовский дом, а также его сильная натура - даже в такой миг он ищет свою пользу: если Ты, Господи, дашь мне, - я дам Тебе! Пройдет двадцать долгих лет утомительного, тяжкого труда, и Иаков превратится в Израиля, и смирится перед братом своим Исавом (Быт. 33), но это будет нескоро.
А пока, ободренный Господом, он продолжает свой путь и приходит в Месопотамию. Там он встречается у колодца с пастухами и узнает, что это пастухи и овцы его дяди Лавана (Быт. 29:1-8). Обрадованный этой встречей, он увидел красавицу Рахиль, дочь брата матери своей, поцеловал ее, возвысил голос свой и заплакал (Быт. 29:11). Прожив у Лавана один месяц, на его вопрос: «...неужели ты даром будешь служить мне?» (Быт. 29:15) он ответил: «...я буду служить тебе семь лет за Рахиль, младшую дочь твою» (Быт. 29:18). Рахиль была красива станом и лицом, и Иаков сам решил вопрос женитьбы, потому что влюбился в нее с первого взгляда. В этот ответственный момент своей жизни ему не пришло на память, как Елиезер, верный слуга его деда Авраама, увидев красавицу Ревекку, преклонил колени и молился! Я думаю, что мать не раз и не два рассказывала ему об этом. Он не вопросил Бога, предназначил ли Он ему Рахиль в подруги жизни, он сам решает все! Она красива - и ему ничего больше не нужно!
Прошло семь лет, состоялся пир, и после пира Иаков оказался обманутым: вместо Рахили Лаван дал ему в жены Лию. То, что когда-то посеял - приходит время пожинать! Не думал об этом Иаков, и часто не думаем мы! Иаков возмущается и в сердцах говорит Лавану: «...зачем ты обманул меня?» (Быт. 29:25) Он настаивает, чтобы ему дали и Рахиль.
Итак, у него две жены: Лия, которая была слаба глазами, и красавица Рахиль. «Иаков любил Рахиль больше, нежели Лию... Господь узрел, что Лия была нелюбима...» (Быт. 29:30-31). Господь, Который обозревает всю землю, видит Иакова, все его поступки, и видит Лию, которая нелюбима... Прочитав этот стих, я была удивлена: «Господь узрел, что Лия была нелюбима...» Он видит всех нас! Он видит тех жен, которых любят, и тех, которые нелюбимы! Он знает их переживания! Господь-Творец создал женщину прекрасной, нежной и слабой. Ей совершенно необходимо любить и быть любимой! Любовь - самая важная составляющая понятия «счастливая жизнь».
Была ли счастливой семья Иакова? Нет! Ссоры и споры между двумя женами-сестрами, а потом и их детьми. Желала ли этого Лия? Конечно, нет! Как каждая женщина, она ищет любви и признания. И Господь помогает ей в этом: видя ее страдание, Он отверз ее утробу, она родила сына-первенца и нарекла ему имя Рувим, потому что сказала она: «Господь призрел на мое бедствие; ибо теперь будет любить меня муж мой» (стих 32). Это настрадавшееся сердце, ищущее любви, понимает главное: Господь призрел на ее бедствие. Это смиренное сердце чувствует, что Господь с ней, но все-таки она хочет завоевать и сердце мужа, подарив ему сына! Но надежда: «теперь-то прилепится ко мне муж мой» не исполнилась-Родила второго сына, которого назвала Симеон, и сказала: «Господь услышал, что я нелюбима...» (стих 33) Через вторую беременность она поняла, что Господь видел ее бедствие, слышал ее вздохи, жалобы, тайные слезы: у Иакова для нее нет ни нежного взгляда, ни доброго слова! А она продолжает искать и жаждать его любви. Родив третьего сына, сказала: «Теперь-то прилепится ко мне муж мой; ибо я родила ему трех сынов» (стих 34). Но и эта ее надежда рухнула - все осталось по-прежнему: Иаков холоден и безразличен к этой скромной, смиренной сердцем женщине, которая искала и жаждала его внимания и понимания.
Что же делает Лия дальше? Уходит, как это модно сейчас? Нет! Родив четвертого сына, она сказала: «Теперь я восхвалю Господа!» (стих 35). Казалось бы, ничего не изменилось в ее жизни - за что восхвалять Бога? Но пришло полное смирение перед Господом: никаких жалоб и желаний! В этой школе семейных трудностей она научилась восхвалять Господа за все и полагаться на Него! Именно в этот период ее жизни - полного повиновения Господу - у нее рождается Иуда. От него произойдут цари Израиля и Сам Спаситель Иисус Христос. И не только. Колено Левиино, давшее Израилю великого вождя Моисея и первосвященника Аарона.
«...смирение предшествует славе...», - так пишет премудрый Соломон (Пр. 18:12). Господь, посылая трудности на нашем жизненном пути, хочет научить нас полному подчинению Его воле и восприятию ее. Какой благословенной становится наша жизнь, когда мы это понимаем и воспринимаем! Нет уже наших желаний - есть Тот, Который ведет нас по пути согласно Его воле.
В то время, когда Лия находилась в школе смирения и прекрасно усвоила этот жизненный урок, Рахиль становится все более надменной, гордой, завистливой. Видя явное благословение своей сестры,
она не радуется, а приходит к Иакову и приказывает: «Дай мне детей, а если не так, я умираю» (Быт. 30:1). Какая дерзость и несправедливость! Красавицы всегда так разговаривают со своими мужьями, чувствуя, что владеют их сердцем: они требовательны, они угрожают смертью или же уходом! Вместо смирения перед Господом - неблагодарность, вместо молитвы - угроза мужу!
Иаков разгневался на нее и сказал, что это не в его власти, а в руках Божьих. Но Рахиль не делает никакого вывода и продолжает действовать своевольно и дерзко. Пусть у нее нет своих детей, но чтобы отомстить сестре, она отдает мужу свою служанку Баллу. А когда Балла родила второго сына - Неффалима, какие неразумные слова говорит Рахиль: «...борьбою сильною боролась я с сестрою моею, и превозмогла» (Быт. 30:8).Так говорит гордое сердце: гордость всегда борется и доказывает!
А Лия продолжает общаться с Богом. Он слышит ее, и дает ей пятого сына. Родив Иакову шестого сына, Лия сказала: «Бог дал мне прекрасный дар...» (Быт. 30:20). Она разговаривает с Господом, восхваляет Его и благодарит его! Она скромна, тиха, молчалива, застенчива. Она знает, что глаза ее слабы, что не отличается красотой, ей нечем кичиться. Она богатеет в Бога и восхваляет Его.

Но Бог любит и Рахиль. Он вспомнил о ней и дал ей сына, и она поняла, что Бог может снять с нее позор (Быт.30:23). Любящий Творец осторожно ломает гордость этой красавицы. Он освобождает ее от идолов, то есть очищает ее сердце от всего земного, и прекращает ее жизнь, когда она рождает второго сына. Почему именно так поступает Господь, мы не знаем - это ведомо только Ему. Может быть, потому что Иаков чрезмерно любил Рахиль, и она была его кумиром? А может быть, она расцвела духовно и была готова встретиться с Тем, Кто так долго и неустанно работал над ее душой? На многие вопросы мы получим ответ только в небесах! Одно нам ясно - Господь оставил Иакова продолжать свое странствование на земле с нелюбимой Лией.
Но не об этом речь в нашей с вами беседе, дорогие сестры! Наша речь - о слабовидящей скромной Лие, которая всегда была второй после красавицы Рахили, и нелюбимой. Она является ярким примером для нелюбимых жен! А сколько их в мире? Любящих, страдающих, непризнанных женщин!
Иаков проглядел золотое, верное, доброе и чуткое сердце некрасивой Лии. Она не уходит от него, не воздает ему злом, не предъявляет ультиматума, не язвит. Смиренно, скромно, тихо несет свой крест всю жизнь. Господь видит ее, слышит, помнит - ив скорби своей она восхваляет Бога! И доживает свой век вместе с Иаковом. Думаю, что их отношения стали теплыми и близкими. К концу своей жизни, приведя в порядок свое прошлое, то есть примирившись с братом своим Исавом, окончив завещание сыновьям, Иаков заповедал похоронить его рядом с Лией (Быт. 49:30-32).
Как отрадно осознавать, что Господь заботится о последних днях нашей жизни на земле. Он переименовал Иакова в Израиля, смирил Рахиль, и вместе все они получили великую честь - их имена записаны на страницах Священного Писания. Лия и Рахиль стали родоначальницами ветхозаветной церкви. Старейшины Вифлеема, благословляя супружество Вооза и Руфи, желали ему такого же счастья и благословения от Бога, какое принесли Иакову Рахиль и Лия! (Руфь 4:11).
Дорогая сестра, если ты непризнанна, нелюбима, помни: тебя любит Господь, Он знает тебя, помнит о тебе и пошлет то, чего желает - что нас к радости, к счастью ведет!


Ольга Мокан

Винс Л.И.

«Все это происходило с ними, как образы, а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1 Кор.10:11).

Это — одна из бесед для сестер, которые когда-то проводила ныне ушедшая в вечность Лидия Михайловна Винс. Эти беседы пользовались в свое время большой популярностью, и распространялись в братстве на «синьке» (гектографе) под названием «Ветхозаветные женщины» и «Новозаветные женщины».

1. Иаков выполняет волю родителей в выборе жены.

Получив благословение своего отца Исаака, Иаков пошел взять себе жену в дом Лавана, брата Ревекки (Быт.28:1-5).

2. Первая встреча Иакова с Рахилью (Быт.29:1-20).

Иаков полюбил Рахиль - она была красива станом и лицом. И стал служить Иаков Лавану за Рахиль 7 лет; «и они показались ему за несколько дней, потому что любил ее»

3. Лия.

Старшая дочь Лавана была некрасива и слаба глазами. Иаков получил Лию в жену обманным путем. Но Господь призрел нелюбимую Лию и благословил ее детьми. Почему Господь призрел Лию? Каков был ее характер? - Смирение, упование на Господа, желание быть любимой, прилепить к себе мужа, угождать ему.

4. Исполнение обетования Божия о потомстве, данное еще Аврааму. (Быт.30:22-23).

«И услышал ее Бог».

Рахиль молилась и взывала к Богу, и Он услышал ее. И родила Рахиль по обетованию Иосифа (прообраз Христа), который впоследствии был продан братьями своими, сыновьями Лии, из зависти.

5. Последствия грехопадения Евы в Рахили.

Недоверие обетованию и нетерпение. Боролась с Лией за детей, дала Иакову служанку, чтобы, по обычаю, дети считались ее (Быт.30:4-8).

Похитила идолов и хитростью скрыла их от отца, результатом чего была ссора Иакова с ее отцом Лаваном.

6. Последствия грехопадения Евы в Лии.

Как были воспитаны дети Лии? Сыновья - завистливые, нечестные, жестокие; дочь Дина - нескромная, любопытная; пошла смотреть на дочерей земли, что и закончилось для нее весьма печально. (Быт. 34гл.)

7. Смерть Рахили.

«Рахиль плачет о детях своих». (Иерем.31:15). «И умерла Рахиль, и погребена на дороге в Ефрафу, то-есть, Вифлеем» (Быт.35:19).

Выводы

«Ибо Я - Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакава, не уничтожились» (Мал.3:6).

РЕВЕККА

«Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше жемчугов» (Притчи, 31:10).

Ста лет был Авраам, когда родился Исаак и сорок лет исполнилось Исааку, когда Авраам дал повеление старшему в доме своем, управляющему Елиезеру, пойти и взять жену сыну своему Исааку из рода своего (Быт. 25:20).

Кроткий Исаак, который был послушен отцу в детстве своем, полагался во всем на отца и тогда, когда возрос. Самый серьезный шаг в жизни - выбор жены - он тоже доверил отцу.

Не есть ли это поворотный момент в жизни каждого - взять себе помощницу, вторую половину своей личности? Мы знаем и по Слову и по жизни, насколько серьезно дело избрания себе мужа или жены. Что может быть прекраснее решения юноши Соломона, который, имея возможность просить у Бога себе богатства, долгой жизни, славы, просил себе только мудрости управлять своим народом? Насколько благородно и чисто было сердце его и светел разум! И вот, впоследствии было написано о нем: «Жены его склонили сердце его к иным богам и сердце его не было вполне предано Господу». (3 Царств, 11:4).

Вспомните Ахава, которого жена его Иезавель наставляла на нечестивые поступки! «Худые сообщества развращают добрые нравы». (1 Кор. 15:33).

Ваша жена или ваш муж - это самый близкий человек, который, вольно или невольно, влияет на вашу жизнь и характер. Это тем более важно, что плохое более легко и незаметно прививается, чем доброе.

Вокруг были разные народы, но Исаак не взял себе жены чужеземной. Он ждал, чтобы отец сам решил этот вопрос.

Дорогой друг, кому ты поручил решение этого вопроса? Или сам избираешь, как Исав или Ахав, взявшие чужеземных жен? Доверься небесному Отцу - очи Его обозревают всю землю и проникают в тайники сердца. Он не ошибется в выборе тебе друга жизни. Авраам верил Богу, что пошлет Ангела Своего для выбора жены Исааку.

1. Послана навстречу.

«И сказал (Елиезер): Господи, Боже господина моего Авраама! пошли ее сегодня на встречу мне» (Быт. 24:12). Он обратился к Господу и Господь не отказал ему: «Еще не перестал он говорить, и вот, вышла Ревекка… и кувшин ее не плече ее» (Быт. 24:15). Неоднократно в Слове Божием говорится о том, что Господь посылал нужного человека навстречу. Гонимый Илия получил указание пойти в Сарепту Сидонскую к вдове, которая будет кормить его. Не была названа улица, не было примет вдовы, но когда Илия подошел к воротам города, вдова оказалась там, собирая дрова.

Если ты, готовясь создать семью, этот серьезный шаг жизни поручаешь Господу - не заботься, Он пошлет навстречу тебе того, кого Он тебе предопределил.

2. Черты характера, которые Елиезер хотел видеть у будущей жены Исаака.

Приветливая и услужливая.

«Вот, я стою у источника воды, и дочери жителей города выходят черпать воду; И девица, которой я скажу: «наклони кувшин твой, я напьюсь», и которая скажет: «пей, я и верблюдам твоим дам пить», - вот та, которую Ты назначил рабу Твоему Исааку; и по сему узнаю я, что Ты творишь милость с господином моим» (Быт.24:14-14).

Елиезер, прося Господа, поставил условие, чтобы она была, во-первых, приветлива. «Она сказала: пей, господин мой. И тотчас спустила кувшин свой на руку свою, и напоила его» (Быт.24:18). Приветливость - как цветок в прекрасном цвету своем. Приветливость как луч солнца, согревает людей. Нахмуренное лицо отталкивает от себя. Когда ты, уставший после труда, вернешься домой, приветливое лицо твоей подруги жизни ободрит дух твой. Отрадно в том доме, где приветливая семья.

Во-вторых, будущая жена Исаака должна была быть услужливой. «И, когда напоила его, сказала: я стану черпать и для верблюдов твоих, пока не напьются. И тотчас вылила воду из кувшина своего в пойло, и побежала опять к колодезю почерпнуть, и начерпала для всех верблюдов его» (Быт.24:19-20). Какая готовность у Ревекки услужить случайному путнику! Кто стал бы обращать внимание на запыленных, усталых путников? Ревекка сделала это безо всякого расчета. Такова она была всегда, таковой она оказалась и при встрече с Елиезером.

Услужливость сегодня встречается все реже, все чаще сетуют на ее отсутствие. Но вернемся к Слову: «и еще сказала ему: у нас много соломы и корму; и есть все для ночлега» (Быт.24:25). Если Елиезеру еще было неясно, эта ли избранница для Исаака, то после такого радушия все сомнения исчезли: это было указание Господа! «И преклонился человек тот и поклонился Господу» (Быт.24:26).

Если, избрав подругу жизни, ты просишь у Господа благословения и молчание Его принимаешь за согласие, вспомни, ставил ли ты условия Господу, каковой должна быть она? Условия на основании Слова Божьего о качествах, которые должны быть у избранного тобой друга жизни. Убедись в этом, как убедился Елиезер, который только после этого преклонился пред Господом и сделал дальнейшие шаги по соединению жизней Исаака и Ревекки. Ты молод, ты хочешь иметь семью, где был бы жертвенник Господень. Обратись к Нему и через Слово Божие жди ответа. Желание иметь одно сердце, одни мысли, одни чувства может исполниться при следующих условиях:

а) избранница должна быть «из рода своего», то-есть, христианкой. «Что общего у света с тьмою?» Взаимопонимание возможно при общей вере, общем духе и общей цели.

б) целью и смыслом христианской семьи должны быть слова: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Матф.6:33).

Добрая.

«Кто нашел добрую жену, тот нашел благо и обрел благодать у Господа» (Притчи,18:22). Доброта проистекает из сердца, наполненного любовью Иисуса. Доброта! Как трудно найти ее в мире! Она согревает и расплавляет в своих лучах всякое горе и залечивает раны жизни.

Разумная.

«Разумная жена от Господа» (Притчи,19:14). Разум - это мудрость. «Начало мудрости - страх Господень» (Притчи,1:7), а «Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен и зло не постигнет его» (Притчи, 19:23). Разумная жена удержит от падения членов своей семьи и научит их доброй христианской жизни.

Добродетельная.

«Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше жемчугов» (Притчи, 31:10). Это деятельная жена во благо семье и окружающим.

«Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды… Длань свою она открывает бедному и руку свою подает нуждающемуся… Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности… Весело смотрит она на будущее. Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее… Встают дети, и ублажают ее - муж, и хвалит ее: много было жен добродетельных; но ты превзошла всех их» (Притчи, 31:20-29). Воистину, цена ее - выше жемчугов.

Боящаяся Господа.

«Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы» (Притчи,31:31).

Причина разложения и растления мира в том, что есть люди, которые ни Бога не боятся, ни людей не стыдятся. В семьях, где отсутствует страх Божий, гнездится грех, нечестие, слезы и горе. Страх Божий удерживает от недостойных поступков. Страх Божий основан на уважении, ни преклонении и любви к Тому, Кем веки и вселенная сотворены: Кто не пощадил Сына Своего Единородного, чтобы нас, грешных, приблизить к Себе. Жена, боящаяся Бога, устроит дом, на котором будет благословение Божие.

Отвечает ли таким требованиям Слова Божия намеченный друг твоей жизни? А если твоя семья уже сложилась, проверь, какова она? Если не такова, как рассмотрели мы здесь, то молись и сделай все возможное, чтобы жертвенник Богу находился в центре твоей семьи. Чтобы иметь достойную помощницу, надо самому быть достойным. Принесите вместе очаг свой Господу. Очиститесь и освятитесь, соделайте целью своей - искать прежде Царства Божия и правды Его.

Решительная.

«И призвали Ревекку и сказали ей: пойдешь ли с этим человеком? Она сказала: пойду» (Быт.24:56). Она не медлила. В ней была готовность идти, не жалея о родном доме и не зная, что ждет ее в доме жениха. Путь был труден, нужно было, как когда-то Сарре, пройти через реки и пустыни. Но Ревекка дала согласие, не задумываясь.

Когда ты, дорогая сестра, даешь слово быть спутницей жизни другу, избранному для тебя Господом, какие соображения руководят тобою? Согласна ли ты пройти через жгучие пески испытаний, при палящем солнце путником и странником в этой жизни? А возможно, ты желаешь, по обычаю всей земли, поудобнее устроиться в этом мире, остановиться, как жена Лота в Содоме, крепко держать в нем своего мужа и детей? Ревекка готова была ко всяким трудностям и ясно представляла их себе. Решительная Ревекка!

Скромная и почтительная.

«Ревекка взглянула и увидела Исаака, и спустилась с верблюда. И сказала рабу: кто этот человек, который идет по полю навстречу нам? Раб сказал: это господин мой. И она взяла покрывало и покрылась». (Быт. 24:64-65).

В наше время в мире стало принято женщинам обнажать себя взору каждого. Нескромность одеяний стала отвратительной доже для мирских людей, в которых еще теплится совесть. Ревекка не выставила напоказ лица своего, хотя знала о своей красоте. Что побудило Ревекку закрыть покрывалом себя, когда она была так прекрасна? Скромность.

Сколько усилий нужно предпринять, чтобы скромность вернулась миру!

«Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Пет. 3:3).

Сегодня преобладает стремление внешностью выделиться среди людей. Но это ничего доброго не дает для жизни. Кроткий и молчаливый дух! Вот сокровище в женщине! «Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше жемчугов. Уста свои открывает с мудростью и кроткое наставление на языке ее» (Притчи, 31:10, 26).

Вот в чем нуждается современный мир. Не уподобляемся ли мы миру в своей одежде, разговорах, обычаях? Есть ли в тебе, сестра, дух кротости в семье твоей? Кротости в обращении со старшими по возрасту, с родителями, с мужем, с детьми, с другими людьми? Поистине, многие могут только воздыхать о таком украшении для наших женщин. Не напрасно Слово Божие называет эту красоту нетленной. Приобресть ее дороже приобретения жемчугов. Но Господь дает ее даром! «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Матф. 11:29). Если твое сердце занято Христом, ты будешь кроткой и смиренной.

Кто хозяин твоего сердца?

Ревекка сошла с верблюда, увидев идущего навстречу им Исаака. Этим она проявила почтительность, так как, находясь на верблюде, она должна была смотреть на него сверху вниз. Когда мы проявляем почтительность к человеку, мы встаем при встрече с ним. Так поступила Ревекка. Как прекрасен этот поступок! А как ты, сестра, встречаешь отца, мужа, мать? Есть ли у тебя радостное приветствие для них? Или ты безразлична и холодна, когда твой муж приходит с труда? Научись у Ревекки с радостью и почтительностью встречать тружеников семьи.

Способная заменить мать.

«И ввел Исаак в шатер Сарры, матери своей; и утешился Исаак в печали по матери своей» (Быт.24:67).

Два года прошло со дня смерти матери Исаака - Сарры. Какой же она была для него прекрасной матерью, если он не мог утешиться и забыть ее в течение двух лет! Он был сыном ее старости - единственный сын, сын обетования, кроткий Исаак! Вся материнская нежность, любовь и забота окружали его до самой ее смерти. Сердца их были соединены воедино любовью. Заметьте, что шатер Сарры не был убран после ее смерти в течение двух лет, пока Ревекка не вошла в него! Здесь, в шатре сохранялось присутствие Сарры, ее наставления, ее любовь. Ревекка не потребовала себе нового шатра - она смиренно вошла в шатер любимой матери Исаака и заменила ее ему. Мать замечает, когда дитя устало, когда скорбит, когда страдает душой. Мать нежно предупреждает своей лаской все огорчения, утешает и поддерживает ослабевающее сердце и руки. Такой же для Исаака стала и Ревекка.

Так ли ты входишь в жизнь друга твоей души? Или ты входишь как разрушительная, строптивая Иезавель? Став женою, заменяешь ли ты своему мужу нежную мать, сохраняешь ли материнский шатер заботы и защиты или жестоко и грубо разрушаешь его?

3. Обетование Божие Ревекке.

«Больший будет служить меньшему» (Быт.25:23).

Для Ревекки настал трудный момент в жизни - беременности, наступившей после долгих лет бесплодия, грозила опасность: «сыновья в утробе ее стали биться». Обратите внимание, к кому обратилась Ревекка за помощью. Она не пошла к соседкам или к друзьям, но «пошла вопросить Господа.» Ревекка получила обетование об Иакове, и, поистине, он был кротким сыном. Иакав - младший, но ему принадлежало благословение первородства.

4. Последствия грехопадения Евы в жизни Ревекки (Быт. 27:8-29).

Нетерпение Ревекки в ожидании исполнения обетования. Взаимопонимание и любовь Исаака и Ревекки прошли через всю жизнь. в течение 40 лет Ревекка утешалась Иаковом, Но вот настал ответственный момент - благословение детей. Уже назначен день благословения, уже приближались шаги Исава, чтобы получить первородство, а Господь не проявляет Себя. Это был жгучий момент испытания веры Ревекки и она не выдержала его и проявила недоверие Госпаду. Для нас осталось тайной, каким путем Господь выполнил бы Свое обетование, но Слово Его никогда не остается бессильным, О, Ревекка, почему ты не пошла спросить Господа, как пошла в день рождения детей? НО Ревекка проявила нетерпение и решила, отстранив Господа, взять своими усилиям благословение Иакову.

Результат своеволия и обмана.

Благословение получено, но результат плачевный - любимому сыну надо бежать, спасаться в Харране, оставив родной дом, любящих отца и мать, шатры покоя и мира. Рабский труд (Быт. 31:6-7,40-42).

Двадцать лет рабского труда пастухом чужих стад. Днем томила Иакава жара, ночью - стужа. Сон убегал от его глаз, чтобы звери пустыни не расхитили стад. Страх перед обманутым братом Исавом (Быт.31:3).

Этот страх преследовал Иакова 20 лет. Наконец, он, как блудный сын, встал и пошел к отцу своему. Таким, как есть, в своем рубище прожитого, пошел навстречу брату. Борьба с Богом за благословение (Быт.32:24-29).

Иаков думал вернуться к отцу своему, надеясь спрятать свой грех внутри себя и пользоваться благословением, полученным обманным путем. И только тогда, когда Господь встал на пути его и преградил дальнейшее продвижение, он понял, что его благословение не имело силы. Узаконить это благословение Иакову пришлось тяжкой борьбой. Даже бедро его было поражено. Господь только тогда благословил Иакова, когда увидел его огромную жажду получить это благословение. Но чтобы Иаков всегда помнил урок Божий, он понес в себе самом наказание Его - жало в плоть. Опасный это путь - обманывать Бога и людей, не раскаиваясь в упорствовании своем. Обязательно придет возмездие.

5. Милость Божия.

Господь не оставил Иакова. Он видел его, одинокого беглеца в пустыне, когда он положил себе под голову камень, видел его, когда он пас стада в жару и в холод, когда проводил бессонные ночи. Видел идущего к нему навстречу с жаждой мести брата Исава - и смирил сердце последнего (Быт. 33:4).

О, как велика бесконечная милость Божия! «И побежал Исав к нему навстречу, и обнял его, и пал на шею его, и целовал его, и плакали оба».

Выводы

Результатом всего одного самовольного решения благоразумной, добродетельной, боящейся Бога Ревекки стала несчастная жизнь любимого сына (Быт. 47:7-9).

С день расставания Ревекка думала вскоре увидеть сына, но не увидела его более до самой своей смерти.

Диавол, когда предлагал Еве вкусить от запрещенного плода, сказал ей: «Будете как боги». Но вместо этого она получила изгнание из рая, скитание и скорбь. Ревекка хотела земных благ любимому сыну любой ценой и получила то, что он сказал в конце дней своих: «Несчастные дни странствования моего». Бог поругаем не бывает!

Проверьте, нет ли в вашей жизни этого момента, как говорит апостол Павел Галатам: «Так ли вы несмысленны, что, начавши духом, теперь оканчиваете плотию?» (Гал. 3:3).

Отдавши себя в распоряжение Господу, пройдя жизненный путь из Харрана в Ханаан, доверившись Господу в избрании Его Женихом души своей, вы в трудный момент жизни проявляете недоверие Ему и своими руками созидаете благополучие в этой земной жизни своим детям, считая, что все средства хороши - обман, приспособление к мирским обычаям - лишь бы дети имели успех в этой жизни. Не то же ли хотела Ревекка? Не те же ли причины слез и сетований, когда дети ваши вырастают в нечестии и неверии? В какую пустыню духовную вы бросаете их! Просмотрите пути свои. Принесите Господу своих любимых. Его путь - путь благословений, пути диавола - пути, ведущие в ад. На какой путь направишь ты детей своих? И, когда будут кончаться дни жизни их, не скажут ли они: «несчастны дни странствования моего!»

Ревекка - прообраз Церкви.

«Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин.20:29).

Ревекка доверилась словам Елиезера и пошла к Исааку, никогда не видя его. Так и Церковь Христова под водительством Святого Духа доверчиво отдалась в руки Христа и уже 2000 лет следует за Ним. Жгучая пустыня мира, мрак греха, стоны мучеников, молитвы их, стойкость в страданиях и гонениях - это путь Церкви.

«Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее».

«Блаженны не видевшие и уверовавшие».

Винс Л.И. «Ветхозаветные женщины»

Мауриций Готтлиб. “Рахиль”

Немного известно из Библии о праматери Рахи́ли, жене ветхозаветного патриарха Иакова. Она родила Иакову двух сыновей и умерла в молодости. Но имя этой женщины, жившей тысячи лет назад, стало символом любви и красоты.

Сегодня мы говорим о праматери Рахили и стихотворении Анны Ахматовой «Рахиль».

После того, как Иаков, внук Авраама, хитростью получил отцовское благословение и право первородства, ему пришлось бежать из дома от гнева старшего брата Исава.

Долго блуждал он по безлюдным местам, пока не добрался до большого селения в долине Тигра и Ефрата, вокруг которого были богатые пастбища. Возле колодца, куда стада пригоняли для водопоя, Иаков встретил юную девушку по имени Рахиль и помог ей напоить овец. В ходе разговора он узнал, что она – дочь Лавана, родного дяди Иакова.

Рахиль побежала домой рассказать отцу о встрече возле колодца. Лаван с родственным радушием в свой дом племянника, сына своей сестры Ревекки. Иаков стал служить Лавану, и тот, заметив его усердие, решил ему назначить плату за труды.

Иакову приглянулась Рахиль, он сказал, что готов семь лет работать на Лавана, чтобы по истечении строка тот отдал ему дочь в жены.

Как говорится в Библии, эти семь лет показались Иакову за «несколько дней, потому что он любил» Рахиль.

В стихотворении Анны Ахматовой «Рахиль» описан ход событий, предшествующий супружеству Иакова и Рахили.

Анна Ахматова:

И встретил Иаков в долине Рахиль,

Он ей поклонился, как странник бездомный.

Стада подымали горячую пыль,

Источник был камнем завален огромным.

Он камень своею рукой отвалил

И чистой водою овец напоил.

Но стало в груди его сердце грустить.

Болеть, как открытая рана,

И он согласился за деву служить

Семь лет пастухом у Лавана.

Рахиль! Для того, кто во власти твоей,

Семь лет – словно семь ослепительных дней.

У Лавана было две дочери, из которых старшая, Лия, как сказано в Ветхом Завете, «была слаба глазами, а другая Рахиль была красива станом и красива лицом».

Когда же настало время свадьбы Иакова, Лаван воспользовался восточным обычаем, по которому невесту в день заключения брака плотно закутывают в покрывала, и обманул племянника. Вместо Рахили он привел в брачные покои Лию, позже оправдываясь тем, что по местным обычаям младшую дочь не отдают замуж прежде старшей.

Анна Ахматова:

Но много премудр сребролюбец Лаван,

И жалость ему незнакома.

Он думает: каждый простится обман

Во славу Лаванова дома.

И Лию незрячую твёрдой рукой

Приводит к Иакову в брачный покой.

Течёт над пустыней высокая ночь,

Роняет прохладные росы,

И стонет Лаванова младшая дочь,

Терзая пушистые косы.

Лаван предложил племяннику еще семь лет проработать за Рахиль – и Иаков согласился. В обычаях того времени было многожёнство, и Иаков вернулся на родину с двумя женами: с Лией и Рахилью.

Рахиль долго была бездетной, а потом родила Иакову двух сыновей: Иосифа и Вениамина. Из Библии мы знаем, что до конца своих дней Иаков оплакивал прекрасную Рахиль, которая умерла после родов Вениамина, а в стихотворении Ахматовой – она даже ему снится по ночам…

Анна Ахматова:

И снится Иакову сладостный час:

Прозрачный источник долины,

Весёлые взоры Рахилиных глаз

Иаков, не ты ли меня целовал

И чёрной голубкой своей называл.

Стихотворение «Рахиль» Анна Ахматова написала в 1921 году.

В России голод, разруха, гражданская война, и вдруг – библейская история об отношениях Иакова и Рахили, как напоминание о том, что в мире всё преходяще, кроме любви.

Быт 29:6 Он еще сказал им: здравствует ли он? Они сказали: здравствует; и вот, Рахиль , дочь его, идет с овцами.

Быт 29:9 Еще он говорил с ними, как пришла Рахиль [дочь Лавана] с мелким скотом отца своего, потому что она пасла [мелкий скот отца своего].

Быт 29:10 Когда Иаков увидел Рахиль , дочь Лавана, брата матери своей, и овец Лавана, брата матери своей, то подошел Иаков, отвалил камень от устья колодезя и напоил овец Лавана, брата матери своей.

Быт 29:11 И поцеловал Иаков Рахиль и возвысил голос свой и заплакал.

Быт 29:16 У Лавана же было две дочери; имя старшей: Лия; имя младшей: Рахиль .

Быт 29:17 Лия была слаба глазами, а Рахиль была красива станом и красива лицем.

Быт 29:18 Иаков полюбил Рахиль и сказал: я буду служить тебе семь лет за Рахиль , младшую дочь твою.

Быт 29:20 И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее.

Быт 29:25 Утром же оказалось, что это Лия. И [Иаков] сказал Лавану: что это сделал ты со мною? не за Рахиль ли я служил у тебя? зачем ты обманул меня?

Быт 29:28 Иаков так и сделал и окончил неделю этой. И [Лаван] дал Рахиль , дочь свою, ему в жену.

Быт 29:30 [Иаков] вошел и к Рахили, и любил Рахиль больше, нежели Лию; и служил у него еще семь лет других.

Быт 29:31 Господь [Бог] узрел, что Лия была нелюбима, и отверз утробу ее, а Рахиль была неплодна.

Быт 30:1 И увидела Рахиль , что она не рождает детей Иакову, и позавидовала Рахиль сестре своей, и сказала Иакову: дай мне детей, а если не так, я умираю.

Быт 30:2 Иаков разгневался на Рахиль и сказал [ей]: разве я Бог, Который не дал тебе плода чрева?

Быт 30:6 И сказала Рахиль : судил мне Бог, и услышал голос мой, и дал мне сына. Посему нарекла ему имя: Дан.

Быт 30:8 И сказала Рахиль : борьбою сильною боролась я с сестрою моею и превозмогла. И нарекла ему имя: Неффалим.

Быт 30:14 Рувим пошел во время жатвы пшеницы, и нашел мандрагоровые яблоки в поле, и принес их Лии, матери своей. И Рахиль сказала Лии [сестре своей]: дай мне мандрагоров сына твоего.

Быт 30:15 Но [Лия] сказала ей: неужели мало тебе завладеть мужем моим, что ты домогаешься и мандрагоров сына моего? Рахиль сказала: так пусть он ляжет с тобою эту ночь, за мандрагоры сына твоего.

Быт 30:25 После того, как Рахиль родила Иосифа, Иаков сказал Лавану: отпусти меня, и пойду я в свое место, и в свою землю;

Быт 31:4 И послал Иаков, и призвал Рахиль и Лию в поле, к стаду мелкого скота своего,

Быт 31:14 Рахиль и Лия сказали ему в ответ: есть ли еще нам доля и наследство в доме отца нашего?

Быт 31:19 И как Лаван пошел стричь скот свой, то Рахиль похитила идолов, которые были у отца ее.

Быт 31:32 [И сказал Иаков:] у кого найдешь богов твоих, тот не будет жив; при родственниках наших узнавай, что [есть твоего] у меня, и возьми себе. [Но он ничего у него не узнал.] Иаков не знал, что Рахиль [жена его] украла их.

Быт 31:34 Рахиль же взяла идолов, и положила их под верблюжье седло и села на них. И обыскал Лаван весь шатер; но не нашел.

Быт 33:2 И поставил [двух] служанок и детей их впереди, Лию и детей ее за ними, а Рахиль и Иосифа позади.

Быт 33:7 подошла и Лия и дети ее и поклонились; наконец подошли Иосиф и Рахиль и поклонились.

Быт 35:16 И отправились из Вефиля. [И раскинул он шатер свой за башнею Гадер.] И когда еще оставалось некоторое расстояние земли до Ефрафы, Рахиль родила, и роды ее были трудны.

Быт 35:19 И умерла Рахиль , и погребена на дороге в Ефрафу, то есть Вифлеем.

Быт 48:7 Когда я шел из Месопотамии, умерла у меня Рахиль [мать твоя] в земле Ханаанской, по дороге, не доходя несколько до Ефрафы, и я похоронил ее там на дороге к Ефрафе, что ныне Вифлеем.

Руфь 4:11 И сказал весь народ, который при воротах, и старейшины: мы свидетели; да соделает Господь жену, входящую в дом твой, как Рахиль и как Лию, которые обе устроили дом Израилев; приобретай богатство в Ефрафе, и да славится имя твое в Вифлееме;

Иер 31:15 Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет.

Мф 2:18 «глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет».

Новое на сайте

>

Самое популярное