Домой Магия Женевским папой в период реформации называли. Почему безжалостное учение понравилось добрым буржуа. Детство и обучение

Женевским папой в период реформации называли. Почему безжалостное учение понравилось добрым буржуа. Детство и обучение

КАЛЬВИН Жан (Calvin , латинизированная форма Calvinus , франц. Cauvin , Ковен) (10 июля 1509, Нуайон, Франция - 27 мая 1564, Женева), французский богослов, один из лидеров Реформации, основатель кальвинизма. Главное сочинение Кальвина - «Наставление в христианской вере». Став с 1541 фактическим диктатором Женевы, Кальвин превратил ее в один из центров Реформации. Отличался крайней религиозной нетерпимостью.

Приобщение к протестантству

Отец Кальвина служил распорядителем при дворе местного епископа. В 1523 он послал сына в Париж для изучения теологии. Жан учился в коллеже Монтегю, как и Лойола, затем изучал право в Бурже и Орлеане. Кальвин прекрасно знал латинский, древнегреческий и древнееврейский языки, читал Библию в оригинале. В молодости он разделял идеи христианского гуманизма и был близок по взглядам к и Лефевру д"Этаплю. В 1532 вышел его первый труд - комментарий к произведению Сенеки «О снисходительности».

В эти же годы Кальвин познакомился с учением . Точных сведений о том, когда Кальвин обратился в протестантство, не сохранилость. Но в 1533 в связи с усилившимся преследованием инакомыслия во Франции ему пришлось покинуть Париж.

Кальвин поселился на севере Швейцарии - в Базеле, протестантском городе, жители которого проявляли терпимость к представителям иных вероисповеданий. Он преподавал теологию, много писал, в частности, предисловие к французскому переводу Библии. В это время выходит первое издание его главного труда «Установления христианской веры» (1536) - систематический свод протестантского вероучения. В 1536 Гийом Фарель, лидер женевской Реформации, уговаривает Кальвина принять участие в религиозном обновлении Женевы.

Реформация в Женеве

Реформационное движение в Женеве тесно переплеталось с борьбой за независимость от герцога Савойским. В значительной степени горожане принимали протестантизм из политических соображений, надеясь на военную помощь со стороны протестантского городов Северной Швейцарии. Кальвин развернул в городе энергичную протестантскую пропаганду, предложил ввести в Женеве суровые постановления о церковной дисциплине и нравственности горожан, что встретило сопротивление со стороны городского совета, осуществлявшего контроль над церковью и должностными лицами. Женевцы увидели в Кальвине и Фареле прежде всего французских беглецов и не желали менять власть савойского герцога на власть других чужаков. Городской совет Женевы воспользовался своим правом на изгнание и в 1538 выслал Кальвина и Фареля из Женевы.

1538-1541 годы Кальвин провел в протестантском Страсбурге, где стал пастором в церкви для французских протестантских эмигрантов. В это время опубликованы его комментарии к «Посланию к римлянам» апостола Павла. В 1540 Кальвин женился на Иделетте де Бюр, вдове обращенного им анабаптиста, трое их детей умерли в младенчестве.

Тем временем идеи, проповедованные Кальвином в Женеве, завоевывали симпатии все большего числа горожан. Они просили своего духовного учителя вернуться назад. В сентябре 1541 Кальвин вновь приехал в Женеву, хотя в городе существовала сильная оппозиционная Кальвину группировка, так называемые либертины. В Женеве Кальвин прожил до конца жизни и основал новое направление в протестантизме - кальвинизм.

Кальвинизм

Под влиянием Кальвина городской совет принял его «Церковные установления» - новую форму церковной организации, которая с некоторыми вариациями была воспринята кальвинистскими общинами других стран. Как и Лютер, Кальвин отрицал иерархическое построение церкви, подчинение ее римскому папе. Женевскую церковь возглавила консистория, которая фактически подчинила себе светскую власть. Решения консистории принимали форму государственных законов, исполнение которых обеспечивала светская власть. Сама светская власть, согласно кальвинистской доктрине, имеет право на существование лишь постольку, поскольку она выполняет предписания церкви.

В Женеве Кальвин занимал скромный пост советника правительства, но его влияние на повседневные дела города было исключительным. Принимаемые по настоянию Кальвина законы имели целью сделать из Женевы прообраз «града Божьего», цитадель протестантизма, и единомышленники Кальвина именно так ее и воспринимали. Недаром Кальвин был прозван «женевским папой» - Женева должна была стать протестантским Римом. В частности, поэтому Кальвин призывал строго следить за чистотой и порядком в Женеве - она во всем должна была стать образцом для других городов.

Задачей церкви Кальвин считал религиозное воспитание всех граждан, в особенности детей. Для выполнения этой задачи Кальвин провел ряд реформ направоенных на утверждение «мирского аскетизма». Был упразднен пышный католический культ, приняты жесткие административые меры, направленные на укрепление морали и против «римско-католических суеверий». Над всеми гражданами был установлен мелочный и придирчивый надзор. Посещения церковной службы стали обязательными, запрещались развлечения, танцы, яркие одежды, громкий смех.

Подобная суровость не могла не вызвать сопротивления. Недовольные поддерживали либертинов, с которыми Кальвин вел борьбу долгие годы. Будучи человеком незаурядного таланта, умевшим привлекать к себе людей, заразить их своей верой, Кальвин отличался тяжелым, властным характером. Он крайне нетерпимо относился и католикам, и к представителям других реформационных течений. Особенную ненависть Кальвина вызывали анабаптисты, которых он обвинял в безбожии. По его настоянию противники его учения подвергались изгнанию и даже смертной казни.

В 1553 по приговору женевской консистории был казнен за еретические взгляды М. Сервет. Дело Сервета рассматривается многими историками как «моральный тупик Реформации», ибо тогда впервые протестантская церковь вынесла смертный приговор за инакомыслие. К 1555 борьба Кальвина с либертинами была окончена. Он вышел на международную арену, вел обширнейшую переписку с теологами многих европейских стран, основал Женевскую академию, которая должна была готовить богословов и государственных служащих.

В теологии Кальвин развил учение о безусловном предопределении. По его убеждению Бог обладает абсолютной свободой, которая выше человеческой справедливости, и поэтому никто не может судить о решениях Всевышнего. Безграничная воля Бога предопределяет верующих ко спасению, а неверующих к погибели. Дар веры дается Богом по его воле. Человек не может знать, избран он или нет, но обязан неустанно искать Бога, строить свою жизнь строго на основе священного писания и стараться реализовать свое призвание. Повседневный труд, согласно Кальвину, является формой служения Богу.

Кальвин Жан

(Род. в 1509 г. – ум. в 1564 г.)

Деятель Реформации, основоположник кальвинизма. С 1541 г. фактический диктатор Женевы, ставшей центром Реформации. Отличался крайней религиозной нетерпимостью.


Среди деятелей Реформации наиболее политизированным был Жан Кальвин, о котором Вольтер сказал: «Кальвин открыл двери монастырей не для того, чтобы выгнать оттуда монахов, а для того, чтобы вогнать туда весь мир». Именно его идеи легли в основу деятельности огромного количества христианских сект, по сей день успешно действующих в мире и собирающих огромное количество прихожан.

Младший и третий по счету после Лютера и цвингли «отец» Реформации родился 10 июля 1509 г. в Нуайоне, маленьком пикардийском городке на севере Франции. Его отец, Жерар Ковен (позже, по обычаям ученых того времени, основатель кальвинизма латинизировал свою фамилию), был состоятельным чиновником и подвизался на судебном и церковном поприще. Одновременно он занимал места прокурора и синдика соборного капитула, а затем стал секретарем епископа. С раннего возраста Жан отличался необыкновенными способностями к учению, и отец, желая открыть сыну дорогу к почету и богатству, всячески поддерживал его стремление к образованию. В 14 лет мальчика отправили на учебу сначала в Бурж, а затем в Орлеан и Париж.

Будущий реформатор с первых же дней своего ученичества резко отличался от своих товарищей. Он был чрезвычайно прилежен, быстро усваивал предметы, умел превосходно излагать выученное, но обладал угрюмым нравом, замкнутостью, обидчивостью и раздражительностью. Избегая шумных игр и развлечений, мальчик целыми днями просиживал в библиотеке. Молодой Кальвин подмечал малейшие провинности своих товарищей и постоянно обрушивал на них град обвинений даже по ничтожным поводам. Добродушные студенты сначала пытались протестовать, а потом просто перестали обращать внимание на выходки самозванного прокурора и старались не давать ему повода для раздражения. Они прозвали его Аккузативусом, то есть винительным падежом.

Уже в эти юные годы человеческие чувства и привязанности не имели никакого смысла для Кальвина. Когда в 1531 г. умер его отец, наследник не поехал на похороны. Ведь его будущее было и так обеспечено. От нуайонского нотариуса пришло письмо с сообщением о том, что имущество и сбережения Жерара завещаны сыну. Можно было распоряжаться судьбой по своему усмотрению.

Со временем Кальвин начал понимать, что выдвинуться он сможет, скорее всего, на ниве протестантизма, который постепенно становился знаменем эпохи. Но быть просто последователем Лютера ему не хотелось. Кальвин начал разрабатывать собственное учение, уклоняясь от рискованных публичных выступлений и опасных речей. Своими соображениями он делился лишь с немногими людьми, к которым испытывал полное доверие.

В это время во Франции усилились гонения на всех противников католической церкви. В 1534 г. по велению короля Франциска в застенки было брошено немало протестантов. Многие покинули страну. Кальвин, жаждавший публичных выступлений и славы, решил последовать их примеру и со временем обосновался в Базеле. Здесь он закончил и напечатал свой главный труд, начатый еще в Париже. Книга носила название «Наставление в христианской вере» и стала суммой всего догматического и церковного учения Кальвина, которое пришлось по вкусу нарождающейся буржуазии.

Кальвин учил, что каждый человек еще до сотворения мира предопределен Богом к спасению или погибели. Выражением Божьего благоволения является удачливость в делах, поэтому разбогатевшие граждане являются Божьими избранниками. Но воли Бога не знает никто. Поэтому, если бедняк будет неустанно трудиться, он может разбогатеть. Если же этого не случится, за покорность и усердие он все же будет вознагражден в загробной жизни. Священной обязанностью каждого становились стяжательство, накопительство, а для простого люда – повиновение хозяевам, строжайшее соблюдение суровой протестантской морали, слепое повиновение руководителям новой церкви.

Вскоре Кальвин приобрел репутацию одного из крупнейших богословов, и его пригласили в Женеву для чтения лекций. В этом городе реформатор нашел для себя благодатную почву. Известные по всей Европе зажиточные женевские суконщики, меховщики, башмачники горячо поддержали новые идеи. Городской магистрат принял созданный Кальвином проект церковного устройства, правда, привести всех граждан к присяге так и не удалось.

Постепенно город начал менять свой внешний облик. Исчезло пышное церковное убранство. Горожане в черных и коричневых одеждах слушали длинные и скучные проповеди пасторов – так стали называть священников новой церкви. Запрещались все народные и даже церковные праздники, оставленные другими реформаторскими церквами, – Рождество, Обрезание, Благовещение и Вознесение. Для отдыха народу оставили только воскресенья, но и эти дни все горожане обязаны были провести в церкви. Дома женевцев время от времени подвергались обыскам, и горе той семье, где находили кружевной воротничок, вышитый чепчик, украшение или, не дай бог, книгу. Ослушников подвергали штрафам, публичным наказаниям, а то и вовсе изгоняли из города. В девять часов вечера все запирались в домах, и никто не имел права появляться на улице без специального разрешения городских властей. Все должны были ложиться спать, чтобы с раннего утра заняться работой.

В Европе Женева приобрела репутацию «святого города», а Кальвина стали называть «женевским папой». Так же, как в Рим, сюда стали стекаться почитатели и ученики отца кальвинизма, отличавшегося большой нетерпимостью к чужому мнению. Однако в самом городе дела Кальвина обстояли совсем не так благополучно. Постепенно стала усиливаться оппозиция, которая к 1538 г. получила большинство в органах городского управления. Сторонники Кальвина были удалены из магистрата, а сам Кальвин изгнан из города. Реформатор направился в уже знакомый ему Страсбург, где стал во главе общины французских эмигрантов и тоже ввел строгую нравственную дисциплину.

Если бы Кальвин был только ученым-богословом, пусть даже очень известным, его карьера была бы на этом закончена. Но кроме таланта он, несомненно, обладал и качествами крупного политического деятеля и, находясь в изгнании, начал активно участвовать в многочисленных религиозных собраниях, конференциях и сеймах. Его позиция на них отличалась крайней неуступчивостью в отношении к католикам, что создавало ему репутацию непримиримого борца с католичеством. В это же время Кальвин начинает уделять внимание и распространению кальвинизма в других странах. Именно поэтому со временем его учение, в отличие от лютеранства, приобрело международное значение, в то время как детище Лютера осталось местным исповеданием и постепенно вообще прекратило борьбу с католицизмом.

Не выпускал реформатор из поля зрения и Женеву, поддерживая постоянные связи со своими сторонниками. К осени 1540 г. они вновь одержали верх в магистрате и направили своему кумиру письмо с предложением вернуться. Кальвин принял предложение и в сентябре прибыл в Женеву. Через некоторое время в городе была создана консистория, состоящая из 12 старейшин, и определены 8 пасторов, которые приравнивались к пророкам и апостолам, что делало их практически всемогущими. Они разбирали наиболее важные проступки граждан перед верой, постоянно совершали обходы по домам, знали все о частной жизни своих сограждан, выносили приговоры.

Кальвин же превратился в настоящего диктатора. Он знал все обо всех в городе. Он держал в руках все нити городского управления, назначал и смещал пасторов, так же как и ректоров вновь образованного коллежа. Он вел дипломатическую переписку, редактировал по своему усмотрению политическое, судебное и полицейское законодательство Женевы.

Жесткие порядки в городе не могли не вызывать противодействия. Постепенно оппозиция опять начала усиливаться. К 1547 г. в городе появилась сильная оппозиционная партия «перринистов», стремившаяся к сокращению личного влияния Кальвина. Пасторов и эмигрантов стали подвергать на улицах публичным оскорблениям, демонстративно нарушались всякие запреты; доклады и жалобы самого Кальвина часто оставляли без последствий. В 1553 г. перринисты получили перевес в органах городского управления, и возможно, Кальвину пришлось бы туго, но тут помог случай, которым деспот не преминул воспользоваться.

В Женеву прибыл давний оппонент отца кальвинизма, испанский философ, богослов и ученый Михаил Сервет, которому человечество обязано открытием системы кровообращения в человеческом организме. Как-то он выпустил в свет богословский труд, опровергавший основные положения кальвинизма. Из-за доноса «женевского папы» ему пришлось бежать из Франции в Италию. По дороге он решил навестить Женеву, чтобы послушать своего оппонента. Сервет не предполагал, как далеко может зайти Кальвин в своей ненависти. Женевский диктатор решил использовать прибытие Сервета в своих политических целях. Ученого схватили, и магистрат хотел выслать его из города. Но их вероучитель заявил, что тот прибыл в город, чтобы возмутить народ против священной частной собственности. Богатеи испугались, и, несмотря на протесты из реформистского лагеря Европы, обвинявшего Кальвина в непозволительной жестокости, ученый был сожжен. Он стал первым в ряду многочисленных жертв протестантов, которые со временем научились сжигать инакомыслящих с таким же рвением, как и католики. Нелишне заметить, что на счету самого Кальвина числится пятьдесят жертв, сожженных в течение четырех последних лет его правления.

Эти события, как и предполагал Кальвин, заставили многих из оппозиционеров возвратиться под его крыло. И когда перринисты взбунтовались, то в ночной схватке потерпели поражение. Разгром оппозиции завершил крайне пристрастный политический процесс, стоивший жизни самым непримиримым противникам «женевского папы» и изгнанием оставшихся в живых.

В 1559 г. деспот принял женевское гражданство, но цели его лежали за пределами Женевы. Передав внутренние дела города-республики в руки своих приспешников, реформатор занялся внешнеполитическими проблемами. В городе было основано множество типографий и лавок, главной задачей которых было распространение Библии во Франции. В 1559 г. женевский коллеж был преобразован в академию для протестантских священников, которых потом направляли в романские земли. В город по-прежнему стекались поклонники кальвинизма со всей Европы. Кальвин установил переписку с вождем французских гугенотов адмиралом Колиньи, королями Наварры, Швеции, Дании, завязал тесные сношения с Англией, Нидерландами, Германскими землями, Венгрией, Польшей. Позже его учение вместе с колонистами, бежавшими от религиозных преследований, попало в Америку и расцвело там пышным цветом.

Личная жизнь Кальвина сложилась неблагополучно. У него не было друзей. Его жена, Иделетта де Буре, вдова одного из его последователей, на которой он женился в 1540 г. в Страсбурге, через девять лет ушла из жизни. Их дети умирали через несколько месяцев после появления на свет. Слабый от природы, реформатор вконец расстроил свое здоровье чрезмерной работой и в конце жизни испытывал постоянные недомогания, жил одиноко и замкнуто, без радости и любви, и умер 27 мая 1564 г. в Женеве.

По своему душевному складу «женевский папа» сильно отличался от других знаменитых реформаторов – мистиков, гуманистов, мечтателей и проповедников. Он не любил людей и не стремился общаться с ними. По мнению немецкого психиатра и психолога

Э. Кечмера, Кальвин был ярко выраженным типом шизотимической личности, т. е. склонной к шизофрении. Этому же ученому принадлежит и одна из самых ярких характеристик Кальвина: «Шизотимическое творчество незначительных людей преходяще, между тем религиозное учение Кальвина, как каменный монумент великого шизотимического ума, лишь постепенно проникло в умы людей и держалось столетия: со строгой организацией в построении, холодное, систематическое, полное нравоучений и фанатической силы убеждения, нетерпимое – чистая мысль и чистое слово – без образа, без смеха, без души, без юмора, без примирения».

- (1509 64 гг.) французский деятель Реформации, основатель кальвинизма. Главное сочинение Наставление в христианской вере. Став с 1541 г. фактическим диктатором Женевы, превратил её в один из центров Реформации. Отличался крайней религиозной… … Исторический словарь

- (Calvin, Jean) (1509–64) Швейцарский богослов и религиозный лидер. Родился в Нуайоне, изучал искусство в Париже и право в Орлеане. В 1536 г. бежал из Франции от преследований. В Базеле опубликовал сочинение Наставление в христианской вере (… … Политология. Словарь.

Кальвин Жан - (Calvin, John) (1509 64), франц. теолог, крупнейшая фигура второго поколения протест, реформаторов (протестанты). Сын клерка. Обучался в Париже, Орлеане и Бурже. Ок. 1533 г. перешел в реформатскую веру. В своей книге «Наставление в христианской… … Всемирная история

- (Calvin, Calvinus) (1509 1564), деятель Реформации, основатель кальвинизма. Главное сочинение «Наставление в христианской вере». Став с 1541 фактическим диктатором Женевы, превратил её в один из центров Реформации. Отличался крайней религиозной… … Энциклопедический словарь

Жан Кальвин Jean Calvin Род деятельности: богослов Дата рождения: 10 июля … Википедия

КАЛЬВИН (Calvin Calvinus) Жан (1509 1564), французский деятель Реформации, основатель кальвинизма. Главное сочинение Наставление в христианской вере. Став с 1541 фактическим диктатором Женевы, превратил ее в один из центров Реформации. Отличался … Большой Энциклопедический словарь

Кальвин (Calvin, латинизир. Calvinus, франц. Cauvin ‒ Ковен) Жан (10.7.1509, Нуайон, Франция, ‒ 27.5.1564, Женева), деятель Реформации, основатель кальвинизма. Родился в семье крупного церковного служителя. Получил богословское и юридическое… … Большая советская энциклопедия

- (1509 1564), французский теолог, религиозный реформатор, основоположник кальвинизма. Родился 10 июля 1509 в Нуайоне, епархиальном центре на севере Франции. Его отец, Жерар Ковен, достиг довольно высокого положения в церковной и общественной… … Энциклопедия Кольера

Кальвин, Жан - Ж. Кальвин. Портрет неизвестного художника. 17 в. Частная коллекция. Женева. КАЛЬВИН (Calvin, Calvinus) Жан (1509 1564), французский деятель Реформации, основатель кальвинизма. Главное сочинение Наставление в христианской вере. Став с 1541… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Кальвин Жан - Ж. Кальвин. Портрет неизвестного художника. 17 в. Частная коллекция. Женева. Ж. Кальвин. Портрет неизвестного художника. 17 в. Частная коллекция. Женева. Кальвин Жан () французский деятель Реформации, основатель кальвинизма. Главное сочинение… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

Книги

  • Реформация и контрреформация. Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола , Филиппов М.М.. В книге представлены художественно-биографические очерки о ярких исторических личностях эпохи Реформации и котрреформации. Герой чешского народа - Ян Гус, основатели протестантизма - Мартин…
  • Жан Кальвин. Теология и религиозно-общественная мысль XVI века , Н. В. Ревуненкова. В монографии впервые в отечественном религиоведении дается комплексный анализ наследия Жана Кальвина. На широком историческом фоне рассматриваются проблемы критики католического учения и…

1541 году Жан Кальвин возвращается в Женеву, где - после долгих споров был принят, хотя и с ограничениями, его проект о церковном переустройстве, но фактически реформы были произведены во многих областях городского устройства…

«По этому проекту устанавливались четыре церковных чина: пасторы, доктора для преподавания в школе; старейшины для нравственного надзора за гражданам и диаконы для различных благотворительных дел.

По требованию Кальвина была создана консистория - нечто среднее между трибуналом инквизиции и светским судом. Консистория разбирала особо важные проступки против нравственности и отступлением от истинной веры. В менее серьёзных случаях пасторы и старейшин ограничивались частным внушением.

Дома горожан стали часто подвергаться обыскам, и горе было тем, у кого находили вышитый чепчик, кружевной воротничок, украшения или книги сомнительного содержания. После девяти часов вечера никто не имел права выйти на улицу без специального разрешения городских властей, - надо было ложиться спать, чтобы с раннего утра заняться работой.

Из церковного обихода были устранены всякие украшения, символы и церемонии. Были отменены такие церковные праздники, как Рождество, Обрезание, Благовещение, Вознесение, оставлялся единственный - Пасха (Воскресение Христово). Для отдыха был оставлен только один день в неделе - воскресенье, но этот весь день горожане должны были проводить только в церкви.

В 1543 году вышло третье издание «Наставления в христианской вере», где была записана подробная программа кальвиновского реформирования - церковного и жизненного уклада горожан.

В нём Кальвин приравнял пасторов церкви к пророкам и апостолам: пасторы должны были «возвещать слово Божье, учить, увещевать народ, раздавать причастие и вместе со старейшинами налагать церковные наказания». Снисходительность к грешнику пастору категорически запрещалась, ибо он не только провозвестник истины, но и её защитник, «мститель» за обиды, нанесённые имени Божьему.

О материальном содержании пасторов должна заботиться община. Кальвин не требовал от пасторов евангельской бедности и не запрещал им заботиться о приумножении своих богатств, если это не противоречило строгой нравственности. В своих проповедях и на заседаниях совета магистрата Кальвин даже настаивал на возвращении пасторам церковного имущества, отобранного у католиков.

Несмотря на то, что в Женеве Кальвин занимал скромный пост советника правительства, его влияние на повседневные дела города было исключительным. Принимаемые по его настоянию законы имели целью сделать из Женевы прообраз «града Божьего», цитадель протестантизма. На протяжении 1541-1564 годов Кальвин фактически единолично правил городом. Недаром его называли «женевским папой», да и сама Женева со временем, по мнению сторонников Кальвина, должна была стать «протестантским Римом».

Здесь Кальвин занимался дипломатической перепиской, редактированием политического, судебного и полицейского законодательства и, естественно, каждое воскресенье проповедовал в церкви. В начале 1543 года комиссия под руководством Кальвина провела в городе большой ряд мероприятий: были установлены определённые рамки для деятельности различных государственных органов, четко обозначены обязанности должностных лиц. Под его руководством до мельчайших подробностей было разработано судебное делопроизводство. Кальвин писал подробнейшие инструкции для смотрителей за постройками, для пожарной команды и даже правила для ночных сторожей. Почти каждый день он появлялся перед городским советом со своими бесчисленными докладами, донесениями и извещениями.

Реформы магистрата запрещали в городе танцы, театральные представления, азартные игры. В 1546 году за участие в танцах был осужден целый ряд высших должностных лиц города, в том числе генеральный капитан и первый синдик. Несчастные ещё легко отделались, они выслушали суровое внушение и принесли публичное покаяние за грех. За произнесение кощунств, проклятий и за иное сквернословие налагалось длительное тюремное заключение. Строго запрещались не только любые развлечения, но «неподобающе яркие» одежды и громкий смех. Как писал один из почитателей Кальвина, законы его «были писаны кровью и огнём».

Вряд ли можно найти в тот период иное государство, где бы в столь короткий промежуток времени (с 1542 по 1546 год) было принято 58 смертных приговоров и 76 декретов об изгнании.

Совершенно ужасающей была жестокость, которой при Кальвине отличалось судопроизводство. Пытка являлась необходимой принадлежностью всякого допроса. Причём обвиняемого пытали до тех пор, пока он не признавал обвинения, зачастую в несовершенном им преступлении. За несколько месяцев только одного 1545 года от пыток во время следствия погибло 34 человека, так и не дожив до решения суда. Детей заставляли свидетельствовать против родителей. Простого подозрения соседа было достаточно не только для ареста, но и для осуждения.

Неутомимый Кальвин, сам работавший с утра до поздней ночи, того же требовал и от других. Никто в Женеве не имел права бездельничать. Из города изгнали всех нищих. При этом Кальвин выступал против излишнего обогащения. Однажды он сказал, что народ надо держать в бедности, иначе он перестанет быть покорным воле Божьей.

Подобный аскетизм, когда у горожан оставалось только два права - работать и молиться - не мог не вызвать сопротивления. Стали расти оппозиционные настроения, и не только среди горожан, но и в городском магистрате. В 1547 году образовалась сильная партия недовольных реформами Кальвина («перринисты»), которая стремилась ограничить его влияние и подчинить консисторию и коллегию пасторов городскому магистрату Особым нападкам со стороны перринистов подвергалось церковное отлучение, которое в то время воспринималось, как отлучение человека от Бога. Пасторов стали часто оскорблять на улицах, многие запреты демонстративно нарушались. Но вскоре произошёл случай, который помог Кальвину победить растущее влияние перринистов.

В 1553 году по приговору женевской консистории был казнён за еретические взгляды испанский богослов, философ и учёный Мигель Сервет . Дело Сервета рассматривается многими историками как «моральный тупик Реформации» - впервые протестантская церковь вынесла смертный приговор за инакомыслие. Публичное сожжение Сервета заставило «перринистов» утихнуть. Вскоре после этого был произведён полный разгром идейной оппозиции. Сторонники Кальвина провели несколько крайне пристрастных религиозно-политических процессов, стоивших жизни многим непримиримым его противникам. К 1555 году оппозиция была окончательно разгромлена. - С годами Женева стала одним из крупнейших центров протестантизма и европейской культуры. В городе открылось много типографий и книжных лавок. В 1559 году по инициативе Кальвина женевский христианский колледж был преобразован в академию, главной целью которой была подготовка образованного протестантского духовенства (естественно, по программе Кальвина). Женева стала центром миссионерского движения и стала приобретать репутацию «святого города» и «евангелического Рима».

В 1559 году Кальвин принял женевское гражданство. Он передал внутренние дела города своим единомышленникам и, мечтая распространить свои идеи по всей Европе, вышел на международную арену. Кальвин вёл обширнейшую переписку с теологами, королевскими особами многих европейских стран и со временем стал одним из крупнейших европейских деятелей.

Более 20 лет он регулярно читал богословские лекции, комментировал отдельные книги Библии и выступал с проповедями. В женевской и цюрихской библиотеках хранится около 3 тысяч его рукописных проповедей и лекций. Трудолюбие Кальвина было просто невероятным. В одном из писем Фарелю он описывает один из своих рабочих дней: «Право, я давно уже не запомню такого тяжелого труда - 20 страниц корректуры, мои лекции, проповедь, 4 послания, примирение враждующих сторон. Надеюсь, ты простишь мне, если я буду краток…»

Непрерывная напряжённая работа подорвала его здоровье. В последние годы он часто болел - лихорадка, мигрень, одышка, подагра... Умер Кальвин в 8 часов вечера 27 мая 1564 года. Похоронен он был, по его собственному желанию, «обыкновенным образом», без всяких церемоний, без памятника, даже без надписи на могиле. Очень скоро местонахождение могилы великого женевского реформатора было забыто».

Истина Н.А., Сто великих мятежников и бунтарей, М., «Вече», 2006 г., с. 98-101.

Основатель самого строгого течения в протестантизме, Жан Кальвин прославился жестоким правлением в Женеве. Оправданна ли была эта жестокость: искоренение пьянства и проституции, казни еретиков, строгая регламентация образа жизни бюргеров? Выясняется, что часто причиной этому были не теологические воззрения Кальвина, а жизненная необходимость - в первую очередь, для самих женевцев.

Вольтер говорил об основателе кальвинизма, что тот открыл двери монастырей не для того, чтобы выпустить оттуда монахов, а чтобы загнать туда весь мир. Жизнь в швейцарской Женеве при Кальвине, действительно, напоминала монастырь: к концу 1550-х в городе не осталось ни одного театра, и даже зеркала, а демонстрация зажиточности запрещалась. Тем не менее, всё время правления Кальвина в Женеве сохранялась демократия, и даже самые жестоки теологические идеи проповедника принимались демократически - через голосование «Генеральным собранием граждан».

Евангелистский пастор Глеб Спиваков в статье «Реформатор Женевы», вышедшей в сборнике «Материалы IV ежегодной конференции «Реформация vs Революция» (изд-во «Местная религиозная организация Евангельских христиан-баптистов «На Руси», 2014) описывает, почему Кальвин часто прибегал к жестокости, исходя из того, что у него просто не было другого выбора.

Кальвин в контексте Европы XVI века

Кальвин, как и большинство исторически значимых личностей, - фигура противоречивая. Среди многочисленных описаний его жизни и деятельности можно встретить как очень положительные (вплоть до хвалебных), так и крайне негативные (как у немецкого писателя Стефана Цвейга, который усматривал в Кальвине чуть ли не прототип Гитлера). Но я думаю, что когда дело касается людей, оставивших такой яркий след в истории, во-первых, невозможны односторонние оценки, а во-вторых - каждый из нас вправе иметь такой образ реформатора и такое понимание его исторической роли, которые преломлялись бы через наши собственные интересы и ценности.

Я выделяю для себя как самое интересное и важное в фигуре Кальвина его связь с конкретным городом - Женевой, а именно - то влияние, которое он оказал на этот город и которое распространилось далеко за его пределами. Идеи Реформации, провозглашенные Лютером, Кальвин подхватил и «приземлил» на территории конкретного города, внедрив в общественную жизнь библейские принципы, благодаря чему Женева стала европейским центром Реформации. И хотя сейчас, спустя почти 500 лет, мы не найдем тех же элементов городской жизни, что и при Кальвине, последствия влияния этого великого реформатора можно обнаружить в различных сферах жизни не только Женевы, но и Швейцарии в целом.

Данное побуждает постоянно удерживать во внимании временной контекст: Европа XVI века - отнюдь не современная нам Европа с её демократическими идеалами. Величина преобразований, совершенных в Женеве под руководством Кальвина, заставили Европу говорить о Женеве как о «протестантском Риме», а Кальвина называть «Женевским папой», приписывая ему черты диктатора и тирана в городе. Однако, я обращаю внимание на тот факт, что оба раза Кальвин оказывается в Женеве вовсе не потому, что он рвётся утолить свое властолюбие. Будучи молодым французским теологом и юристом, любящим уединение и кабинетную работу, первый раз он оказывается в Женеве проездом в 1536 году. Он остаётся в городе только по настойчивому увещеванию своего будущего друга Гийома Фареля, на то время предводителя Реформации в этой части страны.

«Я приношу моё сердце как искреннюю жертву Богу»

Фарель к тому моменту отчаянно нуждается в поддержке, и Кальвин, уже ставший известным благодаря своему «Наставлению в христианской вере», видится ему идеальным партнером в деле религиозного обновления Женевы. Когда же обоих друзей выдворили из города за слишком рьяные, по мнению городского совета, попытки очистить нравы, Кальвин, хорошо устроившийся в спокойном Страсбурге, совсем не рвался возвратиться в Женеву, но напротив - жители города звали его долго и настоятельно, поскольку убедились, что без него невозможно поддерживать порядок ни в церковной, ни в городской жизни. Опять же он говорит друзьям, что «предпочел бы не ехать в Женеву», добавляя: «Но поскольку я знаю, что я себе не принадлежу, я приношу моё сердце как искреннюю жертву Богу».

Эти слова стали девизом всей жизни Кальвина, а на его эмблеме изображена протянутая к Богу рука со словами «искренне и с готовностью». В обоих случаях Кальвин соглашался на своё пребывание в прославленном им городе исключительно потому, что усматривал в том Божье повеление. Именно ревностное отношение к Писанию побуждало реформатора устанавливать законы и правила, целью которых было сделать Женеву прообразом «Града Божьего». Написано в Библии, что не должно стремиться к нарядности в одежде и украшательству себя через причёски - значит, надо регламентировать порядок в том и другом. Указывается на смехотворство как недостойное занятие - надо прописать ориентиры для граждан и по этому поводу. Для Кальвина не существовало границы между церковной и гражданской жизнью.

Очищение Женевы

Отсюда и все предложения по введению судебного наказания за нарушения порядка Божьего, как он его понимал: за танцы, игру в карты по воскресеньям, постоянное времяпрепровождение в тавернах, за сквернословия и проклятия, ворожбу и гадания и т.д. Запрет театральных представлений, большими любителями которых были женевцы, тоже вполне логично помещался в череду изменений городской жизни.

А как можно было обойти вниманием кабаки - «самые гнусные рассадники нечистоты» в городе? Открытые вместо них городские питейные заведения должны были удовлетворять потребность горожан в общении, но при этом не способствовать ничему, что расходилось бы с обликом христианина. Это было бы весьма затруднительно без чёткого перечня того, что допустимо (и одобряемо) во время посещения заведений, а что нет: вместо клятв, похлопываний по плечу, сальных шуток, танцев, неприличных обращений к дамам, пения непристойных песен - духовные разговоры и лежащая рядом Библия. Если и карточная игра, то не более часа, перед едой и выпивкой обязательна молитва, ну и для формирования правильных привычек - официанты, которым в обязанность вменялось следить за выполнением правил и делать замечания нарушителям. Для такого отдыха считалось достаточно времени до девяти вечера, после чего полагалось отправляться по домам (во вполне трезвом состоянии) и ложиться спать.

Регламентацию того, что правильно и неправильно, должно и неприлично, можно посчитать мелочной. Но что представляла из себя Женева накануне приезда Кальвина? Город, в котором больше 10 тысяч жителей, приехавших со всей Европы, достаточно богатый. Обратной стороной обеспеченности является любовь к развлечениям, далеко не всегда безобидным, пьяные дебоши - явление обычное. В одном из районов каждый третий дом был кабаком. А одно из распоряжений городского Совета запрещало священникам и монахам посещать район красных фонарей. Какова же была мораль большинства подопечных подобных священников?

И, должно быть, совсем неслучайно, что городской совет пришел к признанию необходимости мер, предлагаемых Кальвином ещё в первый период его жизни в Женеве, и, предприняв усилия по возвращению изгнанного реформатора, пошел на их внедрение в городскую жизнь. Также на этот раз было решено принять как требование к жителям города публичное исповедание своей верности Евангелию и Христу, с последствием в виде изгнания для отказывающихся.

Понятно, что далеко не все жители были в восторге от того, что их привычки должны были так радикально измениться, а верность христианским идеалам так жестко проверялась. Оправдана ли была эта жёсткость принимаемых мер, или же это было просто попранием свободы с позиций клерикальной власти? Тут как раз уместно вспомнить о контексте времени. Европа далеко не спокойна и мирна. Повсюду пылают костры инквизиции. Распространение идей Реформации невозможно без больших усилий и жертв. Было бы оно возможно без радикальных мер по защите и утверждению её идеалов и норм? Возможно ли ответить на этот вопрос с позиций нашего времени?

Казнь Сервета

Одно из самых яростных обвинений «женевского папы» -история с Серветом. Напомню, что мы говорим о такой Европе, в которой смертная казнь была повсеместной практикой. С 1542 по 1546 год в Женеве было казнено 58 человек. Эпидемия чумы, захватившая Европу в 1540-х, требовала особых мер по предотвращению распространения инфекции, и 34 человека были казнены по обвинению в заговоре и колдовстве (стали жертвой мнения о связи эпидемии с заражением дверных ручек).

Казнь Сервета, испанского теолога и учёного, внёсшего вклад в науку о малом круге кровообращения, не имела отношения к эпидемии. Его изображают, как мученика науки, а Кальвина представляют, как фанатика, безжалостно расправившегося с инакомыслием, подведя, таким образом, Реформацию к «моральному тупику». Но редко упоминается тот факт, что Сервет был одним из известнейших еретиков Европы, которого ещё до появления в Женеве католическая инквизиция приговорила к смертной казни. Выступления Сервета против Божественной Троицы были для того времени предельной ересью и кощунством.

С Кальвином у него уже был содержательный спор, результатом которого вряд ли могло быть что-то, кроме закрепления за Серветом статуса еретика. Зачем же, приехав к женевским друзьям, так называемым «вольнодумцам», ярым противникам Кальвина, он явился на службу, которую проводил Кальвин? Что бы он себе не думал, прихожане не пропустили такого вызова и задержали возмутителя спокойствия, а Городской Совет приговорил его к смертной казни через сожжение. Перед казнью Кальвин встречался с Серветом, просившим о снисхождении в наказании, предлагал ему отречься от своих взглядов. Последовавший отказ привел к логическому результату - сожжение состоялось.

Достижение материального благополучия города Кальвин видел в развитии предпринимательства, трудовой протестантской этики и банковского дела. Яркий учитель и сильный проповедник разработал простые и понятные правила рабочей этики, которые активно проповедовал среди своих прихожан. Главный постулат: все принадлежит Богу - работа, имущество, жизнь. В центре всего для верующего человека должен находиться Бог, поэтому лень в работе - знак неуважения к Нему. Давать деньги в долг под проценты - это пример правильного управления, обратное же - расточительство. В то же время, правильно распоряжаясь имуществом, стремясь к получению дохода, следует быть сдержанным в расходах, не допуская лишнего.

Отражение личного аскетизма Кальвина можно увидеть через много веков в подходе к бизнесу и у современных швейцарцев. Ну и в целом, глядя на современную Швейцарию, мы видим, к каким плодам привело учение Кальвина.

Новое на сайте

>

Самое популярное