Домой Мистика Таинственная богиня тиамат. Демоны шумера и аккада Тиамат бог изумления

Таинственная богиня тиамат. Демоны шумера и аккада Тиамат бог изумления

- Тиамат? - кто-то сделал динамики погромче.

- Ага, Тиамат! - компьютер с легким визгом загружает игру.

- Тиа...мать! - разбилась глиняная табличка, выскользнув из рук археолога.

Ты вспомнил ее имя - значит, она до сих пор жива. Так сказал бы любой шумерец.

Древняя Месопотамия была цветущим, изобильным, но отнюдь не мирным местом. Боги и демоны этого края отличались весьма буйным и яростным нравом. Ревут в облаках громы - кто это? Львиноголовая птица Анзуд, драконы или четыре грозных вихря-телохранителя великого бога Мардука? И те, и другие могут сулить благо, но, скорее всего, доставят смертным очередные неприятности. Вчерашние грозные божества становились жалкими демонами на побегушках у молодых небожителей. Мир строился на свежепролитой крови, тянулась к звездным храмам Вавилонская башня, над которой витала смертоносная тень Тиамат...

Воплощение хаоса

Она считается самой грозной из сил разрушения - именно поэтому ее так возлюбили металлисты и ролевики. Поклонники фэнтези-сериала «Сага о копье» знают Тиамат как одно из воплощений Такхизис, богини Зла, владычицы драконов, драконидов и прочих хаотичных созданий. Она предстает то прекрасной смуглой брюнеткой, то драконицей с пятью разноцветными головами. Разумеется, эта опасная красавица мечтает о мировом господстве, и если бы не отдельные неуемные герои...

Несмотря на дурную славу, историческая Тиамат отличалась весьма незлобивым нравом. Спокойно мешала свои воды с водами Апсу, другого океанического божества, и производила на свет богов. Так лежала она и никого не трогала до тех пор, пока не подросли внуки, устроившие гулянки с танцами прямо на древних богах. Апсу возмутился и пошел разбираться с надоедами. Назад он не вернулся. Тиамат все еще надеялась мирно решить проблемы с молодыми богами, когда вселенная содрогнулась под тяжкой поступью малыша Мардука. Этому юнцу подарили несколько грозных ураганов и оружие чудовищной силы. Тут уже забеспокоились божества постарше. Дети Тиамат пришли к ней и принялись жаловаться. Разумеется, на этом терпение бедняжки закончилось. Тиамат стала собирать свою собственную армию, порождая драконов и рыболюдей.

Остры их зубы, их клыки беспощадны!

Она ядом, как кровью, их тела напитала,

В ужас драконов свирепых одела,

Окружила нимбами, к богам приравняла.

Увидевший их - падет без силы!

Если в битву пойдут, то уже не отступят!

Гидру, Мушхуша, Лахаму из бездны она сотворила,

Гигантского Льва, Свирепого Пса,

Скорпиона в человечьем обличье,

Демонов Бури, Кулилу и Кусарикку.

Безжалостно их оружие, в битве они бесстрашны!

Эпос «Энума элиш»

Она избрала для нового воинства генерала Кингу, которого наделила магией древних законов. Впрочем, молодой Кингу не оправдал надежд Тиамат. Он сразился с Мардуком и был повержен, пленен, осужден и казнен. Из его крови, смешанной с глиной, боги впоследствии слепили людей.

Тиамат предстояла битва с Мардуком и вихрями-телохранителями. Кроме четырех ураганов, против прародительницы тот бросил еще семерых ветров. Сначала ее опутали сетями, ослепили сиянием, отравили травами и оглушили заклятием ужаса. Потом Вихри проникли в глотку Тиамат и разорвали ее изнутри, пока их повелитель расстреливал врага из волшебного лука. Тело древней богини было разрублено надвое. Так погибла Тиамат. Так появились Земля и Небесный свод.

Под прикрытием

Одним из первых исследователей и переводчиков ассиро-вавилонского языка был Генри Раулинсон. Удивительно, но изначально он вовсе не собирался что-то изучать и тем более тратить время на переводы - ведь в Багдад его послали как сотрудника британской разведки! Научная деятельность была всего лишь легендой, придуманной для Раулинсона боссами, которые и в глаза не видели древних храмов. Но доблестный англичанин ежедневно честно забирался на неслыханную высоту Бехистунской скалы и, вися на веревках, перерисовывал выбитые на ней рельефы и знаки. Неизвестно, какой из него был разведчик, но задачу по прикрытию он выполнил на все сто.

Лилиту и лилу, сладкая парочка

Демоны лилу - инкубы и суккубы Месопотамии. Лилу (мужчины) соблазняют честных жен, а лилиту совращают мужей. Все это проделывается не из любви к процессу, а ради рождения чудовищ, ведьм и колдунов. Прекрасное тело крылатой лилиту, невзирая на львиные ножки, не могло оставить равнодушным ни одного шумерца, а потому слава развратной демоницы пережила и Шумер, и Вавилон. Получив звучное имя Лилит , она успела побывать первой женой Адама, супругой Самаэля, советницей в ангельских кругах и даже царицей Савской! А уж количество рожденных ею демонят не поддается счислению.

Согласно самой распространенной легенде, после сотворения мира Бог создал из праха и мужчину, и женщину. Но Лилит довольно быстро поняла, что при подобном равенстве общество Адама ее не устраивает. Тогда она ушла от мужа, произведя таким образом первый в мире развод. Как ни уговаривали ангелы Лилит вернуться, ничто не помогало. Более того, та обещала мстить потомкам человека, уводя мужей от жен и убивая младенцев. В ответ ангелы наложили на Лилит ответное проклятие: отныне ежедневно будут умирать сто ее собственных детей. А имена небесных защитников стали отличным оберегом от посягательств злобной демоницы. Адам же расстался с ребром, чтобы получить жену попроще, без феминистских замашек.

Ламашту, крадущая детей

Жуткое львиноголовое создание с ослиным телом на птичьих когтистых лапах крадется по деревням и городам, похищая детей или насылая на них мор. Собака и свинья пьют молоко из ее груди, змеи ползут по следам Ламашту .

Пазузу, насылающий голод

Странная она, удача шумерцев. Чтобы защититься от злобной Ламашту, они вынуждены взывать к помощи повелителя засухи и саранчи. Пазузу слетает на землю на орлиных крыльях, его львиный рев отзывается громом в облаках, а скорпионье тело источает яд, губящий посевы. Зато защищает от чумы. Правда, приносит голод. Зато прогоняет Ламашту. Хотя... все-таки...

Кстати, Пазузу появляется в фильме «Изгоняющий дьявола» (1973) и его продолжениях. Именно ему на сей раз выпала сомнительная честь вселиться в христианскую девочку. Видимо, на сценариста произвели неизгладимое впечатление пазузовы львиные зубы и мужское достоинство в виде огромной змеи.

Утукку, вампиры Междуречья

Демоны утукку, как говорят некоторые таблички, были духами непогребенных смертных. Стражи загробного мира не видели их и не могли запереть в преисподней, поэтому призраки свободно летали среди живых. Утукку могли быть добрыми и злыми. Уродившись добрыми, утукку получали облик крылатых человекоголовых быков шеду и выступали хранителями людей. Злые их собратья предпочитали по ночам пить человеческие дыхание и кровь, заражать смертных чумой, возбуждать в них братоубийственную ярость.

Самым известным из злых утукку ныне считается Алу . Он представал перед своими жертвами в облике одноногого и однорукого прокаженного, покрытого гнойными язвами. Его укус или прикосновение заражали несчастного ужасной болезнью.

Избавиться от утукку можно было, похоронив тело этого духа согласно священным обрядам или хотя бы принеся жертвы в его память. Тогда удовлетворенный ночной мститель соглашался оставить живых в покое и удалялся в загробные края.

Среди оккультистов утукку принято считать не простым вампиром, а энергетическим - ведь «пить дыхание» можно трактовать и как «высасывать духовную энергию»! Видимо, именно с легкой руки поклонников оккультных наук утукку перекочевал и в компьютерные игры.

Утукку в MMORPG Final Fantasy.

Галла, демоны на службе смерти

Семь хранителей загробного царства - галла - отвечают за то, чтобы души умерших были пойманы и доставлены к месту вечного заключения. Их не волнует, чья то была душа - пастуха, героя-воина или бога. Работа есть работа. Галла могут поразить грешника тяжелой болезнью или просто вырвать душу из тела.

Эти демоны появлялись на земле в виде блуждающего сияния (возможно, шаровыми молниями). Прямым «начальством» галла считаются Эрешкигаль и Нергал, владыки царства мертвых. Когда богиня любви Инанна (она же Иштар) была выпущена из подземного плена, за ней последовали семь грозных стражей. Они ждали, кого укажет заложница в качестве выкупа за свое чудесное воскресение. И как только жертва была определена, галла безжалостно лишили жизни юного бога Думузи - он имел несчастье не горевать по своей супруге Инанне. Что уж говорить о простых смертных? Они только могли приносить ягнят в жертву демонам, надеясь на очень нескорую встречу.

Разделение труда

Считалось, что боги и демоны в равной степени отвечают за болезни человечества. Более того, каждый из них ведал своей болезнью и мог насылать ее только в проходящие по его ведомству части тела. Так, «против головы человека направляет свою силу достойный проклятия Идпа, против шеи - скверный Утукку, против груди - гибельный Алаль, против внутренностей - злой Гигин, против рук человека - ужасный Телал». Ламашту вызывала лихорадку, Пазузу - тошноту и головную боль. А страшнейшим мучителем человечества стал маленький червяк, который опоздал на распределение должностей. Боги настолько озадачились проблемой трудоустройства крошечного существа, что не нашли ничего лучше, чем назначить его... пожирателем зубов! Так что вся зубная боль отныне на их совести.

Асаг и Шарур

Каменный великан, обладающий силой двигать скалы и растения, родился от союза Земли и Неба. Он поселился в горах, но, как и многие слишком могучие демоны, совершил распространенную ошибку - попытался завоевать весь мир. По его велению камни-воины начали грабить и разорять города, повергая жителей в ужас, а богов - в шок. Деревья и травы провозгласили Асага своим царем, а люди подчинились воле демона. Одну за другой присоединял он чужие земли к своей империи, покуда не нашелся герой, достойный сразиться с великаном.

Но герой этот, Нинурта, так ничего бы и не узнал об Асаге, если бы не владел магической палицей. В этом оружии жил другой демон, Шарур . Он-то и поспешил наябедничать хозяину на злобного горного властелина. Рассвирепевший Нинурта подхватил верную палицу, направился в захваченные Асагом края, а перед собой пустил чудовищные ураганы и ливни, которые беспощадно расправлялись со всеми приспешниками и рабами каменного демона. Несчастные люди, которым и перед этим-то не особо везло, стали жертвами ярости своего избавителя: и болезни он на них обрушил, и огонь, и потоп. Они в отчаянии проклинали Землю и ее жуткое чадо, по чьей вине случилось столько бед.

Впрочем, разнеся полстраны и украсив стены городов головами повстанцев, герой слегка утихомирился и сразился, наконец, с самим Асагом. Тот ответил Нинурте не меньшими катастрофами - от рева демона вскипели и пересохли реки, а Земля застонала от кровавых ран, когда Асаг прошелся по ней когтями. Боги, дрожа, следили за поединком из укрытий - так, на всякий случай.

Тут Шарур вновь встрял в бой. Он вызвал шторм, чтобы охладить раскалившегося гиганта, а после полетел громить горы и разбивать черепа уцелевших горожан. Волшебная палица была достойна своего хозяина. Правда, Шаруру таки удалось нанести удар по непробиваемой шкуре Асага и подсечь тому ноги, но, сдается, на тот момент, когда Нинурта окончательно расправился с великаном, освобождать из-под власти тирана было уже некого. Поэтому герой просто учинил суд над растениями и камнями. И правильно - надо знать, кому помогать!

Сибитти, семь в одном

Еще одно живое оружие, принадлежащее на сей раз богу чумы Эрре, населяли аж целых семь демонов. Они тоже обожали давать ценные советы хозяину и однажды подвигли его на настоящий бунт против остальных богов. По наущению Сибитти Эрра пошел войной на весь мир, повыгонял богов из их храмов и запугал людей до смерти. И пока ему не оказали должного уважения, признав за ним права на власть, Эрра не утихомирился. В честь Сибитти потом даже строили святилища. А то мало ли, вдруг опять что-нибудь посоветует?

Анзуд, похититель законов

Анзуд, коварная птица.

Львиноголовый орел Анзуд успел отметиться и среди добрых демонических созданий, и среди вредных. В одних легендах он спасает смертных героев, вынося их на своей спине из самой гущи неприятностей; в других герои гонят его самого с вершины священного древа (а его подружку змею - из логова в корнях). Надо заметить, что при этом и те, и другие воины получали изображение Анзуда в качестве геральдического символа. Но самый известный сомнительный подвиг хаотической птицы - похищение божественных законов.

Законы ме - это магические силы, управляющие вселенной. Тот, кто владеет законами ме, владеет всем. Поэтому редкий бог или демон не покушался на священные таблички. Хотя достались они немногим. Главным держателем ме в конечном итоге стал Энлиль, бог могущественный, но излишне доверчивый. Он приблизил Анзуда к своему трону, сделал советником и посланцем, открыл разные колдовские тайны. Орел воспользовался этим в своих интересах: дождавшись, когда Энлиль пойдет купаться, он попросту утащил таблички с законами ме в горы.

Возмущенные подобной наглостью боги отправили за похитителем уже известного нам Нинурту. К чести Анзуда, орел умело применял магию похищенных скрижалей и успел отбить две атаки божественного воителя, прежде чем тот переломал врагу все кости.

Хумбаба, суровый лесник

Хумбаба , многорукое и многоногое существо, был поставлен богами охранять кедровую рощу от посягательств всевозможных браконьеров. По некоторым сведениям, он стал самым первым энтом, а бесчисленные руки Хумбабы превратились в ветки. Для порядка ему выдали, конечно, огнестрельное оружие - убийственные лучи света. Их можно было надеть в качестве накидки, но в крайнем случае они рассыпались по земле и приступали к работе самостоятельно (как уже было не раз сказано, оружие месопотамских богов и демонов отличалось умом и сообразительностью).

Лахаму, водяные Тигра и Евфрата

Демоны водной стихии лахаму изображались в виде рыб с человеческими лицами или в образе человекорыб (по нынешним представлениям, тритонов или русалок). По большей части лахаму не были враждебны людям. Боги частенько пользовались услугами лахаму, отправляя их с разнообразными поручениями. Самый знаменитый водяной демон, Кулулу , служил советником и ординарцем у самого Энки, бога мудрости, составлявшего пресловутые законы ме. Энки и сам не чуждался водного обличия, хотя и весьма необычного. Должно быть, странно выглядела эта пара, странствуя в мировом океане, - тритон и козлорыба!

Кургарру и Калатурру, психоаналитики

Энки создал этих бесполых демонических существ, смешав грязь и ветер. Сделал он их не просто так, а с особым умыслом: ему понадобились посланцы в загробный мир, способные так заболтать владычицу Эрешкигаль, чтоб она отдала им все на свете. С рождения профессиональные плакальщики, Кургарру и Калатурру отправились на тот свет.

Эрешкигаль страдала от тоски по своим детям - еще не рожденным и уже утраченным. С тех пор как она умертвила Инанну, богиню любви, рождение стало невозможным, но из упрямства и злости Эрешкигаль отказывалась вернуть любовь на Землю. Кургарру и Калатурру сели возле плачущей владычицы преисподней и принялись вторить ее стенаниям, да так умело, что боль Эрешкигаль утихла. Конечно, после этого она охотно отдала маленьким демонам тело соперницы, и те оживили Инанну с помощью магии. На земле вновь воцарилась радость. А Кургарру и Калатурру получили статус хранителей перерождения. Один из них ведает Живой водой, а другой - Едой жизни (не путать с живой едой!).

Мушхуши, добрые драконы

Мушхуши , или мушуссу, - птицелапые бескрылые рептилии Шумера, - занимались персональной опекой смертных. В паре с крылатыми быками шеду или ламассу они охраняли города и отдельных жителей, отгоняя зловредных духов. Их изображения помещали на семейные печати, амулеты и даже на ворота. Самое знаменитое изображение мушхушей осталось на Вратах Иштар.

Шеду и ламассу, крылатые быки

Эти духи были не просто покровителями и защитниками человека, но отвечали за весьма конкретные жизненные функции. Так, шеду , по некоторым сведениям, специализировались на защите тела, а ламассу отвечали за дух и репродуктивные способности. Говорят также, что месопотамским женщинам шеду вообще не полагались. Теперь понятно, почему большая часть местных демонов гонялась именно за женщинами!

* * *

Мистические тайны Востока до сих пор будоражат человеческие умы. Одних пленяет утонченная культура Японии, других манит пряный аромат Индии, но для тех, кто дерзок и смел, нет ничего интереснее загадок древней Месопотамии. Жаркая, как пламя Шамаша, острая, как копье Нергала, полная буйного веселья застольных песен и строгого аскетизма Каббалы, мифология Междуречья едва только начала приоткрывать свои секреты. Кто знает, что таится под покровом ее тайн? Может, прекрасное лицо Иштар... а возможно, оскаленная пасть древней, как вселенная, драконицы.

В Liber Azerate, книге Ярящегося Хаоса, говорится, что дракон — самый древний символ хаоса. Предкосмический первозданный хаос представлен драконом Тиамат. А посткосмический ярящийся хаос олицетворяет черный дракон Хубур. Таким образом, в публикации TOTBL, Храма Черного Света, ранее известного под названием Misanthropic Luciferian Order, отмечается важность работы с этой темной сущностью.

В тексте данного «Некрономикона» существует глава «Писание Маган». В ней описываются различные шумеро-аккадские мифы, переработанные и дописанные автором на свой лад. В том числе и «Энума элиш», а текст «Нисхождение Инанны в подземный мир» фигурирует под названием «О сне Иштар».

Выше приводилась цитата из «Энума элиш», которая в переработанном виде Саймона выглядит так:

Хубур вознеслась, Та, коя рождает все
И владеет Чародейством подобно нашему Господу.
Непревзойденного оружья Она добавила в Древних арсеналы
Змей-Чудищ порадила,
Острых на зуб, длинных на зуб,
Наполнила оных тела отравой для крови.
Ревущих драконов Ужасом облекла,
Короновала Нимбами, уподобляя сих богам.

В тексте «О сне Иштар» Саймон, повествуя о том, что видят в подземном Куре посланные за Иштар духи, дополняет о Хубур:

Невиданные Чудища,
Веков на рассвете расположенные,
В сраженье Мардука и Тиамат расположенные,
Расположенные Хубур,
Со знаком Хубур
Кингу ведомые…

В контексте данных двух цитат из «Некрономикона» Саймона уже можно подумать, что Хубур не тождественна Тиамат. Таким образом, начало для ошибочного понимания сути Хубур положено. Эпитет изначальной матери Тиамат постепенно обрастает атрибутами отдельной темной сущности.

Однако окончательную и главную роль в культивации данного разделения на Тиамат и Хубур сыграла книга Liber Azerate. Именно очередная переработка мифа «Энума элиш», которая в данной книги носит название «Кагири Ушумгал», закрепляет за Хубур новую роль. Роль темной и страшной, и при этом самостоятельной и самодостаточной, сущности. Пронизанный ненавистью к упорядоченному и его богам, текст «Кагири Ушумгал», как часть Книги Ярящегося Хаоса, опубликован последователями каософии в 2002 году и переведен на русский язык шесть лет спустя.

В самом начале настоящей статьи говорилось о позиции авторов Liber Azerate на счет роли Тиамат-Хубур. Повторюсь, первозданный хаос представлен драконом Тиамат, а посткосмический хаос олицетворяет черный дракон Хубур. В «Кагири Ушумгал» она сыграла огромную роль в проигранной хаотическими богами войне. Сравните цитируемый выше краткий отрывок «Энума элиш», приводившийся в стандартном переводе, а также в трактовке Саймона, с редакцией членов MLO. Он значительно оброс подробностями и привносит новые смыслы:

Мать Тиамат, исполненная ненависти, произнесла древние заклятья и своей магией призвала Хубур, Хубур – верховную жрицу Тиамат, Хубур – создательницу демонов.
Тиамат сказала ей: «Создай легионы возмездия, создай демонов беспорядка, создай богов разрушения, ибо я, Тиамат, могущественнейшая и древнейшая среди богов хаоса, требую крови новых богов в жертву. Создай армии воинов хаоса, которые отомстят за смерть Абсу. Создай мстителей хаоса, моя преданная Хубур, и отомсти за скорбь дракона». Хубур, яростная тень Тиамат, склонилась перед троном дракона и своей чёрной магией призвала драконов-чудовищ с острыми ядовитыми клыками. Ядом вместо крови наполнила она их тела, яростных великанов-драконов облачила она в ужас. Она окружила их сиянием ужаса и сделала их богами, и те, кто вознамерился бы противостоять им, были бы уничтожены.

Как следует из цитаты, именно Хубур создает орды чудовищ для битвы по приказу богини хаоса Тиамат. Здесь уже идет полное разделение темной матери на две сущности. Также интересна дальнейшая история о призвании Кингу для руководства легионами Хаоса, который является супругом Хубур в трактовке авторов из MLO. Всю роль на себя берет именно великая темная жрица, а не Тиамат, как принято в классическом тексте «Энума элиш»:

Когда всё было готово, Хубур преклонила колени перед драконом Тиамат. Тиамат, великий дракон, Тиамат, олицетворение первородного хаоса, воскликнула голосом, исполненным ненависти:«Хубур, моя преданная жрица, я довольна всем, что сотворено тобой, но кто же поведёт этих одиннадцать к полной победе и принесёт разорванные души богов-ублюдков мне в жертву?» В ответ на вопрос дракона хаоса Хубур своей чёрной магией призвала своего супруга, призвала она. Перед троном Тиамат она восхваляла Кингу, и во имя Тиамат она избрала Кингу предводителем над армией. Хубур избрала Кингу вести злое войско, поднять оружие в сражении, командование битвой передала она в руки Кингу. Хубур позволила Кингу занять его место на совете, и перед троном Тиамат говорила она своему супругу, могущественному Кингу:«Я произнесла заклинание, я сделала тебя великим среди богов, я наполнила руки твои властью над всеми богами, теперь ты более могуществен, чем когда-либо, муж мой. Пусть будут сокрушены грязные боги-ублюдки под твоими ногами». Хубур дала Кингу таблички судеб и стянула их ремнём на его груди, великого принца хаоса, военачальника Кингу.

После битвы Тиамат с Мардуком проявляются другие нововведения MLO в миф «Энума элиш». Они выдвигают иную концепцию, дополняя классическую легенду. В их версии после падения дракона Хаоса Хубур, используя магические силы, уносит кровь погибшей Тиамат:

Когда же войска Кингу узрели падение дракона, то это смутило их. Но верховная жрица хаоса, незримо присутствавшая в сражении, демоническая колдунья Хубур, которая наблюдала за битвой, обратилась чёрным ветром. Прежде, чем пролитая кровь Тиамат коснулась земли, прежде, чем пролитая кровь дракона хаоса была осквернена грязным Мардуком, Хубур собрала кровь великого дракона и унесла в места, неведомые светлым богам. Преданная Хубур, мать чёрной магии, злая ведьма Хубур унесла кровь в темнейшие края и выплеснула в бесконечную пустоту. Из крови дракона восстало могущественное царство ярящегося хаоса. Из крови древнейшего хаоса взросли мстители тьмы, что отомстят за падение трона дракона. Кровь матери-дракона растекалась, и так хаос окружил всё, что должно было стать космосом. Во тьме яростного хаоса пребывают злые демоны, жаждущие в ожидании. Коварный Мардук не ведая о деяниях Хубур, не ведая о новом демоническом царстве, стоял возле тела «мёртвого» дракона и собирал своё оружие».

Таким образом, стоит отметить большую важность Хубур для современного жреца в рамках практики каософии. Многое в магической практике антикосмического сатанизма завязано именно на Хубур. Она часто упоминается в гимнах и ритуальных текстах, приводимых в Liber Azerate. Там же приводится ее сигилла:

Следовательно, так формировался образ Хубур, как самостоятельной темной матери колдовства и магии, повелительницы Хаоса в отсутствии Тиамат. Опираться на классическое понимание, где Хубур — эпитет Тиамат, или же придерживаться современной концепции из Liber Azerate остается индивидуальным решением для каждого на пути оккультно-магической практики.

Тиамат

Мардук (справа) сражается с Тиамат.

Тиамат - мировой океан-хаос солёных вод, из которого родилось всё (в том числе и боги) в шумеро-вавилонской мифологии . Согласно шумеро -аккадскому космогоническому эпосу «Энума элиш », Тиамат смешала свои воды с Абзу , тем самым дав начало миру. Тиамат изображалась четвероногим чудовищем с крыльями; народившиеся боги вступили с ней в борьбу, а убивший ее Мардук из её тела создаёт небо и землю .

Так как при написании слова «Тиамат» в «Энума элиш» отсутствует детерминатив DINGIR , означающий «божество», Тиамат следует считать скорее природным элементом или стихией, чем богиней.

Входит в большую группу мифов о Змеях-Драконах и Морских змеях . Сравните: греческий миф о борьбе Гидры (греч. «вода») и Геракла , скандинавский миф о борьбе Змея Морского и атлета Тора ,и другие.

Этимология

Торкильд Якобсен и Вальтер Баркерт считают, что оно может происходить от аккадского слова «тамту» (tâmtu) - море, ранняя форма которого «тиамтум» (ti’amtum) . Или же в этом имени объединились два шумерских слова: «ти» (ti)- жизнь и «ама» (ama) - мать .

Баркерт видит связь слова с Тефидой (Tethys) и поздней её формой thalatth, схожей с греческим thalassa - «море».

Поэма «Энума элиш» названа так по первым словам: «когда наверху» не существовало небес, и не существовало земли внизу, существовали только пресноводный океан Апсу «первый, лучший», и солёный океан Тиамат «та, что родила всех» и «все мешались в её водах». В Месопотамии считалось, что женские божества были старше мужских, и Тиамат была частью культа, обожествляющего созидающую силу воды .

Харриет Кроуфорд обнаруживает смешение вод в природе в Персидском Заливе когда свежие воды Арабского аквифера смешиваются с солёными водами моря .

Тиамат также связывают с западно-семитским tehom (תהום) (глубина, бездна) в 1-й Книге Бытия .

Внешний вид

Тиамат иногда представляют в виде морского змея, дракона или пятиглавого огнедышащего змея, но нигде в древних текстах нет таких прямых описаний. В Энума Элиш Тиамат имеет: хвост, бёдра, живот, грудь, рёбра, шею, голову, череп, глаза, ноздри, рот, губы; сердце, артерии, кровь. Образ Тиамат встречается в компьютерных играх Darksiders (Тиамат является огромным крылатым демоном невероятной силы), Disciples II (представлена гуманоидным существом с щупальцами, которое на самом деле является троном Бетрезена, владыки демонов), Disciples III (имеет ящероподобный внешний вид и огромные кулаки с черепами), Aion (представлена в виде девушки, которая перевоплащается в огромного огнедыщащего дракона)

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Тиамат" в других словарях:

    В аккадской мифологии хтоническое божество, воплощение хаоса; победив Тиамат, бог Мардук рассек ее тело пополам и создал небо и землю … Большой Энциклопедический словарь

    ТИАМАТ, в аккадской мифологии хтоническое божество, воплощение хаоса; победив Тиамат, бог Мардук (см. МАРДУК) рассек ее тело пополам и создал небо и землю … Энциклопедический словарь

    - («море»), в аккадской мифологии (космогоническая поэма «Энума элиш») персонификация первозданной стихии, воплощение мирового хаоса. Т., создательница вместе со своим супругом Апсу (см. Абзу) первых богов, в космической битве между поколением… … Энциклопедия мифологии

    Сущ., кол во синонимов: 1 богиня (346) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    - (Халд.) Дракон женского пола, олицетворяющий океан: великая матерь или живой принцип хаоса. Тиамат хотела проглотить Бэла, но Бэл послал ветер, который ворвался в ее открытый рот и убил ее. Источник: Теософский словарь … Религиозные термины

    ТИАМАТ - (Халд.) Дракон женского пола, олицетворяющий океан: великая матерь или живой принцип хаоса. Тиамат хотела проглотить Бэла, но Бэл послал ветер, который ворвался в ее открытый рот и убил ее … Теософский словарь

    Тиамат - в аккад. миф. (космогонич. поэма «Энума элиш») персониф. первозд. стихии, воплощение мирового хаоса. Т., создательница вместе со своим супругом Апсу первых богов, в космич. битве между поколением старших богов возгл. Т. и младших богов… … Древний мир. Энциклопедический словарь

    ТИАМАТ - в вавилоно ассир. мифологии существо, олицетворяющее первозданный хаос. Изображалась в виде чудовищного дракона. Т. прародительница богов, с к рыми затем вступила в борьбу. В битве с Мардуком Т. была убита, а из ее тела образованы земля небо … Атеистический словарь

    Тиамат - (аккад.) – «море» – богиня, олицетворяющая первозданную стихию, мировой хаос. Вместе со своим супругом Апсу (Абзу) считается создательницей первых богов. Убита Мардуком во время космической битвы старших богов (возглавляемых ею) и младших богов… … Мифологический словарь

    Тиамат: Тиамат мировой океан солёных вод в шумеро вавилонской мифологии. Tiamat шведская рок группа, играющая в стиле готический/дум метал. Тиамат генератор особого поля, в котором разрушаются электронные, атомные и межнуклонные… … Википедия

Книги

  • Гримуар Тиамат , Мейсон Асенат , Учения, представленные на страницах этого гримуара выведены из моего личного опыта, но они также были испытаны моими друзьями и партнерами по ритуальной практике итеми, кто искал знания и… Серия: Издатель: Касталия ,
  • Гримуар Тиамат , Мейсон Асенат , Учения, представленные на страницах этого гримуара выведены из моего личного опыта, но они также были испытаны моими друзьями и партнерами по ритуальной практике итеми, кто искал знания и… Издатель:

Тиамат («море») - в аккадской мифологии (космогоническая поэма «Энума элиш») персонификация первозданной стихии, воплощение мирового хаоса. Тиамат, создательница вместе со своим супругом Апсу (Абзу) первых богов Лахму и Лахаму, в космической битве между поколением старших богов (возглавленных Тиамат) и младших богов во главе с Мардуком, убита Мардуком; он рассекает тело Тиамат на две части, делая из первой небо, из второй - землю. Изображалась (предположительно) в виде чудовищного дракона или семиголовой гидры.

Происхождение этой богини с весьма непростой судьбой теряется в истоках древнейших месопотамских религий.

Вероятно, она когда-то была аналогом Гайи у одного из могущественных племен, составлявших аккадскую или шумерскую цивилизацию. Могла она играть и более важную, но близкую роль богини плодородия и деторождения.

В давние времена существовал обычай не свергать богов покоренных народов, а присоединять их к своим пантеонам, даже просто увозить идолов с покоренных земель в столицу. Так появлялись боги отдельных местностей, городов. Часто завоеватели перемешивали своих и заимствованных богов и забывали где чьи, как, например, сделали римляне, завоевавшие сдуру Грецию.

Вавилоняне сделали Тиамат матерью богов. Они придали ей образ дракона.

В месопотамском эпосе о сотворении мира все начинается с воды в состоянии хаоса. Апсу, пресная вода ручьев и рек, и Тиамат, море соленой воды, соединились, дабы создать вселенную и богов. Разгневанный за непослушание на детей бог Апсу пожелал убить их. Узнав об этом замысле, дети-боги послали бога Эйя убить отца.

Тиамат, не желавшая убийства своих детей, после смерти своего возлюбленного бога Апсу также вступила в борьбу с ними.
От нового возлюбленного, Кингу, богиня родила тысячи чудовищ. Боги-дети боялись вступить в битву с Тиамат, пока бог Мардук, сын Эйя, не решился бросить ей вызов, они пообещали Мардуку, что в случае его победы над Тиамат они сделают его царем богов.
Сделав сеть, Мардук поймал в нее Кингу и всех чудовищ, заковал их в цепи и бросил в Преисподнюю. Затем он вступил в схватку со своей матерью Тиамат и убил ее. Из одной половины ее тела он сотворил небо, а из другой - землю. Из крови Кингу он сделал людей. Затем Мардук построил на небе жилище для богов, расположил на небе звезды и определил длину года.
Издавна было известно, что Луна оказывает влияние на моря. Поэтому Тиамат могла представлять тройную Лунную Богиню, культ которой был низвергнут солнцепоклонниками. Этим и объясняется утверждение, что длина года была определена Мардуком. Издревле жители Месопотамии, как и представители многих других цивилизаций, пользовались лунным летоисчислением.

Тиамат перестала быть верховной, но осталась богиней. Ей еще делали человеческие жертвоприношения как встарь.

Шли времена. Патриархат пришел на смену матриархату. понадобилось сменить богов. Женские божества стали второстепенными, а то и вовсе демоническими. Через это прошли практически все известные азиатские цивилизации. Тиамат стала воплощенным злом преисподней в образе змеи. Новый бог - воин Бэл-Мардук одолел и, свергнув ее якобы за эсхатологические намерения, создал из кусков ее тела небо и землю.

На том злоключения богини не закончились. Христианская демонология помянула ее недобрым словом в нескольких трудах. Тиамат воскресили только затем, чтобы ее убил архангел Михаил.

Да уж, такой судьбе не позавидуешь. Ни пожить, ни помереть спокойно не дадут.

И снова здравствуйте. Мы продолжаем цикл статей, посвященных драконам. И сегодня мы познакомим вас с еще одним представителем этого вида, которого Ишибуми-сенсей сделал частью своего мира.
Итак, встречайте:

Тиамат - мировой океан-хаос солёных вод, из которого родилось всё (в том числе и боги) в
шумеро-вавилонской мифологии. Согласно шумеро-аккадскому космогоническому эпосу "Энума Элиш",
Тиамат смешала свои воды с Абзу, тем самым дав начало миру. Тиамат изображалась четвероногим
чудовищем с крыльями; народившиеся боги вступили с ней в борьбу, а убивший ее Мардук из её тела
создаёт небо и землю.
Так как при написании слова "Тиамат" в "Энума элиш" отсутствует детерминатив DINGIR, означающий "божество", Тиамат следует считать скорее природным элементом или стихией, чем богиней. Поэма "Энума Элиш" названа так по первым словам: "когда наверху" не существовало небес, и не
существовало земли внизу, существовали только пресноводный океан Апсу "первый, лучший", и
солёный океан Тиамат "та, что родила всех" и "все мешались в её водах". В Месопотамии считалось, что женские божества были старше мужских, и Тиамат была частью культа, обожествляющего созидающую силу воды.
Вавилонские же жрецы писали, что, прежде чем свет отделился от тьмы, бог Мардук умертвил свою ненавидящую всякий порядок родительницу, дракона Тиамат:
"В стародавние времена, когда все еще было лишено формы, возникли два первозданных существа. Одно из них, мужского пола, назвалось Апсу и стало править пресными водами и пустотой, другое же, женского пола, по имени Тиамат, стало править солеными водами и хаосом. Тиамат была драконом с челюстями крокодила, львиными клыками, перепончатыми крыльями, как у летучей мыши, лапами ящерицы, орлиными когтями, телом питона и воловьими рогами.
От союза этих двух существ произошли боги, один из которых убил своего отца, Апсу. В неистовом гневе Тиамат произвела на свет новое потомство, ужасных чудовищ, желая, чтобы они уничтожали богов. Среди чудищ этих были люди-скорпионы, демонические львы, гигантские змеи и покрытые сверкающей чешуей драконы, похожие на саму Тиамат. Отразить неприятеля небожители поручили богу Мардуку, ставшему впоследствии государем вселенной. Вооружившись палицей, сетью, ядом, луком со стрелами и пучком сверкающих молний, взошел божественный воитель на грозовую колесницу, запряженную четверкой быстрых, как ветер, свирепых коней, и отправился навстречу врагу в сопровождении четырех небесных ветров и неистового урагана.

Повсюду искал он свою мать Тиамат. Наконец, изловчился Мардук изловить ее в свою раскинутую в бездне сеть. Тогда он приказал четырем ветрам дуть ей в пасть, чтобы она не могла закрыть рот, а сам, прицелившись, поразил ее стрелой, которая, пролетев меж ее отверстых челюстей, вонзилась в сердце.
И рассек он ей внутренность, и пронзил сердце, и, лишивши сил, истребил в ней жизнь. И наступил ступнями своими на ее бездыханное тело. Смерть Тиамат повергла ее звероподобных отпрысков в ужас, и они, не помышляя более о битве, попытались спастись от Мардука бегством. Но воитель изловил их всех своей сетью и, заковав в цепи, заточил в аду. Затем он разрубил чудовищную тушу Тиамат пополам, "подобно тому, как разделывают рыбу", и создал из одной половины твердь небесную, а из другой - твердь земную. Для богов выстроил он на небесах великолепные палаты, поместил на небесном своде звезды и луну - хранительницу времени, а из крови одного из порожденных Тиамат чудовищ сотворил для служения богам людей, "дабы боги жили в мире, радующем их сердца"."
Так в представлении первых осмысливших тайну возникновения мироздания людей был сотворен наш мир из первозданного хаоса. Почти такие же сказания о возникновении вселенной сложились и в других странах, даже весьма удаленных от Вавилона, в Индии и Дании, например. В самом же Вавилоне история битвы с первым драконом каждый год зачитывалась народу, чтобы люди помнили о своих истоках и о началах мира, в котором живут, и чтили первого драконоборца, победившего исчадие тьмы.

Встречается Тиамат и в современной культуре. Во вселенной Dungeons & Dragons, которую по праву можно считать раем для драконов, Тиамат - это злая богиня. Пятиглавая королева хроматических драконов.
Встречается Тиамат и в других играх. Во вселенной Disciples, к примеру, Тиамат предстает в виде демона, а не дракона. Так же она часто встречается во вселенной Final Fantasy.
Не обошли ее стороной и музыканты. Многим должна быть известна группа с одноименным названием.

Что ж, на этот раз статья вышла не на столько объемной. Но, надеюсь, достаточно информативной. В следующий раз мы рассмотри более интересного представителя драконьего рода. А пока, спешу попрощаться с вами. До новых встреч!

Новое на сайте

>

Самое популярное