Домой Хиромантия Мероприятия по православной культуре в школе. Сценарий проведения недели православной культуры. Неделя православной культуры

Мероприятия по православной культуре в школе. Сценарий проведения недели православной культуры. Неделя православной культуры

Сценарий торжественного открытия

недели основ православной культуры

Ведущий Добрый день уважаемые гости, ребята! Сегодня очень радостный и праздничный день!? Потому что именно сегодня в нашей школе стартует неделя православной культуры. В этом году она посвящена роли Библии в современном мире.

На первый взгляд может показаться, что книга, возраст которой насчитывает не одно тысячелетие, вряд ли может играть большую роль в эпоху информационных технологий. Однако это совсем не так.

Как бы стремительно не менялся мир, самое главное в нём не подвластно переменам. Духовные и нравственные ценности, человеческая душа, стремящаяся к Богу – всё это остаётся неизменным, сколько бы тысячелетий не пролетело. Поэтому роль Библии в современном мире огромна, ведь именно оттуда мы черпаем понимание нравственных законов и духовных ценностей, которые нам дал Господь.

Православные люди – это христиане.

Христианин – это человек, который принял учение Иисуса Христа.

А жил Иисус две тысячи лет назад….

Есть книга, рассказывающая о том, как люди ждали рождения Христа, как Он родился, как жил и чему Он учил людей. Эта книга называется Библия.

Слово библия в древнем греческом языке – это обычное слово и означает оно «книги» (отсюда происходит слово библиотека). Эта книга состоит из 77 книг.

Первая и большая часть Библии состоит из 50 книг. Вместе они называются «Священное Писание Ветхого Завета».

Книги Ветхого Завета написали пророки. Считалось, что это люди, которые имели особый дар – умение слышать, что говорит им Бог. Такой дар называется «пророчество», а человек, имеющий этот дар от Бога, - пророк. Пророчество открывает людям взгляд Бога на прошлое, настоящее и будущее.

Время Ветхого Завета – это время ожидания прихода Христа.

Именно через явившегося в мир Иисуса Христа и был дан Новый Завет.

Жизнь, слова и дела Иисуса Христа описаны в тех библейских книгах, которые называются Евангелие. В переводе с греческого евангелие означает «добрая весть».

Евангелие и другие книги учеников Христа составляют «Священное Писание Нового Завета». 27 книг Нового Завета написаны первыми учениками Иисуса Христа - апостолами (буквальное значение слова апостол – посланник).

Библию христиане читают и в храме и дома. В Библии много притчей. По сюжету это вроде бы бытовые, житейские истории, но в каждой из них надо найти нравственный урок.

Для детей в более доступной форме написана Детская Библия.

Слово пред-ся настоятелю Никольского храма (протоиерею) отцу Александру

План НПК. Награждение победителей олимпиады по ОПК.

Базовым компонентом общественной жизни является духовно — нравственная культура общества. Духовно — нравственное воспитание является базовой основой новых Федеральных государственных стандартов образования. Духовно — нравственная культура — фундамент образования, база для самосовершенствования личности и социального взаимодействия, основанная на принципе единства свободы и ответственности. Приобщение к ценностям православной культуры позволяет решить одну из актуальных задач современной школы — становление гармонически развитого гражданина, добросовестного труженика, преданного семьянина и патриота Отечества.

Православие является неотъемлемой частью истории русского народа, духовно — нравственным ядром русской культуры и поэтому никакое полноценное познание русской культуры и приобщение к ней невозможно без получения знаний о Православии, истории и культуре Русской Православной Церкви. Даже люди, далекие от Церкви, но стремящиеся к тому, чтобы хорошо знать и понимать историю и культуру нашего Отечества, не могут не проявлять интерес к Православию, православной культуре, истории христианства, к тем вечным нравственным ценностям, которое оно хранит и которое является актуальным в современности. Наша Россия создана трудами и подвигами множества поколений православного русского народа и опора на Православие, отечественные традиции и культуру дает возможность для формирования правильных ориентиров процесса образования подрастающего поколения. Духовно – нравственное воспитание является одним из основных направлений в работе нашей школы.

В рамках проведения предметной Недели основ православной культуры с 14 по 18 января был подготовлен ряд мероприятий в нашей школе. Целью проведения предметной недели является повышение интереса к православной культуре. Современные школьники обязательно должны приобщаться к культуре, традиции, которой существуют в России уже более тысячи лет. Русский народ сохранил в памяти, в быту, в речи, в литературе, искусстве, музыке, в праздниках и буднях множество свидетельств приверженности православной вере.

По словам Ф.М. Достоевского, «Православие есть начало нравственности и совести нашей, а стало быть, общественной силы, науки, всего».

Проведение предметной Недели основ православной культуры в нашей школе стало доброй традицией, в этом году мы провели неделю ОПК второй раз. Идея проведения недели: интеграция духовно — нравственного содержания в различные сферы образовательного процесса в рамках программы духовно — нравственного воспитания школьников. Мы постарались провести мероприятия таким образом, чтобы охватить большую часть учащихся школы. Были запланированы мероприятия с учётом возрастных особенностей детей, формы проведения мероприятий различны, включают разные виды творческой деятельности школьников.

Ознаменовал начало проведения Недели конкурс – выставка рисунков «Красота Божьего мира». Любовь к родному краю, к родной культуре нашла отражение в этой творческой деятельности учащихся. Ведь правильно сказал М. Горький: «Смысл жизни в красоте». Работы ребят, выполненные в различных видах техники, были представлены на выставке. Внимание привлекли к себе работы Ивановой Алины 5А, Ершовой Татьяны 5А, Юдиной Варвары 5А, Филатовой Дарьи 4Б и Бублик Анастасии 4Б. Прекрасные изображения Спасителя, выполненные Павлом Прохоровым 4Б, стали украшением выставки. Увлечение учащихся и учителей художественной фотографией нашло отражение в фотовыставке «Между небом и землей». Для выставки были отобраны лучшие фотографии из паломнических поездок по святым местам учащихся и учителей.

Воспитание духовности, нравственного отношения к жизни, развитие художественного вкуса, комплексное приобщение ребёнка к миру искусства являются важнейшими задачами художественной педагогики. Изучение истории нашей Родины, нашего края тесно связано с православными традициями. Развлекательно – игровая программа «Васильев день» в рамках проведения Недели была направлена на раскрытие исторически сложившихся традиций народной жизни.

Святки зимние — период времени, приуроченный к зимнему солнцевороту, который открывал народный солнечный год. Святки длились двенадцать дней (по числу месяцев года), с Рождества Христова до Крещения Господня, и включали в себя Васильев день. Святки отмечались по всей России и считались молодежным праздником. Ярким и веселым, наполненным играми провела такой праздник для учащихся 6 класса Галина Федоровна Чернышова в доме народного творчества. Ребята приняли участие в играх, совершали различного рода обряды. Святки были насыщены различного рода обрядами, магическими действиями, гаданиями. С их помощью старались обеспечить благополучие на весь год, выяснить свою судьбу, обезопасить себя от нечистой силы.

Гадание - действия, направленные на получение знаний о будущем. В русской традиции гадания приурочивались к переломным датам народного календаря, в первую очередь - к святкам, связанным с днем зимнего солнцеворота и наступлением нового солнечного года. Желание узнать будущее именно в этот промежуток времени объяснялось тем, что новый год открывает новый этап в жизни людей, а первые его дни определяют судьбы людей. Ребята загадывали желание «Исполнится – не исполнится», отгадывали имя своего «суженого» или «суженой и просто веселились.

Но все же гадание считается греховным делом, после которого требуется очищение святой водой, исповедь и причащение.

Интересно прошел конкурс сочинений «Мой любимый праздник», в котором приняли участие учащиеся 3Б, 4Б, 5А классов. Самыми активными были ученики 3Б класса. В увлекательной форме ребятами рассказывали о праздниках, которые особо почитаются в их семьях. Победителями этого конкурса стали Вероника Андреева 3Б, Ершов Семен 4Б и Ершова Татьяна 5А.

Наша школа сотрудничает с Русской Православной церковью в лице настоятеля храма святителя Николая Чудотворца, и поэтому ребята с нетерпением ждали, когда же состоится встреча с отцом Димитрием. Ребята с интересом слушали рассказ об устройстве церкви, о празднике Рождества Христова и о предстоящем празднике Крещения. Заинтересовал всех детей образ иконы Божией Матери Иверская и икона преподобного Нила Столобенского. С каким благоговением ребята слушали отца Димитрия! Для многих из них это первое посещение храма. Отец Димитрий рассказал о нормах поведения в храме, этикете, уважению к православной культуре и ее святыням. Встреча прошла в приятной дружественной обстановке. Ребята поблагодарили батюшку и попросили его сфотографироваться с ним на память.

Нужно отметить, что и в современном обществе, и у нас в районе весьма неоднозначно отношение к предмету ОПК, воинствующий атеизм не вытравлен из сознания людей, но «время собирать камни» уже пришло, только хорошее знание своей религии имеет следствием создание обстановки терпимости в обществе. Эта цель сейчас как никогда актуальна.

Уроки милосердия — тема четвертого дня предметной недели ОПК.

«За все тебя, Господь, благодарю!» Так назывался урок, в котором приняли участие учащиеся 4А, 4Б, 5А, 6 и 9А классов.

С интересом ребята слушали притчи в исполнении православной певицы Светланы Копыловой. Восхищение и в тоже время слезы на глазах вызвал у всех рассказ о жизни Григория Журавлева.

Многие из вас уже слышали песню — притчу Светланы Копыловой о человеке, который от рождения «не имел ни рук, ни ног, он сам ни есть, ни пить не мог, он человека был кусок, таким его уж создал Бог…» Оказывается за этой притчей стоял реальный человек, жизнь которого и ее значение не опишешь в одной песне.

В 2013 году исполнится 155 лет со дня рождения замечательного иконописца Григория Журавлёва – безрукого и безногого художника из села Утевка, Самарской губернии.

Его имя стало широко известно в России и за границей после того, как в 1963 году в Югославии в Сербской Православной Церкви, обнаружили икону, на которой было написано по-русски: «Сия икона писана в Самарской губернии, Бузулукского уезда, Утевской волости того же села зубами крестьянина Григория Журавлёва, безруким и безногим, 1885 года, 2 июля».

Родился Григорий Журавлёв в большой крестьянской семье в селе Утевка, недалеко от Самары в 1858 году. Родители испытали шок, когда увидели, что младенец – калека. У него не было ручек и ножек. Мать плакала, отец ходил хмурый, соседи шушукались: «Богом обижен».

Время шло, а мальчик, несмотря на свое увечье, рос жизнерадостным и пытливым. «Бог призрел на раба Своего» – так говорили жители Утевки. Ребенок-калека вызывал не столько жалость, сколько удивление: ползая по двору, брал в зубы прутик и подолгу рисовал на песке людей, дома, животных. Да так ловко у него выходило – загляденье одно.

Оказалось, что Гриша не обижен Богом, а особо отмечен талантом.

Когда мальчик подрос, дед стал возить его в школу. Он учился писать, держа перо в зубах. И почерк у него был очень хорош. В дом Григория потянулись односельчане с просьбой написать письма родным. В учении ему помогал Бог, а в обыденной жизни – старший брат Афанасий.

Григорий стал самостоятельно изучать черчение, анатомию человека, живопись, иконографию. А позже стал писать иконы.

В 1885 году в Утевке началось строительство нового храма. Храм этот сохранился до наших дней.

Церковь в честь Святой Троицы строилась по чертежам и под руководством Григория Журавлева. Десятиметровый в диаметре купол храма художник расписывал сам. Он укладывался в специальную люльку и лежа работал. После двух-трех часов такой работы наступал спазм челюстных мышц так, что у Гриши не могли вынуть изо рта кисть. Ему удавалось раскрыть рот только после того, как на скулы накладывали мокрые горячие полотенца. И так день за днем, месяц за месяцем, год за годом. Только в 1892 году работа была закончена.

Это был подвиг…

Написанные им иконы ценили в народе, потому что от них исходили особые благодать и чистота, их считали нерукотворными: без помощи Божией не может так сработать человек без рук и без ног, держа кисточку в зубах.

В иконах Григория Журавлева тишина, мир и покой, они призывают к истинному покаянию, так необходимого нам…

Весь наш мир пронизан любовью Бога, и Бог любит и хранит каждого человека, живущего на земле. Давайте не забывать об этом, и будем благодарны за всё, за прекрасный мир, который окружает нас, и даже за жизненные трудности, ведь они заставляют нас работать над собой, а значит совершенствоваться и становиться лучше, светлее.

Учащиеся 10 класса приняли участие в уроке «Русский солдат Евгений Родионов». Это рассказ о рядовом армии России, защитнике Отечества и герое нашего времени, убитом в плену, во время чеченской войны.

Евгению обещали сохранить жизнь, если он примет ислам и выступит с оружием в руках против российских федеральных сил. Ему нужно было всего лишь символически снять с себя серебряный крестик, который он носил на шее с 11 лет и принять другую веру. Евгений отказался и предпочел смерть.

Прошло семнадцать лет со дня гибели рядового Евгения Родионова и его боевых друзей, а память жива. Написано 160 икон воину — мученику Евгению, в 26 храмах России появились его иконы.

На его могилу едут с Поволжья, Санкт — Петербурга, Чувашии, Украины, из-за рубежа.
Его любят солдаты, его помощи просят в Чечне, в тюрьмах и там, где трудно. О нем знают в Америке, Японии, Германии. В Сербии его называют святым Евгением Русским. Его чтят повсюду.

В последний день предметной недели ОПК учащиеся 6 класса приняли участие в большой программе, которую для нас подготовили работники краеведческого музея Захарова Елена Александровна и Исаева Светлана Васильевна.

«Церкви Маловишерского района» — беседа, которую провел с ребятами краевед Вячеслав Герасимов. Ребята много нового и интересного узнали о нашей церкви святителя Николая Чудотворца, о церкви Рождества Христова в Горнешно и церкви Успения в деревне Бор на станции Мстинский Мост.

Удивление, восхищение, восторг! Такие чувства мы испытали, когда побывали на выставке «Семейный арт – вернисаж» семьи Сорокиных. Живописные полотна Виктора Ивановича Сорокина притягивали к себе взор так же, как и его работы из бересты. Графика Вадима Сорокина на первый взгляд непонятная, но не менее интересная тоже заинтересовала нас. А его рассказ «Куаныш – Чарли» читали, что называется, со слезами на глазах. Неповторимые работы Галины Михайловны пестрели яркими веселыми красками. Еще когда Галина Михайловна работа в школе, она пыталась и нас, учителей, привлечь к рукоделию цветов из материала. Но видимо не всем дан этот дар – дар творить прекрасное! Галина Михайловна! Низкий Вам и Вашей семье поклон за то чистое и радостное, что Вы подарили всем нам!

Закончилась предметная неделя по ОПК награждением. Все участники недели получили благодарности, а участникиВсероссийской олимпиады по Основам православной культуры школьного тура получили сертификаты и дипломы.

Хочется поблагодарить за помощь в подготовке и проведении мероприятий Дмитриеву Екатерину и Степанову Алену 6 класс, Нику Богачеву 10 класс и Анну Васильеву 11 класс.

Спасибо за помощь Нятянен Галине Ивановне, Озериной Татьяне Олеговне, Лебедевой Татьяне Ивановне, Ивановой Екатерине Георгиевне и Андреевой Оксане Николаевне.

Ребята заинтересовались Православной культурой, жаль, что нет в среднем и старшем звене такого предмета.

Это подтверждает, что работа, которая ведётся в школе в рамках духовно-нравственного воспитания на основе православных традиций, не напрасна. А главный результат ещё впереди.

Правильно сказал Ф.М. Достоевский: «Тем и сильна великая нравственная мысль, тем — то и единит она людей в крепчайший союз, что измеряется она не немедленной пользой, а стремит их в будущее, к целям вековечным, к радости абсолютной».

Сценарий закрытия Недели Православной культуры - 2017

Ведущий: Добрый день! Вот и подошла к концу пятая Неделя Православной культуры, и пришло время подводить итоги.

Ведущий: Какой она была? Что нового мы узнали? Что осталось в наших душах?

Ведущий: Всегда ли мы поступаем по-совести, всегда ли мы соблюдаем Законы Божьи

Ведущий: стихотворение «Как часто мы друг друга обижаем...» читает Статная Анастасия ученица 8 кл

Как часто мы друг друга обижаем.
Да по душе проходим сапогом.
И раздражаясь, друга унижаем,
Забыли, что не вечно здесь живём.

Настанет день, душа вспорхнёт, как птица.
И устремится в святость, в небеса.
И лишь одна не станет вмиг жар-птицей,
Жестокая и грубая душа.

Есть люди, что живут легко, свободно,
Даруя радость и улыбку всем.
Другие же стремятся сделать больно,
И недовольны всем, буквально всем.

Опомнитесь, куда ж вы все идёте?
Торопитесь быстрее миг прожить,
Зачем же накопительством живёте,
Бесцельно жизнь вся ваша пролетит.

Настанет день, предстанем мы пред Богом.
И нищий здесь, там станет вдруг богат.
Богатства все держите у порога.
Ведь ни гроша нельзя туда забрать.

Ведущий:

Жизнь, достойная человека, - это жизнь, построенная на добре. Каждый день жизнь предоставляет нам шанс быть достойным, добрым человеком:

Ведущий:

Огради уста свои молчаньем,
Постарайся придержать язык,
Потому что явно иль случайно
Он на грех наталкивать привык.
Ведущий:

От него в семье бывают ссоры,
И теряешь мир среди друзей.
На работе возникают споры
От невоздержания людей.

Ведущий:
Бедно будешь жить или богато -
Господа за все благодари
И храни молчание как злато,
Меньше пустословь и говори.

Ведущий:

А когда промолвить хочешь слово,
Головой подумай, не спеши,
Если у тебя оно готово,
То скажи от сердца и души.

Ведущий:

Чтобы языком не выдать тайны
И секреты ближних сохранить,
Лучше прилепить его к гортани
И молитву Богу сотворить.
Ведущий:

Ведущий:

И Творец Всевышний не случайно
Слово для общенья людям дал.
Чтобы не грешить, храни молчанье,
От него ведь мало кто страдал.

Ведущий:

Обезоружить можно только добротой,

она как чудо, что дано нам свыше.

Она, как Ангел, шествует с тобой,

она стучится в твое сердце, слышишь?

Ведущий: стихотворение «Я думала, что это светлячок» читает ученица 8 кл Пономарева Елизавета

Я думала, что это светлячок,
А пригляделась, оказалось – Ангел!
Он опустился на моё плечо,
Закрыл глаза и без движенья замер.

И я боялась вздрогнуть и моргнуть,
И даже чуть замедлила дыханье,
Чтоб только не встревожить, не вспугнуть
Такое нереальное создание.

Прошло мгновенье – он открыл глаза,
Поправил златокудрое колечко,
И тихо на прощанье мне сказал:
«Я за тебя замолвлю там словечко».

И улетел в раскрытое окно.
И лишь сквозняк чуть слышно хлопнул дверью.
А мне всё это показалось сном,
Но от чего то, так хотелось верить…

Я всматривалась долго в темноту,
Сквозь облаков прерывистые нити,
И всё-таки увидела… звезду,
Он долетел, мой маленький Хранитель…

СЦЕНКА : «АНГЕЛ и ребёнок» (Ангел сидит на скамеечке, подходит ребёнок)

Ребёнок - Что это у тебя в руке?

Ангел - Счастье.
- Почему такое маленькое?
- Оно только мое. Зато, какое лучистое и красивое!

Ребёнок:

У нас задача так проста:

Дарить добро от сердца к сердцу

И в ваше сердце поскорей

Вы - доброте откройте дверцу!

Ведущий: Песня «О доброте» исполняет ученица 4 класса Муханова Ксения

Песня о добре (Муханова Ксения)

В этом мире огромном, в котором живем я и ты,
Не хватает тепла, не хватает людской Доброты.
Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,
Будем вместе учиться друг другу, как звезды, светить.

ПРИПЕВ: Весной зашумит вода,
Зимой запоют ветра.
Давайте, Друзья, всегда
Друг другу желать Добра!

Пусть не ставят нам в школе оценок за щедрость Души,
Ты однажды возьми и Добро просто так соверши,
И тогда на морозе щемяще запахнет весной,
И тогда на Земле станет больше улыбкой одной!

Ждут нас сотни дорог, но у каждого будет своя,
И до цели добраться, конечно, помогут Друзья.
Чтоб скорее исполнились давние наши мечты,
Пусть всегда будет главным уроком урок Доброты!

Ведущий: стихотворение «Душа» читает уч-ся 8 кл Макаров Иван

На распутье дорог заблудилась душа,
Потеряла надежду, смеясь и греша.
Изнывала, страдала, томилась душа;
На Голгофу пришла, утомлённо дыша.

У Креста от бессилья взмолилась душа:
«Заблудилась, устала, запуталась я!.
Содрогалась от боли, скорбела душа -
Где спасенье найти, кто утешит меня?»

У Святого Креста радость в душу пришла
Милость Божья простила и мир принесла.
Жадно к Слову Живому припала душа,
Возрождённой по жизни пошла не спеша.

Ведущий:

Богом нам дана душа–это маленький наш храм.
Загляни скорей туда: чисто ли сегодня там?

Может зависть завелась, притаилась ложь и лень,
Или что-нибудь ещё в нём живёт не первый день?
В храмике своей души ты порядок наведи!
Только с чистою душой ты по жизни, друг, иди!

Ведущий: Слово для подведения итогов предоставляется настоятелю Георгиевского храма села Малей протоирею о. Алексею Калинину.

(награждение участников)

Ведущий:

Добро добром вернётся

Из искры пламя будет

И эту нашу встречу

Ребята не забудут.

Ведущий: Мы благодарим всех кто принял участие в Неделе Православной культуры. И желаем всем, чтобы в наших душах поселился мир и добро. Чтобы каждый день приносил нам радость и удовлетворение.

Ведущий: Желаем всем новых творческих успехов. На этом наша линейка подошла к концу. Спасибо всем за внимание.

Неделя Православной культуры в Ратчинском филиале МБОУ СОШ с.Крутое Добровского районапроходила в соответствии с подготовленным планом и традиционно началась с линейки открытия. Ребята познакомились с мероприятиями, которые будут проходить врамках Недели. На линейке говорилио необходимости проведения Недели Православной культуры, о сотрудничестве с духовенством в деле воспитания подрастающего поколения, о вечных ценностях, добре и зле, о личном и общественном благе.

Библиотекарь Епифанцева Н.А. подготовила выставку книг по православной культуре, православным праздникам и познакомиларебят с их содержанием.Выставка действовала на протяжении всей Недели.

Такжеработалавыставка рисунков учащихся«Мой любимый православный праздник», где размещалисьтематические конкурсные работы.Важно отметить,что дети связывают праздники с семьей,семейными традициями - именно этой теме посвящено содержание многихрисунков.

В форме круглого стола прошел в первый день классный час в 9 классе по теме«Православный праздник. Крещение Господне».Ребята говорили окрещении Спасителя, крещении Руси, таинстве крещения человека, формируя многоплановый образ событий,связанных с такимпонятием в христианской истории как Крещение.

«Чем богаты, тем и рады»- так звучало мероприятие в 4классе, которое прошло во вторник. Стихи и игры, рассказы о традициях своей семьи помогали ребятам не только расширить знания о православных традициях русского народа, но и формировать ценности семейных отношений, интерес к истории своей семьи.

Ав6 классе прошлабеседапо теме «Крещение Господне». Вместе с классным руководителем Окуневым С.И. ребята узнали об истории и традициях праздника, развивали вокальные и артистические способности.

Середина Недели оказалась насыщенной. «Роль православных традиций в воспитании детей и укреплениисемьи» - так звучала тема встречи учителей филиала с настоятелемместного храма отцомОнисимомОсмановым. Именно традиции выступают фактором регуляции жизнедеятельности людей, это основа воспитания детей.Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. Дети воспитываются не только родителями как таковыми, а ещё и той семейной жизнью, которая складывается. Приобщить к семейным традициям можно на личном примере самих родителей.

В этот же день прошел открытый урок по Основам православной культуры в 4 классе по теме «Христианские праздники».Урок начался с колокольного праздничного звона, который ребята узнали и поняли, что речь на уроке пойдет о праздниках. На урокедети составляликалендарь православных праздников, отмечали особенности каждого из них.

В викторине «Знатоки традиций православных праздников» принимали участие учащиеся 4-8 классов. Учащихся разделилисьна две разновозрастныекоманды, где онипредставляливизитную карточку иотвечали на вопросы игры.Главная цель- это показать уровень знаний по православной культуре.

В конце уроков отец Онисимпришел к ребятам еще раз, вне основного плана, чтобы продолжитьразговор: «В чем суть христианства?». Надеемся, что авторитетное суждение отца Онисима убедило многих, что духовность, о которой мы много говорим, невозможна в отрыве от духовного корня, которым в России является Православие. Встреча прошла интересно и познавательно: ребята не только слушали священника, но и задавали вопросы, которые их интересуют.

В четверг, в форме конференции, прошел классный час в 8 классе по теме «Русь православная: праздники и обряды», на которой одним из выступающих был настоятель нашего храма отец Онисим. Ребята подготовили сообщения о двунадесятых православных праздниках и поделились своим материалом с одноклассниками.

В преддверииНеделиребята 5 и 7 классов получили задание подготовить проект «Престольные праздники нашего края». Его защита состоялась в рамках Недели. В ходе подготовительной работы и защиты проекта ребята познакомились не только с престольными праздниками и православными традициями, но и историей храмов нашего района, показали роль праздника в жизни человека.

В форме беседы с викториной и элементами игры проходил классный час «Светлый праздник – Рождество» среди учащихся 2, 3 классов. Ребята познакомились с событиями, связанными с праздником Рождества Христова.

Мероприятиеспособствовало интересу детей к изучению истории православной культуры, воспитывало уважительное отношение к православным традициям, отечественной культуре. Получился настоящий мини- праздник.

Вместе с героями сказоксамые маленькие ребята отправились в путешествиезнакомиться спонятиями:милосердие,доброта идобрые дела на своем классном часе «Дорогою добра».

В пятницусостоялось закрытиеНедели Православной культуры. Подводился итог работы всей Недели.Дети были награждены грамотами и небольшими сувенирами.Наш главный вывод: традиционные православные праздники радуют сердце и душу своей красотой, добрыми помыслами, единениемлюдей, зажигают в людях желание помогать ближнему, дарить ему радость и любовь. Изучая православные праздники, принимая в них участие, дети приобщаются кхристианской культуре.

Учитель ОПК Ратчинского филиала
МБОУ СОШ с.Крутое
Егорова О.А.

МОУ Карлинская СОШ имени И.С.Полбина

Конкурсно-познавательная программа

Работу выполнил учитель истории и обществознания

МОУ Карлинская СОШ им.И.С.Полбина

с.Карлинское

Майнский район

Ульяновская область

Патрикеева Ольга Алексеевна.

Цели:

Обучающая: познакомить учащихся с традициями духовной культуры христианского народа; расширить знания учащихся о православных традициях русского народа

Развивающая: повышать мотивацию к изучению культурных традиций; Расширить знания учащихся о православных праздниках, их названиях и происхождении; воспитание уважительного отношения к культурным традициям страны, с оздание условий для возрождения и изучения народной культуры расширить кругозор учащихся

Воспитательная : воспитывать у детей уважение к культурно-историческим традициям русского народа; формировать коммуникационную культуру общения учащихся. Формирование у ребенка понимания духовно-нравственных ценностей. приобщение учащихся к традициям православных праздников создать условия для художественно - эстетического и творческого развития личности ученика через знакомство с православными праздниками

Участники: учащиеся 1-7 классов МОУ

Формы и методы реализации:

совместная деятельность педагога и учащихся по подготовке внеклассного мероприятия: работа с литературой и c айтами интернет, разработка сценария;

Самостоятельная работа учащихся по подготовке;

Проведение мероприятия

Место проведения : Актовый зал школы

Оборудование : празднично оформленный стол: скатерть, пасхальные яйца, куличи, творожные пасхи; иллюстрации православных храмов; шаблоны для раскрашивания пасхального яйца, цветные карандаши; фонохрестоматия с колокольным звоном.

Подготовительная работа:

Ученики собирают материал о праздниках из книг, журналов, справочной литературы

Ученики находят стихи, поговорки, народные приметы, связанные с народными праздниками

Учитель подбирает необходимый иллюстративный материал к занятию

Оформление: - на сцене висят картинки,5 пустых ватмана, которые к концу мероприятия должны превратиться в импровизированный календарь

Рождество.

Крещение.

Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье

Пасха.

Троица. Пятидесятница.

На сцене стоит стол, на котором стоят графин с водой, кулич, лежат веточка вербы, веточка березы, новогодняя игрушка в виде звезды.

Карточки с названием праздников и числами и названием месяцев.

Карточки для работы жюри, шаблоны для раскрашивания пасхальных яиц, цветные карандаши; 5 стаканов,5 ложек и высокая тарелка с водой.

На стенах висят картины православных праздников.

Жюри подводят итоги после каждого конкурса.

Конкурсы

Баллы

1команда

2команда

3команда

4команда

5команда

Визитная карточка

1.Пазлы

2.Дата

3.Что мы знаем о празднике

Художественный

Картинки

Водяной

Конкурс стихов

Пасхальные яйца

Загадки.

От

кол-ва

ответов

Символы. Конкурс для зрителей

Ученик:

Строгий обычай

Яркому достоинству примеров

Вряд ли толкования нужны.

Как же без надежды и без веры,

Без любви родимой стороны?

Испытаний горькие уроки

Не стираю с памяти эпох.

Пережить тяжелые пороки

Помогал обычно предкам Бог.

В основном же был обычай строгий –

Брали всю нагрузку на себя.

Отчего терялись даже боги,

Наших предков искренне любя…

Вступительное слово учителя . В русской деревне все праздники включались в единую многоступенчатую последовательность. Они справлялись из года в год, из века в век в определенном порядке, установленном традицией. Различались русские праздники и по своему происхождению. К установленным православным вероучением относились Пасха с двунадесятыми, то есть двенадцатью праздниками в честь Иисуса Христа и Божьей Матери, и храмовые - местные праздники, отмечавшиеся в дни освящения храмов или в дни памяти о значительных событиях из жизни святых, в честь которых построены храмы.

Сегодня мы с вами будем говорить о некоторых праздниках и составим календарь. А о каких праздниках мы будем говорить, покажет 1 конкурс.

Конкурс. Визитная карточка

1.Собрать пазлы .

Каждая команда представляет по два игрока, которые должны собрать из разрозненных пазлов рисунок. На столе жюри лежат рисунки собранных пазлов, участники команд прикрепляют свои рисунки на пустые ватманы.

2.Дата

Ребята среди карточек с датами и месяцами должны найти и прикрепить к ватману соответствующие даты.

3.Что мы знаем о празднике.

Участники команд должны рассказать все, что знают о празднике.

Конкурс. Художественный.

1.Картинки

Участники конкурса продолжают заполнять календарь на ватманах. На стенах актового зала висят картинки праздников. Участники должны перенести эти изображения на «календарь». Оценивается правильность выбора и скорость выполнения задания

Ведущий.

Рождество - великий день всего христианского мира - издавна сопровождалось красочными народными обычаями. Во многих странах, как и в России, его считали одним из главных семейных праздников. Рождество Христово слилось с древним славянским обрядом - Святками. Святочные обряды со временем превратились в рождественские современной России Рождество стало официальным праздником в 1991 году, когда 7 января стало нерабочим днём. После Великого Рождества начинаются святки – две недели до Крещения. В эти дни ряженые с колядками ходили из дома в дом или останавливались под окнами и славили родившегося Христа, а также желали всем добра и благоденствия.

Сегодня мы не будем колядовать, но проведем конкурс стихов.

Конкурс стихов.

Капитаны выбирают листок со стихом. Команда выбирает, кто будет читать. Второе задание этого конкурса: лист со стихом нужно прикрепить к ватману с праздником, которому посвящен.

Пока команды готовятся, ведущий проводит викторину со зрителями. За правильный ответ ученики получают призы карманными православными календарями.

Вопросы для викторины :

1.На какой месяц приходятся три православных Спаса?

(На август: Медовый, Яблочный, Ореховый.)

2.28 августа отмечается праздник Успения Пресвятой богородицы. Кончина Пречистой Девы Марии была тихой и светлой, что церковь назвала ее успением. Что означает это слово? (сон).

3.19 августа праздник Преображение Господне. В этот день в храме освящают созревшие фрукты. Какие фрукты освещают? (яблоки).

4.В этот день всякая работа считается величайшим грехом. Народ говорит, что в этот день «и птица гнезда не вьёт, и девушка косу не плетёт». Что же это за праздничный день? (Благовещение.7 апреля)

5.После какого православного праздника было принято играть свадьбы? (Покров Пресвятой Богородицы -14 октября).

6.Какой праздник проходит на сороковой день после Пасхи.(Вознесение Господне)

Стихи

Рождество.

В этот светлый праздник -

Праздник Рождества

Мы друг другу скажем

Теплые слова.

Тихо снег ложится:

За окном зима,

Чудо здесь свершится

И зажжет сердца.

Пусть улыбки ваши

В этот дивный день

Будут счастьем нашим

И подарком всем.

Льются звуки жизни,

Счастья и добра,

Озаряя мысли

Светом Рождества.

Крещение.

Есть важный праздник христианского народа,

И семьи подадут в канун его кутью на стол.

Когда Иисус Христос крещенье принял в Иордана водах,

Святой Дух в виде голубя к нему сошел.

С тех пор великий день Христа Крещение!

Вода простая станет в этот день святой.

Больным она приносит исцеление,

А в дом любой – порядок и покой.

Вербное воскресенье.

А. Блок

Мальчики да девочки

Свечечки да вербочки

Понесли домой.

Огонечки теплятся,

Прохожие крестятся,

И пахнет весной.

Ветерок удаленький,

Дождик, дождик маленький,

Не задуй огня!

В воскресенье Вербное

Завтра встану первая

Для светлого дня.

Пасха.

Светлое Христово Воскресение.

Колокольный звон летит с небес,

И во славу Бога песнопения,

Ликование - "Христос воскрес!"

В праздник Вам дарю яйцо пасхальное.

Поздравляю, что Христос воскрес!

Наш разлад - явление случайное,

В Светлый праздник след его исчез.

Нет в душе обидного томления,

И любовь воскресла, как Христос.

Наше неизбежно примирение!

Вновь надежду нам Христос принес.

Троица.

По широким зеленым полям,

Словно вод весенних разливы,

Распеваясь, со звоном, летят

Колокольные переливы.

Как красавицы сонных грез,

Что молочно наутро меркли,

В кружевных зеленях берез

Чистым светом белеют церкви.

Выстлан травами весь амвон,

Дух весенний нигде не скроется.

Наступает со всех сторон

Праздник чистый, святой день Троицы.

В упоеньи церковный хор

Распевается чуть нестройно.

Все добрей колокольный звон,

И на сердце с молитвой спокойно.

Ведущий.

Крещение Господне - христианский праздник, отмечаемый в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Накануне или в день Праздника Крещения Господня многие верующие отправляются к водоемам или заранее вырубленным при храмах прорубям. Священник совершает чин освещения воды: произносит молитвы и троекратно погружает крест в воду. Все желающие могут троекратно погрузится в воду с молитвой: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа», и этим действием освящаются душа и тело человека. Конкурс. Водяной

Сейчас команды тоже будут иметь дело с водой. В конкурсе принимает участие вся команда.

На одном конце зала стоят 5 стаканов, с другой стороны тарелка с водой. Ребята должны по очереди носить ложкой воду из тарелки в стаканы. Конкурс продолжается пока звучит музыка. Выигрывает команда, которая перенесла больше воды.

Ведущий.

Вербное воскресенье или Вход Господень в Иерусалим – двунадесятый праздник церковного календаря. У Вербного воскресенья нет фиксированной даты – оно отмечается за неделю до Светлой Пасхи. Согласно Библейскому сюжету в этот день Иисус въехал в ворота Иерусалима на осле. Его торжественно встречали горожане и бросали под ноги пальмовые ветви – символ мира, спокойствия.. Наверно, поэтому праздник этот очень чистый, светлый и радостный.

На какое бы число не приходилось Вербное воскресенье, это всегда весенний праздник. Первое дерево, которое распускается весной – верба. Поэтому на Руси пальмовую ветвь заменили веточками вербы. В этот день можно увидеть людей, которые несут в руках веточки вербы, освещают их в церкви, украшают ими свой дом, дарят их друг другу и обязательно хранят весь год возле иконы. В народе существовал обычай легонько ударять веточками своих родных и близких. Считалось, что это убережет от болезни, сглаза.

Вербное воскресенье означает признание существования Иисуса Христа, победу веры. Вход Иисуса Христа в Иерусалим – это символ входа человека в рай Праздник предвосхищает Пасху, хотя верующим еще предстоит самая строгая неделя Великого Поста.

Ведущий.

Па́сха в христианстве также Воскресе́ние Христо́во- древнейший христианский праздник; главный праздник богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа. Главный подарок этого праздника- пасхальные яйца. Христиане расписывают яйца, красят их в разные цвета, а затем дарят родным и друзьям.

Сейчас у нас тоже откроется мастерская по росписи пасхальных яиц. Команды получают шаблоны для раскрашивания пасхальных яиц.

Желающие из зрителей тоже могут принять участие в раскраске шаблонов Конкурс. Пасхальные яйца

. Ведущий

Христианский праздник Троица является одним из православных двунадесятых праздников, который отмечается на 50 день после Пасхи, в воскресенье. Церкви западной традиции отмечают в этот день сошествие на апостолов Святого Духа, Пятидесятницу, а саму Троицу – в следующее за ней воскресение. В наши дни Троицу особенно празднуют в сельской местности. Утром в храмах совершаются праздничные богослужения, а вечером можно посетить концерты, народные гуляния,

Мы по улице гуляем,

Хороводы выбираем.

Где веселый народ-

Тут наш будет хоровод.

Конкурс. Загадки.

Участники становятся по кругу. Пока звучит музыка ребята передают из рук в руки веточку березы. По окончании музыки, у кого остается веточка, должен отгадать загадку. Если загадка не разгадана, участник выбывает из конкурса.

На лугу и в поле мы его встречаем,

Лепесточки белые мы на нем считаем.

Сердцевинка желтая у цветка того,

Будто крошка – солнышко забралось в него. (Ромашка ).

Колосится в поле рожь, там во ржи цветок найдешь,

Хоть не красный он, а синий, все ж на звездочку похож. (Василек )

Четыре ярко – красных блестящих лепестка,

И зернышки в коробочке у этого цветка.

За зернышками этими ты бегал в огород,

На грядке в огороде такой цветок растет. (Мак) .

То фиолетовый, то голубой. Он на опушке встречался с тобой.

Звонким названием он наделен, посмотришь – подходит название это,

Но никогда нам не слышался звон из голубого лесного букета. (Колокольчик) .

Есть один такой цветок, не вплетешь его в венок,

На него подуй слегка, был цветок – и нет цветка.(Одуванчик) .

Эти насекомые детям всем знакомые.

Ни зверь, ни птица, а нос, как спица.

Летит – пищит, сядет – молчит. (Комар ).

Погляди на молодцов – веселы и бойки.

Волокут со всех концов материал для стройки.

Без работы, хоть убей, жить не может … (муравей) .

Что за чудо, что за диво –

На цветке цветок сидит.

Хочешь посмотреть поближе –

Как он тут же улетит.(Бабочка ).

Стройная девица очень,

Только жалит, между прочим.

Но и в России, и в Италии

Дамы завидуют её тонкой талии. (Оса) .

Очень легкий, как былинка,

Сам зеленый, как травинка,

На лугах, в лесах, у речек в травах прячется…(кузнечик ).

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал

А проснувшись, стал реветь.

Этот зверь лесной (Медведь)

Много бед таят леса,

Волк, медведь там и лиса.

Там зверек живет в тревоге,

От беды уносит ноги

Ну-ка, быстро отгадай-ка,

Как зверек зовется? (Зайка )

В новой стене, в круглом окне

Днём стекло разбито, а ночью вставлено (Прорубь )

На весь мир хватает

И во все щели пролезает. (Свет ).

Доброе, хорошее, на всех глядит,

А людям на себя глядеть не велит (Солнце )

Прозрачен, как стекло, да не вставишь в окно (Лёд )

Солнце выглянет – заплачет,

Солнца нет- слезинки спрячет (Сосулька )

Заря-заряница, красная девица,

Травку выпускает, росу расстилает.

Едет стороной с сохой, бороной,

С ключевой водой. (Весна ).

На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков...(Горох )

Синий мундир, белая подкладка,

В середине - сладко.(Слива )

Наши поросятки выросли на грядке,

К солнышку бочком, хвостики крючком.

Эти поросятки играют с нами в прятки.(Огурцы )

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь - очень гладкая,

На вкус - как сахар сладкая.(Морковь )

На припеке у пеньков много тонких стебельков,

Каждый тонкий стебелек держит алый огонек,

Разгребаем стебельки-собираем огоньки.(Земляника )

Мала, как мышь,

Красна, как кровь,

Вкусна, как мед.( Вишня )

Что без боли и без печали доводит до слез? (Лук )

Вверху зелено, внизу красно,

В землю вросло.( Свекла )

Красненькая Матрешка

Беленькое сердечко.(Малина )

Круглое, румяное с дерева достану я,

На тарелку положу, «Кушай, мамочка»,- скажу.(Яблоко)

Жюри подводит итоги конкурса.

Ведущий приглашает на сцену 5 зрителей, которые берут по одному предмету со стола и становятся возле листа «календаря» ,которому соответствует символ. ( графин с водой, кулич, лежат веточка вербы, веточка березы, новогодняя игрушка в виде звезды)

Награждение победителей.

Новое на сайте

>

Самое популярное