Домой Молитвы и заговоры Архиепископ витебский и оршанский димитрий биография. Архипастырь Димитрий: «Сказали, что Софийский собор строить нельзя — мы не взяли флаги, а только каждый день ходим с иконой вокруг семинарии. – То есть для вас Витебск стал родным городом

Архиепископ витебский и оршанский димитрий биография. Архипастырь Димитрий: «Сказали, что Софийский собор строить нельзя — мы не взяли флаги, а только каждый день ходим с иконой вокруг семинарии. – То есть для вас Витебск стал родным городом

В Белоруссии в советские времена борьба с религией прошла образцово: когда я приехал, в городе действовал только один-единственный храм.

– Владыка, расскажите, пожалуйста, о храме, который вверен вашему попечению, о вашем новом служении. Почему архиепископ Витебский и Оршанский оказался настоятелем храма в Москве?

– 10 октября 2013 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла храм святой великомученицы Ирины в Покровском г. Москвы официально стал Патриаршим Подворьем с Представительством Белорусского Экзархата в России. Мне было поручено Патриархом Кириллом стать настоятелем храма. Нам были предложены более благоустроенные в самом центре, но мы выбрали этот. Он находится в Басманном районе г. Москвы уже почти четыре века, вокруг жилые дома, а значит, у храма есть прихожане. Нам важно, чтобы совершались богослужения, чтобы в них участвовали прихожане. Сейчас их маловато, но мы служим каждый день.

– В храме постоянно идут богослужения и совершаются молебны по вашему благословению. Для Патриаршего Подворья такое обязательно?

– У нас раньше проходили службы в субботу, воскресенье и в праздники. Сейчас ежедневно утром и вечером проходят богослужения, а в праздничные дни по две Божественных литургии. Мы каждый день служим в двенадцать часов акафист Спиридону Тримифунтскому. Храм нуждается в ремонте, реставрации, средствах на украшение. При храме большой неотремонтированный дом причта. Храм был построен для царевны Ирины Михайловны, первой дочери царя Михаила Фёдоровича. Она родилась как раз в Покровском. Так что связан он с царской семьёй, с первыми Романовыми и возведён был на их средства. Сейчас, конечно, это не тот храм, а построенный в конце XVIII века на средства прихожан. К началу XX века он был богато украшен древними святынями. То, что сейчас осталось от стенописи, – это остатки живописи 1911 года. После революции 1917 года государство вывезло из храма более четырнадцати пудов серебряных сосудов, крестов, риз, лампад и др. Тогда же Ирининскую улицу переименовали в улицу Фридриха Энгельса. До революции было изобилие крестов-куполов, а потом всё пошло на попрание… Очень правильно и хорошо, что мы восстанавливаем и строим новые храмы. Но революция должна была нас научить, мы должны сделать вывод из произошедшего. Всё это было следствием упадка веры. Вот три поколения и прожили эти лагеря, войны, трудности. Нам повезло. В том смысле, что нам досталось время такое. Господь говорит, что до четвёртого колена наказую, до тысячного – милую. А мы как раз, если взять по двадцать пять лет, попали уже на четвёртое колено. Сейчас даже не верится, что так было. Мы в епархии и на подворье ставим задачу в первую очередь работать с людьми. Вместе встречаться, и себя обучать, и им показывать пример. Это наша самая главная задача – преображение себя.

– Несмотря на финансовые трудности подворья и постоянные разъезды для участия в богослужениях, вы решили возглавить подготовку и провести Ирининские чтения в ноябре этого года.

– Да, мы задумали форум «Духовные основы славянского мира». Цель его – подчеркнуть общие корни бывших республик, а теперь государств, пригласить просветительские организации России и Белоруссии вместе поучаствовать в конференции, культурной программе. Ирининские чтения начнутся в Москве, продолжатся в Витебске и Нижнем Новгороде. А потом уже по желанию люди могут съездить в паломничество в Дивеево. В Москве на себя берёт организацию Сергей Николаевич Бабурин. Чтения начнутся, как всегда, со службы, после службы молебен, потом будут общие заседания, работа в секциях. Мы не ставим целью открытие каких-либо новых исторических моментов, очень много уже сделано и открыто. Наша цель состоит в том, чтобы мы могли общаться и делиться своим знанием и опытом.

– Храм теперь является представительством. Служат священники-белорусы?

– Да, они у нас назначены, служат в череду. Но мы привлекаем и других священников, приезжающих из Белоруссии, чтобы они тоже служили, обучались традициям, знакомились с московскими святынями. Архиереи белорусские могут служить, семинаристов мы присылаем помочь во время великих праздников. Монастырские хоры приезжают петь. Когда учреждалось подворье, при храме действовал институт «Со-действие», учреждённый московским Отделом катехизации. В нём взрослые люди учатся иконописи, церковному пению, церковной вышивке. Работает он давно и старается сохранять московские традиции и хороший уровень образования. Мы решили оставить институт при подворье, чтобы он продолжал работу. Всех белорусских гостей приглашаем в мастерские института, чтобы посмотрели, как учат в Москве. А московских учащихся приглашаем к себе в гости, съездить в паломничество, принять участие в крестных ходах, в празднике «Славянский базар», который проходит у нас в Витебске. В этом году институт привёз туда выставку своих икон и церковного шитья, и она очень понравилась витебчанам. Это вот и есть внутреннее, хорошее и духовное. Самое главное – это когда люди приезжают, общаются и укрепляются духовно. И для россиян, для москвичей тоже очень полезно, потому что молитва объединяет. Белоруссию и Россию соединяет духовно единая Русская Православная Церковь.

– Насколько я знаю, вы давно были назначены на Витебскую кафедру?

– Да, с восемьдесят девятого года. Уже двадцать восьмой год.

– То есть для вас Витебск стал родным городом?

– Как будто там и родился. Духовно, как архиерей.

Тяжело было, когда вас только назначили?

– В Белоруссии в советские времена борьба с религией прошла образцово: когда я приехал, в городе действовал только один-единственный храм. Витебск город древний и очень интересный. Первые храмы были заложены ещё княгиней Ольгой. Благовещенский храм XI–XII веков исторически связан с Ольгой и Александром Невским, памятник которому мы поставили в этом году. Его сын Василий воспитывался у тёщи Александра Невского при Благовещенской церкви. Два исторических сражения были выиграны Александром Невским под Витебском. Потом, когда пошло сильное западное давление, князь с семьёй выехал отсюда.

А потом город отошёл к Литве и в XVI веке вошёл в Речь Посполитую, и в нём насильственно стало насаждаться католичество. Одно время православные были вынуждены служить в шалашах за рекой Витьбой.

Мы сейчас проявляем заботу о строительстве Софии Полоцкой, которая была взорвана в 1700 году. На этом месте остались только фундаменты. В Полоцке новое здание, на вид чисто западного образца. Там службы совершаются только по праздникам, а так просто концертный зал. Мы сейчас взяли благословение у Святейшего, очень много труда приложили, чтобы построить ту Софию, которая была взорвана. Но в Витебске. София Константинопольская сохранилась, София Киевская сохранилась, Новгородская София тоже сохранилась. Мы будем свою Софию восстанавливать один к одному, как она была построена. Святейший Патриарх благословил, чтобы Софию построить на нашей земле, в Белоруссии. Строят храм и белорусы, и россияне, и украинцы.

Сегодня возникают проблемы с католической церковью ?

– Конечно, смущает влияние Запада. Очевидно, что со стороны католической конфессии проводится работа. В 1989 году ни одного костёла не было, а сейчас официально уже шесть. У них на сайте присутствуют ещё 11, то есть 17 костёлов в одном только городе. Чтобы противодействовать такому прозелитизму, нам необходимо работать над собой духовно, это нас держит в правильном духе.

– Владыка, вы говорите о правильном духе, кого вы назвали бы своими духовными ориентирами, наставниками?

– Когда я пришёл в монастырь, у нас был архимандритом отец Кирилл (Павлов), так вот я к нему обращался со всеми духовными вопросами. Однажды попросил у него благословения съездить к архимандриту Серафиму (Тяпочкину) в Белгородскую область. И мне разрешили съездить, я у него побывал. У меня осталось о нём очень хорошее воспоминание духовное. Есть очень интересная книга, где он отвечает на вопросы мирян в то время. Его спрашивали: «Что будет с Украиной»? И он, во-первых, сказал, что будет с Советским Союзом, что он развалится и все республики будут государствами. И что на Украине будет война серьёзная. И с Белоруссией тоже будет плохо, только немножко получше, чем на Украине. Меня поразило, что будет с Сибирью, он сказал: «Ляжем при одной власти, проснёмся уже при китайской власти». Но везде говорит, всё будет зависеть от нас. Как мы будем молиться, как мы будем Господа просить, как будем преображаться. Если исправимся, значит, всех трудностей избежим. Не думайте, что всё будет гладко, всё может очень круто измениться.

В 1991 году от Белорусского Экзархата была делегация в Грецию. Я её возглавлял, и мы посещали старца Паисия, кто пожелал, мог лично вопросы задать.

То, о чём говорили старцы, к сожалению, уже происходит. Поэтому нам нужно свою духовную жизнь поднимать. Я часто вспоминаю письмо в стихотворной форме преподобного Серафима Вырицкого «От меня это было», где говорится о том, что Господь – хозяин всему и всё в Его руках. Это напоминание о том, чтобы мы во всём полагались на Бога. Когда мы начинаем проявлять заботу, энергию, то Господь нам во всём помогает. И когда молитва ко Господу, Господь с нами. Мы тогда и сами преображаем себя и получаем, безусловно, правильное наставление и направление своей жизни.
Господь смотрит, чтобы мы были верны Ему и укреплялись.

Беседовала Татьяна Валерьевна КОНДРАТЬЕВА

Димитрий, архиепископ Витебский и Оршанский. Родился 22 января 1953 года в Бобруйске. В 1972 году окончил Бобруйский деревообрабатывающий техникум, в 1978 году – Московскую духовную семинарию, а в 1982 году – академию. С 1977 года был послушником в Свято-Троице-Сергиевой Лавре, в 1978 году пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона, а в 1984 году – во иеромонаха. С 1984 года – духовник братии Свято-Троице-Сергиевой Лавры. В сан игумена возведён в 1986 году.
Постановлением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода от 6 июля 1989 года игумену Димитрию (Дроздову), духовнику Свято-Троице-Сергиевой Лавры, определено быть епископом Полоцким и Витебским.
22 июля 1989 года, после всенощного бдения в Свято-Духовом кафедральном соборе в Минске, был рукоположен во епископы. 7 июля 1992 года назначен епископом Витебским и Оршанским. 18 февраля 1999 года возведён в сан архиепископа.

Архипастырям сослужили клирики Смоленской митрополии и гости в священном сане, прибывшие на праздник. За Литургией пел архиерейский хор Успенского кафедрального собора (регент - Елена Фролова). Прямая трансляция богослужения осуществлялась на сайте Смоленской митрополии, канале Смоленской епархии на YouTube и на сайте Успенского собора.

В храме присутствовали: губернатор Смоленской области А.В. Островский, глава города Смоленска В.А. Соваренко, ректор Смоленского государственного университета М.Н. Артеменков, представители аппарата администрации Смоленской области и города Смоленска.

За Литургией молились студенты Смоленских духовных школ, настоятельницы и насельницы монастырей Смоленской митрополии, участники XVI Международного Одигитриевского крестного хода из Витебска, сестры милосердия Смоленского сестричества в честь иконы Божией Матери «Одигитрии», смоляне и паломники. Правопорядок во время торжеств поддерживали казаки Смоленского городского казачьего общества.

По окончании Литургии вокруг собора был совершен крестный ход с чудотворной Смоленской иконой.

По возвращении в собор со словами приветствия к собравшимся обратились митрополит Смоленский Исидор, митрополит Тернопольский Сергий и ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Петергофский Серафим.

В дни праздника в Смоленске по традиции прошел III фестиваль колокольного звона «Одигитриевский». В рамках фестиваля состоялись семинар-практикум «Традиции колокольного звона: история и современность» и подведение итогов курсов звонарского мастерства, проходивших в Смоленской епархии с 10 июля по 9 августа с.г. В фестивальном концерте приняли участие звонари из всех епархий Смоленской митрополии, а также гости из Москвы, Новосибирска, Кемерова, Минска и Полоцка. Почетный гость праздника, О.В. Окунева, первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, отметила важность проведения фестиваля колокольного звона на Смоленской земле.

В большом Одигитриевском концерте у стен Успенского собора приняли участие творческие коллективы из Смоленска, Санкт-Петербурга, Саратова, Витебска и других городов России и Белоруссии. На Соборном холме была организована книжная выставка, ярмарка изделий прикладного искусства «Город мастеров», мастер-классы для детей и взрослых по изготовлению народной куклы и традиционной смоленской глиняной игрушки, ткачеству и работам за гончарным кругом.

Информационная служба Смоленской епархии /Патриархия.ru

(в миру Николай Григорьевич Дроздов)

Родился 22 января 1953 года в Бобруйске. В 1972 году окончил Бобруйский деревообрабатывающий техникум, в 1978 году — Московскую духовную семинарию, а в 1982 году — академию. С 1977 года был послушником в Свято-Троице-Сергиевой Лавре, в 1978 году пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона, а в 1984 году — во иеромонаха. С 1984 года — духовник братии Свято-Троице-Сергиевой Лавры.
В сан игумена возведен в 1986 году.

Постановлением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода от 6 июля 1989 года игумену Димитрию (Дроздову), духовнику Свято-Троице-Сергиевой Лавры, определено быть епископом Полоцким и Витебским.

22 июля 1989 года, после всенощного бдения в Свято-Духовом кафедральном соборе в Минске, наречение игумена Димитрия совершили: Блаженнейший Патриарх Великой Антиохии и всего Востока Игнатий IV, Митрополит Минский и Белорусский Филарет, архиепископы Могилевский и Мстиславский Максим, Владимирский и Суздальский Валентин, епископы Ларисский Гавриил, Экзарх Австралии и Новой Зеландии (Антиохийский Патриархат), Пинский и Брестский Константин, Филиппопольский Нифон, представитель Патриархата Антиохийского при Патриархе Московском.
23 июля 1989 года, в Неделю 5-ю по Пятидесятнице, за Божественной литургией в Свято-Успенском соборе Жировичского монастыря Блаженнейший Патриарх Игнатий и Преосвященные архиереи, участвовавшие в наречении, совершили хиротонию игумена Димитрия во епископа Полоцкого и Витебского.

7 июля 1992 года назначен епископом Витебским и Оршанским.
18 февраля 1999 г. возведен в сан архиепископа.

Решением Святого Синода Белорусской Православной Церкви от 30 декабря 2008 года назначен председателем новообразованного Отдела БПЦ по взаимодействию с Министерством внутренних дел Республики Беларусь и Департаментом исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 10 октября 2013 г. назначен настоятелем представительства Белорусского Экзархата в Москве.

Решением Синода БПЦ от 11 ноября 2013 г. () назначен директором вновь открытого Витебского духовного училища.

Решением Синода БПЦ от 26 июня 2014 г. (журнал № 36) освобожден от должности Синодального отдела Белорусского Экзархата по тюремному служению.

18 июля 2019 года, в праздник обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, по окончании Божественной литургии в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Тронном зале Патриарших покоев Лавры вручил архиепископу Димитрию памятную панагию — во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 30-летием архиерейской хиротонии.

Почетное звание «Человек года Витебщины-2012» присвоено за активную общественную деятельность по духовному просвещению народа, участие в возрождении культурно-исторических ценностей Витебщины, непрестанную заботу о приходах вверенной ему епархии.

В июле 1989 года игумен Димитрий (Дроздов) назначен епископом Полоцким и Витебским. В июле 1992 года в связи с восстановлением епископской кафедры в Витебске, назначен епископом Витебским и Оршанским. В 1999 году он возведен в сан архиепископа.

Архиепископ Дмитрий в январе 2008 года награжден Премией Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение». В июне 2010 года в Киевской Духовной Академии защитил диссертацию на тему «Витебская епархия: история и современность». Присвоена ученая степень кандидата богословия.

Со времени восстановления Витебской епархии непрестанными заботами и трудами архиепископа Димитрия возрождаются храмы и духовная жизнь. За последние годы в епархии количество приходов увеличилось до 164, а священнослужителей до 179. Были возрождены шесть монастырей: Свято-Богоявленский Кутеинский мужской монастырь г. Орши (1992); Свято-Успенский женский монастырь г. Орши (1997); Свято-Троицкий Марков мужской монастырь г. Витебска (2000); Свято-Духов женский монастырь г. Витебска (2001); Свято-Покровский женский монастырь г. Толочина (2004), Свято-Успенский женский монастырь д. Слобода Витебского района (2011). Действуют 5 братств и 26 сестричеств. В г. Витебске восстановлены Свято-Покровский кафедральный собор, Свято-Благовещенская церковь ХII в., Свято-Успенский кафедральный собор, храм Воскресения Христова, представляющие собой выдающиеся памятники архитектуры. Ведется строительство новых храмов. В 2012 году освящен построенный заново храм Святого Духа в Свято-Духовом женском монастыре г. Витебска. В г. Витебске духовное окормление верующих совершается более чем в 35 храмах. В их числе - больничные, тюремные, домовые.

Сознавая важное значение духовного образования в возрождении церковной жизни, в 1996 году было возрождено и начало действовать Витебское православное духовное училище, в 2011 году преобразованное в Витебскую духовную деминарию, а Витебское духовное училище переведено в г. Оршу по месту расположения оршанского филиала. С 2002 года в Витебском государственном университете при историческом факультете действует теологическое отделение. С 2001 года на базе детского оздоровительного лагеря «Дружба» открыт православный детский оздоровительный лагерь в честь иконы Божией Матери «Воспитание».

В 2004 году подписана программа мер по выполнению «Соглашения о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью» в Витебской области, что дало возможность еще более широкому взаимодействию Церкви и государства по следующим направлениям: в области образования и воспитания, культуры и творческой деятельности, охраны, восстановления и развития исторического и культурного наследия, в области здравоохранения, охраны окружающей среды, развития спорта и туризма, социальной защиты, благотворительной деятельности, содействия укреплению семьи, материнства и детства, сотрудничества со средствами массовой информации, профилактике правонарушений и нарушений правил безопасности жизни, попечения о лицах, находящихся в местах лишения свободы и отбывших наказание.

В целях сохранения и изучения исторической памяти белорусского народа в Витебской епархии с 21 апреля 2005 года осуществляет деятельность церковно-археологический кабинет, в котором ведется учебно-методическая, религиозно-просветительская и научно-исследовательская работа. С 2005 года в Витебской епархии проводится исследовательская работа в архивах по изучению биографий священно- и церковнослужителей, а также всех, пострадавших за веру. По результатам исследований издан «Витебский мартиролог» и 4 ноября 2007 года были прославлены в лике святых Белорусской Православной Церкви священномученик Николай (Околович) и исповедник Владимир (Еленевский).

В рамках сотрудничества Церкви и государства ежегодно в Витебской епархии проводятся рождественские выставки, концерты и встречи, сретенские образовательные чтения в г. Витебске, пасхальный фестиваль в г. Витебске, международный православный фестиваль «Одигитрия».

В 2012 году архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий возглавил общественный Совет по подготовке и проведению празднования 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года. В рамках торжеств в Витебской епархии проведен ряд мероприятий, посвященных празднованию славного юбилея: международные конференции, семинары, благоустройство мест захоронений.

В сентябре 2012 года в честь 200-летия победы в Отечественной войне 1812 годаа рхиепископом Витебским и Оршанским Димитрием был освящен крест-памятник под Островно. В ноябре 2012 года состоялся торжественный молебен в Свято-Успенском кафедральном соборе в честь освобождения Витебска от наполеоновских войск. Затем возле памятника героям Отечественной воины 1812 года в Витебске было совершено заупокойное богослужение о наших предках, которые дали отпор нашествию армии Наполеона. В этот же день в Витебской духовной семинарии состоялась пресс-конференция - презентация книги, посвященной 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года и названной стихотворной строкой участника белорусских баталий поэта Федора Глинки «Зовет к Отечеству любовь!». Издана книга московским информационно-издательским центром «К Свету».

Патриархом Московским и всея Руси Кириллом архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий удостоен юбилейной медали «В память 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года».

Архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий (Дроздов Николай Григорьевич) [Фото] // Віцебскі рабочы. - 2013. - 31 студз. - С. 13.

Ви́тебская и Орша́нская епа́рхия - епархия (административно-территориальная единица) Белорусской православной церкви Московского патриархата. Территория епархии включает восточную часть Витебской области с центром в Витебске. Во главе епархии стоит архиерей.

История

После воссоединения греко-католиков с Православием

После Полоцкого собора униатского духовенства России (1839), принявшего решение о воссоединении с Православием и в связи с тем, что в Витебске православных было намного больше, чем в Полоцке, Полоцкие архиереи с 1839 года большую часть времени пребывали в Витебске. Полоцкий епископ Исидор (Никольский; 1837-1840) поселился в витебском Марковом монастыре.

Земли Архиерейского дома

В 1905 году Архиерейскому дому принадлежали :

  • Хутор «Залучосье» («Хартово»-тожъ), застенок «Новка-Телятники» и пустошь «Васильева»=148 десятин (сп. м. 1854);
  • им. Мазурово (сельцо «Прудок», «Мазурино»-тожъ)=70 десятин (сп. м. 1895);
  • фольв. Тройчено=28 десятин (1885);
  • лесная дача (из «Трубачской» каз. дачи)=144 десятины (1885);
  • озеро «Иваново», Невельский уезд=108 десятин (1867);
  • часть озера «Ивана», Невельский уезд=157 десятин (1867);
  • мельница «Ксаверия», близ г. Полоцка, на р. Полоте (1835);
  • мельница «Залучосье», на р. Лучосе (1899);
  • участки (плацы) в г. Витебске (1860): а) под усадьбу архиерейского дома-1237 кв. саж., б) 1 часть г. Витебска: 2 дес. 1919 кв. саж., в) во 2-й части - 1154 кв. саж., «Кстово» 2 дес. 325 кв. саж., г) в 3-й части - 2348 кв. саж. на «Руси»

В 1856 году в Витебск была переведена Полоцкая Духовная семинария , размещена в зданиях бывшего Базилианского мужского монастыря , в 1872 г. семинария стала называться Витебской.
В 1864 году в городе открылось училище для девиц духовного звания .

«Полоцкие епархиальные ведомости»

С 1874 года издавались в Витебске под руководством ректоров Витебской духовной семинарии.
После установления Советской власти издание закрыто, возрождено в 1995 году.

В 1904 году в Витебске насчитывалось 35 храмов, в т. ч. Никольский кафедральный и Успенский городской соборы. К 1917 году в Витебском округе действовало 155 храмов.

В 1918-1920 гг. в Витебске были закрыты ДС, духовные училища и Марков Свято-Троицкий монастырь. В храмах шло изъятие церковных ценностей.

В апреле 1922 года был арестован Полоцкий и Витебский архиепископ Иннокентий (Ястребов). Отсутствие архиерея на кафедре, а также арест Патриарха св. Тихона (в мае 1922) активизировали деятельность обновленцев, и 24 августа 1922 года в Витебске состоялся 1-й обновленческий съезд. В сентябре того же года обновленческими архиереями в Москве во «епископа Полоцко-Витебского» был «хиротонисан» прот. Константин Запрудский. С этого времени в Витебске жили как архиереи, верные священноначалию РПЦ, так и обновленческие епископы.

В 1923 г. под предлогом неуплаты налогов в городе были закрыты Успенский собор и Свято-Духовская церковь. К началу 1930 г. в Витебском округе осталось 14 храмов.
В 1931-1932 годах было арестовано почти всё православное духовенство Витебска во главе с архиепископом Полоцким и Витебским Николаем (Покровским).

В 1936 году в Витебске были закрыты 16 церквей из 17 действующих, взорваны Свято-Воскресенская (Рынковая) церковь, Свято-Успенский собор и многие другие храмы. К 1938 году в Витебске не осталось ни одного действующего храма. Епархия прекратила свое существование.

Новое на сайте

>

Самое популярное