Домой Хиромантия Вифлеемская звезда стала местом встречи. Как выглядят звезды: вифлеемская, рождественская, морская, звезда Давида на фото. Звезда в искусстве и литературе

Вифлеемская звезда стала местом встречи. Как выглядят звезды: вифлеемская, рождественская, морская, звезда Давида на фото. Звезда в искусстве и литературе

Является одним из них. Каждый из символов характеризует определенным образом православие. Наверное, каждый хоть раз задумывался о том, что означает восьмиконечная звезда в религии и не только. Ведь встречалась она в культуре многих народов в разные эпохи. Наверняка и значение ее многообразно. Чтобы разобраться во всем этом, нужно проследить появление ее в истории человечества и в символике православного христианства.

Звезда с восемью лучами

В христианстве это Вифлеемская звезда или символ По Священному Писанию она зажглась на небе, когда появился на свет Мессия. Ее восемь лучей были ярче других звезд. Увидев их, древние мудрецы (волхвы) вспомнили пророчества и поняли, что долгожданный Спаситель родился. Они поспешили на восток поклониться Сыну Божьему. Вифлеемская звезда указывала старцам путь, двигаясь впереди, пока не остановилась над тем местом, где появился на свет Иисус.

В пещере Рождества Христова есть Вифлеемская звезда. Сколько лучей на ней, известно доподлинно. Место появления Иисуса на свет указывает серебряная звезда с четырнадцатью лучами. Это число неслучайно. Оно символизирует остановки на Крестном пути Иисуса в Иерусалиме.

Вифлеемская звезда. История возникновения

Сегодня в православных храмах встречается восьмиконечная звезда, значение которой можно понять, обратившись к истории ее появления.

Но изначально Вифлеемская звезда была с пятью лучами, по количеству ран Иисуса Христа. Она также символизировала здоровье: количество пальцев, органов чувств. Но главный смысл ее был в человеческой природе Христа.

В эпоху Возрождения звезду связали с оккультизмом. А в перевернутом виде она стала символом сатаны. Но вот христиане этот вариант считали знаком перерождения Христа. И даже причисленный церковью к лику святых, Константин имел печать с перевернутой пятиконечной звездой. Именно он государственной религией сделал христианство.

Для России исторически символ в виде звезды с пятью лучами чужд. Его больше принято олицетворять с иудаизмом и масонством. Хотя в годы Советской власти была выбрана именно звезда с пятью лучами в качестве государственного символа.

Восьмиконечная звезда в православии. Предпосылки появления

Пятиконечную Вифлеемскую звезду сменила шестилучевая примерно в пятнадцатом веке. Вообще, этот символ возник в начале периода неолита. Он означал шесть сторон света. Всем известно, что их четыре но, к примеру, жители Древней Индии, видя символ с таким количеством лучей, понимали его значение как "шесть сторон горизонта."

Затем, в какой-то из периодов, в России была семиконечная Вифлеемская звезда. Когда-то маги носили такой же символ, как отличительный знак, но с указанием планеты возле каждого луча.

Значение восьмилучевой звезды на Руси

И, наконец, появилась восьмиконечная звезда - символ, известный на Руси с давних времен. Задолго до двадцатого века, у жителей Древней Руси, еще в языческие времена, он означал присутствие главного божества. Изображение такой звезды помещали на воинские стяги, одежду и на различные предметы быта и культа.

В Православной Руси восьмиконечная звезда значение имела не менее важное. Ведь она загорелась на небосводе в момент Рождения нашего Спасителя и привела волхвов к месту появления на свет Иисуса.

Восьмиконечная звезда в иконографии

Сегодня этот знак присутствует во всех православных храмах, символизируя Россию. Звезду с восемью лучами можно встретить на всех русских иконах Божьей Матери, покровительницы нашего Отечества. Про этот символ у нас, в России, говорят: звезда Богородицы, русская, а также Вифлеемская.

Как уже говорилось выше, на иконах Пресвятой Девы Марии изображается восьмиконечная звезда, значение которой очень важно в православии. Это понятно лишь только по одному факту, что символ располагается на плечах и голове Богородицы. На иконе "Неопалимая купина" и вовсе образ Божьей Матери вписан в октограмму (так еще называется символ с двумя наложенными друг на друга квадратами, образующими восьмиконечный символ). Звезда тесно связана с Богородицей, ее тайной.

Если вспомнить значение символа с восемью лучами, то по традиции его понимали как вечность, непоколебимую устойчивость и выход за пределы этого мира. Также октограмма - знак Рая, Небесного Иерусалима и конечного Преображения.

Значение звезды у разных народов

Восьмиконечная звезда - символ равновесия, порядка, созидания, если ее вписать в окружность. Так в древности обозначали календарь, времена года (все материальное меняется, но главное остается неизменным).

Восьмилучевая звезда встречается в культе латышей, удмуртов. В виде сдвоенного креста или с раздвоенными концами ее можно увидеть в народных орнаментах у финнов и карел, а также у северных народов (например, финно-угорских). Здесь она означает путеводность и возрождение, является символом света и славы.

Кроме того, звезду с восемью лучами можно встретить на Карелия, Лихославля и его района (жителями которых тоже являются карелы), Колумбии, Перу. На флагах Великобритании и Филиппин тоже прослеживается восьмеричная символика.

Восьмиконечная звезда, значение которой у египтян было тождеством божественного знака, встречается и у шумеров. В их языке именно этим символом обозначали слово, которое переводится как "бог, звезда, небо".

Считается, что восьмиконечный знак символизирует семь периодов в истории человечества, а восьмой луч - жизнь будущего века. То есть то время, когда наступит царство Божье.

Звезда в традициях христиан

Восьмиконечная всегда была главной на верхушках праздничных елей. Она же служила убранством в домах и на улице. Во времена СССР звезда была заменена на пятиконечную.

Детям дарили восьмиконечную Вифлеемскую звезду на благополучие и счастье.

Как гласит церковное предание, один из апостолов раньше всех принес в русскую землю весть о христианской вере. Видимо, поэтому в царской России высшая награда, имевшая форму восьмиконечной звезды, носила название ордена Андрея Первозванного. Сегодня также он имеет высокий статус, возвращенный указом президента в 1998 году.

Вифлеемская звезда, сколько лучей бы ни имела, имеет огромное значение в истории христианства. Волхвы, ведомые ею, узнали, где Спаситель, и поведали миру о его Рождении. Сегодня этот символ, как и всегда, является путеводным для верующих, напоминая, что материальное и духовное взаимосвязано. Но если одно проходит без следа, то другое вечно и нетленно. Стремясь к жизни в царстве Божьем, нужно помнить, что в этом мире каждый может стать путеводной звездой для кого-то, творя добрые дела и тем самым приближаясь к Господу. Может именно в этом и заключается истинный смысл символа с восемью лучами. Мира вам и гармонии!

" Я послан только к погибшим овцам дома израилева"
Выучили как попугайчики одну фразу - значит все понимаете...

Испытывал он женщину - что ответит, ... ее веру - только и всего.

Лука - кто по национальности..? Грек

Про евреев:
“Я проклял их в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой” (Пс 94:11)

В гневе не клянутся - а именно проклинают!
Текст был подправлен евреями - как так, избранный народ прокляли.

Евреи народ проклятый - и к христианству никакого отношения, на данный момент - не имеют.

"20. Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись:

21. горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, Лк 10, 13.

22. но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам.

23. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня;

24. но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе.
(Евангелие от Матфея 11:20-24)"

38. Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение.

39. Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;

40. ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.

41. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы.

42. Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.
(Евангелие от Матфея 12:38-42)"

Про не евреев:

"27. И, беседуя с ним, вошел в дом, и нашел многих собравшихся,

28 И сказал им: вы зиаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтоб я не почитал ни одного человека скверным или нечистым;

29. Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно; итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня?

30. Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа и в девятом часу молился в своем доме; и вот, стал предо мною муж в светлой одежде

31. И говорит: «Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом;

32. Итак пошли в Иоппию и призови Симона, называемого Петром: он гостит в доме кожевника Симона при море; он придет и скажет тебе».

33. Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел; теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что́ повелено тебе от Бога.

34 Петр отверз уста и сказал: истинно познаю́, что Бог не лицеприятен,

35. Но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.

36. Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех.

37. Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилея, после крещения, проповеданного Иоанном:

38. Как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним;

39. И мы свидетели всего, что́ сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесивши на древе.

40. Сего Бог воскресил в третий день и дал Ему являться

41. Не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по восресении Его из мертвых;

42. И Он повелел нам проповедывать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и метрвых.

43. О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его.

44. Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово.

45. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников;

46. Ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал:

47. Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа?

48. И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней
(Деянмя апостолов 10:13)"

Так что заканчивайте пудрить людям мозги фразой из контекста.

Звезда о восьми концах. Такая засияла на небосклоне, когда рождался Иисус. Младенец появился на свет в Вифлееме. Поэтому, и оповестившее об этом светило, назвали Вифлеемским. Увидев новую звезду, трое мудрецов из далеких земель поняли, что на Землю пришел спаситель человечества, как о том говорило пророчество.

Существует и научная точка зрения на появление Вифлеемской звезды. Некоторые астрологи считают, что в основу библейского сюжета лег, так называемый, парад планет. В одну линию встали Земля, Сатурн и Юпитер. В научных кругах замечают, что простое появление на небе новой звезды могло привлечь внимание только астрономов. Светило могло просматриваться не со всех точек. Чтобы знак увидели мудрецы из Вавилона, он должен был быть гораздо заметнее стандартной звезды. Именно такой эффект, замечают астрономы, дает наложение двух ярких планет одна на другую.

Вифлеемская звезда что означает ? Вифлеемская звезда из серебра нанесена на пол пещеры, где родился Иисус. Небесное светило стало предвестником его появления на свет. На небе засияла новая звезда, а это был символ из легенд, гласивших, что придет царь Израиля и покорит весь мир.

Узрев изменения на небе, к месту, на которым зажглось светило устремились волхвы – мудрецы на современный лад. С тех пор, Вифлеемская звезда – знак Бога и символ Рождества Христова.

Изображается, как правило, восьмигранной. Разделения в значении для мужчин и женщин не имеет. Изделия в форме светила для обоих полов – признание их веры в Иисуса и веры в спасение человечества, ради которого Бог и послал сына на Землю.

Однако, большинство христиан стараются не носить изображения звезды на теле. Ссылаются на 20-ый исход Библии. 4-ый стих из него гласит: — «Не делай себе кумира и никаких изображений того, что на Небе, наверху, не поклоняйся им, ибо я Бог твой, Бог ревнитель».

Есть группа ученых, склоняющихся к мнению, что библейский символ был кометой. Астрономы из Китая описали яркую комету, появившуюся на небосклоне в 5-ом году до нашей эры. Это как раз время библейских событий.


Поскольку образ Вифлеемской звезды связывают с появлением на свет Иисуса Христа, восьмиконечный символ используют в оформлении религиозных праздников. Украшение Вифлеемская звезда надевается, к примеру, на верхушки рождественских елок. В России традицию изменили, пользуются пятиконечной звездой. Она прижилась в советское время, когда не признавали религию и все, что с ней связано. После распада СССР, традиция размещать на новогодних деревьях восьмиконечные светила возвращается. Так, на главной елке страны в Кремле сияет именно .

В России даже утверждена премия «Золотая ». Знак отличия присуждает Академия словесности. Библейский символ отпечатан на медали, выполненной из золота. Еще одно изображение на награде – ангел. Одним из первых премию «Золотая » получил Алексей – Патриарх Московский и всея Руси.



Почетная награда дается не всем. Но, получить свою золотую звезду могут многие, ведь есть Вифлеемская звезда ювелирное украшение. Обычно, его предлагают православные магазины или отделы в обычных салонах, посвященные религиозным символам. Найти звезду о восьми концах просто рядом с крестиками, кулонами в виде икон. Драгоценные экземпляры стоят, в среднем 2-е тысячи рублей, если сделаны из серебра и 3-4-ре тысячи, если выполнены в золоте.

Над Вифлеемскими звездами работают и производители бижутерии. Интернет-магазин «Лилит» предлагает восьмиконечный знак за 280 рублей. В строке «материал» указано – «ювелирный сплав». Что именно в него входит, не уточняется. Судя по стоимости, символ явно не из благородных металлов. Тем не менее, Вифлеемская звезда цену имеет больше духовную, нежели материальную. По статистике, украшения в виде библейского символа, приобретают люди верующие. Для них важнее история знака, нежели материалы, из которых он сделан.


часто оформляется не как отдельное украшение, а как его часть. Так, библейское светило изображают в центральной части крестов. Это делает изделия более сложными, массивными, эффектными. На портале «Ярмарка Мастеров», к примеру, предлагают вниманию гостей крест «Вифлеемская звезда» с лазуритом.

Интернет-магазин «София» реализует ожерелья, где присутствует Вифлеемская звезда кулон . Образ светила из серебра 925-ой пробы прикреплен к драгоценной цепочке наравне с ювелирным ангелом, библией, несколькими иконками и крестиком. Весит украшение около 8-ми граммов, а стоит 6 тысяч рублей.


Восьмиконечный знак присутствует и почти на всех иконах матери Божьей. Богородицу считают покровительницей Руси. В связи с этим, Вифлеемскую звезду принято называть русской.

За тысячи километров от России в пещере рождества Христова есть колодец. В него, по приданию, упала Вифлеемская звезда, оповестившая мир о появлении спасителя человечества. Верующие утверждают, что при пристальном взгляде вглубь колодца, видно мерцание небесного светила, лежащего на дне. Внешняя часть колодца оформлено серебром. Из драгоценного металла вокруг отверстия выложена звезда о восьми концах. Над самой же пещерой выстроен храм. Ежегодно его стремятся посетить миллионы паломников.


Именем знаменитой звезды называют религиозные труды и общественные организации. В России есть детский православный лагерь «Звезда Вифлеема». Проживая в лагере, дети не только отдыхают, но и познают основы христианства, знакомятся с историей этой религии.

Именем звезды названо даже одно растение. На Западе оно сопровождает рождественские празднования. Научное название цветка – Пуансеттия, но в народе представителя флоры именуют Вифлеемским светилом. Молодые листья растения лиловые, поэтому на концах каждого отростка находится яркий сгусток. Листья расположены таким образом, что складываются в звезду, зачастую, о восьми концах. Пуансеттия неприхотлива, считается домашним, декоративным цветком.

Имя библейского символа получило и еще одно растение – Птицемлечник. Его листья имеют восемь концов и напоминают Вифлеемскую звезду.

Вифлеемской звезде, правда, не растению, посвящены десятки художественных полотен. Одно из самых известных – картина Фредерика Лейтона. Художественное произведение так и называется — «Вифлеемская звезда».

Пропитанная религиозностью и благословленная единым Богом Земля Израиля дала начало трем мировым религиям, которые призваны наполнить души людей светом надежды и любви к Богу. Здесь, над Вифлеемом, расположенным неподалеку от Иерусалима, более 2 тысячелетий назад родилась загадочная Вифлеемская Звезда.

История небольшого городка Вифлеем, название которого, Бейт Лехем, переводится с иврита как "Дом хлеба" и с арабского языка "Дом мяса" непосредственно связана с Библией, где указано, что здесь был избран и помазан на царствие царь Давид. Кроме того, на земле Вифлеема разворачивались события Книги Руфь.

Вифлеемская Звезда, которая осветила пастбище по прошествии тысячи лет с тех пор, как умер царь Давид, стала предвестником Рождества Иисуса. В Христианском учении сказано, что первыми, кто узнал о рождении Младенца, которому суждено было стать великим царем и учителем, были волхвы, решившие одарить новорожденного, чтобы узнать, какая судьба его ожидает.

Они принесли смирну, ладан и золото. Выбор первого дара означал бы, что Иисус станет врачевателем, второго - Богом, третьего - царем. Однако, когда Иисусом были приняты все подношения, волхвы узнали, что перед ними целитель, Бог и Царь в одном лице.

Практически все книги не только Ветхого Завета, но и Иудейской Торы содержат идентичную информацию о Царе и Спасителе, с той лишь разницей, что в христианской религии Спасителем признан Иисус, а в иудейской вере приход мессии - событие, которое еще должно произойти в будущем.

Установка звезды

Предание гласит, что свет Вифлеемской Звезды, вдохновившей волхвов, исходит со дна колодца, который вырыт под сводами Пещеры Рождества Христова. Говорят, что и по сей день сквозь толщу воды пробивается слабый свет. В четвертом столетии над сводами Пещеры было возведено здание Храма Рождества Христова, который считается одной из древнейших израильских святынь.

В начале 18 века монахи-католики ордена францисканцев установили в Пещере сияющую серебром Звезду Вифлеема. Вифлеемская Звезда, эта рукотворная святыня, представлена четырнадцатью лучами, каждый из которых является символом определенной остановки на Крестном Пути, пройденном Иисусом по Виа Долороза к месту своей казни.

Надпись на звезде свидетельствует о том, что это является местом, где у Девы Марии родился сын - Иисуса Христос. Однако, в 1847 году серебряной Звездой Вифлеема овладели турки.

По прошествии некоторого времени монахи-францисканцы получили в дар от турецкого правителя новую Звезду. Вифлеемская Звезда сияет в окружении икон и 15 зажженных лампад, которые являются подношением христианских церквей трех конфессий - армянской, католической и греческой.

Значение символа

В противовес спорам о том, существует ли на самом деле Вифлеемская Звезда, или о том, каково ее значение и является ли она физическим, астрономическим и астрологическим явлением, верующие люди связывают с ней свою надежду на лучшие времена и веру в безраздельную любовь Бога.

Именно поэтому небольшой городок, несмотря на перипетии политики, связанные с Палестинской автономией, ежегодно принимает нескончаемый поток туристов и паломников, прибывающих из разных уголков планеты. Оставив веселые развлечения, поклониться этому святому месту приезжают туристы, которые останавливаются в отелях Нетании и Тель-Авива, на Мертвом море и на курорте Эйлат.

Экскурсия к Вифлеемской звезде

Здесь, в Храме Рождества Христова, паломники прикасаются к самым сокровенным святыням, ощущая святость, тепло и свет. Запечатлевая Вифлеемскую Звезду на фото, или оставляя документальные свидетельства о ней на видео, они навсегда оставляют в своей душе драгоценную память об этой святыне.

Такой тур не укладывается в рамки обычной экскурсии, которая завершается в прибрежном кафе или ресторане, или каким-либо другим приятным времяпровождением. Экскурсия в Вифлеем вызывает желание побыть в тихой и спокойной обстановке, оставшись наедине со своими мыслями и переживаниями, не имеющими ничего общего с обыденной суетой и жизнью.

Вифлеемская звезда – что это? Какое отношение она имеет к Таинству Рождества Христова? Обо всём этом Вы сможете узнать, когда прочитаете нашу статью!

«Я есмь корень и потомок Давида,
звезда светлая и утренняя».
(Откр. 22:16)

В рождественский Сочельник мы с нетерпением ждем, когда загорится она – первая, самая яркая звезда, прообраз чудесного явления, описанного евангелистом Матфеем. Да и традиция украшать верхушку праздничной ёлки звездой началась вовсе не со Спасской башни советского образца, а с той же Вифлеемской звезды.

Это явление остается загадкой для астрономов, многие сотни лет о ее происхождении и природе ведутся споры, высказываются самые разные гипотезы, естественнонаучные и богословские. О ней пророчествовали Валаам («Вижу Его, но ныне еще нет, зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова, и восстает жезл от Израиля» – Числ. 24:17) и Исаия («Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою… И придут народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобою сиянию» – Ис. 60:1-3). Вопрос о сущности рождественской звезды и времени ее появления связан с определением года рождения Спасителя. (Предложил вести счет «от Рождества Христова » римский монах Дионисий Малый в 525г. на основании фактов, что Иоанн начинает крестить «в пятнадцатый год правления императора Тиберия» (Лк.3:1), а он правил с 14 по 37 гг. н.э., и к моменту крещения Иисусу Христу было «лет тридцать» (Лк.3:23). Однако, если отнести рождение Спасителя к 1г. н.э., возникают противоречия с другими евангельскими указаниями: ведь было «во дни Ирода, царя Иудейского» (Лк.1:5, Мф.2:1), а Ирод умер в 4г. до н.э.)

Было ли это соединением планет? Впервые такая идея возникла у римского богослова Тертуллиана (II-III вв.). В XVII веке ее доказывает известный немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571-1630гг.), в 1604 г. он наблюдал сближение Марса, Сатурна и Юпитера, вследствие которого возникла новая яркая звезда, свет которой был виден даже днем, вычисления показали, что в конце 7 – начале 6г. до нашей эры трижды происходило соединение Юпитера Сатурна в знаке Рыб. Одной яркой звездой могли показаться и сами совпавшие планеты. Интересно, что Юпитер считается «царской звездой», а Сатурн – иудейской, рыба же символизирует Христа (имя «Христос» в сокращении похоже на греческое слово «рыба»). Следовательно, волхвы могли истолковать совмещение этих планет как знамение рождения Царя Иудейского.

А может, это была новая необычайно яркая звезда? Такой версии придерживался сященномученик Игнатий Богоносец († нач. II в.), научное обоснование дал итальянский математик и астроном Джеронимо Кардано (1501-1576 гг.), согласно его расчетам, она загорелась в созвездии Кассиопеи, вспышки ее повторяются примерно раз в триста лет, и одна из них наблюдалась в начале нашей эры. В 1977г. английские ученые Д. Кларк, Дж. Паркинсон и Ф. Стефенсон проанализировали китайские и корейские астрономические хроники за период с 10г. до н.э. по 13г. н.э. и сопоставили Вифлеемскую звезду с наблюдавшейся в течение 70 дней в 5г. до н.э. новой звездой, вспыхнувшей вблизи беты Козерога.

Могла ли Вифлеемская звезда быть кометой? Впервые эта мысль возникла у греческого философа и церковного деятеля Оригена (IIIв.): «Она была из рода тех звезд, – пишет он в сочинении «Против Цельса», – которые показываются временно и называются кометами. (…) Обыкновенно наблюдается, что при наступлении великих событий и чрезвычайных изменений на земле появляются подобного рода звезды». Научное обоснование впервые высказывает в 1907г. немецкий астроном А. Штенцель, затем она развивается нашим ученым А.И. Резниковым в статье атеистического характера «Комета Галлея: демистификация рождественской легенды (1986г.): «Согласно древним китайским хроникам, в августе-октябре 12г. до н.э. с Земли можно было наблюдать комету Галлея… в первых числах сентября комета вошла в созвездие Льва и приближалась к звезде Мелех, или Регул – «маленький царь»… Созвездие Льва связывали с именами Иуды и его колена (Быт. 49:9, Откр. 5:5). Изображение этого созвездия находилось на знаменах иудеев. Поэтому появление новой звезды в созвездии Льва вблизи Регула астрономы того времени могли расценить как знамение о рождении нового Царя Иудейского».

Однако у всех изложенных теорий есть свои недостатки: идти за обыкновенной звездой, наблюдая ее невооруженным глазом, можно сколько угодно долго, поскольку, по сути, она стоит на месте, оставаясь всегда далеко, другое дело, что в определенной части земного шара она может быть лучше видна, казаться ярче, однако как с огромной высоты она могла указать на конкретный город, мало того, небольшую пещеру, где лежал Младенец? К тому же, евангельская звезда шла, когда шли волхвы, с их скоростью, и останавливалась вместе с ними. Принять Юпитер и Сатурн за одну звезду опытные астрономы вряд ли могли, тем более что, по утверждению современных английских ученых, расстояние между ними составляло несколько диаметров Луны, следовательно, никакой особенный свет не был виден с земли. Если же это была комета или необычайно яркая звезда, как объяснить то, что в Иерусалиме ее никто не заметил? К тому же, комета Галлея была видна в 12г. до н.э., а перепись населения, указанная в Лк.2:1,2, по указу императора Августа, проводилась в 6-7 гг. н.э. во время правления Квириния в Сирии. К тому же, если относить Крещение Спасителя к 29г. н.э. (см. начало), Иисусу Христу было бы не около тридцати лет, а 42. И, наконец, стоило ли волхвам проделывать огромный и невероятно опасный путь вслед за обычным небесным явлением? «В надежде каких наград из такой отдаленной стороны они идут поклониться Царю? Если б думали, что Он будет их Царем, и тогда не было бы им достаточной причины идти. Если бы еще Он родился в царских чертогах, если бы отец Его был царем и при Нем находился, то можно было бы сказать, что поклонением родившемуся Младенцу они хотели угодить отцу, и тем заслужить себе его благоволение. Но теперь они знают, что новорожденный будет Царем не у них, а у другого народа, в стране, от них отдаленной; знают, что Он еще не в совершенном возрасте: для чего же предпринимают такое путешествие, и несут дары, притом подвергаясь в этом деле великим опасностям? (…) И какие они нашли признаки царского сана, когда увидели хижину, ясли, младенца в пеленах, и бедную мать? Кому принесли дары? И для чего? Разве было установлено и принято в обычай так изъявлять почтение всякому рождающемуся царю? Разве они обходили всю вселенную и о ком узнавали, что он из низкого и бедного состояния сделается царем, тому покланялись прежде восшествия на царский престол?» – пишет святитель Иоанн Златоуст (см. его «Толкование на святого Матфея Евангелиста», беседы VI-VIII).

С его мнения мы и начнем небольшой обзор размышлений святых отцов и богословов о загадочной звезде. По святителю Иоанну Златоусту, Вифлеемская звезда – не обыкновенное небесное тело, а невидимая разумная сила, принявшая вид звезды: «как бы звезда указала такое тесное место яслей и хижины, если бы не оставила высоту, не сошла вниз, и не стала над самою главою Младенца? (…) Итак, что их побудило и заставило выйти из дому и решиться на столь дальний путь? Звезда и божественное озарение их мысли, мало-помалу возводившее их к совершеннейшему ведению… Для чувств не было ничего там великого… чтобы ты открыто видел отсюда любомудрие волхвов, и познал, что они приступали не как к простому человеку, но как к Богу и благодетелю».

Блаженный Феофилакт Болгарский (втор. пол. XI – нач. XIIв.) прямо называет чудесную звезду «божественной и ангельской силой».

Святитель Василий Великий в «Слове на Рождество Христово » говорит: «Ни одна из уже существовавших звезд не могла обозначать это царственное Рождество . Это была необычная звезда. В самом деле, те [звезды], которые были сотворены изначально, или совершенно неподвижны, или непрестанно движутся. А эта явившаяся, кажется, обладала одновременно этими обеими особенностями. (…) Нельзя согласиться с теми, кто с излишним любопытством исследует обстоятельства Рождества и утверждает, что эта звезда была подобна кометам, которые, как принято считать, появляются на небе как раз для того, чтобы указывать на смену царей. Ведь они по большей части неподвижны, представляя собой воспламенение, заключенное в каком-то определенном месте», но та звезда исчезла из виду в Иерусалиме, а на пути в Вифлеем вновь загорелась, «она слушалась чьих-то [приказаний], служила кому-то и появлялась ради кого-то» – говорит свт. Василий.

В самом деле, могла ли обычная звезда поступить столь мудро – исчезнуть по прибытии волхвов в Иерусалим? Как объясняет преподобный Ефрем Сирин в своем «Толковании на Четвероевангелие», «для смущения Израиля Бог скрыл звезду от волхвов, дабы, когда они явятся в Иерусалим, книжники истолковали им о рождестве Его и таким образом они получили бы истинное свидетельство и от пророков, и от священников». Св. Ефрем уподобляет ее Спасителю: «Звезда, под водительством которой волхвы совершали путь, конечно, была видима им, тело же ее было скрыто: в сем качестве она подобна была Христу, Коего свет светил, конечно, всем людям, но пути шествия сокрыты были от всех людей». Также проводит параллель со случаем, бывшим с Езекией (иудейский царь, 727-698гг. до н.э.), когда в подтверждение исцеления от смертельной болезни, Господь дал знамение через пророка Исаию – солнце пошло назад, и тень воротилась на десять ступеней (4 Цар. 20:8-11, Ис. 38:2-8): «Явилась звезда, поелику пророки прекратились. Шла звезда, дабы показать, кто был Тот, к Которому устремлялись вещания пороков. Ибо как ради Езекии солнце пошло к востоку, так ради Младенца, Который был в яслях, звезда от востока пошла к западу. (…) При радостном рождении явилась радостная звезда, а во время скорбной смерти явился печальный мрак. И как Езекия чрез знамение был освобожден от смерти видимой, так и волхвы знамением освобождены были от смерти сокровенной».

Даже если предполагать, что Вифлеемская звезда была обычным небесным телом, она могла двигаться чудесным образом, вопреки естественным законам по воле Господа, ведь и по молитве Иисуса Навина Бог остановил солнце и луну во время сражения израильтян за Гаваон (Нав. 10:12-14), «скажет [Он] солнцу – и не взойдет, и на звезды налагает печать» (Иов 9:7).

Как известно, чудо требует не столько рационального научного доказательства, сколько искренней веры. «Иди со звездою, – призывает нас святитель Григорий Богослов, – принеси с волхвами дары – золото, и ливан, и смирну – как Царю, как Богу, и как умершему ради тебя. Прославь с пастырями, ликуй с Ангелами, воспой с Архангелами, да составится общее торжество небесных и земных Сил» («Слово на Богоявление, или на Рождество Спасителя »).

Новое на сайте

>

Самое популярное