Домой Нумерология Религиозные конфессии Черногории: особенности, отношение государства. Религия в Черногории. Церкви, монастыри и храмы Черногории Черногория вера исповедания

Религиозные конфессии Черногории: особенности, отношение государства. Религия в Черногории. Церкви, монастыри и храмы Черногории Черногория вера исповедания

Пункт о конфессиональной принадлежности был включён в перепись населения 2003 года. Согласно её итогам население страны распределяется по религиозной самоидентификации следующим образом :

  • Православие - 460 383 (74,24 %)
  • Ислам - 110 034 (17,74 %)
  • Католицизм - 21 972 (3,54 %)
  • Протестантизм - 383 (0,06 %)
  • Оккультизм - 58 (0,01 %)

6 003 человека (0,97 %) заявили что не придерживаются каких-либо религиозных воззрений, 2 424 человека (0,39 %) позиционировали себя агностиками , 13 867 (2,24 %) отказались отвечать на вопрос.

Православие

Католицизм

Католики в Черногории представлены албанцами (36,98 %), хорватами (31 %) и черногорцами (22,76 %) и живут, в основном, вдоль побережья. Структурно католическая церковь страны поделена на Архиепархию Бара и епархию Котора . Барская архиепархия не подчинена никакой митрополии и находится в прямом управлении Святого Престола . Епархия Котора подчинена митрополии Сплит-Макарска в соседней Хорватии .

Ислам

Приверженцы ислама в Черногории принадлежат в основном к следующим национальным группам: боснийцы (43,49 %), славяне-мусульмане (21,91 %), албанцы (20,75 %) и черногорцы (10,64 %). Мусульмане страны населяют главным образом регионы около городов Плав , Рожае и Улцинь , где они составляют большинство населения.

Иудаизм

Напишите отзыв о статье "Религия в Черногории"

Примечания

Отрывок, характеризующий Религия в Черногории

Смотреть и правда было на что, так как «птица» вдруг стала «деформироваться», превращаясь то ли в зверя, с человеческими глазами, то ли в человека, со звериным телом...
– Что-о это? – удивлённо выпучила свои карие глазки моя подружка. – Что это с ней происходит?..
А «птица» уже выскользнула из своих крыльев, и перед нами стояло очень необычное существо. Оно было похоже на полуптицу-получеловека, с крупным клювом и треугольным человеческим лицом, очень гибким, как у гепарда, телом и хищными, дикими движениями... Она была очень красивой и, в то же время, очень страшной.
– Это Миард. – представила существо Вэя. – Если хотите, он покажет вам «живность», как вы говорите.
У существа, по имени Миард, снова начали появляться сказочные крылья. И он ими приглашающе махнул в нашу сторону.
– А почему именно он? Разве ты очень занята, «звёздная» Вэя?
У Стеллы было очень несчастное лицо, потому что она явно боялась это странное «красивое страшилище», но признаться в этом ей, по-видимому, не хватало духу. Думаю, она скорее бы пошла с ним, чем смогла бы признаться, что ей было просто-напросто страшно... Вэя, явно прочитав Стеллины мысли, тут же успокоила:
– Он очень ласковый и добрый, он понравится вам. Вы ведь хотели посмотреть живое, а именно он и знает это лучше всех.
Миард осторожно приблизился, как будто чувствуя, что Стелла его боится... А мне на этот раз почему-то совершенно не было страшно, скорее наоборот – он меня дико заинтересовал.
Он подошёл в плотную к Стелле, в тот момент уже почти пищавшей внутри от ужаса, и осторожно коснулся её щеки своим мягким, пушистым крылом... Над рыжей Стеллиной головкой заклубился фиолетовый туман.
– Ой, смотри – у меня так же, как у Вэйи!.. – восторженно воскликнула удивлённая малышка. – А как же это получилось?.. О-о-ой, как красиво!.. – это уже относилось к появившейся перед нашим взором новой местности с совершенно невероятными животными.
Мы стояли на холмистом берегу широкой, зеркальной реки, вода в которой была странно «застывшей» и, казалось, по ней можно было спокойно ходить – она совершенно не двигалась. Над речной поверхностью, как нежный прозрачный дымок, клубился искрящийся туман.
Как я наконец-то догадалась, этот «туман, который мы здесь видели повсюду, каким-то образом усиливал любые действия живущих здесь существ: открывал для них яркость видения, служил надёжным средством телепортации, вообще – помогал во всём, чем бы в тот момент эти существа не занимались. И думаю, что использовался для чего-то ещё, намного, намного большего, чего мы пока ещё не могли понять...
Река извивалась красивой широкой «змеёй» и, плавно уходя в даль, пропадала где-то между сочно-зелёными холмами. А по обоим её берегам гуляли, лежали и летали удивительные звери... Это было настолько красиво, что мы буквально застыли, поражённые этим потрясающим зрелищем...
Животные были очень похожи на невиданных царственных драконов, очень ярких и гордых, как будто знающих, насколько они были красивыми... Их длиннющие, изогнутые шеи сверкали оранжевым золотом, а на головах красными зубцами алели шипастые короны. Царские звери двигались медленно и величественно, при каждом движении блистая своими чешуйчатыми, перламутрово-голубыми телами, которые буквально вспыхивали пламенем, попадая под золотисто-голубые солнечные лучи.

Большая часть населения страны исповедует православие. Следующая по численности религиозная принадлежность населения это ислам. Это обстоятельство наследство после османского господства на территории страны. И третья по значимости религия это католицизм.

Отношение к туристам у местного православного населения

Особых норм поведения для туристов мы не заметили, путешествуя по территории страны. Нас очень порадовал тот факт, что в православных храмах очень радушно относятся к русским. Мы путешествовали на арендованном автомобиле по Бока-Которской бухте и приехали в город Котор, где зашли в Собор Святого Трифона. Здесь остановились помолиться, поставить свечки, чтобы дальше продолжать свой путь. Услышав в церкви нашу русскую речь, к нам подошел местный батюшка и спросил, откуда мы. Узнав, что из России, приобняла нас, расплылся в улыбке и сказал, что их церковь очень хорошо дружит с нашим патриархом, что он неоднократно был в России, и что здесь очень любят русских. Так же поинтересовался, нужно ли нам что-нибудь и желаем ли мы прогуляться с ним по старому городу. К сожалению, мы уже гуляли по старому городу, и нас уже поджимало время, пришлось отказаться. Но впечатление от старого города Котора в целом и от посещения Собора Святого Трифона осталось исключительно благоприятным.


Другим примером отношения к туристам, служит наше посещение монастыря, находящегося в скале и носящего название Острог. Это мужской монастырь. Ежедневно в Острог приезжает огромное количество туристов и паломников разного вероисповедания. Мы приехали в Монастырь Острог на третий день путешествия на арендованном автомобиле и путь наш туда был неблизким. Почему-то мы предварительно не навели справки о том, что из себя представляет эта достопримечательность. Поэтому были крайне удивлены, что при входе в ворота монастыря висит табличка о том, что нельзя мужчинам заходить сюда в шортах и майках, а женщинам в одежде выше колена, голыми плечами и непокрытой головой. Наш с мужем внешний вид полностью отвечал всем нарушениям правил Монастыря. Но делать было нечего, пришлось уезжать. Хотя на мой взгляд, в таком популярном месте, как Монастырь Острог, должна быть заготовлена одежда для таких как мы неподготовленных людей. Чтобы не пришлось, проделав такой далекий путь разворачиваться и уезжать. Конечно же это не конец истории. В сувенирной лавке мы познакомились сербами, которые приехали из Сербии с паломнической поездкой в Монастырь Острог и собирались остаться там на несколько дней. И у них была одежда на смену, чтобы провести здесь комфортно все положенное время. И представляете - они любезно предложили нам свою одежду, чтобы прикрыть все открытые места и пройти с нами внутрь Монастыря и провести небольшую экскурсию по местности. Вот показатель отношения местных и сербов к русским и православным.

Отношение к туристам у местного исламского населения

Мусульманское население в стране живет не в туристических местах, а в обособленных местностях между крупными городами. Поэтому, находясь на отдыхе на пляже, с ними не пересечься. Но когда начали путешествовать по стране, то тут, то там встречались мечети и женщины с покрытой головой.


Конечно, их не так много, как, например, мы встречали в Албании, но все же они есть. А кстати, когда мы поехали в Албанию на однодневную экскурсию, то по дороге встречали мини-кладбища, на которых возведены небольшие каменные монументы с шапочками по-турецки. Оказалось, что это янычарские кладбища. То есть со времен османского господства здесь и соответствующих сражений, они так и сохранились. А местное мусульманское население давно расселилось по соседству, но кладбища оставили нетронутыми.

Туроператор по Прибалтике, Кавказу и Средней Азии

Население Черногории

Черногорское общество

Черногорцы всегда отстаивали свою самостоятельность, охраняли свою идентичность и, хотя в определенный период истории Черногорию относили к турецким подданствам, на самом деле она сохраняла полную независимость. В основе черногорского общества находятся кланы. Клан - это обозначение не только родовой принадлежности, но и территориального расположения. В кланах существует деление на братства (по-сербски - дружство). Братство, в отличие от клана в целом, объединяет только кровных родственников, поэтому братство может расти и распадаться на несколько новых братств. В братстве не может быть слияния с чуждым элементом. Вследствие родственных связей браки внутри клана не заключаются. Важным составляющим кланового единства является неотчуждаемость входящей в границы клана земли, и вообще недвижимого имущества. Этот древний обычай был прописан еще в Законнике князя Даниила 1855 г., а после Имущественным Законником Черногории от 1888 г. Естественно, в XX веке клановые, родовые связи ослабли, но не исчезли! Большая часть современного населения Черногории - потомки сербов, бежавших в горы от турецкого нашествия. Основная часть переселилась в Черногорию в XV в. Но приток продолжался постоянно. Состав прибывающего населения был очень разнородным. Начали чувствоваться различия в диалекте и этнографических особенностях, которые сформировались на прошлом месте обитания. После Русско-Турецкой войны 1877-1878 гг. население Черногории составляло около 150 тыс. человек.

Характерные особенности черногорцев

До начала XIX в. почти не было двух родов, или деревень, которые бы не конфликтовали. Но когда начиналось нашествие общего врага, все распри забывались, и население дружно оказывало сопротивление. Буквально все, кто посетил Черногорию, отмечали высокое самосознание, гордость, высокие понятия о чести и необыкновенную честность во всех общественных и личных начинаниях. Одним из самых страшных наказаний для черногорца когда-то было воспрещение носить оружие или же отнятие знака на шапке, обозначающее его чин. И еще одно интересное наблюдение, также напрямую связанное с понятием чести: "Черногорец охотно пьет и в этом отношении выдерживает весьма много; но он твердо знает свою меру. Показаться в пьяном виде, кому бы то ни было, понятия о чести ему не позволяют". Мужество, преданность и геройство - эти моральные ценности глубоко вошли в их жизненную философию. Причем в местном народном понимании геройство - это умение защитить себя от другого, а мужество - защитить другого от себя.

Уникально отношение черногорцев к России и русским. Отношения настолько близки, насколько далеки страны друг от друга. Россия добровольно взяла на себя роль защитницы черногорского народа. А Черногория всегда отвечала взаимностью, верностью и преданностью. Черногория всегда воспринимала Россию как союзника. Большую роль в существовании таких отношений играли единая вера, схожесть языка и культуры, и особенно, общие противники. Борьба за свободу и союз с "Маjком Русиjом" (Матерью-Русью) для черногорцев были святыми понятиями. В какое-то время в Черногории существовал культ России: черногорцы признавали "только Бога и Царя Русского". Даже тогда, когда Россия оставляла Черногорию, да и всех сербов, на произвол судьбы, например в 90-е годы прошлого - XX века, черногорцы старались понять такую позицию России, не потеряли веру в ее силу, богатство и влияние в мире и продолжают испытывать нежные чувства к ней.


Черногорцы и война

Черногорцы всегда считались бесстрашными воинами. Они никогда не оставляли на поле боя раненых. И типографский шрифт переливался в пули именно в Черногории. По сообщениям дипломата и ученого Е. П. Ковалевского, в середине XIX в. каждый месяц черногорцы 6-7 раз сталкивались с турками, причем 2/5 населения погибало на поле боя и 1/5 умирала от ран. Черногорская армия во все времена обладала высокой боеспособностью, ее боевой дух поражал противников. В ходе войны 1992-1995 гг. в Боснии черногорцы неизменно сражались в элитных подразделениях, их отменные боевые качества отмечали все. При этом черногорцы всегда держались немного обособленно, своими небольшими группками. Русские добровольцы, участвовавшие в войне в Боснии, отзывались о черногорцах, как о наиболее мужественных, умелых, сильных и бесстрашных сербских воинах.

Религия и Черногорцы

Огромную роль в жизни Черногории играла и продолжает играть Православная церковь. Черногорское духовенство в глазах народа воплощало в себе мудрость, лидерство, это были люди готовые дать совет, помочь, научить. Они никогда не были просто служителями Бога и исполнителями его воли. Духовенство принимало участие в управлении государством и в войнах, из этой среды часто выходили прекрасные воеводы. В Далмации(нынешняя Хорватия) например во время Второй мировой войны существовала четническая Динарская дивизия. Создал и возглавил ее православный священник Момчило Джуич. Четыре года эта дивизия громила немецкие оккупационные части, хорватов-усташей, мусульман. В 1945 г. Динарская дивизия была единственным подразделением, которому удалось спастись от выдачи коммунистическим партизанам Тито. Динарской дивизии удалось договориться с Италией и оккупационными властями "союзников", и уйти туда. Там они сложили оружие и рассеялись по всему миру, при этом не теряя связи друг с другом! Основными религиями в Черногории являются православие, ислам и католичество. Эти и другие религии отделены от государства, но Конституцией установлена обязанность государства оказывать религиозным конфессиям материальную помощь.

Черногорцы сегодня

Преданность традициям - одна из главных черт черногорцев. Ожидая гостя, они открывают настежь двери или ворота, как бы говоря: "Добро пожаловать!". Даже в современном черногорском обществе существует клановость, а следовательно, и готовность прийти на помощь. Долгие годы кланы как одна из форм организации общества оставались в тени и упоминались разве что в энциклопедиях, да в эпосе. Но все же черногорцы всегда помнили свою принадлежность к определенному клану. Черногорцы - прекрасные хозяева, добрые, внимательные и гостеприимные. Местное население очень доброжелательное и веселое.Общение с людьми принесет вам только радость, но только если и вы будете отвечать им со всей доброжелательностью и хорошим настроем. Основная часть черногорского населения - высокие и статные. Владение иностранными языками дает возможность черногорцам легко находить общий язык почти со всеми. В большинстве своем черногорки - это стройные и длинноногие девушки, в них чувствуется достоинство и статность горянок, они спокойны и приветливы. Мужчины высокие, имеют приятные южнославянские черты лица.

Состав населения Черногории:

По национальному признаку:

  • черногорцы - 40,6%
  • сербы - 30%
  • боснийцы - 13,7%
  • албанцы - 7,1%
  • хорваты - 1,1%
  • цыгане - 0,4%


По вероисповеданию

  • православные - 69,6%
  • мусульмане - 21%
  • католики - 4,2%
  • остальные - 5,2%3
  • атеисты - 0,9%

Черногория - небольшое государство европейского типа, расположенное на Юго-востоке Европы на территории Основные факторы дифференциации граждан, которыми отличается Черногория - религия, язык и национальность.

В целом эта страна характеризуется религиозностью своих граждан. Так, по данным переписи населения за 2011 год, на долю атеистов приходится менее двух процентов подданных. Остальное население составляют преимущественно приверженцы христианства и ислама.

Православная церковь в Черногории

Православие - основная религия Черногории. Ее исповедует около семидесяти процентов населения. При этом в среде верующих нет юрисдикционного единства. Одна часть населения принадлежит к Сербской православной церкви, входящей в так называемую семью канонических православных церквей, относящихся к византийской традиции. Другая часть исповедует свою веру, находясь в юридических рамках национальной Черногорской православной церкви, не признаваемой в качестве канонической вышеуказанным сообществом. По национальному составу основу православного населения составляют черногорцы и сербы.

в Черногории

Мультикультурность - черта, которой характеризуется Черногория. Религия при этом играет немаловажную роль, будучи не только мировоззренческой системой, но и идеологическим рупором и атрибутом национальности. Это касается в полной мере и католической общины государства. Католицизм - религия Черногории и Хорватии, поэтому в самой Черногории ее приходы в основном составляют хорваты, а также албанцы. Процент черногорцев-католиков несколько меньше, но все же высок - порядка двадцати процентов от общего числа сторонников папства. Относительно же всего населения страны, последних не так много - всего около четырех процентов.

Уникально в Черногории для всего остального христианского мира (особенно его православной части) то, что здесь очень мирно сосуществуют христиане различных деноминаций. Если, например, в России православные настроены подчеркнуто антикатолически, то в черногорских селах и городах можно нередко встретить храмы, которые представители этих двух традиций делят между собой и под одной кровлей совершаются как византийские, так и латинские богослужения.

Ислам в Черногории

Мусульманская умма - это вторая по численности община, которая формирует религиозную картину государства Черногория. Религия пророка Мухаммеда здесь распространена среди двадцати процентов населения. По национальному признаку основу исламского сообщества страны составляют преимущественно боснийцы, албанцы и славяне-мусульмане. Около десяти процентов из них приходится, однако, на долю черногорцев.

Впрочем, как было сказано выше, веротерпимость, это черта, которой характеризуется Черногория. Религия Мухаммеда в этой стране - традиционная вера многих людей, но в отличие, например, от или Ближнего Востока, она не вызывает особых Христиане и мусульмане вполне мирно уживаются, не впадая в крайности экстремизма и радикального прозелитизма.

Иудаизм в Черногории

Что касается еврейских общин, то они также присутствуют в Черногории, хотя и в очень незначительных количествах. Тем не менее отношение к ним вполне благоприятное. Существует даже проект, по которому иудаизм должен стать одной из государственных религий Черногории.

Религиозная политика страны

Из всего вышесказанного ясно, что поликонфессинальность - это особенность, которой отличается Черногория. Религия в ее политике играет не последнюю роль, поскольку она исполняет важную функцию и в повседневной жизни ее граждан.

Согласно существующему законодательству, церковь (то есть все отделена от государства. При этом, однако, на правительстве лежит ответственность за материальное благополучие всех представленных в стране религиозных общин. Важно отметить, что, кроме как на бумаге, этот закон реализуется на практике.

Основные главных общин государства - православия и ислама - отмечаются на государственном уровне. В первую очередь это, конечно же, Пасха, Курбан-байрам и другие.

Численность представителей прочих религий не превышает 0,1 % населения страны.

Численность верующих

Пункт о конфессиональной принадлежности был включён в перепись населения 2003 года. Согласно её итогам население страны распределяется по религиозной самоидентификации следующим образом :

  • Православие - 460 383 (74,24 %)
  • Ислам - 110 034 (17,74 %)
  • Католицизм - 21 972 (3,54 %)
  • Протестантизм - 383 (0,06 %)
  • Оккультизм - 58 (0,01 %)

6 003 человека (0,97 %) заявили что не придерживаются каких-либо религиозных воззрений, 2 424 человека (0,39 %) позиционировали себя агностиками , 13 867 (2,24 %) отказались отвечать на вопрос.

Православие

Католицизм

Католики в Черногории представлены албанцами (36,98 %), хорватами (31 %) и черногорцами (22,76 %) и живут, в основном, вдоль побережья. Структурно католическая церковь страны поделена на Архиепархию Бара и епархию Котора . Барская архиепархия не подчинена никакой митрополии и находится в прямом управлении Святого Престола . Епархия Котора подчинена митрополии Сплит-Макарска в соседней Хорватии .

Ислам

Приверженцы ислама в Черногории принадлежат в основном к следующим национальным группам: боснийцы (43,49 %), славяне-мусульмане (21,91 %), албанцы (20,75 %) и черногорцы (10,64 %). Мусульмане страны населяют главным образом регионы около городов Плав , Рожае и Улцинь , где они составляют большинство населения.

Иудаизм

Напишите отзыв о статье "Религия в Черногории"

Примечания

Отрывок, характеризующий Религия в Черногории

Пьер начинал чувствовать себя неудовлетворенным своей деятельностью. Масонство, по крайней мере то масонство, которое он знал здесь, казалось ему иногда, основано было на одной внешности. Он и не думал сомневаться в самом масонстве, но подозревал, что русское масонство пошло по ложному пути и отклонилось от своего источника. И потому в конце года Пьер поехал за границу для посвящения себя в высшие тайны ордена.

Летом еще в 1809 году, Пьер вернулся в Петербург. По переписке наших масонов с заграничными было известно, что Безухий успел за границей получить доверие многих высокопоставленных лиц, проник многие тайны, был возведен в высшую степень и везет с собою многое для общего блага каменьщического дела в России. Петербургские масоны все приехали к нему, заискивая в нем, и всем показалось, что он что то скрывает и готовит.
Назначено было торжественное заседание ложи 2 го градуса, в которой Пьер обещал сообщить то, что он имеет передать петербургским братьям от высших руководителей ордена. Заседание было полно. После обыкновенных обрядов Пьер встал и начал свою речь.
– Любезные братья, – начал он, краснея и запинаясь и держа в руке написанную речь. – Недостаточно блюсти в тиши ложи наши таинства – нужно действовать… действовать. Мы находимся в усыплении, а нам нужно действовать. – Пьер взял свою тетрадь и начал читать.
«Для распространения чистой истины и доставления торжества добродетели, читал он, должны мы очистить людей от предрассудков, распространить правила, сообразные с духом времени, принять на себя воспитание юношества, соединиться неразрывными узами с умнейшими людьми, смело и вместе благоразумно преодолевать суеверие, неверие и глупость, образовать из преданных нам людей, связанных между собою единством цели и имеющих власть и силу.
«Для достижения сей цели должно доставить добродетели перевес над пороком, должно стараться, чтобы честный человек обретал еще в сем мире вечную награду за свои добродетели. Но в сих великих намерениях препятствуют нам весьма много – нынешние политические учреждения. Что же делать при таковом положении вещей? Благоприятствовать ли революциям, всё ниспровергнуть, изгнать силу силой?… Нет, мы весьма далеки от того. Всякая насильственная реформа достойна порицания, потому что ни мало не исправит зла, пока люди остаются таковы, каковы они есть, и потому что мудрость не имеет нужды в насилии.
«Весь план ордена должен быть основан на том, чтоб образовать людей твердых, добродетельных и связанных единством убеждения, убеждения, состоящего в том, чтобы везде и всеми силами преследовать порок и глупость и покровительствовать таланты и добродетель: извлекать из праха людей достойных, присоединяя их к нашему братству. Тогда только орден наш будет иметь власть – нечувствительно вязать руки покровителям беспорядка и управлять ими так, чтоб они того не примечали. Одним словом, надобно учредить всеобщий владычествующий образ правления, который распространялся бы над целым светом, не разрушая гражданских уз, и при коем все прочие правления могли бы продолжаться обыкновенным своим порядком и делать всё, кроме того только, что препятствует великой цели нашего ордена, то есть доставлению добродетели торжества над пороком. Сию цель предполагало само христианство. Оно учило людей быть мудрыми и добрыми, и для собственной своей выгоды следовать примеру и наставлениям лучших и мудрейших человеков.

Новое на сайте

>

Самое популярное