Домой Хиромантия Соответствие законам логики пример критерии истины. Абсолютная и относительная истина. Отличие относительной истины от абсолютной

Соответствие законам логики пример критерии истины. Абсолютная и относительная истина. Отличие относительной истины от абсолютной

Посредством органов чувств, мышления, а также с помощью интуиции и эмоций человек в ходе познавательного процесса получает знания о предметах и отношениях. Но эти знания могут оказаться как истинными, так и ложными.

Истина - это соответствие полученного знания действительности, такое отражение объекта познающим субъектом, при котором познавательный объект воспроизводится так, как существует сам по себе, вне сознания. Или иначе: истина - это соответствие представлений или утверждений реальному положению дел. Понятие «истина» является сложным и многосторонним.

Поскольку человек не всегда может познать истину в полном объеме (например, отражающую квантово-механические или социально-исторические процессы) и знания его ограничены данным конкретным моментом, то такую истину называют относительной. Относительная истина - это ограниченное верное знание о чем-либо. Со временем относительная истина может стать частным случаем общего правила или вовсе оказаться заблуждением. Из относительных истин складывается абсолютная истина. Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее знание о сложном объекте. Содержание истины постоянно расширяется, уточняется, таким образом, процесс познания бесконечен.

Не всякая истина является абсолютной и окончательной. Таких истин вообще не так уж много. Существенно больше истин относительных.

Как же отличить истину от заблуждения, от ошибочных выводов, какие нередко имеют место в процессе познания?

Существует точка зрения, что знание лишь тогда истинно, когда оно непротиворечиво, логически стройно, т. е. согласовано с имеющейся системой взглядов.

Другим критерием истины является признание истинным того, что полезно для человека.

Эти точки зрения характеризуют свойства, которые хотелось бы обнаружить в истинном знании. Однако критики изложенных взглядов отмечают, что не всякая логически стройная теория является истинной и, напротив, знание, не приносящее непосредственной пользы, на поверку может оказаться истинным.

Более надежным критерием истины считается практика. Если, например, атомная электростанция, созданная на основе определенной физической теории, дает электроэнергию, значит, данная теория истинна. Но эта точка зрения подвергается критике: практика не охватывает весь реальный мир, к тому же практическое подтверждение какой-либо теории может произойти не сразу, а через многие годы, однако это не значит, что данная теория не является истиной. Поэтому в философии выдвигается идея взаимодополняемости: ведущий критерий истины - практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.

Утверждения, не соответствующие действительности, являются либо заблуждением, либо ложью. Если заблуждение - это содержание знания, не соответствующее реальности, но ошибочно принимаемое за истинное, то ложь - это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. С точки зрения нравственности заблуждение - добросовестная неправда, а обман - недобросовестная.

Истинностное проявляется специфично в каждой области знания. В историческом исследовании оно будет иным, чем, к примеру, в химии или литературоведении. В математических науках обоснование положений всегда завершается теоретическим доказательством: критерием истинности этих положений непосредственно выступает теория. Специфична истина и при судебном расследовании, где зачастую приходится с трудом пробираться к ней, исследуя множество гипотез, фактов, данных, полученных экспертами, свидетельские показания.

Категорию «истина», наряду с понятиями «добро» и «красота», можно отнести к основным ценностям общества. Истинным можно считать знание, которое точно выражает сущность и свойства рассматриваемого предмета.

Понятие истины

Истина — это знание, которое соответствует предмету познания.

В этом выражается важнейшее свойство истинного знания - его объективность, независимость от сознания человека, его пристрастий и интересов. Однако здесь возникает проблема – каковы показатели, которые позволяют нам делать вывод об истинности полученного знания. Особенно строго к отбору и проверке критериев, способов обоснования истины относится наука. Различные трактовки понятия «истина»:

  • Соответствие знаний действительности.
  • То, что подтверждено опытом.
  • Некое соглашение, конвенция.
  • Свойство самосогласованности знаний.
  • Полезность полученного знания для практики.

Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины. В истории философии, особенно в период Нового времени, выделились два направления, представители которых по-разному определяли роль чувств и разума в познании.

Критерии истины

Эмпирики считали, что источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт. Ограниченность эмпиризма сегодня достаточно очевидна. Во-первых, как уже отмечалось, на уровнях восприятия и представления для получения целостной картины мира наше сознание использует элементы обобщенных знаний, кроме того, наш чувственный опыт может давать искаженное представление о действительности. Во-вторых, многие теоретические постулаты, лежащие в основе научного знания, нельзя обосновать опытным путем.

Кроме того, сам опыт не есть нечто изначальное, мы «видим» действительность под определенным углом зрения, концентрируем внимание на отдельных объектах, по тем или иным значимым для нас причинам, - словом, чувственный опыт есть результат понимания, интерпретации. Для представителей другого направления - рационалистов - критерием истины выступал разум. За образец истинного знания принималась математика. Многие исследователи критиковали рационализм за необоснованные, на их взгляд, претензии на исключительную роль разума в деятельности человека и развитии общества.

Некоторые ученые предложили считать, что в определении того, что принято считать истинным научным знанием, лежит соглашение между исследователями - «конвенции». В попытках снять односторонность указанных подходов родился еще один взгляд на главный критерий истины. Возьмем элементарный пример. Допустим, что человек видит темное пятно на белом фоне. Однако существует ли оно реально? Да, сразу скажут некоторые, при условии, что его видят другие люди. Но, может быть, дело в том, что у всех людей одинаковый психофизиологический механизм восприятия?

Практика как универсальный критерий истины

Как выйти за рамки чувственного опыта? Это возможно разными путями. Во-первых, поставить эксперимент, используя специальные приборы. Во-вторых, осуществить практическое взаимодействие наблюдаемого явления с каким-либо другим. В зависимости от того, получили ли мы ожидаемый эффект, можно судить об истинности первоначального суждения. Оба эти пути укладываются в понятие «практика », которая и рассматривается как критерий истины. При этом данное понятие трактуется широко: в него включаются и материальное производство, и накопленный опыт, и научный эксперимент.

Вряд ли можно оспаривать значительную роль практики в познавательной деятельности людей. Практические нужды вызвали к жизни многие отрасли научного знания. Из курса истории вы знаете, как потребности земледелия и мореплавания стимулировали развитие астрономии, геометрии. Производство создает приборы и аппараты для научного исследования, существенно расширяющие познавательные возможности человека. С точки зрения этого подхода знания о предметах и явлениях могут считаться правильными, если с их помощью мы можем сделать те или иные реальные вещи, осуществить целесообразные преобразования. Вместе с тем многие философы считают, что признание практики в качестве критерия истины не является окончательным решением проблемы. Во-первых, практика не может рассматриваться как универсальный критерий истины. Во-вторых, если рассматривать практический успех как показатель правильности выдвигаемых теорий, значит, придется отказаться от принципа развития знания: если практическую задачу удалось решить, значит, полнота знания о предмете достигнута, получена полная истина. Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна: связана с определённым местом, временем, обстоятельствами. Возможные критерии истины

  • Соответствие законам логики.
  • Соответствие ранее открытым законам той или иной науки.
  • Соответствие фундаментальным законам.
  • Простота, экономичность формы.
  • Парадоксальность идеи.
  • Практика.

Абсолютная истина

Абсолютная истина - это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание. Абсолютная истина полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. Можно ли считать им, например, утверждение, что сумма внутренних углов треугольника всегда равна 180°? Да, для евклидовой геометрии это бесспорное утверждение. Однако в других геометрических системах оно ошибочно. Кроме того, претензия на абсолютное знание противоречит установке на критичность - необходимую черту научного познания. Ведь знание предполагает активную работу мысли, а думать - значит сомневаться.

Относительная истина

Большинство философов рассматривают абсолютную истину как образец (идеал) или предел, к которому стремится наше знание. На пути к этой цели мы получаем относительные истины , т. е. неполное, ограниченное знание. Относительность наших знаний обусловлена рядом причин. Прежде всего сам мир бесконечно изменчив. Ограниченны, как уже отмечалось, и познавательные возможности человека. Кроме того, возможности познания зависят от реальных исторических условий своего времени и определяются уровнем развития духовной культуры, материального производства, имеющимися средствами наблюдения и эксперимента. В итоге на каждом этапе познавательной деятельности мы получаем знания неполные, незавершенные, невечные. Но по мере накопления знания одни относительные истины сменяются другими, более полными и глубокими. Некоторые философы сравнивают путь познания с лестницей, где каждая вновь открытая истина - ступень к следующей.

Если мы обладаем мощным и эффективным инструментом познания - мозгом, знаем, что такое истина, стремимся к истинным знаниям, то почему так велико количество заблуждений человечества в целом и каждого из нас в отдельности? (Здесь мы отбрасываем случаи заведомой лжи, сознательной подтасовки фактов.) Современная психология выявила некоторые механизмы восприятия и мышления, которые могут приводить нас к ложным выводам. В частности, хорошо известно, насколько мы привержены общепринятым мнениям, даже если они расходятся с достоверными фактами и научно обоснованными выводами. Некоторые из этих мнений складываются стихийно, другие навязываются пропагандой или рекламой. К примеру, долгое время многие были убеждены, что упитанность, «полнотелость» - признак здоровья. Такой взгляд сохранялся вопреки заверениям медиков в обратном. Складываются и веками держатся социальные мифы, например убеждение, что всякая власть от Бога. Людям также свойственно устанавливать связь там, где ее нет на самом деле. Но главное, что препятствует установлению истины, - это, говоря языком науки, отсутствие полной и точной информации об интересующем нас предмете, а также необходимых средств для ее обработки. Конечно, вряд ли можно располагать исчерпывающими сведениями, особенно о сложном объекте познания. Именно поэтому мы говорим, что наше знание образуют относительные истины. Но и то, что уже достоверно известно, далеко не всегда учитывается каждым из нас: что-то кажется несущественным, что-то мы отбрасываем как противоречащее сложившимся взглядам. Поскольку наша способность осмысливать информацию небезгранична, мы просто отбрасываем многие сведения, упрощаем сложное, часто принимаем решение, основанное не на анализе ситуации, а на использовании привычной схемы - стереотипа . В результате наши выводы нередко поверхностны, а порой ошибочны. Добывать объективные, истинные знания о мире и человеке призвана в первую очередь наука.

Практика - целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определённом социокультурном контексте. Формы практики: материально-производственная (материальное производство (труд), преобразование природы); общественно-политическая: социальное действие (реформа, революция, война и т. п.) и научно-экспериментальная.

Характерные черты практики:

  • Источник познания: практическими потребностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.
  • Основа познания: человек не просто наблюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его → происходит наиболее глубокое познание тех свойств и связей материального мира, которые были бы просто недоступны человеческому познанию, если бы оно ограничивалось только простым созерцанием, пассивным наблюдением. Практика вооружает познание инструментами, приборами, оборудованием.
  • Цель познания: человек для того и познаёт окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности.
  • Критерий истины: пока какое-то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением).

1. Понятие истины. Итак, результаты нашего познания (знания) могут различаться. Как же тогда определить, кто прав, а кто заблуждается? Соотношение между нашими знаниями и реальностью характеризуется понятием истина.

Истина есть адекватное (верное, правильное) отражение дей­ствительности в сознании человека.

Противоположностью истине являются заблуждение и ложь. За­блуждение – содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное, то есть неосознанное искажение дей­ствительности. «Чтобы один человек открыл плодотворную истину, надо, чтобы сто человек испепелили свою жизнь в неудачных поис­ках и печальных ошибках» (Писарев). В отличие от заблуждения ложь – это сознательное искажение истины. Русская философия вме­сто категории «истина» использует понятие «правды» – сознательно­го утверждения истины, борьбы за нее.

Не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения истины или заблуждения. Например, произведения искусства. С точки зрения фи­лософии, ее основные категории принципиально различны.

Истина едина, но для удобства ее изучения в ней выделяют различ­ные аспекты – свойства, виды, критерии.

2. Свойства истины. Любая истина объективна и конкретна.

А. Объективность истины обозначает то, что она существует в действительности, независимо от сознания людей, от познающего субъекта. Знание о движении Земли вокруг Солнца содержательно определяется объектом познания (взаимодействием Земли и Солнца), а не субъектом (человеком).

Б. Конкретность - свойство истины, основанное на учете кон­кретных условий существования того или иного явления, зависи­мость истины от условий места и времени и т. д. Например, истин­ность или ложность тех или иных предложений не смогут быть уста­новлены, если не оговорены условия, в соответствии с которыми они сформулированы. Предложение “Сумма внутренних углов треуголь­ника равна 2d” истинно лишь для евклидовой геометрии и ложно, в геометрии Лобачевского.



В. Истинное знание разными людьми может быть по-разному вы­ражено – формулы, определения, законы и т.д. В этом состоит субъ­ективность истины. Но субъективна она только по форме выражения, а не по сути.

3. Виды истины. Выделяют относительную и абсолютную истину.

А. Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее, точное, окончательное знание об объекте исследования. Абсолютная истина вечна, в ней воплощается бесконечность нашего познания мира, пре­дел, к которому стремится наше знание. Она существует, скорее, как цель познания, а не как реально достигаемый результат.

Б. Относительная истина. Ступенями на пути к абсолютной исти­не являются истины относительные. Относительная истина – это полное и точное знание об объекте исследования, но только на дан­ном уровне развития науки. Относительная истина зависит от реаль­ных исторических условий, в частности от точности или совершен­ства средств наблюдения или измерения, и эксперимента.

В. Связь абсолютной и относительной истин. Их невозможно отделить одну от другой. Абсолютная истина включает в себя веду­щие к ней относительные, а каждая относительная истина является как бы частичкой истины абсолютной. Абсолютная и относительная истины – истины объективные. Разница между ними лишь в степени точности и полноты отражения действительности.

4. Критерии истины. Итак, истина – это знание соответствующее реальности. Но как узнать, соответствует ли знание реальности, как это можно проверить? С помощью критериев – показателей, призна­ков, мерил.

Основным критерием истины в познании выступает практика (дея­тельность, опыт или эксперимент).

Для точных наук важнейшим является такой критерий истины как согласованность или формально-логическая непротиворечивость зна­ния, стройное логически выстроенное доказательство , например, теоремы.

Подтверждает истинность соответствие ранее открытым законам науки.

Дополнительными критериями истины могут быть простота, гар­моничность, практическая полезность, нравственность и др.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ

Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

Что такое культура?

А. Определения культуры Культура – одно из самых многозначных понятий. Культуру изучает наука – культурология, в которой насчи­тывается около 400 определений культуры Слово «культура» проис­ходит от лат. cultura – возделывание почвы. В широком смысле, под культурой понимается все, что создано человеком в материальном, духовном и социальном мире, то есть все надприродное – «вторая природа». Культура – совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека, а также результат этой деятельности, включая преобразование человеком самого себя. Но настоящая К. должна способствовать духовному совершенствованию человека, этим она отличается от антикультуры (концентрационные лагеря, орудия пыток). В узком смысле и в обыден­ной жизни мы привыкли использовать понятие К в значении процес­са активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности .

Б. Функции культуры Культура выполняет в обществе множество функций:адаптивную, регулятивную, социализации, аксеологиче­скую(ценностную), информационную, знаковую, познавательную, коммуникативную, интегративную, релаксационную (рекреацион­ную), гуманистическую, творческую. Однако К. не просто служит чему-то, она обладает самоценностью – является единственно воз­можным способом существования человека. В целом роль культуры в том, что она сохраняет и передает различную информацию. Такая трансляция опыта осуществляется в ходе двух параллельных процес­сов – преемственности и новаторства.

В. Сферы существования культуры . Выделяют две такие сферы – материальную (осязаемую, удовлетворяющую физические потребно­сти – дом, мебель, одежда…) и духовную (содержащуюся в созна­нии, удовлетворяющую идеальные потребности – литература, искус­ство, наука…). В каждом объекте жизни есть элемент как материаль­ного, так и духовного. Духовная культура находит свое выражение в материальных объектах (книга, картина….). Отнести объект к мате­риальной или духовной К. можно на основе потребностей, которые он удовлетворяет. Структура К: потреб­ности (материальные или духовные) → производство (…..) → блага (…..).

Структура духовной жизни общества
духовные потреб­ности духовная деятельность (духовное производство) духовные блага (ценности)
представляют со­бой объективную ну­жду людей и обще­ства в целом созда­вать и осваивать ду­ховные ценности производство сознания в особой общественной фор­ме, осуществляемое специа­лизированными группами людей, профес­сионально занятыми ква­лифицированным умствен­ным трудом · идеи, теории, об­разы и духовные ценности; · духовные обще­ственные связи инди­видов; · сам человек как существо духовное

Духовная культура, существующая исключительно в сознании лю­дей - знания, вера, чувства, стремления, мысли, интересы, способно­сти – называется духовным миром человека. Духовная жизнь лично­сти проявляется в обществе как духовная сфера общественной жиз­ни. Ее основные элементы – право, мораль, философия, наука, искус­ство, религия.

Формы и виды культуры

А. Способы классификации культуры:

· по связи с религией разделяют светскую и религиозные культу­ры;

· по этническому признаку – мировую и национальные;

· по цивилизационному признаку – культуру Запада и культуру Вос­тока;

· по территориальному – сельскую и городскую;

· по уровню исполнения и аудитории – элитарную, народную и массовую;

· по распространению – доминирующую и субкультуры,

· по социально-классовому признаку – крестьянскую, дворян­скую, пролетарскую, буржуазную, ….

· по историческому признаку – первобытную, средневековую, современную

· по виду деятельности – художественную, политическую, эко­логическую….

Б. Формы культуры

Народная (= фольклор – от англ. folk-lore – народное творчество):первая, анонимная, простая, традиционная, образная, национальная, распространена бытовая и эпическая тематика. Примеры: былины, сказки, предания, частушки, пословицы, песни, танцы, эпос и т.д.)

Элитарная (от фр. elit – лучшее, отборное, избранное) для высшей части общества («высокая»), авторский характер, эксперименталь­ный, самовыражение, для интеллигенции и специалистов, сложная по содержанию, насыщена символами, предмет споров, меняется вместе со стилем. Примеры: музыка Стравинского, живопись С. Дали или фильмы Ф. Феллини.

Массовая (от мassa – от лат. ком, кусок) Появляется в начале ХХ в расцветает. Причины: демографический взрыв, урбанизации, конвейер, СМИ. Масса – средний человек. Примитивна по содержанию, удовлетворяет сию­минутные запросы быстро забывается, делается на продажу, является товаром. Китч (от нем. кitsch – дешевка).

Одни виды искусства могут принадлежать разным видам культу­ры. Например, народная, популярная и классическая музыка. Но есть жанры, только массовые – например, цирк, детективы, комиксы, телесериалы, мультфильмы.

В) Виды культуры:

Доминирующая характерная длябольшинства членов данного со­общества, господствующая. Общество делиться на множество нацио­нальных. профессиональных, возрастных групп – у каждой из них формируется собственная К – субкультура (от лат. sub – под).

Субкультура – это культура больших социальных групп, которая имеет существенные отличия от доминирующей, но не противостоит ей (женская, профессиональная…) Например, молодежная суб­культура – досуг, учеба, переход, виртуальная реальность. Делится на множество субкультур: по музыке (панки, металлисты, рокеры, рейверы….); по увлечениям (отаку, ролевики, геймеры…); по обще­ственным убеждениям (антифа, яппи, хиппи..), по хобби (байкеры, хакеры, райтеры….)

Контркультура – противостоит общепринятым ценностям и нор­мам (уголовная, террористическая). КК находятся в процессе взаим­ного влияния и развития (хиппи из контркультуры стали субкульту­рой, в сотовом телефоне звонит классическая музыка….). Взаимо­влияние разных видов культур друг на друга называют диалогом культур . Одним из ее примеров является вестернизация – рас­пространение в мире влияния западной культуры.

Наука. Основные особенности научного мышления. Есте­ственные и социально-гуманитарные науки

1. Что такое наука? Наука – форма духовной деятельности лю­дей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения исти­ны и открытия объективных законов. Термин «НАУКА» использует­ся в трех значениях

2. Наука как социальный институт – этоособая система обще­ственных организаций, учреждений, вырабаты­вающих, хранящих, рас­пространяющих и вне­дряющих знания (НИИ, вузы, академические институты, Академия наук РФ и др.)

А. Институционализация (этапы развития): зародилась в древнем мире (математика, медицина, астрономия, химия); XVI век – станов­ление, обретение современного смысла, использование строго науч­ных методов; XIX век – специализация, XX век – превращение в основную производительную силу общества. Развивается революци­онно (Ньютон – в основе всего лежат законы, которые человеческий разум может познать; Эйнштейн – всё относительно). Конец 1970х – НТР (компьютер). Две противоречивые тенденции развития науки – специализация (300 направлений в медицине) и интеграция (геофизи­ка)

Б. Главный признак любого социального института – роль в обще­стве .

Особо выделяют социальную функцию науки, которая состоит в преобразовании социальной жизни на основе внедрения достижений науки в общественную жизнь (появление новых лекарств).

По основным целям науки делятся на фундаментальные=теорети­ческие (история педагогики; теория социологии) и прикладные =практические (методика обучения обществознанию, методика социологического исследования).

3. Наука как особый способ познания мира – это система научных исследований, опытно-конструк­торские изыскания

А. Существенно отличается от других видов познания (мифологи­ческого, обыденного, художественного). Основные особенности:

1) объективность – стремление к получению объективного знания, к истине

2) сущностность – проникновение в причинно-следственные свя­зи, строение, развитие объекта

3) широта объектов познания (изучает все)

4) особая этика познания (не искажать факты, не выдавать чужое за свое, оценивать результаты с позиции перспектив развития человечества)

5) использование специальных методов, приборов и терминов, си­стемы понятий

6) рациональность – обязательность логики, доказательств, непро­тиворечивость

7) системность (взаимосвязь знаний, выстраивание целостной не­противоречивой картины мира)

8) нацеленность на получение нового знания

Б. Уровни и методы научного познания

В. Формы (уровни) осуществления научного познания :

2. Проблема

3. Гипотеза

4. Концепция

5. Закономерность

6. Закон (простой, всеобщий)

8. Парадигма – основной принцип познания мира, лежащий в осно­ве всех научных исследований в определенный исторический период. Меняется редко в результате научных революций (ньютоновская па­радигма – в основе всего мира лежат законы, человек может их по­знать и согласно им действовать; Эйнштейновская парадигма – «все относительно»).

4. Как совокупность знаний – это научные представле­ния понятия, теории, приведенные в целостную систему на основе определен­ных принципов

А. Виды наук. По предмету изучения науки делятся на: естествен­ные (изучают природу), общественные (изучают человека и обще­ство), точные (изучают знаки). Смежной между общественными и естественными науками является география, так как антропогенный фактор все больше изменяет географическую среду (социальная и экономическая география). Социально-гуманитарные (обществен­ные) науки: история, психология, социология… Социальные и гу­манитарные науки взаимопроникаемы, но если их различать, то: со­циальные науки – анализ общественных процессов и выявление в них общих закономерных, повторяющихся явлений, а гуманитарные науки - анализ целей, мотивов, ценностей человека и понимание его помыслов, побуждений, намерений.

Б. Особенности социального познания . Социально-гуманитарные науки обладают специфическими чертами, связанными с особенно­стями социального познания: 1) совпадением субъекта и объекта → большой ролью субъективного фактора; 2) ограниченностью возможно­стей наблюдения и эксперимента; 3) неповторимостью фактов; 4) необхо­димостью анализа огромного числа фактов, невозможностью выве­сти законы, а только закономерности, оценочностью.

Тест-треннинг к уроку обществознания в 10 классе. Помогает проверить знания учеников по теме, отработать те или иные задания в формате ЕГЭ по обществознанию 2016 г. Все задания подобраны с сайта Дмитрия Гущина - Решу ЕГЭ.

Приведен так же номер работы на сайте, чтобы было удобно найти и прорешать ее он-лайн.

Истина и ее критерии Тест в формате ЕГЭ Вариант № 1629242

1. Про-чи-тай-те при-ведённый ниже текст, каж-дое по-ло-же-ние ко-то-ро-го обо-зна-че-но бук-вой.

(А) Ис-ти-на — зна-ние до-сто-вер-ное, объ-ек-тив-ное, со-от-вет-ству-ю-щее по-зна-ва-е-мым пред-ме-там и яв-ле-ни-ям. (Б) Оче-вид-но, что че-ло-век стре-мит-ся к по-сти-же-нию ис-ти-ны пре-жде всего для ути-ли-тар-ных целей, по-лу-че-ния прак-ти-че-ской поль-зы. (В) Учёные до-бы-ва-ют ис-ти-ну при по-мо-щи осо-бых ме-то-дов: эм-пи-ри-че-ских и тео-ре-ти-че-ских. (Г) На пути к по-зна-нию за-ко-нов раз-ви-тия ми-ро-зда-ния учёным сле-ду-ет быть осо-бен-но от-вет-ствен-ны-ми. (Д) Пути по-зна-ния и спо-со-бы по-зна-ва-тель-ной де-я-тель-но-сти, вне вся-ко-го со-мне-ния, долж-ны иметь мо-раль-ные огра-ни-чи-те-ли и филь-тры.

Опре-де-ли-те, какие по-ло-же-ния тек-ста носят

1) фак-ти-че-ский ха-рак-тер;

2) ха-рак-тер оце-ноч-ных суж-де-ний;

3) ха-рак-тер тео-ре-ти-че-ских по-ло-же-ний.

За-пи-ши-те в таб-ли-цу под бук-вой, обо-зна-ча-ю-щей по-ло-же-ние, цифру, вы-ра-жа-ю-щую его ха-рак-тер.

2. Про-чи-тай-те при-ведённый ниже текст, в ко-то-ром про-пу-щен ряд слов. Вы-бе-ри-те из пред-ла-га-е-мо-го спис-ка слова, ко-то-рые не-об-хо-ди-мо вста-вить на место про-пус-ков.

«Прак-ти-ка — это чув-ствен-но-пред-мет-ная де-я-тель-ность людей, их воз-дей-ствие на тот или иной _______(А) в целях его пре-об-ра-зо-ва-ния для удо-вле-тво-ре-ния ис-то-ри-че-ски сло-жив-ших-ся __________(Б). По от-но-ше-нию к по-зна-нию прак-ти-ка вы-пол-ня-ет тро-я-кую роль. Во-пер-вых, она яв-ля-ет-ся________(В) по-зна-ния, его дви-жу-щей силой, даёт по-зна-нию не-об-хо-ди-мый фак-ти-че-ский ма-те-ри-ал, под-ле-жа-щий обоб-ще-нию и тео-ре-ти-че-ской об-ра-бот-ке. Тем самым прак-ти-ка пи-та-ет по-зна-ние, как почва - де-ре-во, не даёт ему от-ры-вать-ся от ре-аль-ной жизни. Во-вто-рых, прак-ти-ка яв-ля-ет-ся сфе-рой при-ло-же-ния зна-ний. И в этом смыс-ле она_______(Г) по-зна-ния. В-тре-тьих, прак-ти-ка слу-жит_______(Д), ме-ри-лом про-вер-ки ис-тин-но-сти ре-зуль-та-тов по-зна-ния. Толь-ко те ре-зуль-та-ты по-зна-ния, ко-то-рые про-шли про-вер-ку прак-ти-кой, могут пре-тен-до-вать на______(Е) зна-че-ние, на не-за-ви-си-мость от про-из-во-ла и за-блуж-де-ний».

Слова в спис-ке даны в име-ни-тель-ном па-де-же. Каж-дое слово (сло-во-со-че-та-ние) может быть ис-поль-зо-ва-но толь-ко один раз.

Вы-би-рай-те по-сле-до-ва-тель-но одно слово за дру-гим, мыс-лен-но за-пол-няя каж-дый про-пуск. Об-ра-ти-те вни-ма-ние на то, что слов в спис-ке боль-ше, чем Вам по-тре-бу-ет-ся для за-пол-не-ния про-пус-ков.

Спи-сок тер-ми-нов:

В дан-ной ниже таб-ли-це при-ве-де-ны буквы, обо-зна-ча-ю-щие про-пу-щен-ные слова. За-пи-ши-те в таб-ли-цу под каж-дой бук-вой номер вы-бран-но-го Вами слова.

3. Какой смысл об-ще-ство-ве-ды вкла-ды-ва-ют в по-ня-тие «ис-ти-на»? При-вле-кая зна-ния об-ще-ство-вед-че-ско-го курса, со-ставь-те два пред-ло-же-ния: одно пред-ло-же-ние, со-дер-жа-щее ин-фор-ма-цию об аб-со-лют-ной ис-ти-не, и одно пред-ло-же-ние, рас-кры-ва-ю-щее вза-и-мо-связь аб-со-лют-ной и от-но-си-тель-ной ис-ти-ны.

4. Дол-гое время люди счи-та-ли, что Земля плос-кая. Чем это пред-став-ле-ние яв-ля-ет-ся с точки зре-ния со-вре-мен-ных на-уч-ных взгля-дов: от-но-си-тель-ной ис-ти-ной или за-блуж-де-ни-ем? По-яс-ни-те свой ответ и при-ве-ди-те по од-но-му при-ме-ру за-блуж-де-ния и от-но-си-тель-ной ис-ти-ны в по-зна-нии мира.

5. Вам по-ру-че-но под-го-то-вить развёрну-тый ответ на тему «Про-бле-ма по-зна-ва-е-мо-сти мира». Со-ставь-те план, в со-от-вет-ствии с ко-то-рым Вы бу-де-те осве-щать эту тему. План дол-жен со-дер-жать не менее трёх пунк-тов, из ко-то-рых два или более де-та-ли-зи-ро-ва-ны в под-пунк-тах.

1.4 Познание, истина и ее критерии. Богбаз10, §6, 55-60; Богпроф10, §21, 22 .

Познание – это процесс деятельности человека, основным содержанием которой является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.

Виды познания:

    Обыденное

  • Философское

    Художественное

    Социальное

В процессе познания участвуют:

    Субъект познания – это познающий человек, наделенный волей и сознанием; все общество.

    Объект познания – это познаваемый предмет; весь окружающий мир.

Ступени познания:

    чувственное (сенситивное) познание. Человек получает информацию с помощью органов чувств.

1.1 Ощущение- отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств;

1.2 Восприятие- формирование целостного образа, при помощи непосредственно воздействую­щих на органы чувств предметов и их свойств;

1.3 Представление - такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно и в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы.

2. Рациональное познание (с помощью мышления)

2.1 Понятие представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений.

2.2 Суждение - есть форма мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо.

2.3 Умозаключением называется получение новых суждений на ос­нове уже имеющихся с помощью использования законов логическо­го мышления.

Сущность процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире. Различные философские школы по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира и получения истинного знания. Аг ностики считали, что получить, достоверные знания невозможно, эмпирики - что это можно сде­лать только при помощи ощуще­ний, а рационалисты утверждали, что критерием истины является только разум.

Истина - это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.

Характерной чертой истины является:

    Объективная сторона показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зависит, поскольку оно сущест­вует в объективной реальности.

    Субъективная сторона указыва­ет на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, по­скольку при ее получении в про­цессе познания происходит взаимо­действие объекта и субъекта позна­ния, в котором непосредственное участие принимает сознание по­следнего

Истина:

    Абсолютной истиной называ­ют полное, неизменное, раз и на­всегда установленное знание о каком-либо предмете либо явлении

    Относительная истина - представляет собой неполное, ограниченное знание, верное лишь в определенных условиях, которым обладает человек (человечество) на данном этапе своего развития.

Движущей силой процесса познания, а также критерием истины является практика. Помимо практики существуют и другие критерии истины, в частности формально – логический , который применяют тогда, когда нет возможности опереться на практику

ПОДРОБНО

6.1. Познание.
6.1.1. Теория познания.
6.1.2. Познание и знание.
6.1.3. Субъект и объект познания.
6.2. Формы (источники, ступени) познания.
6.2.1. Чувственное, опытное познание. Ощущение. Восприятие. Представление.
6.2.1. Рациональное, логическое познание (мышление). Понятие. Суждение. Умозаключение.
6.2.3. Интуиция.
6.3. Источники познания: разум, чувство или интуиция?
6.3.1. Рационализм.
6.3.2. Эмпиризм.
6.3.3. «Путь пчелы». Компромисс между эмпиризмом и рационализмом.
6.3.4. Интуитивизм. Виды интуиции.
6.4. Что такое истина?
6.4.1. Теории истины.
6.4.2. Объективная, абсолютная и относительная истина.
6.4.3. Существует ли истина? Агностицизм.
6.4.4. В чём причина относительности человеческих знаний?
6.4.5. Критерии истины.

6.1 . Познание .
6.1.1. Теория познания .
Гносеология (от греч . gnosis – знание и logos – учение) – учение о сущности, закономерностях и формах познания.
6.1.2. Познание и знание .
Познание – 1) процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром; 2) процесс активного отражения и воспроизведения действительности в сознании человека, результатом которого является новое знание о мире.
Знание – 1) проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в мышлении человека; 2) (в широком смысле) любого рода информация; 3) (в узком смысле) подтверждённая научными средствами информация.
6.1.3. Субъект и объект познания .
Процесс познания предполагает наличие двух сторон: познающего человека (субъекта познания) и познаваемого предмета (объекта познания).
Субъект познания (от лат . subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе) – 1) носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.
Основные концепции субъекта познания .
1) Психологический субъект познания (изолированный субъект): субъект равен человеческому индивиду, осуществляющему познавательный акт.
Такая позиция близка к нашему повседневному опыту. Познающий субъект рассматривается как пассивный регистратор внешних воздействий, с той или иной степенью адекватности отражающий объект. Такой подход не учитывает активный и конструктивный характер поведения субъекта – того, что последний способен не только отражать, но и формировать объект познания.
Представление, что познающий разум пассивно созерцает мир и таким путём познаёт его, сложилось в XVII веке (Джон Локк ).
2) Трансцедентальный субъект познания: существует инвариантное и устойчивое «познавательное ядро» в каждом человеке, которое обеспечивает единство познания в различные эпохи (Иммануил Кант ).
Трансцендентальный (от лат . trascedes – выходящий за пределы) – относящийся к интуитивным, априорным (внеопытным или доопытным) условиям возможности познания. Трансцендентальный – противоположный эмпирическому.
Результаты познания отражают не только свойства изучаемого предмета, но и то, как мы организуем процесс изучения (средства и способы познания), и особенности нас самих (наши позиции, ранее накопленный опыт).
3) Коллективный субъект познания: главным познающим субъектом – источником познания природы и общества считается все человечество.
Объект познания (от лат . objectum – предмет) – то, что противостоит субъекту в его познавательной деятельности. В качестве объекта может выступать и сам субъект.
Под объектом познания подразумевают часть внешнего мира или все реальные фрагменты бытия, противостоящие субъекту и специально подвергающиеся исследованию. Так, к примеру, человек является объектом изучения многих наук – биологии, медицины, психологии, социологии, философии и др.
Субъект – активно действующее в познании творческое начало. Объект – то, что противостоит субъекту и на что направлена его познавательная деятельность.
6.2 . Формы (источники, ступени) познания .
6.2.1. Чувственное, опытное познание .
Формы чувственного познания : 1) ощущение, 2) восприятие, 3) представление.
1) Ощущение – отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.
В классификациях ощущений используются разные основания. По модальности выделяют зрительные, вкусовые, слуховые, осязательные и другие ощущения.
2) Восприятие – чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления,непосредственно воздействующих на органы чувств.
3) Представление – чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия на органы чувств.
Степень обобщенности того или иного представления может быть различной, в связи с чем различают единичные и общие представления. Посредством языка происходит перевод представления в абстрактное понятие.
6.2.2. Рациональное, логическое познание (мышление) .
Формы рационального познания : 1) понятие, 2) суждение, 3) умозаключение.
1)Понятие – 1) мысль, выделяющая из предметной области и собирающая в класс объекты на основе их общего и отличительного признака; 2) форма мышления, отражающая существенные свойства, связи, отношения предметов и явлений.
Объём понятия – класс объектов, выделяемых из совокупности объектов и обобщаемых в понятии.
Например, под объемом понятия «товар» подразумевается множество всех изделий, предлагаемых рынку как сейчас, так и в прошлом или в будущем.
Содержание понятия – совокупность существенных и отличительных признаков предмета, качества или множества однородных предметов, отраженных в этом понятии.
Например, содержанием понятия «коррупция» является совокупность двух существенных признаков: «сращение государственных структур со структурой преступного мира» и «подкуп и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц».
Закон обратного отношения между содержанием и объёмом : чем шире объём понятия, тем беднее оно содержанием, т.е. конкретными отличительными признаками.
2) Суждение – 1) мысль, утверждающая или отрицающая что-либо об объектах познания; 2) мысль, в которой утверждается наличие или отсутствие какого-либо положения дел.
Пример : зубы млекопитающих имеют корни.
3)Умозаключение – 1) мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения; 2) получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью логического мышления.
Любое умозаключение состоит из посылок, заключения и вывода. Посылками умозаключения называют исходные суждения, из которых выводится новое суждение.

Заключением называется новое суждение, полученное логическим путем из посылок. Логический переход от посылок к заключению называется выводом.
Виды умозаключений :
1) дедуктивные, 2) индуктивные, 3) традуктивные (по аналогии).
Дедукция (от лат . deductio – выведение) – выведение частного из общего; путь мышления, который ведет от общего к частному, от общего положения к особенному.

Общей формой дедукции является силлогизм , посылки которого образует указанное общее положение, а выводы – соответствующее частное суждение.
Пример :
1-я посылка: зубы млекопитающих имеют корни;
2-я посылка: собака – млекопитающее;
Заключение (вывод): зубы собаки имеют корни.
Индукция (лат . inductio – наведение) – способ рассуждения от частных положений к общим выводам.
Традукция (лат . traductio – перемещение) – логическое умозаключение, в котором посылки и заключения являются суждениями одинаковой общности.
Традуктивным умозаключением является аналогия.
Типы традукции : 1) заключение от единичного к единичному, 2) заключение от частного к частному, 3) заключение от общего к общему.
6.2.3. Интуиция (на средневековой латыни intuitio, от intueor – пристально смотрю) – постижение истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства.
Интуиция – 1) способность человеческого сознания в некоторых случаях чутьем, догадкой улавливать истину, опираясь на прежний опыт, на приобретенные ранее знания; 2) проницательность; 3) непосредственное познание, познавательное предчувствие, познавательное озарение; 4) сверхбыстрый мыслительный процесс.
6.3 . Источники познания: разум, чувство или интуиция ?
6.3.1. Рационализм .
Сократ и его ученик Платон настаивали на том, что основой познания и обучения служат общие понятия, которые называются универсалиями.
Универсалии (от лат . universalis – общий) – общие понятия. Онтологический (бытийственный) статус универсалии – одна из центральных проблем средневековой философии (спор об универсалии 10-14 вв.): существуют ли универсалии 1) «до вещей», как их вечные идеальные прообразы (платонизм, крайний реализм), 2) «в вещах» (аристотелизм, умеренный реализм), 3) «после вещей» в человеческом мышлении (номинализм, концептуализм).
Эти универсалии уже заключены в человеческом разуме от рождения и таким образом познание заключается в припоминании того, что мы уже знаем.
Анамнезис (от греч . anamnesis воспоминание, припоминание) – по Платону, познание, поскольку всякое познание есть воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом.
Сходную с платоновской точку зрения на источник и основы нашего познания отстаивал французский математик и философ Рене Декарт . Для проверки надежности наших знаний, он предложил начинать всякое познание с сомнения относительно имеющейся информации о мире. Путем последовательного исключения фактов, не выдержавших проверку принципом сомнения, Декарт пришел к тому, что есть только два факта, в истинности которых нельзя усомниться.
1) «Я мыслю, следовательно, я существую» (Cogito ergo sum).
2) Второй несомненной истиной является бытие Бога.

Отличительными признаками несомненных истин, позволяющими отделить их ото лжи и заблуждения, являются ясность и отчетливость. На этом основании мы можем быть полностью уверены в истинности всех математических знаний, поскольку математика имеет дело исключительно с ясными и отчетливыми врожденными идеями.
Теории познания Платона, Декарта и подобные им получили название рационалистических. Они утверждают, что при помощи одного разума, можно получить истинное знание. Это знание есть знание универсалий (общих понятий), которые врожденны нам, и из которых можно получить частные знания.
Рационализм (от лат . rationalis разумный, ratio разум) – 1) философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.
6.3.2. Эмпиризм .
Эмпиризм (от греч . empeiria – опыт), направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Эмпиризм сформировался в 17 – 18 вв. (Бэкон, Гоббс, Локк, Беркли, Юм).
Сенсуализм (от лат . sensus – восприятие, чувство), направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия – основа и главная форма достоверного познания. Сенсуализм – ранняя форма эмпиризма.
Представляющие её философы отрицают существование врожденного знания и вообще скептически настроены по отношению к возможности получения достоверного знания на основе одного только разума.
Джон Локк пытался доказать, что у нас нет врожденных идей, а все знание происходит от впечатлений, получаемых от органов чувств. Ум человеческий от рождения можно уподобить чистой доске (tabula rasa ), лишенной каких бы то ни было образов идей.
6.3.3. «Путь пчелы ».
Вопрос о том, что мы, люди, можем знать достоверно о внутреннем и внешнем мире, неразрешим с крайних позиций рационалистической и эмпирической теорий. На это обращал внимание основатель английского эмпиризма Френсис Бэкон с помощью аллегорий «путь муравья», «путь паука» и «путь пчелы».
«Путь муравья » - это метод крайнего эмпиризма, характеризующийся простым собиранием фактов, получаемых на основе чувственных впечатлений, без их систематизации и осмысления.
«Путь паука » хорошо иллюстрирует метод крайнего рационализма, который пытается получить знание из нескольких врожденных идей. Этим он похож на паука, плетущего паутину из материала, который сам же и производит.
«Путь пчелы » снимает крайности эмпиризма и рационализма и представляет собой двухступенчатый процесс познания: чувства доставляют данные о свойствах объектов, которые затем перерабатываются разумом с использованием методов и принципов теоретического мышления.
6.3.4. Интуиция как источник знания .
Интутивизм – течение в философии, видящее в интуиции единственно достоверное средство познания.
Были случаи, когда сформулированные результаты «озарений» просуществовали века, прежде чем они получили должное признание, были логически обоснованы и нашли практическое применение. К ним, в частности, относятся предсказание Леонардо да Винчи возможности изготовления летательных аппаратов тяжелее воздуха, формулировка (правда, не совсем ясная) Роджером Бэконом закона постоянства состава и закона паев (кратных отношений) в химии, предвидение Фрэнсисом Бэконом возможности создания судов для подводного плавания и возможности поддержания жизнедеятельности организма при удалении жизненно важных органов.
Виды интуиции : 1) чувственная, 2) интеллектуальная, 3) мистическая.
6.4 . Истина .
6.4.1. Что такое истина ?
1) Онтологическая (бытийственная) теория истины .
Павел Флоренский . «Столп и утверждение истины» (1914):
«"Что есть истина?", - вопрошал Пилат у Истины. Он не получил ответа, - потому не получил, что вопрос его был всуе. Живой Ответ стоял пред ним, но Пилат не видел в Истине ее истинности. Предположим, что Господь не только своим вопившим молчанием, но и тихими словами ответил бы Римскому Прокуратору: "Я есть Истина". Но и тогда, опять-таки, вопрошавший остался бы без ответа, потому что не умел признать Истину за истину, не мог убедиться в подлинности ее».
2) Классическая (корреспондентная ) теория истины.
Аристотель: «Говорить о сущем, что его нет, или о не-сущем, что оно есть, - значит говорить ложное; а говорить, что сущее есть и не-сущее не есть, - значит говорить истинное».
Истина – соответствие (корреспондирование) между фактами и высказываниями об этих фактах. Истина – это свойство высказываний, суждений или верований.
3) Когерентная теория истины (Спиноза, Лейбниц, Брэдли). Истина – согласованность суждения и убеждения со всеми высказываниями, суждениями или убеждениями, входящими в систему, к которой принадлежит данное суждение.
Когерентность (от лат . cohaeres находящийся в связи) – согласованное протекание во времени нескольких процессов.
4) Конвенционализм .
Анри Пуанкаре (1854-1912):
«Основные положения геометрии Евклида суть не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны ли они или ложны, как задавать вопрос, истинна или ложна метрическая система. Эти соглашения только удобны».
Конвенция (латин . сonventio сближение, встреча; народное собрание; соглашение, договор, сделка) – соглашение.
5) Прагматизм (греч . pragma – дело, действие): истинные убеждения (представления, верования) – это такие убеждения, которые приводят к действиям, ведущим к желаемым или успешным результатам.
6.4.2. Объективная, абсолютная и относительная истина .
Объективная истина – содержание знания, которое определяется самим изучаемым предметом, не зависит от пристрастий и интересов человека.
Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание о действительности; тот элемент званий, который не может быть опровергнут в будущем.
Относительная истина – неполное, ограниченное знание; такие элементы знания, которые в процессе развития познания будут изменяться, заменяться новыми.
Каждая относительная истина означает шаг вперед в познании абсолютной истины, содержит, если она научна, элементы, крупицы абсолютной истины.
Истина абсолютная и истина относительная – разные уровни (формы) объективной истины.
Заблуждение – уклонение от истины, принимаемое нами за истину.
Первую классификацию заблуждений дал Бэкон под именем «идолов».
Причину возникновения заблуждений одни философы видят в человеческой воле (Лейбниц, Шопенгауэр), большинство же приписывает их разуму или социальным интересам (Маркс).
Ложь – утверждение, не соответствующее истине, высказанное в таком виде сознательно – и этим отличающееся от заблуждения.
6.4.3. Существует ли истина? Агностицизм .
Агностицизм (греч. а отрицание, gnosis знание) – философское учение, отрицающее полностью или частично возможности познания мира. Роль науки агностицизм ограничивает лишь познанием явлений.
Противоположностью агностицизма является гносеологический оптимизм.
Оптимизм (от латин . optimus – наилучший) – 1) представление о том, что в мире господствует положительное начало, добро; радостное восприятие жизни, проникнутое верой в разумное и справедливое лучшее будущее. Противоположность оптимизма – пессимизм.
Сторонники гносеологического оптимизма не отвергают сложности познания, сложности и трудности выявления сущности вещей. Вместе с тем у разных его представителей имеются различные аргументы, доказывающие несостоятельность агностицизма.
Одни из них опираются при этом на ясность и отчетливость мысли об объектах и их сущности, другие – на общезначимость получаемых результатов, третьи – на невозможность существование человека без адекватного отражения законов объективного мира, четвертые указывают на практику как на ведущий критерий при определении достоверного знания о сущности вещей и т.п.
6.4.4. В чём причина относительности человеческих знаний ?
1) Мир бесконечно изменчив.
2) Познавательные возможности человека ограничены.
3) Возможности познания зависят от реальных исторических условий своего времени и определяются уровнем развития духовной культуры, материального производства, имеющимися средствами наблюдения и эксперимента.
4) Особенности познавательной деятельности человека.
Учение Бэкона о призраках познания .

Френсис Бэкон (1561 – 1626) – английский государственный деятель и философ, автор ставшего крылатым высказывания: «Знание есть сила, и тот, кто овладеет знанием, станет могущественным».

Истинному познанию мешают различные объективные и субъективные факторы, которые Бэкон называет «идолами» или «призраками» познания:
1) Идолы рода заключены в самой природе человека, в ограниченности его ума и в несовершенстве органов чувств. Идолы рода искажают познание, вносят в него антропоморфные элементы.
2) Идолы пещеры : источник – индивидуальные особенности человека, его происхождение, воспитание, образование и т.д.
3) Идолы рынка порождены общественными отношениями и связанными с ними условностями: языком, понятиями обыденного и научного мышления;
4) Идолы театра вызваны слепой верой в авторитет личностей и теорий.
6.4.5. Что является критерием (мерилом) истины ?
Критерий – (от греч . kriterion – средство для суждения) – 1) признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; 2) мерило оценки.
Критерий истины – средство проверки истинности человеческих знаний.
1) Эмпиризм: данные чувственного опыта;
2) Рационализм: очевидность, которая достигается путём интеллектуальной интуиции (Декарт), «врождённые инуиции» (Лейбниц), логическая непротиворечивость теории;
3) Конвенционализм: удобство и простота теории;
При таком подходе вопрос об истинности или ложности наших знаний вообще устраняется.
4) Прагматизм: истина – полезность или работоспособность идеи: «… истинное – это просто выгодное в образе нашего мышления»;
5) Марксизм: критерием истины является практика = материальное производство + научный эксперимент.
Практика (от греч . praktikos – деятельный, активный) – материальная, целеполагающая деятельность людей.
Функции практики в процессе познания :

1) исходный пункт, источник познания (потребностями практики вызваны к жизни существующие науки);

2) основа познания (именно благодаря преобразованию окружающего мира происходит наиболее глубокое познание свойств окружающего мира);

3) практика является движущей силой развития общества;

4) практика – цель познания (человек познаёт мир, чтобы использовать результаты познания в практической деятельности);

5) практика – критерий истинности познания.
Основные виды практики : 1) научный эксперимент, 2) производство материальных благ и 3) социально-преобразующая деятельность масс.
Структура практики : 1) потребность, 2) цель, 3) мотив, 4) целесообразная деятельность, 5) предмет, 6) средства и 7) результат.
!!! Практика 1) не охватывает весь реальный мир, к тому же 2) практическое подтверждение какой – либо теории может произойти не сразу, а через многие годы, однако это не означит, что данная теория не является истиной. 3) Такой критерий истины относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется и поэтому не может тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания.
Идея взаимодополняемости критериев истины : ведущий критерий истины – практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.

Новое на сайте

>

Самое популярное