Домой Приметы и поверья Пожелание паломникам. Напутственное слово паломникам. Не иссякает поток паломников в Соловецкий монастырь

Пожелание паломникам. Напутственное слово паломникам. Не иссякает поток паломников в Соловецкий монастырь

Настоятельница обители во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского в архангельском селе Суре - на родине Всероссийского пастыря - о «духовном туризме» и о том, как настроить себя на паломничество и как прожить путь к святыням, чтобы это принесло наибольшую духовную пользу.

«Им овладело беспокойство, / Охота к перемене мест / (Весьма мучительное свойство, / Немногих добровольный крест)», - вспомнились слова из «Евгения Онегина», в этом случае довольно язвительные, когда в храме было объявлено об очередной поездке к святым местам в этом году, третьем, отмеченном экономическим кризисом. Израиль уже был, Кипр тоже, святыням Бари также успела поклониться на удивление сплоченная и немногочисленная группа православных путешественников, имеющих какое-то отношение к приходу. Кажется, «спонсорское», как стало принято называть этот род деятельности в некоторых епархиях. Рассказы участников группы о своих путешествиях были скупы и касались по большей части описания уровня сервиса в гостиницах, ассортимента миланских бутиков, то есть ни интереса, ни почтения к такому паломническому подвигу не вызывали…

В Суре нет пятизвездочных отелей, нет аквапарков и супермаркетов. Нет даже горных курортов. Нечем похвастаться, не «привлечь среднестатистического туриста». Тем не менее люди сюда едут. По признанию и опыту многих - «за теплом и добротой, с которыми к тебе относятся здесь». «Не чувствуешь себя чужаком, понимаешь? Ты здесь свой, тут о тебе молятся не “по запискам”, а по велению сердца. Один раз побудешь здесь, помолишься по-настоящему - и потихоньку начнешь понимать, что такое христианская любовь. Я говорю коряво… но вот ко мне, простому электрику, который приехал сюда вроде бы по делам, в монастыре относятся так, что я, похоже, начал понимать, в Кого они верят. И этот Кто-то, похоже, очень меня любит, да и нас всех», - говорил мне пожилой мужик, командированный в Суру из Карпогор, когда мы с ним растапливали печь в монастырском домике для паломников в морозный вечер.

Печь мы растопили, но чай пить пошли в трапезную обители: уж там-то он настоящий, с травами, не пакетики какие-нибудь. Еще и варенье предлагают - как, спрашивается, отказаться? Матушка Митрофания вгляделась в нас и пригласила сесть поближе: «Похоже, вы о чем-то хотите спросить. Как раз есть немного времени - давайте побеседуем!» Конечно, я хочу спросить!

- Матушка, есть паломничество, а есть «духовный туризм». Последнее явление как вы опишете?

Духовный туризм - это явление, которое, на мой взгляд, имеет место как в среде людей, еще не пришедших к вере, так и в среде тех, которые уже воцерковлены и живут церковной жизнью. Выражается он, похоже, в том, что люди - воцерковленные или нет - посещают святые места под действием рекламы, предлагаемой туристическими агентствами, из интереса, где-то даже из любопытства.

- А это представляет собой какую-то проблему, трудность?

Скорее еще одну возможность для проповеди Христа.

- Вот как? Но, согласитесь, миряне - воцерковленные или нет - все-таки нарушают привычный спокойный строй монастырской жизни.

Чтобы посещение монастырей такими группами было без лишних искушений и неприятных ситуаций, нужно, чтобы и гости обители, и обитель были готовы к встрече друг с другом. Чтобы посетители не нарушали течение монастырской жизни, должен быть выделен человек или несколько людей, скорее всего даже из среды мирских людей, прихожан монастыря, которые бы рассказали гостям о святом месте.

Дело в том, что обители, которым Господь Своей милостью вверил дар и послушание быть хранительницами святыни, не имеют духовного права закрывать двери храма для посещения его людьми. Конечно, принимать человека, не ведущего духовную жизнь и далекого от нее, всегда непросто. Порой и хочешь ему что-то рассказать, но как будто уста сомкнуты и слова не произнести. Но мы не знаем путей Господних, не знаем, для чего человек попал в эту поездку, и может, Господь Сам скажет ему гораздо больше, и скажет то, что развернет его жизнь на 180 градусов.

Большая задача по подготовке туристов к посещению монастыря лежит на человеке, который сопровождает группу. Быть руководителем группы - очень ответственная задача. В его власти настроить людей на нужный лад уже во время дороги. Донести до них, что называется, «правила поведения».

Постарайтесь в паломничестве забыть себя! Отправляйтесь в паломничество не чтобы получить, а чтобы отдать

- Хорошо, предположим, правила поведения донесены и восприняты. Что это даст?

Когда обе стороны подготовлены, остальное остается предать только в руки Божии и действию благодати. Только благодать способна преобразить человека. И даже сделать из туриста, торопливого и рассеянного, паломника, мирного и глубокого.

Боюсь, среди людей, называющих себя паломниками, многовато «духовных туристов», для которых понятие «духовность» не вмещает понятие «христианская».

Духовный туризм в среде верующих христиан - это недуг, который требует внимательности от «зараженного» им, чтобы осознать его и пересмотреть взгляды на некоторые вещи.

- И что это за вещи, на ваш взгляд?

Зачастую верующие начинают «охотиться» за духовными впечатлениями и пускаются в путешествия от монастыря к монастырю. Таким людям стоит понять, что Господь всегда рядом с нами и слышит нас везде. Что главная святыня дана нам во святом Причастии. И причаститься Господу Иисусу Христу мы можем за Литургией в своем городе в том храме, прихожанами которого мы являемся, и для этого не нужно далеко ехать. Все ответы, решение всех вопросов - здесь.

- Что вы пожелаете людям, готовящимся к паломничеству?

Я лучше попрошу: если ваша душа чувствует острую потребность вырваться из круга повседневности и совершить паломничество, то наши пожелания потенциальным паломникам таковы: постараться в паломнической поездке забыть себя. Забыть себя и тот вопрос, который подвиг тебя на поездку, - нужно отдать себя Богу, хотя бы на это время. Жить теми ситуациями, которые тебе открываются в этой поездке, и отдавать себя им. Заболел ли кто-то из твоей группы - послужи этому человеку и не угнетай себя мыслью, что, сидя с ним, ты не посетишь часовню твоего любимого святого. Попросили тебя помочь в монастыре - потрудись и не думай, что пропустишь вечернюю исповедь, а утром не будет времени в полном объеме изложить священнику свою проблему. Господь ведает твои нужды. Доверься Богу!

Надо сказать, что высший пилотаж - ехать в паломническую поездку не чтобы получить, а чтобы отдать. Тогда Небо пошлет тебе «мешок благодати», как сказала одна из наших паломниц. Выражение бесхитростное, но, по-моему, точное. «Не мерою дает Бог Духа» (Ин. 3: 34).

Дорогие братья и сестры!

От всего сердца делюсь с вами своим опытом паломника Cерафимо-Дивеевского монастыря.
Делаю это исключительно для того, чтобы вы не повторяли тех ошибок, которые делала я и которые бессознательно совершает большинство горожан, впервые собираясь в паломническую поездку в Дивеево.

Ошибка 1. «Поболтать в дороге - не грех»

Сев в автобус, мы, как правило, начинаем шумно устраиваться и разговаривать на житейские темы с попутчиком.
Удержитесь от этого, если сможете.

Главное, что вам потребуется в пути - это настроить свое сердце на кроткий и благостный лад, в противном случае вы вряд ли хорошо осознаете то, за чем, ради чего едете. Чтобы это у вас получилось, сделайте в дороге 3 важные вещи.

1.МОЛИТЕСЬ. Но молитесь ровно столько, сколько можете, чтобы понимать смысл молитвы. Когда сознание стало Вам изменять и Вы почувствовали, что сильно устали, закрывайте глаза и постарайтесь уснуть. Там, в Дивееве, спать Вам придется мало, а трудиться - много, так что копите силы уже в пути.

2.ИЗБЕГАЙТЕ ДОРОЖНОЙ БОЛТОВНИ. Паломник - не турист, отсюда и разница поведения. «Милый дорожный треп» сбивает неподготовленного паломника с нужного настроя души, помните об этом весь путь. Поэтому можете молчать - молчите.

3.Перед поездкой задайте себе ГЛАВНЫЙ ВОПРОС: «Зачем, собственно, я еду в Дивеево и что именно хочу там получить?» Попросить о чем-то? Поблагодарить? Получить благословение? Выздороветь? Будет лучше, если для начала Вы поставите перед собой ТОЛЬКО ОДНУ задачу, сделав ее целью Вашего паломничества (в противном случае в Дивееве Вы будете слишком много суетиться, распыляясь на другие дела).

Ошибка 2. «Кто такой Серафим, я узнаю завтра…»

Если Вы едете в Дивеево впервые и не успели прочитать книги о жизни и подвигах преподобного Серафима, тихонько подойдите к старшему Вашей группы с просьбой рассказать по дороге о батюшке Серафиме. Вам не откажут в просьбе.

В момент рассказа настройте сердце на позитив - жизнь Серафима Саровского столь чиста и удивительна, что Вы быстро почувствуете к нему доверие и любовь.

Постарайтесь «установить личную связь» со святым еще ДО приезда к нему в гости и тогда, скорее всего, он примет Вас с великим вниманием.

Ошибка 3. «Мясо - в сумку, сигареты - в карман…»

Если Вы не смогли попоститься эту неделю перед поездкой в Дивеево, сделайте хотя бы то малое, что Вы в состоянии сделать сейчас: откажитесь на время поездки от мясного, молочного и сигарет. Набитый тяжелой пищей желудок мешает духовной работе.

Отдайте предпочтение легкой еде, овощам или фруктам. Если Вы уже набили сумку мясным, выложите все это ДО посадки в автобус, чтобы не было соблазна.

Откажитесь также в поездке от привычки пить пиво, курить сигареты и красить губы или глаза. Там, в Дивееве, никому нет дела до того, как Вы выглядите, так что потерпите с этим делом до дома. Свой сознательный отказ от вредных привычек объясните себе как «маленький подвиг во имя Преподобного Серафима» (который, к слову, тоже не курил, не ел мяса и уж, конечно, не красил губы…).

Ошибка 4. «Не уверен, что смогу…»

Приехав к святому источнику Серафима, часто можно слышать: «Ой, вода холодная, не уверена, что смогу окунуться 3 раза, да еще «с головой»».

Мысли - материальны, поэтому не стоит произносить вслух таких слов! Тогда вы обязательно сможете.
Источник, к которому вы приедете, излечивает даже очень сильные хвори, оттого и едут к нему со всего света. И это просто чудо, что у Вас есть возможность туда попасть!

Вот несколько полезных советов.

1. Перед купанием попросите старшую группы объяснить, как именно нужно купаться, как правильно складывать руки и что при этом говорить.

2. Договоритесь заранее с кем-нибудь, чтобы в момент выхода из воды Вам подали бы руку - часто бывает, что человек после купания выходит, не помня себя.

3. Возле святого источника есть икона Преподобного Серафима: перед купанием подойдите к ней и «пошепчитесь» с батюшкой. Попросите у него силы и решимости.

Перед спуском к воде скажите: «Господи, помоги!» (либо: «Батюшка Серафим, помоги!») и спускайтесь в воду, раскрыв сердце чуду исцеления, а не страху намочить голову.

4. Войдя по пояс в воду, не стойте в неуверенности - от этого только холоднее - соберитесь с духом и быстро окунайтесь! При первом погружении у Вас захватит дух, однако это - нормально и никто от этого не умирал. Стало быть, и Вы не умрете. Напомню, пусть Вам подаст кто-нибудь руку, когда Вы будете выходить из воды.
Через 3 минуты после купания вы почувствуете, как тело наливается жаром. И уже не холодно, а жарко и радостно.
Тщеславным людям, с высокой степенью гордыни, такое купание особенно полезно, знаю это по себе.

Ошибка 5. «Хочу все сразу»

Главная суета обычно начинается, когда Вы окажетесь на территории многолюдного Дивеевского монастыря.
Самое трудное здесь - не поддаться этой суете и не сорваться на осуждение других людей, которые, может быть, делают что-то не так, как Вам бы хотелось. Соблазн осуждения тут велик - ведь вокруг суетятся такие же, как и мы, люди, приехавшие из больших городов… Вот несколько добрых советов.

1. НЕ ЗАНИМАЙТЕ по три очереди сразу (одну - к мощам Серафима, другую - за свечами, третью - на обзорную экскурсию), иначе Вы снова собьете сердце с нужного настроя. Сначала купите свечи и подайте записки, а потом уже занимайте очередь к мощам. Тогда Вам не придется бегать туда - обратно, договариваясь в очереди, что «Вы здесь стояли».

2. Если Вы не подготовили ДО отъезда поминальные записки («о здравии», «об упокоении»), это можно сделать и в автобусе, по дороге в Дивеево. В этом случае у Вас будет больше времени вспомнить всех, кого бы Вы хотели помянуть. Если Вы будете заполнять записки у Храма, людская толкотня будет мешать Вам сосредоточиться и Вы обязательно кого-нибудь забудете помянуть.

3. Будет очень уместно, если вместе с Вашими поминальными записками Вы закажете от своего имени благодарственный молебен Преподобному Серафиму - это будет формой Вашей личной благодарности святому старцу.

4. Покупку сувениров для домашних лучше всего оставить на день отъезда. Там, в Дивееве, преподобный Серафим незримо помогает людям сделать все, что требуется.

Ошибка 6. « О вреде стахановщины»

Многие думают, что чем больше в Дивееве они сделают дел, чем больше купят свечей и чем больше искупаются в источниках (в Дивееве их несколько), тем больше «дополнительной» благодати Божьей они получат.
Я видела в Дивееве паренька, который вместо 3-х раз окунался в источниках по 10 раз подряд, и видела даму, которая целовала в Муромском храме все без разбора иконы (не заметя среди них картину Страшного Суда с нечистым в центре). Результат - паренек по дороге домой начал чихать, а облобызавшая иконы дама приехала домой очень расстроенная, узнав, что расцеловалась с лукавым духом.
Не берите количеством купленных свеч, поклонов или иконоприкладываний: подходите к тем иконам, которые Вы знаете, на молитвы которым отзывается Ваше сердце.

Напоследок поделюсь с вами, братья и сестры, некоторой информацией, которая, возможно, пригодится и Вам.

О причастии и исповеди в Дивееве

Как рассказали мне московские священнослужители, причастие и исповедь в Дивееве - не обязательное (но желательное) христианское таинство.

Учитывая, что в Дивееве на выходные всегда приезжает особенно много паломников и что на службах там многолюдно, Вы не совершите греха, если исповедь и причастие перенесете в тот храм, куда обычно ходите в своем родном городе. (Либо решите просто исповедоваться в Дивееве, без причастия).
К тому же, в Дивеево давно уже имеется проблема, связанная с нехваткой священнослужителей. Поэтому в воскресные и праздничные дни 4-5 священнослужителей просто не в состоянии принять всех страждущих исповеди и причастия (замечу, что, несмотря на огромное количество народа, батюшки всегда «принимают без очереди» на исповедь монахинь местного монастыря, так что шансы попасть на исповедь и причастие в выходные дни у Вас явно невелики).

Если же Вы решительно настроились на исповедь и причастие в Дивееве (а это значит, что Вы постились, читали утром и вечером молитвы, очищали с помощью раскаянья свою душу от грехов, удерживались в последнее время от обид, осуждения и тд), будьте готовы к тому, что Вам придется стоять службу при ОЧЕНЬ большом скоплении народа, в духоте и тесноте. Часа эдак 2-3, не меньше.

Наверное, об этом стоит подумать тем, у кого есть проблемы с сердцем или ногами. В этом случае не забудьте заранее положить в карман лекарства быстрого действия.

Чтобы дать возможность исповедоваться всем паломникам и при этом не психовать по поводу времени ожидания, Вы заранее, пока стоите в очереди, мысленно продумайте все, что хотите сказать на исповеди. И, конечно, предпочтите болтовне молитву! Придя на службу, держитесь по возможности ближе к клиросу, либо правого крыла Храма - там всегда бывает на месте священник, готовый выслушать Ваше покаяние.

Если Вы не слишком опытный в деле исповеди христианин, не сердитесь за следующие советы, которые даю Вам, прежде набив немало шишек на том же самом...

Исповедник должен принести на исповедь не список грехов, а искренне покаянное чувство, не детальный рассказ о своей жизни, а сокрушенное сердце. Знать свои грехи - еще не значит каяться в них. Поэтому не стремитесь на исповеди только перечислять грехи, постарайтесь пережить их еще раз и раскаяться в них - в этом и есть суть исповеди.

Грехи обычно вспоминают, начиная с 7-летнего возраста (опытные люди говорят, что именно их мы обычно сбрасываем со счетов, считая пустяками).

Для облегчения этой большой работы можно воспользоваться листком бумаги, на котором (хоть даже и по пути в Дивеево!) можно записать все Ваши некрасивые мысли и поступки, о которых Вы хотели бы рассказать. Не стоит писать общих фраз типа «гордыня», стоит вспомнить конкретные ситуации, в которых Вами была проявлена эта самая «гордыня». Нельзя также превращать исповедь в осуждение своих родных и близких (типа: «У меня муж - пьяница, сын - безбожник…»). Став перед духовником, Вам нужно позаботиться, чтобы исповедь была без ложного стыда и отговорок. Когда описываемый Вами грех станет Вам противен и Вы почувствуете раскаяние - цель Вашей исповеди достигнута. Можете также передать для прочтения эту бумажку священнослужителю. Но помните, что только рассказывая о грехе лично, Вы сможете через стыд подойти к раскаянью. Поэтому не стоит искать в этом случае «легких путей».

Если Вы запланировали хождение по Канавке, также получите у этого священника разрешение на приобретение четок - они помогут Вам вести счет молитвам (см.ниже «О Канавке»).

О святых мощах Преподобного Серафима

Если вы едете в Дивеево на выходные, скорее всего, к мощам Преподобного будет стоять длинная очередь. Вставайте в хвост и не бегайте по церковным лавкам.
Заняв очередь к мощам Батюшки Серафима, НЕ БОЛТАЙТЕ в очереди, а читайте лучше молитвослов, а еще лучше - Акафист Серафиму. (Акафист можно купить в любой местной лавке.)
Помните, что своими праздными разговорами Вы будете мешать молиться другим, да и сами не сможете настроиться на должный лад.

Найдите время подумать, как Вам лучше себя вести у мощей: просить ли чего, или просто благодарить (что лучше, но используется, увы, реже).

И в том, в другом случае сосредоточьте свою мысль - там, у гроба, вам будет дано не более 1 минуты!
Можете приложить к гробу Преподобного Серафима что-либо особенно для Вас дорогое: считается, что Серафим благословляет все, что Вы к нему прикладываете.

О Канавке

Говорят, что, идя по Канавке, каждый должен прочитать молитву «Богородица Дева, радуйся!» 150 раз.
Самое трудное здесь - читать молитву без спешки, вдумчиво, не торопясь попасть куда-то еще.
Перед тем, как взойти на Канавку, приобретите длинные четки (они продаются в местных лавках) - так Вам будет легче вести счет молитвам. Только прежде не забудьте получить у священнослужителя разрешение на приобретение четок!

Земля с Канавки - целебная. Поэтому будет хорошо, если и Вы прихватите горсть целебной земли домой. Сделайте все это интеллигентно: заранее запаситесь целлофановым пакетом и набирайте землю в конце Канавки, в специально отведенном для этого месте, которое Вы обязательно там увидите. Не подкапывайте Канавку в других местах, это запрещено.

О Муроме

На обратном пути Вы проедете днем через Муром - маленький русский городок с довольно занятной историей и излишне монументальным Ильей Муромцем у реки.

Вас обязательно завезут в местные храмы, о которых расскажут по дороге.
Советую Вам обратить особое внимание на мощи святых Петра и Февроньи - главных покровителей всех семей. Если у Вас есть проблемы в семье, сделайте главную ставку именно на этих святых. Их мощи покоятся в Женском Монастыре.

Не знаю, как поступите Вы, но я лично всегда отрываюсь от группы, желающей за час остановки объять необъятное, и сразу иду «в гости» к Петру и Февронье. Чтобы молитва у мощей была искренней и жаркой, чтобы успеть спокойно, без нервов, отстоять очередь, дабы подать требы (записки), чтобы иметь возможность после всего этого посидеть на лавочке и спокойно почитать Акафист этим святым, у Вас должно быть достаточно времени. Так что выбирайте сами, превращать ли остановку в Муроме в экскурсионную гонку по святым местам, или в приложение «с чувством, с толком, с расстановкой» к мощам главных покровителей всех семей.

И последнее.

Будучи в Дивееве четыре раза, я поняла простую до гениальности вещь: в один приезд ВСЕ здесь охватить невозможно. Да, наверное, и не нужно. Сделайте поездку радостью для Вашей души. Для этого я искренне желаю Вам:

Не суетиться в пути
- не осуждать ближнего
- не пускаться в праздные разговоры
-не распыляться на все и сразу
- не забывать о главной цели вашей поездки

И да поможет вам Бог исполнить то, что Вы хотите сделать в Дивееве!

С любовью к Вам, Паломница Татьяна

Текст одобрен настоятелем Храма Всех святых протоиреем Артемием Владимировым (Москва)

Если молитвы эти произносятся не устами только, но и сердцем, если языком вашим движет внутреннее благоговение, живое сердечное сокрушение о грехах в надежде на милосердие Божие, то они проникают небеса, долетают до престола Господа Саваофа и преклоняют Его милосердие к вам...

На фотографии Ярослава Харкевич польские православные паломники поднимаются по лестнице к храму. На вершине Секирной горы. Соловки-2005.

Слово в дорогу на Соловки...

Благо нам, если в таком полном сознании своей виновности и безответности пред Богом мы поспешим скорее в судилище покаяния... исповедуя со всею искренностию и подробностию все свои согрешения; если даем при этом твердый и решительный обет... отселе переменить себя совершенно, начать жизнь богоугодную, чистую, святую вместо прежней - греховной, богопротивной, нечистой; и благо нам, если по благоговейно-трепетном приступлении к чаше Господней мы уже вступим на это новое поприще святой деятельности христианской. Если и вы так уже поступили, братие и сестры, то... труд хождения вашего не напрасен... Вы возвратитесь отселе с залогом жизни новой, жизни для Бога, для вечности, для Царствия Небесного.

Автор не известен . Слово напутствия. )

Тот... ходит или странствует по святым местам благоразумно, с мудростию, кто находит в этих местах средства или побуждение... устроять душу свою и жизнь свою для будущего века... Как часто эти... бесконечные суеты мирские опутывают людей сетьми своими до последней крайности! К стыду людей, должно сказать, что подчас они забывают Самого Бога, виновника жизни и всякого блага, вовсе не радят о своей душе... о суде и будущем воздаянии и живут как бессловесные, неразумные, немудрые...

Благоразумно, мудро поступают те, кои [еще в пути]... вдали от мятежа человеческого - наедине только с собою, - усердно беседуют со своею совестию, - беседуют о жизни, во грехах проведенной, о Боге - Судие и Мздовоздаятеле... Мудро поступают эти странники, когда, достигнув святых мест, ознаменованных особенным присутствием благодати Божией или прославленных подвигами жизни и чудотворениями святых мужей, дорожат здесь каждою минутою, каждым обрядом и священнодействием Церкви, чтобы употребить их во благо своей души, привлечь на себя благодать, даруемую свыше. Благо вам... если, исполняя здесь свои обеты, прославляя или благодаря Господа за Его милости к вам временные, молясь о своих родных и близких - живых и умерших, вы умеете изливать притом душу свою пред лицем Господа Всеведущего, умеете высказать пред Ним все горе томящейся души вашей... Эти внутренние тяжкие стенания сердца, происходящие от живого сознания "множества содеянных" вами "лютых", не отвергнутся здесь милосердым Господом...

Если молитвы эти произносятся не устами только, но и сердцем, если языком вашим движет внутреннее благоговение, живое сердечное сокрушение о грехах в надежде на милосердие Божие, то они проникают небеса, долетают до престола Господа Саваофа и преклоняют Его милосердие к вам... Благо нам, если в таком полном сознании своей виновности и безответности пред Богом мы поспешим скорее в судилище покаяния... исповедуя со всею искренностию и подробностию все свои согрешения; если даем при этом твердый и решительный обет... отселе переменить себя совершенно, начать жизнь богоугодную, чистую, святую вместо прежней - греховной, богопротивной, нечистой; и благо нам, если по благоговейно-трепетном приступлении к чаше Господней мы уже вступим на это новое поприще святой деятельности христианской. Если и вы так уже поступили, братие и сестры, то... труд хождения вашего не напрасен... Вы возвратитесь отселе с залогом жизни новой, жизни для Бога, для вечности, для Царствия Небесного.

Очевидно теперь и то, кто из странников "ходит якоже немудрый". Это тот, кто странствует, не имея в виду содействовать спасению души своей, без мысли о Боге, о грехах своих... тот, кто странствует из пустого любопытства, для развлечения, от скуки, по охоте к праздности, по привычке к жизни на чужой счет и по другим недостойным причинам. О да помилует Господь благодатию Своею и этих странников... и да наставит их ими же весть судьбами на путь истины и спасения.

К вам же, странники богоугодные... обращаемся еще со словом предостережения. Как вам поступать далее, чтобы сохранилась крепость и возрастала начатая вами здесь новая жизнь?.. Садовник огораживает свое деревцо молодое, а иногда и прикрывает, дабы неблагоприятные действия внешних стихий не повредили его... Вы положили твердое намерение не грешить... Оградите же это намерение... измените ваши прежние обычаи... обуздайте владевшие вами страсти, дайте новый строй вашей жизни... бегите от всего, что возбуждало в вас греховные желания, - от соблазнительных предметов, лиц и вещей... иначе росток новой, духовной жизни заглохнет в вас, как растение под вредным влиянием жара, холода или росы злокачественной. Садовник, огородив свое молодое растение, поливает его, питает... Питайте и вы новый росток жизни вашей чтением и слушанием слова Божия и писаний отеческих... искреннею беседою с единомысленными вам, опытными в жизни духовной людьми... частым... хождением в церковь Божию на Божественные службы, питайте молитвою усердною и дома, в молитвенном уголке вашем. Питайте деланием добра при всяком случае ближним вашим, питайте всеми подвигами терпения, самоотвержения, любви. О, тогда ваша жизнь духовная будет как древо, насажденное при исходищах вод... В противном случае она заглохнет и замрет вовсе, как древо - на сухой и песчаной земле... Рассеянность, пристрастие и многозаботливость - три злейших врага души нашей, скоро повергающие ее в самозабвение, нерадение, беспечность. В недоумениях обращайтесь к духовным отцам своим - "вопросите старцы - и рекут вам". Паче же обращайтесь с теплою молитвою к главному Вертоградарю и Питателю нашего духовнаго сада - Господу нашему Иисусу Христу и предайте Ему души свои всецело. Молитесь и предайтесь также Пречистой Его Матери, Заступнице христиан, и святому ангелу-хранителю и всем святым. Они вас не оставят: они знают, как и каким путем вести нас к совершенству в христианской жизни, и если пойдем за ними, то они же введут нас и в вечное Царство Божие. Аминь. (Автор не известен . Слово напутствия. Духовная беседа. 1865. № 19. С. 513-519. Цит. Соловецкий календарь. 1999. )

Проблемы Соловецких паломников

"Возникающие недопонимания между представителями Церкви и государства на Соловках, на мой взгляд, объясняются тем, что сегодня государство поощряет главным образом организацию туризма. При этом развитие паломнического сектора не включено в федеральную программу. Получается, что на государственном уровне нет координации развития туризма и паломничества. Подобная ситуация уже привела к привнесению на острова духа, чуждого самобытности монастырской жизни и памяти пострадавших в ГУЛАГе. Кроме того, программы, нацеленные на развитие туризма , ведут к созданию индустрии "эстетических развлечений". Ориентация туризма на богатых людей уже сегодня приводит к поднятию цен на транспортные услуги и проживание. Это создает дополнительные препятствия для малоимущих граждан России, которые желают совершать паломничество и ознакомительные поездки к общенациональной святыне". (. Из Обращения к министру культуры РФ М.К.Швыдкому)

Тем, кто едет на Соловки
Туризм Паломничество Транспорт на Соловки Как добираться? Рассказы туристов
Истинным пилигримам

"Настоящий паломник вряд ли назовет себя туристом... он меньше всего интересуется многообразием окружающего мира, и путь к святым местам для него - больше явление внутренней географии, чем внешней...

"Истинные" паломнические путешествия организуются в Москве при некоторых православных церквях (как "Святая Русь" при Николе в Хамовниках) или организациях - при газете "Православная Москва", например, эти маршруты существуют уже 5 лет... Большую программу весной-летом этого года предлагает и паломническая служба "Радонеж" - около 50-ти маршрутов, начиная от четырехчасовой экскурсии "Чудотворные иконы Москвы" (40 руб.) до восьмидневного путешествия в Соловецкий монастырь - от 1.671 рубля " (Леонид Тарасов . Паломники. "Iностранец", Москва, 14.04.1999 ).

Не иссякает поток паломников в Соловецкий монастырь

Не иссякает поток паломников на Соловки. "Едут посмотреть святые для русского человека места не только обеспеченные иностранцы из Европы, Америки и Азии. Накануне праздника всех соловецких святых, отмечаемого ежегодно прихожанами 22 августа, в Кемь специальным автобусом прибыла большая группа верующих из Крыма . Проделав трехтысячный путь с юга на север, паломники из Одессы и Севастополя 18 августа благополучно высадились на именитых островах." (Александр Гапонов . Не зарастает народная тропа. "Карелия", Петрозаводск, 25.08.1999 ).

Памяти Соловецких узников

"Памяти узников ГУЛАГа посвятила свое путешествие на Соловецкий архипелаг группа питерских паломников , многие из которых когда-то сами этими узниками и были . На теплоходе "Онего" они отправились по Беломорско-Балтийскому каналу через Медвежьегорск, Сандормоху , Заонежье, Беломорск и другие города Карелии к Соловецким островам в Белом море. Акцию благословил епископ Карельский и Петрозаводский Мануил. По пути следования на двух шлюзах они водрузят поклонные кресты в память о мучениках за веру Христову и всех узниках ГУЛАГа, чьим каторжным трудом в 30-х годах строился Беломорско-Балтийский канал". (Людмила Безрукова . Дорогой мучеников. "Труд", Москва, 27.08.1999 ).

Рассказывают, что...

В старые времена, когда паломники плыли на Соловки для поклонения соловецким святыням, они останавливались в Кижах. Это было место, где отдыхали, пополняли силы и снова плыли дальше на Соловки...

В Государственном Эрмитаже есть стенд, посвященный паломническим поездкам: удивительные святыни, привезенные православными путешественниками из далеких и близких святых мест: из Палестины и с Соловков. Кстати, есть в музее и макет Соловецкого монастыря, выполненный в начале прошлого века мальчиком-обетником, трудившимся в святой обители. Монастырь, изготовленный талантливыми детскими руками, вполне узнаваем. (Архангельский епархиальный вестник. 13.04.2004)

Новые кресты на Соловках

Справки Вы можете получить в Паломнической службе Соловецкого монастыря

164070, Архангельская обл., пос. Соловецкий, Соловецкий монастырь.
Тел/Факс: +8.818.359.0298 (спросить паломническую службу)
Моб. +7.911.575.8310
[email protected]

Соловецкое подворье в г. Кемь
186601, Республика Карелия, г. Кемь, пос. Рабочеостровск, ул. Портовая, д. 8.
Тел: +8.814.583.5368
Возможен ночлег на подворье за пожертвование.

Путь к Богу...

Непросто рассказывать о глубоко личных, сокровенных переживаниях - даже хорошему другу, еще сложнее писать об этом на газетных страницах... Богатырев Михаил. "Соловецкий магнит" . 2010 год. Соловки.

Община мусульман! Вслед за священным месяцем Рамадан настали месяцы хаджа. Желающие посетить святые места получили возможность осуществить свою мечту.

Получили возможность выполнить обряды хаджа, которые Всевышний Аллах сделал фардом для мусульман, возможность заслужить там своим безупречным поведением большие награды и вернуться домой чистыми и безгрешными, подобно тому, какими они были в тот день, когда их мать родила.

Тот, кто добьётся этого, получит то, о чем говорил наш досточтимый Пророк e. Вот, что он говорит: «Наградой для совершившего безупречный хадж человека, может быть только Рай». (Бухарий).

Община мусульман! Совершение хаджа является одним из основных столпов Ислама. Он так же обязателен для верующего, как и исполнение пятикратного ежедневного намаза, соблюдение поста в месяце Рамадан, выплата закята с имущества.

Не позавидуешь тому, кто ушел из этой жизни, не совершив Хаджа, хотя у него и были возможности для этого. Передают, что выдающиеся ученые как Сагьид ибн Джубейр, Муджахьид, Тъауус высказывались против того, чтобы совершать заупокойную молитву над теми, кто пренебрег этим предписанием Аллаха.

А когда у одного ученого умер богатый сосед, он не встал в ряды молящихся над ним из-за того, что тот не совершил хаджа, хотя были возможности.

Так же дошли до нас слова Ибн Гьаббаса (да будет довольство Аллаха над ним): «Умершие с долгом по закяту или без совершения хаджа, будут просить, чтобы их еще раз вернули к жизни на земле»

Община мусульман! Как бы печально это не звучало, но тогда как одни возвращаются из мест совершения хаджа с заработанными многочисленными благами, другие везут с собой горе, и даже могут заслужить огонь Ада своими деяниями во время паломничества.

Так вот, чтобы не оказаться в группе людей, которые просто собрались вместе, а быть с теми, кто приехал с намерением совершить хадж, необходимо основательно и всесторонне подготовиться к такому важному делу.

Самое главное – это упование на Аллаха Всемогущего, на то, чтобы ОН поддержал намерение, облегчил трудности, сохранил здоровье.

Предпосылкой для поддержания Аллахом намерения о хадже является в первую очередь то, что средства, на которые совершается хадж, должны быть заработаны честным трудом, из дозволенного источника.

Из хадисов дошло до нас, что в случае, когда хадж совершается на честно заработанные средства, ангелы просят о благословлении паломников, а в противном случае они ругают их. Тъабараний «аль-мугьджам аль-аусат».

Желаешь благополучия от Всевышнего, сам тоже проявляй активность; хочешь, чтобы Аллах поддержал твое дело, тогда и сам не будь пассивным, а будь живым, деятельным. Стоит подумать о тех, кто будут твоими спутниками в эти дни.

Если не хочешь вернуться с пустыми руками, не заработав никакого блага, не бери себе в спутники тех, кто не знает ничего о хадже и не придает значения его обрядам. Еще страшнее, чем пустые руки, это — когда ты возвращаешься запачканный новыми грехами. Если не хочешь такой участи для себя, тогда не связывайся с безнравственными, не сторонящихся грехов людьми.

Помимо этого не стоит отправляться в хадж, не ознакомившись с порядком его совершения. «Кто не знает что такое Риба, пусть не приходит на наш рынок», — говорил Гьумар (да будет довольство Аллаха над ним). Это значит то, что, не разобравшись в деле, не берись за его исполнение, не греши сам, и не принуждай других к греху!

Сколько недозволенных, предосудительных действий совершается там из-за невежества, незнания паломниками правил совершения обрядов хаджа. Ответственность за это в первую очередь ложится на тех, кто берет на себя обязательства по доставке людей в эти святые места.

Хадж подобен намазу. Суть намаза заключается в том, чтобы совершать его с должной богобоязненностью и жить, охраняя себя силой, которую черпаешь из непосредственного общения с Творцом (хвала Ему!). Точно также обстоит дело и в хадже: не совершил его с должной богобоязненностью, с адабом, с высокой нравственностью – значит, ты растерял цену своего хаджа.

Хадж – это святое дело, и совершается он в святых местах, свято так же и время, в которое он исполняется. Все эти моменты необходимо глубоко прочувствовать и не забывать об этом ни на мгновение ока!

Почитающий то, что почтил Аллах Тагьаля и сам заслуживает почтения. Да удостоимся и мы такого почтения! Да облегчит Аллах тяготы тех, кто в этот раз намерился посетить эти святые места! А тем, у кого желание попасть туда пока не совпадает с возможностью, пусть Аллах воздаст добром за их благие намерения в этой жизни и в Ахъырате!

Зачем нужен церковный этикет

Поздравления православных людей друг друга с христианскими праздниками, в том числе и поздравления письменные, - это давняя традиция.

Но годы безбожия, столько лет царившие в нашей стране, прервали немало традиций, стерли из памяти людей то, что раньше каждый человек знал с детства, что было естественным и само собой разумеющимся.

Утеряны и теперь с трудом восстанавливаются правила поведения, которые в продолжение веков складывались в церковной среде.

Незнание, казалось бы, самых простых вещей - как правильно обратиться к священнику, как поздороваться и как попрощаться, как должны верующие люди - братья и сестры во Христе - приветствовать друг друга - все это становится порой для новоначальных серьезной проблемой.

Каждый из нас, сегодня пришедших к вере, знает на своем опыте, как сковывает, мешает и зачастую даже лишает духовной радости незнание правил церковного этикета. Вот только один пример из горького опыта новоначальных. Многие, начав ходить в храм, лишали себя священнического благословения только потому, что не знали, как это правильно сделать, что сказать, в какое время лучше подойти к батюшке, как себя вести после благословения.

Как правильно поздравить с тем или иным христианским праздником? Как правильно оформить письмо или письменное поздравление, особенно если оно адресовано духовному лицу?

В море православной литературы, издающейся сейчас, практически нет ничего на эту тему.

Обращение к духовенству

В православии существует три степени священства: диакон, священник, епископ. Диакон - помощник священника. Он не имеет той благодатной силы, которая дается в Таинстве рукоположения во священника, но за советом и молитвой к нему можно обращаться.

К диакону нужно обращаться со словами «Отец диакон». Например, «Отец диакон, вы не подскажете, где найти отца настоятеля?» Можно называть по имени, но обязательно в сочетании со словом «отец». К примеру: «Отец Александр, будет ли завтра вечером исповедь?» Если говорят о диаконе в третьем лице, употребляют следующие формы: «Отец диакон говорил сегодня…» Или: «Отец Александр сейчас в трапезной».

Формы обращения к священнику

Существует несколько форм обращения. В русской православной среде есть давний обычай ласково называть священника батюшкой. Часто к нему так и обращаются: «Батюшка, можно с Вами поговорить?» или, если о нем, то говорят: «Батюшка сейчас совершает требы», «Батюшка вернулся из поездки».

Кроме этой, разговорной, формы, есть другая - более строгая и официальная, к примеру: «Отец Михаил, разрешите обратиться к Вам с просьбой?» В третьем лице, ссылаясь на священника, обычно говорят: «Отец настоятель благословил…», «Отец Богдан посоветовал…» Не совсем хорошо сочетать чин и имя священника, например: «Иерей Петр», «протоиерей Василий». Хоть и допустимо, редко употребляется сочетание «отец» и фамилия священника, например: «отец Соловьев».

В какой форме - на «ты» или на «вы» - нужно обращаться в церковной среде, решается однозначно: на «вы». Даже если отношения уже близкие, при посторонних проявление в церкви этой излишней фамильярности выглядит неэтично.

Как здороваться со священником

По церковной этике священнику не принято говорить «Здравствуйте» или «Добрый день». Священнику говорят: «Батюшка, благословите» или «Отец Михаил, благословите!» и испрашивают благословение.

Во время периода от Пасхи до отдания праздника, то есть в течение сорока дней, приветствуют словами «Христос Воскресе!», священник благословляет, отвечая: «Воистину Воскресе!» Если вы случайно встретили священника на улице, в транспорте или каком-то общественном месте, если он даже не в священническом облачении, все равно можно подойти и взять у него благословение.

Правила общения мирян

Миряне, общаясь друг с другом, тоже должны придерживаться правил и норм поведения, принятых в церковной среде. Поскольку мы едины во Христе, верующие называют друг друга «Брат» или «Сестра». В церковной среде даже пожилых людей не принято называть по отчеству, зовут только по имени. Имя православного христианина связано с нашим небесным покровителем, и поэтому оно должно употребляться в семье по возможности в полной форме и во всяком случае без искажений, например, Сергей, Сережа, а не Серьга, Серый, Николай, Коля, но ни в коем случае не Кольча, Колян и так далее. Ласкательные формы имени вполне допустимы, но в разумных пределах. Православные люди любят ездить в паломнические поездки по монастырям.

Обращение в монастырях

Обращение в монастырях следующее. В мужском монастыре к наместнику , который может быть архимандритом, игуменом или иеромонахом, можно обращаться с указанием его должности, например: «Отец наместник, благословите» или с употреблением имени: «Отец Никон, благословите». Более официальное обращение - «Ваше Высокопреподобие» - это если наместник архимандрит или игумен, и «Ваше преподобие» - если иеромонах. В третьем лице говорят «отец наместник», или по имени «отец Иннокентий».

К благочинному , первому помощнику и заместителю наместника, обращаются с указанием должности: «отец благочинный» или с добавлением имени «отец Иоанн».

Если эконом, ризничий, казначей, келарь имеют священнический сан, к ним можно обратиться «батюшка» и спросить благословение. Если же они без священнического сана, но имеют постриг, говорят «отец эконом», «отец казначей». К монаху, имеющему постриг, обращаются: «отец», к послушнику - «брат».

В женском монастыре к игумении обращаются таким образом: «мать игумения» или с употреблением имени «мать Варвара», «матушка Мария» или просто «матушка».

В обращении к монахиням говорят: «мать Иоанна», «мать Елизавета».

Обращение к архиерею

К архиерею обращаются: «Владыко» : «Владыко» - это звательный падеж церковнославянского языка: «Владыко, благословите», «Владыко, позвольте…» В именительном же падеже - Владыка. Например, «Владыка Филарет благословил вам…» В официальной речи, в том числе письменной, употребляются иные формы. К епископу обращаются: «Ваше Преосвященство» или «Преосвященнейший Владыко». Если в третьем лице: «Его Преосвященство».

Обращение к архиепископу,
митрополиту, Патриарху

К архиепископу и митрополиту обращаются: «Ваше Высокопреосвященство» или «Высокопреосвяшеннейший Владыко», в третьем лице: «По благословению Его Высокопреосвященства сообщаем вам…» К Патриарху обращаются так: «Ваше Святейшество», «Святейший Владыко». В третьем лице: «Его Святейшество».

Письмо можно начать словами: «Владыко, благословите». Или: «Ваше Преосвященство (Высокопреосвященство), благословите.» В правом углу листа ставится дата и указание святого, память которого чтит в этот лень или другой церковный праздник, выпавший на этот день. К примеру:

Приведем в качестве примера отрывки из письма Святителя к архиепископу Онисиму (Фестинову):

17 июля 1957 года
пос. Петушки Владимирской обл.
Св. благоверного великого
князя Андрея Боголюбского

ВАШЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВО,
ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШИЙ ВЛАДЫКО
И МИЛОСТИВЫЙ АРХИПАСТЫРЬ!

Приветствую Вас с праздником создателя соборного храма и первого собирателя Русской земли. Приветствую и с завтрашним праздником преподобного Сергия, Вашего небесного покровителя.

Нередко слышу о Ваших недомоганиях. От всего сердца желаю, чтобы Господь за молитвы чудотворцев Владимирских и преподобного Сергия уврачевал Ваши недуги и чтобы ничто не мешало Вам участвовать в торжествах нашего соборного храма…

К Патриарху обращаются: «Ваше Святейшество, Святейший Владыко». Приведем часть письма, написанного Святейшему Патриарху Алексию (Симанскому) Святителем .

Его Святейшеству,
Святейшему Патриарху
Московскому и всея Руси
Алексию

ВАШЕ СВЯТЕЙШЕСТВО,
СВЯТЕЙШИЙ ВЛАДЫКО ПАТРИАРХ,
МИЛОСТИВЫЙ АРХИПАСТЫРЬ И ОТЕЦ!

Сыновне приветствую Вас с восьмидесятилетием. Молю Бога, да даст Вам достигнуть старости еще более маститой, и если не достигнуть лет патриарха Иакова, то хотя бы сравняться с годами жизни с его любимым сыном Иосифом.

Молю Бога, да укрепит Ваши силы, духовные и телесные, и да поможет Вам многие, многие годы, до конца дней

Ваших мудро окормлять корабль Церковный, право править слово истины и совершать подвиг молитвенника за Православную и за Русскую землю .

Поздравления с праздниками

Письма и письменные поздравления - древнейшая форма общения православных. Эта традиция идет еще с апостольских времен. Велико и бесценно эпистолярное наследие церковных писателей. Существуют блистательные образцы переписки простых верующих.

«У нас, православных, каждый день праздник», - говорят иногда как бы в шутку верующие. И действительно. Церковный календарь - это сплошной праздник. Письменные поздравления верующих с Пасхой, Рождеством Христовым, престольным праздником или днем Ангела - важное и радостное для каждого христианина событие. Надо знать, что здесь существуют определенные правила, или, точнее, установившиеся формы написания письменных поздравлений к тому или иному празднику. С чего начать такое послание? Если это поздравление какого-либо духовного лица, то надо знать, как правильно к нему обратиться (о чем говорилось выше).

Как поздравить с Пасхой

В ряду Господних праздников праздник Пасхи занимает центральное место, а в ряду всех праздников христианских он «столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды». Все Богослужение и церковные обряды этого праздника особенно торжественны и проникнуты одним чувством радости о Воскресшем.

При конце утрени, после пения «друг друга обымем, рцем братие! И ненавидящим нас простим все воскресением» - все верующие начинают приветствовать друг друга словами «Христос Воскресе» и христосоваться, целуя друг друга в щеку трижды.

Радостное пасхальное приветствие напоминает нам то состояние апостолов, в котором они, когда внезапно пронеслась весть о Воскресении Христовом, с изумлением и восторгом говорили друг другу: «Христос Воскресе!» и отвечали: «Воистину Воскресе!» Взаимное лобызание - это выражение любви и примирения друг с другом, в память всеобщего прощения и примирения нашего с Богом смертью и Воскресением Иисуса Христа.

Весь период от Пасхи до отдания праздника, то есть сорок дней, первыми словами приветствия у христиан являются слова «Христос Воскресе!», а в ответ говорят: «Воистину Воскресе!» Письменное поздравление с Пасхой тоже начинается словами «Христос Воскресе!». Можно выделить эти слова красным цветом. Если вы поздравляете не духовное лицо, а мирянина, лучше всего обратиться так: «Дорогой брат (или сестра) во Христе!» или просто по имени:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Сердечно приветствую Вас, Верочка, родная моя, с Светлым Праздником Воскресения Христова.

Молю Бога, чтобы свет Воскресения всегда озарял Ваш путь. Чтобы Солнце правды - Христос всегда согревал Вас…

К священнику, которого вы близко знаете, можно обратиться «Дорогой батюшка!» или «Дорогой батюшка, отец Иосиф…» Поздравления должны быть искренними и дышать любовью. Высоким образцом могут служить прекрасные, полные духовной радости поздравления отца .

ДОРОГОЙ ВО ХРИСТЕ БАТЮШКА!

Что это за чудесные слова! Как от них изменяется все вокруг нас и в нас самих. В этих словах и победная весть, и призыв к радости, и приветствие любви, и пожелание мира.

Произнося сии радостные слова, простираю свои руки к Вам, чтобы братски обнять Вас вместе с пасхальным троекратным целованием и пожелать Вам светлой радости, крепкого здоровья и сильного духа на служение вечному Архиерею Христу и святой Церкви Его.

Радуюсь вместе с Вами, родными Вашими и близкими о Воскресшем Христе.

Воистину Воскресе Христос!

Пасха Христова
1982 год

Ваш недостойный собрат и убогий богомолец.

Поздравительному посланию с Пасхой могут предшествовать слова из ирмосов, тропарей или песен пасхального канона. Приведем для примера выдержки из некоторых праздничных посланий отца Иоанна:

Светися, светися, новый Иерусалиме…
ДОРОГИЕ МОИ!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! РАДУЙТЕСЯ!

Услышим же сердцем первые слова Воскресшего Спасителя к женам-мироносицам: «Радуйтеся!

Воскресение Твое, Христе Спасе,

Ангели поют на небесех…

…Отроцы благословите, священницы воспойте, людие превозносите Воскресшего Христа во веки…

И вновь пасхальный благовест наполнил мир.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Смерти празднуем умерщвление…

Иного жития вечного начало…

Заканчивается поздравление с Пасхой всегда словами «Воистину Воскресе!», тоже выделенными красным. Торжественны, значительны и задушевны заключительные слова писем отца Иоанна:

Да охранит Воскресший Господь в жизнь вечную каждого делателя на ниве Своей, да умножит их силы и дерзновение в служении и соделает труд их многоплодным .

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

Пасха Христова
1992 год

С братским пасхальным целованием. Ваш собрат и богомолец…

Дорогие мои, веруем же во Свет и сынам Света будем и совостанем со Христом!

Воистину! Воистину!

Воистину Воскресе Христос!

Благодать Воскресшего Господа укрепит вас на пути спасения.

С любовью о Христе Ваш [подпись отца Иоанна (Крестьянкина)]

Поздравления
и поздравительные послания
с Рождеством Христовым

Праздник Рождества Христова по величию воспоминаемого события празднуется торжественнее всех праздников, за исключением Пасхи. Святой называет праздник Рождества Христова «честнейшим и важнейшим всех праздников», «материю всех праздников». Радость этого события так велика, что Церковь издревле постановила весь день праздника сопровождать церковным звоном.

Торжественное прославление Рождества Христова после Богослужения в храмах переносится в жилища верующих.

Во многих семьях к празднику Рождества устанавливают елки. Этот обычай основывается как на словах пророка Исаии о Спасителе: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его» (Ис.11 :1 ) , так и на словах церковного песнопения в честь события Рождества Христова: «Христе - отрасль от корня Иессеева и цвет от него произрос Ты от Девы».

Украшение срубленных веток елок свечами, огнями и сладостями показывает, что наша природа - бесплодная и безжизненная ветвь, только во Иисусе Христе - источнике жизни, света и радости - может принести духовные плоды: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (см. Гал.5 :22-23 ) .

В поздравлениях с Рождеством, в отличие от поздравлений с Пасхой, нет обязательной, освященной веками формулы, с которой бы оно начиналось. Это могут быть слова ирмоса из первой рождественской песни «Христос раждается, славите!»:

ХРИСТОС РАЖДАЕТСЯ, СЛАВИТЕ!

Дорогая сестра во Христе Р.! Мои тебе поздравления с ныне рождающимся Христом и молитвенные пожелания возрастать всю жизнь во Христе в меру возраста Его. Как очистить сердце, чтобы приблизиться к великой благочестия тайне: «Бог явился во плоти?» Желаю тебе помощи Богомладенца Христа в богоугодных делах твоих.

Твой богомолец К .

Приведем одно из поздравлений с Рождеством Христовым святителя Афанасия (Сахарова):

СЛАВА В ВЫШНИХ БОГУ И НА ЗЕМЛИ МИР.

Милость Божия буди с Вами, родная моя Ольга Александровна!

Сердечно приветствую Вас с великим праздником и молитвенно благожелаю. Мир Божий да преисполнит сердца наши, да воцарится он не только в человецех благоволения, в людях доброй воли, но и во всем мире.

Призываю на Вас Божие благословение.

Спасайтесь о Господе .

* * *

Всечестнейшая Матушка игумения со всеми о Христе сестрами!

С великим праздником Рождества Христова поздравляю Вас, матушка, и всех сестер вверенной Вами святой обители.

К сожалению, в наше время поздравления зачастую отправляются и приходят не вовремя. Это дурная и неблагочестивая привычка. Несмотря на то, что Пасхе или Рождеству Христову предшествует многодневный тяжелый пост, а последние дни перед праздниками наполнены хлопотами и заботами - все же это не оправдание. Надо положить себе за правило: поздравлять со святыми праздниками вовремя.

Нужно ли праздновать новый год?

Нужно ли праздновать Новый год? Многие православные люди, особенно из новоначальных, с жаром отвергают этот праздник, тем более что он приходится на Рождественский пост. Они считают, что у православных - другое время и что истинный Новый год может наступить по «старому стилю» только 14 января. На самом деле гражданское новолетие, или Новый год, Церковью не отвергается. Накануне гражданского Нового года совершается благодарственный молебен. Когда-то Новый год в России праздновался 1 сентября и совпадал с церковным новолетием. До сих пор именно в этот день начинается богослужебный круг. Лишь при Петре I гражданский Новый год перенесли на 1 января, как в Европе.

Отвечая на вопрос, нужно ли праздновать Новый год, отец Александр (Шергунов) говорит: «Вообще, это число совершенно условное и, в конце концов, можно было бы выбрать наугад любой день, начиная отсчет нового года именно с него.

Участие в праздновании Нового года - это наше естественное человеческое общение, и мы должны в этом участвовать, как все. Это так же нормально, как если мы называем город именно тем именем, которым он сейчас называется, а не так, как нам хочется.

Новый год для всех людей - особенно теплый праздник. Это - как повеяло весною, это - как весна среди зимы. Все чувствуют торжественность, и зло как бы уходит. Как бы человеку ни было плохо, у него, непонятно откуда, берется надежда, что может произойти чудо, что добро победит. В предновогодние дни человек как будто немного порхает - уже как будто не идет, а летит. Но что означает эта поэзия, откуда эта обновленность, будто каждый из нас не стареет на год, а молодеет на год - больше чем на год? Еще на год сократилась наша жизнь, и, может быть, наступающий новый год будет для кого-то из нас последним годом жизни. Еще на год сократилась наша жизнь, и еще на год приблизились мы к вечности. Вот где разгадка этого праздника. Может быть, юность еще ждет ослепительной новизны земных даров, но зрелость знает, что все повторится. Что было, то и будет, что делалось, то и будет делаться, и «нет ничего нового под солнцем». На земле - утомительная повторность, но с каждым годом мы приближаемся к той вечно новой, бесконечной новизне, которая от Бога, от вечности. Поэтому даже на войне под бомбежками, в смертельной опасности люди не могут не встречать Новый год. «Я хочу дожить хотя бы до Нового года», - говорит безнадежно больной. Не еще один год прожить на земле, а чтобы ощутить эту предновогоднюю легкость и радость. Бессмертная душа каждого человека по природе - христианка и неосознанно чувствует тайну, но только христиане понимают, что это значит. Новый год - это праздник всех людей. Он - как бы Рождество Христово для незнающих Бога. А нам, христианам, дано видеть, как Вечность вступает во время, приоткрывается значимость нашего пребывания на земле и ценность человеческой жизни во Христе Боге.

Столько горя и зла на нашей земле, и мы знаем, что в новом году нам не удастся избежать новых бед. Так хотелось бы хотя бы на время праздника об этом забыть, но это - мир, в котором мы стоим на пороге нового года. Но что бы ни было - в Новый год всем предлагаются дары, каждому дается новая возможность. В Новом годе присутствует какой-то блеск, каждый человек, как сказал один ребенок, чувствует себя немножко елочной игрушкой, он как бы озарен невидимым солнцем. С Новым годом, с новым счастьем!» В Рождественский пост выпадает немало церковных праздников, когда по уставу разрешается рыба и вино. И в Новый год для православного человека нет ничего предосудительного сесть за праздничный стол со своими близкими и выпить с ними бокал вина.

Поздравления с престольными праздниками

Праздничная трапеза

В престольный праздник поздравляют весь приход: настоятеля, матушку, и всех служителей храма, прихожан. В теплой обстановке давно знающих друг друга людей поздравить настоятеля и прихожан можно простым слогом, начав так: «Дорогого батюшку!» (или дорогого отца настоятеля) и всех прихожан поздравляем с престольным праздником - Покровом Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии».

Если же обстановка более официальная, то и слог должен быть строгий, официальный. К диакону, иерею, иеромонаху следует обратиться: «Ваше преподобие», к протоиерею, игумену, архимандриту: «Ваше Высокопреподобие».

За столом в приходской трапезной во главе стола (то есть в торце, если один ряд столов) или за столом, поставленным перпендикулярно, сидит настоятель либо старший из священников. По правую сторону от него - следующий по старшинству священник. По левую - священник по чину. Рядом со священством сидит председатель приходского совета, члены совета, церковнослужители (псаломщик, чтец, алтарник), певчие. Почетных гостей настоятель обычно благословляет трапезничать ближе к голове стола.

Если вы пришли в тот момент, когда большинство собравшихся за столом, то вы садитесь на свободное место, не заставляя всех сдвигаться, или туда, куда укажет настоятель. Если трапеза уже началась, то, попросив прошения, желают всем: «Ангела за трапезой» - и садятся на свободное место.

На праздничной трапезе соблюдают меру во всем: питье, еде, разговорах, шутках, продолжительности застолья.

Поздравления с днем Ангела.
Праздничный стол,
подарки

Именинами называется день памяти святого, в честь которого назван христианин. Другие названия этого дня - день тезоименитства, день Ангела.

День Ангела - особый день. Мы празднуем здесь, на земле, память своего святого, чтобы, как пишет святой праведный , и наши святые «вспомнили и ходатайствовали за нас перед Богом… Дни рождения и именин должны быть преимущественно пред всеми другими днями буднями, обращать сердца и очи к небу, с благодарными чувствами к Творцу, Промыслителю и Спасителю, с мыслию, что там наше Отечество и Отец, что земля не отечество, а место пришельствия и странствия, что прилепляться к тленным вещам безрассудно, грешно… богопротивно, что к Богу надо прилепляться всем сердцем».

Православные люди посещают в дни своих именин храм, причащаются Святых Христовых Таин.

Дома с близкими людьми и гостями совершается трапеза. Смущение вызывает незнание либо гостем, либо хозяином обычной для верующих формы приветствия. Входящий в дом произносит: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас». На что хозяин отвечает: «Аминь». Или гость говорит: «Мир вашему дому», а хозяин отвечает: «С миром принимаем».

Приглашая гостей на такой праздник, желательно серьезно продумать состав гостей. Люди верующие и далекие от веры могут на таком празднике не найти общего языка. Человеку неверующему будут скучны и непонятны разговоры на духовные темы, и в результате он уйдет обиженным и с испорченным настроением. С другой стороны, на почве различного миропонимания могут возникнуть жаркие и даже оскорбительные споры и праздник будет забыт.

Но если приглашенный на пути к вере жаждет духовного, то такие встречи за столом могут пойти ему на пользу.

На праздничной трапезе, поздравляя именинника, обычно поют тропарь его святому, желая помощи небесного заступника. Кроме всего прочего, конечно, желают духовных плодов. И чтобы это пожелание действительно запечатлилось в сердце именинника, важно хорошо продумать заранее поздравительные слова и тосты.

Веселье за дружеским застольем естественно, но оно не должно переходить за грань.

Оживить и сделать полнее, интересней вечер могут хорошие записи духовной музыки или фильм о святых местах, но, разумеется, в меру.

Немаловажно правильно выбрать к такому особому празднику и подарки. Лучше, если они будут духовного плана - иконы, книги, что-нибудь из церковной утвари, сладости, цветы.

В завершение застолья именинник благодарит собравшихся за поздравления, а гости поют ему «Многая лета».

Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносят на ближайшую субботу, воскресенье или же вообще на Светлую седмицу.

При написании поздравления ко дню Ангела не забудьте пожелать самое главное - помощи небесного заступника.

Хочется привести поздравление святителя Афанасия (М. Сахарова), обращенное к известному московскому батюшке, «пастырю безбожных времен», священнику Николаю Голубцову:

Милость Божия буди с Вами, возлюбленный о Господе отец Николай!

Сердечно приветствую Вас с праздником святителя Николая. Горячо желаю, да молитвы святителя Николая хранят Вас на всех путях Вашей жизни, да содействуют Вам в устроении храма души Вашей и Вашей домашней церкви, в Вашем служении притекающим в Ваш храм людям православным.

Приведем еще несколько образцов поздравлений с днем Ангела.

Дорогой, родной, досточтимый и никогда не забываемый отец Владимир!

Сердечно поздравляю Вас с днем Вашего Ангела. Всей душой желаем Вам от Господа Бога здоровья, да укрепит Господь Бог Ваши духовные и телесные силы в подвиге пастырского служения на ниве Христовой на многая лета, многая лета.

* * *

Милую матушку и деток поздравляем с дорогим именинником.

С любовью о Господе всегда молящаяся о Вас духовная дочь.

* * *

Глубокоуважаемый отец Георгий!

Примите сердечные поздравления с днем Вашего Ангела. Да пошлет Вам Господь, молитвами Вашего великого покровителя, здоровье телесное и крепость духовную к ревностному прохождению Вашего пастырского служения.

* * *

Батюшка! Поздравляю Вас с Ангелом - предстателем Вашего спасения. Усердно желая Вам радоваться о Господе, прошу святых молитв Ваших и благословения. Воздаст Вам Господь за любовь Вашу и милостивые приветствия Ваши великою милостию Своею!

Свадебные поздравления и подарки

Торжественно и радостно совершается Таинство брака. От множества народа: близких, родных, знакомых, - от блеска свечей, от церковного пения как-то невольно становится празднично на душе.

После венчания молодых встречают у входа в дом иконой и хлебом-солью посаженые отец и мать или родители. И дальше гости продолжают праздник за столом.

Главным распорядителем на свадьбе является шафер. Вместе с близкой подругой невесты он обходит гостей для сбора денег, которые затем жертвует на богоугодные дела.

Поздравления, тосты и пожелания, которые произносятся на свадьбе в семьях верующих, конечно, должны быть в первую очередь духовного содержания: о назначении христианского брака, что такое любовь в понимании Церкви, об обязанностях мужа и жены по Евангелию. О том, как важно построить настоящую христианскую семью - домашнюю церковь.

Свадьба церковных людей должна проходить в благочестивой обстановке с соблюдением благопристойности и меры.

Письменные поздравления со вступлением в брак содержат в себе те духовные пожелания, о которых писалось выше.

Поздравление может выглядеть так:

Дорогие Константин и Анна!

Примите искреннее поздравление со вступлением в законный брак, душевно желаем вам всех благ и милостей от Господа, Царицы Небесной.

Поздравляйте, братья и сестры, друг друга с нашими православными праздниками, делитесь той несказанной радостью, которую они нам дарят, и пусть наша брошюра поможет вам сделать это достойно и благочестиво.

Мир и Божие благоволение да будет с вами.

Новое на сайте

>

Самое популярное