Домой Мистика Кто такая минерва. Мифология древнего Рима — Минерва. Изображения богини. Ее символы

Кто такая минерва. Мифология древнего Рима — Минерва. Изображения богини. Ее символы

Как молниеносную богиню гор и полезных открытий и изобретений. И в Риме в древнейшие времена Минерва считалась богиней молниеносящей и воинственной, на что указывают гладиаторские игры, обязательно проводившиеся во время главного праздника в её честь - Квинкватрии (Quinquatrus).

Прямое отношение к Минерве как военной покровительнице находит подтверждение в тех дароприношениях и посвящениях, которые делались римскими полководцами в её честь после какой-нибудь блистательной победы. Так, Луций Эмилий Павел , закончив покорение Македонии , сжёг часть добычи в честь Минервы; Помпей после своего триумфа построил ей на Марсовом поле храм; так же поступил и Октавиан Август после победы при Акциуме . Но, главным образом, римская Минерва чтилась как покровительница и отчасти изобретательница ремёсел и искусств. Она покровительствует шерстобитам , сапожникам , врачам , учителям, ваятелям, поэтам и, в особенности, - музыкантам ; она наставляет, учит женщин и руководит ими во всех их работах.

Главное празднество в её честь - Quinquatrus или Quinquatria, проводимое с 19 по 24 марта , - было праздником ремесленников и художников, а также школьников, которые на время празднеств освобождались от занятий и тогда же приносили своим учителям плату за учение - minerval.

Минерву иногда ошибочно отождествляли с богиней мудрости Будте - персонажем литовской мифологии .

В честь Минервы назван астероид (93) Минерва , открытый в 1867 году.

Напишите отзыв о статье "Минерва"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Минерва

Следующий после театра день Ростовы никуда не ездили и никто не приезжал к ним. Марья Дмитриевна о чем то, скрывая от Наташи, переговаривалась с ее отцом. Наташа догадывалась, что они говорили о старом князе и что то придумывали, и ее беспокоило и оскорбляло это. Она всякую минуту ждала князя Андрея, и два раза в этот день посылала дворника на Вздвиженку узнавать, не приехал ли он. Он не приезжал. Ей было теперь тяжеле, чем первые дни своего приезда. К нетерпению и грусти ее о нем присоединились неприятное воспоминание о свидании с княжной Марьей и с старым князем, и страх и беспокойство, которым она не знала причины. Ей всё казалось, что или он никогда не приедет, или что прежде, чем он приедет, с ней случится что нибудь. Она не могла, как прежде, спокойно и продолжительно, одна сама с собой думать о нем. Как только она начинала думать о нем, к воспоминанию о нем присоединялось воспоминание о старом князе, о княжне Марье и о последнем спектакле, и о Курагине. Ей опять представлялся вопрос, не виновата ли она, не нарушена ли уже ее верность князю Андрею, и опять она заставала себя до малейших подробностей воспоминающею каждое слово, каждый жест, каждый оттенок игры выражения на лице этого человека, умевшего возбудить в ней непонятное для нее и страшное чувство. На взгляд домашних, Наташа казалась оживленнее обыкновенного, но она далеко была не так спокойна и счастлива, как была прежде.
В воскресение утром Марья Дмитриевна пригласила своих гостей к обедни в свой приход Успенья на Могильцах.
– Я этих модных церквей не люблю, – говорила она, видимо гордясь своим свободомыслием. – Везде Бог один. Поп у нас прекрасный, служит прилично, так это благородно, и дьякон тоже. Разве от этого святость какая, что концерты на клиросе поют? Не люблю, одно баловство!
Марья Дмитриевна любила воскресные дни и умела праздновать их. Дом ее бывал весь вымыт и вычищен в субботу; люди и она не работали, все были празднично разряжены, и все бывали у обедни. К господскому обеду прибавлялись кушанья, и людям давалась водка и жареный гусь или поросенок. Но ни на чем во всем доме так не бывал заметен праздник, как на широком, строгом лице Марьи Дмитриевны, в этот день принимавшем неизменяемое выражение торжественности.
Когда напились кофе после обедни, в гостиной с снятыми чехлами, Марье Дмитриевне доложили, что карета готова, и она с строгим видом, одетая в парадную шаль, в которой она делала визиты, поднялась и объявила, что едет к князю Николаю Андреевичу Болконскому, чтобы объясниться с ним насчет Наташи.

Римская богиня мудрости Минерва соответствует греческой воительнице Афине Палладе. Римляне относили свою богиню мудрости к триаде верховных богов, Минерве, Юпитеру и Юноне, которым был посвящен храм, построенный на Капитолийском холме.

Римский культ богини мудрости Миневы

Культ Минервы был широко распространен во всей Италии, однако чтили ее больше как покровительницу науки, ремесел и . И только в Риме ее больше почитали как воительницу.

Квинкватрии – празднества, посвященные Минерве, проходили 19-23 марта. В первый день праздника студентам и школьникам полагалось благодарить своих наставников и расплачиваться за обучение. В этот же день прекращались все боевые действия, и осуществлялось подношение даров - меда, масла и лепешек. В другие дни в честь Минервы устраивались гладиаторские бои, шествия, а в последний день – жертвоприношение и освящение городских труб, участвующих в различных церемониях. Младшие квинкватрии праздновались 13-15 июня. В основном это был праздник флейтистов, которые считали Минерву своей покровительницей.

Минерва в римской мифологии

Согласно мифам богиня Минерва появилась из головы Юпитера. В один прекрасный день у римского верховного божества очень сильно разболелась голова. Никто, даже признанный врачеватель Эскулап, не смог облегчить его страдания. Тогда измученный болью Юпитер попросил сына Вулкана разрубить ему голову топором. Как только голова оказалась расколотой, из нее выпрыгнула распевающая военные гимны Минерва, в доспехах, со щитом и острым копьем.

Появившаяся из головы своего отца Минерва стала богиней мудрости и справедливой освободительной войны. Кроме этого, Минерва покровительствовала развитию наук и женского рукоделия, опекала художников, поэтов, музыкантов, актеров и учителей.

Художники и скульпторы изображали Минерву как молодую красивую девушку в военных доспехах и с оружием в руках. Очень часто рядом с богиней находятся змея или сова – символы мудрости, любви к размышлениям. Еще один узнаваемый символ Минервы – оливковое дерево, создание которого римляне приписывали этой богине.

Роль Минервы в римской мифологии очень велика. Эта богиня была советницей Юпитера, а когда начиналась война – Минерва брала свой щит Эгис с головой Медузы Горгоны и шла защищать тех, кто безвинно страдал, отстаивая правое дело. Минерва не боялась сражений, но не приветствовала кровопролитие, в отличие от кровожадного бога войны Марса.

По описаниям в мифах Минерва была очень женственна и привлекательна, но не жаловала своих поклонников – богиня очень гордилась своей девственностью. Целомудренность и бессмертность Минервы объяснялись тем, что истинную мудрость нельзя ни совратить, ни уничтожить.

Греческая богиня Афина

В греческой мифологии богине Минерве соответствует Афина. Она также была рождена из головы главенствующего бога – Зевса, и являлась богиней мудрости. О том, что греческая богиня старше своего римского близнеца, говорят многие легенды, например - о городе Афины.

Когда в провинции Аттика был построен великолепный город, верховные боги стали спорить в честь кого он будет назван. В конце концов, все боги кроме Посейдона и Афины отказались от своих притязаний, но двое спорщиков никак не могли принять решение. Тогда Зевс объявил, что город будет назван в честь того, кто принесет ему наиболее полезный дар. Посейдон ударом трезубца создал прекрасного и сильного коня, достойного служить царю. Афина же сотворила оливковое дерево и объяснила людям, что они могут использовать не только плоды этого растения, но и его листья и древесину. А, кроме того, ветвь оливы является символом мира и благополучия, что, несомненно, очень важно для жителей молодого города. И город был назван в честь мудрой богини, которая к тому же и стала покровительницей Афин.

Богиня Минерва в италийской мифологии - богиня воинственности и молниеносности. Этруски поклонялись ей как богине изобретений, каких-либо открытий, а так же как молниеносную горную богиню.

На самый главный праздник Древних Римлян Quinquatrus , устраиваемое в честь Минервы, указывает тот факт, что она являлась воинственной богиней. Полководцы, после блистательных побед приносили дары и посвящения Минерве, что намекает на ее причастность к богиням войны. Построенный Помпеем на Марсовом поле храм был возведен в честь богини Минервы.

Кроме всего вышеперечисленного данная богиня почиталась как покровительствующая ремеслу и искусству. Минера покровительствовала врачам, поэтам, шерстобитам, ваятелям и другим.

Минерва, в римской мифологии богиня мудрости, искусства, войны и городов, покровительница ремесленников. Существует предположение, согласно которому культ Минервы имеет фригийские корни. Римляне считали богиню равной Юноне и Юпитеру, она входила в пантеон главных римских богов, так называемую капитолийскую триаду, которой был посвящен храм на Капитолии.

В греческой мифологии существует аналог Минервы - Афина-воительница. Так же как и Афина, Минерва была покровительницей военного дела, великие полководцы после сражений приносили ей в жертву часть своих лучших трофеев. Древние римляне приписывали Минерве покровительство врачам, учителям, скульпторам, музыкантам и поэтам. Почитатели богини устраивали празднества в ее честь - квинкватрии, на которых учителя и ремесленники получали плату за обучение детей.

Минерву обычно изображали в доспехах и шлеме с копьем в руках или с совой в одной руке и змеей в другой. Сова - символ ночных размышлений, а змея - символ мудрости. Культ богини был распространен по всей Италии, но лишь в Риме ее чтили за воинственный характер.

Название Minerva может, прибыло от индоевропейского корня "человек", из которого интелект и ум также были получены. Однако у неиндоевропейского народа Этрусков была богиня Менрва, таким образом, название может иметь полностью неизвестное происхождение.

Минерва была дочерью Юпитера и Метиса. Она, как полагали, была девственной богиней воином, покровительница поэзии, медицины, мудрости, торговли, ремесел, и считалась изобретательницей музыки. Как Минерва Медиса, она была богиней медицины и докторов.

Приспосабливая греческие мифы об Афине, римляне сказали, что Минерва не родилась обычным способом, а скорее выпрыгнула полностью вооруженная из мозга своего отца; это изображение очаровало Западных авторов и художников через века.

Овдий называл ее богиней тысячи работ. Минерве поклонялись всюду по Италии, хотя только в Риме она приобрела воинственный характер. Минерва обычно изображается, нося кольчугу и шлем, и неся копье.

В храме на Капитолийском Холме ей поклонялись вместе с Юпитером и Юноной, с которой она сформировала сильную триаду богов Древнего Рима. Другой храм ее был расположен на Холме Авентине. Церковь Санта Мария сопра Минерва основана на остатках одного из ее храмов.

Каждый год с 19 по 23 марта проводился фестиваль Квинкватрия, первично названный фестиваль - Минервы. Этот фестиваль, главным образом, праздновался ремесленниками, но также и студентами. 13 июня праздновался младший Quinquatrus. Минерва, как полагают, является изобретателем чисел и музыкальных инструментов.

Она, как думают, имела этрусское происхождение, как богиня Менрва или Менерва. Позже ее стали сравнивать и сопоставлять с греческой богиней Афиной. В начале 20-ого столетия, Мануель Хосе Эстрада Кабрера, президент Гватемалы, попытался продвинуть Культ Минервы в своей стране. Согласно легенде, игральная карта Дама пик изображает Минерву.

Римляне праздновали ее фестиваль с 19 марта до 23 марта в течение дней, которые называют, Quinquatria, праздник ремесленников. Меньшая версия, Minusculae Quinquatria, проводилась 13 июня, флейтистами, которые особенно отдавали честь ее религии. В 207 году до н.э. гильдия поэтов и актеров была сформирована, чтобы выполнить исполненные по обету в храме Минервы на холме Авентине. Среди других среди его участников был Ливий Андроницус. Храм Минервы на холме Авентине продолжал быть важным центром искусств для большой части средней римской республики.

Минерве также поклонялись на Капитолийском Холме как одной из Капитолийской Триады наряду с Юпитером и Юноной, в Храме Минервы Медики, и в Храме Минервы, последний храм был основан приблизительно в 50 году до н.э. в Помпеии, там где стоит современная церковь Santa Maria sopra Minerva

Минерва входила в божественную троицу, куда, кроме нее, включали Юпитера и Юнону - По-видимому, это было прямое заимствование у этрусков их божественной троицы: Тини, Уни и Менрвы.

Источники: ezoterical.ru, godsbay.ru, romana.su, otvet.mail.ru, zaumnik.ru

Офиты - предвестники гностицизма

Баллада Черных гор

Мегалиты Бретани - тайна предков

Гибель Содома и Гоморры

Битва на Куликовом поле

Знаменитое сражение в 1380 г. войска московского князя Дмитрия и его союзников с одной стороны против полчищ татаро-монгольского хана...

Пифон

Еще юношей отправился Аполлон в поход против Пифона, порожденного злобной Герой, который преследовал его мать, Лето. еще до его...

Японские духи и демоны

Сатори. Буквальнo это переводится кaк Просветление. Сатори изображаются кaк люди среднего ростa, с очень волосатой кожей и пронзительными глазами. Живут сатори...

Старшая из богинь супруга Зевса

Гера, богиня-покровительница брака и родов, верховная богиня древнегреческого пантеона. Гера- третья дочь титана Хроноса и богини Реи, сестра и супруга Зевса. Брак...

Фемистокл

Когда афиняне вернулись в свой город и решили вновь отстроить стены, они столкнулись с сопротивлением спартанцев, которые хотели, чтобы Афины...

Межпланетная станция Эксплорер-35

Эксплорер-35 — американская автоматическая межпланетная станция. запущенная 19 июля 1967 года с мыса Канаверал. ракетой-носителем Дельта DSV 3E1. Спутник летал на...


Афина (греч.) — Минерва (рим.)Афина — богиня мудрости, знания и справедливой войны, покровительница городов и государств, наук и ремесел. Являлась одной из наиболее почитаемых богинь Греции, соперничая по значимости с Зевсом. Силой и мудростью была ему равной. Отличалась независимостью и гордилась тем, что навсегда осталась девой.

Генеалогия. Дочь Зевса и Метиды. Любимая дочь Зевса была рождена им самим удивительно изощренным способом. У богини разума Метиды должны были родиться дочь и сын необычайного ума и силы. Мойры предсказали Зевсу, что он будет свергнут ее сыном.

Чтобы избежать этого, Зевс проглотил Метис, но через некоторое время он почувствовал страшную головную боль и приказал Гефесту разрубить себе голову. Из расколотого черепа Зевса и вышла в полном вооружении в шлеме, с копьем и щитом воительница Афина Паллада. Эпитеты. «Тритонида» или «Тритогенея» (из-за места рождения у озера Тритон в Ливии), «Совоокая», «Пестровидная змея», «Работница», «Городская», «Градозащитница», «Спасительница», «Братская», «Советная».

Атрибуты и символы. Олива, сова (символ мудрости) и змея. Являлась покровительницей змей (в храме в Афинах обитала огромная змея — страж Акрополя). Иконография. Афина изображалась в образе Паллады (победоносной воительницы) или Полиады (покровительницы городов и государств). От имени Паллада произошло слово «палладий» (деревянное изображение Афины, обладавшее чудотворным действием). Город, владевший палладием, считался под покровительством богини. О палладии, хранившемся в Трое, ходила легенда, рассказывавшая о том, что он упал с неба. После Троянской войны Эней привез его в Рим и с тех пор палладий хранился в храме Весты.

Считалась основательницей Ареопага — высшего государственного суда Афин, изобретательницей колесницы и корабля, флейты и трубы, керамического горшка, граблей, плуга, ярма для волов и уздечки для лошадей. Научила ткачеству, прядению и кулинарии. Помогала Гераклу в борьбе со стимфалийскими птицами, с великаном Герионом, Персею — сразить горгону Медузу, Прометею — в похищении огня для людей.

Среди жертв Афины — царевна Арахна, превращенная богиней в паука, и Тиресий, случайно увидевший ее во время купания и ослепленный за это богиней. В качестве утешения он был наделен даром пророчества. В споре за обладание Аттикой и за право дать имя городу (впоследствии Афины) победила Посейдона. Спор, состоявшийся на холме Ареса, решали двенадцать богов, включая Зевса — чей дар Аттике был более ценен. Посейдон выбил трезубцем из бесплодной скалы соленый источник (по другой легенде — создал лошадь), а Афина глубоко вонзила в землю копье и выросла священная олива (маслина).

Афина Кампана названа по имени владельца коллекции, в которой она находилась, маркиза Кампана. Изображена в длинном парадном одеянии греческих женщин — пеплосе, поверх которого наброшен плащ. Центр культа. В Аттике Афина была главным божеством страны и города Афин, покровительницей афинян. Наибольшей мощи и расцвета Афины достигли при Перикле. Новые здания на акрополе были возведены за 16 лет. На акрополь, скалистый холм, расположенный в центре Афин, вела широкая мраморная лестница. Поднявшись по лестнице, путник подходил к Пропилеям — парадному входу в акрополь. Через Пропилеи «дорога священных процессий» выходила на обширную площадь, где высилась гигантская бронзовая статуя Афины-Промахос (предводительницы в битве), отлитая Фидием. Блеск золотого шлема и копья богини видели моряки, находившиеся далеко в море. Над всеми зданиями акрополя высился Парфенон — храм Афины-девы, являвшийся главным храмом богини («парфенос» в переводе с греч. — «дева»). Весь храм, включая черепицу крыши, был возведен из белого пентелийского мрамора. Длина храма составляла 69,5 м, ширина — 31 м, т. е. площадь его была более 2 кв. км. Здание окружали 40 колонн высотой 10,43 м. В центре храма высилась гигантская статуя Афины работы Фидия, покрытая золотом и слоновой костью. Тонкие пластины слоновой кости покрывали лицо и руки богини, плащ, шлем и щит были выполнены из золота. Ширина подножия статуи была равна 8 м, высота статуи — 12 м. В XVII в. турки, владевшие Грецией, устроили в Парфеноне склад пороха, который взорвался, разрушив половину древнего храма.

Ежегодно в августе проводились Панафинеи («всеафинские»), посвященные сразу всем «направлениям деятельности» Афины. Раз в четыре года проводились Великие Панафинеи с музыкальными и гимнастическими соревнованиями. Торжества начинались ночью факельным шествием и завершались праздничным шествием афинян.

Процессия поднималась по священной дороге и вступала в храм, чтобы принести в дар Афине пеплос, сотканное руками знатных афинянок из тончайшей дорогой шерсти одеяние с золотым шитьем. Специально к празднику готовились «панафинейские амфоры», объемом в 26 литров, на которых изображались сцены состязаний и сама богиня. Амфора, наполненная оливковым маслом, доставалась победителю состязаний. От этих амфор ведут свое происхождение кубки, вручаемые победителям в настоящее время. Афине были посвящены праздники первого прорастания хлеба, начала жатвы, дарования росы для посевов, отвращения дождя.

Минерва — богиня войны, искусств, наук и ремесел, покровительница городов и мирных занятий их жителей. Входила в божественную капитолийскую триаду вместе с Юпитером и Юноной. Генеалогия. Дочь Юпитера. К имени Минервы прибавляли слово «Капта», означавшее «капитальная» (от лат. caput — голова). Этим подчеркивалось то, что каждый, совершивший из ее храма кражу, отвечает перед богиней головой. Праздники в ее честь устраивались во второй половине марта и длились пять дней (большие квинкватрии) или с 13 июня и длились три дня (малые квинкватрии). Жертвоприношения — лепешки, мед и масло.

И его первой супруги Метиды («мысль, премудрость»), которая сама предсказала, что у нее сперва родится дочь, а затем сын, и этот сын будет властелином вселенной. Юпитер, напуганный таким предсказанием, обратился за советом к Гее (Земле), и та посоветовала ему проглотить Метиду, что он и исполнил. Спустя несколько времени Юпитер почувствовал сильную головную боль; ему казалось, что череп его готов разлететься на куски. Он попросил Вулкана разрубить ему голову топором и посмотреть, что там происходит. Лишь только Вулкан исполнил его просьбу, как из головы Юпитера вышла вооруженная и в полном расцвете сил Афина Паллада (Минерва), «могучая дочь могучего отца», как ее обыкновенно называет Гомер . Несколько древних памятников искусства (между прочими – Парфенонский фриз, не существующий теперь), изображали рождение Минервы. Она есть, таким образом, олицетворение божественного разума и благоразумия Юпитера.

Это сильная и воинственная богиня, умная и рассудительная. Так как она родилась не от матери, а прямо из головы Юпитера, то ей чужды все женские слабости; она отличается серьезным, почти мужским характером; ее никогда не смущают волнения любви и страсти; она – вечная девственница, любимица Юпитера, его единомышленница, хотя иногда, как, например, в Троянской войне , она поступает против воли отца. Здраво и ясно смотрит она на человечество и охотно принимает участие во всех жизненных проявлениях людей. Она всегда на стороне правого дела, помогает храбрым героям одерживать победы над врагами, является покровительницей Одиссея и его жены Пенелопы , руководительницей их сына, Телемаха .

В ней как бы олицетворяется человеческая культура; она изобрела много полезных предметов, как то: плуг и грабли; научила людей запрягать волов и заставила их склонить шею под ярмом. Полагают, что она первая смирила лошадь и превратила ее в домашнее животное. Она научила Ясона и его спутников построить корабль «Арго» и покровительствовала им все время, пока продолжался их знаменитый поход . Минерва – богиня войны, но она признает только благоразумную войну, ведомую по всем правилам военного искусства и имеющую определенную цель; этим она отличается от мужского бога войны Марса , которому приятен вид крови и который любит ужасы и смятение.

Бой Марса с Минервой. Картина Ж. Л. Давида, 1771

Минерва является повсюду строгою исполнительницей законов, покровительницей и защитницей гражданских прав, городов и гаваней; она обладает зорким глазом; древние поэты называли ее «голубоглазой, светлоокой и дальнозоркой». Ею был учрежден афинский ареопаг , и ее почитали, как покровительницу, музыканты, художники и все ремесленники.

Минерва была главным божеством для афинян, и Акрополь считался ее священной горой. Культ Минервы существовал очень долго и прекратился только под влиянием христианского учения. Сохранилось много монет с изображением головы Минервы; на одной из них изображена также сова – птица, посвященная этой богине.

Известный ученый Готфрид Мюллер говорит, что идеальным типом Афины Паллады является статуя Фидия – Афина Парфенонская. Черты лица этой статуи стали прототипом всех статуй Минервы. Знаменитый ваятель изобразил ее со строгими, правильными чертами: у нее высокий и открытый лоб; длинный, тонкий нос; линии рта и щек несколько резкие; широкий, почти четырехугольный подбородок; глаза, опущенные долу; волосы просто откинуты по сторонам лица и вьются слегка по плечам.

Статуя Афины Девы в Парфеноне. Древнегреческий скульптор Фидий

Минерва часто изображается в шлеме, украшенном четырьмя конями, показывая этим, что она примирилась с Нептуном , которому была посвящена лошадь (два этих бога спорили за покровительство над Афинами). Минерва всегда носит эгиду с головою горгоны Медузы , она всегда украшена драгоценностями, и ее наряд очень роскошный. На одной из античных камей на богине, кроме блестящей эгиды, надеты богатое колье из желудей и серьги в виде виноградных гроздей. Иногда на монетах ее шлем украшен фантастическим чудовищем с змеиным хвостом. Она всегда изображается со шлемом на голове, весьма разнообразным по формам.

Обыкновенное оружие Минервы – копье, но иногда она держит в руке громовые стрелы Юпитера; она также часто держит на руке статую Ники – богини победы. На самых древних памятниках Минерва изображается с поднятым щитом и копьем. Эгида, которую она всегда носит, есть не что иное, как шкура козы, на которую она прикрепила голову Медузы; эта эгида заменяет ей иногда щит. Олицетворяя в физическом порядке молнию, Минерва должна носить эгиду как отличительный признак. На архаических статуях она употребляет эгиду вместо щита; в эпоху золотого века греческого искусства она носит эгиду на груди. Голова Медузы – также один из отличительных признаков этой богини и изображается или на эгиде, или на шлеме. Эта голова должна была намекать на то, какой ужас овладевал врагами богини, когда она появлялась перед ними. На одной фреске, открытой в Геркулануме , богиня одета в пеплос, ниспадающий на хитон грубыми и неизящными складками; она закрыла левую руку эгидой и готова вступить в бой.

Знаменитая статуя Фидия «Афина Парфенонская», была изваяна из слоновой кости и золота. Богиня стояла во весь рост, грудь ее покрывала эгида, а туника ниспадала до пят. Она держала в одной руке копье, а в другой – статую богини победы Ники. На шлеме у нее был сфинкс – эмблема божественного разума; по бокам его были изображены два грифона; над забралом – восемь коней, несущихся во весь опор, – символ быстроты мысли. Голова и руки богини были из слоновой кости, вместо глаз вставлено два драгоценных камня; золотые драпировки могли по желанию сниматься для того, чтобы город в случае каких-либо общественных бедствий мог воспользоваться этим сокровищем. На наружной стороне щита, поставленного у ног богини, была изображена битва афинян с амазонками , на обратной стороне – борьба богов с гигантами ; миф о рождении Пандоры был изваян на пьедестале.

Минерва скульптора Зимарта, бывшая на выставке в Салоне 1855 г., есть повторение шедевра Фидия, возможно точно и тщательно воспроизведенная копия по описанию Павсания , дошедшему до нас. Прекрасная бронзовая статуя Минервы, находящаяся в Туринском музее, является одной из самых замечательных и красивых древних статуй, сохранившихся до нашей эпохи.

Целомудренная богиня Минерва никогда не изображалась древними художниками обнаженной, и если некоторые современные художники и представляют ее в этом виде в своих произведениях, например, «Суд Париса », то это по незнанию древних традиций. До нее никогда не касались стрелы бога любви Амура , который ее всегда избегал и оставлял в покое. Венера , недовольная тем, что ее шаловливый сын не делает даже попытки ранить своею стрелою целомудренную богиню, осыпала его за это упреками. Он оправдывался, говоря: «Я боюсь ее, она страшная, глаза ее зорки, а вид ее мужественен и величественен. Каждый раз, как я отваживаюсь подойти к ней, чтобы задеть ее моей стрелой, она вновь пугает меня своими мрачными взорами; кроме того, у нее на груди такая страшная голова, и я в страхе роняю мои стрелы и, дрожа, бегу от нее» (Лукиан ).

Минерва нашла однажды оленью кость, сделала флейту, стала извлекать из нее звуки, доставлявшие ей большое удовольствие. Но, заметив, что при игре у нее раздуваются щеки и некрасиво оттопыриваются губы, она, не желая так обезображивать свое лицо, забросила свою флейту, прокляв заранее того, кто найдет ее и будет на ней играть. Ее нашел сатир Марсий и, не обращая внимания на проклятие богини, принялся играть на ней и стал хвалиться своим талантом, вызывая самого Аполлона на состязание с ним. Он не избежал страшной кары за свое ослушание и высокомерие.

Кроме мифа о Марсии с Минервой тесно связаны сказания об Арахне и о первых афинских царях – Кекропсе и Эрихтонии .

Новое на сайте

>

Самое популярное