Домой Приметы и поверья Как правильно читать священное писание. Как читать библию, чтобы понимать ее смысл. Об исполнении Слова Божия

Как правильно читать священное писание. Как читать библию, чтобы понимать ее смысл. Об исполнении Слова Божия

Читать Библию и изучать Библию – это две разные вещи. В христианстве принято считать, что Библия – святое слово Божье, и поэтому заслуживает уважительного отношения. Библия – одна из тех книг, которые часто любят неправильно трактовать, поэтому многим людям просто непонятно, о чем она учит и что говорит. Библию составляли на протяжении многих веков большое количество людей различных эпох и культур. Цель изучения Библии – понять то, что хотел сказать автор текста на своем родном языке, т.е. изучение текста на языке оригинала. Если вы не знаете, с чего начать, не знаете, что нужно читать в первую очередь и как это делать правильно – мы вам все расскажем!

Шаги

Общий подход

    Составьте план. Выделите время для изучения Библии. Сделайте календарь, например, и отметьте часы изучения Библейских текстов на каждый день.

    Достаньте хорошую Библию. Выберите один из переводов Библии. Не нужно читать отрывками – то из одной книги, то из другой. Не покупайте «художественных» переводов, таких как «Благая Весть», «Слово Божье» и т.д.

    • Различные трактовки Библии читать интересно, но изучать нужно классические переводы. Ведь вы хотите сами разобраться в том, что именно пытается донести до вас автор, а не читать чужие трактовки и мнения. Самые хорошие, дословные, классические переводы – Библия Короля Якова, Библия Холмана, Новая американская стандартная Библия.
  1. Изучайте Библию с намерением и желанием понять и узнать правду. Попробуйте вникнуть в суть вещей. Библия должна оживать в ваших руках и говорить с вами. Ведь это пища духовная.

    Молитесь. Попросите Бога помочь вам понять его слово. Воспринимайте все, что сказано в Библии, буквально. Не нужно стараться читать между строк. Обычно все проще, чем кажется на первый взгляд. «Знайте прежде всего, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою» (2 Петра 1:20,21). Вот откуда все недопонимания и недоразумения.

    Сначала уделите внимание Новому Завету. Ведь Новый Завет дополняет Старый, а Старый Завет дополнят Новый. Новичкам лучше начинать с Нового Завета. Тогда вам будет более понятен Старый Завет.

    Попробуйте начать с книг Иоанна. Это самое простое Евангелие. Он говорит о том, кто такой Иисус, и помогает вам лучше понять то, что будет происходить в остальных Евангелиях. Лучше всего перечитать Евангелие от Иоанна два-три раза, чтобы все хорошенько запомнить. Читать хорошо по 3 главы в день. Будьте внимательны и терпеливы.

    • Когда вы прочтете от Иоанна, читайте от Марка, от Матфея и от Луки. Прочитайте все Евангелия.
    • Когда вы закончите читать Евангелия, прочитайте все от послания Римлянам до послания Евреям. Не нужно пока что читать Откровение.
  2. Выберите темы, которые вам хотелось бы изучить. Изучение Библии по темам очень отличается от изучения отдельных глав или книг. Когда вы найдете интересную тему, начните читать по ней различные места в Библии. Это даст вам какое-то определенное представление о вопросе. Например, темы могут быть такими: спасение, послушание, грех и т.д. Помните, что если вы прочитаете одну главу несколько раз, вы откроете для себя много нового, увидите и узнаете намного больше, чем те, кто читает все по одному разу.

    ы изучения Библии

    1. Используйте словарь. Смотрите значение малознакомых слов, которые встречаются в тексте.

      Заведите тетрадь. Записывайте в ней все самое интересное. Ведите записи каждый день. Когда у вас появляются вопросы – обязательно записывайте их в тетрадь. Задавайте вопросы типа «кто», «что», «когда», «где», «зачем», «как». Например, «Кто был там?», или «Что произошло потом?», «Где все это происходит?» и т. д. Тогда вам будет намного легче понять, что происходит.

      Выделяйте важные или интересные места в Библии цветными карандашами или фломастерами.

      Читайте перекрестные ссылки и сноски, если они есть в вашей Библии. Они указывают на другие места, в которых говорится о том же. Это как бы поиск по всей Библии по ключевым словам. Сноски же дают объяснения или содержат различные интерпретации данного понятия или стиха, ссылаются на определенные события в истории или на известные исторические фигуры.

      • Попробуйте почитать перекрестные ссылки по некоторым местам, которые бросились вам в глаза или были не совсем понятны.
    2. Последовательность, в которой упоминаются те или иные вещи или события в Библии, очень важна. Читайте места, на которые указывают перекрестные ссылки, в хронологическом порядке их написания.

      Постоянно делайте записи. Не нужно писать много, просто напишите дату, место, стих, который вам запомнился. Напишите в общих чертах о том, что вы прочитали в этот день. Задавайте себе вопросы и отвечайте на них. Это поможет вам понять, что же хочет донести автор текста до читателей, и что именно хочет сказать Бог вам. Позже полезно пересматривать свои записи, размышлять над ними и молиться.

      Постарайтесь не отвлекаться. Выключите телевизор и радио. Постарайтесь заниматься изучением Библии в тишине и спокойствии. Это время, которое вам необходимо проводить наедине с Богом.

    Изучайте Библию вместе с другими людьми

    Пример Учебного Плана

      Придерживайтесь порядка. Например, сначала займитесь Новым Заветом. Читайте книги по порядку. Вот пример:

      Начните с Евангелий. В каждой из Евангелий рассказано про Иисуса по-разному. Матфей рассказывает об Иисусе, как о короле, Марк – как о Раввине, учителе (кстати, многие ученые думают, что Марк был сыном Петра, ссылаясь на 1 Петра 5:12,13). Но другие исследования показывают, что Марк был миссионером, который работал с Павлом (2 Тимофея 4:11). Лука рассказывает об Иисусе, как о человеке (Лука был врачом, скорее всего, греком (Колосян 4:14), а Иоанн говорит об Иисусе, как о Боге, то есть, Мессии.

      • Прочитайте Евангелие от Иоанна дважды. Это поможет вам лучше понять Святое Писание. Евангелие от Иоанна было написано последним. Остальные Евангелия называют синоптическими, потому что они рассказывают историю Иисуса, записывая по ходу и свои мысли о происходящих событиях. Иоанн заполняет пробелы, оставленные другими Евангелиями. Это самая полная книга Нового Завета.
    1. Теперь приступите к изучению Деяний, т. е. «Деяния святых Апостолов». Эта книга была написана Лукой, в ней рассказано об образовании и развитии первых христианских церквей.

    2. Прочитайте все книги от послания к Галатам до послания к Филимону. Эти 6 коротких писем были отправлены Павлом трем церквям, которые он посещал, трем его друзьям – Тимофею, Титу и Филимону.

      • Прочитайте послание к Римлянам. Здесь рассказано о пути к спасению. Затем исследуйте послание к Коринфянам. Тут рассказано о Святом Духе, о его дарах. Дальше прочитайте послание к Евреям и послание Иуды. Это учения первых церковных старейшин.
      • Не нужно пока читать Откровение. Это книга пророчеств, в которой под силу разобраться только начитанным христианам.
    3. Теперь откройте Старый Завет. Он составлен не в хронологическом порядке. В Старом Завете 929 глав, так что, если вы будете читать по 3 главы в день, вы прочитаете все за 10 месяцев.

      • Прочитайте книгу Бытия. Здесь рассказано о создании Мира и отношениях первых людей с Богом.
      • Прочитайте Исход и Второзаконие. Здесь рассказано о Законе.
      • Прочитайте исторические книги. Иисуса Навина и Эсфирь (Эстер).
      • Прочитайте следующие книги – книгу мудрости и поэзии.
        • Книга Иова, говорят, самая старая книга. Она говорит об отношениях Бога и человека. В ней много полезных уроков, а также рассказано о том, чего Бог ждет от человека.
        • Псалмы были написаны царем Израиля, человеком по сердцу Бога, не смотря на то, что он был не только грешником, но еще и убийцей.
        • Песнь Песней была написана Соломоном в молодости. Это книга поэзии, написанная влюбленным молодым человеком. Царь Соломон был самым мудрым и самым богатым человеком в мире.
        • Книга Притчей Соломоновых была написана им в зрелости, когда он был царем Израиля.
        • Книга Екклезиаст была также написана царем Соломоном. Она говорит о том, чего делать нельзя.
      • Далее, прочитайте книги пророков Исайи, Иеремии, плач Иеремии, Иезекииля и Даниила.
      • Прочитайте остальные 12 книг Старого Завета.
    • Сначала вам будет тяжело читать Библию каждый день. Но после прочтения вам всегда будет легче и приятней на душе. Это – ежедневная пища духовная. Не сдавайтесь. Молитесь и просите Бога о помощи, если вам трудно.
    • Молитесь перед чтением Библии. Просите Бога очистить ваше сознание от ненужных вещей, чтобы вы могли лучше понять его слово. В Библии есть специальная молитва, которая может вам помочь (Ефесянам 1:16-23).
    • Читать Евангелия надо в определенном порядке потому, что каждое из них описывает Иисуса по-разному, представляет его с другой стороны. Иоанн = как Бога; Марк = как Слугу; Матвей = как Короля; Лука = как Человека. Не нужно особо вчитываться в рассказы о том, кто, кого и когда родил – генеалогическое дерево, о котором так много говорят Матвей и Лука.
    • Когда вы начнете изучать Библию, попросите Святого Духа помочь вам. В Библии (Иоанна 14:26) сказано, что Утешитель, Дух Святой, которого пошлет Отец, научит нас всему и напомнит все, что говорил Иисус.
    • После того, как вы прочитаете Библию целиком хотя бы один раз, с помощью хорошего учителя, прочитайте руководство Леймана по герменевтике и апологетике.
    • В Новом Завете 261 глава. Если вы будете читать по 3 главы в день, вы прочитаете весь Новый Завет за 90 дней. Если вы хотите прочитать всю Библию как можно быстрее, читайте 3 главы из Нового Завета утром, и 4 главы из Старого Завета вечером. Тогда через 87 дней вы прочитаете весь Новый Завет. Вам останется прочитать 668 глав Старого Завета. Если вы будете читать 3 утром и 4 вечером, то прочтете все за 6 месяцев. Конечно, лучше читать меньше, например, по 3 главы в день. Так вы больше поймете и запомните.
    • Проверьте, насколько достоверна та версия Библии, которую вы читаете. Почитайте об этой версии в интернете.
    • Вы также можете воспользоваться специальной книгой, которая называется «Библия за один год». Конечно, если вы собираетесь изучать Библию, такая книга вам не подойдет.
    • Есть несколько книг и руководств, которые помогают лучше понять текст Библии. Не надо покупать их все. Если вам нужна помощь, купите что-нибудь одно. Список хороших руководств и книг приведен ниже.
    • Пообещайте себе вставать утром пораньше и читать Библию. Например, скажите себе «Не читаешь Библию сутра – не получишь завтрака». Царь Давид, например, изучал Святое Писание утром и вечером. (Псалмы 1:2).

    Предупреждения

    • Библия была написана не на русском и не на английском, а на иврите, на арамейском и греческом. Это значит, что перевод некоторых слов и концепций не совсем точный, поскольку в нашем языке не всегда находятся подходящие слова для перевода некоторых иностранных понятий. Некоторые места в Библии были переведены дословно, некоторые – художественно. Читайте, молитесь, говорите с другими христианами, пытайтесь понять, что хотел сказать вам автор текста.
    • Не нужно читать мнение каждого исследователя и эксперта по одному вопросу. Это только собьет вас с толку. Читайте, задавайте вопросы, и пытайтесь сами найти на них ответы (например, как рассказано в Деяниях 17:11). Пусть Библия говорит с вами лично. Бог будет открывать вам правду, помогать понять написанное.
    • Иногда вы будете сомневаться в написанном, поскольку оно будет казаться вам ненаучным и противоестественным. Постарайтесь не делать поспешных выводов. Не нужно пытаться критиковать написанное и толковать его по-своему (2 Петра 1:20,21). Откройте то место, которое вам непонятно, прочитайте его в контексте несколько раз. Возможно, у него совсем другое, не буквальное значение? Поговорите с кем-то, кто тоже изучает Библию. Почитайте перекрестные ссылки, может быть, все прояснится.

    Что вам понадобится

    • Влияние Святого Духа. Будьте открыты и восприимчивы, чтобы Святой Дух мог вести вас и раскрывать вам суть Библии.
    • Хорошее руководство по Библии.
    • Лучше пользоваться переводом Библии Короля Якова. Если ее нет, то можно также использовать Новую международную версию, Новую американскую стандартную Библию и Библию Холмана.
    • Блокнот или тетрадь.
    • Симфония – книга, в которой собраны различные слова и понятия из Библии, приведены их значения, этимология, корни, а также другие места, где использованы эти слова. Найдите Симфонию к Библии. Там вы найдете также и различные переводы некоторых слов с иврита и греческого языка. Книгу можно посмотреть тут Blue Letter Bible . На сайте вы найдете много полезного.
    • Библейский словарь. В нем можно найти объяснение слов, использованных в Библии. Это своего рода энциклопедия со статьями про места, людей, деньги и т.д. Вы можете купить такой словарь в магазине или в интернете.

— Нередко нас, православных, упрекают в том, что мы не так часто читаем Библию, как это делают, к примеру, протестанты. Насколько подобные упреки справедливы?

— Православная Церковь признает два источника богопознания — Священное Писание и Священное Предание. Причем первое является неотъемлемой частью второго. Ведь первоначально проповеди святых апостолов произносились и передавались в устной форме. Священное Предание включает в себя не только Священное Писание, но и богослужебные тексты, постановления Вселенских Соборов, иконографию и целый ряд других источников, которые занимают важное место в жизни Церкви. И все, что сказано в Священном Писании, есть и в Предании Церкви.

Начиная с древности, жизнь христианина была неразрывно связана с библейскими текстами. А в XVI в., когда возникла так называемая «реформация», ситуация изменилась. Протестанты отказались от Священного Предания Церкви и ограничились лишь изучением Священного Писания. И поэтому в их среде появился особый род благочестия — чтение и изучение библейских текстов. Еще раз хочу подчеркнуть: с точки зрения Православной Церкви, Священное Предание включает в себя весь объем церковной жизни, в том числе и Священное Писание. Более того, даже если кто-то не читает Слово Божие, но регулярно посещает храм, то слышит, что все богослужение пронизано библейскими цитатами. Таким образом, если человек живет церковной жизнью, то он находится и в атмосфере Библии.

— Сколько всего книг входит в Священное Писание? В чем отличие православной Библии от протестантской?

— Священное Писание — это собрание книг, разных книг и по времени их написания, и по авторству, и по содержанию, и по стилю. Они разделены на две части: ветхозаветную и новозаветную. В Православной Библии насчитывается 77 книг, а в протестантской — 66.

— Чем вызвано такое разночтение?

— Дело в том, что в православной Библии, точнее в Священном Писании Ветхого Завета, кроме 39 канонических книг насчитывается еще 11 неканонических: Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Послание Иеремии, Варуха, вторая и третья книги Ездры, три Маккавейские книги. В «Пространном христианском катехизисе» святителя Филарета Московского сказано, что деление книг на канонические и неканонические вызвано отсутствием последних (11 книг) в еврейских первоисточниках и наличием их только в греческих, т. е. в Септуагинте (переводе 70-ти толковников). В свою очередь, протестанты, начиная с М.Лютера, отказались от неканонических книг, ошибочно присвоив им статус «апокрифических». Что же касается 27 книг Нового Завета, то их признают как православные, так и протестанты. Речь идет о христианской части Библии, написанной после Рождества Христова: новозаветные книги свидетельствуют о земной жизни Господа Иисуса Христа и первых десятилетиях существования Церкви. К ним относятся четыре Евангелия, книга Деяний апостольских, послания апостолов (семь — соборных и 14 — апостола Павла), а также Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис).

— Как правильно изучать Библию? Стоит ли начинать познание с первых страниц Бытия?

— Главное — иметь искреннее желание познавать Слово Божие. Начинать лучше с Нового Завета. Опытные пастыри рекомендуют знакомиться с Библией через Евангелие от Марка (т. е. не по порядку их изложения). Оно — самое короткое, написано простым и доступным языком. Прочитав Евангелия от Матфея, от Луки и от Иоанна, переходим к книге Деяний, апостольским посланиям и Апокалипсису (самая сложная и самая таинственная книга во всей Библии). И лишь после этого можно приступать к ветхозаветным книгам. Только прочитав Новый Завет, легче понять смысл Ветхого. Ведь апостол Павел не зря сказал, что ветхозаветное законодательство было детоводителем ко Христу (см.: Гал. 3: 24): оно ведет человека, как будто ребенка за руку, чтобы дать ему понять по-настоящему, что же произошло во время боговоплощения, что такое в принципе боговоплощение для человека...

— А если читатель не понимает какие-то эпизоды Библии? Что в таком случае делать? К кому обращаться?

— Желательно иметь под рукой книги, которые изъясняют Священное Писание. Можно порекомендовать творения блаженного Феофилакта Болгарского. Его объяснения короткие, но очень доступные и глубоко церковные, отражающие Предание Церкви. Классическими также являются беседы святителя Иоанна Златоуста на Евангелия и послания апостольские. Если возникают какие-то вопросы, неплохо было бы посоветоваться с опытным священником. Необходимо понимать, что чтение Священного Писания — это часть духовного подвига. И очень важно молиться, очищать свою душу. Ведь еще в Ветхом Завете было сказано: в лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху, ибо святый Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды (Прем. 1: 4-5).

— Значит, к чтению Священного Писания нужно готовиться особым образом?

— Опытные старцы в монастырях давали послушнику правило: прежде чем изучать Священное Писание, сначала нужно ознакомиться с творениями святых отцов. Библейские чтения — это не просто изучение Слова Божия, это как молитва. Я вообще бы рекомендовал читать Библию утром, после молитвенного правила. Думаю, несложно выделить 15-20 минут, чтобы прочитать одну-две главы из Евангелия, посланий апостольских. Так можно получить и духовный заряд на весь день. Очень часто таким образом появляются ответы на серьезные вопросы, которые ставит перед человеком жизнь.

— Иногда бывает и такая ситуация: прочел, понял, о чем речь, но тебе это не подходит, поскольку ты не согласен с тем, что написано...

— По словам Тертуллиана (одного из церковных писателей древности), наша душа — христианка по природе. Таким образом, библейские истины даны человеку изначально, они заложены в его природу, его сознание. Мы иногда называем это совестью, т. е. это не что-то новое, которое несвойственно человеческой природе. Основные постулаты Священного Писания — глас Божий, звучащий в природе каждого из нас. Поэтому нужно, прежде всего, обратить внимание на свою жизнь: все ли в ней согласуется с заповедями Божиими? Если человек не хочет слушать голос Бога, то какой еще голос ему необходим? Кого же он послушает?

— Однажды у святителя Филарета спросили: мол, как можно верить в то, что пророк Иона был проглочен китом, у которого очень узкое горло? В ответ он сказал: «Если бы в Священном Писании было написано, что не кит проглотил Иону, а Иона — кита, я бы и этому поверил». Разумеется, сегодня подобные высказывания могут воспринять с сарказмом. В связи с этим возникает вопрос: почему Церковь так доверяет Священному Писанию? Ведь библейские книги написаны людьми...

— Главное отличие Библии от других книг — богооткровенность. Это не просто творчество какого-то выдающегося человека. Через пророков и апостолов на доступном языке воспроизводится голос Самого Бога. Если к нам обращается Творец, то как же мы должны к этому относиться? Отсюда такое внимание и такое доверие к Священному Писанию.

— На каком языке были написаны библейские книги? Как их перевод повлиял на современное восприятие священных текстов?

— Большинство ветхозаветных книг написано на древнееврейском языке (иврите). Некоторые из них сохранились только на арамейском. Уже упомянутые неканонические книги дошли до нас исключительно на греческом: к примеру, Иудифи, Товита, Варуха и Маккавейские книги. Третья книга Ездры в своей полноте известна нам только на латыни. Что же касается Нового Завета, то он в основном был написан на греческом — на наречии койнэ. Некоторые библеисты полагают, что Евангелие от Матфея было написано на еврейском, но никаких первоисточников до нас не дошло (есть только переводы). Конечно, лучше было бы читать и изучать библейские книги, опираясь на первоисточники, оригиналы. Но так сложилось еще с древних времен: все книги Священного Писания переводились. И поэтому в большинстве своем люди знакомы со Священным Писанием в переводе на их родной язык.

— Интересно бы узнать: на каком же языке говорил Иисус Христос?

— Многие считают, что Христос использовал арамейский язык. Однако, когда говорят об оригинале Евангелия от Матфея, большинство библеистов указывают на иврит как на язык ветхозаветных книг. Споры на эту тему продолжаются до сих пор.

— По данным библейских обществ, еще в 2008 г. Библия полностью или частично была переведена на 2500 языков. Одни ученые полагают, что в мире существует 3 тыс. языков, другие указывают на 6 тыс. Очень тяжело обозначить критерий: что является языком, а что — диалектом. Но с абсолютной уверенностью можно сказать: все люди, живущие в разных уголках земного шара, могут полностью или частично прочитать Библию на своем родном языке.

— Какой язык для нас предпочтительнее: русский, украинский или церковнославянский?

— Главный критерий — Библия должна быть понятной. Традиционно за богослужением в Церкви используется церковнославянский язык. К сожалению, в общеобразовательной школе он не изучается. Поэтому многие библейские выражения требуют пояснения. Это, кстати, касается не только нашей эпохи. Такая проблема возникала и в XIX в. Тогда же появился и перевод Священного Писания на русский язык — Синодальный перевод Библии. Он прошел проверку временем, оказал огромное влияние на становление русского языка в частности и русскую культуру в целом. Поэтому для русскоязычных прихожан я бы рекомендовал использовать для домашнего чтения именно его. Что же касается украиноязычных прихожан, то здесь ситуация немного сложнее. Дело в том, что попытка первого полного перевода Библии на украинский язык была предпринята Пантелеймоном Кулишом в 60-х годах XIX в. К нему присоединился Иван Нечуй-Левицкий. Завершил перевод Иван Пулюй (уже после смерти Кулиша). Их труд был издан в 1903 г. библейским обществом. В XX в. наиболее авторитетными стали переводы Ивана Огиенко и Ивана Хоменко. В настоящее время очень многие предпринимают попытки перевести всю Библию или частично. Есть и положительный опыт, и сложные, спорные моменты. Так что, наверное, было бы некорректно рекомендовать какой-то конкретный текст украинского перевода. Сейчас Украинская Православная Церковь осуществляет перевод Четвероевангелия. Надеюсь, что это будет удачный перевод и для домашнего чтения, и для богослужебного (на тех приходах, где употребляется украинский).

— На некоторых приходах во время богослужения прочитывается библейский отрывок на родном языке (после прочтения на церковнославянском)...

— Эта традиция характерна не только для наших, но и для многих зарубежных приходов, где есть верующие из разных стран. В таких ситуациях богослужебные отрывки из Священного Писания повторяют и на родных языках. Ведь духовная пища должна быть дана человеку в том виде, в котором она может принести духовную пользу.

— Время от времени в СМИ появляется информация о какой-то новой библейской книге, которая якобы ранее была утрачена или хранилась в тайне. В ней обязательно обнаруживаются какие-то «сакральные» моменты, противоречащие христианству. Как относиться к таким источникам?

— В последние два столетия было открыто немало древних рукописей (манускриптов), что позволило скоординировать взгляд на изучение библейского текста. В первую очередь, это касается Кумранских рукописей, обнаруженных в районе Мертвого моря (в Кумранских пещерах). Там было найдено много рукописей — как библейских, так и гностических (т. е. текстов, искажающих христианское учение). Не исключено, что и в дальнейшем будет найдено немало манускриптов гностического характера. Следует напомнить, что еще на протяжении ІІ и ІІІ вв. Церковь вела борьбу с ересью гностицизма. А в наше время, когда мы наблюдаем повальное увлечение оккультизмом, эти тексты появляются под видом некой сенсации.

— По каким критериям можно определить положительный результат от регулярного чтения Священного Писания? По количеству заученных цитат?

— Мы читаем Слово Божие не для заучивания. Хотя бывают ситуации, например в семинариях, когда именно такая задача ставится. Библейские тексты важны для духовной жизни, чтобы почувствовать дуновение Самого Бога. Таким образом, мы приобщаемся к тем благодатным дарам, которые есть в Церкви, узнаем о заповедях, благодаря которым становимся лучше, приближаемся к Господу. Поэтому изучение Библии — важнейшая часть нашего духовного восхождения, духовной жизни. При регулярном чтении многие отрывки постепенно запоминаются и без специального заучивания.

Помню у меня возникал такой вопрос, когда я впервые взял в руки Библию. Я думал начать читать с начала, как обычную книгу, но благодарен Богу, что знакомые христиане подсказали, что лучше начать читать не с начала, потому что может не хватить терпения прочесть все книги и понять суть всех книг правильно. Дело в том, что .

На русском языке есть несколько переводов Библии. Самый распространенный - Синодальный. Он завершен и опубликован по благословению Святейшего Синода (отсюда название "синодальный") в 1876 году. Язык этого перевода должен быть понятен любому, кто читал русских классиков. Синодальный перевод читает преимущественное большинство всех русских христиан. Если же вы хотите читать Библию на более простом языке, то есть такой перевод, как МБО (Международное Библейское Общество) и Новый перевод .

1. Евангелие (их всего четыре, это четыре свидетельских показания жизнеописания и учения Иисуса Христа). Я рекомендую начать с Евангелия от Луки (оно объемом около 40 страниц) . Тем более это Евангелие более полно рассказывает обо всех этапах жизни Иисуса в сравнении с другими Евангелиями.

Не бойтесь отмечать карандашом важные мысли текста . Цель Бога научить вас Его истине, а не сохранить вашу книгу нетронутой.
Вопросы Записывайте на отдельных листочке (или тетради), чтобы задать их знакомым христианам ( ).


2. Послание Римлянам (его лучше всего прочесть после Евангелия) . Это послание объемом 16 страниц адресовано верующим в Риме, которые никак не могли перестать ругаться из-за того, как нужно жить по-христиански, нужно ли выполнять закон. Апостол объясняет в чем суть веры в Иисуса Христа, помогая понять Евангелие.

3. Евангелие от Иоанна - 30 страниц (оно отличается во взгляде на события и выделении фактов от Евангелий от Матфея, Марка и Луки) . Чтение Евангелия от Иоанна после послания к Римлянам поможет глубже понять суть Радостной вести (именно так переводится слово Евангелие), поверить в Иисуса Христа и принять спасение Божье от грехов.

4. Послание к Галатам (5 страниц) . Покажет, как апостол Павел общался с христианами, которые неправильно поняли Евангелие.

5. Деяния Святых Апотолов (39 страниц) помогут увидеть, как развивалась церковь (община верующих во Христа людей) после воскресения и вознесения Иисуса. Лично мне очень нравятся Деяния, потому что там не только рассказывается учение Иисуса, но и видно, как оно воплощается в жизнь (читать также проще, потому что там много приключений) .

7. Откровение Иоанна Богослова (20 страниц) . Показывает события последних дней. Христос показывает Иоанну, что будет перед тем, как Он придет второй раз на землю для суда. А также рассказывает о том, что будет с людьми после того, как земля и вся вселенная будут уничтожены. Это пророческая книга, которая изобилует массой разных красочных образов и помогает быть спокойным, потому что показывает исход битвы (как если бы вам показали видео из будущего о том, как закончилась война) . Вы можете , но я советую вам сделать это после прочтения, чтобы не быть заложниками образов, нарисованных другим воображением.


8. Евангелие от Марка (это самое короткое Евангелие - 23 страницы) . Вообще Евангелие лучше читать всегда, потому что в нем самая суть всей Библии. Сейчас же я советую прочесть его для того, чтобы не потерять фокус с главного за этим обилием образов Откровения и следующими истинами посланий.

10. Евангелие от Матфея (38 страниц) . Это Евангелие начинается с родословной, которая часто смущает читателей, особенно, когда они читают Библию в первый раз. Поэтому просто прочтите ее, не смущаясь и продвигаясь дальше. Позже вам эта родословная и цель ее приведения будет понятнее.

11. Послание Евреям (12 страниц) . Его стоит обязательно прочесть перед тем, как начинать читать Ветхий Завет Библии (события и пророчества, написанные до рождения Иисуса из Назарета) , потому что это послание объясняет образы, которые могут быть непонятными, если читать Ветхий Завет, не зная этого объяснения.

12. Ветхий Завет (923 страницы) , начиная с Бытие и по порядку. Некоторые книги, такие как Левит и Числа могут быть сложными для прочтения, потому что там описываются законы и правила, инструкции по принесению жертв и устройству скинии. Вы можете для первого раза пропустить те главы, которые будут вам ну очень непонятными, чтобы не остановиться. Ведь надо обязательно помнить, что первое прочтение Библии является своего рода ознакомительным, поэтому вам нужно просто погрузиться и прочесть информацию. А углубленно разбираться лучше во время второго прочтения, когда вся Библия будет прочитана хотя бы один раз.

Когда вы приходите в гости и вам показывают семейный фотоальбом, то вам не обойтись без некоторых дополнительных комментариев, помогающих правильно ориентироваться в изображенных лицах. Ведь семейный архив является достоянием данного семейства, так что человек посторонний может и не разобраться здесь самостоятельно.

Библия была написана для избранного народа, наследником которого после пришествия в мир Господа и Спасителя стал народ Божий, то есть Церковь Христова. Библия есть книга Церкви. И поэтому понимать ее надо так, как понимает ее семья, которой она принадлежит, то есть Церковь.

Но сначала порассуждаем вот о чем. Сегодня каждый человек может приобрести Библию, открыть ее и начать читать. Что же нужно для того, чтобы это чтение привело к положительному результату, стало спасительным? И можно ли читать Библию так, как читают обычную книгу?

Библия есть книга Божественная, это обращенное к нам Слово Божие. Но к правильному пониманию этого Слова надо себя подготовить. Если мы открываем священные страницы где-нибудь в метро или в автобусе, если пытаемся проникнуть в их смысл наспех или без усилий, то скорее всего не поймем ничего. Здесь требуется внутренняя подготовка, определенный духовный настрой.

Святые отцы учат, что чтению Библии должна предшествовать молитва - концентрация духовных и умственных сил для того, чтобы “остыть” от горячки повседневной жизни, освободиться из плена эмоций, страстей, переживаний. “Чтение твое да будет в не возмущаемой ничем тишине”, - внушает преподобный Исаак Сирин. Древние монахи читали Писание понемногу, вслух, стараясь максимальным образом сосредоточиться на смысле библейского текста. В египетских монастырях IV века монахи заучивали библейские тексты наизусть, постоянно повторяя их про себя в течение всего дня. А великий русский святой XIX века преподобный Серафим Саровский говорил, что ум христианина должен “плавать” в словах Писания. Читая Библию, нужно с

готовностью воспринимать ее не только разумом, но и сердцем. Читать Библию следует неспешно. Не нужно поглощать главу за главой, прочитывая по нескольку страниц без остановки. “Когда читаешь Божественное Писание, не то имей в виду, чтобы только прочитать лист за листом, - говорит преподобный Никодим Святогорец. - Но с размышлением вникай в каждое слово”. Лучше всего читать не более одной главы в день, размышляя над прочитанным. Очень важно замечать в Священном Писании непонятные слова, записывать новые для нас выражения, с тем чтобы впоследствии, обратившись к толкованию или с помощью просвещенного человека, найти ответ на возникший при чтении Слова Божия вопрос.

Читая Библию, мы входим в общение с Богом, узнаем Его, устанавливаем личную связь с Творцом. Поэтому чтение Библии является не только рациональным, но и глубоко духовным деланием.

В зависимости от уровня знаний, образования, жизненного опыта у человека складывается свое восприятие и понимание библейского текста. В этом сокрыта некоторая опасность. С одной стороны, индивидуальная работа со Словом Божиим возгревает в нас религиозное чувство, укрепляет нашу веру. Но с другой стороны - мы не застрахованы от ошибок, когда, читая Библию, способны по незнанию, отсутствию опыта и соответствующего образования прийти к неправильным выводам.
В связи с этим возникает вопрос: а существует ли безошибочный критерий для правильного понимания Священного Писания? Церковь утверждает: поскольку Библия есть книга народа Божия - Церкви, то общецерковное понимание и содержит в себе тот критерий, сверяясь с которым, можно избежать ошибок.

Почему же общецерковное понимание Библии безошибочно, а индивидуальное может обернуться заблуждением?
Библия есть Богодухновенная книга, написанная по Божественному внушению, и, чтобы проникнуть в суть Божия послания к миру и человеку, нужно иметь Духа Святого в своем сердце.

Люди находятся на разном расстоянии от Бога. Один стоит ближе, другой - дальше. Один имеет великие дары Духа Святого, а другой этих даров не имеет. Но известно: в Церкви как общине веры живет и действует тот же Божественный Дух, Который внушал древним библейским авторам Богодухновенные тексты. И потому Церковь, имея в себе этот Дух, способна безошибочно постигать Слово Божие. Это всесовершенное толкование Священного Писания содержится, конечно, не в индивидуальных высказываниях тех или иных церковных деятелей, пусть даже самых просвещенных и авторитетных. Безошибочное понимание Слова Божия хранится в церковном учении, которое формируется на основании Священного Писания, принадлежит Церкви и передается в лоне ее из поколения в поколение. Таким образом, Церковное вероучение, основанное на Слове Божием, есть по своей сути обширный комментарий к Слову, внушенный силою Святого Духа.

С какой торжественностью, с какой величавостью происходит в Церкви чтение Священного Писания! В один из самых важных моментов богослужения Слово Божие торжественно выносят на середину храма. Перед тем как провозгласить текст во время Божественной литургии, священник читает особую молитву, в которой просит Господа помочь всем присутствующим понять смысл читаемого. Диакон возглашает: “Премудрость. Вонмем”, - подчеркивая тем самым, что Слово Божие несет особую мудрость людям, и воспринимать его надо с особым вниманием. После прочтения библейских текстов за литургией следует проповедь, содействующая правильному церковному пониманию Божественных истин.

Вслушиваясь в слова Священного Писания, мы стоим со склоненной головой, готовые к приятию Слова Божия. Вслушиваясь в вечные глаголы Божественного Откровения, мы расстаемся на время с миром и погружаемся в себя. Ибо Слово Божие, по свидетельству апостола, действием своим подобно “мечу духовному” (Еф. 6. 17), способному рассечь человеческое естество, отделить правду от неправды, свет от тьмы, добро от зла. Слово Божие обладает колоссальной силой духовного воздействия на человека. И очень важно, чтобы, внимая этому Слову, мы впитывали истину, которую Дух Святой передал древним авторам Библии и которую доныне преподает Церкви Христовой, общине веры.

Б ывало ли у вас когда-нибудь, что вы открывали свою Библию и не знали, с чего начать?

В Библии тысячи страниц. 66 книг. И вечный вопрос новообращённых:

На самом деле, и много верующих со стажем задают мне тот же вопрос. Закончив одну книгу, они часто задумываются, как двигаться дальше.

У многих христиан была такая ситуация, когда они какое-то время не читали Библию или читали непоследовательно, а потом им было трудно понять, с чего опять начать читать.

Вот несколько моих предложений для христиан, которые задаются вопросом, с чего же им начать читать Библию.

1. Псалмы. Я люблю Псалмы. На самом деле, бывают такие периоды, когда я читаю только Псалмы, особенно, когда у меня трудное время в жизни. Читать о сражениях Давида и о том, как он был способен славить Бога и поклоняться Ему, проходя все эти испытания, - это такое ободрение для меня, и это даёт мне силы делать то же самое. Кроме того, читая Псалмы, я часто наталкиваюсь на слова из моих любимых песен прославления. Я люблю рисовать музыкальную ноту возле этих стихов.

2. Притчи. Знаете ли вы, что существует 31 притча - по одной на каждый день месяца? Вы могли бы читать Притчи каждый месяц, и это было бы очень полезно. Есть выражение “Одна притча в день заставляет дьявола держаться подальше” . В своей статье “Как читать книгу Притчей” (на англ.) я рассказываю о своём уникальном методе чтения Библии, с помощью которого можно разбивать каждую Притчу на отдельные крупицы мудрости, которые можно применить к жизни.

3. Лука. Евангелие от Луки - наиболее описательный рассказ о жизни Иисуса. Мне нравится так думать, потому что он был врачом и уделял внимание каждой детали. Если вы хотите по-настоящему узнать Иисуса, читайте Евангелие от Луки. А когда закончите, перелистните две следующие книги и прочитайте написанное им продолжение - Деяния Апостолов.

4. Иоанн. Если вы хотите понять глубину любви и жертвы Иисуса, прочитайте Евангелие от Иоанна. Иоанн по-настоящему раскрывает путь спасения через Иисуса Христа. Мы видим это в самом популярном стихе из всей Библии - Иоанна 3:16. Хотя она и не написана в хронологической последовательности, как Евангелие от Луки, вы можете заметить аккуратную и целенаправленную структуру, в которой написана книга Иоанна с целью рассказать о спасении, которое Иисус дал миру.

5. Ефесянам. Вы боретесь со своим прошлым? Вас мучает чувство вины и осуждения? Вы часто чувствуете себя как Божий “приёмный ребёнок”? Прочитайте Послание к Ефесянам. В своём письме в Эфес Павел каждую главу наполнил напоминаниями о том, кто мы такие во Христе, о наших правах как Его детей, и о власти, которую Он даёт нам, через свой Святой Дух.

6. Филиппийцам. Если вы утратили радость, откройте Послание к Филиппийцам. Читайте его, изучайте его, размышляйте о нём, и позвольте каждому стиху войти в ваш дух.

Это некоторые из моих самых любимых книг Библии.

Не начинайте с Бытия и не читайте просто от корки до корки, если только вы - не опытный христианин, который регулярно читал Библию долгое время. Со многими христианами, которые применяли этот подход к чтению Библии, случалось то, что они застревали на книге Левит или Числа и, полные разочарования, прекращали читать.

Прочитывайте книгу целиком. Читая книгу полностью, а не выбирая стихи то тут, то там, вы прочувствуете весь полный контекст. Иногда вы будете удивлены тем, как известный стих приобретает абсолютно новое значение в контексте всей истории или общей идеи.

Читайте, пока не станут понятными какие-то 3 вещи. В своей статье , я делюсь тем, почему так важно читать, пока не станут понятными три вещи, и без этого понимания не двигаться дальше. Запишите их и размышляйте о них в течение дня.

Новое на сайте

>

Самое популярное