Домой Молитвы и заговоры Католицизм: особенности вероучения и культа. Влияние католичества на культуру западной европы в эпоху средневековья Вопросы и задания

Католицизм: особенности вероучения и культа. Влияние католичества на культуру западной европы в эпоху средневековья Вопросы и задания

§ 22. Южная Европа – колыбель католицизма

Термин «католицизм» происходит от греческого слова католикос , что значит «всеобщий, всемирный». Тем самым подразумевается всемирный, международный статус Римско-католической церкви. Но в этих своих притязаниях она не одинока. Православная церковь тоже называет себя кафолической, то есть вселенской, соборной. Главой Армянской апостольской церкви является Католикос всех армян. Однако термин «католик» прочно закрепился именно за последователями Римской церкви. Почему? Во многом потому, что это самая многочисленная ветвь христианства, последователи которой проживают на всех континентах мира.

Карта 7. Численность католиков по странам мира

Как и когда зародился католицизм?

Римско-католическая церковь считает себя правопреемницей древнейшей христианской церкви. Католики считают, что только они сохранили неизменным дух христианства, присущий первым векам его существования. По преданию, первым христианским римским епископом (то есть Папой Римским) был апостол Петр – любимый ученик Христа и самый верный его последователь, как характеризуют апостола отцы католической церкви. Поэтому и главный храм всех католиков – собор святого Петра в Риме. Критикуемые другими христианскими конфессиями за чрезмерное превознесение Петра, выделение его из ряда других апостолов, католики апеллируют к Евангелию, где Петр назван «камнем, на котором Христос основал свою церковь». В пользу его исключительности, считают они, свидетельствует и то, что Петр единственный из всех апостолов многократно называется в Священном Писании по имени, в то время как остальные апостолы упоминаются как единая группа; указывается и на частое определение Петра первым из числа апостолов.

Появление христианской церкви в Риме восходит к 50 г.н. э., но тогда христианство в мире было единым, и нельзя именно с этой датой связывать возникновение католицизма. В начале IV в., после долгой борьбы и многих жертв, христианство становится государственной религией Римской империи, но уже в 395 г. происходит разделение империи на Западную и Восточную. Раскол, пусть и не сразу, постиг и христианскую церковь. В 1054 г. Папа Римский и Константинопольский патриарх подвергли друг друга анафеме (снята лишь в 1965 г.), с этого момента Западная и Восточная христианская церкви считаются официально разделенными, католицизм окончательно отделился от православия, хотя фактически это произошло столетиями раньше. Все святые, канонизированные до середины XI в., в равной мере признаются и католиками, и православными. Например, в России можно встретить церкви, освященные в память Папы Римского Климента I (жил в конце I в.н. э., известен как автор богословских произведений). Да и, казалось бы, исключительно православные святые Кирилл и Мефодий, проповедовавшие веру Христову в восточных землях, одинаково почитаются и католиками, ведь жили они в IX в.

В XVI в. Римско-католическую церковь постиг еще один раскол: в результате Реформации из нее выделились протестантские церкви, о которых мы поговорим на следующей лекции. С тех пор ни география, ни учение Церкви существенным образом не менялись.

Основные положения католической веры

Католицизм – одна из ветвей христианства, поэтому основой учения является вера в Иисуса Христа как Сына Божьего, пришедшего в мир искупить грехи человеческие, распятого на кресте, вознесшегося на небо и ожидаемого во втором пришествии. Католики, подобно православным, признают все семь христианских таинств, но с некоторыми отличиями. Католики чтут в качестве священных книги Ветхого и Нового Завета. Однако Ветхий Завет принимается ими несколько в ином виде, чем православными. Римско-католическая церковь, как и церковь Православная, считает, что спасение людей может быть достигнуто лишь при посредничестве духовенства, которое очень четко отделено от мирян. Католики так же, как и православные христиане, почитают Богородицу, ангелов, святых. Так же, как у православных, широкое распространение у них получил культ мощей и священных реликвий.

Безусловно, между католиками и православными меньше догматических расхождений, чем между католиками и протестантами. Однако эти догмы существуют столетиями и являются непреодолимым препятствием восстановления единства христианской церкви (табл. 3).

Таблица 3

Основные догматические различия между православием и католицизмом

Важнейшими ересями католиков, с позиций православных, являются признание верховенства и непогрешимости Папы Римского, нисхождение Святого Духа не только от Бога-отца, но и от Бога-сына (в католические священные книги было добавлено по латыни filioque – «и сына»), догмат о сверхдолжных заслугах Христа, Богородицы и святых. На последнем хотелось бы остановиться подробнее, так как православными эта норма расценивается как верх лицемерия и безнравственности. Католики считают, что Христос, Богородица и святые в своей земной жизни искупили гораздо больше грехов, чем к тому времени накопило человечество. Образовавшейся сокровищницей добрых дел по своему усмотрению вправе распоряжаться Католическая церковь. Именно этим догматом объясняется практика выдачи индульгенций – бумаг, подтверждающих искупление грехов и передаваемых верующим в обмен на определенные дары или денежные средства, отданные церкви.

Увлечение «коммерцией» можно заметить и в другом католическом догмате – учении о чистилище, принятом на Флорентийском соборе в 1439 г. Католическая церковь придерживается мнения, что не каждая человеческая душа может сразу по своим заслугам попасть в рай или ад. Обычно души проходят чистилище, где путем суровых испытаний избавляются от нетяжких грехов, чтобы затем направиться в рай. Срок пребывания в чистилище зависит от молитв и может быть сокращен, если родственники умершего сделают приношения церкви.

В католицизме большое развитие получило монашество . Монахи образуют сообщества – ордены, которых за всю историю церкви известно более ста. Наиболее распространенные ордены имеют определенную специализацию. Например, орден доминиканцев (лат. domini cani – псы господни), получивший свое имя от святого Доминика, – интеллектуальный цвет католической церкви, средоточие книжной мудрости, именно им поручено вести полемику с другими направлениями христианства по вопросам теологии и философии. Орден францисканцев (от имени святого Франциска Ассизского) призван оказывать помощь нищим и обездоленным. Орден бенедиктинцев (старейший из католических орденов, основан в IV в.) «курирует» вопросы культуры. Широко известный орден иезуитов был основан в XVI в. специально для борьбы силовыми методами с ересью и Реформацией.

Богослужение католиков – месса . Она, как правило, проходит очень пышно, используется органная музыка. Католические храмы не имеют иконостаса, отделяющего алтарь от остальной части храма, все таинства богослужения совершаются на глазах у верующих, которые во время службы могут сидеть на специальных скамьях (очень часто на них имеется специальная полочка для коленопреклонений). Католические храмы не украшаются фресками, зато широко используется скульптура, окна расписываются цветными витражами, очень часто делаются композиции из кукол, рассказывающие о том или ином христианском празднике (Рождестве, Крещении и др.).

Католиками в широком смысле считаются и представители ряда церквей, заключивших унии (союзы) с Римско-католической церковью. Униаты признают главенство Папы, чистилище, исхождение Святого духа и от Бога-сына, но при этом пользуются некоторыми каноническими вольностями – допускаются вступление в брак священников, богослужение на родном языке, сохранение обрядов восточных ветвей христианства. Наиболее многочисленная униатская церковь – Украинская греко-католическая, созданная в результате Брест-Литовской унии 1596 г. Она насчитывает около 7 млн верующих, проживающих преимущественно на западе Украины (Львовская, Ивано-Франковская и Тернопольская области). Имеются относительно малочисленные группы верующих, заключившие унию с Римско-католической церковью и продолжающие исполнять обряды Армянской апостольской, Эфиопской, Грузинской православной, Русской православной и других восточных церквей. Все они чаще всего учитываются в числе католиков.

Культура католического мира

Наиболее устоявшиеся и зримые символы католической культуры – это прежде всего храмовые постройки. Римско-католическая церковь пыталась утвердить свое могущество и средствами наглядной агитации – созданием бессмертных творений зодчих. Мощь и влияние Рима проявляются и в соборе святого Петра, и в соборе Парижской Богоматери, и в соборе святого Стефана в Вене, и в многочисленных исключительных по своей пышности храмах Испании, самый грандиозный из которых Саграда Фамилия, созданный гением архитектора А. Гауди в Барселоне, – этих молчаливых свидетелях, а порой и активных фигурантах всей истории своих государств, и в польских и литовских костёлах, через которые с западноевропейской архитектурой знакомилась Русь.

Католический храм, как правило, пышен по форме, декору и интерьеру. Общая традиционная схема его устройства не менялась веками. Лишь в последние десятилетия постмодернизм проник и в эту, прежде закрытую для него сферу. Теперь мы можем удивляться кафедральному собору бразильской столицы Бразилиа (архитектор Оскар Нимейер), напоминающему индейский шалаш, выполненный из стекла и бетона. Много эпатажных проектов католических костёлов реализовано в Польше.

В городах католического этнокультурного региона кафедральный собор занимает центральное место, в распланированных на пустом месте прямоугольных сетках латиноамериканских столиц ему принадлежит позиция на главной площади страны. Самый главный католический храм, сердце Церкви – собор святого Петра в Риме.

Неотделима от католицизма европейская живопись, как романского периода, так и эпохи Возрождения. Над украшением католических храмов работали Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти, Джотто, Донателло и многие другие известные мастера. В русле католической культуры зарождалась классическая музыка, особенно итальянская, французская и австрийская. Орган – единственный разрешенный в католическом храме музыкальный инструмент – вошел в мировую музыкальную культуру вместе с именами Баха и Генделя. Используя в качестве питательной среды католическую культуру, смогла распространиться в научном сообществе современного мира латынь.

Этнические характеры

Южная природа – горячее солнце, теплое море, яркая растительность – сформировали особые качества представителей католических народов: экспансивность, коммуникабельность, гордость, уверенность в себе, стремление жить широко. Горячим характером обладают не только католические народы южной Европы, но и католики-«северяне». Хорошо известны упорство и бунтарский дух ирландцев, не сломленных столетиями притеснений со стороны англичан. На фоне своего окружения вполне экспансивны литовцы и поляки, по праву гордящиеся тем, что на пару имели одно из крупнейших государств Европы всех времен – Речь Посполитую.

Центры католического паломничества

Главный центр паломничества в католическом мире – Ватикан . Это самое маленькое в мире государство, площадью всего 0,44 км 2 с длиной внешней границы 2,6 км, находящееся внутри Рима, имеет несопоставимое со своими размерами влияние на мировую политику. Номинально в Ватикане проживают менее 800 человек, но фактически власти этой страны могут говорить от лица более чем миллиарда католиков. Дипломатическое влияние Ватикана очень велико, папский посланник – нунций – формально возглавляет посольский корпус в католических странах.

По форме правления Ватикан – абсолютная теократическая монархия. Глава государства, Папа Римский, избирается пожизненно тайным голосованием большинством голосов (двумя третями) конклава кардиналов (не более 120 человек, никто не должен быть старше 80 лет). Папе принадлежит верховная законодательная, исполнительная и судебная власть. Центральный орган управления Ватикана – Римская курия, возглавляемая Папой. В апреле 2005 г. Римским Папой, 265-м по счету, под именем Бенедикта XVI стал немецкий кардинал Йозеф Алоиз Ратцингер. Избрание немца на Святой Престол произошло впервые в современной истории. Перед ним в течение 27 лет Папой был поляк Кароль Войтыла, возглавлявший церковь под именем Иоанна Павла II. До него последние 450 лет Папами становились только итальянцы.

Предшественницей Ватикана была управляемая Папами Папская область, потерявшая самостоятельность в результате объединения Италии в конце XIX в. Ватикан создан согласно Латеранским соглашениям между Святым Престолом и правительством Италии, заключенным в 1929 г.

За пределами своих государственных границ Ватикан, пользуясь правами экстерриториальности, владеет раннехристианскими базиликами IV в., Латеранским дворцом XVI в., летней резиденцией Папы в Кастель-Гандольфо (XVII в.) и некоторыми другими пожалованными Ватикану зданиями в Риме и его окрестностях.

Источники доходов Ватикана: добровольные пожертвования верующих и различных церковных институтов, сборы от налогов на церковь, доходы от капиталовложений в различные инвестиционные проекты, иностранный туризм, выпуск почтовых знаков, производство и продажа сувениров (монеты, фотографии святынь, церковная утварь и др.).

С католицизмом связана официальная символика Ватикана. Флаг государства представляет собой квадратное полотнище, состоящее из двух равновеликих вертикальных полос – желтой и белой. В центре белой полосы – скрещенные золотой и серебряный ключи под папской тиарой. Ключи символизируют право первого епископа Рима апостола Петра решать судьбы верующих. Золотой ключ – «разрешающий», серебряный – «запрещающий». Тиара – головной убор Римского Папы, символ его власти.

Святыни Ватикана, включая собор святого Петра, ежегодно посещают 8 млн паломников. Пик паломнических прибытий приходится на католическую Пасху. Помимо римских святынь, важнейшими центрами паломничества католиков являются Сантьяго-де-Компостела в Испании, Ченстохова в Польше, Лурд во Франции, Фатима в Португалии.

Сантьяго-де-Компостела

Галисийский город, назван в честь святого Иакова (Якова, по-испански Яго); здесь в соборе покоятся его останки. В 1478 г. паломничество в Сантьяго Папой Римским было уравнено в духовном смысле с паломничеством в Рим. По прибытии в город паломники предъявляют в соборе специальный документ – «паспорт пилигрима», введенный еще во времена Средневековья, с отметками, сделанными в обязательных для посещения по пути церковных пунктах. Лишь после этого они могут получить написанный на латыни «сертификат Компостелы». Паломнику нужно дать чистосердечный ответ на вопрос церковных властей о том, с какими намерениями он отправлялся в путь, и если его помыслы не соответствуют благочестию, то тогда ему выдается иной тип документа.

Город на юго-западе Франции, ежегодно принимает 5–6 млн паломников, желающих прикоснуться к чуду. В их числе 70–100 тыс. больных, надеющихся на исцеление. В 1858 г. жителям Лурда 18 раз являлась Богородица. Она указала место в гроте, где надо было разрыть землю, и оттуда забил источник с целебной водой. Грот Массабьель стал центром поклонения, Католическая церковь признала Лурд святым местом и создала систему регистрации и проверки свершившихся чудес. В Лурде построена вторая по величине в мире подземная церковь на 30 тыс. молящихся.

Этот поселок стал известен всему католическому миру в 1917 г., когда трем детям, пасшим овец, являлась Богородица, поведавшая им откровения о будущем. Подробности этих откровений Римско-католическая церковь не раскрывает до сих пор. В Фатиме был построен большой храм, возведенный Ватиканом в ранг собора. Ежегодно Фатиму посещают сотни тысяч людей.

Как и все христиане, католики придают большое духовное значение паломничеству в Святую Землю и посещению мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа (Иерусалим, Вифлеем, Тивериадское озеро).

Источники информации

1. Официальный сайт Ватикана: www.vatican.va

2. Текущая информация о структуре Католической церкви (кафедры, священники, история церкви, численность верующих по странам и епархиям): www.catholic-hierarchy.org

4. Католическая церковь в России: http://ruscatholic.ru

Вопросы и задания

1. Почему Римско-католическая церковь считается всемирной?

1. Как природная среда повлияла на культуру Римско-католического этнокультурного региона?

2. На карте «Численность католиков по странам мира» проведите границу Римско-католического этнокультурного региона. Какие страны со значительными католическими общинами (более 1 млн человек) оказались за его пределами? С чем это связано?

3. Как вы считаете, почему католические страны упустили мировое лидерство, передав его протестантским странам?

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Россия и Европа автора Данилевский Николай Яковлевич

Из книги Повседневная жизнь Соединенных Штатов в эпоху процветания и «сухого закона» автора Каспи Андре

Автора Малиновский Бронислав

Из книги Секс и вытеснение в обществе дикарей автора Малиновский Бронислав

2. Семья как колыбель зарождающейся культуры Принципиальное изменение механизма инстинктивных реакций необходимо изучать уже в связи с предметом настоящего исследования: ранние формы семейной жизни и переход от семьи животных к человеческой семье. Человеческая семья

Из книги Этнокультурные регионы мира автора Лобжанидзе Александр Александрович

Южная Табасарань 1. Род, фамилия – во всей Табасарани называется тухум, под которым разумеется то же, что и в Кюринском ханстве.2. Главою тухума считается старший летами. Права и значение его те же, что и в Кюре.3. Отношение членов тухума друг к другу, как в Кюре.4. Название

Из книги Искусство Востока. Курс лекций автора Зубко Галина Васильевна

§ 20. Восточная Европа – рубеж православия и католицизма Восточная Европа – регион активного взаимодействия различных народов и религий. На территории Восточной Европы проживают славяне, формирующие славянско-православное ядро региона, на юге к ним примыкают

Из книги автора

Эпоха Южная Сун На юге страны, в городе Линьане (Ханьчжоу), куда бежала большая часть интеллигенции, возрождается художественная деятельность. Император Гао Цзун организует здесь Академию живописи.Вторая половина XII – начало XIII века – время необычайного по

Данилов Д.Д. и др. Всеобщая история. 6класс. История Средних веков § 15

Слайд 2

ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ

Судя по этому высказыванию, что было важнее – пытаться понять мир или принять на веру его религиозное объяснение?

Судя по этому высказыванию, что было важнее для средневекового человека – вера в Бога или разумное объяснение мира?

Справочные сведения

Пётр Абеляр (1079–1142), мыслитель, преподаватель одного из университетов Франции, учил: «Я должен понять, чтобы поверить».

Справочные сведения

Богословы Средневековья говорили: «Я верую для того, чтобы понять!»

Слайд 3

  • СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ЕВРОПЕЙЦЫ ПЫТАЛИСЬ ОСМЫСЛИТЬ МИР РАЗУМОМ ИЛИ ПРИНИМАЛИ НА ВЕРУ ЕГО РЕЛИГИОЗНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ?
  • ВАША ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С АВТОРСКОЙ. ПОЖАЛУЙСТА, ВЫБЕРИТЕ В КЛАССЕ ТУ ФОРМУЛИРОВКУ, КОТОРАЯ ВАМ НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНА!
  • Слайд 4

    ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ

    Необходимый уровень.Соедини стрелками понятия и их признаки и впиши недостающее понятие..

    Ересь познание людьми законов природы и общества путём наблюдений, выдвижения гипотез, создания теорий, объясняющих мир

    религиозное учение, выступающее против господствующего церковного вероучения

    вера людей в Бога или богов, в сверхъестественные силы, в наличие у человека души, продолжающей существование после смерти тела.

    Слайд 5

    • В западноевропейском городе XIII–XIV веков
    • В замке XIV века

    Чем отличалась жизнь горожан XI–XV веков от жизни феодального мира?

    Слайд 6

    ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

    1. Пробуждение Разума

    2. Дотянуться до небес

    3. Свет и тени Средневековья

    Слайд 7

    ПРОБУЖДЕНИЕ РАЗУМА

    Повышенный уровень. Используя материал учебника с. 174–176, докажите, что в Средние века существовала наука. Как церковь относилась к научным мыслям?

    ДОСТИЖЕНИЯ

    СРЕДНЕВЕКОВАЯ НАУКА

    ОТНОШЕНИЕ ЦЕРКВИ

    Слайд 8

    Необходимый уровень. Напишите свое мнение и приведите один аргумент в его поддержку.

    Слайд 9

    Что вам кажется наукой, а что нет в деятельности исследователей природы XI–XIII веков?

    Повышенный уровень. Опишите взгляд на это с одной точки зрения, приведя два-три аргумента, или рассмотрите явление с разных сторон, подтвердив каждое мнение аргументом.

    Слайд 10

    Повышенный уровень. Используя материал учебника с. 173–174, 180–181, определите новые черты в образовании. Кратко сформулируйте и запишите их.

    Лекция в средневековом университете

    1._______________

    2._______________

    3._______________

    …._______________

    Слайд 11

    ДОТЯНУТЬСЯ ДО НЕБЕС

    Необходимый уровень. Рассмотрите иллюстрации католических храмов. Определите и напишите под рисунком, к какому стилю архитектуры относится каждый храм.

    Слайд 12

    Повышенныйуровень. Распределите и напишите под иллюстрацией номера признаков, соответствующих каждому стилю архитектуры

    Слайд 13

    Какие, на ваш взгляд, явления архитектуры свидетельствуют о развитии церковной культуры, а какие – светской?

    Необходимый уровень. Запишите один аргумент в поддержку каждой позиции

    Слайд 14

    • Необходимый уровень. Рассмотрите иллюстрации.
    • Дайте название каждому виду скульптуры.
    • Повышенныйуровень. Сравните два вида скульптур.
    • Определите сходство и различия
  • Слайд 15

    СВЕТ И ТЕНИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

    Зная, что с помощью печатного станка Гутенберга по Европе разошлась книга «Молот ведьм», считаете ли вы, люди XXI века, что лучше бы изобретения Гутенберга не было?

    ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

    • Необходимый уровень.Выбери в таблице верные утверждения, отметь их знаком «+».
    • Повышенныйуровень.Исправь неверные утверждения так, чтобы они стали верными
    • Максимальный уровень. Придумай и запиши верное утверждение, используя выделенные понятия.
  • Слайд 19

    Повышенный уровень. Составьте схему: какие виды искусства получили развитие в XI веке? Самостоятельно придумайте графическое выражение схемы..

    Посмотреть все слайды

    Понятие и периодизация средневековья. Распад Римской империи и поиск новых оснований культурного единства европейских народов. Феодальная иерархия, корпоративность и христианская религиозность как специфические черты средневековой культуры. Попытка восстановления Римской империи в период Каролингского ренессанса. Реформа папы Григория VIIи укрепление Католической церкви; борьба за инвеституру, целибат. Церковная оппозиция феодальной идеологии: доктрина Страшного суда, паломничество. Становление общеевропейской интеллектуальной элиты: университеты, латинский язык и межнациональное общение, жанр «суммы» и универсализм схоластического мышления.

    Литература . Пигалев А.И. Культурология. Волгоград, 2006; Розеншток-Хюсси О. Великие революции. Автобиография западного человека. М., 2002; Берман Г. Западная традиция права: Эпоха формирования. М., 1998.

    Тема 8. Секуляризация и современные тенденции в культуре. Эпоха Возрождения

    Понятие и периодизация Ренессанса. Италия в период позднего средневековья: расцвет городской культуры, византийское влияние, античное наследие. Особенность ренессансного гуманизма и его значение в процессе формирования ментальности новоевропейского человека: гуманист как ученый, гуманизм как антропоцентризм, феномен титанизма, имморализм как теневая сторона ренессансного гуманизма. Иллюзионизм и прямая перспектива как основополагающие принципы новой живописи и нового менталитета.

    Литература . Пигалев А.И. Культурология. Волгоград, 2006; Баткин Л.М. Итальянское Возрождение как исторический тип культуры. М., 1991.

    Тема 9. Секуляризация и современные тенденции в культуре. Реформация и генезис светской культуры

    Понятие Реформации. Идея реформы Католической церкви в период позднего средневековья. Религиозные, политические и экономические причины Реформации. Мартин Лютер – основоположник Реформации, рождение протестантизма. Принципы оправдания верой, высшего авторитета Писания, всеобщего священства. Мистические истоки Реформации и принцип религиозной автономии личности. Свобода вероисповедания и секуляризация политики. Кальвинистская версия Реформации: идея абсолютного предопределения и буржуазная трудовая этики; новые принципы церковного устройства и корни западноевропейской демократии. Роль идеи божественного избранничества в формировании западного менталитета.

    Литература . Пигалев А.И. Культурология. Волгоград, 2006; Розеншток-Хюсси О. Великие революции. Автобиография западного человека. М., 2002.

    Тема 10. Особенности российской культуры

    Формирование Русского централизованного государства в XV–XVIвеках. Роль православия в становлении русской культуры; спор осифлян и нестяжателей как выбор модели культуры. Включение народов Поволжья и Сибири в орбиту российской культуры. Гибель Византии и влияние Западной Европы на интеллектуальную культуру России. Интеграция России в Европейскую экономическую систему («мир-экономику»). Социокультурный смысл реформы патриарха Никона. Вестернизация российской культуры вXVII–XVIIIвв. и ее противоречивые последствия; осмысление этих противоречий в культурфилософских дискуссияхXIXвв. Проблема согласования модернизации и культурной идентичности России. «Советский проект».

    Литература . Пигалев А.И. Культурология. Волгоград, 2006;

    Зоя работает в редакции научного журнала «Астрономия сегодня». Ей с завидным постоянством три раза в год снится один и тот же сон. В этом сне она всегда сидит в окружении странной компании на крыше какого-то здания и каждый раз просыпается с головной болью.

    Такие же сны в это же самое время видит католический священник из собора Наборито в Хиросиме, построенного на месте деревянной церкви, уничтоженной ядерным взрывом 6 августа 1945 года. Что это? Совпадение? Зоя вместе со своей студенческой подругой Антониной начинает вести необычное расследование.

    Но только с помощью бывшего мужа Дамира и соседа дяди Зямы у нее получится завершить это дело. Она поймет, что жизнь каждого человека уникальна, как уникальна его ДНК или отпечатки пальцев. И еще, что жизнь – это череда случайностей, которые причудливым образом переплетаются, вызывая недоумение конечным результатом.

    Черногория. Горы в зеркале Адриатики

    Елена Раскина Путеводители Исторический путеводитель

    Черногория – это страна могучих гор и синего моря, древних церквей и монастырей, прозрачных озер и экологически чистых территорий, уникальной и богатой культуры. Современная Черногория – молодое независимое государство. Оно гармонично соединяет в себе православную и католическую культуру, а в районах, граничащих с Албанией, и элементы мусульманских традиций.

    Ландшафт этой страны так же разнообразен, как и ее культура: здесь и морское побережье, и высокогорные районы, и могучие леса, и серебристые озера, и тихие долины. Черногорцы удивительно гостеприимны. Они гордятся своим древним православием и многовековой близостью к России.

    Словом, российские туристы здесь всегда – желанные гости !

    Журнал русской культуры «Москва» №03/2017

    Отсутствует Культурология Журнал «Москва» 2017

    Литературно-художественный журнал. На его страницах – проза и поэзия современных авторов , неизвестные и забытые страницы творчества классиков русской литературы, произведения, созданные русскими писателями в эмиграции, размышления о духовном развитии общества известных публицистов, критиков, деятелей Православной церкви.

    Журнал для тех, кто интересуется состоянием литературы, искусства, театра в России. В номере: Проза и поэзия Владимир Крупин. Почеркушки на память Публицистика Михаил Смолин. Начала и концы революций Культура Светлана Замлелова. Бриллиантовый треугольник Мастера Литературная критика Игорь Шумейко.

    Юбилеи и литература – два локомотива нашей истории… Московская тетрадь Алексей Минкин. А что у вас к чаю? Музей? Домашняя церковь Николай Каверин. О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения» и многое другое.

    Художественный текст в парадигме католической и протестантской культуры (Г.С. Элиот, У.Фолкнер, Ф. К

    Л. Н. Татаринова Учебная литература Отсутствует

    Монография посвящена классикам европейской и американской литературы ХХ века: Т. С. Элиоту, У. Фолкнеру, Т. Вулфу, У. Голдингу, Э. Золя, Г. Ибсену, А. Камю, Ф. Кафке, Гамсуну, Ж. -П. Сартру, Д. Г. Лоуренсу, Дж. Джойсу, Г. Белю и Г. Грину. Выбранный угол зрения (религиозный дискурс), а также анализ малоизученных текстов («Четвероевангелие» Эмиля Золя, «По ту сторону» и «Нагорная победа» Фолкнера, «Катилина», «Кесарь и Галилеянин» Ибсена, «Солнце», «Женщины в любви» Лоуренса и другие) позволяют по-новому посмотреть на известные объекты.

    В работе предлагается понятие европейского генетического культурного кода, который содержит в себе, прежде всего, христианские (католические и протестантские) архетипы, а также языческие и ветхозаветные модели. Основной задачей было не рассмотрение религиозных взглядов писателей, а попыткой исследовать проявление культурного кода в каждом отдельном художественном тексте.

    Параллельно с этой же точки зрения рассматриваются философские и богословские сочинения европейских мыслителей. Издание адресуется аспирантам, преподавателям, студентам и всем интересующимся западной литературой и христианской религией.

    Судьба Парфенона

    Геннадий Кошеленко История Язык. Семиотика. Культура

    Парфенон – замечательный древнегреческий храм, стоящий на вершине афинского Акрополя. «Здание имеет свою судьбу», – говорили древние римляне. Мы проследим историю этого здания-символа, которое было и древнегреческим храмом богини Афины-Девы, и православной церковью, и католическим собором, и мусульманской мечетью, и складом для снарядов и т.

    История жены

    Мэрилин Ялом Социология Культура повседневности

    Мэрилин Ялом рассматривает историю брака «с женской точки зрения». Героини этой книги – жены древнегреческие и древнеримские, католические и протестантские, жены времен покорения Фронтира и Второй мировой войны. Здесь есть рассказы о тех женщинах, которые страдали от жестокости общества и собственных мужей, о тех, для кого замужество стало желанным счастьем, и о тех, кто успешно боролся с несправедливостью.

    Этот экскурс в историю жены завершается нашей эпохой, когда брак, переставший быть обязанностью, претерпевает крупнейшие изменения. Мэрилин Ялом – историк, сотрудница института гендерных исследований Мишель Клейман в Стэнфорде.

    Софиология

    Сборник статей Культурология Богословие и наука

    Русская софиология конца XIX – начала XX вв. – самобытное и примечательное явление мировой культуры. Вокруг него продолжаются споры, острота которых свидетельствует о непреходящей актуальности поднятых русскими софиологами проблем, важнейшие из которых – способность христианской цивилизации ответить на вызовы времени, необходимость единения человечества перед лицом нарастающих глобальных кризисов, обновление веры, поиски новой рациональности как культурной ценности, разумных оснований диалога между западным и восточным христианством, между христианством и другими мировыми и национальными религиями, между различными культурами.

    Настоящий сборник составлен из докладов, представленных на международной конференции «Русская софиология в европейской культуре» (Звенигород, 1–5 октября 2008 г.), организованной Библейско-богословским институтом св. ап. Андрея и Институтом восточных церквей (Регенсбург) при поддержке Католического комитета по культурному сотрудничеству (Рим, Италия).

    Коллектив авторов Религиоведение Приход. Православная газета

    Среди постоянных рубрик «Прихода» – «Мнения», «Новый Завет», «Миссионерская школа» и «Культура». Сентябрьский номер посящен православному празднику Воздвижения Креста Господня. В «Новом Завете» публикуем две замечательные проповеди. Евангелие недели перед Воздвижением заставляет задуматься над тем, что такое суд, на который нас призовет Бог.

    Это явление внешнее по отношению к человеку или суд происходит в нашем сердце? Андрей Зубов рассуждает о том, что такое настоящая духовная жизнь. Как определить, насколько моя жизнь духовна? Один католический университет в Техасе неожиданно открыл паб на своей территории.

    Президент благочестивого учреждения Сент-Мэри рассуждает о том, есть ли место выпивке в жизни христианина, и чем ее можно оправдать. Андрей Зубов во «Мнениях» проводит две важные исторические параллели. Что общего у разрушений, которыми уже прославилось ИГИЛ, и аналогичным варварским поведением других государств в XX столетии? И второе – профессор истории предлагает нам поразмыслить над вопросом о том, как нам проявить настоящую христианскую милость к беженцам с Ближнего Востока.

    Коллектив авторов Религия: прочее Приход. Православная газета

    Православная газета «Приход» не похожа на все, что вы читали раньше, ее задача удивлять и будоражить дух. Поднимаемые в ней вопросы призваны поддержать здоровую дискуссию вокруг важнейших вопросов жизни Церкви, а не заклеймить и растоптать. Газета будет интересна как делающим первые шаги в Церкви или уже крепким прихожанам, так и людям, у которых Бог в душе.

    Среди постоянных рубрик «Прихода» – «Мнения», «Новый Завет», «Миссионерская школа» и «Культура». Рождественский номер газеты «Приход» открывает профессор Андрей Зубов со словом о важности развития приходской жизни, а также фрагмент из книги Георгия Митрофанова о компромиссе Церкви с властью.

    Публикуем лекцию о православной практике причастия, а в календарной рубрике рассказываем об истории празднования Крещения. В нашей библиотеке рекомендуем почитать главу из книги Клайва Льюиса о молитве. Среди литературных перлов этого номера рассказ Леонида Андреева, история создания песенки про елочку, настоящая детская проза и даже католическое прочтение сказки про Снежную Королеву.

    Коллектив авторов Религия: прочее Приход. Православная газета

    Православная газета «Приход» не похожа на все, что вы читали раньше, ее задача удивлять и будоражить дух. Поднимаемые в ней вопросы призваны поддержать здоровую дискуссию вокруг важнейших вопросов жизни Церкви, а не заклеймить и растоптать. Газета будет интересна как делающим первые шаги в Церкви или уже крепким прихожанам, так и людям, у которых Бог в душе.

    Среди постоянных рубрик «Прихода» – «Мнения», «Новый Завет», «Миссионерская школа» и «Культура». В пасхальном номере газеты статья о распространенном заблуждении среди христиан , а также важное интервью с журналистом Олегом Кашиным о церковных проблемах.

    В исторической рубрике, как всегда, Георгий Митрофанов за главного – публикуем фрагмент его книги. В «Новом Завете» проповедь архимандрита Ианнуария Ивлиева на Деяния апостолов в день Христова Воскресения. «Миссионерскую школу» открывает глубокомысленный фрагмент из книги Петра Мещеринова.

    В «Личном опыте» публикуем откровенный рассказ единовера об особенностях старого обряда. Закрывают журнал поэзия Вениамина Блаженного и интересный католический взгляд на занятия йогой.

    100 великих монастырей

    Надежда Ионина Энциклопедии 100 великих (Вече)

    Мы привыкли считать, что монастыри и монастырская культура связаны прежде всего с христианской религией. Это, безусловно, так. Книга, которую вы держите в руках, рассказывает о христианских монастырях, ставших поистине национальными (а нередко и общемировыми) святынями как на католическом Западе, так и на православном Востоке, а также в странах, где существуют так называемые древние христианские Церкви.

    Но книга повествует и о монастырях буддийских, ведь в традиции этой мировой религии также издревле распространены обычаи создавать центры отшельнического совместного жития, молитвенной практики и хозяйствования, которые по праву именуют монастырями.

    Коллектив авторов Религиоведение Приход. Православная газета

    Православная газета «Приход» не похожа на все, что вы читали раньше, ее задача удивлять и будоражить дух. Поднимаемые в ней вопросы призваны поддержать здоровую дискуссию вокруг важнейших вопросов жизни Церкви, а не заклеймить и растоптать. Газета будет интересна как делающим первые шаги в Церкви или уже крепким прихожанам, так и людям, у которых Бог в душе.

    Среди постоянных рубрик «Прихода» – «Мнения», «Новый Завет», «Миссионерская школа» и «Культура». Великий пост / 2016 (24) Папа Франциск уже три года во главе католической церкви. За это время он полюбился многим, не в последнюю очередь благодаря радикальным заявлениям, возвращающим нас к простым истинам милости и прощения, заповеданных Христом.

    Однако, что же реально папа успел сделать за это время? Только ли слова наполняют его миссию? Какие вызовы и нерешенные вопросы стоят перед ним до сих пор? Интересная дискуссия на радио «Би-Би-Си» отвечает на эти вопросы. Другой не менее интересной беседе участники обсуждают непростой вопрос сексуальных преступлений в церкви.

    Вначале марта в Англии празднуют традиционный день матери . Английский священник рассуждает о богословском значении матери нства и роли женщины в церкви. В Америке вышла интересна€ книга об опыте служения капелланов среди нацистских преступников в дни нюрнбергского процесса.

    Автор рассказывает о необычайном пасторском опыте. Это мотивировало этих людей, что им довелось пережить, выслушивая проповеди людей, совершивших величайшее преступление против человечности? Это рассказ о священниках с большим сердцем, достигших величайших глубин в понимании Божественной милости, прощения и покаяния.

    Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа

    Дмитрий Антонов Религия: прочее Отсутствует

    Эта книга посвящена древнерусской иконографии врага . Многочисленные образы бесов, грешников и демонических монстров пронизывают и православное, и католическое средневековое искусство. Несмотря на огромное разнообразие, они подчиняются особым правилам «визуальной грамматики» и опознаются благодаря специальным маркерам демонического.

    Авторы прослеживают, как c XII по XVIII вв. древнерусские мастера представляли ангелов сатаны. С помощью каких знаков дьявольские иллюзии отличались на изображении от реальных людей, а грешники – от нейтральных персонажей. Как из словесных метафор в разное время рождались новые демонические фигуры (Смерть или Ад) и начинали свое шествие по иконам, фрескам и лицевым рукописям.

    Исследование затрагивает не только визуальную традицию, но и ее возможное восприятие средневековыми зрителями. Почему на множестве миниатюр читатели затирали или выскабливали изображения негативных, а иногда и положительных героев ? Казались ли им смешными образы, которые сегодня нередко относят к разряду гротеска? Как пересекались и влияли друг на друга иконография, книжность и народная культура ? Эти вопросы окружают до сих пор малоизвестную область – древнерусскую визуальную демонологию.

    Книга ориентирована на историков, филологов, искусствоведов, религиоведов, фольклористов и всех интересующихся средневековой культурой.

    Италия. История гастрономии от Лукулла до наших дней

    В. Л. Задворный Кулинария Отсутствует

    В настоящее время итальянская кулинария покорила почти весь мир. Паста, ризотто, пицца стали, в каком-то смысле, символами Италии. Итальянские продукты и вина, итальянская кухня стремительно распространились по всему миру. В Италии были созданы высшие достижения в разных областях человеческой культуры: живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, кулинарии.

    Об истории становления высокой итальянской гастрономической культуры в книге расскажут непревзойденные специалисты в этой области Виталий Задворный – кандидат филосовских наук, директор Института европейской цивилизации, главный редактор Российской Католической Энциклопедии и Иван Лупандин – доцент кафедры философии МФТИ.

    Красочные иллюстрации делают книгу великолепным подарком всем, кто интересуется итальянской гастрономией.

    Католицизм

    Раиса Тимофеевна Рашкова Религиозные тексты Отсутствует

    Книга посвящена самому крупному и влиятельному направлению в христианстве – католицизму. Католическая религия сегодня по числу последователей не имеет себе равных в мире. Католиками считают себя более одного миллиарда человек – это четверть населения земного шара! Католическая церковь, выполняя религиозные задачи, так тесно связала себя с земной жизнью общества, что без нее немыслимо представление о западно-европейской цивилизации.

    Книга знакомит читателя с католическим вероучением и религиозной практикой и раскрывает ту роль, которую католическая церковь сыграла в истории государств и народов. Важнейшие события в истории Церкви показываются на примере деятельности выдающихся пап, основателей орденов, известных богословов.

    Герои «Терджибенда», наши современники, строят свою реальную жизнь на идеалах мусульманских поэтов-суфиев. В «Мистере Гольдсмите» сочетаются мотивы романа «Векфелдский священник» с эпизодами биографии его автора, убежденного христианина-протестанта. Сюжет «Сказки о железных башмаках», традиционный для фольклора многих европейских народов, восходит к «Песне Песней» царя Соломона.

    Все произведения созданы на рубеже 70–80 гг. XX века, когда была исключена возможность литературных публикаций подобной тематики.

    Проблемы европейского Возрождения

    Наталия Басовская История Лекции Наталии Басовской

    На рубеже Средневековья и Нового времени, после 1000 лет монополии в духовной жизни Католической церкви, в Европе случился великий культурный перелом, рывок, взрыв. Это было именно то, что мы называем культурой Возрождения и то, что больше всего проявилось в Италии.

    Европейское Возрождение дало всему цивилизованному миру переход к какой-то совсем другой, светлой и радостной жизни, как казалось сначала. Ведь в раннем Возрождении не было еще грозных призраков грядущих революций и мировых войн.

    Соборы и Храмы Санкт-Петербурга. Путеводитель

    Вадим Цимбалов Путеводители Отсутствует

    Наш город всегда отличался веротерпимостью и фактически является городом всех мировых религий. Люди разных вероисповеданий, национальностей, культур всегда мирно уживались в Петербурге. На Невском проспекте, например, в конце 19 столетия соседствовали католический, шведский, финский, армянский, лютеранский немецкий, гугенотский, французский и реформаторский голландский храмы.

    Строительству храмовых сооружений в нашем городе отводилась особая роль с момента его основания. Царский указ 1704 года обязывал важнейшие епархии и крупные монастыри иметь подворья, возводить церкви. Безусловно, путешествуя по духовному Петербургу, вы сможете увидеть далеко не все храмы Санкт-Петербурга.

    Издревле монастыри считались хранителями духовной культуры христианского мира. Книга, которую вы держите в руках, рассказывает о монастырях католического Запада и православного Востока, ставших поистине общемировыми святынями, местами паломничества и одновременно памятниками архитектурного наследия.

    Но мало кто знает, что существуют также и буддийские монастыри. Ведь в традиции этой мировой религии, как и в христианстве, центры отшельнического жития, совместной молитвенной практики и хозяйствования по праву именуются монастырями.

    Современное состояние католической церкви

    Максим Козлов

    По данным на 1987 г. в мире было около 600 млн. католиков (включая униатов) – это около 15% населения Земли. Из них:

    католических епископов 3500 чел. (с униатами);

    пресвитеров около 400 000 чел.;

    членов различных монашеских организаций, "религиозов" около 2 млн. чел.;

    кардиналов около 250 чел.

    В Европе около 250 млн. католиков. Наиболее католические страны Италия, Испания, Франция (80% населения причисляет себя к католической церкви). В Западной Германии около 30% (сейчас ниже) населения католики (всего 30 млн.чел.).

    На Американском континенте католики в основном живут в Южной Америке, особенно в Бразилии (около 60 млн. чел.) и Аргентине (около 20 млн. чел.). В США католики составляют 20% населения, т.е. 45-50 млн.чел. Именно в США католицизм – наиболее растущая конфессия (в 1945 г. – 15% населения католики, в 1987 г. – 20%). В США активно работают иезуиты. Часть лучших американских университетов и частных школ – католические. В Канаде около 40% населения католики (французы в провинции Квебек). В Мексике примерно 35 млн. католиков. Там после 1918 г. (революция) церковь была отделена от государства, и католики подвергались притеснениям.

    На Филиппинах (бывшая португальская колония) 75% населения католики.

    В Индии около 7 млн. жителей католики.

    В Китае есть католики, но они по светским законам не могут подчиняться папе и находятся в расколе (народная католическая церковь в Китае).

    Во Вьетнаме около 2 млн. католиков, в Индонезии – 1 млн., также много католиков на Шри Ланке.

    В послевоенное время активно католизируется Африка. По данным на 1987 г. число католиков возросло с 1924 г. от 2,5 млн. до 34 млн.чел.

    Папа – глава современной католической церкви

    В РКЦ папа – последняя решающая инстанция по всем вопросам, включая догматические и нравственные. Никакой церковный орган не может судить папу или его решения. Согласно 1556 канону действующего кодекса "верховная кафедра никем не может быть судима".

    Догматом католической веры является признание за папой особого дара непогрешимого учительства (определение I Ватиканского собора). II Ватиканский собор (1962-1965 гг.), несмотря на сильное обновленческое течение в своем лоне, со всей категоричностью повторил определение I Ватиканского собора о непогрешимости папских постановлений. Более того, догматическая конституция II Ватиканского собора распространяет на верующих обязанность религиозно подчинять свою волю и ум наставлениям Римского первосвященника и в тех случаях, когда он говорит не с кафедры (ex cathedra).

    Правда, на II Ватиканском соборе носительницей полной и высшей власти в Церкви была признана также коллегия епископов во главе с папой. Но если коллегия без папы власть осуществить не может, то папа же в осуществлении своей власти свободен всегда. То есть, суть вопроса осталась той же.

    Папе усваивается право церковного учительства (magisterium). В него входит и провозглашение безошибочных вероучительных и нравоучительных истин. И РКЦ в период междупапствия не являлась носительницей церковного учительства, то есть не могла принимать догматические, вероучительные и нравоучительные решения.

    Избрание папы

    В древней церкви Римский епископ избирался как любой другой епископ. Как правило, это было лицо в сане диакона или пресвитера. Редко переводили епископа с другой кафедры (впервые – в IX в.).

    Теперь уже несколько столетий (с XI-XII вв.) папа избирается переводом епископа с другой кафедры, а последний случай избрания не из епископа – в XIV веке.

    Если ранее процесс избрания был в виде хиротонии в Римского епископа, то сейчас просто перевод с другой кафедры. А принятие вдруг неограниченной власти объясняют так: папе полноту власти дает не хиротония, а выборы вместе с согласием принять выбор. То есть, когда епископ дает согласие, то и становится носителем папской власти, а интронизация – лишь обряд.

    В 1957 г. Пий XII говорил об избрании: "если бы какой-нибудь мирянин был избран папой, власть учить и управлять так же, как и харизма непогрешимости, были бы сообщены ему в самый момент его согласия".

    В древности в избрании папы участвовали народ, клир и соседние епископы (обычный канонический способ). С V века на выборы стали оказывать влияние светские монархи (так и на Востоке, и на Руси) сначала Византийские императоры, затем германские (особенно в X-XI вв.). Это начинает вызывать противодействие РКЦ. Римский собор 1059 г. главную роль в избрании отводит кардиналам, хотя и не исключает участия императоров. А Латеранский собор 1179 г. (XII Вселенский собор в РКЦ) постановил избирать папу 2/3-ми кардинальских голосов. Это правило соблюдается и по сей день.

    Однако, светские монархи окончательно были отстранены от избрания папы только в 1904 г. (до этого они влияли на выборы через австрийских кардиналов, имеющих право на вето).

    Начиная с 1271 г. папы избираются на конклавах, то есть в помещении, которое заперто. (В 1271 г. 2 года не могли избрать папу – народ закрыл избирателей и не выпускал, пока не изберут папу).

    Сейчас местом конклавов является Сикстинская Капелла, в которой остается лишь окно для передачи питания.

    Сейчас теоретически папой может быть избран любой мирянин католик. Но, как правило, папа сейчас избирается из кардиналов, имеющих сан епископа. Так, В 1378 году был избран последний папа не из кардиналов (Урбан VI), а последний папа, избранный не из епископов – Григорий XVI (1831 г.).

    Вступая в Сикстинскую Капеллу, кардиналы дают клятву не следовать указаниям извне и соблюдать тайну конклава.

    Сами выборы проходят либо по обычному способу тайного голосования посредством бюллетеней, либо по вдохновению: кто-то вслух предлагает кандидатуру, и все соглашаются (правда, таких случаев не было).

    Может быть организовано несколько туров голосования, пока кто-то не наберет 2/3 голосов. Тогда выбранного спрашивают о его согласии быть папой. Если согласие дается, то выбранный кандидат становится папой Римским. Затем, по традиции, новому папе меняют имя, выбираемое по его желанию. Такая традиция укрепилась с XI века (имя имеет 60 большое значение для папы).

    После избрания следует адорация – поклонение кардиналов папе. Ранее этот обряд дополнялся целованием креста, изображенного на туфле папы.

    Народ извещается об избрании папы белым дымом, идущим из трубы Сикстинской Капеллы. При неудачных выборах дым черного цвета. Избранный папа выходит в белой сутане на балкон Сикстинской Капеллы.

    Через несколько дней совершается обряд интронизации. На голову папы возлагается папская тиара (корона из двух частей – символ светской и духовной власти, символ двух ключей). Перед папой сжигается клубок льняных ниток со словами "так проходит мирская слава".

    В избрании папы участвуют все кардиналы, в том числе и больные, которые доставляются в Капеллу и лежат там в кельях. Не имеют права на участие в выборах кардиналы, достигшие 75-ти летнего возраста по причине возможного старческого маразма. По той же причине они не избираются на роль папы.

    В последние века не было случаев добровольного оставления Римской кафедры (они были лишь в эпоху Возрождения).

    Папские мессы и папские храмы

    Папский цвет – красный. При совершении мессы на папу надевается накидка (фонона) из белого шелка с красными и золотыми полосами по вертикали. Поверх нее возлагается омофор – палиум (любого цвета). Отличительное свойство папы – жезл, имеющий завершение в виде креста, а у епископов жезл загнутый. При торжественных церемониях употребляется переносной трон, правда, редко (несколько раз в год).

    На торжественных папских мессах (раз в две недели и чаще) происходит опробование хлеба и вина для папской мессы одним из священников, так как были попытки отравить папу даже таким способом.

    Повседневной формой одежды папы является белая сутана с капюшоном и наплечником. На макушке папа носит белую шапочку. Католические клирики имели обычай выстригать макушку (так было и на Востоке – под скуфью выстригалась макушка). Иногда папа может одевать широкую шляпу. На безымянном пальце папа носит "перстень рыбака" с изображением ап. Петра, закидывающего сети. На груди у папы 4-х конечный наперстный крест.

    Существует пять римских храмов (базилик), именующихся папскими:

    Латеранская базилика, храм Св. Апостола Павла;

    Ватиканский храм Св. Апостола Петра;

    Базилика Св. Марии Большей;

    Базилика Св. Апостола Павла вне стен;

    Базилика Св. Лаврентия вне стен.

    В этих храмах есть папский алтарь, в котором никто не имеет права служить без разрешения папы, и папский трон. Посещение этих базилик считается средством получения особо эффективных индульгенций.

    Кафедральным собором папы является Латеранская базилика Св. Апостола Павла. Латера (laterani) – дворец древних аристократов в Риме, императором Константином Великим переданный римским епископам. В нем была построена базилика с баптистерием. Современный вид храм приобрел в XVIII веке.

    Резиденцией папы является Ватикан с грандиозным храмом (базиликой) Св. Апостола Петра. Храм строился с начала XVI в. до начала XVII в. Город Рим стоит на семи холмах. Один из холмов называется Ватиканский. Там жили аристократы, и Ватикан – часть исторического Рима. По преданию на месте Ватиканской базилики погребен св. ап. Петр. Мощи апостолов Петра и Павла находятся там же по спудом.

    Список литературы

    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://psylib.org.ua/

  • Новое на сайте

    >

    Самое популярное