Домой Нумерология судьбы Святой никола на осетре. Святитель Николай Чудотворец (Зарайский) Другие церковные древности

Святой никола на осетре. Святитель Николай Чудотворец (Зарайский) Другие церковные древности

Никола Зарайский, с житием

В XIII в. возникла «Повесть о Николе Зарайском», рассказывающая о происхождении иконы (А. С. Орлов , Героические темы древней русской литературы, М.-Л., 1945, стр. 107–112, а также В. Л. Комарович , К литературной истории повести о Николе Зарайском. - В кн.: «Труды отдела древнерусской литературы Института литературы АН СССР», V, М., 1947, стр. 57–72). По этой повести, корсунская икона Николы в 1228 г. была перенесена из Корсуни в Рязанскую землю, где у собора, основанного в честь иконы, происходит событие, давшее имя городу Зарайску и самой иконе. В Рязанскую землю икона попадает из Корсуни через устье Днепра, через Кесь (Венден) в «Немецкой земле» и Великий Новгород. В 1513 г., вследствие набега «крымских людей», образ Николы находился временно в Коломне. Там существовала копия Зарайской иконы начала XVI в. (ныне ГТГ, № 557, [инв. 20861]). Еще до 1471 г. известна церковь Николы Зарайского (или Николы в Сапожках) на Троицкой площадке, против башни Кутафьи (разобрана в 1838 г.). Культ Николы Зарайского широко распространился в 1531–1533 гг., когда Василий III ездил на богомолье в Зарайск («Руский времянник», М., 1820, ч. 2, стр. 360).

Начало XIV века. Киевская школа 2 .

2 Этот памятник рубежа XIII-XIV вв. может быть связан с поздней киевской школой как по стилю, так и по легенде, рассказывающей о его происхождении.

Рисунок, пропорции фигур и архитектуры, а также монохромный колорит этой иконы сближают ее с древними образцами живописи киевского происхождения, например с миниатюрами псалтыри конца XIII в., № 3 из собр. Хлудова (ГИМ) написанной для Симона, старца Юрьева монастыря в Новгороде.

По семейной легенде древнего московского рода Квашниных-Самариных, икону Николы Зарайского с житием вывез из Киева их родоначальник, киевский боярин Протасий, переехавший в Москву с 3 тыс. киевлян. Им, по преданию, была основана в древнем урочище Киевец (теперь район Метростроевской ул.), на берегу Москвы-реки церковь Николы в Киевце, куда была поставлена эта привезенная Протасием икона.

Никола представлен на среднике, окруженном четырнадцатью клеймами жития. Широкая фигура его монументальна, благодаря величавому движению и рисунку ниспадающих почти до его ног складок белой, чуть зеленоватой фелони. Подризник розоватой охры, омофор белый с коричневыми крестами. Палица и епитрахиль охряные, так же как и крышка Евангелия: они украшены цветными камнями. На лице - записи XVI и XVII веков. Фон средника, вероятно, был белый. Позем темно-зеленый. Порядок клейм: 1. Рождество. 2. Приведение во учение. 3. Поставление в диаконы. 4. Поставление в иереи. 5. Поставление в епископы. 6. Явление епарху Евлавию. 7. Спасение Дмитра со дна моря. 8. Избавление от казни. 9. Чудо о ковре. 10. Избавление Агрикова сына. 11. Преставление. 12. Перенесение мощей из Мир в Бар. 13. Чудо о киевском отрочати. 14. Избавление патриарха от потопления. Порядок клейм необычен: начинаясь с верхнего поля, они продолжаются на правом, затем внизу и кончаются на левом поле. Клейма отделены друг от друга широкими розоватыми полосами. Вохрение темное, по оливковому санкирю. Колорит приглушенный, образуемый прозрачными неяркими оттен-ками коричневого и зеленого, с немногими пятнами киновари и синей кубовой краски. Пробела на горках и одеждах, а также первоначальный фон на полях, судя по уцелевшим фрагментам его среди левкаса XVI века, были белые. Надписи красные.

Доска липовая с ковчегом, шпонки врезные, односторонние. В верхней части сохранились деревянные гвозди от набивной шпонки. Поля опилены. Паволока, левкас, яичная темпера. 115×78. На поземе, у ног Николы, с обеих сторон надписи. Справа - красная надпись XVI в.: «Милостию божиею и пречистыя богородицы и поспешеством святого и великого чюдотворца Николы поделана бысть икона сия в лето ¤z 7lв (7032 - 1524 г.) июня в №i (11) день желанием и замышлением Ивана Иаковля сына Кожухова, а прежнему ея написанию при нас памятухов не было». Слева - трудно разбираемая белая надпись вязью XVII века в десять строк с датами: ¤z 7R…д (1656) и ¤z 7R§f (1691) - см. стр. 79 [указанный рисунок приведен ниже - прим. ред. сайта].

Находилась в церкви Успения на Остоженке в Москве, куда попала в 1772 году при упразднении соседней церкви Николы в Киевце, где была храмовой иконой. с. 78
с. 79
¦

На самом краю Московской области, в 170 километрах к югу от столицы, расположился небольшой городок Зарайск. Неудобное с практической точки зрения расположение вдали от железной дороги и ближайших Рязанского и Каширского трактов позволило городу сохранить уездный дух: преобладают одно- и двухэтажные дома, многие из которых построены купцами еще в конце XIX века, а высотными ориентирами города, как в старину, являются колокольни и кресты церквей. Сегодняшний Зарайск мало отличается от того города, который видел Достоевский. Есть здесь и памятники и более древних времен. Город свидетель трех разных историй: нашествия Батыя, Смутного времени и детства писателя Ф.М. Достоевского. Для того чтобы познакомится с этими тремя историями Зарайска, вполне хватит и одного дня, если выехать рано утром из Москвы.

Традиционно в Зарайск из Москвы ездили по Рязанскому тракту. Так, например, ездила семья Достоевских в свое имение. Но сегодня удобнее на своей машине ехать по трассе «Дон», где меньше пробок и дорога лучше. От Москвы почти до самой Каширы нужно ехать все время по трассе. Затем свернуть в районе Сайгатово с трассы и, переехав по мосту Оку, через Каширу ехать на Аладьино. После железнодорожного переезда в Топканово нужно двигаться прямо до поворота на Журавну, где стоит одна из старейших церквей района — церковь Спасо-Преображения. За Журавной вскоре будет поворот на Моногарово и Даровое - лучше сначала посетить их, а уже потом ехать в Зарайск.

Добраться до Зарайска из Москвы можно и на автобусе, он ходит от станции метро Котельники до самого центра города. Оттуда до усадьбы Достоевских в Даровом можно доехать на такси или на автобусе (примерно 15 км от города).

Детство Достоевского

В 1831 году отец будущего писателя штабс-лекарь Михаил Андреевич Достоевский покупает небольшую деревню Даровое в Тульской губернии Каширского уезда в 160 верстах к югу от Москвы. Причин для такой покупки у не очень богатого служащего было две. Во-первых, летом, конечно, нужно было вывозить детей из душной Москвы. Надо было чтобы дети, а тогда их уже было шестеро, отдохнули от обстановки больницы для бедных, в помещениях при которой жила семья врача. Вторая причина была важнее. Если бы Михаил Андреевич умер или потерял место, его домочадцы оказалась бы на улице, потому что жили они в служебной квартире.

По пути к деревне находится село Моногарово. Недавно к нему была сделала хорошая асфальтовая дорога, по которой, свернув у плотины, вы подъедете прямо к церкви Сошествия Святого Духа. К приходу этой церкви относилась деревня Достоевских Даровое, и летом мать писателя Мария Федоровна водила его сюда к литургии.

«Помню еще около дома огромные деревья, липы кажется, потом иногда сильный свет солнца в отворенных окнах, палисадник с цветами, дорожку, а вас, мама, помню ясно только в одном мгновении, когда меня в тамошней церкви раз причащали и вы приподняли меня принять дары и поцеловать чашу; это летом было, и голубь пролетел насквозь через купол, из окна в окно…» В этих словах героя романа «Подросток» заключены воспоминания Достоевского о моногаровской церкви, расположенной неподалеку от их дома, окруженного огромными липами и сегодня. К сожалению, сегодня храм XVIII века, куда ходил маленький Федор, находится в плачевном состоянии и требует основательного ремонта. В советские годы церковь и кладбище при ней были разорены и заброшены. В настоящее время идет медленный процесс восстановления. На прихрамовой территории можно увидеть остатки дома священника, дореволюционные надгробия с могил соседних помещиков и памятный крест на могиле отца писателя Михаила Андреевича.

Михаил Андреевич Достоевский не был дворянином по происхождению, он выслужился. Был он бедным помещиком, помимо Дарового ему принадлежала только еще одна соседняя деревня Черемошня. Управление хозяйством не было счастливым. В год покупки Дарового вся деревня выгорела от пожара, а затем начались судебные тяжбы с соседним помещиком Хотяинцевым. Спустя несколько лет умирает от чахотки супруга Михаила Андреевича. Смерть жены особенно ожесточила характер отца писателя. Появились свидетельства, что он стал суров по отношению к крестьянам, и после очередной перепалки с ними был найден мертвым по дороге в Черемошню. Загадочная кончина отца Достоевского до сих пор остается предметом споров — был ли это несчастный случай или убийство? Его гениальный сын остро переживал эту семейную трагедию. Спустя многие годы, во время работы над замыслом романа «Братья Карамазовы», Достоевский побывал в родовом гнезде, был и на могиле отца. Писатель воплотил тему убийства помещика собственным лакеем в этом своем последнем романе, а злополучная деревня «Чермашня» также появляется в романе как некий пароль в сговоре Смердякова и Ивана.

Могилу матери писателя в Моногарово вы не найдете. Ее останки в советские годы хранились в запасниках музея антропологии, теперь ее гроб стоит в зарайском соборе Иоанна Предтечи, но в ближайшее время будет перезахоронен на моногаровском погосте возле могилы супруга.

Вернувшись от церкви к дороге и проехав мимо «Маменькиного пруда», созданного по просьбе матери писателя, вы попадете в Даровое. В самом конце поселка, среди домов дачников, не сразу можно различить скромный дом зеленого цвета. Именно этот дом строит Михаил Андреевич для своей семьи в 1832 году.

Дом хорошо сохранился. После смерти отца там жила сестра Достоевского, а в послереволюционные годы - его племянница. У входа на территорию усадьбы вас встретит памятник Достоевскому и старинные липы. Этим липам более 200 лет, они живые свидетели детских игр писателя, а сама эта аллея называется «Фединой рощей». На территории усадьбы все скромно и по-домашнему. Как правило, никого вокруг нет, никаких музейных сотрудников тоже не бывает. Можно самому зайти на участок, посидеть за столиком у крыльца.

Правда, внутрь дома зайти можно лишь с экскурсионной группой, оформив билет в Зарайске. Однако стоит отметить, что ценные предметы обстановки в свое время были вывезены в музей Достоевского в Москве, так что много вы не потеряете, если не попадете внутрь флигеля.

Теперь же стоит отправиться в Зарайск, город, который Достоевский в своих письмах ставил выше швейцарского Вевея! Из Зарайска родом, согласно роману, были красильщики в «Преступлении и наказании». Один из них, Миколка, неожиданно сознался в убийстве старухи-процентщицы, чем сбил с толку следователя Порфирия, да и настоящего убийцу Раскольникова.

Смутное время и князь Пожарский

Еще на подъезде к Зарайску со стороны Дарового и Моногарова открывается красивый вид на город, стоящий на реке Осетр. И уже издалека видны кирпичные башни с деревянными шатрами — знаменитый Зарайский кремль.

Зарайский кремль — это одна из главных достопримечательностей города. Он построен в XVI веке для обороны от набегов крымских татар и был важным южным защитным рубежом наряду с Тулой и ее кремлем. Зарайская крепость является единственной в Подмосковье, которая сохранилась полностью. Кроме того, это самый маленький в России кремль. В крепости всего семь башен-стрельниц. Крымские татары около двадцати раз осаждали эти стены, но ни разу не взяли.

В начале XVII века у Зарайского кремля появляются новые враги, страну охватывает смута. Всюду разгуливают шайки разбойников, литовские и польские гарнизоны, самозванцы. Лжедмитрию Второму, известному как «Тушинский вор», присягают многие южные города и царские воеводы. Мятежники входят в соседнюю Каширу и Коломну. Жители Зарайска также готовы целовать крест новому самозванцу, однако воеводой здесь в это время служит будущий герой Дмитрий Михайлович Пожарский. Здесь в 1609 году он впервые проявляет себя как противник смуты. Вместе с гарнизоном князь запирается в зарайском кремле и заявляет горожанам и сторонникам Лжедмитрия, что останется верен законному царю Василию Шуйскому. Кремль оказывается неприступным для смутьянов, и Пожарский побеждает. Горожане не присягают вору, а остаются верными царю. В память о воеводстве в Зарайске Пожарского на Никольской башне кремля вывешена мемориальная доска, а на площади Пожарского установлен бюст герою.

Подняться на галереи кремля можно лишь с экскурсоводом, вход платный. Среди семи башен главной считалась Никольская с двумя шатрами. Есть у Зарайского кремля и своя Спасская башня, ее венчает двуглавый орел. Также увенчана орлом Егорьевская западная башня. Тайнинская башня зарайского кремля названа так по тайному ходу, находившемся в ней. Одноименные башни есть и в московском и в тульском кремлях, где тоже был когда-то тайный ход.

Другой памятник событиям Смутного времени - «курган Лисовского» у церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.

Благовещенский храм находится по адресу улица Комсомольская 28. Чтобы добраться от кремля до церкви и кургана, нужно выехать от кремля к улице Советской и ехать по ней прямо до кругового движения, а потом свернуть вправо.

Незадолго до воеводства в городе Пожарского поляк Лисовский единственный раз в истории берет с боем зарайский кремль. Триста защитников города арзамасцев и зарайцев были убиты интервентами, а их тела были погребены в одной большой могиле. Над поверженными Лисовский насыпал курган в знак своей славы и победы. После же его изгнания из Зарайска курган сохранили, но уже как памятник павшим героям-защитникам, установив над ним крест. Рядом построили деревянную церковь Благовещения. Нынешнее здание церкви, с голубым куполом, построено в конце XVIII века.

Интересна церковь и тем, что среди семи сохранившихся храмов Зарайска она была единственной действующей в городе в советские годы и сохранила свое внутреннее убранство. В церкви Благовещения бережно хранят хоругвь, подаренную более ста лет назад арзамасцами зарайцам в память о сражении с интервентами.

Образ Николы Зарайского и нашествие Батыя

Старинный Зарайск позволяет перенестись еще дальше в прошлое, в XII и XIII века. От этой древнейшей истории города также сохранились памятники.

Сам город, согласно летописи, был основан еще до нашествия Батыя. Его основание связано с чудесным событием, описанным в древней летописи. Из далекой Корсуни в пределы Рязанские на реку Осетр приходит греческий священник с иконой святителя Николая в руках. Местному князю, который встретил его, он рассказывает, что видел во сне самого святого Николая, который повелел ему идти с иконой сотни верст в чужую страну и отдать в земле Рязанской образ князю. В честь этой необычной встречи князь повелевает строить деревянную церковь святителя Николая, куда помещает и греческий образ, принесенный из Корсуни.

Нынешнее здание Никольской церкви в Кремле построено в конце XVII века на том самом месте, где стояла первая деревянная. А та самая древняя икона Николая Чудотворца ныне хранится здесь же в Кремле в соседнем Иоанновском соборе у правого придела. Из-за своей древности в советские годы она была вывезена из Зарайска в Москву, в музей иконы им. Андрея Рублева. Там она пребывала до 2012 года, и совсем недавно святыня вернулась в Зарайск. Древняя икона находится в киоте со специальным микроклиматом, так что ей не угрожает разрушение. В соборе у левого придела есть и современный список той же иконы. Он почитался в Зарайске до того, как изначальный образ вернули на свое историческое место.

На месте, где встретились рязанский князь и священник из Корсуни по преданию забил целебный источник. Этот источник бьет в Зарайске до сих пор. Сейчас источник хорошо оборудован. Сделана лестница, спускающаяся к целебному ключу, построена новая хорошая купальня. Ключ ручейком стекает в реку Осетр, которая протекает внизу неподалеку.

Чтобы попасть к источнику, который местные называют «Белый колодец», нужно ехать от кремля на север все время прямо, мимо парка Кирова, и затем свернуть налево по указателю к бензоколонке. Проехав заправку дальше ехать все время прямо до тупика, где будет парковка и небольшой церковный магазин.

К тем же древним временам относится и другая, на этот раз трагическая история. В самом центре кремля, у алтарей Иоанновской церкви, вы увидите сень, под которой установлены три креста. Это место древнего погребения XIII века. Здесь покоятся местночтимые благоверные князья Феодор, его супруга Евпраксия и их сын Иоанн.

Феодор был первым в истории зарайским князем. Во время первого нашествия монголов был убит на реке Воронеже, оставив свою супругу и сына в Зарайске. Спустя время батыевы орды входят в землю Рязанскую и осаждают тогда еще деревянную крепость на Осетре. Батый хотел взять жену поверженного князя себе в гарем, но благоверная Евпраксия выбрала иную судьбу — она вместе с сыном выбросилась из окна княжеского терема и «заразилась», то есть разбилась на смерть о землю. Кстати, некоторые краеведы связывают происхождение названия города именно с этим словом. Вскоре на месте погребения князей в Зарайске была поставлена деревянная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Взамен деревянной впоследствии была устроена каменная. Было это во времена Иоанна Грозного, не раз посещавшего Зарайск и считавшего Иоанна Крестителя своим небесным покровителем. Нынешнее здание церкви было построено незадолго до революции и несколько в стороне от старого. Таким образом, могилы князей оказались не под алтарем, а на улице.

Полезная информация

Зарайский краеведческий музей располагается прямо в кремле, в зданиях присутственных мест, где можно заказать экскурсии по кремлю, по музею и в усадьбу Достоевского Даровое.

Припарковать автомобиль можно с северной стороны кремля.

Хорошие туалеты есть в кафе или на автобусной станции, что находится у торговых рядов, с восточной стороны кремля.

Перекусить в Зарайске можно в кафе «Любава», расположенном недалеко от кремля у Никольских ворот.

На территории кремля устроена хорошая детская площадка, где могут поиграть дети. В Зарайске есть городской пляж на реке Осетр.

В городе также есть музей-квартира известного скульптора Анны Голубкиной, недалеко от городской администрации (ул. Дзержинского 38).

Зарайская икона

Недалеко от Москвы расположился древний российский город Зарайск. По преданию, зарайская земля вот уже девять веков хранима чудотворным образом Николая, святителя Мир Ликийских, или, как говорят в народе, Николой Зарайским. История чудотворного образа такова.

С давних времен икона святителя Николая Корсунская (позже названная Зарайской) находилась в городе Корсуни, на берегу Черного моря, в храме во имя апостола Иакова, где был крещен великий князь Киевский равноапостольный Владимир. На иконе изображен святой Николай Чудотворец в рост в парадном облачении епископа, крестчатой фелони и белом омофоре, с широко разведенными руками. Десницей он благословляет, на левой руке, покрытой платом, держит Евангелие. Чудотворный образ многим приносил помощь и исцеления от недугов. В 1224 году пресвитеру корсунского храма греку Евстафию явился во сне великий чудотворец Николай, чей образ находился в храме, и повелел: «Возьми чудотворный образ мой и гряди в землю Рязанскую. Аз бо тамо хощу образом моим быти и чудеса творити и место прославити…» Пресвитер не спешил исполнять волю святителя. Трижды являлся чудотворец нерешительному священнику, и только когда за ослушание Евстафий был наказан слепотой и в раскаянии получил исцеление, священник с семьей отправился в путь… Из-за набегов монголо-татар им пришлось передвигаться не по половецкой земле, а окружным путем, через Европу. Но и выбранный путешественниками путь был полон препятствий и опасностей. И каждый раз чудотворный образ святителя Николая спасал путешественников от неминуемой гибели.

Приблизительно в это же время в 1223 году княжич Феодор Юрьевич, сын рязанского князя Юрия Ингваревича, получил от отца в удел Зарайское княжество. Когда происходили чудеса на корсунской земле с Евстафием, святой Николай Угодник возвестил во сне князя Феодора о прибытии своего образа в город Зарайск. Как рассказывает летопись, «явился великий чудотворец Никола благоверному князю Феодору Юрьевичу Рязанскому», и сказал: «Князь, иди встречать чудотворный образ мой Корсунский. Ибо хочу здесь пребывать и чудеса творить. И умолю о тебе Всемилостивого и Человеколюбивого Владыку Христа, Сына Божия – да дарует тебе венец царствия небесного, и жене твоей, и сыну твоему». Благоверный князь Феодор Юрьевич, проснувшись, задумался и стал вопрошать Угодника: «О великий чудотворец Никола! Как же ты умолишь обо мне Милостивого Бога, чтобы сподобил меня венца царствия небесного и жену мою, и сына моего: я ведь и в браке не состою, и плода чрева не имею»… Но тотчас же направился встречать чудотворный образ, как ему чудотворец повелел, – продолжается повествование в Летописи. – И пришел в то место, о котором говорилось во сне, и увидел издалека как бы неизреченный свет, блистающий от чудотворного образа. И припал к чудотворному образу Николы любовно с сокрушенным сердцем, испуская слезы из глаз, как струю. И принял князь Феодор чудотворный образ, и принес его во область свою. И шли от чудотворного образа великие и преславные чудеса. И создан был храм на земле Зарайской во имя святого великого чудотворца Николы Корсунского».

С незапамятных времен в память принесения чудотворной иконы святителя (этот день совпадает с днем рождения Николая Чудотворца) установлено церковное празднество. Начинается оно накануне, в 4 часа дня молебным пением с водосвятием. С 6 часов вечера начинается всенощное бдение с акафистом святителю, а на следующий день служатся Божественная литургия и торжественный молебен.

До революции 1917 года в этот день зарайское духовенство посещало дома своих прихожан, которые радушно их встречали хлебом-солью. Дети ходили группками по домам и славили свт. Николая пением особых народных стихов – «славы».

Так чудотворный образ святителя Николая пришел на землю Зарайскую. На месте сретения (встречи) иконы забил святой источник, получивший название Белый колодец, который сохранился до наших дней.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Земля Богородицы автора Прудникова Елена Анатольевна

Что такое икона? По-гречески «икона» значит «образ».По преданию, первые иконы были написаны евангелистом Лукой. И с тех самых пор о них спорят.Иконоборцы кричали: «Доскам молитесь!» Святой Епифаний Кипрский (IV век) однажды, будучи в Палестине, увидел в церкви завесу с

Из книги Школьное богословие автора Кураев Андрей Вячеславович

Так что же такое – икона? Галина Колпакова, искусствовед. «Мне кажется, лучше всего об этом сказал поэт, композитор и богослов VIII века св. Иоанн Дамаскин: “Я узрел человеческое лицо Бога, и душа моя была спасена”. Икона нужна для того, чтобы человек видел Того, с Кем он хочет

Из книги 1000 вопросов и ответов о вере, церкви и христианстве автора Гурьянова Лилия

ИКОНА РОЖДЕСТВА Важнейшая задача иконы - показать незримый внутренний мир христианина; через видимые краски передать духовный смысл происходящего с человеком при его встрече с Богом. Соответственно, о многих иконографических сюжетах можно сказать, что они "искажают"

Из книги Праздники православной церкви автора Алмазов Сергей Францевич

ИКОНА Нужно хорошо понимать, что икона – не предмет поклонения. Это образ Бога, Его Матери или святого, данный нам для того, чтобы мы могли сосредоточенно воззвать к ним. Еще одно свойство иконы – уже не душевное, а духовное. Икона – это дверь в иной мир, в иную

автора Гиппиус Анна

Икона – Алло! У вас Божья Матерь намоленная? – Где у вас икона с сундучком? Великомученик Пантелеимон изображается на иконах юным, каким был до своей кончины, в руках у него коробочка с лекарственными травами и ложечка («лжица» по-церковнославянски).Как и любой другой

Из книги Матрона Московская обязательно поможет каждому! автора Чуднова Анна

Из книги 100 молитв на быструю помощь. Главные молитвы на деньги и материальное благополучие автора Берестова Наталия

Из книги Русская идея: иное видение человека автора Шпидлик Томас

Чудотворная икона Подлинными чудесами сопровождалось появление на свет иконы Богоматери «Взыскание погибших», написанной по просьбе и благословению Матронушки.Началось второе десятилетие XX века, но никто еще и не догадывался, какие страшные беды уже на пороге. И только

Из книги Дальний приход (сборник) автора Коняев Николай Михайлович

Из книги Феномен иконы автора Бычков Виктор Васильевич

Русская икона В русском религиозном сознании икона занимает особое место. Конечно, это не означает, что все иконописцы обладали знанием богословия иконы в той степени, в какой оно разработано более современными русскими богословами и мыслителями. Однако можно

Из книги 105 чудотворных икон и молитвы к ним. Исцеление, защита, помощь и утешение. Чудо творящие святыни автора Мудрова Анна Юрьевна

Выкупленная икона Когда ни зайдешь в храм, у этой иконы всегда горят свечи…И так размещен образ, что кажется, будто пламя свечей, отражающееся в стекле киота, и рассеивает сгустившиеся на иконе сумерки, и пространство, где находится Богородица, смыкается с пространством

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

Икона Все рассмотренные выше аспекты понимания религиозного изобразительного искусства византийцами фактически так или иначе фокусировались на главном сакрально–художественном феномене византийской культуры, в ней возникшем, сформировавшемся и достигшем своего

Из книги 50 главных молитв на деньги и материальное благополучие автора Берестова Наталия

Икона «Троица» Россия, г. Москва, Церковь Никона в Столпах, что за Третьяковской галереейЧудотворная икона Святой Живоначальной Троицы, написанная в XV веке Андреем Рублевым. Это самая почитаемая святыня Троице-Сергиевой Лавры. Также она является одной из самых

Из книги Главный дар вашему ребенку автора Гиппиус Анна

Икона и Крест 71. Если же вы, император, отвергаете чествование иконы, а крест считаете достойным почитания, то я, во-первых, не могу понять этого, потому что почитание той и другого неразрывно соединены вместе (ибо вместе икона и вместе крест, поскольку явление Господа

Из книги автора

Тропарь святителю Николаю Чудотворцу перед его иконой, именуемой «Зарайская», глас 4 Пресветлый храме Святаго Духа, Богомудре отче Николае, благодатию небес освяти души наша, заступи и покрый всечестным твоим омофором, его же приял еси от рук Пречистыя Девы, и просвети

Из книги автора

Икона святого покровителя вообще и мерная икона в частности Очень хорошо повесить в красном углу или над детской кроваткой икону его святого покровителя. И часто обращаться к ней с молитвой к этому угоднику Божию. Просто, своими словами, мимоходом, по поводу и без

С чудотворной иконой Николы Зарайского тесно связана история одного из древнейших российских городов - Зарайска, первое упоминание о котором относится к 1146 году. С давних пор икона Николая Корсунского (позже названная «Заразской» и «Зарайской») находилась в г. Корсуни (Херсонесе Таврическом), в храме апостола Иакова. В этом храме в конце Х века принял Святое Крещение Великий Князь Владимир. От чудотворного образа Святителя Николая исходили многочисленные чудеса и исцеления.

Известный литературный памятник Древней Руси «Повести о Николе Заразском» (который, по мнению академика Д.С.Лихачева, «принадлежит к выдающимся явлениям древней русской литературы» ) рассказывает о принесении в 1225 году «образа великого Чудотворца Николы Корсунского из преславного города Херсонеса в пределы рязанские, в область благоверного князя Федора Юрьевича Рязанского» .

По преданию, сам Святитель Николай явился в видении священнику Евстафию и повелел: «Евстафий, возьми мой чудотворный образ Корсунский, супругу свою Феодосию и сына своего Евстафия и иди в землю Рязанскую. Там хочу пребывать и чудеса творить и место то прославить ». Трижды являлся Николай Чудотворец этому священнику и только когда за ослушание он был наказан слепотой и, раскаявшись, получил исцеление, отправился в путь.

Около года добирался Евстафий со своими спутникам до Рязанской земли. В то же время Николай Угодник явился во сне удельному князю Федору Юрьевичу, княжившему в городе Красный (ныне Зарайск) и возвестил о прибытии своего чудотворного образа. Федор Юрьевич «принял чудотворный образ и принес во область свою». И тотчас послал весть отцу своему великому князю Юрию Ингваревичу Рязанскому… Великий князь взял с собою епископа Ефросина Святогорца и тотчас пошел во область к сыну своему… И увидел от чудотворного образа великие и преславные чудеса и исполнился радостию. И создал храм во имя святого великого чудотворца Николы Корсунского. И освятил его епископ Ефросин, и торжествовал светло, и вернулся в свой город ». На месте сретения (встречи) иконы из-под земли забил источник родниковой воды, получивший название Белый Колодец, который сохранился до настоящего времени.

Как описывают летописи, икона явилась в г. Красном 29 июля (ст.ст.) 1225 года и с тех пор Святитель Николай взял под свой небесный покров город и его жителей.

Смена названия иконы летопись связывает с гибелью жены князя Федора - Евпраксии и ее малолетнего сына Ивана. Княгиня Евпраксия в 1237 году, во время монголо-татарского нашествия на Русь, после гибели в ставке Батыя своего мужа, предпочла смерть татарскому плену. Не желая стать наложницей хана и насильного отречения от христианской веры ее сына, бросилась вместе с ребенком с высокого княжеского терема и разбилась до смерти. «И по той причине зовется великого чудотворца Николы икона Заразской, что благоверная княгиня Евпраксия с сыном своим князем Иваном сама себя на том месте заразила (разбила)».

А город со временем стал назваться Заразеск, Зараеск, Никола Заразской на Осетре, город Николы Заразского Посад и, наконец, с XVII века - Зарайск.

О событиях, связанных с пребыванием чудотворной иконы Николы Зарайского в городе Коломне и о произошедших там чудесах, повествует «Сказание о принесении образа Николы Корсунского из Заразска на Коломну» (которое входит в состав «Повестей о Николе Заразском»). С пребыванием чудотворного образа в соседней Коломне и его чудесном возвращении в Зарайск связано и строительство каменной крепости - зарайского кремля в 1528-1531 гг. На его территории находился древний Никольский собор. Ныне существующее здание Никольского собора построено в 1681 году на месте прежнего.

В течение столетий святой чудотворный образ находился в соборах Зарайского кремля: Никольском (специально построенном для нее) и Иоанно-Предтеченском. Многие века икона была главной святыней Зарайского края, и ежегодно 29 июля (ст.ст.) в Зарайске проходили общегородские торжества. В кремлевских храмах всем духовенством соборно служилась Божественная литургия и совершался крестный ход на святой источник Белый Колодец.

В 1892 году в Рязани вышла небольшая книга под названием «Чудотворный образ Николая Зарайскаго». Ее автор - выходец из Зарайска, писатель Василий Селиванов. Вот как он начинает повествование о святыне: «В зарайском Николаевском Соборе находится чудотворный образ Святителя Николая, принесенный в Зарайск в 1225 году из греческого города Корсуня пресвитером Евстафием. В средине сего образа написано красками изображение Святителя полное, в священнических кресчатых ризах с омофором на раменах (плечах), на главе митра с изображением чернью Святой Троицы, правая рука его простерта на благословение, а левою держит на пелене Евангелие. На правой стороне его на облаках изображен Спаситель, правой рукой благословляющий Святителя, а левою подающий ему Евангелие; на левой стороне Богоматерь, держащая на руках распростертый омофор.

Образ сей, с семнадцатью изображениями жития и чудес Святителя, имеет в длину двадцать пять с половиной вершков, в ширину двадцать с четвертью вершков. Живопись на образе древняя, византийская высокого стиля, что особенно видно из выражения духовности, сообщенной чертам лика Святительского, которую умели придавать изображениям святых едва ли не одни византийские художники».

Далее идет описание ценного оклада, в который был помещен чудотворный образ: «Риза на образе из чистого золота, с самоцветными каменьями, устроена царем Василием Шуйским в 1608 году, как видно из описи Зарайского собора и следующей надписи, начертанной вязью на особой дщице (дощечке) внизу оклада: «Повелением Благоверного Великого Государя царя и Великого князя Василия Иоанновича всея Руси сделан сий оклад на образ великого Чудотворца Николы Заразского во второе лето Государства его, лета 7116 (1608)» Оклад, устроенный усердием царя Шуйского, состоит из ризы, покрывающей одежду Святителя и все остальное до боковых изображений чудес его, также из митры, венца, Евангелия и цаты. Оклад по полям в виде рамы кругом всего образа серебряный позлащенный, сделан им же Шуйским, равно и золотые венчики над ликами и золотые пластинки с узорами, наведенные чернью, с изображением чудес. Самые же чудеса покрыты серебряными позлащенными ризами в позднейшее время».

К зарайской святыне приходили со всей России: крестьяне и ремесленники, торговцы и военные, деятели культуры и искусства. Перед чудотворным образом Николы Зарайского молились преподобный Сергий Радонежский, Великие Московские князья Иван III, Василий III, царь Иван Грозный, царь Василий Шуйский, наследник Российского престола будущий царь Александр II со своим учителем В.А.Жуковским, Великий князь Сергей Александрович и многие другие.

Особая страница в истории Зарайска - эпоха Смутного времени. В ту пору зарайским воеводой служил будущий спаситель Отечества - князь Д.М.Пожарский. По молитвам настоятеля Никольского собора протопопа Димитрия и князя Д.М.Пожарского перед чудотворным образом город Зарайск оставался верен законной власти и не присягнул самозванцу Лжедимитрию. В благодарность Чудотворцу царь Василий Шуйский украсил зарайскую икону ценным окладом. Протопоп Димитрий участвовал в заседаниях Земских соборов 1613 года и был в составе посольства в Кострому, к избранному царю Михаилу Романову.

После закрытия храмов зарайского кремля в 1920-х годах икону взяли в местный краеведческий музей. В 1966 году московские искусствоведы, посетив музей, объявили, что старинная икона нуждается в срочной реставрации и вывезли ее в Москву, в Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Тогда же сотрудники музея сделали экспертизу и установили дату написания иконы. По их мнению, в Зарайске хранился один из самых ранних списков не дошедшей до нас древней иконы Николы Зарайского, ориентировочно, конца XV- начала XVI вв. После длительной реставрации икона стала экспонатом Музея им. Андрея Рублева.

С возрождением церковной жизни верующие, по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, начали добиваться возвращения святыни в Зарайск. Неоднократно составляли обращения, собирали подписи, отправляли прошения в разные инстанции. Идею возвращения иконы всегда поддерживали власти города и района. За возврат иконы высказывались руководители Московской области, Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутаты Государственной и Московской областной Дум, активисты многих российских партий и движений, видные деятели культуры и искусства.

Лишь однажды, за многие десятилетия пребывания вдали от Зарайска, икона была привезена в наш край. Это произошло в 1996 году, во время празднования 850-летия города, благодаря совместным усилиям Администрации города, Зарайского благочиния и широкой поддержке общественности. В течение 2 суток икона была выставлена в Иоанно-Предтеченском соборе зарайского кремля, и тысячи верующих смогли помолиться перед святым образом.

Однако затем икону вновь увезли в Москву, и новые обращения зарайцев по возвращению иконы встречали лишь отрицательный ответ. Свои отказы руководители Музея им. Андрея Рублева и Министерства культуры мотивировали отсутствием в Зарайске необходимых условий для хранения и сохранности древнего образа.

Но зарайцы не теряют надежду, и делают все возможное для возвращения святыни. Проблема возвращения чудотворного образа постоянно обсуждается печатными СМИ, радио и телевидением. В свет выходят брошюры о зарайской святыне, вопрос возвращения чудотворной иконы поднимается на региональных научно-практических и богословских конференциях.

Возрождена древняя традиция районного празднества 11 августа и крестных шествий на святой источник Белый Колодец. В 1997 году сделан список (точная копия) иконы Николы Зарайского. Он стоит на почетном месте - у центрального алтаря Иоанно-Предтеченского собора и перед ним совершаются богослужения. Полтора десятилетия шла реставрация собора Иоанна Предтечи, оскверненного в советское время и служившего кинотеатром. Сейчас в нем созданы все условия, чтобы принять под свои своды древний чудотворный образ.

13.08.2013

11 августа в городе Зарайске состоялись торжества, посвященные возвращению Русской Православной Церкви древнего чудотворного образа святителя Николая Чудотворца, именуемого «Никола Зарайский». Бывшая на протяжении столетий главной святыней Зарайского края, в советское время икона стала рядовым музейным экспонатом. И теперь, почти полвека спустя, чудотворный образ вернулся на свое историческое место — Зарайский кремль.

История появления в этих землях образа святителя поистине удивительна. Почти восемьсот лет прошло с того времени, как святитель Николай явился в Херсонесе священнику Евстафию и повелел перенести его святую икону в «земли Рязанские». «Там хочу пребывать и чудеса творить, и место то прославить» - изрек тогда святой Николай и указал путь в далекое и неведомое корсунскому священнослужителю Рязанское княжество. Здесь в городке Красном (так раньше назывался Зарайск) от святыни совершалось множество чудес. Она в великом благоговении пребывала в храмах Зарайского кремля - Никольском и Иоанно-Предтеченском. Слава о ней, через летописи и многочисленные списки, разносилась по всей Русской земле. Множество событий - и радостных, и горестных - посетило эту древнюю землю. Но и в мирное время, и в годину испытаний являл святитель Божий Николай через свою чудотворную икону утешение, помощь и велию милость. Так было и во время татаро-монгольского нашествия, и в пору созидания единого Московского государства, и в эпоху Смутного времени, и в ХХ столетии. Перед этим святым образом молились преподобный Сергий Радонежский, князь Дмитрий Михайлович Пожарский, российские государи и великие князья, поэт В.А. Жуковский, а также великий русский писатель Ф. М. Достоевский.

В годы атеизма икону из закрытых соборов Кремля передали в местный музей, а затем, в 1966 году, отправили на реставрацию в Москву, в Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. С той поры жители Зарайска не прекращали ходатайствовать о возвращении своей святыни. Поддерживали память о чудотворной иконе, обращались в вышестоящие инстанции, собирали подписи, возрождали поруганные святыни. И не переставали верить, что наступит день «пресветлого торжества» - возвращения святыни в свой удел.

Большие праздничные мероприятия в день возвращения начались ранним утром на святом источнике Белый Колодец, где, согласно многовековой традиции, в день принесения иконы 11 августа (29 июля по старому стилю) служится молебен. Ежегодно во время молебна освящаются воды родника, который возник, по преданию, во время встречи чудотворного образа, принесенного из Херсонеса в далеком 1225 году. Молебен на святом источнике в этот день совершил епископ Зарайский Константин в сослужении духовенства Московской епархии. После молебна духовенство и верующие крестным ходом направились от источника к Зарайскому кремлю.

Божественную литургию в Иоанно-Предтеченском храме кремля возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Перед богослужения владыка приложился к чудотворной иконе Николы Зарайского. Возвращенную святыню установили справа от центрального алтаря в специальном киоте, где будет поддерживаться постоянный температурно-влажностный режим, который необходим для сохранности древнего образа.

В этот праздничный день митрополиту Ювеналию сослужили архиепископ Можайский Григорий, епископы Илиан (Востряков), Видновский Тихон, Балашихинский Николай и Зарайский Константин. На торжества в Зарайск прибыли благочинные подмосковных церковных округов, настоятели многих монастырей Московской епархии. На богослужении молились временно исполняющий обязанности губернатора Московской области А.Ю. Воробьев, министры и члены аппарата областного Правительства.

Собор не мог вместить всех людей, которые пришли, чтобы стать свидетелями нынешнего торжества. Богослужение транслировалось на улицу, поэтому его могли слышать и те тысячи молящихся, кто стоял у стен храма. Также шла прямая трансляция службы по телеканалу «Подмосковье».

По окончании Божественной литургии митрополит Ювеналий прочитал у образа молитву святителю Николаю.

Все собравшиеся на торжество смогли приложиться к чудотворному образу. Священнослужители помазывали верующих елеем, освященным на мощах святителя Николая, которые покоятся в итальянском городе Бари.

В слове к участникам торжества митрополит Ювеналий напомнил о судьбе чудотворного образа в годы государственного атеизма: «Храмы были закрыты, и икона была перенесена в Зарайский музей, а затем в 1966 году отправлена в Москву, в музей Андрея Рублева для реставрации, после которой экспонировалась в этом музее. И никакие наши человеческие усилия не могли привести к тому, чтобы икону вернуть на прежнее историческое место. А ведь она была создана не как музейный экспонат, а как величайшая святыня, через которую святитель Николай оказывал помощь и чудеса всем, кто с верой приходил к нему».

«И вот сегодня мы можем сказать, что чудо святителя Николая совершилось! - продолжил архипастырь. - Мы являемся свидетелями этого и благодарим Бога и святителя Николая за то, что, несмотря на наше недостоинство, образ вновь на своем историческом святом месте, окруженный почитанием и молитвой людей, которые с верой и надеждой взирают на него и просят милости Божией. Это событие происходит в период, когда установились прекрасные творческие взаимоотношения с музейным сообществом, когда мы заботимся о наших святынях совместно, желая сохранить их и передать грядущим поколениям. Мы с благодарностью взираем на образ и видим, что он за эти годы не изменил своего внешнего вида и во всем величии и красоте предстоит перед нами».

Множество людей собралось сегодня из разных городов, оставив свои попечения, чтобы разделить общую радость от возвращения святыни на историческое место, и это, по слову митрополита Ювеналия, свидетельствует, сколь близко народу это событие.

Поздравил всех присутствующих с радостным событием также исполняющий обязанности губернатора Московской области А. Ю. Воробьев.

В решении трудных и запутанных вопросов возвращения иконы, непростых переговорах с музеем Андрея Рублева были задействованы многие лица: руководство и сотрудники министерства культуры Московской области, руководство Зарайского муниципального района, представители музейного сообщества, благотворительных и подрядных организаций. Эти люди были отмечены памятными подарками и наградами.

Из Иоанно-Предтеченского собора Владыка Ювеналий, архипастыри, духовенство, высокие гости проследовали к открытой площадке у стен Зарайского кремля, чтобы открыть праздничную концертную программу, посвященную Дню города Зарайска.

А.Ю. Воробьев сообщил, что выделены крупные средства на восстановление всего комплекса Зарайского кремля. Планируется привлечь лучших специалистов-реставраторов и архитекторов, чтобы древний кремль вновь засиял прежними красотой и величием.

Глава районной администрации А.В. Евланов объявил, что городская и районная думы вынесли единодушное решение о присвоении митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию звания «Почетный гражданин города Зарайска и Зарайского муниципального района». Жители города и гости праздника приветствовали это решение бурными аплодисментами в адрес Владыки.

Новое на сайте

>

Самое популярное